Сергей Шерстюк, художник-гиперреалист: биография, личная жизнь, творчество. Картины сергей шерстюк
Сергей Шерстюк, художник-гиперреалист: биография, личная жизнь, творчество
Искусство – дело невероятно многогранное и разнообразное. Но в нашей стране к данному выводу пришли, увы, не так уж и давно. Длительное время советская диктатура подвергала строгому фильтру любые проявления всего нестандартного и авангардного, и такой творец, как Сергей Шерстюк, испытал это на себе. Кем же он был в нашей истории? Какой след оставил? О чем говорят картины, которые написал Сергей Шерстюк?
Биография в кратких фактах
Творец, авангардист и любитель всего самого нестандартного в искусстве – уроженец советской Москвы. Родился Сергей Александрович Шерстюк в 1951 году в семье уважаемого генерала, и все свои детские годы провел в родном городе.
Позднее, в юности, будущий художник отправляется в Киев, где поступает в Республиканскую художественную школу имени Т.Г. Шевченко. В 1970 году он ее заканчивает и возвращается в Москву, где продолжает обучение уже в МГУ на факультете теории и истории искусств.
Высшее образование Сергей Шестюк получил в 1979 году и буквально год спустя стал членом объединения молодых художников. 80-е годы для творца стали сложным периодом. Его стиль не был востребован в родной стране, более того, он подвергался критике.
Только в 90-е российская публика по-настоящему узнала и поняла, кто такой Сергей Шерстюк. Картины художника стали появляться на выставках, о нем заговорила пресса и появились, можно сказать, первые отечественные поклонники.
Становление личности
Говоря современным языком, Сергей Шерстюк в юные годы был представителем «золотой молодежи». Родительская квартира на Тверской, высокое звание отца, первоклассное образование и полная свобода действий – все, о чем только могло мечтать подрастающее поколение 70-х годов.
В большинстве случаев подростки, живущие в подобных условиях, так и оставались на содержании своих родителей, ничего не добившись самостоятельно, но не Сергей Шерстюк. Биография будущего художника – можно сказать нонсенс, так как он стал одним из немногих, кто умело воспользовался возможностями родителей и даже приумножил их.
Юный Сергей впитал в себя менталитет двух крупных городов – Киева и Москвы. Он познакомился с людьми различных классов, сумел вдохновиться красотами этих столиц и умело изложил это в своем искусстве. С тех пор, как художник вернулся в родной город, можно сказать, он стал настоящим творцом.
Деятельность в 80-е годы
В 1980 году Сергей Александрович Шерстюк становится членом объединения молодых художников МОСХа. Его ранние работы представляются на многочисленных выставках в России, однако находят слишком мало поклонников среди отечественной публики.
По этой причине холсты начинающего гиперреалиста (именно в таком жанре писал свои работы Шерстюк) отправляются на европейские просторы. Зарубежная публика восприняла российского молодого творца весьма тепло, его работам были посвящены целые мероприятия, а в дальнейшем самые знаменитые из них отправились в мировые музеи.
Так молодой и невероятно талантливый художник-гиперреалист Сергей Александрович Шерстюк стал известен всему свету. Его работы были признаны одними из лучших в сфере современного искусства.
Новая волна вдохновения
Если ранние холсты Шерстюка можно смело занести в раздел гиперреализма, то с наступлением 90-х годов они стали тяготеть к метафизике, стали более необычными и загадочными. Поменялась стилистика, тематика картин, они приобрели более глубокий смысл, в них зародилась некая тайна, но при всем этом сохранились яркие краски.
Стоит отметить, что Сергей Шерстюк – художник, который мог найти вдохновение во всем, что его окружало. Вероятнее всего причиной смены стилистики стала перестройка, а также его личная жизнь (об этом позднее).
Если говорить о перестройке, то именно благодаря этому событию отечественного художника стали замечать на родине, стали им интересоваться и восхищаться. Картины Сергея начали появляться на российских выставках современного искусства, о них заговорила пресса и путеводители для искусствоведов.
Гиперреализм в живописи
Что же, настало время детально рассмотреть холсты Сергея, разгадать их тайный смысл и понять философию. Да, насчет последнего стоит сказать, что именно философией, скрытым символизмом и бесконечными зашифрованными знаками пропитаны все его работы.
В большинстве случаев рисовал Шерстюк натюрморты. На них были изображены крайне простые и обыденные вещи – яблоки, груши, персики, прочие фрукты. В этих изображениях творец зашифровывал некий абстрактный смысл. Деление фрукта могло символизировать мужское и женское начало. Если предмет многократно повторялся как под копирку и при этом уходил в перспективу – значит автор пытался показать, насколько однообразно и скучно современное общество.
Подобным образом Сергей Шерстюк выражал проблемы и вопросы, которые были ключевыми для людей. Он не кричал об этом, а тонко намекал, будучи уверенным в том, что тем, кому это надо, обязательно разберутся в данном вопросе.
В какие музеи попали холсты творца?
Из-за того, что длительное время советская Россия не признавала гения в области гиперреализма, его работы не закрепились в отечественных музеях. Однако европейские и американские галереи сочли за честь разместить на своих стенах холсты российского художника.
Работы, которые написал Сергей Шерстюк, находятся в музее штата Оклахома в США, в аналогичном заведении в Бельгии в городе Антверпене, а также во Флориде.
С недавних пор картины художника появились в Московском музее современного искусства. Многие из работ Сергея являются достоянием частных коллекций богатых семей Европы и Америки.
Книга, которую написал художник
На протяжении всей своей сознательной жизни Сергей Шерстюк имел обыкновение вести дневник. В нем он излагал главным образом свои переживания, впечатления и мысли, которые касались как его лично, так и российского народа в целом. В дальнейшем его мемуары были собраны в единое сочинение, которое получило название «Украденная книга».
Прочитав это произведение, невольно задумываешься о проблемах, которые не обсуждаются в обществе, хотя тревожат его на самом деле. Кроме того, стиль изложения – это некий микс из авангарда и «российского империализма», которым буквально пропитан весь дневник художника.
Голгофа на Тверской
"Человека, которого действительно можно назвать русским, встретить нелегко. Русских остались единицы. Москва совсем нерусская», - именно в этих строках, которые взяты из дневника художника, заключается большая часть того, что он хотел передать нам. Шерстюка, главным образом, интересовал вопрос единства и уникальности его родной страны.
Делая очередную запись в своем дневнике, он опирался на идеи, которые были безнадежно потеряны вместе с Российской Империей. Он полагал, что именно в тот период наша страна была настоящей во всех смыслах слова, самобытной и уникальной. Он писал, что скучает по тем временам, которые ему не пришлось пережить, что жалеет о том, в каком времени живет, и что надеется на воскрешение России истинной.
День счастья
Многие прекрасно знают, что Сергей Шерстюк – муж Елены Майоровой, российской актрисы театра и кино. Они познакомились 8 июня 1985 года, и с того самого момента отмечали эту дату как день своего счастья.
Художник неоднократно заявлял, что в глазах у друзей они были самой беззаботной и забавной парочкой. Им было легко и очень хорошо вместе, они никогда не считали денег и не беспокоились о бытовых проблемах.
Два творческих человека, которые влюбились друг в друга буквально с первого взгляда и оставались верными до конца жизни. В счастливом браке Сергей и Елена прожили 12 лет и 75 дней, и как оказалось, не смогли обойтись друг без друга. В 1997 году актриса ушла из жизни в результате трагического случая. Вскорости ушел из жизни и ее супруг.
Эту тайну так и не раскрыли
Будучи в браке Елена Майорова неоднократно впадала в депрессию. Бог не давал семье ребенка, и по этой причине актриса считала себя ущербной, полагала, что это ее кара и крест за какие-то злые деяния. Однако любовь к мужу давала ей возможность радоваться жизни и продолжать творить.
На протяжении всех 12-ти лет брака, несмотря на моменты грусти и уныния, публика видела Елену всегда радостной, улыбчивой и лучистой. Но 23 августа 1997 года произошла странная и можно сказать мистическая трагедия, унесшая не только жизнь актрисы, но и, впоследствии, ее супруга. Елена выбежала на улицу из подъезда вся в огне, на ней догорала одежда, оставляя позади лишь сажу. Она скоропостижно скончалась, так и не дождавшись помощи от прохожих.
Сергей Шерстюк – муж Елены Майоровой - был уверен, что все это произошло по нелепой случайности (случайно облилась керосином, который наливала в лампу, и закурила). Некоторые полагали, что Майорова совершила самоубийство, но почему тогда она выбежала на улицу просить помощи у людей? Эту загадку актриса забрала с собой в могилу, оставив своего супруга доживать последние, наиболее горестные дни на Земле.
От чего умер Сергей Шерстюк?
Как оказалось, от любви погибают. Спустя 9 месяцев после трагической смерти Елены скончался ее супруг – художник Сергей Шерстюк. Официальный диагноз, который был указан в заключении – злокачественная опухоль, которая эволюционировала слишком быстро.
Но все друзья и знакомые Сергея знают, что причиной гибели была бесконечная тоска и горе, которые пришли к нему на смену жене. Последние месяцы жизни художник провел в глубочайшей депрессии. Он жил только воспоминаниями об утраченном счастье, его уже ничего не вдохновляло.
Однако Сергей находил в себе силы творить, писать новые картины и даже организовывать выставки. Он выходил в свет, но был там будто не от мира сего. Друзья утверждали, что он словно проваливался в иную реальность, выныривая оттуда лишь для того, чтобы дать интервью или ответить на вопросы почитателей его творчества.
Талантливый и неординарный художник скончался 23 мая 1998 года в Москве, ровно 9 месяцев спустя после того, как погибла его любимая и единственная жена.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения Художник Карл Брюллов: биография, личная жизнь, творчествоКарл Павлович Брюллов (1799 – 1852) – великий Карл – так еще при жизни величали современники живописца. Его имя ставилось в один ряд с именами лучших портретистов Фландрии. А император Николай I приш...
Певец Сергей Челобанов, биография, личная жизнь которого вызывают неугасающий интерес публики, знал взлеты и падения, его путь не был простым и прямым, но всегда был ярким.
Искусство и развлечения Художник Александр Шилов: биография, личная жизнь, творчествоАлександр Шилов - знаменитый российский и советский художник-живописец и портретист. Отличается невероятной работоспособностью, им созданы сотни картин, многие из которых могут быть причислены к категории "высокое иск...
Искусство и развлечения Николай Носков: биография, личная жизнь, творчество. Российский музыкант Николай Иванович НосковНосков Николай Иванович – известный многогранный певец, исполняющий песни в стиле рока и поп-музыки. Он стал первым из СССР исполнителем, песнями которого заслушивалась вся Америка. В современное время его соль...
Даже через 8 лет после своей смерти Майкл Джексон все еще является самым успешным поп-исполнителем в истории музыкальной индустрии. Общее количество проданных альбомов, сборников и синглов певца составляет один миллиа...
Искусство и развлечения Робби Уильямс: биография, личная жизнь, творчество. Британский певец и актёр Robbie WilliamsРоберт Уильямс – певец, композитор-песенник и актер из Великобритании. Бывший участник поп-группы Take That в 1990–1995 и 2009–2012 годах, а также популярный соло-исполнитель.Робби Уильямс: б...
Искусство и развлечения Жена Гафта Ольга Остроумова. Валентин Иосифович Гафт: биография, личная жизнь, творчествоОльга Остроумова, жена Гафта, - это невероятно красивая женщина. В этом году ей исполнится 70 лет, и, глядя на нее, трудно поверить, что когда-то из-за предательства мужчины она пыталась покончить с жизнью самоубийств...
Искусство и развлечения Ив Монтан: биография, личная жизнь, творчествоВ итальянской деревне Монсуммано, недалеко от Тоскании, 13 октября 1921 года родился Иво - будущий незаурядный актер. Его мать и отец жили в городе Марсел. Это самый юг Франции.Ив МонтанВ 17 лет он нач...
Искусство и развлечения Джазовый пианист Мишель Петруччиани: биография, личная жизнь, творчествоМишель Петруччиани – выдающийся французский джазовый пианист. Несмотря на физический недостаток (у него был несовершенный остеогенез - генетическое заболевание, разрушающее костную ткань, остановившее его рост),...
Искусство и развлечения Прохор Шаляпин: биография, личная жизнь, творчествоПрохор Шаляпин – красавчик, любимец женщин и рейтинговая звезда. Он родился в простой семье и всего в своей жизни добился своими силами. Популярные конкурсы, удачные браки, интриги мирового масштаба сделали его ...
monateka.com
РОЖДЁННЫЕ В СССР: aristovss
ХУДОЖНИКИ ШАРОВ С.А. и ШЕРСТЮК С.А.Два художника, два Сергея Александровича из Москвы представлены мною будут в основном по печатным изданиям, что из моей библиотеки. Поэтому будут сканы листов изданий. Не всё можно найти в Интернете…Это к вопросу – нужны ли печатные издания, когда есть Интернет. На моей странице ВКонтакте я выкладываю посты этой тематики. Найдя ТАМ ближайший, нажмите крайний правый хэштег мояличнбибл.Итак, у меня два каталога, выпущенные объединением М'АРС в середине 90-х. Тогда М'АРС представлялся музеем, галереей, издательством. Мне виделось в те годы, что зарождается что-то новое и грандиозное, оно примкнёт третьим звеном к Третьяковке и Пушкинскому… Как сейчас это выглядит - каждый может выяснить в Интернете.Одним из основателей этой первой в стране независимой галереи современного искусства является Шаров Сергей Александрович. С 1988 года он член правления галереи "М`АРС".Сергей Шаров родился 29 июня 1945 года в Свердловске, давно живет в Москве. В 1969 году окончил Московский архитектурный институт. Занимался журнальной графикой, книжной иллюстрацией, графическим дизайном. В области архитектурных решений памятников и монументов, их «привязки на местности», в основном работает с известным скульптором А.И.Рукавишниковым. Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение архитектуры, 2009г.) Большинство же его картин, их композиция выстроены многослойно, ступенчато. Взгляд блуждает по изобразительному сюрреалистическому пространству. Аллегорий, метафизики, символики тут предостаточно. И архитектуры, естественно, тоже. Взойдя на одну ступеньку, оглядевшись, ты продолжаешь свой путь «Исследователя». Автор акцентирует внимание на материальность изображаемого.(смотреть под стрелкой ещё работы)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Работает сериями. Одна из них - «Московские Каприччос».И сама работа серии.
Различно представлен им образ швейной машинки. Видимо, тоже серия… Названия с каталога (в Интернете можно найти иные наименования)
Триумфальная арка(смотреть под стрелкой ещё работы)
Триптих «Мужчина и женщина».Левая часть
Триптих «Мужчина и женщина». Правая часть
Триптих «Мужчина и женщина». Центральная часть
Диптих «День камня».Левая часть
И какой художник не обращался к "вечным темам, сюжетам"?
Падение Икара
Искушение святого Антония
Другой московский художник - Сергей Шерстюк (1951 - 1998)Интересны его «университеты». Юношей отправляется в Киев, где поступает в Республиканскую художественную школу имени Т.Г. Шевченко. В 1970 году, т.е в 19 лет(!), он ее заканчивает и возвращается в Москву, где продолжает обучение уже в МГУ на факультете теории и истории искусств. И высшее образование получает только в 1979 году.Гиперреализм. Художник-гиперреалист. Это он. С этими работами быстро пришла известность. Но сначала больше за рубежом, чем в СССР. «Нестандартная» композиция больших полотен, часто какой-то фрагмент из жизни и «не более того». Естественно, это возмущало традиционалистов, искусствоведов и политруководство на местах. Что-то обрывками видели и мы - "вдали от столиц и заграниц". Я хорошо помню репродукцию в журнале «Юность» его картины «Отец и я» (1983г).
А отец его был боевым офицером, уважаемым генералом, что давало Сергею с детства некие дивиденды. Плюс Москва. Я бы не относил эти работы к гиперреализму у него. Вернее будет определение – фотореализм. А вот последующие, где будет акрил…Ещё одна работа до акрила из серии «Частная жизнь» интересна тем, что в каталоге репродукция без руки с флейцем и, естественно, отсутствием красочного мазка. И датирована 1983 годом. Тут из интернета слайд.
"Заходите!"(смотреть под стрелкой ещё работы)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
И вот на Западе появляется акриловая смола - с ней и акриловые краски. А выставки Сергея и успешно проходят именно там. Там же их приобретают коллекционеры, прежде всего из США. Шерстюк покупает акриловые краски. Первые работы – это преодоление сопротивления нового для себя материала. Цвет картин ещё сдержан - такой же, как в его масляных работах. Глазу и самому себе надо время, чтобы привыкнуть к возможности писать яркими красками и большему контрасту. Сергей переходит окончательно на новые краски. И пришло его Зазеркалье… Мистификация. Полотна, как и раньше, большого размера, смело за метр по обеим сторонам.Не изменяет работе целыми сериями картин одной тематики, циклами: «Научные развлечения», «Русская рулетка»…
(смотреть под стрелкой ещё работы)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Два художника одной эпохи. Реалисты-Авангардисты своего времени, тем более для СССР.И не могу отметить тот факт, что картины Шарова Сергея Александровича очень характерны для выпускников архитектурных учреждений. Именно по своему письму, композиции. Абрис предмета – чёткая граница между цветами. Свободы мазка «не увидать».Сергей Шерстюк – это свобода творчества во всём. Лёгкий и смелый в выборе тем, композиционного построения и цвета.Взглянув, ещё раз, на фото авторов – полное соответствие внешности художников своим картинам.
Сергей А. Шаров ещё Другие работы Сергея А. Шерстюка увидеть можно через ПОИСКовик (загуглить).
aristovss - на главную
Спасибо за внимание. С уважением, Сергей Аристов
aristovss.livejournal.com
Сергей Шерстюк - Украденная книга
Сейчас я сижу на кухне, мне здесь легче, чем в нашей комнате.
Глядя на мою совершенно никчемную картину с двумя выеденными яйцами на блюдце, ты сказала мне в пятницу, когда лежала на полу, укрытая пледом, закинув голову в подушки, и видела меня вверх ногами, как отражение на той самой картине:
" Ты мне все сказал ".
"Что? " – спросил я.
" Смерть ".
"Да какая там может быть смерть в этом неудачном подмалевке? "
Ты промолчала. Я гладил твое лицо, ты взяла мою руку и поднесла к губам. Целуя мою руку, прошептала:
"Я очень тебя люблю ".
Господи, как же я мог уехать!
Сейчас два ночи, то есть на моих часах три, однако перевести их вместе со страной нет возможности, эта штучка взяла да отломилась. Сейчас у меня, наверное, полтора десятка разбитых очков и дюжина поломанных часов. Впрочем, надо посчитать. Они и здесь дома, и в мастерской, так что сделать сейчас это не смогу, а налью себе стакан маминого домашнего вина и примусь за дневники – посмотрю, что я там писал году в девяностом, к примеру.
4 ноября, 3.05 ночи
Знаю, что ничего особенно не напишу сейчас. Очень боюсь, что меня по-настоящему еще ничего не шарахнуло: я раздвоился или растроился сейчас, – о нет, это не шизофрения, я, слава Богу, не создаю призраков, хотя… тут есть один финт, о котором, слава Богу, тут же рассказал. Записываю про этот финт, чтобы потом обязательно описать. В назидание, что ли. Ибо не знаю никого, с кем бы такое произошло, – о Господи, это со мной, мечтающим всю жизнь стать обывателем. Целую тебя. Пока.
4 ноября
На кухне опять засор. Слесарь пошел за тросом. Вот так я начал свой день: вычерпывал воду в красное ведро, бегал с ним в туалет, выливал и в промежутках пытался дозвониться в диспетчерскую и к соседям сверху. А мойка на кухне новая, высокая, как ты хотела. Мама пошла в гости, я один.
Ну вот все быстро починили. Кто-то в те дни, когда я ничего не помню, спрашивал у меня, буду ли я носить медальон с твоими волосами, – кто? Я сказал, что да, но сейчас не давайте мне их, не давайте.
А теперь не помню, у кого волосы, и никто не звонит. Спрашивал у
Казариновой, та ничего не знает. Шима? Яся? Догилева? Говорил только что с Аней Гуляренко, она тоже не знает и даже не помнит такого разговора.
Где ж твои волосы, Леночка?
13 ноября, 12.16 ночи
Это уже смешно: я брожу по нашей комнате и с ужасом обнаруживаю исчезновение твоих вещей – даже твои туфли куда-то пропали, ни одного флакончика с твоими духами. Я тебе подарил, тебе, а кто-то сейчас, забыв, может быть, чье это, пользуется как обычной вещью.
Да за твою жизнь мне ничего не надо – Господи, все заберите. Но сейчас, сейчас все твое принадлежит только мне. Мне что, сойти с ума, и забить трельяж новыми духами? Впрочем, почему сойти с ума? Нормально. Плохая память на названия? Повыспрошу у твоих подруг. Открою выставку и сяду за архивы, все перепишу и никому больше ничего не дам.
Леночка, вот я на кухне, без двадцати три ночи. Я часто пишу здесь чепуху. Мы ведь с тобой ссорились, я тебя обижал, не понимая, что этого нельзя было делать вовсе. Нельзя.
Заслуженно, незаслуженно. Ты была живая рана, девочка без кожи, чище тебя я не знаю. Ты была взрывная, вспыльчивая, я такой же.
Как мы были похожи, но как же следовало мне тебя заласкать! Ты любила мои ласки, я любил тебя ласкать, но надо было тебя заласкать до заласканности ребенка, пропавшего и вдруг найденного. Не хочу никаких вдруг точных слов. Этот домашний дневник очень трудно дается. Мама спит, я брожу по комнате, в которую Дуська перетащила котят. Те забиваются в какие-то дыры и дрыхнут. Боюсь наступить или что-то передвинуть. Слава Богу, нашлись слайды, которые мы сделали специально перед моей поездкой в Чикаго. Положил их в трельяж, к которому запретил кому-либо прикасаться.
16 ноября, 2.20 ночи
Ничего записать не могу. С утра мы будем вешать твои фотографии в " Табакерке ", а потом мне надо быть в Доме кино на
Олимпийском, сегодня Володе Ильину 50 лет. Юбилей. Подарю ему картину "Завтрак ". Ну тот, ты сама знаешь какой.
23 ноября
Вот и три месяца. Двух кошек Дуськиных отвезли с Владиком
Шиманцом на Птичий рынок, отдали Зое Петровне; там же на месте и познакомились. А сейчас вот позвонил Сергей Шеховцов, просил кота, а мне его пока жалко отдавать. Он совершенно почему-то коричневый и трус, живет под диваном. Сказал, чтоб пару дней подождал.
Сделал тебе подарок, купил на птичке "Ornitoptera priamus" из
Новой Гвинеи, очень красивую зелено-черную бабочку с желтым туловищем, или как там это называется.
Я очень тебя люблю.
Свеча у портрета твоего трещит, а вот лампадка наша почему-то быстро гаснет. По-моему, фитиль не тот.
29 ноября, 3.05 ночи
Леночка, я так ничего и не понял, что произошло с моей жизнью.
Про твою я понял: со мной она закончилась. Со мной, который на этой земле.
1 декабря
Два мира – две Лены Майоровой. Одна – в мастерской, другая – дома. Сейчас я дома. А три мира – три Леночки. Лена, Леночка,
Ленка, Майорова, Майориха. Иногда, когда ты делала уборку, я называл тебя Мойдодырова, да нет, чаще это было ласкательно.
Дома – тревожней. В мастерской я знаю, что в конце концов – судьба. А здесь, – ну вот, к примеру: приехал с Сахалина Вася, сказал, что твой папа уже ходит, ему сказали, что ты уехала на длительные гастроли за границу.
Ты ведь едва отдохнула на даче, но отдохнула, посмотри на свои фотографии, и пожертвовала августом на даче, поскольку Таня
Догилева " продала " тебя Трушкину на какую-то " репризу ", которую непременно надо репетировать в августе. Начинаются репетиции, всем всё нравится, но… по телефончику из МХАТа диктуют телеграмму о том, что папу с мая разбил паралич, и вообще хана, ты не можешь дозвониться ни до кого на Сахалине – стресс, депрессия, улет, ты катаешься по полу, выпиваешь;
Шиманская и Догилева плюс эта гостья из Минска ничего не могут поделать, не ходишь на репетиции, а когда приходишь, Трушкин воспитывает, как бы временно отстраняет от репетиций, ты обманываешь меня, когда я звоню по телефону с дачи, что всё хорошо; наконец-то я приезжаю (тоже мудак, долго тебя не мог раскусить), в доме чистота, ты в полном порядке, но подавлена, я говорю: звони соседке, ты звонишь, она что-то ужасное рассказывает; я: пусть маму позовет; она зовет мать, которая говорит, что отца через два дня выписывают. Всё. Ты улыбаешься, говоришь; вот приехал муж, и все встало на свои места. И рассказываешь, что с тобой творилось, но всё-всё позади. Эта ваша соседка, говорю я, " Санты-Барбары " насмотрелась и, зная, что ты нервная, представила: вот отправлю телеграмму,
Майорова-актриса сюда приедет и устроит "Санту-Барбару " в натуре. Ты смеешься, я смеюсь (мудак) и верю, что всё-всё позади. И вот что я себе говорю три месяца (это я себе дома говорю, не в мастерской): в августе тебе не надо было быть в
Москве. На даче ты была спокойна и часто-часто счастлива. О, счастье: грибы и велосипед, ужин за твоим красным столом, наши потрепанные, старые карты для непременного " козла " (с кем я еще буду играть в " козла " так?). А как нас в грозу чуть не убила молния, с каким визгом мы мчались на велосипедах в непроглядной воде, переодевались, сушились, валялись на нашей кровати, читали, обнимались, выползали в мокрый сад, уходили в резиновых сапогах в лес – грибы, грибы. Я могу вспомнить и дурное: как Дуся поймала птичку и садистски мучила, пока ты не вырвала ее, еще живую, и мы не знали, что с ней делать, как лечить, и я, взяв ее в ладошку, под дождем отнес в лес и долго-долго (и тревожно-тревожно) искал дупло или пень, чтобы дождь не мочил и кто-то не сожрал, и нашел-таки пень, и посадил ее в щель, и пошел домой, и нашел вдруг совсем подходящий, как домик, пень, и полчаса, не меньше, искал предыдущий пень, и нашел его, и взял птичку в ладошку (а вот не помню породу, щегол, что ли?), а потом искал домик-пень, нашел, завалил вход листвой, потом нашел в куртке семечки, положил их рядом, и опять завалил вход листвой, и пошел домой. Дома ты сказала: "Ты знаешь, она все равно умрет. В ранке заведутся черви, я еще в детстве видела, как они заводятся в ранках у птиц, потом они умирают ". "Ну а вдруг выживет? " – сказал я. "Нет, Сережа, не обманывай себя. Лучше б ее Дуська сожрала ". – "Так она б ее завтра сожрала ".
Не знаю, что случилось с птичкой, но Лена вот умерла. Очень вскоре. Надо бы поточнее вспомнить, спросить, что ли, у мамы.
Через несколько дней или недель? Дождя не было, когда Лена приехала на дачу 16 августа, и не было позже, стало быть, птичка была раньше, за несколько недель. О, Господи, подумал бы я своей головой. У Жолобова перед смертью мамы тоже на дачу залетела какая-то птица. А тут Дуся принесла.
Всё, остановись, Шерстюк.
2 декабря, 5.01 утра
Бессонница. Главное, что уже ничего с собой не поделаешь.
5 декабря
Ну вот, родная моя, сегодня открывается Арт-Манеж. Ровно год назад ты была на открытии, у меня была выставка фотографий "Я это всё ел ". Была недолго, потому что спешила или на репетицию, или на спектакль, жаль, что сейчас не помню. Я помню, что была какая-то неловкость, по-моему, из-за того, что с тобой была гостья из Минска, ох, как мне не нравились ее глаза. Но мы как-то справились, и всё прошло хорошо.
8 декабря, 1.10 ночи
Родная моя, поздравляю, мы знакомы двенадцать лет и шесть месяцев. В пять часов откроется моя выставка "Ты и я ". Наша. Я очень болею. Господи, помоги мне прийти хотя бы на открытие. Я очень тебя люблю. Ты жива, Леночка, это я умер.
profilib.net
- Мы были самая беззаботная и смешная парочка в глазах тех, кто нас знал, - рассказывал Сергей Шерстюк через два месяца после гибели жены. - Казалось, что так будет всегда. Денег никогда не считали, не беспокоились о быте. Жили, как Бог на душу положит... Елена и Сергей встретились 8 июня 1985 года, с первого взгляда поняли, что созданы друг для друга, и с тех пор ежегодно отмечали эту дату - день своего счастья. Но, видать, не бывает полного и безоблачного счастья на земле. Елена Майорова очень страдала от того, что не могла стать матерью. По свидетельству мужа, она по этой причине часто впадала в депрессию, жаловалась: "Я - нечеловек, раз Бог лишил меня материнства". Кое-кто увидел в этом причину суицида актрисы. Но сам Сергей Шерстюк отвергал такую возможность: - Понимаешь, сейчас столько фраз и сцен вспоминается из нашей с Леной жизни, что, конечно, в любой из них можно разглядеть потаенный смысл. Но на самом деле это не так. Пережив страшное горе, Сергей нашел в себе силы вернуться к работе, он понимал, что, если сосредоточиться на одних воспоминаниях, можно сойти с ума. Целыми днями просиживал в мастерской на Петровке, выполнял заказы, готовил фотоэкспозицию о жене... С ума он не сошел. Но судьба распорядилась более жестоко и безжалостно. Сергей Шерстюк за несколько месяцев буквально сгорел от злокачественной опухоли и нашел вечный покой на кладбище рядом с любимой женой. - Вот видишь, - говорил он незадолго до смерти, сидя в своей квартире на Тверской и глядя на портрет жены, висящий на стене, - три подруги - Надя Кожушанная, Ира Метлицкая и Ленка умерли одна за другой и похоронены рядом. Лена унесла с собой тайну своей гибели. Мне суждено теперь ее бесконечно разгадывать и, наверное, безуспешно!.. Он пережил свою жену на срок, который нужен, чтобы появилась на свет новая жизнь. И тайны в его смерти нет - он не мог без любимой Лены жить на этой земле. Последние дневниковые записи Сергея о жизни без Елены Прекрасной читать очень тяжело:"Леночка, родная, я без тебя не могу. Я ищу тебя в комнатах. Стучу в стену: ну иди сюда. Иди ко мне. Как нам было хорошо - и будет - так не бывает... Со мной никого нет. Я один. Ужас. То, что я пишу, ты читаешь, но не там, где я... Нас с тобой - просто-напросто - убили. Я без тебя жить не буду. Леночка, ты же знаешь, я жить не хотел и не хочу, я хотел умереть на твоём плече. Родная, как же я виноват перед тобой. Что же я сделал: как можно было такую больную девочку оставить одну дома? Оставил, чтобы ты выспалась, выздоровела, наплевала на свою Вчера... Когда мы подошли к твоей могиле, выглянуло солнце... Потом пошли к могиле Ирины Метлицкой. И совсем рядом нашли Надю Кожушаную. Вета говорила: "Девочки мои любимые, все разом в один год". работы Сергея
|
www.elenamayorova.narod.ru
1 | vladkravchenko.livejournal.com | 10 | — | 2 | — | 16 | 0 | Владимир Кравченко - Золотая книга Елены Майоровой | Писателем Сергеем Марковым и художником Сергеем Шерстюком. ... Последняя картина Сергея Шерстюка "Ты и я" |
2 | picturehistory.livejournal.com | 90 | — | 3 | — | 967 | 300 | Ретро картинки или интересная история. - Антисоветская... | Примерно в том же стиле, что индустриализация, велась и война с немцами 1941-45 гг. Что и показал на своей картине 1985 года московский художник Сергей Шерстюк... |
3 | expo-manege.ru | 80 | — | 2 | — | 23 | 10 | Шерстюк Сергей | Шерстюк Сергей. 1951-1998. В 1970-м году окончил Республиканскую художественную школу им Т.Г.Шевченко в Киеве. ... 1994 - “Разные картины”, галерея “МАРС” |
4 | chtoby-pomnili.com | 400 | — | 3 | — | 10 129 | 33 000 | Майорова Елена Владимировна — «Чтобы Помнили» | На пороге стоял будущий муж Елены Майоровой - Сергей Шерстюк. ... С началом перестройки картины Шерстюка стали хорошо продаваться за рубежом, и он не раз... |
5 | mycityua.com | 2 600 | да | 4 | — | 1 509 | 40 | Шерстюк Сергей Александрович - Репродукции картин... | Главная Новинки Уникальные события Коллекции картин Биографии художников -- Великие художники -- Современные художники. Шерстюк Сергей Александрович. |
6 | shishkin-gallery.ru | 110 | да | 4 | да | 238 | 30 | Галерея Леонида Шишкина — Шерстюк Сергей... | Галерея Леонида Шишкина, картины русских и советских художников, Каталог картин, аукцион живописи, Виртуальная ... Шерстюк Сергей Александрович (1951–1998). |
7 | rusrepublic.ru | 0 | — | 2 | — | 179 | 0 | Сергей Шерстюк: «УКРАДЕННАЯ КНИГА» | Автор - известный московских художник-гиперреалист Сергей Шерстюк. Его жена - прима ефремовского МХАТа, русская актриса Елена Майорова. |
8 | artinvestment.ru | 1 200 | да | 4 | — | 3 377 | 580 | ARTinvestment.RU / Художники / Шерстюк, Сергей... | Шерстюк, Сергей Александрович. 1951-1998. ... Ирландец нашел в канаве краденые картины стоимостью 200 тысяч евро 05.08.2015, 15:54. |
9 | e-reading.by | 1 900 | — | 5 | — | 236 048 | 73 200 | Сергей Шерстюк | Сергей Шерстюк. 1. Украденная книга. Читать. |
10 | kassandrion.narod.ru | 40 | — | 3 | — | 166 | 40 | Заметки к творческой биографии сергея шерстюка | Игорь Клех. Сергей Александрович Шерстюк родился в 1951 году в Москве, в семье ... творчества Шерстюка; идея этой картины как своеобразного исчерпывающего... |
11 | facebook.com | 0 | — | 9 | да | 283 958 | 389 000 | Сергей Шерстюк профилей | Facebook | Смотреть профили людей в Facebook по имени Сергей Шерстюк. Присоединяйтесь к Facebook, чтобы связаться с Сергей Шерстюк и другими вашими знакомыми.... |
12 | parshchikov.ru | 30 | да | 2 | — | 40 | 0 | Сергей Шерстюк. Алексей Парщиков, эссе «Справедлива... | Вакансия для тайны всегда была в картине и всегда не навязчива, а просто так — от ... Шерстюк и К° (киевляне — Сергей Гетта и Сергей Базелев) как раз и выбирали по... |
13 | fanread.ru | 275 | — | 1 | — | 145 609 | 58 000 | Шерстюк Сергей - Украденная книга, Читать онлайн книгу... | Все, к чему ни прикасался Сергей Шерстюк, либо превращалось в дневник, либо ... Как писатель и художник, он знал, что книга, как и картина, – это не “ зеркало ” для... |
14 | skorbim.com | 210 | да | 2 | — | 1 800 | 140 | Шерстюк Сергей Александрович - Некрологи... | В памяти народа Сергей Александрович Шерстюк остался, как живописец. ... Последней написанной им картиной стала работа "Я и ты", посвященная его... |
15 | elenamayorova.narod.ru | 20 | — | 2 | — | 21 | 10 | Сергей Шерстюк | Но сам Сергей Шерстюк отвергал такую возможность: - Понимаешь, сейчас столько фраз и сцен вспоминается из нашей с Леной жизни, что, конечно... |
16 | bolshoyvopros.ru | 800 | — | 3 | да | 1 032 588 | 228 000 | Где можно посмотреть картины Сергея Шерстюка? | Картины с последней выставки Сергея Шерстюка, которая носила название "Ты и я", можно посмотреть по этой ссылке. |
17 | dreamwidth.org | 800 | — | 6 | да | 18 215 | 1 100 | elgggga | Сергей Шерстюк «Ты и Я» | Сергей Шерстюк «Ты и Я». ... Давно люблю картины С.Шерстюка. Он работал в стиле гиперреализма. |
18 | rulit.me | 650 | — | 0 | — | 99 140 | 35 600 | Биография и книги автора Шерстюк Сергей | Шерстюк Сергей Александрович 1951-1998. В 1970-м году окончил Республиканскую художественную школу им Т.Г.Шевченко в Киеве. |
19 | rusactors.ru | 2 500 | да | 4 | да | 41 581 | 121 000 | Майорова Елена - Ожог в нашей памяти не рубцуется... | Через два месяца после смерти жены и за полгода до собственного ухода Сергей Шерстюк запишет в ... Картины Сергей продавал охотно, но еще охотнее дарил. |
20 | mail.ru | 190 000 | да | 8 | да | 7 228 974 | 15 700 000 | Ответы@Mail.Ru: А кто такой Сергей Шерстюк в мире... | Сергей Шерстюк похоронен на Троекуровском кладбище. Последние месяцы жизни Сергей едва мог держать в руках кисть, но все же написал картину "Ты и я"... |
advodka.com
Сергей Шерстюк, художник-гиперреалист: биография, личная жизнь, творчество
Искусство – дело невероятно многогранное и разнообразное. Но в нашей стране к данному выводу пришли, увы, не так уж и давно. Длительное время советская диктатура подвергала строгому фильтру любые проявления всего нестандартного и авангардного, и такой творец, как Сергей Шерстюк, испытал это на себе. Кем же он был в нашей истории? Какой след оставил? О чем говорят картины, которые написал Сергей Шерстюк?
Биография в кратких фактах
Творец, авангардист и любитель всего самого нестандартного в искусстве – уроженец советской Москвы. Родился Сергей Александрович Шерстюк в 1951 году в семье уважаемого генерала, и все свои детские годы провел в родном городе.
Позднее, в юности, будущий художник отправляется в Киев, где поступает в Республиканскую художественную школу имени Т.Г. Шевченко. В 1970 году он ее заканчивает и возвращается в Москву, где продолжает обучение уже в МГУ на факультете теории и истории искусств.
Высшее образование Сергей Шестюк получил в 1979 году и буквально год спустя стал членом объединения молодых художников. 80-е годы для творца стали сложным периодом. Его стиль не был востребован в родной стране, более того, он подвергался критике.
Только в 90-е российская публика по-настоящему узнала и поняла, кто такой Сергей Шерстюк. Картины художника стали появляться на выставках, о нем заговорила пресса и появились, можно сказать, первые отечественные поклонники.
Становление личности
Говоря современным языком, Сергей Шерстюк в юные годы был представителем «золотой молодежи». Родительская квартира на Тверской, высокое звание отца, первоклассное образование и полная свобода действий – все, о чем только могло мечтать подрастающее поколение 70-х годов.
В большинстве случаев подростки, живущие в подобных условиях, так и оставались на содержании своих родителей, ничего не добившись самостоятельно, но не Сергей Шерстюк. Биография будущего художника – можно сказать нонсенс, так как он стал одним из немногих, кто умело воспользовался возможностями родителей и даже приумножил их.
Юный Сергей впитал в себя менталитет двух крупных городов – Киева и Москвы. Он познакомился с людьми различных классов, сумел вдохновиться красотами этих столиц и умело изложил это в своем искусстве. С тех пор, как художник вернулся в родной город, можно сказать, он стал настоящим творцом.
Деятельность в 80-е годы
В 1980 году Сергей Александрович Шерстюк становится членом объединения молодых художников МОСХа. Его ранние работы представляются на многочисленных выставках в России, однако находят слишком мало поклонников среди отечественной публики.
По этой причине холсты начинающего гиперреалиста (именно в таком жанре писал свои работы Шерстюк) отправляются на европейские просторы. Зарубежная публика восприняла российского молодого творца весьма тепло, его работам были посвящены целые мероприятия, а в дальнейшем самые знаменитые из них отправились в мировые музеи.
Так молодой и невероятно талантливый художник-гиперреалист Сергей Александрович Шерстюк стал известен всему свету. Его работы были признаны одними из лучших в сфере современного искусства.
Новая волна вдохновения
Если ранние холсты Шерстюка можно смело занести в раздел гиперреализма, то с наступлением 90-х годов они стали тяготеть к метафизике, стали более необычными и загадочными. Поменялась стилистика, тематика картин, они приобрели более глубокий смысл, в них зародилась некая тайна, но при всем этом сохранились яркие краски.
Стоит отметить, что Сергей Шерстюк – художник, который мог найти вдохновение во всем, что его окружало. Вероятнее всего причиной смены стилистики стала перестройка, а также его личная жизнь (об этом позднее).
Если говорить о перестройке, то именно благодаря этому событию отечественного художника стали замечать на родине, стали им интересоваться и восхищаться. Картины Сергея начали появляться на российских выставках современного искусства, о них заговорила пресса и путеводители для искусствоведов.
Гиперреализм в живописи
Что же, настало время детально рассмотреть холсты Сергея, разгадать их тайный смысл и понять философию. Да, насчет последнего стоит сказать, что именно философией, скрытым символизмом и бесконечными зашифрованными знаками пропитаны все его работы.
В большинстве случаев рисовал Шерстюк натюрморты. На них были изображены крайне простые и обыденные вещи – яблоки, груши, персики, прочие фрукты. В этих изображениях творец зашифровывал некий абстрактный смысл. Деление фрукта могло символизировать мужское и женское начало. Если предмет многократно повторялся как под копирку и при этом уходил в перспективу – значит автор пытался показать, насколько однообразно и скучно современное общество.
Подобным образом Сергей Шерстюк выражал проблемы и вопросы, которые были ключевыми для людей. Он не кричал об этом, а тонко намекал, будучи уверенным в том, что тем, кому это надо, обязательно разберутся в данном вопросе.
В какие музеи попали холсты творца?
Из-за того, что длительное время советская Россия не признавала гения в области гиперреализма, его работы не закрепились в отечественных музеях. Однако европейские и американские галереи сочли за честь разместить на своих стенах холсты российского художника.
Работы, которые написал Сергей Шерстюк, находятся в музее штата Оклахома в США, в аналогичном заведении в Бельгии в городе Антверпене, а также во Флориде.
С недавних пор картины художника появились в Московском музее современного искусства. Многие из работ Сергея являются достоянием частных коллекций богатых семей Европы и Америки.
Книга, которую написал художник
На протяжении всей своей сознательной жизни Сергей Шерстюк имел обыкновение вести дневник. В нем он излагал главным образом свои переживания, впечатления и мысли, которые касались как его лично, так и российского народа в целом. В дальнейшем его мемуары были собраны в единое сочинение, которое получило название «Украденная книга».
Прочитав это произведение, невольно задумываешься о проблемах, которые не обсуждаются в обществе, хотя тревожат его на самом деле. Кроме того, стиль изложения – это некий микс из авангарда и «российского империализма», которым буквально пропитан весь дневник художника.
Голгофа на Тверской
"Человека, которого действительно можно назвать русским, встретить нелегко. Русских остались единицы. Москва совсем нерусская», - именно в этих строках, которые взяты из дневника художника, заключается большая часть того, что он хотел передать нам. Шерстюка, главным образом, интересовал вопрос единства и уникальности его родной страны.
Делая очередную запись в своем дневнике, он опирался на идеи, которые были безнадежно потеряны вместе с Российской Империей. Он полагал, что именно в тот период наша страна была настоящей во всех смыслах слова, самобытной и уникальной. Он писал, что скучает по тем временам, которые ему не пришлось пережить, что жалеет о том, в каком времени живет, и что надеется на воскрешение России истинной.
День счастья
Многие прекрасно знают, что Сергей Шерстюк – муж Елены Майоровой, российской актрисы театра и кино. Они познакомились 8 июня 1985 года, и с того самого момента отмечали эту дату как день своего счастья.
Художник неоднократно заявлял, что в глазах у друзей они были самой беззаботной и забавной парочкой. Им было легко и очень хорошо вместе, они никогда не считали денег и не беспокоились о бытовых проблемах.
Два творческих человека, которые влюбились друг в друга буквально с первого взгляда и оставались верными до конца жизни. В счастливом браке Сергей и Елена прожили 12 лет и 75 дней, и как оказалось, не смогли обойтись друг без друга. В 1997 году актриса ушла из жизни в результате трагического случая. Вскорости ушел из жизни и ее супруг.
Эту тайну так и не раскрыли
Будучи в браке Елена Майорова неоднократно впадала в депрессию. Бог не давал семье ребенка, и по этой причине актриса считала себя ущербной, полагала, что это ее кара и крест за какие-то злые деяния. Однако любовь к мужу давала ей возможность радоваться жизни и продолжать творить.
На протяжении всех 12-ти лет брака, несмотря на моменты грусти и уныния, публика видела Елену всегда радостной, улыбчивой и лучистой. Но 23 августа 1997 года произошла странная и можно сказать мистическая трагедия, унесшая не только жизнь актрисы, но и, впоследствии, ее супруга. Елена выбежала на улицу из подъезда вся в огне, на ней догорала одежда, оставляя позади лишь сажу. Она скоропостижно скончалась, так и не дождавшись помощи от прохожих.
Сергей Шерстюк – муж Елены Майоровой - был уверен, что все это произошло по нелепой случайности (случайно облилась керосином, который наливала в лампу, и закурила). Некоторые полагали, что Майорова совершила самоубийство, но почему тогда она выбежала на улицу просить помощи у людей? Эту загадку актриса забрала с собой в могилу, оставив своего супруга доживать последние, наиболее горестные дни на Земле.
От чего умер Сергей Шерстюк?
Как оказалось, от любви погибают. Спустя 9 месяцев после трагической смерти Елены скончался ее супруг – художник Сергей Шерстюк. Официальный диагноз, который был указан в заключении – злокачественная опухоль, которая эволюционировала слишком быстро.
Но все друзья и знакомые Сергея знают, что причиной гибели была бесконечная тоска и горе, которые пришли к нему на смену жене. Последние месяцы жизни художник провел в глубочайшей депрессии. Он жил только воспоминаниями об утраченном счастье, его уже ничего не вдохновляло.
Однако Сергей находил в себе силы творить, писать новые картины и даже организовывать выставки. Он выходил в свет, но был там будто не от мира сего. Друзья утверждали, что он словно проваливался в иную реальность, выныривая оттуда лишь для того, чтобы дать интервью или ответить на вопросы почитателей его творчества.
Талантливый и неординарный художник скончался 23 мая 1998 года в Москве, ровно 9 месяцев спустя после того, как погибла его любимая и единственная жена.
загрузка...
twofb.ru
Муж Елены Майоровой сгорел от любви всего через 9 месяцев после нее
Вчера в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот отпевали художника Сергея Шерстюка. Его похоронили на Троекуровском кладбище, рядом с любимой женой, разлуки с которой он не вынес…
23 августа прошлого года трагически погибла прекрасная актриса МХАТ имени Чехова.
23 мая скончался художник Сергей Шерстюк.
Оказывается, от любви умирают. Хоть в это и трудно поверить в наше циничное «странное время».
Елена Майорова умерла страшно и непонятно: выбежала в горящей одежде из подъезда и факелом догорела на пороге служебного входа Театра имени Моссовета.
Что же произошло - так и осталось ее тайной. Версии выдвигались разные, вплоть до самоубийства. Потом все же решили: роковое стечение обстоятельств. Неаккуратно переливала керосин в лампу, не заметила, как облилась, закурила… Ведь если бы захотела покончить с собой, не побежала бы к людям, оставляя черные обугленные следы на лестничной клетке…
Ровно через девять месяцев - в минувшую субботу, 23 мая, скончался муж Елены Майоровой, известный художник Сергей Шерстюк. Он тоже сгорел - полгода назад у него обнаружили рак, болезнь была скоротечной. Как факел. Но, убеждена, не этот страшный диагноз был причиной смерти. Он лишь следствие той черной дыры, в которую Сережа провалился после смерти горячо любимой женщины.
«Мы были самая беззаботная и смешная парочка в глазах тех, кто нас знал. Казалось, что так будет всегда. Денег никогда не считали, не беспокоились о быте. Жили, как Бог на душу положит», - рассказывал он мне спустя два месяца после смерти Лены.
…Их встреча была как удар молнии. Увидели друг друга на какой-то вечеринке среди толпы людей - и влюбились накрепко. Уже потом Майорова признавалась, что поняла с первой минуты - с этим мужчиной ей суждено быть вместе всегда. Он почувствовал то же. День своей встречи - 8 июня 1985 года - Елена и Сергей обязательно отмечали каждый год, где бы ни находились.
Майорова часто уезжала на съемки, с театром на гастроли. Сергей Шерстюк, будучи очень известным художником-гиперреалистом, выставлялся преимущественно в Штатах. Его картины - тщательно прописанные, похожие на моментальные поларойдные снимки - ругали у нас за чрезмерную натуралистичность и акриловую яркость, зато приводили в восторг западных ценителей и продавались так же моментально.
…Они прожили вместе 12 лет и 75 дней. «Все эти годы и дни были вообще ни на что не похожи» - сказал он после смерти Лены.
Эта смерть вызревала в Сергее, как ребенок, девять месяцев. Просто он потерял смысл жизни, он будто умер вместе с женой, там, во дворе их дома, доживала только его оболочка. Друзья его пытались вытянуть, не оставляли одного ни на минуту, придумывали ему какие-то занятия, устраивали выставки, заставляли работать, куда-то ходить, с кем-то встречаться, тормошили - лишь бы он зацепился за что-то, ради чего стоило бы жить. Но ему оказалось жить больше нечем.
Мы познакомились с Сергеем случайно. Прошлой осенью в редакцию пришло письмо от Людмилы Дмитриевны Пашковой, учительницы Лены Майоровой. Она прислала трогательные линованные листочки с ее детскими стихами. И школьные тетрадки, которые просила передать мужу любимой ученицы, полагая, что ему они нужнее, чем ей.
Естественно, я выполнила просьбу, позвонила Шерстюку, мы встретились. Страшновато было идти к человеку, убитому горем, - мы все инстинктивно шарахаемся от чужого несчастья, боимся и стесняемся чужой боли. Но просидела в мастерской тогда часа четыре, среди клубов сигаретного дыма, слушая, как взахлеб говорит Сергей о Лене. В настоящем времени, как о живой. Майорова будто сидела рядом, будто участвовала в разговоре… А потом я поймала себя на мысли: та встреча не оставила никакого гнетущего ощущения - было лишь грустно и светло.
«Я ощущаю часто, что она идет рядом со мной. Я настолько привык за 12 лет разговаривать с ней, когда я работаю, что создаю себе фантом, который может превратиться в призрака. И я знаю, что если однажды ночью кто-то постучится в дверь, и зайдет Майорова, и скажет: «Здесь никого нет», я ее впущу. Зная, что это не она. Я все вспомню. Как только окончательно поверю, что она умерла».
Он страшно винил себя в том, что уехал в тот ужасный день на дачу. Ужасно переживал, что однажды продал, «позарясь» на деньги, ее любимую картину «Чеснок», которую она считала оберегом их семьи. «Я нарисую тебе другую», - утешал он ее, и нарисовал. Но теперь, после ее ухода, этот незначащий эпизод вырастал до глобальных размеров. Он не простил себе, именно себе, ее смерти.
«Она не ходила не репетиции, находилась в жутком состоянии. Два дня это продолжалось. Я почувствовал что-то ненормальное, но слишком поздно сообразил, что происходит чума».
«С ней мне никогда не было страшно. Вдвоем. Я боялся летать, но с ней мне было спокойно: вдвоем и свалимся. И прекрасно».
Он вообще-то собирался умереть раньше нее, будучи, как он считал, сильно старше. Завещание не писал, рассказал все Майоровой на словах («ты честная и сына моего не обделишь»).
На недавней выставке в Манеже он будто выпадал из реальности, механически включаясь в нее лишь тогда, когда требовалось сказать что-нибудь в телекамеру, обняться с друзьями и перекинуться парой слов с почитателями. «Все избегают со мной говорить о ней, как будто ее не было».
… «Вот пиджак приготовил, опять друзья куда-то тащат…» - обречено говорил он, когда я забежала отдать фотографии Майоровой, взятые из их семейного архива.
Зато пушистые котята, бегающие в их квартире («Лена их так ждала, но так и не увидела»), ее фотокарточки, сухие цветы, так и стоящие в вазе, - все возвращало его к жизни и было поводом поговорить о ней.
«Мне кажется, что если бы мы с Леной не встретились, то, может быть, давно уже издохли», - сказал он полгода назад.
Теперь они встретились.
Анна Калинина-Артемова
«Комсомольская правда» № 97 27 мая 1998 г.
www.elenamayorova.narod.ru