Творчество А.П. Лобанова. Лобанов александр картины


Творчество А.П. Лобанова — Raptus.ru — Психиатрия. Творчество душевнобольных.

Александр Павлович Лобанов – “Саша Лобанов”

Александр Павлович Лобанов – “Саша Лобанов”

Александр Павлович Лобанов – “Офицеры”

Александр Павлович Лобанов – “Офицеры”

Дата рождения: 1924 год Место рождения: г. Молога Ярославской области Место жительства: Психиатрическая больница Дата смерти: 2003 год Гражданство: СССР Род занятий: Художник

Европейские учёные-исследователи пишут статьи о его творчестве, защищают диссертации, а картины Александра Лобанова являются своеобразной визитной карточкой Арт-проекта ИНЫЕ (г. Ярославль).

Александр Павлович Лобанов - “Двуствольное ружьё”

Александр Павлович Лобанов - “Двуствольное ружьё”

Александр Павлович родился в городе Молога, небольшом городке на Волге Ярославской области. Глухонемой с детства ( в возрасте 6 лет, после перенесённого менингита), он любил мастерить игрушки, поделки. После затопления города Рыбинским водохранилищем семья переезжает в Ярославль. Одно из ярких впечатлений того периода — расквартированные в доме солдаты, в шутку пообещавшие подарить пареньку винтовку. Так родилась мечта, а может — и обида. С 1947 года безвыписно находится в загородной больнице «Афонино». Александр с трудом подчиняется её укладу, но постепенно увлекается творчеством. Рисует сцены охоты или «несчастного случая». Наивные сюжеты ассоциируются с собственной трагедией — изоляцией. Далее «протестный период» уступает место теме «взросления» и становления образа «Я-идеала».

Как мальчишка с восторгом играет пистолетиками, воображая себя героем, так и выдумщик Лобанов проводит жизнь в ИНОМ мире невсамделишного оружия, в котором нет места страхам и сомнению. Его ружья перестают стрелять, мироощущение преследуемого сменяется самоутверждением защитника, образы которого приобретают автопортретные черты. Оружие — сверхценный атрибут «отпугивания», символизирующий и мужское достоинство. К середине семидесятых годов завершился поиск и своей «миссии»: художник модифицирует «трёхлинейку» С. Мосина. «Сдвоенный затвор» винтовки стал предметом трепетной любви, надёжным и безотказным символом чудо-техники, компенсирующей ограниченные возможности автора.

Александр Павлович Лобанов – “Охотник стреляет хорошо”

Александр Павлович Лобанов – “Охотник стреляет хорошо”

Одновременно Александр с упоением фотографировался. В этих фотографиях он выступал оформителем, режиссёром и актёром «парадных» автопортретов. Изготовленные из картона разрисованные рамки — декорации — и муляжное оружие он устраивал в фотоателье и просил снимать. Развивающаяся личность А. Лобанова, благодаря творчеству, а значит, и необходимости осмысления, становится самодостаточной. Нет сомнений: он «зауважал» себя, нашёл роль в жизни, пусть и ограниченную стенами больницы. Рисунки и фото убедительно демонстрируют не столько «болезненность», сколько детскость души.

С первой выставки ИНЫЕ в 1997 г. творчество А. Лобанова зачаровывает зрителей. Отрадно, что ещё при жизни художник познал общественное внимание и признание. В 1999 г. в Художественном музее мастер присутствовал на персональной выставке «аутсайдер», приуроченной к его 75-летию; а далее началась его европейская биография. Работы представлены в художественных музеях Ярославля и Иванова, Музеях творчества аутсайдеров и наивного искусства (Москва), Музее de Art Brut (Лозанна), Музеях современного искусства Вильнев д’Аск и Креасьон Франш (Франция), коллекциях «abcd» (Париж) и галерее С. Цандлер (Кёльн). Художник — дипломант международного фестиваля «ФЕСТНАИВ-2004». Он предстаёт как наиболее масштабный мастер Аутсайдер-арт, «сделанный в СССР».

raptus.ru

Лобанов — Lurkmore

Лобанов смотрит на тебя как на ружье

Александр Павлович Лобанов (1924—2003) — сумасшедший глухонемой художник-примитивист, бешено популярный на западе.

56 лет (2/3) своей жизни Лобанов провел в психбольнице. За эти годы он создал несколько тысяч рисунков (из них — более 500 автопортретов), центральной темой каждого из которых обязательно являлось огнестрельное оружие. Как утверждает Педивикия, этот мотив связан с тем, что в годы ВОВ солдаты пообещали подарить ему винтовку, но — оказалось — наебали.

В психушке, куда сабж угодил в 1947 году, Лобанову определенно нравилось. Здесь он мог свободно рисовать, заигрывать с больничной поварихой (которая, кстати говоря, стала его музой), и вообще, жить в свое удовольствие. Когда в 60-х годах родственники решили забрать Лобанова из психбольницы, он категорически воспротивился этому.

Из-за своей глухонемоты Лобанов был обделен грамотностью. Отсюда вытекали такие своеобразные подписи к картинам которые придавали им особый глубинный, метафизический смысл и подтекст, как «Охотник стреляет лес» или «Сталина оба сын». Единственными словами, которые давались ему хорошо, были: А. П. Лобанов. Так он подписывал большую часть своих картин. Арт-концептуалисты были в особом восторге.

Алсо, в этой стране существовал еще один художник по фамилии Лобанов: w:Лобанов, Сергей Иванович, но он — хуй по сравнению с героем этой статьи. Другой Александр Лобанов известен как актёр из «Большой Разницы», и он, в свою очередь, хуй по сравнению даже с предыдущим Лобановым. Третий же Александр Лобанов является автором эпической повести Жестокая Голактика. Впрочем, судя по стилю, возможно, что это и есть герой статьи. И еще один Лобанов околачивается в блоге у Тех_Номада, ну и у себя в блоге. Тоже хуй, но только маленький. И напоследок, есть еще Семен Лобанов — интерн из одноимённого сериала, хуевее всех предыдущих.

[править] Творческие особенности

Немаловажно то, что в качестве материала для живописи Лобанов использовал пасту, выдавливаемую из шариковых ручек. Он объяснял это тем, что с самого детства любил запах той самой пасты и, каждый раз, рисуя, с удовольствием ее нюхал.

По манере исполнения рисунки Лобанова напоминают работы w:Пиросмани, но гораздо больше доставляют. Во-первых, почти на каждом рисунке аффтар изображал свое ноу-хау — винтовку Мосина, оснащенную двумя стволами. Во-вторых, он тщательно прорисовывал мелкие детали. И, да, одни его подписи стоят того, чтобы смотреть эти картины.

13yesПоказатьСкрыть
  • Автопортрет на фоне охотников

  • Канонiчный автопортретъ

  • Революционные матросики

  • Сталин и тян (на рисунке нет оружия, прошу заметить)

  • Редкий случай: оружие, изображенное на рисунке, стреляет

  • Сталин и Ворошилов

  • Охотник стреляет жираф хорошо

Лобанов — творец! А ты просто завидуешь.

lurkmore.to

Душевнобольной Художник Александр Лобанов | PEREKOP.ORG

Дата рождения: 1924 годМесто рождения: г. Молога Ярославской областиМесто жительства: Психиатрическая больницаДата смерти: 2003 годГражданство: СССРРод занятий: Художник

Европейские учёные-исследователи пишут статьи о его творчестве, защищают диссертации, а картины Александра Лобанова являются своеобразной визитной карточкой Арт-проекта ИНЫЕ (г. Ярославль).

Александр Павлович родился в городе Молога, небольшом городке на Волге Ярославской области. Глухонемой с детства ( в возрасте 6 лет, после перенесённого менингита), он любил мастерить игрушки, поделки. После затопления города Рыбинским водохранилищем семья переезжает в Ярославль. Одно из ярких впечатлений того периода — расквартированные в доме солдаты, в шутку пообещавшие подарить пареньку винтовку. Так родилась мечта, а может — и обида. С 1947 года безвыписно находится в загородной больнице «Афонино». Александр с трудом подчиняется её укладу, но постепенно увлекается творчеством. Рисует сцены охоты или «несчастного случая». Наивные сюжеты ассоциируются с собственной трагедией — изоляцией. Далее «протестный период» уступает место теме «взросления» и становления образа «Я-идеала».

Как мальчишка с восторгом играет пистолетиками, воображая себя героем, так и выдумщик Лобанов проводит жизнь в ИНОМ мире невсамделишного оружия, в котором нет места страхам и сомнению. Его ружья перестают стрелять, мироощущение преследуемого сменяется самоутверждением защитника, образы которого приобретают автопортретные черты. Оружие — сверхценный атрибут «отпугивания», символизирующий и мужское достоинство. К середине семидесятых годов завершился поиск и своей «миссии»: художник модифицирует «трёхлинейку» С. Мосина. «Сдвоенный затвор» винтовки стал предметом трепетной любви, надёжным и безотказным символом чудо-техники, компенсирующей ограниченные возможности автора.

Одновременно Александр с упоением фотографировался. В этих фотографиях он выступал оформителем, режиссёром и актёром «парадных» автопортретов. Изготовленные из картона разрисованные рамки — декорации — и муляжное оружие он устраивал в фотоателье и просил снимать. Развивающаяся личность А. Лобанова, благодаря творчеству, а значит, и необходимости осмысления, становится самодостаточной. Нет сомнений: он «зауважал» себя, нашёл роль в жизни, пусть и ограниченную стенами больницы. Рисунки и фото убедительно демонстрируют не столько «болезненность», сколько детскость души.

С первой выставки ИНЫЕ в 1997 г. творчество А. Лобанова зачаровывает зрителей. Отрадно, что ещё при жизни художник познал общественное внимание и признание. В 1999 г. в Художественном музее мастер присутствовал на персональной выставке «аутсайдер», приуроченной к его 75-летию; а далее началась его европейская биография. Работы представлены в художественных музеях Ярославля и Иванова, Музеях творчества аутсайдеров и наивного искусства (Москва), Музее de Art Brut (Лозанна), Музеях современного искусства Вильнев д’Аск и Креасьон Франш (Франция), коллекциях «abcd» (Париж) и галерее С. Цандлер (Кёльн). Художник — дипломант международного фестиваля «ФЕСТНАИВ-2004». Он предстаёт как наиболее масштабный мастер Аутсайдер-арт, «сделанный в СССР».

похожие записи

perekop.org

Художник-аутсайдер Александр Лобанов (1924 - 2003)

Статья о нём и о музее Арт Брют в Лозанне, где проходит его выставка.

-------На папу моего похож. Не внешне, в смысле, а по духу и отчасти по манере рисования.

lukomnikov-1.livejournal.com

Налетай, торопись – посмотри живопись. Александр Лобанов

Julissa про Измайлова: Злые зеркала Насколько уж мне не понравилась первая, плевалась от нее, настолько же порадовала вторая книга, возможно, имеет смысл читать отдельно)) Легкий бдсмчик и полиамория с референсами на шутки нашего мира только украшают книгу) Детектив, игры ума, захватывающее расследование, неведомые чудовища - фейерверк просто) На ветке оуши посмеялась от души) Ждем, что дальше;) сижу, думаю.. 4+, или 5-? да пожалуй даже и минусов нет, кроме одного - внезапно заканчивается, и хочется узнать, как гг выкрутится из новой истории)Tuta-n-Hamon про Намор: Техника игры в блинчики О простите меня книжки про попаданцев, что бросил читать вас! Не мог я предвидеть, что флибусту заполонят дамские фантазии с вампирами, академиями и драконами (почему то называемые еще и"любовным" романами, хотя любви в них нет, поблядушки одни) более чем НАСТОЛЬКО , чтоб начал видеть я в книгах врагов своих... И вот вернулся к попаданческой теме. Очень удачно вернулся. Вот тут есть любовь... пожалуй. даже переизбыток для "приключенческого исторического романа" про то как три попаданца и два попыданки начали вторую мировую в 1936 - в Испании и Судетах. За серию "отлично", но справедливости ради надо признать, что ясно, почему авторы свернули проект. Ибо совершенно шикарная 1 книга, сочетающая в себе шпиёнский роман и 17 мгновений весны в 36-ом году "унд психологише терзаниен" превратилась в этом томе в посредственное описание боевых действий и офигеть какую рефлексию иж 5 героев у каждого из которых есть: 1. Имя при рождении до попадания. 2. имя при рождении после попадания 3. псевдоним для газеты (кино, сцены) 4. оперативный псевдо И вот все эти, минимум 5 умножить на 4 личности начинают рефлексировать на тему слезу ребенка и любви... так что за то, что нет конца, и за "психологишен" - 4Владимир19-72 про Лазарчук: Целое лето Хорошо написано, читается на одном дыхании - ну, Лазарчук, что тут сказать... Чувствуется ограниченность, наложенная задачей: книга написана под сериал, то есть с крутыми киноповоротами и прочей драматургией. Но впечатления не портит. Любителям Лазарчука прочитать однозначно стоит. Любителям Мирера (благо, это сильно пересекающиеся множества) тоже - к основе автор отнесся бережно и со всем возможным уважением. Но. Это же первая книга. Сериал снят в 2015 или 16-м году, на экраны так и не вышел. Получается, второй книги даже не предвидится? Обидно.vadiml про Керлис: Антилия. Полное попадание Тут попадание ГГ в мир игры, но никаких статов, возрожений после убиения и т.п. игровых забав здесь нет. Это не чистый ЛитРПГ

Это просто весёлая книга как ГГ попадает в игру, в которой ранее была крутым персонажем, а теперь -- полный ноль и исправить это не может - нет магии, нет развития перса, всё что ранее делалось щелчком мыши теперь приходится делать на самом деле, например, собирать траву для зелья...

Excellence про Мойса: Лорд Альсаса (СИ) Не лучше и не хуже первой книги серии, но в финале автор оставляет гг в подвешенном состоянии, пока не написано продолжение не рекомендую читать данную книгу. Так что за книгу 3 но за такой "гениальный" маркетинговый крючок, заставляющий обязательно купить продолжение минус бал, не люблю когда мной так грубо манипулируют.Все впечатления

flibusta.site

Примитивизм. Александр Лобанов. - ЖИВОПИСЬ и ПОЭЗИЯ

Мне было 9 лет, когда я впервые встретилась с теми, кого называют психическими больными. Моя мачеха работала санитаркой в приёмном покое Психиатрической Лечебно-трудовой Колонии (Чукурсай), как тогда назывались нынешние психушки. А чтобы я не оставалась дома одна, она брала с собой на суточные дежурства…сейчас припоминаю, что я была пожалуй единственным ребёнком, посещавшим это заведение. При этом учреждении был замечательный клуб. Это был удивительный для меня мир: музыканты, певцы, танцоры…и вот тогда я увидела настоящего художника. Что рисовал точно не помню, кажется портрет профессора, главврача ли, но сам вид человека с непременными атрибутами художнической деятельности, вызывал во мне изумление.А ещё там была большая библиотека, которой пользовались и больные и сотрудники. С любовью вспоминаю тамошнюю библиотекаршу Геню (Гелену) Борисовну, научившую меня читать серьёзные книги – до этого времени я взахлёб читала только сказки.

Рассказанное мной не значит, что тогдашние психи бесконтрольно ходили по территории и занимались искусством – основным был труд.

У каждого была посильная их разуму работа: был цех, на котором делали фотоальбомы, сворачивали конвертики большие и малые,была своя пошивочная мастерская. А мужчины делали саманные кирпичи: рядом вовсю шло строительство частных домиков, которые строились на выделяемых для сотрудников участках земли, и больных бесцеременно эксплуатировали на всех строительных подсобных работах. Хотя была ли это эксплуатация: некоторые больные, про которых забывали родственники или некуда было возвращаться, так и оставались в новых семьях, становясь их членами до самой смерти. А ещё были два отделения, куда доступ был запрещён: закрытые окна, двери со спец. замками – там находились «буйные», как их называли.Лишь однажды я испугалась – это была случайная встреча с профессором Федор Федорычем (так его называли). Седой человек в окружении толпы людей в белых халатах только посмотрел на меня, но шагающие рядом тут же шикнули, чтобы убрали «это безобразие», т.е. меня.Почему я вспоминаю то время…А потому что поведу рассказ о художнике, приписанном к примитивистам, чья долгая жизнь в основном прошла вот в таком «богоугодном» заведении.

Много прочла негатива по отношению к больницам этой специализации в информации об оных и в различных комментах, но всегда надо помнить, что в них работают люди как все мы: есть люди равнодушные, допускаю, что и садисты встречаются, но в основном это самые обычные люди, со своими домашними проблемами, наши соседи по подъезду или родственники. Меня же детские впечатления заставили очень бережно относится к людям, ЧЕЙ РАЗУМ ВДРУГ ПЕРЕСТАЛ ИМ ПОДЧИНЯТСЯ, и мы, относящие себя к "разумным", не имеем никакого права ставить их ниже черты человеческого достоинства.

Александр Павлович Лобанов родился в 1924 году в городе Молога Ярославской области , располагавшийся при впадении реки Мологи в Волгу, и исчезнувший с современных карт при строительстве Рыбинского водохранилища.Отец работал лодочником, мать домохозяйкой – надо было приглядывать за глухонемым сыном, перенесшим в 6-летнем возрасте менингит.

В 1937 году(это год затопления города) семья переехала в Ярославль.Когда началась война 1941 года, фашисты были в 50 км от границ области. Город подвергался налётам немецкой авиации. Помимо общего призыва шёл набор в народное ополчение , было спешно организовано военное пехотное училище.Война, солдаты, оружие, естественно ,никак не могли отразиться на восприятии мира Александром, а потому нашли своё отражении в будущих его картинах.

Когда Александру исполнилось 23 года ,родственники вынуждены были поместить его на излечение в городскую психиатрическую больницу: он стал неуправляемым и агрессивным. В 1953 году Лобанова перевели в областную психиатрическую больницу «Афонино». Именно здесь он начал рисовать. Свои рисунки дарит немногочисленным друзьям из числа сотрудников. В 80-х годах, под руководством психиатра Владимира Гаврилова, приверженца идей арт-терапии, он начинает рисовать "профессионально", если это слово применительно к такому рода живописи(В.В. Гаврилов ныне преподаватель кафедры психиатрии ярославской медицинской академии и руководитель арт-проекта "Иные").

Причём в каждой картине, и в многочисленных фотопортретах всегда фигурирует оружие.

Искусствоведы (и уж точно психологи) по разному объясняют этот факт. А я вспоминаю своего одноклассника Гену Бодрова (светлая память!), который на уроках с самозабвеньем рисовал ружья и автоматы. А теперешний мой приятель Борис Ялфимов, 57 лет, уже давно и страстно лепит из зелёного пластилина оружие всех стран мира, чем вызывает не менее страстное негодование своей жены.

Ох, нет! Всё же приведу пример одного такого искуствоведческо-психологического заключения: Это «мир невсамделишного оружия, в котором нет места страхам и сомнению. Его ружья перестают стрелять, мироощущение преследуемого сменяется самоутверждением защитника, образы которого приобретают автопортретные черты. Оружие — сверхценный атрибут «отпугивания», символизирующий и мужское достоинство». Надо будет непременно зачитать Боре, что он «символизирует» своими маленькими зелёненькими ружьями))))

Когда в 60-х годах родственники хотели забрать Александра Павловича из больницы, он категорически отказался.Помимо рисунков, известны фотопортреты Лобанова - он сам выступал оформителем и режиссёром этих портретов.Широкой публике творчество Лобанова было представлено в 1997 году на выставке «Иные». А в 1999 году он даже присутствовал на собственной персональной выставке, приуроченной к его 75-летию. А. П. Лобанов скончался в апреле 2003 года.

Tags: Крапаней, примитивизм

krapan-5.livejournal.com

Лобанов Александр Павлович | Музей русского лубка и наивного искусства

Годы жизни: 30 августа 1924 - апрель 2003

Место рождения: г. Молога, Ярославская область

Александр Павлович Лобанов родился 30 августа 1924 года в городе Мологе Ярославской губернии в семье лодочника. В 7 лет переболел менингитом, от чего стал глухим. Собирал поделки, игрушки, смастерил во дворе качели, деревянную машину. Осенью 1939 года направлен в специализированную школу-интернат для глухонемых в Загорске, однако никакого образования получить не смог. В годы войны жил в Ярославле с семьёй, переселённой из затопляемой Мологи. Некоторое время работал учеником слесаря на Ярославском моторном заводе.

В 1947 году госпитализирован в психиатрическую больницу. В 1953 году переведён в Ярославскую областную психиатрическую больницу «Афонино», расположенную в одноимённой деревне в Ярославском районе. Находился там до самой смерти в апреле 2003 года.

За свою жизнь создал тысячи рисунков. Как правило, изображал себя и знаменитых исторических личностей (Сталина и других коммунистических деятелей). На его рисунках часто встречается оружие - фантастическая «двустволка Мосина», которая также использовалась им как элемент орнамента.  Стреляет оружие лишь на одном раннем рисунке: мальчик защищается им от врача, к которому его привела женщина. С годами протест в творчестве автора «уступает место теме „взросления“ и становлению образа „Я-идеала“» (до 1970-х годов он упоминал о себе только в третьем лице). В 1970-х годах Лобанов начал заниматься также автофотопортретами, которые оформлял аналогично своим рисункам. По мнению В. В. Гаврилова, под руководством которого А.П. Лобанов занимался творчеством, рисунки и фото «убедительно демонстрируют не столько „болезненность“, сколько детскость души».

Творчество Лобанова было представлено миру в 1997 году на выставке ярославского арт-проекта «Иные». Вскоре последовали другие выставки его работ, принесшие художнику международную известность. В 1999 году он присутствовал на приуроченной к его 75-летию собственной персональной выставке «Аутсайдер» в Ярославском художественном музее. Работы хранятся в художественных музеях Ярославля и Иванова, Музее русского лубка и наивного искусства (Москва), Музее de Art Brut (Лозанна), Музеях современного искусства Вильнев д’Аск и Креасьон Франш (Франция), коллекциях «abcd» (Париж) и галерее С. Цандлер (Кёльн). В 2001 году французский художник и кинематографист Бруно Дешам снял короткометражный документальный фильм о Лобанове.

В фондах Музея содержится около 10 работ А.П. Лобанова. 

Работы автора

Граница РСФСР Литовская

ГрафикаБумага, тушь, карандаш. 29,5х40,2. 1960-1970-е

Автопортрет

ГрафикаБумага, тушь, карандаш. 41,8х29,8. 1960-1970-е

Одесский корабль куба орлы США. Англия грифы много земля пыль.

ГрафикаБумага, тушь, перо. 41,9х29 1960-1970-е

Без названия

ГрафикаБумага, шариковая ручка, карандаш. 1980-е гг.

Без названия

Графика

1980-е гг.

Без названия

ГрафикаБумага, фломастер, шариковая ручка, карандаш. 29,8х20,8. 1980-е гг.

Без названия

Графика

1980-е гг.

Автопортрет

Графика

1990-е гг.

naive-museum.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта