Краткая биография Федотов Павел Андреевич, картины. Картины федотова
Картины Федотова | andrey-eltsov.ru
На странице помещены замечательные картины Федотова Павла Андреевича.
Гоголем русской живописи называли художника современники за его критический реализм и высмеивание пороков окружающей жизни. И в тоже время художнику свойственно было доброе и поэтическое восприятие.
Самые известные картины Федотова «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста».
Далее идут фото с названиями и описаниями этих и других картин Федотова.
Автопортрет Федотова.
На фото картина «Бивуак лейб-гвардии Финляндского полка». Федотов.
Именно здесь до 28 лет Федотов служил гвардейским офицером, посвящая любимой живописи весь свой досуг.
Сватовство майора. Федотов.
Картина «Сватовство майора» самая знаменитая картина Федотова. Все восемь человеческих фигур на ней участвуют в одном деле: в организации брака по расчёту. Только котёнку дела нет, он умывается.
В самом центре невеста растеряна и пытается покинуть зал, но строгая мать ей этого не позволяет, хватая её за платье. Рядом задумчивый отец кафтан свой поправляет и обдумывает выгоду женитьбы на дворянине майоре.
А сам жених-майор за дверью вожделённо ус покручивает, предвкушая деньги после женитьбы на купеческой дочери.
Купля-продажа налицо: деньги купечества на связи и родовитость дворянства. Пошлая и продажная «любовь»!
На фото картина «Всё холера виновата». Федотов.
Картина художником написана явно в ироническом ключе.
Была, конечно, в прошлом холера, но упавший в обморок просто упился. Два его товарища за столом ещё держатся.
Набросок автопортрета. Грусть на лице.
Вдовушка. Федотов.
Здесь уже нет никакой иронии или сатиры, только горечь и сожаление.
Картины Федотова не только с сатирой.
И всё же Федотов осуждает те пагубные социальные условия, которые и обрекают женщину на нищету после смерти её мужа.
На фото рисунок «Домашний вор».
Завтрак аристократа. Федотов.
Обедневший аристократ пытается скрыть свой бедный завтрак, накрыв его книгой, перед приходом гостя.
Растратил свои средства дворянин, но продолжает сохранять внешний флёр. В обществе «высшем» вращается, но на нормальную еду не хватает. Ничтожная показуха! Растерялся хлыщ!
На фото картина «Игроки». Федотов.
На фото набросок «Кончина Фидельки».
На фото набросок «Крестины».
Ещё один автопортрет Федотова. Самый поздний.
Портрет М. И.Крыловой.
Великолепно умел Федотов и портреты писать! Картины Федотова не исчерпываются одной только сатирой и социальной критикой. Очень доброё и умное лицо у женщины!
На фото рисунок «Магазин».
Портрет О. И. Демонкаль.
Портрет отца художника.
Разборчивая невеста. Федотов.
Третья по популярности картина после картин «Сватовство майора» и «Свежий кавалер».
Богатый, но внешне уродливый и с горбом жених сватается к красивой, но бедной девушке. Разборчивая невеста жеманничает, но согласие её неизбежно!
За дверью ждут уже этого притаившиеся там родители.
Опять купля-продажа и опять лицемерие!
Уличная сцена в Москве во время дождя.
Набросок к картине «Свежий кавалер» под названием «Утро чиновника, получившего первый крестик».
Свежий кавалер. Федотов.
Вторая по популярности картина после картины «Сватовство майора».
Гордый и надменный герой, получивший свою первую низкосортную награду, делает вид, что это великое достижение и то ли ещё будет.
А служанка снисходительно улыбается, занимаясь свои делом
Анкор, ещё анкор. Федотов.
Анкор по-французски «Ещё». Ещё и ещё раз, без конца офицер заставляет пуделя прыгать через чубук. Такое нашёл «развлечение» для себя и собаки. Нечем больше заняться? Да!
Беспросветная тоска и полное отсутствие смысла!
Вот такие замечательные картины Федотова!
Это может Вас заинтересовать :
Поделиться ссылкой:
Понравилось это:
Нравится Загрузка...
Похожее
andrey-eltsov.ru
Картины, описание картин — Федотов, Павел Андреевич
Описани е картины Павла Федотова: Анкор, еще Анкор.В 1851-1852 годах известный русский художник Федотов написал последнюю завершенную им до конца картину, названную – «Анкор, еще, Анкор». Картина не совсем четкая и казалось расплывчатая, такая же, как солдатская жизнь, изображенная на ней. Темная комната, освещенная светом свечи и луны, которая проникает через небольшое окошко, кровать, полотенце и солдатский котелок на стене, вот убогий ее интерьер.За окном холодный ветер и снег, там зима, в комнате тепло и хорошо, но, пожалуй, также холодно, как и во дворе в сердце человека, который лежит на кровати. Скорее всего, это солдат, расквартированн ый на зимнюю квартиру в крестьянскую избу. Он офицер, поскольку в комнате живет один, а также потому признаку, что у него имеется собака, игра с которой и изображена на картине. Вдали от своих товарищей, от шума и суеты светской жизни солдат скучает, ему нечем себя занять, книг он не читает, спать ему не хочется, а прогулкам по свежему воздуху мешает мороз за окном. Эта комната на долгие месяцы стала смыслом его жизни, превратилась во всю его жизнь, и теперь он просто не знает, что ему еще сделать.Собака – пудель, с удовольствием прыгает через палку, а лежащий на кровати человек, раз за разом повторяет одно и тоже движение, заставляя пса играть снова и снова. И видно, что пес как и человек устал, но это единственное, что им остается, чтобы хоть как-то развлечься в зимний вечер. Потому человек неизменно повторяет слова: «Анкор, еще, Анкор», что в буквальном переводе с французского означает: «Еще, еще, еще», этим он понуждает собаку к действию, но ничего не изменяется, поскольку так они играют уже на протяжении целого вечера.Картина требует долгого осмысления и потому для зрительного восприятия трудна, но после того, как ее рассмотреть получше все становиться ясным и понятным, потому не стоит сразу же отходить от картины, нужно остановиться, подумать и понять.www.art-drawing.ru
Русский живописец и график Павел Андреевич Федотов: vakin
Павел Андреевич Федотов (22 июня [4 июля] 1815, Москва — 14 [26] ноября 1852, Санкт-Петербург) — русский живописец и график.Сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времён, а впоследствии титулярного советника Андрея Илларионовича Федотова и его жены, Натальи Алексеевны, он родился в Москве 22 июня 1815 года и крещен 3 июля в церкви Харитония в Огородниках, Никитского сорока. Восприемниками при крещении были коллежский советник Иван Андреевич Петровский и дочь дворянина Екатерина Александровна Толстая.
Автопортрет. 1848 В одиннадцать лет, без какой-либо научной подготовки, был определён в воспитанники первого московского кадетского корпуса. Благодаря своим способностям, усердию и образцовому поведению обратил на себя внимание начальства и превзошёл своих товарищей. В 1830 году он был сделан унтер-офицером, в 1833 произведён в фельдфебели и в том же году окончил курс первым учеником, причём его имя, по заведённому обычаю, внесено на почётную мраморную доску в актовой зале корпуса.
Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Через три-четыре года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где он старался точнее срисовать некоторые части тела человека с гипсовых моделей. Усердно изучал формы человеческого тела и старался сделать свою руку более свободной и послушной, чтобы перенести красоту природы на чистый холст. С этой же целью он упражнялся дома, рисуя портреты своих сослуживцев и знакомых карандашом или акварельными красками в свободное от службы время. Эти портреты всегда бывали очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича, изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов.
Летом 1837 года великий князь, вернувшись в Санкт-Петербург из поездки за границу для леченья, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Картина была представлена великому князю, который пожаловал за неё художнику бриллиантовый перстень. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигн. в месяц».
Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет, но наконец подал прошение об отставке и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях — в ещё худших, чем те, при которых ему, сыну небогатых родителей, приходилось существовать, служа в гвардии. На скудную пенсию, пожалованную государем, надо было содержать самого себя, помогать отцовскому семейству, впавшему в большую нужду, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для художественных работ; но любовь к искусству поддерживала в Федотове бодрость и помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели — сделаться настоящим художником.
В первое время по выходе в отставку он избрал было для себя специальностью батальную живопись, как область искусства, в которой уже успешно попробовал свои силы, и которая в Николаевскую эпоху сулила почет и материальное обеспечение. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. А. Заурвейда. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г.», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. Однако живопись военных сцен не была истинным призванием нашего художника: остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность схватывать характер человека — все эти свойства талантливости, ярко выказывавшиеся в рисунках Федотова, указывали, что ему следует быть не баталистом, а жанристом. Но он не сознавал этого, компонуя бытовые сцены, так сказать, между делом, для собственного развлечения и для забавы приятелей.
Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. Крылов, видевший некоторые из работ Федотова, убеждал его бросить солдатиков и лошадок, и заняться исключительно жанром. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест», и «Разборчивая невеста». Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение; благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Совет Академии единогласно признал художника академиком, когда же двери выставки отворились для публики, имя Федотова сделалось известно всей столице и из неё прозвучало по всей России.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. И рисование, и живопись перемешались у него беседою с музою: большинство художественных идей, выраженных его карандашом или кистью, потом выливались под его пером в рифмованные строки, и наоборот, та или другая тема, сначала давшая Федотову содержание для стихотворения, впоследствии делалась сюжетом его рисунка или картины. Кроме того, он сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку, и, в пору своего офицерства, солдатские песни. Поэзия Федотова гораздо ниже созданий его карандаша и кисти, однако и ей присущи те же достоинства, какими отмечены они, но в десять раз больше. Впрочем, Федотов не придавал большого значения своим стихам и не пускался с ними в печать, позволяя их списывать только приятелям и близким знакомым. И те, и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому.
Академическая выставка 1848 года доставила Федотову, сверх почёта и известности, некоторое улучшение материальных средств: в дополнение к пенсии, получаемой из государственного казначейства, повелено было отпускать ему по 300 руб. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Это было сколь нельзя более кстати, так как обстоятельства родных Федотова в это время ухудшились и он должен был усиленно тратиться на них. С целью повидаться со своими и устроить отцовские дела он вскоре по окончании выставки отправился в Москву. Из его картин, красовавшихся на петербургской выставке, и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая местную публику в такой же, если ещё не в больший восторг, как и петербургскую. Федотов вернулся из Москвы довольным ею, здоровым, полным радужных надежд и немедленно уселся снова за работу. Теперь ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед тем к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент — истолкование явлений светлых и отрадных. На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа, и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. Несмотря на успех своих первых картин, Федотов все более и более убеждался, что ему недостает серьёзной подготовки для того, чтобы передавать полотну свои идеи быстро и свободно, что в его возрасте для покорения себе художественной техники надо трудиться настойчиво, тратя бездну времени и пользуясь хоть некоторым достатком. На получаемые пенсию и пособие едва можно было иметь кров и прокармливаться, а между тем из них же следовало покупать художественные материалы, нанимать натуру и высылать в Москву пособие родным, впавшим, при всем попечении о них художника, в полную нищету. Приходилось, отложив в сторону новозатеянные композиции на неопределённый срок, добывать деньги менее серьёзными работами — писанием дешевеньких портретов и копированием своих прежних произведений.
Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума и воображения и с беспрерывным занятием руки и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное влияние на здоровье Федотова: он стал страдать болезнью и слабостью зрения, приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила все более и более заметная перемена: веселость и общительность сменились в нём задумчивостью и молчаливостью. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Друзья и академическое начальство поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевностраждущих, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб., повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. Ввиду плохого ухода за ним в лечебнице приятели выхлопотали перевод его осенью 1852 года в больницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе. Здесь он промучился недолго и умер 14 ноября того же года, придя в рассудок недели за две до своей кончины. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Источник - Википедия
Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка вел Кн Михаила Павловича 8 июля 1837
Портрет отца. 1837
Освящение полковых знамён в зимнем дворце 26 марта 1839 года. 1839
А Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку. 1840
Господа! Женитесь - пригодится! 1840-41
Анкор, еще анкор!
Бивуак лейб-гвардии гренадёрского полка 1843
Портрет Ольги Петровны Жданович, урожденной Чернышевой. 1845-47
Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846
Портрет П П Ждановича. 1846
Разборчивая невеста. 1847
Портрет Анны Петровны Жданович 1848
Сватовство майора. 1848
Все холера виновата. 1848
Жена-модница (Львица Эскиз). 1849
Завтрак аристократа. 1849-1850
Зимний день. Начало 1850-х
Портрет М. И. Крыловой. 1850
Вдовушка. Ок 1850
Портрет Н. П. Жданович за клавесином. 1850
Игроки. 1852
Игроки. Эскиз
Начальник и подчиненный
Девушка Голова сводницы. Конец 1840-х
Кончина Фидельки. 1844
Магазин. 1844
Крестины 1847
Домашинй вор. 1851
Автопортрет. Конец 1840-х
Полностью fotki.com
vakin.livejournal.com
Художник Павел Андреевич Федотов. - ru_art links
Еще кадетом Федотов увлекся рисованием, но оно, наряду с сочинением стихов и пением под гитару, долго служило ему лишь средством скоротать досуг: он рисовал карикатуры и портреты друзей. Посещение вечерних классов при АХ и настойчивая самостоятельная работа расширили его возможности и пробудили желание стать художником. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой, исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой, и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844).В результате своего отчаянного поступка Федотов лишался не только карьеры, но и надежного источника существования. На жизнь и немалые профессиональные расходы у него была только скромная пенсия, половину которой он отсылал родным, бедствовавшим в Москве. Живя в аскетическом уединении, трудясь без устали, он затеял серию сатирических нравоучительных рисунков, предполагая впоследствии перевести их в картины, по примеру английского художника У. Хогарта. Однако, охладев к своему замыслу, исполнил только 8 рисунков, а сюжет одного из них использовал в первой своей картине - "Свежий кавалер". Утро чиновника, получившего первый Крестик" (1846). Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Необходимую практику он получал по-своему - делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее; некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися.
Картина "Свежий кавалер" - первое в русской живописи произведение бытового жанра, впоследствии породившее немало подражаний. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении - перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете - пестрота и перечерненность. Но уже в следующей картине - "Разборчивая невеста" (1847),- представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. К. П. Брюллов, чей авторитет был неоспорим, одобрил обе картины и помог Федотову ценными советами.
Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина - "Сватовство майора" (1848).По-своему использовав опыт академической живописи, художник сумел так построить композицию, что изображенная сцена выглядела естественно и одновременно по театральному выразительно. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения, а высочайшее совершенство живописи заставляло наслаждаться изображением. Метод работы над реалистической картиной, открытый Федотовым в "Сватовстве майора", надолго вошел в практику русских художников.
Осенью 1848 г. Федотов представил эту картину Совету АХ и получил за нее звание академика "по живописи домашних сцен". Год спустя она была показана вместе с двумя первыми картинами на трехгодичной выставке АХ и имела поистине сенсационный успех, зрители не отходили от нее. Не меньший успех она имела и в Москве, где Федотов провел четыре месяца в начале 1850 г. Там же он успел закончить и свою следующую картину - "Не в пору гость" (или "Завтрак аристократа").
Триумф "Сватовства майора" был высшей точкой в жизни художника. Последние два года существования Федотова достаточно загадочны. Доброжелательный и общительный по природе, он замкнулся в одиночестве, безуспешно пытаясь бороться с нуждой. Потерпели неудачу попытки репродуцировать с помощью литографии собственные картины и издать серию своих великолепных иронических рисунков на темы городской жизни.
В то же время, как бы торопясь высказаться, Федотов лихорадочно работал над несколькими картинами, в которых ставил задачи, совершенно новые для него самого и для всей русской живописи. Большинство из них объединяло стремление художника выйти за пределы непосредственно видимого глазом и объяснимого рассудком. Вот почему к ним в той или иной мере приложимо понятие "фантастический реализм".
Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели - показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. В картине "Анкор, еще анкор!" (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее не объективно, а с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день. 20-я линия Васильевского острова", он и в нем явился вестником будущей реалистической пейзажной живописи.
Постоянная нищета, многолетнее переутомление, нервное напряжение и крушение прекраснодушных иллюзий сказались роковым образом. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства. В июне его поместили в частную лечебницу, в сентябре перевели в казенную больницу, но здоровье ухудшалось, и 14 ноября художника не стало.
Имя Федотова всегда почиталось высоко, но главным образом за ранние работы и особенно за "Сватовство майора", в котором он впервые решительно проложил реальности дорогу в русскую живопись, став родоначальником бытового жанра и предшественником художников-передвижников, явившихся четверть века спустя. В поздних же работах он так разительно обогнал свое время, что их долго не понимали - воспринимали сдержанно, недоуменно, даже скептически, - и лишь много позднее прояснился смысл и определилось значение его удивительных прозрений.
Портрет Александры Петровны Жданович. 1846-1847гг. Портрет Анны Петровны Жданович 1848г. Портрет М.И.Крыловой. 1850г. Портрет М.П.Дружининой. 1848г. Портрет М.П.Ждановича. 1846-1847гг. Портрет Н.П.Жданович в детстве. 1846г. Портрет Н.П.Чернышевой.1846г. Портрет П.В.Ждановича. 1846г. Портрет С.С.Крылова. 1851г. Портрет С.Д.Шишмарева на борту корабля. 1849г.
Во имя искусства Федотов отказался от военной карьеры, от богатства и семейного счастья, несмотря на трудности он работал всю жизнь не покладая рук. Не было бы Федотова — русская живопись, быть может, еще долго бы не обращалась к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами. В. В. Стасов писал: “Федотов умер, произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды”.источник http://www.liveinternet.ru/users/3596969/post220949700/
art-links.livejournal.com
Краткая биография Федотов Павел Андреевич, картины. Pavel Fedotov
Федотов Павел Андреевич русский художник, в своей творческой биографии Федотов фактически является родоначальником критического направления в русской живописи, тема сатиры, юмора, высмеивания отчетливо заметно по его небольшим картинам. Сатирический жанр его работ просто уникален, если учесть, что до Федотова этой темой просто никто и не занимался, да и общество того времени с тем укладом жизни было просто к этому не совсем готово.
Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.
Краткая биография художника Федотова. Родился 22 июня 1815 года в городе Москве в семье не богатого чиновника А. И. Федотова, во времена Екатерины служивший на военной службе. В 11 лет молодого художника принимают воспитанником в Московский кадетский корпус, где юноша обращает на себя внимание военного руководства своими способностями и примерным поведением.
в 15 лет отроду ему присваивают звание унтер-офицера а в 18 лет он получает звание фельдфебеля и заканчивает курсы с отличием в звании прапорщика и переезжает на военную службу в Петербург. Но у Федотова было страстное влечение к рисованию, будучи наблюдательным он делал различные карандашныенаброски из военной службы, любил рисовать карикатуры это очень забавляло товарищей по службе.
Находясь в столице через несколько лет он решается овладеть живописными навыками и по вечерам посещает уроки рисования в академии художеств. Федотов хорошо рисовал, ему удавалось хорошо передавать сходство в портретах.В 1837 военный лагерь где служил Федотов, посетил великий князь, встреча князя с военными очень впечатлила художника и он решил написать акварелью картину 'Встреча великого князя'.
Увиденная князем картина произвела на него впечатление, за что он наградил художника бриллиантовым перстнем. Этот случай очень вдохновил молодого художника к созданию еще одной работы 'Освящение знамён в Зимнем Дворце, восстановленном после пожара', не совсем законченная картина была была показана брату великого князя, который способствовал Федотову полноценному занятию живописью с казенным содержанием художника и оставлением военной службы. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.
Отказавшись от карьеры военного, Федотов всецело посвятил себя искусству, но жизнь свободного художника показалась Федотову несколько не привычной и трудной, необходимо было обеспечить себя и свою нуждающуюся в средствах семью, как художник он должен был заявить о себе обществу, поэтому ему необходимо было много работать над собой. Но он не унывал экономил на всем даже на пропитании, снимал дешевое жилье, продолжая работать и совершенствовать себя в живописи и рисовании с натуры, посещал академические классы.
В выбранной им теме батальной живописи ему помогает профессор Заурвейд А. Федотов создает несколько работ по этой теме 'Французские мародёры в русской деревне.' 'Казарменная жизнь' и другие но в этих работах Федотов еще не раскрыл себя полностью. Но стечение обстоятельств сыграло свою роль в судьбе Павла Федотова, он получает письмо от баснописца Ивана Андреевича Крылова, который настойчиво предлагал ему заняться более стоящим направлением, жанровыми работами.
Через некоторое время творческий потенциал художника раскрывается в полную силу, создав такие произведения, как 1846 г 'Свежий кавалер', 1847 г 'Разборчивая невеста'. Эти работы произвели огромное впечатление на художника Брюллова, который способствовал финансовой помощью от академии в создании будущей картины 1848 г 'Сватовство Майора' . Все эти 3 картины были выставлены в академии и получили положительные отзывы руководства академии и общественности. художник получил известность и признание современниками его творчества и финансовую поддержку от академии.
Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. В 1849 году с некоторой долей юмора и иронии написал картину 'Завтрак аристократа', несколько изменив своим принципам выбрав не обличительную тему, создав картину 'Вдовушка' 'Анкор, еще анкор!' 1851 и 'Игроки' 1852 г. Приступил к написанию картины 'Возвращение институтки в родительский дом', но до конца не закончил работу начал другую 'Приезд государя в патриотический институт', но и эта работа так и не была завершена. Возможно художник чувствовал какой то дискомфорт в своих начинаниях, возможно дело было с ухудшением его здоровья, не хватало терпения в работе и желание продолжать работу просто угасало. Чтобы содержать себя временами он брал заказы к написанию не дорогих портретов а иногда ему просто заказывали копии с его старых уже прославленных картин.
В возрасте 37 лет мужчина в рассвете своего возраста, у Федотова стало ухудшаться зрение ему мешали головные боли, в связи с болезнью изменился и его характер ранее бывший более жизнерадостный, имея чувство юмора в общении с друзьями стал более замкнутым, в конце концов дело дошло до душевного расстройства. На деньги от академии его поместили в психиатрическую больницу, но лечение в тамошнем лечебном заведении не помогло, не смотря на то, что он несколько пришел в себя, стал нормален в общении, 14 ноября 1852 года он скончался.
Конечно творческое наследие художника Федотова Павла Андреевича не настолько емкое по сравнению с другими известными художниками 19 века, Федотов заслуженно носит имя первооткрывателя сатиры в русской живописи, созданные им работы крепко вошли в историю изобразительного искусства и покоряют зрителя необычным, уникально тонким мастерством и непревзойденным реализмом, его миниатюрные картины производят просто обворожительные впечатления на наших современников.
www.art-portrets.ru
Описание картины Павла Федотова «Прогулка»
Известный живописец девятнадцатого века, родоначальник критического реализма, Павел Андреевич Федотов увлекался рисованием с раннего детства, но не считал свое увлечение – талантом, не видел себя художником. Служил, как и многие дворяне, в Петербурге, кроме рисования, увлекался другими видами искусства – превосходно играл на гитаре, исполнял романсы. Стремясь развить свои художественные навыки, брал уроки у преподавателей из Императорской Академии Художеств, по свидетельствам современников, делал большие успехи.
Небольшую картину Федотова сложно отнести к какому-то определенному жанру, скорее, ее можно назвать зарисовку сцены из его личной жизни, досуг, проводимый в кругу близких людей, который так редко получалось реализовать из-за продолжительной службы. Прогулка в узком семейном кругу: сам художник, его сестра и отец проходила в 1837 году, по одной из оживленных московских улочек.
Некоторая непропорциональность фигур, одежд, недостаточность перспектив объясняется на тот момент еще относительно невысоким владением художником всевозможных техник. Более поздние работы Федотова отличаются большей реалистичностью, образы, изображаемые им, не выглядят так «кукольно», как, скажем на картине «Прогулка».
Возникает вопрос: почему же Федотов решил зарисовать именно эту встречу? Чем она так дорога художнику? Дело в том, что из-за интенсивной службы, художник был очень ограничен во времени, которое мог проводить со своими близкими и родными, также он не мог отдаться творчеству сполна, что сильно довлело над ним.
Федотов изображает себя в парадном мундире офицера лейб-гвардии Финского полка. Можно распознать на заднем плане еще зеленые листья, но прохожие одеты по-осеннему тепло. Место для теплой встречи с родными художник нашел именно в начале золотой осени.
opisanie-kartin.com
Русская живопись. Художник Федотов Павел Андреевич. Биография. Картины
Сын солдата, получившего дворянство за воинские заслуги. Окончил Первый Московский Кадетский корпус. Служил в Лейб-гвардии Финляндском полку в Петербурге, посещал классы Академии Художеств. Ушел в отставку, чтобы посвятить себя живописи. Творчество художника связано с жанровой и портретной живописью. Просмотреть картины Федотова
Биография и творческая деятельность
Русский художник Павел Андреевич Федотов родился в Москве в 1815 году. Его отец, Андрей Илларионович, в прошлом суворовский солдат, участвовал во взятии Хотина, в шведской войне, в голландской морской экспедиции, в 1819 году получил дворянство за воинские заслуги. На момент рождения сына был поручиком в отставке, служил секретарем Московской управы благочиния. Естественно, никакого другого будущего, кроме карьеры военного, он для своего сына не видел.
В 1826 году отец устроил мальчика в Первый московский кадетский корпус. Благодаря своей феноменальной памяти Павел учился хорошо, науки давались ему легко. Уже тогда, в первые годы учебы у Федотова проявилась тяга к живописи. Первыми рисунками будущего художника были карикатуры на товарищей, самого себя, корпусное начальство. Со временем рисование переросло в страстное увлечение кадета Федотова.
В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. Его направляют на службу в Петербург в лейб-гвардии Финляндский полк, где он прослужил десять лет. В свободное от службы время Федотов играет на гитаре, флейте, пишет стихи, читает классическую и западную литературу, литературу Древней Греции, периодические издания, книги по физике. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. Федотов в июне 1834 года получает билет на право посещения рисовальных классов Академии художеств, но в связи с занятостью в полку занимается в них нерегулярно. Поэтому в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Следует отметить особенность становления творческого метода и мировоззрения Федотова: в отличие от большинства художников, обучавшихся в Академии с детства, он пришел в живопись взрослым, состоявшимся человеком. Он не принимал целиком на веру всего, что преподавалось в Академии, что обусловило формирование его собственного взгляда на живопись, отличного от застывших канонов академизма. Среди произведений, написанных Федотовым за время учебы в Академии, известность получили «Уличная сцена в Москве во время дождя», «Набережная Васильевского острова зимой», «Зимний день».
Первые работы Федотова были связаны с военной тематикой, большинство из которых сатирической направленности. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры; в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. Этим же годом датирована акварель, изображающая встречу приехавшего в Финляндский полк великого князя Михаила, за которую сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. В отставку Павел Андреевич вышел в 1843 году в звании капитана, поселился на Васильевском острове. Началась замкнутая одинокая жизнь. Художник полностью отдал себя искусству. За короткий период, который ему оставался, Федотов создал множество живописных произведений, рисунков, стихотворений. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848).
Первое произведение художника, написанное маслом - «Свежий кавалер» - относится к 1846 году. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам, и демократическому зрителю. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». При непосредственном участии Брюллова эти две картины были приняты на академическую выставку 1847 года. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. Для окончания этой картины не без помощи Брюллова художнику была выделена денежная помощь в размере семисот рублей. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты, из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году.
К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. Популярность его картин объясняется тем, что живописец изображал реальную действительность. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
В феврале 1850 года семья Федотова в Москве оказывается в бедственном финансовом положении; художник бросает все дела и едет к родным. В Москве его ожидает теплый прием. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. У Федотова появляется немало влиятельных знакомых, среди которых меценат генерал Прянишников, графиня Растопчина, которая ввела его в свой литературно-художественный салон.
Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его; художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». Такая принципиальность художника наряду с сатирической направленностью его творчества вызвала повышенное внимание цензуры. От Федотова отворачиваются меценаты, богатые и влиятельные люди, ранее благоволившие ему.
Тем не менее, несмотря на отсутствие моральной и материальной поддержки Павел Андреевич продолжает творить. Из под его кисти выходят такие известные произведения, как «Анкор, еще анкор!» (1850-1851), «Вдовушка» (1851), «Игроки» (1852). Эти картины полны сожаления об утраченном счастье и мыслей о бессмысленности человеческого существования.
Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. После пяти месяцев мучений художник Павел Андреевич Федотов умер 14 ноября 1852 года, забытый всеми, кроме близких друзей. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России.
Картины Федотова art19.info