Миф об Афродите и Адонисе. Картина афродита
Афродита. Богиня любви и красоты
Афродита (Венера у римлян) – богиня любви и красоты.Она мыслилась богиней вечной весны, цветения и плодородия. Покровительствовала красоте и влюбленным, поэтам, прославляющим любовь, и художникам, воплощающим красоту. Все красивое в этом мире было творением Афродиты. Она предпочитала жизнь и мир войне и смерти, потому ее восхваляли, когда хотели спокойного процветания или избавления от смерти.
Богине были подвластны не только люди и звери, но и сами боги. "Золотистая" – самый частый эпитет у греков при описании Афродиты, означавший для них "прекрасная". Согласно Паулю Фридриху, известному знатоку Афродиты, слова золотой мед, золотая речь, золотое семя лингвистически связаны, символизируя деторождение и вербальное творчество – глубочайшие ценности Афродиты. [1]
Миф [1]Существуют две мифологические версии рождения и происхождения Афродиты. Гесиод и Гомер рассказывают две противоречивые истории. По версии Гомера, Афродита родилась обычным образом. Она была дочерью Зевса и морской нимфы Дионы. По версии Гесиода, Афродита родилась в результате насилия. Коварный Кронос взял серп, отсек детородные органы своего отца Урана и бросил их в море. Их покрыла белоснежная пена, смешавшаяся с семенем, из чего и родилась Афродита, возникнув из морских волн совсем взрослой богиней.
Согласно мифам, Афродита впервые ступила на берег то ли острова Киферы, то ли острова Кипр. Затем, сопровождаемая Эросом, она была доставлена на Олимп и стала прекраснейшей из богинь в сонме богов. Многие из богов, сраженные ее красотой, соперничали как претенденты на ее руку и сердце. В отличие от других богинь, не выбиравших своих супругов или любовников, Афродита была свободна в своем выборе. Она выбрала Гефеста, хромого бога огня и кузнечного мастерства. Таким образом, отверженный сын Геры становится мужем Афродиты – и будет часто обманутым ею. Афродита и Гефест не имели детей. Их брак может представлять союз красоты и мастерства, из которого рождается искусство. Своих любовников Афродита предпочитала выбирать из второго поколения олимпийцев – поколения сыновей, а не отцов (Зевса, Посейдона и Гадеса).
АрхетипАрхетип Афродиты управляет способностью женщины наслаждаться любовью и красотой, сексуальностью и чувственностью. Соприкосновение со сферой любви приводит в действие могущественные силы у многих женщин. Будучи истинно женской силой, Афродита может быть столь же требовательной, как Гера и Деметра (два других сильных инстинктивных архетипа). Афродита побуждает женщин осуществлять и творческую, и детородную функции.
Красота [2]Когда девушка впервые чувствует себя красавицей, в ней пробуждается архетип богини Афродиты. Ощущение или осознание собственной красоты дает вдохновение и силу, чувство нереальности («парения над землей») и ощущение власти над окружающим миром. Это нереальное, поистине архетипическое ощущение, совершенно преображающее женщину. Без таких переживаний и опыта наш мир был бы куда скучнее, грустнее, мрачнее. Мы получаем удовольствие и от лицезрения подобной красоты, способны любоваться другими, растворяясь в этом переживании. И такое переживание — тоже из архетипа Афродиты: именно эта богиня учит нас видеть прекрасное в мире и Других людях, восхищаться и ценить его, получать удовольствие оттого, что это просто существует.
Архетип Афродиты во многом диктует образ идеальной женщины. Так мы можем наблюдать некий культ телесного совершенства. Когда женщина садится на диету, делает косметическую операцию, ходит в салон красоты, отчаянно сражается с целлюлитом, тщательно накладывает макияж, — она пытается сотворить некое телесное совершенство, подобие богини. Если недостаточно развиты архетипы независимых богинь, то собственная внешность для женщины становится единственной ценностью в мире.
Миролюбие [2]Афродита была сугубо мирной богиней. Она никогда не встревала в войны: Троянская война была исключением, да и то бессмертная лишь хотела защитить своих любимцев. Этому архетипу и людям, в него включенным, глубоко чужда идея насилия, агрессии и войны. Хотя Афродита была в любовной связи с богом войны — Аресом, но ложе любви — это, пожалуй, единственное место, где Афродита хотела бы его видеть. Ей милы захваты любовные, а не политические, и нежная борьба в постели, а не на поле брани. Она дарит людям страсть, способность любить и давать жизнь, а не мучить и убивать. Характерным в связи с этим оказывается и лозунг хиппи 1960-70-х: «Занимайтесь любовью, а не войной».
ВлюбленностьСостояние влюбленности – это состояние «здесь и сейчас», которое изнутри кажется потрясающей и удивительной вечностью, в которое можно окунаться как в животворящий источник. Это чувство наполненности любовью, это ощущение внутренней ноющей «ломки» тела от невозможности соединиться, слиться, просто приблизиться или, наоборот, в предвкушении этого. Все эти признаки «сладкой муки» и очень похожи, и индивидуальны. Но неизменно узнаваемы. Это тоже то, что дает именно Афродита. Женщина под влиянием этой грани архетипа не обращает внимания ни на что вокруг, для нее важна лишь любовь. Такими становятся все влюбленные люди. [2]
Двое влюбленных видят друг друга в особом, возвышающем, "золотистом" свете Афродиты, привлекающем их своей красотой. Воздух пропитывается магией; возникает состояние очарованности или страстной влюбленности. Каждый ощущает себя прекрасным, особенным. Энергетическое поле между ними становится эмоционально заряженным, генерируется эротическое "электричество", которое, в свою очередь, создает взаимное магнетическое притяжение. В "золотистом" пространстве вокруг них повышается сенсорная восприимчивость: они слышат музыку более ясно, запахи – более четко, вкус и осязание влюбленного усиливаются. [1]
ЛюбовницаКаждая женщина, влюбленная в человека, отвечающего ей взаимностью, становится в этот момент персонификацией Афродиты. Временно преображенная из обычной смертной в богиню любви, она ощущает себя привлекательной и чувственной архетипической любовницей.
Если Афродита – главный архетип в женской личности, то женщина влюбляется часто и легко. Когда чувственность и сексуальность в женщинах обесцениваются – как во многих патриархальных культурах, – женщина, воплощающая Афродиту-любовницу, рассматривается как искусительница или блудница. Этот архетип, когда он ярко выражен, может привести женщину к противоречию с нормами морали. Женщины-Афродиты могут быть изгнаны из общества. [1]
Широко известный «комплекс девственницы и шлюхи» связан именно с существованием — и противопоставлением — архетипов Афродиты и Гестии. Все существующие или встречаемые женщины подвергаются проекции лишь этих двух архетипов, каждый из которых выражается крайне предельно и примитивно. И пока мужчина не увидит, что в одних и тех же женщинах сочетаются разные образы и архетипы, или — что еще лучше, но менее вероятно, — поймет, что это его собственные фантазии и проекции, он будет искать крайностей. Впрочем, некоторые мужчины очарованы именно этой разновидностью архетипа Афродиты, так называемой Афродитой Пандемос («всенародной»). Они ищут женщин, которые в наибольшей степени ему соответствуют. [2]
Жажда любви [2]Неутолимая жажда любви обуревает нас, когда мы уже влюблены, но не знаем, взаимно ли это чувство или есть ли хоть какая-то возможность ему стать таковым. Или когда еще нет ни любви, ни ее объекта, но душа томится по этому чувству, по востребованности желаний и тела, страстным всплескам и душевной гармонии. Архетип Афродиты часто нам является именно в таком обличье. Это то, что побуждает нас совершать разные безрассудства и странности, глупости и великие дела или же большие ошибки.
Инстинкт продолжения родаАфродита представляет побуждение, обеспечивающее продолжение человеческого рода. Как архетип, связанный с половым побуждением и силой страсти, Афродита может превратить женщину в "сосуд порождающий". [1]
В отличие от женщины-Деметры, вступающей в близкие отношения ради желания иметь ребенка, женщина, находящаяся под влиянием Афродиты, имеет ребенка потому, что испытывает страсть к мужчине или желание сексуального либо романтического переживания. Они с удовольствием рожают детей от любимых мужчин-они не связывают чадорождение с законными узами Гименея как Гера, но и не считают детей смыслом всей своей жизни, как Деметра. Для Афродиты дети — это прекрасные «плоды любви». [2]
Творчество [1]Афродита представляет огромную силу изменения. Благодаря ей происходит притяжение, соединение, оплодотворение, вынашивание и рождение новой жизни. Когда этот процесс между мужчиной и женщиной имеет место исключительно на физическом уровне, происходит зачатие ребенка. Но и во всех других творческих процессах последовательность та же самая: притяжение, соединение, оплодотворение, вынашивание и новое творение. Абстрактный творческий продукт может быть представлен как вдохновенное соединение двух идей, что в конечном счете дает рождение новой теории.
Творческая работа происходит в состоянии напряженного и страстного вовлечения – почти как с любовником, когда один (художник) взаимодействует с "другим", чтобы привнести нечто новое в жизнь. Этим "другим", всепоглощающим и очаровывающим в течение какого-то времени, может стать картина, форма танца, музыкальная композиция, скульптура, поэма или рукопись, новая теория или изобретение. Творчество для многих людей представляет также "чувственный" процесс; это – "внутри-моментное" сенсорное переживание, включающее прикосновение, звук, образы, движение, а иногда даже запах и вкус. Художница, погруженная в творческий процесс, нередко, подобно любовнице, обнаруживает, что все ее ощущения усиливаются и она воспринимает чувственные впечатления через многие каналы. Когда она работает над зрительным образом, вербальной фразой или танцевальным движением, могут взаимодействовать многочисленные чувственные ощущения, порождая результат.
Как Афродита-любовница может проходить через цепочку любовных связей, так и Афродита – творческая сила – может вовлекать женщину от одного напряженного творческого акта к другому. Когда заканчивается один проект, возникает другая привлекающая ее возможность.
Муза Известно, что Афродита даровала вдохновение поэтам, музыкантам, художникам, скульпторам. Так же и женщины, в которых силен этот архетип играют роль муз для творческих, умных и образованных людей. [2]Такая женщина играет особую роль в осуществлении Мечты мужчины. Она дает возможность придать Мечте форму и помогает жить ради нее. Она разделяет ее, верит в него как в героя Мечты, дает свое благословение и обеспечивает убежище, помогая выразить его честолюбивые желания и взлелеять надежды.
Эта особая женщина подобна описанной Тони Вулф "женщине-гетере" (древнегреческий аналог куртизанки, которая была образованна, культурна и необычайно свободна для тех дней; в некоторых отношениях она была похожа на японскую гейшу), чьи близкие отношения с мужчинами имеют как эротический, так и дружеский оттенок. Она может быть его музой. Согласно Вулф, гетера оплодотворяет творческую сторону мужчины и помогает ему в творчестве. Иногда женщина обладает даром притягивать к себе нескольких или многих мужчин, воспринимающих ее как особую женщину; она обладает способностью увидеть их потенциальные возможности, поверить в их мечту и вдохновлять их на достижения. [1]
Нарушение правилИногда в одной женщине присутствуют оба аспекта Афродиты – и творческий, и романтический. В этом случае она вступает в интенсивные близкие отношения, переходя от одной связи к другой, и погружается в творческую работу. Подобная женщина следует за своими чарующими увлечениями в любви и творчестве и может вести жизнь, чуждую условностям, как танцовщица Айседора Дункан и писательница Жорж Санд. [1]
Афродита нарушает правила. Богиня не только сама изменяла своему мужу, делила мужчин с другими женщинами и предавалась любви даже со смертными, но и понуждала к этому других богов.«Лучше быть дурной женщиной, но счастливой, чем порядочной, но несчастной», — это, конечно, девиз Афродиты. [2]
Женщина АфродитаАрхетип Афродиты излучает личное обаяние – магнетизм или электричество, – что в соединении с внешними данными и делает женщину "Афродитой". Выглядящая вполне обыкновенной женщина не притягивает мужчин на расстоянии, но, если ее активный архетип представляет Афродита, то, стоит им подойти поближе, и они находят ее очаровательной и обаятельной. Многие не обладающие особой красотой женщины с качествами Афродиты притягивают мужчин магнетическим теплом своей личности и своей естественной, бессознательной сексуальностью. Этих "простушек" всегда окружают мужчины, в то время как их более одаренные, действительно хорошенькие сестры могут ждать у телефона или сидеть в одиночестве на танцах, недоумевая: "Что в ней такое, чего нет у меня?"
Детство и родителиБудучи ребенком, маленькая Афродита может быть невинной маленькой кокеткой. Она обладает бессознательной сексуальностью, способностью вызывать интерес и отклик в мужчинах. Она наслаждается, будучи центром внимания, ей нравится носить красивую одежду и наряжаться. Обычно она не является застенчивым, робким ребенком, и ее даже могут называть "маленькой актрисой" за ее импровизированные представления и другие привлекающие внимание действия, уже тогда очаровывающие ее зрителей. [1]
Пробуждая архетип Афродиты, родители могут воспитывать девочку как маленькую принцессу, наряжая в самые чудесные платьица, или вдохновлять на творческие подвиги вроде чтения стихов или исполнения песенок перед гостями. Если этим занимаются оба любящих родителя, тогда девочка вырастает в атмосфере дружелюбия и принятия. Иногда это результат тщеславных стараний одного родителя. Навязывая ребенку роль «маминого (или папиного) солнышка» родители требуют, чтобы девочка всегда выглядела довольной, радостной и счастливой, в противном случае ее упрекнут в злостной неблагодарности. Родители также могут желать своему ребенку славы и известности, буквально «пропихивая» его на сцену или подиум, мучая с ранних лет дисциплиной, тренировками и многочасовыми бдениями перед зеркалом в руках парикмахера или визажиста.
К сожалению, бурное поощрение развития этого архетипа в девочке может привести к слишком ранней «взрослости», к переживаниям и опыту, уместному в более взрослом возрасте. В том числе и к опыту травматичному. Для того чтобы девочка слишком рано нача
color-harmony.livejournal.com
Афродита («пеннорожденная») — богиня любви и красоты в греческой мифологии, входившая в число двенадцати великих олимпийских богов. Она была самой прекрасной из богинь. Поэты воспевали золотой цвет волос и сияющие глаза, красоту ее лица и тела, мягчайшую нежную кожу, прекрасную грудь. Афродита родилась, согласно «Теогонии» Гесиода, около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (по-гречески — афрос, отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветер принёс её на остров Кипр, где вышедшую из морских волн богиню и встретили Оры. Афродита возникла вблизи Кипра обнаженной из воздушной морской раковины— отсюда её прозвище «Киприда». Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом. Образ Афродиты, возникающей из морской пены, запечатлен на бессмертном полотне Боттичелли «Рождение Венеры». Это версия Гесиода. Гомер же сообщает, что Афродита родилась обычным образом. Она была дочерью Зевса и морской нимфы Дионы. Любовной власти Афродиты подчинялись и греческие боги, и люди. Неподвластны ей были только греческие богини Афина, Артемида и Гестия. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц – ор, нимф и харит. Спутником Афродиты был Эрот. Она безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Афродита являлась не только покровительницей любви, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов. Сраженные ее красотой, многие из греческих богов соперничали как претенденты на ее руку и сердце. Она выбрала Гефеста, хромого бога огня и кузнечного мастерства. Афродита и Гефест не имели детей. Их брак может представлять союз красоты и мастерства, из которого рождается искусство. Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей — Геру и Афину. Она часто изменяла Гефесту. Афродита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама. Непременным атрибутом одеяния богини являлся её знаменитый пояс, в котором были заключены любовь, слова обольщения, желание; он любого делал влюбленным в его хозяйку. Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса, страстного охотника. Он гибнет от клыков кабана, посланного ревнивым Аресом. Гефест узнал о её связи с Аресом и был очень рассержен. Ревнивый муж выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную золотую сеть, которую, опустив с потолка, прикрепил незаметно к подножию кровати, а затем объявил жене, что отправляется отдохнуть немного на свой любимый остров Лемнос. Стоило только мужу уйти, как Афродита послала за Аресом, который тут же явился. Утром любовники обнаружили, что лежат опутанные сетью — голые и беспомощные. Явился Гефест вместе с приглашенными им поглазеть и посмеяться остальными богами (богини из деликатности остались дома). Только благодаря Посейдону Арес получил свободу. Афродита вернулась на Кипр, где, искупавшись в море, вернула себе девственность. У Афродиты и Ареса было трое детей: дочь Гармония и два сына, Деймос (ужас) и Фобос (страх), сопровождавшие своего отца в битвах вместе с богинями Эридой и Энио. Афродита и Арес представляют союз двух наименее контролируемых страстей – любви и войны, которые, будучи в совершенном равновесии, могли создавать гармонию. Возлюбленным Афродиты был Адонис. (Овидий. Метаморфозы. X, 529–739) Пересказ Георга Штоля Никого не любила так Афродита, как дивно прекрасного Адониса, сына сирийского царя. Пафос, Книдос и металлоносный Амафунт, где так охотно бывала прежде богиня, забыты ею; для Адониса забыла она и самое небо. Не рядилась она и не нежила себя, как прежде: до колен подобрав одежду, бродит она с юношей по горам, лесам и скалам, поросшим колючими растениями; с собаками преследует она ланей, зайцев и других неопасных зверей, но мощного вепря, медведя и волка избегает и Адонису советует держаться подальше от этих зверей. «О милый мой! Хорошо быть храбрым перед бегущими; смелость опасна. Не будь безрассудно отважен: не нападай на зверя, которому природа дала опасное оружие. Ни лев, ни щетинистый вепрь не пожалеет, как я пожалела бы, ни юности, ни красоты твоей. Берегись их: твое мужество может быть опасно мне и тебе». Так говорила — и не раз — богиня, и следовал юноша советам ее, пока богиня была при нем. Но раз, на Кипре, удалясь от нее на время, забыл Адонис о ее советах. Псы его выгнали из чащи на поляну страшного вепря, и Адонис метнул в него своим охотничьим дротиком. Раненый, разъяренный вепрь обернулся и бросился на юношу; не спасло несчастного бегство. Клыками своими вепрь нанес ему такую рану, что мгновенно пал он, испуская дух, на землю. Издали услыхала Афродита стоны умирающего и в запряженной лебедями колеснице поспешила на место, где случилось несчастье. Увидав убитого юношу, быстро сходит она с колесницы, разрывает одежды, терзает себе грудь и горько рыдает. Но воплями не воскресить умершего. Чтобы совершенно не погибла память о юноше, с божественным нектаром смешала Афродита кровь его и превратила ее в красный, как кровь, цветок. Кратко, как жизнь юноши, время его цветения, скоро сдувает ветер его быстро блекнущие листья, и оттого назвали его анемоном, ветреницей. Венера с зеркалом. Картина Д. Веласкеса, 1657, Лондон, Национальная галерея
Адольф Вильям Бугро "Афродита"
Художник Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль. Афродита. Д.Энгр. Рождение Венеры
|
www.smirnova-tatjana.ru
Богиня Афродита, дарящая красоту, любовь и плодородие
Одной из самых известных и уважаемых на Олимпе является богиня Афродита. Она родилась возле острова Кипр из морской белоснежной пены, и приплыла к священному в то время острову Кифера. На дивной красоты раковине она добралась до берега.
Богиню тут же окружили юные богини времен года, оры, и нарядили ее в златотканые одежды и венок из цветов. Всюду, где ступала нога Афродиты, все расцветало, и благоуханием наполнялся воздух.
Афродита была не только покровительницей любви, но и богиней вечной весны, жизни и плодородия. Согласно древней легенде, она появлялась всегда в окружении своих спутниц – нимф, харит и ор. Также ее сопровождала голубка. В древнегреческих мифах Афродита – богиня родов и браков.
Она обладала шикарной фигурой, была красива и стройна, кожа ее нежна и бела, глаза глубокие, как море, дивным светом излучают тепло и любовь. Она высокая, золотоволосая, среди всех богов Олимпа сразу выделялась и приковывала к себе взгляды. Богиня красоты и любви Афродита, казалось, подчинила себе всех богов, лишь Афина, Артемида и Гестия неподвластны ее могуществу. К тем же, кто отверг любовь, она была просто безжалостна.
Афродита в сердцах богов и обычных смертных, птиц и животных будит любовь. Когда ступает она по земле, следом за ней парами шествуют все животные, причем олень без опаски идет рядом с хищным медведем, а свирепые львы падают к ногам богини, словно играющие котята. Юность и красоту дарит она девушкам, благословляя их счастливые браки. В дар богине в благодарность за это перед свадьбой девушки приносили вытканные ими же пояса.
Богиня Афродита внесла в наш мир неземную красоту и любовь, особенно чувственную, но, увы, неверную. Поэтому она и не сладила с богиней Герой, хранительницей семейных уз.
Заметив на Олимпе великолепную Афродиту, все боги сразу же влюбились в нее, но она выбрала себе в мужья Гефеста, самого некрасивого, хромоногого бога огня и кузнечного дела, самого искусного из всех.
Ветреная богиня Афродита очень часто изменяла своему мужу. Обманывала она его и с красавцем Аресом – богом войны. Увидев их как-то, сплетенными в объятиях, Бог солнца Гелиос рассказал все Гефесту.
В слепой ярости тот выковал тончайшую, практически невидимую сеть, и закрепил её над их ложем, и распустил слух о своем отсутствии, и Арес тут же примчался к Афродите. Но стоило любовникам очутиться на ложе, на них мгновенно свалилась сеть, сковав их движения. Гефест был оскорблен, унижен и безумно зол на Афродиту. В результате Посейдону – богу морей – все же удалось примирить супругов. В дальнейшем богиня Афродита родила Аресу троих детишек.
Одним из страстных и пылких ее поклонников также был Гермес, которому Афродита, богиня любви, родила сына Гермафродита. Он был красив и прекрасно сложен.
Нимфа Салмакида влюбилась в него, но без взаимности, и чтобы навеки остаться вместе с любимым, она уговорила богов соединить их воедино. Так, согласно древнему мифу, и появилось самое первое двуполое существо.
Самой сильной любовью Афродиты, возможно, был красавец Адонис – сын прекрасной Мирры, которую боги превратили в мирровое дерево, что дает благотворную смолу. Адонис вскоре погиб от раны на охоте, которую нанес дикий вепрь. Из капель его крови стали расцветать розы, а из горьких слез Афродиты — анемоны. По другой версии, смерть Адониса – это результат гнева Ареса, который приревновал Афродиту.
fb.ru
Афродита Анадиомена - это... Что такое Афродита Анадиомена?
Афродита Анадиомена (др.-греч. Ἀφροδίτη Ἀναδυομένη, «выныривающая, выходящая из моря») — эпитет богини Афродиты, рождающейся из морской пены и выходящей на сушу, и иконографический тип её изображения в этот момент.
Данная иконография прославилась во времена античности благодаря несохранившейся картине Апеллеса и неоднократно повторялась мастерами последующих эпох. Варианты её названия: Афродита Анадиомена, Венера Анадиомена, Рождение Венеры, Venus Marina.
Сюжет мифа
Рождение богини Афродиты, согласно одному из древнегреческих мифов, было необычным: оно случилось, когда Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Тот оскопил отца серпом. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а капель крови (вариант — крови в сочетании семенем), упавших в море — богиня Афродита.[1]
Таким образом, произошло девственное[1] зачатие в патриархальном варианте: кровь Урана, в тот момент ещё бывшего верховным богом, попав в море, образовала белоснежную пену, из которой появилась на свет Афродита. Отсюда её эпитет — Пенорожденная, и даже, согласно одной из версий этимологии, само имя — от от ἀφρός — «пена»).
Cлужанки Афродиты помогают ей подняться из моря. «Трон Людовизи», ок.470-460 до н. э.Богиня возникла из морской пены обнажённой и на раковине (античном символе вульвы), добралась до берега. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы[2]:
«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принес её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием». (Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»).
Иконография
Терракотовая статуэтка.Иконографический тип изображения рождающейся Афродиты, включал, таким образом, следующие элементы, которые могли использоваться в различных комбинациях:
- обнажённая богиня
- морское побережье, вода, волны, пена
- выжимание богиней своих мокрых волос
- ракушка — одновременно средство передвижения и символ вульвы, то есть рождения и любви (ср. йони)
- атрибуты морской стихии — напр. дельфины, нереиды
- помощники богини — служанки, оры, хариты, ветра (Борей, Зефир, проч.), купидоны.
Античные Анадиомены
Картина Апеллеса
Помпейская фреска «Афродита Анадиомена». Предположительная копия с Апеллеса «Венера Сиракузская»Картина Апеллеса, написанная на сюжет рождения Афродиты (4 в.до н. э.), не сохранилась. Известна по описанию в «Естественной Истории» Плиния Старшего, кн.35. Работа пользовалась невероятной славой и вызвала множество подражаний в искусстве эллинизма.
История создания художником полотна связана с именами двух женщин — Фрины и Кампаспы. Фрина была прославленной гетерой, натурщицей Праксителя. Она была знаменита своим великолепным телом, но увидеть её в обнажённом виде было практически невозможно, за исключением праздника Посейдона в Элевсине. В этот день она раздевалась донага и, распуская волосы, входила в море. Как рассказывал Афиней[2], именно это зрелище подсказало художнику сюжет картины. Саму же богиню, пишет Плиний, некоторые считают, что Апеллес писал не с Фрины, а со своей рабыни Кампаспы, подаренной ему Александром Македонским.[3]
Источники описывают картину так: новорожденная богиня, выходя из волн, отжимала волосы.
«Афродита Анадиомена» считалась лучшим произведением Апеллеса. Она находилась на острове Кос, в храме Асклепия Асклепионе. Около рубежа нашей эры её приобрел император Август, простив жителям острова налогов на сумму в 100 талантов. Он поместил её в Риме, в храме Юлия Цезаря.
К этому времени картина была уже повреждена в нижней части, но за реставрацию её никто не брался. Нерон заменил погибающее произведение одной из работ мастера Доротея[4].
Великий искусствовед XX столетия Эрнст Гомбрих считал «Афродиту Анадиомену» не только главной картиной Апеллеса, но и произведением, предопределившим пути развития европейского искусства. Одну из своих самых известных книг, посвящённых живописи эпохи Возрождения, Гомбрих так и назвал — «Апеллесово наследство»[3].
Фрески
«Афродита Анадиомена», Ватиканские музеиСохранившаяся живопись с изображением сюжета Venus Marina дошла до нас благодаря росписям помпейской виллы[4].
Вазопись
На краснофигурной вазе более раннего периода богиня предстаёт появляющейся непосредственно из створок ракушки[5].
Cкульптуры
- Венера Сиракузская — статуя, представляющая богиню, выходящую из воды, хранится в Сиракузском Археологическом музее. Венеру сопровождает дельфин (отбит), а складки одежд подобны раковине. (Иногда статую также называют Venus Landolina по имени обнаружившего её в развалинах сицилийского нимфея археолога Saverio Landolina). 2 в. н. э.[6][7]
- Венера Киренская — статуя Афродиты Анадиомена из Кирены[8], нагую богиню сопровождает дельфин. Фигура из Национального музея Рима представляет собой копию более ранней эллинистической статуи[9].
- Венера с поздней галлоримской виллы, Лувр[10]/ Повторение мотива богини, выжимающей волосы.
- еще торс[11], ещё статуя в Лувре[12].
- Афродита Анадиомена, Рим (Aphrodite Chiaramonti)[13].
- Рождение Афродиты. Коптский рельеф 4 в. н. э. в Лувре[14], статуэтка [15]
Ренессансные Анадиомены
Ренессансные художники тщательно читали описания произведений искусства, оставленные античными писателями, и исследовали сохранившиеся образцы. Обращение этого материала — один из главных признаков эпохи Возрождения, поэтому ничего удивительного в том, что итальянские мастера пытались создавать свои варианты самой знаменитой картины Древней Греции:
Более лаконичными в использовании атрибутики оказались другие мастера, более буквально следовавшие описанию Плиния, в котором не упоминается раковина. Их работы изображают просто женскую фигуру, отжимающую волосы:
Афродита Анадиомена в Новое время
Рокайльные произведения на эту тему были сдержанными — бёдра богини обычно драпировались, присутствовали купидоны и проч.:
Классицизм и академизм XIX в. был более откровенен в трактовке ню и не отвлекали от женского тела чрезмерной атрибутикой:
- 1835 — Теодор Шассерио написал «Венеру Анадиомену»
- 1848 — Энгр закончил свою «Венеру Анадиомену», которая стала одной из самых известных его работ
- 1863 — Александр Кабанель написал свое «Рождение Венеры» опираясь на недавно открытую помпейскую фреску того же сюжета (см.фото выше). Картина была показана на Парижском Салоне 1863 г., пользовалась успехом и была куплена Наполеоном III для своей личной коллекции.
- 1868 — рисунок Бёклина[20]
- ок.1870 — Густав Моро[21], акварель и гуашь.
- 1879 — Уильям-Адольф Бугро создаёт «Рождение Венеры», перееосмысляя композицию Боттичелли.
В к. XIX в. наступает реакция на слащавость академизма и его любовь к этой теме. Артюр Рембо создаёт cвои сатирические стихи «Венера Анадиомена», в которых выпячивает женскую физиологичность[22].
- 1907 — Пабло Пикассо перетолковывает тип Анадиомены в центральной фигуре своего полотна «Авиньонские девицы» — модернистской деконструкции привычной иконографии, родоначальницы кубизма[23].
- 1912 — Одилон Редон, символист и член группы Наби пишет пастелью «Венеру Анадиомену», целиком помещая её фигуру внутрь ракушки. Второй вариант, профильный[24].
- 1922 — «Венера Анадиомена», Джордж Сэбба (Georges Sabbagh), изображает женщину в закрытом купальном костюме 1920-х гг., выходящую из моря (осовременивание сюжета)[25]
- cкульптуры: Уильям Стори[26], Пол Меншип[27], фонтан в Барселоне[28]
Галерея
-
Антонио Ломбардо, «Венера Анадиомена»
В поэзии
См. также
Ссылки
Примечания
dic.academic.ru
Реферат Афродита Анадиомена
скачатьРеферат на тему:
План:
- Введение
- 1 Сюжет мифа
- 2 Иконография
- 3 Античные Анадиомены
- 3.1 Картина Апеллеса
- 3.2 Фрески
- 3.3 Вазопись
- 3.4 Cкульптуры
- 4 Ренессансные Анадиомены
- 5 Афродита Анадиомена в Новое время
- 6 В поэзии Примечания
Введение
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», ок. 1485, Уффици, Флоренция
Афродита Анадиомена (др.-греч. Αφροδίτη Αναδυομένη, «выныривающая, выходящая из моря») — эпитет богини Афродиты, рождающейся из морской пены и выходящей на сушу, и иконографический тип её изображения в этот момент.
Данная иконография прославилась во времена античности благодаря несохранившейся картине Апеллеса и неоднократно повторялась мастерами последующих эпох. Варианты её названия: Афродита Анадиомена, Венера Анадиомена, Рождение Венеры, Venus Marina.
1. Сюжет мифа
«Оскопление Урана Кроном». Джорджо Вазари и Жерарди Христофано
Рождение богини Афродиты, согласно одному из древнегреческих мифов, было необычным: оно случилось, когда Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Тот оскопил отца серпом. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а капель крови (вариант — крови в сочетании семенем), упавших в море — богиня Афродита. [1]
Таким образом, произошло девственное[1] зачатие в патриархальном варианте: кровь Урана, в тот момент ещё бывшего верховным богом, попав в море, образовала белоснежную пену, из которой появилась на свет Афродита. Отсюда её эпитет — Пенорожденная, и даже, согласно одной из версий этимологии, само имя — от от ἀφρός — «пена»).
Cлужанки Афродиты помогают ей подняться из моря. «Трон Людовизи», ок.470-460 до н. э.
Богиня возникла из морской пены обнажённой и на раковине (античном символе вульвы), добралась до берега. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы[2]:
«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принес её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием». (Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»).
2. Иконография
Терракотовая статуэтка.
Иконографический тип изображения рождающейся Афродиты, включал, таким образом, следующие элементы, которые могли использоваться в различных комбинациях:
- обнажённая богиня
- морское побережье, вода, волны, пена
- выжимание богиней своих мокрых волос
- ракушка — одновременно средство передвижения и символ вульвы, то есть рождения и любви (ср. йони)
- атрибуты морской стихии — напр. дельфины, нереиды
- помощники богини — служанки, оры, хариты, ветра (Борей, Зефир, проч.), купидоны.
3. Античные Анадиомены
3.1. Картина Апеллеса
Помпейская фреска «Афродита Анадиомена». Предположительная копия с Апеллеса
«Венера Сиракузская»
Картина Апеллеса, написанная на сюжет рождения Афродиты (4 в.до н. э.), не сохранилась. Известна по описанию в «Естественной Истории» Плиния Старшего, кн.35. Работа пользовалась невероятной славой и вызвала множество подражаний в искусстве эллинизма.
История создания художником полотна связана с именами двух женщин — Фрины и Кампаспы. Фрина была прославленной гетерой, натурщицей Праксителя. Она была знаменита своим великолепным телом, но увидеть её в обнажённом виде было практически невозможно, за исключением праздника Посейдона в Элевсине. В этот день она раздевалась донага и, распуская волосы, входила в море. Как рассказывал Афиней [2], именно это зрелище подсказало художнику сюжет картины. Саму же богиню, пишет Плиний, некоторые считают, что Апеллес писал не с Фрины, а со своей рабыни Кампаспы, подаренной ему Александром Македонским. [3]
Источники описывают картину так: новорожденная богиня, выходя из волн, отжимала волосы.
«Афродита Анадиомена» считалась лучшим произведением Апеллеса. Она находилась на острове Кос, в храме Асклепия Асклепионе. Около рубежа нашей эры её приобрел император Август, простив жителям острова налогов на сумму в 100 талантов. Он поместил её в Риме, в храме Юлия Цезаря.
К этому времени картина была уже повреждена в нижней части, но за реставрацию её никто не брался. Нерон заменил погибающее произведение одной из работ мастера Доротея[4].
Великий искусствовед XX столетия Эрнст Гомбрих считал «Афродиту Анадиомену» не только главной картиной Апеллеса, но и произведением, предопределившим пути развития европейского искусства. Одну из своих самых известных книг, посвящённых живописи эпохи Возрождения, Гомбрих так и назвал — «Апеллесово наследство»[3].
3.2. Фрески
«Афродита Анадиомена», Ватиканские музеи
Сохранившаяся живопись с изображением сюжета Venus Marina дошла до нас благодаря росписям помпейской виллы[4].
3.3. Вазопись
На краснофигурной вазе более раннего периода богиня предстаёт появляющейся непосредственно из створок ракушки[5].
3.4. Cкульптуры
- Венера Сиракузская — статуя, представляющая богиню, выходящую из воды, хранится в Сиракузском Археологическом музее. Венеру сопровождает дельфин (отбит), а складки одежд подобны раковине. (Иногда статую также называют Venus Landolina по имени обнаружившего её в развалинах сицилийского нимфея археолога Saverio Landolina). 2 в. н. э.[6][7]
- Венера Киренская — статуя Афродиты Анадиомена из Кирены[8], нагую богиню сопровождает дельфин. Фигура из Национального музея Рима представляет собой копию более ранней эллинистической статуи[9].
- Венера с поздней галлоримской виллы, Лувр[10]/ Повторение мотива богини, выжимающей волосы.
- еще торс[11], ещё статуя в Лувре[12].
- Афродита Анадиомена, Рим (Aphrodite Chiaramonti)[13].
- Рождение Афродиты. Коптский рельеф 4 в. н. э. в Лувре[14], статуэтка [15]
4. Ренессансные Анадиомены
Тициан. «Венера Анадиомена», ок.1525, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Ренессансные художники тщательно читали описания произведений искусства, оставленные античными писателями, и исследовали сохранившиеся образцы. Обращение этого материала — один из главных признаков эпохи Возрождения, поэтому ничего удивительного в том, что итальянские мастера пытались создавать свои варианты самой знаменитой картины Древней Греции:
- Картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», (ок. 1485, Уффици, Флоренция) оказалась самым знаменитым вариантом. Художник соединил в ней абсолютно все атрибуты сюжета, известные по источникам. Подробнее см.: Рождение Венеры (картина Боттичелли).
Более лаконичными в использовании атрибутики оказались другие мастера, более буквально следовавшие описанию Плиния, в котором не упоминается раковина. Их работы изображают просто женскую фигуру, отжимающую волосы:
- 1516 — мраморный рельеф Антонио Ломбардо «Венера Анадиомена» из Уилтон-Хауса (Музей Виктории и Альберта)
- ок. 1525 — полотно Тициана «Венера Анадиомена» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург)
- XVI в. — фонтан «Венера», Джамболонья[16], школа Джамболоньи: вода стекает с волос богини (Национальная Художественная Галерея, Вашингтон[17].
- Работы Рубенса[18] и [19].
5. Афродита Анадиомена в Новое время
Рокайльные произведения на эту тему были сдержанными — бёдра богини обычно драпировались, присутствовали купидоны и проч.:
- ок.1750 — «Рождение Венеры» Франсуа Буше (Коллекция Уоллас, Лондон)
Классицизм и академизм XIX в. был более откровенен в трактовке ню и не отвлекали от женского тела чрезмерной атрибутикой:
- 1835 — Теодор Шассерио написал «Венеру Анадиомену»
- 1848 — Энгр закончил свою «Венеру Анадиомену», которая стала одной из самых известных его работ
- 1863 — Александр Кабанель написал свое «Рождение Венеры» опираясь на недавно открытую помпейскую фреску того же сюжета (см.фото выше). Картина была показана на Парижском Салоне 1863 г., пользовалась успехом и была куплена Наполеоном III для своей личной коллекции.
- 1868 — рисунок Бёклина[20]
- ок.1870 — Густав Моро[21], акварель и гуашь.
- 1879 — Уильям-Адольф Бугро создаёт «Рождение Венеры», перееосмысляя композицию Боттичелли.
В к. XIX в. наступает реакция на слащавость академизма и его любовь к этой теме. Артюр Рембо создаёт cвои сатирические стихи «Венера Анадиомена», в которых выпячивает женскую физиологичность[22].
- 1907 — Пабло Пикассо перетолковывает тип Анадиомены в центральной фигуре своего полотна «Авиньонские девицы» — модернистской деконструкции привычной иконографии, родоначальницы кубизма[23].
- 1912 — Одилон Редон, символист и член группы Наби пишет пастелью «Венеру Анадиомену», целиком помещая её фигуру внутрь ракушки. Второй вариант, профильный[24].
- 1922 — «Венера Анадиомена», Джордж Сэбба (Georges Sabbagh), изображает женщину в закрытом купальном костюме 1920-х гг., выходящую из моря (осовременивание сюжета)[25]
- cкульптуры: Уильям Стори[26], Пол Меншип[27], фонтан в Барселоне[28]
5.1. Галерея
-
Ф. Буше, «Рождение Венеры»
-
Д.Энгр, «Рождение Венеры», Музей Конде
-
А.Кабанель, «Рождение Венеры», 1865, Музей Орсе
-
О.Редон, «Рождение Венеры», 1912
-
В.Бугро, «Рождение Венеры», 1879
-
Э.Амори-Дюваль, «Рождение Венеры»
-
Антонио Ломбардо, «Венера Анадиомена»
-
Т.Шассерио, «Венера Анадиомена»
6. В поэзии
- «Рождение Киприды» — Аполлон Майков
- «Рождение Афродиты» — Жозе-Мария де Эредиа
- «Рождение Афродиты» — Поль Валери
- «Венера Анадиомена» — Артюр Рембо
- «Рождение Венеры» — Райнер Мария Рильке
- «Анадиомена» — Ангелос Сикельянос
wreferat.baza-referat.ru