Живопись Лермонтова М. Ю. Графическое наследие Лермонтова. Лермонтов картины
Картины Михаила Лермонтова - Культура
"Пятигорск" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"
"Воспоминание о Кавказе" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"
"Нападение. Сцена из кавказской жизни" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"
"Портрет драматурга, поэта Андрея Николаевича Муравьева" (масло, 1839) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"
"Башня в Сиони" (масло, 1837-1838). Это одна из самых больших картин, написанных поэтом маслом. Она была подарена Лермонтовым его бабушке Е. А. Арсеньевой © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"
"Тифлис" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"
"Герцог Лерма" (масло, 1832-1833) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"
"Крестовая гора" (масло, 1837-1838) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"
"Эльбрус" (масло) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"
"Военно-Грузинская дорога близ Мцхета" (масло,1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"
"Перестрелка в горах Дагестана" (масло, 1840-1841) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"
"Черкес" (масло) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"
"Эпизод из сражения при Валерике" (рисунок М. Ю. Лермонтова, раскрашен Григорием Григорьевичем Гагариным,1840) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"
"Автопортрет" (масло, 1837-1838) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"
"Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби" (автолитография, раскрашенная акварелью,1837-1838) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"
"Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года" (масло, 1837) © Из собрания ИРЛИ РАН
"Тамань" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"
"Грузинки на крыше сакли" (графитный карандаш, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"
Рисунок Лермонтова из альбома Нарышкиных © flickr.com/tarhany
tass.ru
К 200-летию со дня рождения
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
Автопортрет. 1837
В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь.
Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки, иностранных языков с юных лет занятия живописью и рисунком. Расцвет альбомной культуры связан с повсеместным умением рисовать, и лучшие альбомные рисунки того времени отличаются уверенным владением линией, способностью мгновенным очерком создать образ, точностью в деталях, композиционным чутьем. Однако из множества грамотно рисующих профессионалами становились единицы: для сословия, к которому принадлежал Лермонтов, более характерен тип художника-дилетанта, не связанного академической выучкой и необходимостью продавать работы. Фиксируя на бумаге свои впечатления и душевные состояния, художник-дилетант постоянно вел своего рода лирический дневник, поскольку романтическое мироощущение требовало обязательного преобразования повседневных чувств из плана обыденного в чрезвычайный. В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы образующие «испанский цикл». Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с драматической историей испанской революции — но в лермонтовском увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы. Стремление к свободе — главному романтическому идеалу — молодой поэт выражает на испанском материале. В 1830 году была создана трагедия «Испанцы». Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", «Испанец», «Испанец с фонарем и католический монах», «Испанец в белом кружевном воротнике», портретная миниатюра Эмилии — героини «Испанцев» представляют собой зрительные парафразы трагедии. Самое значительное в этом цикле — «Портрет герцога Лермы» (1832—1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта. «Испанская страсть», в соответствии с романтическим каноном — потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды. Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год — гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ — прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы. На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова — и поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, — «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие (все 1837— 1838). Пейзажи эти панорамны: горизонт занижен, пространство строится ритмично развертывающимися в глубину перспективными планами; все они конструктивно упорядочены, причем в качестве созидающего и организующего начала выступает свет. Воздушной среде, нематериальной и переменчивой, свет сообщает богатство тонов, оттенков и цветовых нюансов. Любая кавказская панорама Лермонтова — это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей — всадники, погонщики и верблюды, грузинки набирающие в Куре воду, — подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы, как показал исследователь его творчества Ираклий Андроников, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест. В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А.И.Одоевский). Большое значение для лермонтовской иконографии имеет романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина. Лермонтов — боевой офицер проявил личную храбрость, участвуя в военной кампании против горцев в 1840—1841 годах. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке «Эпизод из сражения при Валерике», раскрашенном позднее его другом, художником Г.Г.Гагариным. Трагическая динамика боя складыьа ется из личных драм, переживаемых по ходу сражения его участниками. Тему «бедствий войны» продолжает акварель, контрастирующая своим изысканным колоритом с той траурной церемонией, которую изображает, — «При Валерике. Похороны убитых». Вообще рисунки и акварели Лермонтова в наибольшей мере выражают романтическую сущность его ис кусства. Если в картинах романтизм проявился в сюжетном строе, в ориентальных мотивах, то графика запечатлела самый темп и напряженность романтического мирочувствия, романтического переживания натуры. Беглые зарисовки полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафиксировать увиденное — всадников (карандаш, 1832—1834), черкеса, стреляющего на скаку (карандаш, 1832—1834), кавалерийскую схватку (сепия, 1830—1832). Лермонтов, подобно Байрону, воплотил в себе идеал романтической личности — трагической и гениальной. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художественное творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 года дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Конечно, в сравнении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий. А.ГАРИН Портрет Лермонтова в школьном плакате
Картины ЛермонтоваКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Живопись М.Ю. Лермонтова - Журнал обо всём
. Это цитата
Живопись М.Ю. ЛермонтоваМихаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
Автопортрет. 1837
В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь.
Тифлис. Масло 1837
Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки, иностранных языков с юных лет занятия живописью и рисунком. Расцвет альбомной культуры связан с повсеместным умением рисовать, и лучшие альбомные рисунки того времени отличаются уверенным владением линией, способностью мгновенным очерком создать образ, точностью в деталях, композиционным чутьем. Однако из множества грамотно рисующих профессионалами становились единицы: для сословия, к которому принадлежал Лермонтов, более характерен тип художника-дилетанта, не связанного академической выучкой и необходимостью продавать работы. Фиксируя на бумаге свои впечатления и душевные состояния, художник-дилетант постоянно вел своего рода лирический дневник, поскольку романтическое мироощущение требовало обязательного преобразования повседневных чувств из плана обыденного в чрезвычайный.
Схватка в горах Дагестана. Масло
В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы образующие «испанский цикл». Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с драматической историей испанской революции — но в лермонтовском увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы. Стремление к свободе — главному романтическому идеалу — молодой поэт выражает на испанском материале. В 1830 году была создана трагедия «Испанцы». Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", «Испанец», «Испанец с фонарем и католический монах», «Испанец в белом кружевном воротнике», портретная миниатюра Эмилии — героини «Испанцев» представляют собой зрительные парафразы трагедии. Самое значительное в этом цикле — «Портрет герцога Лермы» (1832—1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта. «Испанская страсть», в соответствии с романтическим каноном — потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды.
Воспоминание о Кавказе. Масло. 1838
Условно-романтическое видение природы, истории и людей преобладает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзажные акварели «Белая береза» и «Парус» (последняя предваряет знаменитое стихотворение) или «Древняя рать», где войско русское, а горы кавказские. Более живыми и непосредственными являются рисунки из так называемой «юнкерской теФради», созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832—1834). Большинство портретных зарисовок и жанровых сценок сделано с натуры; романтическая интонация не подавляет, но, напротив, усиливает остроиндивидуальную выразительность рисунка. Та же экспрессия — в духе Орловского — присутствует в кавказских видах и изображениях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести А. Мар- линского «Амалат-бек». Характерно, что в это время — по окончании юнкерской школы — Лермонтов берет уроки живописи у художника П.Е.Заболотского.
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. Масло
Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год — гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ — прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы. На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова — и поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, — «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие (все 1837— 1838). Пейзажи эти панорамны: горизонт занижен, пространство строится ритмично развертывающимися в глубину перспективными планами; все они конструктивно упорядочены, причем в качестве созидающего и организующего начала выступает свет. Воздушной среде, нематериальной и переменчивой, свет сообщает богатство тонов, оттенков и цветовых нюансов.
А. А. Столыпин (Монгó) в костюме курда. Акварель. 1841 год.
Любая кавказская панорама Лермонтова — это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей — всадники, погонщики и верблюды, грузинки набирающие в Куре воду, — подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы, как показал исследователь его творчества Ираклий Андроников, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест.
В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А.И.Одоевский). Большое значение для лермонтовской иконографии имеет романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина. Лермонтов — боевой офицер проявил личную храбрость, участвуя в военной кампании против горцев в 1840—1841 годах. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке «Эпизод из сражения при Валерике», раскрашенном позднее его другом, художником Г.Г.Гагариным. Трагическая динамика боя складыьа ется из личных драм, переживаемых по ходу сражения его участниками. Тему «бедствий войны» продолжает акварель, контрастирующая своим изысканным колоритом с той траурной церемонией, которую изображает, — «При Валерике. Похороны убитых». Вообще рисунки и акварели Лермонтова в наибольшей мере выражают романтическую сущность его ис кусства. Если в картинах романтизм проявился в сюжетном строе, в ориентальных мотивах, то графика запечатлела самый темп и напряженность романтического мирочувствия, романтического переживания натуры. Беглые зарисовки полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафиксировать увиденное — всадников (карандаш, 1832—1834), черкеса, стреляющего на скаку (карандаш, 1832—1834), кавалерийскую схватку (сепия, 1830—1832).
Лермонтов, подобно Байрону, воплотил в себе идеал романтической личности — трагической и гениальной. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художественное творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 года дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Конечно, в сравнении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий.
А.ГАРИН
http://www.artcontext.info/modern-art-galleries.ht...viewcategory&catid=113
kolybanov.livejournal.com
Живопись Лермонтова М. Ю. Графическое наследие Лермонтова
При упоминании фамилии Лермонтова мало у кого сразу в голове всплывают его картины. Это вызвано тем, что Михаил Юрьевич ассоциируется в первую очередь с поэзией, так как эта грань больше всего известна.
Помимо того, что Лермонтов был художником слова, он был еще и поэтом холста. Это означает, что он мог мастерски передать состояние лирического героя не только на листе, но и в картинах. Его образы выглядят живыми, передают эмоции и переживания. Познакомимся с Михаилом Юрьевичем, как с художником, и отобразим связь двух его ипостасей – живописца и поэта. А также рассмотрим, как отображен сам Лермонтов в музыке и живописи других.
Лермонтов как художник
Во многих воспоминаниях друзей семьи Лермонтова маленький Миша описан постоянно что-то рисующим. Даже на детском портрете неизвестного художника он изображен с мелом в руке.
Достоверно не установлено, обучался ли Лермонтов рисованию в детстве, но известно, что уже во время пребывания в Московском университетском благородном пансионе он берет уроки у знаменитого художника А. Солоницкого. Тогда М. Ю. Лермонтов и пришел к мнению, на котором настаивал его учитель, что все должно быть натурально и максимально приближено к действительности. Такой и была впоследствии не только живопись и графика Лермонтова, но и поэзия.
После окончания пансиона будущий классик не бросает занятия рисованием. В Петербурге он продолжает учиться под руководством Петра Заболоцкого.
Не только окружающие, но и учителя отмечали, что живопись Лермонтова заслуживает внимания. Если бы он не писал стихи, то прославился бы как художник, и вполне возможно, что жизнь сложилась бы совершенно по-другому.
Объем художественного наследия
Живопись Лермонтова дошла до нас в сравнительно малом количестве. Но и этого вполне достаточно, чтобы составить общее мнение об этом амплуа поэта. Среди наследия – картины маслом, акварелью, отдельные рисунки, зарисовки и даже карикатуры.
Можно догадаться, что это далеко не все работы, которые были у Лермонтова. Хотя бы потому, что этого недостаточно, дабы достичь такого мастерства, которое было у Михаила Юрьевича. Многие из его работ были розданы или потеряны.
Литература же о Лермонтове-художнике ограничивается несколькими поверхностными записями-заметками. Общее представление о его персоне в живописи дают Б. Мосолова и Н. Врангель. Но эти очерки не имеют ничего общего с научным, профессиональным анализом, который провел бы параллель с поэтическими произведениями.
Стоит отметить альбомы с зарисовками и рукописи произведений, где находим графику Лермонтова. Картины является либо комментарием к записи, либо же сама запись служит для пояснения изображения, порождая тем самым неразрывную связь двух видов искусств, так называемый синкретизм.
Учитывая нестандартный подход к творчеству, представляется довольно странным, что художественную деятельность Лермонтова забывают. Вполне возможно, что сделано это преднамеренно. Михаил Юрьевич никогда не питал особой любви к самодурам, и если в поэзии это можно было завуалировать, то острые шаржи и карикатуры бросали тень на авторитет тогдашней знати и дворянства.
Картины Лермонтова
Живопись Лермонтова обладает чрезвычайной натуралистичностью. На это есть несколько причин. Во-первых, Лермонтов принадлежал к эпохе, в которой уже произошел отход от монументальности изображения, но модернизм, призывающий к трансформации, еще не набрал обороты.
Во-вторых, к реальности в изображении Лермонтова приучил еще первый учитель А. Солоницкий, так как только в точном отображении находил достоверность. То есть нельзя изобразить пейзаж таким, каким его видит автор в сравнении. Необходимо подать его таким, каков он есть, а каждый для себя уже сам подберет чувства и ассоциации.
В-третьих, современники Лермонтова утверждают, что у него была потрясающая, едва ли не фотографическая память, что давало возможность изображать мелочи, без натуры, имея одни только наброски и зарисовки.
Но при всем стремлении к точному отображению это не помешало Лермонтову выработать свой стиль в живописи.
Акварели Лермонтова
Так как первый учитель Лермонтова был акварелистом, то не удивительно, что к рисунку акварелью пристрастился и сам писатель.
Его акварельные рисунки, как и выполненные маслом, являются графическим отображением происходящего в его произведениях. Так, пребывая на Северном Кавказе, он написал не одно стихотворение под впечатлением пейзажей и жизни кавказских народов. Но сложно установить, если не смотреть на дату, что было написано первым, стихотворение или картина. Так же сложно однозначно сказать, какое из этих произведений искусства более удачно получилось.
Живопись Лермонтова отличается чистотой нанесения красок, без примесей. Чрезвычайно точные линии и искусное владение формой делает изображение реалистичным и точным. Хотя знатоки замечают множество ошибок, они нивелируются за счет живости и эмоциональной насыщенности картин.
Кавказ в живописи Лермонтова
Легендарное стихотворение, которое принесло известность и популярность поэту, посвящено трагической смерти Пушкина. Оно сыграло роковую роль. С одной стороны, он вынужден был покинуть родной дом и отбыть наказание на Кавказе. С другой же, живопись в творчестве Лермонтова обрела новое, вдохновенное направление.
В произведениях появился новый мотив – Северный Кавказ и его напевы. Под напевами стоит подразумевать темы и обычаи туземцев.
Помимо стихотворений, о периоде пребывания поэта там рассказывает живопись Лермонтова. Кавказ впервые предстает в качестве романтического края. Скалы больше не внушают страх – они поражают величием, природа щедро делится своими красотами. Лермонтов был первым, кто открыл в Кавказе его романтичность.
Стихотворные шедевры того времени являются будто поэтическим описанием к картинам.
Картины маслом
Живопись М. Ю. Лермонтова с изображениями Кавказа не ограничена акварельными красками. Одной из самых известных картин является «Крестовый перевал», написанный в 1837-1838 гг.
Сам Лермонтов называл этот край «чудным миром», а людей сравнивал со свободными орлами. Немудрено, что и изображения жителей, самого края носят патетический характер. Но большинство картин было написано по памяти, так как она была удивительной у поэта. Но это ничуть не умаляет живопись Лермонтова. Картины чрезвычайно реалистичны.
«Крестовый перевал» - это плод уже более зрелого творчества Лермонтова. Об этом свидетельствует грамотное построение, соблюдение перспективы как в размерной сфере, так и в передаче красками.
Рисунки на автографах
Интересными являются также рисунки поэта на рукописях, возле дарственных надписей, в альбомах разных семей. Это не представляет живопись Лермонтова в таком свете, в котором представлена она в крупных полотнах. Она не только сделана на скорую руку, но и выполнена в одном цвете. Такой рисунок передает отношение Лермонтова к тому, что или кого он рисовал. То есть он передавал именно те черты, которые больше всего запоминались, бросались в глаза.
Таких рисунков множество, поскольку создавались они в ходе работы над очередным поэтическим произведением.
Самые ранние графические наброски, которые нам известны на сегодняшний день – это зарисовки на Псалтыре. На самом деле это скорее забавный факт, а не произведение искусства. На них нет ни отточенности пера, ни особенной тематики.
Утраченные рисунки
Утраченными навсегда оказались детские рисунки Лермонтова. Об их существовании мы узнаем только из биографических записей и писем современников.
Есть также сведения и о рисунках восковыми мелками. Он не просто рисовал, а делал объемные картины из расплавленного воска. Упоминание о них встречается в нескольких письмах, но поиски картин успехом не увенчались.
Также утеряны и рисунки из альбома Верещагиной, с которой тесно переписывался Лермонтов.
Мнимые рисунки Лермонтова
Один из рисунков, которые приписываются кисти Лермонтова, но на самом деле ему не принадлежат – это «Голова воина в шлеме». Главный аргумент, свидетельствующий в пользу ложного автора – почерк, не такой, который имеет остальная живопись Лермонтова.
Вторая такая картина – «Буря на море». Если предыдущее произведение было выполнено с большим мастерством, чем было у поэта на то время, то «Буря», напротив, нарисована неуверенной, вялой рукой. Тогда как Лермонтов в этот период уже обрел свой почерк и рисовал куда лучше.
«Два адъютанта» - это картина, написанная близким товарищем М. Ю. Лермонтова – Гагариным. Об этом свидетельствуют характерные особенности построения, выбора и нанесения красок.
Помимо этих картин, стилистические черты, которых не имела живопись в творчестве Лермонтова, присущи таким: «Надгробный памятник с урной», «Стреляющий казак на лошади», «Голова крестьянина», «Кавказский вид» и некоторым другим.
Стихотворения в живописи Лермонтова или живопись в стихотворениях?
Дать однозначный ответ, как отображаются произведения Лермонтова в живописи, сложно. Можно сказать точно, что эти два вида искусства успешно дополняют друг друга. В зависимости от картины и стихотворения, они служили иллюстрацией друг к другу – смотря что увидело свет раньше. Так, стихотворение «Кавказ», несомненно, было навеяно романтическими и чарующими пейзажами местности. А затем поэзия отображалась в живописи.
Стихотворение «Кавказ» пронизано переживаниями лирического героя о том, что на заре осознанной жизни он вынужден отбывать службу на Кавказе, вдали от Родины. Но он любит этот край, дарующий ему столько наслаждения от созерцания его красот. Изобразить такие переживания на холсте, согласитесь, сложно. Но тут работает функция дополнения.
Произведения Лермонтова в живописи носят иллюстративный и пояснительный характер. Больше всего это касается портретов и пейзажей. Желая передать характер, настроение и черты лирического героя, автор как бы настаивает на своей версии восприятия персонажа.
fb.ru
|
sites.google.com
Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.
Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1835 г.
Пейзаж с двумя березами. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828—1832 г.
Тройка, выезжающая из деревни. Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 1832 - 1834 г.
Эмилия, героиня драмы «Испанцы» (В.А. Лопухина?). Акварель М.Ю. Лермонтова.1830—31 г.
Лопухина В.А. (в замужестве Бахметева). Акварель М. Ю. Лермонтова.1835—38 г.
Неизвестный молодой человек в синем (С. А. Раевский?). Акварель.
Юнкер Л.Н. Хомутов. Карандаш.1832—34 г.
Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар. Карандаш.1832 - 34 г.
Скачущий всадник и наброски мужских голов. Перо, чернила.1832—34 г.
Эпизод из маневров в Красном Селе. Сепия. (Утрачена в 1941 году)1834—35 г.
Дуэль. Перо, чернила.1832—34 г.
Светская сцена. Рисунок М. Ю. Лермонтова. Перо, чернила.1840—41 г.
Карикатуры на офицеров. Карандаш.1832—34 г.
Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Масло.1837 г.
Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. Карандаш.1837 г.
Сцена из кавказской жизни. Масло.1838 г.
Крестовый перевал. Масло.1837—38 г.
Пляска грузинок на плоской кровле. Итальянский карандаш.1837 г.
Тифлис. Карандаш.1837 г.
Вид Тифлиса. Масло.1837 г.
Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами). Масло.1837—38 г
Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.Автолитография, раскрашенная акварелью. (Название дано Лермонтовым.)1837—38 г.
Эпизод из сражения при Валерике. Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным. 1840 г.
При Валерике. Похороны убитых. Акварель.1840 г.
Вид горского селения. Итальянский карандаш.1840—41 г.
Перестрелка в горах Дагестана. Масло.1840—41 г.
Кавалерийская схватка. Сепия.1830—32 г.
Вид Пятигорска. Масло. 1837 г.
Столыпин А. А. (Монго) в костюме курда. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1841 г.
Черкес. Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 1838 г.
Воспоминания о Кавказе. Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 1838 г.
источник
historicaldis.ru
Во всем дойти до совершенства...
Кавказский пейзаж с озером, детский рисунок Лермонтова из альбома, 1825 годСо временем рисование и живопись превратились в страстное увлечение, раскрывшее ещё одну грань таланта этого неординарного человека. Во время учёбы в Московском университетском благородном пансионе Лермонтов уже брал уроки рисования и живописи у художника-акварелиста Александра Степановича Солоницкого.
Ребенок, тянущийся к матери, 1829 год.
Андрей ПервозванныйКопия Михаила Лермонтова (слева) с одноименной картины Антона Лосенко 1764 года (справа)
Мадонна с младенцемРисунок 17-летнего Михаила Лермонтова с гравюры картины Гвидо Рени
До нас дошло несколько работ этого периода: два рисунка – Ребенок, тянущийся к матери и Мадонна и картина маслом Андрей Первозванный, ученические копии, написанные Лермонтовым по заданию своего учителя. Переехав в Петербург, Лермонтов не прекратил своих занятий живописью. По окончании юнкерской школы он брал уроки живописи у художника Петра Ефимовича Заболотского, преподававшего во многих петербургских аристократических семьях, автора двух прижизненных портретов поэта.
Живописное наследие Лермонтова, дошедшее до нас, к большому сожалению, не в полном объёме, содержит около пятистот рисунков и набросков (на отдельных листах, в двух личных альбомах и альбомах родственников и друзей, в письмах к тётушкам, кузинам, на полях рукописей и книг), более пятидесяти акварелей и полтора десятка картин, написанных маслом.
Юноша в бурнусе и восточном головном уборе 1831 годВосточный человек в чалме 1836 год
Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар 1832–34 годы
Голова мужчины в испанском воротнике. Рисунок пером. 1832 год
Беседующие казаки, 1832–34 годыВсадники в восточных костюмах
Скачущий всадник и наброски мужских голов, 1832–34 годы
Дуэль, Перо чернила, 1832–34 годы
Сцена из военной жизни
Битва французских кирасиров с конными егерями 1832–34 годы
Оседланная лошадь. Сепия. 1830-годы
Рисунки Михаила Юрьевича иллюстрировали то, что окружало, увлекало и волновало поэта, а зачастую становилось и темой его сочинений: жанровые, анималистические и батальные сценки, зарисовки из рутинной военной жизни, портреты друзей, коллег и возлюбленных, пейзажи, виды деревень и Кавказа. Рисунки Лермонтова не развлечение странствующего офицера, не занятие от нечего делать, а род записных книжек поэта, часть его вдохновенной и упорной работы. В них отразилась культура работы Лермонтова, внутренняя связь его многообразных талантов... (Ираклий Андронников)
Конный казак, берущий препятствие. Карандаш. 1832–1834 годы
Тройка, выезжающая из деревни. Карандаш. 1832–1834 годы
Сани, запряженные тройкой
Тройка у постоялого двора
Кибитка, запряженная тройкой
Тройка на деревенской улице
Крестьянин под деревом
Молодая женщина и старуха, 1832–1834 годы
Рисунки на обложке автографа повести Вадим, 1832–34 годы
Портрет офицера в шинели 1932–34 годыАвтопортретЮнкер Л.Н. Хомутов
Илюстрация к повести Александра Бестужева-Марлинского Аммалат-Бек. Перо, чернила. 1832–34 годы
Скачущая неоседланная лошадь. Рисунок пером. 1833–1834 годы
Женщина на лошади и портрет неизвестного мужчины. Наброски. 1834 год
Благословение молодых. Тушь, 1835 год
Мужчина в плаще (Фаталист) 1836 год
Всадники
Коляска, запряженная четверкой
Пляска грузинок на плоской кровле (Лезгинка), 1837 год
Тифлис. Метехский замок. Карандаш
Даьяльское ущелье. Вид с арбой, 1837 год
Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары, 1837 год
Тамань. 1837 год
Тамань – самый скверный городишка из всех приморских городов России... Я приехал на перекладной тележке поздно ночью... Десятник нас повел по городу. К которой избе ни подъедем – занята... После долгого странствования по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря
Бештау. Близ Железноводска, 1837 год
Развалины на берегу Арагвы в Грузии, 1837 год
Всадники, стреляющие в горцаДва всадника
Горское селение...Между кизиловых дерев Аул рассыпан над рекою...
Воспоминание о путешествии, 1837 год
Сцены из Ставропольской жизни, 1837 год
Взятие крепостиРисунок М.Ю. Лермонтова из альбома Нарышкиных
Схватка кавалеристовРисунок М.Ю. Лермонтова из альбома Нарышкиных
Рисунок Лермонтова из альбома, принадлежащего семье Солнцевых, 1838 год
Скачущий гусар с лошадью в поводу, Голова мужчины с усами, Мужчина в очках с бородкой и Молодая девушка в декольтированном платье
Набросок мужского лица с бакенбардамиМужской портретГолова мужчины с трубкой
Джигитовка, 1840 год
Военный с эспаньолкой, 1839 год
Горящая степь. Эпизод из Кавказской войны, 1840 год
Мужская голова, скачущий всадник, лошади, бегущие в разных направлениях. Наброски 1840 год
Вы, наверное, обратили внимание на то, какое огромное место в рисунках и набросках поэта занимает изображение лошадей, которых он очень любил и замечательно рисовал. Это зарисовки троек, скачущих и отдыхающих лошадей, со всадниками и без, спокойных и вздыбленных. Художник стремился передать различные виды движения и алюров этих животных, их норов и породу, стремительность, стать, грациозность, красоту и индивидуальность каждой.
Дипломатия гражданская и военная. Карандаш. 1841 год
Светская сцена. Перо, чернила. 1840–1841 годы
Всадник и всадница, Карандаш. 1841 год
Карикатуры на офицеров. Карандаш.
Михаил Юрьевич Лермонтов слыл также незаурядным карикатуристом. Бабушка Лермонтова просила внука не писать более стихов, живя в постоянных опасениях за него. Внук ...стал рисовать карикатуры, которые были так похожи и удачны, что наделали много шума в высшем петербургском обществе... (из воспоминаний Н.А. Огарёвой-Тучковой). В своих достаточно злых рисунках он метко и беспощадно высмеивал пошлость, глупость, высокомерие, что приводило, по словам современников, оригиналы в полное бешенство. Последним в этой череде cтал Николай Мартынов – главный герой последних карикатур поэта: ...он довёл этот тип до такой простоты, что просто рисовал характерную кривую линию, да длинный кинжал, и каждый тотчас узнавал, кого он изображает... Однако изображения Мартынова, как и большинство других карикатур, утрачены.
Автошарж
Не щадил поэт и самого себя, подшучивал над своей армейской наружностью, которой наградила его судьба, изображая себя то горбуном (из-за некоторой сутулости), то подчёркивая свои кривоватые (результат падения с лошади в манеже) ноги.
Поспешает на тревогу. Карикатура. Карандаш. 1841 год
Рисунок изображает спешащего на происшествие генерала с большим животом (в котором жители столицы обнаруживали сходство с генерал-губернатором Петербурга графом Петром Кирилловичем Эссеном), в очках и треуголке, со звездой и лентой через плечо, сидящего на пролетке и замахивающегося длинным кнутом на чахлую лошаденку, еле передвигающую ноги.
Тарханы. Пейзаж с двумя березами. Акварель, конец 1820-х годов
Морской вид с парусной лодкой, фрагмент, акварель. 1828–1831 годыБелеет парус одинокий...
Нападение. 1829 год
Эмилия, персонаж пьесы М.Ю. Лермонтова Испанцы. Лермонтов изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину. 1930–31 годы
Испанец с кинжалом. Акварель. 1830–31 годы
Испанец с фонарем и католический монах. 1831 год
Маневры в Красном селе 1833–34 годы
Бивуак лейб-гвардейского Гусарского полка под Красным селом, 1835 год
Конный горец со знаменем. 1836 год
Очень много и продуктивно Михаил Юрьевич Лермонтов работал в технике акварели. Именно акварелью им написано большинство портретов родственников, друзей и знакомых, включая и знаменитый автопортрет, представленный в прошлой подборке.
Юрий Петрович Лермонтов. Отец поэта. 1835-36 годыАкварель Лермонтова с картины маслом неизвестного художника
Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть,И жребий чуждого изгнанника иметьНа родине с названьем гражданина
Варвара Лопухина-Бахметева, 1835 год
У ног других не забывалЯ взор твоих очей; Любя других, я лишь страдалЛюбовью прежних дней...
Вера - героиня романа Княгиня Лиговская Портрет В.А. Лопухиной-Бахметевой. Акварель 1835-1836 годовМихаил ЛЕРМОНТОВ
Погрудные портреты двух мужчин. 1835–1836 годы
Испанец в белом кружевном воротнике. Акварель, 1837 год
Неизвестный молодой человек в синем (С.А. Раевский?)Алексей Андреевич КикинНеизвестный молодой человек в синем халате (А.И. Одоевский?). Акварель
Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой
Волобуева мельница. 1837
Волобуева мельница. 1837 год
В 1837 году заболевший по дороге на Кавказ Лермонтов лечился в военном госпитале города Ставрополя. Сразу за госпиталем начинался глубокий овраг, весь поросший лесом и спускавшийся к речке Ташле. Едва заметная тропинка через лес приводила к деревянной водяной мельнице купца Волобуева, где любил прогуливаться поэт.
Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби, 1837–1838 годыАвтолитография, раскрашенная акварелью
Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собою порядочную коллекцию; одним словом я вояжировал. Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и право я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чорту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь.
Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда, 1841 годВ гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Столыпин, друг и родственник Лермонтова:
Монго – повеса и корнет,Актрис коварных обожатель,Был молод сердцем и душой,Беспечно женским ласкам верилИ на аршин предлинный свойЛюдскую честь и совесть мерил.Породы английской он был –Флегматик с бурыми усами,Собак и портер он любил,Не занимался он чинами,Ходил немытый целый день,Носил фуражку набекрень;Имел он гадкую посадку:Неловко гнулся наперед,И не тянул ноги он в пятку,Как должен каждый патриот.
Зпизод сражения при Валерике 23 июля 1840 годаРисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашенный акварелью князем Григорием Гагариным
...и пошла резня.И два часа в струях потокаБой длился. Резались жестокоКак звери, молча, с грудью грудь...
Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин позже дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.
При Валерике. Похороны убитых. Акварель, 1840 год
Пятигорск. Дом Реброва(Неизвестная акварель Лермонтова по мнению сотрудников Пензенского фонда литературно-мемориальных музеев области)
И, наконец, работы, написанные масляными красками.
Герцог Лерма, 1832–33 годы
Портрет Андрея Николаевича Муравьева (1835–37 годы)М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Карт
pro100-mica.livejournal.com