Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «В Петрограде». Петрова картины
Загадка картины путешественника К.С. Петрова-Водкина: signorlna
Деревенский пейзаж. Нормандия. Х.м. 28х40. ПГИАХМЗ.
На велосипеде в Европу.
так могла бы выглядеть карта велосипедного маршрута Москва- Вроцлав
Ещё будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в 1901 г. К.С. Петров-Водкин решил отправиться в Европу на велосипеде: "Велосипед все больше и больше представлялся мне отвечающим цели моего передвижения. За зиму скопил я около сотни рублей. Главная задержка заключалась в неимении машины. Я направился по магазинам велосипедных фирм и стал предлагать продавцам комбинацию: за рекламу поездки за границу предлагал я им снабдить меня машиной на выгодных прокатных условиях. После нескольких несообразительных торговцев попал я на представителя одной немецкой фирмы, который меня понял, и за 25 рублей проката я получил великолепной прочности дорожный, оборудованный багажником, велосипед. Училище дало мне отпуск и право на заграничный паспорт. Маршрут мною был намечен следующий: Москва, Варшава, Бреславль, Прага, Мюнхен и Генуя, - Генуя - это уже просто для финиша: Средиземное море - обрез - вода, а для моего спутника, который вызвался сопровождать меня, окунуться в волны этого моря было чуть ли не целью его путешествия" (Пространство Эвклиды. Гл. 9). Газета «Русское слово» освещала эту поездку. 10 апреля 1901 года в день отправления корреспондентом газеты был сделан снимок отважных путешественников: "10 апреля 1901 года у Серпуховской заставы в дождик распростились мы с провожавшими нас газетчиками и друзьями и тронулись в наш путь" (там же).
К. Петров-Водкин и В.Сорохтин перед началом путешествия в Мюнхен. Москва. Фото. 1901 © ХХМ
Багаж Петрова-Водкина состоял из «географической карты, ящика с красками, альбома, смены белья, чайника, тигровой окраски пледа, револьвера и четырнадцати золотых пятирублёвок». Планируя поездку, Кузьма Сергеевич писал матери: «Денег я думаю заготовить рублей 80 или 100, хотя все говорят, что это очень мало, а я говорю, что с деньгами с большими и дурак за границей побывает».
По дороге приключилось достаточно много разных неприятностей, как рассказывает С. Пухачев в рубрике "Мастера модернизма" журнала об искусстве: "Я в своё время с большим удивлением узнал, что Кузьма (в детстве его звали Кузярушка) Сергеевич Петров-Водкин, собравшись в Мюнхен обучаться живописи, с трудом избегнув и грабителей и просто хулиганов, швырявших в него камнями, словом, всех тягот уникального по тем временам путешествия. Я никак не мог представить себе нашего классика, мчащегося с горы на велосипеде с задранными на вилку ногами (именно так, потому что «свободного колеса» тогда ещё не существовало), или падающего в канаву от взбрыкнувшей из-за его чудного вида лошади". А однажды художник остался почти совсем без денег. Дело происходило где-то под Варшавой. Поляки, как выяснилось, были очень охочи до разных зрелищ. Художнику предложили принять участие в гонках на велосипеде: "... мне было предложено участвовать в гонке специально для дорожных велосипедов. Зная мои силы, я счел за лучшее отказаться от соревнования на скорость, но, чтоб не обидеть гостеприимных хозяев, выдвинул контрпредложение на тихую езду. Признаться, до этого я только вскользь слышал, что такие матчи существуют, и - влопался: гонка была принята, и у меня нашлось четверо конкурентов, принявших вызов". Петров-Водкин внес контрпредложение: гонки проводить не на скорость, а на медлительность. Тот, кто падает — будет сходить с дистанции. И вот русская лень победила западную тягу к успеху: Петров-Водкин просто заснул на дистанции. Пока остальные участники изо всех сил старались ехать как можно медленнее, мускулы Петрова-Водкина, натренированные за долгое путешествие, просто автоматически сохраняли тело в равновесии на вяло плетущемся велосипеде. Художник-путешественник приехал последним и получил обещанный приз: "Я уставился на блестящую середину руля и… вероятно, я заснул… Меня всполошили шум толпы и аплодисменты. Спросонок я дал ходу машине, но это уже было безвредно: я въехал за ленту… Около двадцати злотых заработал я на этом поприще. Так отдал я мою дань современному спорту".
Памятник, посвященный поездке Петрова-Водкина в Европу, г. Хвалынск (Саратовская обл.). Автор: заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Андрей Щербаков.
Велосипед приятеля Петрова-Водкина Володи Сорохтина вскоре сломался, и ему пришлось отправиться дальше на поезде – Кузьма Сергеевич путешествовал в одиночестве. В Бреславле они поменялись – Петров-Водкин отдал велосипед другу, а сам двинулся в Мюнхен по железной дороге.
Велосипедный пробег "Москва-Бреславль" уже кажется нереальным предприятием: Петров-Водкин добрался до Варшавы за 12 дней, преодолевая по сто вёрст ежедневно!
Конечной точкой маршрута этого удивительного путешествия стала не Генуя, как мечталось художнику, а Мюнхен, где Петров-Водкин посещал занятия в школе Антона Ашбе, осматривал собрания мюнхенских Пинакотек.
Лондон
В 1903–1904 гг. К.С. Петров-Водкин успешно работал в Петербурге над заказами Р.Ф. Мельцера. Его майоликовый образ Богоматери с младенцем украсил фасад Ортопедического клинического института Р.Р. Вредена, а иконы его письма вошли в иконостас храма при клинике. Для перевода изображения в майолику, осуществлявшегося на керамической фабрике Дультона, в июле 1904 г. художник ездил в Лондон.
Италия
В 1905 г. перед К.С. Петровым-Водкиным стояла задача выработки своего пластического языка с учётом опыта западно-европейского искусства. Созревшие планы заграничной поездки осуществились осенью 1905. Отплыв из Одессы он прибыл в Венецию, осмотрел также Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь, Помпеи, остров Капри, Геную. Художника впечатлили катакомбы Рима и Колизей, огнедышащий Везувий. В Италии К.С. Петров-Водкин выделил для себя имена мастеров, чья система живописи тронула глубины его художественного сознания, чей опыт незримо, но прочно лег на полотна. В своей книге «Пространство Эвклида» К.С. Петров-Водкин пишет о тех качествах живописи итальянского Возрождения, достижение которых будет целью и его творческого метода. В Рафаэле он отмечает «нежную ясность, детскую гениальную шаловливость с цветом и формой». Глубоко воспринял К.С. Петров-Водкин достижения Джованни Беллини и Леонардо да Винчи.
Франция
Французская поездка: апрель 1906 – ноябрь 1908 познакомила К.С. Петрова-Водкина с состоянием современной европейской живописи и прошла под знаком упорного художнического труда. Работа над натурным рисунком в студиях Монпарнаса приведет художника к безошибочности проводимой линии и анатомически выверенной форме. От парижского периода останутся тысячи рисунков, которые свидетельствуют о закреплении в Париже навыков, полученных в мастерской Серова. Серовские принципы подхода к портрету ощутимы в одной из самых удачных и значимых парижских работ К.С. Петрова-Водкина – портрете жены на фоне гобелена. Здесь дана заявка на большой стиль и артистизм исполнения. Во Франции К.С. Петров-Водкин женился на дочери хозяйки пансиона под Парижем, где снимал комнату в ноябре 1906 г. Мария Фёдоровна, или как называл ее Петров-Водкин Мара (1885-1960) была наполовину сербка, наполовину бельгийка. Художник создал много портретов жены, он писал ее в продолжение всей жизни. Их брак был оформлен в мэрии, а обвенчались они уже в России – в Хвалынске в августе 1910. Мария Фёдоровна была рядом с Кузьмой Сергеевичем всю его жизнь, оказывая неизменную поддержку и обеспечивая ту обстановку, в которой художник мог реализовать себя творчески. Возможно, в эту пору и был создан этюд "Деревенский пейзаж. Нормандия".
Нормандия - французский регион, историческая область, расположенная на северо-западе Франции, известная своими фермами, яблочными плантациями и сырами, местность, которая ассоциируется с морем, живописными деревенскими пейзажами и многовековой историей. Небо пастельных тонов от небесно-голубого до дымчато-серого с неповторимым сиянием вдохновляло многих художников. Такого неба нет нигде, только здесь, в вечнозеленой Нормандии. Именно среди этих прекрасных пейзажей: отвесных скал, старых вязов, изумрудных долин родилось такое направление живописи как импрессионизм. Здесь работали Клод Моне, Поленов, Бенуа, Лансере, Дубовской, Серебрякова, Петров-Водкин.
Палитра, к которой прибегнул художник для написания этюда "Деревенский пейзаж. Нормандия", завораживает своей оливковой гаммой, тонким письмом маслом по холсту и, конечно, мотивом с плавно вьющейся полоской синей воды, возможно, "заблудившейся в песках «безумной» реки" Куэнон, текущей по плоским лугам и разделяющей Нормандию и Бретань. Очень похожий пейзаж создал А. Бенуа в Бретани в этом же 1906 г.
А. Бенуа. Бретонский пейзаж. 1906 г.
Та же оливковая гамма, крыша беленого каменного дома с прямоугольным козырьком.
А. Бенуа. Бретонские танцы. 1906.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич: Кафе. 1907
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич: Портрет жены художника. 1906
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич: Берег. 1908
Африка
Чтобы получить свежие художественные впечатления, К.С. Петров-Водкин уезжает в Африку. В апреле 1907 г. он отправился морем из Марселя в г. Алжир, а вернулся в Марсель из Туниса в июне того же года. Проведенные в Африке два с небольшим месяца наполнены радостным ощущением встречи с первозданной природой и человеком как её частью, и эту радость художник спешит перенести на бумагу и холст. Африканские этюды, написанные в широкой манере, этнографически точно фиксируют особенности местности и быта людей. В пейзажах «Бириби. Африка», «Ночь в оазисе», «Город Константина. Алжир», «Негритянская деревня» цвет высветляется светом, краски сближаются, что наряду с обобщенностью формы организует крепкую слаженность этих небольших по размеру вещей. В Африке Петров-Водкин по-настоящему ощутил себя живописцем. Африканский маршрут коснулся городов Алжир, Бискра, Константина, Тунис, местечка Эль Гверра на южных склонах Атласских гор, Карфагена, Сахары. Художник пишет красками и вот такие "небывальщины", в которые мало кто верил из современников: «На меня напали в Сахаре кочевники. Я отстреливался, но кончились патроны. И тогда я засвистал в два пальца, как бывало над Волгой. Меня не тронули и даже всем остальным велели оберегать «русского, который свищет».
"Портрет африканского мальчика" 1907 года, с аукциона (Лондон)
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич: Бириби. Африка. 1907
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич: Негритянская деревня. 1907
Признание и успех ожидали К.С. Петрова-Водкина в России, куда художник вернулся в ноябре 1908 г. и поселился в Петербурге. 14 ноября 1909 г. открылась его персональная выставка «Париж – Бретань – Пиренеи – Африка» инициатором которой стал художественный критик Сергей Маковский.
Самарканд
В июне-октябре 1921 г. К.С. Петров-Водкин съездил в составе экспедиции в Самарканд. Удивительно поэтичны написанные в Средней Азии портреты юных узбеков и пейзажи.
К.С. Петров-Водкин. Голова мальчика-узбека. 1921
К.С. Петров-Водкин. Вид Самарканда. 1921.
