Эдуард Мане. Мане картина
Олимпия (картина Мане) — WiKi
Описание полотна
На картине изображена полулежащая обнажённая женщина. Правой рукой она опирается на пышные белые подушки, верхняя часть тела слегка приподнята. Её левая рука покоится на бедре, прикрывая лоно. Лицо и тело модели обращены к зрителю.
На её белоснежное ложе наброшено кремовое покрывало, богато украшенное по кромке цветочным узором. Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Девушка полностью обнажена, на ней лишь несколько украшений: её убранные назад рыжие волосы украшает крупная розовая орхидея, на шее у неё завязанная бантиком чёрная бархотка с жемчужиной. В пандан к жемчужине подобраны серьги, а на правой руке модели — широкий золотой браслет с подвеской. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты.
Второй персонаж на полотне Мане — темнокожая служанка. В руках она держит роскошный букет в белой бумаге. Негритянка одета в розовое платье, ярко контрастирующее с её кожей, а её голова почти теряется среди чёрных тонов фона. В изножье кровати устроился чёрный котёнок, служа важной композиционной точкой в правой части картины.
Пространственная глубина интерьера на картине практически отсутствует. Художник оперирует всего лишь двумя планами: светлыми человеческими фигурами — на первом плане и тёмным интерьером — на заднем плане.
Яркая вертикальная полоса золотистой отделки стены делит тёмный фон картины почти пополам. Это позволяет сфокусировать меньшую, левую половину, квадратной «рамкой» на голове Олимпии, а большую, прямоугольную — на фигуре её служанки. Часть стены за торсом Олимпии в тёмно-коричневых обоях и зелёная драпировка создаёт акцент на рыжих волосах модели. Весь интерьер комнаты за спиной негритянки почти полностью скрывают зелёные шторы, лишь небольшой прорыв в следующий план картины образует дверной проём.
Цветовая гамма
Цветовая гамма картины отличается сдержанностью: в палитре художника лишь несколько основных тонов: белый, чёрный, синий (переходящий в тёмно-зелёный), а из тёплых — коричнево-золотой и красный. Преобладающие на картине светлые, бежевые тона, использованные для кожи модели и её ложа, контрастируют с тёмными, практически чёрными тонами обстановки, образами служанки и кота, чьи очертания почти тают на фоне занавеса. Такой сильный контраст делит полотно пополам по горизонтали.
Художник расставляет несколько пламенеющих акцентов: насыщенный цвет орхидеи в волосах подхватывают бутоны букета и цветочный узор покрывала. Ритм поддерживают красный платок на голове служанки и обивка кровати. Тёмно-зеленый цвет занавеса созвучен тону листьев и стеблей в букете, отделке покрывала, зеленоватым теням на простынях и окантовкой панталет.
Композиционная схема
В основе композиции картины положено многократное повторение треугольной формы. Тёмно-красный треугольник обивки кровати в нижнем левом углу перекликается с чётким торчащим уголком подушки выше. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Фигура негритянки в розовом справа также вписана в треугольник. Композиционным центром картины является лоно Олимпии, что подчёркивается её линейным построением: к лону девушки ведут диагональные линии плеч и рук обеих женщин, на него направлены вертикальная золотистая линия обоев и перекрещивающаяся линия ног Олимпии.
Манера письма Мане кажется очень плоской. Мастер отказался от традиционной многослойности и тщательности нанесения мазков. Краска кое-где выходит за границы изображённых предметов, к примеру, букет практически распадается на отдельные цветовые пятна. В картине ощущается зарождение нового стиля — импрессионизма, одним из родоначальников которого стал её автор.
История создания
На картине стоит подпись и дата: éd Manet 1863. Картина была создана в том же году, что и «Завтрак на траве», ставший причиной скандала на «Салоне отверженных» 1863 года. Однако, триумфатором Парижского салона в том году стал Александр Кабанель со своим «Рождением Венеры». Возможно, именно эта картина вдохновила на создание «Олимпии» боровшегося за своё признание Эдуара Мане. Ещё в Италии в 1850-е годы он работал над копией «Венеры Урбинской» и был хорошо знаком с сюжетом.
По существу о создании картины известно мало. Сохранилось два эскиза сангиной. Акварель с Олимпией 1863 года скорее всего была написана после картины и связывает в один ряд картину с двумя офортами 1867 года, созданными по мотивам «Олимпии». Один из этих эскизов Мане потом нарисует прикреплённым к стене на заднем фоне своего «Портрета Эмиля Золя».
Моделью Олимпии послужила излюбленная натурщица Мане — Викторина Мёран. Однако, есть предположение, что Мане использовал в картине образ известной куртизанки, любовницы императора Наполеона Бонапарта Маргариты Белланже[1].
-
Эдуар Мане: Венера Урбинская Копия картины Тициана
-
Эдуар Мане: Эскиз к Олимпии Сангина
-
Эдуар Мане: Эскиз к Олимпии Сангина
-
Эдуар Мане: Олимпия Акварель 1863 г.
-
Эдуар Мане: Олимпия Офорт 1867 г.
-
Эдуар Мане: Олимпия Офорт с акватинтой 1867 г.
-
Эдуар Мане: Олимпия Гравюра на дереве
Иконография
Предшественницы
«Олимпия» явилась одной из самых знаменитых ню XIX в. Однако у Олимпии есть много предшествовавших ей известных образцов: изображение лежащей обнажённой женщины имеет в истории искусства давние традиции. Прямыми предшественницами «Олимпии» Мане являются «Спящая Венера» Джорджоне 1510 г. и «Венера Урбинская» Тициана 1538 г. Обнажённые женщины написаны на них практически в одинаковой позе.
«Олимпия» Мане обнаруживает большое сходство с картиной Тициана, ведь именно с неё Мане написал копию в годы ученичества. И Венера Урбинская, и Олимпия изображены в домашней обстановке; как и на картине Тициана задний план «Олимпии» Мане чётко разделён на две части вертикалью в направлении лона лежащей женщины. Обе женщины одинаково опираются на правую руку, у обеих женщин правая рука украшена браслетом, а левая — прикрывает лоно, и взгляд обеих красавиц направлен прямо на зрителя. На обеих картинах в ногах у женщин расположился котёнок или собачка и присутствует служанка. Подобную манеру цитирования с перенесением ренессансного мотива в современные парижские реалии Мане уже использовал при создании «Завтрака на траве».
Прямой и открытый взгляд обнажённой Олимпии уже известен по «Махе обнажённой» Гойи, а контраст между бледной и тёмной кожей уже обыгрывался в картине «Эстер» или «Одалиска» Леона Бенувиля 1844 года, хотя на этой картине белокожая женщина одета. К 1850 году в Париже также получили широкое распространение фотографии ню лежащих женщин.
На Мане оказали влияние не только живопись и фотография, но и поэтический сборник Шарля Бодлера «Цветы зла». Первоначальный замысел картины имел отношение к метафоре поэта «женщина-кошка», проходящий через ряд его произведений, посвященных Жанне Дюваль. Эта связь чётко прослеживается в первоначальных эскизах. В готовой картине у ног женщины появляется ощетинившийся кот с таким же, как и у хозяйки, выражением глаз.
Название полотна и его подтекст
Эдуар Мане: Портрет Захари Астрюка Эдуар Мане: Портрет Эмиля Золя. Художник изобразил Золя на фоне стены с эскизом к «Олимпии» и японской гравюройОдной из причин скандальности полотна послужило и его название: художник не последовал традиции оправдывать наготу женщины на картине легендарным сюжетом и не назвал свою ню «мифологическим» названием типа «Венера» или «Даная». В живописи XIX в. появились многочисленные «Одалиски», самая известная из которых, конечно же, «Большая Одалиска» Жана Огюста Доминика Энгра, однако Мане пренебрёг и этим вариантом.
Необычно и само имя, которое дал девушке Мане. За полтора десятка лет до этого, в 1848 г. Александр Дюма публикует свой прославленный роман «Дама с камелиями», в котором имя Олимпия носит главная антагонистка и коллега героини романа. Мало того, это имя было нарицательным: так часто называли дам полусвета. Для современников художника это имя ассоциировалось не с далёкой горой Олимп, а с проституткой.
Это подтверждает и символический язык картины:
- На тициановской картине «Венера Урбинская» женщины на заднем плане заняты подготовкой приданого, что вместе со спящей собачкой у ног Венеры должно означать домашний уют и верность. А у Мане чернокожая служанка несёт букет цветов от поклонника — цветы традиционно считаются символом дара, пожертвования. Орхидея в волосах Олимпии — афродизиак.
- Жемчужные украшения носила богиня любви Венера, украшение на шее Олимпии выглядит как лента, завязанная на упакованном подарке.
- Прогнувшийся котёнок с поднятым хвостом является классическим атрибутом в изображении ведьм, знаком плохого предзнаменования и эротических излишеств.
- Кроме того буржуа были особенно возмущены тем, что модель (голая женщина) вопреки всем нормам общественной морали не лежала, скромно потупив глазки. Олимпия предстаёт перед зрителем не дремлющей, как джорджоновская Венера, она смотрит ему прямо в глаза. Прямо в глаза проститутке обычно смотрит её клиент, в этой роли, благодаря Мане, оказывается каждый, кто смотрит на его «Олимпию».
Кому пришла идея назвать картину «Олимпией», осталось неизвестным. В 1864 г., спустя год после создания картины, появились поэма «Дочь острова» и стихи Захари Астрюка, посвящённые Олимпии. Эта поэма указана в каталоге Парижского салона в 1865 г.
Quand, lasse de songer, Olympia s’éveille,Le printemps entre au bras du doux messager noirC’est l’esclave à la nuit amoureuse pareille,Qui veut fêter le jour délicieux à voir,L’auguste jeune fille en qui la flamme veille. | Лишь успеет Олимпия ото сна пробудиться,Чёрный вестник с охапкой весны перед ней;То посланец раба, что не может забыться,Ночь любви обращая цветением дней:Величавая дева, в ком пламя страстей. |
Захари Астрюк написал эту поэму, вдохновлённый картиной своего друга. Однако любопытно, что на портрете кисти Мане 1866 года Захари Астрюк изображён не на фоне «Олимпии», а на фоне «Венеры Урбинской» Тициана.
Скандал
Парижский салон
Эдуар Мане: Осмеяние ХристаВпервые представить свои работы на Парижском салоне Мане пытался в 1859 г. Однако его «Любитель абсента» к салону допущен не был. В 1861 г. на Парижском салоне благосклонность публики снискали две работы Мане — «Гитареро» и «Портрет родителей». В 1863 г. работы Мане снова не прошли отбор жюри Парижского салона и были показаны в рамках «Салона отверженных», где уже «Завтрак на траве» оказался в эпицентре крупного скандала.
Вероятно, Мане собирался показать «Олимпию» на Парижском салоне в 1864 году, но поскольку на ней была опять изображена та же обнажённая Викторина Мёран, Мане решил избежать нового скандала и предложил на Парижский салон 1864 года вместо «Олимпии» «Эпизод боя быков» и «Мёртвого Христа с ангелами», но и им было отказано в признании. Лишь в 1865 г. «Олимпия» была представлена на Парижском салоне вместе с «Осмеянием Христа».
Биограф художника Эдмон Базир писал: "Он задумал и выполнил "Олимпию" в год своей женитьбы (1863), но выставил ее только в 1865 году. Несмотря на уговоры друзей, он долго колебался. Осмелиться - вопреки всем условностям - изобразить голую женщину на неприбранной постели и возле нее - негритянку с букетом и черную кошку с выгнутой спиной. Написать без прикрас живое тело и подкрашенное лицо этой модели, растянувшейся перед нами, не завуалированное каким-либо греческим или римским воспоминанием; вдохновиться тем, что видишь сам, а не тем, чему учат профессора. Это было настолько смело, что он сам долго не решался показать "Олимпию". Надо было, чтобы кто-нибудь подтолкнул его. Этот толчок, которому Мане не мог противостоять, исходил от Бодлера"[2].
Новая манера письма
Из-за «Олимпии» Мане разразился один из самых крупных скандалов в искусстве XIX в. Скандальным оказался как сюжет картины, так и живописная манера художника. Мане, увлекавшийся японским искусством, отказался от тщательной проработки нюансов светлого и тёмного, к которой стремились другие художники. Из-за этого современники не смогли увидеть объёмности изображённой фигуры и считали композицию картины грубой и плоской. Гюстав Курбе сравнил Олимпию с дамой пик из колоды карт, только что вышедшей из ванны. Мане обвинили в аморальности и вульгарности. Антонин Пруст позднее вспоминал, что картина уцелела лишь благодаря мерам предосторожности, принятым администрацией выставки.
Никогда и никому ещё не приходилось видеть что-либо более циничное, чем эта «Олимпия», — писал современный критик. — Это — самка гориллы, сделанная из каучука и изображённая совершенно голой, на кровати. Её руку как будто сводит непристойная судорога... Серьёзно говоря, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я бы советовал избегать подобных впечатлений. |
Полотно, выставленное на Салоне, вызвало ажиотаж и подверглось дикому глумлению со стороны толпы, взбудораженной обрушившейся из газет критикой. Испуганная администрация поставила у картины двух охранников, но и этого было недостаточно. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась и военного караула. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Картина собирала сотни людей, пришедших на выставку лишь для того, чтобы обругать картину и плюнуть на неё. В итоге картину перевесили в самый дальний зал Салона на такую высоту, что её было почти не видно.
Художник Дега сказал:
Известность, которую Мане завоевал своей Олимпией, и мужество, которое он проявил, можно сравнить только с известностью и мужеством Гарибальди. |
Жизненный путь полотна
- 1863 — картина написана.
- 1865 — картина выставлена в Салоне. После этого почти четверть века она хранится в недоступной посторонним мастерской автора.
- 1889 — картина выставлена на выставке по случаю 100-летия Великой Французской революции. Богатый американец выражает желание купить её за любые деньги. Друзья Мане собирают по подписке 20 000 франков и выкупают «Олимпию» у вдовы художника, чтобы принести её в дар государству. Не слишком обрадованные таким подарком власти после некоторого сопротивления всё же принимает дар и отдают на хранение в запасники Люксембургского дворца.
- 1907 — без лишнего шума «Олимпию» переносят в Лувр.
- 1947 — наконец, картина все-таки занимает почётное место в открывшемся Музее импрессионизма.
Влияние картины
Поль Сезанн: Современная ОлимпияПервым художником, создавшим своё произведение по мотивам «Олимпии», был Поль Сезанн. Однако в своей «Современной Олимпии» он пошёл чуть дальше, изобразив помимо самой проститутки и служанки ещё и клиента. Поль Гоген написал копию «Олимпии» в 1891 г., «Олимпия» вдохновляла и Эдгара Дега, и Анри Фантен-Латура. Пабло Пикассо заменил в своей пародии на «Олимпию» одетую служанку двумя обнажёнными мужчинами.
Весь XX век мотив Олимпии был нарасхват у самых разных художников. К ним относятся Жан Дюбюффе, Рене Магритт, Франсис Ньютон Соуза, Герхард Рихтер, А. Р. Пенк, Феликс Валлотон, Жак Вийон и Эрро. Ларри Риверс написал в 1970 г. темнокожую Олимпию и назвал своё творение «I like Olympia in Black Face». В 1990-х гг. появилась трёхмерная Олимпия. Американский художник Сьюард Джонсон создал скульптуру по мотивам Олимпии Мане под названием «Confrontational Vulnerability».
В 2004 году карикатура, изображающая Джорджа Буша-мл. в позе Олимпии, была снята с экспозиции вашингтонского городского музея.[3]
Фильмография
- «Натурщица с чёрной кошкой», фильм Алена Жобера[fr] из цикла «Палитры» (Франция, 1998).
Примечания
Ссылки
ru-wiki.org
Автопортрет в тюбетейке 1878г Bridgestone Museum of Art, Tokyo, Japan | Автопортрет с палитрой 1879г 83х67см Private collection (Steven A. Cohen) | Актёр трагедий 1866г 187х108см National Gallery of Art, Washingon, DC, USA | Бар в Фоли-Берже 1882г 96х130см Courtauld Institute of Art, London, UK |
Бар в Фоли-Берже Этюд 1882г 47х56см Samuel Courtauld Trust, The Courtauld Gallery, London, UK | Баррикады Гражданская война Этюд 1871см Szépművészeti Múzeum, Budapest, Hungary | Берега Сены в Аржентее 1874г 63х103см Courtauld Institute of Art, London, UK | Берта Моризо с букетом фиалок 1872г 55х39см Musée d'Orsay, Paris, France |
Берта Моризо с веером 1872г 60х45см Musée d'Orsay, Paris, France | Букет в хрустальной вазе 1882г | Букет фиалок 1872г 27х22см | Букет цветов 1882г 56х44см Murauchi Art Museum, Japan |
В лодке 1874г 97х130см Metropolitan Museum of Art, New York City | В саду 1870г | Ваза с пионами на небольшом пьедестале 1864г 93х70см Musée d'Orsay, Paris, France | Весна Этюд Жанна Демерсей 1882г 15х10см Hermitage, St. Petersburg, Russia |
Ветчина 1880г Glasgow Museums and Art Galleries, Glasgow, UK | Вид Голландии 1872г 49х60см Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA | Викторин Муран 1862г 42х43см Museum of Fine Arts, Boston, MA, USA | Викторина Муран в костюме эспада 1862г 165х127см Metropolitan Museum of Art, New York City |
Всемирная выставка 1867u Nasjonalgalleriet, Oslo, Norway | Гранд канал 1875г 57х48см Provincial Security Council, San Francisco, CA, USA | Гранд канал в Венеции Синяя Венеция 1874г 54х65см Shelburne Museum, Vermont, USA | Две груши 1864г |
Две розы на скатерте 1883г | Женщина наливающая воду Сюзанна Ленхоф 1858г 56х47см Ordrupgaard Collection, Copenhagen, Denmark | Женщина перед зеркалом 1877г 92х71см Solomon R. Guggenheim Museum, New York, USA | Женщина поправляет подвязку 1878г Ordrupgaard Collection, Copenhagen, Denmark |
Женщина с веерами Нина Каллиас 1874г 113х166см Musée d'Orsay, Paris, France | Женщина с золотой брошкой 1879г | Женщина с зонтом 1875г | Женщина с кошкой 1880г National Gallery, London, UK |
Женщина с попугаем 1866г 125х87см Metropolitan Museum of Art, New York City | Завтрак на траве 1863г 208х265см Musée d'Orsay, Paris, France | Зимний сад 1879г Gemaldegalerie, Berlin, Germany | Испанский балет 1862г Philips Collection, Washington DC, USA |
Испанский гитарист 1860г 147х114см Metropolitan Museum of Art, New York City | Казнь императора Максимилиана Мексика 1868г 33х43см Sterling and Francine Clark Art Institute at Williamstown, MA, USA | Ласточки 1873г | Лимон 1880г 14х22см Musée d'Orsay, Paris, France |
Лодка Данте по работе Делакруа 1854г 38х45см | Молодая женщина в саду 1880г | Молодая женщина в саду 1882г | Молодая женщина с книгой 1875г 24х32см |
Молодая женщина с розовой туфелькой Берта Моризо 1868г Hiroshima Museum of Art, Japan | Молодая женщина среди цветов 1879г | Молодой человек в костюме мачо 1863г 188х124см Metropolitan Museum of Art, New York City | Молодой человек чистящий грушу Леон Линхоф 1868г 85х71см Nationalmuseum, Stockholm, Sweden |
Монах в молитве 1865 Museum of Fine Arts, Boston, MA, USA | Моне в его лодке-студии 1874г 82х100см Neue Pinakothek, Munich, Germany | Морской пейзаж в Аркашон Аркашон, прекрасная погода 1871г 24х41см | Морской пейзаж в Берк, Рыбацкие лодки и Рыбаки 1873г |
Нана 1877г 154х115см Hamburger Kunsthalle, Hamburg, Germany | Натюрморт с дыней и персиками 1866г National Gallery of Art, Washingon, DC, USA | Натюрморт с фруктами на столе 1864г 45х73см Musée d'Orsay, Paris, France | Натюрморт с хлебом 1880г |
Натюрморт с цветами 1880г | Отдых Портрет Берты Моризо 1870г 148х111см Museum of Art, Rhode Island, Providence, USA | Певица в кафешантан 1879г Rouart collection, Paris, France | Полишинель 1873г 50х34см |
Порт в Бордо 1871г 63х100см Feilchenfeldt collection, Germany | Порт в Бордо 1871г 66х99см Bührle Foundation, Zürich, Switzerland | Портрет Жана-Батиста Фора 1883г 46х37см Metropolitan Museum of Art, New York City | Портрет Жоржа Клемансо 1879г 94х74см Musée d'Orsay, Paris, France |
Портрет Жоржа Клемансо у трибуны 1880г 116х94см Kimbell Art Museum, Fort Worth, Texas, USA | Портрет Захария Аструка 1866г 90х116см Kunsthalle, Bremen, Germany | Портрет Ирма Брюннер 1880г 53х44см Musée du Louvre, Paris, France | Портрет композитора Эммануэль Шабрие 1880г Ordrupgaard Collection, Copenhagen, Denmark пастель |
Портрет леди 1879г National Gallery of Art, Washingon, DC, USA | Портрет Лины Шампинон 1878г William Rockhill Nelson Gallery of Art, Kansas City | Портрет родителей Месье и мадам Мане 1860г 110х90см Musée d'Orsay, Paris, France | Портрет Эмиль Амбре в роли Кармен 1879г Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA |
Портрет Эмиль Золя 1868г 146х114см Musée d'Orsay, Paris, France | Рене Мазерой 1882г 56х35см Museum of Fine Arts, Boston, MA, USA | Роза и тюльпан 1882г 56х36см Private collection, Zurich, Switzerland | Сад в Бельвю 1880г 65х54см |
Сад у дома Мане 1874г | Связка спаржи 1880г Wallraf-Richartz Museum, Cologne, Germany | Сёмга 1868г 72х92см Shelburne Museum, Vermont, USA | Скачки на Лоншам 1867г 43х84см Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA |
Слива 1878г 73х50см National Gallery of Art, Washingon, DC, USA | Спаниель короля Карла 1866г National Gallery of Art, Washingon, DC, USA | Спаржа 1880г Musée d'Orsay, Paris, France | Старый музыкант 1862г 187х248см Chester Dale Collection |
Старьёвщик 1869г Norton Simon Museum, Pasadena, CA, USA | Стефан Малларме 1876г 27х36см Musée d'Orsay, Paris, France | Стирка 1875см 145х115г The Barnes Foundation, Merion, Pennsylvania, USA | Улица Монсье украшена флагами 1878г |
Уличная певица 1862г 117х105см Museum of Fine Arts, Boston, MA, USA | Философ 1867г 187х107см Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA | Флейтист 1866г 161х97см Musée d'Orsay, Paris, France | Хлеб 1870г Metropolitan Museum of Art, New York City |
Хорошая кружка пива 1873г 94х73см Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA | Художник анималист 1882г | Художник Портрет Гилберта Марселина Дисбуртина 1875г 191х128см Museu de Arte, Sao Paulo, Brazil | Цыганка с сигаретой 1862г 92х73см The Art Museum, Princeton University, New Jersey, USA |
Читающая женщина 1879г 61х50см Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA | Чтение 1869г Musée d'Orsay, Paris, France | Этюд парижанки Эллен Андре 1874г Nationalmuseum, Stockholm, Sweden | Эффект снега в Петит-Монтжур 1870г 61х50см National Museum of Wales (Amgueddfa Cymru), Wales, UK |
i-sofi.ru
Эдуард Мане | История живописи вики
Эдуа́рд Мане́ (23 января 1832 - 30 апрель 1883) — французский художник, один из родоначальников импрессионизма.
Эдуард Мане | |
23 января 1832 | |
Париж | |
30 апреля 1883 (51 год) | |
Париж | |
Франция | |
французский художник-универсалист, один из родоначальников импрессионизма | |
импрессионизм |
Эдуард Мане родился в доме 5 по улице Бонапарта в парижском квартале Сен Жермен де Пре в семье Огюста Мане, главы департамента Министерства юстиции и Эжени-Дезире Фурнье, дочери французского дипломата, бывшего консулом в Гетеборге. В 1839 году Мане был отдан на обучение в пансион аббата Пуалу, затем по причине абсолютного равнодушия к учёбе, был переведён отцом "на полный пансион" в колледж Роллена, где и обучался в период с 1844 по 1848 год, также не проявляя никаких успехов. Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, его отец, прочивший сыну карьеру юриста, горячо выступал против его художественного образования. Однако брат матери, Эдмон-Эдуар Фурнье, осознавая художественное призвание мальчика, посоветовал ему посещать специальные лекции по живописи, на которые сам записал племянника и посещение которых лично оплачивал. Благодаря дядюшке Эдмунду, регулярно водившего мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь. Уроки рисования, как ни странно, не вызывают у Мане ожидаемого интереса, во многом из-за академичности преподавания, и мальчик копированию гипсовых изваяний предпочитает рисовать портреты своих товарищей, что вскоре стало примером для многих его одноклассников.
В июле 1849 года Мане ещё раз безрезультатно попытался сдать экзамен в Морскую школу. На этот раз отец, оценив многочисленное рисунки, привезённые из путешествия, уже не сомневался в художественном призвании сына и посоветовал ему поступать в парижскую Школу изящных искусств. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну "Римляне периода упадка". Именно тогда начинает назревать конфликт Мане и классико-романтической традиции живописи, господствовавшей в то время во Франции. Резкое неприятие буржуазной направленности господствовавшего стиля, в конечном итоге, вылилось в явный разрыв Мане с Кутюром — молодой художник покинул мастерскую учителя. Однако, по настоянию отца Мане был вынужден принести извинения и вернуться, хотя своё неприятие строгого академизма Кутюра он сохранил. Положение юного художника усугублялось нежелательной беременностью его давней возлюбленной Сюзанны Леенхоф. Отцовство ребёнка во избежание дурной славы и гнева отца Эдуара было приписано вымышленному Коэлла, и то лишь для мэрии. Распространялась и иная версия, что новорождённый является не сыном, а братом Сюзанны. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. В 1853 году он совершил традиционное для французских художников путешествие в Италию, где посетил Венецию и Флоренцию. Именно тогда начало обозначаться влияние на молодого художника картин мастеров Раннего и Высокого Возрождения. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Возможно, именно его поздние произведения, в особенности знаменитые бодегоны, оказали огромное влияние на становление движения импрессионизма. Обратный путь во Францию был долгим — Мане много ездил по Центральной Европы, посещая музеи в Дрездене, Праге, Вене и Мюнхене. В 1856-58 годах Мане приобретает известность как подающий надежды художник, его приглашают в различные салоны, где он знакомится с высшим кругом парижского общества. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. Вместе с графом Альбером де Баллеруа художник снимает под мастерскую помещение на улице Лавуазье. Ежедневно молодой художник посещает Лувр, делает копии известных полотен и всегда пытается получить одобрение Кутюра: стремление к признанию было присуще Мане с ранних лет. Мане протестует против портретов, озарённых бенгальскими огнями, на лбу которых горят звёзды поддельных драгоценностей, в руках — серебряный жезл. Де Банвиль, отзыв на картину Мане "Le Bon Bock" (перевод с французского Т. М. Пахомовой).
Прежде, чем я начну завоёвывать официальные салоны, я должен отдать дань старым мастерам. Эдуар Мане. В 1859 году Мане решил, что его художественное образование завершено, и принял решение выставляться в Парижском салоне, престижной ежегодной парижской выставке. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину "Любитель абсента". Он снова поинтересовался мнением Кутюра, и когда тот в очередной раз негативно отозвался о его творении, Мане окончательно порвал с учителем. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины "Мальчик с вишнями". Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло "Любителя абсента" (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Неприятие салоном картины было вполне обосновано: необычной была сама тема картины — реалистический и неприукрашенный портрет пьяницы, а не аллегория, порождённая воображением художника. Здесь также нет дальних планов, в то время как до Мане использовалась классическая перспектива, которая придавала глубину картинам. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой. Тень фигуры не соответствует её положению. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Фиаско на некоторое время сбило Мане с индивидуального пути: он с трудом находил интересные сюжеты, некоторые элементы откровенно заимствовал у известных художников. Однако вскоре Эдуар находит новый сюжет для будущей картины. Им послужил городской сад Тюильри, где по выходным парижская богема собиралась для прогулок и светских бесед. Теперь художник решительно отвёрг все советы Кутюра, что позволило ему легко и непринуждённо изобразить собрание людей. Тематическая и техническая новизна картины снова вызвала удивление и непонимание близких Мане. Такого рода сцены природы воспринимались как живопись, предназначенная лишь для иллюстраций журналов и репортажей. Мане отбросил академическую технику "тщательной отделки" картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. При таком подходе часть полотна, видимая с близкого расстояния, является ничем иным, как увеличенной деталью отдалённого вида. В "Музыке в саду Тюильри", наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Несмотря на тщательный отбор, в 1861 году обе картины Мане ("Портрет родителей" и "Гитарреро") были приняты жюри салона, причем последняя даже получила награду. Публика также весьма благосклонно отзывалась о творениях молодого художника. Признание салона принесло художнику славу и деньги, но немаловажно для Эдуара было и признание отца, который ещё до салона с гордостью демонстрировал гостям своего дома работу сына, изображавшую пожилую чету Мане. В очередной раз Мане меняет мастерскую — теперь она находится в западной части квартала Батиньоль. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину "Старый музыкант", хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины "Уличная певица", натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала, или не подала виду. В поисках "монументального" полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением голой натуры. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции "Суд Париса". Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки — она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут "Музыка в Тюильри" и "Старый музыкант", "Gitanos" и "Испанский балет", "Уличная певица" и "Лола из Валенсии". Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название "Салон отверженных". Картина Мане "Завтрак на траве", на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Вместе с тем картина вызывала и самое большое внимание, впоследствии став символом Салона отверженных 1863 года. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Потерпев фиаско с "Завтраком", Мане не отказывается от идеи изображения обнажённого женского тела. Вскоре он приступил к написанию новой картины, навеянной картиной Тициана "Венера Урбинская". Однако картина вызвала у него сомнения и художник вместо неё отправил на рассмотрение салоном "Эпизод боя быков" и религиозную композицию "Мертвый Христос с ангелами". В 1863 и 1864 годах Мане выставляется как в Салоне отверженных, так и в официальном салоне, где его новые картины, особенно "Завтрак на траве" вызвали резкое негодование со стороны критиков. Пик неприятия выпадает на 1865 год, когда Мане выставил в салоне свою (знаменитую ныне) "Олимпию" — картину, найденную его современниками крайне непристойной и вульгарной, и спровоцировавшую грандиозный по тем временам скандал. Травля Мане со стороны чиновников от искусства и "просвещённой публики" вынудила художника буквально бежать в Испанию, где он, однако, с пользой провёл время, знакомясь с работами Эль Греко, Веласкеса и Гойи, находя в них оправдание своего эстетического вкуса. С этого времени Мане, регулярно отвергаемый жюри салонов, сближается с группой молодых художников, которые вскоре будут названы импрессионистами. Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора "Олимпии" друзьями и последователями. В 1867 году на проходящей в Париже Всемирной выставке Мане создаёт собственный павильон поблизости моста Альма. После возвращения из Испании Мане вновь приступает к написанию картин вопреки слухам, что сколь бы не была хороша следующая работа художника, жюри Салона всё равно её отвергнет. В это время для Мане особенно ценной была поддержка, оказанная его друзьями и поклонниками. Часто покупая холсты и краски в магазине на улице Гранд-рю-де-Батиньоль, Мане вскоре стал завсегдатаем расположенного рядом кафе Гербуа, среди которых завсегдатаями были как неизвестные писатели и художники, так и уже знаменитые Дега, Ренуар, Моне, Писсаро. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. По свидетельству современников, Мане был признанным авторитетом этой группы, тем не менее это неформальное собрание было достаточно либеральным, его участники не боялись критиковать Мане. Правда, не обошлось и без казусов: упрёки и грубая критика со стороны Дюранти вынудила Мане вызвать последнего на дуэль, которая и состоялась, приведя к ранению обидчика. Несмотря на этот факт, Дюранти и Мане помирились, сочтя происшедшее недоразумением и стали хорошими друзьями до самой смерти Эдуарда.
Последние годыПравить
В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. В декабре 1881 года по рекомендации Антонена Пруста, друга детства художника и нового министра культуры, Мане был награждён орденом Почётного легиона. Преодолевая проявление болезни, Мане написал последнее большое масляное полотно "Бар в"Фоли-Бержер"", которое с энтузиазмом было воспринято в Салоне в 1882 году. В эти годы Мане наконец получает признание своего таланта — даже со стороны тех, кто всю жизнь с ним боролся. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. 19 апреля 1883 года ему ампутировали левую ногу, а через 11 дней он умер в страшной агонии.
ru.jivopis.wikia.com