14 русских картин с детьми, которые надо знать. Картины детей


Дети на картинах известных художников

Далеко не каждый художник решится написать детский портрет, образы детей на полотнах появились достаточно поздно. Конечно, и ранее живописцы  стремились изобразить детей, но они больше напоминали миниатюрные копии взрослых людей, а вот детскую непосредственность, особенности характера, движения, жесты передать достаточно сложно.

На такие картины очень приятно смотреть, а вот рисовать малышей трудно, ведь заставить ребенка несколько часов позировать художнику очень сложно. Тем не менее, известным художникам это прекрасно удалось, об их картинах мы и поговорим.

Пьер Огюст Ренуар оставил немало наследие, среди его картин немало и изображений детей. Дети, вглядывающееся в страницы книг или ребенок, прислонившийся к боку матери – все изображено настолько правдиво и красиво, что просто невозможно удержаться.

Невозможно не упомянуть и художников, писавших детские портреты. Западноевропейским мастерам потребовалось несколько столетий, чтобы усовершенствовать духовную сферу детского портрета, русские художники достигли удивительных результатов ускоренными темпами. Детские образы в живописи наполнены удивительным светом, они трогательные и нежные. Портрет Строганова кисти Жана Батиста Греза, Мика Морозов и Дети, написанные русским живописцем Серовым, Голова Мальчика, написанная Тропининым, Харламов «Голова девочки» и другие.

Диего Веласкес также очень яркий представитель золотого века испанской живописи. Известен он, в первую очередь, портретами, в том числе и детскими, а также жанровыми композициями. Будучи придворным художником, он писал портреты королей, их придворных, а также членов семьи. Особого внимания в данной рубрике заслуживают портреты инфантов: костюмы той эпохи, мягкие очертания лиц, еще по-детски угловатых, прекрасное сочетание оттенков.

Вспоминая картины, на которых присутствуют маленькие дети, давайте обратимся к образу Мадонны с младенцем.

Из наиболее ярких шедевров выделяется картина Леонардо да Винчи и Рафаэля. Образы, созданные кистью этих мастеров, знакомы всему миру.

Многие зарубежные художники изображали детей, создавая особую композицию. Вроде бы дитя и основное действующее лицо, и в то же время является участником происходящего действа. Яркий тому пример – картина «Балованное дитя» Жана Батиста Греза. У наблюдателей она вызывает самые противоречивые эмоции: и сочувствие к няне, и негодование по отношению к ребенку. «Ремня бы ему хорошего» – скажут многие, но ведь и по сей день балованные отпрыски встречаются во многих семьях, так что вполне можно утверждать, что художник стремился отобразить социальные проблемы общества.

Совершенно противоположные ощущения от картины Шардена «Молитва перед обедом». Мама, подающая еду на стол, одухотворенные лица двух дочерей, произносящих молитву перед трапезой – казалось бы, персонажи те же, женщина и ребенок, но как меняется атмосфера!

«Девочка на шаре» – известное полотно Пикассо, гибкая и изящная фигурка ребенка балансирует на неустойчивом шаре, а богатырь-силач наблюдает за постановкой номера. Казалось бы, простой сюжет, но тем нее менее, эта картина известна ценителям из разных стран мира.

Давайте не будем забывать и о русских живописцах, на полотнах которых присутствуют дети. Прежде всего, «Наездница» Брюллова. Конечно, центральное место на картине отведено красоте лошадей – настолько тонко и утонченно изображать этих животных умел только Брюллов. Но приглядитесь повнимательнее: возле ограды с восторженным видом наблюдает за мамой девочка в розовом платьице. Милые темные кудряшки, большие карие глаза, блестящие от азарта, точеные губки – эта девочка настоящая красотка из аристократической семьи!

 

«Первый снег» Пластова представляет нашему взору другую картину: убогая изба из сруба, покосившиеся ступени, грязный двор – и с неба падает чистый беленький снежок. Дети, живущие в нищете, редко видят что-то, сверкающее чистотой, возможно, именно поэтому они так радуются первому снегу.

Щемящая жалость и тоска одолевает сердце и при взгляде на картину «Тройка» Перова, ученики мастерового, которым от силы 10 лет, везут тяжелую замерзшую бочку с водой. Усталость, отчаяние явственно читается на их лицах и просто не может тронуть сердца случайных зрителей.

 

Легкая грусть возникает и при взгляде на картину Васнецова «Аленушка». Наверное, нет нужды пересказывать всем известную сказку, всем понятно, по кому тоскует старшая сестрица, сидя на большом камне и глядя в мутную воду пруда.

Дети, пускающие мыльные пузыри кисти Иванова и Купание младенца Кустодиева – это яркий пример детской беззаботности, который умиляет и вызывает улыбки. Сельская бесплатная школа Морозова – другая ретроспектива, но на лицах детей можно прочесть все эмоции: от заинтересованности до откровенной скуки.

 

«Птицелов» кисти Перова, «Не ждали» Репина, «Дети, бегущие от грозы» Маковского – это яркие примеры того, как по-разному можно вместить образы детей в общую композицию.

Раскрывая тему изображения детей на картинах известных художников, стоит вспомнить и о картине В.Серова «Девочка с персиками». Полотно выполнено в нежных пастельных тонах и как нельзя лучше подчеркивает хрупкость и нежность юности. Это одна из лучших и наиболее запоминающихся картин художника.

Советский реализм отображен на картине «Опять двойка». На полотне изображена семья, встречающая из школы сына. Девочка в пионерском галстуке и уставшая мама с укором смотрит на непутевого сына и брата, младший сын пока не понимает, в чем дело, и кажется, что одна только собака рада тому, что ее маленький хозяин вернулся из школы. Жизненная картина, которая наверняка случалась в жизни многих людей, когда они были детьми.

И, наконец, один из самых позитивных и добрых современных художников – американец Дональд Золан. Только человек, искренне любящий и понимающий детей, может создавать такие чудеса. Мечтательность и озорство, грусть и непосредственность – дети на картинах Золана разные, но все они напоминают о том, что детство – это действительно счастливая пора, пробуждающая удивительные воспоминания у взрослых.

 

best-mother.ru

Образы детей в живописи русских художников 19 века

Брюллов Карл Павлович - выдающийся русский живописец. Профессор Петербургской академии художеств (с1836 г.), почётный член Миланской, Болонской, Флорентийской, Пармской академий.Родился в обрусевшей немецкой семье в Петербурге (отец будущего мастера сам был резчиком по дереву) 12 (23) декабря 1799. Учился в Академии художеств (1809-1821), в частности у А. И. Иванова (отца А. А. Иванова). В 1823-1835 работал Карл Брюллов в Италии, выехав туда как "пенсионер" Общества поощрения художеств и испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства.Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной негой. В этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Он выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, "райской" красоты. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик.Важную сферу его творчества составляли также монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга.Все более слабея от болезни, с 1849 Брюллов живет с 1849 на острове Мадейра, а с 1850 - в Италии. Умер Брюллов в местечке Мандзиана (близ Рима) 23 июня 1852.
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, 1830

Всадница, 1832

"Девушка, собирающая виноград" 1827

"Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью"

"Гибель Инессы де Кастро" 1834

Портрет М. А. Бек с дочерью, 1840

Эрминия у пастухов

Портрет детей Волконских с арапом, 1843

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с воспитанницей и арапкой, 1832-1834

Портрет графини О. И. Орловой-Давыдовой с дочерью, 1834

Портрет Терезы-Микеле Титтони с сыновьями, 1850-1852

Венецианов Алексей Гаврилович - русский живописец греческого происхождения, один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Из купеческой семьи Тверской губ. Родился в Москве 7 февраля 1780 г.Служа в молодости чиновником, он вынужден был изучать искусство во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. В 1807–1811 гг. брал уроки живописи у Боровиковского В. Л..Считается основоположником русской печатной карикатуры. Во время Отечественной войны 1812 г. создал вместе с И. И. Теребеневым серию агитационно-сатирических картинок на темы народного сопротивления французским оккупантам.С 1811 Венецианов — почетный член Академии художеств.Уйдя в отставку в 1819, Венецианов А. Г. поселился в с. Сафоновке, Вышневолоцкого у., Тверской губ., где начал писать жанровые картины из сельского быта идиллического характера.В своем селе основал художественную школу, в которой получили подготовку свыше 70 живописцев. Венецианов вместе с Жуковским В. А. и Брюлловым К. П. содействовал освобождению из крепостной неволи Шевченко Т. Г.. (подробнее)Захарка, 1825

Вот те и батькин обед, 1824

Портрет А. А. Венециановой, дочери художника, 1825-1826

Спящий пастушок, 1823-182

Крестьянские дети в поле, 1820-е гг.

Портрет Настеньки Хавской, 1826

Крестьянский мальчик, надевающий лапти,1820-е гг.

Кипренский Орест Адамович - русский художник, живописец и график, мастер портретной живописи. Родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской ( ныне Ленинградская область). Предположительно был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова. Спустя год после рождения его мать, крепостную крестьянку выдали замуж за дворового Адама Швальбе. Фамилия Кипренский была выдумана.Когда мальчику исполнилось шесть лет, Дьяконов дал ему вольную и определил в воспитательном училище при петербургской Академии художеств.Через девять лет Кипренский был принят в класс исторической живописи, которая в то время считалась высшим жанром изобразительного искусства.В 1805 году Кипренский О. А. подводит итог своему обучению в академии картиной "Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем", за которую он получает Большую золотую медаль и право на заграничную поездку. Однако вследствие военных действий армий Наполеона этот вояж приходится отложить.После окончания Академии главным в творчестве художника стал портрет. Кипренский О. А. одним из первых в России начал разрабатывать портретную композицию, в которой социально-сословная престижность модели была окончательно заменена интересом к личности человека, признанием его самоценности. По сути, является одним из создателей романтического стиля в живописи России.Кипренский живет в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812).В этот период наиболее известными произведениями в его творчестве являются: портреты мальчика А. А. Челищева (1810-1811), Е.Д. Давыдова (1809), Е.П. Ростопчиной (1809), П.А. Оленина (1813), супругов В. С. Хвостова и Д. Н. Хвостовой (1814) и В. А. Жуковского (1816) и др.В 1816 году Кипренский О. А. отправляется за границу. Итальянская командировка оказалась для живописца плодотворной. Его завалили заказами. Оценив мастерство русского художника, галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет (1820).К лучшим работам этого периода принадлежат картина "Итальянский садовник" (1817), портреты A.M. Голицына (около 1819) и Е.С. Авдулиной (около 1822), и др.Необходимо упомянуть о "Портрете Мариуччи", который сыграл в судьбе художника значительную роль. Моделью для него была очаровательная девочка Мариучче Фалькуччи. Ее мать не отличалась достойным образом жизни. Кипренский, уезжая из Италии, выкупил Мариуччу у беспутной матери и поместил ее в монастырский пансион.Россия встретила художника неприветливо. Однако в 1824 году после очередной публичной выставки в Академии художеств, где Кипренский демонстрировал свои произведения, его репутация была восстановлена.В 1827 году художник пишет знаменитый портрет А.С. Пушкина. "Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит...", - написал знаменитый поэт в благодарственном послании.В 1828 году Кипренский О. А. снова уехал в Рим, где женился на бывшей воспитаннице Мариучче. Для женитьбы ему тайно пришлось принять католичество. Однако семейная жизнь не принесла художнику счастья. Больше он не создал ничего значительного.17 октября 1836 года Кипренский Орест Адамович умер в Риме от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа делле Фратте. Дочь Клотильда родилась уже после его смерти.Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)

Неаполитанские мальчики-рыбаки

Неаполитанская девочка с плодами

Портрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой, 1814

Мать с ребёнком (Портрет госпожи Прес?)

Портрет А.А. Челищева, 1808 - начало 1809

<Тропинин Василий Андреевич - русский художник, академик, представитель романтизма в русском изобразительном искусстве, мастер портретной живописи.Родился в селе Карповка (Новгородская губерния) 19 (30) марта 1776 в семье крепостных графа А. С. Миниха; позднее был отправлен в распоряжение графа И. И. Моркова в качестве приданого за дочерью Миниха.Тропинин В. А. Проявлял способности к рисованию еще мальчиком, однако барин отослал его в Петербург учиться на кондитера. Посещал занятия в Академии художеств, сперва украдкой, а с 1799 – по разрешению Моркова; в годы учебы познакомился с Кипренским О. А..В 1804 хозяин вызвал молодого художника к себе, и с той поры тот попеременно жил то на Украине, в новом морковском имении Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца.В 1823 Тропинин В. А. получил вольную и звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, остался в Москве. (подробнее)Мальчик с топориком, 1810-е гг

Портрет Арсения Васильевича Тропинина, Около 1818

Портрет мальчика,1820-е гг

Портрет В.И. Ершовой с дочерью, 1831

Мальчик с жалейкой

Портрет князя Михаила Александровича Оболенского (?) ребенком, около 1812

Мальчик со щегленком, 1825

Девочка с куклой, 1841

Мальчик с мертвым щегленком, 1829

Портрет Дмитрия Петровича Войкова с дочерью Варварой Дмитриевной и англичанкой мисс Сорок, 1842

<Маковский Константин Егорович (20.06(2.07).1839 - 17(30).09.1915), русский художник, действительный член петербургской Академии художеств (1898).Родился в Москве, в семье одного из организаторов Московского училища живописи ваяния и зодчества Е. И. Маковского. Старший брат художника Владимира Маковского.Учился в МУЖВЗ (1851-58) у С. К. Зарянко и в Академии художеств (с 1858).Один из участников "бунта четырнадцати" (Крамской, Корзухин, Лемох, Вениг, Григорьев и др.), Константин Маковский в 1863 г. покинул Академию художеств, став одним из членов Артели художников , а затем входил в состав Товарищества передвижников (см. художники передвижники).Творчество Константина Маковского можно разбить на два этапа. В 1860-х - начале 1870-х годов под влиянием передвижнических идей обращался к сюжетам из народной жизни ("Селедочница" 1867 г., "Балаганы на Адмиралтейской площади" 1869 г., обе картины в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург, "Маленькие шарманщики у забора зимой" 1868 г, частное собрание).Поворотным моментом в творчестве художника можно считать путешествие в Египет и Сербию ( середина 1870-х гг.). После этого события Маковский начал всё больше склоняться к академизму ("Возвращение священного ковра из Мекки в Каир", 1876, Русский музей).В 1883 году состоялся окончательный разрыв с передвижниками. С этого момента писал главным образом внешне эффектные портреты и жанрово-исторические сцены (портрет жены художника, 1881, "Поцелуйный обряд", 1895, - оба в Русском музее; "Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного", Иркутский областной художественный музей). Картины Константина Маковского имели огромный успех в высшем свете. Он был одним из самых высоко ценимых художников того времени.Маковский Константин Егорович погиб в результате несчастного случая (трамвай столкнулся с его экипажем) в 1915 году в Санкт-Петербурге. Художник оставил огромное художественное наследие.Дети, бегущие от грозы, 1872 г.

Крестьянский обед в поле. 1871 г.

Портрет сына в мастерской

Маленькие шарманщики у забора зимой, 1868 г.

В мастерской художника, 1881 г.

Семейный портрет Волковых

Принцесса Мария Николаевна

Портрет детей художника, 1882 г.

Семейный портрет,1882 г.

Дети господина Балашова

Рассказы деда. 1881(?) г.

Рассказчица

<Маковский Владимир Егорович (26 января (7 февраля) 1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград) - выдающийся русский художник, академик (1873), действительный член петербургской АХ (1893).Один из крупнейших мастеров бытового жанра в реалистической живописи 19-го века.Родился в Москве, в семье одного из организаторов Московского училища живописи ваяния и зодчества Е. И. Маковского. Брат К. Е. Маковского.С 1861 по 1866 гг. Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С. К. Зарянко, Е. С. Сорокина и самого В. А. Тропинина.Закончил училище с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение». В этот период, совпавший с подъемом в русской живописи реалистического бытового жанра, определилось его творческое направление.В 1869 г. за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию». В 1873 за картину «Любители соловьев» Маковский В. Е. был произведён Академией художеств в академики.Член Товарищества передвижных художественных выставок с 1872.С 1894 Маковский В. Е. жил в Санкт-Петербурге. Успешно выступал также как книжно-журнальный иллюстратор и педагог (с 1882 преподавал в МУЖВЗ, а затем в Академии художеств). 

В своем творчестве Маковский В. Е. продолжал и развивал лучшие традиции зачинателей русского жанра - Венецианова А. Г. и Тропинина В. А., выдающихся русских художников-жанристов П. А. Федотова и Перова В. Г..Мальчик, продающий квас, 1861 г.

Свидание, 1883 г.

Крестьянские мальчики, 1880 г.

От дождя, 1887 г.

Игра в бабки, 1870 г.

Пастушки, 1903 г.

Рыбачки, 1886 г.

Крестьянские дети,1890 г.

Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей, 1869 г.

<Перов Василий Григорьевич - русский живописец, мастер бытовой живописи, портретист, исторический живописец.Родился в Тобольске 21 или 23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834). Был незаконнорожденным (т. к. родители были повенчаны после его рождения) сыном местного прокурора, барона Г. К. Криденера, фамилию же «Перов» дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок.Детские годы частично провел в Арзамасе, где занимался в школе А.В.Ступина (1846-1849, с перерывами.В 1853 году поступил в московское Училище живописи и ваяния. Учителями Перова были Скотти М. И., Мокрицкий А. Н., Зарянко С. К., однокашником и другом - Прянишников И. М..В 1858 году Большой серебряной медалью отмечена его картина "Приезд станового на следствие" (1857), затем Малую золотую медаль он получил за картину "Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы" (1860, местонахождение неизвестно). Первые произведения Перова имели большой успех на выставках. К выпускному конкурсу Перов В. Г. подготовил картину "Проповедь в селе" (1861, ГТГ). Автор удостоился Большой золотой медали и права на заграничную командировку.Выехав за границу, художник обосновался в Париже. Однако, " не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера", Перов не видел для себя пользы работать во Франции и просил позволения досрочно вернуться на родину. Он получил разрешение продолжить пенсионерский срок в России и в 1864 году приехал в Москву.Перов В. Г. вошел в историю искусства как лидер критического направления в русской бытовой живописи 1860-х, сочетавший в своем творчестве сочувствие "униженным и оскорбленным" и гневный пафос сатирического обличия власть имущих. Творчество художника оказало значительное влияние на развитие русского, прежде всего московского искусства второй половины XIX в.Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870).В 1871–1882 Перов В. Г. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Касаткин Н. А., Коровин С. А., Нестеров М. В., Рябушкин А. П..Умер Перов В. Г. в селе Кузьминки (в те годы – под Москвой) 29 мая (10 июня) 1882. (подробнее)Проводы покойника

Спящие дети

Тройка

Девочка с кувшином

Мальчик-мастеровой, засмотревшийся на попугая

На рыбалке

<Корзухин Алексей Иванович (1835 - 1894 гг.) - русский живописец-жанрист. Родился будущий художник 11 (23) марта 1835 года на Уктусском заводе (ныне Екатеринбург) в семье крепостного промывальщика золота. Рано обнаружил художественные способности. Уже в пору отрочества рисовал портреты родственников и участвовал в написании икон для местной Преображенской церкви(1840-е гг.).В 1857 г. Корзухин приезжает в Петербург и спустя год становится учеником Академии художеств. Здесь он обучается с 1858 по 1863 гг. Его картина "Пьяный отец семейства" в 1861 г. была оценена Академией малой золотой медалью. Однако от конкуренции на большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку отказался: совместно с другими участниками знаменитого бунта четырнадцати в 1863 г. покидает Академию и становится членом Артели художников (в состав в частности входили Крамской, Константин Маковский, Лемох и др.).В 1868 г. за картину "Возвращение отца семейства с ярмарки" Корзухин получил звание академика АХ.Член-учредитель Товарищества передвижников: его подпись стояла под уставом Товарищества, принятым правительством в 1870 г.Творчество Корзухина не ограничивалось только жанровыми картинами. Художник писал также портреты, нередко исполнял церковные заказы (принимал участие в живописном убранстве храма Христа Спасителя, росписи собора в Ельце, выполнил ряд образов для кафедрального собора в Риге).Убийство народовольцами императора Александра II невольным свидетелем, которого живописец стал в 1881 г. оказало на него крайнее потрясение и тяжело сказалось на здоровье художника. Однако он продолжал активную творческую деятельность.Умер Корзухин Алексей Иванович в Петербурге 18 (30) октября 1894.Возвращение из города

Крестьянские девочки, заблудившиеся в лесу

Птичьи враги

Девочка

Бабушка с внучкой

У краюхи хлеба

Основной источник знаний сайт webstarco.narod.ru, дополненный репродукциями из разных живописных галерей: arttrans.com.ua, rita-redsky.livejournal.com, многие другие.

anastgal.livejournal.com

5 художников, которые возвращают нас в детство

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Детство — это самая беззаботная и счастливая пора в жизни, когда можно бесконечно играть, веселиться, радоваться, удивляться и не беспокоиться ни о чем. И как жаль, что его нельзя пережить еще раз.

AdMe.ru предлагает насладиться работами 5 талантливейших художников и перенестись в то прекрасное время хотя бы на несколько минут.

Детская беззаботность от Дональда Золана

Иллюстрации Дональда Золана погружают зрителей в счастливый мир, полный радости и счастья, света и неподдельных детских эмоций. Такие картины мог написать только очень добрый и позитивный художник.

www.adme.ru

Дети в жанровых картинах советских художников

Образы детей на полотнах художников появились достаточно поздно. Конечно и ранее живописцы стремились изобразить детей, но они больше напоминали миниатюрные копии взрослых людей, а вот детскую непосредственность, особенности характера, движения, жесты передать достаточно сложно. Потребовалось несколько столетий для того, чтобы научиться писать детские портреты. Особенно преуспели в этом русские художники. Детские образы в их картинах наполнены удивительным светом, они трогательные и нежные.

Думаю, что дети - это всегда беспроигрышная тема для художника. Особенно это ощущалось в советскую пору.  Какой учебник не открой, можно было найти репродукцию какого-нибудь художника  по заданной теме... При этом сюжеты картин были понимаемы детским сознанием. Потому что там отражалась жизнь, наша жизнь, настоящая жизнь. Не какие-то там комиксы... Впрочем, смотрите сами. Не хочется комментировать. Просто смотреть.

Достали языка.1943 год.  Ф. Решетников

Не взяли на рыбалку. К. Успенская-Кологривова

«Трудный переход» Ф. Сычков

Тройка (Ребятишки у речки). 1937-1946 годы. А. Пластов

Новый год. 1967 год. А.Гуляев

Дочь Советской Киргизии. 1950 год. С. Чуйков

Прибыл на каникулы. 1948 год. Ф. Решетников

За мир! 1950 год. Ф. Решетников.

Опять двойка. 1951 год. Ф. Решетников

Вратарь. 1949 год. С. Григорьев

Первое сентября. 1951 год. А. Волков

Утро. 1954 год. Т. Яблонская

Переэкзаменовка. 1954 год. Ф. Решетников

Зима пришла. Детство. 1960 год. С. Тутунов

Дети на крыше. 1963 год. П. Радоман

Отличная учеба. Г. Гавриленко

Нерешенная задача. 1969 год. В. Цветков

Еще пятерка. 1954 год. Е. Гундобин

В СССР большое значение предавалось образованию. Поэтому неудивительно, что появлялось множество картин советских художников о школьном обучении детей.

Вот случайно наткнулся на давно забытую песню. Сегодня слушается несколько наивно и, как говорят нынешние дети, "стрёмно"... Но ведь именно так мы и воспитывались в советское время. И не самые плохие люди получались, в общем-то.

https://cont.ws/post/261748

aloban75.livejournal.com

Как знакомить детей с живописью? Картины, которые нужно показать ребенку

Почему-то говоря о раннем развитии ребенка, многие имеют в виду только умственное, а не творческое развитие детей. Но ведь развитие творческого аспекта личности вашего чада лишь послужит дополнительным толчком к развитию его интеллектуальных способностей. Для этого нужно с ранних лет прививать ребенку интерес к искусству, в частности, к живописи, но не поздно начать это знакомство и в старшем возрасте. Узнайте далее, какие мы рекомендуем взять на ознакомление картины для детей разного возраста.

Что показать детям от 3 до 6 лет

Даже в 3 года большинство современных детей уже знает, что такое фотографии, поэтому им не должно быть сложно провести аналогию с картинами. Просто объясните ребенку: когда раньше люди не могли пользоваться фотоаппаратами и камерами телефонов, им приходилось рисовать, чтобы запечатлеть чей-то портрет, пейзаж, предмет или сценку из жизни. Это занимало гораздо больше времени, чем щелчок по кнопке фотоаппарата, но и результат был уникальным.

Портреты и пейзаж

В таком возрасте картины для детей не представляют художественной ценности, их не особо интересует автор полотна, его биография или предыстория создания этой картины. Поэтому пока в эти «дебри» можно не углубляться, а просто приучать ребенка к внимательности, научить рассматривать картины и подмечать детали. Чем позже начнется творческое развитие детей, тем сложнее вашему чаду будет анализировать искусство, будучи подростком, а затем взрослым.

Натюрморты

 

Какие именно картины для детей будут самыми интересными и выигрышными для первого знакомства с живописью? Тут можно вспомнить, на какие вещи ребятишки обращают внимание в первую очередь, заходя в магазин с игрушками – как правило, на все яркое, большое, разноцветное, а также реалистичное, как домик для барби с мебелью и посудой, или детализированная армия солдатиков. Такими же должны быть и детские картины: красочные пейзажи, натюрморты с крупными предметами, большие красивые портреты.

В этом возрасте подходящая живопись для детей – это полотна Клода Моне, который работал в стиле импрессионизм. Его картины наполнены яркими красками, мягким светом и интересными сюжетами, на которых ребенок сам заострит внимание.

Например, покажите ему картину художника «Терасса в Сент-Адресс»:

Терасса в Сент-Адресс

Обязательно обсудите картину с малышом. Поначалу подробного отзыва вы от него не услышите, поэтому задавайте наводящие вопросы, например: «Что изображено на картине?», «Чем заняты люди?», «Что тебе больше всего понравилось?», «Какие цвета ты видишь?» и т. п.

Замечательные картины, которые стоит показать детям, писал и русский художник Виктор Васнецов. Мы рекомендуем показать одно из самых известных его полотен, которое особенно может заинтересовать детей – «Богатыри»:

Богатыри

Будет здорово, если при просмотре картины вы сможете рассказать детям какие-нибудь былины про этих трех богатырей. А возможно, дети уже видели мультфильм про этих героев, и смогут сами пересказать вам его сюжет. И конечно, не обойтись без вопросов по картине: «Где находятся богатыри?», «Видят ли они врага или просто осматривают местность?», «Случится ли что-нибудь дальше?», и обязательно укажите на детали: оружие персонажей, их взгляды и т.п.

Покажите ребенку и «Натюрморт с фруктами» Поля Гогена. Далеко не все картины этого художника подходят для детей дошкольного возраста, но данный натюрморт выглядит достаточно привлекательно, крупно и красочно. Спросите чадо: «Любишь ли ты кушать яблоки?», «Какого они цвета на картине?», «Какое из них ты бы съел?».

Натюрморт с фруктами

В конце просмотра картин для детей, не забывайте делиться с крохами и своим собственным мнением по поду живописи.

  • Если вы хотите познакомить ребенка с живописью дома, показав ему картины из Интернета или печатной энциклопедии, то у вас есть возможность самостоятельно контролировать контент в процессе. Но если это будет, к примеру, посещение музея или художественной галереи, то советуем вам заранее продумать маршрут, чтобы не наткнуться на классические полотна с изображением исторических сцен насилия, либо картины с обнаженной натурой, которые дошкольнику еще видеть рановато.

Живопись для детей от 7 до 9 лет

Творческое развитие детей следует продолжать и при поступлении в школу. И хотя школьникам младшего возраста по-прежнему нравятся яркие детские картины, где есть за что зацепиться глазу, но теперь их гораздо меньше интересуют статичные сюжеты вроде натюрмортов и пейзажей. Дети все еще познают мир, но в нем уже не все вокруг новое, вот и смотреть на природу и разложенные на столе предметы становится не так интересно.

Батальные сцены

Они начинают реже смотреть мультики, и чаще проявляют любопытство по поводу фильмов – поэтому лучше всего для детей от 7 лет подойдут полотна с изображением различных действий, исторических сюжетов, либо детализированные портреты. Сюда можно внести и картины для детей с изображением мифологии, культуры разных народов, людей из древних эпох. Кстати, творческое развитие детей-школьников предполагает, что они уже должны знать понятия «портрет», «натюрморт», «пейзаж» и т. п., и знать хотя бы имена художников рассматриваемых полотен.

Портреты людей

Стоит ли избегать в таком возрасте картин с влюбленными парами, сценами войны и т. п. – решать вам, просто будьте готовы ответить на любые расспросы со стороны ребенка и объяснить разницу между «хорошо» и «плохо».

Интересная живопись для детей младшего школьного возраста есть у итальянского мастера Джованни Баттиста Тьеполо, например, «Брачное соглашение», «Меркурий и Эней», а особенно – «Пир Клеопатры»:

Пир Клеопатры

На картины изображена трапеза Клеопатры с приближенными – сможет ли ребенок сказать то же самое? Спросите, что он видит на картине, какие детали ему особенно запомнились. Можете рассказать ему историю этой царицы – понравится ли она ребенку, что скажет о полотне теперь?

Хороший вариант знакомства с живописью для детей от семи лет – известное полотно Ивана Шишкина «В сосновом лесу»:

Утро в сосновом лесу

Дети, как главные любители сладостей, могут знать его по оберткам знаменитых еще со времен СССР шоколадных конфеток «Мишка косолапый». Хороша она тем, что сочетает в себе и пейзаж, и элементы анималистической сюжетности – детям будет явно интересно посмотреть на симпатичных пушистых медвежат. Узнайте у них: чем занимаются медвежата? Какое впечатление на них производит лес – молодая опушка или густая чаща? Почему так кажется? Придумайте и свои вопросы.

Что смотреть детям от 10 лет и старше

Начиная с десяти лет, детям полезно знакомиться непосредственно и с биографиями художников, развитием их творческой деятельности. Самостоятельно школьники с такой информацией знакомятся очень неохотно, поэтому им нужен рассказчик: тут уж либо вы хорошо подготовьтесь, либо найдите подходящее видео.

Сюжетная живопись

Кроме того, нельзя забывать, что теперь школьники вступают в пубертатный возраст, поэтому круг их интересов существенно меняется и расширяется. Их интересуют эмоции и переживания, любовь и дружба, громкие события, харизматичные люди, тайны и загадки. Поэтому и детские картины для ознакомления следует подбирать с соответствующими сюжетами.

Почву для размышлений и интересной беседы даст картина Василия Пукирева «Неравный брак», на котором изображен процесс венчания пожилого жениха и юной невесты:

Неравный брак

 

Не раскрывая названия картины, узнайте у ребенка мысли по поводу данной работы, заметит ли он изображенный на полотне контраст? Расскажите ему о том, какими бывали браки в те времена, укажите, как мастерски художник передал обреченность девушки и разнообразные эмоции окружающих гостей.

Покажите детям картины Ильи Репина: «Запорожцы», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван».

Интересной для подростка будет и второй вариант картины «Не ждали», на которой изображено, как домой совершенно неожиданно возвращается политический ссыльный. Попросите, чтобы ребенок описал, какими он видит эмоции персонажей картины, увидевших вернувшегося мужчину: радость, недоверие, потрясение, удивление.

Не ждали

Со старшими детьми также можно обсуждать уже и способы передачи изобразительно-выразительных средств, которые живописцы используют в работе, сравнивать творчество разных художников и вместе искать интересные факты о создании того или иного полотна.

 

Источник: http://megapoisk.com/kartiny-dlja-detej-kak-poznakomit-rebenka-s-zhivopisju

 

Сохранить

subscribe.ru

Большое искусство для маленьких детей - запись пользователя Лиза (moment) в дневнике

С недавних пор мы с Алисой каждую неделю выделяем около часа на беседы о живописи. Я обустроила небольшой уголок на кухне, сделав его картинной галереей, и теперь периодически меняю экспозицию.

10846ceaecf84230950209f427341770.jpg

Картины я выбираю на свое усмотрение, руководствуясь при этом интуицией и некоторыми простейшими правилами.

Правила выбора картин

— Простой сюжет. Слишком сложные по своему содержанию картины типа "Казаки пишут письмо турецкому султану" пока вряд ли заинтересуют ребенка, и, тем более, он не сможет увидеть суть и разглядеть целостность.

— Не пресыщенность деталями. "Явление Христа народу" пока еще явно не для нас, потому что никаких моих речей Алиса категорически слушать не хочет, ее интересует исключительно причина, по которой люди решили массово раздеться))) 

— Вопреки всем дебатам, я не вешаю у себя дома картины, изображающие насилие и смерть. Однако, когда Алиса станет старше, непременно познакомлю ее с батальными сценами и подобными работами. Но опять же, все это будет проходить через мой внутренний фильтр. 

Мои цели

— Моя задача — не вырастить искусствоведа. Я не требую, чтобы Алиса знала наизусть художников и картины, я лишь хочу привить привычку быть открытой для искусства, полюбить его, видеть как детали, так и целостность картины. Я хочу разбудить в ней интерес, чтобы Алиса научилась смотреть и видеть, чтобы она выдавала мне не заученные ответы на вопросы, а размышляла, и чтобы она была не просто слушателем, а заинтересованным собеседником, который готов искать ответы вместе со мной. Среди всего искусства живопись как нельзя лучше для этого подходит, так как задействовать зрительный канал проще всего. 

Почему так рано? Потому что для нас работает правило: чем раньше начать, тем лучше пойдет. Я познакомила Алису с книгой и карточками в 5 месяцев, показывала, что и с тем и с другим надо обращаться бережно и аккуратно, любить. Я регулярно читаю книги перед Алисой сама, и она видит, что мне это интересно, а ребенок всегда тянется вслед за родителями, потому что именно они для него первый и неизменный авторитет. Ну и еще потому что я сама, наконец, доросла до большого искусства, и чувствую, что у меня огромный пробел в этой области.

Как мы занимаемся

— Я никогда не показываю сразу много картин, а стараюсь ограничиться 3-4 работами, чтобы не было слишком сильного разброса внимания и сохранялась концентрация.

— Я всегда знакомлюсь с работой заранее, прежде чем показать ее ребенку и рассказать о ней. В этом часто помогают дидактические материалы, которые прилагаются к комплекту репродукций, или просто интернет.

— Когда я задаю вопросы касательно картины, чаще всего Алиса перечисляет предметы, которые на ней изображены. Здесь важно согласиться и пойти дальше, помогая увидеть ребенку картину в целом.

— Обычно наша беседа строится так. Я показываю Алисе картину, называю ее и автора. Мы рассматриваем, что на ней изображено, Алиса перечисляет. Затем мы переходим к сути — о чем эта картина. Пока что я рассказываю это сама, задавая простые вопросы, чтобы она тоже поучаствовала в диалоге. Затем мы переходим к обсуждению цветовой гаммы, почему листва именно такого цвета, почему небо затянуто тучами?

— Я стараюсь пробудить в Алисе эмоциональный интерес. Сейчас я фактически отказалась от терминов и пользуюсь довольно простыми словами, чтобы что-то объяснить. Я стараюсь передать в первую очередь не знания, а эмоции, только так у ребенка может появиться интерес.

— Для себя я нашла ключ к успеху, чтобы заинтересовать ребенка. Если она чувствует, что я стараюсь разобраться и найти ответы так же, как и она, ее заинтересованность растет — мы с ней на равных и находимся в одной ситуации. Если же я, как учитель, рассказываю ей все, что успела узнать, преподношу на блюде, ее интерес пропадает. 

— Я не навязываю Алисе свою точку зрения и не стараюсь подсунуть картины, которые ей сейчас не нравятся, даже если я сама считаю их верхом совершенства. При этом я всегда делюсь своими ощущениями от картины.

— Для меня не важно, какую ценность имеет картина в мировом искусстве, важно лишь то, что она привлекла ребенка, и по каким причинам это произошло. 

— Сейчас я полностью отбросила все порядки, хронологии и прочее. Я не буду усложнять наш вход в мир искусства какими бы то ни было системами, делить художников на отечественных и зарубежных, на академистов, примитивистов и импрессионистов. Я постараюсь рассказать об этом просто и между делом.

Освободиться от всех этих навязанных стереотипов о том, что искусство — это скучно, и сформировать свое мнение относительно занятий с ребнком мне в некотором роде помогла книга "Как говорить с детьми об искусстве" Франсуаза Барб-Галль (в Озоне, в Лабиринте).

Кстати, у Алисы уже сформировалась десятка любимых картин. Среди них "Танцкласс" Дега, "Богатыри" Васнецова, "Дети" Саврасова, "Мона Лиза" Да Винчи, "Утро в сосновом лесу" Шишкина и некоторые другие.

Материалы

Теперь расскажу о репродукциях и материалах, которые я использую.

62008f661455430a399344a8ef3ec3d0.jpg

1. В первую очередь, для знакомства с картинами я использовала карточки для ручных показов от компании "Вундеркинд с пеленок" (в Озоне, и пока нет, но возможно появятся в Риде, в Лабиринте). 

Вон там на картинке выше они разбросаны справа. Карточки сделаны в домановском формате, примерно 15х20см, отпечатаны на картоне, на каждой из 20-ти карточек внизу есть крупная подпись. 

4f0f951bd858e83f7cbaf87cfffb3259.jpg

Интерес со временем возник примерно к 70% картин, что для меня является показателем того, что картины подобраны хорошо. Кстати, репродукции я расположила именно в том порядке, в котором они нравятся Алисе. Последний ряд ей пока не интересен.

С обратной стороны на каждой карточке есть набор фактов о полотне и художнике. На мой взгляд, хороший набор для старта. 

37f35b7bca4ebef65eed82962937d1da.jpg

2. Наборы репродукций "Арт-постеры" от издательства Колибри (в Озоне, в Риде, в Лабиринте)

241b86eea6a09eae8ac8afd27a55e781.jpg

Формат репродукций А3, т.е. примерно 30х40 см. Каждый комплект содержит 8 репродукций, отпечатанных на хорошем картоне, очень высокого качества. Такие репродукции можно и в раму. Обложка сделана в виде папки, в ней удобно хранить картины.

Я взяла на Ван Гога, Моне и Хокусая: 

247500df9246f1630a4507fa86eaa1a1.jpg

80109e0d075c265d75c81cad3c704cb5.jpg

e5e5a8c44a088440c2fe1b963d8c0d7f.jpg

А вот и примеры самих работ, хотя, конечно, вряд ли они передадут качество печати или бумаги, но все же:

95bf16113124a675c43b2550a054a653.jpg

4fdc4369d084bfde6ec21102939ac6e7.jpg

b92d8fb60f1d7f8eeb1832b98330a5c2.jpg

3. Еще одна удачная серия репродукций "Мир Искусства" от издательства Мозаика-Синтез (в Озоне, в Лабиринте, в Риде)

7b47d4edade64dcd272caf1f187287c1.jpg

В каждом комплекте по 8 репродукций. Формат репродукций А4, отпечатано на тонком картоне, качество печати за свои деньги очень даже хорошее. 

Я взяла на пробу Сказку, Пейзаж, Детский портрет и Натюрморт. На 100% попала только с пейзажами, в натюрморте попадания есть, но на мой неискушенный взгляд, могло бы быть и интереснее, а с детским портретом все сложнее, так как я сама пока с трудом представляю, что кроме физических характеристик можно там обсуждать, но Алисе, как ни странно, картины понравились. Сказку однозначно для нежного возраста не рекомендую. Ну, смотрите сами:

Подборка пейзажей:

4049491bd20d6dde6ed17ac583f23f14.jpg

Подборка натюрмортов:

5a23e37299fc3e5f29ec6b0e524b873c.jpg

Подборка иллюстраций к сказкам:

5f38953811c6eaf063400879bdb627d7.jpg

4. "Демонстрационные материалы: картины русских художников" от Айрис-Пресс (в Озоне, в Лабиринте, в Риде)

44ac67ef2c0e3e747901a9ed42881eb0.jpg

Эти материалы напечатаны в формате А3 в виде книги, где вам предлагается самостоятельно разрезать листы на постеры. К альбомам прилагаются методички, которые составлены очень даже неплохо и содержат интересные факты из биографии и истории создания самих картин.

Что касается исполнения, то это самый простой вариант из всех, которые я предложила в текущем обзоре, потому что репродукции отпечатаны на тонкой плакатной бумаге, похожей на журнальные листы. В таком большом формате они немного сминаются, и изображение может выглядеть несколько неряшливо. На заглавном фото, где Алиса смотрит картины, висят именно они. 

Из выбранных мной пособий я бы посоветовала издание с репродукциями Васнецова/Билибина, Поленова/Нестерова, Саврасова/Левитана, а вот Репин/Серов/Врубель и Суриков/Перов пока не нашли отклика в душе моего ребенка. Правда, конкретно моего, тем не менее, велик шанс, что и вашего.

Разворот из сборника Васнецов/Билибин:

d38cafac2823b8d9bccaaf0d1952d737.jpg

Разворот из сборника Поленов/Нестеров:

1bb6d30e23270940ca0fd9b9e2c3093c.jpg

Разворот из сборника Суриков/Перов:

85449ba4e0b4564d7e4ce87cb94cf4cc.jpg

5. И еще одно наше удачное приобретение — это "Календарь искусств. Шедевры на каждый день" от Эксмо (в Озоне, в Лабиринте, в Риде).

Вообще идея показывать картины по календарю мне почему-то кажется очень привлекательной. В одном календаре собрано сразу 365 репродукций! Да, странички тонкие и изображения небольшие, но зато какое разнообразие. 

d86fd1c3745a4a205c5c9aeb2ec8904d.jpg

Для знакомства я взяла пока только "Шедевры русской живописи", но со временем определенно приобрету и другие календари этой серии. 

А еще там можно записывать что-нибудь милое каждый день. Например, вести мини-дневник и писать, что произошло в этот день, свои достижения и детские фразы. 

6906f34999d1ffd6935ac2555c409d9b.jpg

Кстати, такие же календари есть и понедельные, т.е. на 52 страницы, где с обратной стороны предлагается ежедневник сразу на всю неделю, например, в Риде и в Лабиринте.

В качестве эпилога 

Кстати, что касается книг с репродукциями, то тут они у каждого свои, и я вам не советчик. У меня было кое-что личное, что теперь стало общественным, но книги обычно содержат больше информации, чем картин, или стоят так дорого, что их просто жалко давать даже аккуратному ребенку, а вдруг... Например, Алисе очень нравится "Танцкласс" Дега. Желая показать больше картин художника на балетную тему, я купила книгу из серии "Великие Художники" издательства Комсомольская правда... и нашла там только одну новую картину с балеринами. Поэтому теперь такие книги я буду выбирать или по очень сильной рекомендации или лично. Потому что они еще и немножечко для себя.

Помню, в детстве у меня была большая коробка с открытками, самыми разными: города, страны, виды, репродукции, достопримечательности, природа, знаменитости. К сожалению, все это в какой-то момент сочлось макулатурой и было вынесено или на помойку или кому-то передарилось. А ведь это была целая маленькая сокровищница, я так любила перебирать это все, сортировать, рассматривать. Очень жаль, что теперь приходится тратить не только большие деньги на воссоздание этого всего, но и кучу времени, так как по обычному запросу "репродукции картин" магазины не выдают фактически ничего вразумительного. 

А еще, скажу честно, да полетят в меня тапки, я не понимаю серию книг, от которой все так тащатся:

Ну не нужно детям ничего адаптированного: ни музыки, ни речи, ни искусства. Не нуждаются они в этих комиксах. Я искренне не понимаю, зачем вообще показывать детям эти дешевые подделки, которые вряд ли способны сыграть положительную роль в воспитании эстетики и художественного вкуса ребенка. Дети готовы воспринимать мир таким, какой он есть, во всем его многообразии форм, оттенков и звуков, а мы стремимся упростить им все до квадрата. Уверена, что не стоит этого делать.

картина портрет милы

www.babyblog.ru

14 русских картин с детьми, которые надо знать - Статьи - Семья

1. Неизвестный художник — «Портрет А.Я. Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной» (начало XVIII в.)

Anastasia Naryshkina with children

Вряд ли это самый первый портрет ребенка в истории русской живописи. Его стоит поискать в древнерусских книжных миниатюрах и на фресках. Но наверняка «Портрет А.Я. Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной» – один из самых ранних семейных портретов маслом в России.

Мода на портреты появилась при Петре I, когда придворным пришлось их заказывать в угоду императору, подражая европейскому обычаю. Детей в то время было принято изображать маленькими копиями взрослых. Обе девочки на картине одеты в платья «как у мамы» и причесаны, как взрослые женщины.

Художник тщательно прописывает и рисунок на ткани платья, и перья в волосах, давая понять, что перед нами богатая и знатная дама с детьми. Однако в разрез с официальностью семейного портрета, девочки на полотне по-детски льнут к матери, а она нежно обнимает младшую дочь.

2. В.А. Тропинин — «Портрет А.В. Тропинина» (примерно 1818 г.)

Tropinin pt arseniya syna

Художник пишет портрет своего десятилетнего сына Арсения. Видно, что он хочет показать живость и непосредственность ребенка. На это указывают и поворот головы, и заинтересованный взгляд мальчика.

И тем не менее и манера, в которой работает мастер, и поза ребенка больше подходят взрослой модели благородных кровей. При том, что сам Тропинин не был ни благородным, ни даже свободным человеком. Художник был крепостным крестьянином и получил свободу только в 1823 году в возрасте 47 лет.

3. В.А. Серов — «Портрет Мики Морозова» (1901 г.)

Mika Morozov

Интерес к личности и внутренней жизни ребенка усилился к началу XX века. Это хорошо видно на знаменитом портрете 4-летнего Мики, сына известного русского мецената Михаила Морозова.

Все внимание художника сосредоточено на мальчике. Взгляд зрителя не отвлекается ни на кресло, ни на серо-коричневую стену, зато от ребенка и его широко распахнутых глаз невозможно оторваться. Глядя на непоседливого мальчишку, который явно знает сто способов провести время интереснее, чем просто сидеть в кресле, и не подумаешь, что он станет театральным критиком и литературоведом, знатоком творчества Шекспира. А ведь эта работа потребует от него в будущем немалой усидчивости.

4. В.А. Серов — «Девочка с персиками» (1887 г.)

Serov devochka s persikami

На другом знаменитом портрете кисти Валентина Серова изображена 11-летняя Вера Мамонтова. Он написан за несколько лет до картины с Микой Морозовым. Художник, по его собственным словам, добивался свежести и законченности, которые бывают в жизни, но пропадают в живописи. Чтобы добиться этого эффекта, Серов заставил девочку позировать ему каждый день на протяжении почти двух месяцев.

5. М.А. Врубель — «Девочка на фоне персидского ковра» (1886 г.)

Михаил Врубель часто оставался без гроша в кармане, так что порой ему приходилось относить свои картины в ссудную кассу. Тогда художник решил написать портрет дочери владельца этой ссудной кассы. Он заранее был уверен, что продаст картину отцу девочки за хорошие деньги.

Однако ростовщику не понравилась ни сама картина, ни ее замысел: маленькая восточная принцесса положила руки на розы и кинжал, символы любви и смерти. Выкупать портрет он отказался.

6. В.М. Васнецов — «Аленушка» (1881 г.)

Viktor Vasnetsov - Аленушка - Google Art Project

Сказочные сюжеты – одна из любимых тем в творчестве Виктора Васнецова. Но на этот раз художник вовсе не планировал писать сказку. Сначала выполненная в 1880 г. картина называлась «Аленушка (Дурочка)».

Словом «дурочка» могли называть сироту или юродивую, так что художник задумал и исполнил комментарий о тяжелой жизни русских сирот. Лишь через год, когда Васнецов переработал полотно, а публика познакомилась со сказкой, сложился живописный образ сестрицы Аленушки.

7. Н.П. Богданов-Бельский — «У дверей школы» (1897 г.)

1897 Bogdanov-Belsky At School Doors

Совсем другую детскую жизнь мы видим на картине «У дверей школы». Полотно показывает не только бедность крестьян, но и их желание изменить свою судьбу. Однако самое интересное в этой работе то, что она автобиографичная.

Николай Богданов-Бельский был сыном бедной батрачки и получил образование только благодаря такой же, как на картине, сельской школе. Точно так же, как изображенный здесь мальчик, будущий художник пришел учиться. Его приняли в школу, заметили его дарование и в дальнейшем он завершил образование в Императорской Академии художеств под руководством Ильи Репина.

8. В.Г. Перов — «Тройка» (1866 г.)

Тройка - Василий Григорьевич Перов (1866)

Василий Перов считал, что крестьянская жизнь и тяготы, которые беднякам приходится переносить с рождения и до смерти, должны стать важной темой живописи. В работе «Тройка» он обратился к ужасной проблеме – безжалостному использованию детского труда.

Дети, часто деревенские, нанимались в то время в услужение за гроши и фактически становились собственностью своего хозяина. Художник показывает, насколько они беззащитны перед любым его требованием, даже таким бесчеловечным, как перетащить на санях огромную бочку воды в лютый мороз.

9. З.Е. Серебрякова — «За завтраком» (1914 г.)

Zinaida Serebryakova (1914) At Breakfast

Перед зрителем домашняя сценка: бабушка уже разливает суп, а дети не хотят есть без мамы и ждут, когда она тоже сядет за стол. Видно, что их с малолетства приучают к застольному этикету. Стол покрыт белой скатертью, рядом с тарелками лежат салфетки.

Эту картину иногда называют «За обедом», потому что на столе стоит супница. Однако в то время во многих домах было принято около 8 утра ставить на стол что-то легкое, например, молоко и выпечку, а в полдень устраивать так называемый большой завтрак с супом.

10. Семен Чуйков — «Дочь советской Киргизии» (1948 г.)

Семен Чуйков родился в Бишкеке (Киргизия) и именно с родными землями связан один из самых известных его циклов – «Киргизская колхозная сюита». Художник начал эту серию картин в 1939 году, но вмешалась война, и закончить ее он смог только в 1948 году – полотном «Дочь советской Киргизии».

Спокойная девочка свободно идет с книгами в руках по полю. Она уверенно смотрит вперед, это – ее дом, она и часть этой земли, и ее хозяйка. Искусствоведы отмечали, что героиня привлекает внимание зрителя не столько красотой внешности, сколько характером и целеустремленностью, а вся картина – сочетанием простоты и силы.

11. Федор Решетников — «Прибыл на каникулы» (1948 г.)

Румяный мальчик в форме суворовца широко улыбается. Дед вытянулся по струнке и торжественно принимает шутливый рапорт. Девочка в пионерском галстуке смотрит радостно. Елка наряжена. Родные встречают уехавшего учиться мальчугана. От картины веет праздником, однако остается вопрос: где родители?

Скорее всего, за радостным сюжетом прячется совсем другой, трагический. В суворовские училища часто брали мальчишек, родители которых погибли «от рук немецких оккупантов». Косвенное подтверждение этому можно увидеть в маленькой детали: справа от елки на стене висит портрет военного в еловом венке, а это – знак траура.

12. С.А. Григорьев — «Вратарь» (1949 г.)

Жанровая сцена из дворовой жизни: не то на пустыре, не то на строительной площадке идет футбольный матч. Штангами ворот служат школьные портфели, зрители подобрались случайные, но момент явно драматический: вратарь должен защитить ворота, на поле острый момент. Безмятежная игра разворачивается на фоне строительных лесов: город отстраивается после войны.

13. Федор Решетников — «Опять двойка» (1952 г.)

Старшая сестра-отличница смотрит с осуждением, младший брат, который еще даже в школу не ходит, ехидно улыбается. А мама хоть и расстроилась, но все равно смотрит с любовью. И только пес радуется твоему приходу, как ни в чем не бывало. Хотя с момента создания полотна прошло 65 лет, и детские велосипеды, и школьная форма выглядят иначе, сюжет живо откликается в сердце родителей школьников.

Кстати, художник сначала планировал написать картину об успешной сдаче экзамена. Но потом решил, что лицо расстроенного ребенка выразительнее, чем счастливая улыбка отличника, а домашняя обстановка будет ближе зрителю, чем школьный класс.

Если приглядеться, можно увидеть, как художник цитирует сам себя: на стене висит репродукция картины «Прибыл на каникулы».

14. Федор Решетников — «Переэкзаменовка» (1954 г.)

И снова художник цитирует свою более раннюю работу. На сей раз на стене висит репродукция картины «Опять двойка» – тонкий намек на то, почему мальчишке приходится страдать над учебниками и тетрадками, когда во дворе веселье и друзья зовут скорее выйти на улицу.

Остался на картине и знакомый по сюжету полотна «Опять двойка» пес. Он не оставил своего хозяина в беде и терпеливо ждет, когда же их отпустят погулять.

Читайте также: Что можно сделать из детских рисунков?

deti.mail.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта