18 картин грузинского художника, которые дарят праздник. Грузинские картины
Галерея "Эрзи" в Москве: энциклопедия грузинской живописи
Творческое пространство было открыто осенью прошлого года, однако познакомиться с основными экспонатами москвичам удалось только в мае – на дебютной выставке "Грузинские художники".
Корреспондент Sputnik Грузия Алена Савельева посетила галерею и пообщалась с главными героями грузинского салона: коллекционером и владельцем "Эрзи", представителем Международной конфедерации союзов художников и, конечно, с грузинскими живописцами.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Выставка "Грузинские художники" в московском Центральном доме художника (ЦДХ) в галерее "Эрзи"
От домашней коллекции до выставки в ЦДХ
Выставка "Грузинские художники", представленная галереей "Эрзи" — это более 150 картин 40 грузинских мастеров ХХ и XXI веков, от Ладо Гудиашвили и Елены Ахвледиани до Зураба Нижарадзе и Альберта Гогуадзе. Иными словами, посетители могут познакомиться как с основоположниками грузинской живописи, так и с современными мастерами Грузии. Большая часть работ (около 90%) принадлежит предпринимателю и коллекционеру Элизбару Маргошвили, который и является владельцем галереи. По его словам, в экспозиции представлена лишь часть собрания – всего же в его личной коллекции более тысячи картин.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Коллекционер, владелец галереи "Эрзи" Элизбар Маргошвили и художник Альберт Гогуадзе
Элизбар Маргошвили, коллекционер, владелец галереи: "Идея заняться искусством появилась случайно. Когда я делал дома ремонт, дизайнеры посоветовали мне украсить стены картинами. По их наводке я познакомился с художником-реалистом Александром Андреевым. С него все и началось. Купив около 20 его произведений, я хотел понять, какую они имеют ценность в мире искусства. Тогда начал активно посещать музеи не только российские, но и европейские, ходил, смотрел, изучал. После Андреева я перешел на грузинских художников, потому что мне близок их менталитет".
Элизбар Маргошвили родом из Панкисского ущелья, как и многие его жители, он грузинский чеченец. Вот уже несколько лет коллекционер занимается налаживанием культурных связей между Россией и Грузией. Именно Элизбар способствовал возобновлению отношений Союза художников Грузии и Международной конфедерации союзов художников (МКСХ), которые были прерваны в 2008 году.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Галерея "Эрзи" в Центральном доме художника (ЦДХ)
"Когда у меня накопилось большое количество картин, мне просто стало жалко хранить такие шедевры дома, и я решил, что надо обязательно показать их широкой публике", — говорит владелец галереи.
На вопрос, почему "Эрзи" открылась именно в ЦДХ, Элизбар Мухмадович, не задумываясь, отвечает: "ЦДХ – это сердце изобразительного искусства".
Коллекционированием произведений грузинской живописи Элизбар занимается около семи лет. В его планах "собрать всю элиту грузинского изобразительного искусства", а также провести несколько масштабных выставок в Москве.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Художник Альберт Гогуадзе
Грузинская школа живописи: европейское с национальным колоритом
Если ЦДХ – это сердце изобразительного искусства, то "Эрзи" очень скоро может стать сердцем грузинской живописи в России. Казалось бы, что может удивить москвичей после выставки грузинского авангарда в ГМИИ имени Пушкина… Но 2 мая "Эрзи" представила в ЦДХ свою дебютную выставку.
Классикам грузинской живописи была отведена целая стена. В экспозиции были представлены по две картины Ладо Гудиашвили и Елены Ахвледиани, которые в свое время учились у французских мастеров. Ахвледиани считается мастером грузинских пейзажей, а Гудиашвили — талантливым графиком. По словам Элизбара Маргошвили, эти живописцы входят в пятерку самых известных грузинских художников, после Пиросмани.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Ладо Гудиашвили "Подруги"
Также на выставке можно было увидеть портреты представителя тифлисской школы живописи Александра Бажбеук-Меликова (Меликян) и работы художников из династии Вепхвадзе. Необычные натюрморты Джованни (отец) и тбилисские пейзажи Бруно (сын), который был назван итальянцами среди 100 лучших молодых художников.
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Картины Джованни и Бруно Вепхвадзе
Влияние на грузинское искусство оказали, в первую очередь, европейские мастера. Как отметил искусствовед и культуролог Юрий Подпоренко, особенность грузинской живописи в большой чувствительности к веяниям и одновременно с этим в искусном применении новаторских приемов, то есть условно французское или итальянское у грузин синтезировалось с национальными традициями.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Елены Ахвледиани "Уголок старого Тбилиси"
Юрий Подпоренко, пресс-секретарь Международной конфедерации союзов художников (МКСХ): "Есть культуры, замкнутые на своей идентичности, а есть открытые. Грузинское искусство как раз относится ко второму варианту – здесь мы видим влияние западноевропейской живописи. Более того, Ладо Гудиашвили, Елена Ахвледиани и Давид Какабадзе оказались у самых истоков авангарда. В 20-е годы в Париже шел активный поиск новаторских путей. И художники Грузии в силу обстоятельств были причастны к этому. Безусловно, русская школа живописи тоже оказала свое влияние. Например, как известно, талант Пиросмани миру открыли ученики петербургской Академии Художеств Михаил Ле-Дантю и Кирилл Зданевич".
© Sputnik / Alena Saveljeva
Александр Бажбеук-Меликов "Портрет"
Для грузинских художников характерно использование ярких и насыщенных цветов. По мнению Юрия Владимировича, это связано с грузинским менталитетом – эмоциональностью, гостеприимством и светлым, а где-то даже ироничным отношением к жизни. Трагические ноты здесь практически не встречаются. Есть романтические проявления, есть поиски соединения реалистических традиций с субъективизмом, но при этом обязательное присутствие личности художника.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Бруно Вепхвадзе "Старый Тбилиси"
Современные художники: выставка в выставке
Коллекцию классиков грузинского искусства продолжают уже современные, но не менее талантливые мастера. Среди них народный художник Грузии Зураб Нижарадзе со свойственной ему экспрессивностью, выраженной в ярких красках.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Зураба Нижарадзе "Бальные танцы"
Зураб Кахниашвили — с городскими пейзажами Тбилиси, которые настолько четко прорисованы, что похожи на фотографии, как и натюрморты Вано Маисурадзе.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Зураба Кахниашвили "Тбилиси"
Необычна и серия картин Нико Херкеладзе, который на своих полотнах запечатлел людей разных профессий.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картины Нико Херкеладзе
Условная абстракция прослеживается у Гии Гугушвили. Однако, если присмотреться к его картинам, то на них можно заметить силуэты людей – трио музыкантов, влюбленную девушку и других персонажей.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картины художника Гии Гугушвили
Широко на выставке представлено и творчество Альберта Гогуадзе, который не только на ней присутствовал, но и во время нашей встречи работал над новым произведением. Картины Гогуадзе пишет быстро – по его словам, за всю жизнь он создал около 40 тысяч полотен. Несколько его работ можно увидеть в Пушкинском музее, остальные хранятся в частных коллекциях по всему миру.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Художник Альберт Гогуадзе
Альберт Гогуадзе, художник: "В советское время нас называли нонконформистами, в плохом смысле этого слова. У нас не было ничего общего с властью, поэтому до 1991 года мои картины не принимали на серьезные выставки. За так называемое инакомыслие в творчестве. Но при этом в Москве не было ни одного посольства, где я бы не писал портреты иностранных представителей. Но самое ценное – это, конечно, коллекции друзей, которые хранят мои картины уже более 60 лет. Они часто шутят: "Вроде дом наш, а музей-квартира — твоя".
© Sputnik / Alena Saveljeva
Художник Альберт Гогуадзе и его картина "Дон Кихот"
Работы Гогуадзе – это элементы импрессионизма и абстракции, в которой прячется множество сюжетов – где-то прорисовывается лицо мужчины, где-то силуэт женщины, а на некоторых полотнах можно заметить целые пейзажи – реку, деревья, горы. Например, о картине "Выход к морю" сам художник говорит так: "Здесь изображен морской пейзаж в обрамлении образной трубы. И чтобы добраться до моря – надо пройти от черного до белого, влезть в эту глубину". Кроме абстракций, художник пишет графику, которую Юрий Подпоренко называет "аналогом раннего Пикассо".
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картины Альберта Гогуадзе
Если большинство художников в своих произведениях используют яркие и насыщенные цвета, то Каха Гигаури среди них выделяется. Он пишет в сдержанных темных тонах (серый, коричневый, темно-зеленый). В такой манере выполнены городские пейзажи (Тбилиси, Татушети) и образы воображаемых человечков. Картины Гигаури находятся во многих частных собраниях, в том числе у патриарха Грузии. А еще Каха — прекрасный певец, что он и продемонстрировал во время нашего посещения.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картины Кахи Гигаури
Напротив спокойных по цвету полотен Гигаури висят яркие картины Теи Келехсаевой. Как говорит сама художница, в её творчестве преобладают детские мотивы. И действительно — герои её произведений как будто пришли к нам из мультиков. Тея также присутствовала на выставке и даже показала нам свою галерею ARS-ТЕЯ, которую много лет назад открыла в ЦДХ вместе с мужем.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Галерея ARS-ТЕЯ - художница Тея Келехсаева
Был на выставке и Бадри Пачулия, которого Элизбар Маргошвили называет "молодым художником, подающим большие надежды". В экспозиции было представлено около 15 его работ, выполненных в разной манере. Его коллеги говорят, что ему под силу любая техника.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картины художника Бадри Пачулия
Бадри Пачулия, художник: "В основном, я пишу маслом и акрилом, иногда работаю в смешанной технике.Что касается направлений, то сначала был импрессионизм, а сейчас — реализм и модерн. Например, "Репетиция Феллини" — это наив с модерном и даже какой-то иронией. Скажу по секрету, картиной интересуется один французский музей. А с этим произведением ("Ингрида") связана забавная история. Его я написал совсем недавно и долго ломал голову над названием. Но тут за несколько дней до открытия к нам в галерею зашла девушка, безумно мне кого-то напоминающая. Она спросила про грузинских художников, и я предложил показать ей свои работы. Как только мы подошли к картинам, меня осенило — она похожа на мою героиню! Посетительница, кстати, со мной согласилась. Так работа стала называться ее именем".
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Бадри Пачулия "Ингрида"
У Бадри также есть абстракция "Армрестлинг", написанная под впечатлением от любимого вида спорта; лирический пейзаж вечернего Тбилиси и морской берег родного Сухуми, выполненный в пастельных тонах. Последняя картина художнику особенно дорога – она ассоциируется у него с "воспоминаниями из детства".
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Бадри Пачулия "Репетиция Феллини"
Среди 40 мастеров, представленных на выставке, трудно выделить кого-то одного, но определенно запомнился Гоги Чагелишвили со своими зимними пейзажами. Во-первых, потому что мы привыкли видеть Грузию солнечной, а здесь живописец показал нам совсем другое состояние природы. А во-вторых, зима Чагелишвили на каждой картине разная. Элизбар Маргошвили сказал, что мы не первые, кто оценил талант Гоги – сегодня в Грузии он самый продаваемый художник.
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Гоги Чагелишвили "Зима"
В оформлении выставки также принимал участие уроженец Тбилиси Геннадий Комольцев – известный плакатист и график. Он подготовил для экспозиции афишу и каталоги картин Альберта Гогуадзе.
Картины художницы Тея Келехсаева
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Отара Чхартишвили "Сухуми"
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Зураба Нижарадзе "Берикаоба"
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Зураба Кахниашвили
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Вано Маисурадзе "Натюрморт с пионами"
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Бадри Пачулия "Прогулка в утреннем свете"
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картина Бадри Пачулия "Вечер. Тбилиси"
© Sputnik / Alena Saveljeva
Художник Альберт Гогуадзе и его картина "Дон Кихот"
© Sputnik / Alena Saveljeva
1 / 8
© Sputnik / Alena Saveljeva
Картины художницы Тея Келехсаева
Единственным минусом стало то, что большая коллекция "Эрзи" была выставлена в ЦДХ всего на неделю. Однако все работы хранятся в галерее – часть из них находится в экспозиции, а остальные в запасниках, которые сотрудники салона любезно покажут заинтересованным посетителям.
sputnik-georgia.ru
18 картин грузинского художника, которые дарят праздник: matveychev_oleg
Истинный художник всегда хочет сделать мир лучше. Давид Мартиашвили нашел свой стиль в живописи, в котором отразились все яркие краски его родины. Работы грузинского мастера — это некий синтез примитивизма и сложнейшей живописной техники. В итоге рождаются картины, дарящие эстетическое наслаждение. О своем кредо Давид говорит так: «Я хочу, чтобы мои картины вызывали у людей ощущение праздника, поднимали настроение, были оптимистичны по духу. Это так важно в наши дни».
matveychev-oleg.livejournal.com
Грузинский художник Ладо Гудиашвили. - Воздушные замки
Ладо Давидович Гудиашвили один из крупнейших грузинских художников XX века.Сам художник никак не оценивал своё творчество и свой стиль, предпочитая давать односложные ответы.
Творчество Ладо Гудиашвили отличается огромным разнообразием техники и жанра, при этом его стиль довольно легко узнаваем.

Ладо Гудиашвили родился в Тифлисе 18 марта 1896 года в семье железнодорожного служащего. В возрасте 14 лет поступил в художественное училище, после его окончания работал учителем рисования в школе. В 1915 году в Тифлисе прошла его первая персональная выставка, немедленно сделавшая ему имя в художественных кругах Грузии. Гудиашвили вошёл в круг грузинских интеллектуалов, был близок к группе поэтов-символистов «Голубые роги», организованной Паоло Яшвили. Участвовал в археологической экспедиции, изучавшей памятники грузинской архитектуры, много копировал старинные фрески. Работал сразу как художник и график. На прошедшей в 1919 году выставке грузинского искусства было выставлено более пятидесяти его картин и акварелей.
Между 1915 и 1918 годом познакомился с творчеством Нико Пиросманишвили, оказавшим глубочайшее влияние на его собственную художественную манеру.
Ладо Гудиашвили уехал из Тифлиса в Париж осенью 1919 года. Почти сразу художник стал завсегдатаем знаменитого "Улья" и кафе "Ротонда". Он дружил с А.Дереном, Ф.Леже, Ф.Мазерелем, Н.Гончаровой и М.Ларионовым, а также был знаком с А.Модильяни и П.Пикассо.
Весна. (Зелёная женщина). 1920
Парижский дебют Гудиашвили начался с участия в 13-й выставке "Осеннего салона", где он показал четыре картины: "Идиллия", "Кутёж в саду Эдеми", "Тост на рассвете", "Кутёж кинто с женщиной". После салона произведения двадцатичетырехлетнего Гудиашвили получили восторженные отзывы прессы. Вслед за общественным признанием последовал и коммерческий успех - картину "Кутёж с женщиной" и еще три рисунка Гудиашвили купил испанский художник Игнасио Сулоага с намерением позже передать их в собрание музея Прадо.
Излюбленными персонажами картин Гудиашвили были кинто (уличные торговцы, завсегдатаи духанов) и карачохели (трудяги-ремесленники, носившие чоху – черную одежду) и связанные с ними сцены возлияний, пиршеств, гуляний и верховой езды. В годы жизни в Париже Гудиашвили неизменно обращался к воспоминаниям о патриархальном грузинском укладе, внезапно сменившемся в 1921 году новым советским режимом.
Гудиашвили прожил в Париже шесть лет. Все эти годы его сопровождал профессиональный успех: галереи устраивали персональные выставки, его охотно приглашали принимать участие в коллективных экспозициях, диспутах и поэтических чтениях, он работал театральным декоратором.
Однако многие работы Гудиашвили 1920-х годов не лишены пессимизма и меланхолии, отчасти потому, что художник понимал обречённость старинного грузинского уклада времён своей юности. Тем не менее, в годы осознания новой реальности и переоценки ценностей Гудиашвили хранил верность идеалу красоты, который напрямую связывал его творчество с преданием французского и русского символизма — концепцией и культом Вечной Женственности.
В 1925 году, когда многие художники пытались бежать из России, Ладо Гудиашвили, наоборот, вернулся в Советскую Грузию. Он продолжал успешно работать в родном Тифлисе. В 1928 году Гудиашвили стал участником 16-й Венецианской биеннале современного искусства, его работы выставляли в Европе, Америке и СССР.

1923

Серенада
1920-1926
Некоторые сюжеты постоянно присутствуют в творчестве художника. Наиболее распространённым для Гудиашвили является изображение человека (обычно женщины) и животного. В лирических произведениях животное может быть лошадью, ланью или птицей; в эпических медведем, обезьяной или сказочным чудищем. Часто в портреты включаются животные, как, например, в портрет Пиросмани художник поместил газель, а в портрет Галины Улановой — лань.
Ладо Гудиашвили был замечательным рисовальщиком и хорошо умел передавать движение. Это особенно заметно в его графических работах и книжных иллюстрациях, в том числе к поэме «Витязь в тигровой шкуре» (1934, 1939). Очень типично для художника изменение традиционной формы фигур, что придаёт произведениям некоторый оттенок театральности.
Мотивы творчества художника почти исключительно связаны с Грузией. В частности, он выполнил портреты грузинских писателей и художников, включая Николоза Бараташвили и Нико Пиросмани. Во время войны появляются мифологические мотивы, отдалённо напоминающие «Капричос» Франсиско Гойи.
zharevna.livejournal.com
СТАРЫЙ ТБИЛИСИ ФОТО. УЛИЦЫ СТАРОГО ТБИЛИСИ


Старый Тбилиси — это милые тбилисские дворики, старые парадные с лепниной и ажурными перилами, художественная ковка, живописные фасады старинных домов… Старый Тбилиси всегда считался духом Грузии, колоритом, шармом страны.
Крепостная стена Старого города («калаки», в переводе- город) проходила вдоль улиц Н.Бараташвили, А.Пушкина, Ш.Дадиани и вела вниз к Куре вдоль крепости Нарикала. Район Исани был частью крепостной стены, за которой начинался также относящийся к Старому городу, населённый армянами, район Авлабар. Средневековый город представлял собой множество искривлённых узких улочек, переплетающихся между собой. В.Багратиони в 18 веке выпустил карту Тифлиса (прежнее название Тбилиси), из которой мы сейчас знаем, что город со всех сторон света (запад, юг, север, восток) был окружен воротами, через которые можно было въехать в город. К старым районам Тбилиси относится и район Вере (Вера). Левый берег Куры в прежние времена был основным местом жительства чиновников и немецких колонистов. Буржуазия, интеллигенция и знать селилась в престижных районах: Мтацминда, Вере, Сололаки. Менее состоятельные ремесленники и торговцы- в Кала и Авлабаре. Кала и Метехи — районы внутри крепости Нарикала — самые древние в Тбилиси.
Именно со Старого города началось строительство Тбилиси. Здесь началась история Тифлиса. Вьющиеся улицы- как лабиринты средневековья. Приехав в Тбилиси, обязательно пройдитесь по улицам Старого города: осмотрите Серные бани, крепость Нарикала, Ботанический сад , многочисленные монастыри и храмы.
Районы, расположенные за пределами крепостной стены, получили название Гаретубани (в переводе — внешняя местность). Гаретубани включает кварталы Сололаки — Мтацминда — Орбелиантубани — Мухранбатонисубани — Ванкисубани. До площади Революции Роз проходила Дигомская дорога (сейчас носит название проспект Шота Руставели). Это главная дорога, от которой идут ответвления,- маленькие улочки. В 19 веке район Гаретубани носил название Нового города за его резкое отличие от Старого города. Район отстраивался новыми зданиями с начала девятнадцатого века русскими наместниками, с привлечением специально для этого выписанных из Италии архитекторов. Именно итальянцы подарили этой земле уютные внутренние дворики с висячими деревянными балконами, где проходила, порой, целая жизнь…
Центральная же площадь современного Тбилиси — площадь Свободы.
СТАРЫЙ ТБИЛИСИ НА КАРТИНАХ ГРУЗИНСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ ЕЛЕНЫ АХВЛЕДИАНИ








СТАРЫЙ ТБИЛИСИ НА КАРТИНАХ ГРУЗИНСКОГО ХУДОЖНИКА ДАВИДА МАРТИАШВИЛИ




СТАРЫЙ ТБИЛИСИ НА КАРТИНАХ ГРУЗИНСКОГО ХУДОЖНИКА ВАЖА МЕСХИ














Перейти к другим ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМ ТБИЛИСИ
Перейти к другим РАЙОНАМ ТБИЛИСИ
lebristolgeorgia.ru