Рембрандт и Винсент Ван Гог – великие голландские художники. Голландские картины


Голландская живопись — Artrue

Основные тенденции, этапы развития живописи и знаковые живописцы Голландии.

Голландская живопись

Введение

Голландскую живопись XVII века иногда ошибочно считают искусством для среднего класса, преклоняясь перед фламандской живописью этого периода и называя ее придворной, аристократической. Не менее ошибочным является мнение о том, что голландские художники занимаются только изображением непосредственной человеческой среды, используя для этой цели пейзаж, города, море, жизнь людей, в то время как фламандское искусство посвящено исторической живописи, которая в теории искусства считается более возвышенным жанром. В противоположность этому, для общественных зданий в Голландии, которые должны были иметь внушительный вид, а также богатых посетителей, какими бы ни были их религиозные убеждения или происхождение, требовались картины на аллегорическую или мифологическую тематику.

Любое разделение нидерландской школы живописи на фламандскую и голландскую ветви вплоть до начала XVII в. ввиду постоянного творческого обмена между областями было бы искусственным. Например, Питер Артсен, родившийся в Амстердаме, до возвращения в родной город в 1557 году работал в Антверпене, а его ученик и племянник Иоахим Букелаер всю жизнь провел в Антверпене. В связи с подписанием Утрехтской унии и обособлением семи северных провинций многие жители после 1579–1581 гг. эмигрировали из северных Нидерландов в протестантскую часть искусственно разделенной страны.

"Мясная лавка". Питер Артсен."Мясная лавка". Питер Артсен.«Мясная лавка». Артсен.

Развитие искусства

Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного, искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». В 1583 г. живописец и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. Одним из главных мастеров этого харлемского или утрехтского маньеризма был Абрахам Блумарт.

Пейзаж с проповедующим Иоанном Крестителем. Блумарт.Пейзаж с проповедующим Иоанном Крестителем. Блумарт.Пейзаж с проповедующим Иоанном Крестителем. Блумарт.

Затем Исайя ван де Вельде, рожденный в Голландии в семье эмигрантов из Фландрии, и учившийся в кругу живописцев, центром которого были фламандские художники Давид Винкбонс и Гиллис Конинксло, в своих ранних картинах выработал реалистический стиль живописи, который отсылал к Яну Брейгелю-старшему, с яркими цветовыми градациями художественных планов. Около 1630 г, в Голландии утвердилась тенденция к объединению художественного пространства и слиянию цветов разных слоев. С тех пор многогранная природа изображаемых вещей уступила место ощущению пространства и атмосферы воздушной дымки, которые передавались с постепенно нарастающим монохромным использованием цвета. Исайя ван де Вельде воплощал этот стилистический виток в искусстве вместе со своим учеником Яном ван Гоэном.

Зимний пейзаж. Ван де Вельде.Зимний пейзаж. Ван де Вельде.

Зимний пейзаж. Вельде.

Один из наиболее монументальных пейзажей высокого барокко, «Большой лес», кисти Якоба ван Рейсдаля, принадлежит к следующему периоду развития голландской живописи. Зрителю больше не приходится переживать достаточно аморфный вид простирающегося пространства в серо-коричневых тонах с несколькими бросающимися в глаза мотивами; отныне впечатление производит фиксированная, энергетически акцентированная структура.

Большой лес. Рейсдаль.Большой лес. Рейсдаль.Большой лес

Жанровая живопись

Голландская жанровая живопись, которую, по сути, вряд ли можно назвать всего лишь портретированием повседневной жизни, часто несущим в себе моралистическое послание, представлена в Вене работами всех основных ее мастеров. Ее центром был Лейден, где Жерар Ду, первый ученик Рембрандта, основал школу, известную под названием «Лейденская школа изящной живописи (fijnschilders)».

Фигуративная живопись

Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме. Хальс.Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме. Хальс.Встреча офицеров роты. Франс Хальс.

Три величайших голландских мастера фигуративной живописи, Франс Хальс, Рембрандт и Ян Вермеер Дельфтский, следовали друг за другом с интервалом почти в целое поколение. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. Для многих он стал олицетворением открытого, жизнерадостного и спонтанного живописца-виртуоза, в то время как искусство Рембрандта, мыслителя — как гласит клише, — раскрывает истоки человеческой судьбы. Это одновременно и справедливо, и неправильно. Что сразу бросается в глаза при взгляде на портрет или групповой портрет кисти Хальса, так это способность передать человека, которого переполняют эмоции, в движении. Для того чтобы изобразить ускользающий момент, Хальс использует открытые, заметно нерегулярные мазки, перекрещивающиеся зигзагами или в виде штриховки. Этим создается эффект постоянно мерцающей поверхности, подобной наброску, которая сливается в единый образ только при взгляде с определенного расстояния. После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Портреты, написанные в поздний период творчества Хальса, ближе к работам Рембрандта по психологической проникновенности и отсутствию позерства.

Ночной дозор. Рембрандт.

Ночной дозор. Рембрандт.Ночной дозор. Рембрандт.

Благодаря тонким переходам оттенков и областям светотени кьяроскуро Рембрандта словно окутывает фигуры звучащим пространством, в котором обитают настроение, атмосфера, нечто неосязаемое и даже невидимое. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ.

Вермеер

Лишенное драматизма искусство Яна Вермеера, полностью сосредоточенное на созерцании, считалось отражением голландского среднего класса, теперь независимого и довольного тем, что у него есть. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Их ясность и спокойствие являются результатом точного анализа, включающего использование новейших технических изобретений, таких как камера обскура. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Процесс, начатый Яном ван Эйком, уроженцем северных Нидерландов, пассивное, отстраненное созерцание недвижимого мира, всегда оставался главной темой голландской живописи и в работах Вермеера достиг аллегорического и в то же время действительного апофеоза.

Маленькая улочка. Вермеер.Маленькая улочка. Вермеер. Маленькая улочка. Вермеер.

artrue.ru

Голландская живопись. Золотой век голландской живописи. Картины голландских художников

О голландской или фламандской живописи знают даже те, кто не слишком хорошо разбирается в искусстве. Но для многих это не более чем портреты Рембрандта. Тем временем это особенная, достойная более детального изучения область европейской культуры, в которой отражается самобытная жизнь народа Голландии тех времен.

История появления

Голландская живопись

Яркие представители художественного искусства стали появляться в стране в семнадцатом веке. Французские культурологи дали им общее название - «малые голландцы», которое не связано с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. История возникновения голландской живописи была подробно описана в девятнадцатом веке, и авторы работ о ней тоже пользовались этим термином. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям, использовали живопись, богатую тонами.

Основные этапы развития

История возникновения голландской живописи может быть разделена на несколько периодов. Первый длился приблизительно с 1620 по 1630 годы, когда в национальном искусстве произошло утверждение реализма. Второй период голландская живопись переживала в 1640-1660 гг. Это время, на которое приходится настоящий расцвет местной художественной школы. Наконец, третий период, время, когда голландская живопись начала приходить в упадок – с 1670 до начала восемнадцатого века.

История возникновения голландской живописи

Стоит отметить, что культурные центры на протяжении этого времени менялись. В первом периоде ведущие художники работали в Харлеме, а главным представителем был Халса. Затем центр сместился в Амстердам, где наиболее значимые работы выполнили Рембрандт и Вермеер.

Сцены повседневной жизни

Перечисляя самые важные жанры голландской живописи, обязательно нужно начать с бытового – наиболее яркого и самобытного в истории. Именно фламандцы открыли миру сценки из бытовой жизни обычных людей, крестьян и горожан или бюргеров. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Голландская живопись тех времен рассказывает и про мирные сцены: на некоторых работах крестьяне беседуют за трубкой и кружкой пива, проводят время на ярмарке или в кругу семьи. Влияние Рембрандта привело к распространенному использованию мягкой светотени золотистого цвета. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. В середине семнадцатого века мастера изображали врачей, ученых в процессе работы, собственные мастерские, хлопоты по дому или светские мероприятия. Каждый сюжет должен был занимательным, иногда до гротеска дидактичным. Некоторые мастера были склонны поэтизировать будни, например, Терборх изображал сцены музицирования или флирта. Метсю использовал яркие краски, превращая повседневность в праздник, а де Хох вдохновлялся простотой семейной жизни, залитой рассеянным дневным светом. Поздние представители жанра, к которым относятся такие голландские мастера живописи, как Ван дер Верф и Ван дер Нер, в своем стремлении к элегантному изображению часто создавали несколько претенциозные сюжеты.

Жанры голландской живописи

Природа и ландшафты

Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Он впервые зародился в творчестве таких мастеров Харлема, как ван Гойен, де Молейн и ван Рейсдал. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Маринистами были такие голландские художники 17 века, как Порселлис, де Влигер и ван де Капелле. Они не столько стремились передать определенные морские сцены, сколько старались изобразить саму воду, игру света на ней и в небе.

Ко второй половине семнадцатого века в жанре возникли более эмоциональные произведения с философскими идеями. Максимально раскрыл красоту голландского пейзажа Ян ван Рейсдал, изобразивший его во всем драматизме, динамике и монументальности. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Конинк изображал панорамы, а ван дер Нер занимался созданием ночных пейзажей и передачей лунного света, восхода и заката. Для ряда художников также характерно изображение в пейзажах животных, например, пасущихся коров и лошадей, а также охоты и сценок с кавалеристами. Позднее художники начали увлекаться и иностранной природой – Бот, ван Лар, Веникс, Берхем и Хаккерт изображали Италию, купающуюся в лучах южного солнца. Зачинателем жанра городского пейзажа стал Санредам, лучшими последователями которого можно назвать братьев Беркхейде и Яна ван дер Хейдена.

Голландские мастера живописи

Изображение интерьеров

Отдельным жанром, которым отличалась голландская живопись в период расцвета, можно назвать сценки с церковными, дворцовыми и домашними комнатами. Интерьеры появились в полотнах второй половины семнадцатого века у мастеров Делфта – Хаукгеста, ван дер Влита и де Витте, который стал главным представителем направления. Используя техники Вермеера, художники изображали сценки, залитые солнечным светом, полные эмоций и объема.

Голландские художники 17 века

Живописные яства и посуда

Наконец, еще один характерный жанр голландской живописи – натюрморт, в особенности изображение завтраков. Впервые им занялись харлемцы Клас и Хеда, которые рисовали накрытые столы с роскошной посудой. Живописный беспорядок и особая передача уютного интерьера наполнены серебристо-серым светом, характерным для серебряной и оловянной посуды. Утрехтские художники рисовали пышные цветочные натюрморты, а в Гааге мастерам особенно удавалось изображение рыб и морских гадов. В Лейдене возникло философское направление жанра, при котором с символами чувственного удовольствия или земной славы соседствуют черепа и песочные часы, призванные напоминать о скоротечности времени. Демократичные кухонные натюрморты стали отличительной чертой художественной школы Роттердама.

fb.ru

Рембрандт и Винсент Ван Гог – великие голландские художники

Нидерланды – уникальная страна, подарившая миру не один десяток выдающихся деятелей искусства. Известные дизайнеры, художники и просто талантливые исполнители – вот небольшой список, которым может пощеголять это небольшое государство.

Расцвет искусства Голландии

Эпоха процветания искусства реализма длилась в Голландии сравнительно недолго. Этот период охватывает весь XVII век, однако масштабы его значимости сильно превосходят данные хронологические рамки. Голландские художники того времени стали образцом для подражания для последующего поколения живописцев. Дабы эти слова не звучали голословными, стоит упомянуть фамилии Рембрандт и Гальса, Поттера и Рейсдаля, которые навеки укрепили за собой статус непревзойденных мастеров реалистичного изображения.

Весьма значимым представителем нидерландской живописи был Ян Вермеер. Его принято считать самым загадочным персонажем в эпоху расцвета голландской живописи, так как, будучи известным при жизни, он утратил интерес к своей персоне уже менее чем через полвека. О биографических сведениях Вермеера мало что известно, в основном искуствоведы исследовали историю о нем с помощью изучения его работ, однако и здесь были сложности - художник практически не датировал свои полотна. Наиболее ценными с эстетической точки зрения принято считать работы Яна "Служанка с кувшином молока" и "Девушка с письмом".

Не менее известными и достойными уважения художниками были Ганс Мемлинг, Иероним Босх, гениальный Ян ван Эйк. Всех творцов отличает обращение к бытовому жанру живописи, нашедшему отражение в натюрмортах, пейзажах и портретах.

Голландская живопись наложила свой отпечаток на последующее развитие французского искусства второй половины XVII века и стала образцом для реалистичных пейзажей, творящихся в эпоху Возрождения. Не обделили вниманием голландцев и русские художники-реалисты. Можно смело утверждать, что искусство Нидерландов стало прогрессивным и показательным и сумело найти отражение в полотне каждого выдающегося художника, писавшего натуральные этюды.

Рембрандт и его наследие

голландские художники

Полное имя художника – Рембрандт ван Рейн. Он был рожден в памятном 1606 году в достаточно преуспевающей на те времена семье. Будучи четвертым ребенком, он все-таки получил хорошее образование. Отец хотел, чтобы его сын окончил университет и стал выдающимся деятелем, однако его ожидания не оправдались ввиду низкой успеваемости мальчика, и дабы все старания не прошли зря, он был вынужден уступить парню и согласиться с его желанием стать художником.

Учителями Рембрандта стали голландские художники Якоб ван-Сваненбюрх и Питер Ластман. Первый обладал достаточно посредственными навыками в живописи, однако сумел снискать уважение к своей личности, так как долгое время провел в Италии, общаясь и работая с местными художниками. Рембрандт недолго находился рядом с Яковом и отправился на поиски иного учителя в Амстердам. Там он поступил на учение к Питеру Ластману, ставшему для него настоящим наставником. Именно тот обучил юношу гравюрному искусству в той мере, которую ее могут наблюдать современники.

Как свидетельствуют работы мастера, выполненные в огромном количестве, Рембрандт стал вполне оформившимся художником уже к 1628 году. В основу его эскизов ложились любые предметы, не стали исключением и человеческие лица. Обсуждая портреты голландских художников, нельзя не упомянуть имя Рембрандта, который со своих юных лет прославился недюжинным талантом на этом поприще. Он написал немало автопортретов, портретов отца и матери, которые нынче хранятся в галереях.

Рембрандт быстро набирал популярность в Амстердаме, но при этом не прекращал совершенствоваться. В 30-е годы XVII века создаются его знаменитые шедевры «Урок анатомии», «Портрет Коппеноля».портреты голландских художников Интересен тот факт, что в то время Рембрандт женится на прекрасной Саксии, и в его жизни начинается благодатная пора изобилия и славы. Юная Саксия стала музой художника и воплотилась не на одной картине, однако, как свидетельствуют искусствоведы, ее черты неоднократно встречаются в других портретах мастера.

Умер художник в нищете, не утратив при этом приобретенную им при жизни известность. Его шедевры сосредоточены во всех крупных галереях мира. Его по праву можно назвать мастером, чьи работы являют собой синтез всей средневековой реалистичной живописи. Технически его работы нельзя назвать идеальными, так как он не гнался за верностью построения рисунка. Самым важным художественным аспектом, выделяющим его среди представителей школ живописи, была его непревзойденная игра светотени.

Винсент Ван Гог – гениальный самородок

Услышав фразу «великие голландские художники», многие люди сразу же рисуют в голове образ Винсента Ван Гога, его неоспоримо прекрасные и сочные картины, которые были оценены по достоинству лишь после смерти художника.

Этого человека можно назвать уникальной в своем роде и гениальной личностью. Будучи сыном пастора, Ван Гог, как и его брат, пошли по стопам отца. Винсент изучал теологию и даже был проповедником в бельгийском городке Боринаже. На его счету также работа комиссионером и различные переезды. Однако служба в приходе и тесное соприкосновение с суровыми буднями шахтеров возродили в юном гении внутреннее ощущение несправедливости. Ежедневно созерцая поля и быт рабочих людей, Винсент так вдохновился, что принялся рисовать.

Голландские художники в первую очередь известны своими портретами и пейзажами. Не стал исключением и Винсент Ван Гог. К своему тридцатилетию он бросает все и начинает активно заниматься живописью. На этот период приходится создание его известных работ «Едоки картофеля», «Крестьянка». Все его работы проникнуты остервенелым сочувствием к простым людям, которые кормят всю страну, но при этом едва могут прокормить собственные семьи.

Позже Винсент направляется в Париж, и направленность его работ несколько меняется. Появляются напряженные образы и новые темы для сопереживания. Полунищенский образ жизни и женитьба на проститутке отразились и на его искусстве, что хорошо просматривается в картинах «Ночное кафе», «Прогулка заключенных».

Дружба с Гогеном

Начиная с 1886 года, ван Гог увлекся изучением пленэрной живописи импрессионистов и проявляет интерес к японской гравюре. Именно с того момента в работах художника просматриваются характерные черты Гогена и Тулуз-Лотрека. В первую очередь это прослеживается в изменении передачи цветового настроения. В работах начинают преобладать мазки насыщенно желтого цвета, а также голубое «сверкание». Первыми этюдами в характерной цветовой гамме были: «Мост через Сену» и «Портрет папаши Танги». Последний ослепляет своей яркостью и смелыми мазками.

великие голландские художники

Дружба между Гогеном и Ван Гогом носила корреляционный характер: они взаимно влияли на творчество друг друга, хоть и использовали разные выразительные инструменты, активно обменивались подарками в виде собственных картин и неустанно спорили. Разность между характерами, неуверенная позиция Винсента, который считал, что его живописные манеры «по-сельски скотские», рождала споры. В некотором роде Гоген был более приземленной личностью, нежели В,ан Гог. Страсти в их отношениях так накалялись, что однажды они поссорились в их любимом кафе и Винсент швырнул в Гогена стакан с абсентом. Ссора на этом не завершилась, и на следующий день последовала длительная череда обвинений в сторону Гогена, который, по словам Ван Гога, был повинен во всех смертных грехах. Именно по окончании этой истории голландец был так взбешен и подавлен, что отрезал себе часть уха, которую он любезно преподнес в подарок одной проститутке.

Голландские художники, независимо от эпохи их жизни, неоднократно доказывали обществу свою непревзойденную манеру переносить моменты жизни на холст. Однако, пожалуй, никто в мире так и не смог удостоиться звания гения, не обладая при этом ни малейшим понятием о технике рисунка, построении композиции и способах художественной передачи. Винсент Ван Гог является уникальным самородком, который сумел добиться мирового признания благодаря своему упорству, чистоте духа и непомерной жажде к жизни.

fb.ru

Голландская живопись 17 века

Отличительной чертой развития голландского искусства было значительное преобладание среди всех его видов живописи. Картины украшали дома не только представителей правящей верхушки общества, но и небогатых бюргеров, ремесленников, крестьян; они продавались на аукционах и ярмарках; подчас художники использовали их как средство уплаты по счетам. Профессия художника не являлась редкостной, живописцев было очень много, и они жестоко конкурировали между собой. Мало кто из них мог прокормить себя живописью, многие брались за самые разные работы: Стен был трактирщиком, Хоббема — акцизным чиновником, Якоб ван Рейсдал — врачом.

Бурное развитие голландской живописи в 17 веке объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар, как на средство наживы, источник спекуляции. Избавившись от непосредственного заказчика — католической церкви или влиятельного мецената-феодала,— художник всецело оказывался в зависимости от запросов рынка. Вкусы буржуазного общества предопределяли пути развития голландского искусства, и художники, выступавшие наперекор им, отстаивавшие свою самостоятельность в вопросах творчества, оказывались изолированными, безвременно погибали в нужде и одиночестве. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта.

Главным объектом изображения для голландских художников была окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ. Обращение к самым различным сторонам жизни приводило к укреплению реалистических тенденций в живописи, ведущее место в которой заняли бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт. Чем правдивее, глубже отражали художники открывающийся перед ними реальный мир, тем более значительными были их произведения.

В каждом жанре существовали свои ответвления. Так, например, среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), живописцы, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники, изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков; были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов — «завтраков», «десертов», «лавок» и т. п. Сказались черты ограниченности голландской живописи, сужавшей для ее создателей число решаемых задач. Но вместе с тем сосредоточение каждого из художников на определенном жанре способствовало отточенности мастерства живописца. Только самые крупные из голландских художников работали в различных жанрах.

Становление реалистической голландской живописи проходило в борьбе с итальянизирующим направлением и маньеризмом. Представители этих направлений каждый по-своему, но чисто внешне заимствовали приемы итальянских художников, глубоко чуждые традициям национальной голландской живописи. На раннем этапе становления голландской живописи, охватывающем 1609—1640 годы, реалистические тенденции ярче проявлялись в портрете и бытовом жанре.

История зарубежного искусства →

smallbay.ru

Искусство Нидерландов Фламандские голландские художники и скульпторы

Искусство Нидерландов 15 века Первые проявления искусства Возрождения в Нидерландах относятся к началу 15 столетия. Первые живописные произведения, которые можно уже причислить к ранним ренессансным памятникам, были созданы братьями Губертом и Яном ван Эйк. Оба они — Губерт (умер в 1426) и Ян (около 1390—1441) — сыграли решающую роль в становлении нидерландского Ренессанса. О Губерте почти ничего неизвестно. Ян был, видимо, весьма образованным человеком, изучал геометрию, химию, картографию, выполнял некоторые дипломатические поручения бургундского герцога Филиппа Доброго, на службе у которого, между прочим, состоялась его поездка в Португалию. О первых шагах Возрождения в Нидерландах позволяют судить живописные работы братьев, выполненные в 20-х годах 15 века, и среди них такие, как «Жены-мироносицы у гроба» (возможно, часть полиптиха; Роттердам, музей Бойманс-ван Бейнинген), «Мадонна в церкви» (Берлин), «Святой Иероним» (Детройт, Художественный институт).

Братья ван Эйки в современном им искусстве занимают исключительное место. Но они не были одиноки. Одновременно с ними работали и другие живописцы, стилистически и в проблемном отношении им родственные. Среди них первое место бесспорно принадлежит так называемому Флемальскому мастеру. Было сделано немало остроумных попыток определить его подлинное имя и происхождение. Из них наиболее убедительна версия, по которой этот художник получает имя Робер Кампен и довольно развитую биографию. Ранее именовался Мастером алтаря (или «Благовещения») Мероде. Существует также малоубедительная точка зрения, относящая приписанные ему работы молодому Рогиру ван дер Вейдену. О Кампене известно, что он родился в 1378 или 1379 году в Валансьене, получил звание мастера в 1406 в Турне, там жил, исполнил помимо живописных работ немало декоративных, был учителем ряда живописцев (в том числе Рогира ван дер Вейдена, о котором речь пойдет ниже, — с 1426, и Жака Дарэ — с 1427) и умер в 1444 году. Искусство Кампена сохранило бытовые черты в общей «пантеистической» схеме и тем самым оказалось весьма близким следующему поколению нидерландских живописцев. Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена и Жака Дарэ, автора, чрезвычайно зависевшего от Кампена (примером тому его «Поклонение волхвов» и «Встреча Марии и Елизаветы», 1434—1435; Берлин), отчетливо выявляют интерес к искусству этого мастера, в чем безусловно проявляется тенденция времени.

Рогир ван дер Вейден родился в 1399 или 1400 году, прошел обучение у Кампена (то есть в Турне), в 1432 получил звание мастера, в 1435 году переехал в Брюссель, где был официальным живописцем города: в 1449—1450 годах совершил поездку в Италию и умер в 1464. У него учились некоторые крупнейшие художники нидерландского Ренессанса (например, Мемлинг), и он пользовался широкой известностью не только на родине, но и в Италии (прославленный ученый и философ Николай Кузанский назвал его величайшим художником; позже его работы отметил Дюрер). Творчество Рогира ван дер Вейдена послужило питательной основой для самых различных живописцев следующего поколения. Достаточно сказать, что мастерская его — первая в Нидерландах столь широко организованная мастерская — оказала сильнейшее влияние на беспрецедентное для 15 столетия распространение стиля одного мастера, низвела в конечном итоге этот стиль к сумме трафаретных приемов и даже сыграла роль тормоза для живописи конца века. И все же искусство середины 15 века не может быть сведено к рогировской традиции, хотя и тесно с ней связано. Другой путь олицетворяется в первую очередь работами Дирика Баутса и Альберта Оуватера. Им, как и Рогиру, несколько чуждо пантеистическое восхищение жизнью, и у них образ человека все более теряет связь с вопросами мироздания — вопросами философскими, теологическими и художественными, приобретая все большую конкретность и психологическую определенность. Но Рогир ван дер Вейден, мастер повышенного драматического звучания, художник, стремившийся к образам индивидуальным и вместе с тем возвышенным, интересовался главным образом сферой духовных свойств человека. Достижения Баутса и Оуватера лежат в области усиления бытовой достоверности изображения. Среди формальных проблем их более интересовали вопросы, связанные с решением не столько выразительных, сколько изобразительных задач (не острота рисунка и экспрессия цвета, а пространственная организация картины и естественность, натуральность световоздушной среды).

Но прежде чем перейти к рассмотрению творчества двух этих живописцев, следует остановиться на явлении менее крупного масштаба, которое показывает, что открытия искусства середины века, будучи одновременно и продолжением традиций ван Эйков—Кампена и отступничеством от них, в обоих этих качествах были глубоко оправданны. Более консервативный живописец Петрус Кристус наглядно демонстрирует историческую неизбежность этого отступничества даже для художников, не склонных к радикальным открытиям. С 1444 года Кристус стал гражданином Брюгге (умер там же в 1472/73) — то есть он видел лучшие работы ван Эйка и формировался под влиянием его традиции. Не прибегая к острой афористичности Рогира ван дер Вейдена, Кристус добился более индивидуализированной и дифференцированной характеристики, чем это делал ван Эйк. Однако, его портреты (Э. Гримстона — 1446, Лондон, Национальная галерея; монаха-картезианца — 1446, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) свидетельствуют вместе с тем об известном снижении образности в его творчестве. В искусстве все сильнее обозначалась тяга к конкретному, индивидуальному, частному. Быть может, четче всего эти тенденции проявлялись в творчестве Баутса. Более молодой, чем Рогир ван дер Вейден (родился между 1400 и 1410), он был далек от драматизма и аналитичности этого мастера. И все же ранний Баутс во многом исходит от Рогира. Алтарь со «Снятием со креста» (Гранада, собор) и ряд других картин, например «Положение во гроб» (Лондон, Национальная галерея), свидетельствуют о глубоком изучении творчества этого художника. Но уже здесь заметно и своеобразие — Баутс предоставляет своим героям больше пространства, его интересует не столько эмоциональная среда, сколько действие, самый процесс его, его персонажи активнее. То же — в портретах. В превосходном мужском портрете (1462; Лондон, Национальная галерея) молитвенно поднятые — хотя и без всякой экзальтации — глаза, особый склад рта и аккуратно сложенные руки обладают такой индивидуальной окраской, которой не знал ван Эйк. Даже в деталях ощутим этот личный оттенок. Несколько прозаический, но простодушно реальный отсвет лежит на всех работах мастера. Заметнее всего он в его многофигурных композициях. И особенно в наиболее прославленном его произведении — алтаре лувенской церкви святого Петра (между 1464 и 1467). Если произведение ван Эйка зритель всегда воспринимает как чудо творчества, созидания, то перед работами Баутса возникают иные чувства. Композиционная работа Баутса говорит о нем скорее как о режиссере. Памятуя об успехах такого «режиссерского» метода (то есть метода, при котором задача художника — расставить как бы извлеченные из натуры характерные действующие лица, организовать сцену) в последующих веках, следует со вниманием отнестись к этому явлению в творчестве Дирка Баутса.

Следующая ступень искусства Нидерландов захватывает последние три-четыре десятилетия 15 века — время чрезвычайно тяжелое для жизни страны и ее культуры. Этот период открывается творчеством Иоса ван Вассенхове (или Иос ван Гент; между 1435—1440 — после 1476), художника, сыгравшего немалую роль в становлении новой живописи, но уехавшего в 1472 году в Италию, акклиматизировавшегося там и органически включившегося в итальянское искусство. Его алтарь с «Распятием» (Гент, церковь святого Бавона) свидетельствует о тяготении к повествовательности, но одновременно о стремлении лишить рассказ холодной бесстрастности. Последнего он хочет достигнуть при помощи изящества и декоративности. Его алтарь — светское по своему характеру произведение со светлой цветовой гаммой, построенной на изысканных переливающихся тонах. Этот период продолжается творчеством мастера исключительного дарования — Хуго ван дер Гуса. Он родился около 1435 года, стал мастером в Генте в 1467 и умер в 1482 году. К наиболее ранним произведениям Гуса следует отнести несколько изображений мадонны с младенцем, отличающихся лирическим аспектом образа (Филадельфия, Музей искусств, и Брюссель, Музей), и картину «Святая Анна, Мария с младенцем и донатор» (Брюссель, Музей). Развивая находки Рогира ван дер Вейдена, Гус видит в композиции не столько способ гармонической организации изображаемого, сколько средство для концентрации и выявления эмоционального содержания сцены. Человек замечателен для Гуса только силой своего личного чувства. При этом Гуса влекут чувства трагические. Однако образ святой Женевьевы (на обороте «Оплакивания») свидетельствует о том, что в поисках обнаженной эмоции Хуго ван дер Гус начал обращать внимание и на ее этическую значительность. В алтаре Портинари Гус старается выразить свою веру в душевные возможности человека. Но его искусство становится нервным и напряженным. Художественные приемы Гуса разнообразны — особенно когда ему нужно воссоздать душевный мир человека. Иногда, как в передаче реакции пастухов, он в определенной последовательности сопоставляет близкие чувства. Иногда, как в образе Марии, художник намечает общие черты переживания, по которым зритель дорисовывает чувство в целом. Порой — в образах узкоглазого ангела или Маргариты — он прибегает для расшифровки образа к композиционным или ритмическим приемам. Иногда сама неуловимость психологического выражения превращается у него в средство характеристики — так на сухом, бесцветном лице Марии Барончелли играет отсвет улыбки. И огромную роль играют паузы — в пространственном решении и в действии. Они дают возможность мысленно развить, докончить то чувство, которое художник наметил в образе. Характер образов Хуго ван дер Гуса всегда зависит от той роли, которую они должны играть в целом. Третий пастух реально натурален, Иосиф — развернуто психологичен, ангел справа от него — почти ирреален, а образы Маргариты и Магдалины сложны, синтетичны и построены на исключительно тонких психологических градациях.

Хуго ван дер Гус всегда хотел выразить, воплотить в своих образах душевную мягкость человека, его внутреннюю теплоту. Но по существу, последние портреты художника свидетельствуют о нарастании в творчестве Гуса кризиса, ибо его духовный строй порожден не столько осознанием индивидуальных качеств личности, сколько трагичной для художника утратой единства человека и мира. В последней работе — «Смерть Марии» (Брюгге, Музей) — этот кризис выливается в крушение всех творческих устремлений художника. Отчаяние апостолов беспросветно. Их жесты бессмысленны. Наплывающий в сиянии Христос своими страданиями как бы оправдывает их страдания, и его пронзенные ладони вывернуты к зрителю, а неопределенных размеров фигура нарушает масштабный строй и чувство реальности. Также нельзя понять меру реальности переживания апостолов, ибо чувство у всех них одно. И оно не столько их, сколько художника. Но носители его все же физически реальны и психологически убедительны. Подобные образы возродятся позже, когда в конце 15 века в нидерландской культуре подойдет к своему исчерпанию столетняя традиция (у Босха). Странный зигзаг составляет основу композиции картины и организует ее: сидящий апостол, один лишь недвижный, смотрящий на зрителя, наклонен слева направо, простертая Мария — справа налево, Христос, наплывающий,— слева направо. И этот же зигзаг в цветовой гамме: фигура сидящего цветом связана с Марией, та, лежащая на мутно-синей ткани, в одеянии тоже синем, но синевы предельной, крайней, затем — бесплотная, нематериальная голубизна Христа. А вокруг краски одеяний апостолов: желтые, зеленые, голубые — бесконечно холодные, ясные, неестественные. Чувство в «Успении» обнажено. Оно не оставляет места ни надежде, ни человечности. В конце жизни Хуго ван дер Гус ушел в монастырь, его самые последние годы были омрачены душевной болезнью. Видимо, в этих биографических фактах можно видеть отражение трагических противоречий, определивших искусство мастера. Творчество Гуса знали и ценили, и оно привлекало внимание даже за пределами Нидерландов. Жан Клуэ Старший (Мастер из Мулена) находился под сильнейшим влиянием его искусства, Доменико Гирландайо знал и изучал алтарь Портинари. Однако современники не поняли его. Нидерландское искусство неуклонно склонялось к другому пути, и отдельные следы воздействия творчества Гуса только оттеняют прочность и распространенность этих других тенденций. С наибольшей полнотой и последовательностью они проявились в работах Ханса Мемлинга.

Ханс Мемлинг, родившийся, видимо, в Зелигенштадте, около Франкфурта-на-Майне, в 1433 году (умер в 1494), художник получил великолепную выучку у Рогира и, перебравшись в Брюгге, снискал там себе самую широкую известность. Уже относительно ранние произведения обнаруживают направление его исканий. Начала светлое и возвышенное получили у него гораздо более светский и земной смысл, а все земное — некоторую идеальную приподнятость. Примером может служить алтарь с мадонной, святыми и донаторами (Лондон, Национальная галерея). Мемлинг стремится сохранить повседневный облик своих реальных героев и приблизить к ним героев идеальных. Возвышенное начало перестает быть выражением неких пантеистически понятых общих мировых сил и превращается в естественное духовное свойство человека. Принципы творчества Мемлинга яснее проступают в так называемом Floreins-Altar (1479; Брюгге, музей Мемлинга), главная сцена и правая створка которого являются, по существу, вольными копиями соответствующих частей мюнхенского алтаря Рогира. Он решительно уменьшает размеры алтаря, срезает верх и боковые части рогировской композиции, сокращает число фигур и как бы приближает действие к зрителю. Событие утрачивает свой величественный размах. Образы участников лишаются представительности и приобретают частные черты, композиция — оттенок мягкой гармонии, а цвет, сохраняя чистоту и прозрачность, совершенно теряет рогировскую холодную, острую звучность. Он как бы трепещет легкими, ясными оттенками. Еще характернее «Благовещение» (около 1482; Нью-Йорк, собрание Леман), где использована схема Рогира; образу Марии приданы черты мягкой идеализации, значительно жанризован ангел, и с ван-эйковской любовью выписаны предметы интерьера. Вместе с тем в творчество Мемлинга все чаще проникают мотивы итальянского Ренессанса — гирлянды, путти и др., а композиционный строй делается все более размеренным и ясным (триптих с «Мадонной с младенцем, ангелом и донатором», Вена). Художник старается стереть грань между конкретным, бюргерски обыденным началом и идеализирующим, гармоническим.

Искусство Мемлинга привлекло к нему пристальное внимание мастеров северных провинций. Но их заинтересовали и другие черты — те, которые были связаны с влиянием Гуса. Северные провинции, в том числе Голландия, отставали в тот период от южных и в экономическом и в духовном отношении. Ранняя голландская живопись обычно не выходила из пределов позднеередневекового и при этом провинциального шаблона, и уровень ее ремесла никогда не поднимался до артистизма фламандских художников. Только с последней четверти 15 века положение меняется благодаря искусству Гертгена тот синт Янc. Он жил в Гарлеме, у монахов-иоаннитов (чему и обязан своим прозванием — синт Янс в переводе означает святой Иоанн) и умер молодым — двадцати восьми лет (родился в Лейдене (?) около1460/65, умер в Гарлеме в 1490-1495 годах). Гертген смутно ощущал тревогу, волновавшую Гуса. Но, не поднявшись до его трагических прозрений, он открыл мягкое обаяние простого человеческого чувства. Он близок Гусу своим интересом к внутреннему, духовному миру человека. К числу крупных произведений Гертгена относится алтарь, написанный для гарлемских иоаннитов. От него сохранилась правая, распиленная теперь двухсторонняя створка. Внутренняя ее сторона представляет большую многофигурную сцену оплакивания. Гертген добивается обеих поставленных временем задач: передачи теплоты, человечности чувства и создания жизненно убедительного повествования. Последнее особенно заметно на внешней стороне створки, где изображено сожжение Юлианом Отступником останков Иоанна Крестителя. Участники действия наделены утрированной характерностью, а действие разбито на ряд самостоятельных сцен, каждая из которых представлена с живой наблюдательностью. Попутно мастер создает, быть может, один из первых в европейском искусстве нового времени групповых портретов: построенный по принципу простого сочетания портретных характеристик, он предвосхищает работы 16 века. Для понимания творчества Гертгена много дает его «Семейство Христа» (Амстердам, Рейксмузеум), представленное в церковном интерьере, трактованном как реальная пространственная среда. Фигуры переднего плана остаются значительными, не проявляя никаких чувств, со спокойным достоинством сохраняя свой повседневный облик. Художник создает образы, быть может, наиболее бюргерские по своему характеру в искусстве Нидерландов. Вместе с тем показательно, что нежность, миловидность и некоторую наивность Гертген понимает не как внешне характерные приметы, но как определенные свойства душевного мира человека. И это слияние бюргерского чувства жизни с глубокой эмоциональностью — важная черта творчества Гертгена. Не случайно он не придавал душевным движениям своих героев возвышенно-вселенского характера. Он как бы нарочито мешает своим героям стать исключительными. Из-за этого они кажутся не индивидуальными. У них есть нежность и нет ни других чувств, ни посторонних мыслей, самая ясность и чистота их переживаний делает их далекими от повседневной обыденности. Однако проистекающая отсюда идеальность образа никогда не кажется отвлеченной или искусственной. Этими чертами отличается и одна из лучших работ художника, «Рождество» (Лондон, Национальная галерея), маленькая картина, таящая в себе чувства взволнованные и удивленные. Гертген умер рано, но принципы его искусства не остались в безвестности. Впрочем, и ближе других стоящий к нему Мастер Брауншвейгского диптиха («Святой Бавон», Брауншвейг, Музей; «Рождество», Амстердам, Рейксмузеум) и некоторые другие анонимные мастера не столько развили принципы Гертгена, сколько придали им характер распространенного стандарта. Быть может, наиболее Значителен среди них Мастер Virgo inter virgines (назван по картине Амстердамского Рейксмузеума, изображающей Марию среди святых дев), тяготевшего не столько к психологической оправданности эмоции, сколько к остроте ее выражения в маленьких, довольно бытовых и порой почти нарочито уродливых фигурках («Положение во гроб», Сент Луис, Музей; «Оплакивание», Ливерпуль; «Благовещение», Роттердам). Но и. его творчество является скорее свидетельством исчерпания вековой традиции, чем выражением ее развития.

Резкое снижение художественного уровня заметно и в искусстве южных провинций, мастера которых все более склонялись к увлечению незначительными бытовыми подробностями. Интереснее других весьма повествовательный Мастер легенды святой Урсулы, работавший в Брюгге в 80—90-х годах 15 столетия («Легенда святой Урсулы»; Брюгге, Монастырь черных сестер), неизвестный автор не лишенных мастерства портретов супругов Барончелли (Флоренция, Уффици), а также очень традиционный брюггский Мастер легенды святой Лючии («Алтарь святой Лючии», 1480, Брюгге, церковь святого Иакова, а также полиптих, Таллин, Музей). Формирование пустого, мелочного искусства в конце 15 века является неизбежной антитезой исканиям Гуса и Гертгена. Человек утратил главную опору своего мировоззрения — веру в гармоничный и благоприятствующий ему строй мироздания. Но если распространенным следствием этого стало лишь оскудение прежней концепции, то более пристальный взгляд открыл в мире черты грозящие и загадочные. Для ответа на неразрешимые вопросы времени привлекались и позднесредневековые аллегории, и демонология, и мрачные предсказания Священного писания. В условиях нарастания острых социальных противоречий и тяжелых конфликтов возникло искусство Босха.

Иеронимус ван Акен, прозванный Босхом, родился в Гертогенбосхе (умер там же в 1516), то есть в стороне от главных художественных центров Нидерландов. Ранние его работы не лишены оттенка некоторой примитивности. Но уже в них странно сочетаются острое и тревожное ощущение жизни природы с холодной гротескностью в изображении людей. Босх откликается на тенденцию современного искусства — с его тягой к реальному, с его конкретизацией образа человека, а затем — понижением его роли и значения. Он доводит эту тенденцию до определенного предела. В искусстве Босха возникают сатирические или, лучше сказать, саркастические изображения рода человеческого. Такова его «Операция по извлечению камней глупости» (Мадрид, Прадо). Операцию делает монах — и здесь сквозит злая усмешка над духовенством. Но тот, кому делают ее, пристально смотрит на зрителя, этот взгляд и нас делает сопричастным действию. В творчестве Босха нарастает сарказм, он представляет людей пассажирами корабля дураков (картина и рисунок к ней в Лувре). Он обращается к народному юмору — и тот обретает под его рукой мрачный и горький оттенок. Босх приходит к утверждению мрачного, иррационального и низменного характера жизни. Он не только выражает свое мировосприятие, свое чувство жизни, но дает ей морально-этическую оценку. «Стог сена» — одна из наиболее значительных работ Босха. В этом алтаре обнаженное чувство реальности сплавляется с аллегоричностью. Стог сена намекает на старую фламандскую пословицу: «Мир — стог сена: и каждый берет из него то, что удастся ухватить»; люди на виду целуются и музицируют между ангелом и каким-то дьявольским созданием; фантастические существа влекут повозку, а за ней радостно и покорно следуют папа, император, простые люди: некоторые забегают вперед, мечутся между колесами и гибнут, раздавленные. Пейзаж же вдали не фантастический и не баснословный. А надо всем — на облаке — маленький воздевший руки Христос. Однако было бы неверно думать, что Босх тяготеет к методу аллегорических уподоблений. Напротив, он стремится к тому, чтобы его идея воплощалась в самом существе художественных решений, чтобы она возникала перед зрителем не как зашифрованная пословица или притча, но как обобщающий безусловный образ жизни. С незнакомой средневековью изощренностью фантазии Босх населяет свои картины созданиями, причудливо сочетающими разные животные формы, или животные формы с предметами неодушевленного мира, ставит их в заведомо невероятные отношения. Небо окрашивается красным, в воздухе проносятся птицы, оснащенные парусами, чудовищные твари ползают по лику земли. Разевают пасти рыбы с конскими ногами, и с ними соседствуют крысы, несущие на спинах оживающие деревянные коряги, из которых вылупливаются люди. Лошадиный круп оборачивается гигантским кувшином, и на тонких голых ногах куда-то крадется хвостатая голова. Все ползает и все наделено острыми, царапающими формами. И все заражено энергией: каждое существо — маленькое, лживое, цепкое — охвачено злобным и торопливым движением. Босх придает этим фантасмагорическим сценам величайшую убедительность. Он отказывается от изображения действия, развертывающегося на переднем плане, и распространяет его на весь мир. Он сообщает своим многофигурным драматическим феериям жуткий в своей всеобщности оттенок. Иногда он вводит в картину инсценировку пословицы — но в ней не остается юмора. А в центре он помещает маленькую беззащитную фигурку святого Антония. Таков, например, алтарь с «Искушением святого Антония» на центральной створке из Лиссабонского музея. Но тут же Босх проявляет невиданно острое, обнаженное чувство реальности (особенно в сценах на внешних створках упомянутого алтаря). В зрелых работах Босха мир безграничен, но его пространственность иная — менее стремительная. Воздух кажется прозрачнее и сырее. Так написан «Иоанн на Патмосе». На оборотной стороне этой картины, где в круге изображены сцены мученичества Христа, представлены удивительные пейзажи: прозрачный, чистый, с широкими речными просторами, высоким небом и другие — трагические и напряженные («Распятие»). Но тем настойчивее Босх думает о людях. Он старается найти адекватное выражение их жизни. Он прибегает к форме большого алтаря и создает странное, фантасмагорическое грандиозное зрелище греховной жизни людей — «Сад наслаждений».

Последние работы художника странно сочетают фантастику и реальность его прежних работ, но при этом им свойственно чувство печальной примиренности. Рассыпаются сгустки злобных существ, ранее торжествующе распространявшихся по всему полю картины. Отдельные, маленькие, они еще прячутся под деревом, показываются из тихих речных струй или пробегают по пустынным, поросшим травой холмикам. Но они уменьшились в размерах, утратили активность. Они уже не нападают на человека. А он (по-прежнему это святой Антоний) сидит между ними — читает, думает («Святой Антоний», Прадо). Босха не занимала мысль о положении в мире одного человека. Святой Антоний в его прежних работах беззащитен, жалок, но не одинок — собственно, он лишен той доли самостоятельности, которая позволила бы ему чувствовать себя одиноким. Теперь пейзаж соотносится именно с одним человеком, и в творчестве Босха возникает тема одиночества человека в мире. С Босхом кончается искусство 15 века. Творчество Босха завершает этот этап чистых прозрений, потом напряженных исканий и трагических разочарований. Но олицетворяемая его искусством тенденция не была единственной. Не менее симптоматична тенденция другая, связанная с творчеством мастера неизмеримо меньшего масштаба — Герарда Давида. Он умер поздно — в 1523 году (род. около 1460). Но, как и Босх, замыкал 15 век. Уже его ранние работы («Благовещение»; Детройт) — прозаически-реального склада; произведения самого конца 1480-х годов (две картины на сюжет суда Камбиза; Брюгге, Музей) изобличают тесную связь с Баутсом; лучше других композиции лирического характера с развитой, активной пейзажной средой («Отдых на пути в Египет»; Вашингтон, Национальная галерея). Но рельефнее всего невозможность для мастера выйти за пределы века видна в его триптихе с «Крещением Христа» (начало 16 века; Брюгге, Музей). Пристальность, миниатюрность живописи кажется идущей в прямое противоречие с большими масштабами картины. Реальность в его видении лишена жизни, выхолощена. За интенсивностью цвета нет ни духовного напряжения, ни ощущения драгоценности мироздания. Эмалевость живописной манеры холодна, замкнута в себе и лишена эмоциональной целенаправленности.

15 столетие в Нидерландах было порой великого искусства. К концу века оно исчерпало себя. Новые исторические условия, переход общества на другую ступень развития вызвали новый этап в эволюции искусства. Он зародился с началом 16 века. Но в Нидерландах с характерным для их искусства изначальным, идущим еще от ван Эйков сочетанием светского начала с религиозными критериями в оценке жизненных явлений, с неумением воспринять человека в его самодовлеющем величии, вне вопросов духовного приобщения к миру или к богу, — в Нидерландах новая эпоха неминуемо должна была прийти только после сильнейшего и тягчайшего кризиса всего предшествующего мировосприятия. Если в Италии Высокое Возрождение явилось логическим следствием искусства кватроченто, то в Нидерландах такой связи не было. Переход к новой эпохе оказался особенно мучительным, так как во многом повлек за собой отрицание предшествующего искусства. В Италии разрыв со средневековыми традициями произошел еще в 14 веке, и искусство итальянского Ренессанса сохранили целостность своего развития на всем протяжении эпохи Возрождения. В Нидерландах положение сложилось иначе. Использование средневекового наследия в 15 веке затрудняло применение сложившихся традиций в 16 столетии. Для нидерландских живописцев грань между 15 и 16 веками оказалась связанной с коренной ломкой миросозерцания.Искусство Нидерландов 16 столетия →

smallbay.ru

Символ Голландии в живописи - LiveEphemeris

6 Saskia-as-Flora-1634-by-Rembrandt

Рембрандт. Флора, 1634. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

На этой картине голландского художника его жена Саския предстаёт в образе богини Флоры. Эта работа - гимн богине природы и призыв к изобилию и процветанию страны. В венке Флоры привлекает внимание крупный тюльпан красно-белой окраски с причудливыми штрихами и пятнами на лепестках. Это самый красивый и дорогой сорт цветка, за который в Голландии отдавали целое состояние. Именно эти цветы изображали на картинах художники, они стали популярным мотивом в голландской живописи, а позднее были объединены в класс, названный именем Рембрандта.

Тюльпану была уготована особенная судьба. Как и ветряная мельница, он стал национальным символом Голландии, пережил взлет и падение - его превозносили до небес и втаптывали в грязь…

А началось все в 60-е годы XVI века с триумфального завоевания тюльпанами Европы. Первоначально тюльпаны разводили при королевских дворах, и они стали символом богатства и знатности, их начали коллекционировать.Разбогатевшие купцы ни в чем не хотели уступать благородному дворянству. Один стремился превзойти другого не только богатым домом и одеждой, но и привлекательной клумбой тюльпанов. Стало хорошим тоном украшать свой сад изысканными цветами, и, прежде всего, тюльпанами, которые оказались исключительно модными.

5 samuel-van-hoogstraten

Samuel Dirksz van Hoogstraten. Portrait of Johan Cornelisz. Vijgeboom and His Wife

Великолепный портрет супругов на фоне их сада и дома.Чудесный весенний пейзаж, время цветения тюльпанов. Но клумбы с тюльпанами в Голландии - это признак роскоши. Ухоженный регулярный сад говорит о достатке. Большой дом, за ним много служебных построек. Сами же супруги одеты скромно.

Селекционеры выводили новые сорта тюльпанов, а любители цветоводства охотились за цветочными луковицами. Спрос на привлекательные цветы постепенно увеличивался. Это послужило началом безумного увлечения тюльпанами целого народа. Прекрасный и безобидный цветок буквально сводил голландцев с ума. Цены на цветы стали искусственно завышаться, а ситуация, которая за этим сложилась, вошла в историю под названием “тюльпаномании”.

Торговлей луковицами стали заниматься все слои населения, все, у кого был хоть грош за душой. Те, у кого не было наличных денег, несли драгоценности, одежду, отдавали под залог дома, земли, стада, лишь бы приобрести заветные луковицы и перепродать их за более высокую цену. Невеста в Голландии имела все шансы выйти замуж, если у нее была хоть одна луковица тюльпана. В 1634 году в Амстердаме за три тюльпанные луковицы редкого сорта было заплачено двумя каменными домами. Об этом свидетельствует надпись на каменной плите, которая в настоящее время хранится в музее.Курс тюльпанов быстро шел на повышение и притягивал все новых и новых покупателей, желавших разбогатеть быстро, не затрачивая особых усилий.

В 1636-70 гг. тюльпаномания достигла своего пика, но неожиданно рынок рухнул.Это произошло, когда некоторые купцы стали делать попытки превратить свои тюльпаны в золото и торговые сделки стали проходить не так гладко, как раньше. Предложение резко превысило спрос и разразилась паника: никто больше не хотел покупать тюльпаны.

4 Hendrik Pot Повозка Флоры, ок. 1640

Картина – аллегория Хендрика Пота «Почтовый парусник Флоры», 1640г., изображает безрадостный конец тюльпаномании и разорение людей, ослепленных жаждой наживы.

Богиня цветов Флора с тюльпанами в руках едет на повозке с парусом, раздуваемым ветром, и флагом, на котором изображены все те же тюльпаны. У ее ног расположились менялы и блудницы, являющиеся аллегориями ничтожества, жадности, пьянства, напрасных надежд и бедности. Повозку сопровождают Харлемские ткачихи и другие жители города, желающие разбогатеть, а сама повозка отправляется в никуда... Она исчезнет в море.

3 Ян Брейгель Младший Тюльпаномания.

Ян Брейгель Младший. «Сатира на тюльпаноманию» (ок. 1640 г.)

Обезьяны в голландских платьях 17-го века взвешивают луковицы, считают деньги, наслаждаются роскошным обедом, заказанным на вырученные деньги.Слева одна из обезьян указывает на цветущие тюльпаны, а другая держит тюльпан и денежный мешок. Обезьяна в центре читает каталог редких тюльпанов, наличие меча у другой обозначает принадлежность к знати. В глубине картины обезьяны сидят, как дворяне, верхом на лошадях. Один из влезших в долги спекулянтов предстает перед судьей. Расстроенный покупатель размахивает кулаками, а на заднем плане одну из обезьян тащат к могиле.

Брейгель не просто высмеивает торговцев тюльпанами и спекулянтов, считающих себя умными и богатыми, изображая их как суетливых обезьян. Его работа - это урок недальновидности и глупости.

2 Jean-Léon_Gérôme_-_The_Tulip_Folly_-_Walters

Жан-Леон Жером «Тюльпановое безумие»

Голландский аристократ готовится защитить свое поместье и особенно ценный сорт тюльпанов в цветочном горшке рядом с ним от солдат, топчущих клумбы. Они выполняют распоряжение правительства об уничтожении плантаций тюльпанов с целью стабилизировать рынок. У белого дома с красной крышей стоит садовник с воздетыми руками, который выращивал тюльпаны и ухаживал за этим бесконечным разноцветьем распустившихся цветов.Можно назвать этот варварский поступок безрассудством, но известно, что к XVIII в. голландские тюльпаны стали вновь популярным и доходным бизнесом.Любовь к тюльпанам жестокий удар по экономике страны не сломил. Тюльпан остался жив! Никакие постановления и декреты власти не могли уничтожить этот прекрасный и элегантный цветок.

В настоящее время Голландия остается одним из крупнейших мировых экспортеров этих цветов, а 20% территории страны отданы под поля, на которых выращивают знаменитые луковицы.

1 vangogh_flower_beds_in_holland

Винсент Ван Гог. Поля тюльпанов, 1883 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон

7 Ян Брейгель старший

Ян Брейгель Старший;(1568-1625) Появление натюрмортов цветочного направления приписывают Яну Брейгелю Старшему (Бархатному), поскольку именно он по заказу кардинала Фредерико Борромео писал полотна с изображением цветочных мотивов.

Любители флоры в Голландии очень часто обращались к художникам с просьбой запечатлеть тот или иной вид для того, чтобы сохранить красоту по-настоящему редкого цветка. Наибольший интерес вызывали тюльпаны, украшавшие практически каждый подоконник в Амстердаме и сады города. Культ тюльпана отразился и на всемогущей во все времена моде: дивные рисунки тюльпанов покрывали материи, изображения этих цветов ткались на самых дорогих брабантских кружевах. Важную роль сыграл тюльпан в голландской живописи: он привлекал внимание выдающихся художников того времени и послужил толчком для образования целых школ рисования цветов.

Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию. Тюльпан — объект коллекционирования в Голландии XVII века, символ необдуманного обращения с дарованным Богом состоянием. Роза - цветок Венеры, являлась символом любви, она тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак – символ покоя и эйфорического забытья. Зрелые плоды символизируют изобилие, гнилые – символ бренности бытия. Грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики. Морские раковины обозначали смерть, ползучая улитка - олицетворение лености.

6 Ян Брейгель (Младший) - Натюрморт с цветами

Ян Брейгель (Младший) - "Натюрморт с цветами"

Ян Брейгель Младший (1601 - 1678) - представитель нидерландской династии художников Брейгелей. Учился живописи в студии своего отца Яна Брейгеля Старшего в Антверпене. Вместе со своим братом Амброзием создавал пейзажи, натюрморты, аллегорические композиции и другие работы, полные множеством деталей. В 1625 году возглавил гильдию художников Антверпена.

5 Ян Брейгель (Младший) - Корзина с цветами. 47х68. Метрополитен Antwerp 1601

Ян Брейгель (Младший) - "Корзина с цветами". 47х68.

4 Jan Brueghel II. (1601–1678)

Ян Брейгель (Младший)

3 BOSSCHAERT, Johannes

Босхарт Амбросиус Старший

Босхарт Амбросиус Старший (1573 – 1621) - фламандский художник золотого века нидерландской живописи, известный прежде всего своими цветочными натюрмортами, выполненными в сочных цветах. Босхарт относится к числу первых художников, утвердивших цветочный натюрморт в качестве самостоятельного жанра нидерландского искусства. Его букеты всегда отличались богатым разнообразием цветов, а его работа «Ваза с цветами» является одной из наиболее часто копируемых картин в мире.На полотнах Босхарта рядом с букетами цветов зачастую изображены бабочки или ракушки. Во многих случаях цветы тронуты увяданием, что вводит в полотна Босхарта аллегорический мотив бренности бытия.

2 BOSSCHAERT, JOHANNES 1606 - 1628)

BOSSCHAERT

1 Flower Still Life Ambrosius Bosschaert the Elder - 1614

BOSSCHAERT Цветочный натюрморт

4 Balthasar van der Ast - 'Still Life with Flowers

Бальтазар ван дер Аст -"Жизнь среди цветов"

Бальтазар ван дер Аст - голландский художник (1594-1657), мастер натюрморта. Двоюродный брат Амбросия Босхарта старшего. В ранних работах ван дер Аста отчётливо чувствуется влияние Босхарта. Первая самостоятельная картина Аста датируется 1610 годом. Рисовал прежде всего натюрморты с цветами, насекомыми, улитками и фруктами, пространственное расположение которых и композиция напоминают также работы Яна Брейгеля (1568—1625). Ян Давидс де Хем был его учеником.

3 Бальтазар ван дер Аст

Balthasar van der Ast "Натюрморт с цветами и фруктами"

2 Still_Life_of_Flowers,_Fruit,__by_Balthasar_van_der_Ast-BMA

Бальтазар ван дер Аст

1 Ballthasar_van_der_Ast_-_Flowers_and_Frut, 1620-1621

Бальтазар ван дер Аст

3 Jan-Davidsz-de-Heem-festoon-with-flowers-and-fruits-(1670)

Ян Давидс де Хем " Цветы и фрукты", 1670г

Ян Давидс де Хем - голландский художник (1606-1684), один из самых известных мастеров натюрморта, соединивший традиции голландской и фламандской школ. Его натюрморты наполнены воздухом и диагонально струящимся светом.Работы раннего периода его творчества очень похожи на работы Бальтазара ван дер Аста, у которого он учился. У него было много последователей, включая его сына Корнелиса (1631-1695) и художника Якоба Марреля.

2 Хеем

Ян Давидс де Хем

1Хеем

0 tnt Cornelis de Heem (Dutch Baroque Era Painter, 1631-1695)

Корнелис де Хем

Маррель

Якоб Маррель (1614-1681) - немецкий живописец, мастер цветочных натюрмортов периода голландского Золотого Века . Привлеченный высокими ценами цветочных натюрмортов, Маррель стал учеником Яна Давидса де Хема в Утрехте. На его творчество оказала влияние и семья живописца Босхарта.

3 Jacobus_Marrellus_-_Blumenschale

Якоб Маррель считается одним из величайших мастеров школы натюрморта, занимающей ключевое звено между наследием династии Босхарта с одной стороны, и фламандской традицией Яна Давидса де Хема с другой стороны.

2 Jacob Marrel 1634 Still life with a tulip, anemones

Jacob Marrel "life with a tulip, anemones", 1634

4 Jan van Kessel

Ян ван Кессель Старший;(1626—1679) - фламандский) живописец. Был продолжателем традиций своего деда Яна Брейгеля старшего.Писал натюрморты и цветы, пейзажи, портреты, иногда на мифологические и религиозные сюжеты. В его работах много миниатюрных зарисовок бабочек и насекомых на букетах или гирляндах цветов, скрупулезно выписанных. Его картины хранятся в известных музеях мира - в Мадриде, Оксфорде и в Кембридже.

3 Jan van Kessel the Elder

Jan van Kessel the Elder Still life with vase of flowers and cocks

2 Jan van Kessel the Elder_banketje_avec_coupes_de_porcelaine_kraak_de_chine_

Jan van Kessel

1 Jan van Kessel

Ян ван Кессель "Ваза с цветами и курицей"

Jeronimus Sweerts Натюрморт с попугаем

Jeronimus Sweerts (1603 -1636) - голландский художник, сын известного ботаника и растениевода, опубликовавшего Флорилегиум в 1612 году и изучавшего редких и экзотических птиц. Иероним обучался в мастерской Амброзиуса Босхарта Старшего. Был женат на дочери художника Бальтазара ван дер Аста Марии.Несколько работ голландского художника были проданы на ауционе картин старых мастеров на Нью-Бонд-стрит в 2003 году . В том числе за $ 104 200 была продана картина с розами, лилиями, королевскими тюльпанами, миской с фруктами и с попугаем на ветке, ракушками, ящерицами и кузнечиками на деревянном столе.

JACOB VAN HUYSUM 1687 - 1740

Якоб ван Хейсум (1687 – 1740) – голландский живописец. Три его брата и отец также были художниками. Якоб писал букеты цветов в стиле старшего брата Яна ван Хёйсума. Своими барочными и декоративными тенденциями, точным и холодным исполнением он завершает развитие большого флорального стиля. Его картины, исполненные в свободной манере, были высоко оценены исследователями.

galeneastro.livejournal.com

Золотой век голландской живописи — Artrue

Голландская живопись в 17 веке.

Портрет человека в красном тюрбане. Ян Ван Эйк.Портрет человека в красном тюрбане. Ян Ван Эйк. Портрет человека в красном тюрбане. Ян Ван Эйк.

Голландская живопись

Спрос на картины

Путешественники XVII века в своих записях о Нидерландах отмечали большое количество картин в домах обыкновенных горожан. Казалось, что их покупали и продавали везде — на рынках, постоялых дворах, ярмарках, даже разыгрывали в лотереях. Один француз скептически заметил, что нидерландцы проявляют «чрезмерный интерес к живописи». Судя по описям имущества, дома богатых горожан были увешаны десятками, а иногда даже сотнями картин. Из этого следует, что картин тогда было в избытке. В 1635 году в Харлеме на каждые 500 жителей приходился один художник. Такая ситуация возникла в результате социальных, экономических и религиозных изменений, происходивших в последней четверти XVI века. Реформация полностью изменила культурный климат страны; католическая церковь потеряла свои позиции, и художники были вынуждены искать новых покровителей. И они нашли их в лице состоятельных бюргеров, купцов и регентов, которые заказывали портреты и наполняли свои дома картинами. Такая клиентура быстро разрасталась и вскоре начала проявлять интерес к новым жанрам, таким как пейзажи, натюрморты, церковные интерьеры, батальные и морские сцены.

Триптих «Распятие». Рогир ван дер Вейдер.Триптих «Распятие». Рогир ван дер Вейдер.Триптих «Распятие». Рогир ван дер Вейдер.

Развитие живописи

Экономическое процветание и энтузиазм публики создали благоприятный климат для развития искусства, что привело не только к увеличению общего количества картин (даже по самым скромным подсчетам нидерландские художники XVII века создали миллионы полотен), но и к повышению их общего качества. Отчасти это объяснялось тем, что успешные мастера стали набирать учеников за плату. Известно, что у Рембрандта было по меньшей мере 50 учеников, которых он обучал технике живописи, основав собственную школу.

artrue.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта