Жан-Мишель Баския: перечеркивая жизнь. Картины баския


Художник нео-экспрессионист Жан Мишел Баския умер от передоза в 27 лет! А ща его работы - до $15 млн

Жан-Мишель Баския (Basquiat) - знаменитый художник- экспрессионист из Нью-Йорика, Американской ССР, прожил всего 28 лет, потому что сторчался на герыче.

Родился 22 декабря 1960 в Нью-Йорке. Маман - Матильда - из Пуэрто-Рико, а отец, Джерард – с Гаити. Мишель базарил на французском, испанском и английском.

С 17 лет Баския и Al Diaz начали лабать граффити на стенах Манхеттена, подписываясь «SAMO shit». Это были высказывания вроде «Он думает, что плюш оберегает. SAMO», «SAMO как условие отрицания» и прочую хуйню. Проект закончился граффити «SAMO мертв».

В это вермя Баския зарабатывает на жизнь, торгуя футболками. Потом делает группу Gray, играет в клубах Манхеттена. В 1981 году поэт Рене Ричард тиснул статейку «The Radiant Child» в журнале Артфорум, которая сделала Баскию знаменитым.

С 1982 Баския выставляется с Джулианом Шнабелем, Дэвидом Салле, Франческо Клементе и Энцо Куччи, художниками-неоэкспрессионистами.

В 1982 Баския затусил с Энди Уорхолом, вместе создали кучу работ. Общались они до смерти Уорхола в 1987 году.

С 1984 года уже очень плотно сидит на герыче. В 1985 году Баския появился на обложке The New York Times. Умер от передоза, смешав кокс и герыч в своей студии 12 августа 1988 году.

До 2002, наивысшая цена, уплаченная за работу Баския, была $3,302,500. 14 мая 2002 «Profit I» Баския была выставлена на аукцион и была продана за $5,509,500. В мае 2007 работа Баския «без названия» 1981 года была продана на аукционе за $14.600.000.

plucer.livejournal.com

Солонеба | Жан-Мишель Баския: перечеркивая жизнь

Я зачеркиваю слова, и тот факт, что они вычеркнуты, заставляет вас их читать.Жан-Мишель Баския

Если бы Жан-Мишель Баския не смешал героин с кокаином адским, жарким августовским днём 1988 года, сейчас ему бы было за 50. Большинство его друзей и знакомых по Нью-Йоркской богемной тусовке, менее изобретательные в области коктейлей, не только живы, но и выглядят весьма неплохо. Например, Винсент Галло, Мадонна, Джулиан Шнабель или Дебора Харри. Если бы Баския не был таким жадным потребителем любой дури; если бы не страдал паранойей, если бы умел считать, умел быть «социально активным», быть конформистом, если бы не умер Уорхол… Даже если бы все этим «если» были возможны, всё равно бы Баския не стал солидным художником с солидным счетом в банке, при пресс-службе и при собственном самолёте. Если бы тогда он выжил, сейчас он был бы мало преуспевающим владельцем крошечного завода по производству текилы на Гаваях, вечно пьяным и вечно счастливым, играющим по вечерам джаз в местном пабе с такими же как он любителями бибопа. Только не подумайте, что это преувеличение или фантазия автора: Баския действительно мечтал все бросить и купить текильный завод, уехать и стать музыкантом, которым, кстати говоря, он и был – поскольку он играл с собственной группой и даже записал альбом. Он просто слишком долго выбирал – Гавайи или Мауи; Мауи или Гавайи. А потом стало поздно.

Существует какое-то количество мифов о непризнанных гениях, чаще европейских художниках, слишком опередивших своё время – вроде Ван Гога или Модильяни – с печальной судьбой, непроданными за жизнь работами и ранней смертью. Существует так же так называемый «клуб 27» – Джоплин, Моррисон, Хендрикс, – легенды и иконы американской культуры, умершие от передозировки в 27 лет. И для той, европейской, и для этой, американской легенды Баския подходит идеально: он умер в 27, перебрав наркотиков; при жизни был нищ, а в середине 90-х, через десять лет после смерти, его работы продавали по 15 миллионов долларов за холст. Идеальный персонаж для арт-хаусной драмы – и Джулиан Шнабель, художник, режиссер и друг Баския не преминул воспользоваться судьбой Жана-Мишеля, чтобы рассказать его историю, печальную до слез, миллионам зрителей. Хороший актерский состав – Деннис Хоппер, Даниэль Дефо, Винсент Галло, Гэри Олдман и даже Дэвид Боуи в роли Уорхола – обеспечили драме неплохие отзывы критиков и еще чуть-чуть подняли цену на работы Баския. А кроме того, фильм скорее всех запутал отрывочной историей жизни художника, чья биография была так коротка, что ее вполне можно было изложить в повествовательном режиме часа за три экранного времени со всеми подробностями.

Баския родился в семье пуэрториканки Матильды и выходца с Гаити Джерарда Баския, живших в Бруклине, и имевших, кроме будущего художника, еще двоих детей. Благодаря таким непростым корням Баския с детства говорил на четырех языках – английском, французском, испанском и креольском. И был членом детского клуба Бруклинского музея – и вообще получил неплохое образование, в том числе и художественное. Ни нищеты, ни трагедий и детских травм у него в семье не наблюдалось, мать души в нем не чаяла и всячески старалась привить любовь к искусству. Благополучие Баския закончилось в тот день, когда его мать попала в психиатрическую клинку. По всей видимости, она была шизофреничкой, так что большую часть своей жизни провела в палатах для душевнобольных; его отец – добропорядочный буржуа в пиджаках и галстуках – женился второй раз, и жизнью Жан-Мишеля особенно не интересовался.

Ровно в семнадцать лет, как по расписанию, Баския сбежал: это был 1977 год, без единых компьютерных полицейских баз, так что для побега было достаточно переехать в другой район, Манхэттан. Где и стали появляться диковинные надписи – мерцающая смыслами, странноватая поэзия, что-то вроде граффити-танка, граффити-хокку, подписанных ником SAMO, «сэймо», что в расшифровке означало «сэйм одл щит», «все то же старое дерьмо» – такой немудрящий ник для семнадцатилетнего граффитчика. Надписи появлялись везде: на вагонах подземки, на дверях в ночные клубы, подвалы, где собирались те, кто называл себя художественной богемой; на люках, стенах, брандмауэрах и даже меню ресторанов.

BasquiatНа фото: Баския в мастерской

Только не нужно представлять себе граффити Баския как разноцветные огромные надписи, с обводками, прорисовками и тенями, ныне покрывающие, да впрочем и тогда покрывавшие, стены зданий и жилых домов. Это действительно просто надписи, белой или черной краской, сделанные баллончиком и с проставленным внизу копирайтом. Все свои собственно художественные – немногочисленные – порывы Баския реализовывал на клочках бумаги, стенах собственного дома и подвернувшихся поверхностях – столешницах или дверях холодильников. Серьезного плана у него не было – зато было много друзей, много наркотиков, в основном марихуаны, собственная группа, с которой он выступал в ночных клубах, и Жан-Мишель размышлял о том, чтобы стать профессиональным музыкантом – он играл на клавишах, кларнете и мог быть ди-джеем. Проект Samo закончился в 1979 году надписью Samo is dead . Баския стал подрабатывать, продавая футболки и рисуя по совету друга, картины. Арт-критик и поэт Рене Рикар в 1980 написал о граффитчике статью «Солнечный ребенок», сделавшей имя Баския известным в узком, но очень важном кругу – и это было начало славы. Одновременно, и началом конца.

Когда Баския стал звездой, марихуана стояла мешками в углах его студии, на полу повсюду валялись деньги, по ним и по его работам ходили все кому не лень. Баския не раз называли ребенком, но он, скорее всего, был вечным подростком: он много капризничал, искренне хотел быть знаменитым, совершенно не мог представить себе планов на будущее и ни в чем себе не мог отказать, особенно в сексе и наркотиках. Позже, когда он стал звездой, в его доме деньги валялись повсюду, по ним и по его работам, ходили гости его огромного, на 5 тысяч метров, лофта. Марихуана стояла мешками в углах этой студии, а гости часто крали у Баския деньги, а он часто не мог вспомнить, куда и сколько их дел. Он покупал все новенькое – фотоаппараты, копировальные машины, вспышки, видеомагнитофоны; он снял со счета 5 тысяч баксов, чтобы погулять с Мадонной, тогда еще только начинающей свою карьеру, и при этом бывшей девушкой Баския, на выходных. Тогда, в середине 80-х, на эти деньги можно было жить год: он просадил их за два дня.

Однажды один из его ассистентов в Калифорнии выразил мнение, что ему следовало бы инвестировать деньги, обзавестись брокером, и тогда, если карьера пойдет на спад, Баския останется с деньгами. Художник долго остолбенело стоял, а затем внятно, как ребенку, чуть ли не по буквам, стал говорить, что нет совершенно никакой необходимости в планах на будущее.

Его холодильник времен богатства был забит деликатесами – Баския легко учился всему: любить голубые сыры, отличать год урожая французского каберне и пить только шампанское «Дом периньон». Он носил тогда только костюмы Армани, спал в них, работал в них, и они вечно были заляпаны краской – Баския, хоть и получил образование, держал кисть зажатой в щепоти, выдавливал из тюбика краску прямо на холст, чтобы потом размазать ее по поверхности, не пользуясь палитрой; часто использовал для работы малярные кисти, так что весь, включая свои знамениты дреды, был разноцветным и испачкавшимся – как дорвавшися до торта сладкоежка.

После первой, групповой выставки в начале 80-го года его работы не заметили. Тогда, желая обратить на себя внимание, Баския отправился к тому, кого считал единственным своим кумиром, настоящим художником: Энди Уорхолу. Он просто принес целую серию своих рисунков, которые он называл почтовыми открытками – по размеру они как раз такими и были – и предложил Уорхолу, завтракающему в ресторане со своим агентом, Бруно Бишофбергером, купить рисунки по два доллара. Звезде поп-арта открытки понравились, и он даже предложил Баския присоединиться к ним, но молодой и независимый Жан-Мишель ушел, забрав деньги. Так в 1982 году состоялось знакомство, которое определило жизнь – и смерть, прямо скажем – Баския. И наверное, это было самое выгодное вложение денег Бруно Бишофбергера.

Еще какое-то время Баския продолжал спать в Центральном парке в коробке из-под телевизора, как делал раньше, но уже из любви к природе и свободе – а не по необходимости, как раньше. Он был признан Уорхолом, это решило для него род занятий: Баския окончательно стал художником. Он волок домой весь мусор и хлам, на котором можно было рисовать. Двери, доски, столешницы, железные листы, картонки, коробки, даже шины – и покрывал их взрывами цвета, страшными, иногда смешными картинками, надписями, зачеркнутыми и снова наведенными, черепами, масками, картами и списками его жизни, его мира. Он работал по 17-20 часов в сутки, накачивая себя амфетаминами, и принимал героин, чтобы вырубиться на три-четыре часа. А затем начинал сначала.

Впервые попавший в мастерскую к Баския (в какой-то момент один из арт-диллеров, сообразив, что через год-другой Баския сделает стремительную карьеру, предложил ему подвал, где Баския мог работать на огромных холстах или листах бумаги) сказал: «Я ревную его – он так быстр! Он даже быстрее меня» – что практически было невозможно, поскольку Уорхол тогда уже только печатал свои работы. Тем не менее Баския, трудоспособный, стимулирующий воображение и нервною систему любой дрянью, мог писать быстрее, чем Уорхол печатать.

Они стали друзьями, эти два странных человека – манерный, томный, с выбеленным лицом, хрупкий гипсовый славянин и доверчивый, эмоционально нестабильный, растерянный и в то же время напористый креол. Оба изгои, по своему чужие этой культуре, и в своей отторгнутости нашедшие общий язык – эпатажа, коммерческого успеха как признания, цинизма и спрятанной боли. Звезда Баския взошла мгновенно: все работы с его первой персональной выставки в 1984 году были проданы еще до утра, а в 1986 году его портрет уже напечатал «Нью-Йорк таймс» на обложке. Баския был везде – самым желанным гостем на вечеринках, самым продаваемым художником; о нем говорили все, писали все. Суперпопулярная группа «Блонди» даже записали клип с ним, а Уорхол вместе с ним написал около двух десятков работ – не просто для одной выставки, а на одних холстах: дуэт, тандем и спарринг великих.

Работы Баския были открытием целого континента, совершенно неисследованной интеллектуальной и эмоциональной территорией в живописи – здесь и расизм, и чуждость, и целая история афро-американской культуры. При этом его стала одолевать паранойя: ему казалось, что над ним смеются за его спиной; что за ним охотятся, что его используют все, даже близкие друзья, и что он везде – как в цирке. Собственно, если убрать излишнюю нервозность из этих заявлений художника, он был прав. Везде, где бы не писали и не говорили о нем, подчеркивалось, что он – первый афро-американский художник, достигший успеха. Впрочем, слово «афро-американский» появилось позже, тогда писали по-простому, «черный Пикассо» или «черный Рембо» (с ударением на последнем слоге). На него и правда пялились в дорогих ресторанах, публика в которых считала, что афро-американцы в принципе не способны заработать столько денег, чтобы позволить себе дорогую еду и коллекционную выпивку. При этом яркость, необычность работ Баския выглядела для белых чуть ли не примитивным искусством островитян или африканского континента – то, от чего в свое время приходил в восторг Пикассо. А между тем, несмотря на странность формы, работы Баския вовсе не были примитивными или наивными – его «неоэкспрессионизм» рефлективное, концептуальное искусство. Баския вступал в диалоги с Пикассо и Ван Гогом, с Поллаком и Да Винчи; это была постоянна полемика работы, и планку Баския никогда не понижал – уж если сравнивать себя с кем-то, то пусть это будут гении. Образ «уличного художника из нищего квартала» слегка портит то, что он обожал Равеля, Кейджа и бибоп: Майлза Дэвиса, Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи и Джона Колтрейна. Он был страстным поклонником Берроуза, с которым встречался, и битников вообще. И очень расстроивший Баския отказ работать с ним крупнейшего нью-йоркского галериста Лео Кастелли можно было рассматривать скорее как комплимент: «Я слишком стар», сказал Костелли – «чтобы работать с таким сложным художником». И речь, разумеется, не о трудностях характера или странном образе жизни, которые вел Баския. А именно о сложности интеллектуальной, созданной при этом не игрой смыслов, цитатами, ироническим обыгрывания старого наследия – а созданием новых, ярких образов, неожиданных тем, приемов, техник – он все делал как будто заново. Это был не просто голос одного поколения; его работы были открытием целого континента, совершенно неисследованной интеллектуальной и эмоциональной территорией в живописи – здесь и расизм, и чуждость, и целая история афро-американской культуры. И, естественно, наркотики, и даже то, что какой-то критик назвал «голосом улицы превращенном в высокое искусство». Так что ни о каком наиве или примитивности работ Баския, как впрочем, и его самого, речь идти не может: да, он не любил считать деньги, и не мог себе отказать в лишней дозе, но умиляться тут нечему. Он знал что делал – и то, что работы часто выглядели как наскальные рисунки, только делает их страшнее, а смысл – яснее.

Баския фактически перестал работать в 1987 году, когда ему не исполнилось 27 лет: умер Уорхол, и Баския не смог это пережить. Он стал чудовищно много колоться, впадая в ступор, и часами не выходя их квартиры. Позади были поездки в Европу и Японию, где он триумфально выставлялся; позади Калифорния с выставкой у Ларри Гагосяна; позади слава, друзья, репортеры – все они стали исчезать, когда Баския перестал работать и продавать картины; он съехал из лофта, стал забывать где он и кто он; однажды, в три часа ночи, он ввалился в пижаме к своей бывшей девушке, самой первой – и, обнаружив ее с будущим мужем, ушел. Это был последний раз, когда его видели живым – 12 августа 1988 года она принял смертельную дозу героина с кокаином. Практически на всех последних своих работах он рисовал что-то вроде крестов и многократные надписи «человек умер» – целый год эпитафии по Уорхолу, целый год траура.

Чаще этих крестов и надписей встречалась только одна – знаменитая корона, которой он сам себя короновал в возрасте 6 лет: его мать повела в музей смотреть «Гернику» Пикассо, и там, перед ней, Баския понял, что он тоже будет королем – так что корона, как знак его верности тому первому художественному переживанию, есть почти на всех его работах всех периодов. Как и зачеркнутые слова – он говорил: «я зачеркиваю слова, и тот факт, что они вычеркнуты, заставляет вас их читать». Вычеркнув себя из списка живых, он сделал со зрителями то же самое, заставив человечество вглядываться в его работы с особым вниманием.

  • Автор текста: Гала Скляревская
  • Официальный сайт Жана-Мишеля Баския: basquiat.com
  • На титульном фото: Жан-Мишель Баския © William Coupon / houhouhaha.fr
lecture

Пауль Клее — Жан-Мишель Баскиа. Живопись в движении – лекция Ирины Кулик в Музее «Гараж»

tags

soloneba.com

ЖАН-МИШЕЛЬ БАСКИЯ - УЛИЧНЫЙ ХУДОЖНИК

В 1996 году американский режиссер Джулиан Шнабель (призер Каннского фестиваля) снял биографический фильм о художнике «Баския». Этот фильм, дебют режиссера и автора сценария, друга Баскии, рассказывает о короткой, но яркой жизни этого художника. Не так давно я с удовольствием посмотрел скачанный из интернета фильм о представителе манхэттэнской богемы Нью Йорка Жане - Майкле Баския и решил побольше о нём узнать, зарывшись в Интернет на русских и английских сайтах. И был поражён необычным мастерством и малознакомой мне манерой отображения действительности этим самобытным художником. самородком из Бруклинской и Манхеттенской богемы.

Родившийся в семье «цветных» иммигрантов с острова Гаити, креолов в Бруклине 22 декабря 1960 г. легендарный живописец 27-летний Баския умер от передозировки героина 22 августа 1988 г. Родители: мать - Мтальда Баския Андрадес - дочь эмигрантов из Пуэрто-Рико, отец - Джерард Баския - родился на Гаити, в последствии иммигрировали в Нью-Йорк

В 17 лет он начал рисовать свои граффити на всех окружавших его местах, где это было возможно, подписывая их Samo ( Saymo), а затем отсиживал положенное в полицейских участках, ожидая, когда родители оплатят штраф, наложенный за мелкое хулиганство. И принимал наркотики... В Бруклине это было обычное дело. А во всем, что не касалось творчества, 17-летний максималист Жан-Мишель Баския был самым обычным городским пареньком, но постепенно о нём стал создаваться миф как о креоле-художнике с непослушными волосами . Позже он стал зарабатывать деньги, продавая в ресторанах свои миниатюрные рисунки - граффити. Случайная встреча с уже знаменитым Уорхолом помогла подняться Жан-Мишелю из нищеты и превратить его в баловня судьбы, богача, владельца огромной квартиры, стены которой были им же расписаны, а он вышагивал перед ними босой в дорогом костюме от Армани, пиджак которого стоимостью в несколько тысяч долларов покрывали пятна краски. Вокруг ставшего супермодным художником хозяина квартиры роились журналисты и художники - участники богемных тусовок. Деньги, которые он не считал уплывали из его рук, не успев скапливаться на счетах. И он работал все больше и больше, до 18 часов в сутки, поддерживая себя кофе и взбадривая амфетаминами, а потом делал укол героина, иначе просто не мог заснуть. Постепенно он терял свой дар и здоровье. Нарушалась психика, состояние ступора сменялось агрессией. Его движения и походка стали постепенно некоординированными и неуверенными, а это для художника гибель. Финал оказался закономерным, когда он смешал кокаин с героином.

ШАРЖ НА СЕБЯ

Баския начинал своё творчество, расписывая стены домов, вагонов и заборы на Манхэттене. Его граффити были неподражаемы и вскоре началась охота за картинами и даже набросками. Однажды он продал рисунок, наспех сделанный на клочке бумаги за два доллара, чтобы купить пива. Владелец шедевра получил за него тут же 5000 баксов, продав его в ближайшую галерею. В будущем цена за его картину достигла 14, 6 млн долларов. Картины продавались, едва успев высохнуть. Он был бессеребреником, нищим и богатым, щедрым и открытым, наивным и весёлым человеком, безотказным и неискушённым в коммерции и бизнесе. Его использовали и на нём наживались. Его картины покупались самыми известными коллекционерами и музеями мира . Карьера Баския длилась всего 9 лет с 1979 года по 1988. Но за это время он успел создать сотни живописных произведений и тысячи рисунков, лучшие из которых - 65 живописных произведений и 55 листов графики - представлены на выставке в лос-анджелесском Музее современного искусства.

Нарисовал этот красный портрет Баския в 1984 году Энди Уорхол ( Andy Warhol) - знаменитый американский художник, опекавший и помогавший своему юному единомышленнику. Уорхол вначале скрывал впечатления от «каракуль» Баския, которые тот писал с детскими текстами. Критики пытались даже сравнивать манеру рисования Жан- Мишеля с манерой рисования ребенка. Но в этой самой манере он нашел свой стиль. Вместе со своими близкими по духу сотоварищами, приверженцами как и он искусству граффити, они были позже отнесены арт-критиками, кураторами и коллекционерами к неоэкспрессионистам.

Если бы Жану пришлось писать свое резюме, оно могло бы выглядеть примерно так:

1980-1981 - Бездомный, продавец футболок.

1981-1982 - Участие в выставках и продажа картин миллионерам.

1983-1986 - Выставки в Нью-Йорке, Калифорнии, Европе и Японии. Знаменит. Очень богат.

1983-1987 - Творческий кризис. Очень знаменит. Еще более богат.

1983-1988 - Умер. Диагноз - передозировка героином. Еще более знаменит.

Джон Сид, ассистент художника, писал о нём: «Однажды я сказал Жану о том, что ему стоит позаботиться о капиталовложениях, и о том, что ему нужен специалист по финансам - на тот случай, если карьера его закончится и заработки прекратятся. Он ответил, что у него нет в этом необходимости, потому что не имеет никаких планов на будущее...». Так и оказалось, что будущее у Баския было весьма коротким.

Творчество Баския можно условно разделить на три периода. В ранний период, с 1980 по 1982, он часто изображает скелеты и маскообразные лица.

Одна из известных картин «Электрический стул» известного «уличного» художника продана на аукционе «Сотбис» (Sotheby's) за 10,5 миллиона долларов. На холсте Баския изображено исполнение сметной казни на электрическом стуле. Работа датирована 1981-1982 годами, которые относятся к раннему «мрачному» периоду творчества художника. В отличие от своего наставника Уорхола, изобразившего пустой электрический стул, Баския поместил на холст и жертву, передав весь ужас кульминационного момента казни. Особенность его искусства вообще заключалась в манере выворачивать все наизнанку, выставлять привычное в новом свете, как нечто небрежное и довольно брутальное. Отличительной чертой его искусства было буйство цветов.

«ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СТУЛ»

ТРИ ДЕЛЕГАТА

Средний период творчества художника охватывает период с конца 1982 по 1985 год и отмечен интересом Баския к его гаитянским корням.

АВТОПОРТРЕТ

КАТАРСИС 1983

Последний период, с 1986 до смерти в 1988, отмечен новой манерой и новыми образами.

ТРУБАЧ

EXU 1988 . Collection Aurélia Navarra

«КРАСНЫЙ ВОИН»

denis-balin.livejournal.com

Жан-Мишель Баския (1960-1988): metispeople

То, что жизнь не прогулка в парке он понял рано. Его мать время от времени лежала в психиатрических клиниках, с отцом отношения не складывались. Он регулярно убегал из дома, а в 18 лет ушел навсегда. Он жил на улице.

- Ты когда-нибудь подрабатывал где-нибудь?- Нет, никогда.- Где же ты находил деньги? На что ты жил?- Бывало, что я находил деньги прямо на полу в ночном клубе. Ну, вот как-то так и находил. Порой я просто ходил несколько суток без сна, питался сырными крекерами…- И о чем ты тогда думал?- Что это не прикольно.Он говорит о том, что, покинув дом, решил больше никогда туда не возвращаться.- Ты не думал, ну например: «Я ведь могу навсегда остаться бомжем»?- Да, конечно. То есть я не думал, я знал, что именно так и будет.

Жан сначала прославился своими граффити. Это были не просто надписи на стенах, а содержательные тексты, довольно поэтичные. Подписывался он всегда как «SAMO» или «SAMO shit» (расшифровывается как «same old shit»). Журналист Борис Денисов в своей статье про художника рассказал о работе Баския того периода: «Всю свою недолгую жизнь Жан-Мишель Баския ломал стены. Без отбойного молотка и кувалды, не хватаясь за рычаги бульдозера. Он рисовал на стенах, и тогда становилось не так обидно: можно даже представить, что это не тебя загнали в клетку, а ты сам отгородился от немилосердного, равнодушного и холодного мира. И украсить, разрисовать не цветами, не сусальными пейзажами, а тем, что у тебя внутри, что сжигает, бесит, заставляет рвать глотку отчаянным криком».

Какое-то время он играл в группе под названием Gray. Совершенно безумная музыка. Его коллега по группе вспоминает: «На одной из вечеринок он спросил меня, не хочешь ли ты организовать группу. Я сказал: «Да, конечно!» И мы в тот же вечер сколотили команду. Главной отличительной особенностью нашей группы стало то, что ни я, ни Жан не были музыкантами».

Он стал встречаться с девушкой Сюзанной, эта история хорошо показана в фильме «Баския» Джулиана Шнабеля. Так вот эта самая Сюзанна тоже присутствует в картине Тамры Дэвис. Она вспоминает, что, когда он переехал к ней жить, встал вопрос о совместной оплате аренды. Она хотела, чтобы он пошел работать. После уговоров Жан все же пошел куда-то там подрабатывать, вроде как электриком устроился (если я на слух правильно поняла). Сюзанна признается, что очень гордилась им в тот момент. Однако его «карьера» электрика не задалась с самого начала. В первый же вечер после работы он, вернувшись домой, разрыдался. «Я не могу этим заниматься! Я действительно хочу помочь тебе с оплатой, но не так…Я пришел в эти шикарные апартаменты, а хозяйка обращалась со мной как с рабом…я просто не могу». «В итоге мы договорились, что я буду работать, а он рисовать», - резюмирует девушка.

Поскольку у него не было денег, он не мог позволить себе покупать холсты, так что тащил в дом Сюзанны все, что находил на улице и на чем можно было рисовать. «Я нашел на улице старое окно, - рассказывает он. – Стал наносить краски на стекло как на полотно, а саму раму использовал как обрамление. Потом я нашел дверь…»

Мыкался он недолго. Его работами заинтересовались и вскоре он уже принял участие в коллективной выставке. После этого знаменитый арт-критик Рене Ричард опубликовал знаковую статью под названием «The Radiant Child» («Дитя света», отсюда же и название фильма), благодаря которой о художнике узнала широкая общественность. На протяжении нескольких следующих лет Баския стал активно выставляться.

Его спрашивают, почему он никогда не объясняет смысл своих работ. А он приводит в пример джазового трубача Майлза Дэвиса, который тоже затруднится объяснить смысл той или иной мелодии. «Если вы его спросите, почему он играет эту часть так, а другую иначе, вряд ли он сможет вам что-то рассказать», - говорит Жан.

- Какая самая первая работа, которую ты помнишь, произвела на тебя большое впечатление?- «Герника» Пикассо была моей любимой работой, когда я был ребенком.

Критики в фильме говорят о том, что в его творчестве очень много ссылок на других известных художников: Да Винчи, Ван Гога, Пикассо, Поллока... Обращаясь к ним в своих работах, он вел с великими своеобразный диалог. Но он никогда никого не копировал, просто интерпретировал созданные до него образы по-своему.

Он также обожал американского писателя-битника Уильяма Берроуза. Тот использовал технику текстовых коллажей, так называемый «метод нарезок». Не буду умничать, просто возьму описание из Википедии: «Суть метода писателя проста. Во всех своих поездках Берроуз не расстаётся с тетрадью, расчерченной на три колонки. В первую он записывает различные факты о происходящем вокруг, обрывки услышанных фраз, диалогов; во вторую — личные впечатления, мысли, воспоминания; наконец, третья содержит цитаты из книг, читаемых в данный момент. Собственно из этих колонок и монтируется будущая книга. Только, в отличие от дадаистов, ранее проводивших эксперименты в том же направлении, Берроуз весьма скрупулёзно подходит к компоновке различных кусков и последующему редактированию текста». Нечто подобное Жан использовал и в своих работах. Тексты вообще занимали особое место в его творчестве.

Несмотря на свой юный возраст, Баския был сформировавшимся художником. Он всегда знал, что хотел донести до публики.Сюзанна: «Коллекционеры часто приходили к нему, посмотреть на работы. И, если кто-то просил изменить что-либо в работе, например, говорил, переделайте картину так, чтобы она сочеталась с моим диваном, он страшно бесился и выгонял их. Он часто оказывался без денег». Но, как далее объясняет какой-то критик, никто не мог указывать ему, как работать, он всегда был себе на уме. Он делал только то, что хотел сам. Еще забавно как один из его дилеров вспоминает: «Жан иногда просил меня высказать свое мнение о той или иной своей работе. Я ему говорил: «Это фантастика!» А он мне: «Черт, да тебе любое дерьмо понравится!!!» Зато если вы смели сделать ему даже самое маленькое замечание, Жан тут же приходил в ярость. Он говорил: «Да, это выглядит неряшливо, но я продумываю каждую линию и все что я делаю! Это должно быть именно так. Не думай, что это случайность».Вскоре в его жизни все стало быстро меняться. Из просто модного художника он превратился в настоящую звезду современного искусства. Он получил международное признание в 23 года и стал миллионером. В фильме вспоминают известную историю о том, как он любил рисовать в изляпанном краской костюме Армани.

Он был очень молод, у него было много денег и он понятия не имел, что с ними делать. Тратил их направо и налево, покупал дорогую технику, устраивал бесконечные вечеринки. Какой-то чувак вспоминает: «Дома у него было всегда полно народа. Кто-то курил, везде дорогое вино, дорогущая еда в холодильнике…Он оплачивал все эти вечеринки. Но такие деньги убивают, если ты не знаешь, что с ними делать». Счета в банке у него не было, деньги он держал в доме: просто делал заначки в разных местах. Заначки были внушительными. Сюзанна вспоминает: «Когда я убиралась, часто находила то здесь, то там тысячи долларов. Например, между страницами в книгах или в диване».

- Что ты чувствовал, когда стал продавать работы и зарабатывать первые деньги?- Не знаю. Наверное, уверенность. Очень большую уверенность. У меня ничего не было, а теперь я могу получить все, что хочу. Я чувствовал, что я был прав. Понимаешь о чем я?

Но не все было так здорово. Часть арт-сообщества его признала, другая нет. Например, он очень хотел выставляться у знаменитого Лео Кастелли, но тот сказал дилеру Жана: «Я слишком стар, чтобы работать с таким сложным художником». Здесь надо заметить, что то направление, в котором работал художник, было для того времени совершенно новым. Неоэкспрессионизм возник как реакция на концептуальное и минималистическое искусство 1970-х. Здесь превалирует образность, насыщенные яркие цвета, фигуративность, но главное - эмоции. Поскольку Баския был одним из первопроходцев этого направления, многие профессионалы из арт-сферы того времени относились к его творчеству скептически. Его работы не соответствовали их представлениям о том, какой должна быть картина, достойная выставляться в музее. Американские музеи наотрез отказывались выставлять его: «он не заслуживает этого пространства».

Шло время, он продолжал работать. Несмотря на то, что не всем было по душе его творчество, картины разлетались по коллекциям как горячие пирожки. Он испытывал все больше давления. Каждая работа, которую он делал, должна была быть шедевром, не меньше, поскольку за дверью стояла очередь из коллекционеров и арт-дилеров. Теперь о его работы обсуждали на международном уровне. В фильме высказывается предположение, что он еще был слишком молод для роли столь серьезного художника. Ему было тяжело. Один из его друзей рассказывает, что Жан пристрастился к героину. «Мне он нужен, чтобы сконцетрироваться», - говорил Жан. «Ты знаешь, я в таких случаях обычно предпочитаю кофе», - ответил ему на это друг. Его жизнь была более насыщенной, чем он мог вынести.

Были и другие трудности. Например, расизм. В Нью-Йорке тех лет к темнокожим относились с подозрением. Если афро-американец тусуется на улице, значит, что-то замышляет. Еще один его знакомый вспоминает, как бывало после ужина в ресторане, Жан пытался поймать такси. Одна машина проезжает мимо, вторая, третья…пятая…Он ужасно злился, поскольку чувствовал, что хоть и стал богатым, но отношение к нему не изменилось. «Он приходил на вечеринку в галерее, там он был звездой, все его знали, но стоило ему выйти на улицу, он вновь превращался в обычного чернокожего парня». Жан ломал стереотипы, но для него это было не просто. Отрывок из видеоинтервью с Баския того времени:Журналист: Вы показываете нам такой тип примитивного экспрессионизма как…Баския: Как обезьяна?Журналист: Ээээ…ну…эээ

Ему не нравилось, когда его называли «черным Пикассо».- Большая часть критики касается моей личности, а не моих работ.- Как ты реагируешь на это?- Они просто расисты. Большинство из них. Они представляют меня в образе дикого человека, обезьяны.

Все это нашло отражение в его творчестве.

Чем более знаменитым он становился, тем больше проблем у него возникало. Жан стал меняться. По словам тех, кто его знал, он стал походить на параноика. Ему казалось, что его все используют. «У него было больше денег, чем у всех его друзей вместе взятых. Из-за этого он стал подозрительным», - говорит один из комментаторов.

Шнабель высказывает предположение, что окажись с ним рядом человек, который поддержал бы его, он не чувствовал бы себя так чертовски одиноко.

Фактически единственным его другом был Энди Уорхол. Он относился к нему как к сыну. Беспокоился за него, давал советы. Раньше за Уорхолом не наблюдали, чтобы он так с кем-нибудь сближался. Совместная работа с Уорхолом очень много значила для Жана: он полагал, что это поможет подняться ему на новый уровень, позволит ему, наконец, добиться признания, которого он так искал.

Однако этого не случилось. Более того: их ждал крах. Уорхол тогда уже не пользовался успехом, ему все труднее было продавать работы. Хотя их совместные картины были очень запоминающимися и яркими, отзывы были не лестные. В прессе писали, что Уорхол решил воспользоваться именем Баския, чтобы раскрутить себя. Вскоре Энди Уорхол умер. Для Жана его смерть стала настоящим ударом. Он стал принимать все больше наркотиков. Его друзья и знакомые пытались его вразумить, но это было тщетно: он злился. Ведь он никому не доверял. Шнабель считает, что давление со стороны арт-сообщества было слишком сильным. «Они говорят, что наркотики убивают меня. Я остановлюсь, а они скажут, что мое искусство умерло», - вспоминает Шнабель слова Жана.

На его последней выставке были показаны совершенно новые работы. Они были великолепны, но, как вспоминает Ларри Гагосян, было не похоже, что их рисовал 27-летний парень. Казалось, зрелый художник представляет нам завершающий этап своего творчества.

«Работы были прекрасны, но в то же время в них было что-то страшное», - говорят комментаторы. Тема смерти превалировала: страшные образы, скелеты, на холстах была повторяющаяся надпись: «Человек умирает». Жан выглядел очень плохо. Его так называемые друзья говорят, что в тот период он чувствовал себя очень одиноким. Кто-то вспоминает историю, как встретил художника в одном из нью-йоркских баров в Рождество. "Он сидел один за стойкой бара. Увидев меня, он улыбнулся. А я подумал: самый богатый в мире художник сидит один в канун праздника". Что самое удивительное незадолго до своей смерти он с наркотиками завязал. А потом взял и смешал героин с кокаином. Он умер через год после смерти Уорхола. Ему было всего 27. Он оставил после себя тысячу полотен и столько же рисунков. Сейчас он признан одним из самых влиятельных художников 20 века, его работы выставляют в крупнейших музеях мира.

metispeople.livejournal.com

Жан-Мишель Баския

О художнике Jean-Michel Basquiat!

<БаскияБаския

Жан-Мишель Баския

- американский художник. Сначало прославился как граффити-художник в Нью-Йорке, а затем, как очень успешный неоэкспрессионист (в 1980-х).

Родился в Бруклине (Нью-Йорк) 22 декабря 1960 года. Его мать (Матильда) была из Пуэрто-Рико, а отец (Джерард) имел гаитянские корни. Поэтому Мишель с дества свободно говорил на французском, испанском и английском языках. Он с детсва проявлял интерес к искусству.

 

 В 17 лет он начал рисовать на стенах города граффити, подписываясь «SAMO» или «SAMO shit».

В декабре 1978 в Village Voice была опубликована статья article об этих надписях. Проект закончился эпитафией «SAMO IS DEAD» («SAMO мертв»).

 В июне 1980 Баския принимает участие в The Times Square Show, коллективной выставке художников.

 В 1982 году Баския встретил Энди Уорхола. Далее, с которым часто сотрудничал. Друзья Баския начинают замечать его странное поведение, вызванное приёмом наркотиков.

 

Выставки работ Баскиа быстро привлекли внимание арт-критиков и коллекционеров. Позже эту группу художников назовут неоэкспрессионистами.

 

 

Работая вмести с Энди Уорхолом, художники значительным образом повлияли на творчество друг друга. Отношения прервались из-за смерти Уорхола в 1987 году. Новость о смерти друга сильно повлияла на Баския: он стал писать трагические картины на тему смерти.

 

 Баския пристрастился к героину в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка. Жан-Мишель Баския умер от отравления наркотиками (он смешал кокаин и героин) в своей студии в 1988 году в возрасте 27 лет.

Это один из немногих любимых моих художников, который повлиял и влияет на мое творчество.

Я даже нарисовал его портрет.

На некоторых сайтах, которые занимаются репродукциями, есть услуга по повторению картины данного художника за смешные деньги. Я считаю, что данного художника повторить просто невозможно. Лучше фотографировать картину и распечатать, нежели пытаться повторить его шедевры, которые априори не получатся.

 

Цитаты автора Баския

— Тебе это никогда не надоедает?— Что? Спагетти?— Нет, все это, живопись.— Неет… это одна из немногих вещей, доставляющих мне радость— Спагетти?— Нет, живопись.

 

  - Когда поднимаются по лестнице успеха, ступеньки не выбрасывают.

 

 

 

 

_________________________________________________________________________

Выражаю благодарность в подготовке данной статьи Официальному сайту художника. Именно на этом сайте можно посмотреть большое количество картин этого замечательного художника.

 

С уважением, Виталий!

 

 

 

 

www.endpopov.ru

искусство быть собой – Ярмарка Мастеров

Уникальные люди приходят в этот мир, порой, ненадолго, однако успевают показать нам то, что не всегда мы можем и готовы понять, но что заставляет остановиться и задуматься, все ли есть так, как мы видим?

живопись

граффити

Позвольте представить вам Жана-Мишеля Баскиа — самого высокооплачиваемого в истории граффити-художника, художника неоэкспрессиониста. В 2013 году на аукционе в Нью-Йорке его картина «Затуманенные головы» ушла с молотка за 48,8 млн долларов.

Родился Баскиа в Нью-Йорке — в Бруклине. В 70-е начал рисовать граффити на зданиях в Нижнем Манхэттене, используя при этом псевдоним SAMO.

Баскиа был знаком со многими известными личностями. У него были короткие романтические отношения с Мадонной. Он работал под руководством музыканта Боуи и долгое время сотрудничал с художником Энди Уорхоллом.

Умер от отравления наркотиками в 27 лет.

Его крылатые слова I don’t think about art when I’m working. I try to think about life. — «Я не думаю об искусстве, когда я работаю. Я стараюсь думать о жизни».

художник

искусство

рисунок

О творчестве Жана Мишеля мало написать, что он творил в таком-то стиле и направлении в живописи, важно донести почему он так делал.

Баския показывает мир в простой и непринужденной манере ребенка.

творчество

картины художников

Много ли среди нас смельчаков, способных показать себя такими, какими они есть? Много ли людей отважатся заявить миру: «Да, я именно такой!» и выпустить всех своих монстров наружу.

Баския мог. Посредством живописи он освобождался от канонов общества, заглядывал внутрь себя и вытаскивал на свет божий свое видение реальности. Показывал всего себя, не задумываясь о какой-либо критике. Творил легко и непринужденно.

графика

«Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как это делает ребенок» — известное высказывание знаменитого художника Пабло Пикассо. Оно отражает преклонение и восхищение знаменитого мастера перед рисунком ребенка, который рисует так, как видит, просто и наивно, живо и непосредственно, он не скован нормами и канонами.

Баскиа до конца жизни сохранит в своих работах «ребенка». В этом его гениальность, поэтому он и не мог остаться незамеченным.

Осознанно осмыслить творчество Баскиа невозможно, да этого и не получится, надо просто расслабиться и дать сознанию погрузиться в мир его работ, проникнуться манерой общения художника с окружающим миром. Возможно, вам откроется нечто запредельное, возможно вы откроете себя.

Работы Баския могут вызывать абсолютно противоречивые чувства, но ни одного человека, соприкоснувшегося с его творчеством, не оставят равнодушным.

Познакомилась я с этим художникам случайно, блуждая по просторам интернета. Первой моей реакцией на его работы было: «Это же детские рисунки, почему эта страшная мазня стоит так дорого?».

Теперь поняла почему.

Для окружающих мы часто предстаем такими, какими хотим, чтобы они нас видели, зачастую с собой бываем не менее лживыми, чем с остальными, постоянно носим тысячи масок.

Только ребенок без утайки расскажет вам обо всем, а такой художник, как Баскиа, поможет на бессознательном уровне выйти из состояния важного взрослого, вновь окунуться в мир детства, где все просто и понятно, стать самим собой. Поэтому его работы вначале вызывают искреннее недоумение, а потом восхищение.

С творчеством Баскиа у меня сейчас иные, особые отношения. Это и уникальный способ познания себя, и возможность ощутить свободу, быть открытой миру (хотя и дается с трудом), искусство быть собой.

Как правило, подобные Баскиа люди не могут адаптироваться к жизни. Они приходят, в этот мир, делают то, что предназначено и уходят, иногда бывают услышанными.

Жизнь и работы Жана-Мишеля Баскиа вдохновили к созданию множества книг, поэм, биографических и художественных фильмов («Жан-Мишель Баския: Лучезарное дитя», 2010 г., «Баскиа», 1996 г.).

www.livemaster.ru

Баския Жан Мишель. Биография, названия, описание картин.

Baskia-zhan-mishelЖан-Мишель Баския (22.12.1960, Нью-Йорк, США — 12.08.1988, Нью-Йорк, США) — американский художник. В начале карьеры прославился как граффити-художник, в 1980-х годах стал известен как успешный неоэкспрессионист.

Биография Жана-Мишель Баския.

Баския родился в Бруклине, Нью-Йорк в семье гаитянца и пуэрториканки. С детства Жан-Мишель свободно общался на английском, французском и испанском языках, много читал — мифы, история, поэзия символистов были его любимыми книгами. Способности к искусству у него проявились очень рано, и мать всячески это поощряла.

В 17 лет Баския со своим другом, подписываясь «samo» или «samo shit», рисуют граффити на зданиях в Манхэттене. Жан-Мишель зарабатывает на жизнь продажей на улице футболок и открыток, в то же время он организовывает с единомышленниками группу Gray, с которой играет в клубах Манхэттена.

В середине 1980 года Жан-Мишель Баския участвует в коллективной выставке художников The Times Square Show. В 1981 в журнале «Артфорум» публикуется статья о молодом художнике, что в значительной степени способствует распространению мировой славы Баския. В течении нескольких следующих лет Баския выставляет свои работы в Нью-Йорке, встречается и обменивается опытом с другими неоэкспрессионистами — Дэвидом Салле, Джулианом Шнабелем, Энцо Кукки, Франческо Клементе.

К сожалению, с 1984 года многие знакомые и коллеги Жана-Мишель Баския отмечают его все более странное поведение из-за употребления наркотиков — в годы жизни на улицах Нью-Йорка художник пристрастился к героину. В 1985 году известный журнал The New York Times Magazine опубликовал фото художника на обложке.

В 1988 году Жан-Мишель Баския умер от передозировки наркотиков в своей студии.

Описание картин Жан Мишель Баския:

opisanie-kartin.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта