Как научиться рассматривать картины? Рассматривая картину


Как научиться рассматривать картины?

30 января 2012

Автор: Наталия Белянова

Зачем вообще нужно искусство? Любое ― живопись, театр, кино, музыка… Нужно ли оно для того только, что бы вызывать наслаждение, радовать глаз,слух? Должно ли оно развлекать, забавлять публику? И наконец, должно ли искусство что-то воспитывать? И если должно, то что именно?

Ответы на эти вопросы мы попытались получить, обложившись объемными томами по искусствознанию, да и, конечно же, попутешествовав в просторахинтернета, который, надо отдать ему должное, знает много.

slyder

Зачем нужна живопись?

Действительно, зачем нужна живопись, если есть фотография, точно отражающая реальность, тот или иной момент.

Но, пожалуй, здесь очень важно понять суть самих слов. Итак…

ФОТОГРАФИЯ, (от греч. phos – «свет» и grapho – «пишу»). В словаре Даля – «искусство снимать предметы на бумагу посредством света; светопись, солнопись»,согласно словарю Ефремовой – «искусство буквального воспроизведения кого или чего-либо».

В наше современное время цифровых фотоаппаратов, мало кто не попробовал себя в качестве фотографа, начиная, практически, с малолетнего возраста. Но, вы неповерите… Было время, когда была только живопись, а о фотографии тогда даже и не мечтали. И тем не менее, фотография, не смотря на свою «фотографическую»точность, не всегда передает то, что хочет передать нам художник.

ЖИВОПИСЬ, (дословно – «живое письмо») – из современного толкового словаря: «один из древнейших видов изобразительного искусства, произведения которого создаются спомощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли ичувства зрителей. Идейный замысел живописи конкретизируется в теме и сюжете, и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета».

0_66bd9_c48ebdc7_XL

Фотография и живопись – чувствуете разницу?

То есть, живопись – это воздействие на мысли и чувства зрителя, присутствие ИДЕИ, это, прежде всего, творчество. Если в живописи, в каждом мазке – эмоция,жизнь, то фото – это только копия жизни. Ведь есть же разница между чтением обычной книги и электронной? Конечно, есть. Так и здесь – получаешь другиеощущения.

Возьмем для примера какую-нибудь затемненную фотографию и такого типа картину. Сразу видно, что тень от руки художника по-другому передает обстановку ипо-другому отражает действительность. Стало быть, живопись – это более творчество. К слову сказать, в людях вообще заложено желание творить. Потому что всемы созданы по образу и подобию Божиему, и Сам Бог – есть Творец!

Вот почему ЖИВОПИСЬ – это действительно искусство. Вот почему и живет до сих пор.

Так зачем же нужно искусство?

Ответ очевиден, искусство – будь то живопись или музыка – это практически еще один вид общения. Ещё один из способов воспитания. Усвоив основные положения теории искусства, человек может услышать сказанное или прочитанное, увидеть нарисованное. А ведь услышать, рассмотреть – это значит, понять.

А понимание – это и есть духовная культура.

Ведь культурный человек – это такой, который строит свое поведение, решает задачи, принимает решения, опираясь на опыт предыдущих поколений. Он знает, к чему приведут его такие-то действия, и выберет сознательно форму, манеру поведения; примет решения, которые заведомо должны привести к известным, желаемым результатам. Да и сами желания, потребности в процессе окультуривания любого человека приобретают определенную направленность.

Искусство – неотъемлемая часть жизни. Глядя на чьи-то картины, слушая чьи-то песни, как бы открываешь для себя частичку мира этого человека, и особенная радость – когда обнаруживать, что ваши взгляды, мысли и идеи во многом сходятся.

Искусство нужно, чтоб обмениваться идеями, взглядами на жизнь, находить единомышленников, открывать для себя чье-то видение казалось бы привычных вещей, кроме того, оно дает огромную почву для размышлений: о мире, о жизни, о месте человека в этом мире…

http://2010.orthodoxy.org.ua/content/kak-nauchitsya-rassmatrivat-kartiny-26077

 

 

Text-to-speech function is limited to 100 characters

bordyuk.ru

Как научиться рассматривать картины? - Сайт Творческая перемена

 

 

Зачем вообще нужно искусство? Любое ― живопись, театр, кино, музыка… Нужно ли оно для того только, что бы вызывать наслаждение, радовать глаз, слух? Должно ли оно развлекать, забавлять публику? И наконец, должно ли искусство что-то воспитывать? И если должно, то что именно?

 

Ответы на эти вопросы мы попытались получить, обложившись объемными томами по искусствознанию, да и, конечно же, попутешествовав в просторах интернета, который, надо отдать ему должное, знает много.

 

Зачем нужна живопись?

 

Действительно, зачем нужна живопись, если есть фотография, точно отражающая реальность, тот или иной момент.

 

Но, пожалуй, здесь очень важно понять суть самих слов. Итак…

 

ФОТОГРА́ФИЯ, (от ·греч. phos ― «свет» и grapho ― «пишу»). В словаре Даля – «искусство снимать предметы на бумагу посредством света; светопись, солнопись», согласно словарю Ефремовой – «искусство буквального воспроизведения кого или чего-либо».

 

В наше современное время цифровых фотоаппаратов, мало кто не попробовал себя в качестве фотографа, начиная, практически, с малолетнего возраста. Но, вы не поверите... Было время, когда была только живопись, а о фотографии тогда даже и не мечтали. И тем не менее, фотография, не смотря на свою «фотографическую» точность, не всегда передает то, что хочет передать нам художник.

 

- ЖИ́ВОПИСЬ, (дословно – «живое письмо») ― из современного толкового словаря: «один из древнейших видов изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел живописи конкретизируется в теме и сюжете, и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета».

 

Фотография и живопись ― чувствуете разницу?

 

То есть, живопись ― это воздействие на мысли и чувства зрителя, присутствие ИДЕИ, это, прежде всего, творчество. Если в живописи, в каждом мазке ― эмоция, жизнь, то фото ― это только копия жизни. Ведь есть же разница между чтением обычной книги и электронной? Конечно, есть. Так и здесь – получаешь другие ощущения.

 

Возьмем для примера какую-нибудь затемненную фотографию и такого типа картину. Сразу видно, что тень от руки художника по-другому передает обстановку и по-другому отражает действительность. Стало быть, живопись ― это более творчество. К слову сказать, в людях вообще заложено желание творить. Потому что все мы созданы по образу и подобию Божиему, и Сам Бог – есть Творец!

 

Вот почему ЖИВОПИСЬ ― это действительно искусство. Вот почему и живет до сих пор.

 

Так зачем же нужно искусство?

 

Ответ очевиден, искусство – будь то живопись или музыка ― это практически еще один вид общения. Ещё один из способов воспитания. Усвоив основные положения теории искусства, человек может услышать сказанное или прочитанное, увидеть нарисованное. А ведь услышать, рассмотреть – это значит, понять.

 

А понимание ― это и есть духовная культура.

 

Ведь культурный человек ― это такой, который строит свое поведение, решает задачи, принимает решения, опираясь на опыт предыдущих поколений. Он знает, к чему приведут его такие-то действия, и выберет сознательно форму, манеру поведения; примет решения, которые заведомо должны привести к известным, желаемым результатам. Да и сами желания, потребности в процессе окультуривания любого человека приобретают определенную направленность.

 

Искусство ― неотъемлемая часть жизни. Глядя на чьи-то картины, слушая чьи-то песни, как бы открываешь для себя частичку мира этого человека, и особенная радость - когда обнаруживать, что ваши взгляды, мысли и идеи во многом сходятся.

 

Искусство нужно, чтоб обмениваться идеями, взглядами на жизнь, находить единомышленников, открывать для себя чье-то видение казалось бы привычных вещей, кроме того, оно дает огромную почву для размышлений: о мире, о жизни, о месте человека в этом мире…

 

Где ты, радость, затерялась?

 

И далее, совсем уж, прозаически…

 

Вот весьма прозаические исследования современных учёных, пытающихся научно объяснить природу нашего счастья, а точнее, химически. По данным таких исследований, ощущение безграничного удовольствия – это сложная цепь биохимических процессов. Управляют ими особые вещества – «гормоны счастья», которые вырабатываются у человека в головном мозге. Эти основных два вещества – СЕРОТОНИН и ЭНДОРФИН и влияют на наше настроение.

 

Например, о СЕРОТОНИНе:

 

Те, про кого говорят "светится изнутри", не испытывают недостатка в этом гормоне. И могут чувствовать себя счастливыми вдвойне: ученые обнаружили, что этот натуральный химический элемент еще и защищает от рака! Серотонин обладает способностью "приказывать" некоторым другим клеткам самоуничтожаться. Сейчас ученые работают над изобретением метода лечения рака на основе этого феномена...

 

А какое это имеет отношение к живописи или искусству?

 

Эти научные открытия только подтверждают системную устроенность и гармоничность нас, людей, как Божиих творений. Приведём здесь ещё одни исследования ученых: оказывается больным, получавшим лечебную дозу музыки и живописи (!), требовалась гораздо меньшая доза обезболивающих препаратов. Кроме того, у них нормализовывалось кровяное давление.

 

А вот ещё одни итоги необычного экперимента…

 

А вот ещё одни промежуточные итоги необычного экперимента, который длится уже 4 года в г. Чебоксары. Акция носит название «Корпоративная культура». Несколько предприятий, участвующие в ней, устраивают выставки репродукций картин знаменитых художников. Полотна вывешиваются в столовых, вестибюлях, холлах — местах массового скопления работников.

 

Результаты превзошли все самые смелые ожидания: существенно выросла производительность труда, рабочие стали уравновешеннее и спокойней. В данный момент в эксперименте участвуют 23 организации в Чебоксарах, а также подключились предприятия Самары, Ульяновска и Саратова.

 

« - К этой затее сначала отнеслись скептически, - рассказывает Федор Стрюцкий, бывший директор чебоксарского завода «Электрон». - На заводе 4 года назад было запустение. Искали новые способы мотивации людей. Тогда и появилась идея устроить на заводе художественную выставку. Прежде всего, сомневались мастера, которые вешали репродукции известных картин: мол, все равно рабочие не оценят, картины порежут или окурки об них тушить будут. Но никто ничего не испортил. Напротив: в гардеробе, где повесили картины, люди, перестали курить! Они вообще другими стали. Но главное — производительность труда повысилась в два раза! Экспозиция длится, как правило, четыре месяца, после чего предприятия «обмениваются» выставками.

 

80% опрошенных сказали, что в их душе многое изменилось. Они стали спокойнее, уравновешеннее. 93% отметили, что чувствуют эмоциональную поддержку, рассматривая картины. Ну, а больше половины сказали, что у них появились любимые художники. В рейтинг «любимых» попали преимущественно отечественные художники. Особенно полюбились рабочим картины Шишкина, Левитана и Айвазовского.

 

Как научиться понимать картины?

 

Как правило, судить и, особенно, критиковать искусство, берутся люди, мало разбирающиеся как в самом искусстве, так и в живописи. К таким, скорее всего, отнесет себя любой средне-статистический человек, как и написатель этого текста Критикуя, как правило, некоторые из них, вообще не желают смотреть, некоторым и вовсе некогда смотреть на картины, и думать над ними…

 

Попытаемся разобраться вместе, особо не умничая.

 

Некоторые общие положения для «чайников»:

 

Из книги «Начало теории живописи», Сандомирский С.М.:

 

«Мой скромный опыт анализа картин позволяет сформулировать критерии определения величины художественного произведения. Их два:

 

- первое, - значительность идеи, вложенной художником в картину и высота личности самого художника;

 

- второе, - мастерство художника, его умение живописными средствами выразить свою мысль. Отсюда следует, что для оценки произведения нужно знать ЯЗЫК ЖИВОПИСИ.

 

При рассмотрении картин необходимо быть крайне внимательным, стремиться не упустить ни одной детали, ни самого маленького предмета, памятуя опыт рассмотрения литературного произведения: одно слово, одна фраза могли предопределить или повлиять на понимание произведения. А если невозможно рассмотреть предмет на картине в силу его малости или непонятности, то сказать себе об этом. А в оценке всей картины проявлять осторожность.

 

Затем все внимание обращать на рассмотрение этого предмета с целью дать его исчерпывающую характеристику. Этого требовал и опыт литературных анализов, и соображение: раз художник изобразил предмет именно таким, то имел важные к тому резоны.

 

Итак, прежде всего, указать, назвать, выделить предмет.

 

Затем, рассмотрев его, определить его качества, дать ему характеристику. Цвет и свет при определении предмета и его качеств играли важную роль. Иногда этого было достаточно, чтобы связать персонажи одной мыслью и сформулировать тем самым ИДЕЮ. Но во многих случаях приходится привлекать третий фактор: композицию - взаимное расположение персонажей и предметов».

 

Автор: Наталия Белянова

Источник: orthodoxy.org.ua

tvormena.jimdo.com

Рассматривая картину... О шоколаде, или вкусном искусстве

  • Утреннее...

    Иван Иванович Шишкин. Туманное утро. 1885. Еще утро не скоро, не скоро, Ночь из тихих лесов не ушла. Под навесами сонного бора - Предрассветная…

  • Утреннее...

    Карл Павлович Брюллов. Семья итальянца. 1831. За одиночество не стоит всех корить, Ищи вину в себе, а не снаружи - Один не тот, кто всеми…

  • Рассматривая картины: Сенокос Питера Брейгеля Старшего

    Написана в 1565 году по заказу антверпенского купца Николаса Йонгелинка. Картина долгое время украшала столовую в его доме, а ныне является самым…

  • Утреннее...

    Художник Daniel F. Gerhartz А больше всего мне нравится, Что я не хочу вам нравиться, Что я не должна вам нравиться, Что я вам должна не…

  • Утреннее... И будут наши дни прекрасны и легки

    Нам дали лето... целых два дня! Я даже успела подпалиться под жарким уральским солнцем)) И всю неделю обещают за бортом до +30... на такую щедрость…

  • Поделись улыбкой своей...

    -Пух! Когда ты просыпаешься утром, - сказал наконец Пятачок, - что ты говоришь сам себе первым делом? - Что у нас на завтрак? - сказал Пух. - А ты,…

  • Просто так, под настроение...

    Художник из Польши Paul Dmoch. Наш современник, родился в 1958-ом. По профессии - архитектор и акварелист, наверно поэтому в его работах очень…

  • Рассматривая картины: Портрет Эдуара Мане

    Что-то давно я не писала под этой рубрикой... И захотелось мне написать о Портрете Эдуара Мане, что написал французский художник Анри Фантен-Латур.…

  • Титулы: король

    Пожалуй рассказ о титулах я начну с одного из самых главных.. это король. И для эстетики ставлю картинку. Работа английского художника Сэмуэля…

  • tvsher.livejournal.com

    Рассматривая картины... «Дама в голубом»

    "Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне все равно... Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: "Вы не должны и не имеете права продать мой портрет". Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги... Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею..."

    ...отрывок из письма Е.М.Мартыновой к К.А.Сомову, написанного при известии о том, что он хочет продать портрет.

    701.jpg

    Немного найдется в русской живописи начала 20-го века портретов, которые были бы в такой степени знамением времени, как "Дама в голубом". В этом произведении К.А.Сомов воплотил новый идеал женственности, создал свой образ "Прекрасной Дамы", отразил своё представление о поэтическом и возвышенном - далеком от повседневных будней.

    Художник был давно дружен с Елизаветой Михайловной Мартыновой (русской художницей конца 19-го - начала 20-го веков), видимо, она была одним из немногочисленных увлечений К.Сомова. Он учился вместе с ней в Академии художеств, рано начал писать её.

    Прежде всего зрителя в портрете Е.М. Мартыновой привлекает необычное сопоставление старинного стилизованного парка, старинного костюма и современной художнику женщины с ее сложным духовным миром. Глядя на эту одинокую, тоскующую женщину, зритель не воспринимает её как человека из иного мира, прошлого и далёкого. Это - женщина конца 19-го века. Всё в ней характерно: и болезненная хрупкость, и чувство щемящей тоски, печаль в ее больших глазах и плотной линии скорбно сжатых губ. И та естественная бледность, которой в 18-ом веке добивались лишь искусственными снадобьями...

    На фоне дышащего волнением неба хрупкая фигура Е.М. Мартыновой полна особой грации и женственности, несмотря на тонкую шею, худые покатые плечи, затаенную грусть и боль. А между тем в жизни Е.М. Мартынову все знали как весёлую, жизнерадостную молодую женщину. Подруга её, М. Ямщикова, писала: "Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?"

    Глубина проникновения К. Сомовым в образ просто поразительна. Е.М. Мартынова мечтала о большом будущем, хотела реализовать себя в настоящем искусстве и презирала житейскую суету. А случилось так, что в 30 с небольшим лет она умерла от туберкулеза лёгких, не успев ничего исполнить из задуманного.

    "Дама в голубом" появилась на выставке "Мира искусств" в 1900-ом году (из-за отъезда художника в Париж и болезни модели эта картина писалась три года) под названием "Портрет", а через три года она была приобретена Третьяковской галереей. "Дама в голубом платье",или просто "Дама в голубом" - под такими названиями портрет Е.М. Мартыновой вошел в историю русской живописи.

    А Елизавета Михайловна Мартынова умерла в 1904-ом году...

    tvsher.livejournal.com

    Рассматривая картину... Последний день Помпеи

    Город был обнаружен совершенно случайно в конце XVI века при производстве земляных работ.

    Последний день ПомпеиКарл Брюллов. Последний день Помпеи. 1830-1833

    Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Они вызывали особый интерес не только в Италии, но и во всём мире. Многие путешественники стремились побывать в Помпеях, где буквально на каждом шагу находились свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города.

    И в 1827 году в Помпеи приезжает молодой русский художник Карл Брюллов. Увиденное там ошеломило его. И эта картина скорей всего есть результат той поездки.

    Прежде чем приступить к рисованию картины, Брюллов начинает изучать исторические источники. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту. В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия.

    Картина ценна тем, что почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы...

    На полотне трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

    Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова.

    Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Ещё больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Её восторженно приветствовал А.С. Пушкин:Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется - с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом,Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,Под каменным дождем бежит из града вон.

    Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами. Поэты посвящали ему стихи. Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне.

    "И был "Последний день Помпеи" для русской кисти первый день", – писал поэт Евгений Баратынский. И действительно, картину триумфально встретили в Риме, где её писал Брюллов, и затем в России, а сэр Вальтер Скотт несколько высокопарно назвал картину "необычной, эпической". А Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли "Карл Великий".

    Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.

    sincerely-comm.livejournal.com

    Рассматривая картины: Ян Матейко «Рейтан. Упадок Польши»

    Эту картину Ян Матейко написал в 1866 году в 28 лет после неудачного очередного польского национального восстания, начавшегося в 1863 году, в котором принимал участие сам художник, доставляя оружие восставшим. В работе отразились в первую очередь патриотические настроения, характерные для творчества и личности Яна Матейко. Официально картина имеет два названия – «Рейтан. Упадок Польши» и «Польский сейм 21 апреля 1773 года».

    Rejtan.jpg

    Картина была выставлена в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и получила там золотую медаль. К художнику пришла слава, и его материальное положение значительно улучшилось, т.к.картину для своей коллекции купил австрийский император Франц Иосиф I. В 1918-ом, когда Польша обрела независимость, правительство страны выкупило картину и передало её на хранение в собрание Королевского замка. В 1944 году полотно было вывезено немцами, но вскоре обнаружено неподалеку от польского города Еленя Гура. После реставрации опять экспонируется в собрании Королевского замка.

    И так, что нам может рассказать картина?

    В Петербурге 5 августа 1772 года Россия, Пруссия и Австрия подписали конвенцию о разделе Речи Посполитой. Но, этого решения оказалось недостаточно, Речь Посполитая должна была сама согласиться с вынесенным приговором. Возможно это было сделано, чтобы успокоить международное общественное мнение и придать некую легитимность подписанной конвенции. А поскольку Польша была монархией с демократическими шляхетскими элементами правления, т.е.существовали местные региональные сеймики и Сейм, то, как раз от последнего и требовалось принять решение о признании законности раздела государства.

    Король Станислав Август, как мог затягивал созвание такого Сейма, надеясь на лучшее и не хотел «с опущенными руками погибать в бездействии». Но такая политика результатов не дала, и в феврале 1773 года король получил ультиматум от захватчиков: либо Сейм будет созван 19 апреля, либо раздел будет осуществлён по-новому, с большими территориями. И 19 апреля 1773 года Сейм был наконец-то созван и его заседания проходили в Королевском замке в Варшаве.

    На заседании Сейма в открытую против раздела Польши выступили делегаты от Новогрудского сеймика (Новогрудок – сейчас районный центр в Белоруссии) – Тадеуш Рейтан и Самуэль Корсак. Акция их протеста была хорошо продумана и продолжалась три дня. Однако это ни к чему не привело, и Сейм большинством голосов согласился с разделом польских земель.

    Матейко одел шляхтичей в одежды красно-белых тонов. Возможно, что здесь пробивается горькая ирония художника. В национальных цветах Польши он изобразил её предателей: в центре – Адам Понинский поднял руку и показывает на дверь. Его жест как бы означает – у нас нет другого выхода, мы должны согласиться с этим решением. Францишек Ксаверий Браницкий закрыл в отчаянии лицо руками, а юноша с надменным выраженим лица, в белом костюме Станислав Щенсный Потоцкий. Любитель эффектных поз и жестов Ян Матейко строит эту сцену на контрасте – Рейтан лежит и рвёт на себе рубаху, а инициаторы компромисса с захватчиками словно оцепенели. Обратим внимание и на костюмы – Рейтан одет в традиционный польский шляхетский костюм (сарматский): жупан (нижнее светлое платье), кунтуш (верхнее платье, часто с разрезанными рукавами), подпоясан широким «слуцким» (по месту изготовления) поясом, он обут в сапоги с загнутыми по ориентальной моде носками, а слева от него видна сабля, верная спутница каждого шляхтича. Рейтан коротко острижен по моде того времени и носит усы (национальный маркер поляков-сарматов). Изменники отчизны приодеты в европейское платье: короткие панталоны, белые чулки, туфли с пряжками, парики. И всё ведь это выписано... Один из польских историков пошутил в отношении картины: «...сколько же здесь туфель, сколько же здесь штанов…».

    Наше внимание может привлечь и фигура пожилого шляхтича в левой части картины, здесь он справа: Он тоже одет традиционно и, как бы своим движением, старается противостоять бессильной и оцепеневшей толпе. Это очень неоднозначная фигура – Францишек Салезий Потоцкий, известный и несколько театрально-показной защитник славной «шляхетской вольности», заклятый враг короля Станислава Августа Понятовского. Он принимал участие в похищении и убийстве первой жены Станислава Щенсного Потоцкого – Гертруды Коморовской, но это другая история и мы на ней не будем останавливаться. За ним – сам король.

    Для него Ян Матейко тоже выбрал интересную позу, «мы с вами, но и не с вами…», и ни за, и не против. Возможно, что Станислава Августа всю жизнь переполняли противоречия, и душа его была раздвоена. С одной стороны, он – пламенный патриот, один из авторов Конституции Третьего мая и активный участник Великого Сейма, инициатор реформ в образовании, с другой – ставленник Екатерины Второй, благодаря которой он и взошёл на престол и ею же был «пригрет» после детронизации.

    На втором плане в ложе – князь Николай Репнин, посол Российской империи в Польше и две дамы – по его левую руку Изабелла Чарторыская (жена Адама Казимира Чарторыского), в прошлом любовница Станислава Августа, а позже и самого Репнина. По правую руку князя – Изабелла Любомирская, тоже в прошлом любовница Станислава Августа.

    По центру картины – портрет Екатерины Великой, а в дверях видны русские солдаты...

    Ян Матейко в своих работах всегда уделял большое внимание не только персонажам, но и атрибутам, вещам, разным мелочам, которые изображал на картинах.

    Посмотрите, что творится на первом плане картины: упавший трон с королевской монограммой, разбросанные документы, даже монетка как бы остановлена в движении, т.к. стоит на ребре...

    Сцена преисполнена трагизма, экспрессии и патриотических чувств... Да, Ян Матейко, как и любой другой художник, имел право на домысел и собственную трактовку сюжета.

    А теперь, что на картине изображено не так, как было на самом деле.

    - король Станислав Август не принимал участия в заседании этого Сейма.

    - посол России Репнин к этому времени сложил свои полномочия и на этом посту пребывал Отто Магнус фон Штакельберг.

    - в Королевском замке в это время ещё не было портрета Екатерины Второй.

    - русских солдат тоже не было в замке.- Станиславу Щенсному Потоцкому в то время было всего 21 год и он не был депутатом Сейма.

    - Рейтан выглядел несколько иначе, по крайней мере известно, что он был рыжим, а не брюнетом.

    - Францишека Салезия Потоцкого на то время уже не было в живых.

    - женщины не присутствовали на заседании Сейма.

    Вот, вроде бы всё рассказала. Добавлю только, что Тадеуш Рейтан покончил жизнь самоубийством в 1780 году. И в 1792-ом, а потом и в 1795-ом году состоялись второй и третий разделы Польши, после чего страна исчезла с карты Европы на 123 года...

    И поставлю сюда ролик с Ежи Поломский.

    tvsher.livejournal.com

    Рассматривая картины... "Неравный брак". Продолжение...

    который заставил меня подробней узнать, какие события послужили поводом для её написания.

    0_899bc_15c4a16f_XXL.jpg

    Начнём с того, что раньше такой брак считался прекрасной партией. Почему? Даже если не было любви, то девушка, вышедшая замуж за старика, автоматически освобождается от опеки отца. Старичок умирает, молодая вдова полив слёзы положенное время, как правило, выходит замуж за кого ей хочется.

    Потом, мы видим, что на купеческой дочке женится князь из очень древнего грузинского рода! И вот тут этот брак действительно неравный, ибо сословия разные. В этом случае оказана очень большая честь купеческой семье. Такой брак считался за счастьем, ибо давал больше возможностей и открывал двери в мир, куда ранее не было доступа.

    Конечно сейчас тут же приведёте доводы, что старичок может прожить ещё достаточно долго, тем самым отравив жизнь своей молоденькой жене ... Но я бы на вашем месте не торопилась. И вот почему.Давайте по порядку. Начнём с князя. Самое интересное, что князь Цицианов к этой свадьбе не имеет никакого отношения. С него художник просто списал образ, а точнее лицо, и можно сказать, что сложил жениха: фигура и одежда — от Полторацкого (тверского предводителя дворянства), голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых.

    Когда искусствоведы Третьяковки подняли архивные материалы, то они пришли к выводу, что на момент написания картины это мог быть Павел Иванович Цицианов, ибо из мужчин рода Цициановых только он один находился в Москве. Но к тому времени князь уже был женат. Кстати, у него с женой была ещё бОльшая разница в возрасте. Дальше я не копала, скажу только, что супруга у него была австриячка из Вены. Но это уже другая история и с нашей она никак не перекликается.

    Изначально сюжет картины был связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым, который был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого 37-летнего Андрея Александровича Карзинкина. Причём, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках, в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова — Николаем.Нужно сказать, что этот брак оказался счастливым. Карзинкин не только был богат, но и обладал очень хорошим характером. Софья Николаевна в этом браке родила трёх детей: Леночку, через год Сашеньку, а через 5 лет Сонечку. Лена когда выросла, пошла учиться в то же самое училище живописи, которое закончил сам Пукирев и была ученицей Поленова. А Саша когда вырос, был дружен с Павлом Михайловичем Третьяковым.

    Но, увидев своё изображение на картине, Сергей Варенцов устроил другу скандал, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. А в купеческих семьях не было принято выносить сор на всеобщее обозрение. В результате художник переработал портрет и изобразил на картине самого себя.

    Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое» рассказывал об этой истории так:«Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню — дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.»

    И вот тут мы подходим к самому интересному моменту. Картину Пукирев написал в 1862-ом. И исполнял он её как-то очень быстро, горячо, жарко. А на следующий год вдруг почему-то, без особых казалось бы причин, начинает проситься за границу для обозрения живописных галерей и живописных произведений, и уезжает в самый что ни на есть учебный год, в октябре, и возвращается только в январе. И отдаёт свою картину на выставку, где получает звание очень высокое по тем временам, за бытовой жанр он получает профессора, славу и почет.

    Так почему же Пукирев так внезапно уезжает? Да потому, что он влюбился. А влюбился он в то время, когда писал картину. Позировала ему Прасковья Матвеевна Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Прасковья Матвеевна и друг художника были однофамильцами. И кстати, я нигде не нашла подтвержение тому, что любовь была взаимной. Тут я тоже подробно останавливаться не буду, скажу только ещё несколько слов о самом Пукиреве.

    Одни исследователи утверждают, что он так и не женился, другие говорят, что он был женат на какой-то малограмотной женщине. И действительно, некий художник Неврев в записке, адресованной Павлу Михайловичу Третьякову, называет эту женщину, которая непонятно, в каком была она, так сказать, звании, госпожа Пукирева. Значит, у нашего художника был не венчанный брак. Это была мессианка Софья Петровна Терехова, она была младше его на 13 лет. И вот тут действительно настоящая драма и из всех действующих лиц пожалеть нужно именно Софью Терехову. Что такое не венчанный брак в то время? А это значит — нет колечка на пальчике, нужно всегда как-то очень робко себя вести. По существу ты никто и даже не имела права на наследство, а уж о каком-нибудь пособии, в случае смерти супруга, и говорить не приходится. Нужно отметить, что она приняла на себя очень непростую ношу, потому что ей пришлось тянуть по жизни очень больного человека. Он очень стал сильно болеть, так сильно, что ему пришлось оставить преподавание. Сначала он распродавал свои работы, но в конце концов всё же нужда навалилась на эту семью. Все говорили о том, что он всегда был, всегда(!) чисто одет, выглажен... А это значит, что она его любила всю жизнь, не докучала ему, не говорила, что ей очень больно и тяжело... А он ее получается не любил...

    tvsher.livejournal.com


    Смотрите также

    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта