15 русских художников, которые сошли с ума. Картины сумасшедших


Врубель, Иванов, Мясоедов, Федотов, Анна Голубкина и другие.

О том, что психическими расстройствами страдали Ван Гог и Камилла Клодель, вспоминается легко. А кому из российских деятелей искусства был поставлен тот же печальный диагноз? Нет, это не Кандинский или Филонов, гипнотизирующие своей живописью, а художники, чьи полотна подчас были вполне реалистичны. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой.

Михаил Тихонович Тихонов (1789–1862)

15 русских художников, которые сошли с ума. Михаил Тихонов

Михаил Тихонов. Алеут в праздничном платье на Аляске. 1818

15 русских художников, которые сошли с ума. Михаил Тихонов

Михаил Тихонов. Bожди Боки и Кахекили на борту русского шлюпа «Камчатка». 1818

15 русских художников, которые сошли с ума. Михаил Тихонов

Михаил Тихонов. Бальтазар, житель Северной Калифорнии. 1818

Крепостной князя Голицына, благодаря художественным способностям попавший на учебу в Академию художеств. Получил вольную и в 1817 году принял участие в кругосветной экспедиции Василия Головнина на шлюпе «Камчатка», во время которой рисовал алеутов, аляскинцев и камчадалов.

Где-то на Филиппинах бывший крепостной стал терять рассудок: сперва «начал предаваться задумчивости», потом впал в ипохондрию и, наконец, совсем сошел с ума. В 1818 году Тихонов оказался на родине, до 1822 года его поместили в городскую психиатрическую лечебницу (причем там сумасшедшего едва не окрутила ради его денег одна вдова). Следующие сорок лет на государственную пенсию за больным ухаживали в семье его друга, тоже художника: в себя он так и не пришел. Умер Тихонов от паралича, перешагнув восьмой десяток.

Михаил Тарасович Марков (1799–1835)

15 русских художников, которые сошли с ума. Михаил Марков

Михаил Марков. Римский пастушок. 1820-е. ГРМ

15 русских художников, которые сошли с ума. Михаил Марков

Михаил Марков. Вакх. 1830-е. ГРМ

15 русских художников, которые сошли с ума. Михаил Марков

Алексей Марков. Богоматерь с младенцем. 1849

Этот позабытый ныне академический живописец в 1826 году был отправлен с младшим братом Алексеем, также художником, в пенсионерскую поездку по Италии. Братья жили в Риме несколько лет, пока 30-летний Михаил не заболел тяжелым психическим расстройством и, возможно, четыре года находился в психиатрической лечебнице. Алексей ухаживал за Михаилом и на свою академическую пенсию возил его по Европе. Но через три года тот все-таки умер. После этого его младший брат вернулся в Россию, где сделал отличную карьеру, в частности расписывал Исаакиевский собор и храм Христа Спасителя.

Яков Максимович Андреевич (1801–1840)

15 русских художников, которые сошли с ума. Яков Андреевич

Василий Тимм. Восстание декабристов. 1853

15 русских художников, которые сошли с ума. Яков Андреевич

Яков Андреевич. Автопортрет. 2-я пол. XIX в.

15 русских художников, которые сошли с ума. Яков Андреевич

Василий Максутов. Император Николай I перед строем Лейб-Гвардии Сапёрного батальона во дворе Зимнего дворца 14 декабря 1825 года. Эскиз. 1861

Дворянин Полтавской губернии и художник-любитель, Андреевич был членом Общества соединенных славян и одним из самых активных декабристов. Во время восстания 1825 года служил при Киевском арсенале. Арестовали его в январе следующего года, и при разборе дела выяснилось, что он призывал к цареубийству, поднимал воинские части на восстание и так далее. Осудили Андреевича в числе самых опасных заговорщиков, по I разряду, приговорив к 20 годам каторжных работ. Блестящего поручика отправили в Сибирь, где со временем он сошел с ума, и через 13 лет ссылки умер в местной больнице — видимо, от цинги. Работ его сохранилось крайне мало.

Александр Андреевич Иванов (1806–1858)

15 русских художников, которые сошли с ума. Александр Иванов

Сергей Постников. Портрет А. Иванова. Ок. 1873. ГТГ

15 русских художников, которые сошли с ума. Александр Иванов

Александр Иванов. Голова раба с веревкой на шее. 1833-1857. ГРМ

15 русских художников, которые сошли с ума. Александр Иванов

Александр Иванов. Голова Христа (три варианта). 2-я пол. 1830-х - 1840-е. ГТГ

Будущий автор «Явления Христа народу» прибыл в Италию 24-летним молодым человеком, выигравшим пенсионерскую поездку. В этих теплых краях он остался почти на всю свою жизнь, постоянно сопротивляясь приказам о возвращении. Больше 20 лет он упорно писал свое полотно, жил замкнуто, вел себя мрачно.

Среди русской диаспоры циркулировали слухи о его душевном нездоровье. Гоголь писал: «Угодно было некоторым провозгласить его сумасшедшим и распустить этот слух таким образом, чтобы он собственными ушами на всяком шагу мог его слышать». Друзья художника защищали его, утверждали, что это клевета. Например, граф Федор Толстой сообщал в своем рапорте, что художник Лев Киль после приезда императора в Италию «употребил все интриги, чтоб не допустить государя по мастерским наших художников, а особливо Иванова не терпит и выставляет сумасшедшим мистиком и успел уже надуть это в уши Орлова, Адлерберга и нашего посланника, с которым до гадости подличает, как везде и у всех».

Однако поведение Иванова ясно свидетельствует, что эти слухи все-таки имели под собой почву. Так, Александр Тургенев описал гнетущую сцену, когда вместе с Василием Боткиным они позвали как-то художника на обед.

«— Нет-с, нет-с, — твердил он, всё более бледнея и теряясь. — Я не пойду; там меня отравят. Лицо Иванова приняло странное выражение, глаза его блуждали...Мы с Боткиным переглянулись; ощущение невольного ужаса шевельнулось в нас обоих. — Вы итальянцев еще не знаете; это ужасный народ-с, и на это преловкие-с. Возьмет да из-за бортища фрака — вот эдаким манером щепотку бросит... и никто не заметит! Да меня везде отравливали, куда я ни ездил».

Иванов явно страдал манией преследования. Биограф художника Анна Цомакион пишет, что свойственная ему и раньше мнительность постепенно разрослась до угрожающих размеров: боясь отравы, он избегал обедать не только в ресторанах, но и у знакомых. Иванов готовил себе сам, брал воду из фонтана и порой питался одним хлебом и яйцами. Частые жестокие боли в желудке, причины которых он не знал, внушали ему уверенность в том, что кому-то периодически удается подсыпать ему яд.

Алексей Васильевич Тыранов (1808–1859)

15 русских художников, которые сошли с ума. Алексей Тыранов

Алексей Тыранов. Автопортрет. 1825

15 русских художников, которые сошли с ума. Алексей Тыранов

Алексей Тыранов. Вид реки Тосны. 1827

15 русских художников, которые сошли с ума. Алексей Тыранов

Алексей Тыранов. Портрет И. Айвазовского. 1841

Бывший иконописец, которого подобрал Венецианов и научил реалистической живописи, позже поступил в Академию художеств и получил золотую медаль. Из пенсионерской поездки в Италию он вернулся в 1843 году на грани нервного срыва, как говорят — из-за несчастной любви к итальянке-натурщице. И на следующий год попал в петербургскую психиатрическую больницу. Там его сумели привести в относительный порядок. Следующие несколько лет он провел на родине, в Бежецке, а потом снова работал в Петербурге. Скончался Тыранов от туберкулеза в 51 год.

Пимен Никитич Орлов (1812–1865)

15 русских художников, которые сошли с ума. Пимен Орлов

Пимен Орлов. Автопортрет. 1851. ГТГ

15 русских художников, которые сошли с ума. Пимен Орлов

Пимен Орлов. Сцена из римского карнавала. 1859. ГРМ

15 русских художников, которые сошли с ума. Пимен Орлов

Пимен Орлов. Портрет С.В. Орловой-Денисовой. 1835. ГЭ

Любители русского искусства XIX века помнят Пимена Орлова как неплохого портретиста, работавшего в манере Брюллова. Он успешно закончил Академию художеств и выиграл пенсионерскую поездку в Италию, куда и уехал в 1841 году. Ему неоднократно приказывали вернуться на родину, но Орлову прекрасно жилось в Риме. В 1862 году 50-летний Орлов, к тому моменту академик портретной живописи, заболел нервным расстройством. Русская миссия устроила его в лечебницу для душевнобольных в Риме. Через три года он умер в Риме.

Григорий Васильевич Сорока (1823–1864)

15 русских художников, которые сошли с ума. Григорий Сорока

Григорий Сорока. Кабинет дома в «Островках». 1844. ГРМ

15 русских художников, которые сошли с ума. Григорий Сорока

Григорий Сорока. Автопортрет. 1840-1850-е. ГРМ

15 русских художников, которые сошли с ума. Григорий Сорока

Григорий Сорока. Рыбаки. Вид в Спасском. 1840-е. ГРМ

Крепостной художник оказался одним из самых талантливых учеников частной школы Венецианова. Но его владелец, в отличие от хозяев многих других венециановцев, отказался дать Сороке свободу, заставлял его работать садовником и ограничивал как мог. В 1861 году художник наконец получил вольную — от Александра II Освободителя, заодно со всей страной. На воле Сорока защищал свою общину, сочиняя жалобы на бывшего барина. Во время одного из конфликтов 41-летний художник был вызван в волостное правление, которое его приговорило «за грубости и ложные слухи» к трехдневному аресту. Но по болезни Сороку отпустили. Вечером он отправился в горшечный сарай, где повесился. Как написано в протоколе — «от неумеренного пьянства и произшедшей от того грусти и с помешательством рассудка вследствие нажитого дела».

Алексей Филиппович Чернышев (1824–1863)

15 русских художников, которые сошли с ума. Алексей Чернышев

Алексей Чернышев. Шарманщик. 1852

15 русских художников, которые сошли с ума. Алексей Чернышев

Алексей Чернышев. Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская елка в Аничковом дворце. 1840-е

15 русских художников, которые сошли с ума. Алексей Чернышев

Алексей Чернышев. Прощание. 1850. ГРМ

В 29 лет этот выходец из «солдатских детей» получил Большую золотую медаль и отправился на пенсию Академии художеств в Италию. Там проявились первые симптомы его болезни, которую в XIX веке называли размягчением мозга. Его нервное расстройство сопровождалось болезнью глаз, ревматическими болями, ухудшением зрения и, конечно, депрессией. Чернышев пытался лечиться в Австрии, Франции и Швейцарии, но положение его только ухудшалось. Через семь лет после отъезда он вернулся в Россию, причем его успехи все-таки были так велики, что Чернышев получил звание академика. Но деградация продолжалась, и в итоге его поместили в заведение Штейна для душевнобольных, где он умер через три года после возвращения в 39-летнем возрасте.

Павел Андреевич Федотов (1815–1852)

15 русских художников, которые сошли с ума. Павел Федотов

Павел Федотов. Анкор, еще анкор. Ок. 1851. ГТГ

15 русских художников, которые сошли с ума. Павел Федотов

Павел Федотов. Автопортрет. 1848. ГТГ

15 русских художников, которые сошли с ума. Павел Федотов

Павел Федотов. Все холера виновата. 1848

Когда автору «Сватовства майора» и других хрестоматийных полотен исполнилось 35 лет, его состояние духа начало стремительно ухудшаться. Если раньше он писал сатирические картины, то теперь они стали депрессивными, полными ощущения бессмысленности жизни. Бедность и тяжелая работа при недостатке света привели к ухудшению зрения и частым головным болям.

Весной 1852 года началось острое психическое расстройство. Современник пишет: «Между прочим, он заказал себе гроб и примерял его, ложась в него». Затем Федотов придумал себе какую-то свадьбу и стал транжирить деньги, готовясь к ней, зашел ко множеству знакомых и в каждой семье посватался. Вскоре Академию художеств известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов». Его поместили в частное заведение для страждущих душевными болезнями венского профессора психиатрии Лейдесдорфа, где он бился об стену головой, а лечение заключалось в том, что его били в пять кнутов пять человек, чтобы усмирить. У Федотова были галлюцинации и бред, состояние его ухудшилось.

Больного перевели в больницу «Всех скорбящих» на Петергофской дороге. Его друг писал, что там «он в бешенстве кричит и буйствует, носится с мыслями в небесном пространстве с планетами и находится в положении безнадежном». Умер Федотов в том же году от плеврита. Наш современник психиатр Александр Шувалов предполагает, что художник страдал шизофренией с синдромом острого чувственного бреда с онейроидно-кататоническими включениями.

Михаил Александрович Врубель (1856–1910)

15 русских художников, которые сошли с ума. Михаил Врубель

Михаил Врубель. Автопортрет. 1905-1906. ГТГ

15 русских художников, которые сошли с ума. Михаил Врубель

Михаил Врубель. Шестикрылый серафим. 1904. ГРМ

15 русских художников, которые сошли с ума. Михаил Врубель

Михаил Врубель. Портрет доктора Ф.А. Усольцева. 1904

Первые симптомы болезни появились у Врубеля в 42 года. Постепенно художник становился все более раздражительным, буйным и многословным. В 1902 году семья уговорила его показаться психиатру Владимиру Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», что тогда лечили весьма жестокими средствами, в частности ртутью. Вскоре Врубель был госпитализирован с симптомами острого психического расстройства. В клинике он с перерывами провел последние восемь лет жизни, за два года до смерти полностью ослепнув. Умер он в 54 года, нарочно простудившись.

Анна Семеновна Голубкина (1864–1927)

15 русских художников, которые сошли с ума. Анна Голубкина

Анна Голубкина. Волна (Пловец). Горельеф. 1901

15 русских художников, которые сошли с ума. Анна Голубкина

Анна Голубкина в Париже в 1898 году. Фотография: 2rf.ru

15 русских художников, которые сошли с ума. Анна Голубкина

Анна Голубкина. Л.Н. Толстой. 1927

Самая знаменитая из женщин-скульпторов Российской империи во время учебы в Париже дважды пыталась покончить с собой из-за несчастной любви. На родину она вернулась в глубокой депрессии, и ее сразу положили в психиатрическую клинику профессора Корсакова. Она пришла в себя, но в течение жизни с ней случались приступы необъяснимой тоски. Во время революции 1905 года она бросалась на сбрую коней казаков, пытаясь остановить разгон толпы. Ее привлекли к суду как революционерку, но отпустили как душевнобольную. В 1907 году Голубкину приговорили было к году в крепости за распространение революционной литературы, но из-за психического состояния дело было опять прекращено. В 1915 году тяжелый приступ депрессии снова уложил ее в клинику, и несколько лет она не могла творить из-за своего душевного состояния. Дожила Голубкина до 63 лет.

Иван Григорьевич Мясоедов (1881–1953)

15 русских художников, которые сошли с ума. Иван Мясоедов

Иван Мясоедов. Дуплистое дерево. Не позже 1953

15 русских художников, которые сошли с ума. Иван Мясоедов

Иван Мясоедов. Автопортрет. Не позже 1953

15 русских художников, которые сошли с ума. Иван Мясоедов

Иван Мясоедов. Толпа демонов. Не позже 1953

Сын известного передвижника Григория Мясоедова также стал художником. Во время Гражданской войны он воевал на стороне белых, затем оказался в Берлине. Там он применил свои художественные навыки для выживания — стал подделывать доллары и фунты, чему он научился еще в армии Деникина. В 1923 году Мясоедов был арестован и осужден на три года, в 1933 году он снова попался на фальшивомонетничестве и сел в тюрьму на год.

В 1938 году мы видим его уже при дворе княжества Лихтенштейн, где Мясоедов становится придворным художником, портретирует князя и его семью, а также делает эскизы почтовых марок. Однако в княжестве он жил и работал по фальшивому чехословацкому паспорту на имя Евгения Зотова, что в итоге выяснилось и привело к неприятностям. Его жена, итальянская танцовщица и циркачка, на которой он женился еще в 1912 году, оставалась с ним все эти годы, помогая переживать неприятности и сбывать подделки.

До этого в Брюсселе Мясоедов написал портрет Муссолини, во время войны он тоже был связан с нацистами, в том числе из власовцев (немцев интересовало его умение подделывать деньги союзников). Советский Союз потребовал у Лихтенштейна выдать коллаборационистов, однако княжество отказало. В 1953 году супруги по совету экс-командующего РНА германского вермахта Бориса Смысловского решают переехать в Аргентину, где через три месяца 71-летний Мясоедов умирает от рака печени. Художник страдал тяжелой формой депрессивного расстройства, что видно по картинам его последнего периода, полным пессимизма и разочарования, например по циклу «исторических кошмаров».

Сергей Иванович Калмыков (1891–1967)

15 русских художников, которые сошли с ума. Сергей Калмыков

Сергей Калмыков. 1-я пол. XX в.

15 русских художников, которые сошли с ума. Сергей Калмыков

Сергей Калмыков в Алма-Ате. Фотография: istpravda.ru

15 русских художников, которые сошли с ума. Сергей Калмыков

Сергей Калмыков. 1-я пол. XX в.

Ученик Добужинского и Петрова-Водкина, по легенде изображенный последним в «Купании красного коня». После революции Калмыков жил в Оренбурге, а в 1935 году сбежал в Алма-Ату. Там он работал театральным художником и быстро заслужил славу городского сумасшедшего своим обликом и поведением. Он носил разноцветные штаны, желтый сюртук (привет футуристам!) и кофту с привязанными консервными банками. В 1962 году Калмыков оказался на пенсии, быстро обнищал, плохо питался и через пять лет умер в 75-летнем возрасте в психиатрической больнице от воспаления легких на фоне дистрофии.

Александр Павлович Лобанов (1924–2003)

15 русских художников, которые сошли с ума. Александр Лобанов

Александр Лобанов. Фотография: aleksander-lobanov.com

15 русских художников, которые сошли с ума. Александр Лобанов

Александр Лобанов. Фотография: aleksander-lobanov.com

15 русских художников, которые сошли с ума. Александр Лобанов

Александр Лобанов. Фотография: aleksander-lobanov.com

ХХ век — это время, когда появляются художники, которые не сошли с ума, а, наоборот, стали художниками, будучи уже сумасшедшими. Интерес к примитивизму, «искусству аутсайдеров» (арт-брют) создает им большую популярность. Один из них — Лобанов. В семь лет он переболел менингитом и стал глухонемым. В 23 года попал в первую психиатрическую больницу, через шесть лет — в больницу «Афонино», откуда не выходил до конца жизни. В «Афонино» благодаря руководству психиатра Владимира Гаврилова, который верил в арт-терапию, Лобанов начал рисовать. В 1990-е годы его наивные произведения, выполненные пастой от шариковой ручки, стали выставлять, и он приобрел большую известность.

Владимир Игоревич Яковлев (1934–1998)

15 русских художников, которые сошли с ума. Владимир Яковлев

Владимир Яковлев. Фотография: ncca.ru

15 русских художников, которые сошли с ума. Владимир Яковлев

Владимир Яковлев. Цветок. 2-я пол. XX в.

15 русских художников, которые сошли с ума. Владимир Яковлев

Владимир Яковлев. Рыба. 2-я пол. XX в.

Один из самых запоминающихся представителей советского нонконформизма в 16 лет почти лишился зрения. Потом началась шизофрения: с юности Яковлев наблюдался у психиатра и время от времени ложился в психиатрические лечебницы. Зрение у него сохранилось, но из-за искривления роговицы Яковлев видел мир по-своему — с примитивными контурами и яркими красками. В 1992 году почти 60-летнему художнику в Институте микрохирургии глаза Святослава Федорова отчасти вернули зрение — что любопытно, это не повлияло на стиль. Работы остались узнаваемыми, только более проработанными. Он много лет не выходил из психоневрологического интерната, где через шесть лет после операции и скончался.

www.culture.ru

Рисунки психически больных людей (неадекватные художники)

Творческие люди – какие они? Удивительные и немного странные. Харизматичные, уверенные в себе и в том, что они делают. Непонятные и не признающие никаких границ и запретов. Они внимательно следят за окружающим миром и подмечают детали, которых мы не видим. Каждый из них стремится выразить себя совершенно новым и уникальным способом. Они делают, что хотят, даже если не находят поддержки и единомышленников. Часто их творения вызывают у нас недоумение, а порой шок и даже отвращение.

Предлагаем вашему вниманию подборку самых странных, на наш взгляд, способов самовыражения, которые, однако, принесли широкую известность своим «исполнителям».

Все отдам!

Оказывается, рисовать можно не только красками и карандашами. Есть художники, полотна которых написаны жидкостью из их собственного тела. Герман Нич, австрийский художник, для создания своих картин использует мочу, а также кровь животных. Его провокационное искусство вызывает многочисленные споры, было возбуждено даже несколько судебных процессов.

Герман Нич

Герман Нич

Художник из Бразилии Виниций Кесада использует исключительно свою кровь. Его сюрреалистичные картины довольно мрачные и даже болезненные. Самым знаменитым является произведение «Телепустота» (Telemptyness): на картине изображен мальчик, «одержимый» телевидением.

Виниций Кесада

Виниций Кесада

С «кровавыми» картинами еще как-то можно смириться, но что вы скажете относительно творений Милли Браун, которая рисует, извините, своими рвотными массами? По ее словам, она готова хоть каждый день извергать из своего рта разноцветные жидкости – все только ради искусства. Стоимость полотен Браун достигает нескольких тысяч долларов, и ведь находятся почитатели ее художеств, готовые платить такие деньги.

Милли Браун

Милли Браун

Тело мастера не боится

Что вы используете в качестве инструмента для рисования? Смеем предположить, что кисть, в крайнем случае палец. А вот американка Кира Айн Варзеджи рисует грудью. Техника, правда, не так оригинальна, как сам инструмент: девушка окунает грудь в краску разных цветов и водит ею по холсту. Процесс длится, пока картина не понравится своему создателю. Сама она утверждает, что главный секрет популярности ее живописи состоит в неповторимом смешивании красок.

Кира Айн Варзеджи

Кира Айн Варзеджи

Считается, что художник должен постоянно страдать и испытывать лишения. Лишь тогда его работы будут особенно чувственными и эмоциональными. Звание «художника-мученика» по праву носит Ани Кей из Индии, который рисует собственным языком, из-за чего у него постоянно болит голова, возникают спазмы мышц и тошнота. Когда Кей пришла в голову идея рисовать нестандартным способом, он выбрал нос. Но, как оказалось, этот инструмент уже давно испробован другими художниками. Он не придумал ничего лучше, чем рисовать языком. Гордость Ани – 2,5-метровое полотно, которое является копией «Тайной вечери».

Ани Кей

Ани Кей

Нести людям гадость: провокации фотографов

Обычно фотографы стараются очистить свои снимки от грязи и оставить на них только самое красивое. Но это не относится к Нан Голдин. Жизнь геев, умирающий от СПИДа, секс и никакого глянца, профессионального освещения, выдержки и композиции. Только правда жизни с прыщами на попе и бритыми мужскими ногами.

Нан Голдин

Нан Голдин

Дети, закопанные в песок, которых клюют вороны. Члены в тисках и на велосипедах. От фотографий Артура Тресса становится жутко. Нереальные и пугающие образы пробуждают настоящую панику, которую невозможно объяснить и контролировать. И фотограф этим пользуется, показывая постапокалиптическую жизнь.

Артура Тресса

Артура Тресса

Весь мир театр…

Все мы привыкли к тому, что Мельпомена несет в массы только добро, однако на театральных подмостках во время спектаклей проливается настоящая кровь и происходит насилие.

В 1995 году в Лондоне состоялась премьера пьесы Сары Кейн «Подорванные». Театральные критики сравнили мероприятие с «окунанием в ведро с помоями»: на сцене демонстрировались эпизоды изнасилования, подрыв террориста-смертника, самоубийство и даже поедание мертвого малыша. Однако это не помешало постановке стать популярной, а за самоубийством Кейн последовала переоценка ее творческой деятельности.

Сара Кейн

Сара Кейн

Кровавое искусство Германа Нитча, того самого художника (см.первое фото сверху), рисующего мочой, и основателя «Театра оргий и мистерий», в 1960 году потрясло жителей Австрии. На глазах зрителей умерщвляли животных, разбрасывали их внутренние органы по сцене и в зал, а кровь стаканами лилась на голых актеров, лежавших на полу и изображавших крест.

«Театр оргий и мистерий»

«Театр оргий и мистерий»

В современном искусстве порой все перевернуто с ног на голову. Кто-то это принимает, а другие испытывают настоящий ужас и отвращение. Как относиться к подобным «выходкам», выбор каждого, дело собственных предпочтений: не нравится – не смотри. С другой стороны, спрос рождает предложение, и всегда будут те, кто будет нас шокировать и испытывать от этого неподдельное удовольствие.

owro.ru

Теодор Жерико Сумасшедшая старуха: Описание произведения

Серия из нескольких портретов душевнобольных, которая сегодня считается настоящей вершиной французской живописи XIX столетия, не принесла Теодору Жерико прижизненной славы: он писал своих «Сумасшедших» в последний, 32-й год своей недолгой и сумбурной жизни, преодолевая депрессию, отчаяние и адские боли после нескольких операций на травмированном падением с лошади позвоночнике.

Должно быть, только таким и может быть художник романтического направления: горячим, импульсивным и подверженным чередованию периодов радостного подъема с месяцами самой чёрной меланхолии. Во всяком случае, Теодор Жерико, с творчества которого во французской, да и всей европейской живописи начинается романтизм, был именно таков. У него случился бурный роман с женой его дяди, Александрин Карюэль. От этой связи родится сын. Скандал будет публичным и громким. Ребёнка отдадут в дом призрения, его мать навсегда уедет из Парижа, а Жерико обреет голову наголо и почти на год запрётся в своей мастерской. Он будет работать над грандиозным «Крушением плота «Медузы», покидая стены мастерской, только чтобы искать натуру в больницах и моргах. Когда в 1819 году картина будет представлена на Салоне, но не найдёт понимания и одобрения, Жерико станет совсем худо. Однажды, когда его душевное состояние начнёт казаться угрожающим, друзья познакомят художника с чрезвычайно одарённым психиатром – директором французского госпиталя Сальпетриер Этьеном-Жаном Жорже.

Жорже специализировался на мономаниях – он выделил и описал несколько: теоманию (религиозное помешательство), эротоманию, демономанию… Считается, что именно он подарил Жерико идею живописных типов из своей психиатрической практики, которые хотел использовать как наглядные пособия для обучения студентов. Изобразить разные виды человеческих маний – что может быть заманчивее для художника? Вполне вероятно, что увлечённость этой работой помогла Жерико хотя бы отчасти справиться с собственным душевным недугом.

Всего портретов, изображавших разные виды помешательства, было 10, потом они разошлись по музеям и частным коллекциям, и в настоящее время из них известны лишь 5. Исследователь творчества Жерико Валерий Прокофьев перечисляет: «В Лионском музее находится так называемая «Гиена Сальпетриера» – изображение безумной старухи, страдающей манией зависти. В Лувре – портрет сумасшедшей, страдающей маниакальным пристрастием к азартным играм. В Гентском музее – «Клептоман», в музее в Спрингфильде (США) – «Вор детей» и, наконец, в собрании О.Рейнгардта в Винтертуре – едва ли не самый трагичный из них – «Умалишенный, воображающий себя полководцем».

…Воспалённые глаза с полопавшимися сосудами скошены куда-то в сторону. Душевнобольная избегает зрительного контакта. Её челюсти и надбровья напряжены. Особую роль в выявлении плачевной участи героини играет одежда. Взгляните на оборки её чепца: их цвет резко оттеняет нездоровую желтизну кожи старухи, но главное даже не в колорите. Подобные оборки всегда тщательно крахмалились и благодаря этому держали форму. А здесь оборка безжизненно обвисли, так как их хозяйке давно уже нет дела до внешних приличий. Клочки седых волос выбиваются из-под чепца, а его тесемки остаются развязанными, болтаясь вдоль щёк. Из-под платья видна нижняя рубаха. Все эти «неряшливые» подробности нужны Жерико, чтобы показать, насколько выключена его героиня из мира нормы и приличий и погружена в своё состояние. У этой старухи был реальный прообраз – пациентка больницы Сальпетриер, которая не переносила, если кто-то рядом выражал радость. Тогда она испытывала муки зависти и гнева, которые неизбежно заканчивались судорожным припадком. Китайцы зовут зависть «болезнью красных глаз». Вряд ли об этом знал Жерико, но изобразить эту и другие детали облика душевнобольной ему удалось с пугающей проницательностью.

Подлинный романтик в конце пути всегда становится реалистом – именно это и произошло с Жерико, когда в последний год короткой и яркой жизни он писал своих «Сумасшедших».

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

10 музеев искусства душевнобольных. - fessrk

Собрания произведений душевнобольных художников и просто творцов, оказавшихся на обочине жизни

10 музеев искусства душевнобольных

В 1940-е годы французский художник Жан Дюбюффе придумал термин«Арт-брют». Так он назвал «антикультурное» искусство — такое, которое независит от общепринятых норм и культурных шаблонов. Вдохновленныйтрудами врачей-психиатров, Дюбюффе относил к Арт-брют в первую очередьпроизведения душевнобольных. Однако впоследствии значение терминарасширилось, и образцами Арт-брют стали считаться работы заключенных,инвалидов, да и просто изгоев — или аутсайдеров. В англоязычных странахэтот вид искусства так и называют — Outsider Art.

Сегодня развитие Арт-брют тесно связано с деятельностью студийарт-терапии. Выставки Арт-брют всегда вызывают большой резонанс, ааутсайдеры могут рассчитывать не только на признание зрителей, но и навыручку от продажи своих работ. В конце концов, отличить гения отбезумца во все времена было непростой задачей.

Вот 10 музеев, где можно увидеть работы художников-аутсайдеров.

Collection de l’Art Brut

10 музеев искусства душевнобольных

Жан Дюбюффе не только стал теоретиком Арт-брют, но и собралвнушительную коллекцию творчества аутсайдеров. Она состояла примерно из5000 работ и в 1971 году была передана в дар городу Лозанне. Спустя пятьлет здесь открылся один из крупнейших в мире музеев Арт-брют —Collection de l’Art Brut, эта коллекция сегодня насчитывает уже более 30000 произведений.

В Collection de l’Art Brut выставлены работы всемирно известныхаутсайдеров, в том числе швейцарца Адольфа Вёльфли — одного из первыххудожников, причисленных к этому направлению. Большую часть жизни онпровел с диагнозом «шизофрения» в психиатрической клинике Вальдау, гденачал создавать рисунки и коллажи, стоимость которых сегодня можетдостигать сотен тысяч долларов. Не меньшей популярностью пользуютсяработы американки Джудит Скотт, страдавшей синдромом Дауна. Еескульптуры напоминают разноцветные коконы: Джудит обматывала ниткамиобычные бытовые предметы — мебель, велосипедные колеса, зонтики. Неисключено, что именно благодаря творчеству она дожила до 61 года — срок,весьма внушительный для человека с таким диагнозом.

Как найти: Швейцария, Лозанна, Av. Bergières 11

Часы работы: вторник-воскресенье 11.00-18.00

Вход: 5 швейцарских франков, дети до 16 лет — бесплатноСайт: http://www.artbrut.ch

Bethlem Royal Hospital Archives and Museum

10 музеев искусства душевнобольных

Бетлемская королевская больница — одна из старейших психиатрическихклиник в мире (XIV век). Изначально это был монастырь ордена ЗвездыВифлеема. От искаженного Bethlehem (Вифлеем) и пошло второе названиегоспиталя — Бедлам. В эпоху Средневековья и Возрождения Бедлампользовался среди жителей Лондона дурной славой: большинство пациентовстановились его узниками на всю жизнь.

Со временем в клинике стали использовать куда более гуманные методылечения, в том числе арт-терапию. Сегодня Бетлемская королевскаябольница располагает небольшой коллекцией работ своих пациентов, в числекоторых, кстати, был известный художник Луис Уэйн, попавший в больницу сдиагнозом «шизофрения». Свою жизнь он посвятил изображениючеловекоподобных кошек, котов и котят (на поздних картинах их заменилимонстры, составленные из фракталоподобных узоров). Уэйн иллюстрировалжурналы и детские книги, а в начале XX века была выпущена серия открытокс его рисунками. Стоимость одной открытки сегодня может достигать $800.

В силу ограниченного пространства музей может одновременно принять неболее 10-15 человек. Руководство просит посетителей заранеепредупреждать о своем визите.

Как найти: Великобритания, графство Кент, Beckenham, Monks Orchard Road

Часы работы: понедельник-пятница 9.30-16.30

Вход: свободныйСайт: http://www.bethlemheritage.org.uk

Московский музей творчества аустайдеров

10 музеев искусства душевнобольных

В России увидеть работы душевнобольных художников можно в Московскоммузее творчества аутсайдеров. Постоянная экспозиция открылась в 1996году, однако интерес к аутсайдерскому искусству проснулся у егосоздателей несколькими годами ранее. Первая же организованная имивыставка встретила бурный отклик.

Директор музея Владимир Абакумов подчеркивает, что приравниватьтворчество душевнобольных к аутсайдерскому искусству нельзя. Ядроколлекции Московского музея аутсайдеров, однако, составляют именнообразцы психопатологической экспрессии. Атмосфера в музее царитзагадочная и немного зловещая: выкрашенные в черный цвет стены с яркимипятнами картин на них.

Продвижением аутсайдерского искусства в России также занимаетсяпроект Outsiderburg. При его поддержке проходят благотворительные акции ивыставки — как в пределах страны, так и за рубежом. С помощью сайтапроекта можно не только сделать благотворительный взнос, но и приобрестиработы отечественных аутсайдеров. Кстати, российские исследователипредпочитают называть их не аутсайдерами, а посторонними или иными.

Как найти: Россия, Москва, Измайловский бульвар, 30

Часы работы: суббота-воскресенье 12.00-18.00

Вход: свободныйСайт: http://www.museum.ru/OUTSIDER

Museum Ovartaci

10 музеев искусства душевнобольных

В датском музее Ovartaci хранится одна из самых крупных в Европеколлекций работ душевнобольных художников. Музей находится на территориипсихиатрической клиники Аархус и назван в честь одного из пациентов,Луиса Маркуссена, более известного как Овартачи. Он умер в возрасте 91года, 56 он провел в психиатрической лечебнице и в отличие отбольшинства аутсайдеров был не самоучкой, а профессиональнымхудожником-оформителем. Овартачи был бесспорно талантливым и плодовитымхудожником, а в поклонниках у него числился сам Жан Дюбюффе.

Своим примером он полностью разрушил стереотип о том, что в подобныхзаведениях люди не живут, а лишь влачат жалкое существование. Овартачиимел отдельную комфортабельную комнату и ряд привилегий: например, емуразрешалось кататься на велосипеде и даже выезжать на «экскурсии» вбольшой мир. Разумеется, не без сопровождающих.

Руководство музея подчеркивает, что его экспонаты не стоитассоциировать с наивным искусством: все картины, скульптуры иинсталляции выполнены настоящими художниками. Патрик Ларсен, например,окончил Академию изящных искусств, однако он, как и авторы другихпроизведений в коллекции Ovartaci, в определенный период своей жизнистолкнулся с психическим заболеванием.

Как найти: Дания, Risskov, Skovagervej 2, Aarhus University Hospital

Часы работы: понедельник-пятница 10.00-16.00, суббота 12.00-16.00

Вход: €6, дети до 15 лет — бесплатноСайт: http://ovartaci.dk

Intuit: The Center for Intuitive and Outsider Art

10 музеев искусства душевнобольных

Intuit — единственная в США некоммерческая организация, деятельностькоторой посвящена исключительно искусству аутсайдеров. Основана она былав 1991 году. На сегодняшний день постоянная коллекция Intuitнасчитывает около 1100 экспонатов. При центре есть небольшой магазин,где можно купить не только сувениры и книги, посвященные аутсайдерскомуискусству, но и последние номера тематического журнала The Outsider.

Коллекция музея очень разношерстная. Далеко не каждый художник, чьиработы представлены в Intuit, имел психиатрический диагноз, но все онибыли людьми со странностями. Так, Эмери Блэгдон, чьи родители умерли отрака, создавал скульптуры из фольги, ленточек, магнитов, бусинок ипрочих мелочей. Блэгдон верил, что его творения производятэлектромагнитную энергию, которая может победить боль и даже избавитьчеловека от рака. Другие художники — например, Зи Би Армстронг и ГовардФинстер — приходили к творчеству после того, как их посещали видения.

Впрочем, в коллекции музея есть и образцы психопатологическойэкспрессии. Уэсли Уиллис страдал от шизофрении и с помощью живописи имузыки пытался заглушить голоса, звучавшие у него в голове. Впоследствиион даже подписал контракт со звукозаписывающей студией.

Как найти: США, штат Иллинойс, Chicago, N Milwaukee Avenue 756

Часы работы: вторник-суббота 11.00-17.00

Вход: $5, дети до 12 лет — бесплатноСайт: http://www.art.org/

Ketukki Art Centre

10 музеев искусства душевнобольных

Финский арт-центр «Кетукки» на общенациональном уровне занимаетсяподдержкой умственно отсталых художников. Он был основан в 2006 году.Создатели принципиально не называют свое детище центром арт-терапии.«Кетукки» — это полноценная творческая студия, на базе которой собранавнушительная коллекция работ художников с отклонениями в развитии.

Студентов «Кетукки» учат работать в разных техниках. В программе дажеесть экзотическое лошадиное войлоковаляние: на коврик кладут цветныеклочки шерсти, скатывают его в рулон и прикрепляют к повозке.Запряженная в нее лошадь катает рулон по траве и таким образом создаетуникальное произведение.

«Кетукки» регулярно проводит выставки и активно сотрудничает сзарубежными партнерами, в том числе и российскими: Яна Исомаки, одна изработников центра, закончила МГУ и хорошо говорит по-русски. С цельюпопуляризации искусства аутсайдеров руководство «Кетукки» даже планируетвыпускать продукты общего пользования — например, зонтики с принтамирисунков своих учеников.

Как найти: Финляндия, Hämeenlinna, Keinusaarentie 1

Часы работы и стоимость билетов: зависят от конкретной выставкиСайт: www.kettuki.fi

Museum Gugging

10 музеев искусства душевнобольных

Музей Gugging находится на территории одноименного центра Арт-брют,уникального в своем роде. Центр состоит из трех зданий: Главного смузеем, галереей и магазином, Виллы, где проходят лекции, встречи итеатрализованные перформансы, и Дома художников. Последний представляетособый интерес: в нем живут художники, чьи работы выставляются в галерееGugging. Все они имеют серьезные психические отклонения, поэтому их дом— это, по сути, центр социальной помощи бывшим пациентампсихиатрических клиник. Рисовать им разрешают где и на чем угодно, в томчисле и на фасаде здания, который пестрит яркими красками.

Постоянная экспозиция музея представляет собой ретроспективуавстрийского Арт-брют за последние 40 лет. Один из самых интересных егопредставителей — Август Валла, который прожил в Доме художников более 15лет и за это время успел разрисовать стены своей комнаты от пола допотолка. Работы Валлы представлены в каталоге, который можно купить вмагазине при музее Gugging. Помимо открыток и постеров, там такжепродаются изделия из керамики и текстиля, выполненные молодымиавстрийскими дизайнерами.

Как найти: Австрия, Maria Gugging, Am Campus 2

Часы работы: в холодное время года — вт.-сб. 10.00-17.00, вс. 10.30-17.00, в теплое —вт.-сб. 10.00-18.00, вс. 10.30-18.00

Вход: взрослые — €7, дети — €2,5, до 6 лет — бесплатноСайт: http://www.gugging.org

The Lynch Collection of Outsider Art

10 музеев искусства душевнобольных

Руководство Уэслианского колледжа всегда уделяло повышенное вниманиеискусству во всех его проявлениях. На базе колледжа работают творческиемастерские, театр, картинные галереи и небольшой музей аутсайдерскогоискусства. В коллекции собраны работы художников, которые родились илипрожили большую часть жизни в Северной Каролине. Но объединяет их нетолько место жительства: на долю каждого выпало немало трагическихиспытаний.

Уильям Л. Бойд, например, был ветераном Корейской войны. Его самолетсбили во время разведывательного полета, и с тех пор Бойд страдалглубоким психическим расстройством. В музее Уэслианского колледжахранится единственная сохранившаяся его скульптура, остальные былиуничтожены после смерти художника. Невин Эванс во время игры в бейсболполучил сильнейший удар по голове мячом, после чего его начали мучитьгаллюцинации и у него нарушилось внимание. А самая, пожалуй, тяжелаяучасть досталась Тони Уайзу — жертве случайной перестрелки. Пуля попала впозвоночник, в результате чего Уайз оказался полностью парализован,вдобавок его мучили сильнейшие боли. Спустя несколько лет он вдруг началписать картины по библейским сюжетам. Причем, поскольку он не могпошевелить ни рукой, ни ногой, держать кисточку ему приходилось в зубах.

Как найти: США, штат Северная Каролина, Rocky Mount, 3400 N. Wesleyan Blvd., Pearsall Building on the NC Wesleyan College Campus

Часы работы: 9.00-17.00

Вход: свободныйСайт: http://www.ncwc.edu/arts/lynch

The Prinzhorn Collection

10 музеев искусства душевнобольных

Одна из монографий, пробудивших интерес Жана Дюбюффе к искусствуаутсайдеров, — «Художественное творчество душевнобольных» немца ГансаПринцхорна. Она был опубликована в 1922 году, и к тому времени Принцхорнуспел собрать внушительную коллекцию работ более 400 пациентовпсихиатрической клиники при Гейдельбергском университете — 5000 картин,рисунков, коллажей, скульптур, набросков, рукописей. После смертиПринцхорна собрание продолжало расти: в нем появились работыдушевнобольных художников из Польши, Франции, Австрии, Италии, Японии.Самые старые экспонаты относятся к 1880-м годам. Многие произведенияпринимали участие в крупных международных выставках. Впрочем, сам музейбыл открыт в Гейдельберге лишь в 2001 году.

Интересно, что в 1930-е годы немецкий Арт-брют служил подспорьем впропагандистской деятельности национал-социалистов. Гейдельбергскийпрофессор Карл Шнейдер тщательно изучил работы пациентов и выбрал те изних, которые по многим признакам напоминали работы современныххудожников, неугодных Третьему рейху, после чего сравнил первых совторыми на страницах специального каталога, вышедшего в 1937 году.

Как найти: Германия, Гейдельберг, Voßstraße 2, Klinik für Allgemeine Psychiatrie, Universitätsklinik HeidelbergЧасы работы: вторник-воскресенье 11.00-18.00, среда 11.00-20.00

Вход: €2Сайт: http://prinzhorn.ukl-hd.de/

The Museum of Everything

10 музеев искусства душевнобольных

«Музей всего на свете» появился в Лондоне в 2009 году. Он относится ктак называемым pop-up музеям, которые стихийно возникают в каком-томесте, а потом так же стихийно перебираются в другое. Последняя,четвертая по счету масштабная выставка прошла на территории бывшеголондонского универмага Selfridges. Ее основу составили работы тех, ктопосещал реабилитационные центры для людей с отклонениями в психическомразвитии.

Создатель музея Джеймс Бретт считает термин «аутсайдерское искусство»некорректным, предпочитает не акцентировать внимание на психическихзаболеваниях и называет художников просто «самоучками», чтобы избежатьпредвзятого отношения со стороны зрителей.Выбирая экспонаты, Бретт учитывал в первую очередь художественную ценность того или иногопроизведения, а не судьбу его создателя. Собрание Бретта насчитываетнесколько сотен картин, рисунков, скульптур и инсталляций. В нем нашлосьместо работам самого известного российского аутсайдера — АлександраЛобанова, который большую часть своей жизни провел в Ярославскойобластной психиатрической больнице «Афонино». Его наивные рисунки снеграмотными подписями пользуются огромной популярностью на Западе: отворчестве Лобанова пишут научные работы.Адрес, стоимость билетов и часы работы: в зависимости от конкретной выставки

Сайт: http://www.musevery.com

fessrk10.livejournal.com

Их коснулось безумие муз. Душевнобольные художники — Статьи — ARTUKRAINE

Две с половиной тысячи лет назад Сократ отвергал поэтов “нетронутых безумием муз”, поскольку их “стремление к совершенству напрочь затмевает любой вдохновлённый сумасшедший”. И с Сократом в этом случае сложно поспорить, поскольку истории великих сумасшедших всегда вызывали и будут вызывать повышенный интерес общества, ведь именно “безумное” искусство является окном в область трансцендентного.

Ещё в начале ХХ века внимание психиатров привлекали пациенты, способные находить выход своим психическим расстройствам в визуальном искусстве. Позднее, в середине ХХ века, появилась арт-терапия - раздел психиатрии, использующий художественные приёмы для лечения психокоррекции. 

Одним из первых, кто связал душевные заболевания с искусством, как областью проявления бессознательного, стал швейцарский психиатр и психотерапевт Вальтер Моргенталер (1882—1965). Именно под его присмотром в 1907 году в психиатрической больнице в Вальдау (Швейцария) оказался Альфред Вёльфли - пациент с диагнозом “шизофрения”, художественное наследие которого составляет десятки тысяч рисунков и коллажей, а также ряд музыкальных и литературных сочинений (стихов и прозы).

В 1921 году Вальтер Моргенталер публикует монографию о жизни и работах Вёльфли - «Безумие и искусство» («Ein Geisteskranker als Künstler»), которая наравне с монографией немецкого психиатра Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных» (1920) задала вектор в исследовании искусства душевнобольных и пониманию их именно как художников.

Современный фрейдистский психиатр Сидни Меланже* объясняет, что художники более всего склонны к психическим расстройствам, поскольку чаще всего работают с областью бессознательного. О бессознательном и его связи с искусством писали Карл Густав Юнг и Эрих Нойманн уже в начале 20-х годов ХХ века в работе “Психоанализ и искусство”**.

В 1945 году французский художник Жан Дюбюффе ввёл термин Ар брют (фр. Art Brut — грубое, необработанное, неограненное искусство), дабы описать коллекцию работ, состоящую не только из произведений душевнобольных, но и представителей маргинальной части общества. Как справедливо полагал Дюбюффе, творчество непрофессиональных художников, которые не попадают под влияние социума, несёт спонтанный характер и избавлено от культурных шаблонов. Позднее, в 1972 году, искусствоведом Роджером Кардиналом был введён термин искусство аутсайдеров - эквивалент термина Ар брют. Именно этот термин прижился в искусствоведении и широко используется сегодня.

Прошло практически сто лет с тех пор как Вальтер Моргенталер начал коллекционировать работы Адольфа Вёльфли в исследовательских целях. Сегодня же творчество душевнобольных занимает особую нишу в истории искусства и многие музеи мира занимаются собиранием, хранинием и экспонированием работ художников-аутсайдеров.

Ниже представлены некоторые из художников - тех, кого безумие муз коснулось бесспорно. Интересно, что именно психические расстройства лишили этих художников тщеславия, жажды признания и славы - от чего порой так сложно избавиться художникам “нормальным”.

Конечно же, первым в этом ряду будет уже упомянутый Адольф Вёльфли (1864-1930). Его детство было исполнено страданий, что сильно повлияло на его психику. После нескольких арестов за сексуальные домогательства к малолетним девочкам Вёльфли был отправлен на экспертизу в психиатрическую клинику Вальдау, в целях определения его вменяемости. Там он получил диагноз “шизофрения”, провёл половину своей жизни и скончался от рака кишечника.

Адольф Вёльфли

Работы Вёльфли исполнены множества мельчайших деталей. В них сочетаются текст, изобразительность визуального искусства с математической последовательностью музыкальных произведений.

 

В 1945 году на работы Вёльфли обратил внимание Жан Дюбюффе. Сюрреалист Андре Бретон считал, что творения Вёльфли являются «одними из трёх-четырёх важнейших работ ХХ века». В 1972 году некоторые работы Вёльфли были представлены на выставке современного искусства «documenta 5», прошедшей в Касселе (Германия). В 1972 году в Берне был учреждён Фонд Адольфа Вёльфли, и с тех пор коллекция его работ хранится в Художественном музее Берна.

Начиная с 1978 года в свет выходят музыкальные адаптации произведений Вёльфли.

 

Одним из самых трогательных в истории сумасшедших был англичанин Луис Уэйн - человек, превративший себя в кота. Пожалуй, эта история будет интересна поклонникам современных интернет-мемов в виде котиков, собирающих сотни “лайков” каждый день.

 

Луис Уэйн

Сумасшествие постигло Луиса только в последние годы жизни, но вся его судьба постепенно к этому подводила. Рисованием Уэйн занимался с детства, но из-за личной трагедии художник сфокусировался на изображении котов. Вскоре после свадьбы у жены Луиса диагностировали рак, от чего она скончалась через три года. Чтобы как-то её развлечь во время болезни, художник завёл котёнка (названного Питером в честь Петра Первого), начал обучать его различным человеческим повадкам (кот носил очки и сидел смирно перед книгой, делая вид, что читает) и впоследствии делать многочисленные зарисовки.

 

После смерти супруги Луис Уэйн сфокусировался на антропоморфном изображении котов и получал заказы на иллюстрации книг и открыток. Постепенно Уейн полностью проникся наделением котов человеческими качествами. Известен случай, когда художник, заметив, как кошка перебегает дорогу, а навстречу ей несется автобус, - сам ловко запрыгнул в автобус и повернул руль в другую сторону. Очнувшись в больнице, Уэйн первым делом спросил о состоянии кота.

Писатель Герберт Уэллс говорил о нём: «Он превратил себя в кота. Он изобрёл кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Все английские коты должны стыдиться, если не будут хотя бы немного походить на котов Луиса Уэйна».

 

На изображении сопоставлены работы, созданные в течение последних лет болезни. Видна динамика превращения отчётливых фигуративных форм во фрактальные узоры.

Последние пятнадцать лет художник, диагностированный шизофренией, провёл в психиатрической клинике. С развитием болезни и усилением галлюцинаций работы художника всё менее носили фигуративный характер и напоминали фракталоподобные узоры. Спустя пару десятков лет такие узоры буду называть психоделическими, благодаря открытому швейцарским химиком Альбертом Хоффманом психоактивному веществу ЛСД-25 (всего за год до смерти художника).

 

Третьим героем сегодняшней истории станет Александр Лобанов (1924—2003). Его наивное творчество хранится  во многих музеях от родного Ярославля до Парижа, работы показаны на Третьей московской биеннале современного искусства в 2003 году, а судьба художника стала предметом документального фильма французского режиссёра Бруно Дешарма. И неудивительно, потому что, глядя на его жизнь, остаётся только недоумевать: за что это всё ему досталось?

 

Александр Лобанов

После тяжёлой болезни менингитом в детстве Александр остался глухонемым, а в возрасте 23-х лет был помещён в психиатрическую больницу, где и провёл 56 лет.

Наследие Александра Лобанова составляет тысячи рисунков. Практически все они посвящены одной тематике и включают автопортреты, портреты Сталина, революционных героев. Одним из ключевых элементов большинства рисунков Лобанова является вымышленная им “двустволка Мосина”, которая является усовершенствованной версией популярной во время Русско-японской и Первой мировой войн винтовкой. По одной из теорий, во время Второй мировой один солдат пообещал Александру такую винтовку в подарок - что и отпечаталось в памяти художника.

 

Самое трогательное в работах Александра Лобанова - детскость и наивность, которыми он наполняет свои изображения.

 

 Продолжение следует...

 

*New York Foundation for the Arts. Ilana Stanger. Still Crazy After All These Years

**Карл Густав Юнг, Эрих Нойманн. Психоанализ и искусство. Рефл-бук, Ваклер, 1998 г.

 

 

Ася Баздырева

artukraine.com.ua

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин — artusia.ru

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Человека постоянно тянет к творчеству. Люди рисовали еще с доисторических времен, изображая на скалах фигурки животных и богов. Сегодня мы имеем возможность восторгаться картинами самых талантливых художников, которых породила цивилизация.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Кто-то из них искусно передает игру света или воды, кто-то уделяет внимание деталям, а чьи-то картины просто дарят настроение. Но люди ищут и находят возможность творить картины не только с помощью кисти. На свете есть немало удивительных художников, использующих необычные техники в своем творчестве.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Человек, который пишет картины пенисом

Австралиец Тим Патч (Tim Punch) имеет свою кисть всегда под рукой. Ведь в этом качестве выступает его пенис. Сам себя художник в шутку называет Pricasso. Нет никакого сомнения, что такой псевдоним великий художник одобрил бы, ведь и Пикассо обожал шокирующие эксперименты. Для оформления фона картины Прикассо использует свою попу. Ведь рисование главным инструментом заняло бы довольно много времени.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Картины, написанные пенисом, постоянно появляются на различных секс-выставках. При этом сам художник наглядно показывает посетителям, как он создает свои картины. Самое смешное, что полотна выходят действительно неплохими, учитывая необычный инструмент для их создания.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Художник, использующий рвоту

Художница Милли Браун (Millie Brown) создает то, что некоторые люди смело называют искусством. Женщина пьет окрашенное цветом молоко, а затем извергает жидкость обратно на белый холст или даже на свое платье. Она освоила искусство регургитации, благодаря чему научилась с помощью мышц выталкивать наружу содержимое своего желудка. Этот талант позволяет Браун создавать образцы актуального искусства.

Процесс рисования рвотой

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Казалось бы, что тут сложного? Пей, да извергай жидкость на холст. Между тем абстрактные полотна Браун стоят тысячи долларов. Самая известная картина, «Nexis Vomitus» была создана в акустическом сопровождении двух оперных певиц. Эта картина стоит 2400 долларов и несложно найти в Интернете видео создания полотна. Только вот просмотр этой техники живописи может сам по себе вызывать неприятные позывы.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Рисование баскетбольным мячом

Китаянка Хун И (в Сети — Red Hong Yi) решила создать портрет своего кумира, баскетболиста Яо Мина. Он недавно закончил свою звездную карьеру в «Хьюстон Рокетс». Но чем лучше всего нарисовать баскетболиста? Конечно же, мячом! Девушка обожает рисование, но выбирает для воплощения своего таланта необычные предметы. Ранее Хун И составляла портрет Джеки Чана из палочек для еды и «натаптывала» портреты звезд мирового футбола!

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

На этот раз ее кистью стал баскетбольный мяч. Она макала его в краску и оставляла следы на холсте. Постепенно на бумаге проявился образ знаменитого игрока. Ролик о такой необычной технике получил более 400 тысяч просмотров на YouTube. Сама же художница родилась и выросла на Борнео, пожила в Австралии и Голландии, а сейчас проживает в Шанхае.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Кровь человека в качестве краски

Виниций Кесада живет в Бразилии. Сам себя он называет личным художником. Кесада обожает шокировать своими картинами. Он создал необычную серию под названием «Блюз, написанный кровью». Необычным является то, что эти картины нарисованы человеческой кровью и мочой. На апокалиптических картинах бразильца можно увидеть властных гейш, курящих сигареты обезьян и других необычные образы.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Для своих картин Кесада использует три цвета — красный, желтый и синий. Больше всего в картинах именно красного, но для него используется собственная кровь художника. Правда он может выделять для этого только около 450 миллилитров каждые 2 месяца. Чужой же крови Кесада принципиально не использует, не желая причинять кому-либо вреда.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Подводные художества

Целая группа украинских художников создают свои полотна под водой. Для этого они погружаются с аквалангами в воды Черного моря. Там у них есть около 40 минут для творческой работы. За это время им удается в весьма сложных условиях положить на полотна краски. В результате картины получаются практически такими же, как и написанные в естественных условиях. Правда перед началом рисования креативные дайверы покрывают свои полотна водонепроницаемым клеем.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Работают художники на глубинах от 2 до 20 метров. Они говорят, что свет в воде рассеивается и падает на камни и кораллы. В итоге подводный мир выглядит настолько прекрасным, что вдохновляет на творчество. Человечески глаз лучше способен уловить эту красоту, чем камера. Но художникам надо учитывать, что с глубиной цвета теряются. Так что нанесенный под водой на полотно коричневый цвет может превратиться на поверхности в красный.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Рисование женской грудью

Американская художница Кира Эйн Варзеджи (Keri Ayn Varszegi) рисует свои картины грудью размером 38DD (по-нашему – пятый размер). Техника в данном случае не так оригинальна, как сам инструмент. Кира просто макая свою грудь в масляную красу, а затем прижимает ее к холсту.

В процессе рисования это повторяется раз за разом, просто используются различные цветовые комбинации. Рисование продолжается до тех пор, пока художнице не понравится ее работа. Кира утверждает, что секрет популярности ее картин кроется в особом смешивании цветов. Правда, стоит все же поблагодарить и природу, подарившую такую шикарную грудь.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Художница говорит, что целью ее творчества являются эмоции ее зрителей, а также приведение жилых помещений в красивый вид. Да и такие картины неизменно вызывают улыбку у людей. Для достижения таких целей Кира научилась использовать различные инструменты — от разнообразных кистей до игрушек, овощей и различных частей тела.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Тем, кто считает эти картины смешными, стоит рассказать, что Кира является признанным художником. Большая часть ее творчества продается на eBay, где каждая работа оценивается в сотни долларов. Кира утверждает, что ее картины разошлись по всему миру. В каждом американском штате можно найти столь необычно созданные работы.

Картины из копоти от свечи

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Коптилка – это уникальный способ, придуманный в 30-х годах прошлого столетия, позволяющий с помощью копоти от свечи или керосиновой лампы создавать образы на полотне. Рисунок доводится до совершенства карандашами и кисточками. Даже Дали был сторонником такого метода.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

За последние 15 лет художник Стив Спазук создал несколько сложные композиций полностью из копоти, включая самые мелкие образы птиц, насекомых и танцующих фигур, которые дорабатывал перьями, цветами и огнем.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Художник, рисующий языком

Говорят, что художники должны страдать за свое искусство. В результате они вынуждены одеваться в грязное белье, а питаться вообще непонятно чем. Но всех художников-мучеников превзошел Ани Кей. Дело в том, что он пишет свои картины собственным языком. Следствием этого являются сопутствующие постоянные головные боли, спазмы и тошнота. Когда Ани решил писать картины необычным способом, то сперва он выбрал в качестве инструмента нос. Но оказалось, что этот метод был уже опробован другими художниками.

Первые попытки использовать язык обернулись серьезными болями в голове и теле из-за острых испарений от краски. Этот учители рисования смог уже создать 20 акварельных картин. Его гордостью стало полотно шириной в 2,5 метра, копирующее «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Работа над этой картиной заняла 5 месяцев. Художник строит галерею в своем доме, расположенном в индийском Керале. Тело уже привыкло к необычной методике, теперь работа над картиной занимает около 4 дней.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Рисование мертвыми муравьями

Для картины «Портрет с пистолетом» художник Крис Трумэн (Chris Trueman) использовал необычную среду. Автор создал свою работу с помощью мертвых муравьев. Ему понадобилось сразу 200 тысяч этих трудолюбивых насекомых. В результате на свет появилась картина в коричневых тонах, где был изображен маленький брат Трумэна с винтовкой в руках.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Как ни странно, но художник заявил, что его работа является плодом любви. Именно такое противоречивое чувство он испытывал, убивая муравьев, необходимых для картины. Ради искусства Трумэну пришлось делать то, что он ненавидел. Картина в результате стал не только объектом живописи, но и воплощением геноцида муравьев. Ее обладатель несомненно выделится в современном обществе. А оценочная стоимость картины составляет 35 тысяч долларов.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Художник, использующий собственные глаза

Этот странный метод освоил Сян Чен из китайской провинции Хунань. Этот художник и артист каллиграфии научился держать под своим веком длинные, метровые кисти. Именно туда он вводит металлический торец инструмента для рисования. В результате он пишет и рисует именно глазом.

Свои необычные способности Чен выявил, когда ему исполнилось 16 лет. Однажды он пришел домой со стройки и обнаружил, что оба его глаза были забиты песком. Но сам он от этого не чувствовал ни боли, ни дискомфорта. Чен попробовал потыкать в свой глаз, но все, что он почувствовал — небольшой зуд.

Китаец использует свои глаза не только для рисования, но и для игры на пианино. Интересно, но врачи констатируют, что его органы зрения ничем не отличаются от обычных.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Живопись менструальной кровью

Свою картину под названием «Фрагмент периода» Лани Белосо создала, используя менструальную кровь. Когда гавайская художница поняла, что ее состояние доктора называют меноррагией, то есть обильными месячными, она решила собирать кровь и использовать ее с пользой.

Сначала во время менструации художница садилась над полотном и кровь скапывала вниз, создавая образы, затем она решила просто собирать кровь, создавать картины и покрывать их смолой. Таким образом, художница создала 13 картин в хронологическом порядке. Эту серию она назвала своеобразным очищением.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Художница, рисующая человеческим пеплом

Многие художники при создании своих полотен пользуются помощью друзей или членов семьи. Но лишь немногие используют близких людей в качестве материала для своих картин. Этические каноны буквально взорвала Валери Вал Томпсон (Val Thomson). Она смешивает пепел, оставшийся после кремации людей, с красками. Таким образом ее необычный ингредиент добавляет текстуру на холст.

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Эти уникальные картины позволили художнице сделать хорошую карьеру. А предложил ей заняться таким творчеством собственный брат. Первая картина Вал была создана для Анны Кири, недавно потерявшей мужа Джона. Его прах пошел на создание полотна с живописным пляжем. Результат настолько понравился заказчице, что Вал создала еще три подобных картины, а потом открыла даже свой уникальный бизнес «Пепел для искусства».

Еще парочка фотографий художников за работой…

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Самые неадекватные художники, использующие странные «кисти» и «краски» для своих сумасшедших картин

Интересные статьи

Самый ретро «кассетный» МР3-плеер в мире!...

Вспоминая титанов: фотографии спортсменов в виде фарфоровых ...

Фото: макросъемка

Самые креативные портреты людей (большая коллекция работ раз...

Картины Моне вдохновили дизайнеров интерьера...

ФОТО: мужчина, закат, безмятежность......

artusia.ru

Музей сумасшедших | Странствие.com

В Москве есть необычный музей. Здесь черные стены, а экспонаты вызывают у обычных людей очень странные эмоции. Многие хотят поскорее покинуть это место и никогда больше сюда не возвращаться. Знакомьтесь, музей творчества сумасшедших (аутсайдеров).

Музей сумасшедших

Владельцы музея очень обижаются, когда их подопечных называют сумасшедшими. «Они не сумасшедшие, они — аутсайдеры», — так здесь называют художников и скульпторов. Почему именно аутсайдеры? Такое название пришло к нам из-за границы. Во всем мире творчество аутсайдеров уже вылилось в отдельное направление искусства. В коллекцию работ могут включаться не только работы сумасшедших, но и творчество бомжей, алкоголиков, наркоманов, заключенных — всех тех, кто по какой-то причине оказался, как принято считать, за бортом жизни. Но в московском музее в основном представлены работы умалишенных.

картина сумасшедшего Девушка

Фотографировать сами работы запретили, объяснив это тем, что у таких произведений искусств очень сильная негативная энергетика. Не знаю, правда ли это, но здесь вы не увидите посетителя, долго стоящего перед какой-нибудь картиной. Большинство стараются побыстрее выйти на улицу, некоторые даже не досматривают музей до конца. Но, будем надеяться, что негативная энергетика все-же не передается волоконно-оптовым путем.

Сумасшедший кролик

Аутизм, шизофрения — здесь не важно, какой диагноз у автора. Любая картина или скульптура притягивает взгляд. Может быть потому, что сумасшедшие не боятся быть искренними? Они рисуют свой мир таким, каким его видят. Они не знают, что такое пиар, мода, проценты с продаж, прибыль или слава. Сумасшедшие как дети — они просто так видят мир.

Лица сумасшедших

Может быть, поэтому их работы, маленькие окошки в другой мир, так притягивают и отпугивают одновременно. Нам бы со своим миром то разобраться, а другой — так тот, вообще, пугающий и непонятный. Он как бы за гранью нашего понимания, и многие из нас изо всех сил цепляются за стабильность и надежность и больше всего на свете боятся когда-нибудь переступить эту грань.

смирительная рубашка музея

Но кто знает, может мир сумасшедших и есть настоящий? Может быть, с их точки зрения ненормальные как раз мы?

Грустит

Музей небольшой — всего три зала. Чтобы попасть в самый последний зал, нужно пройти по узенькому коридорчику, населенному вот такими существами:

странные фигуры

Невольно стараешься проделать этот путь как можно сокрее. Все-время кажется, что существа, населяющие тесный коридор, вдруг оживут.

Ненормальный человек

Может быть, такое чувство нагнетают темные стены. А может отсутствие приветливости на лицах странных созданий. Жаль, что улыбаться у экспонатов музея не принято.

Стена музея аутсайдеров

Храм

Адрес музея творчества аутсайдеров:

Телефон: (495) 465-6304

Адрес: 105264, Москва, Измайловский б-р, 30.

Проезд: От станции метро Первомайская

Режим работы: Ежедневно с 12.00 до 19.00, кроме понедельника и вторника

stranstvie.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта