батальный жанр в изобразительном искусстве картины. Картины баталистов


баталист | Художники и картины

(Eugen Adam) (22 января 1817, Мюнхен – 6 июня 1880) немецкий художник, сын Альбрехта Адама.Большинство его работ – пейзажи, батальные сцены или изображения животных.В 1849-58 годах жил в Милане.В 1861 году участвовал в Швейцарской кампании, в 1870-71 – в франко-германской войне.Некоторые работы:«Отдых солдата» (1835),«Отдых у колодца» (1845),«Далмация, Пара в традиционном пастушеском костюме» (1846),«Уличные торговцы. Парагвай» (1847),«Средиземноморский пейзаж с крестьянами и животными у фонтана» (1856),«После битвы» (1858),«Прибрежный пейзаж» (1859),«Битва уланов» (1865),«Кошка с котятами» (1868),Eugen_Adam_Feldlager_in_Dalmatien

«Лагерь в Далмации» (1871),«Караван мулов на отдыхе» (1873),«Боевая сцена времен войны за испанское наследство» (1878),

alexpainting.wordpress.com

Зарождение и развитие батального жанра в России

09/12/2015 Зарождение и развитие батального жанра в России

Зарождение и развитие батального жанра в России

Сильное государство должно иметь сильную армию. Этот непреложный закон на протяжении многих столетий был и остается основополагающей идеей российского государства. Традиции русского воинства и многократно испытанная мощь нашего оружия и сегодня продолжают оставаться в центре внимания защитников Отечества.

Дух патриотизма, беззаветная отдача всех своих сил делу служения своему народу, передаются не только на генетическом уровне. Такие качества формируются и в результате деятельности по воспитанию подрастающего поколения. Художественные средства воздействия, такие как литература, живопись и другие изобразительные средства, являются значительной частью такой деятельности.

Русское изобразительное искусство всегда придавало большое значение историческому и батальному жанрам. Живописные полотна на эти темы стали выделяться в самостоятельный жанр в начале XVIII века, а расцвет батальной живописи пришелся на времена правления Петра I. Батальная живопись стала способом отражения государственных преобразований в России и увековечения побед петровского оружия.

Зубов-Алексей-Федорович-Сражение-при-Гренгаме-27-июля-1720-г.

Сам по себе батальный жанр (от французского bataille – битва) – это сфера изобразительного искусства, которая содержит описание тем войны и околовоенных событий. Ключевым сюжетом таких произведений выступают сцены битв и боевых походов. Задачей автора является показ наиболее значительных эпизодов, или нестандартных моментов морской, сухопутной или другой битвы.

Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года

В середине XIX века батальная живопись разделилась на несколько направлений, каждая из которых стала отображать конкретную тематику: морские сражения, пешие атаки, конные передвижения. Модными стали портреты известных полководцев на фоне построенных в ряд боевых фаланг или сцен из жизни солдат.

dmitriev_orenburgsky-Генерал Михаил Дмитриевич Скобелев на коне

Часто художник ставит перед собой цель показать правдивую историческую сторону происходящих событий, что придает батальной живописи также и исторический характер. Батальная тема отражалась не только в полотнах, а и в мозаике, гравюре, книжных миниатюрах.

Война с Наполеоном в 1812-1814 годах дала новый толчок для развития в России батальной живописи, которая вновь приобретает огромную популярностью.

Napoleon_near_Borodino

На полотнах знаменитых художников-баталистов, таких как Василий Верещагин, который сам был участником боевых сражений, Митрофан Греков, Михаил Авилов, картинах Франца Рубо — российского живописца французского происхождения, создателя известных батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», изображены, кроме военных сцен, также эпизоды солдатского быта, с показом жизни воинов в лагерях, бивуаках, походах, что приближает данный жанр также и к бытовому.

rubo_14 rubo_08 Атака лейб-гвардии Кирасирского его величества полка в 1813 году rubo_03 Battle_of_Leipzig_by_Zauerweid

Значительную лепту в батальный изобразительный жанр внесли также такие известные мастера живописи, как Карл Брюллов, Орест Кипренский и Иван Айвазовский.

Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 г Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году

Российской батальной тематике присущ особенный дух патриотизма, стремление к показу мужества и отваги воинов. Эту черту переняли и преумножили живописцы-баталисты ХХ века.

Очередной активизации данной тематики способствовали работы живописцев-баталистов, освещающих Великую Отечественную войну и последующие, не менее героические годы восстановления страны из руин и разрухи. Художники и скульпторы также увековечили подвиг героев в военных плакатах, в военной графике и скульптуре. Рудольф Френц, Петр Мальцев, Иван Владимиров, Александр Дейнека, Петр Кривоногов, Иван Петров — вот имена некоторых баталистов тех времен.

Штурм Сапун-горы

Сдача финов Петр Кривоногов Защитники Брестской крепости Дейнека_оборона_Севастополя

Петр Кривоногов Победа Петр Кривоногов Капитуляция

Спонсор статьи — фирма, предлагающая фотолюминесцентные системы эвакуации фсэ изготовление для организаций и ИП.

Posted in Батальная живопись and tagged батальная живопись

paraparabellum.ru

батальный жанр в изобразительном искусстве картины

^Наверх

Батальный жанр в изобразительном искусстве. Художник-баталист. Картины

Искусство всегда существовало и будет существовать. Это не просто проявление творчества, это душа одного человека и целого народа. Здесь могут отображаться повседневные эмоции и то, что можно почувствовать лишь раз. Картины, скульптуры, музыка – все это может рассказать нам об истории народа, о его переживаниях и сомнениях. Ярче всего это передает батальный жанр в изобразительном искусстве.

Понятие

Этот термин появился в эпоху Возрождения. Наибольшей популярности достигает в 17-18 веках. Батальный жанр в изобразительном искусстве повествует о войне и военной жизни. На картинах такого рода отображаются бои на суши, в море, а также походы солдат. Главной задачей художника не просто показать сцены или героику войны, но и раскрыть истинный смысл и исторический контекст событий.Косвенно батальный жанр в изобразительном искусстве является историческим. А вот сцены военного быта можно отнести к бытовому жанру. Кроме того, художественная баталистика содержит пейзажи, портреты, анимализм, натюрморт. Картины не просто передают характер сражений, но и показывают всевозможные мельчайшие детали, о которых зритель не знает.

Исторический фундамент

Как уже говорилось ранее, батальный жанр в изобразительном искусстве появился в 16 веке. Хотя изображение боев было известно очень давно: Восток, Древняя Греция, Древний Рим. Тогда можно было найти необычные рельефы, на которых отображались непобедимые и грозные правители и виднелись осады крепостей или шествия воинов.Позже стали находиться росписи ваз Древней Греции, которые также оформляли художники батального жанра. Изображение боя можно найти и на триумфальных арках, коврах, книжных миниатюрах, гобеленах и т.д.

Реальные попытки

Именно в эпоху Возрождения попытки работать с баталистикой стали более эффективными. Особенно это удавалось художникам из Италии. Помимо вымышленных батальных сцен, здесь стали появляться запечатленные реальные события сражений.В России этот жанр появился в 18 веке, во времена правления Петра I. Художники старались передавать не только историческое основание боя, но главным образом показать патриотизм, мужество воинов и поклонение перед их героизмом. Эту же тему продолжали русские художники до 20 века. Немудрено и то, что именно Великая Отечественная война стала новым витком в развитии баталистики. Причем не только в изобразительном искусстве, но и в музыке, литературе и архитектуре.

Представители

В свое время батальный жанр в изобразительном искусстве имел большое значение. Ни с чем хорошим это связано быть не могло. Тем не менее войны вдохновляли творцов. Каждый пытался создать нечто эпохальное, колоссальное, такое, что могло бы запомниться навсегда.Конечно, за все время существования этого направления появлялся не один художник баталист, который смог передать не просто историческое событие, но и его характер и мощь. Среди популярных живописцев можно выделить Александра Зауервейда, Богдана Виллевальде, Альфонса де Невиля, Василия Верещагина, Николая Каразина, Ивана Никитина и, конечно же, Франца Рубо. Этот список можно продолжать бесконечно. О некоторых творцах, кто решил прославить историческо-батальный жанр, мы поговорим подробнее.

Художник с рождения

Русская академическая батальная живопись подарила нам многих выдающихся художников. Каждый из них прославился своими творениями. Наиболее успешного и известного в этой сфере принято считать Франца Рубо. Он родился в 1856 году в Одессе и с самого детства пошел по пути художника. Обучался в Мюнхенской академии, а по приезду домой отправился на Кавказ творить.Франц Алексеевич Рубо в 1885 году занялся целой серией произведений для военного музея. Сразу же после выполнения 17 картин он принялся за следующую работу. Наиболее известным и батальным полотном стал «Штурм аула Ахульго. Эта не единственная известная панорама живописца. Есть также два потрясающих произведения «Оборона Севастополя и «Бородино.

Эпохально и со вкусом

Франц Алексеевич Рубо автор картины «Штурм аула Ахульго. Эта панорама была написана в 1888 году. Основой сюжета полотна служит сборный пункт Шамиля – Ахульго. В 1839 году сюда подошли русские войска. Они начали осаду аула, но смогли её успешно завершить лишь через полгода. Картина отображает штурм Ахульго.Главная изюминка панорамы - её потрясающий пейзаж. Этому моменту художник уделил много времени. Перед зрителями необычайные ущелья утесов. Главные события происходят по бокам и наверху. В левом углу виднеется огражденный аул. С противоположной стороны находится русская пехота, пересекающая узкий мост. У одного из солдат выпадает оружие, и живописец смог точно и правдоподобно передать его эмоции.Со скал на русских воинов стреляют горцы, а женщины кидают камни. Есть на полотне и наиболее активное место. Тут сразу заметно старика, который до фанатизма пытается защищаться, размахивая знаменем. Недалеко от места битвы уже виднеются убитые и раненые бойцы. Картина отображает экспрессивные и волнующие события очень ярко и эффектно.

Портретист-баталист

Иван Никитин предположительно родился в 1688 году в Москве. О его судьбе известно не много. Живописец учился настойчиво и в свое время стал известен Петру I. Царь гордился им и возлагал большие надежды. Ему нравились работы Никитина, который на тот момент занимался портретами. Наиболее ранней картиной художника считается изображение Натальи Алексеевны, сестры Петра I. После он писал портреты многих родственников и близких царя.Казалось бы, что его феноменальные умения в портретном жанре не могли прославить его в большей мере. Тем не менее Никитину успешно удалось себя попробовать в баталистике. Так появилась картина «Куликовская битва.

Красота в деталях

Предполагается, что первым полотном Никитина в этом жанре стала «Полтавская баталия. Его художник написал приблизительно в 1727 году. Картина занимала полотно квадратной формы размером «близ трех аршин. Работа на ней заняла у живописца около 2-х месяцев. За неё он получил 80 рублей. И все же она не такая известная как картина «Куликовская битва.Вообще эта панорама очень своеобразно показывает художника. Он не только писал свое виденье, но и использовал работы других творцов. Он также был образованным человеком, а поэтому знал знаменитые классические произведения. Основой его «копирования стала гравюра Антонио Темпеста.Художник-баталист не пытался подражать кому-то другому. Видно, что он осмысленно использовал необходимый ему материал для того, чтобы создать великолепное произведение. Очевидно, что «Куликовская битва не является копией гравюры Темпеста с библейским сюжетом. Никитин смог убрать все ему не нужное, переделать персонажей и добавить своего стиля.Перед зрителем возникает знаменитое сражение. Сразу мы замечаем Дмитрия Донского, Воронцова, Прозоровского. Рядом видно несколько известных князей: Белозерских и Пересвет. Последний сражает врага Челубея. Вообще существует много легенд по поводу этой парочки. Есть сведения, что они оба уничтожают друг друга копьями. Есть и история, в которой Пересвет проявляет свои боевые способности и убивает Челубея.Все детали на картинах соблюдены. Никитин старается обозначить героев. На их щитах и одеждах виднеются надписи и гербы. Можно заметить и изречения, с которыми солдаты идут в бою. Но главной задачей Никитина было передать мысль о том, что победу в Куликовской битве одержали не только князья, а и огромная толпа воинов, сражающаяся на заднем плане. Их бесчисленное количество. Воинство устремляется в бой. Именно эти персонажи, которых еле видно, главные герои битвы.

Выдающиеся художники

Примеры батального жанра можно встретить у многих художников, которых затронула какая-либо война. Николай Каразин был выдающимся живописцем, который работал военным корреспондентом. Именно это и помогло ему насытиться военным настроением и со временем «вылить его на полотна. Ценители могут узнать его в картинах «Взятие Ташкента, «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе и т.д.Василий Верещагин не только баталист, но и известный литератор. Он получил художественное образование во время поездок по миру. Самой популярной его картиной считается полотно «Апофеоз войны. Он был первым, кто пытался противостоять академической баталистике. Ему не нравилось то, что эпохальные панорамы пишут ради прославления патриотизма и героизма. Верещагин был против войны и в его работах этот протест видно четко.Автор:

Батальный жанр

Опубликовано 08.11.2015 14:52 Просмотров: 4510 Батальный жанр в искусстве существует с древнейших времён – человечество постоянно воевало и продолжает воевать до сих пор. Изображения битв и походов находят на рельефах Древнего Востока, на фронтонах зданий, на древнеримских триумфальных арках и колоннах, на вазах Древней Греции и т.д. 

Значение термина

Слово «bataille в переводе с французского языка означает «битва. То есть батальный жанр посвящён военной тематике. Это могут быть сцены сражений, военных походов, героических подвигов – современных или прошлых лет и веков.Если художник не только показывает сцену битвы, но и раскрывает смысл происходящего, приводит зрителя к осознанию значения того или иного исторического события, то такую картину можно отнести не только к батальному, но и к историческому жанру.Если же на картине мы видим изображение быта и жизни военных или моряков, то батальный жанр здесь сочетается с бытовым.Батальный жанр может включать элементы других жанров: портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта.

Возрождение

В эпоху Возрождения изображения битв мы видим на полотнах Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Тициана, Тинторетто, на фресках Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.Леонардо да Винчи (копия Рубенса) фреска «Битва при Ангиари (1503-1506)Фреска была заказана Леонардо да Винчи в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи. Для батальной сцены да Винчи выбрал сражение, произошедшее 29 июня 1440 г. между флорентийцами и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом. Д. Вазари так писал об этой картине: «. выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, применённых им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя. .

Формирование батального жанра

В XVI в. начинает формироваться батальный жанр в живописи. Вообще, что такое жанр? Это исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. И хотя само понятие «жанр появилось в живописи сравнительно недавно, жанровые различия существовали с тех пор, как человек начал рисовать. Формирование жанра как системы началось именно в XVI в.Тинторетто «Битва при Заре (около 1585). Венеция, дворец Дожей. Тинторетто ввёл в картину массу людей, вовлечённых в битву.Глубоко осмысливал военные события испанский художник Д. Веласкес.Д. Веласкес «Сдача Бреды (1634)Эту картину можно отнести и к батальному, и к историческому жанру, а также назвать её психологической, потому что на ней психологически точно показаны чувства победителей и побеждённых.Сюжет картины: губернатор Юстин Нассауский передаёт ключи от города главнокомандующему испанскими войсками Амброзио Спиноле 5 июня 625 г. это всего лишь сцена передачи ключа от крепости Бреда. Почему же картина относится к батальному жанру? Но этому моменту предшествовала многомесячная осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. 80 лет Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами. Амброзио Спинола, использовав паузу в войне, осадил крепость. С военной точки зрения осада Бреды была бесполезной, но с точки зрения политики имела большой эффект. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. И вот наступила развязка: ключи от Бреды передаются победителям.Разбитые голландцы и их предводитель поставлены в унизительное положение и вызывают сочувствие. Предводитель показан ниже ростом, в мешковатой одежде и стоптанных сапогах. Но он старается принять случившееся с достоинством. Победитель выше побеждённого, вся его фигура выражает снисхождение, он успокаивающе похлопывает по плечу своего противника, он почтительно уважителен. Лошади на этой картине как бы подчёркивают особенности своих хозяев: спокойная скромная лошадь принадлежит побеждённому, а грациозная игривая лошадь Спинолы – под стать победителю.

Русский батальный жанр

В XVIII в. появились произведения русского батального жанра. И здесь прежде всего хочется вспомнить работу В.М. Ломоносова «Полтавская баталия, хотя она принадлежит к мозаичной живописи.«Полтавская баталия. Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург (1762-1764)Полта?вская би?тва – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Битва состоялась утром 8 июля 1709 г. в 6 верстах от города Полтава. Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и к концу господства Швеции в Европе.10 июля в честь победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении считается Днём воинской славы сский батальный жанр всегда проникнут особым духом патриотизма и стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов.Война с Наполеоном отразилась в творчестве многих художников, т.к. в ней проявились все лучшие качества русских людей: бесстрашие, самопожертвование, патриотизм.Ф. Рубо, полотно панорамы «Бородинская битваПанораму «Бородинская битва художник написал к 100-летию Отечественной войны 1812 г. по заказу императора Николая II. Работа над ней шла при участии И. Г. Мясоедова.Франц Алексе?евич Рубо? (1856-1928) – русский художник-панорамист, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трёх батальных панорам: «Оборона Севастополя, «Бородинская битва, «Штурм аула Ахульго. Он является основоположником отечественной школы панорамной живописи, автором почти 200 монументальных полотен.Ф. Рубо «Осада ереванской крепости русскими войсками в 1827 г.Наполеоновские войны нашли отражение в творчестве многих художников. Вот ещё одна картина, изображающая сцену войны.Б. Виллевальде «Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году (1884). Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург. Богда?н (Го?тфрид) Па?влович Виллева?льде (1818-1903) – русский живописец, академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Совета Императорской Академии художеств. Любимой темой его творчества была Отечественная война 1812, он хорошо изучил эпоху Наполеона и возвращался к этой теме постоянно. Его работы отличаются мягким юмором, умением изображать живые военно-бытовые сцены.Б. Виллевальде «Встреча офицеров русской гвардейской кавалерии с жителями одного из европейских городовВиллевальде был руководителем баталического класса Академии художеств до реформы её в 90-х годах XIX в. его отличному преподавательству обязаны своим художественным развитием почти все наши новейшие баталисты.Никола?й Дми?триевич Дми?триев-Оренбу?ргский (1837-1898) – русский батальный живописец, график, академик и профессор батальной живописи Императорской академии художеств. Он создал целый цикл картин о Русско-турецкой войне (1877-1878 гг.).Н. Дмитриев-Оренбургский «Бой под Плевной 27 августа 1877 года (1883)Васи?лий Васи?льевич Вереща?гин (1842-1904) – русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.Выпускник Морского кадетского корпуса, он всю жизнь был связан с армией: был в Самарканде во время его осады бухарцами; был в действующей русской армии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. где получил тяжёлое ранение. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск на внешнем рейде Порт-Артура.Им созданы серии батальных полотен: Туркестанская серия, «Наполеон в России, серия «Варвары. Цикл «Наполеон в России включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции.В. Верещагин «Перед Москвой в ожидании депутации боярВ. Верещагин «Наполеон на Бородинских высотах (1897)В. Верещагин «Конец Бородинского бояОдной из самых известных работ батального жанра вообще и работ художника является картина «Апофеоз войны.В. Верещагин «Апофеоз войны (1871). Холст, масло, 127 х 197 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)На раме этой картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим.Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана. Замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. По другой версии, эта картина была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.Почему эту картину относят к батальному жанру, хотя на ней не изображены сцены битв, даже люди не присутствуют на полотне?Это картина-аллегория, картина-протест против войн. Война – это всегда смерть и опустошение. Пирамида из человеческих черепов изображена Верещагиным на фоне разрушенного города и обугленных деревьев. Всё уничтожено, остались одни во?роны, но и им уже нечем поживиться здесь. Всe детали картины, в том числе жёлтый цвет полотна, символизируют смерть. Известный русский художественный критик В. Стасов считал, что этой картиной Верещагин выступает в роли историка и судьи человечества.Митрофан Борисович Греков (1882-1934) – советский художник-баталист русского казачьего происхождения.«Трубачи Первой конной – самое известное его произведение.М. Грков «Трубачи Первой коннойПо его идее 29 ноября 1934 г. была создана Студия военных художников, впоследствии названная его именем. Студия военных художников им. М. Б. Грекова – это уникальный творческий коллектив из 30 художников (живописцев, графиков и скульпторов). Все они – яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела. Их объединяет идея служения своим искусством Отечеству, воссозданию в художественных образах знаменательных страниц доблести и славы русского оружия, истории армии и народа. В основе их деятельности – метод реализма.Вот картина члена этой студии.Андрей Вениаминович Сибирский «После задания. Ханкала. Чечня (1998). Холст, масло. 130 х 200 см.Пётр Александрович Кривоно?гов (1910-1967) – советский живописец-баталист. В 1939 г. он был призван в армию. Великую Отечественную войну прошёл в действующих войсках от Москвы до Берлина. Наиболее известные его произведения – о Великой Отечественной войне.П. Кривоногов «Защитники Брестской крепости (1951)В батальном жанре работали и непрофессиональные художники. Например, русский поэт и прозаик Михаил Юрьевич Лермонтов на протяжении всей своей короткой жизни увлекался рисованием и живописью, брал уроки живописи у П. Е. Заболотского, который написал маслом два портрета Лермонтова (в 1837 и 1840 гг.).М.Ю. Лермонтов «Автопортрет (1837-1838). Бумага, акварель. Литературный музей (Москва)Одной из любимых тем Лермонтова-художника была военная тема. Лучшие его работы связаны с Кавказом и исполнены в духе романтической живописи.М.Ю. Лермонтов «Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 г.. Картон, масло. 65,8 ? 79,3 см TweetБатальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром. История развития жанра. Формирование батального жанра началось в XVI веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов. В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах, иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке — со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС, фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.Работы художников батального жанра:  Задачи и цели художников, работающих в этом жанре:
  • Демонстрация важности исторического момента, битв, быта солдат времен войны;
  • Запечатление наиболее знаковых моментов сражений;
  • Демонстрация героики солдат;
  • Развитие чувства патриотизма, долга.
Отображение на полотне реальных военных действий и исторических событий, связанных с ними, сближает батальный жанр с историческим. Присутствуют черты бытового направления – демонстрация обычной жизни, вне поля битвы, но связанной с боевыми действиями.

История формирования

Официальное формирование направления произошло в 16 веке, но работы, демонстрирующие сцены баталий, характерны для искусства древних времен:
  • Живопись и искусство Древней Греции: сцены битв отображены на амфорах, рельефах, декорирующих стены храмов.
  • На территории Древнего Востока встречаются изображения великих полководцев и правителей, сражающихся на поле битвы.
  • Батальный жанр представлен на изображениях на рельефах храмов времен Римской империи. Герои сюжетов – императоры и великие завоеватели.
  • Во времена Средних веков батальная живопись представлена гобеленами, миниатюрами в книгах, коврами, иконами.
  • В период Ренессанса в Италии впервые появляются работы, в который батальный жанр представлен многочисленными шедеврами с реалистичной, динамичной передачей сцены сражения. С 16 века официально начинается отсчет развития жанра в привычном понимании.
  • Отдельный этап развития направления – русская батальная живопись. Она отличается от аналогичных работ художников из других стран особым духом патриотизма, реалистичностью, динамикой, детализацией изображений. Цель российских живописцев – передать почтение и уважение к героизму военных. Традиция возвышения военных подвигов продолжилась в 20 веке. Особенно это видно в работах послевоенного времени – плакаты, графика, живопись. Позже появилась тематическая скульптура.

Художники

Известные художники представители батальной живописи:

Александр Зауервейд

Художник первой половины 19 века, баталист, работы отличаются большим вниманием к общему расположению объектов на картине. Руку художника легко узнать по изображению лошадей. Работы: «Битва у Лейпцига, «Осада Варны. Изображения считаются слишком обобщенными, без деталей – мастер передавал общую картину, без внимания к нюансам.

Богдан Виллевальде

Баталист, профессор, типичный представитель направления первой половины 19 века. В творчестве находился под большим влиянием немецких живописцев. Его работы не имеют особых отличий от аналогичных полотен художников батального жанра. Картины: «Кульм, «Перед Парижем, «Лейпциг, «Фершампенуаз.

Альфонс де Невиль

Известный иллюстратор романов Жюля Верна, французский баталист. Полотна отличаются выразительным духом патриотизма, реалистичностью передачи объектов, динамичностью. Особенности работ – практически все картины передают тревожность, погоню, внезапное нападение, преследование. Работы: «Бурже, «Кладбище Сен-Прива, «Защита ворот Лонгбуайо.

Василий Верещагин

Один из ярчайших баталистов России, литератор. Путешествовал по миру, получил отличное художественное образование. Его перу принадлежит одна из известнейших работ в батальном направлении изобразительного искусства – «Апофеоз войны. Батальный жанр представляют работы: «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше, «Бывшее укрепление Кош-Тигермень, «Въезд в город Катта-Курган, «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной, «Подавление индийского восстания англичанами.

Николай Каразин

Баталист и писатель. Внимание уделял деталям быта, обстановке. Рисовал с натуры, будучи военным корреспондентом во время Сербско-турецкой и Русско-турецкой кампаний. Каразин считается творцом особого стиля акварельной живописи – его работы легко узнать, благодаря особой манере создания световых эффектов, контрастов, построению композиции, мрачности. Картины: «Взятие Ташкента, «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г., «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка, «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе.

Франц Рубо

Профессор живописи, баталист, панорамист, основатель российской школы панорамной живописи. Он создал около 200 гениальных монументальных работ. Масштабность – главная черта живописи Рубо. Картины художника: «Оборона Севастополя, «Штурм аула Ахульго, «Бородинская битва.

Митрофан Греков

Баталист, один из наиболее известных представителей направления. Большинство работ принадлежит к советскому времени. Он сам был непосредственным участником сражений Первой мировой и Гражданской войн, откуда привез зарисовки, сделанные с натуры. Работы: «Трубачи Первой конной, «Бой при Егорлыкской, «Замерзшие казаки генерала Павлова, «Штурм Перекопа. Над последней панорамной работой трудился творческий коллектив, возглавляемый Грековым.

Михаил Авилов

Советский художник-баталист. Воевал на фронтах Первой мировой войны. Его картины были удостоены высочайших оценок за реалистичность, идейность, дух патриотизма, внимание к деталям. Авилов был членом студии, которую основал Митрофан Греков – в ее составе участвовал в создании работы «Штурм Перекопа. Создавал плакаты, графические рисунки. Работы Михаила Авилова: «Прорыв польского фронта Первой Конной армией в 1920 году, «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле.

Рудольф Френц

Советский живописец, баталист, педагог, руководитель мастерской, которая занималась батальной живописью – ЛИЖСА имени И.Е.Репина. занимался разными направлениями живописи, но известность принесли именно батальные работы. Создавал диорамы, панорамные картины, акварельные работы, пейзажи, портреты. Батальный жанр представлен картинами: «На Знаменской площади в Февральские дни 1917 года, «Штурм Зимнего дворца, «Совместные действия танков, авиации и кавалерии. Комбинированная атака, «М. В. Фрунзе руководит переправой через Сиваш, «Штурм Зимнего, «Сталинград. 2 февраля 1943 года.Батальный жанр также представляют: Н.Самокиш, И.Владимиров, Р.-К.Зоммер, Ю.Коссак, В.Мазуровский, А.Соколов.Характерные черты

История развития жанра

Формирование батального жанра началось в XVI веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов. В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримскихтриумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах, иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке — со времени побед Петра I и его полководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъём батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС, фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.

примеры анималистического и батального жанра в изобразительном искусстве

nyasha )) Мастер (1199), закрыт Астрея. Высший разум (1001817) 1 год назад Анималистический жанр или анималистика — вид изобразительного искусства основным мотивом которого является изображение животных. Кроме живописи и графики, анимализм часто применяется в скульптуре, фотографии, декоративном и прикладном искусстве, в литературе и других видах искусств.Самыми известными художниками анималистического жанра являются: Франс Снейдерс, Ян Вильденс, Ян Фейт, Паулюс Поттер, Эжен Делакруа, Филипп Руссо, Евгений Чарушин, Николай Кондаков, Василий Ватагин, Михаил Кукунов, Игорь Скоробогатов и многие другие. «Заяц — рисунок Альбрехта Дюрера, выполненный художником в 1502 году, одна из известнейших натурных штудий художника." Собачья драка "Джон Уэйд сайт изобразительном искусстве термин «батальный жанр относится к картинам, изображающим сцены войны. На полотне отображены люди в динамике, отмечается высокий уровень внимания к деталям. Батальный жанр посвящен всем событиям, связанным с войной: походы, сражения – сухопутные и морские.Известные художники представители батальной живописи:АЛЕКСАНДР ЗАУЕРВЕЙД

proizobrazitelnoeiskusstvo.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта