8 знаменитых картин про Ивана Грозного: изучаем русскую живопись. Картина царь


Васнецов В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный». Описание картины

1897 г. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Васнецова В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный» 

Портрет великого самодержца Всея Руси был показан Васнецовым на юбилейной XXV выставке работ Товарищества Передвижников. Художник считал, что именно это полотно достойно представит его творчество, несмотря на настойчивые просьбы о показе знаменитых «Богатырей». Последнюю картину он считал неоконченной, тогда как работа «Царь Иван Васильевич Грозный» была для Васнецова совершенной как в художественном, так и в духовном отношении.

Идея написания портрета царя Ивана IV пришла к художнику при переезде в Москву в 1878 году. Гуляя по городу и осматривая памятники глубокой старины, восхищаясь Кремлевскими стенами и благоговея перед величественным собором Василия Блаженного – лучшего достижения зодчества времен Ивана Грозного, художник всюду видел образ царя, слышал его властный голос, тяжелую поступь его шагов и удары посоха. В глазах убежденного монархиста Васнецова Иван IV был едва ли не самой яркой и одиозной фигурой из всех, когда-либо властвовавших на русской земле правителей. Представляя грозного царя в различных композиционных вариантах описания, художник остановился на идее создания портрета.

Для полного воплощения замысла художника подгрудного изображения царя было недостаточно. Величие самодержца можно было достоверно показать лишь изобразив его в полный рост. Фигура царя занимает вертикальное полотно практически целиком, что до предела увеличивает и без того глубокое ощущение исторической и культурной значимости Ивана Грозного в судьбе вверенного ему государства.

Царь изображен на лестнице в одной из своих палат. На нем – истинно царское одеяние, тщательно выписанное художником в точном соответствии с исторической действительностью: золотистый парчовый наряд с темным восточным орнаментом, инкрустированные сапоги красного бархата и соответствующий головной убор. В одной руке правитель крепко сжимает посох. И это совсем не опора. Государева рука держит настоящее оружие. Именно посох проткнул ногу слуги заклятого врага – князя Курбского, не раз гулял он по спинам неугодных бояр, ему же было суждено прервать жизнь наследника престола. Другая же рука перебирает четки – символ глубокой веры и уважения православных традиций. Под ногами Ивана Грозного – красная ковровая дорожка. Еще мгновение, и царь ступит на изображенного на ней двуглавого орла – герба державы. Так и в реальной жизни: подчинить себе государство, сломать его устройство и установить свой порядок, осовременив его и сделав максимально управляемым. Пусть и страшной кроваво-красной ценой.

Но все же, главное в картине – не поза царя, не детали одежды или интерьера. Главное – лицо самодержца. Художнику удалось передать на холсте многогранность исторической личности. Иван IV – не только «Грозный», но и невероятно мудрый правитель, человек твердой воли, недюжинной силы ума, решительный и суровый. Волею судьбы, особенностями эпохи и непосредственным окружением царя сделали его замкнутым, скрытным, подозрительным, и, как следствие, одиноким. От одного его имени пробирала дрожь и появлялся панический страх у большей части бояр и других людей, окружавших царя. Но можно было ли стать иным, будучи с рождения погруженным в сеть заговоров, измен, интриг и убийств близких? Все это отражено во взгляде великой личности, взирающей на зрителя с картины Васнецова.

Большое внимание уделил художник написанию фона картины. В отличие от монаршего одеяния, окружающая правителя обстановка – плод творческий фантазии мастера. Полотно демонстрирует лишь небольшую часть внутренней лестницы палат и вид из окна, открывающий взгляду части современных царю архитектурных построек. При этом Васнецову невероятно достоверно удалось показать всю полноту своеобразия старинного русского зодчества. Глядя на картину, зритель может прочувствовать узость лестницы и ее крутые повороты, увидеть небольшое окошко с полукруглым завершением – отличительные черты старинных древнерусских строений, рассмотреть шатровую колокольню и деревянные островерхие крыши слагающих московские улочки домов. Смиренно притихла средневековая, укрытая снегом, Москва. Тверд и суров ее правитель.

Лучшие картины Васнецова В.М.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

8 знаменитых картин про Ивана Грозного: изучаем русскую живопись: shakko_kitsune

Из прижизненных изображений Ивана Грозного известны, кажется, всего два: фреска «Иван Грозный с боярами» в росписи Собора Успения Божией Матери на территории Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря и чеканный портрет на серебряной новгородской копейке. Так что живописцы последних пяти столетий, писавшие царя, опирались только на свое воображение. И всякие легенды, ходившие о царе. В том числе, самые неправдоподобные.

Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

Судя по всему, самый древний и похожий из сохранившихся портретов царя. Все остальное — «воображаемые» портреты, написанные намного позднее. Ну что поделать — не было на Руси хорошей портретной живописи. Изображение похоже на икону — такие портреты называются «парсуной», от слова «персона». Сходство добавляет греческая кровь царя, ведь его бабушка была Палеолог, от нее он и унаследовал большие темные глаза и нос той самой формы, которую часто можно встретить на иконах.

Картине повезло дойти до наших дней, потому что хранилась она не в России. В 1677 году царь Федор III Алексеевич преподнес ее в качестве подарка датскому королю. Так парсуна попала в Национальный дворец Дании, где прекрасно себя чувствует. Впрочем, некоторые учёные вполне правдоподобно доказывают, что эта парсуна -- подделка конца 19 века на основе иконы с изображением лысоватого апостола Павла.

Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

На вопрос, сколько всего было жен у Ивана Грозного, есть четкий ответ. Четыре. Потому что православная церковь разрешает венчаться только трижды. Но поскольку третья супруга царя умерла чуть ли не наутро после свадьбы, его «по блату» обвенчали и в четвертый раз, так как он клялся, что пальцем не успел к ней притронуться. Все остальные «жены» — чистой воды наложницы и фаворитки. Кстати, и Мария Нагая, мать Дмитрия Угличского. Так что права Лжедмитрия на престол были уже совсем сомнительными, даже если б он был подлинным.

На этой картине изображена шестая «жена», Василиса, вдова Мелентьева. По легенде, чтобы получить красавицу, царь приказал ее мужа зарезать. Закончилось все тоже плохо — через два года идиллии Иван застал Василису с любовником. То ли ее после этого заточили в монастырь, то ли похоронили заживо — точной информации нет, одни байки. Художник выбрал счастливый момент — Иван еще влюблен, еще не обманут и любуется на спящую красавицу. Но и это все фальсификация! Скорей всего, все сообщения об этой женщине сочинили "историки" 19 века: не было никакой Василисы и не закапывал ее царь заживо. Просто любили вокруг его фигуры черный пиар разводить.

Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

Старый уже царь, сидя в сокровищнице, хвастается перед английским посланником своими богатствами. Иван Грозный хотел от Англии не только выгодной торговли: он к Королеве-Девственнице сватался, как и прочие европейские монархи. Елизавета Тюдор, однако, отказала. Наверно и потому, что брачные привычки потенциального жениха уж слишком напоминали обычаи ее собственного отца Генриха VIII.

Горсей был не только послом и купцом, но и шпионом своей королевы. Русским царям он тоже помогал, чем мог, — например, уже после смерти Ивана Грозного привез для жены Федора IИоанновича из Англии профессиональную акушерку. Впрочем, бояре заграничной медицины — колдовства какой-то «еретической дохторицы» — не одобрили, и несчастную женщину арестовали в Вологде. Царица так и не смогла благополучно разродиться — внуков у Ивана Грозного не появилось. У Горсея в итоге все было хорошо — он вернулся в Лондон, получил рыцарский титул и стал членом Парламента.

Обратите внимание на роскошный натюрморт из сокровищ в левом нижнем углу картины, рядом с шутом, — Литовченко проводил часы в Оружейной палате, зарисовывая с натуры русское золото.

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883–1885 годы

Иван Грозный прижимает к себе тело сына, которого убил в припадке гнева. Говорили, что они поссорились из-за невестки, которую царь застал в неподобающем наряде. Царевичу пришлось встать на защиту жены — за что он заработал удар посохом по голове. Репин запечатлел момент, когда царь в ужасе понимает, что натворил.

В Российской империи изображать монарха в момент преступления было нельзя. Цензура полотно выставлять запретила. Однако ненадолго, и после разрешения публика в Третьяковскую галерею повалила валом. Картина очень эффектная, а в эпоху до возникновения кинематографа она вообще шокировала. В 1913 году один сумасшедший иконописец даже изрезал ее ножом. Пришлось восстанавливать. Третьяков пригласил Репина написать заново изрезанные лица. Но стиль Репина за двадцать лет сильно изменился. Тайком, чтобы художник не обиделся, смыли его поновление и нарисовали лица заново, по фотографии. Кстати, для Грозного позировал художник Мясоедов, а для царевича — художник Менк.

Кстати, смешно говорить, но никаких доказательство того, что царь действительно убил своего сына -- нет. Весь этот слух пошел от одного злобного иностранца. И крепко укоренился.

Виктор Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

Пожалуй, самое парадное и величественное изображение этого царя в русской живописи XIX века. Это связано с настроением Васнецова в то время, когда он писал картину. Художник, «влюбленный» в допетровскую Россию, как раз только переехал в Москву и был ошеломлен волшебной стариной столицы, сохранившимися теремками, церквушками. Он плакал от радости и обнимался со своими спутниками, гуляя по Москве.

Поэтому и Иван Грозный у него не такой уж и страшный, а скорее даже великолепный. Настоящий властитель великого государства. Рассмотрите блистающее во мраке золото его облачения: сначала Васнецов хотел одеть его в белый наряд с васильками (сохранился даже этюд), но потом выбрал нечто более торжественное. Лестница, на которой стоит царь, похожа на узкий переход внутри Храма Василия Блаженного, построенного Грозным. Однако это просто собирательный образ, вымышленный интерьер московского терема.

Николай Неврев. «Опричники», 1904 год

Очень любил царь Иван всякие шуточки, розыгрыши и переодевания. Правда, маскарады всегда у него выходили какие-то мрачноватые. Вот и на этой картине — история с печальным концом. На троне в шапке Мономаха и серебряной парче сидит совсем не Иоанн Васильевич, а боярин Иван Петрович Федоров-Челяднин. А сам царь склоняется перед ним в поклоне.

Дело в том, что подозрительный Иван услышал о престарелом князе нехорошее. Будто тот собирается занять его престол. Вот и посадили несчастного Федорова на трон, дали ему скипетр и державу. Иван склонился перед ним, а потом со словами «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!» ударил его ножом и убил. (На картине он еще прячет нож за спиной). Можно даже не уточнять, что об этой истории известно лишь из сочинений одного иностранца, изданного злобными поляками.

Михаил Клодт. «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

У автора знаменитых коней на Аничковом мосту был сын Михаил Клодт. Один из организаторов общества передвижников и автор характерных для них работ, живописующих убогий надломленный быт бедных слоев общества. Написал он и несколько полотен на исторические сюжеты, в том числе и на этот — достаточно непривычный.

Однако легенда о том, что к царю Ивану являлись души его жертв, действительно существовала. Уж насколько она старинная, не ясно. Но совесть царя точно мучила. Есть даже доказательство — т. н. «Синодик опальных», который царь под конец жизни разослал по церквям и монастырям. В него включено множество имен убитых людей, за которых царь просил молиться. Одних новгородских дворян указано несколько сотен человек.

Клавдий Лебедев. «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

Почти все русские цари и великие князья были монахами. Иногда, правда, в течение минут десяти. Такой был обычай: чувствуя приближение смерти — не только исповедоваться и причаститься, но и принять постриг. Некоторые, правда, не успевали — если смерть была внезапной. Иван Грозный, однако, готовился к этой мысли заранее. Он был человек религиозный, боялся Бога, страдал от мук совести. И однажды, будучи далеко на севере, в Кирилло-Белозерском монастыре, рухнул перед игуменом на колени, умоляя свершить обряд.

Но в итоге ничего из этого не вышло. Царь остался царем. И умер он внезапно, играя в шахматы. Говорят, от удара — а может, и отравили его.

shakko-kitsune.livejournal.com

Мы, царь, повелеть изволили... - КниЖЖка с картинками

Сначала несколько слов о родителях Ивана Васильевича. Он – сын великого князя Всея Руси Василия III (от первого брака с сосланной в монастырь Соломонией Сабуровой детей не было) и литовской княжны Елены Глинской. От этого брака родилось два сына, наш герой Иоанн и Юрий, который оказался глухонемым и умственно отсталым (как деликатно говорилось в летописи

). Отца Иоанн потерял в 3 года, мать в 7 лет.

Великий князь Василий IIIМиниатюра из Царского титулярника    НХ XIX в.    из Записок о Московии С. Герберштейна

Великий князь Василий III Гравюры западных мастеров

Великий князь Василий III на охотеИллюстрация к книге Кутепова и Самокиша Великокняжеская и Царская охота на Руси т.1, 1896

Князь Василий ИоанновичПрисоединение Рязани и Путивля              Договор с Менгли-Гиреем

Представление Великим князем Московским Василием III своей невесты Елены ГлинскойКлавдий ЛЕБЕДЕВ

Венчание Василия III Иоанновича и Елены ГлинскойМиниатюра из рукописной книги

Умирающий Василий III Благословляет сына Ивана                    Пострижение в монахи

Елена Глинская Реконструкция по черепу Сергея НИКИТИНА

Спектральный анализ волос Елены Глинской помог выяснить причину неожиданной смерти молодой женщины. Результаты получились ошеломляющими. В объектах исследования эксперт-криминалист к.б.н. Тамара Макаренко обнаружила концентрацию солей ртути, в тысячу раз превышающие норму. Такое количество организм не мог накопить постепенно, значит, Елена Глинская сразу получила смертельную дозу яда, что вызвало острое отравление и стало причиной ее скорой смерти.

Кто знает, может быть именно ранняя гибель матери повлияла на формирование характера ее осиротевшего сына Ивана, будущего грозного царя, и как результат на последующие события русской истории?

Портрет Ивана Грозного, находящийся в Кунсткамере Академии наук

Венчание Ивана IV на царствоМиниатюры из лицевого летописного свода XVI в.

Венчание и принятие царского титула Иоанном IVКлавдий ЛЕБЕДЕВ

Трон Ивана IV

Иван Грозный молится Успенском соборе     в Троице-Сергиевой лавре     с сыновьями Фёдором и Дмитрием

Иван ГрозныйфрескаИсторический музей     Новоспасский монастырь     Грановитая палата

      Иван Грозный посылает послов в Литву      в походе      принимает послов из СибириМиниатюры из рукописных книг

Иван Грозный и Сильвестр    Иерей Сильвестр и Адашев     Иоанн Грозный и Сильвестр                                         во время большого московского пожара 24 июня 1547 годаБорис ЧОРИКОВ                        Алексей КИВШЕНКО                        Павел ПЛЕШАНОВ

Вступление Иоанна IV в КазаньПётр ШАМШИН

Взятие Казани Иваном IVГригорий УГРЮМОВ

Взятие КазаниПётр КОРОВИН

Иван IV в покорённой КазаниОлег ЛЕОНТЬЕВ

Взятие Казани Иваном ГрознымБорис ЧОРИКОВ

Казанская царица Сююмбике в плену у Ивана ГрозногоИльяс ФАЙЗУЛЛИН

Пленённая царица Сююмбике, покидающая КазаньВасилий ХУДЯКОВ

Покорение Казани. Плененного Едигира царя казанского приводят к Ивану IVАлексей КИВШЕНКО

Оборона Казани от войск Ивана Грозного. АпофеозИльяс ФАЙЗУЛЛИНПодробнее рассмотреть детали этого полотна можно здесь, кликнув на нужный фрагмент

Первый и второй картоны к картине Оборона Казани от войск Ивана ГрозногоИльяс ФАЙЗУЛЛИН

Царю Ивану Грозному вручают военные трофеиБорис ЧОРИКОВ

Иван Грозный и царские иконописцы     Строительство Покровского собораМиниатюры летописного свода XVI в.

Москва при Иване Грозном. Красная площадь Аполлинарий ВАСНЕЦОВ

Собор Покрова на рвуилл. из книги Трачевского Русская ИсторияЮлия КОКУЕВА                                           Виктор АСТАЛЬЦЕВ

Вождь Третьего Рима. Святой Благоверный Царь Иоанн Васильевич IV ГрозныйИкона

Иван ГрозныйКн. иллюстрация    Рисунок а к фильму Иван Грозный    Кн. иллюстрацияА.В. ПРОЦЕНКО         С.М. ЭЙЗЕНШТЕЙН          А.В. ПРОЦЕНКО

Царь Иоанн IV ВасильевичПарсуны XVI – начала XVII вв.

Иван Грозный выслушивает письмо от Андрея Курбского   Борис ЧОРИКОВ Князь Андрей Курбский   Павел РЫЖЕНКОРисунок к кинофильму Иван Грозный   Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН

Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном ГрознымВячеслав ШВАРЦ

Иоанн IV ВасильевичПарсуны XVI – начала XVII вв.

Московское посольство в Александровской слободеПётр ЦЕЛЕБРОВСКИЙ

Крестоцеловальный обряд в Александровской слободеПир в Александровской слободе Гравюра из книги посла Даниила Якоба Ульфельдта Путешествие в РоссиюНачало XVII в.

Иван Грозный в Александровой слободеМария ПОДКОПАЕВА

Опричник                                            Иоанн ГрозныйАполлинарий ВАСНЕЦОВ                                    Пётр ПАВЛОВ      

Опричник Вячеслав ШВАРЦ                    НХ гравировка по металлу

Опричник   Сергей ЕФОШКИНОпричники в Новгороде   Михаил АВИЛОВ

ОпричникОловяная скульптура, выполненная в рамках Национального проекта Россия от Кия до Путина

      Опричники и бояре                       Опричники в доме опального боярина     Василий ХУДЯКОВ                                 Александр НОВОСКОЛЬЦЕВ

Иван Грозный и опричники

Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного   Константин МАКОВСКИЙШутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным   Михаил НЕСТЕРОВ

Опричники. Убийство Ивана Федорова-ЧеляднинаНиколай НЕВРЕВ

Царь   Cергей ИВАНОВМалюта Скуратов. Царский указ   Павел РЫЖЕНКОИван Грозный и Малюта Скуратов   Григорий СЕДОВ

Борис Годунов у Ивана ГрозногоИлья РЕПИН

Казнь бояр в МосквеМиниатюры из лицевого летописного свода XVI в.

Иван Грозный казнит Иоганна Бойе, наместника ВейзенштейнаГравюра XVII века

Казни бояр в царствование Ивана ГрозногоВасилий ВЛАДИМИРОВ

Народ просит Ивана IV отменить опричнинуМихаил ГОРЕЛИК

Иван Грозный и тени его жертв (фрагмент)Михаил КЛОДТ

Митрополит Филипп и Иоанн Грозный    Святой митрополит Филипп укоряет Иоанна Грозного О.А. КУЗЬМИН                     Яков ТУРЛЫГИН                     Пётр МИХАЙЛОВ

Митрополит Филипп отказывается благословить царя Ивана Грозного   Гравюра по картине В. ПУКИРЕВАМитрополит Филипп и Малюта Скуратов   Николай НЕВРЕВПоследние минуты жизни митрополита Филлипа   Александр НОВОСКОЛЬЦЕВ

Иван ГрозныйПавел СКОТАРЬ

Иван ГрозныйВиктор ТОРМОСОВ

Царь Иван IV ВасильевичНХ Европейская гравюра XVI века

В 1575 г. произошло событие чрезвычайное. Принявший христианскую веру и женившийся на сестре боярина Федора Мстиславского, потомок ордынского хана Симеон Бекбулатович был посажен на российский престол как Великий князь всея Руси. Сам Иван IV на период царствования Симеона именовался лишь князем Московским. Симеон Бекбулатович правил на Руси около года, после чего в 1576 г. освободил престол и получил в удельное княжение Тверь.

Иван Грозный на свадьбе Симеона БекбулатовичаСимеон Бекбулатович

Иван IV ВасильевичНеизвестный художник

Портрет Ивана IV Васильевича Копия с оригинала Бельского, гравированного ШТЕНГЛИНЫМ

Взятие Иваном Грозным ливонской крепости КокенгаузенПавел СОКОЛОВ-СКАЛЯ

Осада Пскова Стефаном Баторием                     Стефан Баторий под ПсковомКарл БРЮЛОВ                                    Ян МАТЕЙКО

Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахиКлавдий ЛЕБЕДЕВ

Царь Иоанн Грозный                  в монастыре                        в келье юродивого Николая Салоса в ПсковеВячеслав ШВАРЦ                                                Иван ПЕЛЕВИН

Иоанн Грозный с приближеннымиАндрей РЯБУШКИН

Царь Иван IV   Борис ЧЕРУШЕВИван Грозный и его мамка   Карл ВЕНИГЦарь Иван Грозный   Сергей ИВАНОВ

Иван ГрозныйПортрет из серии Родословная великих князей и царей российских Кость, ажурная и рельефная резьба, гравировка, раскраска, XVIII в.

Царь Иван IV ВасильевичПортрет из немецкого летучего листка

Иван Грозный показывает сокровища английскому послу ГорсеюАлександр ЛИТОВЧЕНКО

Чуваше-марийские послы у Ивана ГрозногоОлег ЛЕОНТЬЕВ

К сожалению, материалов о многочисленных жёнах, а также детях Ивана Васильевича нашлось не очень много, не обессудьте.

Иван Грозный выбирает невесту Т. ГОРОХОВСКАЯ

Анастасия Романова Захарьина-ЮрьеваСкульптура на памятнике 1000-летия Руси

Анастасия Романовна и Иван ГрозныйДжордж СТЮАРТ

Анастасия Романовна и Иван Грозный Олина ВЕНТЦЕЛЬ

Мария ТемрюковнаАлександр ЛЕВЧЕНКОВ                     НХ        

Царская невеста Марфа СобакинаЮрий ПЕКУРОВСКИЙСкульптурная реконструкция по черепу Сергея НИКИТИНА

Василиса Мелентьевна и Иван ГрозныйНиколай НЕВРЕВ

Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву Грирорий СЕДОВ

Великий князь Иоанн ИоанновичПо титулярнику XVII в.

Царевич Иван Иванович на прогулкеМихаил АВИЛОВ

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.          Иван Грозный у тела убитого им сынаИлья РЕПИН                           Вячеслав ШВАРЦ

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (фрагмент)Иван Грозный у тела убитого им сынаИлья РЕПИН                    Николай ШУСТОВ

Иван Грозный Елена ДОВЕДОВА

Царевич Дмитрий ИоанновичИз Титулярника XVII в      Лицевое шитье из Сольвычегодска

Иван ГрозныйСергей КИРИЛЛОВ        Илья ГЛАЗУНОВ          Галина АЗГУР         Виктор ВАСНЕЦОВ

Царь Иван ГрозныйЮрий ПЕКУРОВСКИЙ

Приход посольства Ермака к Ивану Грозному Послы Ермака бьют челом царю Ивану ГрозномуСергей ЧИКУНЬЧИКОВ                        Борис ЧОРИКОВ

Царёво молчание Портрет Ивана ГрозногоПавел РЫЖЕНКО

pro100-mica.livejournal.com

Описание картины Виктора Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»

Описание картины Виктора Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»

В этой картине Образ Ивана Васильевича Грозного передан невероятно глубоко. Васнецов наглядно показал, как можно создать портрет исторического характера, чтобы он был невероятно живой, максимально глубокий и очень проникновенный. Мы видим грозного именно так, как его описывают современники. Скорее всего, живописцу помогло то, что он был невероятно близок к творчеству народа, и поэтому хорошо его знал.

В исторических песнях народа Иван Грозный предстает грозным, но невероятно мудрым. Скорее всего, на Васнецова также повлияли старинные постройки времен Ивана 4, которые так поразили его в Москве. В особенности это Собор Василия Блаженного, в котором выражено все лучшее, что было в зодчестве той эпохи. Скорее всего, именно это подтолкнуло Васнецова серьезно задуматься над личностью царя и тем содержанием, которым была наполнена вся эпоха. Важно, что осмыслил он это по-новому.

Живописцу удалось создать поистине величественный образ Ивана Грозного. Этого человека отличает невероятно твердая воля, огромная сила ума, решительность, суровость, некоторая подозрительность, скрытность. Все эти черты были обусловлены особенностями эпохи, когда постоянно происходили заговоры и измены. Царь находимся выше всего его окружения не только по своему сану, но и в духовном плане. Мы ощущаем, насколько своеобразна и значительна личность Ивана Грозного. Невероятно выразительны руки.

Фигура царя занимает все полотно по вертикали, так как он изображен в рост. Именно это способствует тому, что ощущение величественности увеличивается до предела. Царь находится над окружающим, господствует в нем, но при этом он с ним составляет единое целое.

Весь колорит картины невероятно строгий и сдержанный. Одеяние царя передано с исторической точностью. Архитектурный фон создан фантазией живописца.

Картина была окончена в 1879 году.

opisanie-kartin.com

Описание картины Святослава Рериха «Царь Соломон» Картины художников

Описание картины Святослава Рериха «Царь Соломон»

В начале 20-х годов XX века Святослав Рерих увлекся написанием картин на религиозную тематику. Одной из таких картин стала картина "Царь Соломон", написанная осенью 1923 года под впечатлением от визита в Италию.

Данная картина должна была стать частью некоей серии картин, посвященных духовному богатству всех земных цивилизаций. Написана она была не без вмешательства со стороны Николая Рериха — отца живописца, известного писателя и литературоведа. Влияние отца прослеживается, прежде всего, в облике мужчины на картине, черты лица царя Соломона в точности повторяют черты лица Николая Рериха.

На первом плане картины зритель видит большую чашу, которую держит в руках довольно пожилой человек с длинной, ниспадающей вниз бородой. Созданию этой бороды художник уделил особое внимание, прорисовывая мельчайшие детали так, как будто это был не рисунок, а скульптурная композиция.

Те, кто хорошо знаком с легендой о Соломоне, знают, что представленная

чаша является чашей жизни, которую царь испил сполна, воздвигнув свой знаменитый храм на Горе Завета. Человек, держащий чашу, и есть сам Соломон. Глаза его полузакрыты, под ними виднеются десятки морщинок.

Царь одет в обычный, по всей видимости, шелковый, халат. На руке у царя — золотой перстень со Звездой Давида. Одежды царя пышно украшены, что позволяет сразу же понять, что перед зрителем не простой человек. Об этом же свидетельствует дорогой головной убор.

Задний план картины украшает Храм Соломона, прорисованный на фоне последних лучей заходящего солнца. В облике картины присутствует некая печаль и отдаленность, кажется, что легендарного царя ничего более не связывает с этой землей, кроме как чаша, которую он упорно продолжает держать в руках, несмотря на то, что она давным-давно опустела. Именно пустота чаши и становиться причиной для грусти, читающейся на изможденном морщинами царском лике.

На данный период времени картина находится в частной коллекции и не выставляется на всеобщее обозрение.

Прислал: Макарова Анна . 2017-10-08 22:18:39

opisanie-kartin.iusite.ru

Лучшим фильмом на 40-м ММКФ стала якутская картина "Царь-птица" — Российская газета

Церемония закрытия 40-го юбилейного Московского Международного кинофестиваля совпала с репетицией Парада и весенним дождем. Ни то, ни другое не помешало красной дорожке, причем многие ключевые фигуры, такие как, например Джон Сэвидж или Настасья Кински были также в красном.

Обозреватель "РГ" спросила перед закрытием у Никиты Михалкова, правда ли, что у церемонии закрытия новый режиссер-постановщик Алексей Агранович?

"Это - вещь внутренняя, техническая, не думаю, что есть смысл пока это обсуждать", - ответил президент кинофестиваля.

Но рука нового режиссера почувствовалась с первых же минут. Без лишних движений и эмоций белые лучи рассекли сцену, высвечивая ювелирные призы - награды компании Chopard.

Специальный приз "За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского "Верю!" представили особо. Всю церемонию провела одна актриса - Виктория Толстоганова. Нежно, по-женски, без пафоса, ей удалось стать настоящей радушной хозяйкой вечера.

Начали с вручения призов за лучшее короткометражное кино. Председатель жюри этой конкурсной программы актер Сэми Насери поздоровался с залом по-русски. Продолжил по-французски. Он посетовал на протокол - потому что было трудно выбрать какой-то один фильм. Хотели отметить картины "Аперитив", "Дублер" и "Материя" (дебютная работа главы компании "Дисней" в России Марины Жигаловой-Озкан), но, к сожалению, приз лишь один. Его получил фильм "Конфетка" (Палестина-Ливан).

Председатель жюри конкурса документального кино Саулюс Бержинис вручал награду вторым. Он говорил по-русски. И также отметил сильную программу, но документального конкурса. Сказал, что решение не единогласно, но в жарких спорах победила неигровая картина Ганса Блока и Мориса Ризевика "Чистильщики". Это фильм, рассказывающий о людях, которые удаляют нежелательный контент в интернете.

В основном конкурсе в этом году были представлены 16 картин. Первая награда - за лучшую мужскую роль. Ее вручала Настасья Кински, которая отметила, что практически каждая работа заслуживала приз.

"Все фильмы которые были на фестивале с разных концов света сблизили нас", - сказала она.

Приз получил Киран Чарнок за фильм "Заблудшие". Картина из далекой Новой Зеландии впервые участвовала на кинофестивале.

"Сколько людей могут увидеть себя в роли, которую вы сыграли - когда все для человека может измениться в одну секунду. Это было просто прекрасно", - сказала Кински.

Актер признался, что всегда очень стесняется говорить перед большим скоплением народа. И сказал, что в Москве пережил много хороших минут. Поблагодарил режиссера картины - это Дастин Финили - и всю свою семью. Он сыграл человека, который вышел из тюрьмы, по досрочному освобождению. Потерял работу. Но внутренние демоны никак не могут отпустить его. И тут он встречает девушку, которая вышла из психиатрической лечебницы, но прошлая жизнь также не отпускает ее.

Приз за лучшую женскую роль вручал актер Джон Сэвидж. "На здоровье, Москва!" сказал он, и стало понятно, что он за фестивальные дни хорошо изучил русский характер. Он порадовался, что приехал в Москву на этот раз не работать. И отметил как изменилась Москва. "По моему мнению, победители - мы все", - сказал он. Но приходится выбирать. И называл лучшую. Актриса Джованна Меццоджорно сыграла главную роль в фильме "Неаполь под пеленой" женщину, чей любовник внезапно исчез, потом его нашли убитым, между тем в ее жизни появился его брат-близнец, и ей предстоит сделать непростой выбор...

Приз за лучшую режиссерскую работу вручала член жюри основного конкурса Анна Меликян. Она сказала, что считает режиссеров главными людьми в кино. И что с режиссером, чье имя она сейчас назовет, она познакомилась как раз на Московском кинофестивале 20 лет назад. Это - Александр Котт, снявший фильм "Спитак".

Специальный приз жюри вручал китайский кинорежиссер Цао Лянь, чей фильм "Хохлатый ибис" победил на ММКФ в прошлом году. В жюри он впервые. И спецприз вручил также дебютантке - китайской актрисе и режиссеру Ян Гэ "Ню". Он понадеялся что такой приз позволит молодым режиссерам осуществлять свои мечты. Ян Гэ вторила ему - ее мечты сбылись.

Главный приз вручал председатель жюри Паоло дель Броко.

"На церемонии открытия президент фестиваля сказал мне быть острожным с властью (имелся в виду статус председателя жюри - "РГ"), - пошутил он. - Достоевский сказал, что тайна осознания собственной власти нестерпимо приятна. И он был прав. Мы посмотрели 16 фильмов и мы были внутри них, вместе с главными героями. Мы с ними переживали, радовались, надеялись... И можно сказать, что все эти фильмы нас обогатили. За это мы и благодарны фестивалю. Но один фильм нас особенно растрогал, он создал волшебство".

И Паоло дель Броко назвал якутский фильм "Царь-птица" режиссера Эдуарда Новикова.

"Как сказал Станиславский, "не верю", - едва произнес Эдуард Новиков. - Это наш первый кинофестиваль. Но сейчас мы верим. И спасибо жюри, что вы поверили в нас".

Место действия фильма - Якутия в 30-е годы прошлого века. К старикам - мужу и жене - прилетает священная птица орел. И становится по сути членом их семьи.   

Приз "Верю!" получила муза Романа Полански, Вима Вендерса, Фрэнсиса Форда Копполы, Пола Шредера, неповторимая актриса Настасья Кински. Она присоединилась к составу жюри юбилейного фестиваля в последнюю минуту, но преобразила и его, и весь киносмотр. Вручал приз режиссер Андрей Кончаловский.

"Невероятный Станиславский... - сказала Кински. - Я помню, как училась, и мы изучали его систему. Понять, как ты чувствуешь. Почувствовать ту правду, о которой всегда говорили... Я тут с двумя братьями Никитой и Андреем, и я была счастлива работать с обоими".

Фестиваль закрыли. Гости остались смотреть фильм закрытия. Им стала канадская картина "Идентификация" режиссер Сэмуела Тивьерджа. Московские зрители стали первыми, кто смог увидеть фильм.

Прямая речь

Никита Михалков, режиссер, президент Московского Международного кинофестиваля:

В основной программе кинофестиваля было 212 фильмов, в российской - 88. Из регионов России - 42 ленты. Это принципиально важно, потому что будет назревать желание делать фестивали регионального кино, которое стремительно развивается. Мы видим кино Якутии и Башкирии. Наблюдаем, как развивается кинематограф национальный, на своем языке. Смотрим картины, которые становятся в один ряд с образцами большого кино. Минкультуры запустил сейчас 400 кинотеатров в больших городах. Это стимулирует не только показ фильмов, но и производство. Возможность снимать региональное кино нужно стимулировать, это - достойное и хорошее занятие.

rg.ru

Описание картины Святослава Рериха «Царь Соломон»

Описание картины Святослава Рериха «Царь Соломон»

В начале 20-х годов XX века Святослав Рерих увлекся написанием картин на религиозную тематику. Одной из таких картин стала картина "Царь Соломон", написанная осенью 1923 года под впечатлением от визита в Италию.

Данная картина должна была стать частью некоей серии картин, посвященных духовному богатству всех земных цивилизаций. Написана она была не без вмешательства со стороны Николая Рериха – отца живописца, известного писателя и литературоведа. Влияние отца прослеживается, прежде всего, в облике мужчины на картине, черты лица царя Соломона в точности повторяют черты лица Николая Рериха.

На первом плане картины зритель видит большую чашу, которую держит в руках довольно пожилой человек с длинной, ниспадающей вниз бородой. Созданию этой бороды художник уделил особое внимание, прорисовывая мельчайшие детали так, как будто это был не рисунок, а скульптурная композиция.

Те, кто хорошо знаком с легендой о Соломоне, знают, что представленная чаша является чашей жизни, которую царь испил сполна, воздвигнув свой знаменитый храм на Горе Завета. Человек, держащий чашу, и есть сам Соломон. Глаза его полузакрыты, под ними виднеются десятки морщинок.

Царь одет в обычный, по всей видимости, шелковый, халат. На руке у царя – золотой перстень со Звездой Давида. Одежды царя пышно украшены, что позволяет сразу же понять, что перед зрителем не простой человек. Об этом же свидетельствует дорогой головной убор.

Задний план картины украшает Храм Соломона, прорисованный на фоне последних лучей заходящего солнца. В облике картины присутствует некая печаль и отдаленность, кажется, что легендарного царя ничего более не связывает с этой землей, кроме как чаша, которую он упорно продолжает держать в руках, несмотря на то, что она давным-давно опустела. Именно пустота чаши и становиться причиной для грусти, читающейся на изможденном морщинами царском лике.

На данный период времени картина находится в частной коллекции и не выставляется на всеобщее обозрение.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта