Шедевр в деталях: Пьетро Перуджино. Мадонна с Младенцем. Перуджино картины
Перуджино, Пьетро. Все картины художника
Биография Пьетро Перуджино
Подтверждений точной даты рождения Пьетро сына Кристофоро Ваннуччи в церковных записях папского государства не сохранилось. Небольшой городок Читта дела Пьеве, сохранившийся до наших дней, подарил миру величайшего живописца эпохи Ренессанса приблизительно в 1445 году. В землях Умбрии под присмотром законопослушных родителей пронеслось детство будущего художника. Здесь же отслеживаются его первые шаги — робкая поступь на творческом поприще. Положение отца в местном совете, богобоязненность матери Лучии Бетти и устои многодетной семьи сыграли роль в мировоззренческом становлении мастера. Приверженность исторической родине прочно закрепит за мастером прозвище Перуджино. С этим именем знаменитый Пьетро займёт достойное место в плеяде итальянских виртуозов кисти.
На пути к признанию
Азы работы с полотном и красками талантливому подростку преподал Франческо ди Бонифации. Для развития своих художественных наклонностей юноша вынужден покинуть родной Перуджи и отправиться в область Тоскана. Провинциальный город Ареццо знакомит его с адептом флорентийской школы Пьеро ди Бенедетто деи Франчески. Близкое общение со столпом эстетики кватроченто и детальное изучение его работ предопределили дальнейшую судьбу художника. Следованием совету Пьетро делла Франческа объясняют биографы переезд молодого человека во Флоренцию. Кропотливое познание тонкостей живописи, формирование персонального стиля продолжилось в мастерской искусств Андреа дель Вероккьо.
Пьетро Перуджино быстро впитал тенденции реализма, пролонгируемые флорентийскими учителями. При этом он успешно овладел приёмами, придающими работам изысканность и аристократическую утончённость. Восприимчивость при обучении позволит живописцу в дальнейшем без особых усилий прибегать в творчестве к напыщенному декорированию форм. В совокупности с точной прорисовкой анатомических деталей персонажей и тщательным подходом к моделированию сюжета обозначился авторский подход и преемственность стиля. Примечательно, что параллельно в эти же годы мастерскую скульптора, живописца и ювелира Вероккио посещали прославленные в будущем современники Пьетро де Ваннуччи — Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли, унаследовавший своё прозвище от старшего брата Джованни.
Творческий путь художника
Дарованию Перуджино уготовлено было обрести признание в молодые годы. Сначала он заслуженно пользуется популярностью среди коллег по цеху во Флоренции, а затем слава о нём постепенно простирается на весь Апеннинский полуостров и выходит за пределы Италии. Роспись отстроенной Сикстинской капеллы при покоях понтифика в Ватикане стала своеобразным экзаменом художника на зрелость. К работе мастер приступил по личному приглашению папы Сикста IV совместно с Козимо Росселли, Доменико Гирландайо, Пьеро ди Козимо и Боттичелли. После завершения фрески «Христос, вручающий ключи святому Петру» в 1482 за мастером окончательно укрепляется звание величайшего художника современности.
К концу XV века авторитет мастера в аристократических и культурных кругах неоспорим. Апогей творческой карьеры Перуджино характеризуется обилием заказов и плодотворной работой. Это побуждает художника к открытию ряда мастерских и набору целой армии последователей-помощников. Важная веха успешного периода – художественное оформление вилы негласного правителя Флоренции Лоренцо Медичи в Кареджи. Живописец по-прежнему востребован епископом Рима. Регулярность заказов от папы обуславливает частые визиты художника в Ватикан.
Рубиконом на творческом пути мастера выступили масштабные росписи Колледжо дель Камбио. Погоня за материальными благами и перевод искусства на мануфактурные рельсы постепенно привели к затуханию славы мастера. На пьедестал восходил новый кумир – Микеланджело Буонарроти. Он составлял поначалу конкуренцию Перуджино, а впоследствии полностью затмил его в Гильдии Святого Луки. Живописец, утратив свои позиции во Флоренции, вынужден был вначале XVI возвратиться на малую родину. Этот период ознаменовался появлением талантливого ученика – Рафаэля Санти. Знаменитость Пьетро Перуджино обрела вторую грань. Художника почитают за его произведения и как наставника великого Рафаэля.
Личная жизнь
Лишь после сорока лет Пьетро связывает себя узами Гименея. Венчание состоялось в 1493 году. Супругой творца стала двадцатилетняя дочь известного архитектора Франчелли. Красавица Кьяра родила в браке семь мальчиков. Отношения между супругами по ремаркам жизнеописаний Вазари были трепетными и нежными.
Умер Пьетро Перуджино в конце февраля 1523 года в селенье Фонтиньяно. Художник рисовал малый алтарный образ для местного монастыря и заразился от прихожан смертельной чумой, эпидемия которой свирепствовала тогда в окрестностях Перуджи.
Валерий Демченко
gallerix.ru
Пьетро Перуджино | Artifex.ru
Предположительно в 1446 году в умбрийском городе Читта делла Пьеве родился Пьетро ди Кристофоро Вануччи. Спустя треть века о нем заговорил Рим, а сегодня имя Пьетро Перуджино (Pietro Perugino), представителя умбрийской школы живописи и выдающегося художника эпохи Возрождения, золотыми буквами вписано в историю мирового искусства.
О личности Перуджино до сих пор ходит множество слухов, потому что до наших дней дошли лишь немногочисленные данные о детстве и юности живописца. Известно, что он родился в небогатой семье и еще совсем в юные годы познал бедность и нужду. Это воспитало в нем трудолюбие и бережное отношение к деньгам.
В 1470 году без гроша в кармане художник прибыл во Флоренцию. Долгое время он был настолько беден, что даже не имел возможности приобрести хорошую постель и поэтому спал в старом сундуке. Позже, получая немаленькие гонорары, он не изменил своей привычке, не тратил деньги на удобства и продолжал спать на том же неудобном ложе. Этот факт весьма саркастически прокомментировал в своей работе «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» критик Вазари. Автор с надменным упоением описал бедность, в которой вырос художник, и сделал вывод, что она превратила Перуджино в скупого и прижимистого человека. Не исключено, что такое предвзятое мнение – не что иное, как зависть Вазари к таланту художника.
В подростковом возрасте Пьетро начал брать первые уроки рисования у Франческо ди Бонифации. Но, по словам того же Вазари, сам наставник был не силен в искусстве и учил начинающего художника превращать творчество в ремесло для заработка денег. К слову, обучение живописи проходило в местечке Перуджи.Через долгие годы это послужило причиной того, что художник стал работать под псевдонимом «Перуджино».
Есть мнение, что Пьетро параллельно учился еще и у Фиоренцо ди Лоренцо. Но, скорее всего, это только слухи, так как учитель и ученик были ровесниками. Единственным наставником Перуджино, который к тому времени уже добился признания, был флорентиец Андреа дель Вероккьо, в мастерскую которого художник поступил уже в возрасте 25 лет.
Длительный этап ученичества Пьетро завершился к 1472 году, и он отправился в самостоятельное плавание. Выйдя из-под надежного крыла Вероккьо, Перуджино открыл во Флоренции собственную мастерскую, где позднее учились такие выдающиеся мастера, как Рокко Дзоппо, Баккьякка и Рафаэль Санти.
Одной из ранних работ Пьетро Перуджино, дошедших до наших дней, стала фреска «Святой Себастьян», написанная для церкви Санта-Мария в Черквето.
Уже первые произведения живописца получили восхищенные отзывы, а слава об их создателе быстро распространилась за пределы тосканской столицы. Даже Вазари, который ранее был несправедлив к Перуджино, отмечал:
«Пьетро добился известности не только во Флоренции, но и во всей Италии, а также во Франции, Испании и других странах»
Период расцвета творчества художника пришелся на последние десятилетия XV века. В то время Перуджино был приглашен папой Сикстом IV в Рим для росписи капеллы в соборе святого Петра. К сожалению, эти работы не сохранились, их описание можно встретить только в архивных документах. Художник зарекомендовал себя как настоящий профессионал, и его еще не раз приглашали в Рим для создания новых росписей.
Так, вместе с другими флорентийскими художниками Пьетро работал над украшением Сикстинской капеллы. В первоначальном варианте вся стена капеллы была украшена только работами Перуджино: на алтарной стене была фреска «Вознесение Богоматери», а по бокам от нее располагались «Рождество» и «Нахождение Моисея». Но потом изображения убрали, на их месте появилась фреска «Страшный суд» кисти Микеланджело, и в капелле сохранилась только одна роспись Пьетро – «Передача ключей апостолу Петру».
Работая над фресками, художник создал собственный метод изображения, характерной особенностью которого являются умиротворение и гармония. Так, в «Передаче ключей» это нашло воплощение в просторном городском пейзаже в центре которого располагается центрический храм, безупречно соответствующий принципам гуманизма эпохи Ренессанса.
Самой известной работой Пьетро Перуджино стала фреска «Распятие». Ее композиция делится на три части: в центре изображен крест с распятым Христом, возле которого преклонила колени Мария Магдалина, в правой части триптиха помещены апостол Иоанн и святой Бенедикт, а в левой - Богоматерь и святой Бернар.
Позднее художник продолжал много работать с фресками, но ключевым направлением творчества стала алтарная картина. Его тип большого живописного алтаря был основан на композиционном и колористическом равновесии. Эта гармония в сочетании с поэтическим лиризмом сюжета характерна для лучших полотен Перуджино - «Богоматерь с младенцем и юным Иоанном Крестителем» и «Видение святого Бернара».
Перуджино успешно работал и в жанре портретной живописи. В самом известном произведении этого направления - «Портрете Франческо делле Опере» - прослеживаются все характерные особенности полотен с изображением лиц людей.
Так, совершенно очевидно, что пейзаж на нем играет второстепенную роль, а основное внимание живописец уделяет модели. Строгое лицо героя обладает редкой выразительностью: насупленные брови и властный рот характеризуют Франческо, как человека с суровым характером.
Ясности и уравновешенности, двух основных принципов изображения, придерживался и знаменитый ученик Перуджино Рафаэль Санти. Кстати, именно ему учитель завещал развивать их, предвидя, что именно гармония проложит путь классицизму в эпоху Ренессанса.
|
|
| Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, дословно «Перуджийский», настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи - Pietro di Cristoforo Vannucci; 1446—1524) — итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы.Знаменитый итальянский живописец эпохи позднего кватроченто, учитель Рафаэля. Пьетро Вануччи родился ок. 1446 в небольшом городке Чита делла Пьеве в Умбрии, впоследствии стал гражданином Перуджи – столицы Умбрии. Отсюда произошло и прозвище художника – Перуджино. Первым его учителем был Фиоренцо ди Лоренцо (1445–1522), с 1470 учится во Флоренции в мастерской Андреа Верроккьо (1435/36–1488).Известность Перуджино прежде всего принесла его монументальная живопись. Самое раннее его произведение, дошедшее до нашего времени, фреска Святой Себастьян (1478), написанная для церкви Санта Мария Маддалена в Черквето (близ Перуджи). Из всей большой фрески до наших дней сохранилась только фигура святого.В 1481–1482 папа Сикст IV (1471–1484) пригласил в Ватикан С.Боттичелли (1445–1510), Д.Гирландайо (1449–1494), П.Перуджино, Б.Пентуриккио (1454–1513), К.Россели (1439–1507) и др. художников для росписей Сикстинской капеллы. Они должны были написать по шесть фресок на темы Ветхого и Нового Завета. В Сикстинской капелле Перуджино на алтарной стене написал Вознесение богоматери в центре, Рождество и Нахождение Моисея по бокам. В 1530-е фрески Перуджино на алтарной стене были уничтожены по приказу папы Павла III (1534–1549). На их месте сейчас находится фреска Микеланджело Буонарроти (1475–1564) Страшный суд (1535–1541). На боковой стене капеллы Перуджино была написана фреска Передача ключей (1481–1482), в которой утверждается владычество католической церкви. В центре выделяется Христос и коленопреклоненная фигура Петра, который принимает из его рук символический ключ. Атмосфера наполнена спокойствием и величием. Художник вводит в композицию портреты современников и даже собственный портрет.В 1490-е у Перуджино множество заказов, есть ученики, две мастерские – в Перудже и во Флоренции. Самые значительные свои произведения он создал в эти годы. Наиболее известным триптихом был Мадонна со святыми (1499, Лондон, Национальная галерея), в центральной части которого изображена мадонна с младенцем, на левой створке – архангел Михаил, на правой – Товий и ангел. Фоном центральной створки служит изящный пейзаж, выполненный в стиле умбрийских мастеров.В 1496 совет Камбио (биржи) в Перудже решил расписать плафон и стены зала приемов и пригласил для этого Перуджино. Художник украсил плафон аллегорическими фигурами, символами планет, знаками зодиака. На стене против входа он написал две фрески Преображение и Рождество. Главными являются три фрески, на которых изображены герои античности, аллегорические фигуры, пророки, сивиллы. Работа продолжалась с 1496 по 1500.После 1500 его талант стал постепенно угасать, он начал повторяться в своих картинах. Перуджино умер в марте 1523 года от чумы, расписывая фрески церкви в Перудже; эта работа была завершена его учеником Рафаэлем. Картины художника |
www.artita.ru
Пьетро Перуджино – представитель итальянского Возрождения
Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, или, как он знаком нам, Пьетро Перуджино (≈ 1448–1523) – художник раннего Возрождения. Родившись в маленьком городке в провинции Умбрия, он жил и творил в Риме, Флоренции и Перудже. Самым выдающимся его учеником был гениальный Рафаэль Санти.
Краткие сведения о художнике
Пьетро Перуджино происходил из состоятельной семьи в Читта-делла-Пьева. Первые уроки рисования он предположительно получил в мастерской Фьорецо ди Лоренцо. Но в юные годы переехал во Флоренцию, где получил полноценное художественное образование в мастерской Андреа Вероккио.
Первые работы
К ним следует отнести «Поклонение волхвов» (1470-1476). Традиционный рождественский сюжет разворачивается на фоне пейзажа, в котором чувствуется влияние раннего Леонардо, с которым живописец учился в одной мастерской. Там, на далеком горизонте, за высоким деревом рассеивается серебристый свет. Три волхва: Каспар, Мельхиор и Бальтазар, которых в ясли привела сверкающая звезда, готовят дары, и старый Бальтазар уже преклонил колени перед Марией и ее божественным младенцем. Иосиф скромно стоит за ее спиной. Высокому эмоциональному напряжению произведение обязано глубоким теням и насыщенным цветам, которые использовал молодой мастер. Темно-синий плащ Марии, приоткрывающий ее алое платье, иносказательно говорит о божественной чистоте Девы. Предполагают, что в одной из самых левых фигур, у которой написано только лицо, художник дал свой портрет.
«Передача ключей св. Петру» (1481-1482)
По приглашению папы Сикста IV Пьетро Перуджино приезжает в Рим расписывать домовую церковь, которую позже в честь Папы назовут Сикстинской капеллой. Там он создает одно из самых совершенных и лучших своих произведений – «Передача ключей Апостолу Петру». Фреска состоит из двух полос. На первом плане располагаются основные фигуры. А на втором – площадь с архитектурными сооружениями, что усиливает впечатление мощи и монументальности. Особенно величественное впечатление производит центральный храм, который воспроизводит известное сооружение в Иерусалиме. Пейзаж с холмами и тонкими деревцами придает ощущение бесконечности и воздушности перспективы. Фигуры переднего плана, ритмично повторяясь, создают музыкальный разнообразный рисунок. Апостол Петр преклонил колени перед Господом нашим, который стоит в окружении учеников. Петр же смиренно получает два ключа, которые и сегодня являются символом Церкви. В этой фреске совершенно все – колорит, тени, рисунок, композиция.
Мученичество
Глубоко верующий человек Пьетро Перуджино картины пишет преимущественно религиозного содержания. Картина «Св. Себастьян» выполнена маслом на доске из дуба примерно в 1495 году. Она находится в Лувре с 1896 года.
Святитель был осужден римскими военными из-за того, что не отказался от веры в Христа – Спасителя человечества. На заднем плане изображен холмистый ландшафт с нежными тонкими деревьями, которые скрываются в дымке. Мраморная перспектива пола идеально входит в точку, где начинается пейзаж. Фигура святого помещена между арочными опорами, одна из которых сломана. Это означает, что языческому миру приходит конец, несмотря на все усилия его сохранить. Ничто не может поколебать эту веру Себастьяна. Он стоит в центре картины, создавая идеально симметричную композицию. Святитель привязан к колонне из красного порфира. Его обнаженное тело, закрытое лишь набедренной повязкой, имеет совершенные формы. Голова запрокинута, и он томно смотрит в небо, ища помощи и мужества для перенесения страданий.
Перуджино Пьетро: «Мадонна»
Картина «Мадонна в славе со святыми» (1500-1501) написана на холсте маслом и хранится в Национальной картинной галерее в Болонье. Как считал Вазари, это произведение является новым подходом Пьетро Перуджино к теме. Композиционно она разделена на две части, между которыми нет связи. Мадонна с младенцем находится высоко в небесных сферах в центральной части композиции. Золотая арка божественным светом изливает благодать. Симметрично с двух сторон от нее находятся ангелы, которые сложили руки в молитве. Престолом ног ее служит облако, которое тоже поддерживает фигурка ангела. Внизу на фоне прелестного холмистого пейзажа стоят слева направо архангел Михаил в доспехах, Екатерина Александрийская, Аполлония с плоскогубцами и Иоанн Богослов.
«Мадонна ди Лорето» (1507)
Мадонна с младенцем стоит на пьедестале в окружении св. Иеронима в одежде кардинала и св. Франциска Ассизского. Два ангела, парящие сверху, несут Деве Марии корону. Пьетро Перуджино не стремится создать оригинальную композицию, а хочет безупречно выполнить работу с как можно более высоким качеством. В ней продумана каждая деталь, в особенности большое значение придается направлению света. Он преломляется в драпировках, играя радужными цветами.
Почти пять веков глядят с полотен лики святых, запечатленные художником. Нам дарят свой нежный и мудрый взгляд мадонны Пьетро Перуджино. Произведения его – шедевры, которые надолго западают в душу. Художник умер во время эпидемии чумы, которая пришла в Перуджу.
fb.ru
Пьетро Перуджино. Мадонна с Младенцем: vakin
Перуджино, Пьетро (Perugino, 1446-1524) - Мадонна с Младенцем в окружении св. Розы и св. Екатерины Александрийской и двух ангеловPietro Perugino (1446-1524)The Virgin and Child surrounded by Saint Rose and Saint Catherine1490-95, Paris Louvre
Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, дословно «Перуджийский», настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи — Pietro di Cristoforo Vannucci; 1446—1524) — итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы.К 1482 году Перуджино, очевидно, становится известным живописцем, так как ему поручают возглавить умбро-флорентийскую группу художников для работы над фресками Ватикана. После своего возвращения из Рима он ведет чрезвычайно плодотворную деятельность, работая в Перуджии и Флоренции; и в том и в другом городе у него имелись мастерские. Перуджино был учителем Рафаэля и во многих своих произведениях предвосхитил достижения великого ученика.
Он активно работал над совершенствованием приемов фигуративного изображения -построения человеческой фигуры, ее поз и движений, добиваясь благородства образов Высокого Возрождения. Вазари называет Перуджино изобретателем новой манеры живописи, характеризующейся особой «нежностью красок» и завораживающей настолько, что «люди сбегаются как сумасшедшие, чтобы посмотреть на эту непревзойденную красоту».
Его творчество представляется идеалом безмятежного равновесия ритмов архитектурных форм и открытого пространства, в котором персонажи сосуществуют в гармонии друг с другом. Они погружены в атмосферу покоя, удовлетворенные, даже несколько пресыщенные созерцанием, и открыты чувствам религиозного зрителя.
Перуджино прославился своими задумчивыми Мадоннами. Поступившая в коллекцию Лувра в 1850 году круглая картина «Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, св. Розы и св. Екатерины» относится к раннему периоду творчества художника. Она написана на доске темперными красками; после поездки в 1494 году в Венецию Перуджино начнет писать маслом.
В картине присутствует характерное для художника симметричное построение пространства. Миловидная, как бы присевшая на трон, с меланхолично-грустным выражением лица, Мадонна является композиционным центром картины. Ее окружают с двух сторон симметрично стоящие фигуры святых и ангелов. Задний план картины занят тонко прописанным пейзажем и также поддерживает симметрию образов. От изображения веет глубоким покоем, погруженностью в самосозерцание.
Вся картина кажется залитой золотым свечением. Несмотря на то что цветовая гамма одежд святых и Мадонны достаточно разнообразна, художник сумел добиться удивительной гармонии в сочетании сочных красных, темных сине-зеленых и светло-фиолетовых тонов.
Автопортрет, 1497—1500
Источники - www.liveinternet.ru и Википедия
vakin.livejournal.com
Перуджино Пьетро Картины биография Perugino Pietro
Перуджино Пьетро (Perugino Pietro) (около 1450-1523) Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. О юных годах Перуджино почти ничего не известно. Согласно Джордж Вазари учился сперва в Перудже (отсюда и его прозвище — «перуджинец»). Настоящее имя художника Пьетро Ваннуччи (Pietro Vannucci). Мастер умбрийской школы, Перуджино испытал влияние Пьеро делла Франческа, Луки Синьорелли, нидерландских художников, а также Андреа дель Верроккьо, в мастерской которого во Флоренции он работал с 1470. Перуджино жил в Перудже, Риме, Флоренции, Венеции, Сиене и других городах Италии. Живопись Перуджино отличается плавностью композиционных ритмов, лиризмом пейзажных фонов, изображающих холмистые ландшафты Умбрии.
В эпоху Ренессанса фамильные капеллы знати часто украшались алтарными картинами и образами с изображением Мадонны и младенца в окружении святых покровителей этой семьи. В данной композиции Пьетро Перуджино представлены архангел Михаил, Катерина Александрийская, Аполлония и Иоанн Евангелист, идентифицируемые атрибутами, которые связаны с жизнью этих святых. Так Аполлония держит в руке щипцы, которыми вырывали ей зубы, чтобы заставить отречься от христианской веры.
В 1470-е годы Перуджино написал целый ряд алтарных образов (“Поклонение волхвов”, около 1475; и др.). Получив достаточную известность, был приглашен в Рим, где по поручению папы Сикста VI расписывал Сикстинскую капеллу в Ватикане (1478-1482). Позднее, в 1536, большая часть этих росписей была уничтожена, чтобы освободить место для “Страшного суда” Микеланджело. Единственной сохранившейся Сикстинской фреской Перуджино, написанной им целиком собственноручно, является знаменитая «Передача ключей апостолу Петру». Творчески усвоив разнородные влияния, Перуджино выработал свой собственный метод, полный глубоко прочувствованной, умиротворенной гармонии; в «Передаче ключей» эта гармония усилена и просторным городским антуражем, в центре которого, как символ будущей Церкви (первосвященником которой становится Петр), красуется центрический храм, идеально отвечающий архитектурным принципам ренессансного гуманизма.
Перуджино и впоследствии не раз писал фрески (росписи училища Колледжо-дель-Камбио в Перудже, с 1496; и др.), однако вошел в историю все же, в первую очередь, как мастер алтарной картины. Именно в его творчестве сформировался тот классический тип большого живописного алтаря, который в полной мере именно «классичен», будучи основанным на глубоко композиционно и колористически продуманном, чуждом резких диссонансов, равновесии. Такое равновесие вкупе с мягким, задумчивым лиризмом характерно для лучших его произведений (“Богоматерь с младенцем и юным Иоанном Крестителем”, 1480-е; “Видение святого Бернара”, 1491; и др.). Эта созерцательная задумчивость доминирует даже в предельно драматическом по своему сюжету “Положении во гроб” (1507).
Перуджино работал в разных областях Италии, а особенно в Умбрии; пожалуй, более всего он известен как учитель Рафаэля, чьи ранние произведения столь близки манере этого мастера. Молодой Рафаэль работал в мастерской Перуджино на рубеже 15-16 веков (после 1494). Впрочем, вполне возможно, что последний был не столько непосредственным учеником Перуджино, сколько его подражателем (в ранние годы) и продолжателем. Предполагают также, что они сотрудничали друг с другом, в том числе в росписях Колледжо-дель-Камбио.
Ясная уравновешенность пространственных построений, гармоничность, мягкая грациозность, поэтически-созерцательная тональность произведений Перуджино (фреска “Передача ключей апостолу Петру” в Сикстинской капелле , 1481-1482, Ватикан; “Оплакивание Христа”, около 1494-1495, Уффици ), созданный им своеобразный лирически-проникновенный тип Мадонны (“Мадонна с младенцем”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва) оказали значительное воздействие на его ученика Рафаэля. Грациозные удлиненные фигуры с головой, мягко склоненной на плечо, и несколько сентиментальным выражением лица - характерная черта манеры Перуджино. Как свойственно искусству того времени, художник использует в своих алтарях строго симметрический принцип построения, верхняя часть пространства отведена изображению группы, центр которой составляет Мадонна с младенцем, нижняя - изображению святых.
В историю Перуджино вошел как главный наставник юного Рафаэля, завещавший ему свои творческие принципы, которые имели и вполне самоценное значение, пролагая путь «ренессансному классицизму». Скончался Перуджино в феврале 1523 года в Фонтиньяно.
smallbay.ru
Описание картины Пьетро Перуджино «Святой Себастьян»
Картина, признанная всемирным художественным сообществом шедевром Пьетро Перуджно является таковой преимущественно благодаря уникальной своей композиции, хотя сам образ святого Себастьяна передан достаточно канонично для той эпохи. Огромная арка, служащая фоном картины, позволяет визуально растянуть изображение, придать Себастьяну поистине исполинские размеры.
Кристальная чистота воздуха, тишина поднебесной дали, умиротворение и спокойствие, царящие на фоне разверчивающейся трагедии, создают уникальный образ Святого, лицо его также не выражает никаких страданий, полное надежды, чистейшего благоговения, взгляд Себастьяна смиренно направлен в небеса. Стрелы, вонзенные в кожу праведника, не причиняют ему боль, уже на пол пути в Рай, Себастьян перестает ощущать физическую связь с бренной землей, его чистый взор направлен туда, где нет ни боли, ни страданий.
Будучи римским воином, Себастьян служил в личной императорской гвардии, но был казнен за неуклонную веру в Христа. Других художников, писавших Святого Себастьяна, приговорённого к казне через расстрел, привлекала возможность изобразить всю красоту человеческого тела. Однако лучше всех это удалость сделать именно Пьетро Перуджино.
Знаменитый итальянский живописец эпохи раннего возрождения был оценен за свою работу очень высоко, Перуджино был учителем Рафаэля, человеком, создающим уникальные пропорции и перспективы, который в то же самое время не отходил от канонов классической живописи.
Монументальная живопись принесла художнику первую славу, а его фрески, почти не сохранившиеся до наших дней, также считают неотъемлемой частью художественного наследия человечества. Пьетро Перуджино как и многие другие выдающиеся художники той эпохи был приглашен для росписи Сикстинской капеллы самим Папой.
opisanie-kartin.com