Медузы живопись Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Медуза картина


15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»

«Плот Медузы». Теодора Жерико. 1818 - 1819 гг. Холст, масло. 

Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи "Денон" перед картиной «Плот "Медузы"» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Публику, впервые увидевшую картину на выставке парижского Салона в августе 1819 года, она поражала не меньше, чем наших современников. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались "перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз". Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой живописец Теодор Жерико (1791 -1824). Хотя картина называлась "Сцена кораблекрушения", все безошибочно узнавали плот "Медузы", история которого была в то время известна каждому французу.

1. В основу картины легла реальная история 

40-орудийный морской фрегат.

"Медуза" - французский 40-орудийный морской фрегат, который участвовал в сражениях во время наполеоновских войн начала 19-го века. Примечательно, что судно ничуть не пострадало во время этих морских сражений, а потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по колонизации Сенегала. Из-за нехватки шлюпок на борту матросы построили плот. Но лишь 10 человек из 147, которые перешли на плот, в конечном итоге выжили. Вскоре после этого Жерико и создал свою картину, почерпнув вдохновение из рассказов двух выживших.

2. История картины: расследование 

Художник Теодоо Жерико.

Пребывая под впечатлением от трагической истории, Жерико не только взял интервью у выживших членов экипажа "Медузы", но и прочел все, что мог найти, об этой катастрофе. Жерико нарисовал десятки эскизов, экспериментировал с восковыми фигурами, воссоздавая ситуацию, изучал утонувших трупы в морге. В итоге, он тщательно спланировал буквально каждый элемент на своем шедевре.

3. Картина больше, чем кажется 

Размеры картины впечатляют.

Размеры картины — 4,91 × 7,16 метров. Т.е., "Плот Медузы" размером с настоящий 7-метровый плот, который был построен моряками.

4. Жерико пришлось даже реконструировать плот 

Реконструкция плота *Медузы*

Жерико построил реплику плота с "Медузы" в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели.

5. На картине "Плот Медузы" изображена последняя часть 13-дневного путешествия 

Картина о трагическом путешествии.

На плоту было около 150 моряков с потерпевшего крушения корабля и большинство из них погибло жуткой смертью. В первую ночь случилось 20 смертей от самоубийства, драк, а также от того, что некоторых людей смывало за борт. Через 4 дня осталось всего 67 человек. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей. К 17 июля 1816 года осталось в живых только 15 мужчин, когда на плот наткнулось судно "Аргус". Из них вскоре умерло еще 5 человек.

6. Знак надежды 

Надежда умирает последней...

Мужчина на правой стороне плота с надеждой всматривается в горизонт в поисках спасения.

7. Картину считают историческим документом 

Шлюпка отплывает от плота. Эскиз Теодора Жерико к картине «Плот Медузы». 

Масштабность полотна, мелкие детали и подлинность истории заставляют многих искусствоведов считать, что "Плот Медузы" нужно классифицировать как исторический документ.

8. Жерико черпал вдохновение в творчестве Караваджо 

Микеланджело да Караваджо, Жертвоприношение Авраама.

Искусствоведы считают, что техника передачи света и тени на картине "Плот Медузы" очень похожа на религиозные полотна итальянского художника 16 века. Еще одной отсылкой к Караваджо являются героические позы моряков на картине.

9. "Плот медузы" - важная веха в жанре французского романтизма 

Потрясающее сочетание реальности и трагического романтизма.

Тщательное расследование, проведенное Жерико, а также приемы, используемые Караваджо, дали художнику возможность очень реалистично передать эмоции, а также сделать потрясающее сочетание реальности и трагического романтизма.

10. Ракурс "Плота Медузы" выбран, чтобы вызвать максимальное сопереживание

Благодаря эскизам, которые изначально делал Жерико, искусствоведы смогли отследить всю историю создания картины. Одним из основных изменений окончательного холста, по сравнению с первоначальными эскизами, является то, что был изменен ракурс. Изначально Жерико планировал нарисовать плот сверху. Но затем он посчитал, что ракурс сбоку (как будто в шаге от плота) вызовет большее сопереживание у зрителей.

11. Мнение критиков 

Изображение мёртвых тел взбудоражило критиков.

Жерико дебютировал со своей картиной в Парижском салоне в 1819 году. Мнения критиков относительно полотна разошлись. Одни заявляли, что "картина поражает и от нее невозможно оторвать взгляд". Другие высказали свое негодование горами трупов: "Месье Жерико ошибся. Картина должна привлекать душу и взор, а не отталкивать".

12. Жерико переживал, что "Плот Медузы" будет провальным 

Битва на плоту. Эскиз Теодора Жерико к картине «Плот Медузы»..

Потратив очень много времени и усилий на картину, 27-летний художник почувствовал, что французский мир искусства не единогласно одобрил полотно после его дебюта. После первого дня выставки Жерико хотел даже снять картину и отдать ее другу.

13. Французские историки оценили картину по достоинству 

Nicolas Maillot. «Плот Медузы» в Лувре. 1831

После кораблекрушения, французское общество возмутилось некомпетентностью капитана судна и явной недостаточностью попыток спасения жертв крушения. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Когда стало очевидно, что тяжелый плот буксировать практически невозможно, капитан отдал приказ обрезать веревки. 147 людей оказались обречены на смерть. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Историк и публицист Жюль Мишле подытожил скандал вокруг картины меткой фразой: «Это сама Франция, это наше общество погружено на плот “Медузы”».

14. Название картины 

Композиционные пирамиды.

Хотя полотно сегодня известно, как "Плот Медузы", изначально оно носило гораздо менее провокационное название: "Сцена кораблекрушения". Но это никого не ввело в заблуждение, поскольку трагедия была у всех на устах. Художник в итоге принял решение переименовать картину.

15. Жерико не дожил до того дня, когда его картина стала знаменитой

После выставке в Лувре "Плот Медузы" выиграл конкурс, проведенный музеем. Тем не менее, Жерико был расстроен, поскольку музей не захотел добавить полотно в свою национальную галерею. К сожалению, Жерико умер в 32 года и не дожил до того момента, когда куратор Лувра внес картину в коллекцию музея. С тех пор "Плот Медузы" считается шедевром в течение почти 200 лет. 

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/070216/28350/

«Плот Медузы». Теодора Жерико. 1818 - 1819 гг. Холст, масло. 

Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи "Денон" перед картиной «Плот "Медузы"» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Публику, впервые увидевшую картину на выставке парижского Салона в августе 1819 года, она поражала не меньше, чем наших современников. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались "перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз". Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой живописец Теодор Жерико (1791 -1824). Хотя картина называлась "Сцена кораблекрушения", все безошибочно узнавали плот "Медузы", история которого была в то время известна каждому французу.

1. В основу картины легла реальная история 

40-орудийный морской фрегат.

"Медуза" - французский 40-орудийный морской фрегат, который участвовал в сражениях во время наполеоновских войн начала 19-го века. Примечательно, что судно ничуть не пострадало во время этих морских сражений, а потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по колонизации Сенегала. Из-за нехватки шлюпок на борту матросы построили плот. Но лишь 10 человек из 147, которые перешли на плот, в конечном итоге выжили. Вскоре после этого Жерико и создал свою картину, почерпнув вдохновение из рассказов двух выживших.

2. История картины: расследование 

Художник Теодоо Жерико.

Пребывая под впечатлением от трагической истории, Жерико не только взял интервью у выживших членов экипажа "Медузы", но и прочел все, что мог найти, об этой катастрофе. Жерико нарисовал десятки эскизов, экспериментировал с восковыми фигурами, воссоздавая ситуацию, изучал утонувших трупы в морге. В итоге, он тщательно спланировал буквально каждый элемент на своем шедевре.

3. Картина больше, чем кажется 

Размеры картины впечатляют.

Размеры картины — 4,91 × 7,16 метров. Т.е., "Плот Медузы" размером с настоящий 7-метровый плот, который был построен моряками.

4. Жерико пришлось даже реконструировать плот 

Реконструкция плота *Медузы*

Жерико построил реплику плота с "Медузы" в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели.

5. На картине "Плот Медузы" изображена последняя часть 13-дневного путешествия 

Картина о трагическом путешествии.

На плоту было около 150 моряков с потерпевшего крушения корабля и большинство из них погибло жуткой смертью. В первую ночь случилось 20 смертей от самоубийства, драк, а также от того, что некоторых людей смывало за борт. Через 4 дня осталось всего 67 человек. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей. К 17 июля 1816 года осталось в живых только 15 мужчин, когда на плот наткнулось судно "Аргус". Из них вскоре умерло еще 5 человек.

6. Знак надежды 

Надежда умирает последней...

Мужчина на правой стороне плота с надеждой всматривается в горизонт в поисках спасения.

7. Картину считают историческим документом 

Шлюпка отплывает от плота. Эскиз Теодора Жерико к картине «Плот Медузы». 

Масштабность полотна, мелкие детали и подлинность истории заставляют многих искусствоведов считать, что "Плот Медузы" нужно классифицировать как исторический документ.

8. Жерико черпал вдохновение в творчестве Караваджо 

Микеланджело да Караваджо, Жертвоприношение Авраама.

Искусствоведы считают, что техника передачи света и тени на картине "Плот Медузы" очень похожа на религиозные полотна итальянского художника 16 века. Еще одной отсылкой к Караваджо являются героические позы моряков на картине.

9. "Плот медузы" - важная веха в жанре французского романтизма 

Потрясающее сочетание реальности и трагического романтизма.

Тщательное расследование, проведенное Жерико, а также приемы, используемые Караваджо, дали художнику возможность очень реалистично передать эмоции, а также сделать потрясающее сочетание реальности и трагического романтизма.

10. Ракурс "Плота Медузы" выбран, чтобы вызвать максимальное сопереживание

Благодаря эскизам, которые изначально делал Жерико, искусствоведы смогли отследить всю историю создания картины. Одним из основных изменений окончательного холста, по сравнению с первоначальными эскизами, является то, что был изменен ракурс. Изначально Жерико планировал нарисовать плот сверху. Но затем он посчитал, что ракурс сбоку (как будто в шаге от плота) вызовет большее сопереживание у зрителей.

11. Мнение критиков 

Изображение мёртвых тел взбудоражило критиков.

Жерико дебютировал со своей картиной в Парижском салоне в 1819 году. Мнения критиков относительно полотна разошлись. Одни заявляли, что "картина поражает и от нее невозможно оторвать взгляд". Другие высказали свое негодование горами трупов: "Месье Жерико ошибся. Картина должна привлекать душу и взор, а не отталкивать".

12. Жерико переживал, что "Плот Медузы" будет провальным 

Битва на плоту. Эскиз Теодора Жерико к картине «Плот Медузы»..

Потратив очень много времени и усилий на картину, 27-летний художник почувствовал, что французский мир искусства не единогласно одобрил полотно после его дебюта. После первого дня выставки Жерико хотел даже снять картину и отдать ее другу.

13. Французские историки оценили картину по достоинству 

Nicolas Maillot. «Плот Медузы» в Лувре. 1831

После кораблекрушения, французское общество возмутилось некомпетентностью капитана судна и явной недостаточностью попыток спасения жертв крушения. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Когда стало очевидно, что тяжелый плот буксировать практически невозможно, капитан отдал приказ обрезать веревки. 147 людей оказались обречены на смерть. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Историк и публицист Жюль Мишле подытожил скандал вокруг картины меткой фразой: «Это сама Франция, это наше общество погружено на плот “Медузы”».

14. Название картины 

Композиционные пирамиды.

Хотя полотно сегодня известно, как "Плот Медузы", изначально оно носило гораздо менее провокационное название: "Сцена кораблекрушения". Но это никого не ввело в заблуждение, поскольку трагедия была у всех на устах. Художник в итоге принял решение переименовать картину.

15. Жерико не дожил до того дня, когда его картина стала знаменитой

После выставке в Лувре "Плот Медузы" выиграл конкурс, проведенный музеем. Тем не менее, Жерико был расстроен, поскольку музей не захотел добавить полотно в свою национальную галерею. К сожалению, Жерико умер в 32 года и не дожил до того момента, когда куратор Лувра внес картину в коллекцию музея. С тех пор "Плот Медузы" считается шедевром в течение почти 200 лет. 

worldartdalia.blogspot.com

Живопись Жерико Теодор, «Плот Медузы», описание картины

Живопись XIX в.

Теодор Жерико – французский художник начала XIX в., в творчестве которого соединились черты классицизма, романтизма и реализма. Родился художник в Руане, получил очень хорошее образование, проходя обучение в лицее. Способности к рисованию проявились у мальчика еще в лицейские годы, особенно он любил рисовать животных. В 1808 г. Теодор Жерико стал учеником Карла Верне, ведущего художника-анималиста Франции. Затем он перешел в мастерскую Герена, сторонника классицизма, где овладел искусством рисунка и композиции. Первое публичное выступление Жерико как художника состоялось в Салоне в 1812 г., где он представил большое полотно под названием «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку».

В 1817 г. художник совершил путешествие в Италию, где занимался изучением искусства Возрождения. После возвращения из Италии Жерико обратился к изображению героических образов. Его взволновали события, связанные с гибелью фрегата «Медуза». При кораблекрушении из 140 человек экипажа спаслись только 15. Они сумели высадиться на плот, и их 12 дней носило по морю, пока спасенных не подобрал бриг «Аргус». Как утверждали многие, катастрофа произошла по вине капитана, который был взят на судно по протекции.

Эти события явились сюжетом для масштабной картины художника, которая называется «Плот "Медузы"». На огромном полотне изображены люди на плоту, только что заметившие на горизонте корабль. Они ведут себя по-разному. Некоторые уже сошли с ума и никак не реагируют на это событие, другие полумертвы от усталости. Но есть и те, кто с надеждой всматривается в даль горизонта. Жерико выбрал верхнюю точку обзора. Это позволило ему разместить всех персонажей на переднем плане. Контраст лежащих без сил фигур и фигур, подающих сигналы кораблю, создает динамику картины.

Цветовая гамма картины очень сурова и мрачна, лишь изредка кое-где появляются пятна яркого света. Сам стиль изображения, точность и скульптурность в прорисовке человеческих тел говорят о том, что работа выполнена в художественной манере классицизма. Однако сюжет картины – современный и весьма конфликтный – позволяет отнести это произведение к числу шедевров романтизма. Впервые художником были показаны динамично сменяющиеся психологические состояния людей, бурный драматический конфликт со стихией.

Жерико очень долго и тщательно работал над своим полотном. Он делал многочисленные зарисовки бушующего моря, наброски людей на плоту. На картине есть портретные изображения действительных участников событий – врача Савиньи и инженера Корреара. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. Художника интересовала ситуация борьбы человека со стихией и героическая победа над ней. Однако общественный резонанс, вызванный появлением данной работы, был очень велик. Дело в том, что многие восприняли ее как политический протест против существующих порядков. Упор делался на то, что капитан «Медузы» был принят на судно по чьей-то протекции, следовательно, в случившейся катастрофе были повинны взяточничество и коррупция.

Именно из-за этого картина была принята критикой довольно сдержанно и не была приобретена государством. После окончания работы над картиной Теодор Жерико совершил путешествие в Англию, где его полотно имело огромный успех. В Англии художник занимался созданием литографий, делал небольшие зарисовки нищих, крестьян, бродяг. Здесь же он написал свою последнюю большую картину «Скачки в Эпсоме».

Вернувшись во Францию, Жерико продолжал работать над созданием портретов. Теперь его моделями становятся пациенты психиатрической клиники, люди со сломленной психикой. Художник изобразил их с глубоким сочувствием. Последние свои работы Жерико писал уже смертельно больным. После неудачного падения с лошади он 11 месяцев был прикован к постели.

Теодор Жерико умер очень рано, в возрасте 33 лет. Спустя некоторое время после его смерти картина «Плот "Медузы" » была признана первым творением романтизма. Однако, с другой стороны, английские литографии и портреты сумасшедших позволяют отнести Жерико к провозвестникам реализма.

Судьбу великого русского художника Александра Андреевича Иванова можно назвать глубоко трагичной. Родившись в семье профессора Академии художеств, Александр с детства впитал вольнолюбивые идеи. Он с презрением относился к затхлости и косности, царившей в то время в России, вообще, и в Академии художеств, в частности.

В 1830 г. Иванов покидает Россию и уезжает в Италию. Там он прожил более четверти века, и все это время было посвящено созданию огромного полотна «Явление Христа народу». Начиная работу, Иванов, по обыкновению, обратился к религиозному сюжету. Он запечатлел момент, когда пророк Иоанн Креститель указывает собравшимся вокруг него людям на приближающегося Иисуса Христа и обещает им грядущее счастье. Творческий импульс для создания этой картины возник у Иванова благодаря дружбе с Н.В. Гоголем, который в то время также жил в Риме.

Еще в одном из ранних произведений Иванова – «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» – были воплощены раздумья художника о преображении человека при соприкосновении с возвышенным будь то величие человека или красота природы замыслом, которым проникнута и картина «Явление Христа народу». Содержание картины в большей или меньшей степени известно всем: Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу Иордана во имя ожидаемого Спасителя, видит идущим к нему Того, во имя Которого он крестит. Этот момент духовного видения Иванов и запечатлел на своей картине.

ольга 09/04/2017

в конце вдруг кусок про худж, иванова

jivopis.org

Картинки медузы живопись, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения медузы живопись

Желе рыбы акварель и живописи тушью Стоковое ФотоИзолированные медузы ОСНАЗ Акварельные иллюстрации. Ручная краска Лицензионные Стоковые ИзображенияШаблон с акварелью медузы Стоковое Изображение

NastyaSklyarova

5000 x 5000

Акварель и живописи тушью медузы Лицензионные Стоковые ФотоСказочный Пейзаж Человек Глядя Гигантских Медуз Плавающие Небо Стиль Цифровое Стоковая КартинкаАкриловые краски в воде. Абстрактный фон Стоковое ФотоБольшие медузы и дайвер в фэнтези под водой Лицензионные Стоковые ИзображенияШаблон с акварелью разных животных: colibri птиц, китов, морских коньков, пингвины, Фламинго и медузы Стоковое Изображение

NastyaSklyarova

6000 x 6000

Коралловый риф - иллюстрации для детей Лицензионные Стоковые Фото

illustrator_hft

4289 x 3307

Океанская водная медуза Стоковая КартинкаПодводный мир абстрактной живописи Стоковое ФотоОсьминог и других морских обитателей Лицензионные Стоковые ИзображенияПодводный мир коралловых рифов Стоковое ИзображениеШаблон с акварелью разных животных: colibri птиц, китов, морских коньков, пингвины, Фламинго и медузы Лицензионные Стоковые Фото

NastyaSklyarova

6000 x 6000

Желе рыбы. Акварель Аннотация. ИСКУССТВО Стоковая КартинкаПодводный морской шаблон. Морские черепахи и медузы. Океан Стоковое Фото

boyurelizaveta

4000 x 4000

Подводный морской шаблон. Морские черепахи и медузы. Океан Лицензионные Стоковые Изображения

boyurelizaveta

4000 x 4000

Медуза Стоковое ИзображениеКнижка-раскраска Лицензионные Стоковые ФотоСиний кит. Оранжевый Медуза и камбалы рыба Стоковая КартинкаКоралловый риф - рамка - граница - иллюстрации для детей Стоковое Фото

illustrator_hft

2953 x 5906

Акриловые краски в воде. Абстрактный фон Лицензионные Стоковые ИзображенияКоралловый риф - иллюстрации для детей Стоковое Изображение

illustrator_hft

4134 x 3188

Смешные медузы мультфильм с фоном жизни моря Лицензионные Стоковые ФотоБесшовный узор с акварельной элементов на морскую тему: маяки, киты, морские коньки, медуз и другие морские элементы Стоковая Картинка

NastyaSklyarova

6000 x 6000

Сказочный золотой рыбки Стоковое ФотоПодводный мир абстрактной живописи Лицензионные Стоковые ИзображенияМультфильм сцена кораллового рифа с печатью плавательный - с окраски страницы Стоковое Изображение

illustrator_hft

3676 x 5669

Подводный мир абстрактной живописи Лицензионные Стоковые ФотоБесшовный узор с акварельной элементов на морскую тему: маяки, киты, морские коньки, медуз и другие морские элементы Стоковая Картинка

NastyaSklyarova

6000 x 6000

Бесшовный узор с акварельной элементов на морскую тему: маяки, киты, морские коньки, медуз и другие морские элементы Стоковое Фото

NastyaSklyarova

6000 x 6000

Подводный мир абстрактной живописи Лицензионные Стоковые ИзображенияМультфильм линейный морской жизни Doodle Стоковое ИзображениеПодводный мир абстрактной живописи Лицензионные Стоковые ФотоПодводный мир абстрактной живописи Стоковая КартинкаПодводная сцена Стоковое ФотоПодводный мир абстрактной живописи Лицензионные Стоковые ИзображенияЛетний фон море Стоковое ИзображениеРыбы силуэты Лицензионные Стоковые ФотоПодводный мир абстрактной живописи Стоковая КартинкаКоралловый риф - иллюстрации для детей Стоковое Фото

illustrator_hft

4134 x 3188

Силуэты коллекции рыбы Лицензионные Стоковые ИзображенияРыбы в море Стоковое Изображение

illustrator_hft

3248 x 6496

Подводный мир абстрактной живописи Лицензионные Стоковые ФотоСмешно и сладкие рыбы Стоковая КартинкаКоралловый риф - иллюстрации для детей Стоковое Фото

illustrator_hft

4134 x 3188

Летний фон морской жизни Лицензионные Стоковые ИзображенияПодводные сцены с причудливых рыб Стоковое ИзображениеРыбы в море Лицензионные Стоковые Фото

illustrator_hft

5315 x 2990

Корал

ru.depositphotos.com

Музейные открытия: Медузы - cicerone2007

Для меня поход в музей состоялся, если удалость открыть для себя что-то новое. Это может быть хорошо знакомая по репродукциям вещь, которая на самом деле выглядит совершенно иначе. А может быть произведение, которое только здесь и сейчас привлекло внимание и изменило твое представление о художнике.Уффици не относится к моим любимым музеям. В нем трудно общаться с вещами, в нем всегда толпы людей. В этот музей идешь как на работу, и выходишь страшно уставшим. Фотографировать нельзя. Последнее понять можно – если разрешат туристам снимать себя любимых на фоне произведений, то и вовсе будет ужасно. Но выставки в Уффици делать умеют. И на выставках вещи раскрываются лучше, чем в экспозиции.Открытием этого года в Уффици стала для меня «Медуза» Караваджо. Вживе ее раньше видеть не доводилось. С нее начиналась юбилейная выставка (Караваджо умер 400 лет назад), где были представлены работы флорентийских караваджистов. «Медуза» экспонировалась в отдельном зале. Она не висела, а лежала, поскольку ее устрашающий лик украшает реальный щит, выполненный для Фердинанда, великого герцога тосканского:

Медуза Караваджоhttp://www.mlahanas.de/Greeks/Mythology/RM/MedusaCaravaggio.jpg

А дальше, на выставке, тему Медузы подхватывали сцены с другими отрубленными головами: Олоферна, Голиафа, Иоанна Крестителя, святых. К счастью, море крови слегка разбавлялось пирушками и традиционными религиозными сюжетами в исполнении караваджистов.

Картина Караваджо производит столь сильный эффект, поскольку мастер изображает миг, когда голова только что отлетела от тела. Хлещет кровь, шевелятся змеи, кажется, что еще слышен предсмертный крик.

Передача конкретного мгновения интересовала и Лоренцо Бернини, изваявшего голову Медузы в мраморе. Эту работу я рассматривала через день в Риме, в Капитолийских музеях:

Медуза Бернини

Медуза Бернини еще жива, но словно предчувствует свою страшную судьбу. Нахмурен лоб, полуоткрыты губы. Как и у Караваджо, мы видим красивую женщину, лицо которой искажено страданием.

Медуза Бернини

Медуза Бернини

Очень похоже, что моделью для Медузы послужила возлюбленная скульптора – Констанция Буонарелли, чей портрет находится во флорентийском Барджелло:

Бернини. Портрет Констанции Буонареллиhttp://www.wga.hu/art/b/bernini/gianlore/sculptur/1630/bonarell.jpg

В соседнем зале с Медузой Бернини находится знаменитая Капитолийская волчица. И это этрусское соседство невольно вызвало в памяти самый симпатичный мне со студенческих лет образ Медузы, которая была антефиксом храма в Вейях, а сейчас обитает на римской Вилле Джулия:

Антефикс. Медуза Горгонаhttp://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=289

Она почти на тысячу лет старше барочных Медуз. И, если честно, то на этой черно-белой фотографии она выглядит эффектнее и задорнее, чем в музейном зале.

И еще одна Медуза, из Археологического музея в Палермо. Такой ее видели греческие колонисты, построившие храм в Селинунте. Вот так ей, бедняге, Персей отрубал голову:

Персей и Андромеда

cicerone2007.livejournal.com

Медуза Горгона Картина Караваджо

Живопись эпохи барокко Картина итальянского живописца Караваджо «Медуза Горгона». Размер картины 60 x 56 см, холст, натянутый на щит, масло. Картину художнику заказал кардинал Франческо Мария дель Монте, собираясь преподнести её в качестве подарка (оригинального щита) Фердинанду, великому герцогу Тосканскому. Горгоны, в греческой мифологии чудовища женского пола. Гомер в «Илиаде» повествует о том, что голова Горгоны находится на эгиде Зевса, а в «Одиссее» горгоны представлены, как страшилища подземного царства Аида. Как у Гомера, так и у Еврипида, по рассказу которого Горгона рождена землей и убита богиней Афиной, речь идет об одной Горгоне; между тем у Гесиода их три, живущие за океаном на западе. Позднейшие писатели (Геродот и другие) относят пребывание горгон в Ливии и сопредельных африканских землях. Горгоны представляются в виде крылатых существ с несоразмерно большой головой, высунутым языком, оскаленными зубами и часто со змеями на голове или туловище. Из них Медуза, которую по преимуществу и называют просто Горгоной, была самой ужасной. Она одна была смертна, отчего Персей и мог отрубить ей голову. Из ее крови, оплодотворенной Посейдоном (раньше смертоносного удара Персея), был рожден крылатый конь Пегас. Голова Медузы окаменяла всех, кто на неё смотрел или до неё дотрагивался. Изобразительное искусство долгое время изображало её в отвратительном виде, но позднее, после Пиндара, у которого она представлена красивой, художники стали изображать ее прекрасной, хотя и внушающей ужас, обыкновенно — с крыльями над висками и змеями в волосах. Внешне ужасное стращилище, изображаемое художниками в позднее средневековье и в эпоху возрождения, постепенно сменилось изображениями ужасного выражения красивого лица. Лучшей картиной, изображающей Медузу Горгону, считается работа Микеланджело Меризи да Караваджо.

История искусства периода барокко. Далее →

smallbay.ru

Картины, описание картин — Голова Медузы. Деталь

Описани е картины Микеланджело Меризи да Караваджо: Голова Медузы Горгоны.Медуза Горгона была дочерью морского старца Форка и нимфы Кеко, единственной смертной из трех сестер-Горгон. Волосы её были подобны змеям, а взгляд мог обратить человека в камень, если тот не успевал отвернуться. Её голову Персею повелел принести царь Полидект, державший героя в услужении.Послушавшись советов богов, тот добыл крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку , а также припас зеркальный щит. Столкнувшись в поединке с Медузой, он не смотрел ей в лицо, только на отражение, и потому сумел не погибнуть. Отрубленную голову поместил в мешок, скрылся от сестер Медузы, накрывшись шапкой-невидимк ой, и когда Полидект попытался обмануть его с наградой, почти достал голову из мешка, что сразу сняло все вопросы.«Медуза Горгона» Караваджо написана на холсте, натянутом на щит – один знатный человек хотел сделать необычный подарок другу. Медуза изображена в тот момент, когда в отражении щита Персея, полетела наземь её голова, причем в отличие от ранних толкований, она представлена обычной женщиной, а не чудовищем.Змеи волос извиваются и бьются, из шеи хлещет кровь, лицо искажено маской ужаса, крика, недоумения, но если представить его таким, каким оно было бы без этих эмоций, можно понять, что Горгона была красива.У неё правильные черты лица, привлекательный разрез глаз, и если бы не уродующий её смертельный ужас, в ней не было бы ничего отталкивающего.В этом есть очень осторожная, неочевидная мысль – чудовище чудовищем делает не то, змеи у него на голове или волосы, не то, какое у него лицо, а то, какие эмоции можно прочитать на этом лице. Медуза убивала людей – потому она повинна смерти, потому она монстр и не должна жить. Без этого же, без ярости и страха, она была бы не страшнее обычной человеческой девушки.Голова Медузы выполнена Караваджо с реалистичной графичностью.

www.art-drawing.ru

Караваджо."Медуза Горгона."Эта голова превращала всех в камень..

    Медуза Горгона.1598-1599гг.Галерея Уффици .Флоренция.

 Несколько слов об авторе картины.Жизнь Микеланджело Караваджо 1571-1610гг. Была полна приключений.Он очень любил азартные игры и часто вступал в драки.За что его и преследовали.В живописи он выступил,как смелый новатор.Его искуство было демократично и реалистично.

     Герои Караваджо-это уличные торговцы,музыканты,простодушные щёголи ,люди с улицы.Эти яркие персонажи,Залитые ярким светом,вплотную предвинуты к зрителю,изображены с подчёркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

   Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.Таким крайним случаем является история создания полотна "Воскрешение Лазаря".Как известно по библии,это произошло на третий день после погребения.

  Чтобы достичь достоверности ,Караваджо приказал двум нанятым работникам выкопать недавно захороненное тело и держать его,пока он рисует.Не выдержав ужасного запаха,  работники бросили труп и хотели убежать.Но Караваджо ,пригрозив им ножом ,заставил их продолжить держать труп,пока не закончил рисунок.

 

О КАРТИНЕ

                  Картину художнику заказал кардинал Франческо Мария дель Монте, собираясь преподнести её в качестве подарка (оригинального щита) Фердинанду, великому герцогу Тосканскому.

 

Легенды о Горгонах.

 

    Горгоны, в греческой мифологии чудовища женского пола. Гомер в «Илиаде» повествует о том, что голова Горгоны находится на эгиде Зевса, а в «Одиссее» горгоны представлены, как страшилища подземного царства Аида.      

    Как у Гомера, так и у Еврипида, по рассказу которого Горгона рождена землей и убита богиней Афиной, речь идет об одной Горгоне; между тем у Гесиода их три, живущие за океаном на западе.

     Позднейшие писатели (Геродот и другие) относят пребывание горгон в Ливии и сопредельных африканских землях.

   Горгоны представляются в виде крылатых существ с несоразмерно большой головой, высунутым языком, оскаленными зубами и часто со змеями на голове или туловище.

    Из них Медуза, которую по преимуществу и называют просто Горгоной, была самой ужасной. Она одна была смертна, отчего Персей и мог отрубить ей голову.

            По версии, она была девушкой с красивыми волосами, и хотела состязаться с Афиной в красоте. И победила в этом импровизированном поединке, так как именно ее предпочел бог Посейдон.Посейдон овладел ею в храме Афины, куда Медуза бросилась в поисках защиты. Мстительная Афина не только не помогла ей, но и превратила её волосы в гидр. Посейдон соблазнил Медузу.  Из ее крови, оплодотворенной Посейдоном (раньше смертоносного удара Персея), был рожден крылатый конь Пегас.

Джованни Лоренцо Бернини " Голова Медузы Горгоны"

   Голова Медузы окаменяла всех, кто на неё смотрел или до неё дотрагивался.

Кровь,котороя текла из левой части головы, несла смерть,а из правой-оживляла людей.

    Изобразительное искусство долгое время изображало её в отвратительном виде, но позднее, после Пиндара, у которого она представлена красивой, художники стали изображать ее прекрасной, хотя и внушающей ужас, обыкновенно — с крыльями над висками и змеями в волосах.

    Внешне ужасное стращилище, изображаемое художниками в позднее средневековье и в эпоху возрождения, постепенно сменилось изображениями ужасного выражения красивого лица.

 Многие художники и скульпторы запечатлели Медузу на своих картинах и скульптурах.Но лучшей работой считается Медуза Караваджо.

 

"Персей с головой Горгоны"Бенвенуто Челлини 1571-1610гг.

 

Рубенс.Голова Медузы Горгоны.1617-1618гг.

 

            Согласно рационалистическому истолкованию ,она была дочерью Форка и царствовала над народом у озера Тринодиды,водила ливийцев на войну,Но ночью была изменчески убита.

 Карфагенский писатель Прокл называет её женщиной из ливийской пустыни.По другому толкованию,была гетерой,влюбилась в Персея и истратила свою молодость и состояние.

 Много легенд о Горгоне Медузе.В славянских легендах она превратилась в деву с волосами в виде змей-девицу Горгонию.Также в славянских апокрифах-зверь Горгоний,охраняющий рай от людей после грехопадения.

  В романе "Александрия"головой овладевает Александр Македонский.Этим объяснялись его многочисленные победы.

 Голова Горгоны Медузы как эмблема.Например ,остров Сицилия традиционно считается местом,где жили горгоны и была убита Медуза.Её изображение до сих пор украшает флаг этого региона.

 

Какое изображение Горгоны вам понравилсь больше Рубенса или Караваджо?

Источники.

http://smallbay.ru/artbarocco/caravaggio_15.html

http://olamango.livejournal.com/59794.html

http://proznanie.ru/teacher/?class=5history&content=5362dc5bbe19626de52ec51491423abc

maxpark.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта