Русская и советская живопись. Чаепитие картина
ЧАЙ В КАРТИНАХ, ЦИТАТАХ, АФОРИЗМАХ
Чай – самый популярный и самый древний напиток в мире, история которого насчитывает порядка 5 тысяч лет. Его родина — Юго-Восточный Китай, а вот Европа познакомилась с ним совсем недавно, только 400 лет назад. Сейчас этот напиток пьют на всех континентах Земли, и в каждой стране сложилась своя культура потребления чая и свои традиции. С 2005 года 15 декабря отмечается Международный день чая. Предлагаем вашему вниманию цитаты и афоризмы о чае, дополненные картинами известных художников.
Если человек не выпил чая, он не способен воспринимать истину и красоту.Японская поговорка
Вода — это мать чая, чайник его отец, а огонь — его учитель.Китайская поговорка
Чай возвышает вкус и помогает достичь утонченности воли.Лю Чжень Лян, даосский философ времен династии Тан (618–907 гг.)
В мире есть три обстоятельства, вызывающие глубокое сожаление: порча хорошей молодежи неправильным воспитанием, унижение прекрасной живописи вульгарным почитанием и напрасная трата хорошего чая неумелым приготовлением.Ли Хилаи, китайский поэт времен династии Сун (960 — 1279 гг.)
Все листья сорвали сборщицы…Откуда им знать, что для чайных кустовОни — словно ветер осени.Мацуо Басё, великий японский поэт (1644 – 1694)
Печаль делает чай вкуснее.Кобо Абэ, выдающийся японский писатель (1924 – 1993)
Наша беда в том, что мы пьем слишком много чая. Я вижу в этом неспешную месть Востока, который пустил течение Желтой реки по нашим глоткам. Дж. Б. Пристли, английский романист и драматург (1894 – 1984)
Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать. Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души.Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель (1828 – 1910)
Разве можно что-то почувствовать, если ты не выпил крепкого душистого чаю? Чай — это взлет души!В.А. Милашевский, русский художник 19 века
Смеркалось. На столе, блистая,Шипел вечерний самовар,Китайский чайник нагревая,Под ним клубился легкий пар.Разлитый Ольгиной рукоюПо чашкам темною струеюУже душистый чай бежалИ сливки мальчик подавал…..А. С. Пушкин, из ”Евгения Онегина”
В жизни человека наберется немного часов, которые были бы приятнее, чем время, посвященное вечернему чаю.Генри Джеймс, американский писатель (1843 – 1916)
Самый печальный напиток — чашка слабого чая.Кэтрин Мэнсфилд, новозеландская писательница (1888 -1923)
Если холодно, чай Вас согреет. Если Вам жарко, он Вас охладит. Если у Вас настроение подавленное – он Вас подбодрит, если Вы возбуждены – он Вас успокоит.Уильям Гладстон, английский писатель (1809 – 1898)
Пока есть чай — есть надежда.Артур Уинг Пинеро, английский драматург (1855 – 1934)
На улице — дождик и слякоть,Не знаешь, о чём горевать.И скучно, и хочется плакать,И некуда силы девать.
Глухая тоска без причиныИ дум неотвязный угар.Давай-ка, наколем лучины,Раздуем себе самовар!
Авось, хоть за чайным похмельемВорчливые речи моиЗатеплят случайным весельемСонливые очи твои.Александр Александрович Блок, 1915
Когда исчезнет Британская империя, историки обнаружат, что она сделала два неоценимых вклада в цивилизацию — чайный ритуал и детективный роман.Айн Рэнд, “Источник”(1943)
То, что не излечивает один чай, чай с тостом исцелит непременно.Кейт Фокс, “Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения” (2004)
Вы никогда не должны отказываться от чашки чая при следующих обстоятельствах: если на улице жарко; если на улице холодно; если вы устали; если кто‐то думает, что вы устали; если вам не по себе; прежде чем выйти из дома; если вы не дома; если вы только что пришли домой; если вам хочется чайку; если вам не очень хочется чайку, но вы могли бы; если вы уже давно не пили чая; если вы только что перехватили чашечку.Джордж Микеш, “Как быть британцем”(1984)
Чай для англичан — это пикник прямо в доме. Элис Уокер, “Цвет пурпурный”
Любовь и скандал — лучшие сладости к чаюГенри Филдинг, комедия “Любовь в нескольких масках” (1728)
… Мы поставили чайник на спиртовку в носовой части лодки и удалились на корму, делая вид, что не обращаем на него внимания и озабочены совершенно другими делами. Это единственный способ заставить чайник закипеть. Если только он заметит, что вы нетерпеливо ждете, чтобы он закипел, — он даже и зашуметь не подумает. Надо отойти и приступить к еде, как будто вы и не собираетесь пить чай. Ни в коем случае не следует оглядываться на чайник, тогда вы скоро услышите, как он фыркает и плюется, отчаянно желая напоить вас чаем
Джером Клапка Джером, “Трое в лодке, не считая собаки” (1889)Чаепитие обладает редким достоинством: вносить в наше абсурдное существование частицу спокойной гармонии.Мюриель Барбери, “Элегантность ежика” (2006)
Чай — напиток не простой. Когда чаепитие становится ритуалом, оно развивает умение видеть великое в мелочах.Мюриель Барбери, “Элегантность ежика”(2006)
Настоящий чайный букет как дорогое вино, его невозможно повторить, секреты его приготовления доступны только автору.Кейтлин Тёрнер, американская актриса.
Зелёных чаев она не признавала, ещё более презирала травяные настои, по недоразумению называемые чаями. Чай в её представлении должен был быть чёрным, как дёготь, и крепким, как совесть грешника.Ну, или наоборот. Чёрным, как совесть, и крепким, как дёготь.Сергей Лукьяненко, “Новый дозор”
… Джефи достал пакетик чая, китайского, сыпанул в жестяной чайничек, попутно разводя костер, для начала маленький – солнце еще светило на нас, – укрепил в камнях длинную палку, подвесил котелок, вскоре вода закипела, чай был заварен, и мы стали пить его из жестяных кружек. Я сам набирал воду из источника, холодную и чистую, как снег, как хрустальные веки вечных небес. Никогда в жизни не пил я такого чистого и свежего чая, его хотелось пить еще и еще, он превосходно утолял жажду и растекался теплом по телу.– Теперь понимаешь, почему на Востоке так любят чай, – сказал Джефи. – Помнишь, я рассказывал про эту книгу: первый глоток – радость, второй – счастье, третий – спокойствие, четвертый – безумие, пятый – экстаз.Джек Керуак, “Бродяги Дхармы” (1958)
Похожие статьи
www.art-eda.info
Чай в картинах художников
Такой напиток как чай стал широко распространён на территории России только в семнадцатом веке. Очень долго чай был дорогим продуктом, прекрасным вкусом которого могли наслаждаться только высшие слои общества. Чай был диковиной и настоящим деликатесом для крестьянских семей, а также для семей со средним достатком. Даже в дворянских имениях чай был на вес золота, его тщательно оберегали и хранили как настоящее сокровище. Обычно чай хранили не на кухне или в кладовой, а в спальне хозяев, где он лежал в красивых шкатулках. Поэтому на протяжении долгого времени чаепитие олицетворяло высокий социальный статус, богатство, престиж.Ситуация изменилась только через два века, когда чай вошел в ежедневную жизнь обычных людей. Теперь нельзя было представить любую встречу, и уж тем более торжественное мероприятие без чая. Чаепитие было целым ритуалом, который имел собственную психологию. Это не могло не найти отражения в творениях великих художников как российских, так и зарубежных. Сегодня мы опишем несколько картин, на которых изображён чай и всё, что с ним связано.
«За чаем»
Автором является Константин Маковский, который написал картину в 1940 году. Еще при жизни Маковский получил признание и был наиболее успешным и высокооплачиваемым художником. Однако так было не всегда. На заре карьеры Маковский не редко писал портреты на заказ и стал модными в Санкт-Петербурге портретистом. Слава была оправдана: каждый женский портрет передавал все детали и нюансы, правильно подчёркивал достоинства и скрывал недостатки.
Большое внимание художника привлекала старина, а именно «красивая старина», как он сам любил её называть. Маковский был большим коллекционером предметов русского обихода. Придя к нему в гости, можно было найти огромное количество купеческих костюмов, кокошников, старинных предметов быта, поручей и так далее. Увлечение отразилось и на творческой деятельности, было написано множество картин – русских сцен. Наиболее яркое произведение – «За чаем», на котором девушка в русском народном костюме пьет чай.
«Купчиха за чаем»
Произведение написано в 1918 году Борисом Кустодиевым. Послевоенный 1918 год запомнился народу разрухой, голодом и гражданской смутой. Однако если посмотреть на картину, абсолютно ничего здесь не говорит об этом. Изображена довольная русская женщина просто необъятной красоты с игривым румянцем на полных щеках и пухлыми пальчиками. На столе полно продуктов, а рядом умиротворенно потягивается кот. Картина создавалась на фоне революционных волнений, художник хотел передать всю бездумность и беззаботность существования состоятельной купчихи, да и всех богатых женщин того времени, которые не были обременены делами и заботами.
Если проанализировать всё творчество Кустодиева, то можно заметить, что образ купчихи встречается довольно часто. И каждый раз, смотря на своих героинь, художник расплывался в ироничной улыбке, вспоминая при этом былое…
«За самоваром»
Картина написана в 1926 году Кузьмой Петровым-Водкиным. В центре сюжета – обычная семья, которая собралась за чаепитием. На первый взгляд может показаться, что всё невероятно просто и понятно, нет ничего лишнего и отвлекающего. На самом деле с помощью простоты автор передал два сильных характера, две души, которые соединились в одно целое. Особый акцент Петров-Водкин делает именно на женском лице, он тщательно прорисовывает каждую его деталь, старается сделать строгим, но при этом гармоничным.
«За чайным столом»
Картина датируется 1888 годом, автором является Константин Коровин. Картина рисовалась с реальных людей – гостей подмосковной усадьбы лучшего друга художника. Коровин не стремился передать все детали облика сидящих, он хотел запечатлеть общее настроение, царящую атмосферу, спокойный и размеренный ход жизни за городом.
«Житейская проза»
Время написания картины – примерно 1892-1893 года, автор – Василий Бакшеев. Идея картины максимально проста – показать чаепитие обычной семьи. Казалось бы, семейное чаепитие должно быть радостным и светлым, картина художника является исключением. Здесь все герои погружены в свои собственные мысли, а всю картину пронизывает тоска, печаль, грусть. Ритуал должен был сблизить людей, объединить их, но вместо этого мы видим, что все трое глубоко несчастны и отстранены от происходящего вокруг.
«Чаепитие в Мытищах»
Это самая ранняя картина из всех рассмотренных сегодня. Она датируется 1862 годом, автор – Василий Перов. Поводом для написания стал заказ городской администрации. В основе лежат реальные сцены, которые можно было наблюдать каждый день. С помощью этих сцен художник хотел передать глубину имеющихся социальных проблем, показать их суть. Данная картина помогла художнику утвердиться на поприще «сатирика-жанриста».
teatownlet.ru
ЧАЕПИТИЕ В МЫТИЩАХ КАРТИНА КУСТОДИЕВА: Русское чаепитие на картинах художников
Кустодиев Борис Михайлович. И, конечно же, стало сюжетом многих картин. Чаепитие занимает центральное место в картинах художника. Б. Кустодиев. Купчиха за чаем.1918г. Чаепитие на Руси наполнилось своей философией. Картины излучают женственность и уют. Именно таким видит Кустодиев русское чаепитие. Написанная в 1914 году картина «За чаем» – это воплощение роскоши и богатства.
Русские познакомились с чаем лишь в первой половине XVII века. Долгое время из-за своей дороговизны чай был недоступен крестьянам и даже людям среднего достатка. В дворянских усадьбах чай берегли как зеницу ока: обычно хозяйка хранила его не в кладовой, а в собственной спальне, в специальном ларце-чайнице. Константин Маковский был одним из самых ценимых и высокооплачиваемых художников своего времени.
При взгляде на героиню Кустодиева неизбежно вспоминаются лесковские купчихи, жизнь которых в богатых имениях текла тоскливо и однообразно. Чувствует Катерина Львовна, что пора ей и проснуться; пора идти в сад чай пить, а встать никак не может. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет».
На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Сюжетом картины послужили реальные сцены, которые художник часто наблюдал на различных подмосковных окраинах. Стоящий на столе самовар словно делит картину на две части, два разных мира: по одну сторону оказывается сытый и толстый поп, по другую — нищие, мальчик и старик.
Купеческое чаепитие Бориса Кустодиева
Лето 1888 года Константин Коровин провел в подмосковном имении своего друга, художника Василия Поленова, где написал несколько картин. Концепция картины перекликается с групповыми композициями Огюста Ренуара, также наполненными светом и воздухом. В глаза бросается, скорее, неприятие художником новых реалий, отстранённость от них, вера в то, что лишения и тяготы — временные, и скоро всё вернётся на круги своя…
Причем Великобритания была главным экспортером русского»чая» из России. Женщина ждала двойню, а родила пятерняшекЖительница Одессы (Украина) Оксана Кобелецкая родила в областном перинатальном центре пятерняшек – трех мальчиков и двух девочек. Многие русские художники обращались к теме чаепития не случайно. Показать образ жизни и традиционное застолье – к этому стремились многие и их полотна являются культурным наследием государства. Мы встречаемся с типичными в нашем представлении образами.
Стол богато заставлен разными вкусностями, без которых невозможно русское чаепитие: баранки и бублики, выпечка и фрукты. И он не ошибся. Расписанная красивыми узорами, яркая посуда является сопутствующим элементом картин «Купец-сундучник», «Извозчик в трактире».
Голубой домик» и «На террасе» — это картины, от которых веет спокойствием и умиротворением. Традиционно за столом на чаепитие собиралась вся семья. И это была не просто трапеза, а гораздо большее. По словам самого художника, он воплощал в своих работах «…любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему «русскому».
Трактирное чаепитие Васнецова
У Василия Перова картина «Чаепитие в Мытищах» изображает суровую действительность царской России. Картина написана в мрачных тонах. И этот прием выбран специально, он добавляет реалистичности образам, которые противопоставлены друг другу: богатство и бедность.
Василий Бакшеев показал совершенно иное видение семейного чаепития. Сидящие за столом пребывают в состоянии уныния. Чаепитие проходит по инерции. Боярыня, пьющая чай, в ярком и потрясающе красивом одеянии является главной героиней сюжета. Вся гамма традиций представлена в одном полотне. Тут и традиционные элементы русского костюма (кокошник, сарафан, украшения), и традиции чаепития с самоваром, блюдцем и конфетами.
Сюжет картины «Житейская проза» прост и незамысловат — семейное чаепитие. В России нет четких правил, связанных с чаепитием. Правда, я несколько удивлена трактовкой картины Кустодиева: никогда не замечала в ней иронии.
Читайте также:
Еще по существу:
- Прикольные поздравления на свадьбу Ты счастлив, бесконечно рад — Хозяйку, девочку — что надо, Берешь красотку в жены, брат... Дорогого брата поздравляю! У брата свадьба! Поздравление брату на свадьбу в стихах станет […]
- Отзывы покупателей Сыворотка направлена на укрепление кровеносных сосудов и капилляров, а также на уменьшение покраснений. Эту сыворотку я купила по акции в аптеке, обошлась она мне тогда в 800 рублей. […]
- Процентная совместимость партнёров: Очень хорошо прослеживается совместимость биоритмов в любовных и семейных отношениях. На расчете эта семья и будет держаться. Какие совместимости не считает In-contri? Введите даты […]
vesnikasert.ru
Чашечку чая, пожалуйста! Чаепитие в живописи. Часть 2
eho_2013Продолжение чайной темы...Василий Пешкун
Неизвестный художник (английская школа). ЧаепитиеЛуис Миллер. Чайная вечеринка
Мадлен Лэмер. Изысканное чаепитие в мастерской художника
Генри Каро-Дельвиль. Время чая
Рода Холмс Николс
Джордж Гудвин Килбурн. Беседа за чаем
Альберт Линч
Альберт Линч
Альберт Линч
Альберт Линч
Николай Богданов-Бельский. День рождения в саду
Николай Богданов-Бельский. Новые хозяева. Чаепитие (купеческое семейство обживает дворянский особняк)
Гай Орландо Роуз
Юрий Попов. Подень
Владимир Первунинский. Пикник у озера
Владимир Первунинский. Дама в красном
Владимир Первунинский. В усадьбе
Владимир Первунинский. Мисс Катя
Сандра Кук
Сандра Кук
Сандра Кук
Сандра КукЕлизавета Бём
Борис Кустодиев. Осень в провинции. Чаепитие
Борис Кустодиев. Яблочный Спас
Игорь Грабарь. Утренний час, подснежники
Борис Ведерников
Василий Нестеренко. Конфетки, бараночки
Николай Баскаков. Бабушка и внуки
eho-2013.livejournal.com
Философия русского чаепития в картинах Кустодиева Б.М. - TeaTerra
Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. В восточных традициях все стадии чаепития окутаны аурой таинственности и значимости происходящего. Не случайно в программах чайных клубов есть занятия йогой, прослушивание традиционной музыки. Эти упражнения, совмещенные с чаепитием, помогают обрести душевное равновесие, в полной мере насладиться не только чаем, но и бодростью, гармонией жизни. Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева. Русское чаепитие за самоваром – частый сюжет его картин о провинциальной, купеческой, народной жизни россиян конца XIX, начала XX веков.
Картины Кустодиева наполнены яркой экспрессией светлых, радостных переживаний. Художник, сохраняя реализм образов, не боится давать свою трактовку, свое видение картины, передавая зрителю свой философский взгляд на жизнь.
Б. Кустодиев: «Любопытно, так в молодости нас в живописи пленяет все бравурное, яркое и сложное, и чем старше становишься, тем более ценишь покой и безмятежность, даже бедность и простоту и видишь, что именно в нем, покое, есть что-то вечное».
Голубой домик, 1920 год
В этой картине автор, словно по уровням духовного приближения к небесной выси, выстроил различные планы. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. Над ними возвышается фигура девушки в окне, словно душа, поднимающаяся над землей в любовном порыве. Хозяева, распивающие чай за самоваром, располагаются еще выше, оказываясь в центре картины. Их позы, неспешное чаепитие, — распространяют на всю картину ощущение умиротворенности, покоя и уюта. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу.
Купчиха за чаем, 1918 год
Богатый самовар, фаянсовый, расписанный золотом чайник, такая же из набора чашка, сервировка стола, — все говорит о том, что перед нами успешная женщина. Она красива, румяна и дородна. В руке держит блюдце и смотрит невозмутимо. Безмятежность и покой чаепития подчеркивается голубым небом на фоне террасы. Ничто не намекает на то, что на дворе 1918 год с его бурными событиями. В сознании художника душевное равновесие, уют сердечного настроения непременно ассоциируется с традиционным чаептием.
Б. Кустодиев: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему «русскому» — это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».
Московский трактир, 1916 год
В московском трактире тех лет за таким чаепитием решались важные вопросы, обсуждались новости, принимались решения. Чем-то это похоже на нынешние времена, неправда ли?
Б. Кустодиев: «Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии».
Купец-сундучник, 1923 год
Кустодиев посвятил немало картин купеческому быту. На этой изображен купец, торгующий чайной утварью. Богатое одеяние, почтенный вид, меховый воротник и шапка. Ничто не говорит о том, что на дворе 1923 г, — в чайной традиции художник видит успокоение души.
Б. Кустодиев: «Если меня что привлекает, так это декоративность. Композиция и картина, написанные не натурально и грубо вещественно, а условно, — красивы. Вот почему я не люблю своих вещей, в которых это все есть. В «Ярмарках» начинает другое что-то появляться- именно то, что я хотел и в других вещах видеть».
Купчиха, пьющая чай, 1923 год
Кустодиев отображает красоту русской женственности так, как она представлялась в его времена. Русская традиция пить чай с блюдца часто отражена им в картинах.
Б. Кустодиев: «Хочу только написать, что мне нравится, и в выборе сюжета и в его трактовке я совершенно свободен — рабства я больше всего боюсь. Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. И почему обязательно сюжет, то есть сюжет, как его у нас понимают — чтобы картина чему-то учила и что-то рассказывала. Разве не может быть картина только красивой?»
Извозчик в трактире, 1920 год
Чаепитие служит здесь главной темой картины. Кристальная прозрачность окна словно удаляет преграду стены, подчеркивает единство мира внешнего и внутреннего. Извозчик задумчиво вглядывается в окно, словно созерцатель за чашечкой чая.
Б. Кустодиев: «В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному быту. У них масса анекдота, но анекдот этот чрезвычайно «убедителен», потому что их искусство согрето простой и горячей любовью к видимому. Голландские художники любили жизнь простую, будничную, для них не было ни «высокого», ни «пошлого», «низкого», все они писали с одинаковым подъемом и любовью».
На террасе, 1926 год
И, наконец, глубокая традиционная черта русского чаепития, — оно всегда служило цели объединению семьи, когда вокруг самовара собирались все члены, и стар и млад. Таким образом, русская чайная церемония способствовала укреплению внутреннесемейных связей, помогала людям разных поколений находить общий язык. За чайным столом семья проникалась единой атмосферой покоя…
Филосовский взгляд Кустодива по-прежнему актулен для нашей культуры, стремящейся к восстановлению и сохранению глубоких традиций, включая чайную.
Б. Кустодиев: «Говорят, что русский быт умер… Это чепуха! Быта не убить, т. к. быт — это человек…»
Источник: http://kustodiev-art.ru
www.tea-terra.ru
САМОВАР В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 1 - СОЦ.АРТОВСКОЕ ЧАЕПИТИЕ)
Удивительное дело, больше двух лет я не касался этой темы в своем дневнике на Ли.ру. Четверть сотни постов собрано мной при помощи моих друзей и ПЧ. Да и лето - вроде бы, не время вспоминать о самоваре, хотя в Средней Азии, если помните, горячий чай с удовольствием пьют летом, спасаясь от жары и жажды. Вообщем, не думал даже вспоминать об этой теме, тем более, что все шедевры и зарубежной, и русско-советско-российской живописи уже собраны. Ан нет! Как говорится, "труба позвала в дорогу", и я открыл свою "самоварную" папку. Мой давнишний друг и соратник - Анна Kykolnik у себя в дневнике, помимо интересных тем и открытий, собирает изумительную коллекцию картин эпохи социалистического реализма. Старшее поколение греют эти картины, навевая воспоминания, молодежь относится к ним, как к странным артефактам, но тем не менее - эти картины есть, художники талантливы, и кое-кто еще и жив до сих пор. Анна выставила самоварный вернисаж, и я по нашей традиции его продолжаю. Итак, приглашаю на чаепитие!Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) У самовара. 1926 г.
Константин Юон (1875-1958) Окно в природу. Лигачево, май. 1928 г.
Анатолий Трескин (1905-1986) У самовара. 1930-е гг.
Борис Иогансон (1893-1973) Сговор у кулака. 1933-34 гг.
Алексей Кокель (1880-1956) Колхозный базар. 1934 г.
Аркадий Пластов (1893-1972) Колхозный праздник (Праздник урожая). 1938 г. Русский музей, СПб
Борис Крылов (1891-1977) В избе. Чаепитие с самоваром. 1944 г.
Борис Крылов (1891-1977) Самовар. 1944 г.
Татьяна Толстая (1929-2005) У самовара. 1950 г.
Василий Баюскин (1898-1952) За обедом. 1950-е г.
Анатолий Волков (1908–1985) Из серии "Тепло родного дома". 1955 г.
Анатолий Волков (1908–1985) Интерьер избы. 1963 г.
Владимир Стожаров (1926-1973) У самовара. 1956 г.
Юрий Кугач (1917-2013) В субботу. 1964 г. Тверская картинная галерея
Юрий Кугач (1917-2013) В гостях.
Илья Глазунов (род. 1930) Русский мужик. 1967 г.
Лариса Бешкинская (1939-2001) За самоваром. 1971 г.
Владимир Васин (1918-2006) У самовара. 1970-е гг.
Глеб Савинов (1915-2000) День Победы. 1972-75 гг.
Николай Задонский (1930-2001) Чаепитие. 1977 г. Картинная галерея г. Красноармейска
Ирина Воробьева (1932-1993) Групповой портрет художников-графиков Подмосковья. 1978 г.
Яков Потапов (род. 1924) У самовара. 1980 г.
Александр Устинович (род. 1960) У самовара. 1985 г.
parashutov.livejournal.com
Русская и советская живопись / Чай в искусстве / Пробуем чай
Константин Маковский
Константин Маковский (1839-1915) - русский художник-передвижник. Много работал в жанре исторической и жанровой живописи, подробно воссоздавая бытовые детали, костюмы и весь антураж. “Алексеич”, 1881-82
Николай Богданов-Бельский
Николай Богданов-Бельский (1868-1945) - русский художник-передвижник. После Гражданской войны переехал в Ригу. Чаще всего писал жанровые картины, изображающие простой народ, детей, а также портреты. “Новые хозяева”, 1913
Константин Коровин
Константин Коровин (1861-1939) - русский живописец и театральный художник. Писал яркие, полные света картины, в импрессионистической манере. После революции интерес к его творчеству упал, в 1922 году художник уехал за границу, умер во Франции. Многие его работы находятся в Русском Музее. “За чайным столом”, 1888
Борис Кустодиев
Борис Кустодиев (1878-1927) - знаменитый русский живописец, театральный декоратор и книжный график. Писал много картин, изображающих русскую повседневную жизнь, старый уклад, провинцию. Поэтому у него так часто встречается тема чаепития: чай в России пили все слои населения, от дворянства до простолюдинов. Особенно колоритны кустодиевские купчихи, прихлебывающие чай из блюдечка. Не случайно “Купчиха за чаем” - одна из самых известных картин о “русской чайной церемонии”. “В старом Суздале”, 1914 “Московский трактир”, 1916 “Купчиха за чаем”, 1918 “Голубой домик”, 1920 “Купец-сундучник”, 1923 “Осень в провинции. Чаепитие”, 1926
Кузьма Петров-Водкин
Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) - один из крупнейших русских художников первой половины XX века. Большинство картин писал тремя цветами: красным, желтым и синим (или зеленым). Одно из главных своеобразий его живописи - организация пространства картины по принципу так называемой “сферической перспективы”. Художник выработал свой собственный, ни на кого не похожий стиль, истоки которого прослеживаются в древнерусском искусстве. “Утренний натюрморт”, 1918 “За самоваром”, 1926
Игорь Грабарь
Игорь Грабарь (1871-1960) - русский советский художник, реставратор и искусствовед. От живописи его часто отвлекали другие занятия; в такие периоды, чтобы оставаться в форме, он писал натюрморты, называя их своей “натюрмортной зарядкой”, хотя превыше всего ставил “искусство портрета”. “За самоваром”, 1905 “Утренний чай. Подснежники”, 1939-54
Петр Кончаловский
Петр Кончаловский (1876-1956) - русский и советский художник, один из основателей и активный участник объединения “Бубновый валет” (1910-17) Помимо собственно живописи занимался оформлением театральных спектаклей, книжной иллюстрацией. В своем творчестве равнялся на Сезанна, однако при советской власти стал писать в более реалистичной манере. “Натюрморт с самоваром”, 1916
Николай Калмыков
Николай Калмыков (1924-1992) - советский живописец и график, чьи работы находятся в основном в региональных музеях. “Натюрморт с хлебом, яйцами и заварным чайником”, 1958
Вячеслав Рассохин
Вячеслав Рассохин (1937-1998) - советский и российский художник-реалист, книжный график. Чаще всего писал исторические картины на тему русской старины. “Посиделки”
Владимир Первунинский
Владимир Первунинский (р.1957) - современный российский художник, пишущий в реалистической манере, воссоздающий в своих картинах жанровые сцены из российской дворянской жизни XIX века. “Чаепитие в сиреневом саду”
Василий Нестеренко
Василий Нестеренко (р.1967) - современный российский художник, работающий в жанре реализма, активно выставляющийся и обласканный властями. “Конфетки, бараночки”, 1997
tea.landing.su