Русская баня в фотографиях и картинках в разные времена. Баня картина
БАНЯ В ЖИВОПИСИ - Журнал обо всём
Фирс Журавлев Девичник в бане 1885 г.
З.И. Летунов Русские бани.
Баллада о бане
Благодать или благословениеНиспошли на подручных твоих -Дай нам, Бог, совершить омовение,Окунаясь в святая святых!
Исцеленьем от язв и уродстваБудет душ из живительных вод, -Это - словно возврат первородства,Или нет - осушенье болот.
Все порок, грехи и печали,Равнодушье, согласье и спор -Пар, который вот только наддали,Вышибает, как пули, из пор.
Все, что мучит тебя, - испаритсяИ поднимется вверх, к небесам, -Ты ж, очистившись, должен спуститься -Пар с грехами расправится сам.
Не стремись прежде времени к душу,Не равняй с очищеньем мытье, -Нужно выпороть веником душу,Нужно выпарить смрад из нее.
Здесь нет голых - стесняться не надо,Что кривая рука да нога.Здесь - подобие райского сада, -Пропуск тем, кто раздет донага.
И в предбаннике сбросивши вещи,Всю одетость свою позабудь -Одинаково веничек хлещет,Так что зря не вытягивай грудь!
Все равны здесь единым богатством,Все легко переносят жару, -Здесь свободу и равенство с братствомОщущаешь в кромешном пару.
Загоняй поколенья в парнуюИ крещенье принять убеди, -Лей на нас свою воду святую -И от варварства освободи!
Владимир Высоцкий1971 г.
Плотников В.А. В бане 1898 г.
Казимир Малевич В бане 1910-11 гг.
Зинаида Серебрякова Баня 1913 г.
Зинаида Серебрякова Баня. 1926 г.
Зинаида Серебрякова Баня. 1913 г.
Зинаида Серебрякова Русская баня. 1913 г.
Банька по-белому
Протопи ты мне баньку, хозяюшка,Раскалю я себя, распалю,На полоке, у самого краюшка,Я сомненья в себе истреблю.
Разомлею я до неприличности,Ковш холодной - и все позади, -И наколка времен культа личностиЗасинеет на левой груди.
Протопи ты мне баньку по-белому, -Я от белого свету отвык, -Угорю я - и мне, угорелому,Пар горячий развяжет язык.
Сколько веры и лесу повалено,Сколь изведано горя и трасс!А на левой груди - профиль Сталина,А на правой - Маринка анфас.
Эх, за веру мою беззаветнуюСколько лет отдыхал я в раю!Променял я на жизнь беспросветнуюНесусветную глупость мою.
Протопи ты мне баньку по-белому, -Я от белого свету отвык, -Угорю я - и мне, угорелому,Пар горячий развяжет язык.
Вспоминаю, как утречком раненькоБрату крикнуть успел: "Пособи!" -И меня два красивых охранникаПовезли из Сибири в Сибирь.
А потом на карьере ли, в топи ли,Наглотавшись слезы и сырца,Ближе к сердцу кололи мы профили,Чтоб он слышал как рвутся сердца.
Протопи ты мне баньку по-белому, -Я от белого свету отвык, -Угорю я - и мне, угорелому,Пар горячий развяжет язык.
Ох, знобит от рассказа дотошного!Пар мне мысли прогнал от ума.Из тумана холодного прошлогоОкунаюсь в горячий туман.
Застучали мне мысли под темечком:Получилось - я зря им клеймен, -И хлещу я березовым веничкомПо наследию мрачных времен.
Протопи ты мне баньку по-белому, -Чтоб я к белому свету привык, -Угорю я - и мне, угорелому,Ковш холодной развяжет язык.Протопи!... Не топи!.. Протопи!..
Владимир Высоцкий1968 г.
Anders Zorn Girls from Dalarna in the sauna 1906 г.
Anders Zorn Potatiskitteln 1915 г.
Борис Кустодиев Русская Венера 1921 г.
В. Тихов В бане 1910 г.
Александр Самохвалов После бани. 1927 г.
Банька по-черному
Копи! Ладно, мысли свои вздорные копи!Топи! Ладно, баню мне по-черному топи!Вопи! Все равно меня утопишь, но - вопи!..Топи! Только баню мне как хочешь натопи.
Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!Но сомневаюсь, что отмоюсь!
Не спи! Где рубаху мне по пояс добыла?!Топи! Ох, сегодня я отмоюсь добела!Кропи! В бане стены закопченные кропи!Топи! Слышишь, баню мне по-черному топи!
Кричи! Загнан в угол зельем, словно гончей - лось.Молчи! У меня уже похмелье кончилось.Терпи! Ты ж сама по дури продала меня!Топи! Чтоб я чист был, как щенок, к исходу дня!
Купи! Хоть кого-то из охранников купи!Топи! Слышишь, баню ты мне раненько топи!Вопи! Все равно меня утопишь, но - вопи!..Топи! Эту баню мне как хочешь, но - топи!
Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!Но сомневаюсь, что отмоюсь!
Владимир Высоцкий1971 г.
Николай Фешин В бане 1923 г.
Tamara De Lempicka Women at the Bath 1929 г.
Александр Герасимов Баня 1938 г.
А.Герасимов Русская баня.
А.Герасимов Русская баня 1939 г.
***(из неоконченного)
Прошу прощения заране,Что все, рассказанное мной,Случилось не на поле брани,А вовсе даже просто - в бане,При переходе из парной.
Неясно, глухо в гулкой банеПрошла молва - и в той молвеЗвучала фраза ярче брани,Что фигу я держу в карманеИ даже две, и даже две............
От нетерпенья подвываяСжимая веники в руках,Чиста, отмыта, как из раяКо мне толпа валила злаяНа всех парах, на всех парах.............
О вы, солидные мужчины,Тазами бить запрещено!Но обнаженностью единыВельможи и простолюдины -Все заодно, все заодно.
Тазами груди прикрывая, -На, мол, попробуй, намочи! -Ну впрямь архангелы из рая,И веники в руках сжимая,Держали грозно, как мечи!
Рванулся к выходу - он слева -Но ветеран НКВД(Эх, был бы рядом друг мой Сева!)Встал за спиной моей. От гневаДрожали капли в бороде.
С тех пор, обычно по субботам,Я долго мокну под дождем(Хожу я в баню черным ходом):Пускай домоется, чего там -Мы подождем, мы подождем!
Владимир Высоцкийконец 1972 г.
Аркадий Пластов Весна (В бане). 1954 г.
Алексей и Сергей Ткачевы Банный день.
Алексей и Сергей Ткачевы Семейная баня. 1982-83 гг.
kolybanov.livejournal.com
3 требования к картинам для бани [+МАСТЕР-КЛАСС]
Построив дачный дом, многие домашние мастера задумываются о бане. И если раньше парная использовалась для мытья и стирки, то сейчас, с развитием прогресса, такие постройки используются для отдыха и оздоровления. А отдых должен протекать в уютной обстановке, для чего в любой бане предусмотрено соответствующее помещение.
В банной комнате отдыха проводятся чаепития и длинные беседы, потому каждый стремится оформить данное помещение правильным образом. И помимо обязательной мебели здесь также существуют свои украшения, которые подчеркивают уникальный интерьер парной. О том, какие картины в баню подходят лучше всего, мы и поговорим в данной статье.
Панно для парных нередко содержат различные надписи, чаще всего шуточные.
Какие картины подходят для бани
Решая, какая картина для бани лучше подойдет под оформление интерьера, в первую очередь вам нужно помнить о том, что парная характеризуется повышенной влажностью. Учитывая этот факт, здесь можно использовать далеко не любую мебель и предметы оформления, включая и картины. Данное правило распространяется не только на парилку или моечную, но и на комнату отдыха бани, в которой также присутствует определенная влажность.
Авторская резьба по дереву.
Поэтому в бане нельзя использовать картины следующего типа:
- На бумажной основе, поскольку бумага по понятным причинам долго в такой среде не проживет. Потому ранее детское творчество даже при сильном желании здесь вывешивать нельзя.
- Со стеклом. Картины под стеклом не только будут смотреться здесь неуместно, стекло также имеет свойство запотевать, что в банной среде происходит неравномерно и портит все впечатление от такого произведения искусства.
- Картины на холсте тоже вывешивать нежелательно, поскольку чаще всего они укладываются под стекло, да и ткани в банной среде также не место.
Оптимальная картина в баню должна быть изготовлена из дерева.
И вот почему:
- Деревянные элементы лучше всего подходят к банному интерьеру.
- В отличие от бумажных или тканных полотен, лакированное дерево не боится влаги.
Резные картины
Резное панно.
Брусок дерева позволяет мастеру воплотить любые идеи, которые чаще всего касаются пользы и целесообразности банных процедур. Нередко на небольших деревянных табличках помимо вырезанного рисунка содержатся надписи, типа «С легким паром!» или «Баня парит, баня правит!».
Резьба по дереву – увлекательнейший процесс
Героями таким картин чаще всего становятся шаржевые банщики, держащие в руках различный банный инвентарь.
При определенных художественных навыках такое украшение можно сделать и своими руками. Берете деревянный брусок, острый нож – и за работу. Если же необходимых навыков нет – то такое украшение можно приобрести как у народных умельцев, так и в специализированных магазинах – цена их обычно является весьма приемлемой.
Резьба по фанере
Узор для выпиливания из фанеры.
Если картины из дерева для бани и сауны – занятие для вас слишком сложное, то им существует отличная альтернатива. Все мы на уроках трудов в школе занимались выпиливанием из фанеры. Так вот, если вспомнить былые навыки и подойти к данному процессу серьезно, то можно самостоятельно создать отличное произведение банного искусства.
Для того, чтобы сделать такую картину, существует следующая инструкция:
- Находите в интернете заинтересовавший вас узор. Это может быть как узор, предназначенный для выпиливания, так и обычная картинка, которую можно было бы выпилить.
Совет!Если вас заинтересовал узор большой сложности, то наиболее сложные места вы можете не выпиливать, а выжечь при помощи выжигателя.При грамотном подходе таким образом можно создать очень интересные узоры.
- При помощи копирки переводите узор на фанеру.
Работа, совмещающая резьбу и нанесение рисунка. Также на фото видно, что буквы и основной рисунок приклеены на фанерную основу.
- Для выпиливания лучше всего использовать специальную V-образную подставку.
- Для выпиливания замкнутых фрагментов сначала просверлите в фанере отверстие при помощи дрели, а затем, отталкиваясь от него, выпиливайте рисунок.
- Все сложные элементы, которые не подлежат выпиливанию, выжигаем. Также выжигателем нередко подчеркивают древесную фактуру, к примеру, если речь идет об обрамлении.
- Готовую картину вскрываем бесцветным лаком. Желательно вскрывать в два-три слоя.
Совет!Отличный вариант для такого творчества – рисовать выжигателем на фанере, подчеркивая определенные моменты в фактуре.Народные умельцы нередко берут за основу своих картин естественный рисунок древесины.И если научиться подмечать такие нюансы, то окажется, что большая часть рисунка уже нанесена на дерево самой природой, остальное – ваше творчество.
Картины, созданные на основе подчеркивания древесной фактуры.
Делаем рамку
Наиболее подходящая рамка для такой картины собирается из обычных толстых веток.
Продолжая тему экологичности и натуральности материалов, используемых в русских парных, рассмотрим, как создать оригинальную рамку:
- Выбираем несколько тонких, относительно ровных веток.
- Разрезаем их на несколько частей, соответственно размерам картины. По три-четыре ветки на одну грань рамки.
- Связываем ветки между собой, получаем 4 элемента нашей будущей рамки.
- Собираем рамку, связывая все части между собой.
- Вскрываем полученную рамку лаком или морилкой.
Рамка из веток.
Заключение
Построив баню, каждый рачительный хозяин задумывается о том, как лучше украсить её интерьер. Выше мы рассмотрели, какие картины лучше всего подчеркнут атмосферу парной. Дополнительную информацию вы можете получить, посмотрев видео в этой статье.
9ban.ru
Прикольные картинки про баню (36 фото)
Баня – феномен русской культуры, который так и не познал ни один иностранец! Картинки про баню отчасти помогают понять культуру легкого пара. Но, баня – это не просто отдельное строение, где можно помыться!
В первую очередь, баня – место ритуала очищения души и тела. А так же своеобразная здравница, где выгонялись имеющиеся хвори, прогревался организм, предупреждая болезни. Легкий пар — это ингаляция, и способ вывода шлаков через поры на теле. Обливание холодной водой, обтирание снегом или купание в проруби – заряд бодрости на предстоящую неделю и лучший метод закаливания организма. А березовые веники – отличный массажер!
Как приятно, собраться веселой компанией на совместный ритуал очищения. И не нужно осквернять это место спиртными напитками. Юмор и смех придут к вам и без дополнительных допингов. Отшлепайте друг друга вениками! Потрите друг другу спины! Это и веселье, и эмоциональная разрядка, и польза для здоровья обоих!
Стоит отметить современные шапочки для бани. Это поистине кладезь национального юмора.В старину, в банях проводились ритуалы и обряды, потому что это самое энергетически чистое место, куда не вхожа нечистая сила.Многие из сегодняшних прикольных картинок про баню, сведены к пошлости. Это немного удручает.
А в целом, как гласит народная мудрость: Кто в бане парится, тот до ста лет не состарится!
omoro.ru
Баня (картина) — WiKi
«Баня» — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), оконченная в 1913 году. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге (инв. Ж-1907). Размер картины — 135 × 174 см[1]. Также употребляется название «В бане»[2]. Полотно «Баня» считается первой большой картиной Серебряковой[3]. Его относят к ряду основных произведений художницы, наряду с автопортретом «За туалетом» (1909, ГТГ), а также картинами «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)[4].
Зинаида Серебрякова работала над полотном «Баня» в 1912—1913 годах — в основном в Санкт-Петербурге, в своей мастерской, расположенной на Васильевском острове[5][6]. Работа над картиной была завершена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8].
Искусствовед Сергей Эрнст писал, что в картине «Баня», написанной Серебряковой, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Он отмечал, что в этом произведении художнице «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, в картине «Баня» Серебрякова «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10].
История
Зинаида Серебрякова (урождённая Лансере) работала над картиной «Баня» в 1912—1913 годах. В этот период она жила в Царском Селе, иногда выезжая в Крым, а также в семейное имение Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом Курской губернии[7]. 22 января 1912 года у Серебряковой в дополнение к двум сыновьям родилась дочь Татьяна, а 28 июня 1913 года — вторая дочь, Екатерина[8]. Часть времени художница проводила в Санкт-Петербурге[5]; там же, в её мастерской на Васильевском острове, и проходила основная работа над картиной[5][6].
З. Е. Серебрякова. Купальщица (1911, ГРМ)Много лет спустя, в письме к искусствоведу Алексею Савинову от 14 июля 1957 года, Серебрякова писала: «Что привлекало меня к теме „Баня“ и вообще к писанию нагого тела? Я всегда увлекалась темой „ню“ и сюжет „Бани“ был лишь предлогом для этого, и Вы правы, что это просто „потому, что хорошо человеческое юное и чистое тело“»[11][12]. Первой картиной Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица» (холст, масло, 98 × 89 см, ГРМ), для которой ей позировала её сестра Катя, которая, кстати, была очень похожа на саму художницу[13][14]. После этого Серебрякова увлеклась идеей создания полотна, изображающего русскую баню[13].
В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры[15]. Среди них наиболее известен одноимённый этюд, также принадлежащий Государственному Русскому музею (холст, масло, 102 × 82,5 см, инв. Ж-1909)[1]. На этюде изображены шесть женских фигур — две на переднем плане и ещё четыре в глубине[16]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, «этюд пленяет женственностью и поэтичностью образов, живой передачей натуры»; в то же время она отмечает его камерный характер, связанный с жанровой трактовкой темы[13]. Серебрякова начала работу над этим этюдом летом 1912 года, иногда его называют первым, неоконченным вариантом картины «Баня»[8].
В Русском музее также хранятся большие картоны Серебряковой, созданные ею при работе над картиной «Баня»[17]. В этих натурных этюдах, выполненных углём на картоне, художница пытается передать разнообразные позы и движения натурщиц. Значительное внимание она уделяет «светотеневой моделировке форм, облагораживанию пропорций, выявлению плавных „женственных“ линий»[18].
З. Е. Серебрякова. Баня (этюд, 1912, ГРМ)Одной из моделей для второго, основного варианта картины «Баня» была Василиса Дудченко — крестьянка из села Нескучное, в течение ряда лет работавшая кухаркой в семье Лансере — Серебряковых[5][19]. В своих воспоминаниях Дудченко писала: «Я позировала ей. Я там в центре стою, нагнувшись, но лицо моё закрыто женщиной, сидящей с тазиком»[6]. Остальные натурщицы были выбраны из девушек, которые служили домработницами в знакомых семьях[5]. По-видимому, многие из них были крестьянского происхождения, и вообще подразумевалась деревенская баня — по словам Алексея Савинова, эта картина «была существенно важным шагом в приближении Серебряковой к темам деревни и её людей»[20].
Работа над основным вариантом картины «Баня» была закончена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8]. Картина поступила в Государственный Русский музей в 1937 году от коллекционера Григория Гринштейна[1].
Впоследствии картина «Баня» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на экспозициях «Зинаида Серебрякова. „Обнажённые“» (октябрь — ноябрь 2007 года)[14][21] и «Неоклассицизм в России» (октябрь 2008 года — январь 2009 года), организованных в корпусе Бенуа Русского музея[22]. Она также была одним из экспонатов ретроспективной выставки работ Серебряковой, проходившей в апреле — июле 2017 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи[23].
Описание
В отличие от первого варианта (этюда), в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат. На полотне изображены одиннадцать молодых женщин[16]. По сравнению с подготовительными материалами, художница смягчила остроиндивидуальные особенности натурщиц, «облагородила лица, удлинила пропорции». В трактовке обнажённых тел появилась определённая идеализация, связанная с мечтой художницы о прекрасном в человеке, — «образ русской крестьянки здесь возвышен, в нём синтезировано конкретное, изученное в натуре, и черты искомого идеала»[5].
З. Е. Серебрякова. Баня (эскиз, бумага, акварель, белила, 15,8 × 22,7 см, 1912—1913, Петергоф)Особое внимание Серебрякова уделяет «взаиморасположению и ритмической согласованности превосходно пластически проработанных женских тел»[24]. Женские фигуры показаны в разных позах и ракурсах, плотно заполняя собой пространство полотна[25]. Они занимаются обычными делами — моют головы, несут воду, обливаются из шаек, выжимают волосы, сидят на полках, некоторые погружены в созерцание, но, несмотря на обыденность их действий, «мнится, что изображён торжественный ритуал»[26]. При переходе от переднего к заднему плану размеры фигур постепенно уменьшаются, создавая иллюзию пространственной глубины[25].
При расстановке женских фигур центральной группы используется треугольная схема, которая позволяет расположить их так, чтобы они не заслоняли друг друга. В нарушение академических канонов композиция срезана краями полотна, что «вносит ощущение фрагментарно увиденной и живо запечатлённой сцены» — такой приём был характерен для живописи начала XX века[27]. Сильные, красивые женщины, изображённые на переднем плане, хорошо освещены и, насколько это возможно, приближены к зрителю. Этим они отличаются от других фигур, которые написаны в характерных для мытья в бане позах. Центральные персонажи выглядят будто бы непричастными к происходящему действию, на что указывает их облик, «с лёгкой таинственной улыбкой на губах и отстранённым взглядом выразительных глаз»[3].
Искусствовед Алексей Савинов, обсуждая эту картину, отмечал, что, при всей правдивости, полная точность не была главной целью Серебряковой — «в воздухе нет пара, помещение деревенской бани неоправданно велико, тела обливающихся водой девушек остаются сухими». Савинов полагал, что художница использовала этот сюжет, чтобы показать обнажённые женские фигуры при различных движениях и поворотах[2].
Отзывы
Искусствовед Сергей Эрнст, автор первой монографии о Серебряковой[28], писал, что в картине «Баня», законченной художницей в 1913 году, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела, и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур». По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9].
А. Г. Венецианов. Купальщицы (холст, масло, 52 × 36 см, 1829, ГРМ)Искусствовед Алексей Савинов писал, что в начале XX века в русской живописи часто можно было встретить наготу на картинах, но во многих случаях она выглядела либо соблазнительно до пошлости, либо идеализированно до безразличия. Обсуждая картину «Баня», Савинов отмечал, что перед произведением Серебряковой таких ощущений не возникает — «девушки её картины окрепли в труде и чужды изнеженности, их нагота здорова и спокойна». По его словам, сильные фигуры девушек, изображённых на картине, и их неторопливые движения вызывают «ощущение целомудренного покоя», а их лица — «милые, иногда курносые и скуластые» — свидетельствуют об их независимости и скромности[29].
В своей монографии о Серебряковой искусствовед Валентина Князева пишет, что в картине «Баня» художница «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10]. Князева отмечает, что в этом произведении присутствуют приёмы старого академизма, а также то, что в нём заметно следование традициям Алексея Венецианова — в первую очередь, его картины «Купальщицы», написанной в 1829 году[30]. Близкую связь между произведениями Серебряковой и Венецианова также отмечал Алексей Савинов — он писал, что «оба они были родственны друг другу в утверждении русской красоты, воплощённой в девушке-крестьянке»[20]. Художественный критик Михаил Боде, проводя параллель между картиной «Баня» и творчеством французского художника-академиста Жана-Огюста-Доминика Энгра (автора «Турецкой бани» и ряда других картин в жанре «ню»), называет стиль Серебряковой «энгризмом с поправкой на российские типажи и память о Венецианове»[31].
В статье, посвящённой столетию со дня рождения Серебряковой, искусствовед Александра Амшинская писала, что в картине «Баня» «осознание человеком себя, своего тела, своей физической природы проходит через изображение чрезвычайно важного ритуала русской крестьянской жизни». Именно отсюда, по её мнению, и проистекают «целомудренная красота и душевная чистота, которыми пронизано изображение обнажённого тела». По словам Амшинской, в картине «Баня» нет сиюминутной конкретной сюжетности, зато есть обобщённость. Женские фигуры, изображённые на полотне, неподвижны, они замерли в достаточно условных позах, и такое отсутствие движения делает эту картину похожей на панно[32].
Примечания
- ↑ 1 2 3 Каталог ГРМ, 1980, с. 297.
- ↑ 1 2 А. Н. Савинов, 1973, с. 23.
- ↑ 1 2 Е. В. Ефремова, 2006, с. 41.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 7.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 В. П. Князева, 1979, с. 81.
- ↑ 1 2 3 А. А. Русакова, 2008, с. 187.
- ↑ 1 2 3 Е. В. Ефремова, 2006, с. 94.
- ↑ 1 2 3 4 А. А. Русакова, 2008, с. 218.
- ↑ 1 2 С. Р. Эрнст, 1922, с. 19.
- ↑ 1 2 В. П. Князева, 1979, с. 85.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 53—54.
- ↑ З. Е. Серебрякова, 1987, с. 204.
- ↑ 1 2 3 В. П. Князева, 1979, с. 76.
- ↑ 1 2 Зинаида Серебрякова. Обнажённые. 11 октября 2007 — 26 ноября 2007 (HTML). Государственный Русский музей — rusmuseum.ru. Проверено 29 июня 2017.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 78.
- ↑ 1 2 А. А. Русакова, 2008, с. 54.
- ↑ Н. Н. Александрова, 2001, с. 17.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 79.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 73.
- ↑ 1 2 А. Н. Савинов, 1973, с. 24.
- ↑ Вероника Чернышёва. О русском «ню» в Русском музее (HTML). Независимая газета — www.ng.ru (19 октября 2017). Проверено 24 июня 2017.
- ↑ Неоклассицизм в России. 23 октября 2008 — 15 января 2009 (HTML). Государственный Русский музей — rusmuseum.ru. Проверено 1 июля 2017.
- ↑ Жанна Васильева. Нездешний век. В Третьяковской галерее открылась ещё одна громкая выставка (HTML). Российская газета — rg.ru (4 апреля 2017). Проверено 24 июня 2017.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 55.
- ↑ 1 2 Е. Ф. Петинова, 2001, с. 319.
- ↑ XX век в Русском музее, 2008, с. 102.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 81—82.
- ↑ Владимир Воропанов. Сергей Эрнст — первый вологодский искусствовед (HTML). Красный Север — www.krassever.ru (1 января 2009). Проверено 29 июня 2017.
- ↑ А. Н. Савинов, 1973, с. 23—24.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 82.
- ↑ М. Ю. Боде. Зинаида Серебрякова: несгибаемая гармония (HTML). The Art Newspaper — www.theartnewspaper.ru (3 апреля 2017). Проверено 30 июня 2017.
- ↑ А. М. Амшинская, 1985.
Литература
- Александрова Н. Н. Зинаида Серебрякова. — М.: Белый город, 2001. — 48 с. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0290-1.
- Амшинская А. М. Зинаида Серебрякова. К 100-летию со дня рождения // Искусство. — 1985. — Вып. 2. — С. 58—64.
- Ефремова Е. В. Зинаида Серебрякова. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — ISBN 5-9561-0176-8.
- Князева В. П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — 256 с.
- Петинова Е. Ф. Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
- Русакова А. А. Зинаида Серебрякова. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 227 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03108-1.
- Савинов А. Н. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Художник РСФСР, 1973. — 54 с.
- Эрнст С. Р. З. Е. Серебрякова. — Пг.: Аквилон, 1922. — 31 с.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Зинаида Серебрякова: письма, современники о художнице / В. П. Князева. — М.: Изобразительное искусство, 1987. — 301 с.
- XX век в Русском музее / А. В. Лакс. — СПб.: Palace Editions, 2008. — 392 с. — ISBN 978-5-93332-287-0.
Ссылки
ru-wiki.org
Баня (картина) — Википедия
«Баня» — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), оконченная в 1913 году. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге ( Ж-1907). Размер картины — 135 × 174 см[1]. Также употребляется название «В бане»[2]. Полотно «Баня» считается первой большой картиной Серебряковой[3]. Его относят к ряду основных произведений художницы, наряду с автопортретом «За туалетом» (1909, ГТГ), а также картинами «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)[4].
Зинаида Серебрякова работала над полотном «Баня» в 1912—1913 годах — в основном в Санкт-Петербурге, в своей мастерской, расположенной на Васильевском острове[5][6]. Работа над картиной была завершена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8].
Искусствовед Сергей Эрнст писал, что в картине «Баня», написанной Серебряковой, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Он отмечал, что в этом произведении художнице «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, в картине «Баня» Серебрякова «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10].
Зинаида Серебрякова (урождённая Лансере) работала над картиной «Баня» в 1912—1913 годах. В этот период она жила в Царском Селе, иногда выезжая в Крым, а также в семейное имение Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом Курской губернии[7]. 22 января 1912 года у Серебряковой в дополнение к двум сыновьям родилась дочь Татьяна, а 28 июня 1913 года — вторая дочь, Екатерина[8]. Часть времени художница проводила в Санкт-Петербурге[5]; там же, в её мастерской на Васильевском острове, и проходила основная работа над картиной[5][6].
З. Е. Серебрякова. Купальщица (1911, ГРМ)Много лет спустя, в письме к искусствоведу Алексею Савинову от 14 июля 1957 года, Серебрякова писала: «Что привлекало меня к теме „Баня“ и вообще к писанию нагого тела? Я всегда увлекалась темой „ню“ и сюжет „Бани“ был лишь предлогом для этого, и Вы правы, что это просто „потому, что хорошо человеческое юное и чистое тело“»[11][12]. Первой картиной Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица» (холст, масло, 98 × 89 см, ГРМ), для которой ей позировала её сестра Катя, которая, кстати, была очень похожа на саму художницу[13][14]. После этого Серебрякова увлеклась идеей создания полотна, изображающего русскую баню[13].
В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры[15]. Среди них наиболее известен одноимённый этюд, также принадлежащий Государственному Русскому музею (холст, масло, 102 × 82,5 см, Ж-1909)[1]. На этюде изображены шесть женских фигур — две на переднем плане и ещё четыре в глубине[16]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, «этюд пленяет женственностью и поэтичностью образов, живой передачей натуры»; в то же время она отмечает его камерный характер, связанный с жанровой трактовкой темы[13]. Серебрякова начала работу над этим этюдом летом 1912 года, иногда его называют первым, неоконченным вариантом картины «Баня»[8].
В Русском музее также хранятся большие картоны Серебряковой, созданные ею при работе над картиной «Баня»[17]. В этих натурных этюдах, выполненных углём на картоне, художница пытается передать разнообразные позы и движения натурщиц. Значительное внимание она уделяет «светотеневой моделировке форм, облагораживанию пропорций, выявлению плавных „женственных“ линий»[18].
З. Е. Серебрякова. Баня (этюд, 1912, ГРМ)Одной из моделей для второго, основного варианта картины «Баня» была — крестьянка из села Нескучное, в течение ряда лет работавшая кухаркой в семье Лансере — Серебряковых[5][19]. В своих воспоминаниях Дудченко писала: «Я позировала ей. Я там в центре стою, нагнувшись, но лицо моё закрыто женщиной, сидящей с тазиком»[6]. Остальные натурщицы были выбраны из девушек, которые служили домработницами в знакомых семьях[5]. По-видимому, многие из них были крестьянского происхождения, и вообще подразумевалась деревенская баня — по словам Алексея Савинова, эта картина «была существенно важным шагом в приближении Серебряковой к темам деревни и её людей»[20].
Работа над основным вариантом картины «Баня» была закончена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8]. Картина поступила в Государственный Русский музей в 1937 году от коллекционера [1].
Впоследствии картина «Баня» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на экспозициях «Зинаида Серебрякова. „Обнажённые“» (октябрь — ноябрь 2007 года)[14][21] и «Неоклассицизм в России» (октябрь 2008 года — январь 2009 года), организованных в корпусе Бенуа Русского музея[22]. Она также была одним из экспонатов ретроспективной выставки работ Серебряковой, проходившей в апреле — июле 2017 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи[23].
В отличие от первого варианта (этюда), в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат. На полотне изображены одиннадцать молодых женщин[16]. По сравнению с подготовительными материалами, художница смягчила остроиндивидуальные особенности натурщиц, «облагородила лица, удлинила пропорции». В трактовке обнажённых тел появилась определённая идеализация, связанная с мечтой художницы о прекрасном в человеке, — «образ русской крестьянки здесь возвышен, в нём синтезировано конкретное, изученное в натуре, и черты искомого идеала»[5].
З. Е. Серебрякова. Баня (эскиз, бумага, акварель, белила, 15,8 × 22,7 см, 1912—1913, Петергоф)Особое внимание Серебрякова уделяет «взаиморасположению и ритмической согласованности превосходно пластически проработанных женских тел»[24]. Женские фигуры показаны в разных позах и ракурсах, плотно заполняя собой пространство полотна[25]. Они занимаются обычными делами — моют головы, несут воду, обливаются из шаек, выжимают волосы, сидят на полках, некоторые погружены в созерцание, но, несмотря на обыденность их действий, «мнится, что изображён торжественный ритуал»[26]. При переходе от переднего к заднему плану размеры фигур постепенно уменьшаются, создавая иллюзию пространственной глубины[25].
При расстановке женских фигур центральной группы используется треугольная схема, которая позволяет расположить их так, чтобы они не заслоняли друг друга. В нарушение академических канонов композиция срезана краями полотна, что «вносит ощущение фрагментарно увиденной и живо запечатлённой сцены» — такой приём был характерен для живописи начала XX века[27]. Сильные, красивые женщины, изображённые на переднем плане, хорошо освещены и, насколько это возможно, приближены к зрителю. Этим они отличаются от других фигур, которые написаны в характерных для мытья в бане позах. Центральные персонажи выглядят будто бы непричастными к происходящему действию, на что указывает их облик, «с лёгкой таинственной улыбкой на губах и отстранённым взглядом выразительных глаз»[3].
Искусствовед Алексей Савинов, обсуждая эту картину, отмечал, что, при всей правдивости, полная точность не была главной целью Серебряковой — «в воздухе нет пара, помещение деревенской бани неоправданно велико, тела обливающихся водой девушек остаются сухими». Савинов полагал, что художница использовала этот сюжет, чтобы показать обнажённые женские фигуры при различных движениях и поворотах[2].
Искусствовед Сергей Эрнст, автор первой монографии о Серебряковой[28], писал, что в картине «Баня», законченной художницей в 1913 году, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела, и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур». По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9].
А. Г. Венецианов. Купальщицы (холст, масло, 52 × 36 см, 1829, ГРМ)Искусствовед Алексей Савинов писал, что в начале XX века в русской живописи часто можно было встретить наготу на картинах, но во многих случаях она выглядела либо соблазнительно до пошлости, либо идеализированно до безразличия. Обсуждая картину «Баня», Савинов отмечал, что перед произведением Серебряковой таких ощущений не возникает — «девушки её картины окрепли в труде и чужды изнеженности, их нагота здорова и спокойна». По его словам, сильные фигуры девушек, изображённых на картине, и их неторопливые движения вызывают «ощущение целомудренного покоя», а их лица — «милые, иногда курносые и скуластые» — свидетельствуют об их независимости и скромности[29].
В своей монографии о Серебряковой искусствовед Валентина Князева пишет, что в картине «Баня» художница «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10]. Князева отмечает, что в этом произведении присутствуют приёмы старого академизма, а также то, что в нём заметно следование традициям Алексея Венецианова — в первую очередь, его картины «Купальщицы», написанной в 1829 году[30]. Близкую связь между произведениями Серебряковой и Венецианова также отмечал Алексей Савинов — он писал, что «оба они были родственны друг другу в утверждении русской красоты, воплощённой в девушке-крестьянке»[20]. Художественный критик Михаил Боде, проводя параллель между картиной «Баня» и творчеством французского художника-академиста Жана-Огюста-Доминика Энгра (автора «Турецкой бани» и ряда других картин в жанре «ню»), называет стиль Серебряковой «энгризмом с поправкой на российские типажи и память о Венецианове»[31].
В статье, посвящённой столетию со дня рождения Серебряковой, искусствовед Александра Амшинская писала, что в картине «Баня» «осознание человеком себя, своего тела, своей физической природы проходит через изображение чрезвычайно важного ритуала русской крестьянской жизни». Именно отсюда, по её мнению, и проистекают «целомудренная красота и душевная чистота, которыми пронизано изображение обнажённого тела». По словам Амшинской, в картине «Баня» нет сиюминутной конкретной сюжетности, зато есть обобщённость. Женские фигуры, изображённые на полотне, неподвижны, они замерли в достаточно условных позах, и такое отсутствие движения делает эту картину похожей на панно[32].
- ↑ 1 2 3 Каталог ГРМ, 1980, с. 297.
- ↑ 1 2 А. Н. Савинов, 1973, с. 23.
- ↑ 1 2 Е. В. Ефремова, 2006, с. 41.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 7.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 В. П. Князева, 1979, с. 81.
- ↑ 1 2 3 А. А. Русакова, 2008, с. 187.
- ↑ 1 2 3 Е. В. Ефремова, 2006, с. 94.
- ↑ 1 2 3 4 А. А. Русакова, 2008, с. 218.
- ↑ 1 2 С. Р. Эрнст, 1922, с. 19.
- ↑ 1 2 В. П. Князева, 1979, с. 85.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 53—54.
- ↑ З. Е. Серебрякова, 1987, с. 204.
- ↑ 1 2 3 В. П. Князева, 1979, с. 76.
- ↑ 1 2 Зинаида Серебрякова. Обнажённые. 11 октября 2007 — 26 ноября 2007 (HTML). Государственный Русский музей — rusmuseum.ru. Проверено 29 июня 2017.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 78.
- ↑ 1 2 А. А. Русакова, 2008, с. 54.
- ↑ Н. Н. Александрова, 2001, с. 17.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 79.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 73.
- ↑ 1 2 А. Н. Савинов, 1973, с. 24.
- ↑ Вероника Чернышёва. О русском «ню» в Русском музее (HTML). Независимая газета — www.ng.ru (19 октября 2017). Проверено 24 июня 2017.
- ↑ Неоклассицизм в России. 23 октября 2008 — 15 января 2009 (HTML). Государственный Русский музей — rusmuseum.ru. Проверено 1 июля 2017.
- ↑ Жанна Васильева. Нездешний век. В Третьяковской галерее открылась ещё одна громкая выставка (HTML). Российская газета — rg.ru (4 апреля 2017). Проверено 24 июня 2017.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 55.
- ↑ 1 2 Е. Ф. Петинова, 2001, с. 319.
- ↑ XX век в Русском музее, 2008, с. 102.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 81—82.
- ↑ Владимир Воропанов. Сергей Эрнст — первый вологодский искусствовед (HTML) (недоступная ссылка — история). Красный Север — www.krassever.ru (1 января 2009). Проверено 29 июня 2017. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ А. Н. Савинов, 1973, с. 23—24.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 82.
- ↑ М. Ю. Боде. Зинаида Серебрякова: несгибаемая гармония (HTML). The Art Newspaper — www.theartnewspaper.ru (3 апреля 2017). Проверено 30 июня 2017.
- ↑ А. М. Амшинская, 1985.
- Зинаида Серебрякова. — М.: Белый город, 2001. — 48 с. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0290-1.
- Зинаида Серебрякова. К 100-летию со дня рождения // Искусство. — 1985. — Вып. 2. — С. 58—64.
- Зинаида Серебрякова. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — ISBN 5-9561-0176-8.
- Князева В. П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — 256 с.
- Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
- Зинаида Серебрякова. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 227 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03108-1.
- Савинов А. Н. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Художник РСФСР, 1973. — 54 с.
- Эрнст С. Р. З. Е. Серебрякова. — Пг.: Аквилон, 1922. — 31 с.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Зинаида Серебрякова: письма, современники о художнице / В. П. Князева. — М.: Изобразительное искусство, 1987. — 301 с.
- XX век в Русском музее / . — СПб.: Palace Editions, 2008. — 392 с. — ISBN 978-5-93332-287-0.
ru.wikiyy.com
Русская баня на фото и картинках разных художников во все времена
Нет ничего лучше для русского человека, чем русская баня. Не многие знают, что русская парная - одна из популярных и известных бань в мире. Во многих уголках мира есть любители этого занятного вида отдыха. Тому есть логическое объяснение. Целебные свойства, воспетые с давних времен, все больше и больше привлекают любителей попариться. Самое главное, что нет никаких ограничений по возрасту. Испокон веков люди парились, как изобразил Е.М.Корнеев на картине «Русская баня», написанная 1812 году.
Особенности русских парных
В последующем парная вошла в обиход и стала национальным символом, объединяющим за этим делом людей разного характера, профессии и вероисповедания. Художник Плотников В.А. на картине «В бане» 1898 года запечатлел этот момент. Многие другие знаменитые художники и артисты не прочь были попариться и омолодиться и душой, и телом. В современном обществе русская парная распространена в сельской местности, но в городах потихоньку развивается движение за здоровую жизнь, а вместе с ним и русские парные.
Как не упомянуть искусство массажа вениками? Искусство потому что мастерски орудовать этим предметом банного обихода надо еще уметь. Веники, как и раньше, применяют березовые, пихтовые, дубовые, липовые. Выбор во многом зависит от оздоровительного эффекта, который вы хотите получить. Нам известен оздоровительный природный эффект пара. Вместе с замечательным веничком да опытным банщиком время пролетит незаметно и полезно. Холст Алексея и Сергея Ткачевых «Семейная баня» 1982-83 годов передает всю красу и быт семьи. Видны все атрибуты для приятного провождения в бане.
Варианты русской бани
Как говорили предки, происходит очищение души и тела. Конечно, помогает во многом и природа наша матушка, как же без лекарственных растений и трав. Хорошо получилось изобразить истинно русскую деву после парилки у художника Плотников В.А. на картине «В бане» 1898 года.
Согласно исследованиям, парная выводит из организма:
- шлаки;
- лишнюю воду;
- токсины;
- забирает усталость и стресс.
Как показал Аркадий Пластов на картине «Весна» 1954 года, самой главной особенностью, которой обладает русская парная – это, конечно, сама конструкция. Испокон веков парную строили из сруба деревянного, что дает колоссальный эффект во время банного процесса. О нашей русской бане писали многие иностранные путешественники.
Традиционную русскую парную делят на три вида:
- по-черному
- по-белому;
- внутри печи.
Парная по-черному
Традиционная парная называлась «по-черному» и была жаркой и дымной. В углу бани помещали каменную печь, которая сильно натапливалась и коптила. На полу, чтобы не обжечь ноги, накидывалась солома, так как пол сильно нагревался. Вдоль стен делались топчаны-полки, на них ложились либо садились любители пара, наслаждаясь ароматным вкусным квасом и запахом соломы.
Квас играл немалую роль, так как им периодически поливали жаровню, и парная наполнялась ароматом напитка, а воздух становился более влажным. Из-за открытого очага жар прогревал не только камни, но и деревянные стены. Дым при этом выходил через отдушину в потолке либо через дверь. Обычно присутствовал котел для воды горячей и каменка из камней. Протапливали баню дровами предпочтительно лиственных пород. З.И. Летунов в своей работе «Русские бани», отразил всю суть тех времен.
Парная по-белому
Бани, отапливаемые «по-белому», бывают разных конструкций. В бане имеется печь каменная, кирпичная либо металлическая с баком для нагрева воды. Такая парная приятнее в эксплуатации, хотя и затребует для натапливания больше дров. Это уже современная конструкция отчетливо видна на работе Anders Zorn Potatiskitteln 1915 года.
Парная внутри печи
Слово «лазня» на украинском языке пошло от еще одного вида парной – это баня внутри печи. Печь имела большой размер, чтобы в нее можно было влезть. Печь протапливалась, в чугунах нагревалась вода, убирался жар и застилался пол соломой. После этого можно было залазить и мыться внутри печи.
Сейчас русская парная становится все более популярной среди молодежи. Довольно часто парную возводят рядом с бассейном или ставком, в котором находится прохладная вода. Ученые доказали, что старинная традиция прыгать распаренным в холодную воду или кататься в сугробах благотворно влияет на организм укрепляя его в целом, а также положительно влияет на иммунитет и сердце и укрепляет стенки сосудов, этот процесс хорошо виден на творении Николая Фешина «В бане» 1923 года.
После унылых трудовых будней русская парная - как раз то, что доктор прописал. Она рекомендована практически каждому. В баньке можно весело и комфортно провести вечер с друзьями, провести неформальную встречу или же насладиться приятными ароматами и оздоровиться в одиночку. Не зря даже в старину в бане устраивали девичник, как подсказывает нам Фирс Журавлев на своем творении «Девичник в бане» 1885 года.
Картины известных художников на тему русской парной
Как писал немецкий выдающийся ученый Олеарий, "русские держатся обычая мыться в парной , а потому в городах и поселках у них множество бань". Как мы и наблюдаем на фотографии Зинаиды Серебряковой «Баня».
bane.guru
История русской бани в картинах русских художников. ФОТО
В старину и жених, и невесту перед браком тщательно мыли в бане, а после первой брачной ночи молодые шли в баню вместе...Баня (мовь, мовня, мовница, мыльня) на Руси известна из летописей X-XII веков, но была она, конечно, и раньше. Согласно славянским мифам, от удовольствия помытся и попариться не отказывались даже боги. Настоящая русская баня - бревенчатый домик в два помещения, обычно - на самом берегу реки. В предбаннике раздевались, здесь же обязательно стояла бадья прохладного кваса, сдобренного мятой или иными духовитыми зельями. Гораздо реже квас заменяли пивом - обычно этого чурались, ибо считалось, что пиво при добром пару может повести к печальным последствиям. Отсюда же, из предбанника, с криками или визгом (если женщины) выскакивали окунуться в реку, даже зимой, для чего на берегу готовили мостки и прорубь. Во второй комнатке - собственно парной - стояла печка-каменка. Камни, раскаленные в ней, обдавали заранее согретой водой, что и давало столбы пара.Считалось, что главная сила мытья - в вениках. Их собирали из веток березы и дуба, липы и черной смородины, ольхи и можжевельника, крапивы и полыни. Действительно, похлестывание им по коже - отличный массаж, усиливающий кровообращение и способствующий открытию кожных пор. Но главное - фитонциды и эфирные масла, летучие вещества, содержащиеся в листьях веника. Именно они оказывали свой и ароматический, и фармацевтический эффект.В старину женщины и мужчины на Руси «в торговых банях» мылись в одном и том же помещении, хоть и "по разным углам". Православная церковь боролась не только с этим обычаем, но даже и с "девичьей баней" (за день до свадьбы) и "брачной баней" (совместным купанием супругов). Их подменили раздельным омовением после так называемого "греха соития". К 1743 году борьба в целом закончилась сенатский указ запретил мужчинам и женщинам мыться совместно в одном помещении. На деревне, однако, до этого указа никому и дела не было...Мылись на Руси по субботам, окончив недельные работы, причем еженедельное мытьё считали обязательным! Но раз в неделю - это минимум, а при возможности можно было мыться и в другие дни. В баню ходили перед праздниками, перед родами, перед свадьбами, после дальней дороги. Ритуал мытья не менялся в течении многих веков: напариться берёзовым или дубовым веником, обливаясь время от времени холодной водой или выскакивая на реку, рядом с которой обычно стояла баня. Выскакивали и зимой, бултыхались в прорубь и тут же возвращались в парную! Мылись растительной золой, в которой накапливается много щелочей.Настоящая русская парная баня - всегда деревянная, бревенчатая, срубленная из доброго леса, так что от стен идет смоляной дух. А как же иначе! Отдых в предбаннике
Ну, что сосед, попарились немножко?Давай по пиву, чтоб наверняка!Подай-ка вон рябинки мне с окошка,Боюсь, что не дотянется рука.
А помнишь, как однажды в этой банеТы как-то сел на пьяного шмеля?И всё потом кричал, что сильно раненДа и присесть не в силах был три дня?
Ха, ясно дело помню – как забудешь?Всегда куда сажусь теперь смотрю.А ты кричал, что больше пить не будешьКогда на палец уронил бадью
И тоже, как и я хромал и охал?Отлично помню, хоть и был хмельной.Но посидели мы тогда не плохоТы я и шмель придавленный тобой.
Теперь уж вряд ли всё это забудем,Чтоб ноги нас опять не подвелиДавай сегодня много пить не будем?Ну, где-то может литра так по три…
Игорь Собенников
zema.su