Живопись Лермонтова М. Ю. Графическое наследие Лермонтова. Лермонтов картины


Картины Михаила Лермонтова - Культура

"Пятигорск" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Воспоминание о Кавказе" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Нападение. Сцена из кавказской жизни" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Портрет драматурга, поэта Андрея Николаевича Муравьева" (масло, 1839) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Башня в Сиони" (масло, 1837-1838). Это одна из самых больших картин, написанных поэтом маслом. Она была подарена Лермонтовым его бабушке Е. А. Арсеньевой © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Тифлис" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Герцог Лерма" (масло, 1832-1833) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Окрестности селения Караагач" (масло, 1837-1838). Лермонтов изобразил окрестности Караагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил © Из собрания Литературного музея Пушкинского дома

"Крестовая гора" (масло, 1837-1838) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Эльбрус" (масло) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Военно-Грузинская дорога близ Мцхета" (масло,1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Перестрелка в горах Дагестана" (масло, 1840-1841) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Черкес" (масло) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Эпизод из сражения при Валерике" (рисунок М. Ю. Лермонтова, раскрашен Григорием Григорьевичем Гагариным,1840) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Автопортрет" (масло, 1837-1838) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби" (автолитография, раскрашенная акварелью,1837-1838) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года" (масло, 1837) © Из собрания ИРЛИ РАН

"Тамань" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Грузинки на крыше сакли" (графитный карандаш, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

Рисунок Лермонтова из альбома Нарышкиных © flickr.com/tarhany

tass.ru

картины, рисунки, рассказ о творчестве

К 200-летию со дня рождения

 

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

 

Михаил Юрьевич Лермонтов

Автопортрет. 1837

 

В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобра­зительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родст­венника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различ­ных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчест­во Лермонтова уступает литературному. Тем не менее ода­ренность писателя сказалась и здесь.

 

Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки, иностранных языков с юных лет занятия живописью и рисунком. Расцвет альбомной куль­туры связан с повсеместным умением рисовать, и лучшие альбомные рисунки того времени отличаются уверенным вла­дением линией, способностью мгновенным очерком создать образ, точностью в деталях, композиционным чутьем. Однако из множества грамотно рисующих профессионалами стано­вились единицы: для сословия, к которому принадлежал Лермонтов, более характерен тип художника-дилетанта, не связанного академической выучкой и необходимостью прода­вать работы. Фиксируя на бумаге свои впечатления и ду­шевные состояния, художник-дилетант постоянно вел своего рода лирический дневник, поскольку романтическое миро­ощущение требовало обязательного преобразования повсе­дневных чувств из плана обыденного в чрезвычайный.

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание рабо­ты образующие «испанский цикл». Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с драмати­ческой историей испанской революции — но в лермонтовском увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы. Стремление к свободе — главному романтическому идеалу — молодой поэт выражает на испанском материале. В 1830 году была создана трагедия «Испанцы». Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", «Испанец», «Испанец с фонарем и католический монах», «Испанец в белом кружевном ворот­нике», портретная миниатюра Эмилии — героини «Испан­цев» представляют собой зрительные парафразы трагедии. Самое значительное в этом цикле — «Портрет герцога Лермы» (1832—1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта. «Испанская страсть», в соответствии с роман­тическим каноном — потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды.

Условно-романтическое видение природы, истории и людей преобладает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзаж­ные акварели «Белая береза» и «Парус» (последняя предва­ряет знаменитое стихотворение) или «Древняя рать», где войско русское, а горы кавказские. Более живыми и непосред­ственными являются рисунки из так называемой «юнкерской теФради», созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832—1834). Большинство портретных зарисовок и жанровых сценок сделано с натуры; романтическая интона­ция не подавляет, но, напротив, усиливает остроиндивидуаль­ную выразительность рисунка. Та же экспрессия — в духе Орловского — присутствует в кавказских видах и изображе­ниях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести А. Мар- линского «Амалат-бек». Характерно, что в это время — по окончании юнкерской школы — Лермонтов берет уроки жи­вописи у художника П.Е.Заболотского.

Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год — гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ — прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополне­но фактами собственной судьбы. На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова — и поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, — «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид горы Кре­стовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие (все 1837— 1838). Пейзажи эти панорамны: горизонт занижен, простран­ство строится ритмично развертывающимися в глубину пер­спективными планами; все они конструктивно упорядочены, причем в качестве созидающего и организующего начала выступает свет. Воздушной среде, нематериальной и пере­менчивой, свет сообщает богатство тонов, оттенков и цветовых нюансов.

Любая кавказская панорама Лермонтова — это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепя­щиеся на склонах гор, представляются зрителю естественны­ми вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каж­дый пейзаж фигурки людей — всадники, погонщики и верблю­ды, грузинки набирающие в Куре воду, — подчинены изна­чально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но несмотря на романти­ческую интонацию, лермонтовские панорамы, как показал исследователь его творчества Ираклий Андроников, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест.

В последние годы жизни Лермонтов немало времени уде­лял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А.И.Одоевский). Большое значение для лермонтовской ико­нографии имеет романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина. Лермонтов — боевой офицер проявил личную храбрость, участвуя в военной кампании против горцев в 1840—1841 годах. Одну из битв этой кампании он запе­чатлел в замечательном рисунке «Эпизод из сражения при Валерике», раскрашенном позднее его другом, художником Г.Г.Гагариным. Трагическая динамика боя складыьа ется из личных драм, переживаемых по ходу сражения его участни­ками. Тему «бедствий войны» продолжает акварель, конт­растирующая своим изысканным колоритом с той траурной церемонией, которую изображает, — «При Валерике. Похо­роны убитых». Вообще рисунки и акварели Лермонтова в на­ибольшей мере выражают романтическую сущность его ис кусства. Если в картинах романтизм проявился в сюжетном строе, в ориентальных мотивах, то графика запечатлела самый темп и напряженность романтического мирочувствия, ро­мантического переживания натуры. Беглые зарисовки полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафик­сировать увиденное — всадников (карандаш, 1832—1834), черкеса, стреляющего на скаку (карандаш, 1832—1834), ка­валерийскую схватку (сепия, 1830—1832).

Лермонтов, подобно Байрону, воплотил в себе идеал ро­мантической личности — трагической и гениальной. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художествен­ное творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 года дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Конечно, в срав­нении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтичес­кому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий.

А.ГАРИН

Портрет Лермонтова в школьном плакате

 

Картины Лермонтова

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Живопись М.Ю. Лермонтова - Журнал обо всём

. Это цитата

Живопись М.Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

 

Михаил Юрьевич Лермонтов

Автопортрет. 1837

 

В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобра­зительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родст­венника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различ­ных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчест­во Лермонтова уступает литературному. Тем не менее ода­ренность писателя сказалась и здесь.

 

Тифлис. Масло 1837 

 

Тифлис. Масло 1837

Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки, иностранных языков с юных лет занятия живописью и рисунком. Расцвет альбомной куль­туры связан с повсеместным умением рисовать, и лучшие альбомные рисунки того времени отличаются уверенным вла­дением линией, способностью мгновенным очерком создать образ, точностью в деталях, композиционным чутьем. Однако из множества грамотно рисующих профессионалами стано­вились единицы: для сословия, к которому принадлежал Лермонтов, более характерен тип художника-дилетанта, не связанного академической выучкой и необходимостью прода­вать работы. Фиксируя на бумаге свои впечатления и ду­шевные состояния, художник-дилетант постоянно вел своего рода лирический дневник, поскольку романтическое миро­ощущение требовало обязательного преобразования повсе­дневных чувств из плана обыденного в чрезвычайный.

Схватка в горах Дагестана. Масло 

Схватка в горах Дагестана. Масло

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание рабо­ты образующие «испанский цикл». Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с драмати­ческой историей испанской революции — но в лермонтовском увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы. Стремление к свободе — главному романтическому идеалу — молодой поэт выражает на испанском материале. В 1830 году была создана трагедия «Испанцы». Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", «Испанец», «Испанец с фонарем и католический монах», «Испанец в белом кружевном ворот­нике», портретная миниатюра Эмилии — героини «Испан­цев» представляют собой зрительные парафразы трагедии. Самое значительное в этом цикле — «Портрет герцога Лермы» (1832—1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта. «Испанская страсть», в соответствии с роман­тическим каноном — потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды.

Воспоминание о Кавказе. Масло. 1838 

Воспоминание о Кавказе. Масло. 1838

Условно-романтическое видение природы, истории и людей преобладает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзаж­ные акварели «Белая береза» и «Парус» (последняя предва­ряет знаменитое стихотворение) или «Древняя рать», где войско русское, а горы кавказские. Более живыми и непосред­ственными являются рисунки из так называемой «юнкерской теФради», созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832—1834). Большинство портретных зарисовок и жанровых сценок сделано с натуры; романтическая интона­ция не подавляет, но, напротив, усиливает остроиндивидуаль­ную выразительность рисунка. Та же экспрессия — в духе Орловского — присутствует в кавказских видах и изображе­ниях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести А. Мар- линского «Амалат-бек». Характерно, что в это время — по окончании юнкерской школы — Лермонтов берет уроки жи­вописи у художника П.Е.Заболотского.

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. Масло 

 

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. Масло

Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год — гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ — прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополне­но фактами собственной судьбы. На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова — и поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, — «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид горы Кре­стовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие (все 1837— 1838). Пейзажи эти панорамны: горизонт занижен, простран­ство строится ритмично развертывающимися в глубину пер­спективными планами; все они конструктивно упорядочены, причем в качестве созидающего и организующего начала выступает свет. Воздушной среде, нематериальной и пере­менчивой, свет сообщает богатство тонов, оттенков и цветовых нюансов.

А. А. Столыпин (Монгó) в костюме курда. Акварель. 1841 год. 

 

А. А. Столыпин (Монгó) в костюме курда. Акварель. 1841 год.

Любая кавказская панорама Лермонтова — это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепя­щиеся на склонах гор, представляются зрителю естественны­ми вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каж­дый пейзаж фигурки людей — всадники, погонщики и верблю­ды, грузинки набирающие в Куре воду, — подчинены изна­чально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но несмотря на романти­ческую интонацию, лермонтовские панорамы, как показал исследователь его творчества Ираклий Андроников, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест.

lermontov_8

В последние годы жизни Лермонтов немало времени уде­лял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А.И.Одоевский). Большое значение для лермонтовской ико­нографии имеет романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина. Лермонтов — боевой офицер проявил личную храбрость, участвуя в военной кампании против горцев в 1840—1841 годах. Одну из битв этой кампании он запе­чатлел в замечательном рисунке «Эпизод из сражения при Валерике», раскрашенном позднее его другом, художником Г.Г.Гагариным. Трагическая динамика боя складыьа ется из личных драм, переживаемых по ходу сражения его участни­ками. Тему «бедствий войны» продолжает акварель, конт­растирующая своим изысканным колоритом с той траурной церемонией, которую изображает, — «При Валерике. Похо­роны убитых». Вообще рисунки и акварели Лермонтова в на­ибольшей мере выражают романтическую сущность его ис кусства. Если в картинах романтизм проявился в сюжетном строе, в ориентальных мотивах, то графика запечатлела самый темп и напряженность романтического мирочувствия, ро­мантического переживания натуры. Беглые зарисовки полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафик­сировать увиденное — всадников (карандаш, 1832—1834), черкеса, стреляющего на скаку (карандаш, 1832—1834), ка­валерийскую схватку (сепия, 1830—1832).

lermontov_10

Лермонтов, подобно Байрону, воплотил в себе идеал ро­мантической личности — трагической и гениальной. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художествен­ное творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 года дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Конечно, в срав­нении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтичес­кому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий.

А.ГАРИН

lermontov_11

 

lermontov_13

 

lermontov_15

 

lermontov_17

http://www.artcontext.info/modern-art-galleries.ht...viewcategory&catid=113

kolybanov.livejournal.com

Живопись Лермонтова М. Ю. Графическое наследие Лермонтова

При упоминании фамилии Лермонтова мало у кого сразу в голове всплывают его картины. Это вызвано тем, что Михаил Юрьевич ассоциируется в первую очередь с поэзией, так как эта грань больше всего известна.

Помимо того, что Лермонтов был художником слова, он был еще и поэтом холста. Это означает, что он мог мастерски передать состояние лирического героя не только на листе, но и в картинах. Его образы выглядят живыми, передают эмоции и переживания. Познакомимся с Михаилом Юрьевичем, как с художником, и отобразим связь двух его ипостасей – живописца и поэта. А также рассмотрим, как отображен сам Лермонтов в музыке и живописи других.

Лермонтов как художник

Во многих воспоминаниях друзей семьи Лермонтова маленький Миша описан постоянно что-то рисующим. Даже на детском портрете неизвестного художника он изображен с мелом в руке.

Достоверно не установлено, обучался ли Лермонтов рисованию в детстве, но известно, что уже во время пребывания в Московском университетском благородном пансионе он берет уроки у знаменитого художника А. Солоницкого. Тогда М. Ю. Лермонтов и пришел к мнению, на котором настаивал его учитель, что все должно быть натурально и максимально приближено к действительности. Такой и была впоследствии не только живопись и графика Лермонтова, но и поэзия.

После окончания пансиона будущий классик не бросает занятия рисованием. В Петербурге он продолжает учиться под руководством Петра Заболоцкого.

Не только окружающие, но и учителя отмечали, что живопись Лермонтова заслуживает внимания. Если бы он не писал стихи, то прославился бы как художник, и вполне возможно, что жизнь сложилась бы совершенно по-другому.

живопись лермонтова

Объем художественного наследия

Живопись Лермонтова дошла до нас в сравнительно малом количестве. Но и этого вполне достаточно, чтобы составить общее мнение об этом амплуа поэта. Среди наследия – картины маслом, акварелью, отдельные рисунки, зарисовки и даже карикатуры.

Можно догадаться, что это далеко не все работы, которые были у Лермонтова. Хотя бы потому, что этого недостаточно, дабы достичь такого мастерства, которое было у Михаила Юрьевича. Многие из его работ были розданы или потеряны.

Литература же о Лермонтове-художнике ограничивается несколькими поверхностными записями-заметками. Общее представление о его персоне в живописи дают Б. Мосолова и Н. Врангель. Но эти очерки не имеют ничего общего с научным, профессиональным анализом, который провел бы параллель с поэтическими произведениями.

Стоит отметить альбомы с зарисовками и рукописи произведений, где находим графику Лермонтова. Картины является либо комментарием к записи, либо же сама запись служит для пояснения изображения, порождая тем самым неразрывную связь двух видов искусств, так называемый синкретизм.

живопись в творчестве лермонтоваУчитывая нестандартный подход к творчеству, представляется довольно странным, что художественную деятельность Лермонтова забывают. Вполне возможно, что сделано это преднамеренно. Михаил Юрьевич никогда не питал особой любви к самодурам, и если в поэзии это можно было завуалировать, то острые шаржи и карикатуры бросали тень на авторитет тогдашней знати и дворянства.

Картины Лермонтова

Живопись Лермонтова обладает чрезвычайной натуралистичностью. На это есть несколько причин. Во-первых, Лермонтов принадлежал к эпохе, в которой уже произошел отход от монументальности изображения, но модернизм, призывающий к трансформации, еще не набрал обороты.

Во-вторых, к реальности в изображении Лермонтова приучил еще первый учитель А. Солоницкий, так как только в точном отображении находил достоверность. То есть нельзя изобразить пейзаж таким, каким его видит автор в сравнении. Необходимо подать его таким, каков он есть, а каждый для себя уже сам подберет чувства и ассоциации.

В-третьих, современники Лермонтова утверждают, что у него была потрясающая, едва ли не фотографическая память, что давало возможность изображать мелочи, без натуры, имея одни только наброски и зарисовки.

Но при всем стремлении к точному отображению это не помешало Лермонтову выработать свой стиль в живописи.

Акварели Лермонтова

Так как первый учитель Лермонтова был акварелистом, то не удивительно, что к рисунку акварелью пристрастился и сам писатель.

Его акварельные рисунки, как и выполненные маслом, являются графическим отображением происходящего в его произведениях. Так, пребывая на Северном Кавказе, он написал не одно стихотворение под впечатлением пейзажей и жизни кавказских народов. Но сложно установить, если не смотреть на дату, что было написано первым, стихотворение или картина. Так же сложно однозначно сказать, какое из этих произведений искусства более удачно получилось.

произведения лермонтова в живописиЖивопись Лермонтова отличается чистотой нанесения красок, без примесей. Чрезвычайно точные линии и искусное владение формой делает изображение реалистичным и точным. Хотя знатоки замечают множество ошибок, они нивелируются за счет живости и эмоциональной насыщенности картин.

Кавказ в живописи Лермонтова

Легендарное стихотворение, которое принесло известность и популярность поэту, посвящено трагической смерти Пушкина. Оно сыграло роковую роль. С одной стороны, он вынужден был покинуть родной дом и отбыть наказание на Кавказе. С другой же, живопись в творчестве Лермонтова обрела новое, вдохновенное направление.

В произведениях появился новый мотив – Северный Кавказ и его напевы. Под напевами стоит подразумевать темы и обычаи туземцев.

Помимо стихотворений, о периоде пребывания поэта там рассказывает живопись Лермонтова. Кавказ впервые предстает в качестве романтического края. Скалы больше не внушают страх – они поражают величием, природа щедро делится своими красотами. Лермонтов был первым, кто открыл в Кавказе его романтичность.

живопись м ю лермонтоваСтихотворные шедевры того времени являются будто поэтическим описанием к картинам.

Картины маслом

Живопись М. Ю. Лермонтова с изображениями Кавказа не ограничена акварельными красками. Одной из самых известных картин является «Крестовый перевал», написанный в 1837-1838 гг.

Сам Лермонтов называл этот край «чудным миром», а людей сравнивал со свободными орлами. Немудрено, что и изображения жителей, самого края носят патетический характер. Но большинство картин было написано по памяти, так как она была удивительной у поэта. Но это ничуть не умаляет живопись Лермонтова. Картины чрезвычайно реалистичны.

лермонтов в музыке и живописи«Крестовый перевал» - это плод уже более зрелого творчества Лермонтова. Об этом свидетельствует грамотное построение, соблюдение перспективы как в размерной сфере, так и в передаче красками.

Рисунки на автографах

Интересными являются также рисунки поэта на рукописях, возле дарственных надписей, в альбомах разных семей. Это не представляет живопись Лермонтова в таком свете, в котором представлена она в крупных полотнах. Она не только сделана на скорую руку, но и выполнена в одном цвете. Такой рисунок передает отношение Лермонтова к тому, что или кого он рисовал. То есть он передавал именно те черты, которые больше всего запоминались, бросались в глаза.

Таких рисунков множество, поскольку создавались они в ходе работы над очередным поэтическим произведением.

Самые ранние графические наброски, которые нам известны на сегодняшний день – это зарисовки на Псалтыре. На самом деле это скорее забавный факт, а не произведение искусства. На них нет ни отточенности пера, ни особенной тематики.

Утраченные рисунки

Утраченными навсегда оказались детские рисунки Лермонтова. Об их существовании мы узнаем только из биографических записей и писем современников.

Есть также сведения и о рисунках восковыми мелками. Он не просто рисовал, а делал объемные картины из расплавленного воска. Упоминание о них встречается в нескольких письмах, но поиски картин успехом не увенчались.

живопись и графика лермонтоваТакже утеряны и рисунки из альбома Верещагиной, с которой тесно переписывался Лермонтов.

Мнимые рисунки Лермонтова

Один из рисунков, которые приписываются кисти Лермонтова, но на самом деле ему не принадлежат – это «Голова воина в шлеме». Главный аргумент, свидетельствующий в пользу ложного автора – почерк, не такой, который имеет остальная живопись Лермонтова.

Вторая такая картина – «Буря на море». Если предыдущее произведение было выполнено с большим мастерством, чем было у поэта на то время, то «Буря», напротив, нарисована неуверенной, вялой рукой. Тогда как Лермонтов в этот период уже обрел свой почерк и рисовал куда лучше.

«Два адъютанта» - это картина, написанная близким товарищем М. Ю. Лермонтова – Гагариным. Об этом свидетельствуют характерные особенности построения, выбора и нанесения красок.

Помимо этих картин, стилистические черты, которых не имела живопись в творчестве Лермонтова, присущи таким: «Надгробный памятник с урной», «Стреляющий казак на лошади», «Голова крестьянина», «Кавказский вид» и некоторым другим.

Стихотворения в живописи Лермонтова или живопись в стихотворениях?

Дать однозначный ответ, как отображаются произведения Лермонтова в живописи, сложно. Можно сказать точно, что эти два вида искусства успешно дополняют друг друга. В зависимости от картины и стихотворения, они служили иллюстрацией друг к другу – смотря что увидело свет раньше. Так, стихотворение «Кавказ», несомненно, было навеяно романтическими и чарующими пейзажами местности. А затем поэзия отображалась в живописи.

живопись лермонтова кавказСтихотворение «Кавказ» пронизано переживаниями лирического героя о том, что на заре осознанной жизни он вынужден отбывать службу на Кавказе, вдали от Родины. Но он любит этот край, дарующий ему столько наслаждения от созерцания его красот. Изобразить такие переживания на холсте, согласитесь, сложно. Но тут работает функция дополнения.

Произведения Лермонтова в живописи носят иллюстративный и пояснительный характер. Больше всего это касается портретов и пейзажей. Желая передать характер, настроение и черты лирического героя, автор как бы настаивает на своей версии восприятия персонажа.

fb.ru

Картины - О Лермонтове М.Ю.

Лермонтов-художник

М.Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца. Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и сцены. Лермонтов не получил сколько-нибудь систематического художественного образования. Его домашним учителем был художник Александр Степанович Солоницкий. Постоянное стремление совершенствовать своё мастерство в рисунке и живописи заставило его в дальнейшем брать уроки у П.Е.Заболотского, уже известного тогда художника. Н.Н.Манвелов, учившийся вместе с поэтом в юнкерской школе, подчёркивает, что "рисунки Лермонтова отличались замечательной бойкостью и уверенностью карандаша, которым он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, так и целые группы из многочисленных фигур в различных положениях и движениях, полных жизни и правды". Являясь органической частью всего творчества поэта, рисунки и картины Лермонтова тематически близки его поэтическим созданиям. Вместе с тем ряд рисунков, акварелей и картин имеет и сюжетную общность с литературными произведениями Лермонтова.

Рисунки М.Ю.Лермонтова на обложке рукописи "Вадима" (1832-1834).

Обложка рукописи романа "Вадим", первого прозаического произведения М.Ю.Лермонтова, оставшегося незавершённым, поистине уникальна: она сплошь соткана из рисунков, изображающих мужчин и женщин, скачущих всадников, мужиков в крестьянских одеждах, различные сценки. Лица людей, изображённых на обложке, выражают самые различные чувства – гнев, страдание, ужас, непроницаемое спокойствие, душевную боль. Обложка весьма характерна для Лермонтова-рисовальщика и говорит о его несомненной одарённости. С.А.Раевский оставил интересное свидет

sites.google.com

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1835 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Пейзаж с двумя березами. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828—1832 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Тройка, выезжающая из деревни. Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 1832 - 1834 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Эмилия, героиня драмы «Испанцы» (В.А. Лопухина?). Акварель М.Ю. Лермонтова.1830—31 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Лопухина В.А. (в замужестве Бахметева). Акварель М. Ю. Лермонтова.1835—38 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Неизвестный молодой человек в синем (С. А. Раевский?). Акварель.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Юнкер Л.Н. Хомутов. Карандаш.1832—34 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар. Карандаш.1832 - 34 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Скачущий всадник и наброски мужских голов. Перо, чернила.1832—34 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Эпизод из маневров в Красном Селе. Сепия. (Утрачена в 1941 году)1834—35 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Дуэль. Перо, чернила.1832—34 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Светская сцена. Рисунок М. Ю. Лермонтова. Перо, чернила.1840—41 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Карикатуры на офицеров. Карандаш.1832—34 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Масло.1837 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. Карандаш.1837 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Сцена из кавказской жизни. Масло.1838 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Крестовый перевал. Масло.1837—38 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Пляска грузинок на плоской кровле. Итальянский карандаш.1837 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Тифлис. Карандаш.1837 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Вид Тифлиса. Масло.1837 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами). Масло.1837—38 г

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.Автолитография, раскрашенная акварелью. (Название дано Лермонтовым.)1837—38 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Эпизод из сражения при Валерике. Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным. 1840 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

При Валерике. Похороны убитых. Акварель.1840 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Вид горского селения. Итальянский карандаш.1840—41 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Перестрелка в горах Дагестана. Масло.1840—41 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Кавалерийская схватка. Сепия.1830—32 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Вид Пятигорска. Масло. 1837 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Столыпин А. А.  (Монго) в костюме курда. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1841 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Черкес. Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 1838 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Воспоминания о Кавказе. Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 1838 г.

источник

historicaldis.ru

Во всем дойти до совершенства...

Paintings_by_Mikhail_Lermontov,_1825 Кавказский пейзаж с озером, детский рисунок Лермонтова из альбома.jpgКавказский пейзаж с озером, детский рисунок Лермонтова из альбома, 1825 год

Со временем рисование и живопись превратились в страстное увлечение, раскрывшее ещё одну грань таланта этого неординарного человека. Во время учёбы в Московском университетском благородном пансионе Лермонтов уже брал уроки рисования и живописи у художника-акварелиста Александра Степановича Солоницкого.

РЕБЕНОК, ТЯНУЩИЙСЯ К МАТЕРИРебенок, тянущийся к матери, 1829 год.

Андрей ПервозванныйКопия Михаила Лермонтова (слева) с одноименной картины Антона Лосенко 1764 года (справа)

Мадонна с младенцем — рисунок 17-лето Лермонтова.jpgМадонна с младенцемРисунок 17-летнего Михаила Лермонтова с гравюры картины Гвидо Рени

До нас дошло несколько работ этого периода: два рисунка – Ребенок, тянущийся к матери и Мадонна и картина маслом Андрей Первозванный, ученические копии, написанные Лермонтовым по заданию своего учителя. Переехав в Петербург, Лермонтов не прекратил своих занятий живописью. По окончании юнкерской школы он брал уроки живописи у художника Петра Ефимовича Заболотского, преподававшего во многих петербургских аристократических семьях, автора двух прижизненных портретов поэта.

Живописное наследие Лермонтова, дошедшее до нас, к большому сожалению, не в полном объёме, содержит около пятистот рисунков и набросков (на отдельных листах, в двух личных альбомах и альбомах родственников и друзей, в письмах к тётушкам, кузинам, на полях рукописей и книг), более пятидесяти акварелей и полтора десятка картин, написанных маслом.

Юноша в Бурнусе, Мужчина в чалме.pngЮноша в бурнусе и восточном головном уборе 1831 годВосточный человек в чалме 1836 год

+ Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар 32-34.jpgШкола гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар 1832–34 годы

Голова мужчины в испанском воротнике. Рисунок пером. 1832.jpgГолова мужчины в испанском воротнике. Рисунок пером. 1832 год

8787.pngБеседующие казаки, 1832–34 годыВсадники в восточных костюмах

photo24Скачущий всадник и наброски мужских голов, 1832–34.jpgСкачущий всадник и наброски мужских голов, 1832–34 годы

Дуэль, Перо чернила, 1832–34 годы

photo23Сцена из военной жизни.jpgСцена из военной жизни

Битва фр кирасир с конноегерями 1832-34.jpgБитва французских кирасиров с конными егерями 1832–34 годы

41.jpgОседланная лошадь. Сепия. 1830-годы

Рисунки Михаила Юрьевича иллюстрировали то, что окружало, увлекало и волновало поэта, а зачастую становилось и темой его сочинений: жанровые, анималистические и батальные сценки, зарисовки из рутинной военной жизни, портреты друзей, коллег и возлюбленных, пейзажи, виды деревень и Кавказа. Рисунки Лермонтова не развлечение странствующего офицера, не занятие от нечего делать, а род записных книжек поэта, часть его вдохновенной и упорной работы. В них отразилась культура работы Лермонтова, внутренняя связь его многообразных талантов... (Ираклий Андронников)

Конный казак, берущий препятствие. Карандаш. 1832–1834 годы

photo01.jpgТройка, выезжающая из деревни. Карандаш. 1832–1834 годы

photo02Сани запряженные тройкой.jpgСани, запряженные тройкой

photo05 Тройка у постоялого двора.jpgТройка у постоялого двора

photo13 Кибитка, запряженная тройкой.jpgКибитка, запряженная тройкой

photo26.jpgТройка на деревенской улице

Крестьянин под деревом.jpgКрестьянин под деревом

РМолодая женщина и старуха, 1832—1834 гг.jpgМолодая женщина и старуха, 1832–1834 годы

Рисунки на обложке автографа повести Вадим, 1832-34 гг..pngРисунки на обложке автографа повести Вадим, 1832–34 годы

Рисунки copy.pngПортрет офицера в шинели 1932–34 годыАвтопортретЮнкер Л.Н. Хомутов

photo18.jpgИлюстрация к повести Александра Бестужева-Марлинского Аммалат-Бек. Перо, чернила. 1832–34 годы

Скачущая неоседланная лошадь. Рисунок пером. 1833–1834.jpgСкачущая неоседланная лошадь. Рисунок пером. 1833–1834 годы

+ Женщина на лошади и портрет неизвестного мужчины. Наброски. 1834.jpgЖенщина на лошади и портрет неизвестного мужчины. Наброски. 1834 год

+ Благословение молодых. Тушь,.jpgБлагословение молодых. Тушь, 1835 год

nbakbМужчина в плаще (Фаталист) 1836 год

Всадники

Коляска, запряженная четверкой

a16.jpgПляска грузинок на плоской кровле (Лезгинка), 1837 год

photo48.jpgТифлис. Метехский замок. Карандаш

photo60 Даьяльское ущелье Вид с арбой.jpgДаьяльское ущелье. Вид с арбой, 1837 год

photo61.jpgДарьяльское ущелье с замком царицы Тамары, 1837 год

photo57Тамань. Рисунок М. Ю. Лермонтова. Институт русской литературы. СПб 1937.jpgТамань. 1837 год

Тамань – самый скверный городишка из всех приморских городов России... Я приехал на перекладной тележке поздно ночью... Десятник нас повел по городу. К которой избе ни подъедем – занята... После долгого странствования по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря

beshtau_bliz_zheleznovodsa__1837g__.jpgБештау. Близ Железноводска, 1837 год

photo51Развалины на берегу Арагвы, 1837 год.jpgРазвалины на берегу Арагвы в Грузии, 1837 год

Всадники, стреляющие в горца+ Два всадникаy.pngВсадники, стреляющие в горцаДва всадника

photo70.jpgГорское селение...Между кизиловых дерев Аул рассыпан над рекою...

Воспоминание о путешествии 1837.jpgВоспоминание о путешествии, 1837 год

 Сцены из Ставропольской жизни, 1837 год

+ Рисунки М.Ю. Лермонтова из альбома Нарышкиных Взятие крепости.jpgВзятие крепостиРисунок М.Ю. Лермонтова из альбома Нарышкиных

 Схватка кавалеристовРисунок М.Ю. Лермонтова из альбома Нарышкиных

 Рисунок Лермонтова из альбома, принадлежащего семье Солнцевых, 1838 год

photo08.jpgСкачущий гусар с лошадью в поводу, Голова мужчины с усами, Мужчина в очках с бородкой и Молодая девушка в декольтированном платье

Рисунки1 copy.pngНабросок мужского лица с бакенбардамиМужской портретГолова мужчины с трубкой

photo69Джигитовка.jpgДжигитовка, 1840 год

photo74.jpgВоенный с эспаньолкой, 1839 год

photo67.jpgГорящая степь. Эпизод из Кавказской войны, 1840 год

Мужская голова, скачущий всадник, лошади, бегущие в разных направлениях. Наброски 1840.pngМужская голова, скачущий всадник, лошади, бегущие в разных направлениях. Наброски 1840 год

Вы, наверное, обратили внимание на то, какое огромное место в рисунках и набросках поэта занимает изображение лошадей, которых он очень любил и замечательно рисовал. Это зарисовки троек, скачущих и отдыхающих лошадей, со всадниками и без, спокойных и вздыбленных. Художник стремился передать различные виды движения и алюров этих животных, их норов и породу, стремительность, стать, грациозность, красоту и индивидуальность каждой.

photo72.jpgДипломатия гражданская и военная. Карандаш. 1841 год

photo73.jpgСветская сцена. Перо, чернила. 1840–1841 годы

photo76 Всадник и всадница.jpgВсадник и всадница, Карандаш. 1841 год

+ Карикатуры на офицеров.jpgКарикатуры на офицеров. Карандаш.

Михаил Юрьевич Лермонтов слыл также незаурядным карикатуристом. Бабушка Лермонтова просила внука не писать более стихов, живя в постоянных опасениях за него. Внук ...стал рисовать карикатуры, которые были так похожи и удачны, что наделали много шума в высшем петербургском обществе... (из воспоминаний Н.А. Огарёвой-Тучковой). В своих достаточно злых рисунках он метко и беспощадно высмеивал пошлость, глупость, высокомерие, что приводило, по словам современников, оригиналы в полное бешенство. Последним в этой череде cтал Николай Мартынов – главный герой последних карикатур поэта: ...он довёл этот тип до такой простоты, что просто рисовал характерную кривую линию, да длинный кинжал, и каждый тотчас узнавал, кого он изображает... Однако изображения Мартынова, как и большинство других карикатур, утрачены.

Автошарж

Не щадил поэт и самого себя, подшучивал над своей армейской наружностью, которой наградила его судьба, изображая себя то горбуном (из-за некоторой сутулости), то подчёркивая свои кривоватые (результат падения с лошади в манеже) ноги.

Поспешает на тревогу. Карикатура. Карандаш. 1841 год

Рисунок изображает спешащего на происшествие генерала с большим животом (в котором жители столицы обнаруживали сходство с генерал-губернатором Петербурга графом Петром Кирилловичем Эссеном), в очках и треуголке, со звездой и лентой через плечо, сидящего на пролетке и замахивающегося длинным кнутом на чахлую лошаденку, еле передвигающую ноги.

+ Тарханы. Пейзаж с двумя березами. (Конец 1820-х гг. Акварель, Библ им. Салтыкова-Щедрина, СПб.jpgТарханы. Пейзаж с двумя березами. Акварель, конец 1820-х годов

+ Морской вид с парусной лодкой, фрагмент, акварель. 1828—1831.jpgМорской вид с парусной лодкой, фрагмент, акварель. 1828–1831 годыБелеет парус одинокий...

Нападение. Рисунок акв. 1829.jpgНападение. 1829 год

monahinia.jpgЭмилия, персонаж пьесы М.Ю. Лермонтова Испанцы. Лермонтов изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину. 1930–31 годы

Испанец с кинжалом. Акварель. 1830–31 годы

Испанец с фонарем и католический монах. Рисунок акварелью.1831.jpgИспанец с фонарем и католический монах. 1831 год

 Маневры в Красном селе 1833–34 годы

 Бивуак лейб-гвардейского Гусарского полка под Красным селом, 1835 год

Конный горец со знаменем. 1836. Акварель.jpgКонный горец со знаменем. 1836 год

Очень много и продуктивно Михаил Юрьевич Лермонтов работал в технике акварели. Именно акварелью им написано большинство портретов родственников, друзей и знакомых, включая и знаменитый автопортрет, представленный в прошлой подборке.

+ yuri_petrovich2831.jpgЮрий Петрович Лермонтов. Отец поэта. 1835-36 годыАкварель Лермонтова с картины маслом неизвестного художника

Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть,И жребий чуждого изгнанника иметьНа родине с названьем гражданина

 Варвара Лопухина-Бахметева, 1835 год

У ног других не забывалЯ взор твоих очей; Любя других, я лишь страдалЛюбовью прежних дней...

+ М.Ю. Лермонтов. Вера-героиня романа Княгиня Лиговская (Портрет В.А. Лопухиной -Бахметевой) Бумага. Акв 1835-1836.jpgВера - героиня романа Княгиня Лиговская Портрет В.А. Лопухиной-Бахметевой. Акварель 1835-1836 годовМихаил ЛЕРМОНТОВ

Погрудные портреты двух мужчин. Рисунок акв. 1835–1836.jpgПогрудные портреты двух мужчин. 1835–1836 годы

Испанец в белом кружевном воротнике. Акварель, 1837 год

3 Портрета.pngНеизвестный молодой человек в синем (С.А. Раевский?)Алексей Андреевич КикинНеизвестный молодой человек в синем халате (А.И. Одоевский?). Акварель

photo32.jpg

+ Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.jpgПейзаж с мельницей и скачущей тройкой

Волобуева мельница. 1837 - 1..pngВолобуева мельница. 1837

Волобуева мельница. 1837.JPGВолобуева мельница. 1837 год

В 1837 году заболевший по дороге на Кавказ Лермонтов лечился в военном госпитале города Ставрополя. Сразу за госпиталем начинался глубокий овраг, весь поросший лесом и спускавшийся к речке Ташле. Едва заметная тропинка через лес приводила к деревянной водяной мельнице купца Волобуева, где любил прогуливаться поэт.

photo83.jpgВид Крестовой горы из ущелья близ Коби, 1837–1838 годыАвтолитография, раскрашенная акварелью

Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собою порядочную коллекцию; одним словом я вояжировал. Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и право я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чорту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь.

 Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда, 1841 годВ гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Столыпин, друг и родственник Лермонтова:

Монго – повеса и корнет,Актрис коварных обожатель,Был молод сердцем и душой,Беспечно женским ласкам верилИ на аршин предлинный свойЛюдскую честь и совесть мерил.Породы английской он был –Флегматик с бурыми усами,Собак и портер он любил,Не занимался он чинами,Ходил немытый целый день,Носил фуражку набекрень;Имел он гадкую посадку:Неловко гнулся наперед,И не тянул ноги он в пятку,Как должен каждый патриот.

Зпизод сражения при Валерике 23 июля 1840 годаРисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашенный акварелью князем Григорием Гагариным

            ...и пошла резня.И два часа в струях потокаБой длился. Резались жестокоКак звери, молча, с грудью грудь...

Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин позже дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.

При Валерике. Похороны убитых. Акварель, 1840 год

Пятигорск. Дом Реброва(Неизвестная акварель Лермонтова по мнению сотрудников Пензенского фонда литературно-мемориальных музеев области)

И, наконец, работы, написанные масляными красками.

photo83.jpgГерцог Лерма, 1832–33 годы

Портрет Андр. Ник. Муравьева работы М.Ю.Лермонтова. Картон, масло (ИРЛИ).jpgПортрет Андрея Николаевича Муравьева (1835–37 годы)М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Карт

pro100-mica.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта