Разбор картины Репина "Бурлаки на Волге". Разбор картины


Разбор картины Репина "Бурлаки на Волге": suhov077

"Незнание языка символов, неумение видеть художественные тексты и тем более герменевтически их расшифровывать стало в России массовым явлением, самым большим упущением педагогики и основной трагедией личности, хотя на эти темы идет огромный поток научной и художественно-эстетической информации". И.С.Соловьёв </b>

Илья Ефимович Репин написал картину "Бурлаки на Волге" в 1887г., когда революционное движение набирало темп. Знаками и символами художник рассказал:

1. Парусник под левым ветром.(парус –символ революции,"белеет парус одинокий в тумане моря голубом…" М.Лермонтов Парус, как символ революции). 2. Перевёрнутый флаг-символ переворота. 3. У парохода дым под правым ветром, как символ ещё действующих у власти правых сил. 4. Хозяин корабля (корабль символ государства будущего рабочих и крестьян) в красной рубахе. 5. На берегу лежит разорванная корзина (корзина символ тюрьмы, разорванная корзина – следовательно, символ освобождения). Камень, перевязанный верёвкой, символ утопленника, лежит рядом с корзиной. 6. Шестой бурлак (6 – символ раба) в красной рубахе сбрасывает лямку 7. Верёвка, за которую бурлаки тянут корабль, привязана к мачте. В этом случае корабль перевернётся, произойдёт переворот, революция (от англ. revolver - крутить, вращать).

11.97 КБ

В картине есть ещё один маленький символ, говорящий не в пользу революции. За хозяином корабля в клетке сидит русалка и после того, как корабль перевернётся, она окажется в воде, будет на свободе. Женщина в искусстве символ страны. Русалка женщина бесплодная, мифическая, символ утопленника.

Вот так знаками и символами Репин предсказывал ситуацию в стране и за много лет вперёд оказался прав.

Об оппозиции "левые" и "правые" написано немало научных трудов, в том числе и искусствоведческих.

При рассматривании картин и любых других художественных произведений любая композиция рассматривается с точки зрения социально-политической, где формат картины делится на четыре части: левый верх, левый низ, правый верх, правый низ.

Фигуры людей, животных, рыб, насекомых, птиц и т. д. читаются как в натуре, т. е. левая рука, левая нога, левый профиль, правый профиль, но сопоставлять необходимо с основными социально-политическими силами данного года и в данной стране.

"Верх" и "правая" сторона, как правило, означает более высокую престижность, а "низ" и "левая" сторона - более низкую". "Правая рука того, у кого первый помощник, ближайший соратник, главное доверенное лицо кого-либо обычно облеченного властью".

Для всех видов искусства понятия "левые" и "правые" - объективная реальность, как термин условно-символического языка.

Известно, что по случайному стечению обстоятельств санкюлоты (Санкюлоты (Sansculottes), во время франц. революции насмешливое название черни) сходились слева от большого стола председателя, стоявшего по середине, а вторые жирондисты (Жирондисты, политическая группировка (фактически партия) периода Великой французской революции, представлявшая по преимуществу республиканскую торгово-промышленную и земледельческую буржуазию) справа.

Так родились условные понятия "левые" и "правые".

С правым уклоном обычно связывается тенденция к перекладыванию структурно-технологической перестройки в буржуазном обществе на плечи трудящихся, курс левых партий характеризуется поиском демократических путей в решении общественных проблем".

Отсюда и "левые", и "правые" акценты во всех видах искусства.

И при чтении произведений искусства необходимо этими акцентами пользоваться для уяснения идеологически значимого подтекста. Одновременно сопоставляя год произведения с историко-политической ситуацией на родине художника и действиями тех политических сил, которые определяют ситуацию в государстве.

Так же рассматривается свет, ветер и вода, их течение определяет идеолого-политическую ситуацию в государстве. Левые ветры, левые воды и левый свет бывает в революционные годы, а правые - в годы контрреволюций.

Проще выражаясь, - все, что есть в полотне работы любого художника, несет в себе систему символических значений, начиная от заглавия и заканчивая элементами оформления.

suhov077.livejournal.com

Лучший разбор картины Репина - Катаклизмы и повседневность

Сначала надо предупредить тех, кто, как обычно, не могет совладать с большим текстом и скоропалительно сделает вывод о жалкой участи русских бурлаков."Оказывается, бурлаков использовали только в условиях отсутствия ветра. Когда пароходы вытеснили бурлаков, многие мужики, которым нравился такой образ жизни, скучали по нему. И оказывается, бурлаков, а так же женщин, использовали не только в отсталой России, но и в Европе. До 30-х годов 20-го века."http://www.liveinternet.ru/users/levit/post339313415/

Оригинал взят "Один за всех и все за одного" http://nnm.me/blogs/Ghost-13/odin-za-vseh-i-vse-za-odnogo/Бурлаки на Волге — кто все эти люди?!О чем рассказывает картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и почему важна каждая деталь.Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.Когда Достоевский увидел эту знакомую нам с детства картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!»Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.1. БечевникИстоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.2. Шишка — бригадир бурлаковИм становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.«Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.
Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.«Халтурщики»В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.7. «Надзиратель»Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.
8. Косный или коснойКосный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.9-10. Расшива и флагВид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.К порядку полос на флаге относились не силшком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.
11 и 13. Лоцман и водоливЛоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.15. Резьба на расшивеС XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.Бурлаки на Волге. Вид с корабля.

harmfulgrumpy.livejournal.com

Новый разбор картин - и снова Босх:)

ОТКРОВЕНИЕ ГЛАЗАМИ БОСХА

Одна из самых мирных, на первый взгляд, картин Иеронима Босха посвящена Евангелисту Иоанну Богослову. Солнечный спокойный колорит, бесконечные дали на заднем плане, явственное ощущение святости и покоя, созданные кистью самого загадочного живописца мира Иеронима Босха. Все так. Если не брать во внимание название - "Откровение Святому Иоанну Богослову на острове Патмос".

Конечно, нельзя забывать, что названия всех работ Босха - приблизительные, данные исследователями самостоятельно на основе изображенного сюжета. Истинные названия неизвестны. Мы не знаем, как бы подписал их сам Босх, отсюда все возникающие сложности толкования его полотен. Но человек, хорошо знающий священные тексты христианства может приблизиться к разгадке тайн Босха, и примером тому может служить "Святой Иоанн Богослов на острове Патмос". Будем называть его так, ибо это самая верная догадка.

В творчестве Иеронима Босха нет ничего случайного. Даже его имя - это псевдоним: часть "БОСХ" заимствована из названия его родного города - Хертогенбоша. В этом маленьком городе, пронизанном каналами и пропитанном запахом подгнившей воды, вероятно, родился, жил, работал и скончался великий Босх. И каждый день, проходя по главной площади Ден Боша, видел строительство величественного Костела Св.Иоанна.

(c)PIN:-)

Когда Босх женился, вслед за супругой и по обретенному вследствие брака праву, он вступил в тайное религиозное общество Девы Марии, или, как его еще называют, Братство Лебедя. Общество, принявшее Босха, собиралось в красивом доме, увенчанном статуей лебедя с рапростертыми крыльями - оно и поныне там, хотя архивы общества имеют начало в 1318 году, а само Братство существовало еще раньше на том же месте. Со смерти Босха прошло полтысячи лет, но вы и сегодня можете своими глазами увидеть здание, где Босх начал свой внутренний религиозно-художественный путь.

Потому что все нарисованное Босхом - это строгое следование заветам Братства. Чего же оно требовало от своих членов? Помимо филантропии и преданности религиозным догматам, самого главного для христианина - идеального знания Библии. И Босх подтверждал свое членство каждой новой картиной. Отступим от любых алхимических и астрологических символов и посмотрим, как легко читаются некоторые карины Босха, если вы знакомы со священными текстами христианства.

Для начала узнаем поподробнее, кем был Святой Иоанн Богослов - главный герой картины Босха.

Святой Иоанн Богослов - любимый ученик Иисуса Христа. До встречи с Ним, Иоанн был обычным рыбаком и добывал пропитание в водах Генисаретского озера. Именно на его берегах однажды он оставил сети и лодку и последовал за Сыном Божьим. Перед тем, как взойти на Крест, Иисус передал Иоанну заботу о своей матери Марии, что Иоанн исполнил и был с нею до самой её смерти. Когда Мария умерла, Иоанн отправился в Эфес - проповедовать Слово Божье. Там он совершил множество чудес, состоявших в изгнании бесов и воскрешении мертвых.

Когда по всей стране начались жестокие гонения на христиан, Иоанн был схвачен и отправлен по указанию императора Нерона в Рим на казнь. Сначала его попытались отравить, но Иоанн выпил чашу с ядом и остался жив. Тогда его поместили в котел с кипящим маслом, но и тут Иоанн оказался невредимым. Разгневанный властитель применил последнее средство - отправил апостола в ссылку на остров Патмос, где и произошло удивительное событие, называемого Откровением. Вместе с Иоанном отправился и его верный ученик Прохор.

Патмос - небольшой греческий остров на юго-востоке Эгейского моря. Лесов там почти нет, лишь скалы и солнце. Именно в скалах, в одной из пещер, и поселились Иоанн и Прохор. Жизнь их состояла в труде, посте и молитве. Однажды Иоанн положил строгий пост на три дня, и в конце третьего раздался страшный грохот и пещера сотряслась. Прохор в ужасе упал на землю, но Иоанн поднял его и приказал записывать все, что он станет говорить. Первые слова Иоанна были: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель".

Пещера Апокалипсиса, вид изнутри. Убранство сохранилось неизменным со II века.

Это был примерно 67 год н.э. Именно так и было написано Откровение Иоанна Богослова, именуемое Апокалипсисом. Сам Святой Дух говорил устами Апостола.

Но вернемся к картине. Обратите внимание, Босх намеренно не изображает ученика Иоанна - Прохора, ибо Прохор был лишь инструментом. Откровение было Иоанну, и его Босх выносит на передний план. Взгляд Иоанна указывает на то, что картина являлась лишь частью триптиха, правой створкой. Что изобразил художник на центральной панели и на левой створке - неизвестно, они не дошли до наших дней. Несомненно, это было грандиозное по своей сути творение.

Мы не знаем, что происходило на всей поверхности триптиха, но с помощью текста Откровения можем точно сказать, какой момент изобразил художник. Подсказка здесь, в этом маленьком чудище с человеческим лицом.

В тексте Апокалипсиса написано: "Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел."

..."видел"! Обратите внимание! Не только внимал Голосу, но и видел! Значит, это чудище - лишь малая часть того, что видел Иоанн и хотел показать нам Босх. Но что это? Символ? Излюбленный Босховский прием? Фантазия? Текст Откровения говорит четко:

"1 Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. 2 Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. 3 И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. 4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. 5 И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. 6 В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них. 7 По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее -- как лица человеческие; 8 и волосы у ней -- как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. 9 На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее -- как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; 10 у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была -- вредить людям пять месяцев. 11 Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-- еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион."

Вернитесь к фрагменту чудища Босха. Это, безо всякого сомнения, саранча. "На ней были брони, как бы брони железные... у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала... на головах у ней как бы венцы... лица же ее - как лица человеческие". Все это изобразил Босх. Не только внешний вид саранчи из Откровения, но и момент Откровения. Благодаря чудищу в правой части изображения мы понимаем, что Откровение ДЛИТСЯ прямо сейчас. Не уже было, не еще будет, а прямо здесь и сейчас - мы сотворены свидетелями величайшего события в истории христианства.

Саранча не показывает зубов и не нападает - она показана как будущность и до времени скована или не существует.

А в верхнем левом углу мы видим следующее:

Из текста Откровения мы узнаем: "И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд." Исследователь творчества Босза Николас Бом сказал однажды*: "Пока я не прочел эти слова, я не видел луны". И мы не увидели бы, если бы не знали, куда смотреть. А меж тем Босх очень точен: и луна, и двенадцать звезд - вот они.

И здесь мы должны вернуться к тайному обществу, в котором состоял Босх - Братству Лебедя. Все, что он писал, должно было соответствовать его мировоззрению, на которое оказывали громадное влияние религия и требования Братства. "Поклонение волхвов", "Свадьба в Канне Галиллейской", "Святой Иоанн на острове Патмос" - все это картины, написанные в строгом соответствии со священными текстами.

Продолжение следует:)

* Николас Бом - исследователь, автор документального фильма "Загадки Иеронима Босха".Предыдущий разбор "Блудный сын Иеронима Босха" здесь: http://anni-manninen.livejournal.com/696643.html#cutid1

(c)Д.Л.

anni-manninen.livejournal.com

Разбор разбора картины "Кто?" Николая Касаткина от erohov

Буквально два дня назад в "Лиге историков" был пост под названием "Николай Касаткин. Кто?: что на самом деле изображено на картине". Вот он:

https://pikabu.ru/story/nikolay_kasatkin_kto_chto_na_samom_d...

Автор поста в категоричной форме постулирует ряд своих идей по поводу картины, возводя их в ранг непреложной истины. И всё бы ничего, но он кидает несогласных с его позицией в чёрный список, тем самым закрывая возможность для дальнейшего оппонирования. Именно по этой причине я и решил написать этот пост.

Сразу предупреждаю: я не историк, моих знаний по конкретному историческому отрезку недостаточно для собственного детального разбора. Однако их вполне достаточно для разбора некоторых заявлений господина @erohov.

Итак, вот эта картина, для наглядности.

Разбор разбора картины

Что же увидел на ней рецензент?

Более внимательный глаз может заметить, что солдат глуповат — он явился домой в шпорах. Разумеется, шпоры надеваются лишь тогда, когда собираешься ехать верхом. Во всех остальных случаях они нелепы, а на улице еще и опасны для окружающих. Но зато всем видно, что ты кавалерист.

Вторая неочевидная деталь заключается в том, что перед нами скорее горожане, чем крестьяне. Жилище художник изобразил невнимательно, не вдаваясь в подробности; нельзя даже понять, каменный дом или деревянный. Но всё же перегородки не до потолка намекают на то, что на картине изображена так называемая каморочно–клетушечная квартира, обычное жилье городской бедноты. Это обычная крупная городская квартира, чаще всего на верхних этажах или в полуподвале, на задних дворах, большие комнаты которой разделены на мелкие клетушки, не все из которых имеют окна. Перегородки не доходят до потолка, так как иначе клетушке не досталось бы ни отопления, ни вентиляции. Жилище бедное, грязное, обставленное случайной мебелью. Всё выдает нужду.

Начнём со второй "неочевидной" детали: дом, якобы, городской.

Мы сразу видим ошибку в определении перегородки, как элемента именно городского дома. Возможно это покажется бездоказательным, но в моём деревенском доме в Тверской области, построенном сразу после Великой отечественной, в избе присутствуют именно такие перегородки. Они отделяют избу от спальных углов.

То же самое отмечали и другие комментаторы в посте, например:

Также, в книге "Письма русских крестьян. Тексты и контексты, Том 2", встречается упоминание "загородки"- перегородки между комнатами в крестьянской избе, в основном в центральной и северной России.

Второе, что обращает на себя внимание, но начисто игнорируется erohov- это типичная русская печь, которую мы можем наблюдать в проёме справа. Можно даже заметить некую печную утварь, видимо хлебную лопату, прислонённую к печи. При этом сам erovoh утверждает, что перед нами "городская квартира, чаще всего на верхних этажах или в полуподвале". Но позвольте, откуда в полуподвале или на верхних этажах взяться печи?

Ещё одним проигнорированным "разборщиком" элементом является балка на потолке, подозрительно похожая на матицу. Открываем Википедию, читаем:

"Матица — потолочная балка или бревно, являющаяся перекрытием и основой для крыши и стропильной системы. Матица располагалась перпендикулярно к оси «вход — красный угол»."

Т.е. перед нами первый и единственный этаж дома, на что указывают печь и матица. Дом если и не деревенский, то точно одноэтажный, что довольно нехарактерно для "доходных домов" того времени.И наконец- свисающее с лавки в левом углу расшитое по краю полотенце, очевидно- рушник. Вещь, обыкновенная в крестьянской избе, но совершенно несвойственная для городской бедноты.

Следующим в глаза бросается заявление о бедности, грязи и нужде. Попробуем опровергнуть. В левом углу картины мы видим пусть небольшое, но зеркало, а также самовар- признаки достатка. На полу валяется нечто красное, видимо игрушка, и красивый платок, очевидно привезённый солдатом в подарок- вещи, недоступные полным беднякам.Во-вторых, господин erohov выложил свой разбор сразу на несколько сайтов и в комментариях на одном из них он пишет вот что: "oldd, Еще мебель очень нетипичная для деревни. Жилище нищее, но меблировка при этом явно городская. И стол, и стул, и тумбочка сзали — это совсем не обстановка бедняцкой деревенской избы."https://erohov.d3.ru/nikolai-kasatkin-kto-chto-na-samom-dele...Ну что же, вот для сравнения картина художника Василия Максимовича Максимова "Внутренний вид избы".

Разбор разбора картины

Первое, что бросается нам в глаза- та самая "городская" мебель.

Суммируя всё вышеизложенное, мы с высокой долей вероятности можем сказать, что дом всё-таки деревенский, а семья в нём проживающая если и не зажиточна, то явно не бедствует. На это указывают мебель, зеркало, самовар, игрушка.

После этого солдат или же всё-таки казак, у которого, кстати, не видно никаких знаков принадлежности и различия, представленный господином erohov "глуповатым" становится совершенно обыкновенным деревенским мужиком, то ли вернувшимся из армии, то ли прибывшим на побывку, то ли просто отпросившимся из своего расположения. Он прискакал домой, слез с коня и вошёл в избу, естественно не озаботившись перед этим снять шпоры, ради удовлетворения критиканства позднейших толкователей.

На этом разрешите считать мой разбор разбора картины "Кто?" Николая Касаткина от @erohov законченным. Разбирать и критиковать его выводы относительно законов я не намерен, в виду недостаточного знания истории того периода, но мимо явной некомпетентности в оценке изображённого дома и неадекватности самого erohov, в качестве полемического оппонента, пройти не смог.

P.S. Сам Ерохов в комментарии, очевидно, не придёт, поскольку закинул меня в ЧС.

funon.cc

Рисование в школе - В. Н. Кожухов

Уроки по показу и разбору картин

На показ картин и разбор их («чтение картин») по программе отводятся отдельные уроки. Разбираются три-пять произведений на каждом таком уроке. Подбор картин производится по определённой тематической связи.

Мы берём один из уроков «чтения картин», на котором в III классе нужно разобрать три произведения выдающегося русского художника В. М. Васнецова: «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке» и «Витязь на распутье».

Как говорилось выше, репродукции с этих произведений должны быть крупного размера и в красках. При отсутствии картин такого размера можно пользоваться и небольшими репродукциями включительно до открыток. Показ в этих случаях производится путём обхода рядов парт с данными небольшими репродукциями. Вывешивается в классе одна из картин, например «Алёнушка». После вывешивания не следует сразу же приступать к разбору, а дать детям 1—2 минуты для того, чтобы они сосредоточили своё внимание на картине и ознакомились с основным содержанием её.

По картине «Алёнушка» ведётся, примерно, такая беседа: Кто изображён на картине? Какая поза у девушки? Где она сидит? Какое время года и время дня показано на картине?

Ответы учащихся должны характеризовать содержание картины: на картине изображена крестьянская девушка, что видно по её костюму; она босая, сидит она на большом камне около лесного озера. Девушка сложила на коленях свои руки и грустно опустила голову. Взгляд её задумчивый, печальный. Кругом густой лес. Опавшие жёлтые листья на воде и на земле говорят о том, что время года — ранняя осень. Кусок неба в верху картины, окрашенный в бледнооранжевый цвет, показывает вечер.

Большинство детей знает популярную народную сказку «Алёнушка и братец её Иванушка». Учащиеся поймут грусть Алёнушки об её утонувшем братце Иванушке. Нужно отметить, что художник с большой силой подчеркнул эту грусть и окружающей природой и временем дня; вся картина выполнена с большой теплотой и сочувствием к одинокой девушке, затерявшейся в густом лесу.

После разбора картины «Алёнушка» вывешивается другая картина на сюжет народных сказок «Иван-царевич на сером волке». Дав детям время рассмотреть картину, проводят беседу: Кто нарисован на картине? Куда и как едут юноша и девушка? Где происходит это событие? и т. д.

Путём таких и подобных вопросов дети подходят к содержанию картины: в густом дремучем лесу с огромными стволами деревьев мчится серый волк, на спине которого сидят Иван-царевич и Елена Прекрасная. Из сказки дети знают, что Иван-царевич — сын царя Берендея, а Елена Прекрасная — дочь царя Далмата, поэтому и костюмы их так роскошны и богаты.

Картина хорошо передаёт сказку. Окружающая природа — густой лес — подчёркивает сказочность.

Третья картина «Витязь на распутье» написана художником на тему из русских былин.

Дети в III классе на объяснительном чтении и из рассказов учителя знакомятся с некоторыми сведениями исторического характера о наших предках-славянах и о борьбе нашего народа с иноземными захватчиками.

Путём беседы дети описывают картину: на переднем плане на белой крепкой лошади сидит витязь. Он остановился перед большим камнем, на котором написано: «Кто прямо поедет — сам умрёт и коня сгубит. Кто влево поедет — сам умрёт, а конь цел будет. А кто вправо поедет — сам жив будет, а коню пропасть».

Перед камнем череп человека и человеческие кости, а вокруг чёрные вороны, один из которых виден летящим на горизонте. Вся природа — равнина с выступающими камнями — говорит о просторах Русской земли, которую бесстрашно защищают витязи, подобные изображённому на картине, от набегов степных кочевников.

Все три картины написаны знаменитым русским художником В. М. Васнецовым (1848—1926). Кроме этих разобранных картин, Васнецов написал много других на темы из былин и русских сказок. Наибольшей известностью из них пользуются: «Три богатыря», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Ковёр самолёт», и др.

Ниже приводится выписка из программы, указывающая дальнейшую работу по разбору картин: «Целесообразно также давать детям задания на дом по описанию содержания картин, если имеются репродукции, которыми могут быть снабжены учащиеся.

После уроков, посвященных разбору картины, и после выполнения учащимися указанных домашних заданий, необходимо проводить краткую беседу, выясняющую, как учащиеся поняли картины, которые были разобраны ими».

hudozhnikam.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта