Русская и советская живопись. Чаепитие картина


ЧАЙ В КАРТИНАХ, ЦИТАТАХ, АФОРИЗМАХ

чай в картинах, цитатах, афоризмах 600 х 340
Чай – самый популярный и самый древний напиток в мире, история которого насчитывает порядка 5 тысяч лет. Его родина  — Юго-Восточный Китай, а вот Европа познакомилась с ним совсем недавно, только 400 лет назад. Сейчас этот напиток пьют на всех континентах Земли, и в каждой стране сложилась своя культура потребления чая и свои традиции. С 2005 года 15 декабря отмечается Международный день чая. Предлагаем вашему вниманию цитаты и афоризмы о чае, дополненные картинами известных художников.

Если чело­век не выпил чая, он не спо­со­бен вос­при­ни­мать исти­ну и кра­со­ту.Япон­ская пого­вор­ка

Вода — это мать чая, чай­ник его отец, а огонь — его учи­тель.Китай­ская пого­вор­ка

Mizuno Toshikata (1866-1908) 900 х 603Roger Vincent Jasaitis Китайский чай 800 х 581

Чай воз­вы­ша­ет вкус и помо­га­ет достичь утон­чен­но­сти воли.Лю Чжень Лян, даос­ский фило­соф вре­мен дина­стии Тан (618–907 гг.)

В мире есть три обсто­я­тель­ства, вызы­ва­ю­щие глу­бо­кое сожа­ле­ние: пор­ча хоро­шей моло­де­жи непра­виль­ным вос­пи­та­ни­ем, уни­же­ние пре­крас­ной живо­пи­си вуль­гар­ным почи­та­ни­ем и напрас­ная тра­та хоро­ше­го чая неуме­лым при­го­тов­ле­ни­ем.Ли Хилаи, китай­ский поэт вре­мен дина­стии Сун (960 — 1279 гг.)

Чэнь Аньцзянь, Чайная

Все листья сорва­ли сбор­щи­цы…Отку­да им знать, что для чай­ных кустовОни — слов­но ветер осе­ни.Мацуо Басё, вели­кий япон­ский поэт (1644 – 1694)

Печаль дела­ет чай вкус­нее.Кобо Абэ, выда­ю­щий­ся япон­ский писа­тель (1924 – 1993)

Наша беда в том, что мы пьем слиш­ком мно­го чая. Я вижу в этом неспеш­ную месть Восто­ка, кото­рый пустил тече­ние Жел­той реки по нашим глот­кам. Дж. Б. Прист­ли, англий­ский рома­нист и дра­ма­тург (1894 – 1984)

Я дол­жен был пить мно­го чая, ибо без него не мог рабо­тать. Чай высво­бож­да­ет те воз­мож­но­сти, кото­рые дрем­лют в глу­бине моей души.Лев Нико­ла­е­вич Тол­стой, вели­кий рус­ский писа­тель (1828 – 1910)

Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) У самовара. 1926 г.Кустодиев Б.М. Купчиха за чаем,1918 800 х 833

Разве мож­но что-то почув­ство­вать, если ты не выпил креп­ко­го души­сто­го чаю? Чай — это взлет души!В.А. Мила­шев­ский, рус­ский худож­ник 19 века

американский художник Irving Ramsey Wiles 800 х 1077Смер­ка­лось. На сто­ле, бли­стая,Шипел вечер­ний само­вар,Китай­ский чай­ник нагре­вая,Под ним клу­бил­ся лег­кий пар.Раз­ли­тый Оль­ги­ной рукоюПо чаш­кам тем­ною стру­еюУже души­стый чай бежалИ слив­ки маль­чик пода­вал…..А. С. Пуш­кин, из ”Евге­ния Оне­ги­на”

В жиз­ни чело­ве­ка набе­рет­ся немно­го часов, кото­рые были бы при­ят­нее, чем вре­мя, посвя­щен­ное вечер­не­му чаю.Ген­ри Джеймс, аме­ри­кан­ский писа­тель (1843 – 1916)

Самый печаль­ный напи­ток — чаш­ка сла­бо­го чая.Кэтрин Мэнс­филд, ново­зе­ланд­ская писа­тель­ни­ца (1888 -1923)

Альберт Анкер Натюрморт 750 х 918Жан Этьен Лиотар Натюрморт с чайным сервизом 850 х 612

Если холод­но, чай Вас согре­ет. Если Вам жар­ко, он Вас охла­дит. Если у Вас настро­е­ние подав­лен­ное – он Вас под­бод­рит, если Вы воз­буж­де­ны – он Вас успо­ко­ит.Уильям Глад­стон, англий­ский писа­тель (1809 – 1898)

Пока есть чай — есть надеж­да.Артур Уинг Пине­ро, англий­ский дра­ма­тург (1855 – 1934)

Константин Коровин За чайным столом 1000 х 839На ули­це — дож­дик и сля­коть,Не зна­ешь, о чём горе­вать.И скуч­но, и хочет­ся пла­кать,И неку­да силы девать.

Глу­хая тос­ка без при­чи­ныИ дум неот­вяз­ный угар.Давай-ка, нако­лем лучи­ны,Раз­ду­ем себе само­вар!

Авось, хоть за чай­ным похме­льемВорч­ли­вые речи моиЗатеп­лят слу­чай­ным весе­льемСон­ли­вые очи твои.Алек­сандр Алек­сан­дро­вич Блок, 1915

Когда исчез­нет Бри­тан­ская импе­рия, исто­ри­ки обна­ру­жат, что она сде­ла­ла два неоце­ни­мых вкла­да в циви­ли­за­цию — чай­ный риту­ал и детек­тив­ный роман.Айн Рэнд, “Источник”(1943)

То, что не изле­чи­ва­ет один чай, чай с тостом исце­лит непре­мен­но.Кейт Фокс, “Наблю­дая за англи­ча­на­ми. Скры­тые пра­ви­ла пове­де­ния” (2004)

Julius LeBlanc Stewart Five O'clock 800 х635

Вы нико­гда не долж­ны отка­зы­вать­ся от чаш­ки чая при сле­ду­ю­щих обсто­я­тель­ствах: если на ули­це жар­ко; если на ули­це холод­но; если вы уста­ли; если кто‐то дума­ет, что вы уста­ли; если вам не по себе; преж­де чем вый­ти из дома; если вы не дома; если вы толь­ко что при­шли домой; если вам хочет­ся чай­ку; если вам не очень хочет­ся чай­ку, но вы мог­ли бы; если вы уже дав­но не пили чая; если вы толь­ко что пере­хва­ти­ли чашеч­ку.Джордж Микеш, “Как быть бри­тан­цем”(1984)

Чай для англи­чан — это пик­ник пря­мо в доме. Элис Уокер, “Цвет пур­пур­ный”

mary_cassatt_tea

-tea-in-the-garden-1901 Theo van Rysselberghe

Любовь и скан­дал — луч­шие сла­до­сти к чаюГен­ри Фил­динг, коме­дия “Любовь в несколь­ких мас­ках” (1728)

… Мы поста­ви­ли чай­ник на спир­тов­ку в носо­вой части лод­ки и уда­ли­лись на кор­му, делая вид, что не обра­ща­ем на него вни­ма­ния и оза­бо­че­ны совер­шен­но дру­ги­ми дела­ми. Это един­ствен­ный спо­соб заста­вить чай­ник заки­петь. Если толь­ко он заме­тит, что вы нетер­пе­ли­во жде­те, что­бы он заки­пел, — он даже и зашу­меть не поду­ма­ет. Надо отой­ти и при­сту­пить к еде, как буд­то вы и не соби­ра­е­тесь пить чай. Ни в коем слу­чае не сле­ду­ет огля­ды­вать­ся на чай­ник, тогда вы ско­ро услы­ши­те, как он фыр­ка­ет и плю­ет­ся, отча­ян­но желая напо­ить вас чаем

Дже­ром Клап­ка Дже­ром, “Трое в лод­ке, не счи­тая соба­ки” (1889)

Чаепи­тие обла­да­ет ред­ким досто­ин­ством: вно­сить в наше абсурд­ное суще­ство­ва­ние части­цу спо­кой­ной гар­мо­нии.Мюри­ель Бар­бе­ри, “Эле­гант­ность ежи­ка” (2006)

Маковский В.Е Утренний чай, 1891 900 х 714

 Сизоненко О.А. Чай с вареньем 800 х 604

Чай — напи­ток не про­стой. Когда чае­пи­тие ста­но­вит­ся риту­а­лом, оно раз­ви­ва­ет уме­ние видеть вели­кое в мело­чах.Мюри­ель Бар­бе­ри, “Эле­гант­ность ежи­ка”(2006)

Насто­я­щий чай­ный букет как доро­гое вино, его невоз­мож­но повто­рить, сек­ре­ты его при­го­тов­ле­ния доступ­ны толь­ко авто­ру.Кейт­лин Тёр­нер, аме­ри­кан­ская актри­са.

John Bagnold Burgess Испанская красавица 800 х 1026  George Dunlop R.A.-Leslie

Зелё­ных чаев она не при­зна­ва­ла, ещё более пре­зи­ра­ла тра­вя­ные настои, по недо­ра­зу­ме­нию назы­ва­е­мые чая­ми. Чай в её пред­став­ле­нии дол­жен был быть чёр­ным, как дёготь, и креп­ким, как совесть греш­ни­ка.Ну, или наобо­рот. Чёр­ным, как совесть, и креп­ким, как дёготь.Сер­гей Лукья­нен­ко, “Новый дозор”

George Forster Натюрморт 1872  William Henry Margetson 700 х 963

… Дже­фи достал паке­тик чая, китай­ско­го, сыпа­нул в жестя­ной чай­ни­чек, попут­но раз­во­дя костер, для нача­ла малень­кий – солн­це еще све­ти­ло на нас, – укре­пил в кам­нях длин­ную пал­ку, под­ве­сил коте­лок, вско­ре вода заки­пе­ла, чай был зава­рен, и мы ста­ли пить его из жестя­ных кру­жек. Я сам наби­рал воду из источ­ни­ка, холод­ную и чистую, как снег, как хру­сталь­ные веки веч­ных небес. Нико­гда в жиз­ни не пил я тако­го чисто­го и све­же­го чая, его хоте­лось пить еще и еще, он пре­вос­ход­но уто­лял жаж­ду и рас­те­кал­ся теп­лом по телу.– Теперь пони­ма­ешь, поче­му на Восто­ке так любят чай, – ска­зал Дже­фи. – Пом­нишь, я рас­ска­зы­вал про эту кни­гу: пер­вый гло­ток – радость, вто­рой – сча­стье, тре­тий – спо­кой­ствие, чет­вер­тый – безу­мие, пятый – экс­таз.Джек Керу­ак, “Бро­дя­ги Дхар­мы” (1958)

Традиционная китайская живопись, Ранняя весна китайский художник Der Jen 500 х 611

 

 

Похо­жие ста­тьи

www.art-eda.info

Чай в картинах художников

Такой напиток как чай стал широко распространён на территории России только в семнадцатом веке. Очень долго чай был дорогим продуктом, прекрасным вкусом которого могли наслаждаться только высшие слои общества. Чай был диковиной и настоящим деликатесом для крестьянских семей, а также для семей со средним достатком. Даже в дворянских имениях чай был на вес золота, его тщательно оберегали и хранили как настоящее сокровище. Обычно чай хранили не на кухне или в кладовой, а в спальне хозяев, где он лежал в красивых шкатулках. Поэтому на протяжении долгого времени чаепитие олицетворяло высокий социальный статус, богатство, престиж.Ситуация изменилась только через два века, когда чай вошел в ежедневную жизнь обычных людей. Теперь нельзя было представить любую встречу, и уж тем более торжественное мероприятие без чая. Чаепитие было целым ритуалом, который имел собственную психологию. Это не могло не найти отражения в творениях великих художников как российских, так и зарубежных. Сегодня мы опишем несколько картин, на которых изображён чай и всё, что с ним связано.

«За чаем»

чай в картинеАвтором является Константин Маковский, который написал картину в 1940 году. Еще при жизни Маковский получил признание и был наиболее успешным и высокооплачиваемым художником. Однако так было не всегда. На заре карьеры Маковский не редко писал портреты на заказ и стал модными в Санкт-Петербурге портретистом. Слава была оправдана: каждый женский портрет передавал все детали и нюансы, правильно подчёркивал достоинства и скрывал недостатки.

Большое внимание художника привлекала старина, а именно «красивая старина», как он сам любил её называть. Маковский был большим коллекционером предметов русского обихода. Придя к нему в гости, можно было найти огромное количество купеческих костюмов, кокошников, старинных предметов быта, поручей и так далее. Увлечение отразилось и на творческой деятельности, было написано множество картин – русских сцен. Наиболее яркое произведение – «За чаем», на котором девушка в русском народном костюме пьет чай.

«Купчиха за чаем»

чай в картинахПроизведение написано в 1918 году Борисом Кустодиевым. Послевоенный 1918 год запомнился народу разрухой, голодом и гражданской смутой. Однако если посмотреть на картину, абсолютно ничего здесь не говорит об этом. Изображена довольная русская женщина просто необъятной красоты с игривым румянцем на полных щеках и пухлыми пальчиками. На столе полно продуктов, а рядом умиротворенно потягивается кот. Картина создавалась на фоне революционных волнений, художник хотел передать всю бездумность и беззаботность существования состоятельной купчихи, да и всех богатых женщин того времени, которые не были обременены делами и заботами.

Если проанализировать всё творчество Кустодиева, то можно заметить, что образ купчихи встречается довольно часто. И каждый раз, смотря на своих героинь, художник расплывался в ироничной улыбке, вспоминая при этом былое…

«За самоваром»

чай в картинахКартина написана в 1926 году Кузьмой Петровым-Водкиным. В центре сюжета – обычная семья, которая собралась за чаепитием. На первый взгляд может показаться, что всё невероятно просто и понятно, нет ничего лишнего и отвлекающего. На самом деле с помощью простоты автор передал два сильных характера, две души, которые соединились в одно целое. Особый акцент Петров-Водкин делает именно на женском лице, он тщательно прорисовывает каждую его деталь, старается сделать строгим, но при этом гармоничным.

«За чайным столом»

чай в картинахКартина датируется 1888 годом, автором является Константин Коровин. Картина рисовалась с реальных людей – гостей подмосковной усадьбы лучшего друга художника. Коровин не стремился передать все детали облика сидящих, он хотел запечатлеть общее настроение, царящую атмосферу, спокойный и размеренный ход жизни за городом.

«Житейская проза»

чай в картинахВремя написания картины – примерно 1892-1893 года, автор – Василий Бакшеев. Идея картины максимально проста – показать чаепитие обычной семьи. Казалось бы, семейное чаепитие должно быть радостным и светлым, картина художника является исключением. Здесь все герои погружены в свои собственные мысли, а всю картину пронизывает тоска, печаль, грусть. Ритуал должен был сблизить людей, объединить их, но вместо этого мы видим, что все трое глубоко несчастны и отстранены от происходящего вокруг.

«Чаепитие в Мытищах»

чай в картинеЭто самая ранняя картина из всех рассмотренных сегодня. Она датируется 1862 годом, автор – Василий Перов. Поводом для написания стал заказ городской администрации. В основе лежат реальные сцены, которые можно было наблюдать каждый день. С помощью этих сцен художник хотел передать глубину имеющихся социальных проблем, показать их суть. Данная картина помогла художнику утвердиться на поприще «сатирика-жанриста».

teatownlet.ru

ЧАЕПИТИЕ В МЫТИЩАХ КАРТИНА КУСТОДИЕВА: Русское чаепитие на картинах художников

Кустодиев Борис Михайлович. И, конечно же, стало сюжетом многих картин. Чаепитие занимает центральное место в картинах художника. Б. Кустодиев. Купчиха за чаем.1918г. Чаепитие на Руси наполнилось своей философией. Картины излучают женственность и уют. Именно таким видит Кустодиев русское чаепитие. Написанная в 1914 году картина «За чаем» – это воплощение роскоши и богатства.

Русские познакомились с чаем лишь в первой половине XVII века. Долгое время из-за своей дороговизны чай был недоступен крестьянам и даже людям среднего достатка. В дворянских усадьбах чай берегли как зеницу ока: обычно хозяйка хранила его не в кладовой, а в собственной спальне, в специальном ларце-чайнице. Константин Маковский был одним из самых ценимых и высокооплачиваемых художников своего времени.

При взгляде на героиню Кустодиева неизбежно вспоминаются лесковские купчихи, жизнь которых в богатых имениях текла тоскливо и однообразно. Чувствует Катерина Львовна, что пора ей и проснуться; пора идти в сад чай пить, а встать никак не может. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет».

На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Сюжетом картины послужили реальные сцены, которые художник часто наблюдал на различных подмосковных окраинах. Стоящий на столе самовар словно делит картину на две части, два разных мира: по одну сторону оказывается сытый и толстый поп, по другую — нищие, мальчик и старик.

Купеческое чаепитие Бориса Кустодиева

Лето 1888 года Константин Коровин провел в подмосковном имении своего друга, художника Василия Поленова, где написал несколько картин. Концепция картины перекликается с групповыми композициями Огюста Ренуара, также наполненными светом и воздухом. В глаза бросается, скорее, неприятие художником новых реалий, отстранённость от них, вера в то, что лишения и тяготы — временные, и скоро всё вернётся на круги своя…

Причем Великобритания была главным экспортером русского»чая» из России. Женщина ждала двойню, а родила пятерняшекЖительница Одессы (Украина) Оксана Кобелецкая родила в областном перинатальном центре пятерняшек – трех мальчиков и двух девочек. Многие русские художники обращались к теме чаепития не случайно. Показать образ жизни и традиционное застолье – к этому стремились многие и их полотна являются культурным наследием государства. Мы встречаемся с типичными в нашем представлении образами.

Стол богато заставлен разными вкусностями, без которых невозможно русское чаепитие: баранки и бублики, выпечка и фрукты. И он не ошибся. Расписанная красивыми узорами, яркая посуда является сопутствующим элементом картин «Купец-сундучник», «Извозчик в трактире».

Голубой домик» и «На террасе» — это картины, от которых веет спокойствием и умиротворением. Традиционно за столом на чаепитие собиралась вся семья. И это была не просто трапеза, а гораздо большее. По словам самого художника, он воплощал в своих работах «…любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему «русскому».

Трактирное чаепитие Васнецова

У Василия Перова картина «Чаепитие в Мытищах» изображает суровую действительность царской России. Картина написана в мрачных тонах. И этот прием выбран специально, он добавляет реалистичности образам, которые противопоставлены друг другу: богатство и бедность.

Василий Бакшеев показал совершенно иное видение семейного чаепития. Сидящие за столом пребывают в состоянии уныния. Чаепитие проходит по инерции. Боярыня, пьющая чай, в ярком и потрясающе красивом одеянии является главной героиней сюжета. Вся гамма традиций представлена в одном полотне. Тут и традиционные элементы русского костюма (кокошник, сарафан, украшения), и традиции чаепития с самоваром, блюдцем и конфетами.

Сюжет картины «Житейская проза» прост и незамысловат — семейное чаепитие. В России нет четких правил, связанных с чаепитием. Правда, я несколько удивлена трактовкой картины Кустодиева: никогда не замечала в ней иронии.

Читайте также:

Еще по существу:

  • Прикольные поздравления на свадьбуПрикольные поздравления на свадьбу Ты счастлив, бесконечно рад — Хозяйку, девочку — что надо, Берешь красотку в жены, брат... Дорогого брата поздравляю! У брата свадьба! Поздравление брату на свадьбу в стихах станет […]
  • Отзывы покупателейОтзывы покупателей Сыворотка направлена на укрепление кровеносных сосудов и капилляров, а также на уменьшение покраснений. Эту сыворотку я купила по акции в аптеке, обошлась она мне тогда в 800 рублей. […]
  • Процентная совместимость партнёров:Процентная совместимость партнёров: Очень хорошо прослеживается совместимость биоритмов в любовных и семейных отношениях. На расчете эта семья и будет держаться. Какие совместимости не считает In-contri? Введите даты […]

vesnikasert.ru

Чашечку чая, пожалуйста! Чаепитие в живописи. Часть 2

вераeho_2013Продолжение чайной темы...

чай2.Vasiliy_PeshkunВасилий Пешкун

ча2.чаеп.неизв.хуж.англ.шкНеизвестный художник (английская школа). Чаепитиечай2.луис.мюллер.чай.вечеринкаЛуис Миллер. Чайная вечеринка

чай2.изыск.чаепит.в.мас.худ. мадлен.лемэрМадлен Лэмер. Изысканное чаепитие в мастерской художника

чай2.каро-дельвиль.генри.вр.чаяГенри Каро-Дельвиль. Время чая

чай2.рода.холмс.николсРода Холмс Николс

чай2джордж.гудвин.килбурн.бес.за.ч.Джордж Гудвин Килбурн. Беседа за чаем

чай2.Albert LynchАльберт Линч

чай2.Albert Lynch2Альберт Линч

чай2.Albert Lynch3Альберт Линч

чай2.альберт.линч.соперницыАльберт Линч

чай2.богд-бельск.день.рожд.в.садНиколай Богданов-Бельский. День рождения в саду

чай2.богд-бельск.н.нов.хоз.чаепит.1913Николай Богданов-Бельский. Новые хозяева. Чаепитие (купеческое семейство обживает дворянский особняк)

чай2.гай.орландо россе.файв-о-клокГай Орландо Роуз

чай2попов.юр.полденьЮрий Попов. Подень

чай.перв.piknik_u_ozeraВладимир Первунинский. Пикник у озера

чай2.первун.dama_v_krasnomВладимир Первунинский. Дама в красном

чай2.первун.в.усадВладимир Первунинский. В усадьбе

чай2.первун.мисс.катяВладимир Первунинский. Мисс Катя

чай2сандра.кукСандра Кук

чай2_sandra_kuckСандра Кук

чай2кук.сандраСандра Кук

чай2кук.сандра1Сандра Кукбём4Елизавета Бём

чай2.кустод.ос.в.пров.чаепБорис Кустодиев. Осень в провинции. Чаепитие

ябл.кустодиевБорис Кустодиев. Яблочный Спас

чай2.утр.час.подснежИгорь Грабарь. Утренний час, подснежники

ча2.ведерников.б.а.Борис Ведерников

ча2.нестеренко.в.конф.баранВасилий Нестеренко. Конфетки, бараночки

чай2баскаков.ник.баб.внукиНиколай Баскаков. Бабушка и внуки

eho-2013.livejournal.com

Философия русского чаепития в картинах Кустодиева Б.М. - TeaTerra

Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. В восточных традициях все стадии чаепития окутаны аурой таинственности и значимости происходящего. 2014_03_04_08_002Не случайно в программах чайных клубов есть занятия йогой, прослушивание традиционной музыки. Эти упражнения, совмещенные с чаепитием, помогают обрести душевное равновесие, в полной мере насладиться не только чаем, но и бодростью, гармонией жизни. Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева. Русское чаепитие за самоваром – частый сюжет его картин о провинциальной, купеческой, народной жизни россиян конца XIX, начала XX веков.

Картины Кустодиева наполнены яркой экспрессией светлых, радостных переживаний. Художник, сохраняя реализм образов, не боится давать свою трактовку, свое видение картины, передавая зрителю свой философский взгляд на жизнь.

Б. Кустодиев: «Любопытно, так в молодости нас в живописи пленяет все бравурное, яркое и сложное, и чем старше становишься, тем более ценишь покой и безмятежность, даже бедность и простоту и видишь, что именно в нем, покое, есть что-то вечное».

2014_03_04_08_003Голубой домик, 1920 год

В этой картине автор, словно по уровням духовного приближения к небесной выси, выстроил различные планы. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. Над ними возвышается фигура девушки в окне, словно душа, поднимающаяся над землей в любовном порыве. Хозяева, распивающие чай за самоваром, располагаются еще выше, оказываясь в центре картины. Их позы, неспешное чаепитие, — распространяют на всю картину ощущение умиротворенности, покоя и уюта. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу.

2014_03_04_08_004Купчиха за чаем, 1918 год

Богатый самовар, фаянсовый, расписанный золотом чайник, такая же из набора чашка, сервировка стола, — все говорит о том, что перед нами успешная женщина. Она красива, румяна и дородна. В руке держит блюдце и смотрит невозмутимо. Безмятежность и покой чаепития подчеркивается голубым небом на фоне террасы. Ничто не намекает на то, что на дворе 1918 год с его бурными событиями. В сознании художника душевное равновесие, уют сердечного настроения непременно ассоциируется с традиционным чаептием.

Б. Кустодиев: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему «русскому» — это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».

2014_03_04_08_005Московский трактир, 1916 год

В московском трактире тех лет за таким чаепитием решались важные вопросы, обсуждались новости, принимались решения. Чем-то это похоже на нынешние времена, неправда ли?

Б. Кустодиев: «Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии».

2014_03_04_08_006Купец-сундучник, 1923 год

Кустодиев посвятил немало картин купеческому быту. На этой изображен купец, торгующий чайной утварью. Богатое одеяние, почтенный вид, меховый воротник и шапка. Ничто не говорит о том, что на дворе 1923 г, — в чайной традиции художник видит успокоение души.

Б. Кустодиев: «Если меня что привлекает, так это декоративность. Композиция и картина, написанные не натурально и грубо вещественно, а условно, — красивы. Вот почему я не люблю своих вещей, в которых это все есть. В «Ярмарках» начинает другое что-то появляться- именно то, что я хотел и в других вещах видеть».

2014_03_04_08_007Купчиха, пьющая чай, 1923 год

Кустодиев отображает красоту русской женственности так, как она представлялась в его времена. Русская традиция пить чай с блюдца часто отражена им в картинах.

Б. Кустодиев: «Хочу только написать, что мне нравится, и в выборе сюжета и в его трактовке я совершенно свободен — рабства я больше всего боюсь. Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. И почему обязательно сюжет, то есть сюжет, как его у нас понимают — чтобы картина чему-то учила и что-то рассказывала. Разве не может быть картина только красивой?»

2014_03_04_08_008Извозчик в трактире, 1920 год

Чаепитие служит здесь главной темой картины. Кристальная прозрачность окна словно удаляет преграду стены, подчеркивает единство мира внешнего и внутреннего. Извозчик задумчиво вглядывается в окно, словно созерцатель за чашечкой чая.

Б. Кустодиев: «В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному быту. У них масса анекдота, но анекдот этот чрезвычайно «убедителен», потому что их искусство согрето простой и горячей любовью к видимому. Голландские художники любили жизнь простую, будничную, для них не было ни «высокого», ни «пошлого», «низкого», все они писали с одинаковым подъемом и любовью».

2014_03_04_08_009На террасе, 1926 год

И, наконец, глубокая традиционная черта русского чаепития, — оно всегда служило цели объединению семьи, когда вокруг самовара собирались все члены, и стар и млад. Таким образом, русская чайная церемония способствовала укреплению внутреннесемейных связей, помогала людям разных поколений находить общий язык. За чайным столом семья проникалась единой атмосферой покоя…

Филосовский взгляд Кустодива по-прежнему актулен для нашей культуры, стремящейся к восстановлению и сохранению глубоких традиций, включая чайную.

Б. Кустодиев: «Говорят, что русский быт умер… Это чепуха! Быта не убить, т. к. быт — это человек…»

Источник: http://kustodiev-art.ru

www.tea-terra.ru

САМОВАР В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 1 - СОЦ.АРТОВСКОЕ ЧАЕПИТИЕ)

Удивительное дело, больше двух лет я не касался этой темы в своем дневнике на Ли.ру. Четверть сотни постов собрано мной при помощи моих друзей и ПЧ. Да и лето - вроде бы, не время вспоминать о самоваре, хотя в Средней Азии, если помните, горячий чай с удовольствием пьют летом, спасаясь от жары и жажды. Вообщем, не думал даже вспоминать об этой теме, тем более, что все шедевры и зарубежной, и русско-советско-российской живописи уже собраны. Ан нет! Как говорится, "труба позвала в дорогу", и я открыл свою "самоварную" папку. Мой давнишний друг и соратник - Анна Kykolnik у себя в дневнике, помимо интересных тем и открытий, собирает изумительную коллекцию картин эпохи социалистического реализма. Старшее поколение греют эти картины, навевая воспоминания, молодежь относится к ним, как к странным артефактам, но тем не менее - эти картины есть, художники талантливы, и кое-кто еще и жив до сих пор. Анна выставила самоварный вернисаж, и я по нашей традиции его продолжаю. Итак, приглашаю на чаепитие!

Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) У самовара. 1926 г.

Константин Юон (1875-1958) Окно в природу. Лигачево, май. 1928 г.

Анатолий Трескин (1905-1986) У самовара. 1930-е гг.

Борис Иогансон (1893-1973) Сговор у кулака. 1933-34 гг.

Алексей Кокель (1880-1956) Колхозный базар. 1934 г.

Аркадий Пластов (1893-1972) Колхозный праздник (Праздник урожая). 1938 г. Русский музей, СПб

Борис Крылов (1891-1977) В избе. Чаепитие с самоваром. 1944 г.

Борис Крылов (1891-1977) Самовар. 1944 г.

Татьяна Толстая (1929-2005) У самовара. 1950 г.

Василий Баюскин (1898-1952) За обедом. 1950-е г.

Анатолий Волков (1908–1985) Из серии "Тепло родного дома". 1955 г.

Анатолий Волков (1908–1985) Интерьер избы. 1963 г.

Владимир Стожаров (1926-1973) У самовара. 1956 г.

Юрий Кугач (1917-2013) В субботу. 1964 г. Тверская картинная галерея

Юрий Кугач (1917-2013) В гостях.

Илья Глазунов (род. 1930) Русский мужик. 1967 г.

Лариса Бешкинская (1939-2001) За самоваром. 1971 г.

Владимир Васин (1918-2006) У самовара. 1970-е гг.

Глеб Савинов (1915-2000) День Победы. 1972-75 гг.

Николай Задонский (1930-2001) Чаепитие. 1977 г. Картинная галерея г. Красноармейска

Ирина Воробьева (1932-1993) Групповой портрет художников-графиков Подмосковья. 1978 г.

Яков Потапов (род. 1924) У самовара. 1980 г.

Александр Устинович (род. 1960) У самовара. 1985 г.

Стиль Арлекино GIF

parashutov.livejournal.com

Русская и советская живопись / Чай в искусстве / Пробуем чай

Константин Маковский

Константин Маковский (1839-1915) - русский художник-передвижник. Много работал в жанре исторической и жанровой живописи, подробно воссоздавая бытовые детали, костюмы и весь антураж. “Алексеич”, 1881-82

Николай Богданов-Бельский

Николай Богданов-Бельский (1868-1945) - русский художник-передвижник. После Гражданской войны переехал в Ригу. Чаще всего писал жанровые картины, изображающие простой народ, детей, а также портреты. “Новые хозяева”, 1913

Константин Коровин

Константин Коровин (1861-1939) - русский живописец и театральный художник. Писал яркие, полные света картины, в импрессионистической манере. После революции интерес к его творчеству упал, в 1922 году художник уехал за границу, умер во Франции. Многие его работы находятся в Русском Музее. “За чайным столом”, 1888

Борис Кустодиев

Борис Кустодиев (1878-1927) - знаменитый русский живописец, театральный декоратор и книжный график. Писал много картин, изображающих русскую повседневную жизнь, старый уклад, провинцию. Поэтому у него так часто встречается тема чаепития: чай в России пили все слои населения, от дворянства до простолюдинов. Особенно колоритны кустодиевские купчихи, прихлебывающие чай из блюдечка. Не случайно “Купчиха за чаем” - одна из самых известных картин о “русской чайной церемонии”. “В старом Суздале”, 1914 “Московский трактир”, 1916 “Купчиха за чаем”, 1918 “Голубой домик”, 1920 “Купец-сундучник”, 1923 “Осень в провинции. Чаепитие”, 1926

Кузьма Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) - один из крупнейших русских художников первой половины XX века. Большинство картин писал тремя цветами: красным, желтым и синим (или зеленым). Одно из главных своеобразий его живописи - организация пространства картины по принципу так называемой “сферической перспективы”. Художник выработал свой собственный, ни на кого не похожий стиль, истоки которого прослеживаются в древнерусском искусстве. “Утренний натюрморт”, 1918 “За самоваром”, 1926

Игорь Грабарь

Игорь Грабарь (1871-1960) - русский советский художник, реставратор и искусствовед. От живописи его часто отвлекали другие занятия; в такие периоды, чтобы оставаться в форме, он писал натюрморты, называя их своей “натюрмортной зарядкой”, хотя превыше всего ставил “искусство портрета”. “За самоваром”, 1905 “Утренний чай. Подснежники”, 1939-54

Петр Кончаловский

Петр Кончаловский (1876-1956) - русский и советский художник, один из основателей и активный участник объединения “Бубновый валет” (1910-17) Помимо собственно живописи занимался оформлением театральных спектаклей, книжной иллюстрацией. В своем творчестве равнялся на Сезанна, однако при советской власти стал писать в более реалистичной манере. “Натюрморт с самоваром”, 1916

Николай Калмыков

Николай Калмыков (1924-1992) - советский живописец и график, чьи работы находятся в основном в региональных музеях. “Натюрморт с хлебом, яйцами и заварным чайником”, 1958

Вячеслав Рассохин

Вячеслав Рассохин (1937-1998) - советский и российский художник-реалист, книжный график. Чаще всего писал исторические картины на тему русской старины. “Посиделки”

Владимир Первунинский

Владимир Первунинский (р.1957) - современный российский художник, пишущий в реалистической манере, воссоздающий в своих картинах жанровые сцены из российской дворянской жизни XIX века. “Чаепитие в сиреневом саду”

Василий Нестеренко

Василий Нестеренко (р.1967) - современный российский художник, работающий в жанре реализма, активно выставляющийся и обласканный властями. “Конфетки, бараночки”, 1997

tea.landing.su


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта