Василий Поленов – история жизни автора “Московского дворика”. Поленов картина


Великий русский живописец Василий Дмитриевич Поленов

Многогранное творчество художника, где он стремился, применить все свои дарования не знали границ. Он живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во многих отношениях выступал как новатор.

 (525x698, 90Kb)"В парке. Нормандия" 1874 (699x600, 97Kb)"Бабушкин сад" 1878 (460x698, 53Kb)
"Арест гугенотки" 1875 (355x698, 77Kb)"Березовая аллея" 1880 (700x581, 72Kb)"Московский дворик" 1878 (699x432, 65Kb)"Золотая осень" 1893 (698x383, 46Kb)
"На лодке. Абрамцево" 1880 (700x437, 49Kb)"Заросший пруд" 1879 (699x485, 43Kb)"Ливень" 1874 (699x449, 61Kb)"Старая мельница" 1880 (699x393, 40Kb)"Зима. Имоченцы" 1880 (699x392, 119Kb)
"Генисаретское озеро" 1880-е (699x380, 40Kb)"Ранний снег" 1891 (699x421, 68Kb)"Осень в Абрамцеве" 1898 (699x471, 67Kb)"Пруд в Абрамцеве" 1883 (426x699, 61Kb)
"Сказитель былин Никита Богданов" 1876 (505x699, 65Kb)"Голова натурщицы Бланш Ормье" (472x698, 64Kb)"Теремной дворец. Наружный вид" 1877 (700x374, 47Kb)"Христос и грешница" 1888 (547x699, 100Kb)
"Олива в Гефсиманском саду" 1882 (578x699, 71Kb)"Голова еврея" 1884 (700x462, 56Kb)"Парфенон. Храм Афины-Парфенос" 1881-1882 (473x699, 80Kb)"Эрехтион" (699x448, 57Kb)
"Мечеть в Дженине" 1903 (699x515, 89Kb)"Бейрут" (546x699, 73Kb)"Черногорка" (477x698, 79Kb)"Венеция. Канал" (482x698, 73Kb)
"Успенский собор. Южные врата" (699x474, 73Kb)"Аббатство в Редоне" (699x404, 84Kb)"Возвестила радость плачущим" 1899-1909 (700x585, 69Kb)

 (600x393, 58Kb)

"Осень на большой реке" 1920-еРодился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей - П.П. Чистяковым - стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах. В то время он требовал от своих учеников пристального изучения натуры. "Натура, - вспоминал впоследствии Поленов, - устанавливалась надолго, и рисунок вырабатывался систематично, не условным приемом, а тщательным изучением и, по возможности, точной передачей натуры". "Не подумавши, ничего не начинать, а, начавши, не торопиться", - советовал педагог Поленову. Очевидно, Чистяков сумел передать своему ученику главное - профессиональный подход к живописи, понимание того, что настоящее искусство может возникнуть лишь в результате тяжелой работы и, что не мало важно Поленов это смог усвоить.

После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд) Петербургского университета. Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но так же с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре Академии. Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. Сделав тем самым правильный выбор, ведь уже в 1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января 1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического факультета.

В 1871 году он получает диплом юриста и, одновременно с Ильей Ефимовичем Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира". Поленов стремится создать произведение высокого стиля, придать возвышенный характер изображенному, мастерская компоновка и решение цвета, она носила черты жанровости, но была не доработка в замысле этой картины. Многие отмечали большую теплоту чувства, выраженного Поленовым в образе девочки, тянущей худенькую руку к Христу.

Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник. Василий отправляется на длительное время стажироваться в Париж, и написал там, в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 г. звание академика. Реалистические устремления художника, укреплявшиеся под влиянием И.Репина и А.Боголюбова, полнее проявились в его тонких пленэрных пейзажах и этюдах. После возвращения на родину Поленов становится убежденным приверженцем национально-демократического искусства. Он пишет правдивые, проникнутые любовью к людям из народа портреты сказителя былин Н.Богданова (1876 г.), деревенского мальчика Вахрамея (1878 г.), картину из крестьянской жизни «Семейное горе» (1876 г.).

Возвратившись в 1876 г. в Россию, вскоре отправился на театр русско-турецкой войны, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра 3). По окончанию войны поселился в Москве. После много путешествовал.

Наиболее сильное впечатление произвела на него "Vепеziа lа Ьеllа" (красавица Венеция), представляющаяся (по его словам) "проезжему путнику чем-то фантастическим, каким-то волшебным сном". Восхищение Поленова Венецией усиливалось оттого, что она была родиной его любимого художника Паоло Веронезе покорившего его еще в период обучения в Академии художеств. С тех пор увлечение Веронезе не проходило, становясь, год от году все более осмысленным и целенаправленным. Поленов с его задатками колориста поражал огромный колористический дар венецианского художника, сила его живописи. "Какое тонкое чувство красок, - восхищался Поленов, - какое необыкновенное умение сочетания и подбора тонов, какая сила в них, какая свободная и широко развернутая композиция, при всем этом легкость кисти и работы, как я ни у кого не знаю!". Преклоняясь перед красотой колорита полотен Веронезе. После проследовал в Рим, но он его разочаровал. "Сам Рим... какой-то мертвый, отсталый, отживший, - делился своими наблюдениями Поленов с Репиным. - Существует он ... сколько веков, а даже и типичности нету, как в немецких средневековых городах... Нет в нем жизни своеобразной, собственной, а весь он как будто существует для иностранцев... О художественной жизни в современном смысле и помину нет, художников много, а толку мало; работают все замкнуто, каждая национальность отдельно от другой, студии их хотя и отперты, но главным образом опять же для богатых заморских покупателей, так что и искусства подгоняются к их вкусу... Римский художник уже в первой своей картине является рутинным подражателем. Старые итальянцы меня тоже не увлекают...". Поэтому в Риме не было создано ни одной картины.

Период пенсионерской командировки помог Поленову понять, что не историческая живопись является его настоящей стихией. Взоры Поленова безраздельно обратились к пейзажу. Таков был итог его исканий за границей.

Гуманистическое дарование Поленова наконец-то раскрывается в свою полную силу и раскрывается именно на русской почве, обнаруживая при этом именно свой русский склад. Ему предстояло, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства красок, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за "Московским двориком" произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства - картинах "Бабушкин сад" и "Заросший пруд".

Например, картина "Бабушкин сад" была экспонирована на VII Передвижной выставке в 1879 году. В рецензии на выставку Стасов назвал "Бабушкин сад" в числе лучших вещей, отметив его отличающуюся "свежестью тонов" живопись. Она действительно, прежде всего, покоряет именно своей живописью. Ее пепельно-серые с сиреневатым и голубоватым отливом, бледно-розовые, песочные, серебристо-зеленые всевозможных оттенков тона, гармонически сочетаясь, друг с другом, образуют единую колористическую гамму. Образ, созданный в картине художником, лишен одноплановости; в нем естественность и гармонично сочетаются разные аспекты восприятия жизни, ее осмысления. Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу, Поленов, в отличие от Максимова с его картиной "Все в прошлом", ничего не рассказывает зрителю о стиле этой жизни. Слияние человека с природой, которое показывает здесь Поленов, роднит изображенных с обитателями московского дворика. И те, и другие живут тихо и естественно, одной жизнью с природой, что сообщает их существованию смысл и поэзию. Это ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе то светлое умиротворенно-радостное настроение, которым разрешается его элегическое раздумье над сценкой, запечатленной художником.

А вот картина "Московский дворик" - первая картина Поленова, экспонированная у передвижников, делу которых он давно сочувствовал. К своему дебюту у передвижников художник относился с чувством большой ответственности и потому страшно терзался, что из-за нехватки времени дает на выставку такую "незначительную" вещь, как "Московский дворик", написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда. "К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время", - сетовал Поленов. Однако Поленов заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, какое будущее, ждёт это произведение, что именно она окажется в числе жемчужин русской школы живописи, станет этапным произведением в истории русского пейзажа.В этой картине автор воспроизвел типичный уголок старой Москвы - с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным стилем жизни. Утро ясного солнечного дня в начале лета (по воспоминаниям самого художника). Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени... Дворик оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в густой зелени травы ребятишки, вот-вот тронется в путь запряженная в телегу лошадь... Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины.

В дальнейшем развитие Поленова-пейзажиста в эпоху 90-х годов неразрывно связано с его жизнью на берегу Оки, которая стала в эти годы неиссякаемым источником его творческого вдохновения. Мечтая поселиться "на природе", Поленов приобрел в 1890 году небольшое имение "Бехово" в бывш. Алексинском уезде, Тульской губернии. Там им был построен по собственному проекту дом с мастерскими для друзей-художников. Усадьба была названа "Борок". Выбор нового места для жительства счастливо совпал с направлением творческих поисков Поленова 90-х годов и можно сказать, во многом способствовал успешности этих поисков. Природа района благоприятствовала развитию у Поленова влечения к эпическому пейзажу. Художник очень быстро нашел свою тему в пейзаже и с этого момента стал настоящим поэтом Оки.

Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки, где были написаны многие пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова.

Восемнадцатого июля 1927 года художник скончался в своей усадьбе и был похоронен на кладбище в Бехове. (600x369, 44Kb)"Учитель, где ты живёшь" 1900-1910-е (634x699, 160Kb)"Мечты" 1894 (456x699, 84Kb)"Христос, идущий в дом Марфы" (699x494, 79Kb)"Был в Пустыне" (699x380, 43Kb)"Среди Учителей" (699x427, 34Kb)"За кого меня почитают люди?" (605x699, 79Kb)Василий Дмитриевич Поленов "Автопортрет"

Взято здесь

nikole-t.livejournal.com

биография, творчество и интересные факты :: SYL.ru

Во второй половине 19 века начинается подъём русской пейзажной живописи, одним из ярких представителей данного направления живописи является выдающийся художник Поленов Василий Дмитриевич. Его кисти принадлежат такие работы как "Московский дворик", "Золотая осень", "Бабушкин сад" и др. Данная статья посвящена описанию биографии, творчества знаменитого художника.

Биография художника: раннее детство

Русский художник Василий Поленов родился в Санкт-Петербурге двадцатого мая 1844 года, в семье состоятельных потомственных дворян. Отец будущего художника, Дмитрий Поленов, был знаменит как археолог и биограф, а его мать, Мария Алексеевна, занималась картинной живописью и написанием детских рассказов. Детские годы маленький Василий провел в столице, но семья в летнее время часто выезжала в потомственное имение бабушки Марии Алексеевны, которое располагалось в Тамбовской губернии. Девственная природа, рассказы и предания бабушки оказали сильное влияние на будущего живописца, кроме того она часто устраивала художественные конкурсы, в которых наиболее часто одерживали победы Василий и его сестра Елена. Также любовь к живописи Василию Поленову приобщала и мать, которая занималась рисованием с сыном, к тому же она позже наняла ему репетитора. Им стал знаменитый художник и педагог Павел Чистяков, который в то время еще сам обучался в художественной академии. Чистяков с самого начала приобщал Василия к пристальному изучению природы.

василий поленов

В. Д. Поленов в годы студенчества

В 1861 году Василий Поленов поступает учиться в мужскую гимназию, которая располагалась в Петрозаводске. После окончания обучения в гимназии будущий художник в 1863 году поступает в Санкт-Петербургский университет на факультет физико-математических наук. Но Поленов не оставил свое увлечение живописью, и после окончания занятий на факультете посещал художественную академию. Помимо занятий рисованием юноша увлекался пением, он часто посещал оперный театр и пел в студенческом хоре. Вскоре совмещать учебу в университете и занятия живописью стало довольно сложно, и Василий решает взять академический отпуск и полностью посвятить свое время рисованию. В 1867 году Василий Поленов оканчивает художественную академию с серебряной медалью. После этого юноша возвращается в университет, но переводится на другой факультет – юридический.

художник василий поленов

Взрослые годы

В 1867 году Василий Поленов совершает свою первую заграничную поездку, и там он посещает Всемирную парижскую выставку. Наибольшее впечатление оказал на художника раздел выставки, который был посвящен народным художественным промыслам самых разных стран. После ее посещения художник загорелся целью получить золотую медаль от художественной академии. Первым этапом для получения награды являлось написание Василием Поленовым картины по библейскому сюжету. Вскоре в 1869 году художник представил работу «Иов и его друзья», которая была отмечена малой наградой. Это означало, что художник может далее продолжить участие в конкурсе. Новым этапом соревнования стало написание картины на тему "Воскрешение дочери Иара". В финал конкурса вышли два художника - Василий Поленов и Иван Репин. Оба представили замечательные полотна. Конкурсное жюри неожиданно не стало выбирать одного победителя и вручило золотые медали и Поленову, и Репину. В дальнейшем художники сблизились, и в 1872 году вместе решают отправиться в заграничное путешествие.

Вместе с Ильёй Ефимовичем Репиным была посещена Венеция, Флоренция и Париж, который так впечатлил Поленова, что он решает остаться здесь жить. В Париже пишет Василий Дмитриевич Поленов картину «Арест графини Дэтремон», за которую он в дальнейшем получил должность академика в Российской Академии наук. В 1874 году живописец по приглашению И. Е. Репина приезжает в Нормандию, где работает над картиной "Нормандский берег". В 1876 году возвращается в Россию и становится придворным художником императорской семьи. Вскоре он вместе с наследником престола Александром отправляется на войну с Турцией.

После окончания войны Василий Поленов возвращается в Москву и становится преподавателем в училище живописи и зодчества. Через его руки прошли многие успешные в дальнейшем художники: Левитан, Головин, Коровин и многие другие. В это время художник продолжает писать, и в 1877 году он представляет свою картину «Московский дворик», которая была очень тепло принята, а сам он стал родоначальником нового жанра в живописи - интимный пейзаж. В этот период художник примыкает к среде художников-передвижников, среди которых у него в это время было много знакомых. В 1882 году Василий Дмитриевич женился на дочери купца Наталье Якунчиковой, от этого брака у пары родилось 6 детей.

В конце 19 века Василий Дмитриевич, будучи очень знаменитым и популярным художником, решает оставить шумную Москву и переехать в российскую глубинку, в Тулу. Здесь на берегу Оки художник построил дом, а к нему были приставлены мастерские, где позже Поленов обучал рисованию местных ребят. Основанная Поленовым усадьба получила название Борок.

поленов василий дмитриевич картины

В. Д. Поленов при советской власти

Во время революций Василий Поленов находился у себя в имении Борок и активно занимался обучением местных детей, устраивал с ними театральные кружки и обучал их рисованию. В это время им написано одно из лучших его произведений "Разлив на Оке", которое высоко было отмечено критиками. В целом советская власть положительно относилась к личности Поленова и не притесняла его. Более того, в 1924 году состоялась выставка его картин в Третьяковской галерее, а в 1926 году В. Д. Поленов был удостоен звания Народного художника. Такое отношение власти к личности объясняется во многом тем, что художник не критиковал, по крайней мере публично, новую власть и тем, что он был ярким благотворителем и стремился улучшить народное просвещение в стране. Умер Василий Поленов 18 июля 1927 года в своей усадьбе, здесь же на берегу Оки он и был захоронен.

русский художник василий поленов

Поленовский дом

Помимо деятельности в живописи В. Д. Поленов также был активным благотворителем и меценатом. Так, в 1915 году он вместе С. И. Мамонтовым открывает первое в России и мире учреждение, которое должно было оказывать помочь деревенским и фабричным театрам. Новое учреждение получило позже название Поленовский дом. В конце 1916 года по проекту Поленова и на его же средства к главному зданию достраивают особняк, в котором находился зрительный зал, рассчитанный на 300 человек, библиотека, комнаты для репетиций и мастерские. В годы революций деятельность данного учреждения была фактически приостановлена. В начале 20-х годов Поленовский дом был подчинен наркомату просвещения и переименован. Вскоре зданию было возвращено новое имя, и оно стало называться Дом театрального просвещения им. В. Д. Поленова. В этот период в учреждении организована работа литературного, музыкального, художественно-технического и школьного театров, кроме того, начат выпуск собственного журнала "Народный театр". Но основным направлением деятельности дома становится развитие театров и других форм творческой самодеятельности в сельской местности. В 1930 году учреждение вновь переименовано и получило имя ЦДИСК им. Н. К. Крупской. Данное название сохранилось вплоть до 1991 года, когда было переименовано в Российский Дом народного творчества. В 2016 году зданию было вновь присвоено имя художника В. Д. Поленова.

Обзор творчества художника. Картина Василия Поленова "Московский дворик"

После возвращения Поленова в 1877 году из-за границы, где художник знакомился с полотнами выдающихся художников мира, он останавливается в Москве и снимает квартиру недалеко от храма Спаса на Песках. Именно вид из этого окна послужил для художника идеей написания картины. В 1878 году представляет Василий Дмитриевич Поленов "Московский дворик" на выставке передвижников. Это была его дебютная работа в этом обществе, и сам он называл её пробной. Но к его большому удивлению, картина имела оглушительный успех, а его самого сделала одним из самых узнаваемых художников своего времени. После окончания выставки полотно Василия Дмитриевича Поленова "Московский дворик" было выкуплено Третьяковым для своей галереи.

василий дмитриевич поленов московский дворик

Описание картины

На картине представлен обычный московский двор второй половины 19 века, с его стоящими по соседству особнячками и более простыми домами, сверкающими на солнце куполами храмов и заросший травой. На заднем плане крестьянская девушка, неся ведра, идет по тропинке к колодцу, а рядом с ней деловито пасутся куры. Недалеко от неё, греясь в лучах солнца, стоит запряженная лошадь, она ждет своего хозяина и в любую минуту готова отправиться в путь. На среднем плане можно увидеть трех маленьких детей, двое из них что-то рассматривают в траве, а третий находится от них отдельно и плачет, но никто не обращает на него внимания. На переднем крае изображена девочка чуть постарше тех трех, она очень увлеченно рассматривает сорванный цветок. В целом на полотне художник изобразил будничную суету, которая прекрасна своей повседневностью и безмятежностью.

Василий Поленов: "Бабушкин сад"

Отличительной чертой творчества Василия Дмитриевича является то обстоятельство, что художник умел передавать в своих картинах настроение персонажей. «Бабушкин сад» является ярким доказательством этого. Полотно создавалась Поленовым в то же время, и в том же месте, что и «Московский дворик». Данная картина совмещает в себе пейзаж с жанровой сценой.

василий поленов бабушкин сад

Описание картины

На переднем плане художник изобразил двух людей, внучку и ее престарелую бабушку, они вместе прогуливаются по дорожке, которая проходит через давно не ухоженный сад. Бабушка одета в старый наряд темного цвета, а внучка одета по моде того времени, в платье нежно-белого цвета. Фигуры бабушки и внучки являются противопоставлением старого и нового времени. Это еще подчеркивает старинный особняк на заднем плане, который был некогда величавым и ухоженным, но сейчас дом сильно обветшал и потерял свое былое величие. Но все же просмотр картины не вызывает чувство печали, а скорее, вызывает чувство ностальгии по ушедшему времени и вселяет надежду на светлое будущее.

Картина Василия Поленова "Золотая осень"

Данная картина была написана В. Д. Поленовым в 1893 году в своей усадьбе Борок, расположенной на берегу реки Оки. К пейзажной тематике Василий Дмитриевич пристрастился еще во время заграничной поездки с Ильей Репиным, и она стала занимать важное место в его творчестве. Отличительными чертами пейзажа Поленова являются чистота цвета, чёткость рисунка, скрупулезно выверенная композиция. Картина Василия Дмитриевича «Золотая осень» является ярким представителем подобного стиля художника.

поленов василий золотая осень

Описание картины

На заднем плане картины изображен изгиб реки Оки, вокруг него строится вся композиция работы. Так, пожелтевшая осенняя листва берёз органично гармонирует с голубой гладью реки и таким же бескрайним небом с его куцыми облаками. Также в глаза бросается величественный дуб, чья листва еще продолжает оставаться зеленой. В целом данная картина является олицетворением нового художественного жанра - интимный пейзаж.

Таким образом, Василий Поленов - это один из самых талантливых художников 19 века, писавших свои работы в пейзажном жанре. Творчество Поленова пользовалось популярностью, как при жизни художника, так и после смерти, а его картины выставлялись в самых знаменитых картинных галереях.

www.syl.ru

Василий Поленов - история жизни автора "Московского дворика"

Василий Дмитриевич Поленов – художник совершенно уникальный. Черты его личности и творчество можно описать одним общим тезисом: бесконечная доброта и красота.

И.Е. Репин, Портрет художника В.Д. Поленова, 1877г., холст, масло,80 x 65 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Счастливое детство

И не могло быть иначе, ведь Поленов рос в атмосфере добра, любви и высокой степени порядочности. Его отец Дмитрий Васильевич – историк, археолог, принимал активное участие в подготовке реформы освобождения крестьян. Мама художника, Мария Алексеевна, увлекалась рисованием и писала книги для детей. Сестра Елена тоже стала известным художником.

С 14 лет Поленов брал уроки живописи у студента Академии художеств Павла Чистякова, который затем стал профессором академии и легендарным преподавателем. Чистяков быстро распознал талант Поленова: «Он колорист, так составляет тона, что и мне не составить», – говорил он про своего ученика.

Несмотря на то, что увлечение рисунком Поленова в семье одобряли, решили, что специальность должна быть серьезной. Поленов поступил на физико-математический факультет Петербургского университета и одновременно стал посещать занятия в Академии художеств. В процессе учебы Поленов перевелся на юридический факультет, который успешно окончил одновременно с окончанием Академии художеств с золотой медалью.

Первые путешествия и любовь

В. Поленов, Портрет Н.В.Якунчиковой (Поленовой) за этюдом, 1882г.

Студентам, окончившим Академию художеств с золотой медалью полагалась заграничная стажировка. Четыре года с 1872-1876 Поленов путешествовал по Германии, Италии и Франции. Это время самоопределения художника – он пробует себя в разных жанрах и очень успешно. В Париже он сошелся с Ильей Репиным, их связывала крепкая дружба на протяжении всей жизни. В Риме знакомится с Саввой Мамонтовым –  руководителем железных дорог и основателем знаменитого абрамцевского художественного кружка, где в атмосфере дружеской симпатии и экспериментов трудились известные художники, была гончарная мастерская и даже театр.

Там же в абрамцевском кружке Поленов встретил свою судьбу – Наталью Васильевну Якунчикову, родственницу Мамонтова. Свадьба состоялась в 1882 году. Поленов нашел в супруге не только любимого человека, но и друга, сердечно разделяющего интересы мужа.

Товарищество передвижных выставок (ТПВ)

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 г.). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.

В 1878 году Поленов вместе с Репиным становятся участниками ТПВ (Товарищества Передвижных выставок). На VI выставке Передвижников Поленов показывает картину «Московский дворик», которая стала символом рождения нового жанра в живописи – «интимного пейзажа», который органически соединяет в себе пейзаж и жанровую картину.

Отношения с ТПВ Поленова очень интересные. С одной стороны, он был активным участником товарищества. Его картины пользовались большим успехом на выставках. Но идеология творчества Поленова была несколько иной. Всеми своими картинами он будто призывает нас любоваться красотой мира, очарованием природы и даже повседневности.

Он верил, что если наполнить красотой свой ум и сердце, то и ужасов в жизни станет меньше. Все ужасное, некрасивое, мещанское было противно натуре Поленова.

На этой почве у него часто случались расхождения с другими членами ТПВ касательно отбора работ для выставок, если те казались ему излишне натуралистичными и серыми.

«Для чего это нужно? Не довольно ли этой обывательщины, этих мещан, бредущих по задворках к своим жалким берлогам? Куда тянут они зрителя? Чем насыщают его сердце и думы? Завязли мы довольно в нашем российском болоте, копошимся в своих затхлых конурах и боимся солнца и свежего воздуха»

В.Д. Поленов

Ниже представлен обзор самых известных картин Василия Дмитриевича Поленова: “Московский дворик”, “Бабушкин сад”, “Заросший пруд”, “Христос и грешница”..

“Московский дворик”

В.Д. Поленов, «Московский дворик», 1878г., Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1877 году Поленов переезжает в Москву. Вместе со сменой места жительства наступили и изменения творческие. Поленов сформировался как самобытный живописец. Несмотря на то, что он сам не придавал этой работе особого значения, картина имела невероятный успех на выставке. Зрители почувствовали непосредственность будничной жизни в городском пейзаже с элементами жанровой сцены и нашли теплоту и прелесть будничной жизни – ощущения, которые совершенно затерялись в преисполненной критике живописи передвижников.

Колорит картины восхищает: крыши написаны голубой краской, переходящую в зеленую – так мастерски художник выстраивает переход от цвета неба к листве. Нарядные храмы и частная жизнь – погружение в естественную среду. Дети придают картине уютную непосредственность.

“Бабушкин сад”

В.Д. Поленов, «Бабушкин сад», 1878г., Государственная Третьяковская галерея, Москва

Крестьянская реформа 1861 года означала конец привычного дворянского быта. Тема разрушающихся «дворянских гнезд», символизирующих конец целой исторической эпохи, прочно вошла в русскую живопись второй половины 19 века.

Рассматривая «Бабушкин сад», можно говорить о своеобразной философской трилогии этого периода жизни художника, в которую войдут картины: «Бабушкин сад», «Московский дворик», «Заросший пруд». С «Московским двориком» связь особенно тесная – здесь перекличка даже топографическая. Старый дворянский особняк на картинах один и тот же – это дом Баумгартен, который расположен на углу Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате. Поленов вновь соединил пейзаж и жанровую картину и добился при этом удивительной цельности образа.

Изображен типичный дворянский особняк, построенный после пожара 1812 года. В основном дома были деревянными, но для вида их штукатурили под каменную кладку. Здесь мы видим уже потрескавшуюся от старости штукатурку, обнажающую деревянные бревна. Разросшийся, неухоженный сад и садовая дорожка, разбитые ступеньки лестницы – все говорит о былом благополучии, увы, навсегда ушедшем.

“Заросший пруд”

В.Д. Поленов, «Заросший пруд», 1879г., Государственная Третьяковская галерея, Москва

Это картина символизирует балладу о времени. Вытоптанные до белизны мостки и тропинка, а также фигура сестры художника, вдалеке, в тиши деревьев, придают картине ностальгическое звучание. Как и в “Московском дворике” у этой картины два плана – подробно выписанный передний и более общий задний. В этом подходе художник оказывается верен традициям классической школы. Главное в картине – невероятное количество оттенков зеленого, их тончайшая нюансировка.

Интересно, что этюд к картине художник написал под Киевом, а заканчивал уже на московской окраине в Хамовниках.

“Больная”

В.Д. Поленов, «Больная», 1886г., Государственная Третьяковская галерея, Москва

Другое название картины – “Элегия”. Картина создавалась в течение долгих 13 лет.

Самый ранний эскиз создан в 1873 году во время заграничной поездки, где Поленов познакомился с молодой студенткой Богуславской, в это время уже безнадежно больной. Образ увядающей девушки поразил художника. Потом настало время иных потрясений: в 1881 году умирает любимая сестра Поленова, а в 1886 году умер его первенец. Тема смерти тронула Поленова за живое, он много размышлял в письмах друзьям о том, как так получается – «создает природа что-то живое, прелестное, радостное и прекрасное, а потом сама это безжалостно уничтожает».

Девушка в глубине картины окутана тенью, лицо рассмотреть нельзя, видно лишь печальное выражение. Наплывающая тьма со всех сторон – будто поглощает все живое, втягивая в себя, подобно воронке. К жизни возвращает лишь искусно выписанный натюрморт, который будто противостоит темноте и является колористическим центром композиции.

Знакомство с Востоком. “Христос и грешница”

В.Д. Поленов, «Христос и грешница», 1888г., Русский музей, Санкт-Петербург

В 1881 году, когда умирает сестра художника, потрясенный этой потерей Поленов держит данное ей слово – начинает свой по-настоящему серьезный проект – работу над полотном «Христос и грешница». С этой целью он посещает Турцию, Египет, Сирию, Палестину. Из поездки художник возвращается вдохновленным с огромным количеством эскизов и набросков.

Тем не менее, картина «Христос и грешница» была запрещена цензурой и президентом Академии художеств, князем Владимиром, который сказал: «Картина для нас интересная, но для народа она вредна».

В.Д. Поленов, Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница», 1888г., Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Однако, приехавший на выставку император Александр III купил картину, опередив Третьякова. Что заинтересовало императора в полотне, можно только догадываться – хотел ли он показать свой «пресвященный либерализм» или понимал, что рано или поздно картину все равно увидят широкие массы и «зло», представленное здесь в образе нагрешившей, но прощенной в итоге женщины, вырвется наружу.

Когда картину поместили в музей, к ней привесили надпись «Блудная жена». Василий Дмитриевич очень возмутился этим обозначением картины: «Да нет же, грешница не блудная жена, с ней случилось несчастье, она впала в грех, как грешили и те, что не решились бросить в нее камень».

Картина «Христос и грешница» поразила современников необыкновенными чарующими красками, прекрасной природой и ощущением послеполуденного зноя. Но главным откровением для зрителя стала трактовка религиозного сюжета. Христос предстал без церковного нимба, мудрый и красивый в своей простоте. Картина точно переливалась перламутром.

Поленов-учитель

В.Д. Поленов, Портрет художника Ильи Репина, 1879г.

После возвращения из поездки в восточные страны, Поленов возглавил пейзажный и натюрмортный классы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников – И. Левитан, М. Нестеров, А. Головин, И. Остроухова и его «любимчик» К. Коровин. В то время говорили, что есть два великих учителя, которые управляют умами молодежи: Илья Репин и Василий Поленов. Но Репин, несмотря на такое признание, был недоступным идолом, Поленов же наоборот, любил и стремился общаться с молодежью, был не только учителем, но и вдохновителем. Он искренне радовался за учеников, за проявление их собственного «я». Учащиеся же в свою очередь, изучали каждый его мазок, следили за его красками и техническими приемами.

«Всё свежее, красивое и сильное у молодых художников было главным образом наследием от Поленова. Всем он протягивал крепкую дружескую руку»

Я. Минченков, художник

Как три цензора картины Поленова смотрели

В.Д. Поленов, «На Тивериадском (Генисаретском) озере», 1888г. Холст, масло. Государственная Третьяковская Галерея, Москва. Из серии «Из жизни Христа».

В 1899 году Поленов снова едет на Восток. На этот раз цель еще более глобальная. Художник задумал создать цикл работ «Жизнь Христа». В 1904 году цикл завершен.

Перед открытием выставки ее должны были посетить представители цензуры в трех лицах: цензор от градоначальника, военный цензор (в то время шла война с Японией и в искусстве, как и в печати требовалось разрешение военных властей) и цензор духовный, который отвечал за защиту религии.

Василий Дмитриевич не на шутку волновался – если хотя бы один цензор запретить выставку – она не состоится.

Военный цензор посчитал, что «Жизнь Христа» военной угрозы не представляет, а вот цензора от градоначальника очень уж возмутил вид Иисуса, у которого нет нимба, но есть головной убор. В это же время по выставке прогуливался духовный цензор, который пояснил, что Христос соединяет в себе два начала: божественное и человеческое. И что в образе «очеловеченного» Христа страшного ничего нет. Здесь цензор от градоначальника и отступился.

Заветная мечта Дмитрия Васильевича Поленова осуществилась. Серия картин «Жизнь Христа» была представлена зрителям. Выставка вызвала широкий резонанс и имела огромный успех, несмотря на то, что проходила в глухом месте на Васильевском острове.

В.Д. Поленов, «Привели детей», 1899г., Государственная Третьяковская галерея, Москва. Из серии «Из жизни Христа».

Посещали выставку и представители интеллигенции и учащиеся и рабочие. Краски Палестины, солнце, правдивые пейзажи переносили зрителей в далекие страны и погружали в библейские сюжеты.

Выставкой «Жизнь Христа» Василий Дмитриевич подвел итог своей выставочной деятельности, но при этом продолжал работать и дальше. Интересно, что Поленов постоянно ставил себе границы, определял срок для деятельности художника. Сначала до сорока лет, потом до пятидесяти, шестидесяти и далее, пока на своем опыты убедился, что невозможно отказаться от любимого дела, которое заполняло всю его жизнь.

Жизнь в усадьбе «Борок» (ныне Поленово)

Н.В. Поленова с детьми перед новым, ещё не оштукатуренным домом-музеем, 1892 г.

Еще в 1890 году Поленов купил участок земли близ села Бехова, на Оке. Через два года заканчивает строительство дома и перебирается сюда жить.

В Поленово и сегодня хранят традиции, заложенные Василием Дмитриевичем, устраиваются тематические выставки и спектакли.

В наше время о Василии Поленове говорили бы, что он придерживается ЗОЖ (здорового образа жизни). Художник придерживался вегетарианского режима: не ел мяса, употреблял только плоды и овощи. Занимался физическим трудом – самостоятельно перетаскивал камни с берега в воду для строительства дамбы, чтобы обмелить берег и сделать его удобным для купания.

Василий Дмитриевич был очень гостеприимным человек, всегда с радостью принимал у себя дома учеников, почти постоянно у него жил живописец Татевосянц (Егише Мартиросович Татевосян).

Татевосянц, портрет Поленова

Любил Поленов гулять вдоль берега Оки, собирая цветные камешки, из которых делали мозаичные картины. Татевосянц создал портрет самого Василия Поленова в такой технике.

А. Иванов, «Явление Христа народу», 1837-1857гг.

Восторгался художник работами Александра Иванова, который написал одно из самых больших и значимых произведений в русском изобразительном искусстве «Явление Христа народу».

«Все знают только картину, а посмотрите на его эскизы! Сколько в них захватывающей фантазии, творчества, как они красивы! Как тонки его пейзажи – этюды, прекрасно нарисованные, искренние, и как они проработаны! Вот где надо учиться, как штудировать натуру! И весь труд Иванова мало известен не только большой публике, но даже и художникам.»

В. Поленов

В.Д. Поленов, Палестинский пейзаж. Этюд, 1899г.

Следует отметить, что именно Поленов впервые показал свои этюды на выставке, как самодостаточные произведения. Его привлекала в них честность момента и непосредственность композиции, все то же, что ляжет в основу творчества импрессионистов. Ранее эскизы считались черновиками, которые было не принято показывать широкой публике. Таким образом, Поленов стал ярким новатором в изобразительном искусстве.

Восстание 1905 года

Пресня, декабрь 1905г.

Во время московского восстания 1905 года художник был свидетелем пожара Пресни и баррикад на Садовой улице, где он жил. В это время не разрешалось писать картины, отражающие революционные настроения, но все-таки несколько этюдов он написал и представил на  выставке передвижников. Цензура требовала, чтобы на баррикадах не изображали самих революционеров,  поэтому эти работы производили впечатление склада случайных вещей на улице.

Такой контроль искусства привел в итоге к тому, что художники пытались уйти от действительности, уходили в мир собственных переживаний или в ностальгию о прошлом, в формализм и декадентство. Главной темой Поленова безусловно стала тема жизни Христа, которую также пришлось защищать от цензуры. Исчерпав ее, Василий Дмитриевич начинает новый, последний этап своей плодотворной жизни.

Последние годы

Большую часть времени он проводит в усадьбе на Оке, где устраивает художественный музей. Этот проект вызвал восторг у местного населения – Василия Дмитриевича здесь очень любили и уважали. Об этом говорит тот факт, что после революции население хлопотало о том, чтобы усадьба осталась пожизненно за ним и его семьей, что и было согласовано ЦИКом. Поленов был счастлив.

Поленов в своей мастерской в усадьбе «Борок», 1908г. (ныне Поленово)

Его музей (ныне усадьба Поленово) стал очень популярен. Художник сам проводил экскурсии и принимал гостей. Здоровье начало подводить накануне 80-летия, но врачи сделали все возможное и в день рождения он принимал поздравления. Затем два еще два года он живет полной жизнью и работает. А в 1926 году Василий Дмитриевич Поленов умирает. Ему было 82 года. Его могила на высоком берегу Оки, и в обе стороны от нее расстилаются его любимые русские пейзажи.

www.polenovo.ru – официальный сайт музея-заповедника В.Д. Поленова

sixdaysart.com

Василий Дмитриевич Поленов биография и творчество

Художник Василий Поленов это один из ярчайших представителей в русской живописи второй половины 19 века и начала 20 века. Его пейзажи полны романтики, красоты восприятия и одухотворенности. Автор знаменитых картин "Московский Дворик", "Христос и грешница" и конечно картина "Бабушкин сад"

Василий Дмитриевич Поленов Биография. Художник родился в 1844 году 1 июня в благородной многодетной семье дворян проживавшей в столице в Санкт Петербурге. Глава семьи Поленовых Дмитрий Васильевич был очень образованным человеком, его познания были тесно связаны с археологией, попутно увлекался описанием книг, различных обзоров литературы, заметки в журналах и др.

Мама Поленова М. А. была творчески подкована, увлекалась живописью, историей, а также была замечена, как детский писатель. В семье она заботливо обучала детей рисованию и живописи, картины нарисованные детьми обсуждались на семейном совете, лучшие работы поощрялись наградами. Дополнительно с детьми по основам живописной грамоты занимались художники из академии художеств, все это очень способствовало развитию молодого художника и вступлению во взрослую жизнь.

По развитию в рисовании от Василия также не отставала и его младшая сестричка Елена, в будущем он и она станут профессиональные художниками. Василий вместе с сестрой с 1856 года обучаются под присмотром молодого художника Чистякова П. П., который занимается с ними в течении пяти лет. Паралельно Поленов учится в гимназии и заканчивает данное заведение в 1863 г и поступает в университет изучая основы физики и математики.

Творческий потенциал молодого художника был разносторонен по вечерам как вольнослушатель он посещает уроки в академии, активно занимается музыкой, даже пытается писать свои музыкальные произведения, посещает концертные залы, театры, участвует в различной студенческой самодеятельности, поет на сцене и в последствии на постоянной основе посещает академию художеств занимаясь в натурном классе.

Не определенный в своем истинном предназначении на некоторое время он покидает обучение в университете, полностью отдав себя живописным познаниям в академии и заканчивает курсы в 1867 году с серебряными медалями. Едет за границу на всемирную выставку во Францию, где представлены на то время образцы различных современных народных промыслов, впоследствии для Поленова это будет тема для защиты диссертации в университете.

В 1868 году он опять поступает в университет изучает на данном этапе основы юриспруденции.

В 1869 году активно занимается живописью в надежде на получение золотых медалей, и в конце концов он добивается своего, за картину 'Иов и его друзья' его награждают малой золотой медалью, которая давала следующее право в соревновании художников в получении долгожданной большой золотой медали по академическому заданию необходимо написать картину 'Воскрешение дочери Иаира'. Конечно задача была не простая, тем более в соревновании с ним участвовал Илья Репин.

В 1871 году оба художника справились с заданием на отлично, с некоторыми различиями работ друг от друга, картины получили положительные отзывы и художники были награждены большими золотыми медалями с правом на поездку в Европу.

Закончив университет с защитой диссертации в 1872 году они с Репиным посещают заграничные государства. Поленов едет в Германию, затем в Италию , его впечатляет заграничная жизнь с ее укладом, он посещает музеи и галереи, выставки, впитывая все необходимое в познании европейской живописи и различных ремесел. В последствии он посетит Францию, зачарованный красотой этого города он живет и работает некоторое время В Париже, где под впечатлением напишет картину 'Арест графини д’Этремон', собственно за это произведение по возвращении на родину ему присваивают почетное звание академика в 1876 году. В этом же году в должности придворного художника едет в зону русско-турецких военных действий.

Будучи академиком Поленов преподает в училище живописи в Москве, под его руководством стали настоящими художниками , Костантин Коровин, Иссаак Левитан, Абрам Архипов и много других.

Картина Московский дворик Поленов

Живя в Москве Василий Поленов влюбляется в московские улочки, находя в них поистине живописные места, украшенные красивыми церковными храмами с золочеными куполами и в 1878 году он создает просто неповторимый шедевр своего творчества картину с ласковым названием 'Московский дворик', сюжет которого, художник приметил в одном из арбатских закоулков. Данное произведение принесло художнику впечатляющий успех и популярность а его стиль написания, стал восприниматься современниками, как новый стиль, обозначенный интимным пейзажем.

Картина Василия Поленова Бабушкин сад 1878 гКартина Заросший пруд.

В 1879 году Поленов вступил в ряды художников передвижников и часто выставляет свои работы на выставках, среди которых картина 'Бабушкин сад' и "Заросший пруд" получила много добрых отзывов, это произведение Стасов обозначил, как наилучшую колоритно живописную работу среди пейзажистов на то время.

В 1881 году Поленов вместе с Праховым А. В. и Абамелек-Лазарев С.С. посещают ближний восток, побывав в Египте, Сирии и Палестине. За время поездки по ближнему востоку Художник исполнял различные этюды с натуры и пейзажи 'Нил у Фиванского хребта', 'Нил, вдали пирамиды'.

В 1882 году художник возвращается в Россию, привезенные работы после поездки были проэкспонированы в 1885 году на передвижной выставке, где их увидел Павел Третьяков, зачаровавшись работами он приобретает их.

В 1882 году Василий Поленов женится, его избранницей становится Якунчикова Н. Б. родственница Мамонтовой Е. Г. В 1883 году он снова едет за границу на этот раз вместе с супругой и посещает Италию,обосновавшись в столице Италии в Риме, где вынашивает замысел к картине на тему из жизни Христа В 1887 году художник пишет картину 'Христос и грешница', самое интересное что Христа Поленов изобразил не совсем традиционно, как простого человека с мудрым разумом и чистой душой. Картина была выставлена в этом же году на передвижной выставке и была куплена императором Александром 3-м.

Поленов Золотая осень

В1890 годы художник уезжает из столицы в Тульскую область, где приобретает дом на берегу Оки а позднее по его замыслу ему построили дом вместе мастерскими, в которых он собирает художников, местных сельских детишек обучает живописи и рисунку. Это имение было названо Борок. Насытившись деревенскими видами Поленов много работает и создает ряд живописных произведений с красотами окрестностей реки Оки 'Ранний снег', 'Летом на Оке', 'Осень на Оке близ Тарусы', 'Золотая осень'

Много работая с пейзажной темой Поленову не давало покоя тема из Евангелия, он поэтому замыслу создал много работ и в 1909 году многие из них были продемонстрированы в разных городах России в Петербурге, в Твери и в Москве.

Василий Поленов много времени уделяет работе в театре, исполняя различные декорационные работы это способствовало его дружбе с Савой Мамонтовым.

По замыслу художника в 1915 году построено театральное здание с различными мастерскими для постановки сцен. Сам принимает участие в разработке сценариев и режиссерских постановках.

После Октябрьской революции 1917 года он переезжает в свое имение Борк, где участвует в организации крестьянских театральных кружков. Он много работает с молодежью, Поленов преподает живописные основы детям.

Продолжает заниматься творчеством , пишет картину пишет картину в 1919 году 'Разлив на Оке'. В 1924 году ему 80 лет в знак данного события устраивается его персональная выставка в залах Третьяковской галереи В 1926 году за различные заслуги советское государство присваивает ему звание народного художника России.

В 1827 году летом 18 июля Поленов скончался, его похоронили на берегу реки Ока в окрестностях села Бехово.

www.art-portrets.ru

Василий Поленов

Творчество Василия Дмитриевича Поленова – одно из самых весомых явления в живописи России второй половины XIX века. Его многогранное мастерство не знало границ. Поленов театральный художник и живописец, музыкант и архитектор.

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец — Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, — был известным археологом и библиографом.  Мать художника, Мария Алексеевна, писала книги для детей и занималась живописью.

Способность к рисованию была свойственна большинству детей Поленовых, но самыми одаренными были сын Василий и младшая дочь Елена. В будущем они стали знаменитыми художниками.  С детьми занимались профессиональные педагоги из академии искусств. Встреча с одним из преподавателей – Чистяковым П.П. – стала очень важной для жизненного и творческого пути Поленова. Чистяков обучал Поленова и его сестру искусству живописи с 1856 по 1861 год. В то время он требовал от учеников странного изучения натуры. «Натура, — вспоминал впоследствии Поленов, — устанавливалась надолго, и рисунок производился систематически, не условным приемом, а тщательным изучением и, по возможности, точной передачей натуры». Чистяков смог передать своему ученику профессиональный подход к живописи, искусную манеру изображения природы. Поленов смог усвоить то, что искусство может  возникнуть лишь в результате тяжелой и упорной работе.

 В 1863 году, окончив гимназию, вместе со своим братом Алексеем поступает в Петербуржский университет на физико-математический факультет.  Он долго сомневался в своем выборе. Одновременно с учебой он посещает Академию выходки, где с удовольствием обучается строительному искусству, истории утонченных искусств. Также не прекращает занятия музыкой. Он был не только постоянным посетителем оперного театра, но и сам пел в хоре Академии. Поленов на время оставляет учебу в университете и с головой погружается в занятие живописью.  Он сделал правильный выбор, так как его старания принесли ему успех. Поленов оканчивает ученический курс Академии и получает серебряную медаль за этюд. После этого побеждает в конкурсе по выбранной им тематике исторической живописи.

В 1868 году снова становится студентом, но теперь уже юридического факультета.  В 1871 году получает диплом юриста. Поленов стремится создать произведение высокого уровня и стиля. Он хотел прибавить изображению возвышенности.  Многие отмечали большую теплоту ощущения, выраженного Поленовым в образе девочки, которая тянет худенькую руку к Христу.

Прошло несколько лет, и Поленов нашел себя как художник. Василий отправляется на длительное время стажироваться в  Париж, и написал там, в числе другого картину «Арест графини д’Этремон», что обеспечила ему в 1876 г. звания академика. Реалистичные устремления художника, которые укреплялись под воздействием И.Репина и А.Боголюбова, полнее оказались в его тонких пленэрных пейзажах и этюдах. По возвращении на родину Поленов становится убежденным сторонником национально-демократического искусства. Он пишет правдивые, проникнутые любовью к людям из народа портреты пересказчика былины Н.Богданова (в 1876 г.), сельского мальчика Вахромея (в 1878 г.), картину из крестьянской жизни «Семейное горе» (в 1876 г.).

Вернувшись в 1876 г. к России, вскоре отправился на театр русско-турецкой войны, в течение которой заключался официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра 3). По окончанию войны поселился в Москве. После много путешествовал.

Захват Поленова Венецией усиливался из-за того, что она была родиной его любимого художника Пауло Веронезе, что покорил его еще в период учения в Академии выходки. С тех пор захват Веронезе не проходило, становясь, год от года все более осмысленным и целеустремленным. Поленов с его задатками колориста ошеломлял огромный колористический дар венецианского художника, сила его живописи. «Какое тонкое ощущение краски, — увлекался Поленов, — какое необычное умение сочетания и подбора тонов, какая сила в их, какая свободная и широко развернутая композиция, при всем этом легкость кисти и работы, как я ни у кого не знаю!». Преклоняясь перед красотой колорита полотен Веронезе. После проехал в Рим, но он его разочаровал. «Сам Рим… какой-то мертвый, отсталый, отживший, — поделившийся своими наблюдениями Поленов с Репиным. — Существует он … сколько веков, а даже и типичности нет, как в немецких средневековых городах… Нет в нем жизни своеобразной, собственной, а весь он вроде бы существует для иностранцев… О художественной жизни в современном смысле и помина нет, художников много, а толку мало; работают все замкнуто, каждая национальность отдельно от другой, студия их хотя и отомкнутые, но главным образом опять же для богатых заморских покупателей, так что и искусства подгоняются к их вкусу… Римский художник уже в первой своей картине является рутинным имитатором. Старые итальянцы меня тоже не захватывают…». Поэтому в Риме не было создано ни одной картины.

Период пенсионерской командировки помог Поленову понять, что историческая живопись не является его настоящей стихией. Взгляды Поленова безраздельно обратились к пейзажу. Такой был итог его исканий за рубежом.

Гуманистическое дарование Поленова, наконец, раскрывается в свою полную силу и раскрывается именно на русской почве, обнаруживая при этом именно свой русский состав. Его ожидало, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства краски, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за «Московским двориком» произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства, — картине «сад Бабушки» и «Заросший пруд».

Например, картина «сад Бабушки» экспонировалась на VII Передвижной выставке в 1879 году. В рецензии на выставку Стасов назвал «сад Бабушки» в числе лучшей вещи, отметив ту, что его отличается «свежестью тонов» живопись. Она действительно, прежде всего, покоряет именно своей живописью. Ее пепельно-серые с сиреневым и голубоватым отливом, бледно-розовые, песочные, серебристо-зеленые всевозможных оттенков тона, гармонично совмещаясь, друг с другом, образуют единственную колористическую гамму. Образ, созданный в картине художником, лишен одноплановости; в нем естественность и гармонично совмещаются разные аспекты восприятия жизни, ее осмысления. Изображает старый барский особняк и его дряхлую владелицу, Поленов, в отличие от Максимова с его картиной «Все в прошлом», ничего не рассказывает зрителю о стиле этой жизни. Это ощущение гармонии и красоты жизни будит в зрителе то светлое и усмиренное  настроение, которым решается его элегическое размышление над сценкой, сохраненной художником.

В картине «московский дворик» автор воспроизвел типичный уголок старой Москвы — с ее особнячками, церковью, заросшей зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным стилем жизни. Утро ясного солнечного дня в начале лета (по воспоминаниям самого художника). Легко скользят по небу тучи, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церкви, подворачивая густую тень… Дворик оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли суматоху в густой зелени травы ребята, вот-вот двинулся в дорогу запряженный в телегу конь… Эта будничная суматоха не нарушает беззаботную ясность и тишину.

В дальнейшем развитие Поленова-пейзажиста в эпоху 90-х лет неразрывно связано с его жизнью на березе Оки, которая стала в эти годы неисчерпаемым источником его творческого вдохновения. Мечтая поселиться «на природе», Поленов приобрел в 1890 году небольшое имение «Бехово» в бывшем Алексинском уезде, Тульской губернии. Там им был построен по собственному проекту дом с мастерской для друзей-художников. Усадьба была названа «Борок». Выбор нового места для обитания счастливо совпал с направлением творческих поисков Поленова 90-х лет и можно сказать, во многом способствовал успеваемости этих поисков. Природа района содействовала развитию в Поленова поезда к эпическому пейзажу. Художник очень быстро нашел свою тему в пейзаже и с этого момента стал настоящим поэтом Оки.

Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки, где были написаны много пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. В настоящий момент там Музей В. Д. Поленова.

Картины Василия Поленова

Восемнадцатого июля 1927 года художник умер в своей усадьбе и был похоронен на кладбище в Бехове.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

allpainters.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта