Описание картины «Пушкин» В.Тропинина. Пушкин картина


Пушкин в портретах

Пушкин в портретахСегодня день рождения Пушкина. Сегодня я хочу просто ознакомить вас всех с его портретами в живописи.page2

6 июня 1799 года — в Москве родился Александр Пушкин. Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт - как известно, фотография была изобретена уже после гибели поэта. Следовательно, фотопортреты его отсутствуют, но существуют словесные и живописные. “Быть может (лестная надежда) Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет, И молвит: то-то был Поэт!” - Пушкин, «Евгений Онегин», 1823 …

Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт. В этом смысле большой ценностью обладают дневниковые заметки его современников, неважно кого – друзей или недругов, а также собственные высказывания поэта о своей внешности. Мы по многочисленным литературным источникам собрали такой архив:

clip_image002[4]Миниатюра написана с Пушкина еще ребенком. Наиболее вероятный автор - генерал Ксавье де Местр, добрый знакомый родителей будущего поэта.

«...Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый, со смуглым личиком, не слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых так искры и сыпались...» (Из воспоминаний Е.П.Янькова.)Пушкин в портретахЭта гравюра была выполнена на меди художником Е.Гейтманом для первого издании "Кавказского пленника" (1822 года) с лицейского рисунка. Почему-то Пушкин выбрал для иллюстрации романтической поэмы образ себя шестнадцатилетнего.

«Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевлено, ростом он был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно...» (Из воспоминаний брата поэта Л.С.Пушкина.) Рост Пушкина в зрелом возрасте известен точно – 166,64 см (два аршина и пять с половиной вершков). Пушкин в портретах
Предполагаемый автор этого акварельного портрета, выполненного около 1815 года - лицейский учитель рисования Сергей Гаврилович Чириков.

«Потомок негров безобразный». (Сам Пушкин. Из стихотворения «Юрьеву», 1820 г.)

«Кутила... вспыльчивый до бешенства... вечно рассеянный... избалованный с детства похвалой и льстецами... ничего любезного... ни привлекательного в своем обращении, в Лицее предавался распутству всех родов... непрерывная цепь вакханалий и оргий...

Пушкин представлял тип самого грязного разврата... У него господствовали только две стихии – удовлетворение плотскими страстями и поэзия. В обеих он ушел далеко». (Из воспоминаний лицеиста барона М.А. Корфа.)

Пушкин в портретахКонстантин Сомов "Портрет А.С.Пушкина". 1899

Князь П.А.Вяземский на записках М.А.Корфа сделал примечание: «Был он вспыльчив, легко раздражен, это правда, но когда самолюбие его не было задето, был особенно любезен и привлекателен, что доказывается многочисленными приятелями...

Ничего трактирного в нем не было, а еще менее грязного разврата... В любви его преобладала вовсе не чувственность, а скорее поэтическое увлечение, что, впрочем, и отразилось в поэзии...»

Пушкин в портретахПетр Соколов. Портрет А. С. Пушкина 1836, акварель

И.И.Пущин – друг поэта: «...В нем была смесь излишней смелости и застенчивости, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило...Пушкин в портретахПортрет Пушкин в селе Михайловском, худ. Н.Н. Ге. 1875г. Пущин у Пушкина.

Чтобы полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище. Между нами как-то это скоро и незаметно устроилось».Пушкин в портретахБорис Кустодиев. "А.С.Пушкин на набережной Невы".

«Робость видна была во всех его движениях... он был очень неровен в обращении, то шумно весел, то грустен, то робок, дерзок, нескончаемо любезен, то томительно скучен, и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту...Пушкин в портретахАвтопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний из дошедших до нас автопортретов Пушкина. Предназначался для первой книги стихов поэта "Стихотворения Александра Пушкина" (не издана).

Он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно и был несказанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его. Когда он решался быть любезным, то ничего не могло сравняться с блеском, остротой и увлекательностью его речи... он был невыразимо мил, когда задавал себе тему угощать и развлекать общество...» (Из воспоминаний Анны П.Керн о встрече с Пушкиным в Тригорском в июне 1825 г.)

Пушкин в портретахКузьма Петров-Водкин "Пушкин в Петербурге"

«Наконец, надо себе представить и самую фигуру Пушкина. Ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства был среднего роста, почти низенький человек, вертлявый, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, с тихим приятным голосом, в черном сюртуке и черном жилете, застегнутом наглухо, в небрежно повязанном галстуке.

Вместо высокопарного языка богов мы услышали простую, ясную, обыкновенную и между тем поэтическую, увлекательную речь». (Из воспоминаний историка М.П.Погодина, 12 октября 1826 г.)

Пушкин в портретахКонстантин Юон "Портрет А.С.Пушкина". 1945.

«Пушкин очень переменился наружностью. Страшные черные бакенбарды придали его лицу какое-то чертовское выражение. Впрочем, он все тот же. Так же жив и скор по-прежнему, в одну минуту переходит от веселости и смеха к задумчивости и размышлению...» (Из письма брата поэта Л.С.Пушкина к лицеисту Яковлеву, ноябрь 1826 г.)

Пушкин в портретахВ 1826 году - уже по возвращению из ссылки - Пушкин заказал два своих портрета Иосифу-Евстафию Вивьену, преподававшему рисование в Московском Дворцовом архитектурном училище. . Техника - итальянский карандаш.

«Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который был в голубых, или лучше сказать в стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал его лица.Пушкин в портретахПортрет Пушкина, Тригорское (около Михайловского). Скамья Онегина.

Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин, которых он отличал своей любовью, странность нрава природного и принужденного и неограниченное самолюбие...» (Из воспоминаний А.А.Олениной, 1828 г.)Пушкин в портретахЭтот романтический образ поэта принадлежит кисти Ореста Кипренского. 1827 год. Заказчиком портрета был Дельвиг. Сам Пушкин комментировал в ситах этот портрет так: "Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, - И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит: Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид."

«Это человек небольшого роста, на первый взгляд не представляющий ничего особенного. Если смотреть на его лицо начиная с подбородка, то тщетно будешь искать в нем до самых глаз выражения поэтического дара. Но глаза непременно остановят вас: в них вы увидите лучи того огня, которым согреты его стихи, полные силы и чувства». (Цензор Никитенко, ориентировочно 1827 г.)Пушкин в портретахЭто 1828 год. Гравюра - только сделанная через оттиск на камне (литогравюра) работы Густава Гиппиуса для его авторской серии "Современники" (гравюры популярных в России людей предлагались на продажу, но серия особенного коммерческого успеха не имела). Точно не известно, делал ли художник исходный рисунок с натуры или нет.

«Это человек, который выигрывает, когда его узнаешь». (Софи Дельвиг – жена друга поэта лицеиста Дельвига, письмо к подруге, май 1827 г.)Пушкин в портретахИван Айвазовский и Илья Репин. "Пушкин у моря (Прощание Пушкина с Черным морем). 1887. Холст, масло. Находится в Центральном Пушкинском Музее.

«Великий Пушкин, малое дитя». (Дельвиг.)Пушкин в портретахПервый портрет, заказанный в 1827 году уже классику русской портретной живописи - Василию Тропинину.

«Как теперь вижу его живого, простого в обхождении, хохочущего, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми, ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он заботился, как Байрон. (Юзефович)Пушкин в портретах

Пушкин и граф Д.И. Хвостов, худ. П.И. Челищев, начало 1830г. Бумага, итальянский карандаш. Челищев обладал талантом карикатуриста. Он изобразил Пушкина крупным планом, во весь рост, широко шагающим. На заднем плане миниатюрная фигурка Хвостова, сгорбленная, на полусогнутых тонких ножках. Возникает образ гиганта Пушкина, идущего семимильными шагами, и малютки Хвостова, путающегося у него под ногами.

Он совсем не был смугл, ни черноволос, как уверяют некоторые, а вполне был белокож, с вьющимися волосами каштанового цвета. В облике его было что-то родное африканскому типу, но не было того, что оправдывало бы его стих – потомок негров безобразный.Пушкин в портретахКончаловский П. П. Пушкин в Михайловском (1932)

Напротив того, черты лица у него были приятные. В одежде и во всей его наружности была заметна светская заботливость о себе...» (Из воспоминаний Юзефовича – адъютанта Раевского, увидавшего поэта на Кавказе в действующей армии в 1829 г.)Пушкин в портретахСчитается что это последний прижизненный портрет Пушкина. Самый загадочный портрет, потому что на нем печать исхода судьбы поэта. Рисовал явно не профессионал, а любитель и видимо из близкого окружения Пушкина.

«В... газете объявили, что я собою неблагообразен и что портреты мои слишком льстивы. На эту личность я не ответил, хотя она глубоко тронула». (Сам Пушкин. Опровержение на критики, 1830 г.)Пушкин в портретахВалентин Серов. "Пушкин в парке". 1899 г. Акварель, карандаш

«Могу я сказать вместе с покойной няней моей: хорош никогда не был, а молод был». (Пушкин. Из письма к жене, 1835 г.)

«Пушкин, писатель, разговаривает очаровательно без претензий, живо, пламенно. Нельзя быть безобразнее его – это смесь физиономии обезьяны и тигра. Он происходит от одной африканской расы, и в его цвете лица осталась еще какая-то печать и дикое во взгляде...(Фикельмон)Пушкин в портретахБ.В. Щербаков. Пушкин в Михайловском

Рядом с ней (имеется в виду жена поэта. – Авт.) его уродливость еще более поражает, но, когда он говорит, забываешь, чего ему недостает, чтобы быть красивым». (Из дневника графини Фикельмон – внучки Кутузова, в оригинале на французском языке.)Пушкин в портретах

А.С.Пушкин. Портрет работы К.П.Мазера. 1839

«Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности». (Сам Пушкин. Из письма к жене, 1836 г.)

clip_image018[4]Неизвестный художник. "Портрет Пушкина"

«Особенная, только ему свойственная улыбка, в которой так странно сочетались язвительная насмешка с безмерным добродушием». (Из воспоминаний молодого графа В.А.Сологуба после смерти поэта.)Пушкин в портретахАлександр Кравчук "Портрет Пушкина"

«Пушкин был нехорош собою: смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более привлекательной, более оживленной, более говорящей и слышать более приятного, более гармоничного голоса, как будто нарочно созданного для его стихов». (Запись случайного, неизвестного человека, 1835 г.)Пушкин в портретахНеизвестный художник. "Портрет Пушкина". 1831? г. Это апокрифический портрет поэта, не имеющий в чертах лица никакого сходства с Пушкиным. Покрой одежды и манера письма дают основание датировать портрет 1860-ми годами. Поэтому дату "13 июля 1813 года" можно считать фальшивой.

«В это время вошел желтоватый, смуглый брюнет с довольно густыми, темными бакенбардами, со смеющимися, живыми глазами... когда Пушкин улыбался своей очаровательной улыбкой, алые, широкие его губы обнаруживали ряды красивых зубов поразительной белизны». (Один провинциал, случайно встретивший Пушкина в 1836 г., за два месяца до его смерти, у А.Ф.Воейкова.)Пушкин в портретахГравюра на стали работы долго жившего в России английского художника Томаса Райта. Датируется 1837 годом. Делался ли рисунок с натуры неизвестно, но Пушкин и Райт были знакомы. Это самое продаваемое изображение поэта при жизни - цена ему была 5 рублей ассигнациями на китайской бумаге и 1 рубль серебром на веленевой. Об этом портрете И.Е. Репин подметил: "Обратите внимание(...) что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум."

«С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь...(И.А.Гончаров)Пушкин в портретахГоголь и Жуковский у Пушкина в Царском Селе. Художник П. Геллер. 1910

Лучше всего, по-моему, передает его гравюра Уткина с портрета Кипренского. Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос – выдающимся – это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми, кудрявыми волосами». (Из воспоминаний И.А.Гончарова, когда он студентом увидел А.С.Пушкина при посещении им Московского университета, 27 сентября 1832 г.)Пушкин в портретахАвтопортреты Пушкина

«Какая мать могла зачать человека, чей гений так полон мощи, свободы, грации? То дикарь, то европеец, то Шекспир, то Байрон, то Ариосто и Анекреон, он всегда останется русским...» (Из письма княгини Зинаиды Н.Волконской, 29 октября 1826 г.)Пушкин в портретахВ.А. Леднев. «Пушкин в Михайловском»

Описания, как и живописный портрет, всегда субъективны. Однокашник Пушкина М.А. Корф был сыном прусского офицера, перешедшего в русское подданство. Человек набожный, педантичный, аккуратный и честолюбивый. За все время учебы в Лицее он ни разу не получил замечания за поведение.Пушкин в портретахКартина Федорова Владимира Корнидовича «Пушкин. По следам Пугачева»

В характеристике, данной ему лицейским начальством в 1812 году, есть такая фраза: «...осторожность и боязливость препятствуют ему быть совершенно откровенным и свободным». Очевидно, что характер и личность Пушкина – это полная противоположность личности М.А.Корфа.Пушкин в портретахКартина Ильи Глазунова «Накануне»

Юношеские фривольные шутки Пушкина, его общение с повесами гусарами навсегда отвратили молодого М.А.Корфа от поэта и его окружения.

Пушкин в портретахВ основе негативного описания облика поэта, данного А.А.Олениной, лежат женская гордость и каприз. В очаровательную Анет – дочь президента Академии художеств А.Н.Оленина – Пушкин был влюблен и посвятил ей изумительные строчки в письме к П.А.Вяземскому:

Она мила – скажу меж нами – Придворных витязей гроза,И можно с южными звездамиСравнить, особенно стихами,Ее черкесские глаза.Она владеет ими смело,Они горят огня живей;Но, сам признайся, то ли делоГлаза Олениной моей!Какой задумчивый в них гений,И сколько детской простоты,И сколько томных выражений, И сколько неги и мечты!..Потупит их с улыбкой Леля – В них скромных граций торжество;Поднимет – ангел РафаэляТак созерцает божество.

А.С.Пушкин "Ее глаза".1828Пушкин в портретахАнна Алексеевна Оленина, потрет работы Кипренского

Однако эти стихи привели Анет в бешенство, потому что они были, во-первых, в письме другому человеку, а во-вторых, Пушкин назвал ее в стихах «моею». Оленина не только отвергла поэта (как потом скаламбурила приятельница Пушкина Екатерина Ушакова: «Поэт остался с «оленьими рогами»), но и написала нелестный его словесный портрет.Пушкин в портретахАйвазовский. Пушкин на берегу Черного моря 1897 г.

Пушкин для нас, в отличие от Пушкина для его современников, имеет свой внешний облик – сформировавшийся за 150 лет социальный стереотип.Пушкин в портретахПортрет Пушкина, худ. Б.В. Щербаков. "Пушкин в Петербурге", 1949 г. Холст, масло. Этот парадный портрет явно не удался, Пушкин в жизни выглядел по-другому. Здесь он приукрашен.

Мы узнаем его по удлиненным глазам, кудрям и бакенбардам, по прямому носу, выдающемуся вперед подбородку, пухлым губам и срезанному назад лбу. Таким он знаком нам с детства по хрестоматийным парадным портретам, по карандашным наброскам или по схематичным автопортретам на полях его рукописей.

Но как бы ни рисовали Пушкина художники, в сознании у каждого из нас свой Пушкин.Пушкин в портретахЕдинственный прижизненный фотопортрет Пушкина, сделанный самим Луи Дагером. Однако это фейк, я поставлю об этом отдельную тему!Пушкин в портретахПосмертная маска Александра Сергеевича Пушкина из Государственного исторического музея до реставрации, после реставрации загрязнения удалены.Пушкин в портретах

zhiznteatr.mirtesen.ru

Тропинин В. А. Портрет Пушкина Александра Сергеевича. 1827 г. Описание картины

Василий Андреевич Тропинин

До наших дней дошло множество изображений великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, но одним из самых известных и реалистичных из них является портрет Пушкина, написанный художником Василием Тропининым в 1827 году.

Существует несколько версией появления портрета Пушкина, согласно одной из которых полотно было заказано другом поэта Соболевским, однако ученые люди, как бы не очень склонны к именно этому развитию судьбы с Тропининской картиной Пушкина. Наиболее вероятной причиной является личный заказ портрета самим Пушкиным, который хотел таким образом удивить Соболевского, который ее так и не увидел в оригинале, потому как, полотно было заменено подделкой, и лишь через несколько десятков лет подлинник был куплен князем Оболенским у одного мелкого торговца.

Главной задачей художника было изобразить не только портретное сходство, но и показать внутренний мир известного поэта, его подлинную натуру и характер. Так как Пушкин обладал довольно-таки неусидчивым характером, Тропинину приходилось его постоянно отлавливать у общих друзей и знакомых, чтобы сделать наброски. Вероятно, что одежда на портрете была придумана самим художником.Тропинин написал поясной портрет Александра Сергеевича, сделав акцент на его лице и выдвинутой руке. Вся его поза говорит о его неуемной энергии, может показаться, что через миг, он встанет и уйдет.

Одежда поэта весьма символична: художник изобразил его в свободном домашнем халате, наброшенным на белую сорочку с поднятым воротничком. Довершает образ небрежно повязанный поверх воротничка шелковый шарф и слегка растрепанные волосы. Истинный русский Байрон в халате! Кстати, в начале девятнадцатого столетия халат считался , как бы удобной домашней одеждой, но и своеобразным символом свободолюбия и вольности. Не зря Тропининым для изображения Пушкина был выбран именно этот наряд: как никой другой он в точности передает основные черты характера поэта, его любовь к свободе и вольнодумство. Ведь неслучайно здесь и сравнение с Байроном – взгляды Александра Сергеевича были весьма схожи с направлением мысли этого великого английского поэта.

Несмотря на легкую небрежность в портрете Пушкина, Тропинина трудно упрекнуть в каком либо изъяне, никто не сможет сказать, что его портрет получился простым, безжизненным и интимным, показывающим его прежде всего, как человека, а не Пушкина-поэта. Чего стоит один только его взгляд! Близкие люди поэта утверждали, что именно такое выражение лица было у Александра Сергеевича, когда его посещала муза, и он создавал свои гениальные произведения. Тропинин не стал перенасыщать портрет деталями, в центре полотна находится фигура поэта, и лишь такая небольшая деталь, как рукопись на столе, придает картине небольшой символизм.

Мало кто из современников мог назвать внешность Пушкина красивой или даже просто приятной, и при первом взгляде на портрет действительно внимание привлекает общая неказистость лица поэта, но это ощущение длится лишь секунду. Художник мастерски смог передать через портрет одухотворенность и богатый внутренний мир Александра Сергеевича, благодаря чему получившийся образ вызывает восторги и любовь зрителей.

Особое внимание следует уделить не только выражению лица поэта, но и его руке, невольно притягивающей взгляд двумя перстнями, которые были очень дороги поэту. Один из них, подаренный Елизаветой Воронцовой, Александр Сергеевич носил, не снимая, считая его своим источником везения и удачи, а вот о происхождении второго ничего неизвестно.

Своеобразная «домашняя» атмосфера картины, созданная художником, пытается не столько показать великого поэта как обычного рядового человека, сколько передать его бунтующую против строгости и условности натуру, творческий беспорядок его души. Волевой подбородок и целеустремленный взгляд Александра Сергеевича подтверждают это мнение. Под небрежным внешним видом Тропинин подразумевает пушкинское свободомыслие, которое так умело было передано художником с помощью кисти и красок.Скорее всего, не случайно, что именно Василий Тропинин смог создать первый одушевленный портрет этого великого поэта. Кто, как не выходец из крепостных крестьян, каковым и являлся художник, настолько тонко мог прочувствовать любовь к свободе и вольности, исходящую от нашего русского Байрона?

В этот Кипренский Портрет Пушкина Александра СергеевичаТропинин портрет Пушкина Александра Сергеевича портрет Василий Тропинин вложил и частичку своей души, наверное, поэтому это полотно стало венцом его творений. Великий художник нашел родственную душу в великом поэте: именно так и можно сказать об этом знаменитом произведении искусства, благодаря которому мы можем воочию увидеть не только лицо, но и душу Александра Сергеевича.

Одним из заметных отзывов о портретах Пушкина является высказывание библиофила А. А. Сидорова. Как мы знаем у художника Кипренского тоже имеется подобное полотно с Пушкиным, который по оценке Сидорова выглядит более строго и по светски, относительно работы Тропинина, поэт отображен по домашнему просто и более раскованно.

Сегодня картина Тропинина А. С. Пушкин находится в Пушкинском музее, ( на Мойке) в Петербурге

www.art-portrets.ru

Рисунки А.С.Пушкина

Кавказский пленник

Рисунки А.С.Пушкина

Рисунков А.С.Пушкина множество. Несколько сот портретов: близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортреты. Есть иллюстрации к собственным произведениям. Единичные пейзажные зарисовки. Наброски птиц, лошадей, деревьев. Великолепные по своей ритмике, пластике росчерки, порой даже переходящие в изображения. Рисунки покрывают рукописи поэта. Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста. Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений. Находясь в ссылке, он не раз писал брату и друзьям о том, каким бы хотел видеть оформление будущих книг. В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек ( иногда тщательно продуманные, как, например, обложка к драмам 1830 года), наброски иллюстраций. Тонкий знаток пушкинской графики А.М.Эфрос так определяет её содержание: "...Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчёт о людях и событиях".

"...некоторые писательские рисунки так прочно вошли в наше сознание, что мы уже просто не в состоянии представить себе, скажем, творчество Пушкина без всяких этих росчерков, виньеток, профилей и ножек. Да и внешний облик Пушкина мы знаем, кажется, гораздо лучше по его самоизображениям, чем по портретам Кипренского или Тропинина, и с его современниками знакомимся большей частью по той портретной галерее, которую он оставил в своих набросках". (Дуганов Р. Рисунки русских писателей XVII – начала XX века. – М.: "Советская Россия", 1988)

Среди бессвязного мараньяМелькали мысли, замечанья,Портреты, числа, именаДа буквы, тайны письмена... А.С.Пушкин "Альбом Онегина" *

Известно около шестидесяти автопортретов Пушкина. Они – важнейшая часть его графики. Поэт на протяжении всей жизни с пристрастием вглядывался в свои черты и подмечал в них тончайшие нюансы происходивших перемен. Его зарисовки, в основном не предназначавшиеся для чужого глаза, далёкие от самообольщения, способны поведать многое.

1. Большой автопортрет из Ушаковского альбома. 1829 г.

Это типичный для графики Пушкина профильный портрет. Лист с ним вклеен в альбом сестёр Ушаковых, молодых приятельниц поэта. Как и в других автопортретах, Пушкин не стремится приукрасить своё лицо. Он знает, что внешней красотой не обладает, и не прочь даже пококетничать этим ("потомок негров безобразный", "мой арапский профиль... его освищет Мефистофель"). Неотразимое обаяние лицу придают озаряющие его ум, одухотворённость, непосредственность. "Подлинные черты живого пушкинского лица, – говорит о портрете А.М.Эфрос, – переданы с лаконичной уверенностью и великолепной стремительностью штриха, сообщающей всему рисунку ту вдохновенность, какой нет ни в одном из портретов Пушкина, написанных художниками-профессионалами, – даже в лучшем из них, в портрете, сделанном Тропининым".

2. Два автопортрета. Сентябрь – начало октября 1826 г.

Два портрета находятся на одном листе, один под другим. Они сделаны Пушкиным по возвращении из ссылки. Вверху юный Пушкин. Его облик ничем не омрачён. На жизнь он смотрит беззаботно. Ниже изображён человек молодых, но уже зрелых лет. "...Это Пушкин, утративший былую отвагу, обретший недоверчивость к людям", – пишет Т.Г.Цявловская. Юношеская мягкость, непосредственность в выражении лица исчезли. Черты несколько заострились, взгляд стал настороженней, подбородок твёрже, появилась складочка у губ. За этими переменами – пережитые в ссылке разочарования и потери: сначала разлука с друзьями, потом вынужденное уединение в деревне, тяжёлые отношения с отцом, под надзором которого состоял поэт в Михайловском. Наконец – катастрофа 1825 года, аресты, казнь, ссылка дорогих и близких людей. Контрастирующая параллельность портретов на одном листе вполне созвучна характерным сопоставлениям в стихах поэта того времени: разочарования и надежды, прошлое и настоящее, воспоминания и мысли о будущем.

3. Последний автопортрет. Февраль 1836 г.

Рисунок родился под колонкой цифр каких-то денежных расчётов. В лице поэта усталость, подавленность. "Если бы надо было искать специального завершения для всей огромной автобиографической серии, – пишет А.М.Эфрос, – то нельзя было бы подобрать ничего более выразительного. Пусть такой графический финал - случайность, но он знаменателен. Он верен и глубок. Этот незавершённый профиль, рождённый денежной арифметикой 1836 года, – подлинный символ последнего отрезка пушкинской жизни..."

4. Портрет Е.К.Воронцовой. Ушаковский альбом. Сентябрь – октябрь 1829 г.

Графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена начальника Пушкина по Одессе. Это о ней сказал он в стихотворении "К морю":Могучей страстью очарован,У берегов остался я.Воспроизводимый здесь портрет нарисован на большом листе бумаги. Это самый большой, смелый и уверенный из всех тридцати набросков Елизаветы Ксаверьевны, сделанных Пушкиным. Выразительность и кокетливость подвижного лица Воронцовой делали её неотразимо привлекательной, хотя в основе своей черты её не были красивы. Пушкин лица её не идеализировал. Но он передал одно из главных очарований Воронцовой – красивую посадку её головы и тонкую, длинную шею, которую старательно оттушевал, найдя точные соотношения линий.

5. Портрет Н.Н.Пушкиной. Октябрь 1833 г. Болдино.

Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну – насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 по 1836 год. Этот портрет самый выразительный, самый психологический и самый красивый. Именно по этому пушкинскому портрету мы представляем себе облик жены Пушкина – лучше, чем по единственному портрету её, современному годам её брака с Пушкиным, акварели Александра Брюллова. Редкий для Пушкина портрет в три четверти, погрудный. Резко оттеняет он чёрной штриховкой чистый овал её лица, гибкую шею и широкие плечи. Красивые пропорции лица, чуть косящий глаз, некоторая неправильность бровей. Грустное выражение лица.

6. Титульный лист поэмы "Кавказский пленник".

Эстетическое чувство побуждало Пушкина и обложки к своим рукописям превращать в художественные композиции. Так возникла целая серия титульных листов. Все они отмечены удивительной гармонией и некоей монументальностью. "Кавказский пленник". Пейзаж Северного Кавказа. Бештау. Витиеватые росчерки при заглавии ("Кавказ" – название поэмы в первой редакции).

7. Титульный лист "Сказки о золотом петушке".

Голова Дадона и комическая голова скопца, щит с копьём и кольчуга со шлемом, крепость со сторожевой вышкой и корабль на воде, а в центре в большем масштабе – фигура золотого петушка, объединяющая лист.

8. Черновик стихотворения "Странник".

В графическом наследии Пушкина есть серия рисунков, возникающих среди черновиков поэм, стихотворений, драм. Эти "иллюстрации" интересны психологически. Рисунки на полях стихотворения "Странник", сохраняя в себе непосредственность и эскизность, обладают чертами подлинных иллюстраций. Помимо погрудного изображения странника с широко раскрытыми глазами и протянутой к его лицу рукой, зримо выражающего стихи:Тогда: "Не видишь ли, скажи, чего-нибудь",-Сказал мне юноша, даль указуя перстом.Я оком стал глядеть болезненно-отверстым... – поэт сделал и выразительную композицию: странник в угнетённой позе и жена, рассудительно урезонивающая его.

9. Рисунок к трагедии "Каменный гость".

Рисунок занимает весь большой лист рукописи. Экспозиция "Каменного гостя". Тайное возвращение Дон Гуана из ссылки. Дон Гуан под деревом выжидает темноты, чтобы "Усы плащом закрыв, а брови шляпой...", войти в город, откуда он изгнан. В перспективе – очертания Мадрида. Крепостная стена. Вдали высокие силуэты церковных шпилей. Рисунок сделан не в творческом порыве, а во время переписывания драмы. Быть может, подобная иллюстрация представлялась воображению поэта, когда он думал об издании "Каменного гостя".

Источники: Н.Петропавловская. Рисунки Пушкина.; Т.Г.Цявловская. Рисунки Пушкина.

*Об "Альбоме Онегина" на feb-web: Иезуитова Р.В. "Альбом Онегина" (Материалы к творческой ист.)

literatura5.narod.ru

Описание картины «Пушкин» В.Тропинина

Описание картины «Пушкин» В.Тропинина

Талант одного из самых выдающихся портретистов 19 века В. Тропинина просто поражает. Он был крепостным крестьянином, отданным в качестве приданого дочери графа, стремление к живописи у которого проявилось уже в детстве – чистя барские сапоги, мальчик частенько рисовал ваксой на стене. Невзирая на советы окружающих отправить Тропинина учиться живописи, хозяин-дворянин счел кондитерское образование более подходящим для будущего портретиста.

Тем не менее, от кондитерши Тропинин убегал к соседу-художнику, а в стенах Академии художеств Петербурга оказался только в 21 год. Одна из его картин очень понравилась императрице, а к самому Тропинину пришла известность. Барину сообщили об этом, и он срочно забрал крепостного в деревню. Выпускник одной из самых престижных академий империи стал красить заборы, писать портреты и учить живописи детей хозяина. Позже семья Морковых уехала на Украину, которая стала для художника настоящей Италией.

Заслуги талантливого автора портретов привлекли внимание общества, вольную ему дали, но сына оставили крепостным. Нужно заметить, что чувство собственного достоинства было у бывшего крепостного очень обостренным, что, тем не менее, не помешало ему написать знаменитый портрет Пушкина.

Картина, ставшая одним из самых ярких и известных портретов русского поэта, была написана в 1827 году с натуры и до сих пор овеяна слухами и легендами. Например, достоверно неизвестно, кто заказал мастеру портрет. Существует несколько версий об этом, но наиболее распространены среди них две.

Говорят, что заказчиком портрета был Соболевский, друг семьи Пушкиных, который хотел видеть своего товарища в домашнем виде. Согласно второму мнению, поэт сам заказал данную картину и подарил ее товарищу. Еще одна легенда связана с тем, что полотно отправили Соболевскому, который находился за границей, его подменили копией. Князю Оболенскому «Пушкин» попался на глаза в одной лавочке в середине 19 века, Тропинин авторство подтвердил, а саму работу выкупили.

Изображение русского поэта написано в отличительной манере Тропинина – камерной домашней обстановке. Примечательно, что он не рисует людей в официальных служебных мундирах и фраках для приема, художник предпочитает домашнюю одежду. Он рисует по-московски чудаковатых и ленивых людей, которые таким образом протестовали против официозности и различных клише. Эта черта, повторяемая не только на данной картине, подчеркивалась всевозможными деталями. Тропинина называли «халатным живописцем» и выстраивались в очереди за портретами.

Если вы посмотрите на портрет Пушкина, то увидите характерную для произведений художника домашнюю растрепанность, непринужденную свободу и легкую небрежность, причем автор повернул фигуру Пушкина на три четверти, так чтобы он смотрел на зрителя. Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. Некоторую торжественную античность придают широкие складки домашней одежды, а вся поза поэта наполнена внутренним чувством собственного достоинства и гордостью. Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора. Тропинин мастерски использует цветовые переходы. К примеру, белоснежный платок оттеняет лицо, а светотень в заднем левом углу делает фигуру объемной. Мягкие коричневые и охровые цвета делают полотно, на первый взгляд, незатейливым и одновременно уютным. Однако, принимая во внимание биографию портретиста, можно сказать, что главное тут – не домашняя атмосфера, а важность и неприкосновенность личной жизни. Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов. Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов. И пусть портрет имеет некую небрежность, в нем вы увидите не «солнце русской поэзии», а обычного человека, со всеми его достоинствами и пороками.

Это проявляется, в первую очередь, в выражении лица Пушкина. Если посмотреть на портреты его родителей и принять во внимание эфиопские корни, то становится ясно, что этот человек просто не мог быть красив по классическим канонам красоты. Но, как известно, поэт слыл дамским угодником, поэтому определенной харизмой все-таки обладал. Тропинин перенес это качество и на портрет, сочетая его с вдохновенным взглядом. Творческое начало в Пушкине подчеркивают белые листы рукописи на столе. Эта незначительная деталь становится самым важным символом всей картины. Она же подчеркивает богатство внутреннего мира и одухотворенность поэта, которые вы прочитаете в его взгляде.

Если вы присмотритесь к правой руке Пушкина, то непременно заметите на ней два перстня, которые были талисманами поэта. На указательном пальце – витиеватая печатка с сердоликом, который подарила Елизавета Воронцова еще во время южной ссылки. Именно про это кольцо поэт писал: «храни меня, мой талисман». После его смерти он был у В. Жуковского, И. Тургеневу, который завещал его Л. Толстому. Перстень с изумрудом квадратной формы после смерти поэта Наталья Гончарова подарила В. Далю, потом он попал к президенту Императорской академии наук.

Образ поэта, который создал Тропинин, выделяется внутренней силой воли, открытостью, доступностью и готовностью действовать. При этом поражает фотографическое сходство с внешностью Пушкина – картина выполнена очень достоверно.

Этот портрет Пушкина – самый противоречивый, ведь из учебников по литературе мы привыкли видеть его официальным и серьезным, а тут – и растрепанность, образ «доброго» барина и непередаваемая реалистичность, почти на грани интимного. Создается впечатление, что художник не рисовал натуру, а просто подкрался и сделал удачный кадр – настолько живым выглядит поэт.

Гениальность Тропинина прежде всего в том, что он смог передать внутреннюю собранность поэта, сочетая ее с харизмой и вдохновенными глазами. Пафосные мундиры для светского общества стали неактуальны после серии портретов крепостного художника, который тонко чувствовал человеческую душу и умел ее воплотить на холсте.

Случайные записи

k-a-r-t-i-n-a.ru

Портреты А.С.Пушкина. Кипренский О.А. Тропинин В.А.

         В 1827 году известные русские художники Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин писалиА.С.Пушкин. Портрет работы О.А.Кипренского, 1827 г.портреты Александра Сергеевича Пушкина. Оба создавали портреты с натуры. Тема портретов: Пушкин – поэт.        Образ поэта, созданный Кипренским, более торжественный, отличается приподнятостью, большей силой обобщения, а Пушкин Тропинина более прост, понятен. Тропинин и Кипренский сохранили свое понимание личности поэта, свое художественное видение, а это видение зависит от многих причин: таланта художника, его мировоззрения, интересов, склонностей, отношения к личности поэта. Тропинин уделяет больше внимания жизненной, бытовой характеристике образа и через нее раскрывает внутренний мир поэта, несколько подчеркивая чувственную сторону образа; Кипренского же больше интересует поэтическое вдохновение, "дум высокое стремленье", интеллектуальная ясность образа.   Образ поэта у Кипренского наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский плащ с клетчатой подкладкой «экосез» (шотландская ткань в крупную клетку). Эта деталь усиливает возвышенное романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и героем его поэмы, Чайльд-Гарольдом. Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил мастера пририсовать к картине бронзовую фигуру музы. В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато, имевшей обычно в качестве атрибута цитру или лиру. Портрет работы Кипренского понравился Пушкину. В знак благодарности художнику поэт написал стихи:

Любимец моды легкокрылой,Хоть не британец, не француз,Ты вновь создал, волшебник милый,Меня, питомца чистых муз, –И я смеюся над могилой,Ушед навек от смертных уз.Себя как в зеркале я вижу,Но это зеркало мне льстит.Оно гласит, что не увижуПристрастья важных аонид.Так Риму, Дрездену, ПарижуИзвестен впредь мой будет вид.

("Кипренскому", 1827 г.)

      "...Прогремели залпы на Сенатской площади. Под ледяную дробь барабанов погибли на виселице храбрейшие. Других поглотила Сибирь. Учреждено было Третье отделение собственной Его Величества канцелярии. Страх тяжко навис над Россией.      Кипренский писал портреты – это было безопаснее. Иногда и тут удавалось сказать правдивое и смелое слово. Так было с портретом Пушкина: ясность мысли, достоинство, ум, горькая складка рта, взгляд удивительно прозрачных глаз полон затаенной печали... Именно это выражение горечи так поражало своей верностью современников. Портрет написан в 1827 году; тем же годом помечено "Послание в Сибирь"; тогда же прозвучал и "Арион" – горькое признание "таинственного певца", друга декабристов, еще недавно полного "беспечной веры", а теперь, после крушения, выброшенного на берег грозою, но не покорившегося: "Я гимны прежние пою и ризу влажную мою сушу на солнце под скалою..."      В портрете на редкость ясно выразилось сочетание печали и непреклонно гордого мужества. Беспокойный ветер шевелил кудри поэта (как в том, раннем автопортрете художника)." (Из кн: Волынский Л.Н. Лицо времени. Детская лит. М, 1965) См. о работе Кипренского над портретом: Паустовский К.Г. Орест Кипренский.

        О портрете работы В.А.Тропинина московская газета "Телеграф" писала: "Русский живописец Тропинин недавно окончил портрет Пушкина. Пушкин изображен в три четверти, в халате, сидящим подле столика. Сходство портрета сА.С.Пушкин. Портрет работы В.А.Тропинина, 1827 г. подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиономия Пушкина – столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие". Фигура поэта развернута на зрителя, спокойное и сосредоточенное лицо дано в легком трехчетвертном повороте. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, водружена на листы рукописи. Домашняя одежда поэта, вопреки ожиданиям, не создает атмосферы доверительности между моделью и зрителем. Халат в данном случае не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека.         Лицо поэта оттеняется белизной приподнятого шелковым шейным платком ворота рубашки. В отличие от других московских портретов работы Тропинина, принадлежащих к «халатному жанру», внешняя простота пушкинского портрета – кажущаяся. Художник не столько стремится создать атмосферу домашности, сколько подчеркивает значимость частной жизни, возросшую в эпоху романтизма. Он демонстративно противопоставляет ее официальной чопорности мундира. Мягкие складки широкого халата Пушкина напоминают свободную драпировку римской тоги. Твердо сжатая в кулак рука несет не меньше пафоса, чем «наполеоновская» поза какого-либо романтического персонажа. Изображены лишь несколько говорящих деталей – бумаги на углу стола, указывающие на поэтические труды, и любимый перстень, которому поэт придавал большое значение.

       Очень верно подметил известный искусствовед Алексей Сидоров: "Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского – знаменательная противоположность. Интимный, "расстегнутый" Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского; Москва и Санкт-Петербург; халат и сюртук; добрый "барин" у Тропинина и изысканный европеец у Кипренского; акцент на интимном реализме в одном случае и на шаблонизированном поэте-художнике в другом..."

О Пушкине на этом сайте

Пушкин А.С. Основные даты жизни и творчества

Друзья и современники А.С.Пушкина

Петербург Пушкина

Царскосельский Лицей

Пушкин в Лицее

Репин. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года

Литературный Петербург. Коломна

Пушкин в Царском Селе. Дача Китаевой

Набережная Мойки, 12

Рисунки Пушкина

Портрет Е.К.Воронцовой

О романе"Дубровский"

О повести"Капитанская дочка"

Картина В.Г.Перова"Суд Пугачева"

Стихотворение "К другу стихотворцу"

Стихотворение"Чем чаще празднует лицей..."

Три послания Чаадаеву

Иллюстрации А.Н. Бенуа к поэме "Медный всадник"

Иллюстрации Е.П.Самокиш-Судковской к роману "Евгений Онегин"

Иллюстрации Н.В.Кузьмина к роману "Евгений Онегин"

Иллюстрации В.И.Шухаева к повести "Пиковая дама"

Иллюстрации М.В.Добужинского к повести "Станционный смотритель"

Иллюстрации В.А.Милашевского к повести "Барышня-крестьянка"

Иллюстрации Б.М.Кустодиева к роману "Дубровский"

Пушкин А.С. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")

literatura5.narod.ru

Какой из портретов Пушкина наиболее соответствует вашему представлению о нём?

Пушкин-ребенок. Миниатюра 1801-1802 гг.

   Самый первый портрет—  это миниатюрная работа неизвестного художника. Портрет, изображающий Пушкина ребенком трех, трех с половиной лет, хранился у потомков знаменитого московского врача Матвея Яковлевича Мудрого, лечившего Пушкиных, когда они были в Москве. Этот портрет, сделанный крепостным художником, по семейному преданию, был подарен матерью поэта Н.О. Пушкиной единственной дочери Мудрова — Софье.

А.С. Пушкин. Гравюра И.Е. Гейтмана. 1822

В 1822 году впервые напечатана поэма «Кавказский пленник». К ней приложен портрет автора, гравированный мастером Егором Гейтманом. Рисунок, с которого сделана гравюра, исполнен, видимо, еще до ссылки Пушкина.На гравюре мы видим кудрявого мечтательного юношу, устремившего вдаль отрешенно задумчивый взор. Мягкие, округлые черты лица совсем еще детские.

А.С. Пушкин. Автопортрет в круге. 1817

Еще одна любопытная подробность. После окончания лицея в 1817 году поэт стал готовить для печати сборник своих стихов. Приблизительно к этому же времени относят исследователи и один из первых автопортретов поэта, так называемый «портрет в круге».

                                                                                                     

 Пушкин великолепно знал свое лицо, в автопортретах схвачены и переданы самые разные оттенки его душевного состояния. Не всегда он изображал себя таким, каким видел, когда брался за перо или карандаш. Есть портреты воспоминания: на них он представляет себя в юности. Есть портреты, где он старается как бы заглянуть вперед и представить облик своей старости. Есть шутливые, нарочно смешные изображения.

       Автопортреты исполнены высокой поэзии, трагичны и одновременно не лишены самоиронии. Оставшиеся неизвестными для современников, эти изображения Пушкина оценены лишь столетие спустя.

      Рисунки по заключенной в них характеристике поэта столь емки и точны, а по манере исполнения столь смелы и артистичны, что не стареют, хотя и точно соотносятся с приметами пушкинской поры. Нам они кажутся нанесенными на бумагу каким-то очень современным художником.

И.Е.Вивьен. "Портрет Пушкина". 1826 г.

 До возвращения Пушкина из ссылки так и не было сделано ни одного портрета. Но за несколько месяцев появилось несколько портретов и все с натуры. Первые в этом хронологическом ряду – выполненные осенью 1826 года миниатюра гуашью на пластине слоновой кости и рисунок итальянским карандашом обрусевшего француза Ж. Вивьена. Пушкин заказал ему два экземпляра, один он подарил П. А. Осиповой, второй – поэту Е. А. Баратынскому.

   Это небольшой камерный портрет, выполненный просто, без всяких претензий, для того чтобы запечатлеть черты поэта на память для его близких друзей – изображение исполняло роль нынешней фотографии.

  А. Тропинин . Портрет А.С.Пушкина 1827г        

     Следующим, кто изобразил Пушкина, был Василий Андреевич Тропинин. Портрет Пушкина является самым известным его творением. И мы относимся к нему с особым, обостренным чувством: его заказал сам Пушкин, он позировал художнику, портрет написан в период расцвета творческих сил их обоих.

           Бытует версия о том, что заказал портрет Тропинину близкий друг поэта Соболевский.Но эта версия, скорее всего ложная, так как из письма самого же Соболевского Погодину стало известно (опубликовано лишь в 1952 году): “Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами (стоил он ему 350 руб.).

Орест Адамович Кипренский - Портрет А.С. Пушкина 1827гЗадачей другого крупнейшего живописца эпохи – Ореста Кипренского было показать в Пушкине, прежде всего, “гения поэзии”, по выражению того времени. Отмечаемое современниками внешнее сходство портрета, созданного в том же 1827 году, обусловлено поразительным постижением внутреннего мира поэта.

     Проведя семь лет в Италии и вернувшись на родину, Кипренский создал по заказу А. Дельвига портрет 28-летнего Пушкина. “Художников друг и советник”, как звал его Александр Сергеевич, Дельвиг предвидел, что портрет станет важным событием в русской культурной жизни, и не случайно остановил свой выбор на уже известном живописце. Хоть Пушкин позировать не любил, желанию друга подчинился беспрекословно. В июле 1827 года Кипренский писал его в доме Шереметьева на Фонтанке. На готовый портрет поэт ответил откликом-экспромтом: 

"Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, -И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит: Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, ПарижуИзвестен впредь мой будет вид."

 Но сам Пушкин высоко ценил оригинал. После смерти Дельвига в 1831 году, он купил портрет у его вдовы, который хранился у сына и внука поэта до 1916 года, когда был приобретен Третьяковской галереей. 

А.С. Пушкин. Гравюра Н. Уткина с оригинала О. Кипренского. 1827П.Ф.Соколов. "Портрет Пушкина". 1836 г. Бумага, акварель.П. Ф. Соколов не всегда подписывал свои портреты (особенно в ранний период творчества), но авторская подпись под портретом его работы свидетельствовала о том, что художник был доволен своим произведением. Уже одно это обстоятельство подтверждает подлинность и оригинальность подписанного им портрета Пушкина.  Очень интересно в связи с этим мнение одного из первых русских фотографов, двоюродного брата А. И. Герцена, — С. Л. Левицкого (в записи С. Либровича): «Я знал Пушкина в 1832 году и лицо его запомнил хорошо, тем более что лицо у Пушкина было такое характерное, что оно невольно запечатлевалось в памяти каждого, кто его встречал, особенно же в тех, кто с известным благоговением относился к поэту. Когда же мне впервые показали акварель Соколова, я сразу сказал: „это единственный настоящий Пушкин“».17 Левицкий сделал с этого портрета фотографический снимок, на обороте которого надписал орешковыми чернилами: «Фотография с акварельного портрета А. С. Пушкина, рисованного академиком Соколовым для Климентия Осиповича Россета в 1836 году.Поздний Пушкин (1836-1837 годов) предстает перед нами на портрете И. Л. Линева, на котором изображен вне романтического ореола.И.Л. Линев. "Портрет Пушкина". 1836-37 г.г. Холст, масло.Современники, говоря об этих последних годах жизни поэта, вспоминали: "Вообще пылкого, вдохновенного Пушкина уже не было. Какая-то грусть лежала на лице его" (П. Х. Граббе, знакомый Пушкина, автор воспоминаний о встрече с ним). "К концу жизни у него уже начала показываться лысина и волосы его переставали виться" (П. В. Нащокин, один из близких друзей Пушкина). "Я уверен, что беспокойство о будущей судьбе семейства, долги и вечные заботы о существовании были главною причиною той раздражительности, которую он показал в происшествиях, бывших причиною его смерти" (Н. М. Смирнов, близкий знакомый Пушкина). 

Особого упоминания требует история создания портрета работы Линева. Она полна загадок, версий и окружена мистическим ореолом. В каком году написан портрет и кто его заказывал, неизвестно. Однако он изображает А. С. Пушкина в самый последний период его жизни.

     В конце 60-х - начале 70-х годов нашего столетия появилось предположение, что организовал написание этого портрета В. А. Жуковский (приблизительно в январе - марте 1836 года), пригласивший к себе на обед Пушкина и Линева.

         Следует подчеркнуть, что Иван Логинович Линев не был художником-профессионалом. Автор версии С. М. Куликов, рассматривая записку неизвестному (возможно, Жуковскому), написанную рукой Пушкина ориентировочно в 1835-1837 годах и содержащую следующие слова: "Посылаю тебе мою образину", - высказывает гипотезу, что речь идет о портрете Пушкина именно работы Линева. 

Т. Райт. "Портрет Пушкина". 1837 г. Гравюра на сталиОдин из последних прижизненных портретов Пушкина, портрет работы Томаса Райта, известен сейчас только в гравюре. Основываясь на всех материалах, можно с полной уверенностью сказать, что Томас Райт нарисовал портрет А. С. Пушкина в последний месяц жизни поэта, а гравированный портрет делал в феврале — марте 1837 г., уже после смерти Пушкина.Гравированный портрет Пушкина по сравнению с рисунком отличается большей четкостью и резкостью линий, более «скульптурной» лепкой лица. Гравюра была сделана, безусловно, после смерти Пушкина…»Некоторые прижизненные изображения ПушкинаПушкин на обеде у Смирдина. Художник А. Брюллов. 1832

Субботнее собрание у Жуковского. Фрагмент. Ученики школы Венецианова

Пушкин в стихотворении, написанном на французском языке, дал себе такую характеристику: "Мой рост с ростом самых долговязыхНе может ровняться;У меня свежий цвет лица, русые волосыИ кудрявая голова…Сущий бес в проказах, Сущая обезьяна лицом, Много, слишком много ветрености"Среди лицейских прозвищ Пушкина было и такое, данное “по физиономии и некоторым привычкам”: “смесь обезьяны с тигром”. Внешность поэта иногда и позже наталкивала на подобные сравнения, но только при первом знакомстве. Вот запись в дневнике внучки Кутузова Д.Ф. Фикельмон: “Невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде”.    Но уже следующая запись говорит о необычайной одухотворенности поэта, как бы изменяющий физический облик: “Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства… Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться”. О том, как преображалась внешность Пушкина внутренним огнем его гения, говорит А. П. Керн: “Надо сказать, что он не умел скрывать свои чувства, выражал их всегда искренне, и был неописанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его…. Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи”.Я выбрала только самые популярные портреты Пушкина,но есть и другие.Можете вставить их в комментарии,если они вам понравились.

maxpark.com

Картина «Пушкин» В.Тропинина. Описание картины

Талант одного из самых выдающихся портретистов 19 века В. Тропинина просто поражает. Он был крепостным крестьянином, отданным в качестве приданого дочери графа, стремление к живописи у которого проявилось уже в детстве – чистя барские сапоги, мальчик частенько рисовал ваксой на стене. Невзирая на советы окружающих отправить Тропинина учиться живописи, хозяин-дворянин счел кондитерское образование более подходящим для будущего портретиста.

Тем не менее, от кондитерши Тропинин убегал к соседу-художнику, а в стенах Академии художеств Петербурга оказался только в 21 год. Одна из его картин очень понравилась императрице, а к самому Тропинину пришла известность. Барину сообщили об этом, и он срочно забрал крепостного в деревню. Выпускник одной из самых престижных академий империи стал красить заборы, писать портреты и учить живописи детей хозяина. Позже семья Морковых уехала на Украину, которая стала для художника настоящей Италией.

Заслуги талантливого автора портретов привлекли внимание общества, вольную ему дали, но сына оставили крепостным. Нужно заметить, что чувство собственного достоинства было у бывшего крепостного очень обостренным, что, тем не менее, не помешало ему написать знаменитый портрет Пушкина.

Картина, ставшая одним из самых ярких и известных портретов русского поэта, была написана в 1827 году с натуры и до сих пор овеяна слухами и легендами. Например, достоверно неизвестно, кто заказал мастеру портрет. Существует несколько версий об этом, но наиболее распространены среди них две.

Говорят, что заказчиком портрета был Соболевский, друг семьи Пушкиных, который хотел видеть своего товарища в домашнем виде. Согласно второму мнению, поэт сам заказал данную картину и подарил ее товарищу. Еще одна легенда связана с тем, что полотно отправили Соболевскому, который находился за границей, его подменили копией. Князю Оболенскому «Пушкин» попался на глаза в одной лавочке в середине 19 века, Тропинин авторство подтвердил, а саму работу выкупили.

Изображение русского поэта написано в отличительной манере Тропинина – камерной домашней обстановке. Примечательно, что он не рисует людей в официальных служебных мундирах и фраках для приема, художник предпочитает домашнюю одежду. Он рисует по-московски чудаковатых и ленивых людей, которые таким образом протестовали против официозности и различных клише. Эта черта, повторяемая не только на данной картине, подчеркивалась всевозможными деталями. Тропинина называли «халатным живописцем» и выстраивались в очереди за портретами.

Если вы посмотрите на портрет Пушкина, то увидите характерную для произведений художника домашнюю растрепанность, непринужденную свободу и легкую небрежность, причем автор повернул фигуру Пушкина на три четверти, так чтобы он смотрел на зрителя. Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. Некоторую торжественную античность придают широкие складки домашней одежды, а вся поза поэта наполнена внутренним чувством собственного достоинства и гордостью. Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора.

Тропинин мастерски использует цветовые переходы. К примеру, белоснежный платок оттеняет лицо, а светотень в заднем левом углу делает фигуру объемной. Мягкие коричневые и охровые цвета делают полотно, на первый взгляд, незатейливым и одновременно уютным. Однако, принимая во внимание биографию портретиста, можно сказать, что главное тут – не домашняя атмосфера, а важность и неприкосновенность личной жизни. Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов. Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов.

И пусть портрет имеет некую небрежность, в нем вы увидите не «солнце русской поэзии», а обычного человека, со всеми его достоинствами и пороками.

Это проявляется, в первую очередь, в выражении лица Пушкина. Если посмотреть на портреты его родителей и принять во внимание эфиопские корни, то становится ясно, что этот человек просто не мог быть красив по классическим канонам красоты. Но, как известно, поэт слыл дамским угодником, поэтому определенной харизмой все-таки обладал. Тропинин перенес это качество и на портрет, сочетая его с вдохновенным взглядом. Творческое начало в Пушкине подчеркивают белые листы рукописи на столе. Эта незначительная деталь становится самым важным символом всей картины. Она же подчеркивает богатство внутреннего мира и одухотворенность поэта, которые вы прочитаете в его взгляде.

Если вы присмотритесь к правой руке Пушкина, то непременно заметите на ней два перстня, которые были талисманами поэта. На указательном пальце – витиеватая печатка с сердоликом, который подарила Елизавета Воронцова еще во время южной ссылки. Именно про это кольцо поэт писал: «храни меня, мой талисман». После его смерти он был у В. Жуковского, И. Тургеневу, который завещал его Л. Толстому. Перстень с изумрудом квадратной формы после смерти поэта Наталья Гончарова подарила В. Далю, потом он попал к президенту Императорской академии наук.

Образ поэта, который создал Тропинин, выделяется внутренней силой воли, открытостью, доступностью и готовностью действовать. При этом поражает фотографическое сходство с внешностью Пушкина – картина выполнена очень достоверно.

Этот портрет Пушкина – самый противоречивый, ведь из учебников по литературе мы привыкли видеть его официальным и серьезным, а тут – и растрепанность, образ «доброго» барина и непередаваемая реалистичность, почти на грани интимного. Создается впечатление, что художник не рисовал натуру, а просто подкрался и сделал удачный кадр – настолько живым выглядит поэт.

Гениальность Тропинина прежде всего в том, что он смог передать внутреннюю собранность поэта, сочетая ее с харизмой и вдохновенными глазами. Пафосные мундиры для светского общества стали неактуальны после серии портретов крепостного художника, который тонко чувствовал человеческую душу и умел ее воплотить на холсте.

В. Тропинин «Пушкин»

Талант одного из самых выдающихся портретистов 19 века В. Тропинина просто поражает. Он был крепостным крестьянином, отданным в качестве приданого дочери графа, стремление к живописи у которого проявилось уже в детстве – чистя барские сапоги, мальчик частенько рисовал ваксой на стене. Невзирая на советы окружающих отправить Тропинина учиться живописи, хозяин-дворянин счел кондитерское образование более подходящим для будущего портретиста.

Тем не менее, от кондитерши Тропинин убегал к соседу-художнику, а в стенах Академии художеств Петербурга оказался только в 21 год. Одна из его картин очень понравилась императрице, а к самому Тропинину пришла известность. Барину сообщили об этом, и он срочно забрал крепостного в деревню. Выпускник одной из самых престижных академий империи стал красить заборы, писать портреты и учить живописи детей хозяина. Позже семья Морковых уехала на Украину, которая стала для художника настоящей Италией.

Заслуги талантливого автора портретов привлекли внимание общества, вольную ему дали, но сына оставили крепостным. Нужно заметить, что чувство собственного достоинства было у бывшего крепостного очень обостренным, что, тем не менее, не помешало ему написать знаменитый портрет Пушкина.

Картина, ставшая одним из самых ярких и известных портретов русского поэта, была написана в 1827 году с натуры и до сих пор овеяна слухами и легендами. Например, достоверно неизвестно, кто заказал мастеру портрет. Существует несколько версий об этом, но наиболее распространены среди них две.

Говорят, что заказчиком портрета был Соболевский, друг семьи Пушкиных, который хотел видеть своего товарища в домашнем виде. Согласно второму мнению, поэт сам заказал данную картину и подарил ее товарищу. Еще одна легенда связана с тем, что полотно отправили Соболевскому, который находился за границей, его подменили копией. Князю Оболенскому «Пушкин» попался на глаза в одной лавочке в середине 19 века, Тропинин авторство подтвердил, а саму работу выкупили.

Изображение русского поэта написано в отличительной манере Тропинина – камерной домашней обстановке. Примечательно, что он не рисует людей в официальных служебных мундирах и фраках для приема, художник предпочитает домашнюю одежду. Он рисует по-московски чудаковатых и ленивых людей, которые таким образом протестовали против официозности и различных клише. Эта черта, повторяемая не только на данной картине, подчеркивалась всевозможными деталями. Тропинина называли «халатным живописцем» и выстраивались в очереди за портретами.

Если вы посмотрите на портрет Пушкина, то увидите характерную для произведений художника домашнюю растрепанность, непринужденную свободу и легкую небрежность, причем автор повернул фигуру Пушкина на три четверти, так чтобы он смотрел на зрителя. Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. Некоторую торжественную античность придают широкие складки домашней одежды, а вся поза поэта наполнена внутренним чувством собственного достоинства и гордостью. Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора.

Тропинин мастерски использует цветовые переходы. К примеру, белоснежный платок оттеняет лицо, а светотень в заднем левом углу делает фигуру объемной. Мягкие коричневые и охровые цвета делают полотно, на первый взгляд, незатейливым и одновременно уютным. Однако, принимая во внимание биографию портретиста, можно сказать, что главное тут – не домашняя атмосфера, а важность и неприкосновенность личной жизни. Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов. Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов.

И пусть портрет имеет некую небрежность, в нем вы увидите не «солнце русской поэзии», а обычного человека, со всеми его достоинствами и пороками.

Это проявляется, в первую очередь, в выражении лица Пушкина. Если посмотреть на портреты его родителей и принять во внимание эфиопские корни, то становится ясно, что этот человек просто не мог быть красив по классическим канонам красоты. Но, как известно, поэт слыл дамским угодником, поэтому определенной харизмой все-таки обладал. Тропинин перенес это качество и на портрет, сочетая его с вдохновенным взглядом. Творческое начало в Пушкине подчеркивают белые листы рукописи на столе. Эта незначительная деталь становится самым важным символом всей картины. Она же подчеркивает богатство внутреннего мира и одухотворенность поэта, которые вы прочитаете в его взгляде.

Если вы присмотритесь к правой руке Пушкина, то непременно заметите на ней два перстня, которые были талисманами поэта. На указательном пальце – витиеватая печатка с сердоликом, который подарила Елизавета Воронцова еще во время южной ссылки. Именно про это кольцо поэт писал: «храни меня, мой талисман». После его смерти он был у В. Жуковского, И. Тургеневу, который завещал его Л. Толстому. Перстень с изумрудом квадратной формы после смерти поэта Наталья Гончарова подарила В. Далю, потом он попал к президенту Императорской академии наук.

Образ поэта, который создал Тропинин, выделяется внутренней силой воли, открытостью, доступностью и готовностью действовать. При этом поражает фотографическое сходство с внешностью Пушкина – картина выполнена очень достоверно.

Этот портрет Пушкина – самый противоречивый, ведь из учебников по литературе мы привыкли видеть его официальным и серьезным, а тут – и растрепанность, образ «доброго» барина и непередаваемая реалистичность, почти на грани интимного. Создается впечатление, что художник не рисовал натуру, а просто подкрался и сделал удачный кадр – настолько живым выглядит поэт.

Гениальность Тропинина прежде всего в том, что он смог передать внутреннюю собранность поэта, сочетая ее с харизмой и вдохновенными глазами. Пафосные мундиры для светского общества стали неактуальны после серии портретов крепостного художника, который тонко чувствовал человеческую душу и умел ее воплотить на холсте.

5sec.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта