Михаил Нестеров: картины мастера религиозной живописи. Нестеров картины


Михаил Нестеров: картины мастера религиозной живописи

Русский художник Михаил Васильевич Нестеров

Видение отроку Варфоломею

Видение отроку Варфоломею

Михаил Васильевич Нестеров  - (Nesterov, Mikhail. 1862-1942) русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942 г.). Родился в купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом в Уфе.  Традиционно Нестерова причисляют к живописцам исторической и религиозной тематики, у него много картин и образов, полных мистического экстаза или тихого благочестивого настроения. Одними из главных его работ считаются церковные росписи и иконы  в храме Св. Владимира в Киеве и в соборе Воскресения.

Биография Михаила Нестерова

Биография Михаила Васильевича Нестерова хорошо извест­на по оставленным им мемуарам. Для многих поколений русских художников проживший плодотворную восьмиде­сятилетнюю жизнь Нестеров представляет собой живую связь исторических эпох, воплощая художественную традицию. Он учился в Московском Училище живописи, ваяния и зод­чества еще у Василия Перова, Алексея Саврасова и Иллариона Пряниш­никова (1877 —1881, 1884—1886), входил в Товарищество передвижных выставок (как экспонент — с 1889 года, в ка­честве члена — с 1896 по 1901), пользовался уроками Павла Чи­стякова в Академии художеств (1881 —1884). Михаил Нестеров также был одним из членов-учредителей Союза русских художников (1903). Последний же расцвет его творчества приходится уже на 30-е годы XX века.

Михаил Нестеров фотоВ начале своего творческого пути  Михаил Нестеров искал свою индивидуальную манеру в бытовом жанре («Жертва прия­телей», 1881; «Экзамен в сельской школе», 1884; «Знаток», 1884), исторической картине («Шутовской кафтан», 1885; «Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886) и порт­рете («Портрет М. И. Нестеровой», 1886).

На рубеже XIX—XX веков художник увлекается рели­гиозной тематикой, в которой его привлекали духовность, со­гласие с природой, красота обрядов, аскетическая строгость монашества. Картины религиозного цикла лишены фабульности, они окрашены созерцательным любованием. Стилис­тически эти произведения располагаются в русле стиля мо­дерн. Влияние этого стиля конца XIX века ощущается в па­норамной всеохватности композиций, в разбеленном цвете, напоминающем гобеленные тона, в отсутствии развернутой сюжетности и замене конкретного действия — пребыванием, состоянием. Лучшие произведения этого цикла — «Виде­ние отроку Варфоломею» (1889—1890), «Пустынник» (1888), «Под благовест» (1895), «Великий постриг» (1898) и другие. Наименее удачные те, в которых художник пытается осуществить подобие синтеза между церковным образом и станковой картиной, вводя в изображение канонические икон­ные атрибуты, а условный золотой фон заменяя «очищенным» прозрачным пейзажем («Преподобный Сергий Радонеж­ский», 1899; «Юность преподобного Сергия», 1892—1897). Такое соединение выглядит крайне эклектичным, а сами «жи­тийные» картины — слащавыми и маловыразительными.

Михаил Нестеров занимался и церковными росписями. В 1890 го­ду Виктор Васнецов, возглавлявший работы по оформлению Владимирского собора в Киеве, поручает Нестерову испол­нить запрестольный образ собора «Рождество Христово». Пос­ле этого следует заказ на мозаики для храма 1 марта (храм Спаса на крови) в Петербурге, на росписи Марфо-Мариинской обители в Москве и храма Александра Невского в Абастумане (здесь Нестеров выполняет большинство работ и ру­ководит оформлением: в ГРМ хранится более пятидесяти эскизов орнаментов). Но. несмотря на увлеченность худож­ника. храмовые росписи в целом не относятся к числу его достижении — они академичны и тривиальны по исполнению.

В существовавшем в начале века размежевании художни­ков по различного вида творческим корпорациям место Нес­терова оказалось в «Союзе русских художников» (он был членом-учредителем этого объединения). С московскими художниками, составившими ядро «Союза», его роднят тон­кий лиризм, поэтичность мироощущения, интерес к пейзажу (в качестве своеобразной «подосновы» пейзаж присутствует во всех творениях Нестерова). Эти качества проявляются и в разных жанрах, в которых работает художник. Один из лучших нестеровских портретов этого времени — «Портрет дочери» (1906), воплощающий характерную для человека начала XX века грусть по положительному идеалу, по утра­ченной полноте бытия. Тихая женственность модели в соче­тании с внутренней силой рождает ассоциации с передвиж­ническими образами, например с «курсистками» Николая Ярошенко. Перед нами обобщенный образ русской девушки — пря­мой наследницы демократок и курсисток 1870-х годов. В этой традиционности облика присутствует ретроспективный от­тенок, однако мечта о человеческой цельности выражается у Михаила Нестерова в образе вполне реальном и конкретном.

Уже в советское время, особенно в 30-х годах, творчество Нестерова обретает новую эмоциональную активность. Отны­не единственной точкой приложения он выбирает портрет.

В самом выборе портретных моделей виден интерес худож­ника к творческой личности, «пойманной» в порыве сози­дательного вдохновения. Излюбленная мастером динами­ческая композиция позволяла показать модель как бы «на пике» действия — скульптор Вера Мухина поглощена лепкой ста­туэтки Борея, хирург Юдин делает операцию или читает лек­цию студентам, художники братья Корины работают в своей мастерской. Герои Нестерова — активные натуры, утверждаю­щие в своей деятельности себя и свою эпоху. Активны, дина­мичны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, окружающей портретируемых, заботится о выразительности поз и жестов. Энергия сцепленных рук академика Павлова сразу вводит зрителя в атмосферу моде­ли; руки хирурга Юдина в портрете 1935 года характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо.

К 1928 году относятся два автопортрета Михаила Нестерова. Один из них — «Автопортрет в черном», — несмотря на живо­писную основательность, по решению образа напоминает импрессионистически мгновенный острый этюд. Зато второй — «Автопортрет в белой блузе» — это законченная концеп­ция творчества, художнического бытия, обладающая убеж­дающей силой. Портрет как бы «отключен» от личности н целиком иллюстрирует идею — оттого единственным атри­бутом художника оказывается туесок с кистями а фигура на нейтральном фоне выглядит монументальным символом бескомпромиссного творческого служения.

Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ Сто памятных дат. 1987 год.

 

 

Молчание

Молчание

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский

Святая Русь

Святая Русь

Всадники

Всадники

Соловки

Соловки

Под Благовест

Под Благовест

Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария

Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария

Моление о Чаше

Моление о Чаше

Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)

Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)

Старец – раб Божий

Старец – раб Божий

Девушки на берегу

За приворотным зельем

За приворотным зельем

Портрет Виктора Васнецова

Портрет Виктора Васнецова

На Руси

На Руси

Скит

Скит

Весна. Абрамцево

Весна. Абрамцево

Родина Аксакова

Родина Аксакова

Два лада

Два лада

Троица ветхозаветная

Троица ветхозаветная

 

Читайте интересную историю о Михаиле Нестерове

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Русский художник Нестеров М.В. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

Михаил Васильевич Нестеров родился 19 мая 1862 года в Уфе. Художественные способности проявились у мальчика еще в раннем детстве. Родители не пошли против желаний сына и отправили его на учебу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учебу здесь Нестеров начинает в 1877 году. Главным педагогом для начинающего художника стал В.Г. Перов. В это время появляются картины «Знаток», «Домашний арест», «Жертва приятелей», «В снежки».

Связь с учителем у Нестерова была очень крепкой. Не случайно именно после того, как Перов перестает руководить классом, Нестеров решает переводиться в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Однако рутина академического образования не приходится по вкусу художнику. Он большую часть времени проводит в Эрмитаже, пополняя свои знания. Там же Нестеров знакомится с Крамским.

В 1883 году художник возвращается в московское училище. В это время он начинает активно искать свою нишу в русском искусстве. Жанровые картины сменяются многочисленными портретными работами. Появляются портрет С. Коровина, С. Иванова, М. Мартыновой, М. Заньковецкой. Нестеров начинает заниматься станковым рисунком и иллюстрацией. Особое место в творчестве художника занимают картины, посвященные историческим событиям. Однако все эти ранние работы отличаются неспособностью верно и правдиво изобразить события.

И только с конца восьмидесятых годов Нестеров начинает проявлять себя как зрелый и самобытный мастер искусства живописи. Он становится членом Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Именно на таких выставках были показаны его работы «Видение отроку Варфоломею» и «Пустынник». Первая работа посвящена известному религиозному сюжету. Она была сразу же приобретена П.М. Третьяковым.

Звание академика Нестерову принесла картина «Великий постриг», написанная в 1897 году. Художник ратовал за возрождение религиозной живописи, полагая, что единственный верный путь для русского народа – путь религиозный. Он создает картины «На Руси (Душа народа)», «Святая Русь», работает над фресками для соборов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева. Неизменной темой творчества художника оставалась и тема природы. Пейзажные работы мастера отличаются особой задушевностью и поэтичностью. Но и эта тема постоянно перекликалась с религиозной.

В девяностые годы Нестеров вновь обращается к портретному жанру. Он работает над портретами В.И. Мухиной, И.Д. Шадра, П.Д. и А.Д. Кориных, И.П. Павлова.

Нестеров умер 18 октября 1942 года в Москве.

 

Лучшие картины Нестерова М.В.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Живописные шедевры М.В. Нестерова - картины настоящего русского художника

Среди самых выдающихся мастеров русской живописи рубежа XIX и XX веков заслуженно упоминается имя Михаила Васильевича Нестерова. Картины этого живописца и графика на заре творческой деятельности ценили передвижники и художники из «Мира искусства», а в конце жизни его отметила наградами и советская власть. Нестерова - картиныОн прожил жизнь, наполненную до краев напряженным творческим трудом.

Долгий путь труженика

Он родился в Уфе, в купеческой семье, в 1862 году. Сохранилось предание о чуде, которое произошло с младенцем Михаилом, когда он заболел и находился при смерти. Родные уже заказали панихиду, и мать положила ему на грудь иконку святого православного, Тихона Задонского. Болезнь отступила, и ребенок поправился, причем художник прожил 80 лет, трудился до последнего часа и редко испытывал необходимость в обращении к врачам.

Родители не стали настаивать на коммерческом будущем сына, когда стало ясно, что у него явные способности к рисованию. Именно им будущий мастер обязан тем, что прошел великолепную школу рисовальщика и живописца в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из любимых его преподавателей был великий Василий Перов. Первые существенные работы Нестерова - картины на бытовые и исторические сюжеты – стали близки по духу полотнам ведущих художников из товарищества передвижников и были высоко оценены ими.

Поиски своей темы

На отношение к жизни и выбор главных направлений творчества повлияла трагедия, пережитая Михаилом Васильевичем в возрасте 24 лет. При рождении дочери умерла юная любимая жена художника – Мария Ивановна Мартыновская. Потрясение, им пережитое, нашло выражение в попытках запечатлеть образ ушедшей на полотнах. С тех пор многие женские образы, созданные художником, имели черты погибшей жены Нестерова. Картины «Христова невеста», «Царица», иллюстрации и росписи храмов, сделанные в то время, позволили следившим за его искусством говорить об особом, созданном мастером «нестеровском» женском типе.Художник Нестеров, картины

Житие святых, ставших опорой для православных людей, – еще одно направление в творчестве Нестерова. Картины, посвященные образам мучеников за истинную веру, среди которых любимым был великий старец Сергий Радонежский, мастер считал лучшими своими произведениями.

«Видение отроку Варфоломею»

Варфоломей – так звали Сергия Радонежского до пострига. Однажды отроку явился ангел в иноческом виде. Старец узнал от Варфоломея о его желании научиться читать и «благословил его на уразумение грамоты и в ознаменование благодати Божией дал ему частицу просфоры. … И превзошёл он в грамоте своих братьев и сверстников».

Удивительную атмосферу создал на полотне Нестеров. Описание картины встречи пастушка и небесного посланника наполнено неземным светом. Лик святого старца скрыт одеянием и не виден зрителю. Исходящую от него божественную благость мы понимаем по лицу мальчика больше, чем по слабо светящемуся нимбу. Главное содержание полотна – мистическое настроение, создаваемое в том числе потрясающим пейзажем. Осенний лесок, косогор, деревянная церковь, изгиб речки – все привычно для русского взора, но художник наполняет эту картину музыкой небес.Нестеров, описание картины

Не всеми был понят в этом шедевре художник Нестеров. Картины с таким неземным смыслом не было принято выставлять на выставках передвижников. Демократически настроенная художественная критика осудила идейный подтекст полотна, но величайшее художественное мастерство Нестерова увидели все.

«Нестеровский» пейзаж

Природное окружение на полотнах мастера играет очень большую роль. Долгое время Нестеров мечтал о совместной выставке с И. Левитаном – их связывали дружба и похожий взгляд на русскую природу. Чаще всего он обращается к северной или средней полосе России: у него нет яркости и буйства цвета, но сила впечатления от его пейзажей от этого не уменьшается. Она в одухотворенности, читаемой в каждом деревце, в каждой березке, написанной так, как умел только Нестеров.

«Пустынник» (1888), «Молчание» (1903), «Святая Русь» (1905), «Философы» (1917) – на всех картинах художника русский дух, как и русская природа – не агрессивный, но заполняющий любую созерцающую душу. Этот особенный взгляд стал самым важным вкладом мастера в отечественную культуру.

Честность и труд

Среди тех, кто после Октября 1917 года остался в России и не эмигрировал, был и М.В. Нестеров. Картины, написанные им до революции, не отвечали по настроению и содержанию наступившему времени, но слишком велико было уважение, которым пользовался художник за свой труд и талант.

Он продолжал работать – заниматься живописью и воспитывать учеников, больше занимаясь теперь портретным жанром. Он не скрывал своих убеждений, не заигрывал с властью, поэтому трудно назвать его жизнь лишенной проблем, в том числе материальных. Репрессии жестоко ударили по его дочери, у которой расстреляли мужа, а она сама была арестована.М.В.Нестеров, картины

Его самого защитило громкое имя и авторитет среди коллег по профессии, а постоянные занятия любимым делом служили надежной жизненной опорой. В конце концов, даже власти признали его талант и упорный труд. Художник Нестеров, картины которого, изображавшие видных деятелей науки и искусств, высоко оценили специалисты и простые зрители, в 1941 году получил Сталинскою премию за знаменитый портрет Ивана Петровича Павлова. Позднее ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Но звание, которым Нестеров дорожил превыше всего, звучит проще, но значительно весомей – настоящий русский художник.

fb.ru

Нестеров Михаил Васильевич Картины и биография Nesterov Mikhail Vasilyevich

Михаил Васильевич Автопортрет

Нестеров Михаил Васильевич (Nesterov Mikhail Vasilyevich), русский художник, выдающийся мастер историко-религиозного и портретного жанра. Родился 19 (31) мая 1862 года в Уфе в купеческой семье. Михаил Нестеров получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. М. Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884). Жил Михаил Нестеров преимущественно в Москве, а в 1890–1910 годах – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности).

Выбор царской невесты Выбор царской невесты, 1887,музейное объединение, Архангельск За приворотным зельем За приворотным зельем, 1888,Саратовский художественный музей Пустынник Пустынник, 1888-1889,Третьяковская галерея

Если ранние исторические картины Нестерова еще передвижнически достаточно бытописательны ("Избрание Михаила Федоровича на царство", 1886, Третьяковская галерея, Москва; "Выбор царской невесты. Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской", 1887, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск), то позднее, художник усиливает в своих образах фольклорные черты ("За приворотным зельем", 1888, Художественный музей, Саратов), атмосферу религиозной легенды ("Пустынник", 1888–1889, Третьяковская галерея).

Видение отроку Варфоломею Видение отроку Варфоломею,1889-1890, Третьяковская галерея Богоматерь с Младенцем Богоматерь с Младенцем, 1890, Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве Великомученица Варвара Великомученица Варвара, 1894, Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве

Знаменитое полотно "Видение отроку Варфоломею" (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890, Третьяковская галерея) – картина, где чувством чудесного проникнуты и фигуры, и среднерусский пейзаж. Михаил Васильевич Нестеров активно работал и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве, мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге, росписи храма Александра Невского в Абастумани, росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве. Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.

Святая Ольга Святая Ольга, 1892, Эскиз образа иконостаса южного придела Владимирского собора Под Благовест Под Благовест, 1895, Русскиймузей, Санкт-Петербург На горах На горах, 1896, Киевскиймузей русского искусства

По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные Нестеровым образы родных и духовно-близких людей (дочь художника Ольга Михайловна Нестерова, или так называемая "Амазонка", 1906; П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков, или "Философы", 1917). В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления ("Великий постриг", 1898; "Святая Русь", 1901–1906). Самое большое полотно мастера - "На Руси. Душа народа." (первоначальное название "Христиане" 1914-1916) - включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанная по соловецким впечатлениям картина "Молчание", 1903).

Труды преподобного Сергия Труды преподобного Сергия,1896-1897, ГТГ Великий постриг Великий постриг,1898, ГТГ Царевич Дмитрий Царевич Дмитрий,1899, ГРМ

Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная постреволюционная выставка картин Нестерова в 1935 году носит закрытый, «спецпропускной» характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой силы и энергии (портреты художников П. Д. и А. Д. Кориных (1930), академика И. П. Павлова (1935), скульпторов И. Д. Шадра (1934) и В. И. Мухиной (1940; все работы – в Третьяковской галерее) и другие портреты. Умер Михаил Васильевич Нестеров в Москве 18 октября 1942 года.

Преподобный Сергий Радонежский Преподобный СергийРадонежский, 1899, ГРМ Зима в скиту Зима в скиту, 1904, Башкирскийхудожественный музей, Уфа За Волгой За Волгой, 1905, Астраханскаяхудожественная галерея Два лада Два лада, 1905, Нижегородский художественный музей Ольга дочь художника Ольга Михайловна,дочь художника, 1905, ГТГ Екатерина Петровна жена художника Екатерина Петровна,жена художника, 1905, ГТГ Святая Русь Святая Русь,1901-1906, Русский музей Екатерина Петровна в старорусском костюме Нестерова Екатерина Петровнав старорусском костюме, 1906 Наташа на садовой скамейке Наташа Нестерова насадовой скамейке, 1914 Лисичка Лисичка, 1914,Третьяковская галерея Сестры Сестры, 1916, Киевскиймузей русского искусства Душа народа Душа народа. Христиане,1914-1916, ГТГ Философы Флоренский и Булгаков Философы. Флоренскийи Булгаков, 1917, ГТГ Сказание о невидимом граде Китеже Сказание о невидимомграде Китеже, 1917-1922,Нижегородский художественный музей Путник Путник, 1921,Тверская картинная галерея Послушницы у реки Послушницы на берегу реки,1920-е, частное собрание Монахини Монахини и странник у реки,1922, частное собрание Девушка у пруда Девушка у пруда. НатальяМихайловна Нестерова, 1923 Пустынники и послушницы Отцы-пустынники и женынепорочны, 1932, ГТГ Павлов Иван Петрович Павлов Иван Петрович,1930-е, ГТГ Мухина Вера Игнатьевна Мухина Вера Игнатьевна,1940, ГТГ

smallbay.ru

биография, творчество, личная жизнь и картины художника.

«Я жил своим художеством», — писал о себе живописец Михаил Нестеров. Внутренняя красота была для него важнее, чем «так называемые сильные страсти». И эту неброскую, лиричную, но глубокую красоту Нестеров видел во всем: в героях, в окружающей их природе, которая на картинах мастера превращалась в знаменитый «нестеровский пейзаж».

Ученик первых передвижников

Родился Михаил Нестеров в 1862 году в Уфе. Его семья была купеческой, родители — хорошо образованными людьми широких взглядов. Они никогда не запрещали сыну заниматься творчеством: рисовать Нестеров начал еще во время обучения в гимназии. В возрасте 12 лет его отправили учиться в реальное училище, но уже через два года он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. Под их влиянием ранние картины Нестерова созданы в традициях передвижничества.

«Перов остановился против картины, все сгрудились вокруг него, я спрятался за товарищей. Внимательно осмотрев картину своим «ястребиным» взглядом, он спросил: «Чья?» Ему ответили: «Нестерова». Я замер. Перов быстро обернулся назад, найдя меня взором, громко и неожиданно бросил: «Каков-с!» — пошел дальше. Что я перечувствовал, пережил в эту минуту! Надо было иметь 17 лет, мою впечатлительность, чтобы в этом «каков-с» увидеть свою судьбу, нечто провиденциальное... Я почувствовал себя счастливейшим из людей».

Основной жанр его первых полотен — бытовой, но молодой художник уделяет много внимания пейзажу, который вскоре станет одним из важнейших сюжетов его живописи. Позже в творчестве Михаила Нестерова появилась историческая тема, а за работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» он получил звание свободного художника.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 4

Михаил Нестеров. Призвание М.Ф. Романова на царство. 1885

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 4

Михаил Нестеров. Весенний пейзаж. 1890-е

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 4

Михаил Нестеров. Адриатическое море. 1893

«Любовь и потеря сделали меня художником»

Первой работой, в которой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника. В 1886 году, спустя год после свадьбы, во время родов скончалась его жена Мария. Ее чертами наделяет художник героиню своей картины. Нестеров много раз писал свою супругу — многие женщины с полотен живописца похожи на его первую жену. В итоге в творчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой».

«Достаточно произнести «нестеровская девушка», чтобы появился перед нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью».

В полотне «Христова невеста» присутствует и так называемый «нестеровский пейзаж». Михаил Нестеров изображает русскую природу без использования ярких оттенков, она лишена внешней эффектности и очень лирична. Пейзаж в его произведениях имеет собственное настроение, созвучное настроению героев картин.

В 1889 году Нестеров создает один из своих шедевров — картину «Пустынник». Эта работа была куплена Павлом Третьяковым еще до ее показа на XVII Передвижной выставке. Самобытность и мастерство, аскетизм и выразительность, гармония и сила соединились в этом произведении. После «Пустынника» о Михаиле Нестерове заговорили как об одном из самых значительных современных живописцев.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 1

Михаил Нестеров. Христова невеста. 1887

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 1

Михаил Нестеров. Пустынник. 1889

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 1

Михаил Нестеров. Святая Варвара. 1894

«Нестеров, измученный жизнью, — очень сложная, мучительно сложная натура — как будто высказал в этой картине свою собственную душевную борьбу».

«Отрок Варфоломей» и «Святая Русь»

На деньги, полученные от продажи «Пустынника», Михаил Нестеров отправляется в свою первую заграничную поездку. Он путешествует по Европе, изучает работы старых мастеров, создает множество набросков и эскизов. Во время этой поездки к нему впервые приходит идея картины, посвященной Сергию Радонежскому. Для художника его образ с самого детства был особенным. В воспоминаниях Нестеров писал, что святой пользовался в семье его родителей «особой любовью и почитанием».

Возвратившись на Родину, художник начинает работу над самым известным своим произведением. «Видение отроку Варфоломею» становится сенсацией Передвижной выставки 1890 года. Картина получила самые разные отзывы: передвижники упрекали ее в пренебрежении реализмом и излишнем мистицизме, сторонники модерна восхищались ее тонкостью и утонченностью. Сам Нестеров всегда считал «Видение» своей лучшей работой. Позднее живописец создал цикл картин, посвященных жизни Сергия Радонежского.

«Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через 30, через 50 лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

Картина «Видение отроку Варфоломею» принесла Михаилу Нестерову новый художественный опыт — его пригласили в Киев для работы над росписями Владимирского собора. Некоторое время художник колебался, но все же принял приглашение. Нестеров посвятил церковным росписям более 20 лет своей жизни, и они принесли ему широкую известность. Художник создавал фрески для храмов в Абастурмане, Москве, Соловках.

Параллельно с этим он написал много полотен на религиозную тему. Духовные поиски художника воплотила в себе картина «Святая Русь» 1902 года.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 2

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889–1890

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 2

Михаил Нестеров. Святая Русь. 1901–1906

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 2

Михаил Нестеров. Путник. 1921

Портретная галерея Нестерова

Первые портреты, если не считать этюдов или портретов родителей, Михаил Нестеров написал в 1906 году. Они изображали его вторую жену, Екатерину Нестерову, и дочь Ольгу. Так началась галерея портретов членов семьи, друзей и близких художника.

После революции 1917 года, когда религиозная тема оказалась под запретом, живописец стал писать своих современников.

К работам постреволюционного периода относятся портреты ученого Алексея Северцова и художника Виктора Васнецова, писателей Максима Горького и Льва Толстого, хирурга Сергея Юдина и народной артистки Ксении Держинской. Эти картины отличаются вниманием к личности портретного героя и его роду занятий. Активная жизнь каждой творческой личности и была основной темой портретов, написанных Нестеровым. За портрет Ивана Павлова, созданный в 1935 году, художнику присудили Сталинскую премию, одну из первых в области искусства.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 3

Михаил Нестеров. «Портрет академика, биолога А.Н. Северцова». 1934 г.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 3

Михаил Нестеров. «Портрет художника В.М. Васнецова». 1925 г.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 3

Михаил Нестеров. «Портрет академика Павлова». 1935 г.

Писал художник и себя — в целом он создал около десяти живописных и графических автопортретов.

«И в портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их...»

Михаил Нестеров не оставлял творческую работу до последних дней своей жизни. Скончался он 18 октября 1942 года, на 81-м году жизни. Его последняя картина «Осень в деревне» была закончена за несколько недель до смерти.

Музы русских художников

Пять любимых женщин, вдохновивших российских живописцев на создание шедевров. И связанные с этим трагедии и драмы.

Благая весть, иль Благовещение

Христианский праздник на картинах русских художников.

Любовь в картинах русских художников

Вспоминаем самые нежные полотна русских живописцев о любви и цитируем стихи, написанные в год создания картины.

www.culture.ru

Нестеров, Михаил. Все картины художника

РУССКИЙ БОГ

1

Капли ягод – капли крови,

И босым идёт Христос.

Вот пшеницы поле, кровли

Ветхой деревеньки. Бос.

А леса вокруг синеют.

Жаль, церковники всегда

Исказить слова умеют –

В этом данности беда.

Красных капель шаровидный

Вид – их тяжесть или свет…

Низкой жизнью и постыдной

Мы живём. Варьянтов нет.

И – неназванного нету:

Не записаны слова,

Что их разнесло по свету,

Очевидные едва?

Очевиднейшие – мощью,

Сокровенной глубиной.

Полем ли проходит, рощей –

Иисус всегда с тобой.

Колокольни дальний очерк,

Зелень трав, густых весьма.

А величье звёздной ночи?

А роскошная зима?

Слово стало плотью, ибо

Слово сотворило мир.

Вероятно, делать выбор

Должен ты во всякий миг.

2

Пантократор смотрит на Христа

Во плоти живого.

Что такое русское тоска?

Может быть, неверье в слово?

Полем шествует Христос,

Стены вдалеке белеют.

Монастырь весьма велик.

Дни его аскезой веют.

И по озеру Христос

Пред монастырём проходит.

И не видят и не верят

Христиане…или вроде?

3

Края одежды зацепились за куст,

Капли крови на веточке тут остались.

И припал к этим каплям нищий.

И струились воздухом милосердье и жалость…

4

Снега. По ним

Бог в хитоне.

От костров дым.

Но то не –

Важно – Христос

Идёт по Руси,

Непризнан и бос –

Юрод, все кричат, юрод.

Но держится земля ещё на оси.

5

Пляшут рьяно. Пируют и скачут.

Для них молитвы ничего не значат.

Они не заметят идущего полем Христа.

В озере бы не заметили и кита.

Подорожник расцвёл. Иван-чай завял.

Монастырь богат, поскольку не мал.

И если Христос войдёт к ним, он помешает им,

Нарушит их сладкого бытия режим.

6

Обнажённый нерв горит, Христос,

Сердце обнажённое стенает.

Ты идёшь, никто не устилает

Путь глобальный лепестками роз.

В ссоре вновь удельные князья,

Духовенство вновь плетёт интриги.

Позабыты книги. Ибо книги

О духовном, наша же стезя

Матерьяльна, мы грешны, Христос.

Ты идёшь, никто не устилает

Путь глобальный лепестками роз.

И Россия чёрным отливает.

7

Мальчишки строят снежные –

Воюют тоже – крепости.

Дни праздно-безмятежные

Иль праздник – род нелепости?

Горят кресты, и главы

Церковные горят.

Но без Христовой славы.

Христос идёт. Глядят.

Глядят, не веря – это ли

Христос? У нас кипит

Жизнь матерьяльно, съехали

К такой. Один лишь быт.

Христос идёт. Весеннее,

Духовное – долой!

Кричим, и о спасении

Не мыслим, и мучения

Твои что нам, родной?

gallerix.ru

Михаил Нестеров: жизнь и творчество художника

Михаил Васильевич Нестеров (1862, Уфа—1942, Москва) — русский и советский художник-живописец.

Содержание

Биография Михаила Нестерова

Творчество Нестерова

Работы художника

Картины Михаила Нестерова

Библиография

Биография Михаила Нестерова

Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877–1881 и 1884–1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884), где учился у П.П.Чистякова.

Жил преимущественно в Москве, а в 1890–1910 – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Был членом «Товарищества передвижников».

Творчество Нестерова

Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В.М.Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888–1889, Третьяковская галерея). Под воздействием живописи французского символизма (П.Пюви де Шаванн и в особенности Ж.Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Таково знаменитое Видение отроку Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890, Третьяковская галерея), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типически-среднерусский пейзаж.

С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890–1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова; мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге (1894–1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902–1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908–1911).

Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.

Под Благовест

Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная его постреволюционная выставка (1935) носит закрытый, «спецпропускной» характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы.

Таковы Художники П.Д. и А.Д.Корины (1930), Академик И.П.Павлов (1935), Скульптор И.Д.Шадр (1934), Скульптор В.И.Мухина (1940; все работы – в Третьяковской галерее) и др.

В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием Давние дни) в год его кончины.

Работы художника

  • Соловки
  • Святая Русь
  • Видение отроку Варфоломею
  • Под Благовест
  • Старец – раб Божий
  • Девушки на берегу
Девушки на берегу Девушки на берегу За приворотным зельем За приворотным зельем На горах На горах
  • Молчание
  • Преподобный Сергий Радонежский
  • Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)
  • За приворотным зельем
  • Портрет Виктора Васнецова
  • Портрет скульптора Веры Мухиной
  • Девушка у пруда (Н.М.Нестерова)
  • На горах
  • Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария
  • Моление о Чаше
  • Всадники
  • На Руси
  • Скит
  • Весна. Абрамцево
  • Родина Аксакова
  • Два лада
  • Троица ветхозаветная

Библиография

  • Алексеев С. В. Зримая истина. — СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. — ISBN 5-7654-2517-8 ; 5-94849-207-9
  • Дурылин С. Н. Нестеров-портретист. — М.—Л., 1949.
  • Ионина Н. А. Сто великих картин. — М.: Вече, 2000. — ISBN 5-7838-0579-3

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: bibliotekar.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Михаил Нестеров: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Михаил Нестеров: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта