Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Пейзажная картина
Пейзажная живопись
Как ни странно, но пейзажная живопись имеет многовековую историю. Детали пейзажа можно обнаружить даже в наскальной живописи. Уже тогда человек делал первые попытки изображения дикой природы, рисуя деревья, реки, озера и т.д. Вообще, пейзажный мотив довольно часто встречался в настенных росписях. Так, в Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей. Одна из фресок была разукрашена изображением дикой кошки, охотившийся в зарослях. При этом, ученые относили гробницы к 20-21 векам до н.э.! Или вот еще один пример: на острове Крит в залах знаменитого Кносского дворца были обнаружены росписи с изображением куропаток, диких птиц.
В общем, доказательств предостаточно. Однако, как самостоятельный жанр пейзаж зародился в Китае в VI веке. Картины средневекового Китая тонко передавали великолепную и изящную природу Востока: цветки сакуры, ветви бамбука, горные вершины, сады. А традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние на развитие живописи в Японии, в Корее и даже в Монголии.
В Европе пейзаж появился намного позже. Все дело в том, что в средние века живопись служила в основном интересам религии. В связи с этим, в европейском искусстве пейзаж использовали для изображения религиозных, а иногда и батальных сцен.
А вот эпоха Высокого Возрождения стала настоящим прорывом в истории пейзажа. Многие художники стали внимательнее изучать окружающий мир. Возникли голландские, немецкие, итальянские школы живописи. Кроме того, стали выделять разные виды пейзажа: морской, архитектурный.
Однако вплоть до XVI века пейзаж был всего лишь фоном. В пример можно привести работу Леонардо да Винчи «Джоконда», где за спиной Моны Лизы перед нами открываются великолепные виды: горные вершины, моря, леса, реки. Благодаря технике художника создается ощущение полного слияния человека с природой. Да Винчи выражает главную идею полотна: внутренний мир человека также многогранен и сложен, как мир природы. Но человеку не суждено полностью познать окружающий мир…
Леонардо Да Винчи «Джоконда», ок.1503
Первым, для кого природа стала главным персонажем в творчестве стал представитель венецианской школы художник Джорджоне. В его картине «Гроза» пейзаж – уже не только фон, не только среда обитания человека. Здесь художник точно передал тот страшный «мертвецкий» тон, который окутывает весь окружающий мир в момент наступления природной стихии.
Джорджоне, «Гроза», ок. 1506-1507
Итак, в каждом направлении искусства, в каждой школе воплощались свои принципы создания пейзажа. Например, классицисты не разделяли природу от разума. Художники эпохи классицизма передавали в своих полотнах грандиозность мироздания, рациональное устройство мира. Своей главной задачей творцы видели в воспитании человека, отсюда и большое количество мифологических персонажей, героев в картинах классицистов.
А вот художники барокко видят совсем иную природу – динамичную, бурную, стихийную. Так, картина П.П. Рубенса «Пейзаж с радугой» вся дышит радостью бытия, красотой земли. Красочные оттенки, при помощи которых художник запечатлел высокие холмы, зеленую долину, сельчан, стада овец и коров, наполняют зрителя бесконечным чувством оптимизма.
П.П. Рубенс «Пейзаж с радугой»
Говоря о пейзажной живописи, нельзя не упомянуть импрессионистов, которые проявили глубокий интерес к изменчивой природе. Именно они внесли в пейзаж живые, незатейливые сюжеты повседневной жизни.
Клод Моне «Поле маков у Аржантея», 1873
А вот в XX веке художники по-своему воспринимали пейзаж. Так, для кубистов природа представляла собой расчлененные геометрические формы. А художники-сюрреалисты передавали образы природы в полной импровизации.
Сальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931
Русская пейзажная живопись представляет особый интерес. Вы не поверите, но до XVIII века в России пейзажа как жанра фактически не было. Однако русским художникам понадобилось лишь одно столетие, чтобы прогреметь на весь мир. Такие художники как С.Ф. Щедрин, М.И. Лебедев, И.К. Айвазовский, позднее И.И Шишкин, А.П. Боголюбов, И.И. Левитан и многие другие внесли большой вклад в развитие русского пейзажа, создавая выразительные и необыкновенные образы родной природы.
И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», 1889
Русские пейзажисты наших дней используют опыт великих художников реализма, импрессионизма, постимпрессионизма и т.д. Многие признанные картины пейзажной живописи представлены и в нашей галерее.
Примечательным пейзажем современного времени является полотно Артема Пучкова «Замок Тевтонского ордена». Перед нами – классический архитектурный пейзаж. Здесь художник запечатлел развалины резиденции магистров Тевтонского ордена, эпизод из мировой истории христианства.
Артем Пучков «Замок Тевтонского ордена»
А в картине Сергея Минасяна «Беседа», художником раскрыта романтика и поэтичность природы, чувственность и колорит окружающего мира.
Сергей Минасян, «Беседа»
Пейзажная живопись прошла долгий путь: почти 9 тысяч лет. Из простых наскальных росписей она трансформировалась в работы великих мастеров, о которых можно говорить бесконечно. Наблюдать за природой, творить на полотне действительность, показывать всю красоту окружающего мира – все это было и будет в искусстве, пока существует пейзаж, пока пишутся новые страницы его истории.
Всем любителям искусства мы рекомендуем ознакомится с пейзажами выставленными в нашей галерее:
Экспозиция пейзажей в галерее «САР»
А так же можно поближе ознакомится с биографией и творчеством:
Артема Пучкова
Сергея Минасяна
sar-gallery.ru
Развитие пейзажа как жанра
Пейзаж является самостоятельным жанром изобразительного искусства, а также играет немаловажную роль в исторических и жанровых картинах.
Пейзажная живопись имеет многовековую историю.
Уже в наскальной живописи эпохи неолита можно обнаружить некоторые элементы пейзажа: изображения деревьев, рек и озер, камней, и т.д. Пейзажные мотивы как детали настенных росписей были найдены в искусстве Древнего Востока и Крита.
Как самостоятельный жанр искусства пейзаж зародился в Китае в VI веке. Для картин средневекового Китая характерна поэтичная передача окружающей действительности. Известно, что традиции китайской пейзажной живописи значительно повлияли на развитие и становление искусства Японии.
На территории Европы возникновение пейзажа как отдельного жанра случилось гораздо позднее, чем на Дальнем Востоке. В эпоху Средневековья все искусство было подчинено церковной тематике, вследствие чего пейзаж служил исключительно средой обитания персонажей и не нес самостоятельной смысловой нагрузки.
Немаловажное значение в становлении пейзажной живописи имеют миниатюристы. Во Франции при дворах герцогов Беррийских и Бургундских в 1410-х годах творили талантливые иллюстраторы – братья Лимбург, которые создали ряд миниатюр к часослову герцога Беррийского. Это красочные и изящные рисунки, повествующие о временах года и, соответственно - полевых работах, а также развлечениях, демонстрируют зрителям природные ландшафты, которые были выполнены с высочайшим для того времени уровнем передачи перспективы.
В Эпоху Раннего Возрождения в живописи обнаруживается ярко выраженный интерес к жанру пейзажа. Несмотря на то, что здесь мы можем еще наблюдать неумение передачи пространства – оно загромождается массой ландшафтных элементов, которые не соответствуют друг другу по масштабу; известна масса картин, свидетельствующая о стремлении художников достигнуть того уровня изобразительного мастерства, когда изображения природы и человека станет целостным и всесторонне гармоничным. Примером такой картины является полотно итальянского живописца Стефано ди Джованни, также известного по прозвищу Сасетта – «Шествие волхвов» (I пол. XV века).
Немаловажную роль в развитии пейзажной живописи сыграл художник XV века из Швейцарии Конрад Виц («Синагога», «Цезарь и Антипатр», Давид и Абишай»),изобразивший в своей композиции на религиозный сюжет конкретную местность – берег Женевского озера.
Куда более важную роль пейзажная тематика стала играть в эпоху Высокого Возрождения. Большое количество художников стало стремится в внимательному изучению натуры, и обращаться к новейшим научным открытиям в сфере линейной перспективы. Вследствие этого пейзаж уже становится незаменимым элементом художественных сюжетов и представляет собой цельную картину.
Несмотря на очевидный скачок в развитии пейзажа. Вплоть до XVI века художники использовали пейзажные мотивы лишь в качестве фонового пространства в жанровой картине, классической религиозной сцене, или же портрете. Наглядным примером данного факта служат работы Леонардо да Винчи, для которых характерна тесная и неразрывная связь человека и природы.
«Чистый» пейзаж впервые мы видим на одном из рисунков Леонардо да Винчи. Позднее многие художники целиком посвящают себя этому жанру.
Со временем пейзаж ушёл далеко за границы иных художественных жанров, что явилось следствием развития станковой живописи как вида искусства. Мы можем это увидеть на картинах таких художников, как И. Патинер (Нидерланды) и А. Альтдорфер (Германия). Их работы отличаются небольшими размерами, и именно на них пейзаж начинает доминировать над сценами, изображенными на переднем плане. Следует отметить, что ряд искусствоведов считает именно Альбрехта Альтдорфера основоположником немецкой пейзажной живописи. Об этом свидетельствуют следующие работы: «Лесной пейзаж с битвой св. Георгия» (1510г., Старая пинакотека, Мюнхен), «Пейзаж с замком Верт» (ок. 1522-1530гг., Старая пинакотека, Мюнхен), «Дунайский пейзаж» (ок. 1520-1525гг., Старая пинакотека, Мюнхен).
Самостоятельным жанром пейзаж стал в XVI веке.
В Северной Европе в XVI веке жанр пейзажа завоевал весьма прочные позиции в живописи.
Больших успехов добились пейзажисты Голландии XVII века. Именно в пейзаже впервые возникли черты, ставшие характерными для всей последующей голландской живописи XVII столетия: верность народному пониманию родной природы без героизации фантастических сочинений и ощущение поэзии простых мотивов. Они создавали весьма реалистичные изображения родной природы, отличающиеся большими правдивостью и наблюдательностью на относительно небольших по размерам картинах.
Здесь нельзя не упомянуть о голландском живописце Питере Брейгеле Старшем, в творчестве которого образы природы являются одним из приоритетных направлений художника. В своих работах, посвященных временам года, Брейгель Старший поэтично и искренне изобразил суровую северную природу. Характерно, что на фоне пейзажа он всегда размещал различных людей, занятых своими повседневными заботами («Детские игры», 1560; «Охотники на снегу», 1565; «Сорока на виселице», 1568; «Притча о слепых», 1567; «Пословица, или синий плащ», 1559).
В XVII веке возникло большое количество национальных школ, сформировались всевозможные жанры и их разновидности. Данный исторический период создал предпосылки для успешного развития жанра пейзажа в дальнейшем.
Живописные традиции Питера Брейгеля Старшего продолжили художники голландской школы.
В XVII веке произошел бурный расцвет нидерландской живописи во всем разнообразии ее жанров, среди которых наибольшую популярность получил жанр пейзажа. Хендрик Аверкамп(«Зимний пейзаж», 1620-ее; «Зимний пейзаж с конькобежцами у замка», 1608-1609), Эсайса ван де Велде(«Проповедь Иоанна Крестителя», ок. 1615) – в их картинах оказались сконцентрированы завязи как пейзажной, так и жанровой живописи, в дальнейшем развившиеся и определившиеся как самостоятельные жанры. Э. ванн дер Пул, С. Де Влигер, Соломон ван Рейсдал, Я. Порселис, Альберт Кейп, Паулюс Поттер(«Ферма», Поттер – основоположник жанра «пейзаж с животными») – все они стремились запечатлеть красоту окружающего мира во всех его проявлениях. Голландцы изображали типичные национальные пейзажи в различное время суток и в разные поры года. Примечательно, что подавляющее большинство голландских пейзажей имеет достаточно приглушенный колорит, призванный передавать естественные цвета природы. Такой цветовой строй картин позволяет правдоподобно и достоверно предавать материальность окружающего мира. Художники Ян ван Гойен («Мельница у реки»,1642; «Колодец»,1633; «Голландский порт», ок.1650), Филипс Конинк («Пейзаж с дорогой у реки», 1655), Мейндерт Гоббем, Альберт Кейп («Пастух с коровами на реке», 1650-ее), Саломон ванн Рейсдал («Речной пейзаж», 1646), Якоб ван Рейсдал («Еврейское кладбище», после 1670; Лес», ок. 1655-1660; «Болото»), Ян Вермер Делфтский («Вид Делфта», ок.1660; «Уличка», ок. 1658), Арт ван Дер Нер(«Пейзаж с рекой. Вечер», ок. 1650), Мейндерт Гоббем(«Водяная мельница», 1660-ее; Аллея а Мидделхарнисе», 1689; «Развалины замка Бредероде», 1671) - каждый по-своему, с присущими только им особенностями и жанровыми предпочтениями, с большим мастерством придавали своим пейзажам глубокую содержательность и значимость.
Голландская пейзажная картина была столь же разнообразна, как и другие жанры, ибо рынок различал марины и ночные пожары, панорамные, лесные, зимние и городские виды. Специализация в каждом из них зачастую помогала художникам достигнуть высокого изобразительного мастерства. Изображения сезонов и времени дня у голландских пейзажистов стали рассматриваться как «поджанры» пейзажной живописи.
Обрел широкое распространение жанр морского пейзажа – марина, который пользовался большой популярностью. В этом жанре отметились такие выдающиеся живописцы, как Симон де Влигер, Виллем Старший и Виллем Младший ван де Велде(«Голландский военный флот на якоре в спокойном море», ок. 1664-1665), Якоб ван Рейсдал, Ян Порселис(«Море с кораблями в ненастный день», 1 треть XVII века; «Буря»; Порселис - первый художник в истории мировой живописи, который сделал темой своих работ морские просторы без берегов и гаваней), Ян ванн де Капелле («Голландская яхта салютует отплывающему барку», 1650), Альберт Кейп, Лудолф Бакхейсен(«Эндрахт» и голландский военный флот», 1670-1675).
Городской пейзаж – еще один жанр живописи, получивший широкое распространение в Голландии со второй половины XVII века. Уютные улочки, чистые мостовые, посыпанные песком тротуары вровень с ними, ступенчатые фасады домов, строгие и респектабельные общественные постройки, величественные в своей гармоничной простоте храмы – все это было предметом гордости горожан и находило отклик в творчестве братьев Беркхейде, Санредама(«Западный фасад церкви Св. Марии в Утрехте», 1662), Ван дер Хейдена(«Вид на Вестер Керк в Амстердаме», ок. 1660; «Собор и новая городская ратуша в Амстердаме», 1668).
Известно, что в Голландии XVII века пользовались большой популярностью пейзажи космополитического характера, которые представляли собой воображаемые ландшафты в итальянском стиле, однако именно национальный пейзаж позволил нидерландской живописи играть столь значимую роль в истории мировой культуры.
Нельзя не упомянуть о той роли, которую сыграло в становлении пейзажной живописи, реалистическое искусство Италии, Испании и Франции. До нас дошли произведения Диего Веласкеса («Вид виллы Медичи»), написанные с характерной тонкой наблюдательностью и свидетельствующие о зарождении пленэрной живописи.
В XVII веке в искусстве классицизма сформировались принципы создания идеального пейзажа. Природа понималась как мир, который подчинен строгим законам разума.
В XVI и XVII веках художники писали пейзажи не с натуры, а в мастерских. В этих картинах они воплощали мечту о совершенном мире, прекрасной природе, где царит вечное лето и не бывает ненастных дней. Построенные по строгим правилам, пейзажи напоминали театральные декорации: кроны деревьев - словно кулисы, величественные руины античных зданий, просторные луга или берега рек – как сценическая площадка, вдалеке – тающие в дымке горы, а над всем этим великолепием – высокое небо с облаками, озаренными лучами солнца.
И жить среди идеальной природы могли лишь идеальные герои. Поэтому художники XVII века среди пейзажей любили изображать сцены из античных мифов.
Но все же это не были мифологические картины – главным «героем» оставалась природа. Мастерами идеального пейзажа были французские художники XVII века Никола Пуссен («Св.Иоанн на острове Патмос», 1644; «Вдова Фокиона, собирающая золу», 1648; «Лето, или Руфь и Вооз» из цикла «Времена года», 1660-1664) и Клод Лоррен («Похищение Европы», 1655; «Храм Апаллона», 1650; «Пейзаж с Ацисом и Галатеей», 1657; «Пейзаж со сценой бегства в Египет», 1647).
В Италии этой эпохи получило развитие иное направление пейзажного жанра. Там художники не стремились к реальной передаче окружающего мира. Они идеализировали природу и создавали т.н. «героические» пейзажи, приукрашенные и вызывающие ассоциации с классической поэзией. В их картинах руины античных зданий, нагромождения причудливых по форме скал, контрастные сопоставления темных «кулис» из деревьев с легкими по тонам далями даны в красивых, но условных соединениях, далеких от восприятия окружающей действительности. Выполненные в таком стиле пейзажные картины часто носили декоративный характер и предназначались для украшения парадных залов. Наряду с условными декоративными пейзажами заказчики требовали от художников нарядных картин с изображениями пышных дворцов и аллей парков.
Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко. В отличие от классицистов, они стремятся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Так, пейзажные картины фламандца Питера Пауля Рубенса передают мощь и красоту земли, утверждают радость бытия, вселяя в зрителей чувство оптимизма. Все вышесказанное вполне можно отнести к его «Пейзажу с радугой», на котором художник изобразил уходящие вдаль бескрайние просторы, высокие холмы и величественные деревья, долину с раскинувшимися селениями. Великолепный пейзаж венчает радуга, которая сверкает всем спектром нежных красочных оттенков.
Великолепные пейзажи, наполненные эмоциональной выразительностью и отражающие барочные традиции, создавал итальянский мастер начала XVII столетия Алессандро Маньяско(«Морской Берег»). В его полотнах нет ничего идиллического, они словно демонстрируют сложность мироустройства.
В XVIII веке большую популярность получила ведута – разновидность пейзажного жанра, который сложился в итальянской живописи. Свое начало она берет от городского, или архитектурного пейзажа, отдельные элементы которого возникли еще в искусстве эпохи Средневековья. Признанными мастерами ведуты были Франческо Гварди, Антонио Каналетто и Бернардо Беллотто.
В XVIII веке дальнейшее развитие пейзажная живопись получила и в искусстве Франции. Антуан Ватто, которого называли «живописцем галантных произведений», писал сцены мечтательного характера на фоне чудесных парков. Его пейзажные мотивы, выполненные при помощи очень тонкого и нежного колорита, несут большую эмоциональную нагрузку, и передают целую гамму разнообразнейших оттенков настроения («Паломничество на остров Киферу», 1717).
Одним из талантливейших живописцев искусства роккоко является Франсуа Буше. Его пейзажные мотивы полны чувственного очарования и создают впечатление нереальных волшебных грез («Пейзаж в окрестностях Бове»). Полотна другого французского художника и ученика Буше – Жана Огюста Фрагонара – весьма красочны и создают иллюзию пространства, словно пронизанного легчайшим светом и воздухом.
Новое отношение к природе возникло в искусстве во второй половине XVIII столетия. В пейзажной живописи эпохи Просвещения не осталось и намека на прежние идиллические условности рокайльного искусства. Живописцы стремились показать зрителю природу в ее естественном облике, но возводимую в эстетический идеал. Ряд живописцев, работавших в этот период, обращались к искусству античности, видя в ней некий прообраз внутренней свободы. В композиционных полотнах представителя данного стилевого направления Юбера Робера происходит гармоничное сосуществование реального и вымышленного миров.
Морские бури и порты Клода Жозефа Верне, которые были основаны на реальных натурных наблюдениях, знамениты своими необычайно яркими эффектами освещения. Живопись Верне оказала сильное влияние на представителей романтизма, появившегося в европейском и американском искусстве в первой половине XIX века. В Англии это были Джозеф Мэллорд Уильям Тернер и Джон Констебл, в Германии – Каспар Давид Фридрих.
Во второй половине века во Франции среди молодых художников возникло стремление средствами живописи правдоподобно изображать скромные и неприукрашенные уголки родной природы. Так возникла живопись «барбизонской» школы, представителей которой привлекала возможность передать, как прекрасна жизнь природы (Теодор Руссо, Жюль Дюпре). Некоторые из близких к ним художников соединяли пейзажную живопись с изображением людей труда. В творчестве же других художников преобладало стремление поэтично поведать о красоте изменчивой природы в разные времена года и в течение одного дня. В конце XIX века пейзажисты Франции основное внимание направили на поиски таких звучных колористических решений, которые позволили бы убедительно передавать различные моменты солнечного освещения и богатство красок натуры. Однако увлечение поисками красочных решений все больше уводило живописцев в сторону от реального отображения окружающей действительности, от соблюдения требований рисунка.
В начале XIX века большое влияние на пейзажную живопись стран Европы оказали художники Англии, которые умели сочетать реалистическую передачу действительности с поэтическим восприятием природы. Гений Джона Констебла («Ивы у ручья», 1829; «Вид Стура», 1810-1811; «Брайтон-Бич», ок. 1824) впервые открыл и до сих пор подтверждает право на существование искусства безоговорочного натурализма.
Писать пейзажи с натуры живописцы стали лишь в XIX веке, и тогда они столкнулись с очень интересной задачей – как изобразить освещение, воздушную среду, изменяющуюся погоду, все то, чего не видно в мастерской, при ровном рассеянном свете. Когда художник пишет пейзаж на открытом воздухе, освещение изменяется ежеминутно.
Пленэр (с французского – открытый воздух). Пленэрная живопись передает оттеки освещения, игру солнечных лучей, воздушное пространство. Выдающиеся мастера пленэра – импрессионисты запечатлевали в своих картинах мгновение.
Близка искусству барбизонцев живопись Камиля Коро, который в своих полотнах стремился к передаче воздушной среды с помощью валеров. Коро считали своим предшественником французские импрессионисты. Пленэрные пейзажи Клода Моне («Зейдерекерк в Амстердаме», ок.1874; «Бульвар Капуцинок в Париже», 1873; «Вокзал Сен-Лазар. Нормандский поезд», 1877; цикл «Руанский сабор», 1892-1894), Камиля Писсарро (Дорога на Жизера в Понтуаз. Снег», 1872/1873; «Вид Понтуаза», 1868; «Набережная Потью», 1868; Дорога в Лувесьене», 1872), Альфреда Сислея («Мост в Вильнёв-ла-Гаренн», 1872; «Мороз в Лувесьене», 1873; «Малая площадь в Аржантёйе», 1872) отражают неподдельный и живой интерес живописцев к изменчивой световоздушной среде. Художественные работы импрессионистов изображают не только сельскую природу, но и жизнь современного им города.
Некоторые традиции импрессионистов, но уже в достаточно сильно видоизмененном виде, задействовали в своей живописи художники-постимпрессионисты. С позиций монументального искусства изображает величие и скрытую мощь природы Поль Сезанн («Дом повешенного», 1873; «Дом доктора Гаше в Овере», 1873; «Улица», 1875-1876; «Вид Овера», ок. 1874). Пейзажные мотивы Винсента ван Гога («Ночное кафе в Арле», 1888) полны мрачного и трагического чувства. Полотна Жоржа Сера («Парад», 1888» «Цирк», 1900-1901) и Поля Синьяка («Сена. Рренелль», 1889; «Константинополь. Неи-Джани», 1909) выполнены в дивизионистской технике и передают массу впечатлений и состояний.
В XX веке к жанру пейзажа обращались представители самых разнообразных художественных направлений и течений. Это и фовисты: Анри Матисс, Альбер Марке, Рауль Дюфи, Морис Вламинк, Андре Дерен; и кубисты: Пабло Пикассо, Робер Делоне, Жорж Брак; и сюрреалисты: Сальвадор Дали; и абстракционисты: Василий Кандинский, Хелен Франкенталер; и представители реалистических направлений: Джордж Уэсли Беллоуз, Рокуэлл Кент, Ренато Гуттузо.
studioart.by
Пейзажная живопись - история и развитие жанра.
Пейзажная живопись
Первые наброски пейзажа в виде контуров гор, деревьев и рек появились в первобытных наскальных рисунках. В то время человек делал первые попытки изобразить себя в окружении дикой природы.
Элементы пейзажа можно встретить в искусстве Древней Греции. Залы Кносского дворца на Крите до настоящего времени сохранили фрески, настенную живопись с реалистическим изображением людей на фоне моря, садов, горного ландшафта.
Пейзаж в виде самостоятельного жанра появился в древнем Китае как лирическое направление, воспевающее красоту и изящество первозданной натуры. Китайские художники тонко выписывали горные вершины, камни, ветви бамбука, цветки сакуры и изогнутые сосны. Картины создавались в виде монохромных одноцветных пейзажей и сопровождались иероглифами.Китайское искусство оказало большое влияние на развитие пейзажа в странах Дальнего Востока: Японии, Монголии, Кореи.
В европейском искусстве средних веков пейзаж присутствовал на картинах лишь в виде необходимых декораций для религиозных, батальных сцен и портретов. В этот период заметны неудачные попытки передать пространство, нарушены пропорции и масштаб композиции. Только в эпоху Возрождения художники начали изучать линейную и воздушную перспективу, что стало прорывом в истории пейзажа.
Интерес к пейзажу в эпоху высокого Возрождения возрастал, сформировались голландская, немецкая, итальянская школа с характерными приемами и сюжетами написания картин. Выделились подвиды пейзажа – архитектурный и морской пейзаж. Позднее установились каноны так называемого идеалистического пейзажа, картины совершенного мира. Такие картины напоминали театральные декорации с могучими деревьями или красивыми развалинами зданий вместо кулис по краям картины, лугами и полями вместо сцены и горными хребтами и ясными небом на горизонте.
В XIII веке ярко проявилось искусство французских живописцев. В эпоху Просвещения художники уже не стремились идеализировать природу, они ставили задачей показать естественную красоту окружающего мира. Новый взгляд на пейзаж был обусловлен появлением пленэрной живописи.
Работа художников вне стен мастерских давала возможность пристального наблюдения за природой, более натурального изображения меняющейся погоды и освещения. Огромное влияние на пейзажную живопись оказали импрессионисты. Именно они живо и солнечно писали простые незатейливые сюжеты природы и повседневной жизни. Импрессионистический пейзаж наиболее популярное направление в мире в настоящее время.
В русском пейзаже с момента его зарождения стали сильны традиции академической живописи. Особую популярность завоевали художники Товарищества Передвижных художественных выставок под руководством И.Н.Крамского. Выбор простой незатейливой натуры и особое патриотическое отношение к русской природе сделало уникальными картины Саврасова, Левитана, Шишкина. С тех пор русский пейзаж занимает прочное место в творчестве российских художников.
Традиции пейзажной живописи продолжили художники 20 века. Появились новые направления в пейзаже, такие как индустриальный, промышленный, космический пейзаж.
www.art-paysage.ru
Пейзажная картина - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Пейзажная картина
Cтраница 1
Пейзажные картины, открывающиеся с дорог, проектируют так, чтобы восприятие каждой последующей было подготовлено серией предшествующих картин. Так, например, более острое восприятие пейзажных картин с участием широкого простора лугов может быть подготовлено при предварительном прохождении через замкнутые пейзажные картины лесного характера. [1]
В композиции парковых пейзажных картин, так же как и в пейзажной живописи, огромную роль играют окраска крон и стволов и их освещение. [2]
Моление о чаше) и пейзажные картины, рисунки и гравюры на дереве отмечены мягкостью светотеневых градаций. [3]
Моление о чаше) и пейзажные картины, рисунки и гравюры на дереве огмечены мягкосгью светотеневых градаций. [4]
Дендрологический проект определяет пространственную-композицию и художественный облик пейзажных картин. В дендрологическом проекте решаются характер садово-парковых ландшафтов и композиция входящих в них панорам, видов и пейзажных картин; размещение и очертания древесных массивов лесного характера, рощ, групп, единичных деревьев и открытых пространств; главнейших открывающихся пейзажных картин и видов. [5]
Второе направление предполагает смену красочных эффектов в одних и тех же пейзажных картинах путем создания на определенном участке сада непрерывно цветущих растений. [6]
Так, например, мощный дуб, расположенный по одну сторону оси пейзажной картины, может потребовать для придания равновесия всей картине создания по другую сторону оси целой молодой древесной рощи. [7]
Паркостроитель, учитывая общие климатические условия данной местности, обязан предусмотреть в создаваемых им пейзажных картинах те или иные эффекты, зависящие от атмосферных явлений, и в первую очередь от освещения. Для паркостроителя, как и художника-пейзажиста, одной из главных задач является правильное распределение света и теней в пейзаже. [8]
Возвышающиеся точки рельефа являются центрами системы видовых точек, с которых могут быть открыты характерные для ландшафта пейзажные картины. [9]
В пейзаж поляны желательно включить отдельные деревья и кустарники или небольшие группы, которые помогут пространственному членению поляны и будут восприниматься посетителями как рама, фон или фокус отдельных пейзажных картин. [10]
В связи с движением по определенным маршрутам происходит постоянная смена точек, с которых рассматриваются ландшафты данного сада или парка. Впечатление от одной пейзажной картины наслаивается на впечатление, производимое последующими картинами, и общее впечатление от сада или парка получается как сумма последовательно воспринятых впечатлений от ландшафтов и пейзажных картин, расположенных по маршрутной схеме. Поэтому здесь особенно важна согласованность единства их эмоционального воздействия. [11]
Новая техника и организация производства работ требует и новых форм планировки территории, и композиции пространства. Проектирование и строительство садово-парковых пейзажных картин на уровне современной науки и техники с применением механизмов еще недостаточно разработано и только начинает внедряться в практику. [12]
Пейзажные картины, открывающиеся с дорог, проектируют так, чтобы восприятие каждой последующей было подготовлено серией предшествующих картин. Так, например, более острое восприятие пейзажных картин с участием широкого простора лугов может быть подготовлено при предварительном прохождении через замкнутые пейзажные картины лесного характера. [13]
Требования эти должны лечь в основу проекта так, чтобы целевое назначение парка выразилось в его построении и внешнем облике. Необходимые для заданной цели постройки мест отдыха, развлечений и процедур, специфические насаждения и пейзажные картины размещаются в первую очередь с учетом наилучшего их использования и комфортабельности, и лишь после этого приступают к размещению чистодекоративных насаждений. Исключение составляют случаи, когда зеленые насаждения должны нести ветро - и солнцезащитные функции. В этом случае такие насаждения производят в первую очередь. Форма композиции сада или парка должна удовлетворять его целевым задачам, его функции, и ни одна часть композиции не должна противоречить этим целям. [14]
Требования эти должны лечь в основу проекта так, чтобы целевое назначение парка выразилось в его построении и внешнем облике. Необходимые для заданных целей постройки, места отдыха, развлечений и процедур, насаждения и пейзажные картины размещаются в первую очередь с учетом наилучшего их использования в целевом отношении. Исключение составляют случаи, когда зеленые насаждения должны нести ветро - и солнцезащитные функции. [15]
Страницы: 1 2
www.ngpedia.ru
Пейзажная живопись: советы мастеров | Живопись и рисунок
Пейзажная живопись: советы мастеров
Дорога Аспен. Автор William Hook, 2004. Картина акрилом, 24 х 36.
Занимаетесь ли вы акварельной пейзажной живописью, живописью маслом или же собираетесь написать свой первый пейзаж акриловыми красками, умения и навыки, которые вам понадобятся, приходят с опытом. Это значит, что и совета лучше всего искать у опытных художников.
Первые шаги в пейзажной живописи: представьте где, когда и как вы будете рисовать
Джон Сингер Сарджент может и мог начать рисовать пейзаж в любом месте и в любое время дня, а вот нам лучше выбирать место для картины, тщательно учитывая время суток, пору года и погодные условия. Одно и то же место может выглядеть зрелищно утром и быть совершенно скучным после обеда. Или конкретное место может требовать больше времени для написания, чем вы можете себе позволить. Таким образом, важно принимать во внимание условия пейзажа в рассматриваемых местах. Большинство профессиональных художников делают заметки о посещаемых местах и стараются запомнить наилучшее положение и время для рисования.
Художник Томас С. Бюхнер любит поговаривать: «Чем старше я становлюсь, тем более привлекательны для рисования предметы, которые ближе всего к ванной». Разумеется, он шутит, но при этом на самом деле старается не тратить слишком много времени на поиск «идеального» места для пейзажа, потому что хорошие места можно найти всегда, просто одни из них более удобнее, другие менее.
Художники Мэтью Дауб и Уильям Хук давали тот же совет, предостерегая от лишних ожиданий, что пейзаж будет зеленее или живописнее на другой части холма или через дорогу или по другую сторону ручья. Признанный пейзажный художник Клайд Аспевик, человек огромной личной мотивации, выбирает те места, в которых он может написать несколько хороших картин без необходимости собирать и переносить принадлежности.
Ключевой принцип рисования пейзажа: учитывайте направление света
Большинство картин маслом рисуются не один час, поэтому нужно учитывать, что произойдет с углом и интенсивностью света в определенном месте. Попадет ли свет на поверхность картины, вызывая нежелательные блики? А может облака исчезнут и это создаст резкий контраст в теневых участках? Усилится ли различие между теплыми и холодными цветами, когда солнце станет садиться за горизонт?
Жан Батист Камиль Коро, «Лес Фонтенбло», 1834, масло.
Конечно, художник-пейзажист не должен быть рабом природных условий. Когда хорошая картина уже находится в процессе написания, художнику значительно помогает опыт. «Лгите, обманывайте и крадите», смеясь говорит современный пейзажный художник Джек Бил. Он имеет в виду то, что художник не обязан в точности изображать то, что он видит. Напротив, композиция и заключается в абстрагировании от трехмерного мира в мир двумерного изображения. «Если Коро или Альберт Бирштадт могут вам в чем-то помочь, почему бы и нет?» советует Джек.
По материалам www.northlightshop.com
Posted on 22 августа 2014 | By vlad | Комментариев нет | Posted in Урок рисования | Tags: пейзаж, советы начинающим
painting.eds.co.ua
Репин И.Е. «Летний пейзаж». Описание картины
«Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцево»
Илья Ефимович Репин был ещё подающим большие надежды учеником Ивана Николаевича Крамского, когда его будущая жена уже позировала ему для картин, рисунков и этюдов. Вере Алексеевне Шевцовой, дочке преподавателя рисования и черчения Петергофской гранильной фабрики Шевцова Алексея Ивановича, было девять лет.
Позже, когда Верочке исполнилось 16 и она поступила в Мариинский институт, а Илья Репин уже написал своих «Бурлаков на Волге» в 1871 году, выставил их и картина имела значительный успех, они поженились.
Илья Ефимович сразу же стал рисовать и писать всю семью Шевцовых.
В 1873 году И.Е.Репин получил золотую медаль Виже –Лебрен от Академии художеств за экспрессию. Тогда же он получил направление на Всемирную выставку в Вене, где работа была высоко оценена, и Репин стал известным в Европе художником. С 1873 по 1876 Репины жили заграницей.
В 1977 году художник первый раз приезжает в Абрамцево, имение Саввы Мамонтова, которое с этого момента станет на долгие годы домом творчества для Ильи Ефимовича.
Среди множества известных картин написанных в этот период «Летний пейзаж» (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцево) 1879 года кажется совсем незначительным и малоизвестным. Однако, если взглянуть на эту работу в общей перспективе жизни и творчества Ильи Ефимовича Репина, то можно сказать, что небольшой «пейзаж со стаффажем» одна из интимных и лиричных работ Репина. Он и Вера уже семь лет женаты. У них трое детей и Вера основная модель для Ильи Ефимовича. Её жизнь посвящена любимому мужу, его творчеству, его идеям и его личности. В перспективе времени можно сказать, что это пейзаж отразил вершину супружеского счастья.
Плотная, густая тенистая зелень заросшего парка, старые выбеленные солнцем и непогодой брёвна маленького старого мостика над ручьём. Фигура женщины в модном платье конца 70-х годов 19 века стоит на этом шатающемся сооружении, как будто она только приостановилась и собирается идти дальше. Аксессуары: белый зонтик, почти неприметный на фоне драпировок платья, накидка в левой руке, на минуту отложенная на перила мостика, чёрная шляпка, чёрные ботинки на каблуке, чёрные кружева у горла, белый жакет – в таком туалете дама могла бы спокойно прогуливаться по Невскому проспекту или в Тюильри. Но она здесь в тишине и таинственной чаще Абрамцева. Художник передаёт хрупкость и изысканность фигуры в контрасте с природой и ветхостью постройки.
И в то же время мы чувствуем нежность автора в светло-розовом цвете платья, в женственном изяществе фигуры в почти детских контурах полуобернувшегося лица.
Потом, много лет спустя, они расстанутся, и другие женщины будут героинями его картин, но этот пейзаж с фигурой любимой женщины останется в истории живописи, как символ истинно русской пейзажной лирики.
Посмотреть еще картины Репина И.Е. с описаниями
Автор И. Шмитц
www.hudojnik-peredvijnik.ru