Крамской картина "Русалки" или мистический сон. Русалки картина


Образ русалки в мировой живописи – Ярмарка Мастеров

Готовя предыдущую публикацию, я поняла, что русалка относится к числу наиболее популярных образов русской и европейской демонологии, представленных в отечественной литературе и  искусстве.

Г. Дрейпер

русалка

Беклин «Штиль»

живопись

А сам образ русалки уже на протяжении нескольких веков будит фантазию многих художников. О них писали В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, А.Н. Толстой, Н.Гумилев, В.В. Набоков, Гейне, Теннисон, Г.Х.Андерсон и многие другие. Русалкам в музыке посвящены «Песня Русалки» Гайдна, симфоническая поэма «Водяной» и опера «Русалка» Дворжака, незаконченная опера «Лорелея» и увертюра «Прекрасная Мелузина» Мендельсона, опера «Садко» Римского-Корсакова. Русалки появляются в опере Генделя «Ринальдо» и в «Кольце Нибелунгов» Вагнера.

Беклин «Дух пены»

история искусства

Время, мода, интересы и мировидение, индивидуальный стиль и художественные задачи делали образ русалки сугубо личностным для каждого автора.

Ф.Заска

Так, западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские же больше сходны с древнегреческими нимфами. Интересно, что в англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.

М.Шагал

Русалку обычно изображают в виде обнаженной девушки с рыбьим хвостом; однако у нее может быть и пара ног, и пара хвостов, которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и дельфиньими или змеиными. Она поет чудесные песни, а нередко еще и играет на арфе. Помимо русалок известны также и «русалы» иногда такие же романтичные, иногда вспыльчивые и гневные.

 В. Любаров

В. Любаров

В. Любаров

Церковники считали русалку религиозным символом искушения и коварства, и поэтому запрета на ее изображение в искусстве и литературе никогда не существовало. Ее ликами украшали соборы, корабли, дома, гербы, оружие и предметы быта.

Г. Дрейпер «Морской ребенок»

Г. Дрейпер «Одиссей и серены»

Г. Дрейпер «Морская мелодия»

Уоттерхауз

Уоттерхауз

Уоттерхауз

А вот в России живописное изображение русалки послужило скандалом. Эти события касались важнейшего события в художественной жизни Петербурга начала 1860-х годов — знаменитого бунта 14 выпускников Академии художеств во главе с Крамским, не пожелавших писать на академическую тему и покинувших Академию после отказа ее начальства разрешить писать на вольную тему. «Русалки» И.Н. Крамского появились в 1871 году, «Садко в подводном царстве» И.Е.Репина — в 1875 году, а К.Е. Маковский создал свое полотно «Русалки» уже в 1879 году.

Крамской сделал русалок добропорядочными девами, у Репина они — экзотичные принцессы, а Маковский свил обнаженные тела в чувственный вихрь, взлетающий от воды к наваждению лунного сияния.

Уоттерхауз

Ф. Заска

Ф.Заска

Кстати, с картиной Крамского «Русалки» связана одна очень мистическая история: на первой выставке Товарищества передвижников, проходившей в 1871 году, «Русалки» Крамского оказались рядом с совершенно безобидным пейзажем Саврасова «Грачи прилетели». И что вы думаете? В первую же ночь «Грачи» вдруг ни с того ни с сего свалились со стены! Затем оба полотна купил Третьяков. «Грачей» он повесил в своем кабинете, а «Русалок» в зале.

Ф.Заска

И. Крамской

Но не было им там покоя: по ночам чудилось, что из залы доносится тихое заунывное пение… Прислуга и домочадцы боялись лишний раз туда заходить, а сам Третьяков, находясь возле картины, почему-то ощущал упадок сил… Позднее и среди посетителей пошла молва, что с полотном «неладно». Говорили даже, что какая-то барышня, которая долго стояла и смотрела на картину, после этого утопилась в Яузе…

Климт

К. Маковский

Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не старая нянька, посоветовавшая Третьякову повесить «Русалок» в дальний угол, так, чтобы на них не падал свет. Тогда, мол, они перестанут «колобродить», пообещала старуха. Так и случилось. Как только русалки попали в тень, вся чертовщина разом прекратилась…

И. Репин «Садко в подводном царстве»

А.Галлен-Каллела

Интересно, что образ русалки пережил расцвет именно в XIX веке, когда наука окончательно разделила фантазии и реальность. А в Англии русалка стала еще и символом империи, правящей морями и добывающей себе богатства в заморских колониях.

Р. Маргитт

Р. Маргитт

Русалка конца XIX — начала XX века — «роковая женщина». Недостижимая соблазнительница, сексуальная и сладострастная, и в то же время, холодная и неуловимая. Ее вечные молодость и красота, волшебный голос и искусство обольщения завлекают в ловушку беспомощных моряков.

А.Вардл «Северная приманка»

Такой ее изображают художники — швейцарец Арнольд Беклин, норвежец Эдвард Мунк, австриец Густав Климт и многие другие.

Обобщенный образ трепетной «роковой женщины» отразился и в символичной картине Климта «Русалки». На полотне художник не пытается отобразить точный образ сказочной девушки с хвостом, Климт акцентирует внимание на характере обворожительной русалки, которая с легкостью заманит одинокого путника и утащит его на дно.

А.Фонтен-Латур

Но позднее, в XX веке, на работах Рене Маргитта и Поля Дельво ее образ приобретает несколько комический оттенок.

В интерпретации современных психологов она является символом смешения сексуального влечения и смерти, желания мужчины полностью забыться, даже зная, что это означает самоуничтожение.

А.Беклин

В.Котарбинский

В.Низовцев

Вероятно, поэтому интерес к русалкам не угасает и сегодня: этот образ до сих пор широко используется в литературе, живописи, графике, различных видах современного искусства, становится символом, красуется на эмблемах, упрощается до знака.

Дж. Кольер «Земной младенец»

Г. Пул

И.Косьмин

Ф.Лейтон

Ч.Э. Бутибон

Ф. Моллер

Э.М. Хейл «Сирены»

Э. Пойнтнер

Э. Морган

К.Эквалл

А. Беклин

У. Брекспер

Г. Каффери

Б.Фрауд

Э.Бауманн

www.livemaster.ru

Крамской картина "Русалки" или мистический сон

В букете картин русских художников особое место занимает фантастическая живопись. Это обусловлено нашей культурой с множеством сказок и политеистических верований. Одним из художников, который четко уловил связь вымышленного и реального, стал Иван Николаевич Крамской. В его полотнах нет явного разделения на фантастику и быль, два этих фактора плавно переплетаются и выдают зрителю целую историю. Принцип некоторой туманности или даже “матовости” поверхности, тщательный отбор образов и неяркие краски дают ту самую сказочность, свойственную картинам Ивана Николаевича. Например, мы точно можем сказать, что “Русалки” - картина Крамского, описание ее совпадает с характеристикой других картин этого автора: мистика соседствует со спокойной природой. Кстати, если говорить о реализме, то мы можем видеть вполне привычные пейзажи, хижины и дома с четко прорисованными деталями.

Крамской: из писаря в живописцы

Художник родился в мае 1837 года в Воронежской губернии. Отец его был писарем, поэтому хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Так и случилось. После окончания учебы Иван работал писарем при Думе в своем городе. Но в 1853 году его внимание переключилось на другую деятельность, он стал обрабатывать фотографические снимки, этому его научил Тулинов, который был земляком Крамского.

крамской картина русалки

Так начался путь живописца в качестве художника. Уже в 1857 году он поступил на учебу в Художественную Академию в Петербурге. Успехи молодого человека были настолько явными, что за одну из картин Иван Николаевич получил золотую медаль.

Среди работ рисовальщика были портреты известных людей, с помощью которых он набил руку в этом жанре, однако самой известной его картиной является “Христос в пустыне”. Она стала пиком развития Крамского в религиозной живописи.

Невообразимое количество полотен и фотографий осталось наследникам в память о замечательном художнике, скончавшемся от проблем с сердцем в возрасте пятидесяти лет.

Мистика картины “Русалки”

Пожалуй, одним из самых ярых любителей мистики в русской живописи является Крамской. Картина “Русалки” собрала вокруг себя столько опрометчивых мнений по поводу ее нехорошей репутаций, что все, к сожалению, не перечислить. История произведения связана, как ни странно, с Гоголем и его повестью “Майская ночь или Утопленница”. Если верить народной молве, девушки-утопленницы после смерти становились русалками, зазывая путников в свои сети. Именно их и хотел изобразить рисовальщик на картине.

сочинение по картине русалки крамского

Почему именно Гоголь? Как известно, Николай Васильевич также был не прочь писать о чем-то загадочном, вспомнить даже “Вия” или “Вечера на хуторе близ Диканьки”, а Крамской по несколько раз перечитывал эти произведения. Вероятно, такое тяготение к Гоголю и стало отправной точкой в области фантастической живописи. Художник хотел передать атмосферу майской ночи на Украине в мелких деталях, отсюда и эффект соприсутствия. Как говорил сам Крамской, картина “Русалки” не до конца отвечает его требованиям, ведь он так хотел изобразить свет луны, но “поймать” ее ему так и не удалось. Хотя мы видим, как холодный свет ночного светила скользит по образам таинственных русалок. Но это лишь часть того, что задумал сам автор.

Считалось, что мистические сюжеты были опасны, а если списывать их с произведений Гоголя, то вообще с ума можно сойти. Крамской даже шутил по этому поводу: “Хорошо, что с таким сюжетом я окончательно не сломал себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло”.

И действительно, в галереях и на выставках ей никогда не могли найти места. Картины рядом с “Русалками” падали, а из помещения слышалось чуть слышное пение и веяло прохладой. Но после того, как полотно перевесили в дальний угол, далекий от солнца, сверхъестественное прекратилось, вероятно, русалкам было слишком жарко на солнечном свете.

Картина как правдоподобный фантастический сон

Но что бы ни говорил сам Крамской, картина “Русалки” удалась на славу, ведь на многих она производила сильное впечатление, правда, не всегда положительное. Это связано с тем, что хотел изобразить художник на полотне. И лица утопленниц, и сама природа будто так и навевают неприятные тоскливые мысли.

русалки картина крамского описание

Выражение лиц девушек предает грусть по жизни, мечты о былом, и безысходность. Вся картина является символом глубокой печали. Сразу бросаются в глаза непривычные образы девушек-русалок. У них нет хвостов, как видно, они очень даже неплохо передвигаются на своих двоих по земле, только у зрителя складывается впечатление невесомости, так как белые одеяния ундин делают их похожими на привидения.

Пускай и не совсем был доволен произведением Крамской, картина “Русалки” была по достоинству оценена профессионалами: многие художественные критики приравнивали данную работу к волшебному сну, так все реалистично изображено на ней.

Оценка Пушкина

Солнце русской поэзии крайне положительно отзывалось о полотне Ивана Николаевича. Что изумило Пушкина в картине Крамского “Русалки”? Да все то же самое, что и всех ценителей хорошего творчества. Он почувствовал атмосферу, которую пытался передать автор, он восхитился оттенками настроений, ведь Александр Сергеевич увидел здесь и игривость, и мечтательность, и печаль. В образах девушек он уловил то настоящее, чего, увы, порой не встретишь у живых людей. Именно такой психологизм, не свойственный обычно портретистам, покорил Пушкина.

что изумило пушкина в картине крамского русалки

Это произведение перевернуло мир художников, оно оказало огромное влияние на последующие работы этого же автора, а также на работы его последователей. Как и хотел Крамской, картина “Русалки” поймала свой лунный свет, благодаря грамотному использованию сюжетов фольклора и культуры русского народа на полотне. Многие школьники рассматривают репродукцию работы в качестве иллюстрации к гоголевским “Майским ночам”, а потом пишут впечатления от увиденного. Однако сочинение по картине “Русалки” Крамского Ивана Николаевича требует не только умения грамотно излагать свои мысли, но и понимать чувства не только персонажей, но и самого художника.

fb.ru

Русалки в живописи

Про русалок мы рассуждали вчера, а давайте еще посмотрим, как их изображали в живописи.

А.А. Шишкин РусалкиРусалки в живописи Не знаю кто автор.Русалки в живописи Сам образ русалки уже на протяжении нескольких веков будит фантазию многих художников. О них писали В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, А.Н. Толстой, Н.Гумилев, В.В. Набоков, Гейне, Теннисон, Г.Х.Андерсон и многие другие. Русалкам в музыке посвящены «Песня Русалки» Гайдна, симфоническая поэма «Водяной» и опера «Русалка» Дворжака, незаконченная опера «Лорелея» и увертюра «Прекрасная Мелузина» Мендельсона, опера «Садко» Римского-Корсакова. Русалки появляются в опере Генделя «Ринальдо» и в «Кольце Нибелунгов» Вагнера.

Прузсковский «Русалки»Русалки в живописи

Гастон Бусьер. НереидыКто такие русалки. Мифы и легенды.

Репин. Садко у морского царяКто такие русалки. Мифы и легенды.

К.Васильев «Русалка»Кто такие русалки. Мифы и легенды.

И. КрамскойКто такие русалки. Мифы и легенды.

К. МаковскийКто такие русалки. Мифы и легенды.

И. ВолковРусалки в живописи

Монастырский «Рыбак и русалка»Русалки в живописи

Н.СперанскийРусалки в живописи

С.Соломко «Русалка»Русалки в живописи

С.Соломко «Русалка и Фавн»Русалки в живописи

Врубель. Игры наяд и тритоновРусалки в живописи

Игорь Майков. Русалка.Русалки в живописи

Т. Шевченко «Русалки»Русалки в живописи

Игорь Майков. Маленький фавн. Русалки в живописиФранц фон Штук.1918. Русалка.Русалки в живописи

Herbert James Draper.The Sea Maiden 1894 Русалки в живописи

Herbert James Draper. Летающая рыба. 1910Русалки в живописи

Г. ДрейперРусалки в живописи

Беклин «Штиль»Русалки в живописи

Беклин «Дух пены»Русалки в живописиВремя, мода, интересы и мировидение, индивидуальный стиль и художественные задачи делали образ русалки сугубо личностным для каждого автора.

Ф.ЗаскаРусалки в живописиТак, западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские же больше сходны с древнегреческими нимфами. Интересно, что в англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.

М.ШагалРусалки в живописиРусалку обычно изображают в виде обнаженной девушки с рыбьим хвостом; однако у нее может быть и пара ног, и пара хвостов, которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и дельфиньими или змеиными. Она поет чудесные песни, а нередко еще и играет на арфе. Помимо русалок известны также и «русалы» иногда такие же романтичные, иногда вспыльчивые и гневные.

В. ЛюбаровРусалки в живописи

В. ЛюбаровРусалки в живописи

В. ЛюбаровРусалки в живописиЦерковники считали русалку религиозным символом искушения и коварства, и поэтому запрета на ее изображение в искусстве и литературе никогда не существовало. Ее ликами украшали соборы, корабли, дома, гербы, оружие и предметы быта.

Г. Дрейпер «Морской ребенок»Русалки в живописи

Г. Дрейпер «Одиссей и серены»Русалки в живописи

Г. Дрейпер «Морская мелодия»Русалки в живописи

УоттерхаузКто такие русалки. Мифы и легенды.

УоттерхаузКто такие русалки. Мифы и легенды.

УоттерхаузКто такие русалки. Мифы и легенды.

УоттерхаузКто такие русалки. Мифы и легенды.

Уотерхаус, Джон Уильям. Нимфы.Русалки в живописи

Ф. ЗаскаКто такие русалки. Мифы и легенды.

Ф.ЗаскаКто такие русалки. Мифы и легенды.

Ф.ЗаскаКто такие русалки. Мифы и легенды.Интересно, что образ русалки пережил расцвет именно в XIX веке, когда наука окончательно разделила фантазии и реальность. А в Англии русалка стала еще и символом империи, правящей морями и добывающей себе богатства в заморских колониях.

Русалка конца XIX — начала XX века — «роковая женщина». Недостижимая соблазнительница, сексуальная и сладострастная, и в то же время, холодная и неуловимая. Ее вечные молодость и красота, волшебный голос и искусство обольщения завлекают в ловушку беспомощных моряков.

А.Галлен-КаллелаКто такие русалки. Мифы и легенды.

Русалки в живописи

А.Вардл «Северная приманка»Русалки в живописиТакой ее изображают художники — швейцарец Арнольд Беклин, норвежец Эдвард Мунк, австриец Густав Климт и многие другие.Обобщенный образ трепетной «роковой женщины» отразился и в символичной картине Климта «Русалки». На полотне художник не пытается отобразить точный образ сказочной девушки с хвостом, Климт акцентирует внимание на характере обворожительной русалки, которая с легкостью заманит одинокого путника и утащит его на дно.

А.Фонтен-ЛатурКто такие русалки. Мифы и легенды.Но позднее, в XX веке, на работах Рене Маргитта и Поля Дельво ее образ приобретает несколько комический оттенок.В интерпретации современных психологов она является символом смешения сексуального влечения и смерти, желания мужчины полностью забыться, даже зная, что это означает самоуничтожение.

А.БеклинКто такие русалки. Мифы и легенды.

В.КотарбинскийКто такие русалки. Мифы и легенды.

В.НизовцевКто такие русалки. Мифы и легенды.

В. НизовцевРусалки в живописиВ. Низовцев Русалки в живописиВероятно, поэтому интерес к русалкам не угасает и сегодня: этот образ до сих пор широко используется в литературе, живописи, графике, различных видах современного искусства, становится символом, красуется на эмблемах, упрощается до знака.

Дж. Кольер «Земной младенец»Кто такие русалки. Мифы и легенды.

Г. ПулКто такие русалки. Мифы и легенды.

И.КосьминКто такие русалки. Мифы и легенды.

Ф.ЛейтонКто такие русалки. Мифы и легенды.

Ч.Э. БутибонКто такие русалки. Мифы и легенды.

Ф. МоллерКто такие русалки. Мифы и легенды.

Э.М. Хейл «Сирены»Кто такие русалки. Мифы и легенды.

Э. ПойнтнерКто такие русалки. Мифы и легенды.

Э. МорганКто такие русалки. Мифы и легенды.

К.ЭкваллКто такие русалки. Мифы и легенды.

А. БеклинКто такие русалки. Мифы и легенды.

Кто такие русалки. Мифы и легенды. Кто такие русалки. Мифы и легенды.

У. БрексперКто такие русалки. Мифы и легенды.

Г. КаффериКто такие русалки. Мифы и легенды.

Кто такие русалки. Мифы и легенды.

Herbert James Draper. Водная нимфа, 1908Русалки в живописи

Б.ФраудКто такие русалки. Мифы и легенды.

Э.БауманнКто такие русалки. Мифы и легенды.

zhiznteatr.mirtesen.ru

"Русалки, дочери морские..." Красивые картины и красивые стихи.

Выкладываю здесь свою коллецию картин с русалками. Те, которые особенно нравятся.) (326x699, 50Kb) Волны ласково что-то шепчут, Как мне в детстве когда-то пели, Обнимают меня за плечи И качают, как в колыбели...

Мне бы броситься ввысь, как чайка,Утонуть в океане неба,Чтоб тебя не искать отчаянноСреди волн бесконечных... Мне бы...

На щеках солёные капли,Может, брызги, а может, слёзы...Тонет сердце моё - кораблик,Рваными парусами - грёзы...

...Ночь раскинула звёздные сети,Ловит души... Бери, не жалко!Пусть никто не узнает на свете,Как печальна любовь русалки...  (483x699, 51Kb) (500x674, 84Kb)Мне не важно, что скажут другие.Я живу своим сердцем, умом.Пусть пророчат завистники злые,Что не быть нам с тобою вдвоем.

Если любишь, то чудо свершится:Будет в ноги мой хвост превращен.Как смогла я, русалка, влюбитьсяВ человека, что в мире земном?

Просто в море порой одиноко,И коралловый холоден сад.И когда же мне грустно немного,Приплываю смотреть на закат.

Не узнали меня еще люди,Лишь с тобой хочу видеть огни.И я верю: мой хвост все же будетПревращен в две земные ноги. (492x699, 50Kb) (633x173, 64Kb)А что осталось от меня?Я превращаюсь постепенноВ морскую кружевную пенуИ высыхаю на камнях.Русалка... Глупая амфибияТогда попалась в эту сеть,Когда кричала каждой рыбе яО том, что я умею петь...Проглоченный крючок царапалНеподготовленное горло,Волшебный голос кровью капал,И даже крики ветром стёрло.Я помню: туповатый ножик,И вкус питья на языке,И боль, и отпечатки ножекНа окровавленном песке...И ведьма в порванных колготках,Танцуя на моих следах,Лишь усмехнулась: "Идиотка!..Ты умерла уже тогда!" (700x385, 47Kb) (574x700, 69Kb) (700x360, 45Kb) (494x699, 64Kb) (450x669, 89Kb) (437x699, 96Kb)Не знаю, что стало со мноюПечалью душа смущена,Мне все не дает покояСтаринная сказка одна.Прохладен воздух. Темнеет,И Рейн уснул во мгле.Последним лучом пламенеетЗакат на прибрежной скале.Там девушка, песнь распевая,Сидит на вершине крутой.Одежда на ней золотая,И гребень в руках золотой.И кос ее золото вьется,И чешет их гребнем она,И песня волшебная льется,Неведомой силы полна.Охвачен безумной тоскою,Гребец не глядит на волну, Не видит скалы пред собою –Он смотрит туда, в вышину.Я знаю, река свирепея,Навеки сомкнется над ним.И это все Лорелея Сделала пеньем своим. (480x699, 170Kb) (461x600, 119Kb) (583x699, 36Kb)Две русалки – он, онаВ фиолетовой пучинеДостигали моря днаПо всего одной причине.

Слишком сильно их сжигалаИх любовь – язык огня!Дно своей прохладой звало,Песней призрачной маня.

И спустились две русалки –Он, она – туда, где холодНа подводные полянкиУтолить любовный голод.

Всё прошло, когда стемнело,Всё прошло и навсегда;Остудила бездна тело,Кровь разбавила вода.

И вернулись две русалки,Но уже совсем иными;Мне их было очень жалко,А они смеялись злыми… (300x600, 57Kb) (699x484, 77Kb) (466x698, 61Kb)У кого на сердце свалка,У кого наоборот,А в моей душе русалкаПоселилась и живет.

То ли оказала милость,То ли выместила злость,То ли просто так случилось -Поселилась, где пришлось,

И относится ко мне, какК окружающей среде:Взбаламутила, что реку,Завертев хвостом в воде.

Ухватив меня за шею,Тянет, чувствую, ко дну.Утону в своей душе я,Видя там ее одну. (437x699, 50Kb) (500x699, 188Kb) (498x698, 94Kb)Как приятна тишина,Плеск воды и запах моря.Где морская глубина,Нет ни боли и ни горя.

Я хочу быть только с ним,Разделять и жизнь, и счастье;Но в бездонности глубинОдинока. И опять я

Буду звать немой прибой,Шелест трав и пенье ветра,Потому что я покойОбрету лишь с ним, наверно…

Нет. Точно знаю, что любитьПредначертано мне свыше,И до дна мне не доплыть.Но я верю, верю… Слышишь? (572x699, 53Kb) (508x699, 55Kb) (466x699, 56Kb) (429x600, 51Kb) (568x699, 97Kb) (510x699, 126Kb)Вынырнула русалкаНочью на берег-ложе,Мокрыми волосами -По раскалённой коже.

Чарами полнолуньяПравила безоглядно,Выкрала поцелуи -И уплыла обратно. (699x579, 48Kb) (432x698, 79Kb) (354x500, 59Kb) (419x550, 53Kb) (549x699, 119Kb) (466x699, 114Kb) (600x300, 68Kb) (408x500, 124Kb) (345x699, 185Kb)Я живу на дне морском Во дворце из лилий Вместе с сестрами, отцом, Рыбами чудными.

У меня красивый хвост И волшебный голос. И искрится под водой Золотистый волос.

У меня желанье есть - Стать земной девчонкой: Буду бегать, танцевать И смеяться звонко (699x563, 117Kb) (500x608, 107Kb) (466x699, 181Kb) (541x699, 71Kb) (350x700, 23Kb) (521x699, 116Kb) (700x525, 72Kb) (385x600, 59Kb) (399x699, 237Kb) (695x699, 72Kb) (518x649, 60Kb) (477x500, 39Kb) (437x640, 49Kb)А раньше жили русалкиВ укромных лесных озёрахПод сводом воды хрустальной,То - синей, то - чёрной-чёрной,

С глазами холодной сталиИ лисьими волосами,С коралловыми устамиИ дивными голосами...

Скакали на белоснежныхЛошадках - единорогах,Одеждами из омелыСмущая друидов строгих...

Венки из цветов кувшинокПлели на Иван Купалу,Скрывали в лесных лощинахАгат, бирюзу, опалы... (700x700, 117Kb) (500x412, 2439Kb) (516x698, 84Kb) (463x648, 101Kb) (700x525, 89Kb) (393x600, 45Kb) (640x379, 76Kb)У лесного ручья водаСеребристым огнем запылала:Прокатилась по небу звездаИ на дно его ночью упала.

Но к ручью меж деревьев и скал,С виду старый, невзрачный и жалкийШел волшебник. Звезду подобрал,Вставил в перстень и отдал русалке.

А русалка его по любвиПодарила кому-то навечноИ сказала: "Со мною не рви,Даже нечисть в любви человечна.

Если ты позабудешь меня,То звезду в тот же миг потеряешь.Будешь счастлив до смертного дня,Обо мне ж ничего не узнаешь."

Пролетают и дни, и года,Люди любят, не зная печали,И сверкает на небе звезда,И ручей словно плачет ночами.

 (700x525, 318Kb) (509x699, 83Kb) (476x677, 87Kb) (544x699, 134Kb) (504x699, 56Kb) (388x699, 85Kb) (413x698, 77Kb)Если в море вода соленая, значит, кто-то там слезы льет, -То Русалочка сидит у берега и прекрасного принца ждет.

У Русалочки рыбий хвостик,А на сердце тоска и лед,Мне позвать бы ее к нам в гости,Только как же она придет?

Опускаются слезы дивные жемчугами к морскому дну.Так не хочется ей, но придется вновь вернуться на глубину.Акваланг я достану маленький и спущусь к ней в подводный дом,Посидим, как подружки, рядышком, и поплачем вовсю вдвоем.

 (330x500, 39Kb)На русалке горит ожерелье,И рубины греховно-красны,Это странно-печальные сныМирового, больного похмелья.На русалке горит ожерелье,И рубины греховно-красны.У русалки мерцающий взгляд,Умирающий взгляд полуночи,Он блестит, то длинней, то короче,Когда ветры морские кричат.У русалки чарующий взгляд,У русалки печальные очи.Я люблю ее, деву-ундину,Озаренную тайной ночной,Я люблю ее взгляд зоревойИ горящие негой рубины...Потому что я сам из пучины,Из бездонной пучины морской.

 (540x699, 84Kb) (535x699, 51Kb) (470x699, 93Kb) (415x560, 81Kb) (400x662, 82Kb) (505x698, 101Kb) (459x699, 94Kb) (480x640, 51Kb) (511x698, 59Kb) (330x463, 55Kb)

Серия сообщений "Стихи":Часть 1 - "Мы с тобой - матерчатые куклы."Часть 2 - Русалки, дочери морские...Часть 3 - "Русалки, дочери морские..." Красивые картины и красивые стихи.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

tenderrainy.livejournal.com

Описание картины Ивана Крамского «Русалки» (Майская ночь)

Описание картины Ивана Крамского «Русалки» (Майская ночь)

Картина «Русалки» была написана русским художником Иваном Николаевичем Крамским по мотивам «Майской ночи» Н.В.Гоголя. Художник достаточно вольно интерпретировал сон главного героя Левко, сделав акцент не на его сюжете, а на изображении волшебной лунной ночи на Украине.

Перед зрителем предстает заросший и заваленный бревнами берег реки, на котором мирно сидит живописная группка утопленниц. Их тонкие фигурки освещены полной луной и от этого кажутся еще более зыбкими и нереальными. Лица девушек печальны и унылы, всеми ими овладела безысходная тоска.

На заднем плане вверху справа располагается старая усадьба, а слева – непроглядно темный и дремучий лес. Колорит картины неярок и спокоен, некоторую мрачность красок смягчает великолепно выписанный лунный свет, щедро освещающий сцену.

Крамского зачаровал мир украинской народной сказки с чертями, ведьмами и русалками, потому он и выбрал этот сюжет. Крамского интересовала не достоверное соответствие нарисованной им картины произведению Гоголя, он хотел передать красоту сказочной украинской ночи, а также свое сочувствие несчастным девушкам-русалкам, простым крестьянкам, так трагически закончившим свое земное существование.

В этой картине Крамской решил воплотить достаточно трудную для живописца задачу – изобразить лунный свет так, чтобы на картине он выглядел, как настоящий. Художник долго работал над этой картиной, пытаясь правильно, по его словам «поймать луну». И хотя сам он не был полностью доволен окончательным вариантом картины, критики отмечали, что Крамскому удалось передать фантастичность и сказочность сюжета, и поймать-таки частицу лунного света в свое произведение.

opisanie-kartin.com

Мистика картины Крамского "Русалки" / Научный хит

В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с «нехорошей репутацией». В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Крамского. Самое большое количество легенд связано с его картиной «Русалки».

И. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского, 1882. Фрагмент Замысел «Русалок» возник у художника под впечатлением от повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками. Именно их и решил написать Иван Крамской. Эта тема была для художника-реалиста весьма неожиданной и новой. Художник очень любил Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Он хотел передать саму атмосферу «Майской ночи», погрузить зрителя в таинственный мир украинского фольклора.

И. Крамской. Автопортрет, 1867 Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем. Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна…», – сетовал художник. Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было – только ее блики на призрачных фигурах русалок.

М. Деригус. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Ганна, 1951 Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира, как говорили, была опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло», – говорил Крамской.

А. Каневский. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Освобождение свояченицы Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину «крайним правдоподобием фантастического сна»: «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники,… что появление произведения, подобного «Майской ночи», должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление». Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась мистика.

В. Власов. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Спящий Левко, 1946 На первой выставке Товарищества передвижников «Русалок» И. Крамского повесили рядом с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Ночью пейзаж неожиданно упал со стены – тогда шутили, что русалкам не понравилось такое соседство. Однако вскоре стало не до шуток.

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* П. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи. Для «Грачей» место сразу нашлось – в кабинете, а «Русалкам» долго не могли найти подходящего места, перевешивали из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось еле слышное пение и веяло прохладой, как у воды. Уборщицы отказывались заходить в помещение.

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном. Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на «Русалок», сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе. Конечно, веских доказательств взаимосвязи происшествия с картинной галереей не было.

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее свет не падал: «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!». Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета. С тех пор посетители галереи на эту картину не жаловались.

И. Крамской. Русалки, 1871 Не меньшее количество вопросов было связано с еще одной картиной этого художника: кем была «Неизвестная» художника Ивана Крамского. К подобным историям можно относиться по-разному: кто-то настроен скептически, а кто-то, даже если не верит, все же прислушивается.

sci-hit.com

Мистическая история картины Ивана Крамского "Русалки"

    Ко всяким проявлениям мистицизма, я, считая себя человеком рационалистическим, отношусь с вполне понятным скептицизмом. Но иногда, особенно когда речь заходит об изобразительном искусстве, мой скептицизм дает некоторую слабину, уж слишком таинственными и необъяснимыми являются некоторые истории, происходящие с теми или иными произведениями живописи.    Одну из таких историй я хотел бы предложить вашему вниманию.

    В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с "нехорошей" репутацией. В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Николаевича КРАМСКОГО. А самое большое количество легенд связано с его картиной, написанной в 1871 году, "РУСАЛКИ".

    Замысел "Русалок" возник у художника под впечатлением повести Н. В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница".    Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками. Именно их и решил написать Крамской.Автопортрет И. Н. Крамского (1867 г.):   Эта тема была для художника-реалиста неожиданной и новой. Художник очень любил творчество Н. В. Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Он хотел передать саму атмосферу "Майской ночи", погрузить зрителя в таинстенный мир малороссийского фольклора.    Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем.

    Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: "Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна...", - сетовал художник.    Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было - только её блики на призрачных фигурах русалок.

  Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира была чрезвычайно опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. "Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло", - говорил Крамской.

  Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину "крайним правдоподобием фантастического сна": "Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники, что появление произведения, подобного "Майской ночи", должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление".    Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась МИСТИКА.

    На первой выставке Товарищества передвижников "Русалок" Крамского повесили рядом с картиной А. К. Саврасова "Грачи прилетели".

    Ночью саврасовский пейзаж неожиданно упал со стены - тогда шутили, что русалкам не понравилось такое соседство.    Но вскоре стало не до шуток.

    Знаменитый меценат П. М. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи.

Портрет Третьякова кисти И. Е. Репина (1883 г.):

   Для "Грачей" Саврасова  место сразу нашлось - в кабинете, а "Русалкам" долго не могли найти подходящего места, перевешивая из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось едва слышное пение и веяло прохладой, как будто у воды.

  Уборщицы отказывались заходить в тот зал, где висела картина.

    Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном.    Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на "Русалок", сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе.

  Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы на нее не падал дневной свет: "Трудно русалкам  при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!".    Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета.    С тех пор посетители галереи на картину не жаловались.

    Но мистическая история с картиной Крамского ничуть не помешала другим русским художникам постоянно возвращаться к этому сюжету. Вот, например, картина К. Е. Маковского "Русалки" (1879 г.):

    Вот такая вот мистическая история.    А верить в нее или нет, дело ваше.

    Благодарю за внимание.    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта