Немецкий художник Ганс Гольбейн (младший): биография, творчество. Гольбейн картины
Ганс Гольбейн – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge
Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jungere; 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии.
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Испытал влияние Ганса Бургкмайра.
Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. В городе Гольбейн познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским. По просьбе последнего иллюстрировал его работу «Похвала глупости» издания 1514 года восемьюдесятью двумя рисунками. Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты.
В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении своем осенью 1519 г. в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.
«Мёртвый Христос в гробу», 1521—1522, Художественный музей, Базель, картина, от которой, по словам князя Мышкина в романе Достоевского «Идиот», «у иного ещё вера может пропасть».
Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха; 10 картин страстей Господних; фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для г. Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.
К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры (1526), а также рисунки к Ветхому Завету (91 л.) и «Пляска Смерти» (58 л.), гравированные на дереве Лютцельбургером.
В 1526 г. Гольбейн оставил Базель, так как из-за Реформации ему стало трудно находить заработок. В Англии он нашёл радушный прием со стороны Томаса Мора, которому Эразм написал рекомендательное письмо. Подчиняясь господствовавшему в Англии вкусу, он за все время своего пребывания там писал исключительно портреты; таковы портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентерберийского, астронома Кратцера, Годсельва и др.
По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.
В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию, изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.
До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось, и брачный договор был заключен. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.
Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jungere; 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии.
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Испытал влияние Ганса Бургкмайра.
Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. В городе Гольбейн познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским. По просьбе последнего иллюстрировал его работу «Похвала глупости» издания 1514 года восемьюдесятью двумя рисунками. Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты.
В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении своем осенью 1519 г. в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.
«Мёртвый Христос в гробу», 1521—1522, Художественный музей, Базель, картина, от которой, по словам князя Мышкина в романе Достоевского «Идиот», «у иного ещё вера может пропасть».
Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха; 10 картин страстей Господних; фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для г. Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.
К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры (1526), а также рисунки к Ветхому Завету (91 л.) и «Пляска Смерти» (58 л.), гравированные на дереве Лютцельбургером.
В 1526 г. Гольбейн оставил Базель, так как из-за Реформации ему стало трудно находить заработок. В Англии он нашёл радушный прием со стороны Томаса Мора, которому Эразм написал рекомендательное письмо. Подчиняясь господствовавшему в Англии вкусу, он за все время своего пребывания там писал исключительно портреты; таковы портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентерберийского, астронома Кратцера, Годсельва и др.
По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.
В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию, изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.
До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось, и брачный договор был заключен. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.
Сохранитьartchallenge.ru
Картины Гольбейна, биография художника Ганса Гольбейна младший
Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein der Jüngere, 1497 год, Аугсбург — 29 ноября 1543 года, Лондон) — известный немецкий портретист, график, представитель Ренессанса. Обучался искусству рисования в мастерской у своего отца, Гольбейна Старшего, который занимался алтарной живописью. Талант юного Ганса принес ему известность в 21 год и подарил возможность стать членом базельской гильдии художников. Гольбейн был близко знаком с Э. Роттердамским, Т. Мором и другими выдающимися личностями того времени. Придворный живописец Генриха VIII.Известные произведения Ганса Гольбейна Младшего: «Генрих VIII», «Эразм Роттердамский», «Томас Мор», «Французские послы», «Мадонна бургомистра Мейера» и др.
Художник Гольбейн: от подмастерья до придворного живописца
Жизнь в семье художников накладывает свой отпечаток: Гансу Гольбейну Младшему по факту своего рождения было суждено стать человеком искусства. Он рос среди творцов, создававших прекрасные фрески и полотна — его отцом был Ганс Гольбейн, впоследствии названный Старшим; старший брат и дядя также не представляли свою жизнь без красок и мольберта.Братья Гольбейны начинали свой творческий путь в мастерской, принадлежавшей их отцу. В возрасте 18 лет младший Гольбейн вместе со своим братом отправляется в Базель, чтобы учиться у Х.Хербстера. Обучение заняло 2 года. Именно в это время Гольбейн начинает проявлять себя как самостоятельный художник: увлекшись сочинением Эразма Роттердамского «Похвала глупости», юный Ганс рисует иллюстрации к тексту. Эти картинки настолько понравились сочинителю, что он пожелал познакомиться с их творцом — это знакомство стало началом долгой дружбы между двумя гениями.
В базельский период было написано довольно много различных картин: Гольбейн создает портреты бургомистра и его супруги, занимается декоративным оформлением помещений, пишет полотна на религиозную тематику («Мертвый Христос»), с удовольствием рисует разнообразные эскизы и делает наброски. К 21 году он становится довольно известным мастером и получает приглашение от базельской гильдии художников. Отец художника гордился достижениями своих сыновей — подтверждением этого служат его работы, на которых он изобразил своих мальчиков. Так, на картине Гольбейна Старшего, сюжет которой был взят из деяний апостола Павла, среди прочих персонажей можно увидеть автопортрет отца семейства с сыновьями. Спустя несколько лет, в 1511 году, он рисует серебряным карандашом парный портрет сыновей.
Столкновения между католиками и протестантами, побудили художника Гольбейна переехать в Лондон — это произошло в 1526 году. Подписанное Э. Роттердамским рекомендательное письмо открыло ему двери в дом Томаса Мора. За два года, проведенных живописцем в Англии, он успел написать множество портретов, большинство из которых являются шедеврами.
Последующие годы (вплоть до кончины в 1543 году) были для Ганса Гольбейна Младшего наполнены поездками из Швейцарии в Англию и обратно, новыми знакомствами с влиятельными людьми, и, конечно же, новыми картинами.
Картины Ганса Гольбейна Младшего
В юности на молодого художника произвели огромное впечатление работы Ханса Бургкмайра — немецкого художника из Аугсбурга, занимавшегося ксилографией, писавшего портреты горожан и картины на библейские темы. Это влияние можно проследить в ранних картинах Ганса Гольбейна Младшего, который впоследствии отыскал собственный стиль, сделавший его знаменитым.В своих работах художник стремился с максимальной точностью передать не только мельчайшие детали интерьера и костюма позировавшей ему модели, но также и основные черты характера индивидуума. Чтобы понять человека, которого ему предстояло писать, Гольбейн проводил несколько предварительных сеансов, во время которых делал наброски карандашом. Используя сангину, мел и уголь для создания контраста, художник уделял особое внимание чертам лица и его выражению, практически не прорисовывая руки.
Постепенно совершенствуя свое мастерство, живописец применял не только традиционные приемы живописи: для полного раскрытия характеров своих персонажей он использовал дополнительные элементы — тщательно выписанные костюмы, украшения, мельчайшие детали интерьера. Картины Гольбейна, написанные им в зрелом возрасте, не просто изображают неких людей — они рассказывают зрителю такие подробности, как художественные, религиозные или интеллектуальные интересы каждого конкретного персонажа. Например, если внимательно рассматривать картину «Французские послы» (1533 г.), можно заметить, что на столе, возле которого стоят персонажи, находятся астрономические и навигационные приборы, музыкальные инструменты, книги. Странная фигура на переднем плане представляет собой череп, изображенный в искаженной перспективе.
Помимо обычных портретов, созданных Гансом Гольбейном Младшим, до нас дошли также портретные миниатюры его авторства. Его работы были настолько совершенны, что приводили современников художника в изумление и восхищение.
Сегодня картины этого замечательного живописца занимают почетные места в залах художественных музеев и галерей. В честь Гольбейна изображенные на его полотнах турецкие ковры с характерным орнаментом получили название «гольбейн». Его именем также назван шов, часто встречающийся в вышивке манжет и оформлении кружев.
artchive.ru
Гольбейн Ганс Картины биография Holbein Hans
Гольбейн Ганс, (Holbein Hans) или Хольбейн Ханс Младший (около 1497 или 1498-1543), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился у своего отца, художника Ханса Хольбейна Старшего. Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 годах Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину “Мертвый Христос” (1521, Публичное художественное собрание, Базель).
Ганс Гольбейн создал прекрасные графические иллюстрации (к “Похвале глупости” Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков “Образы смерти” (известна под названием “Пляска смерти”, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии.
Мэри Уоттон, леди Гилдфорд,1530-е Маргарет Уайат, леди Ли,1540-е Портрет молодой женщины,1540-еВ 1526-1528 годах и затем с 1532 Гольбейн работал в Англии, куда прибыл с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к английским гуманистам. С 1536 года Ганс Гольбейн стал придворным художником английского короля Генриха VIII. В Англии в полной мере раскрылся выдающийся талант Гольбейна-портретиста. Почти ювелирная тщательность в воспроизведении деталей сочетается в его работах с пластической и эмоциональной целостностью образа. Таковы работы художника - графический портрет Томаса Мора, серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок; живописные портреты: немецкого купца Георга Гиссе, 1532, Картинная галерея, Берлин-Далем; французского посла Ш. Моретта, около 1534-1535, Картинная галерея, Дрезден; королевы Джейн Сеймур, 1536-1537, Музей истории искусств, Вена; короля Генриха VIII, 1539-1540, Национальная галерея, Рим.
Сэр Брайан Туке,около 1534В Германии искусство Хольбейна не нашло последователей, но оказало сильнейшее воздействие на развитие английского, а затем и всего западноевропейского портрета. Пристально всматриваясь в индивидуальные черты модели, точно и без прикрас воспроизводя ее облик, он создавал смелые и острые по рисунку, насыщенные цветом, жизненно-убедительные и яркие образы своих современников - волевых, целеустремленных людей эпохи Возрождения.
Томас Кромвель, герцог Эссекский,1530-е Бенедикт фон Гертенштейн,1517 Дерих Борн,около 1534Гольбейн был величайшим портретистом своего времени. Его портреты Генриха VIII, королев, министров, послов, купцов и других людей свидетельствуют о мастерстве художника и его способности точно передать характер модели. Ганс Гольбейн умер в 1543 году в Лондоне от чумы.
Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения. 2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.
smallbay.ru
Творчество Ганса Гольбейна (ок. 1498-1543)Автопортрет
Крупнейший мастер позднего немецкого Возрождения Ганс Гольбейн Младший приобрел мировую известность, в первую очередь, своими портретными работами. Он оставил потомкам живописные и графические изображения великих гуманистов Эразма Роттердамского и Томаса Мора, а также запечатлел в портретах с потрясающей силой сходства и образного обобщения многих своих современников. Гольбейн родился в Аугсбурге и учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейяа Старшего. Семнадцати лет он, вместе с братом — тоже художником, — перебрался из Германии в швейцарский город-республику Базель. Здесь жили Эразм Роттердамский и другие гуманисты, процветала культура книгопечатания. Но созданные в это время знаменитые рисунки Гольбейна на полях «Похвалы глупости» не предназначались для печати. Тем не менее эти наброски, где художник то едко бичевал клерикалов, то добродушно посмеивался над слабостями друзей, были выполнены настолько в духе сатиры Эразма, что теперь сопровождают все издания бессмертного произведения. К 1516 году относятся первые успехи Гольбейна в области живописи. Он выполняет портреты базельского бургомистра Якоба Майера и его жены. Вскоре художник побывал в Италии, а возвратившись, вступил в гильдию живописцев и стал получать самостоятельные заказы. В 1519 году Гольбейн пишет портрет молодого гуманиста Бонифация Амербаха, в 1523 году — два портрета Эразма Роттердамского. Это были произведения, исполненные высокого совершенства, поразительной глубины проникновения в характер и верности передачи внешнего облика. В дальнейшем даже религиозная тематика претворяется Гольбейном в образах, неприкрашенно правдивых. Таков его «Мертвый Христос", побудивший Достоевского вложить в уста князя Мышкина фразу: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» Большим графическим циклом, выполненным Гольбейном в середине 20-х годов, были «Образы смерти» — миниатюрные гравюры на очень распространенную в средние века тему равенства всех перед смертью. В сюжетах этих гравюр, отличавшихся социальной заостренностью, находят отражение сочувственно воспринимаемые художником идеи реформации и крестьянской войны. В 1526 году Гольбейн, снабженный рекомендательными письмами Эразма к английским гуманистам, отправляется в Лондон. Здесь его радушно встречают в семье Томаса Мора. Художник пишет портрет этой гостеприимной семьи, к сожалению, не сохранившейся. Известен также рисунок с изображением Томаса Мора. Из живописных работ Гольбейна, созданных в Англии, можно отметить парный портрет Томаса Годселва и его сына Джона. Через три года Гольбейн возвращается в Базель, а в 1532 году снова приезжает в Англию. На этот раз он обосновывается здесь надолго и создает ряд значительнейших своих произведений. Правда, общественная обстановка в Британском королевстве изменилась. Томас Мор попал в опалу и был казнен. Главными заказчиками Гольбейна ста- новятся немецкие купцы. Он украшает росписями их резиденцию в Лондоне «Стальной двор» и делает много портретов (Георга Гизе, Дитриха Борна и других). Большое полотно Гольбейна «Послы» представляет собой парный портрет французских дипломатов. Парадная пышность обстановки, торжественность поз, обилие аксессуаров нимало не повлияли здесь на острую выразительность образов. В том же духе выполнен портрет французского посланника Шарля де Со лье, сьера де Моретта. В 1536 году король Англии Генрих VIII предлагает Гансу Гольбейну младшему стать придворным живописцем. Художник соглашается. Видимо уже в этом звании он создает портреты короля, королевы Джейн Сеймур, придворных, расписывает королевские резиденции. Кстати сказать, Гольбейн и ранее, еще в Базеле, успешно занимался декоративной живописью (фасад Дома танцев, 20-е годы; росписи на Ратуше, 1529). Вызывают восхищение мягкостью и лаконизмом манеры графические портреты Гольбейна, по большей части служившие подготовительным материалом для больших картин. Гольбейн умер в Лондоне во время эпидемии чумы. Ганс Гольбейн Младший галерея картинПолезная информация: Тем, кто хочет купить фотоаппарат в Киеве, стоит обратить внимание на сайт фототехники Portamix (portamix.com.ua). Здесь есть раздел «Цифровые фотокамеры», в котором можно провести сравнение цен на различные фотоаппараты. Приводятся отзывы посетителей о моделях фотокамер, можно ознакомиться с подробными техническими характеристиками фототехники. Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Картины, описание картин — Гольбейн, Ганс (Младший)
Диптих (двойной портрет) бургомистра Якоба Майера и его жены Дорот...
Диптих (двойной портрет) бургомистра Якоба Майера и его жены Дорот...
Правила для школьного учителя. Занятия для взрослых. 1516
Правила для школьного учителя. Занятия для детей. 1516
Положение во гроб. 1516-1526
Женский портрет. 1517 *
Портрет Бонифация Амербаха. 1519
Алтарный образ Ганса Оберрида для Фрайбургского собора, левая ство...
Алтарный образ Ганса Оберрида для Фрайбургского собора, левая ство...
Алтарный образ Ганса Оберрида для Фрайбургского собора, правая ств...
Алтарный образ Ганса Оберрида для Фрайбургского собора, правая ств...
Алтарный образ Ганса Оберрида для Фрайбургского собора, пределла. ...
Алтарный образ Ганса Оберрида для Фрайбургского собора, пределла. ...
Алтарный образ Ганса Оберрида для Фрайбургского собора, пределла. ...
Алтарь Герстера. Мадонна на троне, слева св. Николай Мирликийский,...
Портрет Эразма Роттердамского. 1523
Портрет Эразма Роттердамского за пультом. 1523
Алтарь Страстей, левая внешняя створка. Поругание Христа, Христос ...
Алтарь Страстей, левая внешняя створка, сцена вверху. Христос на М...
Алтарь Страстей, левая внутренняя створка, сцена вверху. Поцелуй И...
Алтарь Страстей, левая внутренняя створка, сцена внизу. Несение кр...
Алтарь Страстей, правая внешняя створка. Положение во гроб и Бичев...
Алтарь Страстей, правая внутренняя створка. Сцена вверху. Христос ...
Алтарь Страстей, правая внутренняя створка. Сцена внизу. Распятие....
Алтарь Страстей, правая внешняя створка. Сцена внизу. Положение во...
Св. Урсула. 1523 *
Лаис Коринфская. 1526
Мадонна базельского бургомистра Якоба Майера (Дармштедтская мадонн...
Портрет Якоба Майера цум Хазен, базельского бургомистра. 1526-1530
Венера и Амур. 1526 *
Портрет сэра Генри Вайата. 1526-1528 *
Портрет Мэри Уоттон, леди Гилденфорд. 1527
Портрет сэра Генри Гилденфорда. 1527
Портрет Томаса Мора. 1527
Портрет Уильяма Уорема, архиепископа Кентерберийского. 1527
Портрет астронома Николая Кратцера. 1528
Портрет астронома Николая Кратцера. Фрагмент. 1528
Портрет астронома Николая Кратцера. Фрагмент. 1528
Портрет жены художника Эльсбет Бинзеншток со старшими детьми Филип...
Портрет жены художника Эльсбет Бинзеншток со старшими детьми Филип...
Портрет Томаса Годселва с сыном Джоном. 1528
Портрет купца Георга Гиссе. 1532
Портрет купца Георга Гиссе. Фрагмент. 1532
Портрет купца Георга Гиссе. Фрагмент. 1532
Портрет члена семьи Ведиг. 1532
Noli me tangere ("Не прикасайся ко мне"). 1532-1533
Портрет сэра Никласа Кэрью. 1532-1533
Портрет кёльнского купца Ведига. 1533
Портрет Роберта Чизмена. 1533
Портрет французских послов Жана де Дентвиля и Жоржа де Сельва. 153...
Портрет французских послов Жана де Дентвиля и Жоржа де Сельва. Фра...
Портрет французских послов Жана де Дентвиля и Жоржа де Сельва. Фра...
Портрет Шарля де Солье, сира де Моретта, французского посла в Лонд...
Портрет мужчины с лютней. 1534-1535 *
Портрет мужчины с лютней. Фрагмент. 1534-1535 *
Портрет Саймона Джорджа из Корнуолла. 1535
Портрет сэра Ричарда Саутвелла. 1536
Портрет сэра Ричарда Саутвелла. Фрагмент. 1536
Портрет английской королевы Джейн Сеймур. 1536-1537 *
Портрет английской королевы Джейн Сеймур. 1536-1537 *
Портрет Генриха VIII, английского короля. 1536-1537 *
Портрет Анны Клевской. 1539
Портрет Эдуарда VI в младенчестве. 1539
Портрет Генриха VIII. 1539-1540
Портрет Генриха VIII. Фрагмент. 1539-1540
Портрет Томаса Говарда, герцога Норфолка. 1539-1540
Портрет Маргарет Вайат, леди Ли. 1540
Портрет Катарины Говард, пятой жены короля Генриха VIII. 1540-1541
Портрет мужчины с письмом и перчатками в руках. 1540 *
Портрет молодого человека. 1541
Портрет доктора Джона Чамберса, лейбмедика английского короля Генр...
Портрет поэта Генри Говарда, графа Суррея. 1541-1543
Автопортрет. 1542
Портрет Генриха VIII. 1542
Портрет дворянина с соколом. 1542
Портрет Антона Доброго, герцога Лотарингского. 1543
Портрет леди Маргарет Баттс. 1543
Портрет сэра Уильяма Баттса. 1543
Портрет Эдуарда VI в шестилетнем возрасте. 1543
Набросок декорации фасада "Дома танца" в Базеле. 1520
www.art-drawing.ru
Немецкий художник Ганс Гольбейн (младший): биография, творчество
Ганс Гольбейн-старший (≈1465-1524) возглавил художественную мастерскую. В ней работал его брат, а позже и два сына. Особенную, выдающуюся роль в искусстве Северного Возрождения сыграл его младший сын, полный тезка своего отца – Ганс Гольбейн (1497-1543).
В богатом Аугсбурге
В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Мастерская Ганса стала семейной. Дела процветали, заказов хватало и ему самому, и брату Зигмунду, и помощнику Леонарду. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. В нем развивалась торговля, росли мастерские, которые изготавливали оружие и ювелирные украшения. У живописцев покровителями были состоятельные семьи. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. В город часто приезжал император Максимилиан I. Именно он и его свита привозили сюда новые знания о художниках итальянского Ренессанса, например. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир.
В мастерской
Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. В изображениях присутствуют и жанровые сцены, и охота. Позже Ганс Гольбейн отойдет от активной деятельности и поселится в Изенгейме, где затем и скончается. В Аугсбурге восстановили разрушенный в годы войны дом Гольбейнов, а в Галерее старинных мастеров и кафедральном соборе есть работы, которые выполнил Ганс Гольбейн. Картины его – это гордость города.
Жизнь Ганса Гольбейна-сына
Поработав с отцом и братом, Ганс переезжает в 1515 году в Швейцарию. На десять лет обосновался в Базеле. Здесь он знакомится с Эразмом Роттердамским, иллюстрирует его «Похвалу глупости», создает его портрет. Его покровителем является бургомистр Мейер, для которого он напишет перед тем, как навсегда покинет Германию, картину «Мадонна семейства Мейер», один из своих шедевров этого периода. В верхней центральной части Дева Мария держит младенца Иисуса под покровом гребешка раковины. Предполагают, что ему позировала возлюбленная по имени Магдалена Оффенбург. Ниже под защитой плаща пресвятой Девы расположилось по бокам от нее все семейство Мейер. Считалось, что благодаря ее заступничеству можно получить милость Отца Небесного. Гребешок оболочки символизирует божественное пространство и женственность. Золотая корона на голове Богородицы означает независимость ее власти. Слева находится сам Мейер с двумя сыновьями. На переднем плане в белом платье – дочь Мейера Анна. Затем – вторая его жена, Доротея, и, наконец, в профиль изображена первая, уже умершая супруга Мейера – Магдалена. Так что это – религиозный портрет с серьезными коннотациями. Неизвестно, о чем думал, оставляя Базель, Ганс Гольбейн. Биография его в эти годы складывалась из переездов. Куда же он отправился?
Ганс Гольбейн-младший в Англии
На два года художник уезжает в Англию, где его радушно принимают, затем возвращается в Базель, заканчивает роспись ратуши сценами из Ветхого Завета и в 1532 навсегда переселяется на остров. Здесь он раскрывает свой дар портретиста в полной мере. Сейчас перед нами пройдут его работы, которые создали ему немеркнущую славу. Точность характеристик, яркость образов – вот что создает Ганс Гольбейн. Произведения не сразу нашли последователей, но именно они повлияли на развитие портретной живописи в Британии.
«Послы», 1533 год
Ганс Гольбейн-младший написал портреты французских послов в тот год, когда родилась принцесса Елизавета. Эта картина является и двойным портретом, и натюрмортом из нескольких предметов, которые стали причиной многочисленных дискуссий.
Мужчины одеты в различные одежды, справа Жан де Дентевиль – в светской, слева епископ Жорж де Сельв – в официальной. Это показывает конфликт между светскими и религиозными властями, между владетельными сеньорами и Церковью. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Непонятно, почему Гольбейн предлагает вспомнить о смерти, но возможно, что художник составляет трехуровневую картину. На верхней полке находятся астролябия, квадрант, многогранные солнечные часы и другие предметы мира небесного, на нижней – земной мир, о чем свидетельствуют книги и лютня, и, наконец, на полу напоминание о смерти в виде косого среза. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу, и медальон Жана де Дентевиля. Так живописец превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение.
Утерянный портрет короля
В 1536 году Гольбейн становится придворным живописцем короля Генриха. А в 1536-1537 годах создает его портрет. Оригинал не сохранился, он сгорел при пожаре 1698 года, известен нам только по многочисленным копиям. В это время Генрих был женат на безропотной Джейн Сеймур. Портрет смиренной третьей супруги Генриха дошел до наших дней, как и портрет юного принца Эдуарда, долгожданного наследника, в нежном возрасте.
Портрет Генриха VIII, поздняя копия
Как было сказано, портреты Генриха VIII сгорели. Они предназначались для украшения Уайтхолла. Но остались копии. Кроме самого короля, были также изображены его жена Джейн Сеймур и его родители, Генрих VII и Элизабет Йорк. Это были фрески, оконченные к 1537 году, чтобы отпраздновать рождение возлюбленного сына. Для нас в оригинале остался только картон, на котором нарисованы Генрих VIII и его отец, Генрих VII.
Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Величие короля передается позой. Он гордо и агрессивно стоит прямо напротив зрителя, ноги раздвинуты, руки занимают позицию бойца. В одной руке он держит перчатку, другая расположена рядом с висящим на поясе богато украшенным кинжалом. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы, исходящей от короля. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. На портрете король молод и здоров, хотя на самом деле он уже тяжко страдает от раны, полученной при неудачно проведенном турнире. Генриху VIII так понравился этот портрет, что он приказал создать его копии, предназначенные в качестве подарков для послов и вельмож.
Единственный сохранившийся портрет работы Гольбейна
Этот портрет находится не в Англии, а в музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, где король изображен по пояс развернутым лицом к зрителю в три четверти. В течение многих лет эта картина принадлежала семейству Спенсеров, но финансовые проблемы заставили седьмого графа Спенсера с ней расстаться. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Фронтально развернутые плечи королевской особы, положение его рук, украшенных перстнями, массивная цепь, величественная осанка сразу показывают, что перед зрителем незаурядная сильная личность. Властное тяжелое лицо монарха совершенно спокойно. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. На лице нет намека на улыбку. Это жесткий человек, привыкший все решать самостоятельно, расправляясь с действительными и мнимыми оппозиционерами.
Гольбейн умер во время эпидемии чумы в Лондоне. Это было в пору расцвета его таланта и мастерства. Живописцу исполнилось только 46 лет.
fb.ru
Живопись Англии при Тюдорах. Гольбейн \ Painting in England under Tudors. Holbein
Новый период в английском искусстве и первое путешествие ГольбейнаВ 1531 году закончился средневековый период в английском искусстве: церковный синод в Кентербери признал Генриха У111 главой церкви Англии, и протестантское государство отказалось от религиозной живописи. Моду на сцены из классической мифологии еще не привезли из Италии, и единственным жанром, в котором развивалась в эту эпоху национальная традиция, был портрет.
В 1532 году Генриху У111 и всей Англии судьба сделала неслыханный подарок: в Лондон приехал Гольбейн. Приехал, чтобы остаться тут навсегда.
Ганс Гольбейн-младший родился в Аусбурге в 1497\8 и учился там же и, до своего переезда в Базель в 1519 году, посетил северную Италию (в частности Ломбардию). Как Дюрер до него, в своем искусстве Гольбейн соединил черты итальянского и северного Ренессанса.Художник был близок к кругу базельских гуманистов, таких, как Эразм (чьи работы он иллюстрировал) и Фробен, для которого он создал множество гравюр. Если бы не беспорядки, вызванные религиозной реформой в Базеле, которые вынудили его искать работу в Англии, он был бы, вероятно, великим религиозным художником. Но вышло так, что его зрелые работы были выполнены большей частью в жанре портрета, в котором он остается непревзойденным по выверенности композиции, глубине передачи характера модели и богатству и чистоте стиля.
В 1526 году, перед первым визитом в Англию, он написал маленькую «Венеру» и «Лаис» (обе в Базеле), которые показывают знакомство художника как с Леонардо, так и с Рафаэлем. Лаис Коринфская1526Limewood, 34,6 x 26,8 cmKunstmuseum, Öffentliche Kunstsammlung, BasleЗдесь в образе знаменитой куртизанки, взятом из классической литературы, запечатлена Магдалена Оффенбург.
Венера и Амур1524-25Limewood, 34,6 x 26,2 cmKunstmuseum, Öffentliche Kunstsammlung, Basle
Осенью этого же года он прибыл в Англию, будучи наследником лучшей и благороднейшей из традиций европейского искусства. Гольбейн приехал с письмом из Базеля от Эразма к его другу Томасу Мору. «Здесь, - говорит Эразм, - искусства покрываются коркой льда, он едет в Англию, дабы наскрести несколько золотых монет». Романтический ореол первых лет царствования Генриха У111 (во всяком случае, для Эразма, который, вероятно, посоветовал Гольбейну совершить эту поездку) еще не развеялся: в это время ученик Эразма, лорд Маунтджой, наставник юного принца Генри, писал своему старому учителю (1509 год): «Нашего короля больше привлекает не золото, украшения или драгоценные металлы, но добродетель, слава и бессмертие». То, что столь радужные перспективы могут привести к весьма скромным результатам, казалось оптимисту Эразму невероятным, но Мор, отвечая другу, пишет: «Ваш художник – удивительный человек», - и добавляет, - «боюсь, что поездка не окажется столь плодотворной, как он надеялся». Так и случилось, но, тем не менее, здесь шансов найти заказчиков было больше, чем в Базеле.
Первая поездка продлилась только до весны или лета 1528 года, и патронами Гольбейна были члены той небольшой группы (самым известным из них был Мор), которая поддерживала связь с международным движением гуманизма: «Архиепископ Уорхэм», 1527 (Лувр), «Сэр Томас Мор» (1527, коллекция Фрика, Нью-Йорк), «Джон и Томас Годсэлви (1528, Дрезден), и астроном «Никлас Кратцер» (1528, Лувр). Тогда же был написан знаменитый "Портрет Дамы со скворцом и белкой" (1527-8, Лондон).
Портрет Уильяма Уорхэма, архиепископа Кентерберийского1527Oil on oak, 82 x 67 cmMusée du Louvre, Paris
Двойной портрет сэра Томаса Годсэлви и его сына Джона1528Resin tempera on oak, 35 x 36 cmGemäldegalerie, Dresden
Портрет Никласа Кратцера1528Tempera on oak, 83 x 67 cmMusée du Louvre, Paris
Портрет Дамы со скворцом и белкой1527-28Oil on oak, 54 x 38,7 cmNational Gallery, LondonДама, изображенная на портрете, - предположительно Анна Эшби - жена сэра Фрэнсиса Лоуэлла из Восточного Харлинга (Норфолк). Белка здесь - не только домашний любимец, но и указание на герб Лоуэллов. Скворец - возможно, аллюзия на семейное поместье в Восточном Харлинге.Портрет был заказан в честь рождения наследника весной 1526 года.
Шедевром этой поездки стала утерянная работа «Семья сэра Томаса Мора», написанная акварелью, эскиз к которой хранится в Базеле, а поздняя копия маслом – в аббатстве Ноустелл; семь сохранившихся портретных зарисовок находятся в Виндзоре. Эта группа рисунков по виртуозному владению техникой и глубине портретных характеристик превосходит схематичные и быстро выполненные более поздние работы Гольбейна. Сэр Томас Мор, тогда лорд-канцлер, первое лицо государства, реформатор, автор "Утопии" (1516), был, ко всем своим достоинствам, замечательным отцом большого семейства.
Семья Томаса Мора (1526–7)the Kunstmuseum Basel, KupferstichkabinettPen and brush with black ink over chalk preparatory drawing on paper389 x 524 mm
Элизабет Донсей (1526–7). Коллекция королевы, ВиндзорBlack and coloured chalks on paper 371 x 262 mm
Элизабет Донсей - вторая дочь Томаса Мора.
Джон Мор-младший (1526–7)Коллекция Королевы, Виндзор Black and coloured chalks on paper383 x 284 mm Джон Мор - единственный сын сэра Томаса Мора. В 1529 г. женился на Анне Кресакр. После смерти Мора был ненадолго заключен в Тауэр
Анна Кресакр (1526–7)Коллекция королевы, ВиндзорBlack and coloured chalks on paper375 x 268 mm Анна Кресакр (1511–77) воспитывалась в семье Мора с 1512 года, после смерти своего отца, и в 1529 году стала женой Джона Мора-младшего.
Сесили Херон (1526–7)Коллекция королевы, ВиндзорBlack and coloured chalks on paper384 x 283 mm Сесили Херон, младшая дочь сэра Томаса Мора, была замужем за Жилем Херон. В 1540 году он был повешен за измену. Поза Сесили напоминает о портрете Чечилии Галлерани работы Леонардо (сейчас хранится в Кракове, Польша) и призвана скрыть ее беременность.
Сэр Джон Мор(1526–7)Королевская Коллекция, ВиндзорBlack and coloured chalks on paper354 x 276 mm Во время первой поездки Гольбейна в Англию адвокату сэру Джону Мору, отцу сэра Томаса Мора, было 75 лет. На картине он показан в своей судейской мантии, но здесь на нем отороченный мехом камзол. Рисунок демонстрирует виртуозное владение художником техникой: от быстрых зигзагов на мехе к мягким линиям волос и бровей.
Маргарет Гиггс (1526–7)Королевская коллекция, ВиндзорBlack and coloured chalks on paper385 x 273 mm Маргарет Гиггс - приемная дочь сэра Томаса Мора. В 1526 году вышла замуж за Джона Клемента, который вскоре стал придворным врачом.
Группа портретов, написанных во время первого визита, более изысканна по манере письма и композиции, чем поздние работы, и не имеет наследников в английской живописи. В качестве эталона стиля можно взять портрет Томаса Мора.
Сэр Томас Мор 1527Tempera on wood, 74,2 x 59 cmFrick Collection, New York
За исключением работ Тициана, ничего подобного по благородству репрезентации модели не было создано в европейской портретной живописи эпохи, но средства, используемые художником – доминирование линии над цветом – абсолютная противоположность Тициану. Фигура выступает в ясно определенном пространстве, кубический объем которого намеренно уменьшен занавесом; черты лица, руки, осанка – все одинаково передает характер, и всей работе свойственна шекспировская глубина. Кажется, она создает цельный образ европейца. Сама зрелость стиля сделала подобные портреты редкостью для Англии, свойственной только кругу гуманистов, и, когда Гольбейн опять приехал в Лондон, его стиль стал менее изощренным.
Литература:
The National Gallery Companion Guide. L., 1997Waterhouse, Ellis. Painting in Britain, 1530-1790. L., 1997Foister, Susan. Holbein in England. Exhibition catalogue (26 September 2006 -7 January 2007). L., 2006
english-art.livejournal.com