Основы масляной живописи. Обманки картины


К истории натюрморта. Обманка или Trompe L’oile. ч.1

В поисках материалов об обманке, нашла эту статью. Она написана с такой легкостью. Мне очень понравилась и я решила разместить именно ее.Подбор картин мой

"Есть такой жанр живописи - обманка"Автор текста © Copyright: Койфман Валерий, 2009

"Ах, обмануть меня не трудно!..Я сам обманываться рад!"А. Пушкин "Признание"

В истории европейского искусства есть необычные картины, которые стоят как бы в стороне от других и которые называются «обманки», или «тромплеи» (фр. „trompe l’oile“ - обман зрения).С виду обманка - это просто разновидность натюрморта, но отличить ее от натюрморта не трудно, слишком уж явно автор обманки пытается выдать рукотворное изображение (живопись, рисунок, фреску или мозаику) за кусок реального мира. Применение обоих терминов («обманка» и «тромплея») для обозначения картин этого жанра является правомерным.Считается, что обманки лучше всего рассматривать в оригиналах, так как репродукции в журналах и книгах неспособны передать всю полноту ощущений. В значительной степени это объясняется тем, что нужный эффект «обмана» обычно связан с размером оригинала и с расстоянием между изображением и зрителем. Искусствоведение этот жанр почти не замечает, и в «Историях искусств» тромплеи можно отыскать с трудом. Многие тромплеи, несмотря на то, что их главной задачей было лишь введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в залах музеях, где такие композиции, конечно же, не могут обмануть зрителя, зато неизменно возбуждают у него искреннее восхищение.

Johann Georg Hinz_The CounterThe Cabinet of Curiosities_ 1666

Johann Georg Hinz "The Counter. The Cabinet of Curiosities" 1666

История картин-обманок восходит к Древней Греции. Легенда рассказывает, что в VI веке до нашей эры жили два выдающихся художника Зевксис из Гераклеи и Паррасий из Эфеса, которые однажды поспорили, кто лучше напишет картину.Собрался народ, вышли соперники, у каждого в руках картина под покрывалом.Зевксис отдернул покрывало - на картине была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» - сказал Зевксис Паррасию.«Не могу, - ответил Паррасий, - ведь покрывало нарисованное». Зевксис склонил голову и сказал: «Ты победил! Я обманул глаза птиц, а ты обманул глаза живописца».Распространению такого рода картин уже в Новое время способствовало изобретение перспективы, светотеней, но особенно… масляных красок. Рецепты их приготовления встречались еще в книгах XIII века.В начале XV века великий голландский художник Ян ван Эйк настолько улучшил технологию приготовления красок, что его считают изобретателем живописи маслом. Он первым достиг в своих работах исключительной глубины и богатства цвета, а также тонкости светотеневых и цветовых переходов. После Яна ван Эйка художники получили возможность добиваться такого изображения, которое нетрудно было спутать с живой природой.Временем расцвета тромплей в Европе стал ХVII век, и это относится, прежде всего, к Италии, Голландии, Бельгии, Франции. Правда, первой после античности европейской обманкой считается, созданная еще в XVI веке, знаменитая картина итальянца Якопо де Барбери «Куропатка и железные перчатки» (1504, Старая Пинакотека, Мюнхен).

Jacopo de Barbari_Still-Life with Partridge and Iron Gloves 1504

Jacopo de Barbari "Still-Life with Partridge and Iron Gloves" 1504

В ней уже были все признаки тромплеи - виртуозная иллюзорность манеры изображения (перья убитой птицы, сверкающий металл рыцарской перчатки), а, главное, художник заставляет задуматься зрителя - двухмерная живопись перед ним или трехмерные реальные объекты? Ведь даже нарисованная бумажка с подписью мастера столь реальна, что, кажется, колеблется от нашего дыхания.Выдающимися создателями обманок в XVII веке были ученик Рембрандта голландец Самуэль ван Хоогстратен и фламандец Корнелис Норбертус Гейсбрехт, ставший придворным художником датского короля.

Samuel van Hoogstraten_Trompe l'oeil _Pinboard_, Letter Board, c.1666-78
Samuel van Hoogstraten "Trompe l'oeil. Pinboard, Letter Board"

Samuel van Hoogstraten_Tromp-l'oeil Still-Life_1664

Samuel van Hoogstraten "Tromp-l'oeil Still Life" 1664

Cornelius Norbertus Gijsbrechts_Quodlibet_1675Cornelius Norbertus Gijsbrechts "Quodlibet" 1675

Cornelius N. Gijsbrechts_Trompe l'oeil

Cornelius Norbertus Gijsbrechts "Trompe l'oeil"

Мастера обманки применяли множество приемов, чтобы вызвать у зрителя желание дотронуться до предметов, представленных на картине. Они писали полуопущенные занавески, отогнутые уголки листов бумаги, создавали иллюзию прикрепленного к стене листа бумаги, вбитого гвоздя и так далее. Hendrik de Fromantiou. A trompe l'oeil with a partridge hanging from a red ribbon, a fly and a snail on the wall behind . 1666

Hendrik de Fromantiou "A trompe l'oeil with a partridge hanging from a red ribbon, a fly and a snail on the wall behind" 1666

Edward Collier's_Тrompe l'oeil_1699

Edward Collier's "Тrompe l'oeil" 1699

Скрытые от взгляда фрагменты предметов и надписей побуждали человека протянуть руку, чтобы отдернуть иллюзорную занавеску и увидеть предмет или прочитать фразу целиком.Мастера умело использовали светотень, передавали блеск стекла, металла, тщательно выписывали фактуру предметов, стараясь сделать их, осязаемо реальными. Louis Leopold Boilly_Grappe de raisin en trompe l'oeil
Louis Leopold Boilly "Grappe de raisin en trompe l'oeil"

Jean-Étienne Liotard, 1771

Jean-Étienne Liotard, 1771

Поскольку тромплеи в принципе делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, они иногда не вставлялись в раму, чтобы выглядеть как можно более естественными. Внимательно рассматривая эти картины, зритель был часто «...сам обманываться рад», восхищаясь мастерством и изяществом их исполнения. Johann Heinrich Fussl_Trompe l'oeil_1750

Johann Heinrich Fussl "Trompe l'oeil" 1750

В России самым знаменитым мастером тромплеи был художник начала XIX века граф Федор Толстой. Он был почетным членом многих европейских Академий художеств. Сложно даже сказать, какие произведения в первую очередь приходят на ум любителю искусства при упоминании его имени, но «кормили» художника именно картины-обманки, которые он часто выполнял на заказ, в том числе для императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны.И в этом искусстве Федору Толстому трудно найти равных.Граф Федор Петрович Толстой_Ветка малины, бабочка и муравей
Граф Федор Петрович Толстой "Ветка малины, бабочка и муравей"

Граф Федор Петрович Толстой_Цветок, бабочка и мухи. 1817

Граф Федор Петрович Толстой "Цветок, бабочка и мухи". 1817

Свою знаменитую акварель «Ягоды красной и белой смородины» (1818) он повторял столь многократно, что сам художник говорил: «... можно не шутя сказать, что моя семья питалась одной смородиной». Граф Федор Петрович Толстой_Ягоды красной и белой смородины. 1818

Граф Федор Петрович Толстой "Ягоды красной и белой смородины". 1818

Следует также отметить, что свойственная тромплеям повышенная иллюзорность, увеличивая «вещную» реальность, уменьшает реальность пространственную.Александр Мордвинов, Подрамник, папка и гипсовый барельеф. 1857Александр Мордвинов "Подрамник, папка и гипсовый барельеф". 1857Обманки стремятся к строго фиксированной точке зрения зрителя. Не случайно идеальным объектом изображения в таком натюрморте считается стена и прикрепленный к ней лист бумаги или столешница с положенной на нее акварелью или гравюрой. Взгляд зрителя при этом направлен перпендикулярно плоскости рисунка – горизонтально или сверху вниз.Laurent Dabos (1762-1835)Traité de paix entre la France et l'Espagne (après 1801)

Laurent Dabos "Traité de paix entre la France et l'Espagne" 1801

С одной стороны, тромплеи могут показаться данью примитивному натурализму или т. н. «внехудожественному» иллюзионизму, демонстрирующему ловкое мастерство художника и более ничего.Вот просто деревянная доска или дверца шкафа, а на ней прибитые гвоздиками узкие полоски кожи, старые распечатанные письма, расческа, гусиное перо, ножик для его «острения», брошки, бантики, ножницы. Эти изображения, волнуют нас, но в то же время раздражают какой то «пограничностью» ощущений. Ни тебе картина, ни тебе реальность.Domenico Remps_Domenico Remps

Domenico Remps_Scarabattolo

Domenico Remps "Scarabattolo"

В самом жанре обманки заложено, как сказал бы М. Булгаков, «разоблачение всяческой магии», картина сама показывает нам, как искусство обманывает нас. В таком случае, это самый ироничный и одновременно самый виртуозный из жанров европейского изобразительного искусства. С другой стороны обманка выступает в искусстве как определенный этап в выработке принципиального представления о том, что же такое искусство.Более того, обманки как жанр - это не просто этап, не просто тщательно, иллюзионистически нарисованные наборы предметов; это еще и воплощенное не в словах, а в красках и линиях знание о природе искусства. William Gordon_Trompe l'oeil_1877
William Gordon "Trompe l'oeil"1877

Frederick Edwin Church, Lettre de vengeance (avant 1892)

Frederick Edwin Church "Lettre de vengeance"1892

Это своего рода попытка дать ответ на мучительный вопрос в вечном споре-диалоге художника и зрителя о том, где же грань, разделяющая мир нарисованный, т. е. мир искусства, от того, что мы условились называть миром реальности. Собственно говоря, главным содержанием картин-обманок и является эта самая грань.Вот такие непростые размышления вызывают, казалось бы, простые картины, называемые "обманками", хотя, по сути, речь идет едва ли не о самом правдивом из всех жанров живописи. Victor Dubreuil_The Eye of the Artist, c. 1898

Victor Dubreuil "The Eye of the Artist", c. 1898

Tags: История натюрморта, живопись - натюрморт

sanna-ok.livejournal.com

Натюрморт-обманка

Курс масляной живописи «Натюрморт-обманка» - натюрморт с натуры (не копирование!) - NEW!

Большой популярностью в XVIII столетии пользовался пришедший из Европы жанр натюрморта-“обманки”. Подобные произведения в русской живописи показывали полки с книгами и различные предметы, развешанные на деревянной стенке. Распространены были также натюрморты типа vanitas (“суета cует”). Натюрморты-“обманки” делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, заставить его принять изображаемое за реальность. Подобные натюрморты не вставлялись в раму — они должны были выглядеть как можно более естественными.

Чтобы у зрителя появилось желание дотронуться до предметов, представленных на “обманке”, художники писали полуопущенные занавески, отогнутые уголки листов бумаги. Фрагменты надписей побуждали человека протянуть руку и отдернуть иллюзорную занавеску, чтобы прочитать фразу целиком. Мастера умело использовали светотень, тщательно выписывали фактуру предметов на таких натюрмортах, стараясь сделать их осязаемо реальными. С помощью световых бликов передавался блеск стекла, металла.

Курс предназначен для людей, имеющих базовые знания и навыки живописи.

Стоимость курса из 4-х занятий 5000 руб. В стоимость входят краски, кисти, разбавители, лаки. Холст приобретается за дополнительную плату. Продолжительность занятия в курсе 3 часа.Преподаватель: Валерия Тарасова

Программа курса:

Занятие 1

  • Знакомство с жанром натюрморт по типу "обманки"
  • Знакомство с композицией
  • Отличия от классического голландского натюрморта
  • Эскиз в цвете
  • Подготовительный рисунок на холсте с тональным разбором

Занятие 2

  • Знакомство с палитрой голландских натюрмортов 17-18 века
  • Цветовой и тональный разбор в холсте
  • Создание объема и формы предметов

Занятие 3

  • Знакомство с лаками, связующими и разбавителями, используемые старыми мастерами
  • Вторичная моделировка форм с использованием техники "от куска"

Занятие 4

  • Знакомство с техникой " лиссировка" ," прописка", их отличия
  • Заключительная моделировка форм
  • Практическое знакомство с техниками покрытия картин лаком

 

По мере необходимости (при необходимости более тщательно дописать картину) возможна доплата еще 2-3 занятий для полного завершения работ.

Как выглядит картина натюрморта-обманки:

Предлагаемые натюрморты-обманки с натуры, поставленные в школе Джотто специально для данного курса:

giotto.su

ЗАГАДОЧНЫЕ КАРТИНЫ: ДВОЕВЗОРЫ И ТРОЕВЗОРЫ

В статье о необычных картинах со спрятанными изображениями речь шла о произведениях, в которых кроме основного сюжета присутствует еще один - скрытый. Он проявляется, когда приближаешься к картине, удаляешься от нее или смотришь под определенным углом. Теперь вы узнаете о самых правдивых картинах, которые тем не менее называются "обманками", о призрачных силуэтах, "двоевзорах", "троевзорах", а также о редком виде икон.

ПРАВДИВЫЕ ОБМАНКИПоспорили два художника - Зевксис и Паррасий: кто из них лучше. Зевксис нарисовал виноградную гроздь и поставил картину возле открытого окна. Пролетавшие мимо птицы увидели виноград, сели и попытались клевать нарисованные ягоды. Пришла очередь Паррасия. "Ну и где твоя работа?" - "Там, за занавеской". Зевксис подошел к занавеске и попытался ее отдернуть. А она оказалась нарисованной. Легенда родилась в Древней Греции, примерно за 500 лет до нашей эры.

Г. Теплов. Натюрморт-обманка. 1737 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.  П. Дрождин. "Портрет художника А. П. Антропова с сыном перед портретом жены". 1776 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

Г. Теплов. Натюрморт-обманка. 1737 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

П. Дрождин. "Портрет художника А. П. Антропова с сыном перед портретом жены". 1776 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

 Она более правдива, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что многие птицы не обладают стереоскопическим зрением, поскольку глаза у них расположены по обе стороны головы. То, что видит один глаз, не видит другой. Из-за отсутствия общего поля обзора мозг не может сформировать объемное изображение. И опытные охотники знают, что примитивная, не раскрашенная модель уточки привлекает летящего селезня не хуже живой подсадной птицы.

Для нас в греческой легенде важно то, что картина обманула не птиц, а глаз мастера-живописца. У русского художника XIX века Федора Толстого есть картины, перекликающиеся с сюжетом древнегреческой легенды. На одной из них - натюрморт, "прикрытый" листом кальки. Один ее угол загнут. И эта часть натюрморта выглядит столь достоверной, что невольно испытываешь желание сдвинуть кальку ниже, чтобы увидеть изображение полностью. Картины этого типа получили название "обманки", хотя речь идет едва ли не о самом правдивом из всех жанров живописи.

Появление такого рода картин стало возможным только после изобретения перспективы, светотеней и… масляных красок. Рецепты их приготовления встречаются еще в книгах XIII века. Но лишь в начале XV века голландский художник Ян ван Эйк (1390-1441) настолько улучшил технологию приготовления красок, что его нередко называют изобретателем техники живописи маслом. Он первым по-новому применил ее, накладывая тонкие прозрачные слои красок один поверх другого, достигая исключительной глубины и богатства цвета, а также тонкости светотеневых и цветовых переходов. После Яна вана Эйка художники получили возможность добиваться такого изображения, которое нетрудно было спутать с оригиналом.

Родоначальник жанра обманок в России - Григорий Теплов, художник, поэт, музыкант, философ, государственный деятель XVIII века. Одна из его работ - на предыдущей странице. Жаль, что репродукции обманок в журналах и книгах неспособны передать ощущение, которое появляется при взгляде на оригинал. Кстати, поэтому обманки редко увидишь в книгах по искусству. В значительной степени это объясняется разницей в размерах картины и ее печатной репродукции, а также тем, что нужный эффект обычно возникает в зависимости от расстояния между изображением и зрителем.

Существует еще один вид обманок. В Русском музее в Петербурге, например, есть картина Петра Дрождина, художника XVIII века. На ней автор изобразил семью своего учителя художника Антропова. Присмотревшись, замечаешь, что отец и сын стоят рядом не с женой и матерью, а с ее портретом. Край мольберта, сначала казавшийся светлым проемом в стене, отделяет стоящих от изображения.

Бельгийский художник XX века Рене Магритт тоже использовал прием с "мольбертами". Края их почти не видны, и рисунки незаметно переходят в основной сюжет картины, сливаясь с ним. На одном пейзаже - лес, начинаясь за окном, продолжается на нарисованном мольберте, на другом - море с мольберта перетекает в "реальное" море.

Р. Магритт. "Удел человеческий". 1933 год. Национальная художественная галерея, Вашингтон.

Р. Магритт. "Удел человеческий". 1933 год. Национальная художественная галерея, Вашингтон.

Магритт - мастер картин-парадоксов. На одном холсте он соединял предметы и явления, несовместимые в жизни; например, дневное небо и дом, погруженный в ночную тьму, или человек, смотрящий в зеркало перед собой, видит в нем лишь собственный затылок. Принцип парадоксальности он использовал и в названиях полотен. Когда, по собственному признанию художника, ему не хватало фантазии, он собирал друзей и просил помочь в поиске названия. Пейзаж с мольбертом, например, носит название "Удел человеческий".

ПРИЗРАЧНЫЕ СИЛУЭТЫСуществует особый прием для создания скрытого изображения: когда художники используют контуры нарисованных предметов. Впервые картины со "спрятанными силуэтами" появились, видимо, в средневековой Франции. Главными их героями стали, разумеется, короли. О том, что лилия - символ династии Бурбонов, нам хорошо известно уже хотя бы по костюмам главных героев из кинофильмов, снятых по роману Александра Дюма "Три мушкетера". Двести лет назад, рисуя букеты королевских лилий, художники превращали изгибы стеблей, контуры листьев и лепестки в человеческие лица. Когда угадываешь секрет, букет превращается в портрет королевской семьи. После того как династию Бурбонов свергли, художники стали рисовать императора Наполеона с женой и сыном. Но Джозефина любила фиалки, поэтому они пришли на смену лилиям.

Неизвестный художник. "Лилии Франции" (шесть силуэтов семьи Бурбонов). 1815 год.   О. Каню. "Капрал фиалок (силуэты Бонапарта, его жены и сына)". 1815 год. В названии картины содержится напоминание о том, что Наполеон начинал воинскую службу в чине капрала.

Неизвестный художник. "Лилии Франции" (шесть силуэтов семьи Бурбонов). 1815 год.

О. Каню. "Капрал фиалок (силуэты Бонапарта, его жены и сына)". 1815 год. В названии картины содержится напоминание о том, что Наполеон начинал воинскую службу в чине капрала.

За прошедшие столетия художники, конечно, расширили тематику подобных работ. Один из примеров - картина, на которой вы сначала видите несколько сухих листьев, летящих в воздухе. А еще на холсте нарисован клочок бумаги с надписью на французском: "Сновидение, уносимое ветром и временем". Обычно художники не пишут на лицевой стороне картины ее названия. Здесь в левом нижнем углу холста написано по-немецки: "Тайна между осенними листьями". Это не только название картины, но и ключ, раскрывающий замысел художника - Сандро Дель-Прете. Его имя сегодня известно во всем мире. А начинал он как любитель (сообщаю это специально для участников конкурса загадочных картин). В молодости Дель-Прете учился рисованию всего шесть месяцев, до 44 лет не считал себя профессиональным художником и работал в страховой компании в родном швейцарском городе Берн, где живет до сих пор.

С. Дель-Прете. "Тайна между осенними листьями". 1991 год. Галерея в Берне, Швейцария.

С. Дель-Прете. "Тайна между осенними листьями". 1991 год. Галерея в Берне, Швейцария.

На картине художника из Таганрога Виктора Брегеды, которого тоже привлек этот прием, коленопреклоненные фигуры склонились в молитве на фоне пустынного горного пейзажа. Это лишь часть сюжета, которую видишь сразу, но название - "Пророчество" - подсказывает, что главное содержание не столь очевидно и еще не раскрыто. Невидимые в первый момент, на картине присутствуют те, перед кем склонились паломники: Бог-отец, Бог-сын и крылатый всадник - ангел, спустившийся с небес.

Картина москвички Натальи Замятиной "Сны о Греции" выглядит как обычный натюрморт с фарфоровой вазой и фруктами. Кажется, что название не вполне соответствует изображению. Но присмотритесь внимательно к драпировке. Что прячут (или выявляют) складки ткани и контуры вазы?

ДВОЕВЗОРЫТермин, давший название разделу статьи, придумал писатель и автор многих публикаций в журнале "Наука и жизнь" Сергей Федин. Двоевзорами он назвал тексты, которые можно читать двумя способами. Возьмем для примера слово "акулы". Первые две буквы "ак" можно написать и как одну букву "ж". А "ы" легко изобразить похожей на "ье". Оставим без изменений буквы в середине и получим слово, которое легко прочитать двумя способами: "акулы" и "жулье". Несколько примеров подобных надписей здесь приводятся.

В. Брегеда. "Пророчество". 1994 год.    Н. Замятина. "Сны о Греции". 2004 год.

В. Брегеда. "Пророчество". 1994 год.

Н. Замятина. "Сны о Греции". 2004 год.

Слово "двоевзоры" соответствует английскому "ambigram" - двойственный. О словесных двоевзорах здесь рассказано потому, что на их примере легче уяснить восприятие двойственных изображений и в живописи.

Что мы ищем, двигаясь взглядом по линиям двоевзора? Какую-нибудь знакомую букву. В картинах происходит то же самое. Мозг ищет знакомые образы, уже имеющиеся в памяти, которая совершенно непохожа на хранилище фотографических снимков. Память - своего рода "шифратор", улавливающий свойства изображения, например наличие прямых и изогнутых участков линий, границ смены яркости, цвета и тому подобное.

Слова-"двоевзоры": акулы - жулье, журчи - не урчи, мир - МГУ, прочен - точен. Авторы - Ольга и Сергей Федины.

Слова-"двоевзоры": акулы - жулье, журчи - не урчи, мир - МГУ, прочен - точен. Авторы - Ольга и Сергей Федины.

Разглядывая двоевзоры более пристально, мы находим буквы, которые не заметили первоначально, и складываем из них второе слово. То же самое происходит и со скрытым изображением.

Пока еще никто не придумал слово "трое-взоры", то есть изображение трех слов разных значений в одной записи. Если вам это удастся, обязательно пришлите свое произведение на конкурс загадочных картин. А вот живописные троевзоры уже созданы, и о них мы сейчас расскажем.

ДВУЛИКАЯ И ТРЕХЛИКАЯ ЖИВОПИСЬВ предыдущем номере журнала в статье "Невидимое-видимое" вы встречали изображение женской головки, которая выглядит то молодой, то старой в зависимости от положения картины. Теперь познакомимся с портретом, который не нужно переворачивать. На вопрос: "Молодая или старая женщина на нем изображена?" - разные люди дают противоположные ответы. Одни говорят - девушка, другие - старуха. Картинка давно стала классической. Но тем, кто видит ее впервые, каждый раз приходится объяснять, как разглядеть второе изображение: "Глаз дамы - это ушко девушки, а нос - овал молодого лица". Как утверждают физиологи, зритель, рассматривая портрет, наибольшее внимание уделяет глазам и носу. Поэтому первое впечатление обычно зависит от того, на какую часть картины упал ваш взгляд в первое мгновение. После небольшой тренировки можно научиться заказывать себе, кого вы хотите увидеть.

Почтовая открытка. "Моя жена и моя теща". Начало ХХ века. Россия.   Я. Ботвиник. "Мой муж и мой тесть". Первая половина ХХ века. США.

Почтовая открытка. "Моя жена и моя теща". Начало ХХ века. Россия.

Я. Ботвиник. "Мой муж и мой тесть". Первая половина ХХ века. США.

По числу публикаций в книгах и журналах сюжет с молодой и старой женщиной далеко опережает все остальные иллюзионные картинки. Автором ее иногда называют американского карикатуриста У. Хилла, опубликовавшего работу в 1915 году в журнале "Пак" (в переводе на русский "Puck" - эльф, сказочный дух). Иногда изображение приписывают психиатру Е. Борингу, который использовал портрет в 1930-х годах как иллюстрацию к своим работам. В ученой среде "Двух дам" и сегодня называют "Boring figure". На самом деле еще в первые годы XX века в России выпустили в обращение открытку с такой же картинкой и надписью: "Моя жена и моя теща". Прототипом для нее послужила немецкая почтовая карточка 1880 года (автор неизвестен).

Г. Фишер. "Мама, папа и дочь". 1968 год. США.   С. Орлов. "Роза для двоих". 2004 год. Москва.

Г. Фишер. "Мама, папа и дочь". 1968 год. США.

С. Орлов. "Роза для двоих". 2004 год. Москва.

 Картинка с двумя дамами регулярно воспроизводится в книгах по психологии. Но до сих пор во многом остается неизвестным, как ум человека воспринимает двойственные изображения. Художники всего лишь продолжают развивать уже известный прием. В первой половине XX века появился аналогичный портрет пожилого и молодого мужчины. Затем, в 1968 году, художник Г. Фишер сделал новую прическу обеим дамам и получил третье действующее лицо. Практически он добавил всего один элемент, и картина стала называться "Мама, папа и дочь". Женские волосы превратились в профиль мужчины, благодаря чему на портрете оказались три человека.

На современной картине московского художника Сергея Орлова присутствуют не только два разных лица, но и две женские фигуры, принадлежащие одновременно и девушке и старухе. Пожилая леди смотрит на цветок, который она держит в руке. Молодая - сидит к нам спиной, поправляя прическу и повернув голову влево.

С. Дали. "Исчезающий бюст Вольтера". 1940 год. Музей Дали, С.-Петербург, США.   

С. Дали. "Исчезающий бюст Вольтера". 1940 год. Музей Дали, С.-Петербург, США.

Работы Сергея Орлова, Виктора Брегеды и других художников, работающих в этой манере, можно увидеть в Интернете. Существует специальный проект "Двойственности" http://hiero.ru/project/Dubl сайта "Иероглиф", где авторы выставляют работы для обсуждения.

Ни одна книга об иллюзорных картинах не обходится без рассказа о творчестве испанца Сальвадора Дали. Через 300 лет после Арчимбольдо он возродил направление иллюзорных картин.

Две картины Сальвадора Дали: слева - "Голова женщины в виде битвы". 1936 год; справа - "Испания". 1938 год. Две картины Сальвадора Дали: слева - "Голова женщины в виде битвы". 1936 год; справа - "Испания". 1938 год.

На первой картине зритель видит двух богато одетых женщин. Человек в чалме вводит их в галерею. Эту сцену художник преобразует во второй сюжет. Из арки галереи формируется контур человеческой головы - изображение скульп-турного портрета французско го философа Вольтера работы Гудона.

Сюжет с Вольтером встречается в работах Дали неоднократно. Дважды он использовал и сюжет картины "Голова женщины в виде битвы" (вверху слева), где фигуры скачущих всадников и мечущихся по желтому полю людей складываются в лицо женщины. Но затем "Голова женщины в виде битвы" вошла как деталь другого полотна: "Испания". Факт этот свидетельствует о том, как трудно найти новое, оригинальное решение для двуликой картины.

Если бы я стал устроителем выставки лучших двойственных картин, то по соседству с работами Дали разместил бы картины современного волгоградского художника Владислава Коваля. И непременно - "Сталинградскую мадонну", в которой образ женщины с младенцем на руках сплетен из ветвей березы. В полотне "Списание на берег" виднеющиеся на горизонте далекие прибрежные утесы превращаются в одинокую, поникшую фигуру моряка. В картине "Икар" ее герой виден то летящим, то павшим. На следующем полотне замерзающий, закутанный в плащ-палатку солдат превращается в мадонну с ребенком. В работе "Пирамида" В. Коваль впервые в истории искусства соединил несколько двойственных изображений в целостное художественное произведение. Причем использовал почти все живописные приемы, о которых я рассказал. Тут и построение новых образов из деталей пейзажа, и картины, содержание которых зависит от угла зрения или расстояния. Сегодня Коваль - один из самых известных художников России. У его известности любопытное начало. Во время учебы в Москве он посылал письма родным в Волгоград и на конвертах марки не наклеивал, а рисовал. Все отправленные письма дошли до адресатов без доплаты. Когда министерство печати объявило конкурс среди художников, студент Владислав Коваль принес организаторам пачку конвертов. И стал победителем, самым молодым среди участников.

В. Коваль. "Kovalland (автопортрет художника)". 1994 год.

В. Коваль. "Kovalland (автопортрет художника)". 1994 год.

НЕОБЫЧНЫЕ ИКОНЫПримеры загадочных картин встречаются даже в таком строгом и каноническом виде искусства, как иконы. В Музей древнерусского искусства в Москве однажды принесли икону "Иисус в темнице". На лицевой ее части изображен Иисус с оковами на ногах, а вокруг - орудия Страстей, то есть пыток. Возле каждого указано название. Исходя из особенностей написания слов, искусствоведы определили, что автор старообрядец. Необычность иконы состояла в том, что изображение пересекали узкие вертикальные полоски. Было высказано предположение, что это следы от решетки, закрывавшей когда-то образ Христа. Однако разгадка темных полос оказалась гораздо интереснее, и принадлежит она руководителю иконописной мастерской "Канон", искусствоведу и художнику Александру Ренжину.

Тройственная икона "Деисусный чин". XIX век. Россия.

Тройственная икона "Деисусный чин". XIX век. Россия.

Оказывается, икона когда-то содержала не одно, а три изображения. Полосы - не что иное, как следы от вертикальных пластинок, которые крепились к раме (окладу) иконы. Они вплотную прилегали к ее поверхности и поэтому оставили следы. На обеих сторонах каждой пластинки были нарисованы (принято говорить - написаны) части еще двух икон. Стоя напротив иконы, вы могли видеть один образ, передвинувшись влево - другой, вправо - третий. Пластины иконы были утрачены, но Ренжину удалось найти точно такую же целую икону. Выяснилось, что на 12 пластинках с двух сторон написаны части образов Богоматери и Иоанна Предтечи. Когда смотришь на икону сбоку, части изображения складываются в единое целое.

Икона с ликами Иисуса и Марии Магдалены. Первая половина XVII века. Мелхейм, Германия.

В запасниках Музея истории религий в Санкт-Петербурге хранятся иконы подобного типа, но с другим сюжетом. На одной из них на переднем плане - голубь, символ Святого Духа. Но стоит отойти вправо, как появится образ Бога-отца, влево - лик Бога-сына. Современному зрителю, избалованному световыми эффектами, трудно представить силу впечатления тройственных икон на верующих прошлых веков, да еще в сумерках церкви, освещенной лишь свечами. Кроме того, в XX веке подобный прием использовали в рекламе, и поэтому он утратил свою необычность.

Существуют иконы, поверхность которых не плоская, а профильная, с вертикальными канавками треугольного сечения. На одной стороне каждой канавки написан образ, видный слева, а на другой - видный справа. Когда смотришь спереди, то видишь "смесь" двух изображений. Поэтому в церкви перед такой иконой ставили большой подсвечник, чтобы ее было видно только с двух боковых сторон.

Портрет Александра III с женой и сыном. Конец XIX века. Церковный музей при храме Святителя Митрофана Воронежского, Москва.

Портрет Александра III с женой и сыном. Конец XIX века. Церковный музей при храме Святителя Митрофана Воронежского, Москва.

При храме святителя Митрофана Воронежского в Москве на 2-й Хуторской улице есть церковный музей. Там среди других интересных экспонатов можно увидеть тройственное изображение. Это не икона, а портрет царской семьи. Стоя напротив портрета, вы видите императора Александра III. Отойдете вправо - возникает образ императрицы Марии Федоровны. Зрители, стоящие слева, видят юного наследника, будущего императора Николая II. Любопытная особенность изображения помогла установить время его создания. На правом виске Николая видно кровавое пятно. Это след японского меча. В 1890-1891 годах наследник совершил кругосветное путешествие, и в Японии на него было совершено покушение. Японский полицейский ударил Николая мечом, но юный наследник отклонился и получил лишь незначительное ранение. Второй раз нападавший ударить не успел, его сбили с ног, но не хозяева, принимавшие высокого гостя, а сопровождавший Николая греческий королевич Георг.

ЛЕГЕНДА О СВЯТОЙ ВЕРОНИКЕВ 1879 году в Петербурге проходила выставка немецких художников. Один из них, Габриель фон Макс, представил картину "Платок Святой Вероники" с изображением прибитого гвоздями к стене куска грубого холста с лицом Христа в центре. Необычность картины состояла в том, что зрители могли видеть глаза Спасителя то закрытыми, то открытыми. Газеты того времени писали, что устроителям пришлось поставить стулья в зале, так как некоторые дамы падали в обморок, восклицая: "Смотрит! Смотрит!"

Разумеется, загадочная картина привлекла внимание столичных художников, которые пытались разгадать секрет, а художник Иван Крамской написал о ней статью для журнала "Новое время", где раскрыл прием, с помощью которого немецкий автор добивался нужного эффекта.

Габриель фон Макс. "Платок святой Вероники" . 1870-е годы. Германия.

Габриель фон Макс. "Платок святой Вероники" . 1870-е годы. Германия.

Легенда о святой Веронике распространилась по Европе в Средние века. Позже она стала официальным церковным Преданием, то есть была признана такой же истинной, как записанные в Евангелии. Когда Иисуса Христа вели на гору Голгофу, чтобы там распять, некая сердобольная женщина по имени Вероника платком отерла с его лица пот, застилавший глаза. При этом на платке чудесным образом отпечатался лик Спасителя в терновом венце. Предание легло в основу православной иконы "Спас Нерукотворный". Нам, неспециалистам, проще всего узнать эту икону по изображению платка, на котором написан лик Иисуса, хотя сам платок (чаще говорят "плат") рисуют по-разному и достаточно условно. У западных христиан подобное изображение называется "Платок святой Вероники".

От знатока русского искусства священника Валентина Дронова услышал я историю, которую привожу здесь дословно: "Два или три раза в жизни приходилось мне видеть икону "Спас Нерукотворный", являвшую чудесное свойство. Глаза Иисуса на ней казались то открытыми, то закрытыми. Это зависело от душевного состояния молящегося. Если он был спокоен - Спаситель как будто спал. Если же находился в волнении - глаза открывались". Дома у отца Валентина хранилась фотография этого изображения, которая здесь приводится.

"Спас Нерукотворный ". Фотография 1970-х годов с картины неизвестного художника, Россия.

"Спас Нерукотворный ". Фотография 1970-х годов с картины неизвестного художника, Россия.

Мне пока не удалось найти что-либо подобное в наших музеях. В путеводителе по Вифлеему - городу, где, по преданию, родился Христос, сказано, что одна из фресок на колонне в храме Рождества обладает таким же свойством: "лик на иконе открывает и закрывает очи".

Икона, о которой рассказано, встречается очень редко, поэтому важны любые свидетельства людей, видевших или хотя бы слышавших о подобных изображениях. Просим читателей обязательно сообщить об этом в редакцию журнала.

А. КАЛИНИН.

nauka.relis.ru

Картины обманки - Картины

Людей всегда привлекало что-то тайное загадочное и необъяснимое, то ли в жизни, то ли в творчестве. Существуют такие картины, при просмотре которых не сразу можно увидеть скрытый припрятанный смысл, запечатленный на картине.   Раскрываются они при  более  пристальном просмотре или когда смотришь на изображение издалека либо с близи, или под особым углом зрения. К таким картинам принадлежат картины получившие название   „двоевзоров“, „троевзоров, „обманок“.

Существует такая легенда об «обманчивых картинах», родившаяся за полтысячелетия  до н.э.

У древнегреческих художников Паррасия и Зевксиса  возник спор, кто из них профессиональнее. Через некоторое время они предоставили друг другу на суд свои творения. На холсте Зевксиса была изображена виноградная гроздь. Изображение было настолько правдивым, что пролетающие птицы попытались склевать ягоды с  размещенной возле открытого окна картины.  Пришло время П похвастаться плодами своего мастерства . «Ну показывай свое творение»- воскликнул Зевксис. «Картина за занавеской». Подошедший к занавеске художник хотел отодвинуть ее, наткнувшись пальцем на холст: занавеска была мастерски нарисована на холсте. В случае с птицами ситуация более чем понятна. Птицы, не обладающие стереоскопическим зрением, по причине расположения глаз с обеих сторон головы, не могут объемно формировать увиденное.  Но в данном случае, «обманка» сработала  не только на птицу, но и на опытный глаз художника. 

Г. Теплов. Натюрморт-обманка

Есть такие правдивые картины «обманки» и у русских живописцев. Так на картине Ф. Толстого есть похожие сюжеты, которые перекликаются с легендой. Пример тому- одна из картин художника с  изображением натюрморта, прикрытого листом кальки. Изображение настолько реалистическое, что так и возникает желание отогнуть  угол кальки, чтобы увидеть скрытое под ней.  

Творить такие картины стало возможно благодаря появлению в живописи таких понятий, как перспектива, светотени и после изобретения масляных красок.    

Первое упоминание о рецептах приготовления масляных красок встречается  в книгах восьмого века. В начале XV века голландским художником Ян ван Эйком (1390–1441) была усовершенствована техника подготовки масляных красок. Техника заключалась в том, что поэтапно поверх друг друга накладывались тонкие слои красок. Благодаря чему создавалась глубина и прозрачность поверхности, создавались исключительные по цвету и тени переходы. Указанная техника позволила художникам делать картины с реалистическими изображениями.    

Первый художник в России, который  решился «обмануть» с помощью изобразительного творчества был Григорий Теплов. Период его творчества приходится на  XVIII век. К сожалению, чтобы оценить тот зрительный эффект, который возникает при просмотре «обманок», надо смотреть на картину «вживую». Размещенная на страницах журналов и книг репродукция не в состоянии передать ощущения от оригиналов. Это связано с различием размеров картины и ее печатного аналога и  так же с тем, что картину необходимо  созерцать под определенным углом или на определенном расстоянии. 

П. Дрождин. „Портрет художника А.П. Антропова с сыном перед портретом жены“.

Есть еще один прием по изготовлению картин «обманок». Так на картине  П. Дрождина изображающего семью художника Антропова  – два сюжета: отец и сын и расположенный рядом с ними портрет жены (матери). Изображенный край мольберта можно принять за проем в стене. Увидеть что женщина изображена на холсте не вживую, а на портрете можно только при пристальном просмотре.  

Точно такой же прием с мольбертами использован и бельгийским художником  двадцатого  века Рене Магриттом . Часть сюжета в виде  леса, перекликается с изображением на одном из мольбертов, на другом мольберте изображение выплескивается в реальный мир в виде моря. Картины Магритта – парадоксальны. Обладая умением совмещать на одном полотне  несовместимые предметы и явления, эту особенность он переносил и на названия картин. Названия он придумывал сам или привлекал друзей, когда не было вдохновения обозначить суть картины. Картина «обманка» с мольбертами нам известна под названием „Удел человеческий“.

Автор: Лариса Винник

decorsite.ru

Обманки | Risuem18 Ижевск

Обманка – особая техника рисования, требующая от художника высокого уровня мастерства.

Обманка создаёт иллюзию реальных предметов изображенных на плоскости стены или холста.

Это особая техника, которая позволяет создавать трёхмерные изображения на двухмерной плоскости.

стена обманка

Обманку или тромплей в интерьере, лучше изображать на гладкой стене.

Так можно получить более чёткие контуры и более реалистичный образ.

Рисунки обманки всегда приятно удивят каждого зрителя, поэтому они так популярны.

рисунки обманки

Первые обманки появились еще в Древнем Риме и Древней Греции.

Уже тогда художники стремились максимально правдоподобно изобразить различные предметы, проёмы, чтобы визуально изменить пространство.

Известным художником Древней Греции является Зевксис.

Рассказывают, что он настолько реалистично мог нарисовать виноград, что птицы прилетали и клевали нарисованный виноград.

Натюрморты обманки, изображения фруктов, ягод, растений и сейчас пользуются большой популярностью.

натюрморты обманки

В настоящее время реалистичные изображения по-прежнему вызывают восхищение и интерес зрителя.

В наше время их можно встретить не только на холсте, и стенах квартир и домов, но и в боди-арте, татуировке, кинематографе, рисунках на асфальте.

3д рисунки на асфальте используют даже как лежачих полицейских.

3д рисунки на асфальте

Тромплей отличается особой реалистичностью, которая достигается путем гармоничного и плавного сочетания оттенков, правильного построения предметов, изображения света и тени.

Тромплей

Любую обманку лучше всего воспринимать вживую, с определённой точки обзора и расстояния.

Репродукция не может передать того впечатляющего эффекта, который можно ощутить созерцая реальные рисунки.

реальные рисунки

В художественном оформлении интерьера стремление приблизить роспись к обманке позволяет визуально изменять форму и размер помещения, добавить несуществующие предметы.

В виде обманки может быть выполнена вся работа или её часть, например передний план.

Роспись стен обманка украсит любой интерьер.

Роспись стен обманка

Нарисовать можно гипсовые элементы, ткани, животных и птиц, растения и фрукты.

Растения нарисованные картинки вдохнут жизнь.

Растения нарисованные картинки

Картины обманки могут быть нарисованы непосредственно на стене, или холсте.

Картины обманки

Это всегда такие изображения, которые создают иллюзию и заставляют усомниться что реально, а что нет.

Если вы давно что-то хотите иметь, о чём-то мечтаете, или вам хочется добавить в свой интерьер впечатляющую изюминку…

А может быть, вы хоте, чтобы у вас на стене висела старинная ключница или полка с книгами, для которой нет места…

Вам всегда поможет обманка.

Место не занимает, но при этом вносит в ваш интерьер желаемые, почти реальные, элементы.

Не отказывайте себе в удовольствие иметь реалистичную настенную роспись.

Настенная роспись

risuem18.ru

Что такое обманка в живописи?

«Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» А.С. Пушкин «Признание»

В истории европейского искусства есть необычные картины, которые стоят как бы в стороне от других и которые называются «обманки», или «тромплеи» (фр. „trompe l’oile“ - обман зрения). С виду обманка - это просто разновидность натюрморта, но отличить ее от натюрморта не трудно, слишком уж явно автор обманки пытается выдать рукотворное изображение (живопись, рисунок, фреску или мозаику) за кусок реального мира. Применение обоих терминов («обманка» и «тромплея») для обозначения картин этого жанра является правомерным. Считается, что обманки лучше всего рассматривать в оригиналах, так как репродукции в журналах и книгах неспособны передать всю полноту ощущений. В значительной степени это объясняется тем, что нужный эффект «обмана» обычно связан с размером оригинала и с расстоянием между изображением и зрителем. Зевксис пишет мальчика с виноградом .

История картин-обманок восходит к Древней Греции. Легенда рассказывает, что в VI веке до нашей эры жили два выдающихся художника Зевксис из Гераклеи и Паррасий из Эфеса, которые однажды поспорили, кто лучше напишет картину.

Собрался народ, вышли соперники, у каждого в руках картина под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало - на картине была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» - сказал Зевксис Паррасию. «Не могу, - ответил Паррасий, - ведь покрывало нарисованное». Зевксис склонил голову и сказал: «Ты победил! Я обманул глаза птиц, а ты обманул глаза живописца». ================================================= В натюрморте иногда встречается тема «Виноград Зевскиса» (Zeuxis’ Grapes), представляющая собой т. н. «обманки» или гиперреалистические изображения виноградных кистей.

Художники, использующие trompe l'oeil, или "искусство обманывать глаз" , опираются не только на доведенную до абсолютного совершенства живописную технику, позволяющую им безо всякой корысти ввести глаз в заблуждение, но и на предвкушение зрителя. Зевксис так вкусно нарисовал виноград, что на него слетелись окрестные птицы. Паррасий, соревновавшийся с Зевксисом, попросил Зевксиса оценить его натюрморт. Зевксис попытался откинуть покрывало с картины, однако само покрывало и было картиной.

Мастера обманки применяли множество приемов, чтобы вызвать у зрителя желание дотронуться до предметов, представленных на картине.

Они писали полуопущенные занавески, отогнутые уголки листов бумаги, создавали иллюзию прикрепленного к стене листа бумаги, вбитого гвоздя и так далее. ================================================ В России самым знаменитым мастером тромплеи был художник начала XIX века граф Федор Толстой. Он был почетным членом многих европейских Академий художеств. Сложно даже сказать, какие произведения в первую очередь приходят на ум любителю искусства при упоминании его имени, но «кормили» художника именно картины-обманки, которые он часто выполнял на заказ, в том числе для императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны. И в этом искусстве Федору Толстому трудно найти равных. Свою знаменитую акварель «Ягоды красной и белой смородины» (1818) он повторял столь многократно, что сам художник говорил: «... можно не шутя сказать, что моя семья питалась одной смородиной». Следует также отметить, что свойственная тромплеям повышенная иллюзорность, увеличивая «вещную» реальность, уменьшает реальность пространственную. Обманки стремятся к строго фиксированной точке зрения зрителя. Не случайно идеальным объектом изображения в таком натюрморте считается стена и прикрепленный к ней лист бумаги или столешница с положенной на нее акварелью или гравюрой. Взгляд зрителя при этом направлен перпендикулярно плоскости рисунка – горизонтально или сверху вниз. С одной стороны, тромплеи могут показаться данью примитивному натурализму или т. н. «внехудожественному» иллюзионизму, демонстрирующему ловкое мастерство художника и более ничего.

В самом жанре обманки заложено, как сказал бы М. Булгаков, «разоблачение всяческой магии», картина сама показывает нам, как искусство обманывает нас. В таком случае, это самый ироничный и одновременно самый виртуозный из жанров европейского изобразительного искусства.

По теме "картины-обманки"

qna.center

Обман зрения (42 картинки) — jancel.ru

Организм человека невероятно загадочен, интересен и многогранен, поэтому многие, даже самые гениальные, умы не могут определить природу некоторых аспектов человеческой деятельности. Ярким примером подобных явлений, рождающих в сердцах многих людей неподдельные интерес, любопытство и даже восхищение, являются оптические иллюзии и обман зрения.

Загадочные и необычные формы определенных картинок позволяют добиться обманчивого восприятия, в результате которого кажется, что объект движется, возникает дополнительная картинка, или при смене угла обзора можно наблюдать смену эффектов.

Стоит отметить, что  под термином «обман зрения» скрывается скорее не научный смысл, а смысл, которым его наделил народ. Ведь это отнюдь не отточенные и умелые движения руками, при помощи которых фокусник заставляет зрителей поверить в некое волшебство.  При обмане зрения мы можем просто рассматривать одну и ту же картинку, которая в зависимости от метода ее рассмотрения (близком или дальнем, под углом или прямо и пр.) обрабатывается нашим мозгом и, соответственно, воспринимается по-разному.

К оптическим иллюзиям не нужно относиться излишне серьезно, пытаясь угадать, в чем тут подвох. Воспринимайте их лишь как способ улучшить себе настроение и понаблюдать за чем-то необычным! Итак, предлагаем вашему вниманию отличную подборку картинок по данной теме.

Это не гиф анимация, а всего лишь ваше воображение.  В этом вы можете убедиться скачав данную картинку. ;)

Попробуйте догадаться в чем тут подвох. Ответ вы можете посмотреть под фото.

На фото переставлены местами тела девушки и парня =)

Угадайте что изображено на картинке ? Ответ под фото.

Это камни.

Смотрите примерно 30 секунд на верхнюю часть,  а после этого на фото.

Это на самом деле рисунок.

jancel.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта