18 картин грузинского художника, которые дарят праздник. Грузинские картины
Галерея "Эрзи" в Москве: энциклопедия грузинской живописи
Творческое пространство было открыто осенью прошлого года, однако познакомиться с основными экспонатами москвичам удалось только в мае – на дебютной выставке "Грузинские художники".
Корреспондент Sputnik Грузия Алена Савельева посетила галерею и пообщалась с главными героями грузинского салона: коллекционером и владельцем "Эрзи", представителем Международной конфедерации союзов художников и, конечно, с грузинскими живописцами.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Выставка "Грузинские художники" в московском Центральном доме художника (ЦДХ) в галерее "Эрзи"
От домашней коллекции до выставки в ЦДХ
Выставка "Грузинские художники", представленная галереей "Эрзи" — это более 150 картин 40 грузинских мастеров ХХ и XXI веков, от Ладо Гудиашвили и Елены Ахвледиани до Зураба Нижарадзе и Альберта Гогуадзе. Иными словами, посетители могут познакомиться как с основоположниками грузинской живописи, так и с современными мастерами Грузии. Большая часть работ (около 90%) принадлежит предпринимателю и коллекционеру Элизбару Маргошвили, который и является владельцем галереи. По его словам, в экспозиции представлена лишь часть собрания – всего же в его личной коллекции более тысячи картин.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Коллекционер, владелец галереи "Эрзи" Элизбар Маргошвили и художник Альберт Гогуадзе
Элизбар Маргошвили, коллекционер, владелец галереи: "Идея заняться искусством появилась случайно. Когда я делал дома ремонт, дизайнеры посоветовали мне украсить стены картинами. По их наводке я познакомился с художником-реалистом Александром Андреевым. С него все и началось. Купив около 20 его произведений, я хотел понять, какую они имеют ценность в мире искусства. Тогда начал активно посещать музеи не только российские, но и европейские, ходил, смотрел, изучал. После Андреева я перешел на грузинских художников, потому что мне близок их менталитет".
Элизбар Маргошвили родом из Панкисского ущелья, как и многие его жители, он грузинский чеченец. Вот уже несколько лет коллекционер занимается налаживанием культурных связей между Россией и Грузией. Именно Элизбар способствовал возобновлению отношений Союза художников Грузии и Международной конфедерации союзов художников (МКСХ), которые были прерваны в 2008 году.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Галерея "Эрзи" в Центральном доме художника (ЦДХ)
"Когда у меня накопилось большое количество картин, мне просто стало жалко хранить такие шедевры дома, и я решил, что надо обязательно показать их широкой публике", — говорит владелец галереи.
На вопрос, почему "Эрзи" открылась именно в ЦДХ, Элизбар Мухмадович, не задумываясь, отвечает: "ЦДХ – это сердце изобразительного искусства".
Коллекционированием произведений грузинской живописи Элизбар занимается около семи лет. В его планах "собрать всю элиту грузинского изобразительного искусства", а также провести несколько масштабных выставок в Москве.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Художник Альберт Гогуадзе
Грузинская школа живописи: европейское с национальным колоритом
Если ЦДХ – это сердце изобразительного искусства, то "Эрзи" очень скоро может стать сердцем грузинской живописи в России. Казалось бы, что может удивить москвичей после выставки грузинского авангарда в ГМИИ имени Пушкина… Но 2 мая "Эрзи" представила в ЦДХ свою дебютную выставку.
Классикам грузинской живописи была отведена целая стена. В экспозиции были представлены по две картины Ладо Гудиашвили и Елены Ахвледиани, которые в свое время учились у французских мастеров. Ахвледиани считается мастером грузинских пейзажей, а Гудиашвили — талантливым графиком. По словам Элизбара Маргошвили, эти живописцы входят в пятерку самых известных грузинских художников, после Пиросмани.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Ладо Гудиашвили "Подруги"
Также на выставке можно было увидеть портреты представителя тифлисской школы живописи Александра Бажбеук-Меликова (Меликян) и работы художников из династии Вепхвадзе. Необычные натюрморты Джованни (отец) и тбилисские пейзажи Бруно (сын), который был назван итальянцами среди 100 лучших молодых художников.
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Картины Джованни и Бруно Вепхвадзе
Влияние на грузинское искусство оказали, в первую очередь, европейские мастера. Как отметил искусствовед и культуролог Юрий Подпоренко, особенность грузинской живописи в большой чувствительности к веяниям и одновременно с этим в искусном применении новаторских приемов, то есть условно французское или итальянское у грузин синтезировалось с национальными традициями.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Елены Ахвледиани "Уголок старого Тбилиси"
Юрий Подпоренко, пресс-секретарь Международной конфедерации союзов художников (МКСХ): "Есть культуры, замкнутые на своей идентичности, а есть открытые. Грузинское искусство как раз относится ко второму варианту – здесь мы видим влияние западноевропейской живописи. Более того, Ладо Гудиашвили, Елена Ахвледиани и Давид Какабадзе оказались у самых истоков авангарда. В 20-е годы в Париже шел активный поиск новаторских путей. И художники Грузии в силу обстоятельств были причастны к этому. Безусловно, русская школа живописи тоже оказала свое влияние. Например, как известно, талант Пиросмани миру открыли ученики петербургской Академии Художеств Михаил Ле-Дантю и Кирилл Зданевич".
© Sputnik / Alena Saveljeva
Александр Бажбеук-Меликов "Портрет"
Для грузинских художников характерно использование ярких и насыщенных цветов. По мнению Юрия Владимировича, это связано с грузинским менталитетом – эмоциональностью, гостеприимством и светлым, а где-то даже ироничным отношением к жизни. Трагические ноты здесь практически не встречаются. Есть романтические проявления, есть поиски соединения реалистических традиций с субъективизмом, но при этом обязательное присутствие личности художника.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Бруно Вепхвадзе "Старый Тбилиси"
Современные художники: выставка в выставке
Коллекцию классиков грузинского искусства продолжают уже современные, но не менее талантливые мастера. Среди них народный художник Грузии Зураб Нижарадзе со свойственной ему экспрессивностью, выраженной в ярких красках.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Зураба Нижарадзе "Бальные танцы"
Зураб Кахниашвили — с городскими пейзажами Тбилиси, которые настолько четко прорисованы, что похожи на фотографии, как и натюрморты Вано Маисурадзе.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Зураба Кахниашвили "Тбилиси"
Необычна и серия картин Нико Херкеладзе, который на своих полотнах запечатлел людей разных профессий.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картины Нико Херкеладзе
Условная абстракция прослеживается у Гии Гугушвили. Однако, если присмотреться к его картинам, то на них можно заметить силуэты людей – трио музыкантов, влюбленную девушку и других персонажей.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картины художника Гии Гугушвили
Широко на выставке представлено и творчество Альберта Гогуадзе, который не только на ней присутствовал, но и во время нашей встречи работал над новым произведением. Картины Гогуадзе пишет быстро – по его словам, за всю жизнь он создал около 40 тысяч полотен. Несколько его работ можно увидеть в Пушкинском музее, остальные хранятся в частных коллекциях по всему миру.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Художник Альберт Гогуадзе
Альберт Гогуадзе, художник: "В советское время нас называли нонконформистами, в плохом смысле этого слова. У нас не было ничего общего с властью, поэтому до 1991 года мои картины не принимали на серьезные выставки. За так называемое инакомыслие в творчестве. Но при этом в Москве не было ни одного посольства, где я бы не писал портреты иностранных представителей. Но самое ценное – это, конечно, коллекции друзей, которые хранят мои картины уже более 60 лет. Они часто шутят: "Вроде дом наш, а музей-квартира — твоя".
© Sputnik / Alena Saveljeva
Художник Альберт Гогуадзе и его картина "Дон Кихот"
Работы Гогуадзе – это элементы импрессионизма и абстракции, в которой прячется множество сюжетов – где-то прорисовывается лицо мужчины, где-то силуэт женщины, а на некоторых полотнах можно заметить целые пейзажи – реку, деревья, горы. Например, о картине "Выход к морю" сам художник говорит так: "Здесь изображен морской пейзаж в обрамлении образной трубы. И чтобы добраться до моря – надо пройти от черного до белого, влезть в эту глубину". Кроме абстракций, художник пишет графику, которую Юрий Подпоренко называет "аналогом раннего Пикассо".
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картины Альберта Гогуадзе
Если большинство художников в своих произведениях используют яркие и насыщенные цвета, то Каха Гигаури среди них выделяется. Он пишет в сдержанных темных тонах (серый, коричневый, темно-зеленый). В такой манере выполнены городские пейзажи (Тбилиси, Татушети) и образы воображаемых человечков. Картины Гигаури находятся во многих частных собраниях, в том числе у патриарха Грузии. А еще Каха — прекрасный певец, что он и продемонстрировал во время нашего посещения.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картины Кахи Гигаури
Напротив спокойных по цвету полотен Гигаури висят яркие картины Теи Келехсаевой. Как говорит сама художница, в её творчестве преобладают детские мотивы. И действительно — герои её произведений как будто пришли к нам из мультиков. Тея также присутствовала на выставке и даже показала нам свою галерею ARS-ТЕЯ, которую много лет назад открыла в ЦДХ вместе с мужем.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Галерея ARS-ТЕЯ - художница Тея Келехсаева
Был на выставке и Бадри Пачулия, которого Элизбар Маргошвили называет "молодым художником, подающим большие надежды". В экспозиции было представлено около 15 его работ, выполненных в разной манере. Его коллеги говорят, что ему под силу любая техника.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картины художника Бадри Пачулия
Бадри Пачулия, художник: "В основном, я пишу маслом и акрилом, иногда работаю в смешанной технике.Что касается направлений, то сначала был импрессионизм, а сейчас — реализм и модерн. Например, "Репетиция Феллини" — это наив с модерном и даже какой-то иронией. Скажу по секрету, картиной интересуется один французский музей. А с этим произведением ("Ингрида") связана забавная история. Его я написал совсем недавно и долго ломал голову над названием. Но тут за несколько дней до открытия к нам в галерею зашла девушка, безумно мне кого-то напоминающая. Она спросила про грузинских художников, и я предложил показать ей свои работы. Как только мы подошли к картинам, меня осенило — она похожа на мою героиню! Посетительница, кстати, со мной согласилась. Так работа стала называться ее именем".
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Бадри Пачулия "Ингрида"
У Бадри также есть абстракция "Армрестлинг", написанная под впечатлением от любимого вида спорта; лирический пейзаж вечернего Тбилиси и морской берег родного Сухуми, выполненный в пастельных тонах. Последняя картина художнику особенно дорога – она ассоциируется у него с "воспоминаниями из детства".
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Бадри Пачулия "Репетиция Феллини"
Среди 40 мастеров, представленных на выставке, трудно выделить кого-то одного, но определенно запомнился Гоги Чагелишвили со своими зимними пейзажами. Во-первых, потому что мы привыкли видеть Грузию солнечной, а здесь живописец показал нам совсем другое состояние природы. А во-вторых, зима Чагелишвили на каждой картине разная. Элизбар Маргошвили сказал, что мы не первые, кто оценил талант Гоги – сегодня в Грузии он самый продаваемый художник.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Гоги Чагелишвили "Зима"
В оформлении выставки также принимал участие уроженец Тбилиси Геннадий Комольцев – известный плакатист и график. Он подготовил для экспозиции афишу и каталоги картин Альберта Гогуадзе.
Картины художницы Тея Келехсаева
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Отара Чхартишвили "Сухуми"
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Зураба Нижарадзе "Берикаоба"
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Зураба Кахниашвили
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Вано Маисурадзе "Натюрморт с пионами"
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Бадри Пачулия "Прогулка в утреннем свете"
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Бадри Пачулия "Вечер. Тбилиси"
© Sputnik / Alena Saveljeva
Художник Альберт Гогуадзе и его картина "Дон Кихот"
© Sputnik / Alena Saveljeva
1 / 8
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картины художницы Тея Келехсаева
Единственным минусом стало то, что большая коллекция "Эрзи" была выставлена в ЦДХ всего на неделю. Однако все работы хранятся в галерее – часть из них находится в экспозиции, а остальные в запасниках, которые сотрудники салона любезно покажут заинтересованным посетителям.
sputnik-georgia.ru
18 картин грузинского художника, которые дарят праздник: matveychev_oleg
Истинный художник всегда хочет сделать мир лучше. Давид Мартиашвили нашел свой стиль в живописи, в котором отразились все яркие краски его родины. Работы грузинского мастера — это некий синтез примитивизма и сложнейшей живописной техники. В итоге рождаются картины, дарящие эстетическое наслаждение. О своем кредо Давид говорит так: «Я хочу, чтобы мои картины вызывали у людей ощущение праздника, поднимали настроение, были оптимистичны по духу. Это так важно в наши дни».
matveychev-oleg.livejournal.com
Грузинский художник Ладо Гудиашвили. - Воздушные замки
Ладо Давидович Гудиашвили один из крупнейших грузинских художников XX века.Сам художник никак не оценивал своё творчество и свой стиль, предпочитая давать односложные ответы.
Творчество Ладо Гудиашвили отличается огромным разнообразием техники и жанра, при этом его стиль довольно легко узнаваем.
"Автопортрет" 1950Ладо Гудиашвили родился в Тифлисе 18 марта 1896 года в семье железнодорожного служащего. В возрасте 14 лет поступил в художественное училище, после его окончания работал учителем рисования в школе. В 1915 году в Тифлисе прошла его первая персональная выставка, немедленно сделавшая ему имя в художественных кругах Грузии. Гудиашвили вошёл в круг грузинских интеллектуалов, был близок к группе поэтов-символистов «Голубые роги», организованной Паоло Яшвили. Участвовал в археологической экспедиции, изучавшей памятники грузинской архитектуры, много копировал старинные фрески. Работал сразу как художник и график. На прошедшей в 1919 году выставке грузинского искусства было выставлено более пятидесяти его картин и акварелей.
Между 1915 и 1918 годом познакомился с творчеством Нико Пиросманишвили, оказавшим глубочайшее влияние на его собственную художественную манеру.
Ладо Гудиашвили уехал из Тифлиса в Париж осенью 1919 года. Почти сразу художник стал завсегдатаем знаменитого "Улья" и кафе "Ротонда". Он дружил с А.Дереном, Ф.Леже, Ф.Мазерелем, Н.Гончаровой и М.Ларионовым, а также был знаком с А.Модильяни и П.Пикассо.Весна. (Зелёная женщина). 1920
Парижский дебют Гудиашвили начался с участия в 13-й выставке "Осеннего салона", где он показал четыре картины: "Идиллия", "Кутёж в саду Эдеми", "Тост на рассвете", "Кутёж кинто с женщиной". После салона произведения двадцатичетырехлетнего Гудиашвили получили восторженные отзывы прессы. Вслед за общественным признанием последовал и коммерческий успех - картину "Кутёж с женщиной" и еще три рисунка Гудиашвили купил испанский художник Игнасио Сулоага с намерением позже передать их в собрание музея Прадо.
Излюбленными персонажами картин Гудиашвили были кинто (уличные торговцы, завсегдатаи духанов) и карачохели (трудяги-ремесленники, носившие чоху – черную одежду) и связанные с ними сцены возлияний, пиршеств, гуляний и верховой езды. В годы жизни в Париже Гудиашвили неизменно обращался к воспоминаниям о патриархальном грузинском укладе, внезапно сменившемся в 1921 году новым советским режимом.
Гудиашвили прожил в Париже шесть лет. Все эти годы его сопровождал профессиональный успех: галереи устраивали персональные выставки, его охотно приглашали принимать участие в коллективных экспозициях, диспутах и поэтических чтениях, он работал театральным декоратором.
Однако многие работы Гудиашвили 1920-х годов не лишены пессимизма и меланхолии, отчасти потому, что художник понимал обречённость старинного грузинского уклада времён своей юности. Тем не менее, в годы осознания новой реальности и переоценки ценностей Гудиашвили хранил верность идеалу красоты, который напрямую связывал его творчество с преданием французского и русского символизма — концепцией и культом Вечной Женственности.
В 1925 году, когда многие художники пытались бежать из России, Ладо Гудиашвили, наоборот, вернулся в Советскую Грузию. Он продолжал успешно работать в родном Тифлисе. В 1928 году Гудиашвили стал участником 16-й Венецианской биеннале современного искусства, его работы выставляли в Европе, Америке и СССР. Кутеж с женщиной 1921 Кутеж с женщиной 19231923
Юноша с ланью 1924Серенада
1920-1926
Некоторые сюжеты постоянно присутствуют в творчестве художника. Наиболее распространённым для Гудиашвили является изображение человека (обычно женщины) и животного. В лирических произведениях животное может быть лошадью, ланью или птицей; в эпических медведем, обезьяной или сказочным чудищем. Часто в портреты включаются животные, как, например, в портрет Пиросмани художник поместил газель, а в портрет Галины Улановой — лань.
Ладо Гудиашвили был замечательным рисовальщиком и хорошо умел передавать движение. Это особенно заметно в его графических работах и книжных иллюстрациях, в том числе к поэме «Витязь в тигровой шкуре» (1934, 1939). Очень типично для художника изменение традиционной формы фигур, что придаёт произведениям некоторый оттенок театральности.
Мотивы творчества художника почти исключительно связаны с Грузией. В частности, он выполнил портреты грузинских писателей и художников, включая Николоза Бараташвили и Нико Пиросмани. Во время войны появляются мифологические мотивы, отдалённо напоминающие «Капричос» Франсиско Гойи.
zharevna.livejournal.com
СТАРЫЙ ТБИЛИСИ ФОТО. УЛИЦЫ СТАРОГО ТБИЛИСИ
фото:frickr.com СТАРЫЙ ТБИЛИСИСтарый Тбилиси — это милые тбилисские дворики, старые парадные с лепниной и ажурными перилами, художественная ковка, живописные фасады старинных домов… Старый Тбилиси всегда считался духом Грузии, колоритом, шармом страны.
Крепостная стена Старого города («калаки», в переводе- город) проходила вдоль улиц Н.Бараташвили, А.Пушкина, Ш.Дадиани и вела вниз к Куре вдоль крепости Нарикала. Район Исани был частью крепостной стены, за которой начинался также относящийся к Старому городу, населённый армянами, район Авлабар. Средневековый город представлял собой множество искривлённых узких улочек, переплетающихся между собой. В.Багратиони в 18 веке выпустил карту Тифлиса (прежнее название Тбилиси), из которой мы сейчас знаем, что город со всех сторон света (запад, юг, север, восток) был окружен воротами, через которые можно было въехать в город. К старым районам Тбилиси относится и район Вере (Вера). Левый берег Куры в прежние времена был основным местом жительства чиновников и немецких колонистов. Буржуазия, интеллигенция и знать селилась в престижных районах: Мтацминда, Вере, Сололаки. Менее состоятельные ремесленники и торговцы- в Кала и Авлабаре. Кала и Метехи — районы внутри крепости Нарикала — самые древние в Тбилиси.
Именно со Старого города началось строительство Тбилиси. Здесь началась история Тифлиса. Вьющиеся улицы- как лабиринты средневековья. Приехав в Тбилиси, обязательно пройдитесь по улицам Старого города: осмотрите Серные бани, крепость Нарикала, Ботанический сад , многочисленные монастыри и храмы.
Районы, расположенные за пределами крепостной стены, получили название Гаретубани (в переводе — внешняя местность). Гаретубани включает кварталы Сололаки — Мтацминда — Орбелиантубани — Мухранбатонисубани — Ванкисубани. До площади Революции Роз проходила Дигомская дорога (сейчас носит название проспект Шота Руставели). Это главная дорога, от которой идут ответвления,- маленькие улочки. В 19 веке район Гаретубани носил название Нового города за его резкое отличие от Старого города. Район отстраивался новыми зданиями с начала девятнадцатого века русскими наместниками, с привлечением специально для этого выписанных из Италии архитекторов. Именно итальянцы подарили этой земле уютные внутренние дворики с висячими деревянными балконами, где проходила, порой, целая жизнь…
Центральная же площадь современного Тбилиси — площадь Свободы.
СТАРЫЙ ТБИЛИСИ НА КАРТИНАХ ГРУЗИНСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ ЕЛЕНЫ АХВЛЕДИАНИ
картина грузинской художницы Елены Ахвледианикартина грузинской художницы Елены Ахвледианикартина грузинской художницы Елены Ахвледианикартина грузинской художницы Елены Ахвледианикартина грузинской художницы Елены Ахвледианикартина грузинской художницы Елены Ахвледианикартина грузинской художницы Елены Ахвледианикартина грузинской художницы Елены АхвледианиСТАРЫЙ ТБИЛИСИ НА КАРТИНАХ ГРУЗИНСКОГО ХУДОЖНИКА ДАВИДА МАРТИАШВИЛИ
картина грузинского художника Давида Мартиашвиликартина грузинского художника Давида Мартиашвиликартина грузинского художника Давида Мартиашвиликартина грузинского художника Давида МартиашвилиСТАРЫЙ ТБИЛИСИ НА КАРТИНАХ ГРУЗИНСКОГО ХУДОЖНИКА ВАЖА МЕСХИ
картина грузинского художника Важа Месхикартина грузинского художника Важа Месхикартина грузинского художника Важа Месхикартина грузинского художника Важа Месхикартина грузинского художника Важа Месхикартина грузинского художника Важа Месхикартина грузинского художника Важа Месхикартина грузинского художника Важа МесхиШайтан базар на картине грузинского художника Джованни Вепхвадзекартина грузинского художника Джованни ВепхвадзеМайдан на картине грузинского художника Джованни ВепхвадзеЭриванская площадь. ТифлисГолубой дом в Тифлисе на картине грузинского художника Александра Цимакуридзе.Татарский МайданПерейти к другим ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМ ТБИЛИСИ
Перейти к другим РАЙОНАМ ТБИЛИСИ
lebristolgeorgia.ru