И снова Париж
Почти год – с августа 1924 по июль 1925 – Петров-Водкин с семьёй жил в Париже, находясь в командировке с целью изучения постановки художественного образования во Франции. Вот что рассказывала об этом времени дочь художника - Елена Петрова-Водкина: "В 1924 году папе дали командировку во Францию, чтобы смотреть, как там дела идут с молодыми художниками, как учат молодежь. Два года мы там жили. Мне было два года, я ничего не помню, все по рассказам родителей. Мы жили под Парижем с мамой. У нее больные ноги, так она там лечилась в источниках, а папа был в Париже, приезжал каждые выходные к нам туда". На этот раз семья художника проживала в Нормандии.
К.С. Петров-Водкин. Гарсон в парижском кафе. 1924.
К.С. Петров-Водкин. Натюрморт с письмами. 1925
И этюд "Старый Дьепп" (1925 г.), написанный в нормандском городке Дьепп.
Источники:
Петров-Водкин К.С. Пространство Эвклида. Гл. 9.Золотая палитра. Художественный журнал. Начало пути к овладению пространством. №2 (13) 2015 г./ автор статьи: Е.Э. Пондина Введенская сторона. Журнал об искусстве. Петров-Водкин (1878-1939) 2008 г./ автор статьи: С. Пухачев Радио Свобода. КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК. Гость программы: Елена Петрова-Водкина – дочь художника. 17 Июль 2008
signorlna.livejournal.com
Картины Петрова-Водкина: описание
Картины Петрова-Водкина - уникального художника, творившего на стыке двух эпох, хранятся в лучших музеях России и за рубежом.
Получив великолепное художественное образование, он изучал иконопись, проявлял большой интерес к живописи Ренессанса. В 1910 году, после многочисленных путешествий, Кузьма Сергеевич увлекся импрессионизмом.
Синтезировав разные направления, он стал писать в особенной манере, по которой легко узнать его работы.
Многое изменилось со времени Революции, в том числе и отношение к ней, а произведения, которые создавал Петров-Водкин: картины, натюрморты - стали еще более современными и значимыми. С помощью сферической перспективы он выводит зрителя за пределы плоскости в измерение, в котором есть время и движение. Начинаешь не только видеть, но и слышать, что происходит, когда смотришь на картины Петрова-Водкина.
Художник с огромной радостью и воодушевлением воспринял весть о свершившихся переменах, принял активное участие в организации художественных мастерских и учебных заведений по всему СССР. Ведь он и сам произошел из простой рабочей семьи и никогда этого не стыдился.
Завтрак на солнечной веранде
Картина Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. На картине изображено радостное солнечное утро на даче.
На деревянном столике стоит граненый чайник, в котором отражается кот, а слева выглядывает собака, возможно, смотрящая на хозяина. Невидимый герой картины только что пил чай из стакана, положил ложку на блюдце, на завтрак приготовлены яйца. В маленькой вазочке стоит букет свежих полевых цветов. Все пространство залито светом. Здесь зарисована сценка из жизни. Полотно объемно; кажется, что можно войти в него, погладить пса, попить янтарный чай.
Портрет Анны Ахматовой
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин в позднем творчестве часто писал портреты членов семьи. Но создать образ известного поэта - это большая ответственность перед будущими поколениями. Кроме внешнего сходства нужно передать одухотворенность творческой личности, характер, свое художественное видение.
Портрет Анны Ахматовой был написан в 1922 году. Проницательный взгляд источает спокойствие и силу, боль и печаль о непоправимых потерях, мужество, чтобы их достойно перенести.
Многие художники запечатлели поэтессу, но работа Петрова-Водкина, вызвавшая много споров и нареканий современников, прошла испытание временем.
При написании был применен трехцветный метод, с которым в это время увлеченно экспериментировал художник.
Петроградская Мадонна
Еще в юном возрасте познакомился с двумя иконописцами и сам взялся за кисть Петров-Водкин. Картины того времени не сохранились.
Позднее, когда он уже получил художественное образование в Петрограде и Москве, до 1917 года писал иконы в модерновом стиле.
После Революции много скрытого смысла вкладывал в свои работы Петров-Водкин, описание картины стало невозможно без поиска ассоциаций и наличия определенных знаний.
Работа сразу же получила народное название «Петроградская мадонна».
Изображенная на картине «Петроград.1918 год» женщина сжимает руку младенца, а взгляд ее полон тревоги и печали за его будущую судьбу. По иконографии работа похожа на «Страстную» икону Божией Матери, посвященную событиям Страстной недели, последней перед Воскресением. Младенец Иисус взял Богородицу за руки, увидев ангелов, несущих орудия пыток для Распятия.
Картина обобщенно передает душевное состояние всех женщин в это сложное и страшное время, которые, несмотря на войну, лишения, продолжают исполнять свой святой материнский долг, давая тепло и заботу своим детям, стараясь, чтобы их не коснулись окружающие разруха и голод.
Пророчества в полотнах К.С Петрова-Водкина
Современники называли его древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее. Картины Петрова-Водкина не только отражали его восприятие настоящего, но и пророчили. Например, «Купание красного коня».
Написанное в 1912 году полотно произвело фурор в мире. Мощная энергия цвета ассоциировалась с грядущими неотвратимыми событиями. Революция приближалась; художники и поэты, веря в идеалы, мечтая о построении коммунизма, всей душой откликались на ее призыв.
Картины Петрова-Водкина оригинальны и прекрасны, в своем творчестве он сумел отразить жизнь простых людей, их духовность, драматизм времени.
Источник
www.obovsyom.ru
БОЛГАРСКИЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ | Ivailo Petrov
Болгарский художник Ивайло Петров (Ivailo Petrov) – один из ярких представителей болгарского экспрессионизма (в переводе с латыни «expressio» – «выражение»).
Художники — экспрессионисты стремятся не воспроизводить действительность, а выражать свое внутреннее эмоциональное состояние, свое субъективное видение мира. Самовыражение, преобладающее над реальностью, достигается путем упрощения, преувеличения или искажения действтельности, что передает предельную эмоциональность и экзальтированность.
Мастер не пытается в своем творчестве показать кризисное состояние общества. Наоборот, своими лирическими и абстрактными нотами он создает новую гармонию, которая, тем не менее, входит в некоторый дисбаланс с традиционным экспрессионизмом.
В своей живописи Ивайло Петров пропускает образ мгновения через свою душу, освобождая его от всего ненужного, стараясь вынести на поверхность его чистую сущность.
У художника несколько циклов картин. Наверное, самые известный цикл – “Мадонна”. Он изображает ясные и чистые женские образы, немного в стиле иконописи, немного в стиле средневековой живописи западной Европы. Утонченные лица, утонченная манера держаться…
Нежные и чувственные полотна цикла “Прикосновение” немного абстрактны и сосредоточены на передаче контакта рук.
В цикле “Тело” показаны призрачно-загадочные, чувственные и изящные женские фигуры, словно излучающие свет изнутри.
Чтобы усилить воздействие картин на зрителя и добавить эмоциональной окраски, Ивайло использует определенную палитру цветов, предпочитая жемчужные оттенки. Огромное значение в его работах уделяется свету и цвету.
Ивайло Петров, родившийся в 1965 году, всю свою жизнь провел в Софии. В 1984 году он закончил Школу изящных искусств, через 11 лет – Болгарский университет изящных искусств, уже с 1996 года преподает в Университете Архитектуры, но самое главное – пишет удивительные картины…
Французская художница Франсуаза Нилли (Françoise Nielly) в своих портретах использует грубую силу мастихина!
actualartist.ru
Описание картины Петрова-Водкина "Утренний натюрморт " и интересные факты о ней :: SYL.ru
Большинство образованных людей, которые считают себя интеллигентами, неплохо разбираются в искусстве. Но многие из них знают только самые известные картины художников. Это и не удивительно, ведь нельзя быть подкованным во всех областях знаний, если вы, конечно, не Анатолий Вассерман. Именно поэтому мы подготовили описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, чтобы восполнить этот пробел в познаниях общественности в области искусства.
Биография
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин прожил довольно интересную жизнь. Он яркий пример того, как человек из низших слоев общества, почти безграмотный, смог стать профессором Академии Художеств и возглавить Ленинградский союз художников. Родом он из маленького городка Хвалынска. Именно там прошло его детство, где он и получил первые уроки рисования у местных мастеров-иконописцев. Дальше Кузьма поступил в Самарский живописный класс Ф. Бурова. Именно здесь началось формирование неповторимого стиля художника. Свое дальнейшее художественное образование продолжил в Петербурге. Художественное училище дало ему ту базу, которая отразилась в переосмысленной форме во всех работах Петрова-Водкина. Одной из первых работ художника стало полотно «В кафе». «Купание красного коня» стала следующей большой картиной художника. Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова – Водкина, которое будет дано ниже, вызывает любопытство. Это не самое знаменитое полотно художника, но оно является одним из тех, которые были написаны уже в собственном, неповторимом стиле.
История создания «Утреннего натюрморта»
Шел 1918 год. Только закончилась Октябрьская революция, но ее последствия все еще видны в городе. К Петрову-Водкину, который абсолютно не разбирался в политике, да и не пытался это сделать, новая власть оказалась благосклонна. Именно в 1918 году Кузьма Сергеевич становится преподавателем Академии художеств. Творчество этого периода направлено на осмысление революции и ее последствий.
История создания картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина довольно интересна. В период вечной нехватки продуктов и, как следствие, голода, художник не отчаивается. Он пытается донести до народа путем своих натюрмортов, что нужно ценить каждое мгновение своей жизни. Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова–Водкина будет дано ниже, а пока рассмотрим стилистические особенности полотна. Оно выполнено в реалистичной манере, что не совсем характерно для художника. Но вот своим любимым цветам Кузьма не изменяет. Полотно написано в трех любимых цветах художника: желтом, синем и красном.
Замысел художника
Основная мысль картины «Утренний натюрморт» (Петров–Водкин) заключается в передаче волнующего момента раннего утра. Закат солнца, который ежедневно наблюдал любой деревенский человек, сейчас становится чем-то чудесным. Немногие согласны променять 2 часа сна на 15-минутное любование первыми лучами солнца. Петров–Водкин вырос в деревне, и ему доводилось видеть много рассветов и закатов. Именно поэтому в 1918 году, в момент рождения новой системы власти, Кузьма Сергеевич решает написать восход солнца. Эта тонкая аллегория едва прослеживается, но если присмотреться, то она видна во многих деталях картины. Художник пытался показать, что любое утро счастливого человека должно начинаться с солнечных лучей и крепкого чая. Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова–Водкина можно дать совсем кратко: завтрак деревенского человека, который испытывает нужду, но при этом не падает духом и умеет находить радость в каждом жизненном моменте.
Описание
Картина художника Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» - не самое выдающееся полотно, но одно из самых уютных. Тут видна нежность в каждой детали. На картине изображены кот и собака. Кот сидит на коленях у хозяина, а собака напротив них. Понятно, что художник любит животных, и даже несмотря на бытовые трудности, он находит время и желание ухаживать за своими питомцами. На столе стоит букет полевых цветов. По тому, что в букете присутствуют колокольчики и одуванчики, понятно что цветы были только что собраны, ведь на картине они изображены свежими, а как известно, в срезанном виде эти разновидности растений быстро вянут. Понятно, что вряд ли художник собирал цветы для себя. Скорее всего, он собрал их для любимой жены или дочки. На столе лежит скудный завтрак - 2 яйца и коробок спичек. В коробке, скорее всего, соль - ее после революции было достать очень тяжело. От натюрморта веет добротой и свежестью. Художнику удалось остановить одно мгновение и удалось это сделать великолепно.
www.syl.ru
Живопись Елены Петровой: sitella
Альбом Надежды (sitella) wrote, 2011-03-01 14:34:00 Альбом Надеждыsitella 2011-03-01 14:34:00 Многим знакома живопись Елены Петровой. Сегодня хочу вам предложить ещё раз насладиться её солнечными, воздушными натюрмортами, от которых светло, радостно и уютно.:)) Картины Елены хочется рассматривать без конца, в них нет ничего лишнего, каждая деталь на своем месте, все продумано до мелочей. Она создает настолько светлый и гармоничный мир, что заглядываешь в него и просто физически ощущаешь эту гармонию и этот свет и это тепло. И уходить оттуда не хочется!источник
PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
sitella.livejournal.com
Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «После боя»
Картина Петрова-Водкина "После боя", написанная в 1923 году, стала важной вехой в живописи художника, ознаменовав новый этап его творческих исканий. До этого момента все картины художника не имели конкретной временной привязки и носили не конкретный характер. Персонажей его картин можно было поместить в любой отрезок времени – и везде они смотрелись бы аутентично.
"После боя" – это картина, имеющая четкую, конкретную привязку к изображаемой эпохе. Художнику было недостаточно изобразить трех печальных красноармейцев, вспоминающих погибшего товарища. Чтобы усилить воздействие своего произведения, на заднем плане он изображает эпизод боя, мысленно встающий перед взорами героев. Красноармейцы видят своего товарища именно в момент гибели – и это видение заслоняет собственно битву. Мгновение смерти как будто запечатлено на изнанке век каждого из сидящих за столом – не остается никаких сомнений, что они еще долго будут вспоминать происшедшее. Воспоминание, послужившее поводом для сбора всех участников за столом, изображено в холодных синих тонах, что еще больше подчеркивает жуткую сущность происходящего.
Скорбящие красноармейцы на переднем плане картины, напротив, нарисованы теплыми красками, мягкими мазками, составляя разительный контраст с прозрачным темно-синим фоном. На лицах героев нет ненависти и жажды мести – скорее, теплая грусть по так рано погибшему соратнику. Печальные, вдохновенные образы воинов служат напоминанием о бренности всего живого. Пустой котелок на столе подчеркивает ту леденящую пустоту на границе жизни и смерти, которую, без сомнения, почувствовали солдаты. Каждый из них понимает, что завтра и он может стать на этой границе – но решимость и твердость, читающаяся во взглядах, говорит о желании воевать до конца, до победы.
opisanie-kartin.com
Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «В Петрограде»
Эту картину Кузьмы Петрова-Водкина часто называют «Петроградской Мадонной». И те, кто так её окрестил, правы, потому что кормящая мама с младенцем, стоящая на балконе городского дома даже по выражению лица напоминает иконописный образ.
Волосы женщины спрятаны под белым платком, на плечо накинута алая материя – своеобразный символ революции. У молодой мамы усталый и в то же время суровый взгляд. Но всё же какой-то лучик надежды на светлое будущее в нём есть. И символом его выступает небесно-голубое здание, находящееся позади дамы.
Стёкла в этом доме выглядят странно. Они не то разбиты местами, не то затянуты паутиной, а может быть, просто покрыты пылью. Вероятно, этот дом покинуло богатое семейство, а простой люд ещё не заселился.
На улицах довольно пустынно, если только не считать скопления людей, которое критики позиционируют как очередь за хлебом, олицетворяющее голодное время. Однако ни хлеба, ни продавца зрителю не видно: всё сокрыто фигурой матери, которой нет никакого дела до происходящего внизу. Это всё – преходяще, главное для неё – вырастить своего малыша.
Кто-то углядит в этом младенце символ зарождающейся Советской страны, а кто-то в образе матери – Россию. То есть можно сказать, что это уже не икона Богоматери, но ещё пока и не образ Матери-Родины, который стал эксплуатироваться массово несколько позже. Особенно часто к нему обращались в дни Великой Отечественной войны и после неё.
Идею же полотна «1918 год в Петрограде» – таково официальное название картины – можно выразить так: разрухи и нищеты не будет, мы сумеем преодолеть это. Материнство – это ярчайший символ продолжающейся жизни, это словно зерно, давшее росток среди каменных стен голодающего Петрограда.
opisanie-kartin.com