Внутренняя картина болезни. Болезни картина
Болезни известных художников — Artrue
О недугах знаменитых живописцев.
Ни для кого не секрет, что многие всемирно известные художники страдали тяжелыми неизлечимыми болезнями, мучившими их до самой смерти. Зачастую бывало и так, что именно эти тяжелые недуги служили источниками сюжетов многих знаменитых картин. Глядя на подобные произведения зритель порой даже не догадывается, что полотно несет в себе тяжелые страдания художника.
Винсент Ван Гог
Винсент Ван Гог — знаменитый художник из Нидерландов, работающий в направлении постимпрессионизм. Этот человек является автором таких шедевров, как «Звездная ночь» и «Цветущие ветки миндаля«.
Художник прожил всего 37 лет, покончив жизнь самоубийством, причиной чему, возможно, служила душевная болезнь, мучившая его долгие годы. Мотивов для ухода из жизни у Ван Гога было много: за все годы его творчества, его картины никто не покупал, что влекло за собой бедную скитальческую жизнь. Винсент очень болезненно принимал свою отверженность публикой, что в последствии вызывало у него приступы ненависти к себе самому. Последней картиной мастера стала «Пшеничное поле с воронами», работая над которой в поле, он выстрелил себе в грудь из револьвера, но умер лишь через день от большой потери крови.
Поль Сезанн
Поль Сезанн — не менее известный художник из Франции, работавший в том же жанре, что и Винсент Ван Гог.
Нет точной информации, подтверждающей наличие у живописца душевного расстройства, также известно, что причиной его смерти являлась пневмония. Но существует множество фактов, говорящих о неустойчивом психическом состоянии художника, его агрессивном поведении и множестве фобий.
Создавая свои картины, Сезанн был одержим постоянными сомнениями о своем мастерстве. Зачастую он писал одну и ту же картину по нескольку раз, пока не добивался поставленной самому себе цели. Те картины, которые считались неудачными, художник уничтожал собственными руками.
Поль Сезанн всю свою жизнь был очень мнительным и требовательным, что и служило причиной столь сильной критики к собственным работам.
Клод Моне
Клод Моне в жизниКлод Моне — знаменитый французский живописец, основавший импрессионизм, автор множества удивительных картин.
В судьбе данного живописца тоже не все было гладко. Прожив больше половины века, художник начал страдать от проблем со зрением, мешающих ему заниматься живописью, делом всей его жизни. Вскоре врачи поставили диагноз — двойная катаракта. После этого Моне перенес две сложных операции, но так и не бросил написание картин. После нескольких операций художник вновь обрел зрение, но на этот раз он стал видеть мир по-другому: левым глазом он начал видеть ультрафиолет, невидимый обычным людям в повседневной жизни, что принесло в его картины новые оттенки. Его известная картина «Водяные лилии» выполнена с использованием лиловых оттенков, потому что именно так они выглядели для него, а для обычного человека они просто белые.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк — известный норвежский художник, яркий представитель направления экспрессионизм.
Творчество данного художника было своеобразным, в его произведениях присутствовал дух ужаса и смерти. В жизни художника были сложные отношения с Туллой Ларсен, которая, пытаясь удержать его, неоднократно совершала попытки суицида, прерывая одну из которых, Мунк случайно получил пулю в руку. Данные отношения сильно подорвали психику художника: он стал очень вспыльчивым, им овладевали мысли о том, что его преследуют и хотят подставить. Художник довольно часто провоцировал ссоры с совершенно незнакомыми ему людьми, считая их подозрительными. Из-за подобного поведения живописца вынуждены были поместить в лечебницу для душевнобольных, где он провел около полугода.
Известной картиной Мунка, отражающей его душевный настрой, является знаменитый «Крик».
artrue.ru
симпотмы, виды, причины, методы диагностики.
Вну́тренняя карти́на боле́зни (ВКБ) — совокупность представлений человека о своём заболевании, результат творческой активности, которую проделывает пациент на пути осознания своей болезни. Феномен ВКБ представляет собой один из самых разработанных в психосоматическом поле. Термин ввёден Р. А. Лурией в 1935 году. Исследования ВКБ развиваются преимущественно в русле российской клинической психологии.
Врач, учитывающий внутреннюю картину болезни пациента, имеет возможность более полно понять этиологию, патогенез болезни и скорректировать ход лечения, основываясь на особенностях личности больного. Этот феномен представляет оценку болезни и субъективного здоровья, что может оказывать влияние на дальнейшее представление о своём состоянии в ходе течения болезни. Динамика феномена зависит от пола, возраста, тяжести болезни, её продолжительности, так и от характеристик личности, таких как, например, система ценностей и мотивов.
Коррекция позиции по отношению к своей болезни психологическими средствами ведет к улучшению состояния, профилактике рецидивов, облегчению тяжести страданий, а также снятию тревоги. Изучение внутренней картины болезни является значимой областью не только для медицинских работников и психологов, но и становится центральным звеном в анализе личностной проблематики больного: для исследователей субъективная картина болезни начинает выступать в качестве увеличительного стекла, позволяющего заглянуть во внутренний мир больного.
Развитие теоретического осмысления психологических аспектов внутренней картины болезни
Модель Р. А. Лурия
Роман Альбертович Лурия в своей работе «внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания» (1977) продолжил развивать идеи А. Гольдшейдера об «аутопластической картине заболевания». Его представление о структуре ВКБ отображалось в введении двух компонентов:
- Сензитивный включает в себя ощущения, исходящие из конкретного заболевания или патологического изменения общего состояния больного, причем именно те, что переживает субъект.
- Интеллектуальный создается больным в размышлении о своей болезни, самочувствии и состоянии (по другому называется рациональной оценкой болезни), причем бывает, что данные представления не имеют реальной соматической базы. Он является надстройкой над сензитивным уровнем.
Данное разделение отражает дихотомию соматического и психического, которая существовала в медицине на тот момент.
Информационно-кибернетическая модель внутренней картины болезни, представленная Т. Н. Резниковой и В. М. Смирновым
В данной модели центральным понятием является «церебральное информационное поле болезни» (представлено чувственной тканью, сензитивностью, так и культуральными убеждениями относительно болезни, собственным опытом), которое дает развитие и материал для развития «психологического информационного поля болезни» (условно можно представить как означение чувственной ткани, которое человек совершает). Основой оценки является собственная «схема тела». Внутренняя картина болезни рассматривается здесь как элемент самосознания, сформированный в результате самопознания.
Через «модель болезни», «модель результатов», «модель ожидаемых результатов лечения», «модель полученных результатов лечения» как составляющие «психологического поля болезни» проходит формирование отношения к болезни, которое может быть, согласно модели, «адекватным» и «неадекватным». Данная модель так же содержит указание на влияние личностных факторов, а именно потребностей и эмоционального опыта.
Концепция В. В. Николаевой
Данная модель включает в себя четыре компонента:
- Сенсорный — совокупность всех ощущений, основной материал предъявляемых жалоб. Включает в себя собственно телесные ощущения и эмоциональный тон ощущений, представляясь в виде образа телесного самочувствия, обремененного негативными характеристиками.
- Эмоциональный — эмоциональная реакция на болезнь.
- Рациональный, интеллектуальный — совокупность информации о болезни у больного, выраженная в представлениях и знаниях о болезни, собственном опыте болезни и ожидаемых результатах лечения.
- Мотивационный — связан с определенным отношением больного к своему заболеванию, с изменением поведения и образа жизни в условиях болезни и актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья. Включает в себя личностный смысл, встраивание болезни в смысловую структуру личности.
Концепция внутренней картины болезни А. Ш. Тхостова, Г. А. Ариной
В данной концепции процесс формирования внутренней картины болезни изучается как форма познавательной деятельности, что относит изучение феномена к накопленным в общей психологии представлениям о процессе, так и снимает разобщенность интеллектуального и эмоционального компонента. Модель внутренней картины болезни предполагается как многоуровневое образование, основу которого создает взаимодействие чувственной ткани, первичного и вторичного означения, личностного смысла.
Предполагается, что в становлении внутренней картины болезни можно условно выделить несколько этапов:
- Появление чувственной ткани, что проявляется в неопределенном характере телесных ощущений без четкой локализации. Чувственная ткань представляется как основа построения образа болезни.
- Этап первичного означения чувственной ткани — этап, при котором идет опосредование качества телесного переживания, в результате которого приобретается определенность, конкретность ощущений, появляется возможность осознания. Как результат появляется соматоперцептивный образ, который может определять изменение интенсивности чувственной ткани.
- Этап вторичного означения характеризуется опосредованием телесных проявлений системой культурных представлений о болезни, стереотипов. В результате меняется качество ощущений, телесные проявления становятся симптомами болезни. На этом этапе рождается концепция болезни.
- Порождение личностного смысла болезни определяет индивидуальное качество восприятия болезни и заключается в том, что образ болезни связывается с центральными смыслами, стержневыми мотивами и ценностями индивида. Например, довольно распространенным является смысл болезни как преграды на пути самореализации, ограничение.
То есть было предложено рассматривать внутреннюю картину болезни как сложное отношение уровней психического отражения: чувственного, эмоционального, интеллектуального и мотивационного (или уровеня личностных смыслов). Связь между компонентами позволяет оценить динамику развития внутренней картины болезни, предполагает симметричность отношений от чувственной ткани к личностному смыслу идет через означение, также от личностного смысла к чувственной ткани.
Модель житейского смысла Г. Левинталя (Common Sense Model)
Данная модель видит пациента в роли конструирующего понимание своего состояния на основании приобретенного культурного опыта относительно данной болезни, реакции ближайшего окружения (в том числе и врача) и собственного опыта с целью осмысления болезни. Процессы интерпретации и оценки своих переживаний, симптомов и их модификации представляют собой процессы саморегуляции, проходят с целью выбора копинг-стратегии. Объектом саморегуляции выступают эмоции, ощущения, симптомы, настроение, представление которых идет на уровне эмоций и представлений. В ответ на каждый уровень представления объекта предлагаются репрезентации и копинг-стратегии, процессы на каждого могут конкурировать между собой
Выделяются несколько типов содержания представлений, каждый из которых протекает на указанных ранее двух уровнях: идентичность болезни (система категориальных обозначений ощущений), причина, временное течение болезни, прогноз, процесс лечения. Специфика репрезентаций на каждом из представлений определяет психическое благополучие, эмоциональные переживания и особенности функционирования.
На основе данной модели был составлен опросник «когнитивных представлений о болезни». Он применяется для психодиагностики «оценки эффективности совладания в ситуации болезни» для отображения результатов в контексте саморегуляции. Вопросы отображают шкалы «беспомощность», «принятие», «воспринимаемые преимущества», связываясь с локусом контроля, тревожно-депрессивной симптоматикой и стратегиями совладающего поведения
Концепция внутренней картины болезни в контексте саморегуляции
В модели, представленной совместно А. Ш. Тхостовым, Г. А. Ариной, В. В. Николаевой, внутренняя картина болезни рассматривается следствие взаимодействия таких механизмов саморегуляции, как:
- Телесное опосредование как отражение динамики влияния особенностей интрацептивной перцепции на отношение к болезни;
- Эмоциональное опосредование как влияние особенностей эмоциональной реакции на отношение к болезни;
- Когнитивное опосредование представлено теми убеждениями, знаниями, представлениями, которые опосредуют отношение к болезни;
- Мотивационно-смысловое опосредование, которое представляется в данной модели в узком ключе.
Введение в контекст общей системы саморегуляции организма, однако в особой социальной ситуации развития, позволяет связать данный феномен с социокультурными факторами, что дает основу для изучения кросс-культурных различий.
Семиотическая модель внутренней картины болезни А. Ш. Тхостова
В данной модели в качестве центрального постулата, через который модель разворачивается, выводится, что обозначение симптома предполагает указание не только на собственно телесные ощущения, но и на то, что не входит в них, а именно на болезнь. К разъяснению появления на основе означаемого (телесные ощущения) и означающего (телесный конструкт, сформированная схема тела) знака (означенное телесное ощущение, которое может быть конкретным и поддающимся сравнению) приводится цитата Р.Барта: «означающее само по себе лишено содержания, знак же содержателен, он несет смысл» (Барт, 1989). Таким образом, появление знака является свидетельством трансформации означаемого.
Отношение означаемого и означающего может быть подвергнуто изменению, открывая становление вторичной семиологической системы, иначе мифологической (Барт, 1989). В этой системе полученный в результате означения знак (означенное телесное ощущение) становится сам означаемым и приводит в соединении с означающим (концепция болезни) к появлению знака (симптом) в этой вторичной мифологической системе.
Субъективная картина болезни обретает значение и возможность осознания только преломляясь в структуре мотивов. Конфликтность личностного смысла в силу неоднозначности значения болезни по отношению к иерархии мотивов определяет сложную динамику формирования образа болезни, который вследствие ряда выборов между условной выгодой (позитивный личностный смысл болезни) и отторжением (негативный личностный смысл болезни) все менее становится приближенным к первичному интрацептивному восприятию
Развитие представления об отношении к болезни
Следующие концепции развивают представление о сознании болезни, связывая факторы, относящиеся к «гнозису болезни» (ощущения, знания о болезни, личный опыт) и отношению к болезни (личностные особенности, специфика заболевания и социальной среды и прочее)
Типология реакций на болезнь А. Е. Личко, Н. Я. Иванова
Данная типология построена исходя из предполагаемого влияния таких факторов, как природа заболевания, отношение к болезни и тип личности. Блок типов отношений, которые не предполагают нарушение адаптации:
- Гармоничный тип реагирования предполагает отсутствие переоценки и недооценки тяжести заболевания, активное содействие рекомендациям по лечению и их исполнение, гибкость в изменении интересов в сторону доступных, забота об окружающих в случае неблагоприятного исхода.
- Эргопатический тип предполагает увеличение количества рабочих часов, «уход в работу».
- Анозогнозический тип реагирования состоит в активном отрицании тяжести и прогноза болезни, приписывании причин случайным обстоятельствам, отказе от лечения.
Типы реагирования на болезнь, для которых характерно наличие психической дезадаптации:
- Тревожный тип реагирования характеризуется мнительным беспокойством относительно течения и прогноза болезни, что подталкивает таких пациентов к постоянному поиску новой информации о болезни, новых методов лечения, результатов обследования, авторитетного мнения.
- Ипохондрический тип реагирования предполагает преимущественную ориентацию на собственные ощущения, имеющие болезненное или неприятное качество, их преувеличенное значение. Для пациентов с таким типом реагирования характерно сочетание упорного стремления лечиться и опасения получения вреда от процесса лечения.
- Неврастенический тип реагирования предполагает непереносимость боли, реагирование по типу «раздражительной слабости», когда вспышка гнева на почве недомогания сменяется слезливым раскаянием.
- Меланхолический тип реагирования характеризуется пессимистическим видением прогнозов и их активной трансляции несмотря на объективные данные, опровергающие данную точку зрения.
- Эйфорический тип реагирования предполагает необоснованно повышенное настроение, которое создает ощущение искусственного, чрезмерно легкомысленное отношение к болезни.
- Апатический тип реагирования — особое безразличное отношение пациентов к своему состоянию здоровья, резко суженный круг их интересов.
- Обсессивно-фобический тип предполагает фиксацию на крайних, маловероятных вариантах негативного течения болезни и лечения, так и активным привлечением ритуалов к защите от возникающей тревоги.
- Сенситивный тип реагирования характеризуется страхами неприятия в связи со своей болезнью.
- Эгоцентрический тип занят привлечением к себе максимального количества внимания за счет выставления тяжести и сложности переживания болезни в качестве особого права на исключительную заботу.
- Паранойяльный тип характеризуется стремлением объяснить для себя болезнь и неприятные переживания в течение лечения результатом злобного умысла.
- Дисфорический тип представляет собой тоскливо-озлобленное настроение.
Нозогении в концепции А. Б. Смулевича
А. Б. Смулевич предполагает «нозогении», или психогенные реакции, возникающие в ответ на психотравмирующие влияния соматического заболевания, как одну из 4 групп состояний, которые можно отнести к психосоматическим расстройствам. Выделяются психологические, конституциональные, биологические и социальные детерминирующие факторы психогенных реакций. В психологическом измерении первостепенную роль играет отношение к болезни, которое предполагает наличие двух полярностей: переоценки болезни, или гипернозогнозии, и недооценки болезни, или гипонозогнозии.
В соответствии с типологией А. Б. Смулевича рассматриваются три группы синдромов нозогений:
- Невротические, представленные гипернозогнозией и гипонозогнозией. Гипергнозии предполагают навязчивости и истероипохондрию, что выражается в демонстративности, развернутых жалобах и сопутствующих конверсионных расстройствах. Гипонозогнозия проявляется как диссоциация соматизированной тревоги и небрежного отношения к лечению, то есть синдромом «la belle indifference».
- Аффективные синдромы также представлены в двух вариантах. Гипернозогнозия проявляется как синдром ипохондрической депрессии. Гипонозогнозия представлена как синдром «эйфорической псевдодеменции».
- Патохарактерологические синдромы. Гипернозогнозия характеризуется проявлением сверхценных идей (ипохондрия здоровья), наряду с которым выделяется синдром «патологического отрицания болезни»
meddocs.info
Внутренняя картина болезни | Наука
Профессор Р. А. Лурия / Roman Luria, Prof.
Внутренняя картина болезни (ВКБ). Данный термин предложил российский и советский учёный профессор Р. А. Лурия в 1935 году для обозначения комплекса особенностей психической деятельности у людей, страдающих телесными недугами. С позиций современной психологии ВКБ изучил В. А. Скумин
Определение понятия Править
По мнению профессора Р. А. Лурии, внутреняя картина болезни отражает весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм.
Проф. В. А. Скумин / Victor Skumin, Prof.
С позиций современной психологии наиболее полно эту проблему изучил в своих кандидатской и докторской диссертациях В. А. Скумин.[1] В результате проведённого научного исследования он установил, что
Внутренняя картина болезни — это сложная система отношений пациента к заболеванию и его лечению, к окружающим, к собственной личности, к учёбе и работе, к будущему, к своим витальным функциям, в целом к жизни, которая рассматривается им сквозь призму собственной болезни.[2][3]По Скумину, ВКБ является одним из структурных компонентов психической составляющей соматической болезни.
Профессор В. А. Скумин выделил пять вариантов внутренней картины болезни, которые охватывают все наблюдающиеся разновидности индивидуально складывающихся паттернов ВКБ:
- гармоничный (лат. harmonia — стройность)
- индифферентный (лат. indifferens — безразличие)
- гиперпатичный (греч. hiper — чрезмерное увеличение, повышение + pathos — чувство, переживание, страдание)
- гипопатичный (греч. hypo — понижение, недостаточность, слабая выраженность + pathos — чувство, переживание, страдание)
- лабильный (лат. labilis — колеблющийся, неустойчивый, непостоянный)[4]
Маленький пациент с гармоничным типом ВКБ
Гармоничный тип Править
Пациенты с гармоничным типом ВКБ отличаются хорошей контактностью, доброжелательностью, охотно выполняют большинство врачебных назначений. Они стараются перебороть плохое самочувствие, оптимистичны, уверены в возможности выздоровления, пытаются аккуратно выполнять все лечебные назначения и режимные предписания. Больные детско-подросткового возраста в играх охотно принимают на себя роль врача или медицинской сестры.
Индифферентный тип Править
Пациенты с индифферентным типом ВКБ, формально соглашаясь с наличием у них болезни, но безразличны к её проявлениям. Соглашаясь с тем, что им необходимо лечиться, к назначенным диагностическим и лечебным мероприятиями относятся пассивно, выполняя их только после настойчивых требований. Не интересуются характером процедур, продолжительностью и смыслом проводимого лечения, хотя на словах признают его целесообразность. Своё пребывание в стационаре объясняют тем, что на этом настояли врачи и родственники.
Гиперпатичный тип Править
Данный тин ВКБ проявляется избыточной эмоциональной напряжённостью, преувуличением тяжести болезненный ощущений и переживаний, выискиванием несуществующих страданий. Такие пациенты, как правило, могут точно сформулировать диагноз своего заболевания. При разговоре о нём оживляются, подробно излагают жалобы, рассказывают где, когда и какими методами лечились, называют фамилии специалистов, наименования медицинских учреждений. Наблюдается и своеобразное двигательное поведение с характерной моторикой, мимикой — при жалобах, например, на боли в животе пациенты прикладывают к нему руки, подчёркивают неприятный характер ощущений скорбным выражением лица, вздохами и т. п. Отмечаются черты мнительности, повышенной тревожности в отношении результатов лечения, побочного действия лекарств, прогноза. Возможны аггравация и симуляция симптомов.
Гипопатичный тип Править
Для этого типа ВКБ характерна слабая выраженность переживаний, связанных с болезнью, эмоциональная недооценка проявлений и самого факта её, активное неприятие всего, что свидетельствует о недуге. Они считают, что поскольку чувствуют себя бодрыми, полными сил, то нарушения здоровья нет. Факты же свидетельствующие об обратном, объясняют иными причинами либо вообще отрицают. Всё, связанное с лечебным процессом описывают окрашенными негативными эмоциями выражениями. Склонны к частым нарушениям режима, диетических ограничений, врачебных предписаний. Нередко становятся отрицательными лидерами в лечебной группе, индуцируя своими эмоциональными реакциями других больных, родственников, создавая подчас соответствующее эмоциональное напряжение, конфликтные ситуации.
Лабильный тип Править
У таких пациентов во внутренней картине болезни в различной степени представлены и выражены признаки, характерные для двух или более типов ВКБ — гармоничного, гиперпатичного, гипопатичного, индифферентного. Система отношений ещё не складывается в единый более или менее устойчивый паттерн. Отношение к болезни и всему с нею связанному не постоянны. В течение сравнительно короткого промежутка времени они могут существенно видоизменяться. Так проявляя, к примеру, черты гармоничного или гиперпатичного типа, пациент после двух — трёх дневного общения с больными ВКБ которых сформировалась по гипопатичному типу, начинает проявлять в поведении, эмоциональных реакциях черты именно этого типа. Лабильный тип чаще встречается у недавно болеющих людей.
Коррекция негармоничных типов ВКБ Править
С целью коррекции негармоничных типов ВКБ применяется психотерапия,[5] в частности, психотренинг по Скумину.
- Р. А. Лурия. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания, 1935 (4-е издание — М.: Медицина, 1977).
- Скумин В. А., Бобина Л. А. Пропедевтика культуры здоровья. Учебник. — Новочебоксарск: Терос, 1994. — 192 с. — ISBN 5-88167-002-7.
- Скумин В. А. Психотерапия и психопрофилактика в системе реабилитации больных с протезами клапанов сердца. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. кандидата медицинских наук. — Харьков: Здоров’я, 1980. — 17 с.
- ↑ Skumin Victor Andreyevitch (1989) (in English). Boundary psychic disfunctions in infants and teenagers suffering from chronic disorders in digestive system (clinical picture, systematism, treatment, psychic prophylaxis). Open Gray. http://www.opengrey.eu/item/display/10068/344619. Retrieved 4 June 2017.
- ↑ Скумин В. А. Патоморфоз общих неврозов при хронических болезнях пищеварительной системы у детей и подростков // Неврозы у детей и подростков : Тез. докл. Всесоюз. конф.. — Москва: 1986. — С. 161-164.
- ↑ Скумин В. А. Пограничные психические расстройства у детей и подростков с хроническими болезнями пищеварительной системы (клиника, систематика, лечение, психопрофилактика). Автореф. дисс. на соискание уч. ст. доктора мед. наук. — Москва, 1989. — 48 с.
- ↑ Скумин В. А. (1987). "Психологические аспекты лечебного питания детей и подростков, страдающих болезнями пищеварительной системы". Вопросы питания 6: 26-29.
- ↑ Скумин, В. А. (1987). "Психологические аспекты лечебного питания детей и подростков, страдающих болезнями пищеварительной системы". Вопросы питания (6): 26–9. PMID 3439083. OCLC 116648174.
ru.science.wikia.com
Внутренняя картина болезни — Википедия РУ
Развитие теоретического осмысления психологических аспектов внутренней картины болезни
Модель Р. А. Лурия
Роман Альбертович Лурия в своей работе «внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания» (1977) продолжил развивать идеи А. Гольдшейдера об «аутопластической картине заболевания». Его представление о структуре ВКБ отображалось в введении двух компонентов[1]:
- Сензитивный включает в себя ощущения, исходящие из конкретного заболевания или патологического изменения общего состояния больного, причем именно те, что переживает субъект[1].
- Интеллектуальный создается больным в размышлении о своей болезни, самочувствии и состоянии (по другому называется рациональной оценкой болезни), причем бывает, что данные представления не имеют реальной соматической базы. Он является надстройкой над сензитивным уровнем[2].
Данное разделение отражает дихотомию соматического и психического, которая существовала в медицине на тот момент[1].
Информационно-кибернетическая модель внутренней картины болезни, представленная Т. Н. Резниковой и В. М. Смирновым
В данной модели центральным понятием является «церебральное информационное поле болезни» (представлено чувственной тканью, сензитивностью, так и культуральными убеждениями относительно болезни, собственным опытом), которое дает развитие и материал для развития «психологического информационного поля болезни» (условно можно представить как означение чувственной ткани, которое человек совершает). Основой оценки является собственная «схема тела». Внутренняя картина болезни рассматривается здесь как элемент самосознания, сформированный в результате самопознания[16].
Через «модель болезни», «модель результатов», «модель ожидаемых результатов лечения», «модель полученных результатов лечения» как составляющие «психологического поля болезни» проходит формирование отношения к болезни, которое может быть, согласно модели, «адекватным» и «неадекватным». Данная модель так же содержит указание на влияние личностных факторов, а именно потребностей и эмоционального опыта[16].
Концепция В. В. Николаевой
Данная модель включает в себя четыре компонента[1]:
- Сенсорный — совокупность всех ощущений, основной материал предъявляемых жалоб. Включает в себя собственно телесные ощущения и эмоциональный тон ощущений, представляясь в виде образа телесного самочувствия, обремененного негативными характеристиками[1].
- Эмоциональный — эмоциональная реакция на болезнь[1].
- Рациональный, интеллектуальный — совокупность информации о болезни у больного, выраженная в представлениях и знаниях о болезни, собственном опыте болезни и ожидаемых результатах лечения[1].
- Мотивационный — связан с определенным отношением больного к своему заболеванию, с изменением поведения и образа жизни в условиях болезни и актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья. Включает в себя личностный смысл, встраивание болезни в смысловую структуру личности[1].
Концепция внутренней картины болезни А. Ш. Тхостова, Г. А. Ариной
В данной концепции процесс формирования внутренней картины болезни изучается как форма познавательной деятельности, что относит изучение феномена к накопленным в общей психологии представлениям о процессе, так и снимает разобщенность интеллектуального и эмоционального компонента. Модель внутренней картины болезни предполагается как многоуровневое образование, основу которого создает взаимодействие чувственной ткани, первичного и вторичного означения, личностного смысла[1].
Предполагается, что в становлении внутренней картины болезни можно условно выделить несколько этапов:
- Появление чувственной ткани, что проявляется в неопределенном характере телесных ощущений без четкой локализации. Чувственная ткань представляется как основа построения образа болезни.
- Этап первичного означения чувственной ткани — этап, при котором идет опосредование качества телесного переживания, в результате которого приобретается определенность, конкретность ощущений, появляется возможность осознания. Как результат появляется соматоперцептивный образ, который может определять изменение интенсивности чувственной ткани.
- Этап вторичного означения характеризуется опосредованием телесных проявлений системой культурных представлений о болезни, стереотипов. В результате меняется качество ощущений, телесные проявления становятся симптомами болезни. На этом этапе рождается концепция болезни.
- Порождение личностного смысла болезни определяет индивидуальное качество восприятия болезни и заключается в том, что образ болезни связывается с центральными смыслами, стержневыми мотивами и ценностями индивида. Например, довольно распространенным является смысл болезни как преграды на пути самореализации, ограничение[17].
То есть было предложено рассматривать внутреннюю картину болезни как сложное отношение уровней психического отражения: чувственного, эмоционального, интеллектуального и мотивационного (или уровеня личностных смыслов). Связь между компонентами позволяет оценить динамику развития внутренней картины болезни, предполагает симметричность отношений от чувственной ткани к личностному смыслу идет через означение, также от личностного смысла к чувственной ткани[18].
Модель житейского смысла Г. Левинталя (Common Sense Model)
Данная модель видит пациента в роли конструирующего понимание своего состояния на основании приобретенного культурного опыта относительно данной болезни, реакции ближайшего окружения (в том числе и врача) и собственного опыта с целью осмысления болезни. Процессы интерпретации и оценки своих переживаний, симптомов и их модификации представляют собой процессы саморегуляции, проходят с целью выбора копинг-стратегии. Объектом саморегуляции выступают эмоции, ощущения, симптомы, настроение, представление которых идет на уровне эмоций и представлений. В ответ на каждый уровень представления объекта предлагаются репрезентации и копинг-стратегии, процессы на каждого могут конкурировать между собой[19]
Выделяются несколько типов содержания представлений, каждый из которых протекает на указанных ранее двух уровнях[19]: идентичность болезни (система категориальных обозначений ощущений), причина, временное течение болезни, прогноз, процесс лечения. Специфика репрезентаций на каждом из представлений определяет психическое благополучие, эмоциональные переживания и особенности функционирования[19].
На основе данной модели был составлен опросник «когнитивных представлений о болезни». Он применяется для психодиагностики «оценки эффективности совладания в ситуации болезни» для отображения результатов в контексте саморегуляции. Вопросы отображают шкалы «беспомощность», «принятие», «воспринимаемые преимущества», связываясь с локусом контроля, тревожно-депрессивной симптоматикой и стратегиями совладающего поведения[20]
Концепция внутренней картины болезни в контексте саморегуляции
В модели, представленной совместно А. Ш. Тхостовым, Г. А. Ариной, В. В. Николаевой, внутренняя картина болезни рассматривается следствие взаимодействия таких механизмов саморегуляции, как:
- Телесное опосредование как отражение динамики влияния особенностей интрацептивной перцепции на отношение к болезни;
- Эмоциональное опосредование как влияние особенностей эмоциональной реакции на отношение к болезни;
- Когнитивное опосредование представлено теми убеждениями, знаниями, представлениями, которые опосредуют отношение к болезни;
- Мотивационно-смысловое опосредование, которое представляется в данной модели в узком ключе.
Введение в контекст общей системы саморегуляции организма, однако в особой социальной ситуации развития, позволяет связать данный феномен с социокультурными факторами, что дает основу для изучения кросс-культурных различий[21].
Семиотическая модель внутренней картины болезни А. Ш. Тхостова
В данной модели в качестве центрального постулата, через который модель разворачивается, выводится, что обозначение симптома предполагает указание не только на собственно телесные ощущения, но и на то, что не входит в них, а именно на болезнь. К разъяснению появления на основе означаемого (телесные ощущения) и означающего (телесный конструкт, сформированная схема тела) знака (означенное телесное ощущение, которое может быть конкретным и поддающимся сравнению) приводится цитата Р.Барта: «означающее само по себе лишено содержания, знак же содержателен, он несет смысл» (Барт, 1989). Таким образом, появление знака является свидетельством трансформации означаемого[22].
Отношение означаемого и означающего может быть подвергнуто изменению, открывая становление вторичной семиологической системы, иначе мифологической (Барт, 1989). В этой системе полученный в результате означения знак (означенное телесное ощущение) становится сам означаемым и приводит в соединении с означающим (концепция болезни) к появлению знака (симптом) в этой вторичной мифологической системе[22].
Субъективная картина болезни обретает значение и возможность осознания только преломляясь в структуре мотивов. Конфликтность личностного смысла в силу неоднозначности значения болезни по отношению к иерархии мотивов определяет сложную динамику формирования образа болезни, который вследствие ряда выборов между условной выгодой (позитивный личностный смысл болезни) и отторжением (негативный личностный смысл болезни) все менее становится приближенным к первичному интрацептивному восприятию[22]
Развитие представления об отношении к болезни
Следующие концепции развивают представление о сознании болезни, связывая факторы, относящиеся к «гнозису болезни» (ощущения, знания о болезни, личный опыт) и отношению к болезни (личностные особенности, специфика заболевания и социальной среды и прочее)[1]
Типология реакций на болезнь Н.В. Борисова, Е.С. Груздевой, А. Е. Личко, Н. Я. Иванова
Данная типология построена исходя из предполагаемого влияния таких факторов, как природа заболевания, отношение к болезни и тип личности. Блок типов отношений, которые не предполагают нарушение адаптации[23]:
- Гармоничный тип реагирования предполагает отсутствие переоценки и недооценки тяжести заболевания, активное содействие рекомендациям по лечению и их исполнение, гибкость в изменении интересов в сторону доступных, забота об окружающих в случае неблагоприятного исхода[23].
- Эргопатический тип предполагает увеличение количества рабочих часов, «уход в работу»[23].
- Анозогнозический тип реагирования состоит в активном отрицании тяжести и прогноза болезни, приписывании причин случайным обстоятельствам, отказе от лечения[23].
Типы реагирования на болезнь, для которых характерно наличие психической дезадаптации[23]:
- Тревожный тип реагирования характеризуется мнительным беспокойством относительно течения и прогноза болезни, что подталкивает таких пациентов к постоянному поиску новой информации о болезни, новых методов лечения, результатов обследования, авторитетного мнения[23].
- Ипохондрический тип реагирования предполагает преимущественную ориентацию на собственные ощущения, имеющие болезненное или неприятное качество, их преувеличенное значение. Для пациентов с таким типом реагирования характерно сочетание упорного стремления лечиться и опасения получения вреда от процесса лечения[23].
- Неврастенический тип реагирования предполагает непереносимость боли, реагирование по типу «раздражительной слабости», когда вспышка гнева на почве недомогания сменяется слезливым раскаянием[23].
- Меланхолический тип реагирования характеризуется пессимистическим видением прогнозов и их активной трансляции несмотря на объективные данные, опровергающие данную точку зрения[23].
- Эйфорический тип реагирования предполагает необоснованно повышенное настроение, которое создает ощущение искусственного, чрезмерно легкомысленное отношение к болезни[23].
- Апатический тип реагирования — особое безразличное отношение пациентов к своему состоянию здоровья, резко суженный круг их интересов[23].
- Обсессивно-фобический тип предполагает фиксацию на крайних, маловероятных вариантах негативного течения болезни и лечения, так и активным привлечением ритуалов к защите от возникающей тревоги[23].
- Сенситивный тип реагирования характеризуется страхами неприятия в связи со своей болезнью[23].
- Эгоцентрический тип занят привлечением к себе максимального количества внимания за счет выставления тяжести и сложности переживания болезни в качестве особого права на исключительную заботу[23].
- Паранойяльный тип характеризуется стремлением объяснить для себя болезнь и неприятные переживания в течение лечения результатом злобного умысла[23].
- Дисфорический тип представляет собой тоскливо-озлобленное настроение[23].
Нозогении в концепции А. Б. Смулевича
А. Б. Смулевич предполагает «нозогении», или психогенные реакции, возникающие в ответ на психотравмирующие влияния соматического заболевания, как одну из 4 групп состояний, которые можно отнести к психосоматическим расстройствам. Выделяются психологические, конституциональные, биологические и социальные детерминирующие факторы психогенных реакций. В психологическом измерении первостепенную роль играет отношение к болезни, которое предполагает наличие двух полярностей: переоценки болезни, или гипернозогнозии, и недооценки болезни, или гипонозогнозии[24].
В соответствии с типологией А. Б. Смулевича рассматриваются три группы синдромов нозогений[24]:
- Невротические, представленные гипернозогнозией и гипонозогнозией. Гипергнозии предполагают навязчивости и истероипохондрию, что выражается в демонстративности, развернутых жалобах и сопутствующих конверсионных расстройствах. Гипонозогнозия проявляется как диссоциация соматизированной тревоги и небрежного отношения к лечению, то есть синдромом «la belle indifference»[24].
- Аффективные синдромы также представлены в двух вариантах. Гипернозогнозия проявляется как синдром ипохондрической депрессии. Гипонозогнозия представлена как синдром «эйфорической псевдодеменции»[24].
- Патохарактерологические синдромы. Гипернозогнозия характеризуется проявлением сверхценных идей (ипохондрия здоровья), наряду с которым выделяется синдром «патологического отрицания болезни»[24]
http-wikipediya.ru
Внутренняя картина болезни — википедия фото
Развитие теоретического осмысления психологических аспектов внутренней картины болезни
Модель Р. А. Лурия
Роман Альбертович Лурия в своей работе «внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания» (1977) продолжил развивать идеи А. Гольдшейдера об «аутопластической картине заболевания». Его представление о структуре ВКБ отображалось в введении двух компонентов[1]:
- Сензитивный включает в себя ощущения, исходящие из конкретного заболевания или патологического изменения общего состояния больного, причем именно те, что переживает субъект[1].
- Интеллектуальный создается больным в размышлении о своей болезни, самочувствии и состоянии (по другому называется рациональной оценкой болезни), причем бывает, что данные представления не имеют реальной соматической базы. Он является надстройкой над сензитивным уровнем[2].
Данное разделение отражает дихотомию соматического и психического, которая существовала в медицине на тот момент[1].
Информационно-кибернетическая модель внутренней картины болезни, представленная Т. Н. Резниковой и В. М. Смирновым
В данной модели центральным понятием является «церебральное информационное поле болезни» (представлено чувственной тканью, сензитивностью, так и культуральными убеждениями относительно болезни, собственным опытом), которое дает развитие и материал для развития «психологического информационного поля болезни» (условно можно представить как означение чувственной ткани, которое человек совершает). Основой оценки является собственная «схема тела». Внутренняя картина болезни рассматривается здесь как элемент самосознания, сформированный в результате самопознания[16].
Через «модель болезни», «модель результатов», «модель ожидаемых результатов лечения», «модель полученных результатов лечения» как составляющие «психологического поля болезни» проходит формирование отношения к болезни, которое может быть, согласно модели, «адекватным» и «неадекватным». Данная модель так же содержит указание на влияние личностных факторов, а именно потребностей и эмоционального опыта[16].
Концепция В. В. Николаевой
Данная модель включает в себя четыре компонента[1]:
- Сенсорный — совокупность всех ощущений, основной материал предъявляемых жалоб. Включает в себя собственно телесные ощущения и эмоциональный тон ощущений, представляясь в виде образа телесного самочувствия, обремененного негативными характеристиками[1].
- Эмоциональный — эмоциональная реакция на болезнь[1].
- Рациональный, интеллектуальный — совокупность информации о болезни у больного, выраженная в представлениях и знаниях о болезни, собственном опыте болезни и ожидаемых результатах лечения[1].
- Мотивационный — связан с определенным отношением больного к своему заболеванию, с изменением поведения и образа жизни в условиях болезни и актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья. Включает в себя личностный смысл, встраивание болезни в смысловую структуру личности[1].
Концепция внутренней картины болезни А. Ш. Тхостова, Г. А. Ариной
В данной концепции процесс формирования внутренней картины болезни изучается как форма познавательной деятельности, что относит изучение феномена к накопленным в общей психологии представлениям о процессе, так и снимает разобщенность интеллектуального и эмоционального компонента. Модель внутренней картины болезни предполагается как многоуровневое образование, основу которого создает взаимодействие чувственной ткани, первичного и вторичного означения, личностного смысла[1].
Предполагается, что в становлении внутренней картины болезни можно условно выделить несколько этапов:
- Появление чувственной ткани, что проявляется в неопределенном характере телесных ощущений без четкой локализации. Чувственная ткань представляется как основа построения образа болезни.
- Этап первичного означения чувственной ткани — этап, при котором идет опосредование качества телесного переживания, в результате которого приобретается определенность, конкретность ощущений, появляется возможность осознания. Как результат появляется соматоперцептивный образ, который может определять изменение интенсивности чувственной ткани.
- Этап вторичного означения характеризуется опосредованием телесных проявлений системой культурных представлений о болезни, стереотипов. В результате меняется качество ощущений, телесные проявления становятся симптомами болезни. На этом этапе рождается концепция болезни.
- Порождение личностного смысла болезни определяет индивидуальное качество восприятия болезни и заключается в том, что образ болезни связывается с центральными смыслами, стержневыми мотивами и ценностями индивида. Например, довольно распространенным является смысл болезни как преграды на пути самореализации, ограничение[17].
То есть было предложено рассматривать внутреннюю картину болезни как сложное отношение уровней психического отражения: чувственного, эмоционального, интеллектуального и мотивационного (или уровеня личностных смыслов). Связь между компонентами позволяет оценить динамику развития внутренней картины болезни, предполагает симметричность отношений от чувственной ткани к личностному смыслу идет через означение, также от личностного смысла к чувственной ткани[18].
Модель житейского смысла Г. Левинталя (Common Sense Model)
Данная модель видит пациента в роли конструирующего понимание своего состояния на основании приобретенного культурного опыта относительно данной болезни, реакции ближайшего окружения (в том числе и врача) и собственного опыта с целью осмысления болезни. Процессы интерпретации и оценки своих переживаний, симптомов и их модификации представляют собой процессы саморегуляции, проходят с целью выбора копинг-стратегии. Объектом саморегуляции выступают эмоции, ощущения, симптомы, настроение, представление которых идет на уровне эмоций и представлений. В ответ на каждый уровень представления объекта предлагаются репрезентации и копинг-стратегии, процессы на каждого могут конкурировать между собой[19]
Выделяются несколько типов содержания представлений, каждый из которых протекает на указанных ранее двух уровнях[19]: идентичность болезни (система категориальных обозначений ощущений), причина, временное течение болезни, прогноз, процесс лечения. Специфика репрезентаций на каждом из представлений определяет психическое благополучие, эмоциональные переживания и особенности функционирования[19].
На основе данной модели был составлен опросник «когнитивных представлений о болезни». Он применяется для психодиагностики «оценки эффективности совладания в ситуации болезни» для отображения результатов в контексте саморегуляции. Вопросы отображают шкалы «беспомощность», «принятие», «воспринимаемые преимущества», связываясь с локусом контроля, тревожно-депрессивной симптоматикой и стратегиями совладающего поведения[20]
Концепция внутренней картины болезни в контексте саморегуляции
В модели, представленной совместно А. Ш. Тхостовым, Г. А. Ариной, В. В. Николаевой, внутренняя картина болезни рассматривается следствие взаимодействия таких механизмов саморегуляции, как:
- Телесное опосредование как отражение динамики влияния особенностей интрацептивной перцепции на отношение к болезни;
- Эмоциональное опосредование как влияние особенностей эмоциональной реакции на отношение к болезни;
- Когнитивное опосредование представлено теми убеждениями, знаниями, представлениями, которые опосредуют отношение к болезни;
- Мотивационно-смысловое опосредование, которое представляется в данной модели в узком ключе.
Введение в контекст общей системы саморегуляции организма, однако в особой социальной ситуации развития, позволяет связать данный феномен с социокультурными факторами, что дает основу для изучения кросс-культурных различий[21].
Семиотическая модель внутренней картины болезни А. Ш. Тхостова
В данной модели в качестве центрального постулата, через который модель разворачивается, выводится, что обозначение симптома предполагает указание не только на собственно телесные ощущения, но и на то, что не входит в них, а именно на болезнь. К разъяснению появления на основе означаемого (телесные ощущения) и означающего (телесный конструкт, сформированная схема тела) знака (означенное телесное ощущение, которое может быть конкретным и поддающимся сравнению) приводится цитата Р.Барта: «означающее само по себе лишено содержания, знак же содержателен, он несет смысл» (Барт, 1989). Таким образом, появление знака является свидетельством трансформации означаемого[22].
Отношение означаемого и означающего может быть подвергнуто изменению, открывая становление вторичной семиологической системы, иначе мифологической (Барт, 1989). В этой системе полученный в результате означения знак (означенное телесное ощущение) становится сам означаемым и приводит в соединении с означающим (концепция болезни) к появлению знака (симптом) в этой вторичной мифологической системе[22].
Субъективная картина болезни обретает значение и возможность осознания только преломляясь в структуре мотивов. Конфликтность личностного смысла в силу неоднозначности значения болезни по отношению к иерархии мотивов определяет сложную динамику формирования образа болезни, который вследствие ряда выборов между условной выгодой (позитивный личностный смысл болезни) и отторжением (негативный личностный смысл болезни) все менее становится приближенным к первичному интрацептивному восприятию[22]
Развитие представления об отношении к болезни
Следующие концепции развивают представление о сознании болезни, связывая факторы, относящиеся к «гнозису болезни» (ощущения, знания о болезни, личный опыт) и отношению к болезни (личностные особенности, специфика заболевания и социальной среды и прочее)[1]
Типология реакций на болезнь Н.В. Борисова, Е.С. Груздевой, А. Е. Личко, Н. Я. Иванова
Данная типология построена исходя из предполагаемого влияния таких факторов, как природа заболевания, отношение к болезни и тип личности. Блок типов отношений, которые не предполагают нарушение адаптации[23]:
- Гармоничный тип реагирования предполагает отсутствие переоценки и недооценки тяжести заболевания, активное содействие рекомендациям по лечению и их исполнение, гибкость в изменении интересов в сторону доступных, забота об окружающих в случае неблагоприятного исхода[23].
- Эргопатический тип предполагает увеличение количества рабочих часов, «уход в работу»[23].
- Анозогнозический тип реагирования состоит в активном отрицании тяжести и прогноза болезни, приписывании причин случайным обстоятельствам, отказе от лечения[23].
Типы реагирования на болезнь, для которых характерно наличие психической дезадаптации[23]:
- Тревожный тип реагирования характеризуется мнительным беспокойством относительно течения и прогноза болезни, что подталкивает таких пациентов к постоянному поиску новой информации о болезни, новых методов лечения, результатов обследования, авторитетного мнения[23].
- Ипохондрический тип реагирования предполагает преимущественную ориентацию на собственные ощущения, имеющие болезненное или неприятное качество, их преувеличенное значение. Для пациентов с таким типом реагирования характерно сочетание упорного стремления лечиться и опасения получения вреда от процесса лечения[23].
- Неврастенический тип реагирования предполагает непереносимость боли, реагирование по типу «раздражительной слабости», когда вспышка гнева на почве недомогания сменяется слезливым раскаянием[23].
- Меланхолический тип реагирования характеризуется пессимистическим видением прогнозов и их активной трансляции несмотря на объективные данные, опровергающие данную точку зрения[23].
- Эйфорический тип реагирования предполагает необоснованно повышенное настроение, которое создает ощущение искусственного, чрезмерно легкомысленное отношение к болезни[23].
- Апатический тип реагирования — особое безразличное отношение пациентов к своему состоянию здоровья, резко суженный круг их интересов[23].
- Обсессивно-фобический тип предполагает фиксацию на крайних, маловероятных вариантах негативного течения болезни и лечения, так и активным привлечением ритуалов к защите от возникающей тревоги[23].
- Сенситивный тип реагирования характеризуется страхами неприятия в связи со своей болезнью[23].
- Эгоцентрический тип занят привлечением к себе максимального количества внимания за счет выставления тяжести и сложности переживания болезни в качестве особого права на исключительную заботу[23].
- Паранойяльный тип характеризуется стремлением объяснить для себя болезнь и неприятные переживания в течение лечения результатом злобного умысла[23].
- Дисфорический тип представляет собой тоскливо-озлобленное настроение[23].
Нозогении в концепции А. Б. Смулевича
А. Б. Смулевич предполагает «нозогении», или психогенные реакции, возникающие в ответ на психотравмирующие влияния соматического заболевания, как одну из 4 групп состояний, которые можно отнести к психосоматическим расстройствам. Выделяются психологические, конституциональные, биологические и социальные детерминирующие факторы психогенных реакций. В психологическом измерении первостепенную роль играет отношение к болезни, которое предполагает наличие двух полярностей: переоценки болезни, или гипернозогнозии, и недооценки болезни, или гипонозогнозии[24].
В соответствии с типологией А. Б. Смулевича рассматриваются три группы синдромов нозогений[24]:
- Невротические, представленные гипернозогнозией и гипонозогнозией. Гипергнозии предполагают навязчивости и истероипохондрию, что выражается в демонстративности, развернутых жалобах и сопутствующих конверсионных расстройствах. Гипонозогнозия проявляется как диссоциация соматизированной тревоги и небрежного отношения к лечению, то есть синдромом «la belle indifference»[24].
- Аффективные синдромы также представлены в двух вариантах. Гипернозогнозия проявляется как синдром ипохондрической депрессии. Гипонозогнозия представлена как синдром «эйфорической псевдодеменции»[24].
- Патохарактерологические синдромы. Гипернозогнозия характеризуется проявлением сверхценных идей (ипохондрия здоровья), наряду с которым выделяется синдром «патологического отрицания болезни»[24]
org-wikipediya.ru
картина болезни внутренняя
(внутренняя картина болезни)
— возникающий у больного целостный образ своего заболевания. Понятие введено А. Р. Лурией, продолжившим развитие идей А. Гольдшейдера об «аутопластической картине заболевания». По сравнению с целым рядом сходных терминов психологии медицинской («переживание болезни», «сознание болезни», «отношение к болезни» и пр.), оно наиболее обще и интегративно. Первоначальное представление о структуре картины болезни внутренней содержало два уровня — сенситивный, включавший в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними состояний эмоциональных, и интеллектуальный, являвший собой рациональную оценку болезни, — в дальнейшем было дифференцировано выделением четырех уровней:
1) уровень чувственный — комплекс болезненных ощущений;
2) уровень эмоциональный — переживание заболевания и его последствий;
3) уровень интеллектуальный — знание о болезни и ее реальная оценка;
4) уровень мотивационный — выработка определенного отношения к заболеванию, изменение образа жизни и актуализация деятельности, направленной на выздоровление.
Картина болезни внутренняя обычно выступает как целостное образование. На формирование ее влияют различные факторы: характер заболевания, его острота и темп развития, особенности личности в предшествующий болезни период и пр. Изучение картины болезни внутренней применяется в психологии медицинской для выявления особенностей личности при различных заболеваниях и для раскрытия их динамики в ходе болезни. В качестве методов исследования используются метод беседы клинической, опросники, анкеты, интервью. Знание картины болезни внутренней необходимо для правильной диагностики и лечения заболеваний (см. психосоматика).
Поделитесь на страничкеslovar.wikireading.ru
Внутренняя картина болезни — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 марта 2016; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 марта 2016; проверки требует 1 правка.Вну́тренняя карти́на боле́зни (ВКБ) — совокупность представлений человека о своём заболевании, результат творческой активности, которую проделывает пациент на пути осознания своей болезни[1]. Феномен ВКБ представляет собой один из самых разработанных в психосоматическом поле[1]. Термин ввёден Р. А. Лурией в 1935 году. Исследования ВКБ развиваются преимущественно в русле российской клинической психологии.
Врач, учитывающий внутреннюю картину болезни пациента, имеет возможность более полно понять этиологию, патогенез болезни и скорректировать ход лечения, основываясь на особенностях личности больного[1][2]. Этот феномен представляет оценку болезни и субъективного здоровья, что может оказывать влияние на дальнейшее представление о своём состоянии в ходе течения болезни[3]. Динамика феномена зависит от пола, возраста, тяжести болезни, её продолжительности, так и от характеристик личности, таких как, например, система ценностей и мотивов[1].
Коррекция позиции по отношению к своей болезни психологическими средствами ведет к улучшению состояния, профилактике рецидивов, облегчению тяжести страданий, а также снятию тревоги[4]. Изучение внутренней картины болезни является значимой областью не только для медицинских работников и психологов, но и становится центральным звеном в анализе личностной проблематики больного: для исследователей субъективная картина болезни начинает выступать в качестве увеличительного стекла, позволяющего заглянуть во внутренний мир больного[5].
ru.bywiki.com