Описание картины Жана-Батиста Шардена «Прачки». Картина прачка
Описание картины Жана-Батиста Шардена «Прачки»
Жан Батист Шарден написал множество знаменитых картин, среди которых есть полотно «Прачки», написанное в 1737 г.
В темной комнате, лишь наполовину освещенной дневным светом, светлыми и относительно яркими красками нарисован передний план. На картине он представлен молодой прачкой, ребенком, скорее всего ее сыном, и сидящим с поджатыми под себя лапами котом.
Девушка занята привычной и будничной работой – стиркой. Каждое ее действие уже повторялось сотни раз, и она не обращает внимания на свое занятие, а лишь смотрит умиротворенным взглядом в окно, как будто с надеждой увидеть там скорые перемены. Простой и работящей девушке тоже хочется вырваться из всего окружающего ее быта, сменить скромную и мрачноватую комнатку на вызывающие восхищение хоромы. На ее лице даже видна небольшая улыбка, вызванная всеми этими фантазиями.
Остальные персонажи на картине вполне счастливы тем, что имеют: ребенок наслаждается занятием, которое его мать придумала для него – выдуванием мыльных пузырей, а кот – тихим сном. За дверью мы видим вторую прачку, развешивающую белье, но о ее мыслях мы можем только догадываться.
Как и подобает настоящему художнику, Шарден проявляет особое внимание ко всем деталям картины, которые позволяют передать все тяжести жизни обычных людей: деревянный бак для белья, коричнево-черный медный таз, стоящий на полу, ступу – все это он рисует с бережностью, с которой рисовались самые живописные портреты.
Жан Батист Шарден был человеком, любящим трудиться всерьез, без хитрости. Целеустремленность, настойчивость в сочетании с талантом, которым он обладал от природы, позволили ему добиться огромных высот в мире искусства. Так, на этой картине, он изобразил всего один день из жизни простого люда, наблюдая который, любой зритель посочувствует тяжелой доле матери, снисходительно улыбнется, посмотрев на ребенка, и погрузится в глубину картины со всеми этими домашними предметами, которые, как живые, максимально передают атмосферу рисунка.
opisanie-kartin.com
Описание картины Жана Батиста Симеона Шардена «Прачка»
На картине изображен обычный день из жизни простых людей. Передний план отличается яркими, почти сияющими цветами, и изображены на нем женщина, ребенок, корыто с мыльной водой, трехцветная кошка, дремлющая, поджав под себя лапы.
Картина получается почти идеалистическая – мать работает, и так привычна для неё эта работа, что и на собственные руки смотреть не нужно, они и так знают что делать. Она просто одета, волосы скрывает чепчик, лицо у неё простое и задумчивое.
Повернувшись к свету, то есть, к невидимому для зрителя окну, девушка смотрит на то, как проходят мимо люди, как плывут по небу облака. Может быть, там происходит что-то интересное – кого-то сбил экипаж или у соседей скандал – а, может быть, ей просто интересно отвлечься от нудной работой. Придумать историю про человека в смешной шляпе. Или мимолетно позавидовать даме в ярких алых туфлях.
Рядом с ней, на стуле, сидит мальчик. Он одет опрятно, но явно в сшитое неумелой швеей. Синий и бурый в его костюме сочетаются причудливо, чулок сполз, выделяется яркая красная лента на шапочке. Мальчик полностью поглощен своим занятием – он выдувает из мыльной пены, которая взбивается в процессе стирки, огромный радужный пузырь. Для него нет занятия интереснее, он полностью поглощен им.
Трехцветная кошка спит чуть в стороне. Она, должно быть, сыта и её не интересуют проблемы людей. Она просто дремлет, выглядя восхитительно пушистой, и, возможно, видит во сне самую огромную и вкусную котлету в своей жизни.
Задний план куда темнее, чем передний, из-за этого создается ощущение задника для сцены, слегка темноватого и засиженного мухами. Там видна дверь, таз, какие-то тряпки, и женщина, развешивающая белье, лица которой не разглядеть.
Сценка кажется обычной и в жизни могла бы показаться даже скучноватой. Но на картине, пройдя через восприятие художника, она становится куда интересней и красивее.
Картины, описание картин — Прачка. 1735 *
Описани е картины Жана Батиста Симеона Шардена: Прачка.На картине изображен обычный день из жизни простых людей. Передний план отличается яркими, почти сияющими цветами, и изображены на нем женщина, ребенок, корыто с мыльной водой, трехцветная кошка, дремлющая, поджав под себя лапы.Картина получается почти идеалистическая – мать работает, и так привычна для неё эта работа, что и на собственные руки смотреть не нужно, они и так знают что делать. Она просто одета, волосы скрывает чепчик, лицо у неё простое и задумчивое.Повернувшись к свету, то есть, к невидимому для зрителя окну, девушка смотрит на то, как проходят мимо люди, как плывут по небу облака. Может быть, там происходит что-то интересное – кого-то сбил экипаж или у соседей скандал – а, может быть, ей просто интересно отвлечься от нудной работой. Придумать историю про человека в смешной шляпе. Или мимолетно позавидовать даме в ярких алых туфлях.Рядом с ней, на стуле, сидит мальчик. Он одет опрятно, но явно в сшитое неумелой швеей. Синий и бурый в его костюме сочетаются причудливо, чулок сполз, выделяется яркая красная лента на шапочке. Мальчик полностью поглощен своим занятием – он выдувает из мыльной пены, которая взбивается в процессе стирки, огромный радужный пузырь. Для него нет занятия интереснее, он полностью поглощен им.Трехцветная кошка спит чуть в стороне. Она, должно быть, сыта и её не интересуют проблемы людей. Она просто дремлет, выглядя восхитительно пушистой, и, возможно, видит во сне самую огромную и вкусную котлету в своей жизни.Задний план куда темнее, чем передний, из-за этого создается ощущение задника для сцены, слегка темноватого и засиженного мухами. Там видна дверь, таз, какие-то тряпки, и женщина, развешивающая белье, лица которой не разглядеть.Сценка кажется обычной и в жизни могла бы показаться даже скучноватой. Но на картине, пройдя через восприятие художника, она становится куда интересней и красивее.Анри де Тулуз-Лотрек Прачка: Описание произведения
Выполнять домашние задания было исключительно приятно – старшие друзья-художники щедро делились с новичком Лотреком списком отборнейших злачных мест и закоулков Монмартра, где жизнь просто кипела. Однажды, выходя из ресторанчика, Лотрек заметил худенькую девушку с огненно-рыжими волосами и не удержался: "Как хороша! Типичная шлюха! Вот бы написать ее!" Кармен Годен оказалась не шлюхой, а простой работницей, смирной и скромной, а потом еще и ответственной натурщицей, моделью нескольких портретов кисти Лотрека (1, 2, 3, 4).
Анри писал матери, что нашел девушку с волосами из чистого золота, рассказывал друзьям, что рыжие женщины – это для венецианцев, и был страстно увлечен Кармен.
Если и могло художника в то время что-то обрадовать больше, чем ее благосклонность, так это только признание из уст настоящего гуру, которого Лотрек боготворил и которому не видел равных во всем современном французском искусстве. Он никогда бы не посмел лично попросить Эдгара Дега взглянуть на свою мазню, это друзья Лотрека выпросили у метра хотя бы один взгляд бросить на картины Анри. Скупой на похвалы и неспособный к лести Дега был к Лотреку благосклонен, в отличие от Кармен, которая хранила верность любовнику, постоянно ее избивавшему.
Юный Анри работы Дега изучал и восхищался ими. «Прачка» Лотрека получилась гениальной эмоциональной противоположностью «Гладильщицы» Дега при явном сходстве композиции и совершенно идентичном расположении модели, стола, окна в пространстве. В отличие от Дега, Лотрек отбирает у девушки атрибуты ее профессии, переносит акцент из внешнего мира на внутренний. В отличие от анонимного и лишенного индивидуальных черт силуэта, написанного Дега, Лотрек бросает мягкие лучи на лицо своей героини. Так ангельское сияние освещает лица святых на древних фресках.
Лотреку все женщины были ангелами – он смотрел на их волосы цвета золота немного снизу вверх. Этот взгляд на модель легко проследить и в «Прачке». Лотрек был ниже тех женщин, которых писал и в которых влюблялся. Но уже тогда, в последние годы ученичества, он доставал из них эту внутреннюю бурю, пронзительную печаль и неизбывное одиночество. Этот портрет Кармен Годен и не портрет уже – мы даже глаз ее не видим. Только мороз по коже – вдруг повернется…
Анонимный покупатель в 2005 году на аукционе Christie's в Нью-Йорке купил эту картину за рекордную на тот день для Анри де Тулуз-Лотрека сумму – 22 миллиона долларов.
Автор: Анна Сидельникова
artchive.ru
Абрам Архипов «Прачки». Описание картины. Художники импрессионисты
Абрам Архипов «Прачки». Описание картины
Творчество Абрама Архипова отличается предельной внимательностью к остросоциальным проблемам. Картина «Прачки» — лучшая работа, посвящённая тяжёлому труду непривилегированного сословия. Художник создал два варианта картины, раскрывающих данный сюжет – один вариант выдвигает на центральный план пожилую женщину-прачку, погружённую в тяжкие раздумья, второй вариант, написанный годами позднее, ставит в центр сам процесс и гнетущую душную обстановку прачечной.
Для того чтобы глубже ощутить всю атмосферу, Архипов стремился познакомиться с работой прачек как можно ближе – мастер посетил не одну прачечную близ Смоленского рынка. Так как художник желал писать с натуры, то обстановка прачечной была воссоздана у него в мастерской, где автор мог спокойно работать.
Колорит картины сосредотачивается на светло-сером, который оттеняет сиреневый и пурпурный. Техника художника волшебным образом воплощает точную обстановку прачечной – широкими мазками передаётся глянцевый блеск мокрого пола, пар, идущий от корыт. Самым примечательным в работе являются сухие руки старухи-прачки, натруженные и обезображенные тяжёлым дешёвым многолетним трудом. Второй акцент в работе — убогое крохотное окно, пропускающее совсем немного дневного света, только усугубляющее тоскливую обыденность.
Разумеется, искусствоведы в этой работе могут отыскать много новых приёмов обобщения композиции и техники письма, однако, обычный зритель прочтет в работе, прежде всего, безысходность и вселенскую усталость.
1890 г. Холст, масло.
gorodkrasota2016-01-28T15:32:43+00:00Поделиться ссылкой, выберите способ!
www.hudojnik-impressionist.ru
Абрам Ефимович Архипов Прачки: Описание произведения
Как и многих импрессионистов, художника Архипова не обошло стороной увлечение живописанием сцен из жизни женщин-прачек. Однако на полотнах французских коллег социальный подтекст эксплуатации едва посильного женского труда если и обозначен, то пунктиром. У Дега – в положении тел прачек, согнувшихся под тяжелой ношей. А у Ренуара «прачечные» так вообще вынесены в декорации ясных живописных ландшафтов, пронизанных пасторальной негой (1, 2, 3).Картина Абрама Архипова «Прачки» заимствует у импрессионизма лишь технику, привнося чуждый ей социальный контекст. А для художника он был решающим в процессе работы над холстом, почему создание картины, собственно, и растянулось на несколько лет.
Не мытьем так катаньем
Родился замысел картины чисто по-импрессионистски – благодаря внезапно посетившему впечатлению. Однажды Архипова, бродившего по Москве в поисках вдохновения, новых сюжетов и тем, занесло в полуподвальную, скупо освещенную тесную каморку, где вместе с потоками грязной воды и горячего пара испарялись, утекали сквозь пальцы красота и молодость трудившихся в ней прачек – как совсем юных, так и приближающихся к своему последнему рубежу.Увиденное не оставляет ошарашенного живописца в покое. Архипов загорается идеей перенести пронзившее его ощущение безысходности от бесконечного цикла замачивания-стирки-полоскания на полотно. Но брать намеченную высоту с разбега он не стал, подойдя к ее покорению основательно и дотошно.
Художник еще не раз возвращается в сырой подвал, больше походивший на место отбывания наказания для преступников или один из кругов дантовского ада. В конце концов он принимает решение воссоздать мрачную атмосферу безнадеги в своей мастерской, куда приглашает для позирования прачек, доверие которых к тому моменту ему уже удалось завоевать в ходе многочисленных визитов.
Приступив к написанию «Прачек» в 1897 году, художник трудится над многострадальным холстом почти три года. Но, когда он в очередной раз наведывается в прачечную на Смоленском рынке, новое впечатление заставляет его отложить уже готовую картину в сторону и начать все с нуля. «Я увидел, что все совсем другое, чем то, что видел в первый раз, – разъясняет свое решение Архипов. – Увидел старую женщину, она и сбила меня с толку – устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть – это более выразительно... Все живописно – пар клубится, усталость старухи...».
Надежда умирает последней
Так отчаявшаяся, иссушенная годами выматывающих водных процедур женщина становится новым композиционным центром второй, более известной и совершенной версии «Прачек» Архипова. Ради ее согбенной обессиленной позы он жертвует количеством фигур на холсте, смещая смысловой акцент на лишенное всякого отблеска жизни лицо старухи с пустыми глазницами и влажный от пара, но в равной степени ничего не отражающий пол.В сравнении с первым вариантом картины, новая редакция еще более усилена беглым, широким и густым импрессионистским мазком, словно художник боялся упустить застрявший в его голове образ и стремился запечатлеть его на холсте как можно скорее. Конечно, не прошли даром трехлетние штудии в мастерской, и уже набитой рукой он воплощает в жизнь теперь окончательно оформившийся замысел.
В глаза бросается еще одно очень разительное и немаловажное отличие в сюжетном решении. Если на первых «Прачках», помимо придавленной годами и безропотно принявшей свой тяжелый крест старухи на переднем плане Архипов помещает уже обезображенные изматывающим занятием и превратившиеся в однотипные маски лики еще относительно молодых женщин, то на второй версии мы видим их лишь со спины.
Возможно, таким образом художник, который не хочет мириться с тем, что эта прачечная-преисподняя – последний удел героинь, оставляет девушкам шанс на альтернативный исход их жизни. Может быть, с этой мыслью он пускает на новый холст чуть больше света, прорывающегося из убогого оконца и играющего в клубах густого удушающего водяного пара.
Луч света в темном царстве
Представленный в очередной экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок, окончательный вариант «Прачек» собрал хорошие отзывы. «Картина А. Е. Архипова небольшая, но из-за нее одной стоит сходить на выставку передвижников», – писали одни газеты. «Картина «Прачки» ярким лучом светится на выставке. Это, пожалуй, лучшая и серьезнейшая работа этого высокоталантливого художника», – поддакивали другие.И немудрено: помимо мастерской техники, отшлифованного годами композиционного и сюжетного воплощения, полотно убедительно демонстрирует дар Архипова-колориста. Кропотливая работа с палитрой тусклых оттенков коричневого и бежевого, изящно оттененных сиренью и пурпуром, заставляет вновь и вновь всматриваться в красочные слои. Изысканное угощение для глаз, картина «Прачки» – один из исключительных образцов творческого наследия художника Архипова, редкая «черная» жемчужина в россыпи мировых творений импрессионизма.
Автор: Наталья Азаренко
artchive.ru
Описание картины Абрама Архипова «Прачки»
Свой творческий путь в области жанровой живописи А. Е. Архипов осуществлял, рисуя разнообразные эпизоды из жизни крестьян. Полотно «Прачки», раскрывающее тему тяжёлого, изнурительного труда, Архипов начал в конце 1890-х годов и закончил в 1901 г. За это время было создано два варианта картины. Работа «Прачки» является одной из самых известных и одновременно одной из наиболее важных в творчестве художника.
Картина была задумана в Москве и вдохновлена посещением прачечных, располагавшихся неподалёку от Смоленского рынка. Однако для позирования было выбрано другое место – угол в мастерской Архипова, где освещение соответствовало подвалу прачечной.
Первый вариант полотна охватывает большее количество фигур, второй более лаконичен. В первом варианте группа прачек образует композиционный круг и выглядит как единое целое. Мастерство художника передаёт их изнеможение, вызванное непомерным трудом, а эффект движения достигается через использование рефлексов света, играющего на мокрых поверхностях предметов и бледных лицах женщин. Во втором варианте картины тема тяжёлого труда раскрывается через образ старухи-прачки, сидящей возле корыта с бельем и сгорбившейся от усталости.
Колорит картины стоится на оттенках серого, пурпурного и сиреневого цветов. Широкие мазки передают блеск мокрого пола, насквозь пропитанный влагой воздух, клубящийся вокруг прачек пар и бледное освещение из крошечного окошка, край которого виден на картине.
В полотне «Прачки» в первую очередь прослеживается социальный мотив: предельная усталость от тяжёлой работы и осознание безвыходности своего положения, вызывающее у женщин ещё и душевную тоску, чувство безысходности и апатии. Кроме социального подтекста, в картине реализуется новая художественная манера: обобщенность формы, почти полный отказ от детализации в изображении, работа широкими мазками и стремление к свободному письму.
opisanie-kartin.com