Жан-Мишель Баския — солнечный ребёнок. Баския картины
Жан-Мишель Баския, картины и биография художника
Особенности творчества художника Жана-Мишеля Баския: его живописные картины в стиле неоэкспрессионизма были похожи одновременно на граффити и наскальную живопись. Серьезное влияние на творчество Баския оказала прочитанная в детстве книга «Анатомия Грея». Художник часто использовал чистые цвета, выдавливая их из тюбиков прямо на холст.
Известные произведения Жана-Мишеля Баския: «Две головы», «Верхом на смерти», «Голливудские африканцы», «Автопортрет», «Собака».
Жан-Мишель Баския мог бы стать одной из заглавных иллюстраций в книге под названием «Live fast, die young». Он во многом являлся олицетворением того образа жизни, который отличал членов печально известного «Клуба 27». Баския вспыхнул быстро и неожиданно, и закатилась его звезда так же стремительно. Однако, в отличие от множества таких же детей улиц, Баския стал фактически иконой неоэкспрессионизма, одним из самых ярких представителей современного искусства.
Когда в Лондоне начало греметь имя неуловимого Бэнкси, о нем говорили как о некоем уникальном явлении. Поклонники Жана-Мишеля Баския справедливо возмутились. Баския, наверное, не был первым прославившимся благодаря стрит-арту, но он, безусловно, был самым ярким. Как это ни парадоксально, Баския одновременно и вынес искусство из галерей на городские стены, сделав его доступным каждому, и внес свое собственное бунтарское уличное искусство в выставочные залы и музеи.
Художнику с его корнями (мать Баския была пуэрториканкой, а отец — гаитянцем) стоило бы родиться в Новом Орлеане. Хотя тогда он, наверное, нашел бы себе совсем другое применение. Например, стал бы профессиональным музыкантом, как ему всегда хотелось. А Нью-Йорк в 70−80-е годы ХХ века был слишком громким, слишком суматошным, слишком ненасытным и безжалостным. В Нью-Йорке было слишком мало магии. Поэтому заклинаниями и заговорами Баския стали его картины и его граффити, а зельями — краски и героин.
Магия
Однако колдовство — вещь капризная и коварная, требующая полной отдачи. Оно-то и сыграло с Баския злую шутку. Его самобытные, яркие, иногда пугающе откровенные полотна, похожие на наскальную живопись, публика отказывалась воспринимать без привязки к происхождению художника. Политкорректный термин «афро-американец» появился гораздо позже, а тогда Баския чаще всего называли «черным Пикассо». Художника это очень злило, он раздражался, когда его искусство называли примитивным. Он не желал становиться всего лишь прирученной «черной пантерой» в кругу нью-йоркской богемы.Но как бы там ни было, Баския на самом деле стал первым прославившимся темнокожим художником. В 1982 году он познакомился с Энди Уорхолом. Несмотря на огромную разницу в возрасте и опыте, они стали близкими друзьями. И когда они вдвоем появлялись на публике, люди замирали и начинали таращиться на колоритную пару: похожий на гипсовую статую стареющий Уорхол и молодой, удивительно красивый, полный юношеской энергии Баския с торчащими наподобие короны волосами (1, 2).
Корона, кстати, была отличительным знаком Баския еще со времен стрит-арта (1, 2, 3, 4). Он никогда не лукавил, полностью отдавая себе отчет в том, зачем занимается живописью. Больше всего художник мечтал прославиться. В каком-то смысле он себе эту корону наколдовал. Только вот плата оказалась слишком высокой.
Анатомия
В возрасте восьми лет Жан-Мишель, который в то время жил с родителями и двумя сестрами в Бруклине, пережил опыт, который навсегда изменил его взгляд на мир. Мальчика, игравшего на улице, сбила машина. Он получил множественные внутренние повреждения и перелом руки, ему пришлось удалить селезенку. Процесс реабилитации растянулся на долгий месяц, наверное, показавшийся восьмилетнему ребенку вечностью. Мать принесла мальчику знаменитый учебник «Анатомия Грея», с одной стороны, чтобы хоть как-то его развлечь, с другой — чтобы объяснить, что с ним произошло.Внутренний мир человека впечатлил Жана-Мишеля до глубины души. На протяжении всей недолгой творческой жизни Баския будет обращаться к этой теме. На его полотнах кости, зубы и внутренние органы просвечивают сквозь кожу («Рыбалка», 1981, «Филистимляне», 1982, «Автопортрет», 1986). Даже на одной из своих последних работ «Верхом на смерти» художник изображает человека (вероятнее всего, себя), едущего на скелете. То, куда они направляются, сомнений не вызывает.
К слову, именно мать Баския, которая нашла такой нетривиальный способ занять ребенка на время восстановления после травм, привила ему любовь к искусству. Она сама была большой поклонницей живописи и водила детей по многочисленным нью-йоркским музеям. Но в том же году, когда Жан-Мишель угодил на больничную койку, Джерард и Матильда Баския развелись, а еще через несколько лет женщину поместили на лечение в психиатрическую клинику. И здесь какой-нибудь въедливый психолог наверняка упомянул бы о том, что душевные болезни часто передаются по наследству.
Музыка
Впервые Жан-Мишель сбежал из дома в возрасте 15 лет. Тогда он с отцом и сестрами жил в Пуэрто-Рико, куда Джерарда Баския направили по работе. В тот раз мальчика быстро нашли и вернули домой в тот же день. Спустя пару лет, уже в Нью-Йорке, Жан-Мишель прожил на улицах около двух недель, а в 18 насовсем покинул дом отца. Несколько лет Баския ночевал и питался где придется: «вписывался» у друзей, иногда жил у своих подружек и очень часто коротал ночи прямо на улице в обществе таких же молодых маргиналов. Он расписывал стены загадочными и малопонятными фразами с подписью «SAMO» (этот псевдоним, по словам художника, родился под воздействием марихуаны из выражения «same old shit»). Чтобы хоть как-то заработать, Баския рисовал открытки и расписывал футболки (1, 2).Музыка же по-прежнему оставалась с Баския, даже когда его группа прекратила существование. Некоторое время его связывали романтические отношения с Мадонной, он работал вместе с группой Blondie и Дэвидом Боуи (который позже сыграет Энди Уорхола в биографическом фильме о Баския). Друзья рассказывали, что когда художник писал, он штурмовал себя информацией со всех сторон. В студии играл джаз, перекрикивая работающий телевизор, а на всех доступных поверхностях лежали раскрытые книги. И среди них, само собой, анатомический учебник. Баския даже мечтал, что однажды бросит все и уедет на Гавайи, откроет маленькую фабрику по производству текилы и будет пить целыми днями, а по вечерам играть джаз в местных кабаках.
Звездная пыль
Образ жизни, который Баския вел до обретения известности, то, что он жил на улице и едва окончил школу, сказывалось на том, как его воспринимала нью-йоркская богема. В их понимании он был практически дикарем. И мало кто догадывался, что уже в четыре года будущий художник умел писать, а к 11-ти свободно говорил на трех языках (английском, испанском и французском).Такое отношение, само собой, наложило отпечаток и на самого Баския. Когда он наконец-то добился вожделенной славы, то стал настоящим параноиком. Он мог свободно общаться только с теми людьми, которые были рядом с ним уже много лет, всех остальных художник подозревал в корыстных мотивах и попытках его использовать. При этом в его громадном лофте, который служил ему и домом, и студией, деньги могли запросто валяться на полу вперемешку с картинами и пакетами с марихуаной. Даже став миллионером, Баския не задумывался о том, чтобы хранить деньги в банке. Чаще всего он их тут же тратил. Он пил дорогие вина, объедался деликатесами и носил исключительно костюмы от Армани, в том числе и во время работы над картинами.
И, конечно, львиная доля накоплений художника спускалась на наркотики. Начиная от «невинной» марихуаны и заканчивая кокаином. Баския накачивался амфетаминами, чтобы работать по 20 часов кряду, а потом колол себе героин, чтобы уснуть. Некоторые знатоки даже могут определить по его картинам, под воздействием какого именно вещества писалась каждая из них. Но пик наркотического безумия Баския наступил после смерти Энди Уорхола. В какой-то момент художник взял себя в руки и совсем перестал употреблять, но спустя всего несколько недель Баския был найден в своем лофте скончавшимся от передозировки героина и кокаина.
Автор: Евгения Сидельникова
artchive.ru
Тайные знаки картины Баския | Artifex.ru
Эксперты Sotheby's обнаружили невидимую надпись на полотне художника.
«Тридцать лет назад художник Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat) тайно подписал одну из своих картин невидимыми чернилами», − заявляет аукционный дом Sotheby's, который обнаружил скрытый автограф при подготовке картины на продажу.
Речь идет о полотне «Оранжевая спортивная фигура» ("Orange Sports Figure"), которую эксперты оценили в сумму от 3-х до 4-х миллионов фунтов стерлингов.
Картины Баския часто покрыты словами или неясными каракулями. Но свое полное имя под картинами художник оставлял крайне редко. Почти всегда использовал псевдоним SAMO. Например, именно так подписаны многие его граффити на стенах зданий в Манхеттене.
И вот при помощи ультрафиолетового излучения под слоями акриловых и аэрозольных красок на картине обнаружилось имя художника и дата − 1982 год. По словам главы отдела современного искусства Sotheby's в Европе Шенн Вестфал, сотрудники были удивлены и озадачены подписью.
«Никто, вероятно, не знал об этой невидимой надписи. Нас привлекает перспектива того, что он мог оставить на своих полотнах другие надписи, которые видны только в ультрафиолетовом свете», − сказала она.
В итоге картина была продана за 4 миллиона фунтов стерлингов (6,3 миллиона долларов), что, впрочем, − не рекорд для полотен этого художника. Самая высокая сумма, уплаченная за работу Баския, составила 14,6 миллиона долларов. Именно по такой цене в 2007 году ушла с аукциона картина, не имеющая названия, которую Баския написал в 1981 году.
Жан-Мишель Баския − американский граффити-художник и неоэкспрессионист. Его яркий стиль выработался во многом под влиянием Пикассо и абстрактных экспрессионистов, а также работ уличных художников граффити. Популярность Баския и его полотен возросла в 1988 году после смерти художника. Она была классической для того времени − от передозировки наркотиков.
artifex.ru
Баския Жан-Мишель | Art Узел
Жан-Мишель Баския родился 22 декабря 1960 года в Нью-Йорке, США, умер в 1988 году - американский художник.
Баския родился в Нью-Йорке — в Бруклине. У него было две младшие сестры. Его мать, Матильда, была из Пуэрто-Рико, а отец, Джерард, имел гаитянские корни. Благодаря этому Мишель с детства свободно говорил на французском, испанском и английском языках, читал книги, в том числе поэзию символистов, мифы и историю. Уже в раннем возрасте он проявил способности к искусству, и его мать поощряла эти стремления. Его отец был успешным экономистом. Ему принадлежало здание на Пасифик-Стрит, где жила его семья. В возрасте шести лет Баскиа стал юным членом совета Бруклинского музея.
В сентябре 1968 года в возрасте восьми лет Баския был сбит машиной во время игры на улице. У него была сломана рука и повреждено несколько внутренних органов, в итоге он перенес операцию по удалению селезенки. Пока он выздоравливал от полученных ран, чтобы занять его, мать принесла ему книгу Анатомия Грея. Эта книга оказала значительное влияние на его будущее художественное видение. В том же году его родители развелись, и он с сестрами остался с отцом. Они прожили в Бруклине пять лет, а затем переехали Пуэрто-Рико в 1974 году. Еще через два года они вернулись в Нью-Йорк.
Когда Баския было 11, его мать была помещена в психиатрическую клинику. В 15 лет Баския убежал из дома. Он ночевал на скамейке в парке Вашингтон-сквер и в течение недели был арестован и возвращен на попечение отца. Баския был отчислен из десятого класса Высшей школы Эдварда Р. Марроу. Тогда отец выгнал его из дома и, он жил с друзьями, подрабатывая продажей футболок и открыток на улице. Так же он работал в Unique Clothing Warehouse в Западном Бродвее, Манхеттен.
В 1976 году Баския и его друг Al Diaz начали рисовать граффити на стенах зданий в Нижнем Манхеттене, подписываясь «SAMO» или «SAMO shit». Изображения состояли из содержательных фраз, смысл которых сложно перевести на русский язык, например, «Plush safe he think.. SAMO» («Он думает, что плюш оберегает (его). SAMO») или «SAMO as an escape clause» («SAMO как условие отрицания»). 11 декабря 1978 в Village Voice была опубликована статья article об этих надписях. Когда закончилась дружба Баския и Al Diaz проект так же закончился эпитафией «SAMO IS DEAD» («SAMO мертв») в 1979 году.
В 1979 году Баския появился в прямом эфире общественного кабельного телевидения на шоу TV Party, ведущим которого был Глен О’Брайен, так они подружились. Баския регулярно появлялся на шоу в течение следующих нескольких лет. В тот же 1979 год Баския собрал группу Test Pattern, играющую нойз-рок, экспериментальное ответвление панк-рока. Позже группа была переименована в Gray и выступала в различных клубах Манхеттена. Gray так же включала Шеннона Доусона, Майкла Холмана, Ника Тейлора, Уэйна Клиффорда и Винсента Галло. Они выступали в ночных клубах, таких как Max's Kansas City, CBGB, Hurrah и the Mudd Club. В 1980 году Баския снялся в независимом кино Downtown 81 О'Брайена, первоначально фильм назывался New York Beat. В тот же год Баския встретил Энди Уорхола, в ресторане. Баския представил Уорхолу примеры своих работ, Уорхол был потрясен гениальностью и обаянием Баския. Они вместе создали много совместных работ. Они работали вместе, влияли на творчество друг друга. Их отношения продолжались до смерти Уорхола в 1987 году.
В июне 1980 Баския принимает участие в The Times Square Show, коллективной выставке художников. В 1981, поэт и арт-критик Рене Ричард (Rene Ricard) опубликовал статью «The Radiant Child» в журнале Артфорум, которая способствовала международной карьере Баския.
К концу 1982 года Баскиа приехал в Лос-Анджелес, чтобы немного отдохнуть. Всего год назад ему удавалось держаться на плаву благодаря своим щедрым подружкам, а теперь он сам снимал студию у Ларри Гагосяна стоимостью 2500 долларов в месяц. В том году он написал свою знаменитую картину в оттенках желтого “Hollywood Africans”, которая сейчас находится в коллекции Музея Уитни.
“Hollywood Africans”, 1982
В ее центре расположены три фигуры – автопортрет и карикатурные изображения художников граффити RAMMELLZEE и TOXIC, которых он привез с собой за Западное побережье. В документальном фильме Тамры Дэвис «Лучезарное дитя» (The Radiant Child), дилер Фред Хоффман описывает, как принимали Баскиа в Лос-Анджелесе. Из этого текста становится ясно, какой опыт послужил источником вдохновения этой картины:
«Около 10 часов вечера я стоял в лобби ресторана Spago в ожидании места. Вслед за Ларри Гагосяном вошли Жан-Мишель, RAMMELLZEE и FAB 5 FREDDY, и в зале воцарилась полная тишина. Я хочу сказать, что эти трое молодых чернокожих парней были один симпатичнее другого. Не знаю, что думали люди – может, они считали, что это какие-то супер новые голливудские звезды или им показалось, что их сейчас ограбят. Но в зале просто повисла мертвенная тишина. Это была фантастика».
С 1982 Баския регулярно выставляется с Джулианом Шнабелем, Дэвидом Салле, Франческо Клементе и Энцо Кукки, группой художников, которую арт-критики, кураторы и коллекционеры вскоре назовут неоэкспрессионистами.
В 1982 году Баския некоторое время работал с музыкантом и художником Дэвидом Боуи.
Сингл "Beat Bop", 1983
В 1983 году Баския выпустил 12 минутный рэп сингл с участием хип-хоп исполнителей - Rammellzee и K-Rob, сингл включал две версии одного трека: "Beat Bop" с вокалом на одной стороне и инструментальную версию "Beat Bop" на другой. Сингл был выпущен ограниченным тиражом одноразовым лейблом Tartown Record Company. Упаковка сингла известна работой Баския, что делает его желанной вещью, как среди коллекционеров записей, так и коллекционеров искусства. Благодаря предложению швейцарского дилера Bruno Bischofberger, Уорхол и Баския работали над совместной серией картин в период между 1983 и 1985 годами. В работе Olympic Rings (1985), Уорхол сделал несколько вариантов олимпийских колец, окрашенные в оригинальные исходные цвета. Баския ответил абстракцией, стилизовал этот логотип в свой граффити стиль.
Баския часто рисовал в дорогих костюмах Армани и даже появлялся на публике в этих забрызганных краской костюмах.
В 1986 году Баския выставляется в знаминитой галерее Mary Boone в Сохо. 10 февраля 1985 года он появился на обложке журнала The New York Times Magazine с заголовком "New Art, New Money: The Marketing of an American Artist". С 1984 многие друзья Баския начинают отмечать его всё более странное поведение, вызванное приёмом наркотиков. Баския пристрастился к героину в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка.
В апреле 1988 года у Баскиа открылась первая персональная выставка в нью-йоркской галерее at Vrej Baghoomian Gallery.
Среди его работ была “Riding With Death”. Здесь нет безумного текста, характерного для его творчества; словно он пытается успокоиться, очистить свой внутренний взор. В центре картины изображена единственная человеческая темнокожая фигура, скрученная и одинокая. Она сидит верхом на скелете лошадки. Возможно, это визуальная отсылка к сленговую словечку «лошадка», обозначающее наркотик, который всего четыре месяца спустя, в августе 1988, унесет его жизнь.
“Riding With Death”, 1988
На фоне картины изображено плоское и безликое поле золотистого цвета. Оно может символизировать что-то святое, лучшую жизнь, к которой стремился художник. Но этот фон может быть и символом культуры гламура и денег, в которую он погружался. Сложно сказать, благословение это или проклятие, и это делает эту историю особенно печальной.
Когда умер Энди Уорхол – 22 февраля 1987 года, Баския все более обособляется, и его героиновая зависимость и депрессия становятся сильнее. Несмотря на попытки воздержания в течение поездки в Мауи, Гавайи, Баския умирает 12 августа 1988 года от передозировки героина в своей художественной студии на улице Great Jones в Нью-Йорке. Ему было 27. Баския был похоронен на кладбище Green-Wood в Бруклине.
Творчество Баския можно условно разделить на три периода. В ранний период, с 1980 по 1982, он часто изображает скелеты и маскообразные лица, в чем выражается его необычайный интерес к смертности. Другие наиболее частые образы: автомобили, здания, полиция, игры детей на тротуаре и граффити, пришедшие из его опыта рисования на улицах города. Средний период, с конца 1982 по 1985 год отмечен интересом Баския к его гаитянским корням. Последний период, с 1986 до смерти в 1988, отмечен новой манерой и новыми образами.
Искусство Баскиа излучает жизненную энергию – он работал быстро, и рисовал везде, на всех поверхностях, которые его окружали – и своей бесконечной привлекательностью оно во многом обязано легенде о спонтанности художника, не сдерживаемой самоцензурой. Но если вы приглядитесь, вы увидите, что почти все работы Баскиа являются отпечатками его болезненного сознания. Эта живопись аллегорична, она рассказывает не о черной расе в целом, а о сложном статус Баскиа, который существовал между двумя общинами, среди ожиданий, которым он не мог соответствовать. На самом деле, если вы будете верно интерпретировать его работы, вы увидите, что они были резким обвинением в адрес той самой публики, которая его так охотно приняла, и славы, пришедшей к художнику, чтобы его погубить.
“Eyes and Eggs”, 1983
Возьмем, к примеру картину выставки Гагосяна, например, “Eyes and Eggs” (1983). На ней, в типичном экспрессионистическом стиле Баскиа, изображен измученный темнокожий человек. (Человеческие фигуры словно подверглись излучению какой-то рентгеновской машины, их тела деформированы, разворочены, через кожу видны зубы и ребра, гениталии отделены от тела). На комбинезоне человека написано его имя – JOE. В руках он держит сковородку, на которой разбито два яйца. Их кроваво-красные желтки визуально рифмуются со сверкающими глазницами черепа. Название картины дает понять, что на самом деле герой делает омлет из собственных глаз. Эта работа не только привлекает взгляд своим мрачным сюжетом, ожидающим своего арт-критика, но является чем-то гораздо более сложным. Фигура здесь является одновременно субъектом и объектом; изображенный герой берет свое видение, свое собственное восприятие мира и делает из него яичницу, которой угощает постоянных зрителей.
После недолгого увлечения граффити, к Баскиа пришла слава. Граффити было основной арт-формой безденежного Нью-Йорка 70-х годов. Однако Баскиа никогда не был частью граффити тусовки в Бронксе. Его работы в стрит-арте недвусмысленно предназначались для жителей Сохо, что означает, что искусство в основном привлекало внимание креативного класса, жившего в центре. Это сработало. Всего за два года в начале 80-х Баскиа прошел путь от неординарного райтера, известного под именем SAMO, до участника до галерейных выставок, цены на работы которого составляли сотни тысяч долларов.
Все, кто встречал Баскиа, отмечали его амбициозность, его стремление заявить о собственных творческих устремлениях (его символикой, и символом копирайта, которым он помечал все вокруг себя была корона). Когда он обратился к живописи на холсте, он сохранил свой нервный стиль, подсказанный граффити, но приправленный референциями на темы классического искусства.
Баскиа мог видеть, что СМИ в основном интересовались его физиогномикой, а не его искусством. В 1985 году его совместная выставка с Уорхолом подверглась резкой критике, у него было ощущение, что он был какой-то модой, время которой уже почти истекло.
Как у художника, у него было очень острое ощущение того, что всегда находится на сцене, всегда играет роль; в конце концов, его первые холсты на подрамниках были созданы для фильма 1981 года, в котором он сыграл роль художника-неудачника. Это дает представление о том, как недолго он жил в созданной им самим мифологии. Наркотики помогали ему сконцентрироваться и соответствовать требованиям, которые предъявлял к нему арт-рынок. Они были частью образа раблезианского художника-мученика, легенды, которая, насколько это было ему известно, оставалась двигателем его успеха. «Люди говорят мне, что я должен бросить наркотики, – должен был он заметить, – и, потом, когда я это делаю, они говорят, что это может сказаться на моем творчестве».
artuzel.com
Жан-Мишель Баския: жизнь и творчество художника
Жан-Мишель Баския (англ. Jean-Michel Basquiat, 22 декабря 1960, Нью-Йорк, США — 12 августа 1988, Нью-Йорк, США) — американский художник. Прославился сначала как граффити-художник в Нью-Йорке, а затем, в 1980-х, как очень успешный неоэкспрессионист.
СОДЕРЖАНИЕ
Биография художника
Творчество
Интересные факты из жизни художника
Картины Жана-Мишеля Баския
Библиография и фильмография
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Баския родился в Нью-Йорке — в Бруклине. Его мать, Матильда, была из Пуэрто-Рико, а отец, Джерард, имел гаитянские корни. Благодаря этому Мишель с детства свободно говорил на французском, испанском и английском языках, читал книги, в том числе поэзию символистов, мифы и историю. Уже в раннем возрасте он проявил способности к искусству, и его мать поощряла эти стремления.
В 1977, в возрасте 17 лет, Баския и его друг Al Diaz начали рисовать граффити на стенах зданий в Манхеттене, подписываясь «SAMO» или «SAMO shit».
В 1978, Баския покидает дом, живёт с друзьями, подрабатывая продажей футболок и открыток на улице. Также в конце семидесятых Баския с товарищами организует группу Gray, которая играет в различных клубах Манхеттена.
В июне 1980 Баския принимает участие в The Times Square Show, коллективной выставке художников. В 1981, поэт и арт-критик Рене Ричард (Rene Ricard) опубликовал статью «The Radiant Child» в журнале Артфорум, которая способствовала международной карьере Баския. На протяжении нескольких следующих лет Баския продолжает выставлять свои работы в Нью-Йорке.
С 1982 Баския регулярно выставляется с Джулианом Шнабелем, Дэвидом Салле, Франческо Клементе и Энцо Кукки, группой художников, которую арт-критики, кураторы и коллекционеры вскоре назовут неоэкспрессионистами.
В 1982 Баския встретил Энди Уорхола, с которым впоследствии часто сотрудничал.
С 1984 многие друзья Баския начинают отмечать его всё более странное поведение, вызванное приёмом наркотиков. Баския пристрастился к героину в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка.
В 1985 Баския появился на обложке The New York Times Magazine.
Жан-Мишель Баския умер от отравления наркотиками (он смешал кокаин и героин) в своей студии в 1988 году. После его смерти у него дома были найдены 171 картина, 917 рисунков, 85 принтов, а также 25 тетрадей с зарисовками.
ТВОРЧЕСТВО
«Я не думаю об искусстве, когда я работаю. Я стараюсь думать о жизни»
В подростковом возрасте парень начал увлекаться граффити (graffiti) – искусством настенных рисунков и надписей.
Вскоре на многих городских стенах появились странные надписи, все из которых были подписаны неким Samo.
Значения их были весьма туманными — ‘Plush safe he think… SAMO’, или ‘SAMO as an escape clause’, — однако в каждой из них прослеживался некий стиль. Его творения даже стали предметом статьи в издании ‘Village Voice’, а вскоре кто-то из друзей посоветовал талантливому пареньку заняться живописью профессионально.
Творчество Баския можно условно разделить на три периода.
В ранний период, с 1980 по 1982, он часто изображает скелеты и маскообразные лица, в чем выражается его необычайный интерес к смертности. Другие наиболее частые образы: автомобили, здания, полиция, игры детей на тротуаре и граффити, пришедшие из его опыта рисования на улицах города.
Шутка черного полицейского Башка 1982 Голова 1981На волне растущей популярности современной живописи в 1980-х Жан-Мишель неожиданно попал в мэйнстрим. Говорили, что на его картинах едва успевала высыхать краска, как на них уже находился покупатель.
Его примитивная, несколько детская и непосредственная манера рисования привлекала именно своей естественностью, а, кроме того, он имел и еще один несомненный в то время плюс – был чернокожим.
Средний период, с конца 1982 по 1985 год отмечен интересом Баския к его гаитянским корням.
В 1983-1985-х годах вышла большая часть совместных работ Жан-Мишеля Баския и Энди Уорхола.
Последний период, с 1986 до смерти в 1988, отмечен новой манерой и новыми образами.
Его карьера не продлилась и десяти лет – с 1979 по 1988; за это время Жаном-Мишелем Баския было создано несколько сотен картин и тысячи рисунков, лучшие из которых заняли свои места в таких галереях, как Музей Уитни (Whitney Museum of American Art) и Бруклинский музей (Brooklyn Museum).
БАСКИЯ И УОРХОЛ
В 1982 Баския познакомился с Энди Уорхолом и они вместе создали много совместных работ. Они работали вместе, влияли на творчество друг друга. Баския увлечен работами, но, даже проводя все свое время в студии с Энди, он всегда возвращался домой и продолжал рисовать в одиночестве. Баския показывает Уорхолу примеры своих работ, и Уорхола потрясают рисунки молодого художника. Они становятся друзьями. Именно Энди ввел его в самое сердце богемной артистической среды.
Их дружба кажется символичной – как старейшина авантгарда, Уорхол дает Жан-Мишелю несколько хороших советов относительно продажи работ. Уорхол по-отечески относится к Баския, дает советы о здоровых привычках и упражнениях.
На вопрос, как Уорхол повлиял на молодого художника, Баския ответил: «Я теперь все время ношу чистые брюки».
С 22-го февраля 1988 года, после смерти своего близкого друга, Энди Уорхола, Жан-Мишель погрузился в депрессию и изолировал себя от окружающего мира. Жан-Мишель начал принимать героин, он умер от передозировки в возрасте 27 лет.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Сегодня работы Жан-Мишеля – одни из самых дорогостоящих в мире. До 2002 года наивысшей ценой, уплаченной за работу Баския, было 3 302 500 долларов. 14 мая 2002 «Profit I» Баския была выставлена на аукцион и продана за 5 509 500 долларов. В мае 2007 работа Баския «без названия» 1981 года была продана на аукционе за 14,6 миллионов долларов.
16 мая 2013 года картина «Затуманенные головы» была продана за 48,8 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке.
Известно, что художник был приятелем Дэвида Боуи (David Bowie).
БИБЛИОГРАФИЯ И ФИЛЬМОГРАФИЯ
- Buchhart Dieter, O’Brien Glenn, Prat Jean-Louis, Reichling Susanne. Jean-Michel Basquiat, Hatje Cantz, 2010
- Deitch J, Cortez D, and O’Brien, Glen. Jean-Michel Basquiat: 1981: the Studio of the Street, Charta, 2007
- Fretz, Eric. Jean-Michel Basquiat: A Biography. Greenwood, 2010
- Hoban, Phoebe. Basquiat: A Quick Killing in Art (2nd ed.), Penguin Books, 2004
- Marenzi, Luca. Jean-Michel Basquiat. Charta, 1999
- Marshall, Richard. Jean-Michel Basquiat: In World Only. Cheim & Read, 2005
- Фильм «Жан-Мишель Баския: Лучезарное дитя»
- Фильм «Downtown 81»
- Фильм «Баския», режиссера Джулиана Шнабеля, 1996 год.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, peoples.ru, creammag.ru, en.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Жан-Мишель Баския: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Жан-Мишель Баския: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru
Современное Искусство :: Жан-Мишель Баския
(22 декабря 1960 — 12 августа 1988) — американский художник-самоучка, работавший в жанрах граффити и неоэкспрессионизм.
Биография
Жан-Мишель Баския родился и вырос в Бруклине в семье бухгалтера. Его отец Джерард Баския имел гаитянское происхождение, мать Матильда Андрадес происходила из Пуэрто-Рико. Она была большой любительницей искусства, регулярно водила сына по музеям и всячески поддерживала его увлечение искусствами, проявившееся в самом раннем возрасте. Жан-Мишель состоял в детском художественном клубе Бруклинского музея, свободно говорил на испанском и французском. Когда мальчику было семь лет, его сбил автомобиль. Ему пришлось удалить селезёнку. Мать принесла в больницу книгу по медицине — культовую «Анатомию Грея». Этот эпизод оказал большое влияние на Баскию и нашёл отражение во многих его работах. В том же году родители развелись, и Жан остался с отцом. Свою семью он позднее описывал как дисфункциональную. Отец занимался рукоприкладством, у матери развилось психическое расстройство, и её поместили в лечебницу. В 15 лет Жан сбежал из дома и неделю жил на улице, пока его не вернули домой. За этим последовало отчисление из школы. Застав сына за травкой, отец кинулся на него с ножом. На этот раз подросток ушёл насовсем.
Первым делом Баския перебрался из родного Бруклина на Манхэттен. На жизнь зарабатывал продажей собственноручно расписанных футболок и самодельных открыток. Некоторое время играл на кларнете в группе Gray, названной им в честь того самого учебника Грея. Ни один из её участников не имел музыкального образования. Команда исполняла нечто среднее между хип-хопом, эмбиентом и авангардным джазом и несколько раз появлялась на кабельных телеканалах.
В 1976 году Баския начинает рисовать граффити вместе с приятелем Альбертом «Эл» Диасом (Al Diaz). Двое работают преимущественно в нижнем Манхэттене. У Жана детская мечта стать мультипликатором перерастает в серьёзное увлечение стрит-артом. Ни к какой субкультуре он не принадлежал и райтером — по крайней мере, в традиционном смысле этого слова — не был. Он осмыслял граффити как концептуальный жест и занимался им как видом изобразительного искусства. В течение нескольких лет он оставлял теги SAMO© (same old shit — «то же старое дерьмо») рядом с галереями и музеями, где выставлялось современное искусство. Аббревиатура, родившаяся из понятной узкому кругу друзей шутки, стала обрастать посланиями: «SAMO вместо концептуального авангарда», «SAMO для промывки мозгов масс-медиа», «SAMO вместо бога» и т.п. В 1979 году Баския разошёлся с Диасом и «похоронил» созданный им проект, оставив последнее граффити с тегом SAMO — SAMO is dead.
Примерно в это же время художник вливается в богемную тусовку и оказывается в центре клубной жизни Нью-Йорка. Он становится завсегдатаем андерграундных клубов: The Mudd Club, Club 57, CBGB’s, TIER 3. Теперь его круг общения составляют художники, музыканты, арт-критики, кураторы, издатели. Представители арт-кругов разглядели в подростке талант. Куратор и сооснователь The Mudd Club Диего Кортес посоветовал ему заняться живописью.
В 1980 Баския снимается в документальном фильме Эдо Бертолио Downtown 81 о жизни начинающего художника в Нью-Йорке. Хотя лента так и не вышла на экраны (зрители увидели её лишь в 1998), она, тем не менее, сделала Жана локальной знаменитостью. Специально для съёмок ему купили профессиональные холст и краски — первые в его жизни. Другим знаковым событием того времени стало знакомство с главным редактором влиятельнейшего журнала «Артфорум» Ингрид Сисчи (Ingrid Sischy). Под её началом было издано несколько статей о Баскии, благодаря которым о нём всерьёз заговорили в США, а в скором времени и во всём мире.
Заработав денег на материалы, Баския начинает переносить эстетику граффити на живописные полотна. В то же время он продолжает рисовать на подручных предметах и носит всевозможный хлам с улицы: покрышки, оконные рамы, двери, стройматериалы. Квартира в Нижнем Ист-Сайде, где он жил вместе с подругой и любовницей Сюзанной Мэллоук (Suzanne Mallouk) превратилась в студию.
Первой покупательницей картин Баскии стала солистка Blondie Дебби Харри, которая также появилась в ленте Downtown 81. За безымянное полотно певица заплатила 200 долларов, что для Жана было огромной суммой. Вскоре художник появляется в клипе на песню Rapture, которая становится хитом и поднимается на верхнюю строчку чарта U.S. Billboard Hot 100. Чуть позже Rapture стал первым рэп-клипом, показанным в эфире телеканала MTV (начал вещание 1 августа 1981).
В 1981 Диего Кортес организовывает групповую выставку New York \ New Wave в Центре современного искусства P. S. 1. Он попытался объединить наиболее значимых молодых художников нью-йоркской арт-сцены и передать дух времени. «Мне надоело видеть белые стены и белых людей с бокалами белого вина,» — говорил куратор. В экспозиции были представлены работы порядка 60 художников, для полотен Баскии выделили небольшую отдельную комнату. Именно эта выставка сделала из юноши настоящую звезду. В декабре в «Артфоруме» выходит статья Рене Рикарда The Radiant Child / «Сияющее дитя». Считается, что она также во многом способствовала успеху Баскии, а также его приятеля Кита Харинга. https://goo.gl/koC3BD
Владелица собственной галереи в Сохо Аннина Носей (Annina Nosei) отвела подвальное помещение под персональную студию Баскии и обеспечила его материалами. На тот момент она уже была знаменита тем, что открыла миру таких именитых художников, как Дэвид Салле и Франческо Клементе. В марте 1982 года Аннина организовала первую персональную выставка Баскии, которому на тот момент исполнился 21 год. Все выставленные на ней работы были проданы за одну ночь, выручка составила 200 000 долларов.
Наряду с мастерами Дэвидом Салле и Джулианом Шнабелем, Баския становится лицом американского нео-экспрессионизма. Как художественное течение нео-экспрессионизм оформился в Западной Европе ещё в конце 70-х как реакция на господствовавшие минимализм и концептуализм. В июне-октябре в немецком Касселе проходит седьмая по счёту выставка «Документа VII» — одно из ключевых событий в современном искусстве. Баския становится самым молодым её участником. Его работы приходятся как нельзя кстати: в отличие от двух предшествующих, седьмая «Документа» выдвигает на передний план живопись и — по замыслу куратора Руди Фуша — личностный характер искусства в противовес политико-социальной направленности. Всего в экспозиции были представлены 182 художника, среди них — такие «звёзды», как Марина Абрамович, Кит Харинг, Ансельм Кифер, Джон Балдессари и др.
Осенью Баския начинает встречаться с Мадонной, на тот момент юной и неизвестной дебютанткой, — её первый сингл Everybody выходит в октябре того же года. Одна из знаменитых картин Баскии — «Венера против Мадонны» — посвящена драке его бывшей подруги Сюзанны с Мадонной. Роман с певицей был не долгим, и после разрыва Баския заставил её вернуть подаренные им картины, поскольку боялся, что та их продаст. Возвращённые работы он символически уничтожил, закрасив чёрной краской.
В 83-й год Баския вошёл уже мировой знаменитостью. Его новым арт-дилером становится швейцарец Бруно Бишофбергер. Благодаря его протекции Жан получает возможность путешествовать по Европе, днями пропадает в музеях и галереях. В марте художник попадает на Биеннале Whitney в Музее современного искусства (MOMA) в Нью-Йорке и становится её первым чернокожим участником.
В считанные месяцы Баския превратился в миллионера и воплощение американской мечты. На пике славы стоимость его картин колеблется между 5000 и 30 000 долларов за полотно. Не имея банковского счёта и не зная, что делать с обрушившимися деньгами, он хранит пачки купюр в квартире на Кросби Стрит — в груде хлама, между книгами, под диваном и т.п. Поведение Баскии в этот период было вызывающим и эксцентричным. Современников поражало его пренебрежительное отношение к материальным ценностям. На вырученные деньги он приобретал дорогие костюмы от Armani, в которых затем писал картины и после в них же ходил на светские мероприятия и вечеринки.
Поворотный момент наступает тогда, когда Бишофбергер сводит Баскию с его давним кумиром Энди Уорхоллом. Примечательно, что знакомство двух художников состоялось годом ранее в одном из нью-йоркских ресторанов. Тогда Жан предложил Энди приобрести у него открытки, а после подарил свежую картину, которую нарисовал за пару часов. Записи в дневнике Уорхолла от 4 октября 1982 свидетельствуют, что Баския не произвёл на него хорошего впечатления. Бишофбергер настоял на коллаборации художников и даже придумал для них и итальянца Клементе арт-игру, которую назвал «Братство странствующего полотна» (Brotherhood of the Travelling Canvas). Правила игры напоминали «испорченный телефон»: один художник начинал картину, следующий продолжал. Во вторник 17 апреля Уорхолл пишет в своём дневнике: «[Жан Мишель] пришёл и что-то нарисовал поверх моей картины, и я не знаю, стало лучше или нет».
В 1985 совместная выставка на Уорхолла и Баскии в галерее Тони Шафрази (Tony Shafrazi Gallery) была разгромлена критиками, им удалось продать лишь одну работу. Пресса поносила Жана за то, что тот якобы паразитирует на славе Энди, а Энди — за попытки воскресить на тот момент почти разрушенную карьеру с помощью молодой крови.
После провал отношения художников заметно ухудшились. Баския погружается в депрессию, меньше пишет и возвращается к наркотикам. 22 февраля 1987 Уорхолл умирает, и Баския крайне тяжело переживает его смерть. Он предпринимает попытку избавиться от зависимости и уезжает на Гавайи, но по возвращении в Нью-Йорк вновь срывается.
12 августа 1988 Баския умирает в своей студии на Грейт Джонс Стрит (Манхэттен) от передозировки наркотиками, смешав героин и кокаин. На момент смерти ему было 27 лет.
Его последняя прижизненная выставка прошла в апреле в галерее Vrej Baghoomian и продолжалась всего один день. После гибели художника было обнаружено свыше 1000 живописных полотен, которые ранее нигде не выставлялись.
В 2017 году его безымянная работа ушла с молотка аукциона Sotheby’s за рекордные 110,5 миллиона долларов — это самая большая сумма, отданная когда-либо в истории за полотно американского художника. Покупателем стал японский миллиардер Юсаки Маедзава.
Характеристика творчества
Ещё на заре своей карьеры Баския заслужил репутацию самого «ориентированного на язык» райтера. Эта своеобразная литературность бросается в глаза и в дальнейшем творчестве. Каждая картина Баскии в том или ином виде содержит текст: слова и целые фразы, знаки и символы, номера, пиктограмы, логотипы, диаграммы. Некоторые буквы и слова специально зачёркивались (“Most Young Kings Get Their Heads Cut Off” — «Большинству молодых королей сносят голову»).
«Я зачёркиваю слова, чтобы вы обратили на них внимание, тот факт, что они зачёркнуты, побуждает их прочитать», — объяснял художник.
Любимыми писателями Баскии были битники, копию книги Керуака «Под землёй» он постоянно носил с собой. Художник был знаком с Уильямом Берроузом и посвятил ему триптих «Пять видов рыб / Five Fish Species» (1983).
Несмотря на хаотическую композицию, импровизационную манеру, кажущуюся случайность в выборе слов и изображаемых объектов, все работы Баскии были тщательно продуманы и сконструированы подобно коллажу. В то же самое время он работал в лихорадочном темпе, почти всегда под музыку («Болеро» Мориса Равеля, бибоп, авангардный джаз). По словам самого художника, его любимым стилем был бибоп (а исполнителем — Чарли Паркер). По замечанию знакомых, в его студии одновременно играла музыка, работал телевизор, на полу были разбросаны холсты, по которым он ходил прямо в обуви, кругом валялись открытые книги.
В ранних работах Баскии — уличных граффити — обращает на себя внимание использование знаков копирайта и торговой марки. Некоторые исследователи полагают, что художник предвидел грядущий конфликта хип-хоп культуры и законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности. По наблюдению Ричарда Маршалла, Баския изображал символ копирайта не для того, чтобы маркировать свои работы — он высмеивал «одержимость легитимностью, собственничество, авторское право». В работе Parodies of Ownership: Hip-Hop Aesthetics and Intellectual Property Law Ричард Л. Шур пишет по этому поводу: «Эстеты от хип-хопа вроде Баскии продемонстрировали, кто «владеет» американской культурой и как распределение собственности и якобы безразличные к расовой принадлежности законы способствовали воспроизведению расового неравенства ещё задолго до того, как сэмплы стали предметом судебных разбирательств на почве копирайта».
Главными темами творчества Баския называл «королей, героев и улицу», а книгой, оказавшей наибольшее влияние непосредственно на творчество — фундаментальный труд профессора антропологии в Йельском университете Роберта Фарриса Томпсона об африканском и афроамериканском искусстве Flash of the Spirit: African and Afro-American Art and Philosophy (1984). Томпсон, в свою очередь, написал комментарий к каталогу выставки Баскии в 1985, где предупредил: «Поскольку он молод и чёрен, многие критики не смогут устоять перед соблазном увязать его [творчество] с наиболее очевидными формами нью-йорского чёрного и пуэрто-риканского стрит-арта. Тем не менее, будучи абсолютно преданным своим чёрным друзьям, Баския остаётся воплощением универсалистского видения. (…) В его руках чёрное видение (black vision) становится одновременно личным, народным, дидактическим, игривым, серьёзным, саркастичным, ответственным, но, прежде всего, осознанным». Опасения Томпсона были не беспочвенны. В среде арт-элиты Баския был единственным чернокожим художником, поэтому мало кто воспринимал его в качестве просто художника, а не сквозь призму расовых различий и предрассудков. Жан Мишель болезненно относился к ярлыкам вроде «чёрный Пикассо» при всей их льстивости. В одном из интервью он обратил внимание на тот факт, что журналисты чаще задают вопросы, касающиеся его личности, а не творчества. «Большинство из них просто расисты», — заявил он.
Несмотря не неприязнь к ярлыкам Баския не боялся политических высказываний. Он исследовал темы империализма, расизма, угнетения и неравенства. Наглядный пример — работа «Джим Кроу» (1986), отсылающая к «законам Джима Кроу» о расовой сегрегации 1890 – 1964 гг., или «Ирония чернокожего полицейского» (1981). Параллельно занимался репрезентацией достижений чернокожих в спорте, музыке, духовной сфере (Undiscovered Genius of the Mississippi Delta / «Неизвестный гений дельты Миссисипи» (1983), History of the Black People / «История чёрного народа» (1983), Charles the First / «Чарли первый» (1982).
Ещё одна важная черта — изобилие отсылок как к современному, так и к классическому искусству. С некоторыми художниками Баския словно вступал в полемику (Пикассо), у других — заимствовал приёмы (автоматическое письмо).
Некоторые исследователи называют Баскию «последним модернистом». «Его работы основаны на классическом живописном языке, которым пользовались художники от Матисса до де Кунинга, Раушенберга и Вилфредо Лама», — отмечала Аннина Носей. — Он подарил мне на день рождения книгу Дюшана. Кто из американских детей знает Дюшана?».
Поздние работы Баскии критики оценивают несколько ниже, чем те, что были написаны им в начале карьеры и на её взлёте. Особняком в числе последних картин стоит «Верхом на смерти» / Riding with Death (1988), в которой одни видят самоисполняющееся пророчество, другие — предчувствие гибели.
sovremennoe-iskusstvo.ru
баския, баский, жан баския, баския картины
Он принадлежал к знаменитому «клубу 27». Это были иконы американской культуры, умершие от передозировки наркотиками в 27 лет. Среди них были такие легенды как Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс, Джим Моррисон. И в эту компанию идеально вписался афроамериканский художник Жан-Мишель Баския, обладавший невероятным даром видения мира и глубоким творческим потенциалом, который, возможно, и породил эту пагубную страсть к самоуничтожению. Он много работал в годы своей славы, по 17-20 часов в сутки, а потом накачивался наркотиками, забывался на несколько часов и снова работал. Он был ребёнком, затерянном в хаосе этого мира. Он слишком спешил жить.
Жан-Мишель Баския был выходцем из семьи эмигрантов – отец гаитянского, а мать пуэрториканского происхождения. И конечно, это уже накладывало определённый отпечаток на его ментальность и осознание себя как части американского общества. Хотя можно было бы сказать, что он так и не стал его полноценной составляющей, ведь даже когда он стал богатым и знаменитым, выставлялся в лучших галереях, обедал в дорогих ресторанах и носил костюмы Armani, на него всё равно косо смотрели, как бы осуждая и презирая. И даже в прессе его снисходительно называли «чёрным Пикассо». Но была в этом даже какая-то острота, ведь яркие и эмоциональные творения Жана-Мишеля навевали ассоциации с сочными красками африканского искусства, с его эмоциональностью и чувственностью. И именно искусством Чёрного континента когда-то увлёкся Пикассо, воплотив свою страсть в «африканском периоде». Так что сравнение с Пикассо было небезосновательным. Однако, сам Баския был слишком самобытен и сложен для некоторых консервативных нью-йорских галеристов, вроде Лео Костелли, которые попросту отказывались с ним работать.
Для Жана-Мишеля путь в искусстве, по большому счёту, начался в 1977 года, когда он разрисовывал стены манхэттенских зданий своими концептуальными граффити-надписями, которые были своего рода настенной поэзией. Он любил перечёркивать написанные слова, говоря, что именно это и привлекает к ним внимание, делает их значимыми. Конечно, это не были полноценные граффити в современном понимании, а всего лишь простые надписи, сделанные обычной белой или чёрной краской. Но они породили ворох таинственных слухов и мифов о SAMO – именно этим ником подписывался Баския. Это для него была другая, почти мистическая плоскость существования. Об этом можно говорить, вчитываясь в написанные им фразы — «Он думает, что плюш его оберегает», «SAMO как условие отрицания» и другие. Но точкой в этом этапе его жизни стала краткая эпитафия «SAMO мёртв», созданная в 1979 году. Так, он сознательно провёл красную черту между двумя частями его очень странной и запутанной жизни.
И уже в следующем году были посеяны первые зёрна его славы, когда арт-критик и поэт Анри Рикар написал статью о юном граффитчике под названием «Солнечный ребёнок», что как нельзя более точно соответствовало истине. Но даже не это сыграло решающую роль в его будущем успехе. Пожалуй, самым важным для талантливого, молодого и потерянного художника стало знакомство с Энди Уорхолом в 1982 году. Баския просто напросто подошёл к Уорхолу, завтракающему в ресторане со своим агентом Бруно Бишофбергером, и предложил ему приобрести несколько рисунков из серии, которые Жан-Мишель называл почтовыми открытками. И не удивительно, что Энди они понравились! Он даже несколько приобрёл по 2 доллара за каждый. Позднее Уорхол стал самым важным человеком в жизни Баския, который по сути определил не только его дальнейшую жизнь, но и смерть.
С 1982 году Баския уже стал писать полноценные картины и регулярно выставляться в галереях вместе с Джулианом Шнабелем, Дэвидом Салле, Франческо Клементе, которых позднее причислили к неоэкспрессионистам. И вскоре он стал звездой, покорив своими полотнами не только Америку, но и Европу, а также Японию. Слава принесла ему богатство, романы со знаменитыми женщинами, в том числе с Мадонной, и ещё более усугубившуюся страсть к наркотикам, без которых он уже просто не мог, будь то марихуана или героин. А ведь когда-то он жил в коробке из-под телевизора и мечтал о заводике текилы где-нибудь на Мауи.
Потрясением, которое он так и не смог пережить, стала для него смерть Энди Уорхола в 1987 году. Энди был единственным, кому он доверял и с кем проводил большую часть времени, создавая совместные работы, да и просто разговаривая обо всём. С этого момента он почти не притрагивался к краскам и холсту, а в тех немногих последних работах то и дело сквозили изображения крестов и надписи «человек умер». Он как будто уже знал свою судьбу, итог которой был подведён 12 августа 1988 года – он принял смертельную дозу героина с кокаином, покинув этот мир, как и обещал. Жан-Мишель Баския так и остался навечно солнечным ребёнком, который был капризным, не строящим планов на будущее, не умеющим ни в чём себе отказывать, но безумно талантливым и искренним.
Автор статьи: Нонна Довбыш
Комментарии
styleinsider.com.ua
Жан-Мишель Баския Две головы: Описание произведения
4 октября 1982 года, когда была написана картина «Две головы», Жан-Мишель Баския впервые встретился со своим кумиром. Конечно, до этого он видел Уорхола не раз, да и сам мэтр был наслышан об уличном художнике, подписывающемся псевдонимом SAMO и разрисовывающем футболки, и даже несколько раз встречал его на улицах Нью-Йорка. Так что правильнее было бы сказать, что в этот день Жан-Мишель Баския был официально представлен Энди Уорхолу.Их встречу организовал арт-дилер Бруно Бишофбергер. Баския даже продал Уорхолу пару своих открыток. Они провели в обществе друг друга совсем немного времени. Уорхол сделал несколько снимков Жана-Мишеля своей знаменитой камерой «Полароид», и Баския попросил, чтобы их сняли вместе, после чего быстро откланялся. И спустя каких-то пару часов его помощник доставил на «Фабрику» Уорхола полотно «Две головы», изображавшее обоих художников. Себя Баския написал в свойственном ему примитивистском, почти мультяшном стиле (широкая улыбка и волосы торчком буквально излучают счастье от встречи с королем поп-арта). Интересно, что при этом Уорхол изображен в совсем другой технике, его портрет очень натуралистичен, хотя и написан буквально несколькими штрихами.
Картина, доставленная Уорхолу, была еще полностью сырой, естественно, краски не успели бы просохнуть за столь короткий срок. Но для Жана-Мишеля это было не так уж важно. Как и то, что помощнику пришлось практически бежать с десяток кварталов с картиной в руках, потому что она не влезала в такси. Тем не менее, Баския все же добился того, на что рассчитывал, – он произвел впечатление на самого Энди Уорхола. Можно себе представить, с какой скоростью писал Баския, ведь и ему самому, и помощнику еще понадобилось время на дорогу. В тот день Уорхол, рассматривая неожиданный подарок на глазах у всей «Фабрики», сказал: «Он работает быстрее, чем я. Я по-настоящему завидую». И с этого же дня началась их дружба.
Автор: Евгения Сидельникова
artchive.ru