Самые красивые утопленницы в мировой живописи. Картина утопленница


История души. «Утопленница» Василия Перова

Василий Григорьевич Перов (1834-1882) известен многим. Его считают одним из главных мастеров реализма в русской живописи. Все помнят его «Тройку» или «Чаепитие в Мытищах». Критический реализм во всем своём блеске. Народ страдает, священники жируют, а детям приходится хуже всего. Но есть одна картина... Её сюжет очень долго не оставлял художника.

 

Когда входишь в зал Третьяковской галереи, где выставлены картины Перова, «Утопленницу» легко не заметить. Висит она высоко, в окружении других полотен. На первый взгляд, в картине нет ничего необычного. Простой криминальный сюжет. Мертвая утонувшая женщина, удрученный городовой, стая ворон... Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.

  

Перов создал картину в 1867 году, в тот момент, когда всеми обсуждался роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», выпущенный годом ранее. Художник не просто проникся произведениями классика, которого на тот момент многие считали автором маргинальной литературы. «Русский Маркиз де Сад» — так про Достоевского говорил, например, Иван Сергеевич Тургенев. Перов увидел в романе писателя совсем другое. Не описание разврата, а поиск веры. Произведения Достоевского сыграли в жизни Перова ведущую роль. Не случайно именно его кисти принадлежит лучший портрет писателя.

  

Василий Перов постоянно возвращался к своей картине «Утопленница». За год до смерти он опубликовал рассказ «На натуре. Фанни под № 30», в котором рассказал об истории создания полотна. Художнику нужен был труп молодой девушки, за ним он отправился в морг. Вот так сам Перов описывал эту сцену:

«Мы пошли в третью комнату. Чтобы войти в нее, нам нужно было подняться на несколько ступенек. Это была не комната, а скорее пустой полутемный чердак. Оказалось, однако, что это был и не чердак, и не комната, а просто ледник, устроенный так: внизу был ямник, где лежал лед, а над ним дощатый, с большими щелями пол, на который клали трупы, чтобы в летнее жаркое время трупы эти не скоро разлагались. Осмотревшись, я ясно различил несколько покойников, лежащих рядом и прикрытых простынями. Заверткин бесцеремонно начал сдергивать с них простыни, приговаривая: «Эво! Сколько у нас красавиц-то! Выбирайте, ваше благородие, которая вам более подходяща»

Я указал на один труп, показавшийся мне всех моложе. «Вот эту бы», — сказал я. «Слушаю!» — проговорил Заверткин и, раздвигая ногой покойников направо и налево, прошел к указанному мною трупу. Взяв в охапку, он взвалил, кряхтя, труп на плечо и пошел с ним из ледника, прибавив свое неизбежное: пожалуйте!

Мы вернулись в комнату, где лежали мои вещи. Заверткин нес свою ношу, как мешок с овсом, и, остановясь, спросил: «Где прикажете положить?» Я указал. Принагнувшись немного, Заверткин сбросил с плеча со всего размаха свою ношу на пол. Как-то ткнувшись головой и раскинув крестообразно руки, труп грузно шлепнулся о мягкий песчаный пол. Это был труп молодой исхудалой женщины. Длинная коса ее раскинулась по песку, грудь обнажилась, рубашка завернулась выше колен.

Я взглянул на нее и чуть не вскрикнул от изумления: «Боже мой, да это Фанни!..»»

  

С проституткой по имени Фанни Василий Перов был знаком и раньше. Она позировала его учителю Егору Яковлевичу Васильеву для образа Девы Марии. Дело в том, что писать Богоматерь нужно было с обнаженной натуры. А в середине XIX века найти натурщиц в Москве было почти невозможно. Поэтому у многих художников в городе даже в обнаженных женских телах угадывались мужские черты. У мужчин стыда было меньше. Вот только Васильеву не хотелось делать как все. Нужно было создать нечто особенное. Они с Перовым долго ломали голову, как поступить, в итоге решили идти в бордель. В публичном доме нашли они модель, её звали Фанни, договорились о цене, успешно прошло несколько сеансов, но потом девушка узнала, для создания какого образа она позирует. Это безумно оскорбило её: она считала, что недостойна. Оставила художников, прекратила сеансы. Вот как эту сцену описывал Василий Перов:

«А она сидела, не шевеля ни одним мускулом. Затем, как будто что-то вспомнив, вдруг встала и, ни на кого не глядя, как была босая, в одной рубашке, пошла к двери. Мы ее удержали и хотели опять было посадить на диван, но она грубо нас оттолкнула и, подойдя к тому месту, где лежало ее платье, порывисто начала одеваться. Руки ее дрожали: не скоро она могла застегнуть крючки и завязать тесемки. Чулки надела наизнанку, шляпу набок и, быстро подобрав под нее свои густые волосы, не говоря ни слова, опять пошла к двери»

Это повествование многое объясняет. В итоге у Перова получилась совсем не обычная «социальная» картина, а нечто большее. «Утопленница» из рассказа о смерти превратилась в историю о бессмертии души.

  

Нужно обратить внимание на детали. Начнем с ботинок. Они новые – символ непройденного жизненного пути. Ещё один странный момент, которого не было на эскизе: на пальце покойницы мы видим обручальное кольцо. Так, стоп! Тут есть что-то не то. Ведь это должна была быть история про несчастную проститутку, которая утопилась, не вынеся своего горя. Так откуда обручальное кольцо, почему лицо несчастной совсем не напоминает лицо трупа, выловленного из реки? Оно молодое и красивое — без следов тления. Еще несколько моментов. Из-под черного платья выступают края белоснежной юбки. Странно, совсем нереалистично, ведь труп вытаскивали из реки.

  

С запада к несчастной летят вороны. Один уже смотрит прямо на неё. Вороны, утопленница, фигура городового образуют собой треугольник. Наш взгляд из левого верхнего угла скользит до распростертого на земле тела, а потом поднимается вверх, в правый верхний угол. Тут мы и видим смысловой центр картины.

  

Дым тянется на восток, туда, где восходит солнце. Дым из трубки городового смешивается с дымом из печной трубы. И тут возникает ощущение, что на картине есть своё внутреннее пространство. Вместе с дымом к восходящему солнцу отправляется и душа несчастной. Поэтому её тело и не выглядит как труп. Это душа, а не тело. Души не коснулось тление.

Тронутый историей проститутки Фанни, которая из-за своей религиозности отказалась позировать для образа Богородицы, Перов создал одну из лучших религиозных картин русской живописи.

artifex.ru

Описание картины Василия Перова «Утопленница»

Описание картины Василия Перова «Утопленница»

Написанная в 1867 г., картина демонстрирует бытовую городскую сцену царских времён: девушка-утопленница, выловленная из реки, и городовой, караулящий её мёртвое тело. Немолодой мужчина курит трубку и кажется погружённым в свои собственные думы, абсолютно безразличным к произошедшему с девушкой. Однако есть что-то в этой картине, выносящее её за рамки строго бытового жанра. Нечто, заставляющее снова мысленно возвращаться к этому сюжету и задумываться: почему утопленница кажется более живой, чем сидящий рядом с ней человек?

В изображённой сцене можно разглядеть трёх главных героев: мёртвая девушка, немолодой городовой и очертания города позади них. Персонажи объединены в единое целое при помощи набора выразительных средств, которыми выразил свою идею художник.

Девушка выглядит так, будто освободилась от тяжёлой ноши, трудной судьбы, чего-то, мучившего её при жизни. Её поза выражает расслабленность и практически парение в воздухе – об этом говорят растрепавшиеся длинные волосы, обилие пространства вокруг лежащей фигуры и расположение в стороне от визуального центра картины.

Городовой – наоборот, будто заключён в прямоугольную рамку, органичен в своих движениях и возможностях. Это типичный служивый, действующий строго по приказу вышестоящего начальника и не имеющий стремления действовать по-своему. Может быть, ему и жаль девушку, но внешне он никак этого не проявляет. Также не исключено, что его чувства давно превратились в казённые реакции и заменились равнодушием.

Третье действующее лицо – город на заднем плане – окутан утренним туманом, над гладью воды летит стая птиц. И утопленница тоже изображена свободной, как птица. Известно, что во времена жизни художника самоубийство считалось грехом и осуждалось. Таким образом, изображая утопившуюся девушку спокойной и свободной, автор картины мог выражать своё сопереживание.

opisanie-kartin.com

В. Перов. "Утопленница": mamapticy

В. Перов. "Утопленница"1867 годТретьяковская Галерея, Москва, Россия.perov-16большой форматПредысторию этой картины В.Г. Перов поведал в рассказе «На натуре. Фанни №30». Чтобы написать эту картину художнику понадобилось мертвое тело молодой девушки. Для этого он обратился в полицию, где получил разрешение на посещение полицейской больницы и покойницкой. Нужной «натурщицы» сразу не нашлось. Но через несколько дней к Перову явился человек и объявил, что «мертвых женщин довольно». Художник собрал все необходимые для эскиза предметы и пришел туда, где находился холодильник для хранения трупов. Сколько поистине страшных вещей увидел здесь художник! В соседних комнатах жили люди, дети (!!!) преспокойно играли, ели – жили обычной жизнью, как будто в соседней комнате не лежит дюжина трупов. Бесцеремонное, наглое обращение полицейского с телами мертвых… Все, все – каждый из этих моментов, примеров равнодушия, отразится потом на картине в образе жандарма…

Покойница, которую выбрал для натуры Перов, оказалась его знакомой. Несколько лет назад его учителю Е.Я. Васильеву также была нужна натурщица для создания образа Богородицы. Девушку они нашли в публичном доме. Но когда она узнала, кого с нее пишут, устроила грандиозную сцену: «Как же можно с меня, — рыдала Фанни, — изображать лик Пречистой Девы Марии!». Больше Фанни не приходила…

Когда Перов делал первые эскизы для своей картины, он признавался, что сердце его ныло, что ему было холодно и жутко. Эти ощущения усугубляли рои мух, которые перелетали с тела покойницы на лицо художника.

Загубленная жизнь молодой девушки, безусловно, вызывает сочувствие. Ее мокрые темные волосы рассыпались на песке. Заостренные черты лица и руки лишены жизненных красок. На ногах, руках и в волосах остатки водорослей, а мокрая одежда плотно прилипла к телу…

Жандарм – воплощение всего равнодушия, встреченного Перовым при подготовке к написанию картины. Сидя на краю лодки, куря трубку, он смотрит как бы сквозь утопленницу – неизвестно о чем он думает. Как к обыденному, он относится к происходящему. Возможно, ему и жаль девушку, но смерть стала для него настолько частым событием, что удивляться и печалиться сейчас незачем – завтра будет то же самое.

Третий персонаж картины – город, погубивший эту молодую жизнь и теперь спрятавшийся за туманом.

Атмосфера картины настойчиво создает ощущение мертвой тишины: ровная гладь воды, мирно стоящие на ней суда, и лишь изредка эту тишину нарушает крик птиц.

Несмотря на то, что замысел картины «Утопленница» появился у Перова до обращения в полицейскую больницу и последующих событий, теперь трудно воспринимать картину и рассказ отдельно друг от друга и строить предположения «Кто была эта девушка?», «Почему она сделала это?» «Какие обстоятельства предшествовали ее смерти?» (хотя истинной причиной смерти Фанни было и не утопление) – выводы рождаются сами.

Безусловно, сквозной темой картины «Утопленница» является суровость происходящей реальности, но в этот раз художник решил осветить ее через призму смерти.@

mamapticy.livejournal.com

Самые красивые утопленницы в мировой живописи: shakko_kitsune

Это ж каким надо быть умницей, чтобы назвать корабль "Офелия", подумала я.А потом решила вспомнить, какие еще были знаменитые утопленницы, кроме шекспировской. Ну и заодно картины про них посмотреть, вам показать, да поглумиться немного -- это ж я. Перов, Деларош, Милле, Одилон Редон и многие другие.

В рамках традиционной рубрики по средам "омерзительное искусствоведение" (для новичков -- в ней мы смотрим убийства и расчлененку из лучших музеев мира, за обедом не читайте).

УТОПЛЕННИЦА РИМСКАЯ

Фраза "...и сбросили его тело в Тибр", по смутным воспоминаниям, встречается у древнеримских писателей чуть ли ни на каждой странице. Правда, речь там обычно идет о жертвах проскрипций (политических репрессий), врагах диктаторов и императоров. Христиан, вроде бы, подобной бесцеремонности не подвергали (обычно их кидали на съедение львам).

Ни один святой за смертью в Тибре не замечен, поэтому в католической религиозной живописи таких сюжетов и нету. Один только француз Деларош в середине 19 века написал на эту тему, и то -- святая у него безымянная, абстрактная, олицетворение всех юных дев, погибших такой смертью за веру. Над головой у нее парит золотой ободок -- ясно дело, нимб. Но это не натяжка автора -- в христианстве даже есть специальный праздник в честь святых, чьи имена остались для земной Церкви неизвестными (День всех святых).

Вот картина целиком -- вверху там силуэты обнявшихся мужчины и женщины, возможно, рыдающие родители.Поль Деларош. Христианская мученица во времена Диоклетиана (1855)Вот светлый эскиз из Эрмитажа, тут детали виднее.

УТОПЛЕННИЦЫ ФРАНЦУЗСКИЕ

Вообще эти французы -- те еще эстеты. Без разницы, что женщину на смертную казнь осудили и сейчас будут убивать.Зато можно красивые сиськи показать, белоснежные!(Тяжело жилось людям до изобретения порнофильмов, приходилось сублимировать).

Жозеф Альбре. "Нантские утопления". 1882 (кажется, обрезанная, но целой не нашла)

На картине изображены массовые казни во время Французской революции в 1793-4 годах -- Утопления в Нанте (Нантские нуайяды).По разным подсчетам, убили от 1.500 до 9.000 человек, за шесть заходов.Причем только в первых заход утопили 160 священников (мужчин).

Но рисуют, конечно, барышень.

Этюд к картине выше.

Причем, судя по другим картина, такая форма одежды -- занавеска вокруг талии на шнурочке, была для французских барышень типичной. Корсет, кринолин? нет, не слышали.

Alfred Guillou. "Adieu". 1892

УТОПЛЕННИЦА БРИТАНСКАЯ

В Великобритании же свои погремушки -- викторианская эпоха в разгаре, все должно быть прилично, порок наказан, а тех, кто думает о развлечениях -- надо попугать.Викторианская утопленница -- это обычно девушка, которая оказалась глупой и согласилась на добрачный секс (без презервативов), была брошена, родила внебрачного ребенка -- и утопилась, оказавшись не в силах так жить. Подробней смотрите в этом милом посте у Долорки.

Джордж Фредерик Уоттс. "Найдена утонувшей". 1867.В руке - медальон с портретом любимого, как же он не потерялся-то в воде?

УТОПЛЕННИЦА РУССКАЯ

Написанная в том же году картина нашего передвижника кажется мне более интересным, не таким патетичным и каким-то деловитым произведением.Хорошо автору удался и силуэт Москва-Сити на заднем плане.

Старик, если верить описаниям картины, это городовой. Он сидит и ждет судмедэксперта, который не может проехать из-за пробок на Большой Ордынке.

В. Перов. Утопленница. 1867Смотрите, как много для атмосферы картины делает силуэт города -- вот эскиз без него.

УТОПЛЕННИЦА ЧЕШСКАЯ

Эта картина иллюстрирует созерцательную позицию старушки-Европы и мечты чехов о выходе к морю.

Якуб Шиканедер. "Утонула". 1890-е.

УТОПЛЕННИЦА АМЕРИКАНСКАЯ

Эта картина символизирует активную жизненную позицию молодого американского народа и его постоянную готовность на борьбу с трудностями.

Уинслоу Хомер. "Отлив". 1886Любопытно, что хотя картина называется Undertow, это никакой не отлив (по мнению знатоков), а достоверно прописанное отбойное течение.

УТОПЛЕННИЦА ЯПОНСКАЯ

Эта тиражная гравюра рассказывает о подвиге простого японского городового, который (в отличие от лентяя-русского) спас-таки девушку от утопления. Да здравствует преданная служба стране и долг!

Кстати, жалко иероглифы без перевода: история какая-то драматическая, это не попытка самоубийства и не несчастный случай -- ее руки и ноги связаны, на шее веревка. Впрочем, может, она француженка?

UPD daesil подсказываетПро японскую гравюру писали тут http://umbloo.livejournal.com/421223.html "Бедняжку бросили в реку родные братья, которых не устраивало её вольное поведение. К счастью, мимо проходил страж порядка…"

Tsukioka Yoshitoshi. "The Policeman Aizawa Ihei Rescues a Young Girl from Drowning". 1875

УТОПЛЕННИЦА ДАТСКАЯ

Самая большая группа картин посвящена, разумеется, Офелии.По официальной версии, они с Гамлетом любили друг друга, но он из-за мелких семейных неурядиц не был готов жениться. Потом он совершенно случайно убивает отца Офелии, что делает брак еще менее перспективным, тем более, что девушка сходит с ума, услышав эту новость.

Потом Гамлет сваливает за границу, а сумасшедшая Офелия гуляет без присмотра (какая безответственность со стороны родственников. Подозрительная). Она тянется сорвать цветочки и тонет:

«…Она старалась по ветвям развесить свои венки; коварный сук сломался, и травы и она сама упали в рыдающий поток. Её одежды, раскинувшись, несли её, как нимфу; она меж тем обрывки песен пела, как если бы не чуяла беды или была созданием, рождённым в стихии вод; так длиться не могло, и одеянья, тяжело упившись, несчастную от звуков увлекли в трясину смерти».

Большинство окружающих, тем не менее, думает, что она совершила самоубийство.

Джон Эверетт Милле. 1851-2.Самая известная картина на этот сюжет.

Интересно почему ей самоубиваться? Всего лишь потому, что возлюбленный убил отца?

Вот здесь, кстати, лежит новый перевод "Гамлета" на русский язык, может, не поэтически гениальный, но тщательный текстологически (по крайней мере, так утверждает переводчик).По его выкладкам выходит, что Офелия была беременна, и тогда подозрения о самоубийстве вполне логичны, учитывая отношение окружающих к залетам.Люблю криптолитературоведение!

Léopold Burthe. 1851(по голой сиське сразу можно догадаться, что автор француз. Никто так Офелию больше не писал).

Odilon Redon (1900-5)Вот эта самая страшная, на мой взгляд.

Albert Ciamberlani (1900)

Paul Albert Steck. 1894

Про более массовые утопления в живописи, читайте,например, у меня в материалеКак Ной от потопа спасся и как он это дело отмечал потом.

Мораль: в наступающую летнюю жару не купайтесь в водоемах в состоянии алкогольного опьянения! А также используйте презервативы, если вы не готовы растить ребенка без отца.

Ну и напоследок карикатура про спасение утопающих.Спасибо за идею поста dolorka.Предлагайте свои темы!

shakko-kitsune.livejournal.com

Самые красивые утопленницы в мировой живописи

Это ж каким надо быть умницей, чтобы назвать корабль "Офелия", подумала я.А потом решила вспомнить, какие еще были знаменитые утопленницы, кроме шекспировской. Ну и заодно картины про них посмотреть, вам показать, да поглумиться немного -- это ж я. Перов, Деларош, Милле, Одилон Редон и многие другие.

В рамках традиционной рубрики по средам "омерзительное искусствоведение" (для новичков -- в ней мы смотрим убийства и расчлененку из лучших музеев мира, за обедом не читайте).

УТОПЛЕННИЦА РИМСКАЯ

Фраза "...и сбросили его тело в Тибр", по смутным воспоминаниям, встречается у древнеримских писателей чуть ли ни на каждой странице. Правда, речь там обычно идет о жертвах проскрипций (политических репрессий), врагах диктаторов и императоров. Христиан, вроде бы, подобной бесцеремонности не подвергали (обычно их кидали на съедение львам).

Ни один святой за смертью в Тибре не замечен, поэтому в католической религиозной живописи таких сюжетов и нету. Один только француз Деларош в середине 19 века написал на эту тему, и то -- святая у него безымянная, абстрактная, олицетворение всех юных дев, погибших такой смертью за веру. Над головой у нее парит золотой ободок -- ясно дело, нимб. Но это не натяжка автора -- в христианстве даже есть специальный праздник в честь святых, чьи имена остались для земной Церкви неизвестными (День всех святых).

Вот картина целиком -- вверху там силуэты обнявшихся мужчины и женщины, возможно, рыдающие родители.Поль Деларош. Христианская мученица во времена Диоклетиана (1855)Вот светлый эскиз из Эрмитажа, тут детали виднее.

УТОПЛЕННИЦЫ ФРАНЦУЗСКИЕ

Вообще эти французы -- те еще эстеты. Без разницы, что женщину на смертную казнь осудили и сейчас будут убивать.Зато можно красивые сиськи показать, белоснежные!(Тяжело жилось людям до изобретения порнофильмов, приходилось сублимировать).

Жозеф Альбре. "Нантские наяды". 1882 (кажется, обрезанная, но целой не нашла)

На картине изображены массовые казни во время Французской революции в 1793-4 годах -- Утопления в Нанте, они же известны под поэтическим прозвищем "Нантские наяды", в честь древнегреческих богинь моря.По разным подсчетам, убили от 1.500 до 9.000 человек, за шесть заходов.Причем только в первых заход утопили 160 священников (мужчин).

Но рисуют, конечно, барышень.

Этюд к картине выше.

Причем, судя по другим картина, такая форма одежды -- занавеска вокруг талии на шнурочке, была для французских барышень типичной. Корсет, кринолин? нет, не слышали.

Alfred Guillou. "Adieu". 1892

УТОПЛЕННИЦА БРИТАНСКАЯ

В Великобритании же свои погремушки -- викторианская эпоха в разгаре, все должно быть прилично, порок наказан, а тех, кто думает о развлечениях -- надо попугать.Викторианская утопленница -- это обычно девушка, которая оказалась глупой и согласилась на добрачный секс (без презервативов), была брошена, родила внебрачного ребенка -- и утопилась, оказавшись не в силах так жить. Подробней смотрите в этом милом посте у Долорки.

Джордж Фредерик Уоттс. "Найдена утонувшей". 1867.В руке - медальон с портретом любимого, как же он не потерялся-то в воде?

УТОПЛЕННИЦА РУССКАЯ

Написанная в том же году картина нашего передвижника кажется мне более интересным, не таким патетичным и каким-то деловитым произведением.Хорошо автору удался и силуэт Москва-Сити на заднем плане.

Старик, если верить описаниям картины, это городовой. Он сидит и ждет судмедэксперта, который не может проехать из-за пробок на Большой Ордынке.

В. Перов. Утопленница. 1867Смотрите, как много для атмосферы картины делает силуэт города -- вот эскиз без него.

УТОПЛЕННИЦА ЧЕШСКАЯ

Эта картина иллюстрирует созерцательную позицию старушки-Европы и мечты чехов о выходе к морю.

Якуб Шиканедер. "Утонула". 1890-е.

УТОПЛЕННИЦА АМЕРИКАНСКАЯ

Эта картина символизирует активную жизненную позицию молодого американского народа и его постоянную готовность на борьбу с трудностями.

Уинслоу Хомер. "Отлив". 1886Любопытно, что хотя картина называется Undertow, это никакой не отлив (по мнению знатоков), а достоверно прописанное отбойное течение.

УТОПЛЕННИЦА ЯПОНСКАЯ

Эта тиражная гравюра рассказывает о подвиге простого японского городового, который (в отличие от лентяя-русского) спас-таки девушку от утопления. Да здравствует преданная служба стране и долг!

Кстати, жалко иероглифы без перевода: история какая-то драматическая, это не попытка самоубийства и не несчастный случай -- ее руки и ноги связаны, на шее веревка. Впрочем, может, она француженка?

UPD daesil подсказываетПро японскую гравюру писали тут http://umbloo.livejournal.com/421223.html "Бедняжку бросили в реку родные братья, которых не устраивало её вольное поведение. К счастью, мимо проходил страж порядка…"

Tsukioka Yoshitoshi. "The Policeman Aizawa Ihei Rescues a Young Girl from Drowning". 1875

УТОПЛЕННИЦА ДАТСКАЯ

Самая большая группа картин посвящена, разумеется, Офелии.По официальной версии, они с Гамлетом любили друг друга, но он из-за мелких семейных неурядиц не был готов жениться. Потом он совершенно случайно убивает отца Офелии, что делает брак еще менее перспективным, тем более, что девушка сходит с ума, услышав эту новость.

Потом Гамлет сваливает за границу, а сумасшедшая Офелия гуляет без присмотра (какая безответственность со стороны родственников. Подозрительная). Она тянется сорвать цветочки и тонет:

«…Она старалась по ветвям развесить свои венки; коварный сук сломался, и травы и она сама упали в рыдающий поток. Её одежды, раскинувшись, несли её, как нимфу; она меж тем обрывки песен пела, как если бы не чуяла беды или была созданием, рождённым в стихии вод; так длиться не могло, и одеянья, тяжело упившись, несчастную от звуков увлекли в трясину смерти».

Большинство окружающих, тем не менее, думает, что она совершила самоубийство.

Джон Эверетт Милле. 1851-2.Самая известная картина на этот сюжет.

Интересно почему ей самоубиваться? Всего лишь потому, что возлюбленный убил отца?

Вот здесь, кстати, лежит новый перевод "Гамлета" на русский язык, может, не поэтически гениальный, но тщательный текстологически (по крайней мере, так утверждает переводчик).По его выкладкам выходит, что Офелия была беременна, и тогда подозрения о самоубийстве вполне логичны, учитывая отношение окружающих к залетам.Люблю криптолитературоведение!

Léopold Burthe. 1851(по голой сиське сразу можно догадаться, что автор француз. Никто так Офелию больше не писал).

Odilon Redon (1900-5)Вот эта самая страшная, на мой взгляд.

Albert Ciamberlani (1900)

Paul Albert Steck. 1894

Про более массовые утопления в живописи, читайте,например, у меня в материалеКак Ной от потопа спасся и как он это дело отмечал потом.

Мораль: в наступающую летнюю жару не купайтесь в водоемах в состоянии алкогольного опьянения! А также используйте презервативы, если вы не готовы растить ребенка без отца.

Ну и напоследок карикатура про спасение утопающих.Спасибо за идею поста dolorka.Предлагайте свои темы!

mysea.livejournal.com

Утопленица. Описание картины Перова

Перов В. Г. написал свою картину «Утопленница» в 1867 году. Дабы показать людям их равнодушие на трагические обстоятельства и события, происходящие вокруг них самих, в повседневной жизни.

На картине мы видим раннее, туманное утро. Серый город в полумраке отражается в воде реки. На причале лежит бездыханное тело юной девы. Девушка, которая утонула в мутных водах реки, при непонятных обстоятельствах.

Утопленница. Перов

Утопленница. Перов

Молодая жизнь оборвалась в расцвете лет. Жалость и смятение вызывает ее безмолвный вид. Что могло случиться с молодой, черноволосой девушкой, почему она выбрала смерть? Почему предпочла утонуть, не жили жить и решать свои проблемы? Какие у такой молодой девушки могли быть проблемы — эти вопросы возникают сами собой. Ее окоченелое тело лежит на темном покрывале, ее лицо не прикрыто. На перилах висит черный платок. Видимо, это ее платок, и она его оставила, прежде чем, покончить со своей жизнью. Мост в виде креста. Черные птицы вдалеке, приближаясь, навивают жуть и холод смерти.

Утопленница. Перов (фрагмент)

Утопленница. Перов (фрагмент)

На все это смотрит мужчина в форме, По всей видимости, служитель закона, он спокойно сидит на старой лодке, курит свою трубку, и без капли сочувствия думает о чем — то о своем. Явно выраженно равнодушие на его лице, к этой бедной девушке, да и ко всему происходящему. Люди таких профессий, как правило, скупы на эмоции, они остаются хладнокровными в любой трагической ситуации. Они быстро привыкают к таким сценам и воспринимают все очень спокойно. И поэтому этот человек, так равнодушно смотрит на тело утонувшей девушки, как будто сквозь него. Погружённый в свои мысли и ожидая транспорта из морга.

Утопленница. Перов (фрагмент)

Утопленница. Перов (фрагмент)

Перов, будучи хорошим психологом, очень точно отразил на лице жандарма это чувство. Чувство равнодушия. Как бы это жутко ни звучало, девушка на картине написана, с натурщицы. С мертвой натурщицы, ее он нашел случайно в морге, когда — то он писал с нее другие свои работы. Для правдоподобности автор искал модель в морге. Он ни секунды не раздумывал, когда решил писать картину, именно с нее.

Художник своей картиной не хотел передать проблему общественной несправедливости, а попытался подчеркнуть внутренние духовные качества человека. И ему это удалось, он смог показать невежество, равнодушие, безнравственность в лице, спокойно сидящего жандарма. Перов смог подчеркнуть трагизм в сюжете картины, спокойную, водную гладь, как бы понимая ситуацию случившегося.

Главными героями в картине, помимо девушки и полицейского, играет тихая гладь воды. И это очень хорошо видно на картине. Но мертвой девушки отведена самая важная роль в этом сюжете, художник хотел показать мертвое тело живее всех живых, и ему это удалось. Очевидно, что девушка получила то, к чему стремилась. Она получила упокоение и свободу, от этого черствого и жестокого мира.

Автор сочинения: Татьяна Славнова

Похожие записи

design-kmv.ru

Описание картины В. Г. Перова «Утопленница»

Картина «Утопленница» была написана Василием Григорьевичем Перовым в 1867 году. Данное произведение через призму трагичных обстоятельств показывает бездушие и безразличное отношение людей к происходящему.

Изображённое на полотне тело утонувшей молодой девушки вызывает глубокое сочувствие. Загубленная напрасно молодая жизнь и холодное равнодушие жандарма, его безразличное отношение к случившемуся, как к прозаическому событию, порождают резкое недоумение. Впрочем, для людей подобной профессии смерть человека является настолько частым явлением в повседневной жизни, что к ней невольно привыкают. Именно поэтому жандарм совершенно спокойно воспринимает сложившуюся трагическую ситуацию.

Безразличие жандарма можно прочитать по выражению его лица, которое Перов изобразил со свойственной ему точностью и глубоким знанием психологии. Присев на борт лодки, он медленно курит и о чём-то размышляет.

Для создания как можно более правдоподобного образа утопленницы художник искал модель в городском морге. Во время своих поисков он случайно обнаружил тело его несчастной молодой натурщицы, которую несколько лет назад писал для своей очередной работы.

В своей картине Перов стремился передать не сколько проблему социальной несправедливости, сколько внутренние духовные качества человека, в данном случае, его безнравственность, невежество, безразличие и неверие.

На заднем плане композиции видны очертания города, утопающие в густом утреннем тумане. Трагизм сюжета картины подчёркивается изображением спокойной водной глади, как бы внимающей случившемуся несчастью. Проститься с утопленницей низко над рекой летит небольшая стая птиц, жалобно кричащих на фоне утренней тишины.

Картина находится в Третьяковской галерее, зал №17.

Казалось бы — очевидный бытовой сюжет из жизни царской России. Утопившаяся девушка и стерегущий ее городовой, курящий трубку в ожидании телеги из морга.Но что-то не отпускает и упорно держит взгляд на картине, держит ее в памяти, заставляет продумывать произошедшее, возвращаться к ней — даже если уйти галереи.Попробуем разобраться, какими средствами художнику удалось зацепить наше внимание, заставить нас еще раз «пережить» картину.На картине, по сути, 3 главных героя — девушка, городовой и город.

Присмотримся к девушке.Первое, что обращает на себя внимание — расслабленность всех мышц, покой девушки. По моим личным наблюдениям, так могут лежать люди много занимающиеся гимнастикой, спортом, йогой — люди, умеющие после большой нагрузки освободить каждую мышцу тела от напряжения.Девушка явно освободилась — от чего-то очень тяжкого, неподъемного, от крутонавалившейся несправедливой судьбы. Решившаяся на такой шаг — она освободилась и от страха смерти, решив, что смерть легче доставшейся жизни. И только теперь, после смерти, нашедшей отдых — от того, что довелось пережить.Городовой — органичный человек своей среды, обычный служивый, без инициатив, явно живущий «как прикажут».

Здесь можно обратить внимание на главный парадокс картины — мертвая девушка живее живого человека.Зачем художник добивался этого впечатления? И каким образом ему это удалось?Попробуем провести небольшое исследование визуальных решений.Посмотрим на девушку, изолировав ее от остальной части картины:

Для того, чтобы показать энергичность персонажа, его стремление, художники часто оставляют больше пространства в направлении его движения, дополнительно стремясь расположить персонаж в стороне от центральной — вертикальной или горизонтальной — оси картины.Если иметь в виду это правило, то в нашем случае художник явно оставил девушке большой простор для визуального движения:Она явно парит над землей. Дополнительно это поддержано раскиданной тканью и волосами девушки. Падший ангел? Запомним эту гипотезу.

Теперь попробуем так же поступить с городовым:

Казалось бы, имея такое пространство перед собой, городовой должен занимать более активную позицию. Но, почему-то, этого не происходит.Проведем небольшой визуальный эксперимент. Разделив картину по вертикальной центральной оси, можно убедиться, что образовавшийся прямоугольник с неслучайной точностью подобен прямоугольнику, в который вписан городовой:

Неизвестно, специально ли отмерял художник такие пропорции, или глазомер, отточенный многолетним опытом, подсказал необходимое место городового. В любом случае, визуально городовой «заперт» в этом прямоугольнике, это ограниченный в своих устремлениях и правах человек, его поза — пожилого служаки, так и не поднявшегося в карьере выше рядового. «Велено не пущать, пущать не велено».Возможно он и сочувствует девушке, но позиция его неактивна.

Обратим внимание еще на одну малозаметную деталь картины — деревянный помост:

Он выполнен с высокой степенью точности, каждая деревянная доска прорисована достоверно. Очевидно, что художник потратил на него много времени и сил. И это может показаться странным, а качество изображения несколько избыточным — ведь в самом сюжете помост прямо не участвует.

Однако же проработанность помоста, его место и занимаемая на картине позиция наводит на мысль о том, что художник придавал ему большое значение, явно не соответствующее второстепенной детали фона. Проверим это предположение экспериментально.Помост не входит в пространство картины целиком, попробуем дорисовать его так, как подсказывает нам воображение.

Очевидно, что это крест!Для подтверждения этой гипотезы, покажем дорисованный крест и девушку изолированно от картины:

И, чтобы уж совсем утвердиться в наших ощущениях, проведем осевую линию от девушки к кресту — вне всякого сомнения, линия приводит к месту, где находится голова на распятии:

Несколько лет спустя Перов стал думать над картиной «Утопленница». Чтобы написать тело мертвой девушки, он обратился в полицию, с просьбой посетить покойницкую. Через несколько дней его пригласили посмотреть на мертвых женщин. Среди которых он обнаружил Фанни, умершую накануне от чахотки.Она и стала натурой для картины.

Несомненно, именно в печальной истории с Фанни стоит искать причины переосмысления идеи картины художником. Картина из простой фиксации трагического случая превратилась в большую повесть о страдании и милосердии. Нашу гипотезу о падшем ангеле, о которой мы говорили в начали статьи, можно считать подтвержденной.

Нужно помнить, что художник жил во времена, когда самоубийство осуждалось и обществом, и церковью, а самоубийц хоронили на отдельных кладбищах, без отпевания и табличек . Возможно, недорисованный, метафорический крест — это способ, которым художник выразил свою позицию к людям, которые не вынесли тягот и несправедливость судьбы.

Именно ярко и многослойно выраженная тема милосердия и выделяет картину «Утопленница» и оставляет то мощное эмоциональное впечатление, к которому мы возвращаемся в нашей памяти, однажды соприкоснувшись с картиной.

1luga.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта