Преображение Господне в искусстве. Живопись, алтари и не только. Преображение картина


Преображение Господне: фрески и картины

19 августа Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Преображение Господне.

По свидетельству Евангелий (Мф. 17, 1-6; Мк. 9, 1-8; Лк. 9, 28-36) в этот день Спаситель взял с Собой Своих ближайших учеников – апостолов Петра, Иакова и Иоанна – на гору Фавор, где во время молитвы преобразился перед ними во всей Своей Божественной славе.

При этом также присутствовали пророки Илия и Моисей, с которыми Господь разговаривал о Своих будущих страданиях.

В Преображении Господь явил людям не только Свою Божественную славу, но и показал им прообраз их собственного будущего преображения после всеобщего воскресения из мертвых.

Праздник Преображения стал отмечаться достаточно рано — в IV веке. Изначально он отмечался только в Святой Земле, однако с V века получил широкое распространение по всему христианскому Востоку. Начиная с 900 года его стали отмечать в Византии.

В народной традиции этот праздник также называют Яблочным Спасом, так как в этот день в храмах освящают яблоки нового урожая, которые с этого дня можно уже есть.

20 изображений Преображения Господня в произведениях мировой живописи. Фрески и картины

Преображение Господне

Фра Беато Анжелико. Преображение Господне. 1440-41 гг. Монастырь Сан Марко, Флоренция

Преображение Господне

Рафаэль Санти.Преображение Господне. 1518-1520 гг.Пинакотека Ватикана

Преображение Господне

Дуччо ди Буонисенья.Преображение Господне. Маэста (алтарный образ). Сиена. 1308-11 гг.Лондон. Национальная галерея

Преображение Господне

Джованни Беллини.Преображение Господне. Ок. 1455.Венеция. Музей Коррер

Преображение Господне

Пьетро Перуджино.Преображение Господне. 1500.Палаццо деи Приори, Перуджа

Преображение Господне

Лодовико Караччи.Преображение Господне. 1594-95 гг.Национальная пинакотека Болоньи. Италия

Преображение Господне

Тициан Вечеллио.Преображение Господне. 1560 г.Церковь Сан-Сальваторе, венеция

Преображение Господне

Лоренцо Лотто.Преображение Господне. 1510 г.Пинакотека Комунале, Реканати

Преображение Господне

Джованни Беллини.Преображение Господне. 1480 г.Музей Каподимонте, Неаполь

Преображение Господне

Паоло Веронезе.Преображение Господне. 1555 г.Кафедральный собор. Монтаньяна

Преображение Господне

Джованни Джироламо Савольдо.Преображение Господне. XVI в.Галерея Уффици, Флоренция

Преображение Господне

Герард Давид.Преображение Христово. 1520 г.Нотр-Дам в Брюгге

Преображение Господне

Джованни Баттиста ПаджиПреображение Господне. 1596 г.

Преображение Господне

Джованни Баттиста Морони.Преображение Господне. XVI в.Частная коллекция, Бергамо, Италия

Преображение Господне

Джузеппе Чезари (1568-1640). Преображение Господне. Художественная Галерея Ференс, Халл, Англия

Преображение Господне

Карл Генрих Блох (1834-1890).Преображение Христа

Преображение Господне

Мастер университетского алтаря.Преображение Господне. 1500 г.Картинная галерея. Кассель. Германия

Преображение Господне

Андрей Иванович Иванов.Преображение Господне. Между 1807 и 1809 гг.ГРМ, Спб.

Преображение Господне

Александр Андреевич Иванов.Преображение Господне. Эскиз. Кон.1840 — нач.1850-х гг.ГТГ, Москва

Преображение Господне

Александр Андреевич Иванов. 1850-еБумага, акварель

Читайте также:

О празднике Преображения Господня, его духовном смысле и традициях, с ним связанных, читайте подборку материалов «Фомы».

 

 

foma.ru

Преображение Господне в иконографии и в живописи — EA Culture

Преображение Господне – один из самых таинственных евангельских эпизодов, вокруг которого на протяжении двух тысячелетий кипят и мирские споры.

Джованни Беллини. Преображение Господне. 1487. Масло, дерево. 115х182 см. Национальная галерея Каподимонте, Неаполь.

Джованни Беллини. Преображение Господне. 1487. Масло, дерево. 115х182 см. Национальная галерея Каподимонте, Неаполь.

Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Шесть дней спустя Иисус поднялся на гору помолиться, взяв с собой троих учеников – Петра, Иакова и Иоанна. Именно здесь, во время молитвы, Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья. Появилось облако, осенившее всех, и из облака раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 7:15).

Таким образом, трое учеников узрели Преображение и услышали Глас Божий, прямо указавший на Иисуса как на Сына Божия. Однако сам Иисус, спускаясь с горы, запретил ученикам говорить об увиденном, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9:9). Так и было сделано.

В результате запрета, исполненного верными учениками, рассказ о Преображении Господнем стал известен за пределами узкого круга, в который входили только Петр, Иаков и Иоанн, уже после Воскресения Христова. Исследователи и толкователи, смотрящие на Евангельскую историю с критических позиций, высказывают сомнения в достоверности рассказа троих свидетелей Преображения. Больше того, высказывается предположение, что запоздалый рассказ троих апостолов о увиденном ими Преображении, ставился под сомнение некоторыми другими апостолами и был одним из поводов для споров внутри апостольского сообщества, хотя сами споры были порождены иными причинами, в частности, конкуренцией в сообществе.

Как бы то ни было, а со времен утверждения христианской церкви существовала потребность в узаконивании рассказа о Преображении Господнем, и потому именно этот Евангельский сюжет вошел в число сюжетов первых же христианских фресок и книжных миниатюр. А после включения Преображения в ряд 12-ти христианских праздников, изображение этого сюжета стало обязательным в соборах.

Неизвестный автор. Преображение Господне. Мозаика апсиды церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна. VI век.Неизвестный автор. Преображение Господне. Мозаика апсиды церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна. VI век.

На датируемой серединой VI века мозаике апсиды церкви Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне изображены Рука Божия, вытянутая из облака, в небесах два пророка Моисей и Илия, Крест с оплечным образом Христа, сам Иисус, изображение которого подписано «Salus Mundi» — «Спаситель мира», а вот апостолы показаны в виде агнцов, причем в нижнем ряду из двенадцать, но еще три – по числу учеников, лицезревших Преображение, изображены отдельно. Таким образом, в данном случае совмещены две сцены – собственно Преображение и Иисус, ведущий учеников.

Неизвестный автор. Преображение Господне. Мозаика Базилики Преображения. Около 565-566 гг. Монастырь Св. Екатерины (Синайский монастырь), Синай.Неизвестный автор. Преображение Господне. Мозаика Базилики Преображения. Около 565-566 гг. Монастырь Св. Екатерины (Синайский монастырь), Синай.

Позднее выработалась традиция изображать по обе стороны Иисуса двух Ветхозаветных пророков, а чуть ниже – троих распростертых или согбенных в молитве учеников. Сам Иисус часто изображается в мандорле (итальянское mandorla – миндалина) – это особая форма нимба, представляющая собой вертикально вытянутый овал с заостренными концами, символизирующий сияние вокруг Христа.

Неизвестный автор. Преображение Господне. Около 1200 года. 52х35 см. Мозаика на стукко (искусственном мраморе). Лувр, Париж.Неизвестный автор. Преображение Господне. Около 1200 года. 52х35 см. Мозаика на стукко (искусственном мраморе). Лувр, Париж.

Именно такая схема и стала канонической, и единственным существенным ее развитием стало возникшее постепенно правило изображать Иоанна в центре у ног Иисуса, а Петра и Иакова по бокам от Иоанна.

Преображение Господне. Икона. XII век. Византия. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.Преображение Господне. Икона. XII век. Византия. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Иконографические новшества появляются только с XIII- XIV столетий, когда фигуры учеников начинают изображать эмоционально, в простертыми руками и выразительными лицами, на которых написаны восторг и изумление. Почти одновременно возникает практика вписывания в нимб не только Иисуса, но и фигур пророков. В русской иконе мы замечаем унаследованную от Византии традицию прорисовывать, помимо нимба, отдельные лучи, исходящие от Иисуса, часто по направлению к ученикам.

Круг Феофана Грека. Преображение Господне. Икона из Спасо-Преображенского кафедрального собора в Переяславле-Залесском. Около 1403 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.Круг Феофана Грека. Преображение Господне. Икона из Спасо-Преображенского кафедрального собора в Переяславле-Залесском. Около 1403 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.Неизвестный автор. Преображение Господне. Икона из Спасского монастыря в Ярославле. Около 1516 г. 164 × 119 см. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль.
Неизвестный автор. Преображение Господне. Икона из Спасского монастыря в Ярославле. Около 1516 г. 164 × 119 см. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль.

В XIX веке появились иконы, на которых очевидцами Преображения стали изображать уже всех 12 учеников.

В живописи, начиная с Возрождения, главным в сюжете Преображения Господня становится человеческая реакция на Чудо и на открывшуюся избранным Тайну. На знаменитой картине Джованни Беллини (см. заглавную иллюстрацию к этой статье), написанной примерно к 1487 году, нет уже никакой руки из облаков или иных символов Гласа Божия. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Сам центральный персонаж – не столько Сын Божий, сколько человек, готовящий себя к смертельному испытанию. Ученики удивлены тем, что видят и слышат, и даже немного испуганы, пытаются отстраниться, отгородиться от происходящего. Да и разворачивается действие не на горе, а на холме, каких много на Севере Италии, и отнюдь не в особенных условиях, а на фоне повседневных дел, которыми заняты пастух и другие селяне на дальнем плане. Обыденность условий, в которых вершится Чудо, подчеркивает изгородь, которую гениальный Беллини расположил и вовсе на переднем плане. Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью».

Джованни Беллини. Преображение Господне. Около 1455 года. Музей Коррер, Венеция.Джованни Беллини. Преображение Господне. Около 1455 года. Музей Коррер, Венеция.

При этом любопытно сравнить шедевр Беллини с его же работой, созданной на треть столетия раньше. «Преображение», хранящееся в Музее Коррер в Венеции и написанное около 1455 года, вполне традиционно. Именно так и писали картины на этот сюжет многие художники – современники Беллини.

Дуччо ди Буонинсенья (1260-1319). Преображение Господне. 1308-1311. Темпера. 44х46 см. Лондонская национальная картинная галерея.Дуччо ди Буонинсенья (1260-1319). Преображение Господне. 1308-1311. Темпера. 44х46 см. Лондонская национальная картинная галерея.

Хотя и раньше некоторые художники делали шаги к изображению эмоций участников сцены Преображения Господня. Примером может служить замечательная темпера Дуччо де Буонинсенья, написанная этим ярким представителем сиенской школы еще в Раннем Кватроченто.

Рафаэль Санти (1483-1520). Преображение Господне. 1519-1520. Масло, дерево. 405х278 см. Пинакотека Ватикана, Ватикан.Рафаэль Санти (1483-1520). Преображение Господне. 1519-1520. Масло, дерево. 405х278 см. Пинакотека Ватикана, Ватикан.

Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. Иисус и пророки воспарили над горой, и трагическое вдохновение на лице центрального персонажа вполне соответствует яркому свету, льющемуся с небес. Свет располагается вокруг фигуры Христа, и очертаниями световое пятно напоминает мандорлу, а вокруг этого живописного и отнюдь не условного, как на иконах, нимба разлетаются серые облака. Современные исследователи подмечают соответствие божественного явления, изображенного Рафаэлем, модели светового взрыва, описывающей превращение энергии, выделяемой при прохождении света через массу мелких капель воды с отражающей поверхностью и получающих энергию подобно панелям солнечных батарей. Усвоение большого суммарного количества энергии приводит капли воды в движение, приводя к резкому расширению облака.

Ветер от этого «рафаэлевского взрыва» гнет вековые деревья и раздувает их кроны.

Иоанн, Петр и Иаков не просто потрясены происходящим – они ослеплены ярким светом, что зрителю представляется вполне естественным, настолько очевидна необычайная яркость света, изображенного Рафаэлем.

Гора отнюдь не высока, и у Преображения есть свидетели, помимо троих учеников, взошедших на нее вместе с Иисусом. Это не только апостолы, но и другие люди, причем понятно, что они видят Чудо, поскольку двое указывают руками на Иисуса, один устремлен к Нему, а еще двое на заднем плане слева благоговейно взирают на свершающееся на горé.

Андрей Иванович Иванов (1775-1848). Преображение. 1807.Андрей Иванович Иванов (1775-1848). Преображение. 1807.

Самой известной из российских картин на сюжет Преображения является работа Андрея Ивановича Иванова, написанная им в 1807 году в академической традиции.

Николай Кошелев (1840-1918). Преображение Господне. Мозаика Спаса-на-крови. 1890-е. Храм Воскресения Христова (Спаса-на-крови), Санкт-Петербург.Николай Кошелев (1840-1918). Преображение Господне. Мозаика Спаса-на-крови. 1890-е. Храм Воскресения Христова (Спаса-на-крови), Санкт-Петербург.

Другое известное произведение российского искусства на этот сюжет – мозаика Николая Кошелева в Храме Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге.

eaculture.ru

Преображение Господне в искусстве. Живопись, алтари и не только

Pietro Perugino. Transfiguration of ChristПьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, дословно «Перуджийский», настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи — Pietro di Cristoforo Vannucci; 1446—1524) — итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы - Преображение ГосподнеПразднику Преображения Господня я посвятила отдельный пост, здесь же речь пойдет о Преображении Господнем в искусстве.

Со времен утверждения христианской церкви существовала потребность в узаконивании рассказа о Преображении Господнем, и потому именно этот Евангельский сюжет вошел в число сюжетов первых же христианских фресок и книжных миниатюр. А после включения Преображения в ряд 12-ти христианских праздников, изображение этого сюжета стало обязательным в соборах.

/800/600/https/img-fotki.yandex.ru//get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_origПреображение Господне. МозаикаНеизвестный автор. Преображение Господне. Мозаика апсиды церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна. VI векНа датируемой серединой VI века мозаике апсиды церкви Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне изображены Рука Божия, вытянутая из облака, в небесах два пророка Моисей и Илия, Крест с оплечным образом Христа, сам Иисус, изображение которого подписано «Salus Mundi» — «Спаситель мира», а вот апостолы показаны в виде агнцов, причем в нижнем ряду из двенадцать, но еще три – по числу учеников, лицезревших Преображение, изображены отдельно. Таким образом, в данном случае совмещены две сцены – собственно Преображение и Иисус, ведущий учеников.Преображение Господне. Мозаика Базилики ПреображенияНеизвестный автор. Преображение Господне. Мозаика Базилики Преображения. Около 565-566 гг. Монастырь Св. Екатерины (Синайский монастырь), СинайПозднее выработалась традиция изображать по обе стороны Иисуса двух Ветхозаветных пророков, а чуть ниже – троих распростертых или согбенных в молитве учеников. Сам Иисус часто изображается в мандорле (итальянское mandorla – миндалина) – это особая форма нимба, представляющая собой вертикально вытянутый овал с заостренными концами, символизирующий сияние вокруг Христа.Transfiguration Christ LouvreНеизвестный автор. Преображение Господне. Около 1200 года. Мозаика на стукко (искусственном мраморе). Лувр, ПарижИменно такая схема и стала канонической, и единственным существенным ее развитием стало возникшее постепенно правило изображать Иоанна в центре у ног Иисуса, а Петра и Иакова по бокам от Иоанна.Преображение Господне. Икона. XII век. ВизантияПреображение Господне. Икона. XII век. Византия. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургИконографические новшества появляются только с XIII- XIV столетий, когда фигуры учеников начинают изображать эмоционально, в простертыми руками и выразительными лицами, на которых написаны восторг и изумление. Почти одновременно возникает практика вписывания в нимб не только Иисуса, но и фигур пророков. В русской иконе мы замечаем унаследованную от Византии традицию прорисовывать, помимо нимба, отдельные лучи, исходящие от Иисуса, часто по направлению к ученикам.Transfiguration by Feofan Grek from Spaso-Preobrazhensky Cathedral in Pereslavl-Zalessky (15th c, Tretyakov gallery)Круг Феофана Грека. Преображение Господне. Икона из Спасо-Преображенского кафедрального собора в Переяславле-Залесском. Около 1403 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Icon of transfiguration (Spaso-Preobrazhensky Monastery, Yaroslavl)Неизвестный автор. Преображение Господне. Икона из Спасского монастыря в Ярославле. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

В XIX веке появились иконы, на которых очевидцами Преображения стали изображать уже всех 12 учеников.

В живописи, начиная с Возрождения, главным в сюжете Преображения Господня становится человеческая реакция на Чудо и на открывшуюся избранным Тайну. На знаменитой картине Джованни Беллини, написанной примерно к 1487 году, нет уже никакой руки из облаков или иных символов Гласа Божия. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Сам центральный персонаж – не столько Сын Божий, сколько человек, готовящий себя к смертельному испытанию. Ученики удивлены тем, что видят и слышат, и даже немного испуганы, пытаются отстраниться, отгородиться от происходящего. Да и разворачивается действие не на горе, а на холме, каких много на Севере Италии, и отнюдь не в особенных условиях, а на фоне повседневных дел, которыми заняты пастух и другие селяне на дальнем плане. Обыденность условий, в которых вершится Чудо, подчеркивает изгородь, которую гениальный Беллини расположил и вовсе на переднем плане. Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью».

При этом любопытно сравнить шедевр Беллини с его же работой, созданной на треть столетия раньше. «Преображение», хранящееся в Музее Коррер в Венеции и написанное около 1455 года, вполне традиционно. Именно так и писали картины на этот сюжет многие художники – современники Беллини.

The TransfigurationДуччо ди Буонинсенья (итал. Duccio di Buoninsegna, 1255-1260 — 1319) — итальянский художник, один из виднейших представителей сиенской школы - Преображение Господне (1308-1311)Хотя и раньше некоторые художники делали шаги к изображению эмоций участников сцены Преображения Господня. Примером может служить замечательная темпера Дуччо де Буонинсенья, написанная этим ярким представителем сиенской школы еще в Раннем Кватроченто.TrasfigurazioneКартина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. Иисус и пророки воспарили над горой, и трагическое вдохновение на лице центрального персонажа вполне соответствует яркому свету, льющемуся с небес. Свет располагается вокруг фигуры Христа, и очертаниями световое пятно напоминает мандорлу, а вокруг этого живописного и отнюдь не условного, как на иконах, нимба разлетаются серые облака. Современные исследователи подмечают соответствие божественного явления, изображенного Рафаэлем, модели светового взрыва, описывающей превращение энергии, выделяемой при прохождении света через массу мелких капель воды с отражающей поверхностью и получающих энергию подобно панелям солнечных батарей. Усвоение большого суммарного количества энергии приводит капли воды в движение, приводя к резкому расширению облака.Raffaello Santi. TrasfigurazioneРафаэль Санти. Преображение Господне, 1518–1520. Пинакотека Ватикана, ВатиканВетер от этого «рафаэлевского взрыва» гнет вековые деревья и раздувает их кроны.

Иоанн, Петр и Иаков не просто потрясены происходящим – они ослеплены ярким светом, что зрителю представляется вполне естественным, настолько очевидна необычайная яркость света, изображенного Рафаэлем.

Гора отнюдь не высока, и у Преображения есть свидетели, помимо троих учеников, взошедших на нее вместе с Иисусом. Это не только апостолы, но и другие люди, причем понятно, что они видят Чудо, поскольку двое указывают руками на Иисуса, один устремлен к Нему, а еще двое на заднем плане слева благоговейно взирают на свершающееся на горé.

Andrey IvanovАндрей Иванович Иванов (1775-1848). Преображение Господне. 1807Самой известной из российских картин на сюжет Преображения является работа Андрея Ивановича Иванова, написанная им в 1807 году в академической традиции.Мозаика по эскизу Преображение Господне, храм Спаса на Крови Преображение Господне. Мозаика Спаса-на-крови. 1890-е. Храм Воскресения Христова (Спаса-на-крови), Санкт-Петербург.Другое известное произведение русского искусства на этот сюжет – мозаика Николая Кошелева в Храме Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге. (Преображение Господне в иконографии и в живописи.)/800/600/https/img-fotki.yandex.ru//get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_origРафаэль СантиRaffaello Santi. TrasfigurazioneРафаэль Санти. Преображение Господне, 1518–1520Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. Он скоропостижно скончался в возрасте 37 лет, и эта картина в день похорон стояла у его изголовья.

В своей картине Рафаэль дважды нарушил общепринятые традиции. Во-первых, он изобразил Христа не стоящим на горе, а парящим в воздухе. И, во-вторых, художник как бы соединил два сюжета на одном холсте: само Преображение Господне и момент, когда Христос, спустившись с горы, исцеляет страдающего эпилепсией мальчика.

Поразителен контраст между обоими сюжетами. В верхней части, где парит Спаситель, мы видим Божественный свет, покой и величие; там царит гармония. В нижней части – темно: там страдания, беды, волнения, споры.

Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Его назначали архиепископом Нарбоннским, и он хотел картиной Рафаэля украсить кафедральный собор французского города Нарбонн. Правда, получив картину Рафаэля, кардинал Медичи решил не отвозить ее во Францию, а оставить в Италии. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. В 1797 году во время Итальянской кампании Наполеон забрал шедевр Рафаэля во Францию и поместил в Лувр. Обратно в Италию картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году, и сегодня она находится в Пинакотеке Ватикана.

Ходило немало слухов о том, что Рафаэль не успел до своей кончины закончить картину «Преображение Господне» и всю нижнюю часть дорисовывали его ученики Джулио Романо и Джанфраческо Пенни. Но специальные исследования картины, проведенные в 1972–1976 годах, доказали, что Романо и Пенни лишь немного дорисовали две фигуры в нижней левой части полотна, все остальное – творение кисти великого Рафаэля.

Джованни Беллини

Giovanni Bellini. Trasfigurazione di CristoДжованни Беллини. Преображение Господне, 1455-1460 гг.Джованни Беллини – художник итальянского Возрождения, живший в Венеции, примерно, на полстолетие раньше Рафаэля.

На тему Преображения Господня художник нарисовал две картины, весьма не похожие одна на другую. Раннюю его работу, написанную в 1455–60 годах, можно увидеть в музее «Коррер» в Венеции. Долгое время считалось, что эта картина принадлежит кисти не Беллини, а его родственника Андреа Мантенья. Поздний шедевр, созданный в 1480-х годах, выставлен в Национальной галерее «Каподимонте» в Неаполе.

Giovanni Bellini. La TrasfigurazioneДжованни Беллини. Преображение Господне, 1480 г.На картине 1455–1460 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Они ближе к небу, чем к земле, – недаром художник изобразил так много воздуха вокруг главных фигур. Апостолы, пораженные или ослепшие от увиденного, лежат внизу, не пытаясь подняться и посмотреть. Беллини словно хотел показать, что евангельские события происходили параллельно с жизнью других людей. У художника и гора Фавор превратилась в небольшой холм, и появились дополнительные бытовые зарисовки типа крестьянина с быком. При этом особый акцент художник по каким-то своим причинам сделал на деревянной изгороди, которая наискосок прорезает низ картины и отделяет зрителя от сцены на полотне и скальной пропасти. Возможно, этим Беллини хотел сказать, что путь не только на гору Фавор, а в целом к Богу труден и опасен и не каждому удастся подняться по этой дороге.Titian. Transfiguration, c1560Тициан Вечеллио. Преображение Господне, 1560 г.Тициан

В Венеции в пяти минутах ходьбы от площади Сан-Марко стоит белоснежная церковь Сан-Сальвадор. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Имя этого художника стоит в ряду таких великих итальянцев, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение».

«Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Христос появляется в вихре белого света. И этим вихрем Спаситель не только повергает наземь своих учеников – Он раздвигает тьму и в буквальном смысле несет людям свет нового учения.

Паоло Веронезе

Paolo Veroneze - Trasfigurazione di CristoПаоло Веронезе. Преображение Господне, 1555–1556 гг.С церковью Сан-Сальвадор, где находится творение Тициана, плотно связано творчество еще одного знаменитого итальянского живописца – Паоло Веронезе. Для этой церкви он создал немало своих шедевров. Известно, что художник так полюбил саму церковь Сан-Сальвадор, что завещал похоронить его в ней. Благодарные венецианцы исполнили его последнюю волю, и с его смертью завершилась эпоха позднего Возрождения.

При рождении ему было дано имя Паоло Кальяри. Он был пятым ребенком в семье скульптора Габриэле Кальяри, но имя решил себе взять по месту, где родился, – городу Вероне. Правда, впоследствии он вновь возьмет себе родовое имя, и поздние работы будет подписывать «Кальяри». Веронезе – мастер света, очень тонких, дышащих цветов. И это особенно заметно во многих шедеврах художника на темы Ветхого и Нового Заветов.

На севере Италии в провинции Падуя есть маленький город-крепость Монтаньяна. В нем есть кафедральный собор, посвященный Деве Марии. В соборе над алтарем находится знаменитое творение Веронезе «Преображение Господне», выполненное в присущей Веронезе мягкой, почти лиричной манере. Христос отделен от апостолов пушистым облаком и ведет неторопливый разговор с Моисеем и Илией. Его поза исполнена смирением, Он словно бы делает первый шаг на пути к Голгофе.

Лоренцо Лотто

Lorenzo Lotto - Trasfigurazione di CristoЛоренцо Лотто. Преображение Господне, 1510–1512 гг.Еще один итальянец, еще один венецианец – Лоренцо Лотто. Этого знаменитого живописца современники считали слишком независимым. Про него говорили, что он неспособен к компромиссам ни в творчестве, ни в духовных вопросах. Именно поэтому художнику так нелегко приходилось в жизни. Венеция осмеяла Лоренцо Лотто, отторгла и постаралась забыть. Он отправился в путь, стремясь найти заказчиков, которые могли бы оценить и принять его таким, какой он есть; побывал в Марке, Бергамо, Тревизо, Риме, Реканати.

Особенности живописи Лоренцо Лотто – чарующие цвета, яркий свет и очень точная, предельно реалистичная прорисовка всех деталей. Как заметил в свое время известный искусствовед Бернард Беренсон, «чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана».

В небольшом итальянском городке Реканати находится церковь Святой Марии и в ней над алтарем – шедевр Лоренцо Лотто «Преображение Господне». Следуя своей привычной манере письма, художник четко прописывает каждого участника события. Более того, чтобы ни у кого не возникало сомнений, каждую фигуру художник подписал. По мысли Лотто, в Преображении Господнем на горе Фавор важно не только то, что Христос показал Свою Божественную природу перед избранными учениками, но и то, какой разговор Он вел с Моисеем и Илией. Непростое решение, которое предстоит принять Сыну Божию, художник передал, изобразив особым образом их руки, наклоны голов.

Карл Генрих Блох

Carl H. Bloch. Transfiguration

winter-borealis.livejournal.com

Преображение Господне в искусстве. Живопись, алтари и не только: bykovvg_1952

Pietro Perugino. Transfiguration of ChristПьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, дословно «Перуджийский», настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи — Pietro di Cristoforo Vannucci; 1446—1524) — итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы - Преображение ГосподнеПразднику Преображения Господня я посвятила отдельный пост, здесь же речь пойдет о Преображении Господнем в искусстве.

Со времен утверждения христианской церкви существовала потребность в узаконивании рассказа о Преображении Господнем, и потому именно этот Евангельский сюжет вошел в число сюжетов первых же христианских фресок и книжных миниатюр. А после включения Преображения в ряд 12-ти христианских праздников, изображение этого сюжета стало обязательным в соборах.

/800/600/https/img-fotki.yandex.ru//get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_origПреображение Господне. МозаикаНеизвестный автор. Преображение Господне. Мозаика апсиды церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна. VI векНа датируемой серединой VI века мозаике апсиды церкви Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне изображены Рука Божия, вытянутая из облака, в небесах два пророка Моисей и Илия, Крест с оплечным образом Христа, сам Иисус, изображение которого подписано «Salus Mundi» — «Спаситель мира», а вот апостолы показаны в виде агнцов, причем в нижнем ряду из двенадцать, но еще три – по числу учеников, лицезревших Преображение, изображены отдельно. Таким образом, в данном случае совмещены две сцены – собственно Преображение и Иисус, ведущий учеников.Преображение Господне. Мозаика Базилики ПреображенияНеизвестный автор. Преображение Господне. Мозаика Базилики Преображения. Около 565-566 гг. Монастырь Св. Екатерины (Синайский монастырь), СинайПозднее выработалась традиция изображать по обе стороны Иисуса двух Ветхозаветных пророков, а чуть ниже – троих распростертых или согбенных в молитве учеников. Сам Иисус часто изображается в мандорле (итальянское mandorla – миндалина) – это особая форма нимба, представляющая собой вертикально вытянутый овал с заостренными концами, символизирующий сияние вокруг Христа.Transfiguration Christ LouvreНеизвестный автор. Преображение Господне. Около 1200 года. Мозаика на стукко (искусственном мраморе). Лувр, ПарижИменно такая схема и стала канонической, и единственным существенным ее развитием стало возникшее постепенно правило изображать Иоанна в центре у ног Иисуса, а Петра и Иакова по бокам от Иоанна.Преображение Господне. Икона. XII век. ВизантияПреображение Господне. Икона. XII век. Византия. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургИконографические новшества появляются только с XIII- XIV столетий, когда фигуры учеников начинают изображать эмоционально, в простертыми руками и выразительными лицами, на которых написаны восторг и изумление. Почти одновременно возникает практика вписывания в нимб не только Иисуса, но и фигур пророков. В русской иконе мы замечаем унаследованную от Византии традицию прорисовывать, помимо нимба, отдельные лучи, исходящие от Иисуса, часто по направлению к ученикам.Transfiguration by Feofan Grek from Spaso-Preobrazhensky Cathedral in Pereslavl-Zalessky (15th c, Tretyakov gallery)Круг Феофана Грека. Преображение Господне. Икона из Спасо-Преображенского кафедрального собора в Переяславле-Залесском. Около 1403 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Icon of transfiguration (Spaso-Preobrazhensky Monastery, Yaroslavl)Неизвестный автор. Преображение Господне. Икона из Спасского монастыря в Ярославле. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

В XIX веке появились иконы, на которых очевидцами Преображения стали изображать уже всех 12 учеников.

В живописи, начиная с Возрождения, главным в сюжете Преображения Господня становится человеческая реакция на Чудо и на открывшуюся избранным Тайну. На знаменитой картине Джованни Беллини, написанной примерно к 1487 году, нет уже никакой руки из облаков или иных символов Гласа Божия. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Сам центральный персонаж – не столько Сын Божий, сколько человек, готовящий себя к смертельному испытанию. Ученики удивлены тем, что видят и слышат, и даже немного испуганы, пытаются отстраниться, отгородиться от происходящего. Да и разворачивается действие не на горе, а на холме, каких много на Севере Италии, и отнюдь не в особенных условиях, а на фоне повседневных дел, которыми заняты пастух и другие селяне на дальнем плане. Обыденность условий, в которых вершится Чудо, подчеркивает изгородь, которую гениальный Беллини расположил и вовсе на переднем плане. Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью».

При этом любопытно сравнить шедевр Беллини с его же работой, созданной на треть столетия раньше. «Преображение», хранящееся в Музее Коррер в Венеции и написанное около 1455 года, вполне традиционно. Именно так и писали картины на этот сюжет многие художники – современники Беллини.

The TransfigurationДуччо ди Буонинсенья (итал. Duccio di Buoninsegna, 1255-1260 — 1319) — итальянский художник, один из виднейших представителей сиенской школы - Преображение Господне (1308-1311)Хотя и раньше некоторые художники делали шаги к изображению эмоций участников сцены Преображения Господня. Примером может служить замечательная темпера Дуччо де Буонинсенья, написанная этим ярким представителем сиенской школы еще в Раннем Кватроченто.TrasfigurazioneКартина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. Иисус и пророки воспарили над горой, и трагическое вдохновение на лице центрального персонажа вполне соответствует яркому свету, льющемуся с небес. Свет располагается вокруг фигуры Христа, и очертаниями световое пятно напоминает мандорлу, а вокруг этого живописного и отнюдь не условного, как на иконах, нимба разлетаются серые облака. Современные исследователи подмечают соответствие божественного явления, изображенного Рафаэлем, модели светового взрыва, описывающей превращение энергии, выделяемой при прохождении света через массу мелких капель воды с отражающей поверхностью и получающих энергию подобно панелям солнечных батарей. Усвоение большого суммарного количества энергии приводит капли воды в движение, приводя к резкому расширению облака.Raffaello Santi. TrasfigurazioneРафаэль Санти. Преображение Господне, 1518–1520. Пинакотека Ватикана, ВатиканВетер от этого «рафаэлевского взрыва» гнет вековые деревья и раздувает их кроны.

Иоанн, Петр и Иаков не просто потрясены происходящим – они ослеплены ярким светом, что зрителю представляется вполне естественным, настолько очевидна необычайная яркость света, изображенного Рафаэлем.

Гора отнюдь не высока, и у Преображения есть свидетели, помимо троих учеников, взошедших на нее вместе с Иисусом. Это не только апостолы, но и другие люди, причем понятно, что они видят Чудо, поскольку двое указывают руками на Иисуса, один устремлен к Нему, а еще двое на заднем плане слева благоговейно взирают на свершающееся на горé.

Andrey IvanovАндрей Иванович Иванов (1775-1848). Преображение Господне. 1807Самой известной из российских картин на сюжет Преображения является работа Андрея Ивановича Иванова, написанная им в 1807 году в академической традиции.Мозаика по эскизу Преображение Господне, храм Спаса на Крови Преображение Господне. Мозаика Спаса-на-крови. 1890-е. Храм Воскресения Христова (Спаса-на-крови), Санкт-Петербург.Другое известное произведение русского искусства на этот сюжет – мозаика Николая Кошелева в Храме Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге. (Преображение Господне в иконографии и в живописи.)/800/600/https/img-fotki.yandex.ru//get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_origРафаэль СантиRaffaello Santi. TrasfigurazioneРафаэль Санти. Преображение Господне, 1518–1520Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. Он скоропостижно скончался в возрасте 37 лет, и эта картина в день похорон стояла у его изголовья.

В своей картине Рафаэль дважды нарушил общепринятые традиции. Во-первых, он изобразил Христа не стоящим на горе, а парящим в воздухе. И, во-вторых, художник как бы соединил два сюжета на одном холсте: само Преображение Господне и момент, когда Христос, спустившись с горы, исцеляет страдающего эпилепсией мальчика.

Поразителен контраст между обоими сюжетами. В верхней части, где парит Спаситель, мы видим Божественный свет, покой и величие; там царит гармония. В нижней части – темно: там страдания, беды, волнения, споры.

Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Его назначали архиепископом Нарбоннским, и он хотел картиной Рафаэля украсить кафедральный собор французского города Нарбонн. Правда, получив картину Рафаэля, кардинал Медичи решил не отвозить ее во Францию, а оставить в Италии. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. В 1797 году во время Итальянской кампании Наполеон забрал шедевр Рафаэля во Францию и поместил в Лувр. Обратно в Италию картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году, и сегодня она находится в Пинакотеке Ватикана.

Ходило немало слухов о том, что Рафаэль не успел до своей кончины закончить картину «Преображение Господне» и всю нижнюю часть дорисовывали его ученики Джулио Романо и Джанфраческо Пенни. Но специальные исследования картины, проведенные в 1972–1976 годах, доказали, что Романо и Пенни лишь немного дорисовали две фигуры в нижней левой части полотна, все остальное – творение кисти великого Рафаэля.

Джованни Беллини

Giovanni Bellini. Trasfigurazione di CristoДжованни Беллини. Преображение Господне, 1455-1460 гг.Джованни Беллини – художник итальянского Возрождения, живший в Венеции, примерно, на полстолетие раньше Рафаэля.

На тему Преображения Господня художник нарисовал две картины, весьма не похожие одна на другую. Раннюю его работу, написанную в 1455–60 годах, можно увидеть в музее «Коррер» в Венеции. Долгое время считалось, что эта картина принадлежит кисти не Беллини, а его родственника Андреа Мантенья. Поздний шедевр, созданный в 1480-х годах, выставлен в Национальной галерее «Каподимонте» в Неаполе.

Giovanni Bellini. La TrasfigurazioneДжованни Беллини. Преображение Господне, 1480 г.На картине 1455–1460 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Они ближе к небу, чем к земле, – недаром художник изобразил так много воздуха вокруг главных фигур. Апостолы, пораженные или ослепшие от увиденного, лежат внизу, не пытаясь подняться и посмотреть. Беллини словно хотел показать, что евангельские события происходили параллельно с жизнью других людей. У художника и гора Фавор превратилась в небольшой холм, и появились дополнительные бытовые зарисовки типа крестьянина с быком. При этом особый акцент художник по каким-то своим причинам сделал на деревянной изгороди, которая наискосок прорезает низ картины и отделяет зрителя от сцены на полотне и скальной пропасти. Возможно, этим Беллини хотел сказать, что путь не только на гору Фавор, а в целом к Богу труден и опасен и не каждому удастся подняться по этой дороге.Titian. Transfiguration, c1560Тициан Вечеллио. Преображение Господне, 1560 г.Тициан

В Венеции в пяти минутах ходьбы от площади Сан-Марко стоит белоснежная церковь Сан-Сальвадор. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Имя этого художника стоит в ряду таких великих итальянцев, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение».

«Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Христос появляется в вихре белого света. И этим вихрем Спаситель не только повергает наземь своих учеников – Он раздвигает тьму и в буквальном смысле несет людям свет нового учения.

Паоло Веронезе

Paolo Veroneze - Trasfigurazione di CristoПаоло Веронезе. Преображение Господне, 1555–1556 гг.С церковью Сан-Сальвадор, где находится творение Тициана, плотно связано творчество еще одного знаменитого итальянского живописца – Паоло Веронезе. Для этой церкви он создал немало своих шедевров. Известно, что художник так полюбил саму церковь Сан-Сальвадор, что завещал похоронить его в ней. Благодарные венецианцы исполнили его последнюю волю, и с его смертью завершилась эпоха позднего Возрождения.

При рождении ему было дано имя Паоло Кальяри. Он был пятым ребенком в семье скульптора Габриэле Кальяри, но имя решил себе взять по месту, где родился, – городу Вероне. Правда, впоследствии он вновь возьмет себе родовое имя, и поздние работы будет подписывать «Кальяри». Веронезе – мастер света, очень тонких, дышащих цветов. И это особенно заметно во многих шедеврах художника на темы Ветхого и Нового Заветов.

На севере Италии в провинции Падуя есть маленький город-крепость Монтаньяна. В нем есть кафедральный собор, посвященный Деве Марии. В соборе над алтарем находится знаменитое творение Веронезе «Преображение Господне», выполненное в присущей Веронезе мягкой, почти лиричной манере. Христос отделен от апостолов пушистым облаком и ведет неторопливый разговор с Моисеем и Илией. Его поза исполнена смирением, Он словно бы делает первый шаг на пути к Голгофе.

Лоренцо Лотто

Lorenzo Lotto - Trasfigurazione di CristoЛоренцо Лотто. Преображение Господне, 1510–1512 гг.Еще один итальянец, еще один венецианец – Лоренцо Лотто. Этого знаменитого живописца современники считали слишком независимым. Про него говорили, что он неспособен к компромиссам ни в творчестве, ни в духовных вопросах. Именно поэтому художнику так нелегко приходилось в жизни. Венеция осмеяла Лоренцо Лотто, отторгла и постаралась забыть. Он отправился в путь, стремясь найти заказчиков, которые могли бы оценить и принять его таким, какой он есть; побывал в Марке, Бергамо, Тревизо, Риме, Реканати.

Особенности живописи Лоренцо Лотто – чарующие цвета, яркий свет и очень точная, предельно реалистичная прорисовка всех деталей. Как заметил в свое время известный искусствовед Бернард Беренсон, «чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана».

В небольшом итальянском городке Реканати находится церковь Святой Марии и в ней над алтарем – шедевр Лоренцо Лотто «Преображение Господне». Следуя своей привычной манере письма, художник четко прописывает каждого участника события. Более того, чтобы ни у кого не возникало сомнений, каждую фигуру художник подписал. По мысли Лотто, в Преображении Господнем на горе Фавор важно не только то, что Христос показал Свою Божественную природу перед избранными учениками, но и то, какой разговор Он вел с Моисеем и Илией. Непростое решение, которое предстоит принять Сыну Божию, художник передал, изобразив особым образом их руки, наклоны голов.

Карл Генрих Блох

Carl H. Bloch. TransfigurationКарл Генрих Блох (1834-1890). Преображение ГосподнеНа этот раз речь пойдет о датском художнике. Это удивительный художник Карл Генрих Блох (он, несомненно, заслуживает отдельного рассказа!). Родители хотели, чтобы он выбрал себе респектабельную профессию военно-морского офицера… А он стал художником. И каким!

Живописи Карл учился в Италии, и огромное влияние на него оказало творчество Рембрандта. Но работы Блоха так потрясли современников, что в 1888 году художнику была оказана высокая честь – ему предложили разместить свой автопортрет в галерее Уффици во Флоренции.

Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Когда его картины увидел датский меценат, владелец компании «Карлсберг» Яков Якобсен, он попросил Блоха нарисовать 23 полотна для часовни в пострадавшем от огня замке Фредериксборг. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря»… Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Здесь поразителен свет, исходящий от Христа, и присущая многим творениям Блоха синева, которая словно бы несет людям надежду.

Александр Иванов

Alexandr Ivanov. Transfiguration, 1824Александр Иванов. Преображение ГосподнеУслышав имя Александра Андреевича Иванова, каждый мгновенно вспоминает поразительное и монументальное полотно «Явление Христа народу», над которым художник работал 20 лет.

После того как Иванов окончил Императорскую академию художеств, Общество поощрения художников решило отправить его за свой счет в Италию для дальнейшего повышения мастерства. Там он много времени провел в написании различных эскизов на библейские темы. Известно, что Александр Иванов был очень верующим человеком, усердно изучал Священное Писание, в особенности Новый Завет.

Работая над картиной «Явление Христа народу», Александр Иванов параллельно трудился над серией эскизов на библейские темы. В дальнейшем, как считают искусствоведы, он хотел на основе этих эскизов сделать стенные росписи, воссоздав в них историю духовного развития человечества.

Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. При этом свои библейские эскизы он тщательно скрывал и от публики, и от своих собратьев-художников. В мае 1858 года, приехав в Петербург, художник привез эскизы с собой, планируя в том же году отправиться в Палестину и продолжить работу на библейскими зарисовками… Но через месяца Александр Иванов заболел холерой и умер. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. (Преображение Господне глазами художников.)

Transfiguration by fra Angelico (San Marco)Фра Анджелико. Преображение Господне. 1440-1441. Монастырь Сан-Марко, ФлоренцияПринадлежащая кисти флорентийского художника Раннего Возрождения Фра Анджелико, эта изумительная по силе своего художественного воздействия фреска являет пример достаточно внимательного следования иконографической схеме сюжета преображения, сложившейся в средневековом искусстве, но при этом содержит и ряд смысловых нюансов.

Так, например, окруженная ярким сиянием фигура Христа изображена с распростертыми руками, что служит для искушенного зрителя легко узнаваемым указанием на ожидающие Иисуса Страсти Господни.

Связь с темой распятия в этой работе Фра Анджелико усилена еще и тем, что рядом с Христом показаны благоговейно взирающие на чудо Дева Мария и Святой Доминик (покровитель монастыря, принадлежавшего доминиканскому ордену), помещенные на том же самом месте и в том же самом порядке, как обычно в картинах на тему распятия представляют Богоматерь и Иоанна Богослова. (Преображение Господне в шедеврах мировой живописи.)

/800/600/https/img-fotki.yandex.ru//get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_origГалерея

Иконы, живопись, алтари

Maître-autel, Rennes, Ille-et-Vilaine, FranceГород Ренн, Иль и Вилен, Франция

Bad Urach St Amandus Epitaph Chrisostomus LindenfelsБад-Урах, земля Баден-Вюртемберг, Германия

Gherardi, Cristofano - TransfigurationCristofano Gherardi (1508–1556)

Interiors of the Church of the Saviour on the BloodИнтерьер Храма Спаса-на-Крови

Iordan Feodor - Transfiguration of JesusИордан Федор. Преображение Господне

П.Сведомский. Преображение ГосподнеПавел Сведомский (1849-1904). Преображение Господне. Фреска. Владимирский собор, Киев.

Михаил Нестеров. Преображение ГосподнеМихаил Нестеров. Преображение Господне, 1898-1900

Marienthal NotreDameBasilique Notre-Dame de Marienthal de Haguenau, Франция

Marienthal NotreDame

Andrea Previtali - Trasfigurazione di CristoАндреа Превитали (итал. Andrea Previtali, 1480-1528). Преображение Господне, 1513 г.

Christ's Baptism and Transfiguration

Dorndorf (Laucha an der Unstrut) Kirche Empore

Gerard David - The Transfiguration of ChristГерард Давид (нидерл. Gerard David; ок. 1460-1523) — нидерландский живописец, представитель раннего Северного Возрождения - Преображение Господне, 1520.

Orth Donau PfarrkircheОрт-ан-дер-Донау, Австрия

Saint Maurus Church, Santo Amaro da Imperatriz, Santa Catarina State, BrazilБразилия

Savoldo, trasfigurazioneДжованни Джироламо Савольдо (итал. Giovanni Girolamo Savoldo ок. 1480, Брешиа — 1548, Венеция) — итальянский художник эпохи Возрождения - Преображение Господне, XVI в. Галерея Уффици, Флоренция

Transfiguration (1636 gift to Ivan Mikhailovich, GIM)Преображение Господне. Иван Михайлович, 1636

Transfiguration als Mosaik in St. Peter, RomСобор Святого Петра, Рим

Transfiguration of Christ Hajdudorog Frame

Transfiguration of Jesus Christ - Museu Nacional de Arte Antiga

Transfiguration - RubensРубенс. Преображение Господне, 1605

Trautmann Verklärung Christi anagoria, 1760Иоганн Георг Траутманн (нем. Johann Georg Trautmann, 1713-1769). Преображение Господне, 1760

Basílica em Iguape SP Transfiguração de Jesus

Boistrudan Église Saint-Jacques-le-Majeur Retable du maître-autelХрам святого Жака, Boistrudan, Бретань, Франция

James Tissot - Jesus Goes Up Alone onto a Mountain to PrayДжеймс Тиссо (англ. James Tissot, собственное имя Жак-Жозеф Тиссо, 1836—1902) — французский художник, работал в Англии. Христос идет на гору помолиться.

James Tissot - The Transfiguration, Brooklyn MuseumДжеймс Тиссо. Преображение Господне

Châteauneuf du Faou Eglise paroissiale Fresque de SérusierПреображение Господне и прочие библейские сцены. Фреска

Église de Kalkar - Apparition du Christ

Fra Angelico. Transfiguración. San Marco, celda 6Фра Анджелико. Преображение Господне. 1440-1441. Монастырь Сан-Марко, Флоренция

Mosaik in der Verklärungsbasilika auf dem Berg Tabor mit der Inschrift aus Mt 17,2 et transfiguratus est ante eos („Und er wurde vor ihren Augen verklärt“)Фавор. Преображение Господне. Мозаика

Thessaloniki. Verklärungs-KircheФессалоники

Tyrvään kirkon alttaritaulu, KirkastuminenTyrvään kirkko. Преображение Господне. Алтарь. Састамала (фин. Sastamala), провинция Пирканмаа, Финляндия

Altar painting of the church of JalasjarviПреображение Господне. Алтарь. Яласъярви (фин. Jalasjärvi), Финляндия

Altar piece of Laukaa ChurchПреображение Господне. Алтарь. Лаукаа (фин. Laukaa) — община в провинции Центральная Финляндия, Финляндия.

Buxheim Kartausenmuseum AltarПреображение Господне. Алтарь. Буксхейм (или Буксгайм), Германия

St.Maria Buxheim Seiten altar

Chiesa di san salvatore, lucca 07 trasfigurazione

Gdansk katedraГданьск (бвыший прусский Данциг), Польша

Jakobs kyrka paintingПреображение Господне. Церковь святого Якоба, Стокгольм, Швеция

Джузеппе Чезари. Преображение ГосподнеДжузеппе Чезари (1568-1640). Преображение Господне. Художественная Галерея Ференс, Халл, Англия

Джованни Баттиста Морони. Преображение Господне.Джованни Баттиста Морони. Преображение Господне, XVI в.

Main altar of the Cathedral of ZamoraПреображение Господне. Алтарь. Кафедральный собор Саморы, Испания

Main altar piece of Iglesia colegial del Divino Salvador, SevillaСевилья, Испания

Milano - San Marco - Giulio Cesare Procaccini - TrasfigurazioneДжулио Чезаре Прокаччини (итал. Giulio Cesare Procaccini, 1574-1625) — итальянский художник эпохи барокко - Преображение Господне. Милан, Италия

Oleviste MaarjaЦерковь Святого Олафа. Таллин, Эстония

San marco, firenze, altare degli orafi, poi pandolfini, Giovanni Battista Paggi, trasfigurazione, 1596Джованни Баттист Паджи (Giovanni Battista Paggi (1554-1627). Преображение Господне, 1596 г.

Verklärung des Herrn, Pfarrkirche StammersdorfПреображение Господне. Римско-католическая церковь в Штаммерсдорфе (Stammersdorf), Вена, Австрия

Sacra Capilla de El Salvador (Úbeda). Retablo mayorСвятая Капелла Спасителя (исп. Sacra Capilla del Salvador) в Убеде

/800/600/https/img-fotki.yandex.ru//get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_orig

bykovvg-1952.livejournal.com

Преображение Господне в русской живописи

Преображение.Андрей Иванович Иванов. Между 1807 и 1809 гг. Прессованный картон, масло 83,5х155,5.Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург 

* * *

Преображение.Гравюра с картины Рафаэля „Преображение“.Федор Иванович Иордан. Ок. 1835–50. 

…Главным трудом мастера стало создание большой гравюры по картине Рафаэля „Преображение“, с удивительной точностью и тонкостью воспроизводившей этот шедевр живописи. Над нею гравер самоотверженно работал почти пятнадцать лет, порой не покидая мастерской по многу часов; один только подготовительный рисунок отнял у него около двух лет. Это произведение принесло Иордану широкую известность и было высоко оценено в Академии художеств после его возвращения на родину в 1850 г. Русская живопись

* * *

Преображение.Александр Андреевич Иванов. 1850-е. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 26,5х40.Государственная Третьяковская галерея, Москва

* * *

Преображение.Александр Андреевич Иванов. 1850-е. 26х40.Государственная Третьяковская галерея, Москва

* * *

Преображение Господне.Михаил Васильевич Нестеров. 1898-1900

* * *

Преображение.А. Егоров. 1823–1824. Эскиз. 47,1x32,3.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

* * *

Преображение Господне.Николай Андреевич Кошелев. 1890-е гг. Холст, масло. 120?205.Эскиз мозаики храма Воскресения Христова (Спас на крови).Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Преображение Господне.Мозаика по эскизу Н. А. Кошелева. 1890-е гг.Храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови), Санкт-Петербург

* * *

Преображение Господне.Павел Александрович Сведомский (1849-1904). Фреска.Владимирский собор, Киев

* * *

Преображение Господне.Василий Кузьмич Шебуев. 1843 г. 

Преображение Господне.Клавдий Васильевич Лебедев. 1889 г.Церковно-археологический кабинет МДА

Сайты-источники репродукций: Религиозные сюжеты в русской живописи, Неофит, Библейский сюжет в русской живописи, Белый город, Библиотека Якова Кротова.

ros-vos.net

Преображение Господне в русской живописи

Преображение.Андрей Иванович Иванов. Между 1807 и 1809 гг. Прессованный картон, масло 83,5х155,5.Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург 

* * *

Преображение.Гравюра с картины Рафаэля „Преображение“.Федор Иванович Иордан. Ок. 1835–50. 

…Главным трудом мастера стало создание большой гравюры по картине Рафаэля „Преображение“, с удивительной точностью и тонкостью воспроизводившей этот шедевр живописи. Над нею гравер самоотверженно работал почти пятнадцать лет, порой не покидая мастерской по многу часов; один только подготовительный рисунок отнял у него около двух лет. Это произведение принесло Иордану широкую известность и было высоко оценено в Академии художеств после его возвращения на родину в 1850 г. Русская живопись

* * *

Преображение.Александр Андреевич Иванов. 1850-е. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 26,5х40.Государственная Третьяковская галерея, Москва

* * *

Преображение.Александр Андреевич Иванов. 1850-е. 26х40.Государственная Третьяковская галерея, Москва

* * *

Преображение Господне.Михаил Васильевич Нестеров. 1898-1900

* * *

Преображение.А. Егоров. 1823–1824. Эскиз. 47,1x32,3.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

* * *

Преображение Господне.Николай Андреевич Кошелев. 1890-е гг. Холст, масло. 120?205.Эскиз мозаики храма Воскресения Христова (Спас на крови).Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Преображение Господне.Мозаика по эскизу Н. А. Кошелева. 1890-е гг.Храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови), Санкт-Петербург

* * *

Преображение Господне.Павел Александрович Сведомский (1849-1904). Фреска.Владимирский собор, Киев

* * *

Преображение Господне.Василий Кузьмич Шебуев. 1843 г. 

Преображение Господне.Клавдий Васильевич Лебедев. 1889 г.Церковно-археологический кабинет МДА

Сайты-источники репродукций: Религиозные сюжеты в русской живописи, Неофит, Библейский сюжет в русской живописи, Белый город, Библиотека Якова Кротова.

www.ippo.ru

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ – КАРТИНЫ, ИКОНЫ И ФРЕСКИ. НАДЕЖДА НЕФЕДОВА: mon_sofia

Преображение Господне – один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков?

От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Итак, сыграем в «угадайку»? Я описываю одно произведение — вы угадываете название.

В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста — медальон с оплечным изображением Спасителя. Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» — «рыба». Это первые буквы слов фразы «᾿Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» — «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира».

Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест.

Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения — «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий.

Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами — пышно цветущие белые лилии.

Итак, Вы уже готовы назвать евангельское событие, изображенное таким образом? А если я добавлю, что по сторонам от круга, среди цветных облаков изображены полуфигуры, подписанные как «Моисей» и «Илия»?

Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия

Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия

Да, это мозаика «Преображение», которая находится в апсиде базилики Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ученые датируют ее серединой VI века. Это было время, когда в христианском искусстве, особенно на Западе, были еще распространены символические формы. Спаситель изображается необычно, Он представлен оплечным образом в медальоне на Кресте.

Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия. Фрагмент

Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия. Фрагмент

Три апостола — Петр, Иоанн и Иаков — представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, — первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города.

Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом — они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28). Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Облака радужных цветов — это тоже деталь, определенно указывающая, что перед нами сюжет, связанный с темой явления Божества миру.

В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом».

Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря. Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической. Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним — апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.

Фигуру Христа окружает темно-cиняя, многослойная мандорла — сияние миндалевидной формы, передающее здесь свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы в форме миндалины. На более ранних произведениях этот ореол по форме было круглым, как, например, на равенской мозаике.

Мотив портрета какой-либо персоны в круге был заимствован из античного искусства. Там такое изображение означало невидимое присутствие изображенного лица. Можно видеть такие портреты римских императоров на табличках (диптихах), привозимых консулами в свои провинции.

В таких случаях изображение означает, что, хотя император и не находится непосредственно в провинции, но дает власть консулу управлять от своего имени. Император как бы невидимо присутствует при вступлении в должность консула, прибывшего к месту службы.

Художники VI века задолго до паламитских споров мыслили вполне православно. Белые, светящиеся одежды Христа, Его светящееся лик в сочетании с изображением славы вокруг фигуры — это способ изобразить не какой-то яркий физический свет, видимый любым человеком, но свет нетварный, сверхъестественный. В данном случае мандорла с исходящими светлыми лучами — это образ видимого только духовными очами нетварного фаворского света, Божественных энергий.

Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.

Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.

Вся сцена изображена на золотом фоне, ландшафтные детали отсутствуют. Золото в христианском искусстве использовалось не столько из-за драгоценности и впечатления богатства, сколько из-за глубокой символики. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. И в синайской мозаике сплошное золото фона помогает подчеркнуть неотмирный, иррациональный характер происходящего Преображения Господа.

В дальнейшем иконографическая схема почти не претерпела изменений. Местоположение апостолов может быть различным: Иоанн Богослов чаще изображается в центре, у ног Спасителя, Петр и Иаков могут изображаться как справа, так и слева от Иоанна.

В произведениях второй половины XIII – XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени, но, находясь в трепете от созерцания чуда, закрывают лица ладонями, повергаются ниц так, что кажется, что они просто обрушиваются с крутых скал.

В искусстве средневизантийского периода сюжет дополняется несколькими деталями. Начиная с XIII века, с левой и правой стороны композиции могут изображаться две сцены, в которых Христос восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы. В поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель поднимает упавших наземь учеников (Мф.17:7).

В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба. Н.В. Покровский отмечал, что это наглядное выражение мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых. Они явились, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; кроме того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым*.

* Н.В.Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. М., Прогресс-Традиция, 2001. С.293-294.

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины Ixв. ГИМ, Москва

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины Ixв. ГИМ, Москва

Фреска так называемой «Стрятанная церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция

Фреска так называемой «Спрятанной церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция

Миниатюра армянского Евангелия (Ms 6201. Fol 6). 1038г. Матенадаран, Ереван, Армения

Миниатюра армянского Евангелия (Ms 6201. Fol 6). 1038г. Матенадаран, Ереван, Армения

Миниатюра Евангелия Иверского монастыря (Ath. Iver. 1. Fol. 296v). XI в. Афон, Греция

Миниатюра Евангелия Иверского монастыря (Ath. Iver. 1. Fol. 296v). XI в. Афон, Греция

Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция

Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция

mon-sofia.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта