Маринетти, поэт, который хотел освободить мир. Маринетти картины
Молодая гвардия Маринетти | Sensus Novus
Дмитрий ЖВАНИЯ
Карра, Боччони, Руссоло, Северини были молодой гвардией Филиппо Томмазо Маринетти. Лишь Балла был на пять лет старше его.
«1. Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию.
2. Мужество, отвага и бунт будут основными чертами нашей поэзии.
3. До сих пор литература восхваляла задумчивую неподвижность, экстаз и сон. Мы намерены воспеть агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, бег гонщика, смертельный прыжок, удар кулаком и пощёчину.
4. Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, — она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской.
5. Мы хотим воспеть человека у руля машины, который метает копьё своего духа над Землей, по её орбите <…>» — «Манифест футуризма», написанный итальянским поэтом и художником Филиппо Томмазо Маринетти, построен рубленными фразами. Когда читаешь его, создаётся образ блок-поста из бетонных балок.
Переворот в сознании Маринетти произошёл, по его словам, после того, как он попал в аварию на своей гоночной машине “Bugatti”: объезжая двух велосипедистов, поэт не справился с управлением и очутился в придорожной сточной канаве. Часа через два, наблюдая за тем, как автомеханик колдует над его «железной акулой», Маринетти испытал нечто похожее на просветление и как только оказался за письменным столом, он набросал текст «Манифеста футуризма» и отослал его приятелю в Париж. Вскоре, 20 февраля 1909 года, «Манифест» появился на первой полосе «Фигаро». Наверное, правая консервативная газета, названная в честь героя пьес Бомарше, напечатала революционный манифест для того, чтобы показать, до какого сумасбродства доходят всякого рода ниспровергатели.
Руссоло, Карра, Маринетти, Боччони, Северини у редакции газеты «Фигаро» (Париж, 9 февраля 1912 года)
В 1909-м, на момент выхода «Манифеста футуризма», Маринетти исполнилось 33 года. «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за десять лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…», — заявлял он в «Манифесте». Маринетти родился 22 декабря 1876 года в египетской Александрии. Вскормленный чёрной грудью африканской кормилицы, он рано увлёкся литературой. В 15 лет, по окончанию коллежа французских иезуитов, Маринетти основывает журнал «Папирус». С 1893 по 1896 год он живёт в Париже и учится в Сорбонне. Кафе, салоны, литературные банкеты и кабаре, эксцентричные художники, поэты, писатели — семнадцатилетний адвокатский сынок внезапно оказался в клокочущем вихре идей. В 20 лет, с дипломом Сорбонны, Маринетти поселился в Милане, где начал издавать журнал “Poesia”. Он упражняется в жанре свободного стиха. В его творчестве появляются образы и символы, которые войдут в арсенал футуризма. Его привлекают звёзды и море как символ сверхземного. В 1902-м он пишет поэму «Завоевание звезд» (“La conquete des etoiles”), а на следующий год — «Разрушение» (“Destruction”). Причём пишет он не на итальянском, а на французском языке.
Однако Маринетти вдохновляли не воспоминания о богемном Париже, его вдохновляла окружающая действительность, которая стремительно менялась. В декабре 1900 года появился первый гоночный автомобиль, разработанный Вильгельмом Майбахом. 14 декабря 1903 года американец Уилбер Райт совершил первый в мире моторный полёт — он продолжался всего 3,5 секунды. Райт пролетел лишь 32 метра и аэроплан упал. После нескольких попыток 17 декабря Уилбер совершил более продолжительный полет: аэроплан находился в воздухе 59 секунд и пролетел 260 метров. Техническая революция завоевала сердце и разум Маринетти, и он стал её глашатаем.
Маринетти, издавая “Poesia”, знакомится с итальянскими художниками и поэтами, вместе с которыми в 1909-м он поднимет знамя футуризма. Кто же эти люди, которые совершили переворот не только в итальянской, но и в мировой культуре?
Художник Умберто Боччони (родился 19 октября 1882 года) перевёл идеи Маринетти на язык изобразительного искусства в «Техническом манифесте футуристической живописи». «Товарищи, мы утверждаем сейчас, что триумфальный прогресс науки делает неизбежными глубокие изменения в человеческом обществе, изменения, которые вырубают пропасть между покорными рабами традиции прошлого и нами… В глазах других стран Италия всё ещё выглядит страной мёртвых, обширными Помпеями, белеющими гробницами. Но Италия возрождается. За её политическим воскресением последует воскресение культурное. В стране, населённой неграмотными крестьянами, будут построены школы; в стране, где ничегонеделание под солнцем было единственной доступной профессией, уже ревут миллионы машин; в стране, где безгранично правила традиционная эстетика, возникают всё новые вспышки творческого вдохновения, озаряя своим сеянием мир», — такими мазками нарисованы черты итальянского будущего в этом манифесте.
Карло Карра «Кавалерист»
В 1912-м Боччони увлёкся «динамической скульптурой». Самая его знаменитая работа — «Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913). Скульптуры Боччони жестоко критиковал большевистский нарком просвещения Анатолий Луначарский: «Никогда не видел я фигур менее похожих на наши восприятия. А ведь Боччони мнит себя ультрареалистом. Никогда не видел я статуй более неподвижных, словно погрязших в какой-то расплывающейся, как тесто, материи. А ведь это ультрадинамическая скульптура! Пусть не говорят, что это пока попытки. Может быть, скульптура и станет когда-нибудь динамичной в большей мере, чем у Родена или Медардо Россо, избегнув вместе с тем тех недостатков, какие, несомненно, налицо в произведениях первого и особенно второго, но в этом постепенном завоевании динамики статичнейшим из искусств приёмы и результаты Боччони могут быть полезны разве как указание, чего не следует делать» («Сверхскульптор и сверхпоэт»). В начале века Боччони высмеивали, а сейчас его скульптура «Уникальные формы непрерывности в пространстве» изображена на итальянской монете номиналов в 20 чентезимо.
Под «Техническим манифестом футуристической живописи» подписался художник Карло Карра (родился 11 февраля 1881 года). Ещё до появления этого манифеста Карра нарисовал футуристическое полотно «Похороны анархиста Галли» (1910), в котором сумел передать дух и динамизм схватки революционеров и рабочих с «силами порядка». Осенью 1911 года Карра возвращается в Париж, где он жил в 1899-1900 годах. Во французской столице он знакомится с Пабло Пикассо, Жоржем Браком, Жозефом Леже, Гийомом Аполлинером и другими французскими художниками-авангардистами, которые, вдохновляемые живописью Поля Сезанна, разрабатывали тогда кубизм. Карра под их воздействием тоже начал писать картины в стиле кубизма.
Футуризм и кубизм в живописи похожи друг на друга. В русском футуризме существовало даже направление кубофутризм. Кубисты, как и футуристы, были беспощадны к буржуазным представлениям о прекрасном. Вместо «Руанского собора» Клода Моне — чудовищные деформации вещей. Куча обломков ископаемой культуры — вместо розовощёкой и пухленькой ренуаровской дамы. Кубисты подвергали суровой казни всё лицемерно прекрасное и лицемерно живое. Новые формы они искали в исполинской первобытности. Изломы тела человека труда и геометрию индустриального города кубисты превращали в сгусток пространства. «Будто пьёшь кипящий керосин», — говорил о восприятии кубизма один из лидеров этого направления. Сын нормандского крестьянина Жорж Брак. На полотнах Пабло Пикассо и Жоржа Брака того периода мы видим предчувствие Великой войны и социального обвала старой Европы, который она вызвала. Кубизм — это ещё и поиск свободы. «Обрывки свободы, добытые Курбе, Манне, Сезанном и импрессионистами, кубизм заменяет беспредельной свободой. Теперь, признав наконец за химеру объективное знание и считая доказанным, что всё, признаваемое толпой за естественное, есть условность, художник не будет признавать других законов, кроме законов вкуса», — провозглашали первые теоретики кубизма, художники Альбер Глез и Жан Метценже. «Миссия художника, его заветная цель, — полагали они, — освободить себя и других от банального вида вещей, удовлетворить же толпу он может, только вернув окружающему виду его банальный вид».
Однако несмотря на внешнюю схожесть, футуризм и кубизм значительно отличаются один от другого. Говоря современным языком, кубисты занимались деконструкцией, предвосхищая в какой-то мере постмодернизм, а футуристы, наоборот, пытались выразить цельный образ скорости — гештальт скорости. «Мы уже живём в абсолюте, потому что мы создали вечную, вездесущую скорость», — возвещал Маринетти. «В отличие от экспрессионизма и кубизма, эмоционально локализующихся на “минорном регистре восприятия нового века”, футуризм характеризуется предельным социальным оптимизмом, мажорным восприятием нового как будущего (по оценке Маринетти, “конец века” есть “начало нового”)», — отмечают эксперты.
В 1913-м, будучи кубистом, Карра написал манифест «Живопись звуков, шумов, запахов» (“La pittura dei suoni, rumori, odori”), в котором провозглашается одновременность наступления восприятия какого-либо произведения искусства всеми органами чувств — зрением, слухом и обонянием. Карра умер в глубокой старости — 13 апреля 1966 года. Пройдя через увлечение метафизической живописью в стиле Джорджо де Кирико, он пришёл в итоге к классике. В пожилом возрасте он написал несколько исследований об искусстве, в том числе о творчестве Джотто.
Под «Техническим манифестом футуристической живописи» подписался и художник Джино Северини (родился 7 апреля 1883 года), который показал футуристическое видение ночной жизни большого города. По мнению искусствоведа Екатерины Бобринской, Северини «создал наиболее аналитическую концепцию, построенную главным образом на сдвигах изображённого на картине пространства, на смещениях и диспропорциональных соединениях различных пространственных фрагментов». Северини активно участвовал в подготовке первой коллективной выставки футуристов в Париже в 1912-м, а на следующий год в Лондоне открылась его первая персональная выставка. В 1913-м он женился на Жанне Фор — дочери поэта-символиста Поля Фора, которого называют реформатором французской литературы. Северини, как и Карра, постоянно эволюционировал. Как и Карра, живя в Париже, он увлёкся кубизмом, а затем пришёл к реалистической живописи. Он даже пережил религиозный кризис в середине 20-х, после которого рисовал картины на религиозные сюжеты. Как и Карра, Северини дожил до глубокой старости — оба они умерли в 1966-м. В последние годы Северини перерабатывал свои футуристические полотна в русле моды на абстрактное искусство.
Значимой фигурой футуристического движения был художник Джакомо Балла. Он был самым старшим в компании футуристов — родился в Турине 18 июля 1871 года. Живя в Париже на рубеже веков, он изучал импрессионизм и пунтуализм. С Северини и Боччони он познакомился за семь лет до появления «Манифеста футуризма» Маринетти и оказал на них заметное влияние. Эксперты называют Балла «предтечей абстракционизма», видя в его работах «разорванное движение» и «подвижный свет». В 1929-м Балла подписался под неофутуристическим манифестом аэроживописи. Умер Балла в возрасте 86 лет 1 марта 1958 года.
Джино Северини (родился 7 апреля 1883 года), который показал футуристическое видение ночной жизни большого города / Джино Северени «Городской бульвар»
Композитор Франческо Балилла Прателла (родился 1 февраля 1880 года) 11 января 1910 года опубликовал «Манифест музыкантов-футуристов», вслед за которым 11 марта 1911 года издал «Технический манифест футуристической музыки» и 18 июля 1912 года «Уничтожение квадратуры». С его «Гимна жизни», которые впервые прозвучал 21 февраля 1913 года в римском театре Костанци, начинается история футуристической музыки. Затем появилась его футуристическая опера «Авиатор Дро». Для экспериментального театра футуриста Антона Джулио Брагальи композитор сочинил «Дьяволский менуэт» (“Minuetto diabolico”) и «Пляски войны» (“Danze di guerra”), интермеццо для драмы Филиппо Томмазо Маринетти «Огненный барабан», а также сочинил музыку для футуристичеких пантомим «Фабрикант Бога» (“Il fabbricatore di Dio”) и «Из народного» (“Popolaresca”).
Художник Луиджи Руссоло (родился 30 апреля 1885 года) прокламировал футуристический культ машин и движения вначале в живописи, а затем перешёл к музыкальным экспериментам, изучая индустриальные шумы и звуки.
Карра, Боччони, Руссоло, Северини были молодой гвардией Филиппо Томмазо Маринетти. Лишь Балла был на пять лет старше его. Творчество каждого из них заслуживает отдельного рассмотрения.
«Искусство, по существу, не может быть ничем иным, кроме как насилием, жестокостью и несправедливостью», — провоцировал Маринетти. Весь 1910 год публика посещает футуристические вечера лишь для того, чтобы забросать футуристов гнилыми овощами. Но Маринетти и его гвардия этого и добивалась. «Лучше быть побитым, чем незамеченным!» — заявлял Маринетти. В свою очередь футуристы для пущего эффекта немало поиздевались над публикой. Маринетти придумал футуристический театр, в котором кресла смазываются чем-нибудь липким, чтобы зрители приклеивались к сидению. Одно и то же место в этом театре продаётся десяти персонам сразу, в зале рассыпаются перец в виде порошка для того, чтобы публика чихала и кашляла, в буфете продаётся лимонад со слабительным, а отхожее место запирается на ключ.
Художник Умберто Боччони (родился 19 октября 1882 года) перевёл идеи Маринетти на язык изобразительного искусства в «Техническом манифесте футуристической живописи»
Через несколько лет похожие приёмы будут применять дадаисты. Так, 1920 год был отмечен «сенсационной выставкой» дадаистов в Кёльне. Для её проведения художники выбрали помещение в центре города. Но чтобы проникнуть в выставочный зал, нужно было пройти через мужской туалет при кафе. Но это было только первым сюрпризом. В центре зала стояла обнажённая девушка и читала непристойные стихи. Угол зала занимало сооружение под названием «Флюидоспектрик»: наполненный грязной маслянистой жидкостью аквариум, на котором стоял будильник, в жидкости плавал локон волос, а на поверхности то и дело возникала выточенная из дерева красивая человеческая кисть. Рядом находилось творение Макса Эрнста: предмет из твёрдой древесины, а рядом — топор, чтобы зрители могли испытать непосредственные ощущения от рубки. «Естественно, когда завсегдатаи кафе крепко выпили пива, — рассказывает историк дадаизма Жорж Юнье, — выставка получила серьёзную обработку – предметы разрушили, аквариум разбили, его содержимое выплеснули и всё это к полному триумфу “дада”. Посетители, обвинив выставку в непристойности, вызвали полицию».
Продолжение следует
www.sensusnovus.ru
Маринетти, поэт, который хотел освободить мир.: necrodesign
Источник: http://www.peremeny.ru/column/view/953/Автор: Глеб Давыдов22 декабря 1876 года родился поэт Филиппо Томаззо Маринетти.
Маринетти. 1914 год.
Манифест
Осенью 1908 года в Милане случилась историческая автомобильная авария. Пытаясь объехать двух велосипедистов, занявших проезжую часть, и не справившись с управлением своего Bugatti, поэт и миллионер Филиппо Томаззо Маринетти оказался в грязной сточной канаве.
Через пару часов, наблюдая за тем, как автомеханик приводил в чувства его "железную акулу", Маринетти испытал нечто вроде просветления.
Он вернулся в свою лакшери-виллу и тут же набросал текст, ставший первым программным документом общественно-артистического движения под названием ФУТУРИЗМ.
Маринетти отослал Первый манифест Футуризма в Париж, своему приятелю из влиятельной французской газеты Le Figaro. И 20 февраля 1909 года манифест был опубликован в Le Figaro, на первой полосе.
В том же году Маринетти исполнилось 33 года.
Почему Париж? Во-первых, это была самая свободомыслящая и прогрессивная европейская столица. Париж задавал тон всему новому, а в особенности – новому искусству. Во-вторых, с эти городом Маринетти связывала буйная юность. Он прожил там с 1893 по 1896 годы. Кафе, салоны, литературные банкеты и кабаре, эксцентричные художники, поэты, писатели – всё это перевернуло сознание 17-летнего адвокатского сынка, внезапно оказавшегося в клокочущем вихре идей, а до того – жившего в сравнительно тихих условиях египетской Александрии (где он и появился на свет).
Маринетти, 1892 год, уже в юности он отличался отменным чувством стиля.
В Париже Маринетти, в частности, сошелся с литераторами, группировавшимися вокруг журнала La Plume. Они познакомили его с принципами свободного стиха (он сразу же взял эту технику на вооружение и использовал до конца жизни).
Словом, Париж был выбран в качестве мишени не просто так. Да и, кроме Парижа, он нигде больше и не мог рассчитывать на адекватное восприятие своих революционных футуристических деклараций. Ведь в Италии, где великое прошлое возведено в ранг общенационального культа, где половина населения буквально кормится культурным наследием, где целые города превращены в музеи, где в угоду туристам взлелеяны вымирающие обычаи вроде карнавалов и прогулок на гондолах, – в такой стране могли и на части разорвать того, кто дерзнул бы выкрикнуть:
"Мы учреждаем сегодня Футуризм, потому что хотим освободить нашу землю от зловонной гангрены профессоров, археологов, краснобаев и антикваров. Слишком долго Италия была страной старьевщиков. Мы намереваемся освободить её от бесчисленных музеев, которые, словно множество кладбищ, покрывают её".
Вирус футуризма сделал крюк и вернулся в Италию в некоторой степени окультуренным. Это возымело некоторый амортизирующий эффект, но всё равно манифест, по выражению самого Маринетти, "бешеной пулей просвистел над всей литературой".
"Пусть же они придут, веселые поджигатели с испачканными сажей пальцами! Вот они! Вот они!.. Давайте же, поджигайте библиотечные полки! Поверните каналы, чтобы они затопили музеи!.. Какой восторг видеть, как плывут, покачиваясь, знаменитые старые полотна, потерявшие цвет и расползшиеся!.. Берите кирки, топоры и молотки и крушите, крушите без жалости седые почтенные города!"
Первые итальянские выступления Маринетти были восприняты публикой как оскорбление идеалов нации. Как подлинная пощечина общественному вкусу. Маринетти не раз освистывали и забрасывали гнилыми помидорами. И ему, безусловно, было это приятно. Лучше быть побитым, чем незамеченным!
Любая драка, любая война, по Маринетти, есть признак здоровья. "Мы будем восхвалять войну – единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть", - писал он в Манифесте.
С войны началось его восхождение. С агрессии и неприятия публикой. И это было закономерно для поэта, который полагал, что "искусство, по существу, не может быть ничем иным, кроме как насилием, жестокостью и несправедливостью".
Маринетти времён своего расцвета, это 1909 год, именно в этот год был опубликован Первый манифест футуризма.
Весь 1910 год Маринетти раскачивает основы: вместе с соратниками проводит "Футуристические вечера", которые публика посещает в основном для того, чтобы бросить в Маринетти и Ко несколько сочных овощей. В этом смысле футуристы были своего рода предвестниками британских панков конца 70-х, концерты которых не мыслились без прямого конфликта между артистом и слушателем. И в этом смысле реакция Хлебникова и Лившица, попытавшихся устроить скандал во время выступления Маринетти в России в 1914 году, куда уместнее, чем благодушный интеллигентный прием, оказанный ему Кульбиным и другими его поклонниками. Но об этом потом.
Два мага
Во взгляде на войну как на необходимое лекарство для духовного оздоровления социума Маринетти близок к своему современнику Георгию Гурджиеву. Фигуре, на первый взгляд, совсем не похожей на Маринетти и даже противоположной ему.
Гурджиев выступал против механизации личности, призывал людей ничего не делать "на автомате", а напротив – всегда четко осознавать свои действия. А Маринетти наоборот – видел идеального человека будущего сросшимся с машиной ("на наших глазах рождается новый кентавр – человек на мотоцикле, – а первые ангелы взмывают в небо на крыльях аэропланов") и превозносил "великую новую идею современной жизни – идею механической красоты", прославляя любовь к машине, "пылающую на щеках механиков-машинистов, обожженных и перепачканных углем".
Но – противоположности притягиваются: как и Маринетти, Гурджиев считал, что единственный путь для развития – это создать борьбу. "Схватка, борьба – вот основа развития", - говорил он. И добавлял: "Когда нет борьбы, то ничего не происходит – человек остаётся машиной".
И тут мы подходим к самому интересному. К тому, как эстетика одушевляет политику, как духовная, метафизическая активность художников отражается в материальном мире, производит социальные потрясения. Как внутренние диссонансы разрешаются во внешнем мире. Гурджиев, воплощая в жизнь свои принципы, ставит с учениками балет "Битва магов", и вскоре после этого два мага – Гитлер и Сталин – сшибаются в решающей схватке. Маринетти – придумывает футуристический театр, в котором часть кресел смазываются чем-нибудь липким, чтобы зрители приклеивались к сидению. Одно и то же место в этом театре продаётся десяти персонам сразу, в зале рассыпают порошки, вызывающие чихание и кашель. В общем, делается всё, чтобы вызвать хаос, сумятицу и конфликты. А вскоре Маринетти сам попадает на сцену театра военных действий…
Маринетти в армии, 1915 год.
Конечно, говоря о гипотетической взаимосвязи такого рода событий, почти невозможно точно установить причинно-следственную (или какую-либо другую рационально обоснованную) связь. Связь искусства и политики всегда иллюзорна и в то же время существенна. Если проводить аналогии: политика это морские волны, в то время как искусство – это ветер.
"Искусство – это мировой источник, – писал Маринетти в Техническом манифесте футуристической литературы (1912 год). – Мы черпаем из него силы, а оно обновляется подземными водами. Искусство – это вечное продолжение нас самих в пространстве и во времени, в нём течет наша кровь. Но ведь и кровь свернется, если не добавить в нее специальных микробов".
Война Маринетти
В жизни Маринетти политика и искусство неразделимы. В 1909 году, вскоре после публикации своего первого Манифеста он призвал сторонников футуризма противостоять католическим силам и прочим "политическим старикам, не способным конкретизировать программу гордости и энергии национальной экспансии". Но уже и в самом Манифесте закинут невод в волны политики: "Мы хотим восславить разрушительный жест анархистов" - эти слова немедленно нашли положительный отклик в радикально левых кругах.
В 1910 году в миланском органе анархистов, журнале "Уничтожение" появился еще один манифест Маринетти (манифесты были его коньком) - "Наши общие враги". В нём поэт обращается к анархо-синдикалистам с призывом объединиться с футуристами в борьбе против всего культурно и политически отжившего. "О братья, мы с вами одна и та же армия, безнадежно заблудившаяся в чудовищном лесу вселенной, и у нас с вами общий враг!"
В 1911 году с началом Итало-турецкой войны Маринетти едет на фронт, в Ливию. Работает там корреспондентом французской газеты (впоследствии его военные репортажи будут собраны и опубликованы в книжке под названием "Битва при Триполи").
Футуристы прославляют отечественный милитаризм и яростно выступают за войну с Австрией с целью достижения Италией полного господства в бассейне Адриатического моря. Футуристические журналы приобретают всё более отчетливый политический окрас.
Маринетти организует манифестации, во время которых публично сжигают австрийский флаг. Его арестовывают и сажают в тюрьму. Но в мае 1915 года Италия всё же вступает в войну на стороне стран Антанты. И слова и действия футуристов сыграли здесь далеко не последнюю агитационную роль.
Маринетти и его товарищи по движению уходят добровольцами на фронт. Многие футуристы оттуда не вернуться.
Это уже позже, в 20-е годы. Маринетти (у микрофона) демонстрирует "Аэроживопись" (см. Википедию) - на сцене картина Туллио Карли.
По окончании войны политический футуризм оформляется в полноценную организацию – Политическую партию футуристов (с Маринетти во главе). Появляется манифест, в котором функции новой партии и одноименного направления в искусстве условно разделяются: "Футуристическая политическая партия, которую мы сейчас основываем, будет совершенно обособленной от футуристического движения. Это последнее будет продолжать свое дело омоложения и укрепления итальянского гения. (...) Футуристическая политическая партия, напротив, понимает насущные потребности и точно отражает самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве".
А вскоре Маринетти вступает в фашистскую партию. Впрочем, уже через два года, в 1920-м он и коллеги-футуристы демонстративно её покидают – популистские действия Муссолини, заигрывавшего с консервативно настроенными массами, никак не согласовывались с непреклонной дерзостью футуристов.
Хотя был ли Маринетти так уже принципиален? Вряд ли. Поскольку в политической сфере он не был столь успешен, как Муссолини, ему пришлось пойти на многие компромиссы ради того, чтобы втереться в доверие к установившемуся режиму. Он переехал из Милана в Рим, чтобы быть поближе к эпицентру событий, а в 1922 году, после прихода Муссолини к власти, посвятил ему статью: "Итальянская Империя – в кулаке лучшего, наиспособнейшего из итальянцев!"
В конце концов, он даже кивнул католической церкви, объявив, что Иисус тоже был футуристом. А в 1929 году – принял предложение Муссолини войти в состав Академии наук, – хотя всегда декларировал презрение к академикам.
Маринетти в образе академика итальянской Академии наук, 1929 год.
Однако отношения Маринетти с фашизмом всегда были противоречивыми. К примеру, он публично выступал против антисемитизма, который итальянцы стали копировать у немцев. И вообще, несмотря на свои националистические декларации, был, в сущности, фигурой интернациональной – родился в Египте, учился во Франции, многие свои тексты писал на французском и часто путешествовал по разным странам, знакомя другие нации с идеями футуризма. Побывал он и в России.
Маринетти в России
"При первом взгляде он сразу покоряет и располагает к себе, - писали в российских газетах о первом впечатлении, которое произвел на встречающих только что сошедший с поезда Маринетти. – Энергичное, живое лицо, на редкость красивое. Черные глубокие глаза насмешливо и живо глядят на собеседника. Маринетти полон огня, он весь горит, пылает. Резкие, быстрые движения. Он все время поворачивается из стороны в сторону, оглядывает публику, впивается в лица"
Маринетти прибыл в Россию в 1914 году по приглашению художника Николая Кульбина, главного идеолога русского футуризма и большого поклонника футуризма итальянского. Однако многие российские футуристы восторгов Кульбина не разделяли и по случаю гастролей итальянского гуру устроили в прессе настоящие баталии с его сторонниками.
Такие полосы в российских газетах в 1914 году были совсем не редкостью. Маринетти был постоянным героем светской и культурной хроник.
И не только в прессе. Сочтя, что Маринетти смотрит на свое путешествие в Россию как на посещение главою организации одного из ее филиалов, Бенедикт Лившиц и Велимир Хлебников, решили дать ему отпор. "Мы не только не считали себя ответвлением западного футуризма, но и не без оснований полагали, что во многом опередили наших итальянских собратьев", – писал Лившиц в своих воспоминаниях.
В итоге произошла некрасивая история: Хлебников с Лившицом отпечатали листовки с воззванием против Маринетти и попытались распространять их во время одной из его лекций. Пожилой Кульбин в ярости вырвал кипу листовок у Лившица, разорвал их вклочья и принялся гоняться по залу за проворным Хлебниковым, чтобы то же самое сделать и с его листовками. В результате Хлебников вызвал Кульбина на дуэль.
"Я очень тронут теплым приемом московской публики, но почему меня приветствуют почти исключительно люди, далекие от моих воззрений? – удивлялся Маринетти. – Почему русские футуристы не хотят со мной разговаривать? Враги мне аплодируют, а друзья почему-то демонстративно не ходят на мои лекции".
Хаос и гармония
На самом деле, между русскими будетлянами и итальянскими футуристами при всей их схожести была и вполне существенная разница. Особенно отчетливо это заметно в футуристических музыкальных практиках. У итальянцев эти практики в основном сводились к так называемому "брюитизму" (Bruitisme, то есть буквально – шумофония). Ярчайшим представителем этого направления был ученик Маринетти, композитор Луиджи Руссоло, опубликовавший в 1913 году манифест "Искусство шумов".
Руссоло писал: "Музыкальное искусство <…> cегодня ищет смешения звуков наиболее диссонирующих, наиболее странных и резких. Так мы близимся к звукошуму. Эта эволюция музыки параллельна увеличивающемуся росту машин, участвующих в человеческом труде".
Русские музыканты-футуристы шли в совершенно ином направлении: для них важен был не шум, а микроинтервалика, то есть возможность использовать в композиторском творчестве не только традиционные тона и полутона, но и меньшие интервалы: трети тонов, четверти тонов и еще более мелкие. То есть в то время, когда итальянцы культивировали хаос, разрушение, шум, грохот – словом, всё то, что, по их мнению, отражало новую жизнь в мире машин и механизмов, русские – искали путь к абсолютной гармонии через использование всех имеющихся в природе нот (а не только когда-то вычлененных традиционных семи).
Та же разница была в экспериментах с языком. Маринетти призывал отказаться от синтаксиса и пунктуации, использовать только неопределенную форму глагола, отменить прилагательное и наречие как замедляющие речь и препятствующие осуществлению его мечты о "беспроволочном воображении". И вообще желал забыть о грамматической логике. Как, в принципе, и о всякой другой логике.
"Давайте вырвемся из насквозь прогнившей скорлупы Здравого Смысла и как приправленные гордыней орехи ворвемся прямо в разверстую пасть и плоть ветра! Пусть проглотит нас неизвестность! Не с горя идем мы на это, а чтоб больше стало и без того необъятной бессмыслицы!"
Турин, 1920 год, Маринетти позирует со своим портретом работы Ружены Затковой.
Что же касается русских футуристов, то языковые эксперименты были для них средством проникнуть за грань разумного, при этом разумное не разрушая. Хлебниковская заумная поэзия – это та же микроинтервалика, но в слове. Средство расширить горизонты сознания и выразить словом то, что раньше было выразить невозможно.
Хлебников не призывал к растворению в хаосе, а говорил о расширении возможностей языка и мозга. Он не предлагал уничтожить логику, а только лишь намеревался сделать её более пластичной. Маринетти же считал, что логика стоит между человеком и бытием, делая невозможной их гармонизацию (и воплощал свои теоретические принципы в звуковой поэзии – вот примеры).
"Когда будет покончено с логикой, возникнет интуитивная психология материи, – говорил Маринетти. – Я хотел разбудить её в вас и вызвать отвращение к разуму. В человеке засела неодолимая неприязнь к железному мотору. Примирить их может только интуиция, но не разум. Кончилось господство человека. Наступает век техники! Но что могут ученые, кроме физических формул и химических реакций? А мы сначала познакомимся с техникой, потом подружимся с ней и подготовим появление механического человека в комплексе с запчастями".
Ради чего все это? Вот ответ: "Мы освободим человека от мысли о смерти, конечной цели разумной логики".
Маринетти в фашисткой униформе на вечере футуристов в 1941 году.
"Поэт-освободитель выпустит на свободу слова" и "проникнет в суть явлений", и тогда "не будет больше вражды и непонимания между людьми и окружающей действительностью". Вот чего добивался Маринетти. И этого он в каком-то смысле добился.
Ведь живём мы сейчас в том мире, который значительной степени сформирован под влиянием футуристической поэзии.
Эпилог
То, что Маринетти побывал в России ещё раз, вовсе не легенда, как многие полагают. В 1942 году он действительно пересёк границу вместе с фашистской армией. Тому есть доказательства - например, в виде фотографий. Вот Маринетти с русской старушкой, у её избы:
Маринетти в России, 1942 год.
А вот ещё, среди немецких офицеров и русских крестьян:
1942 год, Маринетти в России.
Сохранились и другие фотографии, судя по которым Маринетти вполне ладил с русскими крестьянами, артистично позировал вместе с ними перед фотографом и вообще, очевидно, рассматривал эту свою поездку как очередное своё поэтическое приключение.
Маринетти едет в поезде в Россию:
Маринетти читает стихи в поезде по пути в Россию, 1942 год.
Он был тяжело ранен в битве под Сталинградом в 1943 году, и от этого ранения так до конца и не оправился, скончавшись годом позже от его последствий. И хотя стихотворение Михаила Светлова "Итальянец" (написанное в том же 1943 году) не очень вяжется с реальной биографией Маринетти, оно всё равно приходит на ум, когда говоришь о его последнем – предсмертном – посещении России.
Таков был конец поэта, который хотел освободить мир.
Маринетти и женщина-футуристка Бенедетта Каппа Маринетти, ставшая в 1923 году женой поэта не смотря на то, что на словах не считал женщину за человека... 1932 год, январь.
necrodesign.livejournal.com
Современное искусство по кусочку. Футуризм | Блогер Bbridgitt на сайте SPLETNIK.RU 14 августа 2016
В этом, предыдущих и последующих постах я использую материал из книги Уилла Гомперца "Непонятное искусство", цикла лекций в музее Гараж Ирины Кулик, лекций Дмитрия Гутова, книги Сьюзи Ходж "Современное искусство в деталях", документальных фильмов BBC, и др.
Футуризм (1909-1919)
Начало 20 века это сплошная череда различных течений, -измов всех мастей. Это отчасти дань времени. Как я уже говорила, время колоссальных изменений во всех сферах, смена привычных социальных отношений и, конечно, технический прогресс, который стал присутствовать в жизни обывателя очень широко. Часть художников, уставших от такой чехарды и суеты, обратила свой творческий взгляд в сторону архаики, ища там успокоения и вдохновения. Но, были и такие, кому изменения казались не просто необходимыми, но и недостаточно радикальными.
Кроме отвращения ко всему, что по его мнению являлось устаревшим, Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944) был крайне озабочен тем, что его родная Италия до сих пор не представила своего передового направления в искусстве. Париж с его фовизмом/кубизмом прочно держал звание столицы современного искусства. Сам Маринетти художником не был, однако, у него был дар, которому сейчас позавидовал бы любой pr агент. В сочетании с непомерными амбициями, итальянским темпераментом и страстью к полемике ( в том числе в ее наиболее агрессивных формах), этот талант помог Маринетти очень быстро получить мировую известность.
Филиппо Томмазо Маринетти
Он стал основателем направления футуризм. В отличие от предыдущих течений, это с самого начала было абсолютно политической направленности. Маринетти заявляет миру о создании нового течения, публикуя манифест на первой полосе "Фигаро" ( редакция, видимо, решила добавить немного перца). Манифест назывался "Футуризм" и включал в себя 11 основных пунктов.
Маринетти сразу обозначил цель направления: "Этим направлением мы учреждаем сегодня футуризм, потому что хотим освободить нашу землю от зловонной гангрены профессоров, археологов, краснобаев и антикваров". Серьезные планы. И это только разминка.
Далее Маринетти говорит о том, что итальянское общество задавлено наследием Рима и эпохи Возрождения. "Музеи-кладбища!" - утверждает итальянец и требует немедленно сокрушить/затопить/сжечь все музеи.Полемика разгоняется к середине манифеста и достигает кульминации в следующей фразе: "Мы будем восхвалять войну - единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине".
Конечно, такие заявления дали сильный общественный резонанс. О Маринетти заговорили. Это был хороший пример деланного внимания, создания события из воздуха. Позже такие рекламные иллюзии будут практиковаться многими художниками 20 века. Однако, кроме задиристого текста за направлением более ничего не стояло. На счастье Маринетти, идеями футуризма ( наверное, не без помощи ораторских способностей Филиппо) увлеклись некоторые итальянские художники.
Карло Карра (1881-1966)
Джакомо Балла (1871-1956)
Джино Северини (1883-1966)
Что же могло соответствовать таким пафосно - агрессивным тезисам футуризма? Симбиоз человека и техники, красота машин, технический прогресс воплощенный художником. Ключевым понятием стал динамизм. Отчасти это полемика с кубизмом ( изображения которого статичны). Маринетти воспевал красоту скорости. Гоночная машина с ревущим мотором становится для него прекрасней Ники Самофракийской.
Ника Самофракийская, ок.190 г до н.э, скульптор Пифокрит
Тогда талантливый художник нового направления Умберто Боччони предлагает свою версию Ники будущего)
Умберто Боччони, Уникальные формы непрерывности в пространстве, 1913
Несмотря на критику, итальянские художники очень интересовались кубизмом, что особенно проявилось после посещения некоторыми из них выставки "Салона кубистов" 1911 года. Технические приемы кубистов, такие как соединение различных частей в одно целое, наслоение плоскостей друг на друга, использование цифр и букв были восприняты футуристами на ура. Получился такой динамичный кубизм.
Умберто Боччони
Джакомо Балла
Тем не менее футуристические полотна другие по своему духу, более эмоционально заряженные. Их цель - вызвать в зрителе отклик. Кроме того, футуристы использовали прием одновременно происходящего действие, охватывающего разные временные промежутки, но изображенного как одно целое. Этот прием называется симультанность. Хороший пример - триптих Бочонни "Состояния души". Это психологическая история о взаимодействии людей с техникой. Главное действующее лицо - поезд. Первое полотно изображает уезжающих "в светлое будущее", второе - момент прощания, третье - оставшихся на перроне.
Умберто Боччони, Состояния души, 1911
Те, кто уезжает
Прощания
Те, кто остается
Боччони явно вдохновился кубистической манерой письма: наложение плоскостей, номер паровоза, ломаные линии, угловатые формы. Однако, картины очень хорошо отражают душевное состояния. Первые два полотна динамичны. Пассажиры похожи на киборгов, диагональные линии создают тревожную динамику, которую усиливает и темная палитра. В последнем, напротив, ощущается вялость, инертность тех, кто остался "за бортом".
Надо сказать, что не только футуристы интересовались кубистическими открытиями. Многие деятели кубизма также не оставили новое течении без внимания и живо отреагировали на него. Удачно соединили идеи обоих направлений Фернан Леже и Робер Делоне. Такой синтез окрестили кубофутуризмом.
Фернан Леже, Выход труппы русского балета, 1914
Робер Делоне, Команда Кардиффа, 1912-1913
Кстати, певец кубизма, Гийом Аполлинер футуризм не признавал и считал его глупостью и невежеством. Тем не менее выставка футуристов, прошедшая сначала в Париже, с успехом продолжила свое шествие по миру. В конце концов, неугомонный Маринетти частично реализовал свои цели: футуризм подорвал гегемонию Парижа в области современного искусства. Примерно с 1912 года новые течения стали появляться в разных странах. В Англии, например, появился вортицизм ( от английского vortex - вихрь), течение во многом сходное с кубофутуризмом, но закончившееся вместе с началом Первой мировой. Вот одно из знаковых произведений представителя вортицизма художника Джейкоба Эпстайна (1880-1959)
Джейкоб Эпстайн, Перфоратор (изначальная версия), 1915
Автор объяснял свою скульптуру страстью к технике. Однако, с началом реальной войны, Эпстайн разобрал свою работу, утратив всякий интерес к машинам. Вот что от нее осталось - этот калеченный торс - отличное напоминания о возможных последствиях такого агрессивного союза человека с машиной.
Джейкоб Эпстайн, Перфоратор ( разобранный автором)
Маринетти, конечно, был шоумен. Но его задиристые монологи в условиях начала мировой войны и нарастающего недовольства населения многих стран, становились мощным инструментом психологического воздействия. Многие радостно подхватывание призывы уничтожать прошлое. Но прошлое это не только музеи. Незаметно клеймо "устарел" перешло и на людей, разделяющих другие взгляды. И носители иной идеологии тоже подлежали уничтожению. А потом и те, кто выглядел иначе или имел не ту фамилию...
Что из этого получилось, знают все, кто немного знаком с историей 20 века. Кстати, сам Маринетти активно поддерживал Муссолини и стал соавтором "Доктрины фашизма". Да, возможно, итальянец и трактовал фашизм совершенно иначе, тем не менее, футуризм стал стойко ассоциироваться с фашизмом.
"Долой прошлое, да здравствует будущее!" - основной посыл футуристов откровенно перекликается с уже нарицательным призывом "сбросить с парохода современности..". Да, именно в России футуризм получил наиболее сильный резонанс, породив целую эстетику, объединившую литераторов, художников, музыкантов. Однако, русский футуризм заслуживает отдельного поста. Продолжение следует)
www.spletnik.ru
Футуризм как авангард тоталитарного искусства
Илья КРУГЛОВ
Рождение футуризма произошло в Италии в 1909 году. 20 февраля 1909 года парижская газета «Фигаро» опубликовала на первой полосе «Манифест футуризма». Его автором был поэт Филиппо Томмазо Маринетти – человек талантливый и страстный, увлекающийся спортом и мистикой. Именно он стал отцом-теоретиком, вождем, главным вдохновителем и «двигателем» этого нового авангардистского течения.
На создание манифеста Маринетти вдохновил несчастный случай, произошедший с ним накануне: объезжая двух велосипедистов на своей гоночной машине, поэт не справился с управлением и оказался в придорожной сточной канаве. Через некоторое время, наблюдая за тем, как автомеханик разбирает его машину, в сознании Маринетти произошел переворот, и в порыве вдохновения, оказавшись за письменным столом, он создал «Манифест футуризма» и отослал его в Париж (Жвания, 2014 (1)).
«С самой вершины мы бросаем вызов звездам!»
Рис. 1. Филиппо Томмазо Маринетти
Первый манифест (потом их будет множество: сам Маринетти, за свою жизнь, опубликовал больше восьмидесяти манифестов, касающихся самых разных сфер творчества и жизни) стал воззванием к молодым итальянским деятелям искусства. Несмотря на то, что на момент публикации манифеста, Маринетти исполнилось 33 года, он призывал новое поколение «выбросить в корзину для мусора» тех, кто старше тридцати. «Молодые и бодрые, идите к нам!». Футуризм для Маринетти – это преобразование Вселенной, расцвет буйства молодости, скорости и динамики. Все прошлое должно быть оставлено и забыто на свалке истории (См.: Турчин).
Рис. 2. Луиджи Руссоло, Карло Карра, Маринетти, Умберто Боччони, Джино Северини, 1909
«Манифест футуризма» отрицал духовно-культурные, художественные и этические ценности прошлого и призывал «плевать на алтарь искусства», разрушать библиотеки и музеи: «А ну-ка, где там славные поджигатели с обожжёнными руками? Давайте-ка сюда! Тащите огня к библиотечным полкам! Направьте воду каналов в музейные склепы и затопите их! И пусть течение уносит древние полотна! Хватайте кирки и лопаты! Крушите древние города!».
Взамен «музейной» культуре манифест прославляет «риск, дерзость и неукротимую энергию, смелость, отвагу и бунт», культ технического прогресса и веру в утопическое будущее.
«—Ну, друзья, — сказал я, — вперед! Мифология, мистика — все это уже позади! На наших глазах рождается новый кентавр — человек на мотоцикле, —а первые ангелы взмывают в небо на крыльях аэропланов! Давайте-ка саданем хорошенько по вратам жизни, пусть повылетают напрочь все крючки и засовы!.. Вперед! Вот уже над землей занимается новая заря!.. Впервые своим алым мечом она пронзает вековечную тьму, и нет ничего прекраснее этого огненного блеска!» (Маринетти, 1909).
Главным источником вдохновения для футуристов стал стремительно развивающийся технический прогресс: гоночные автомобили, мотоциклы, локомотивы представлялись им прекраснее, чем любое отжившее свой век произведение искусства. Именно поэтому трубы заводов, самолеты, электричество и поезда стали основными объектами в творчестве футуристов.
Своим первым манифестом Маринетти производит эстетический фурор. Со своими соратниками он начинает заниматься популяризацией стремительно растущего футуристического движения, организовывая выступления, чтения стихов и манифестов. Вокруг него начинают объединяться сначала поэты, а позже и художники: Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джино Северини, Карло Карра и Луиджи Руссоло. 8 марта 1910 они провозглашают свой «Манифест футуристической живописи» (Подробнее см., например: Березкин).]
«Новое искусство может быть только насилием, жестокостью»
В «идеологической» составляющей футуристов очень отчетливо прослеживается влияние работы Ницше «Так говорил Заратустра» и сформулированный им культ Übermensch, а эстетикой бунтарства во многом обязаны «разрушительному жесту анархистов». Футуристы слагали гимны героизму и силе, прославляли отвагу и бунт, но презирали романтическую любовь, сентиментальность и жалость, поскольку «теплота куска железа или дерева, волнует нас больше, чем улыбка и слезы женщины».
Рис. 3. Дуилио Камбеллотти. Динамика рабочего
«Сверхчеловек», в их представлении, - это всемогущий, бездушный, жестокий и циничный человек. В 1910 году был опубликовал единственный роман Маринетти «Футурист Мафарка», которым писатель подкрепил свои взгляды. Один из основных героев романа – механический и бессмертный летающий Сверхчеловек, со сменными запчастями. Новая раса сверхлюдей, процветающая в бесклассовом обществе, в воздушных городах – это утопия, представление идеального общества для Маринетти. В предисловии к роману писатель отмечал, что желает «одолеть тиранию любви, наваждение единственной женщины, великий лунный свет романтики, омывающий Италию» (Маринетти, 1910). «Футурист Мафарка» был издан на французском и итальянском языках и сразу же обрёл скандальную славу. Для обывателя того времени роман послужил хлёсткой пощечиной. Маринетти был обвинен в «оскорблении добрых нравов», за публикацией последовал судебный процесс. Впрочем, для автора этот скандал стал всего лишь очередным отличным поводом для рекламы футуризма.
«Война — единственная гигиена мира!»
Рис. 4. Фортунато Деперо. Драка. 1926
Средством освобождения мира от устаревших ценностей, очищение от «пыли» и «рухляди», футуристы видели в революциях и войнах: «Мы будем восхвалять войну — единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть…Мы будем воспевать многоцветные, многозвучные приливы революций в современных столицах».
Футуристы не только прославляли войну, замыкаясь на своём творчестве и раздавая пощёчины обывателю. Для них это был не просто пафос и бахвальство, они активно принимали участие во всех военных действиях и революциях. В сентябре 1911 года Маринетти как военный корреспондент отправляется на фронт итало-турецкой войны в Ливию, все его воспоминания, заметки и репортажи будут собраны в книге «Битва при Триполи». Для Маринетти война – это само по себе нечто прекрасное и волнующее: «Футуристические визги и диссонансы в глубоком оркестре траншей у излучистых проходов, в звонких углублениях, среди двигающихся взад и вперёд штыков, этих смычков скрипок, которые воспламеняет энтузиазмом красная палочка дирижера-заката» (Цит.по: Жвания, 2014 (2)). Именно на войне проявляется истинный героизм и отвага, мужество и честь, так восхваляемая футуристами. Именно на войне футуристы видели своими глазами то, что воспевали, – вершину технического прогресса, гул локомотивов, аэропланы и самолёты, «…чьи пропеллеры, словно транспаранты, шелестят на ветру», управляемых «новыми ангелами» - авиаторами. Даже орудия убийства для них - это живые существа, люди-машины. Карло Карр в своем манифесте «Гуэррапиттура» (1915) трактовал войну как сильнейший источник вдохновения для художника, потому что только в ней проявляются наиболее спонтанно различные потенции человеческой натуры (См.: Футуризм…, http).
Рис. 5. Карл Карр, похороны анархиста Галли
В августе 1914 года начинается Великая Война. Маринетти организовывает серию публичных акций под лозунгом «Долой Австрию!», публично сжигает австрийские флаги, устраивает выставки - так рождается «Манифест итальянской гордости» (1914). В мае 1915 года Италия вступает в войну на стороне стран Антанты. Для футуристов это был призыв к действию – многие уходят добровольцами на фронт. Маринетти успевает стать добровольцем Ломбардийского велосипедного батальона, позже капитаном отряда бронемашин. Многие футуристы погибли на этой войне, а сам Маринетти был ранен и награждён медалью за битву при Витторио-Венето.
После войны Маринетти создает Политическую партию футуристов, подчиняет свои художественные интересы политическим (политика для футуристов стала такой же сферой творчества, как и поэзия), приветствует большевистскую революцию в России и утверждение фашизма в Италии. Для футуристов наступает новый период – они становятся «двигателем» фашистской революции.
«Шагать, а не гнить!»
В 1915 году Маринети знакомится с Бенито Муссолини, с которым у них завязывается дружба. Футуристы разглядели в Муссолини «человека истинно футуристических устремлений». «Приход к власти фашизма означает реализацию футуристической программы-минимум» —объяснял Маринетти. В 1918 году Маринетти и товарищи создают «Политические футуристические фашии» и «Ассоциацию итальянских ардити (смельчак)». В своей программе они всё так же воспевают героизм, борьбу за Новую Италию и социальную справедливость. Эти боевые отряды футуристов, послужили образцом для Муссолини, а все требования футуристов вошли в программу фашизма. Футуристы задавали тон и стиль новой идеологии, они её эстетизировали. Футуристическая концепция человека будущего, отвага, риск, мужество и авантюризм органично вписывались в фашистский дискурс – чёрные рубашки, отважные «ардити» с кинжалами в зубах, бросающие вызов смерти с кличем «Me ne frego!» («мне плевать»), милитаристская тематика и, конечно же, образ Дуче, «отца итальянской нации». Всё это служило вдохновением для многих футуристов, подталкивая их творчество к прославлению фашистского режима Муссолини. Особенно это сильно отображалось в изобразительном искусстве. У второго поколения футуристов(1925-1943), одной из главных тем являлся образ Муссолини, вождя фашисткой революции, того самого ницшеанского «сверхчеловека», мужественного и сильного.
Рис. 6. Паоло Гаретто. Муссолини и Иудейский лев
Стоит отдельно отметить портреты и скульптуры с Дуче, в самых разных и свободных формах: мы привыкли к изображению реалистичных картин диктаторов, но в Италии, благодаря футуристам, дело обстояло противоположным образом. То, что казалось немыслимым в других тоталитарных государствах, в СССР или Третьем Рейхе за подобное можно было лишиться жизни или попасть в концлагеря, было позволено итальянской властью своим творцам.
Рис. 7. Эрнесто Микаэллес. Великий кормчий. 1939
Например, на полотне художника Эрнесто Микаэллеса «Великий кормчий» (“Il Grande Nocchiere”, 1939) мы можем наблюдать образ идеального рулевого Италии, под которым, конечно же, подразумевается сам Бенито Муссолини. Художник использует тут стандартный футуристический эстетический код: апогей торжества техники и механизации человеческого тела, союз стали и воли. Таким был идеал нового человека для итальянских футуристов 1930-х годов. Фигура рулевого-дуче натянута как струна, он смотрит вдаль, в скорое будущее, уверенно стоит у руля, скованный железной цепью со своим народом. Его Путь сопровождает стройный ряд самолетов, еще одних часто воспеваемых футуристами чудес торжества техники. Тема авиации у футуристов вылилась в отдельное течение – аэроживопись.
Рис. 8. Джерардо Доттори. Дуче. 1933
Еще одним футуристом-художником, приветствующим и воспевающим новую фашистскую власть, был Джерардо Доттори. Мастер настенной живописи, он принял участие в грандиозной по масштабам римской «Выставке фашистской революции»; совместно с Маринетти и другими художниками подписал «Манифест настенной живописи» и внёс значительный вклад в агитационно-пропагандистское направление в изобразительном искусстве. Именно Доттори ввел в обиход термин «Дуче», который закрепился как антономазия Муссолини после написания художником одноимённой картины, портрета итальянского вождя. На портрете Муссолини изображен реалистично, устремляющим свой взор вдаль (что стало характерной чертой в изображении портретов вождя), на фоне зеленого поля, гор и облаков. Вокруг него кружат привычные для футуристов аэропланы и самолеты, образуя таким образом своеобразный нимб над его головой. На картине «Город революции» («Le citta’ della Rivoluzione») мы также наблюдаем профиль Дуче, гордо возвышающимся над римским Колизеем и животным, которое кормит младенцев – возможно, художник символизирует этим итальянский народ.
Рис. 9. Джерардо Доттори. Политика фашистской революции. 1934
Образцом фашистского футуризма может послужить серия полотен Джерардо Доттори образующих картину «Политика фашистской революции» (1934). Очень необычно само построение композиции: картина выстроена в форме пирамиды. В первом, нижнем, ряду мы наблюдаем шагающих стройными рядами чернорубашечников, которые выходят из недр Великой войны, изображенной художником в форме стальной грозы. Знамена в их руках превращаются в дубинки. На втором ряду выше мы наблюдаем культ машин, промышленного и аграрного производства. Венчает эту «пирамиду» портрет Муссолини: руководителя, вождя, «отца» итальянской нации.
В начале 1930-х в Италии были очень сильны националистические настроения: мощь и техника итальянской армии подстёгивала футуристов к прославлению национальной гордости. Итальянский футуризм долгое время являлся авангардом фашистского искусства, воспевая революцию фашизма. Тем не менее, в отношении футуристов в конце 1930-х - начале 1940-х годов начинается травля, самого Маринетти начинают клеймить как лидера «левого» искусства. Союз Мусолинни с Гитлером – а последний не переносил «дегенеративное» искусство – заставил Дуче избавиться от фаворитизма футуристов. Сам Маринетти в последние годы своей жизни разочаровывается в фашизме, обращается к мистике и христианству. В 1944 году Маринетти умирает, с ним умирает и футуристическое движение.
Рис. 10. - На Национальной выставке футуристов, 1933
_______________________
Список литературы:
Березкин В. Итальянский футуризм [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4099bd89-a286-4179-5236-3e7fc469e167/1011123A.htm
Жвания Д. Молодая гвардия Маринетти [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа – http://www.sensusnovus.ru/analytics/2014/02/03/18216.html
Жвания Д. Футуризм как матрица фашизма [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа – http://www.sensusnovus.ru/analytics/2014/02/06/18265.html
Жвания Д. Футуризм: война как стиль [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа – http://www.sensusnovus.ru/analytics/2014/02/05/18258.html
Маринетти Ф.Т. Предисловие к "Футурист Мафарка" (1910) [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://hylaea.ru/marin_publ2.html
Маринетти Ф.Т. Манифест итальянского футуризма (1909) [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.furfur.me/furfur/heros/manifesto/179523-manifest-italyanskie-futuristy-razrushayut-skrepy-vselennoy
Турчин В.С. По лабиринтам авангарда [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.etheroneph.com/gnosis/80-futurizm-budushchee-bez-budushchego.html
Футуризм, война и отношение с фашизмом [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.etheroneph.com/gnosis/12-futurizm-vojna-i-otnoshenie-s-fashizmom.html
discourseanalysis.org
АМАЗОНКА ЧЕШСКОГО АВАНГАРДА Пост навеян выставкой, которая…
АМАЗОНКА ЧЕШСКОГО АВАНГАРДА
Пост навеян выставкой, которая проходит в Минске, «Время и творчество Льва Бакста», приуроченная к 150-летию художника, сценографа, модельера, чье имя в этом году отмечено в Списке памятных дат ЮНЕСКО.
И, конечно, одной из жемчужин данной выставки картиной Леона Бакста "Портрет девушки в голубом".
"Портрет девушки в голубом" (Ружены Затковой), 1914
Выдающаяся чешская художница Ружена Заткова (1885 – 1923) являет собой редчайший пример женщины-футуриста. Ружена была настоящей футуристкой как в смысле мировоззрения и восприятия окружающей жизни, так и в смысле творчества. Она тонко чувствовала современность и отражала это в своих оригинальных по стилю работах.
"Во имя Ружены Затковой да здравствует футуризм! Да здравствует футуристическая Прага!" Таким восклицанием завершил в декабре 1921 года один из своих пражских вечеров в театре имени Шванды поэт и автор первого манифеста футуризма Филиппо Томмазо Маринетти. Один из основоположников аэроживописи хотел таким образом представить чешскую художницу, в отличие от Чехии уже известную в Италии, на ее родине.
Увы, возвращение Ружены Затковой "домой" тогда не состоялось, и планам Маринетти, намеревавшегося организовать выставки работ Затковой в Праге и Берлине, не было суждено сбыться. В 1923 году художница, в возрасте 38 лет, умерла от туберкулеза в Швейцарии.
Первая ретроспективная выставка работ Затковой, о которых похвально отозвался и Пабло Пикассо, открылась на ее родине лишь в апреле 2011 года, 88 лет после ее смерти. В залах Императорского манежа Пражского града представлены произведения, подтверждающие незаурядный талант их автора - картины, коллажи, ассамбляжи, (последние являются одним из самых прогрессивным художественных достижений своего времени), иллюстрации к библейскому жизнеописанию царя Давида или, например, скульптура Beranidlo.
Работы, сохранившиеся в частных собраниях коллекционеров Рима, Милана и Лондона (главным образом в семьях Маринетти и Затковых), выставлялись в Турине, Риме, Флоренции и Болонье. Она была известна, главным образом, за границей, так как большую часть своей непродолжительной жизни провела в Германии, Италии и Франции. Несмотря на то, что за нею закрепилось обозначение "футуристка", она не ограничивалась в своем творчестве рамками одного художественного направления и примеряла к холсту и бумаге различные техники.
Ружена Заткова родилась в Южной Чехии. В 1901 году, когда ей исполнилось 15 лет, семья перебралась в Прагу и Ружена вместе с ее сестрой Славой брали уроки рисования у тонкого пейзажиста Антонина Славичека.
Ружена короткое время училась в Мюнхене – кстати, ее сестра Слава Заткова-Тондрова более интенсивно занималась живописью и известна как традиционный художник. В 1910 году Ружена вышла замуж за царского дипломата, служившего в Риме, Василия Хвощинского и уехала в Италию.
В Италии она ознакомилась с примитивной живописью Мештровича, с Филиппом Маринетти, с правнучатой племянницей жены Пушкина, русской художницей-авангардисткой Натальей Гончаровой и Михаилом Ларионовым. Независимость творчества Гончаровой и Ларионова вдохновляет чешскую художницу, утверждая ее в формулировке собственных взглядов на свободную природу искусства.
Портрет Маринетти,1920
На портрете Маринетти представлен настоящим футуристическим королём. Глаза получились довольно злыми, причём обращает на себя внимание, что они светятся страстным огнём: скорее всего, художница таким образом хотела отразить жажду Маринетти преобразовать мир, его страстное желание “заявить” новую эру на земле. Это яркое по своей цветовой гамме произведение. Сочетание интенсивных красных и жёлтых тонов вообще характерно для футуристических полотен. Лицо футуриста расслаивается на отдельные плоскости. От его головы исходят потоки солнечных лучей. Вспоминается лозунг русских футуристов “Будем как солнце!”
Турин, 1920 год, Маринетти позирует со своим портретом работы Ружены Затковой.
Хвощинский обладал хорошей коллекцией живописи, поощрял художественную деятельность жены и охотно помогал ей устраивать выставки в разных странах.
Очень жаль, что мы так мало знаем об этой супружеской паре. Однако известно, что в браке родилась дочь Мария Васильевна. Интересным фактом является и то, что Ружена Заткова знала русский язык и до нас дошли некоторые её письма, написанные по-русски.
“Борьба предметов быта за превосходство”, начало 20-х годов
На картине нет борьбы вещей, они просто очень кучно сгруппированы (как это обычно бывает у футуристов), и видно, что не автор картины, а сама судьба решит, каким из этих предметов суждено взять превосходство над другими. Борьба имеет скорее эстетический характер, так как предметы в высшей степени разнообразны по форме и цвету. Это борьба колористических схем и пропорций.
Декоративное панно "Вода под снегом и льдом"
Декоративное панно “Вода под снегом и льдом” (1919 – 1920), созданное в смешанной технике. Здесь нет прославления технического прогресса, более того: перед нами уникальное свидетельство того, как футурист видит природу. Не технику, которую все они так любили, а обыкновенную воду под слоем замёрзшего льда. Мотив не очень-то футуристический, ведь художники круга Маринетти предпочитали раскалённый металл холодному льду.
Одним из ключевых произведений Ружены Затковой является смелая скульптура Beranidlo («Таран»), выполненная, кроме прочих материалов, из стекла и бумаги. Она, увы, не сохранилась.
"Скульптура Beranidlo возникла в 1916 году – ничего подобного в чешском искусстве не было. Можно сказать, что она родилась отчасти на футуристических принципах, отчасти - на основе очень интимного отношения к природе, так как в создании этой скульптуры использованы природные метафоры: шумы, звуки, стук, влияние на среду".
Воссоздал "Таран" скульптор Михал Габриэл: "Нам казалось очень заманчивым ее реконструировать. Изначально скульптура была сделана из бумаги, но так как никто не знал, в какой цветовой гамме она была сделана, что привело к многочисленным спорам, мы, главным образом, решили сохранить основные пропорции и формы. Был использован метод цифровой 3D-печати. То есть, скульптура создана таким образом, что человеческие руки ее не касались."
После Первой мировой войны Заткова, из-за ухудшившегося состояния своего здоровья, поселяется в итальянской деревне, издали наблюдая за политическими переменами. Под влияниям крайней бедности, которую она видит вокруг, ее взгляды становятся более радикальными, что влияет и на ее личную жизнь. Следует развод с мужем, и Заткова выходит замуж второй раз – за журналиста левого толка Артура Каппу, хотя ни развод, ни последующее бракосочетание, не были признаны итальянскими учреждениями.
На фото (слева направо): И. Стравинский, Р. Заткова, С. Дягилев, Л. Бакст
В ходе гастролей русского балета в Италии Заткова познакомилась и с кругом Сергея Дягилева, Сергеем Прокофьевым и Игорем Стравинским. Стравинский посвятил чешской художнице свои "Подблюдные", четыре русские крестьянские песни для женского вокального ансамбля без сопрано на народные тексты (I - У Спаса в Чигисах, II - Овсень, III - Щука, IV - Пузище), а также писал ей письма.
Сохранилась еще одна фотография, но не все лица на ней узнаваемы.
Произведения Затковой являются редкостью, они разбросаны по всему миру. Существует два каталога с названиями произведений, из них лишь треть документирована фотографиями. Однако две трети, о которых никто ничего не знает – они, возможно, утеряны, уничтожены или еще найдутся, как знать.
Затковой принадлежат слова: “Я вся создана из окружностей, но все они разомкнуты… Мне не нужны никакие названия и никакие ярлыки. Не хочу я и того, чтобы меня где-либо зарегистрировали”.
Маринетти, поэт, который хотел освободить мир - Жизнь он прожил яркую, насыщенную, да и время было удивительное. (Статья довольна большая).
Описание картин Автор: Андрей Дьяченко
fleur-marie.livejournal.com
Маринетти, Филиппо Томмазо — википедия фото
Филиппо Томмазо Маринетти (итал. Filippo Tommaso Marinetti; 22 декабря 1876 — 2 декабря 1944) — итальянский писатель, поэт, основатель футуризма.
Филиппо Томмазо Маринетти | ||||||
Filippo Tommaso Marinetti | ||||||
Filippo Tommaso Emilio Marinetti | ||||||
22 декабря 1876(1876-12-22)[1][2][…] | ||||||
| ||||||
2 декабря 1944(1944-12-02)[4][1][…](67 лет) | ||||||
| ||||||
| ||||||
литература | ||||||
футуризм | ||||||
итальянский[6] и французский | ||||||
| ||||||
Файлы на Викискладе |
Основал ряд футуристических журналов («Lacerba», «Poesia») и издательство («Poesia»).
Автор первого манифеста футуризма (опубликован в парижской «Фигаро» 20 февраля 1909), один из основоположников аэроживописи.
В 1910 издал роман «Мафарка-футурист».
В 1914 году посетил Россию по приглашению русских футуристов.
Один из основателей итальянского фашизма, тесно сотрудничал с Муссолини. В 1942 воевал на территории СССР в составе итальянского экспедиционного корпуса. Был ранен под Сталинградом.
Умер от остановки сердца.
org-wikipediya.ru
Филиппо Томмазо Маринетти — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Филиппо Томмазо МаринеттиФилиппо Томмазо Маринетти (итал. Filippo Tommaso Marinetti; 21 декабря 1876, Александрия — 2 декабря 1944, Белладжио) — итальянский поэт, писатель и драматург, известен прежде всего как основатель футуризма.[1] Основал ряд футуристических журналов («Lacerba», «Poesia») и издательство («Poesia»). Маринетти принадлежит большинство манифестов (первый манифест — 1909), определяющих футуризм как художественное и политическое течение.
Родился 21 декабря 1876 года в Египте (Александрия), в богатой итальянской семье адвоката Энрико Маринетти. Детство прошло в Париже, где он учился в колледже святого Франсуа Ксавье. Именно там Маринетти основал свой первый литературный журнал «Папирус», а впоследствии был исключен за подпольное распространение запрещенных книг. Закончив в 1899 году образование в генуэзском университете (факультет права), Маринетти предпочел юридической карьере литературное творчество.
20 февраля 1909 года в парижской газете «Фигаро» Маринетти публикует свой первый футуристический манифест («LeFuturisme»). Тотально революционный по своей сути, он содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы — историков, археологов, искусствоведов, антикваров!», «Тащите огня к библиотечным полкам!», «Направьте воду из каналов в музейные склепы!», «Крушите древние города!». Маринетти провозгласил новую футуристическую эстетику, базирующуюся на воспевании риска, дерзости, неукротимой энергии, смелости, отваги, бунта, решительного напора, — иными словами, всех тех качеств, которыми должен обладать «человек длинной воли». Война была провозглашена единственной очистительной силой — «гигиеной мира».
Маринетти и муравьедВ 1911‒1912 гг. он в качестве военного корреспондента принимает участие в итало-ливийской войне, в октябре 1913 — в болгаро-турецком конфликте.
В 1912 году Маринетти опубликовал новый манифест — «Технический манифест футуристической литературы». В нем были сформулированы технические (из области литературной техники) нововведения футуристов, которые вытекали из их стремления выразить темпы современной жизни.
В январе 1914 г. осуществляет поездку в Москву и Петербург, где знакомится и делится опытом с русскими футуристами.[2][3]
В августе 1914, после начала Первой Мировой войны, Маринетти записывается добровольцем в Ломбардийский батальон и ведет пропаганду за вступление Италии в войну, придав для этих целей футуристическому журналу «Лачерба» политическую направленность. «Дирекция футуристического движения» в Милане постепенно превратилась в боевой штаб. В сентябре ею были организованы манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что Маринетти был арестован и посажен в тюрьму. Но в мае 1915 года Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти, вместе с другими футуристами добровольцем уходит на фронт, награжден медалью как командир броневика за битву Витторио-Венета.
После Первой Мировой войны происходит организационное оформление политического крыла футуризма. Была создана политическая партия футуристов во главе с Маринетти и издан соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве Органом политической партии футуристов стала газета «Футуристический Рим», основанная Маринетти, Сетгимелли и Карли.
В этот период Маринетти начинает выступать с радикально-националистических позиций, а в 1919 году вступает в фашистскую партию. «Наша футуристическая революционность обожает Италию и жаждет возродить ее во что бы то ни стало, очистить ее, сделать более интеллигентной и преуспевающей», — говорил он еще в сентябре 1918 года.
Стоит заметить, что ранний итальянский фашизм многим обязан двум национальным литературным гениям того времени — Маринетти и Д’Аннунцио, причем не только в сфере формирования идеологии и лозунгов, но и в области «прямого действия»: Маринетти играл большую роль в формировании фашистских боевых групп, лично участвовал в разгоне демонстраций и нападении на редакцию газеты «Аванти», «желая утвердить абсолютное право четырех миллионов солдат на управление новой Италией». Добровольцы во главе с Габриэле Д’Аннунцио в сентябре 1919 года заняли город Фиуме и устроили в нем великолепный футуристический вечер. В ноябре 1919 года, на парламентских выборах имена Маринетти и Муссолини стояли рядом в избирательных бюллетенях, однако на выборах фашисты не прошли, (после чего оба были арестованы по обвинению в незаконном хранении огнестрельного оружия Муссолини выходит сразу, Маринетти через двадцать дней).
Однако, уже в мае 1920 года Маринетти и группа соратников-футуристов совершают очередную авангардистскую провокацию: протестуя против компромиссов Муссолини с клерикальными и монархическими кругами они выходят из состава фашистской партии. Вместе с тем, Маринетти до конца дней остаётся «беспартийным фашистом».
В 1922 году, после прихода Муссолини к власти, он посвящает министру-президенту восторженную статью: «Итальянская Империя — в кулаке лучшего, наиспособнейшего итальянца!»
В 1923 году женился на Бендетте Каппа.[4]
18 марта 1929 года Муссолини вводит Филиппо Томмазо Маринетти в состав Итальянской Академии наук. В сентябре 1929 г. Маринетти даёт старт второму этапу итальянского футуризма, подписав «Манифест аэроживописи».
В конце 1933 года подписывает Манифест настенной живописи.
Весной 1934 года посещает гитлеровскую Германию, где был принят и чествован Готфридом Бенном.
Маринетти (на снимке — крайний справа) на Дону20 июля 1942 года в качестве инспектора 62-летний Маринетти прибыл в итальянский экспедиционный корпус на Дону. Спустя четыре месяца тяжело заболел и был эвакуирован домой. Так и не смог восстановиться и 2 декабря 1944 года, после сердечного приступа, Маринетти умирает в Hotel Excelsior в Белладжио на озере Комо.
Обычные его темы — машины, скорость — основы современной индустриальной культуры, война, сильная личность, звезды и море как символ сверхземного «Завоевание звезд» (La conquête des étoiles, 1902), «Разрушение» (Destruction, 1903), «Моноплан папы» (Le Monoplane du pape, 1912) и др. В драматургии Маринетти выделяется сатирическая трагедия «Король-кутеж» (Le roi bombance), где дана сатира на человечество и социальную революцию. Большинство произведений написано по-французски.
На основе лозунга «Мы воспоем растущее торжество машины» у Маринетти создается новая эстетика машины — «Гоночный автомобиль прекраснее статуи „Самофракийской победы“».
С поэтической индустриальной темой связана у Маринетти и политико-экономическая пропаганда индустриализации Италии (в манифестах). Венецию например, омертвевший город дожей, предлагалось преобразовать в промышленный центр Адриатики.
Значительное место в творчестве Маринетти занимает также военная проза. Это — «Битва при Триполи» (La bataille de Tripoli), откровенный апофеоз итальянской экспансии в Африку, «Zang, tumb, tumb» (Осада Адрианополя), военные стихотворения, в которых изображена индустриализация войны (стих. «Литейная битвы») и ряд других литературных произведений о мировой войне.
Маринетти боролся во главе футуристов против «оппортунизма» итальянской иностранной политики еще задолго до выхода Италии из тройственного союза, требовал войны с Австрией во имя нераздельного господства Италии в бассейне Адриатического моря, что имело известное агитационное значение при вступлении Италии в мировую войну.
Попытки Маринетти создать динамическую форму привели его к реформе стиха и прозы. В 1906 Маринетти организовал «Интернациональную анкету о свободном стихе». Формальные новшества Маринетти сказались в области прозы. В программе Маринетти — деформация синтаксиса, насыщение его эмоциональностью, расположение слов без ограничений грамматической логикой. Вспомогательные части речи, задерживающие передачу мыслей, прилагательные, означающие паузы — отметаются; знаки препинания исключаются. В основе прозы — существительные и глаголы, которые сочетаются с условными математическими и музыкальными знаками. Создается телеграфный стиль. Специфическая образность Маринетти основана на метафорах, смелость которых (отдаленность аналогий) оправдывается лозунгом о «беспроволочном воображении и словах на свободе». Характерен типографский монтаж текста.
Формальным новаторством отличается также «Синтетический театр» (Teatro sintetico) Маринетти, написанный в сотрудничестве с Корра, Сеттималли и др. В последние годы Маринетти пропагандирует «тактилизм» — искусство касаний, пытаясь создать новый вид искусства — «предметы искусства, воспринимаемые осязанием». С этой целью Маринетти разработал «тактилическую таблицу ощущений».
Вся линия творчества Маринетти привела его в лагерь фашизма — («Футуризм и фашизм» — «Futurismo e fascismo», «Democratia futurista, dinamismo poetico» — «Футуристическая демократия, политический динамизм»), предвестником которого он и явился.
traditio.wiki