Пит Мондриан и его неопластицизм из прямых линий. Картины мондриана
Новая реальность от Пита Мондриана — project Bauhaus
Пит Мондриан / Piet Mondrian
Пит Мондриан, один из основателей голландского движения Де Стиль / De Stijl. Чистоту и легкость линий, абстракции образов и новую философию совмещения искусства и мира принес Мондриан в De Stijl и реализовывал в своей творческой практике. Он радикально упростил все элементы своих картин, чтобы отразить каким он видел духовный порядок, лежащий в основе видимого мира. Такое упрощение создало четкий, универсальный язык и эстетический образ его полотен. В наиболее известных его картинах из 1920-х годов, Мондриан упрощает формы до горизонтальных и вертикальных линий, образующих прямоугольники, а цветовую палитру до минимальных основ, сводя восприятие внешнего мира к чистой абстракции.
Использование асимметричного баланса и минимальное количество образов имело решающее значение в развитии современного искусства, а его знаковые абстрактные произведения оказывают влияние на дизайн и культуру и по сей день.
Основные идеи
— Теоретик и писатель Мондриан считал, что искусство отражает основную духовность природы. Для того чтобы выявить суть мистической энергии в балансе сил природы и окружающего мира он упростил сюжеты картин до самых простых, основных элементов.
-Своим творчеством и концептуальным подходом в отображении мира Мондриан изменяет представления об абстракции для всего современного искусства. Четко отслеживается влияние современных художественных направлений в его картинах: в логическом порядке развитие проходит через луминизм, импрессионизм, и, самое главное, кубизм.
Пит Мондриан.Наследие.
Изысканность абстракций Мондриана, а также утопические идеалы его работ оказали огромное влияние на развитие современного искусства. Его идеи были немедленно связаны со школой Баухауз, особенно в эстетических и упрощенных линиях и красках, а также с идеалами Баухауз, в которых искусство находится в гармонии со всеми аспектами жизни. Позже, стиль Мондриана можно увидеть в работках минималистов конца 1960, выбравших упрощенные формы и урезанную палитру. Не только на современное искусство оказал влияние стиль Мондриана, наследие можно увидеть во всех аспектах современной и постмодернистской культуры, от цветовой схемы Ив Сен-Лорана / Yves Saint Laurent в платье «Мондриана/ «Mondrian» day-dress «, с использованием нео-пластического стиля.
probauhaus.ru
Пит Мондриан и его неопластицизм из прямых линий
Палка, палка, огуречик, получился… самобытный и до абсурда упрощённый стиль Пита Мондриана (Pieter Cornelis Mondriaan). Он нарочно создавал свои шедевры из элементарных линий и форм. Как известно, всё гениальное просто, и этот приём сделал стиль художника узнаваемым с первого взгляда.
Больше всего Мондриан известен своими работами начала 20-х годов прошлого века, где он упростил все формы до горизонтальных и вертикальных линий. Получившиеся прямоугольники художник заполнил основными цветами палитры. Пит представил своё ощущение мира в виде противоположностей: вертикали и горизонтали, плюса и минуса, динамики и статики, мужского и женского начала.
Асимметрический баланс его фигур символизирует единство и взаимное дополнение вселенских сил. Получилась полная абстракция. Эта серия картин настолько потрясла мир искусства, что попытки подражания гениальности Мондриана встречаются и по сей день — в моде, архитектуре, топографии и дизайне.
Парадоксальная простота линий и образов Мондриана стала основной идеей голландского движения De Stijl. Философия этого объединения состояла из совмещения искусства и реальности. Таким образом родился новый универсальный язык творчества, понятный каждому.
Вот самые известные аллюзии на его творчество: в 30-х годах французский модельер Лола Прусак (Lola Prusac) создала линейку чемоданов и сумок со вставками из красных, синих и жёлтых квадратов кожи. А в 1965 году Ив Сен-Лоран (Yves Henri Donat Mathieu-Saint-Laurent) представил знаменитые платья «Мондриан» — без воротника и рукавов, из трикотажного полотна, с декором в виде «цитат» из картин художника-абстракциониста.
В поисках комфортного для себя направления Пит пережил стадии луминизма, импрессионизма и кубизма. И вот, наконец, рождается неопластицизм — его собственная отрасль абстрактного искусства. Вместе с другими художниками из De Stijl Мондриан пропагандировал всепоглощающую абстракцию с ограниченной цветовой свободой. Их объединение всячески продвигало в мир идею об утопическом стиле, состоящем из плоских форм и динамического напряжения в работах. Намного позже, в 60-х, эту идею подхватят минималисты, выбрав для себя чёткость линий и ограниченность в выборе цвета.
Семья Мондриана была невообразимо далека от искусства. Отец Пита, директор местной школы, едва сводил концы с концами, пытаясь прокормить будущего великого художника, ещё двух сыновей, дочь и слабую здоровьем жену. Но, несмотря на это, к таланту ребенка в семье отнеслись с пониманием, и в двадцать лет Пит переехал из Амерсфорта в Амстердам, где началось его обучение в Академии художеств.
В двадцать пять лет Мондриану пришлось почти на год вернуться в родительский дом — молодой художник сильно повредил здоровье во время разгульного отпуска и вынужден был сражаться с пневмонией. Пит замкнулся в себе, но уединение принесло плоды: за это время он написал серию натуралистических пейзажей Винтерсвейка. Разумеется, они не имеют ничего общего с абстрактными картинами, которые впоследствии принесут ему известность. Ранний Мондриан придерживался консервативных традиций, но уже тогда в его работах просматривался ярко выраженный личный почерк. Даже людей он писал статичными, часто пользуясь линейкой.
Эта особенность принесла ему немало страданий. Мондриан дважды пытался получить престижную римскую стипендию, но оба раза провалился. Более того — добился лишь разгромной рецензии на своё творчество. Критика обвинила художника в отсутствии таланта и навыка и неумении изображать людей живыми. Отчасти так всё и было — фон и персонажи плохо сочетались друг с другом, безжизненные силуэты словно были приклеены к холсту.
Первым толчком к абстракции стало вступление Мондриана в голландское теософское общество. Мистицизм явно нравился художнику, однако он всегда стремился более реально воспроизводить духовное. Именно поэтому ни в коем случае нельзя относить его к теософам.
А вот эпицентр изменений пришёлся на 1911 год. Именно он стал важнейшим в карьере Мондриана. Художник посетил выставку современного искусства в Амстердаме, где на него произвели глубочайшее впечатление работы кубистов Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Сразу после этого Мордриан переехал во Францию и коренным образом изменил своё отношение к творчеству. Он начал работать в жанре высокого кубизма и превзошёл своих предшественников. Пит отказался от изображения предметов и природных элементов. Его кубизм аскетичен, беспредметен, почти бесцветен. С помощью геометрии Мондриан пытался исследовать законы мироздания и передавать их через живопись.
Самой скандальной работой Пита стала картина под названием «Победа буги-вуги» (Victory Boogie-Woogie), написанная в 1944 году.
Сегодня она считается воплощением неопластицизма и фирменного мондриановского стиля. Во время работы над ней художник заболел воспалением лёгких и умер, так и не завершив начатого. Однако считается, что именно «Победа» передаёт самые сокровенные мечты и стремления автора. Это венец его творения.
За семьдесят лет жизни Мондриан несколько раз менял направления творчества, много переезжал — Голландия, Франция, Англия, Америка — и показал работы на своей единственной выставке в Нью-Йорке незадолго до смерти. Сегодня художник единодушно признан отцом-основателем абстрактного искусства. Труды Пита пользуются огромным уважением исследователей. Но его влияние на мировую культуру выходит далеко за рамки изобразительного искусства и охватывает все виды творческой деятельности современности.
artifex.ru
Нидерландский художник-абстракционист Пит Мондриан
Пит Мондриан (нидерл. Pieter Cornelis Mondriaan, с 1912 — Mondrian; 7 марта 1872, Амерсфоорт, Нидерланды — 1 февраля 1944, Нью-Йорк) — нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи. Его картины, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи.
Автопортрет
Пит Мондpиан по пpаву считается одним из кpупнейших живописцев ХХ века. Он способен удивлять и шиpокую публику, и художников, и ученых – истоpиков искусства. Его картины, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи.
Мондpиан – создатель так называемого геометpического абстpакционизма. В течение тpидцати последних (и самых плодотвоpных) лет своей жизни он священнодействовал над холстами, pазгpафлял их на пpямоугольники и квадpаты и закpашивал получившиеся геометpические поля то интенсивными яpкими кpасками, то (позднее) облегченными и пpозpачными оттенками белого, сеpого, бежевого или голубоватого. С годами стpогость и пpостота его геометpических “pешеток” возpастала, а изысканность и благоpодство цветовых сочетаний медленно, но неукоснительно совеpшенствовались.
Биография
Родился 7 марта 1872 в Амерсфорте. Его первые работы были написаны в реалистическом стиле. В 1911 он познакомился с кубистами, и их творчество начало оказывать значительное влияние на формирование молодого художника. Вскоре Мондриан отказался в своих картинах от малейших намеков на сюжет, атмосферу, моделировку и пространственную глубину и постепенно сознательно ограничивал выразительные средства. В 1912–1916 он строил композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки. В это время Мондриан, подобно Жоржу Браку и Пабло Пикассо в период аналитического кубизма, предпочитал палитру рыжевато-коричневых и серых оттенков.
В 1914 художник вернулся в Голландию к отцу, который был при смерти, и оставался на родине в течение всей Первой мировой войны, а в 1919 снова уехал в Париж. К этому времени он уже был членом кружка, в который входили Тео ван Дусбург, Ауд, Ритвелд и ван Эстерен. Все они были адептами модернизма, работали в стилях, близких к живописи Мондриана, и, возможно, оказали на него некоторое влияние в переходе от кубистических композиций к чистым геометрическим формам красных, желтых и синих прямоугольников. В 1917 Мондриан и Тео ван Дусбург основали авангардистский журнал « Де Стиль » и группу с таким же названием. Эстетическая теория, лежавшая в основе этого направления, была названа неопластицизмом. В соответствии с требованиями неопластицизма Мондриан еще больше сократил свои художественные средства, используя только белый, серый, черный и наиболее интенсивные тона основных цветов спектра.
К 1920 стиль Мондриана полностью сформировался. Используя прямые линии жестких контуров, он делал композиции асимметричными, достигая динамического равновесия. Благодаря отказу от частностей и деталей он надеялся достичь более ясного выражения универсальных первооснов творчества, стремясь обрести то, что он называл «чистой пластической реальностью».
В 1940 Мондриан переехал в Нью-Йорк ; двумя годами позже состоялась его первая персональная выставка. В одной из последних работ художника, Буги-Вуги на Бродвее (Нью-Йорк, Музей современного искусства), появилась тенденция к отходу от строгих классических принципов авангарда. В этой работе маленькие квадратики расположены пунктиром на сетке линий, что придает всей композиции новую синкопическую сложность и игривость ритма. Умер Мондриан в Нью-Йорке 1 февраля 1944. Его произведения оказали влияние на многих современных художников, таких, как Александр Колдер, Бен Николсон, Виктор Вазарели и Фриц Гларнер. Целый ряд направлений в современном искусстве, например минимализм и оп-арт, восходят к творчеству Мондриана и кружку «Де Стиль», так же, как и формы современной архитектуры, рекламы и печати.
источник
Ищете бизнес аудиокниги? Заходите на сайт cpromo.ru. Здесь вы найдётебольшую коллекцию научной литературы!
kayrosblog.ru
Современное Искусство :: Пит Мондриан
Нидерландский художник-абстракционист, основатель школы неопластицизма. Наряду с Кандинским и Малевичем считается основателем абстрактной и нон-фигуративной живописи.
Ранние годы
Пит Мондриан родился 7 марта 1872 года в Амерсфорте, Нидерланды, в строгой протестантской семье. Его мать часто болела, в связи с чем хозяйством занималась старшая сестра, а отец возглавлял местную школу, однако несмотря на свой пост не мог прокормить свою семью. Тем не менее, он отнёсся с пониманием к рано проснувшемуся в сыне влечению к живописи и даже сам учил его рисовать. Вместе они изготовляли литографии для кальвинистской церкви. Позже отец позволил Питу уехать учиться на художника и с помощью богатых и влиятельных друзей нашёл ему съёмную комнату и обеспечил финансирование учёбы. Так, в 1892 году в возрасте 20 лет Пит оказался в Амстердаме. Здесь он поступил в Академию художеств.
Весь 1897 год Мондриан провёл со своими братьями в провинции. После чудовищного отпуска в компании девушки из художественной школы, он возвратился домой и провёл несколько месяцев (с осени 1898 до лета следующего года) со своими родителями, лечась от пневмонии и восстанавливая здоровье. Юноша замкнулся, однако уединение принесло свои плоды: за это время он написал серию натуралистических пейзажей Винтерсвейка.
В его ранних работах отчётливо видно влияние академической традиции, но в то же время заметен формирующийся личный почерк. Преподаватель Мондриана, Август Аллебе, рекомендовал студенту изображать моделей в студии так, словно они были персонажами из повседневной жизни, но тот писал людей статичными, нередко использовал линейку. В стилевом отношении ранний Мондриан исключительно консервативен. Художник использовал обстановку мастерской для имитации старины. Пасторальные пейзажи Винтерсвейка имеют мало общего с абстрактными работами, которые позже принесут ему славу.
В 1898 году Мондриан попытался получить PrixdeRome, самую престижную стипендию в области искусства, но проиграл. В 1899 году он выполнил заказ на роспись потолка в особняке в Амстердаме в стиле нео-рококо.
В 1900 году художник примкнул к радикальной протестантской конгрегации Gereformeerde Kerk. В те времена эта пресвитерианская церковь активно сотрудничала с партией консерваторов.
В 1901 Мондриан вновь попытался получить римскую стипендию, но провалился. Кроме того, жюри написало разгромную рецензию на его работы. Художника обвинили в недостатке навыков, отсутствии таланта и неспособности изображать людей живыми. Его персонажи и вправду оставались безжизненными и статичными. Более того, его портреты напоминали фотомонтаж: человеческие фигуры были будто приклеены к фону и не слишком хорошо с ним сочетались.
В 1904-5 гг. Мондриан вновь обосновался в провинции и продолжил писать пейзажи в традиционалистской манере. Рассветы и закаты, пастбища и мельницы стали его основными темами. В этот период художник работал исключительно на пленэре и лишь довершал картины в стенах студии. В 1905 он посетил ретроспективную выставку Ван Гога в Музее Стеделик. Это оказало заметное влияние на его манеру письма. Следующие два года Мондриан активно пишет контрастные вечерние пейзажи и использует первичные цвета. Он исследует пространство и цвет, его формы становятся более обобщёнными, художник начинает постепенно двигаться в сторону абстрактного искусства.
Через теософию – к абстракции
В 1909 году Мондриан увлёкся мистицизмом Е.П. Блаватской и вступил в голландское Теософское общество. Он оставался его членом до конца жизни. Теософия (от греч. «theosophia – знание божественной сущности») и теософская символика оказали влияние на философию его творчества. Родившееся в России и набиравшее популярность в европейских странах – в особенности в протестантских Нидерландах, Германии и Скандинавии – учение Блаватской уделяло огромное внимание вопросам культуры и искусства. Как пишет искусствовед Роджер Липси, «вступив в двадцатый век, теософия... стремительно распространялась из страны в страну и на какое-то время сделалась главной альтернативной культурой. Она стала "школой", к которой обращались художники и мыслители в поисках принципиально иного описания мира и человека».
Под влиянием мистицизма художник взялся за перо и принялся за разработку собственных искусствоведческих теорий. По его мнению, абстракционизм противостоит «грубой примитивной животной натуре человека, однако он плоть от плоти истинной человеческой природы.
К 1911 году Мондриан завершил монументальный триптих «Эволюция», выполненный в явно символистском ключе. Эта живописная работа стала выражением его теософских исканий. На ней изображены три женские фигуры, воплощающие три состояния духа – земной, астральный и божественный, – эволюцию от Материи к Духу. У женщины в центре глаза раскрыты, у других закрыты. Композиционной основой «Эволюции» является равносторонний треугольник, геометрический символ, считающийся в теософии священным. Согласно теософскому учению, целью и смыслом человеческого существования является эволюция; для Мондриана эволюция была «всем». В своём письме Рудольфу Штайнеру, создателю антропософии, он заявил, что искусство должно стать выражением этой самой эволюции.
Стоит отметить, что Мондриан очень осторожен, когда апеллирует к теософии, более того, он избегает использования этого слова. Даже в иррациональном он всегда стремился найти некое рациональное зерно, подчёркивая, что его волнует именно художественная сторона. По мнению критика Карела Блоткампа, «Эволюция» с её простой и очевидной символикой является своеобразным исключением в творчестве художника – и только её можно однозначно назвать теософской. Нельзя отрицать влияние мистицизма на Мондриана, но и причислять его к теософам было неверно.
1911 год стал важнейшим в карьере Мондриана. Он посетил выставку современного искусства в Амстердаме. На него произвели глубочайшее впечатление кубисты Пикассо и Брак. Художник решил переехать во Францию и в 1912 обосновался в Париже. Чтобы отметить своё перерождение, он сократил свою двойную фамилию до «Мондриана».
Он стал работать в жанре так называемого «высокого кубизма» и пошёл дальше своих предшественников, напрочь отказавшись от изображения предметов или природных элементов. Он не использовал популярных приёмов кубизма вроде ротационного зрения (требующего осмотра картины с разных углов) и отказался от богатой цветовой палитры. Его кубизм аскетичен, беспредметен, почти бесцветен. Он занялся повторением уже знакомых ему тем: начатая до знакомства с авангардистами серия картин, изображающих деревья, была продолжена – но теперь в кубистской манере. Применяя различные методы, Мондриан пытался решить одну и ту же задачу: исследовать и передать при помощи геометрии и «светописи» (так он называл живопись) законы мироздания.
Искусствовед и писатель Павел Балека комментирует одно из его докубистических деревьев следующим образом: «Синее дерево Мондриана (1910) – это скорее выражение человеческой драмы, нежели изменения вида природного объекта: мистерия экзистенциальной метаморфозы, перехода из одной формы в другую – преодоление порога смерти на излёте земной жизни, пройдённой человеком». В работе 1912 года на ту же тематику – «Серое дерево» – художник ушёл от трёхмерности и фигуративности и ограничился ритмичными горизонтальными и вертикальными линиями.
Годы Первой мировой войны Мондриан провёл на родине, однако после вернулся во Францию. В 1915 году произошла судьбоносная встреча с художником и архитектором Тео ван Дусбургом. Они оказались единомышленниками, и их дружба переросла в многолетнее плодотворное сотрудничество.
«De Stijl». Неопластицизм
В 1917 году Дусбург и Мондриан основали группу De Stijl (голл. «стиль») и запустили одноимённый журнал. В группу помимо основателей вошёл целый ряд нидерландских авангардных художников, дизайнеров, архитекторов и скульпторов, среди которых Барт ван дер Лек, Вильмос Хушер, Геррит Ритвельд, Якобс Йоханнес Ауд, Жорж Вантонгерло и некоторые другие. Позднее к ним примкнули Константин Бранкузи, Эль Лисицкий, Джино Северини и Жан Арп.
Через журнал члены группы транслировали принципы и философию неопластицизма – направления абстракционизма, отторгавшего любые фигуративные элементы и стремящегося, по выражению Мондриана, к «выражению чистой пластики». Неопластицизм аскетичен и использует минимальное количество цветов: ахроматические, красный, жёлтый и синий. Догматичная палитра объясняется необходимостью «абстрагирования от естественного цвета в первоначальный цвет». Эта идея была позаимствована у философа и математика М.Г. Шунмакерса, предложившего ограничиться тремя красками в книге «Новый образ мира». Объём и изгибы изгнаны, допускаются лишь базовые геометрические формы – линии и точки. Мондриан, скрупулёзно разрабатывавший и шлифовавший свою теорию на протяжении всей жизни, призывал отказаться от всех форм выразительности в пользу «чистой» обобщённой формы.
Журнал «Стиль» был оформлен всецело в соответствии с эстетическими принципами группы. Реклама присутствовала только на внутренней стороне обложки, минималистичные иллюстрации были выполнены в мондриановской цветовой гамме. Подсчитано, что Мондриан обеспечивал порядка 70 % содержания ранних выпусков журнала. Он наконец-то получил возможность опубликовать все свои теоретические изыскания, начиная с 1909 года.
В 1919 году в Париже был опубликовано сочинение Мондриана «Неопластицизм», где подробно изложены основные тезисы. «Я выстраиваю линии и цветовые сочетания на плоских поверхностях, чтобы вполне осознанно передать общее представление о красоте», - писал Мондриан. Он верил, что при помощи простейших, но выверенных форм он сможет наиболее точно отразить вселенскую гармонию. Его тщательно продуманные композиции не имеют центра и буквально принуждают зрителя воспринимать картину в целом, не сосредоточиваясь на какой-либо детали или области полотна. Горизонтальные и вертикальные линии создают впечатление равновесия, но равновесия динамического. Несмотря на эмансипацию цвета в неопластицизме, с точки зрения художника именно форма определяет цвет: чем напряжённее линия, тем интенсивнее оттенок. Прямая линия сообщает цвету максимальную определённость.
В свою живопись Мондриан закладывал определённое социальное послание. «Прояснение идеи уравновешенности средствами живописи имеет огромное значение для человечества, - утверждал он. - Визуализация этой идеи должна показать, что, хотя человеческая жизнь в настоящее время обречена на хаос, она, тем не менее, в глубине своей основывается на уравновешенности. Люди поймут, что со временем уравновешенность и гармония смогут все более и более полно жить в нас».
В 20-е годы имя Мондриана уже у всех на слуху, его картины раскупают американские коллекционеры и попадают на престижные выставки. В 1926 году «Анонимное общество» - американская организация, возглавляемая Кэтрин Дриер, Марселем Дюшаном и Ман Реем – приобретает несколько работ Мондриана и организует выставку в Бруклине.
После «Стиля»
Группа De Stijl распалась в 1931 году. Мондриан ввиду непримиримых разногласий с другими участниками покинул сообщество ещё в 1925. Он уединился в Париже и вёл аскетичный образ жизни, оставался довольно замкнутым, однако продолжал принимать активное участие в творческой жизни столицы. В 1929 году он вступил в группу Мишеля Сейфора и Торреса-Гарсиа «Круг и квадрат», в 1931 примкнул к движению «Абстракция – Творчество».
В том же году Мондриан приступил к новой серии полотен, в которой увеличил количество чёрных параллельных полос. Два года спустя была написана знаменитая «Композиция с жёлтыми линиями», на которой разноцветные линии разной ширины пересекают белый ромб. Затем последовал цикл «решёток» с плотно сгруппированными пересекающимися линиями (характерная работа этого цикла – «Композиция с красным и синим», 1937).
В 20-е годы благодаря своей деятельности в «Стиле» Мондриан получил довольно широкую известность и признание в художественных кругах, однако это никак не отразилась на его плачевном финансовом состоянии. В 1936 году его фамилия попала в список «бедствующих интеллектуалов», ежегодно составляемый Союзом благотворительных организаций Парижа.
Особенности и противоречия
Мондриан говорил, что единственное гениальное изобретение XX столетия – это скотч (появившийся в 1921 году). С его помощью он и создавал свои знаменитые «решётки», наклеивая тонкие полоски на холст и закрашивая свободное пространство. При этом он мог трудиться над одной картиной месяцами, применяя математический расчёт и нанося слой за слоем, до тех пор, пока не получал удовлетворяющий его результат. Математика провозглашалась основой эстетического впечатления. В 1914 году Мондриан заявил о желании сделать абстрактное искусство классическим, сопоставимым с «архитектурой древних дреков». В его записных книжках можно обнаружить воображаемые диалоги со старыми мастерами: «Рембранд, мы идём не в том направлении, не так ли?». С точки зрения художника, его современники-абстракционисты якобы чересчур увлекались декоративизмом, он же стремился совместить традиции и инновации, сделать так, чтобы абстракционизм выглядел логическим продолжением эволюции живописи.
Дэвид Шапиро полагает, что своими теоретизированиями Мондриан временами загонял себя в угол и обнаруживает у него некоторые противоречия между теорией и практикой. Так, в период с 1899 по 1910 и позднее, в начале 1920-х, художник создал целый ряд акварелей с изображениями цветов, напоминающих своим сочетанием скрупулёзной детализированности и нейтрального фона ботанические иллюстрации. «Если состоятельная публика требует натуралистического искусства, то художник может использовать свои навыки, чтобы писать такие картины, но их нужно ясно отличать от самостоятельного творчества», - утверждал Мондриан. Между тем, в его доме имелась стена, на которой он развешивал свои цветочные акварели и которую он показывал только близким друзьям.
Шапиро пишет: «Меня страстно увлекли Мондриановские цветы как пример того, что кажется чувственным в работах, в которых чувственность подавляется». Дэвид Сильвестр рассматривает акварели художника как способ фокусирования на внутреннем мире, в то время как абстракции адресованы миру внешнему. Мондриановские абстракции парадоксальным образом отмечены влиянием реализма. Хэл Фостер отмечает, что «остатки референциальности» это именно то, что определяет и обосновывает абстракцию, спасая её от бессмысленности.
Все самые известные портреты Мондриана являются постановочными фотографиями, на которых художник позирует в интерьере своего парижского ателье или нью-йоркской студии. Британский искусствовед Фред Геттингс описывает мастерские Мондриана следующим образом: «Начиная с самой первой мастерской на улице дю-Депар в Париже, в мастерских Голландии и в последней мастерской на 59-й восточной улице в Нью-Йорке, внутреннее убранство до мелочей повторяло те строгие прямоугольники, которые преобладают в его картинах и которые сделали его знаменитым... он утверждал, что антикварные вещи, а ими художники любят загромождать своё рабочее пространство, превращая мастерскую в "музей старинного искусства", в действительности только мешают поддерживать контакт со своим временем».
Мондриан создал образ аскетичного, сурового и беспристрастного аналитика, вероятно, полагая, что именно таким его хотят видеть. При этом на создания своих наиболее зрелых и важных полотен его вдохновляли джаз – в особенности Луи Армстронг – и фильмы вроде «Серенады солнечной долины». Но самым наглядным доказательством противоречия между имиджем и сущностью Мондриана является огромная фотография Елены Блаватской, украшавшая стену в одном из его жилищ и висевшая среди монохромных прямоугольников.
Влияние на мировую культуру
В 1938 году Мондриан сбежал от нарастающей фашистской угрозы в Великобританию. В Лондоне он приступил к работе над масштабными композициями «Трафальгарская площадь» и «Площадь согласия». После начала Второй мировой войны и падения бомбы на соседний дом, художник всерьёз испугался за свою жизнь и принял решение покинуть Европу навсегда. Осенью 1940 года он поселился в Нью-Йорке. Его работы попали в экспозицию печально известной нацистской выставки «Дегенеративное искусство», что, впрочем, ничуть не расстроило художника – он принял это как похвалу.
В США художника приняли действительно тепло, пресса назвала его «одним из величайших беженцев Европы».
В 1942 году в Галерее Дуденсинг в Нью-Йорке состоялась первая и последняя прижизненная ретроспективная выставка работ Мондриана.
В 1943 году Мондриан написал картину под названием «Победа буги-вуги». Сегодня она считается воплощением неопластицизма и квинтэссенцией фирменного мондриановского стиля. В этой картине он достиг совершенства несмотря на то, что она осталась незавершённой. «Победа» оказалась самой последней работой художника, в конце 1943-го он попал в больницу с воспалением лёгких. 1 февраля 1944 года он скончался.
Первым музеем, решившим включить работу Мондриана в постоянную экспозицию, оказался Национальный музей Сербии.
В 1965 году выдающийся дизайнер Ив Сен Лоран создал платье, вдохновлённое «Композицией с красным, жёлтым, синим и чёрным», которое принесло ему славу и стало визитной карточкой Модного дома.
Сегодня Мондриан единодушно признан отцом-основателем абстрактного искусства наряду с Кандинским и Малевичем. Но его влияние на мировую культуру выходит далеко за рамки изобразительного искусства и охватывает все виды дизайна, типографию, архитектуру.
sovremennoe-iskusstvo.ru
Пит Мондриан (Piet Mondrian). Картины на заказ. Спец-цены. Большой выбор.
Пит Мондриан – знаменитый художник родом из Голландии, который одним из первых положил начало и дал развитие абстракционизму.
Биография
Весной 1872 года в маленьком провинциальном городке появился на свет, будущий великий художник Пит Мондриан. Его семья не была богата, однако ее глава, занимающий пост директора местной школы, был достаточно образованным человеком.
Отец всегда понимал желание Пита посвятить свою жизнь искусству и всячески поощрял его стремление рисовать. Поэтому он без тени сомнений отправляет двадцатилетнего юношу на обучение в Амстердам.
Там Пит поступает в художественную академию, где знакомится с азами импрессионизма. Его невероятно захватывает пейзажная живопись, с которой он и начинает создавать свои первые творения.
В дальнейшем Мондриан увлекается кубизмом и начисто лишает свои картины какого-либо сюжета. Более того, автор сознательно ограничивает пространственную композицию и ограничивает яркие краски. Им на замену приходит пространственная сетка, выполненная в приглушенных тонах, свободно блуждающая по полотну.
В начале 1914 года он возвращается на родину к умирающему отцу, где и проводит годы Первой мировой войны. В этот период он сближается с Тео Ван Дурсбургом и организовывает голландское течение под названием «De Stijl», что в дословном переводе означат «стиль». Суть его заключалась в передаче обобщенной красоты через простые формы: квадраты, линии, полосы и блоки, которые изображались в базовой, сдержанной цветовой гамме.
Это направление Мондриан гордо проносит по местам своего пребывания. Сначала во Францию в 1919 году, а потом и в Великобританию и США. В штатах он открыл свою студию, в которой великому мастеру было суждено проработать совсем недолго – всего лишь несколько месяцев. Зимой 1944 года Пит Мондриан скончался от воспаления легких.
Творческий путь Пита Мондриана
Так, в период обучения в Королевской академии, юный Пит Мондриан изображает на своих холстах в основном пейзажи, которые, к слову, были выполнены в лучших традициях голландской школы искусств.
В дальнейших работах мастера с трудом можно узнать прежние красочные полотна. Он с головой уходит в изучение кубизма и стремится передать красоту окружающего мира в ее чистом виде.
В представлении Мондриана эта красота не должна требовать ярких красок или замысловатой композиции. Чтобы донести до зрителя весь духовный смысл достаточно лишь правильно расположить линии и цвета на плоскости. Тогда и только тогда эта красота будет подлинной и истинной. Причем, сам Пит отмечал, что художественный процесс должен идти от сердца, его ни в коем случае нельзя планировать заранее.
Исходя из этих соображений, Мондриан начисто отвергает всякий сюжет и намеки на яркие средства изображения. Работы этого периода можно охарактеризовать наличием на холсте композиционной схемы, свободно блуждающей в пространстве.
Современники Пита по-разному отзывались о его творчестве. В особенности во времена создания в Голландии течения «стиль», многие даже не предполагали, что он способен писать и более сложные картины. Связано это с тем, что мало кто знал его как разностороннего художника, который не только преподавал классическое рисование, но и выполнял репродукции для известных музеев.
Свои же работы он создавал так, как чувствовал и видел. Эго мироощущение было близко по духу многим видным деятелям того времени, таким как Ритвелд ван Эстерен и Тео ван Дусбург, совместное творчество которых получило название неопластицизм.
В соответствии с требованиями данной концепции Пит Мондриан еще больше ограничивает цветовую гамму своих произведений. Теперь в нее входят только белые, черные и синие оттенки, которые и составляют основу его уникального стиля.
Все дальнейшие работы мастера объединены под эгидой четких линий, жестких контуров и асимметрии. Консервативные не первый взгляд, эти работы обладают невероятной динамической энергией, которая буквально завораживает взор с первого взгляда.
Поздний период творчества
Сам Пит был невероятным человеком. Он в отличие от многих художников ХХ века был полностью открыт миру. Так, вместо того, чтобы разграничить свое рабочее пространство и жилое, он объединил их и частенько приглашал туда гостей на чаепитие. Кроме того, Пит воссоздает объемную версию своих работ на стенах своего дома, чем бесконечно радует гостей.
Последний этап творчества знаменитого художника ознаменован переездом в США. Во многом, он был вынужденным, так как в 1937 году Гитлер внес картины художника в «дегенеративный список».
В Нью-Йорке Мондриан раскрывается во всей красе. Его творчество приобретает новый виток, становится более сложным. В технику изображения постепенно возвращаются двойные линии и яркие цвета.
К великому сожалению этой главе жизни так и не суждено было получить продолжение. Великий художник скоропостижно скончался, оставив после себя огромное наследие.
Как сделать заказ?
Вы всегда можете сделать заказ в по телефонам: Наш офис открыт для Вас- понедельник-пятница с 10:00 до 22:00
- суббота-воскресенье - выходной
или сделать онлайн-заказ в любое время суток, заполнив заявку с указанием ваших контактных данных. Наши администраторы свяжутся с Вами для уточнения деталей.
Картины часто заказываемые после просмотра этой галереи:
www.reprodukciikartin.ru
15 фактов о Пите Мондриане – художнике, оказавшем влияние на компьютерную реальность
Пита Мондриан - художник, оказавший влияние на компьютерную реальность.Пита Мондриана ставят в один ряд с Малевичем и Кандинским, называя основоположником абстрактной живописи. Апогеем его творчества стали «геометрические картины», пространство которых заполнено прямоугольниками и квадратами чистых цветов. И при всей кажущейся простоте работ Пита Мондриана, они таят в себе множество интереснейших фактов.
1. Мондриан считается основателем De Stijl
Пит Мондриан.
De Stijl. это голландское движение в искусстве возникло в начале 20-го века, а его название переводится как "стиль". De Stijl - группа художников и архитекторов, которые развивали абстрактное искусство и использовали в основном простые формы, такие как линии и блоки, а картины рисовались только в черных, белых или основных (красный, желтый, синий) цветах. Мондриан, наряду с Тео ван Дусбургом, Вильмосом Хусзаром, Бартом ван дер Лек и некоторыми другими художниками, считается основателем этого движения.
2. Духовная природа объектов
Линии и цветовые комбинации на плоской поверхности.
Мондриан стремился передать духовную природу объектов в "ее чистом виде". В 1914 году он объяснил это голландскому искусствоведу Бреммеру в письме следующим образом: "Я выстраиваю линии и цветовые комбинации на плоской поверхности, чтобы выразить красоту самым простым способом. Природа (или, то, что я вижу) вдохновляет меня и побуждает передать ее как можно ближе к истине. Я считаю, что это вполне возможно путем рисования горизонтальных и вертикальных линий, причем это нужно делать не по плану, а руководствуясь интуицией".
3. От традиционного искусства к абстракции
Королевская Академия визуальных искусств в Амстердаме.
Хотя общество De Stijl было посвящено "абсолютному низложению традиций", изначально его основатели учились именно традиционному искусству. Мондриана с раннего детства поощряли рисовать родители и его дядя, Фриц Мондриан, известный художник. Далее голландец учился в Королевской Академии искусств в Амстердаме, где увлекался пейзажной живописью.
4. Постимпрессионизм и творчество Мондриана
Символизм Яна Торопа.
Творчество художника-новатора, крупнейшего представителя символизма в нидерландской живописи Яна Торопа, так впечатлило Мондриана, что он начал увлекаться постимпрессионизмом. Это влияние прослеживается в пейзажах, созданных Мондрианом в 1930-х годах.
5. Увлечение кубизмом
Кубизм Пабло Пикассо.
Когда в 1911 году Мондриан переехал в Париж, он увлекся кубизмом Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Мондриан начал экспериментировать в своем творчестве, отказавшись от ярких красок (которые были присущи ему во время былого увлечения постимпрессионизмом) и начав использовать более приглушенные тона.
6. Хотя его страстью была абстракция, официальная работа художника была прямой ее противоположностью
Репродукции великих произведений.
Люди, которым не нравится абстракция в стиле De Stijl, могут ошибочно предположить, что Мондриан не создавал более сложных картин. На самом же деле, он был весьма талантливым художником не только в абстракции. В различные моменты своей карьеры, он давал уроки рисования, делал наброски для научных исследований, а также рисовал репродукции великих произведений для музеев.
7. Самые известные работы Мондриана были созданы после Первой мировой войны
Нео-пластицизм Пита Мондриана.
Мондриан перед войной жил в Париже. Когда началась Первая мировая, он как раз гостил у родственников в Нидерландах и не смог вернуться в Францию. После окончания боевых действий Мондриан вернулся в Париж и создал ряд произведений, которые определили его уникальный стиль, выделявшийся его даже среди единомышленников в De Stijl, а именно - "нео-пластицизм". К 1925 году эти картины были нарасхват среди элитных коллекционеров Европы.
8. Жизнь среди картин
Мондриан объединил дом и рабочее пространство.
Вместо того, чтобы обзавестись отдельной студией, он объединил свой дом и рабочее пространство, с удовольствием приглашая друзей попить чаю у него в гостиной прямо среди работ. В своих квартирах в Лондоне и Париже, Мондриан "усовершенствовал" эту систему, создав своего рода 3D - версию своих работ, покрасив стены квартир в свойственной ему технике.
9. "Белоснежку" Диснея - любимый мультфильм художника
Белоснежка Диснея.
Первый полнометражный анимационный фильм просто очаровал художника-интеллектуала после того, как он увидел "Белоснежку" весной 1938 года вместе со своим братом в Париже. Когда Мондриан переехал в Лондон, он начал посылать своему брату открытки , украшенные вырезками из рекламы фильма и написанные "в манере гномов из Белоснежки".
10. Художник и музыка
Пегги Гуггенхайм.
Скучный образ художника в раздумье среди абстрактных творений — это вовсе не относится к Мондриану. Хотя Мондриана часто описывают как интроверта, он упивался джазовой сценой Лондона, постоянно посещая танцпол с американской светской львицей и коллекционером произведений искусства Пегги Гуггенхайм.
Несмотря на весь его энтузиазм, его подруга Мириам Габо, жена русского скульптора Наума Габо, как-то вспоминала: "Мондриан был ужасным танцором. Все просто не переносили танцевать с ним".
11. Гитлер считал, что Мондриан - дегенерат
Агитка Мондриана.
В 1937 году две картины Мондриана были включены в "Выставку дегенеративногго искусства" Гитлера. Тем самым, Мондриан был включен в нацистский черный список. Художник не стал ждать, чем это закончится, и 7 сентября 1940 года бежал из Лондона в Нью-Йорк.
12. Переезд в Америку стал новым витком в творчестве художника
Шутка De Stijl.
В Нью – Йорке Мондриан сразу же влился в мир местной творческой элиты. Он оказывал поддержку американским художникам-абстракционистам, а его бывший партнер по танцам Пегги Гуггенхайм стала преданным сторонником и участником выставок работ художника.
В этот период творчества Мондриан начал использовать более сложные элементы в картинах, такие как двойные линии, а также и линии ярко-желтого, а не черного цвета. К сожалению, эта глава его творчества прервалась, когда Мондриан умер от пневмонии в 1944 году в возрасте 71 года.
13. Работы Мондриана вдохновили две школы современного искусства
Нео-пластицизм. Интерьер.
Дело Мондриан не умерло и после его смерти. Немецкое движение Bauhaus было сфокусировано на функциональности и эффективности дизайна. Архитекторы, как и Мондриан, использовали упрощенные линии и теорию цвета голландского художника. В течении минимализма, которое возникло в 1960-е годы в Нью-Йорке, использовались геометрические формы и ограниченная цветовая палитра, подобно нео-пластицизму.
14. Мондриан стал вдохновением для моды
Нео-пластицизм. Платья.
В 1965 году французский модельер Ив Сен - Лоран разработал шесть коктейльных платьев, которые он назвал коллекцией Мондриана. Каждое из этих платьев имело очень простую форму, а цветовая гамма была белой, с черными линиями и цветными прямоугольниками.
15. Художник вдохновлял даже программистов
Нео-пластицизм. Язык программирования Piet.
Мондриан был настолько известным, что даже программисты относились к нему с огромным уважением. Они считали, что абстрактные картины художника похожи на некий эзотерический язык программирования. Дэвид Морган-Мар хотел назвать свой уникальный язык программирования "Mondrian", но назвал его в итоге "Piet" (именно так звучит имя художника на голландском). Программа на Piet выглядит как постживописная абстракция.
Нео-пластицизм.
worldartdalia.blogspot.com
Описание картины Пита Мондриана «Серое дерево»
Пит Мондриан родился в Амерсфорте (Голландия) в 1872 году, отец которого был учителем рисования. Отец хотел, чтобы его сын пошел по его шагам, однако, Пит Мондриан решает оставить учение в качестве учителя рисования и полностью посвятить свое время, мечтая стать великим художником.
В своих ранних работах он постепенно выбирает натуралистическую живопись, и вдохновляясь работами таких художников, как Винсент Ван Гог или Эдвард Мунк, его картины радикально меняются от натурализма ближе к экспрессионизму.
В 1911 году он отправляется в Париж, где будет следить за кубинским движением, хотя вскоре поймет, что это движение не может отреагировать на его искусство. Именно в этот момент, начиная с натуралистической точки зрения, начинает абстрагироваться от форм до тех пор, пока его работы станут практически неузнаваемыми, например, как его работа "Серое дерево" 1912 года.
Художник возвращается в Голландию в 1914 году, и из-за Первой мировой войны не может вернуться в Париж и там же продолжает работать над упрощением форм до тех пор, пока они не будут сведены к вертикальным и горизонтальным черным линиям.
За этим упрощением форм будут свои теософские убеждения, придав большое значение геометрии, в котором вертикаль будет мужским принципом, а горизонталь – женским.
С 1917 года экспериментирует цветными и квадратными, прямоугольными формами, поэтому мало-помалу он совершенствует технику. После нескольких экспериментов первоначальная симметрия будет заменена асимметрией путем введения прямоугольников разных размеров и уменьшения цвета до трех первичных (синий, красный и желтый) и трех нецветных (белый, черный и серый). За использованием первичных цветов в работе будет демонстрироваться теософия. Рисунок объекта был превращен в смешение изогнутых и прямых линий, где больше, чем описание дерева, Мондриан делает графическое отражение его реальности.
opisanie-kartin.com