Ольга Розанова - «Первая художница Петрьграда». Ольга розанова картины
Ольга Розанова знаменитые русские авангардисты
Ольга Владимировна Розанова — знаменитая русская художница. Один из лучших представителей русского авангарда. Родилась 21 июня 1886 году в городе Меленки, Владимирская область. Увлекалась такими жанрами, как супрематизм, разработала, так называемый, жанр цветописи. Благодаря своему таланту к удивительному сочетанию цветов, она создала целое направление беспредметной живописи.
Переехав из родного города Меленки в Москву, Ольга Розанова поступила в школу рисования Константина Юона. После обучения в школе рисования, а также курсов в училище живописи она переехала в Санкт-Петербург, где вступила в ряды художественного объединения Союз Молодёжи. Здесь, вместе с Велемиром Хлебниковым и Алексеем Кручёных, она всерьёз увлеклась футуризмом. В 1916 году Ольга Розанова вступила в другие художественное сообщество, которое известно, как «Супремус» (организатор Казимир Малевич). Пройдя творческий путь от кубизма и футуризма до супрематизма, она пришла к полной абстракции, где главенствующим были именно цвета. Ольга Розанова организовала несколько персональных выставок, а также участвовала во множестве групповых выставок. Умерла 7 ноября 1918 года в Москве.
Хотите, чтобы ваш сон был крепким, а на утро вы вставали полными сил? Для этих целей выбирайте качественные матрасы Соня на Spim66. Большой выбор продукции на любой вкус.
Беспредметная композиция
Беспредметная композиция. Супрематизм
Бубновая дама
Бульвар
Буфет с посудой
Валет червей
Голубая ваза с цветами (Букет)
Город
Городской пейзаж
Дама в розовом
Король треф
Кузня
Метроном
Паб (Аукцион)
Письменный стол
Рабочая шкатулка
Театр Модерн
art-assorty.ru
Ольга Розанова - «Первая художница Петрьграда» :: NoNaMe
Памяти Ольги Владимировны Розановой (90 лет со дня смерти)
О. Розанова (1886-1918)
Розанова Ольга Владимировна (21 июня/3 июля 1886 г. — 7 ноября 1918) родилась в городке Меленки (Владимирская губерния) в семье уездного чиновника. С 1896 семья Розановых жила во Владимире. Там Ольга посещала женскую гимназию, которую закончила в 1904 г. В тот же год Розанова приехала в Москву, где поселилась на квартире своего брата, учившегося в Московском университете, а затем поступила на курсы в училище живописи и скульптуры А.П. Большакова.
----------------------<cut>----------------------
С 1907 по 1910 гг. занималась в частной школе-мастерской К.Ф.Юона и Н.П.Ульянова. В 1910 г. художница переехала в Петербург где поступила в художественную школу Е.Н.Званцевой. Среди ее преподавателей были Мстислав Добужинский, Леон Бакст и Кузьма Петров-Водкин. Там она примыкает к объединению художников «Союз молодежи» и в апреле 1910 г. дебютировала на выставке, организованной этим объединением. Тогда же произошло ее знакомство с художниками объединения "Союз молодежи" Николаем Кульбиным, Михаилом Матюшиным, Еленой Гуро.
Вскоре Розанова познакомилась с поэтами-футуристами Давидом Бурлюком, Владимиром Маяковским и Алексеем Крученых, высоко ценившими ее талант. Вместе с Павлом Филоновым и Иосифом Школьником работала над оформлением театральной постановки трагедии Маяковского "Владимир Маяковский". Особенно глубокие личные и творческие отношения ее связывали ее с Алексеем Крученых, оказавшим в последующем большое влияние на ее творчество. В дальнейшем она оформила немало книг Крученых, написанных им как в соавторстве с Велимиром Хлебниковым, так и самостоятельно. Также ее работы печатались во многих других изданиях футуристов, в том числе в сборнике "Рыкающий Парнас" (1914) и альманахе "Стрелец" (1915). Под влиянием "заумной поэзии" Крученых и Хлебникова, Розанова начала писать стихи, которые впоследствии публиковались в некоторых сборниках.
О.Розанова на пути к беспредметности прошла все этапы авангардного искусства и в каждом направлении оставила ощутимый след. Она неизменно находилась в эпицентре обновления искусства. В своей статье «Основы Нового Творчества и причины его непонимания» (1913) Розанова предвосхитила многое из того, о чём позднее писал Малевич в брошюре «От кубизма к футуризму и супрематизму» (1915). Ее ранним произведениям (Красный дом, 1910, Русский музей) присущи яркие и декоративные цветовые контрасты. Окончательно ее талант сформировался в дизайне футуристических книг В.В.Хлебникова и Крученых («Старинная любовь. Бух лесиный», «Взорваль», обе – 1913 г.; сборник «Рыкающий Парнас» и др.), где ей удалось (по словам последнего) сочетать «ужасы кубизма» с «женским лукавством». Шедевром ее книжного искусства стала рукодельная Вселенская война со стихами Крученых (1916) – беспредметные цветные аппликации рождают удивительный эффект радостного распада или своего рода апокалиптического праздника. Ирония и драма в ее картинах часто переплетаются (цикл Игральные карты, 1916, созданный для публикации в виде современных лубков). Кубофутуристские и супрематические эксперименты претворяются в поэтику «зауми», загадочного гротеска (Метроном, 1915, Третьяковская галерея; Сон игрока, 1910-е годы, Художественный музей, Самара), а иной раз – в абстракции, сводящие цвет и форму к некоему первозданному минимуму (Зеленая полоса, 1910-е годы, Музей-заповедник, Ростов).
В 1913 г. В сборнике «Союза молодежи» выходит статья Розановой «Основы нового творчества и причины его непонимания». Менее чем за десятилетний период активной художественной деятельности (1911–1918) она приняла участие в пятнадцати наиболее значительных выставках нового искусства (выставки Союза молодежи (1911–1914), «Левые течения», «Трамвай В» (1915), «Последняя футуристическая выставка “0,10”» (1915–1916), «Бубновый Валет» (1916), «Современная русская живопись» и др.), создала свой особый, созвучный поэзии стиль оформления футуристических книг.
В 1916 г. художница вступает в общество в организованное К.С.Малевичем недолговечное общество «Супремус», в которое также вошли Любовь Попова, Иван Клюн, Михаил Матюшин, Иван Пуни, Ксения Богуславская и ряд других художников. Руководила учебной мастерской в первых Государственных Свободных художественных мастерских (бывш. Строгановское училище). Она способствовала возрождению традиционных народных промыслов и организации Свободных художественно-промышленных и ремесленных мастерских. В 1916 г. Розанова снова переехала в Москву.
После Октябрьской революции 1917 г. Розанова становится активной участницей реорганизации искусства. В этом году наряду с другими художниками была представителем «Временного совета Профессионального союза художников», работала над разработкой его устава. В последние годы жизни Розанова создала свой индивидуальный вариант беспредметного искусства – «цветопись», в котором основной акцент делался на декоративный, цветовой аспект живописи, зачастую отделяя цвет не только от предмета, но и от плоскости. В 1918 году она вошла в состав московского отдела ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса, под председательством Владимира Татлина, позднее заведовала учебной мастерской по текстилю в «Первых Государственных Свободных мастерских». При ее участии были созданы Свободные художественно-промышленные мастерские в подмосковных Абрамцево и Сергиевом Посаде, а также в нескольких других городах — Богородске, Мстере и Ивано-Вознесенске. Летом того же года вместе с другими художниками, объединенными в так называмую «Молодую федерацию», объединявшую представителей левых течений в искусстве и вышла из состава «Профессионального союза художников». По предложенному Розановой проекту для празднования 1 мая 1918 г. оформляется Москва. Во время работы над праздничным оформлением Москвы к 1-й годовщине Октября художница тяжело заболела дифтерией и неделю спустя, 7 ноября 1918 года скончалась в Солдатенковской (ныне — Боткинской) больнице. Похоронена на кладбище Новодевичего монастыря в Москве. На ее похоронах, возглавляя траурную процессию, Малевич нес черное знамя с белым квадратом.
К.С.Малевич чрезвычайно ценил Ольгу Розанову как самую талантливую супрематистку, А.М.Родченко считал ее «первым Мастером супрематической живописи», «революционером искусства», В.В.Маяковский посвятил ей цикл стихов. А.Е.Крученых в 1913 г. выпустил книгу своих стихов «Возропщем» с посвящением «Первой художнице Петрьграда О.Розановой».
В 2007 г. Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ Государственной Третьяковской галереей и Региональным общественным фондом «Старые годы» была проведена персональная выставка одной из самых значительных фигур русского авангарда Ольги Розановой. «Увидеть мир преображенным», посвященная 120-летию со дня рождения. Выставка проходила с 30 марта по 21 мая 2007 в новом помещении Третьяковской галереи «Выставочный зал в Толмачах» по адресу: Малый Толмачевский переулок, 6, стр.1. На выставке было показано более 50 живописных и графических произведений.
Основу выставки составлял малоизвестный не только широкой публике, но и специалистам художественный архив. Он был собран и сохранен братом художницы, Анатолием Владимировичем Розановым (1881–1958), долгое время находился в Германии и лишь недавно вернулся в Россию. Сейчас архив находится в частном собрании. Он содержит множество самых разнообразных по времени создания, характеру и качеству произведений художницы от беглых набросков и юношеских акварелей до работ последних лет ее недолгой жизни.
Самые ранние из них – ученические копии рисунков, церковных фресок, «Зарисовки» и «Цветы» 1900-х годов. Несколько пейзажных зарисовок, сделанных во Владимире, Меленках, в Крыму, обнаруживают стремительное движение от натурных впечатлений к их футуристическому переосмыслению. Живописный портрет брата, А.В.Розанова (около 1912), написан в пору триумфальных выступлений Ольги Розановой на выставках петербургского общества художников «Союз молодежи». На выставке были показаны листы из альбома «Война» (Пг., 1916). Автором текста был поэт и теоретик русского кубофутуризма, создатель «заумного» языка Алексей Крученых. Это издание художница определяла как свое лучшее достижение в печатном творчестве. Наиболее интересную часть архива представляют эскизы супрематических композиций и супрематических орнаментов для тканей и предметов прикладного искусства (лент, подушек, сумочек), выполненные для выставки декоративно-прикладного искусства артели «Вербовка» (декабрь 1917). В некоторых из них О.Розанова, продолжая поиски в области беспредметности, выходит за пределы супрематизма и разрабатывает идею светоносности цвета, называя это «преображением колорита», «цветописью».
Работы из архива были дополнены несколькими произведениями из музеев, фонда «Старые годы» и частных коллекций. Это «Женский портрет» (1907) и пейзаж раннего периода из Третьяковской галереи, знаменитые «Автопортрет» (1911) и «Валет треф» (1916) из Ивановского художественного музея и др.
К выставке был подготовлен иллюстрированный каталог со статьями В.Н.Терёхиной (Литературный институт им. А.М.Горького) и Т.В.Горячевой (Государственная Третьяковская галерея).
ОЛЬГА РОЗАНОВА. ЖИВОПИСЬ 1907-1918 гг.
О. Розанова. В лодке. Эскиз заставки. 1907-1909 О. Розанова. Натюрморт с кувшином и яблоками. 1910 О. Розанова. Композиция с поездом Первая половина 1910-х О. Розанова. Автопортрет. 1911 О. Розанова. Бульвар. 1911 О. Розанова. Портрет А.В.Розанова. Около 1912 О. Розанова. Город. 1913 О. Розанова. Городской пейзаж (Город). 1913 О. Розанова. Натюрморт. 1913 О. Розанова. 4 туза. Одновременное изображение. Из серии Игральные карты. 1915 О. Розанова. Бубновая дама. 1915 О. Розанова. Синий веер 1915. О. Розанова. Рабочая шкатулка. 1915 О. Розанова. Парикмахерская. 1915 О. Розанова. Метроном. 1915 О. Розанова. Буфет с посудой. 1915 О. Розанова. Валет треф. 1916. О. Розанова. Беспредметная композиция. О. Розанова. Необъективная композиция. 1916 О. Розанова. Письменный стол. 1916 О. Розанова. Супрематизм. 1916 О. Розанова. Эскиз композиции. Около 1916 О. Розанова. Зеленая полоса. 1917 О. Розанова. Коллаж 1917-1918 О. Розанова. Иллюстрация к книге А.Крученых Взорваль (1913) Обложка сборника Союз молодежи кн.3 О. Розанова. Городской пейзаж (Город). 1913 О. Розанова. Плакат. Первые постановки футуристов театра. 1913 О. Розанова. Из книги "Старинная любовь. Бух лесиный." 1912ОЛЬГА РОЗАНОВА. СТИХИ.
ИСПАНИЯ
Вульгарк ах бульваровВарвары гусарыВулье ара-битА рабы бар арапыТарк губят тараАлжир сугбятАн и енноГиенноГитана.Жиг и гит телаВисжит тарантеллаВира жирн рантьеАнтикварШтараКвартомасФантомИлька негра метрессаГримасыГремитГимнСмерти
. . . . . . . . . . . . . . .
Трупом застылымГлядит незримоМертвое око окон.Черной гривойПокрыл землю аспидный конь.
<1918>
***Сон ли то...Люлька лиВ окне красномЗахлопнутомВ пламени захлебнувшемсяКумачаОгняМедленно качаетсяПриветливо баюкаетПристально укутываетОт взглядов дня.В огне красномС фонарем хрустальнымРубиновый свет заливает, как ядомИ каждый атотХрустально малыйПронзает светомБольным и алым.И каждый малыйПевуч, как жало,Как жало тонок,Как жало ранитИ ранимЖаломОпечалитНачалоЖизниЦветочно алой.
<1918>
В мастерской Н.Кульбина — В.Маяковский (стоит), Н.Кульбин, О.Розанова, А.Лурье, В.Каменский (сидят) 1915 г.А.Е.Крученых
первой художнице Петрьграда О. Розановой
взял иглу длиною три улицыона входила не причиняя болиубивала незаметночеловечество испытывало какую то забывчивостьэто игла из стекла когда то соединяла бенарес иИерусалим по ней ходили ослы и людино взятая к нам по пути потеряла свои свойстваоставляя одну колкостьсудорожные владельцы не надеясь уже использоватьбросили среди улицы не заботясь о прочеми порча была сильна и худощавые люди изменилисвое направлениепроходя мимо ворот они не останавливались и шливдоль вдаль прямо и плоские спинывсе казалось торжественным и в самом делевывески испины были одной какой то праздник ходил поспинам плечам приглаживаятогда встал ульяна и стал просить у проходящихулицколес чтоб не шли прямо напоминая что игла ранит в любом поле домея начертал светлые пути улиц я знал что несомненность ни в чем так не не уныла как взапуске умчавшегося взад дня однакож вернувшияся спины и уже сломавшиесяноги неузнали так как глаза мои улетели и звался ульяна хотя наверно принимали Иванов то была суматохакто попал под мокрые занавески покрывшие окнактозатерялся меж следов бегунов потом занесли в чужой дом где было знакомое как бы промелькнул зверь с четырьмя ногами брюхоперья лилий очерчивали на желтом дне значение напоминавшее всем вчерашнее и раннее о котором позабыли тут москвичи принесли а река растаяла и след ее был бело-синь степи пустынь и паль свирели внизу... и все топтал пробегавший паровоз и озеро белый летучийр л м к т ж г р б в м п м ш
Кн. А.Е.Крученых «Возропщем» 1913 г.
Что почитать:
Обложка книги "Ольга Розанова и ранний русский авангард"1. Гурьянова Н. Ольга Розанова и ранний русский авангард. – М.: Гилея, 2002 г. 320 с.
txapela.ru
Ольга Розанова: жизнь и творчество художника
Ольга Розанова (21 июня 1886, Меленки — 7 ноября 1918, Москва) — одна из крупнейших художников русского авангарда с уникальным колористическим талантом.
Содержание
Биография Ольги Розановой
Творчество Розановой
Работы художницы
Картины Ольги Розановой
Библиография
Биография Ольги Розановой
Ольга Розанова родилась в Меленках, небольшом городке близ Владимира (Российская империя). В 1896 году семья Розановых переезжает во Владимир. В 1904 году Розанова заканчивает женскую гимназию и в том же году переезжает в Москву.
Она поступает в школу рисования Константина Юона и одновременно учится на курсах в училище живописи и скульптуры Большакова.
В 1910 году художница переезжает в Петербург и становится одним из наиболее активных членов Союза Молодёжи. В 1912 году Розанова познакомилась с поэтами футуристами Велимиром Хлебниковым и Алексеем Кручёных. С последним её связывали близкие, интимные отношения: они сожительствовали, но несколько раз расставались и не жили подолгу вместе.
Под влиянием А. Кручёных писала заумные стихи.
После революции 1917 года Розанова занимается реорганизацией искусства и руководит художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса.
7 ноября 1918 года Ольга Розанова умерла от дифтерита.
Похоронена в Новодевичьем монастыре; могила утрачена. Имя Розановой было присвоено Иваново-Вознесенской художественной школе.
Творчество Розановой
В творческом содружестве Кручёных и Розановой был создан уникальный стиль русской футуристической книги. В 1913—1914 годах они опубликовали книгу «Тэ ли лэ», используя технику цветного гектографирования. В 1915—1916 годах использовали в футуристической книге метод коллажа. В 1915 году художница применила коллаж в иллюстрировании «Заумной книги» Кручёных и Алягрова и в альбоме «Война» 1916 года со стихами Кручёных.
В 1916 году Розанова присоединяется к обществу «Супремус», возглавляемому Казимиром Малевичем. К этому времени её стиль развивался от кубизма и итальянского футуризма к чистой абстракции, в которой композиция создаётся визуальным весом и взаимосвязью цветов.
В том же году Розанова вместе с другими художниками-супрематистами (Казимир Малевич, Александра Экстер, Нина Генке, Любовь Попова, Ксения Богуславская, Надежда Удальцова, Иван Клюн, Иван Пуни и другие) работали в артелях деревень Вербовка и Скопцы.
Пройдя несколько направлений авангарда, вышла через супрематизм к цветописи, на несколько десятилетий предвосхитив развитие абстрактного искусства.
В 1917 году создала один из шедевров беспредметной живописи ХХ века — картину «Зелёная полоса».
Работы художницы
- Красный дом. 1910.
- Натюрморт с помидорами. 1910—1911.
- Натюрморт с кувшином и яблоками. 1911—1912.
- Кузница. 1911—1912.
- Кувшин с цветами. 1912—1913.
- Голубая ваза с цветами. 1912—1913.
- Шкаф с посудой (Буфет с посудой). 1915.
- Супрематизм. 1916.
- Беспредметная композиция. 1916—1917.
- Зелёная полоса. 1917.
Библиография
- Варст. О выставке Розановой // Искусство. Вест. Отд. ИЗО Наркомпроса. — М., 1919. — № 4.
- Гурьянова Н. Военные графические циклы Н. Гончаровой и О. Розановой // Панорама искусств. — М., 1989. — В. 12. — С. 63—88.
- Гурьянова Н. На пути к новому искусству // Искусство. — 1989. — № 1. — С. 24—30.
- Гурьянова Н. Ольга Розанова и Алексей Кручёных: К вопросу о взаимосвязи поэзии и живописи в русском футуризме // Europa Orientalis. — Salerno, 1992. — С. 49—108.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Ольга Розанова: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Ольга Розанова: жизнь и творчество художника
5 (100%) 1 голос(ов)allpainters.ru
Ольга Розанова - русская художница-авангардистка
Русская художница-авангардистка, писавшая в таких направлениях, как супрематизм, неопримитивизм и кубофутуризм, который пользовался особенной популярностью в русском авангарде. Считается, что картины Розановой на несколько лет предвосхитили развитие абстрактного искусства, но конец этому уникальному дарованию положила ее ранняя смерть. Ольга Розанова умерла от дифтерии в ноябре 1918 года, в голодной и холодной Москве.
Она появилась на свет в 1886 году в небольшом городке Меленки во Владимирской области. В отличие от многих других русских художников, авангардистов в том числе, она не поехала во Францию (France) или Италию (Italy), чтобы искать вдохновение в последних тенденциях западной живописи, а вместо этого поступила в 1904 году в художественную студию Константина Юона (Konstantin Yuon) в Москве и одновременно училась на курсах в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (Stroganov School of Applied Art). Таким образом, ее общий прогресс в качестве художника-авангардиста еще более примечателен.
Затем Розанова перебралась в Петербург (St. Petersburg), где посещала частную художественную школу Е. Н. Званцевой и стала в 1911 году одним из наиболее активных членов Союза молодежи, новаторского общества художников, которое организовывало и финансировало художественные выставки, публичные лекции и дискуссии.
В 1912 началась ее дружба с поэтами-футуристами Велимиром Хлебниковым (Velimir Khlebnikov) и Алексеем Кручёных (Aleksei Kruchenykh), с которым впоследствии Ольгу связывали гораздо более близкие, но неровные отношения.
С 1911 по 1915 год Розанова экспериментировала с неопримитивизмом и кубофутуризмом. Ее ранние работы испытывали сильное влияние итальянского футуризма, нежели французского кубизма. Картины Розановой этого периода – это прямые линии в сочетании с треугольниками и кругами, причем углы фигур часто обращены к центру полотна, что делает композицию сильной и драматичной.
В 1916 она вышла замуж за Крученых и присоединилась к группе русских художников-авангардистов 'Супремус' (Supremus), возглавляемой Казимиром Малевичем (Kazimir Malevich). К этому времени ее картины уходят в чистую абстракцию, а композиция строится на визуальных связях между цветами. Вместе с другими супрематистами, среди которых были Малевич, Александра Экстер (Aleksandra Ekster), Нина Генке (Nina Genke), Любовь Попова (Liubov Popova), Ксения Богуславская (Ksenia Boguslavskaya), Надежда Удальцова (Nadezhda Udaltsova), Иван Клюн (Ivan Kliun) и другие, Розанова работала в артели 'Вербовка'. Исследователи считают ее полотно 'Зеленая полоса' не менее гениальной картиной, чем 'Черный квадрат' Малевича.
В 1917-1918 годах Розанова создала серию беспредметных полотен, которые она называла цветописью.
Она умерла от дифтерии 7 ноября 1918 года. Перед смертью Розанова разработала план по реорганизации музея Строгановского училища – после революции она направила свою энергию на организацию промышленного искусства в стране, работая с ИЗО Наркомпроса и Пролеткультом. Когда врачи нашли у нее дифтерию, она расклеивала плакаты и транспаранты с лозунгами для празднования первой годовщины Октябрьской революции. Несколько недель спустя состоялась ее посмертная выставка, на которой экспонировалось около 250 картин.
biozvezd.ru
РОЗАНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
Художница-авангардистка, живописец, график, художник книги, теоретик искусства. Работала в стилях фовизм, кубофутуризм, супрематизм, изобрела собственный стиль - цветопись.
Родилась 21 июня (3 июля) 1886 года в городе Меленки Владимирской губернии в дворянской семье. Ее отец был уездным чиновником. Начальное образование Розанова получала в женской гимназии во Владимире и после ее окончания уехала в Москву, где планировала обучаться живописи. В 1906 году она посещала Училище живописи и скульптуры А.П. Большакова, затем, не поступив в Строгановское училище, обучалась в школе рисования Константина Юона.
В 1910 году Розанова переехала в Петербург и быстро влилась в творческую среду города, вступив в художественное общество "Союз молодежи". Знакомство с такими деятелями русского авангарда как В.В. Маяковский, В.Е. Татлин, П.Н. Филонов, К.С. Малевич во многом определило дальнейший творческий путь художницы. Она познакомилась и примерила на себя современные художественные формы, начала работать в стиле неопримитивизма и фовизма. Кроме того, в Петербурге она брала уроки в школе Е.Н. Званцевой, где преподавали Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, К.С. Петров-Водкин.
С момента вступления в "Союз молодежи" Розанова участвовала во всех последующих выставках этого общества, а в марте 1912 года ее работы ("Автопортрет", 1912; "Ресторан", 1912) экспонировались в Москве на выставке объединения "Ослиный хвост", организованной М.Ф. Ларионовым. Выставка "Союза молодежи" в декабре 1912 - январе 1913 года стала ее триумфом, в особенности "Портрет А.В. Розановой", сестры художницы, написанный ею в мае-июне 1912 года. По словам самой Ольги Розановой, "портрет среди художников произвел фурор". Репродукция картины появилась в журнале «Огонек» рядом с тремя работами Малевича.
Постепенно роль Ольги Розановой в делах и проектах "Союза молодежи" становилась более заметной. 3 января 1913 года Розанова была избрана членом правления общества. В марте того же года она впервые выступила в качестве теоретика искусства: в сборнике "Союза молодежи" было напечатано 6 литографий художницы и ее статья "Основы Нового Творчества и причины его непонимания". Кроме того, она стала автором манифеста этого общества, сформулировав его идейную программу: "Вот наш девиз: "В беспрерывном обновлении будущее Искусства!" Мы широко открываем двери всем молодым, кому девиз наш дорог, чьи руки сильны, чтобы высоко держать наше знамя, и оставляем за дверью всех сомневающихся, расчетливых, не знающих, куда пристать".
Ранним, фовистским вещам Розановой ("Красный дом", 1910; "Портрет дамы в зеленом", 1912) присущи яркие и декоративные цветовые контрасты. К 1913 году художница окончательно утвердилась на позициях футуризма. Она (наряду с Н.С. Гончаровой) стала одним из немногих адептов футуризма в русском искусстве. Не случайно по приглашению Ф.Т. Маринетти в апреле-мае 1914 года Розанова участвовала в римской Международной свободной футуристической вставке. К 1913 году в ее творчестве появился совершенно особый тип пейзажа, в котором доминировали футуристическая динамика, ритмический "сдвиг", диссонанс. В многочисленных пейзажах этого периода, полотнах "Порт" (1913), "Постройка дома" (1913), "Пожар в городе" (1914), "Городской пейзаж" (1914), она создала наиболее чистый вариант футуристической живописи в России.
В 1913-м Розанова начала сотрудничать с Алексеем Крученых, что надолго определило ее творческую и личную жизнь. В 1913 году вышли его книги и сборники "Чорт и речетворцы", "Утиное гнездышко... дурных слов...", "Взорваль" - все с иллюстрациями Розановой. Работая над оформлением футуристических книг, художница обратилась к литографии и методу коллажа. В этой технике она также выполнила книгу "Тэ ли лэ" (1914) В. Хлебникова. Следующим шагом художницы стали цветная линогравюра и создание авторских, штучных экземпляров книги ("Вселенская война" А. Крученых, "Игра в аду" А. Крученых и В. Хлебникова). Под влиянием А. Крученых Розанова также увлеклась "заумной поэзией", в которой ее привлекала возможность создания новых созвучий.
Завершением футуристического периода ее творчества стала живописная серия работ "Игральные кары", созданная около 1915 года. Серия цветных гравюр на ту же тему была опубликована в 1915 году в "Заумной книге" Крученых.
Ольга Розанова вела активную выставочную деятельность. Она приняла участие в "Постоянной выставке современного искусства" в Петербурге (февраль 1913), в последней выставке "Союза молодежи" (ноябрь 1913 - январь 1914, Петербург), в выставке "Художницы жертвам войны" (декабрь 1914, Москва). В 1915 году она экспонировалась на двух петербургских футуристических выставках: "Трамвай В" (февраль - март 1915) и "0,10" (декабрь 1915 - январь 1916). Если на первой ею были показаны футуристические работы, соответствующие названию вставки, то на последней - совершенно новые пространственные рельефы ("Автомобиль", "Велосипед") и алогистическая живопись.
Продолжая творческие эксперименты, Розанова обратилась к супрематизму. В 1916 году она вступила в общество "Супремус", стала его секретарем и членом редакции одноименного журнала, организованных К. Малевичем. Она создала ряд супрематических работ, выполненных в ее собственном, отличном от Малевича, видении супрематизма - более многоцветном и декоративном.
На выставке "Бубнового валета" в ноябре - декабре 1916 года в Москве художница показала 24 живописные работы, в том числе "Беспредметные композиции". Также она приняла участие во "Второй выставке современного декоративного искусства" (1917, Москва). Там среди прикладных изделий, выполненных крестьянами села Вербовка Киевской губернии по эскизам профессиональных художников (в том числе и супрематистов), 60 были сделаны по эскизам Розановой.
К 1917 году художница, отталкиваясь от супрематизма Малевича, разработала собственную теорию цвета. Художественные эксперименты и теоретическая работа привели её к открытию собственной разновидности беспредметного искусства - цветописи, которую она также называла «преображённым колоритом». Во многом ее идеи повлияли на развитие супрематизма в целом. По мнению Нины Гурьяновой, исследователя творчества Розановой, ее цветопись "как будто сделала в супрематизм сильную "прививку" цвета". Одним из символов русского авангарда стала ее картина "Зеленая полоса" (1917), значение которой для развития мирового искусства сопоставимо со значением "Черного квадрата" Малевича.
В революционные годы Розанова активно занималась общественной работой. В мае 1917 года на Учредительном собрании Профессионального союза художников-живописцев Москвы она была избрана секретарем от Молодой (левой) федерации. После Октябрьской революции стала членом отдела ИЗО Наркомпроса и Пролеткульта, была одним из инициаторов создания Музея живописной культуры, участвовала в комиссиях по реорганизации художественного образования.
Скоропостижная смерть от дифтерита 7 ноября 1918 года в Москве остановила ее деятельность в самом разгаре. В 1919 году в Москве состоялась "Посмертная выставка О.В. Розановой".
w.histrf.ru
Композиция - Розанова Ольга Ольга
Жизнь Ольги Розановой была короткой – всего 32 года, но великой, как жизнь нескольких людей – столько успела сделать эта молодая женщина. Ярким именем ОЛЬРОЗ назвал ее Пётр Митурич, поэты посвящали ей стихи - «Светлой О.В.Р.» В. Маяковский, «Первой художнице Петрограда» А. Кручёных, поэт Б. Лившиц пишет о ней как о крупной индивидуальности, о ее редком даре - точном знании того, что она хочет в искусстве. Её ценили художники, Александр Родченко писал в ответе критикам в газете «Понедельник»: «Вы, огнепоклонники Запада!... Смотрите, вот Россия родила свое творчество и имя ему беспредметность… Идите, изучейте наших творцов: Малевича, Розанову, Удальцову, Веснина, Древина, Попову, Пестель, Давыдову, Клюна. Да не проспите, как русскую икону».
А потом о Розаново забыли более чем на пол-века.
Она родилась неподалеку от Владимира, училась искусству в Москве, как художник «взлетела» в Петрограде, куда приехала в 1910 году. Здесь она оформляет футуристические книги[i], знакомится с поэтом А. Крученых, и, страстно увлекшись «заумным языком»[ii] сама пишет стихи и статьи.[iii] Все основные выставки авангарда проходят с ее участием – «0.10»[iv], «Бубновый валет», «Трамвай В», «Левые течения» и др. Страстные искания всего необычного и нового приводят ее в общество «Супремус» в 1916 году, тогда же она возвращается в Москву. Революция, с ее сметающей все безапелляционностью, показалась Розановой путем к свободе. Организаторские способности Розановой всегда были блестящими и она становится активной участницей реорганизаций - с января 1918 года вошла в Отдел изобразительных искусств Наркомпроса[v], оформляла майские праздники, вошла[vi] во Временный совет профессионального союза художников от «молодой федерации», в которую вошли футуристы, супрематисты и часть «бубнововалетцев», готовиться к выставке. Но в ноябре 1918, заболев дифтеритом, она умирает… Сегодня Ольга Розанова считается одним из крупнейших художников русского авангарда с уникальным колористическим талантом.[vii]
Картина написана, скорее всего, в 1917 году, быть может в конце 1916 года, когда Розанова пройдя путь через примитивизм к футуризму, открыла для себя супрематизм[viii] и вступила в Петрограде в 1916 году в общество «Супремус». В том же 1917 году она переезжает в Москву, где, занимаясь делами реорганизации искусства, продолжает искать свое, неповторимое в искусстве и вот-вот выйдет к «цветописи» и создаст один из шедевров беспредметной живописи «Зеленая полоса». Но активно осваивает супрематизм,[ix]и, будучи одним из самых смелых экспериментаторов беспредметности, провозглашает торжество «геометрии в красках», - так называли уже современники живописное течение, глашатаем которого был Казимир Малевич. Но супрематизм для Розановой – экспериментальная лаборатория, а не просто «комбинация разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний». Ее супрематические композиции – это «динамическая асимметрия и цветовая гармония», она страстно ищет в картинах ритмическую организацию различных геометрических фигур и плоскостей. В красочной композиции из коллекции музея видна и еще одна ценная особенность ее метода – Розанова не чертила по линейке – она стремилась сохранить «рукотворность», произвольность начертаний. По ее словам необходимо создание «качества формы в связи с качеством цвета, а не врозь». В этом - сущность отличия супрематизма Розановой от классического его варианта – вторичность формы по отношению к цвету. Отсюда – один шаг к знаменитой «цветописи».
Интересно, что любовь к цвету родилась у художницы от народного искусства. «У меня в комнате от массы деревянных игрушек, которые я купила во Владимире, от пестрых подушек на стульях и от красивых образов уютно… располагает к работе» - писала она сестрам. Цвет пронизывал и стихи Розановой:
Сон ли то…Люлька лиВ окне красномЗахлопнутомВ пламени захлебнувшемсяКумачаОгняМедленно качаетсяПриветливо баюкаетПристально укутываетОт взглядов дня.В огне красномС фонарем хрустальнымРубиновый свет заливает, как ядомИ каждый атомХрустально малыйПронзает светомБольным и алым.И каждый малыйПевуч, как жало,Как жало тонок,Как жало ранитИ ранимЖаломОпечалитНачалоЖизниЦветочно алой.
Хочется верить, что это произведение могло быть показано Розановой на выставке Профсоюза художников-живописцев в Москве в мае 1918 года, о которой Казимир Малевич писал «под беспредметным, в отчетах отмеченное как супрематическое, не соответствует правде, кроме Розановой». Но таких данных пока нет.
В картине - почти идеальное равновесие. Но внешняя статичность не может скрыть невидимого ритмического движения и мощного внутреннего напряжения. Повышенная активность цветов не могут оставить душу равнодушной – торжество и полет мысли здесь налицо. Пожалуй, здесь проявились те поиски, о которых Розанова писала еще в 1913 году: «принципы динамизма, объема и равновесияв картине, принципы тяжести и невесомости, линейного и плоскостного сдвига, ритма как закономерного деления пространства, планировки, плоскостного и поверхностного измерения, фактуры, цветового соотношения».
[i] О. Розанова оформмила книги «Бух лесиный», «Взорваль» А. Крученых, сборник «Рыкающий Парнас»
[ii] Алексей Кручёных ввел 1886-1968 ввел в поэзию заумь – абстрактный, беспредметный язык, очищенный от «житейской грязи», утверждая право поэта пользоваться «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми, хитрыми сочетаниями».
[iii] В 1913 г. в сборнике «Союза молодежи» выходит статья Розановой «Основы нового творчества и причины его непонимания».
[iv] На последней футуристической выставке “0,10” (ноль-десять)», открылась 19 декабря 1915 года в Художественном бюро Н.Добычиной было 10 участников, среди которых – К. Малевич, впервые показавший «Черный квадрат» - «зримая иллюстрация к только что вышедшей брошюре «От кубизма к супрематизму».
[v] 24 мая 1918 года О. Розанова возглавила художественно-промышленный подотдел, созданный ее усилиями. Она предложила объединить традиционные центры народных промыслов и учебные мастерские, в которых обучение основам изобразительного искусства сочеталось бы с производительным трудом, практическим овладением прикладными навыками.
[vi] Розанова вошла вместе с Малевичем, Татлиным, Якуловым, Грищенко. Делением на три группы, по предложению Татлина, «левые» добивались баланса сил с многочисленными группами «старших» и «средних».
[viii] Ольга Розанова говорила: «Специализироваться на одном каком-нибудь искусстве — это очень скучно».
Небольшое полотно. Всего три краски и пять цветов – пронзительно звенящих, острых. Всего несколько плоскостей – строго геометризированных, лапидарных. Две крупные активные плоскости доброжелательно соседствуют – красная и сине-лиловая. С драматичным напором в них внедряется активный, торжествующий и ликующий желтый прямоугольник, объединяющий обе плоскости и заставляющий их звучать еще активнее. Еще два малых узких прямоугольника лишь вторят по цвету красному и сине-лиловому –вишневый и густо-фиолетовый, и поддерживают движение желтого героя. Геометрические плоскости, словно приклеенные к поверхности холста, создают жесткую архитектоническую конструкцию и в то же время – пространство, в котором двигаются прямоугольники, сражаются друг с другом, куда-то бегут.
Елена Ильина, искусствовед
www.histories.artmnt.ru
Ольга Розанова «Кузня»
«Кузня» 1912 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Картины художницы Розановой Ольги
www.avangardism.ru