Мешков, Василий Васильевич. Мешков картины
Василий Васильевич Мешков - Биография художника, известные произведения, выставки
Живописец, театр. художник, нар. худ. РСФСР (1963), академик АХ СССР (1958). Сын В. Н. Мешкова. Учился у отца, а также в МУЖВЗ (1909−17). С 1907 участник выставок. Член ТПХВ (с 1911), АХРР — АХР (с 1922). В 1919−21 декоратор в Рязанском драм. т-ре, в 1926−29 в Новосибирском драм. т-ре. В 1919−22 преподавал в Рязани, позднее жил и работал в Москве. Пейзажи «Сказ об Урале» (1949), «Кама» (1950), «Осень в Карелии» (1951), «Хоста. Прибой» (1951) и др. работы. Лауреат Ст. пр. (1951).
Сын художника В. Н. Мешкова, академик живописи, лауреат Государственной премии СССР
Учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1911 году примкнул к передвижникам. В начале творчества писал главным образом городские пейзажи. В 1922 году В. В. Мешков вступил в АХХР и обратился к темам Октябрьской революции и Гражданской войны (серия этюдов «Октябрь в Москве» и др.). В годы Великой отечественной войны художник создал серию полотен под общим названием «По дорогам отступления фашистов». Много и плодотворно работал В. В. Мешков в своём любимом пейзажном жанре. Его пейзажные полотна характерны особой величественной и суровой трактовкой русской природы («Сказ об Урале», 1949 г., «Кама», 1950 г.,"Золотая осень в Карелии" и др.).
С детства мальчик был окружен людьми искусства, лучшими живописцами того времени, и это не могло не сказаться на его судьбе.
«Я потомственный живописец. Отец мой, художник Василий Никитич Мешков, с детства предназначал меня к этому поприщу, да и все мои надежды и чаяния совпадали с отцовскими предначертаниями» — так начинается автобиография В. В. Мешкова.
В детстве самым заманчивым миром, полным увлекательных вещей, была мастерская отца, известного художника-портретиста. Под его руководством мальчик начал свои первые регулярные занятия живописью. В 14 лет он дебютировал на выставке со своими робкими, еще неумелыми работами на темы русской истории, но уже в этих работах чувствовалась своеобразная, свободная живописная манера автора.
Окончив Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были такие знаменитости, как А. М. Корин, А. М. Васнецов, Л. О. Пастернак, В. Н. Бакшеев, Мешков поехал продолжать образование за границу.
Вернувшись в Россию в 1914 году, когда началась Первая мировая война, он был мобилизован в качестве художника и много кочевал со Штабом армии. Немало этюдов о войне было создано им в эти годы.
После 1917 года художник оставляет излюбленную историческую тему и становится театральным художником.
Поездка в Крым и на Кавказ в 1924—1925 годах явилась рубежом в творческой биографии В. В. Мешкова: он стал увлекаться пейзажем. И хотя он продолжал быть театральным художником, не работа в театре определяла его творческие устремления, а именно увлечение пейзажем. Он создает целый ряд картин со своим «мешковским» серебристым колоритом: «Серый день», «Серебряный дождь», «Стужа», «После дождя», «Озеро» и др. Его пейзажи передают поэтическое состояние природы, созвучное настроению художника.
В годы Великой Отечественной войны художник создал немало работ, посвященных военной тематике: «Защита Ленинграда», «Героический Ленинград во время войны», «Бой в Северном море» и др. Одна из лучших картин того времени — «1941 год под Москвой».
После суровых лет войны Мешков особенно чутко воспринимал природу. Он пишет пейзажи, которые как бы утверждали право человека на счастливую жизнь: «Копны», «Окские дали», «Холодный день», «Косогор», «Золотое Подмосковье». Особое место в творчестве В. В. Мешкова занимают пейзажи Карелии.
artchive.ru
Работы художника Е. Мешкова
Страна: | Россия |
Родился: | 26 октября 1932 г. |
Мешков Евгений Алексеевич — художник-график, член Союза художников СССР.
Родился в октябре 1932 года в Москве.
С 1944 года посещал занятия в изостудии при клубе завода «Компрессор».
В 1947 году поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ).
В 1952 году окончил школу и поступил на графический факультет Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова
С четвертого курса учился в мастерской книжной графики у профессора Б.А. Дехтерева.
В 1958 году окончил институт, защитив дипломную работу «Иллюстрации и оформление трагедии «Макбет» В. Шекспира».
С 1954 года проиллюстрировал около 150 книг. Сотрудничал с издательствами «Детгиз», «Гослит», «Молодая гвардия», «Физкультура и спорт», «Прогресс», «Дiтвидав» (Украина), «Ээсти Раамат» (Эстония) и другие.
Основные работы в книжной графики: Б.Заходер «Кит и кот», К.Чуковский «Мойдодыр», С.Маршак «Королевский бутерброд», С.Михалков «Прививка», Л.Квитко «Лемелс хозяйничает», К.Паустовский «Теплый хлеб», «Стальное колечко», В.Астафьев «Конь с розовой гривой», Д.Мамин-Сибиряк «Рассказы и повести», А.Гайдар «Повести», «Достоевский — детям», «Как победила революция», «Детям о Ленине».
В 1970 — 1980 годах, работая со студией «Диафильм», сделал серии рисунков к десяткам диафильмов: А.Толстой «Приключения Буратино», С.Лагерлеф «Чудесные путешествия Нильса», Ш.Перро «Спящая красавица», А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Лукоморье», М. Лермонтов «Бородино», «Жемчужина Адальмины», «Жан-счастливый», «Три окна мастера Тьери», «Легенда о Персее» и другие.
Участвовал в выставках книжной и станковой графики.
1976 — ???;
1996 — ???;
2005 — работы разных лет, выставочный зал музея-заповедника «Поленово», Заокский район Тульской области;
2009 — «С душой о России», галерея Гостиного двора, Москва;
2012 — выставка иллюстраций к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино», Московский городской университет управления Правительства Москвы.
- Групповые выставки:
2012 — «Художник и книга 2012», Московский дом художника на Кузнецком Мосту.
© журнал "Художественный совет", №2 2006
fantlab.ru
комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.
МИФОТРАВМА, ИЛИ ПОЧЕМУ ГОСУДАРСТВО И СЕКС НЕСОВМЕСТИМЫ
Недавно американской учительнице Дженнифер Фихтер вынесли приговор — 22 года тюремного срока за сексуальную связь с тремя (по отдельности, если что, а не сразу) 17-летними учениками Аэрокосмической академии, в которой преподавала обвиняемая (правда, большая часть этого срока приходится на лжесвидетельство). Согласно законодательству штата Флорида, возраст согласия начинается с 18 лет (с 16 при условии, если второму партнеру не больше 23).
Приговор, конечно, суровый — ровно на 22 года больше, чем нужно. Это всего лишь одно из череды аналогичных дел, поэтому американская публика уже привыкла, а вот на российскую интернет-общественность это произвело большое впечатление. Однако текст вовсе не о том, какая Дженнифер няша и как она осчастливила учеников (именно так выглядит стандартный российский комментарий к теме). А о том, как благородные мотивы заботы о пострадавших могут оборачиваться издевательством над пострадавшими, а дорога, вымощенная благими намерениями, ведет известно куда.
Американская судебная практика включает в себя и гораздо более впечатляющие случаи — например, случай когда 17-летний школьник занялся оральным сексом с 15-летней школьницей. В итоге школьник получил 10 лет тюремного срока. Нет, законы штата Джорджия были не настолько идиотскими, чтобы считать преступлением обычный секс между подростками, однако их идиотизма хватило на то, чтобы посчитать преступлением секс оральный. После того, как школьник успеть отсидеть четыре года (!) нормы все-таки изменили, а Верховный суд штата сжалился и отпустил беднягу, признав наказание слишком жестоким. Но это не было оправданием (закон не имел обратной силы) — никакой компенсации за сломанную жизнь он не получил.
Начнем с вопроса: а где тут, собственно, благие намерения? Почему вообще добровольный секс между людьми может считается преступлением? Благие намерения здесь действительно есть — партнеры разного возраста и неравноценны. Одна сторона опытна, другая — молода и наивна. Взрослый может манипулировать подростком, а подросток недостаточно развит, чтобы принимать самостоятельные решения, а потому процесс этот называется statutory rape (в русском языке этому термину примерно соответствует слово «растление»).
Особенное возмущение вызывает, если растлением промышляет человек, наделенный властью и авторитетом. Например, учитель. Пускай власть американского учителя такова, что он способен лишь на мелкие пакости (успехи учеников определяются в ходе тестов, ответы к которым обрабатывает компьютер). Однако он остается символом авторитета, магическую власть которого демонстрирует множество психологических экспериментов — например, знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент (где выбранные по жребию студенты-охранники издевались над студентами-заключенными, а те послушно выполняли унизительные приказы) или не менее знаменитый эксперимент Милгрэма (где экспериментатор, изображая профессора, заставлял подопытных пытать током постороннего человека). Примерно поэтому в цивилизованных обществах бытует мнение, что секс в условиях вертикали власти (учитель-ученик, начальник-подчиненный и т.п.) — это неправильно.
Вроде все разумно, так что же тут не так? Не так получается, когда от благих намерений и голой теории мы переходим к практике.
Миф о травме В 60-ые и 70-ые годы в развитых странах распространилось убеждение, что совращение малолетних — болезненный и травматичный опыт, который обязательно сопряжен с насилием и страхом. А жертвы всю жизнь страдают от полученной травмы или же «вытесняют» ее из памяти (испытывая так называемую диссоциативную амнезию), но все равно страдают. Представление укоренилось как среди специалистов, породив психотерапевтическую индустрию поиска детских травм (гарантия 100%), так и крепко вошло в массовую культуру. Почему в этом кино злодей такой злодей? Разумеется, потому что его насиловали в детстве.
Американский психолог Сьюзен Клэнси выступила против этой популярной «модели травмы». Десять лет работы с жертвами убедили ее в том, что многие из них не испытали травмы непосредственно во время совращения — они испытывали смущение, но обычно доверяли совратителям и просто не понимали, что с ними происходит. Реальная травма сформировалась позже, когда они выросли и узнали, что должны были испытывать боль и страдания. После переосмысления воспоминаний они начали также испытывать стыд и вину — за то, что их воспоминания не соответствуют предписанной картине, и они «позволили этому случится».
Наблюдение вроде бы очевидное. Психологическая травма — часто явление субъективное, конструируемое на основе культурных норм. Мы не считаем травмирующим многое из того, что считается таковым в иных культурах, и наоборот.
Также это хорошо согласуется с феноменом, который называют «самосбывающимися пророчествами», или склонностью к подтверждению (confirmation bias) — когда ожидания программируют конечный результат. Например, во время экспериментов учителям говорили, что, согласно расчетам психологов, такой-то студент должен скоро «раскрыть свой потенциал». В результате его оценки реально улучшались, но шутка была в том, что студента выбирали случайно. Неудивительно, что если окружение непременно ждет от человека «травмы», «невроза» и «поломанной психики» (и сам он ждет от себя того же), то рано или поздно он оправдает все возложенные ожидания.
Однако, это ведь означает, что общепринятая «теория травмы» не просто не помогает жертвам, но и вредит. Те, кто стремится спасать и лечить, на самом деле калечат. Ожидаемо, что эти соображения не пришлись публике по вкусу, и Клэнси обвинили в том, что она оправдывает педофилов. Разумеется, педофилов Клэнси ничуть не оправдывает, а говорит лишь о том, что нужно поменять отношение к жертвам.
Судебное изнасилование
Предлагаю просто рассмотреть дело Дженнифер Ф. с аналогичных позиций. Честно скажу, что оправдывать Дженнифер Ф. мне хочется примерно так же, как Сьюзен Клэнси хотелось оправдывать педофилов. Я не считаю, что секс с учительницей — заветная мечта каждого школьника. И думаю, что взрослая женщина действительно может нанести травму юноше — особенно, если эта взрослая женщина коллекционирует юношей, словно звездочки на фюзеляже. Везти в клинику на аборт свою бывшую тридцатилетнюю подружку, которая теперь спит с новым твоим ровесником (есть там в деле и такой эпизод) — не самые приятные воспоминания молодости.
Однако нанесла ли Дженнифер Ф. травмы своим любовникам — этого мы, к сожалению, уже никогда не узнаем. Только не после того, как любовников этих за уши притащили в полицию родители, а затем совместно с судьями, обвинителями, детективами и репортерами убеждали в том, что они жертвы и просто обязаны страдать, прививая им забористый комплекс вины и стыда. Теперь искать там истоки травмы — это примерно как искать отпечатки пальцев в месте, где только что потоптался и сплясал слон.
Наверняка, молодым людям уже успели разъяснить, что после таких нездоровых отношений с Дженнифер Ф. они могут испытывать проблемы при общении со сверстницами и сложности при построении «нормальных» равноправных отношений. И ведь наверняка именно так оно и будет — пророчества имеют свойство самосбываться.
Если вчитаться в материалы дела, можно увидеть, как суд дотошно изучает личную переписку пострадавших, а также выясняет мельчайшие подробности случившихся правонарушений. При этом юноши вынуждены в деталях рассказывать куда, как и в какой последовательности они засовывали половые органы и прочее в таком духе. Проходят эти познавательные рассказы, судя по всему, при родителях.
Если учесть, что рассказчики являются не порноактерами с десятилетним стажем, а подростками, чья сексуальная жизнь недавно началась, то можно представить, какую интересную гамму эмоций они при этом испытывают. Интересно еще, что допрашивают не только жертв коварной хищницы, но также их друзей и знакомых. Несмотря на то, что имена из материалов дела вымараны, сарафанное радио не дремлет — наверняка, сейчас уже весь город увлеченно обсасывает подробности. Чему спасенные жертвы наверняка несказанно рады.
Ну, и вишенка на торте — сознание того, что человека, с которым ты имел близкие отношения посадили на долгие двадцать два года. На основе твоих показаний.
Так вот, Дженнифер Ф., может, кого и травмировала. Но вряд ли это идет в сравнение с той травмой пятидесятого калибра, которую нанесло парням вот это кафкианское судилище, где взрослые и облеченные властью люди подробно изучали их переписку и заставляли описывать интимные подробности (которые еще и стали стали достоянием общественности). Иначе как публичным психологическим изнасилованием происходящее назвать сложно.
Поэтому вопрос — кто же в данном случае настоящий насильник?
Почему государство не должно регулировать секс
В общем, данный кейс (как и почти все аналогичные) наглядно и живописно демонстрирует куда же именно ведет дорога устланная благими намерениями, заботой о нравственности и тревогой за счастье подрастающего поколения. Остался один вопрос: что же делать? Возможно, государству (по крайней мере, в ипостаси уголовного законодательства) делать как раз ничего не нужно. Возможно, государству нужно перестать проявлять сомнительный интерес к чужим гениталиям, а в уголовном кодексе не должно быть ничего такого, кроме статьи «изнасилование».
Нет оснований полагать, будто законодательство в данной сфере можно улучшить. Напомню, что пока законодатели Джорджии латали дыры в своих идиотских законах, позволивших случится «делу о Ромео и минете», школьник отсидел четыре года в тюрьме. А завтра найдется дыра взамен залатанной. Жизнь вообще такая штука, что опережает законотворчество. Вероятно, в те древние времена, когда законодатели были способны заниматься сексом, школьницы не сосали член. А теперь, видите ли, сосут, да еще по доброй воле, что, оказывается, не предусмотрено буквой закона. И ведь за каждой такой юридической дырой — сломанные людские судьбы, тысячи их. Вот, к примеру, 19-летний парень, который отсидел три месяца за секс с 14-летней, которая по такому случаю представились ему 17-летней. Теперь он еще 25 лет будет являться счастливым обладателем волчьего билета и значиться в публичном списке сексуальных преступников (наравне с теми, кто взаправду насиловал детей).
Нужно честно признать, что инструмент просто не подходит для решения задачи. Так бывает. С кражами не борются ковровыми бомбардировками (разбомбил — и красть некому, не у кого и нечего), отбойным молотком не лечат зубную боль (нет зубов — нет зубной боли), а уголовным кодексом не регулируют нравственность. Потому что государство в своей ипостаси поставщика организованного насилия, вообще может многое — может, например, посадить, или взять и посадить, а то и просто посадить. Однако, ущерб от столь гибких государственных решений проблемы оказывается гораздо выше, чем ущерб от самой проблемы. Вместе с водой выплеснули ребенка.
Для всех фанатов богини Немезиды уточню — сказанное не значит, что поступок Дженнифер Ф. нужно оставить без возмездия. Общество и безо всякого уголовного кодекса располагает множеством гибких неформальных институтов и механизмов, позволяющих испортить жизнь тем, кто нарушает моральные нормы и профессиональную этику. Просто без посадок в тюрьму, и не подвергая пострадавших унизительным допросам с последующей славой на полмира.
Однако нынешнее уголовное огораживание подростковых гениталий — это целая индустрия, в которой задействованы тысячи законодателей и исполнителей, авторитетных психологов и озабоченных родителей. Спущены миллиарды общественных денег. Не говоря уже о миллионах бессмысленных и беспощадных social justice warriors, которыми переполнен интернет. Было бы странно предполагать, будто все эти люди вдруг возьмутся за ум и признают, что на протяжении многих лет они никого не спасали, а попросту дружно издевались над детьми.
Что же, наверняка когда-то такой же большой трагедией было крушение вековых представлений о том, что ведьмы наносят ущерб обществу путем порчи соседского молока. А ведь тоже были выучены сотни специалистов по теме, накоплены тысячи судебных прецедентов, написаны серьезные научные работы (см. «Молот ведьм»)…
joyreactor.cc
Мешков Владимир биография
Народный художник РСФСР.Заслуженный художник РСФСР (1963). Заслуженный художник Чувашской АССР (1976).Почетный член Национальной академии Чувашии.Кавалер орденов "Знак Почета" (1974) и "Дружбы народов" (1994).Член Союза художников России.Ветеран Великой Отечественной войны.Председатель правления Красноярской организации Союза художников РСФСР (1965-1967).Музейные собрания: ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Эвенкийском краеведческом музее, Туринском краеведческом музее и др.
В.И. Мешков родился 15 августа 1919 года в Казанской губернии, в бедной семье чувашского крестьянина. Там прошли его детские годы. Ему исполнилось семь лет, когда семья Мешковых переехала в Сибирь.
Любовь к изобразительному искусству у Владимира Мешкова появилась еще в школьные годы. Этому занятию он отдавал все свое свободное время.
Свой творческий путь как художник В.И. Мешков начал в предвоенные годы в газете «Эвенкийская новая жизнь». Впервые в Эвенкию он приехал в далеком 1937 году с важным заданием – сделать окружную газету красочной и интересной. Работая штатным художником в редакции, Мешков овладел техникой линогравюры в совершенстве. Так, с его приходом жители далеких факторий смогли узнавать, как выглядит тот или иной охотник, оленевод, начальник… В 1941 году Владимир Мешков ушел на фронт, он прошел всю войну, видел и прочувствовал на себе все тяготы военных дней.
В арсенале художника более 45000 работ. Главная тема его творчества – Север, его природа и, конечно, люди. Среди художников-графиков Мешков стал настоящим живописцем, ему удалось с помощью обычного карандаша точно передать временные, климатические нюансы: вечер, закат, пасмурную погоду, северное сияние. Глазами художника Мешкова Север отображен не мрачным, как его представляли европейцы, а многоликим и ярким. Тогда, в 50-е годы под впечатлением от творчества Владимира Ильича многие молодые живописцы буквально «заболели» Севером, их потянула к себе его романтика, природа…
Персональные выставки художника Владимира Мешкова показывались во многих городах России, СНГ, Франции, Германии, Кореи, Нигерии, Ганы, Кубы, Того, Гвинеи и др. стран.
Всемирно известный художник Рокуэлл Кент, просмотрев альбом с работами Мешкова, написал ему в 1962 году письмо: «Дорогой мистер Мешков! Я получил альбом ваших гравюр. Потрясен их красотой. Если бы я никогда не был на Севере, я бы понял, глядя на эти картины, что это за удивительная страна, и обязательно поехал бы туда. Я никогда не видел, чтобы Север так захлестывающе был нарисован.Мне пришлось вспомнить всю красоту Северного сияния, так как мне тоже рпишлось видеть его, и мне захотелось поездить на оленьей упряжке так же, как и на собачьей, которая является средством передвижения в Северной Гренландии.Я очень ценю картины, которые вы мне послали и дружбу, которую они принесли.Преданный вам – Рокуэлл Кент»
Его работы оценил Фидель Кастро, приезжавший с визитом в Красноярск, и сразу же пригласил на Остров свободы, где его выставки пользовались большим успехом. Позднее художник с улыбкой вспоминал о своей встрече с лидером Кубы: "Фидель так крепко меня обнял, что аж все косточки захрустели!.."
www.art-katalog.com
Мешков, Василий Васильевич - это... Что такое Мешков, Василий Васильевич?
Васи́лий Васи́льевич Мешко́в (1893 — 1963) — советский живописец, сын художника В. Н. Мешкова. Народный художник РСФСР (1963). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).
Биография
Мешков В.В.[1] с 1907 по 1908 год учился в художественной школе В. Н. Мешкова, которая находилась в Москве и в которую на итоговые просмотры работ учеников приходили В. И. Суриков, В. М. Васнецов.
В 1909—1916 годах учился у своего отца и в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у К. А. Коровина, С. В. Иванова, А. М. Корина. В 1911 году примкнул к передвижникам. В период обучения приглашался И. Е. Репиным и В. Е. Маковским участвовать в 39-й, 43-й и 44-й выставках передвижников. В начале творчества писал главным образом городские пейзажи.
Окончив Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, Мешков поехал продолжать образование за границу.
Вернувшись в Россию в 1914 году, когда началась Первая мировая война, он был мобилизован в качестве художника и много кочевал со Штабом армии, создав множество этюдов о войне.
После 1917 года художник оставляет излюбленную историческую тему и становится театральным художником.
Член АХРР с 1922 года.
Поездка в Крым и на Кавказ в 1924—1925 годах явилась рубежом в творческой биографии В. В. Мешкова: он стал увлекаться пейзажем.
В 1922 году В. В. Мешков вступил в АХРР и обратился к темам Октябрьской революции и Гражданской войны (серия этюдов «Октябрь в Москве» и др.).
В годы Великой отечественной войны художник совершает несколько поездок на фронт, по результатам которых в 1944 г. создаёт произведения «После врага», «По следам оккупантов». создал серию полотен под общим названием «По дорогам отступления фашистов».
Много и плодотворно работал В. В. Мешков в своём любимом пейзажном жанре. Его пейзажные полотна характерны особой величественной и суровой трактовкой русской природы («Сказ об Урале», 1949 г., «Кама», 1950 г., «Золотая осень в Карелии», "Зимний день. Подмосковье", 1940г.[2] и др.). Действительный член АХ СССР (1958).
В. В. Мешков умер в 1963 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).
Картины художника находятся в ГТГ, ГРМ, Музее Русского Искусства в Киеве, в музеях Новокузнецка, Рязани, Сочи, Томска, Феодосии и в частных коллекциях.
Выставки
Персональные выставки художника проходили в Москве (1916, 1941, 1953) и Новосибирске (1929).
Награды и премии
- Сталинская премия третьей степени (1951) — за картины «Для сталинских строек», «Кама», «Просторы Камы»
- народный художник РСФСР (1963)
Литература
- Сокольников М. П. Творческое кредо живописца (В. В. Мешков) // Пейзажи Родины: Очерки о мастерах живописи / М. П. Сокольников; Предисл. народного художника РСФСР А. Каманина. — М.: Изобразительное искусство, 1980. — С. 64-78. — 128 с. — 10 000 экз. (в пер.)
- М. П. Сокольников, В. В. Мешков, М., 1967.
- 225 лет Академии художеств СССР, т. 2, с. 312-313; ИЭ, с. 313; ИС, с. 279; ПХЭ, т. 2, с. 9.
- «Словарь русских художников», Э.Г.Коновалов, Москва, Эксмо, 2008.
- Иллюстрированный словарь русского искусства. М., 2001.
Ссылки
http://artcyclopedia.ru/meshkov_vasilij_vasilevich.htm
Примечания
dic.academic.ru