Первые дирижабль, паровоз и эскалатор на картинах Александра Лабаса. Лабас картины


Художник Александр Лабас - Блог разнузданного гуманизма

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр)) Я сейчас читаю книгу советского и русского биолога Юлия Лабаса, отрывки из которой выкладываю в виде постов. Он был сыном художника-авангардиста Александра Лабаса. Юлий не жил вместе с отцом, у которого, как это часто случается, была другая семья, но они общались. А.Лабас был женат три раза, имел сыновей от первых 2-х браков (Юлий – от второго, с художницей и поэтессой Раисой Вениаминовной Идельсон, ученицей и в прошлом женой Р. Фалька), большую часть жизни (с 1935г.) прожил с третьей - немецкой художницей Леони Нойман, выпускницей «Баухауса», ученицей Василия Кандинского и Пауля Клея. Скончалась Леони Нойман-Лабас в Москве в 1996 году. Оба похоронены на Ваганьковском.Я прежде не знала о таком художнике. Теперь заинтересовалась и посмотрела его картины в Сети. Вспомнила, что одну видела в ГТГ. Пока у Лабаса нет там своего зала, но, может быть, будет. ГТГ и Русский музей имеют достаточное количество его картин. Выложу несколько здесь, чтобы те, кто как и я, раньше не знали об А.Лабасе, ознакомились. Он интересный художник.Александр Лабас - ровесник 20 века, а умер в 83 года. Его отец работал редактором в издательствах, мать умерла, когда мальчику было два года. В 1907 году Александр начал заниматься живописью в частной студии В. Мушкетова. В 1910-м году семья переезжает в Ригу, а в 1912 году – в Москву. Здесь Александр поступает учиться в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище. Летом 1915 года он дополнительно занимался в студии Ф.Рерберга, а в следующем году – в студии И.Машкова. После революции 17-го года поступил учиться во ВХУТЕМАС. В 1919 году уходит на фронт художником 3-й Армии Восточного фронта. С 1922-го года продолжает обучение во ВХУТЕМАСЕ. Учится у П.Кончаловского, К.Истомина, В.Кандинского, К.Малевича, А.Лентулова.В 20-е – 30-е годы работы Лабаса выставляются на самых крупных выставках в стране и за рубежом.Потом долгое время художник был не у дел в связи с господством реалистической живописи, но с 60-х годов опять начал выставляться. Сам он считал, что его работы станут актуальными через 100 лет. И, похоже, он не ошибся. Сегодня живопись 20-х годов 20 века интересна многим. Как можно видеть, Лабас использовал минимум изобразительных средств, а волновала его тематика индустриализации. Кроме того, он был фантазер и рисовал картины далекого будущего. К сожалению, мне не удалось найти названия некоторых картин, но все понятно из содержания. Обычно Лабас их называл совсем по-простому. Если будет его большая выставка, я обязательно схожу.В метро. 40-е.http://img-fotki.yandex.ru/get/15/44617652.b6/0_688c9_de32b3a9_XL.jpg
Метро. 1935.http://www.tretyakovgallery.ru/dataphotos/d/d5/d5c342c447b9210f2566b1c171ab96f3.jpg

http://labasfond.ru/resources/images/blob_cache/37.557x543.jpgНа скорости.http://www.tretyakovgallery.ru/dataphotos/3/34/34d5f7c84219442289e1c7cf5ae37c1c.jpgВ самолете. 1983.http://barbarian-art.ch/images_big/20_246234_Labas.jpgДирижабль над городом. 1932.http://artinvestment.ru/content/download/news_2011/20110314_15_labas.jpg

http://alldayplus.narod.ru/2012/01_25/30.jpgПаровоз.http://www.vashdosug.ru/upl/images/a.jpgПоезд идет.http://webstarco.narod.ru/union/images/labas_big.jpg

http://farm2.static.flickr.com/1323/5111646751_d8c44ec15a.jpg

Лаборатория.http://alldayplus.narod.ru/2012/01_25/8.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/44617652.b6/0_688cb_24a43640_XLВ зоопарке.http://maslovka.org/images/555/LAB-8.jpgЛуганск. На заводе.http://pics.livejournal.com/senart_artdeco/pic/000cz3h9/s640x640

http://alldayplus.narod.ru/2012/01_25/25.jpg

http://alldayplus.narod.ru/2012/01_25/24.jpg

http://i1231.photobucket.com/albums/ee518/Fanny_Furgang/ART/Labas-Sq.jpg

http://balaschov.ru/blog/wp-content/gallery/20x20/20x202.jpg

uborshizzza.livejournal.com

Лабас - художник аэропланов и дирижаблей

"В живописи Александра Лабаса, вроде бы, отражены основные темы и ритмы, характерные для 20-30-х годов прошлого века. Однако даже образы, связанные с авиацией и космосом, решены у него вовсе не в реалистическом ключе. Казалось бы, что может быть менее поэтическим, чем идущий по рельсам паровоз, однако даже его Лабас сумел превратить в лирический нежный образ", - отметила Светлана Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе.   По мнению специалистов такого эффекта художнику удавалось добиться благодаря необычному колористическому решению - использованием нежных тонов. Кроме того, он зачастую не прописывал фон и не разделял первый и второй планы картины.  Выставка открывается работами Лабаса, написанными живописцем в 20-е годы ХХ века, когда художник создал художественное объединение ОСТ (Общество Станковистов).  На живописных полотнах, "героями" которых становятся поезда и автомобили, отражающие динамику новой жизни. К ним примыкают работы, отражающие появление "человека мобильного" - пассажира, который все время пребывает в движении. На выставке его  работы, темой которых стала авиация, при чем самым излюбленным образом стали для художника дирижабли.   "Тема авиации тогда еще не находила выражения в живописи. Меня же авиация увлекала давно. Я видел в ней новые возможности для художника, кроме того, меня очень интересовал ритм движения. Я писал скоростные поезда, самолеты, людей в кабинах, стараясь передать неизвестное состояние людей в полете", - писал сам художник.

    Движение, скорость... Как передать это впечатление в неподвижной живописи? Как выразить ощущение полета, высоты, зыбкой пустоты за тонкими стенами кабины аэроплана? Лабас едва намечает эту повисшую в бесконечности кабину, будто в разрезе, - с пассажирами, спокойно сидящими на почти невидимой опоре; чуть угадываются и крылья, растаявшие в золотистом мареве ("В кабине аэроплана", 1928). Художник изображает не механику, но чудо полета. Он ищет точный ритм движения поезда среди смазанного скоростью расплывающегося пейзажа, и опять - с цветными пятнышками пассажиров в смело разрезанном поперек вагоне ("Едут", 1928).   Он пишет без конца паровозы, самолеты, дирижабли, пренебрегая техническими подробностями, но ловя ощущения новизны, подвижности, непривычных точек зрения на вещи - снизу вверх или сверху, с высоты полета. Как мир, который он изображает, сама его живопись легка, подвижна, порой неопределенна, обращена не к предмету, а к чувствам, которые он возбуждает....

desants.livejournal.com

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Художник Александр Лабас. На скорости XX векаПорой очень хочется побаловать глаза хорошей живописью. Сегодня это будут работы одного из самых значительных и ярких художников советской эпохи, романтика индустриального прогресса и технических новшеств – Александра Аркадьевича Лабаса (1900–1983).Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Метро. 1935.

Александр Лабас – выдающийся российский художник, представитель русского авангарда 20-х – 30-х годов, один из основателей группы ОСТ (Общество станковистов).

Александр Аркадьевич Лабас родился 19 февраля 1900 года в Смоленске. Его отец работал редактором в издательствах, мать умерла, когда мальчику было два года. В 1907 году Александр начал заниматься живописью в частной студии В.Мушкетова. В 1910-м году семья переезжает в Ригу, а в 1912 году – в Москву.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

В полете. 1935.

Художественный язык А.Лабаса начал формироваться в годы обучения в Строгановском художественно-промышленном училище (1912–1917). Юноша перенимал мастерство у живописцев-новаторов: в 1917 посещал студию И.Машкова, в 1918 – Свободные художественные мастерские, где его учителями были П.Кончаловский, К.Истомин, В.Кандинский, К.Малевич, А.Лентулов. После службы в Красной Армии, в 1921–1922 годах А.Лабас продолжил обучение во Вхутемасе, в основном занимаясь в мастерской Д..Штеренберга; в 1925–1929 уже сам преподавал там живопись на графическом и текстильном факультетах. Усвоив уроки беспредметного искусства, конструктивизма, европейского экспрессионизма, А.Лабас создал острый и самобытный живописный язык со свободной, эскизной манерой письма, где цвет – главное выразительное средство.Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Москва. На стройке. 1945.

"Визитной карточкой" художника стала тема скорости, полета, движения в пространстве. Работа над передачей этих образов продолжалась в течение всей жизни художника, но наиболее выразительные, ставшие знаковыми произведения данной тематики относятся к авангардным экспериментам А.Лабаса 1920-х – 1930-х годов.Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Полет на Луну. 1935.

В изображении дирижаблей, самолетов, паровозов, автомобилей художника интересуют не их технические особенности, а чувство радости и удивления от новых, незнакомых ранее человеку впечатлений от "чуда" полета, преодоления пространства с большой скоростью. Акварельно-прозрачная рафинированная живопись А.Лабаса очень точно передает ощущение высоты, динамики, движения воздуха.Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Город Будущего. 1935.

Работы А.Лабаса, экспериментатора и новатора в живописи, одного из учредителей Общества художников-станковистов (1925), в 1920–1930-х выставлялись на самых крупных выставках в стране и за рубежом, но после обвинения в формализме в середине 1930-х произведения мастера были "отлучены" от выставок и на десятилетия преданы забвению. Лишь на излете "оттепели", с 1966 года, они вновь стали доступны публике.Художник Александр Лабас. На скорости XX векаА.Лабасу, как и многим его современникам, был присущ интерес к аналитическому осмыслению пластических свойств живописи (характерно, что во Вхутемасе он преподавал композицию и цвет, а также цветоведение в физической лаборатории вместе с учеными-физиками). Отсюда поиски новых художественных приемов: "вибрирующих" света и цвета, необычных композиционных решений, ракурсов, подсказанных современными кино и фотографией. Позднее высказывание художника стало традиционней и сдержанней, сохранив колористическую прозрачность. Тема технического прогресса отступила, сменившись интересом к пейзажу и портрету. Но в последние годы жизни А.Лабас периодически стал обращаться к своим ранним художественным экспериментам.Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Индустриальный пейзаж. 1930-е.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Стрелочник с женой.1928.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Уральский металлургический завод. 1925.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Москва. Лаборатория. 1928.

Художник Александр Лабас. На скорости XX векаХудожник Александр Лабас. На скорости XX века

Первый советский дирижабль. 1931.

Художник Александр Лабас. На скорости XX векаХудожник Александр Лабас. На скорости XX века

Крым. Одесса-Батуми. Самолет и пароход. 1936.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Зимой в городе. 1926.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

На улице в Ташкенте.1942.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Первый паровоз на Турксибе. 1931.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Утро у аэродрома. 1928.

Художник Александр Лабас. На скорости XX векаХудожник Александр Лабас. На скорости XX века

Вечером в городе. 1922.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Авиация. Пассажиры. 1936.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Городская площадь. 1926.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

В метро. 1940-е.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Столешников переулок. 1955.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Коктебель. Под тентом на пляже. 1957.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Коктебель. Двое на берегу. 1950-е.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

На пути к Москве. 1961.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Москва. 1960-е.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Ялта. В порту.1961.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Рижское взморье. 1973.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

В другой Галактике. 1977.

Художник Александр Лабас. На скорости XX века

Оркестр. 1981.

***

Смею предположить, что все-таки живопись Лабаса на любителя. Но искусство, к счастью, не математика, в нем редко когда можно поставить абсолютный плюс или однозначный минус. Мне вот понравилось, надеюсь, в этой публикации вы увидели картины, которые заинтересовали и вас.

alldayplus.ru

картины художника, технический прогресс на полотнах Лабаса.

Авангардист Александр Лабас вошел в историю советского искусства как романтик, воспевавший чудеса техники молодого государства. Всё в те времена казалось дивным, освещенным ярким солнцем и подвластным силе разума — таким представал прогресс и на картинах художника, и в передовой советской поэзии. О скорости, движении и техническом совершенстве как главных темах картин Лабаса рассказывает Софья Багдасарова.

Первый советский дирижабль

Первые дирижабль, паровоз и эскалатор на картинах Александра Лабаса. Галерея 1. Дирижабль

Александр Лабас. Первый советский дирижабль. 1931. Государственная Третьяковская галерея

Первые дирижабль, паровоз и эскалатор на картинах Александра Лабаса. Галерея 1. Дирижабль

Александр Лабас. Дирижабль и детдом. 1930. Государственный Русский музей

Первые дирижабль, паровоз и эскалатор на картинах Александра Лабаса. Галерея 1. Дирижабль

Александр Лабас. Дирижабль. 1931. Государственный Русский музей

Одна из самых известных работ Александра Лабаса — «Первый советский дирижабль» 1931 года, в которой художник стремительными мазками передает эффект движения небесного корабля и усилия тянущих его людей. Какая именно модель советского судна изображена на картине? Точный прототип неизвестен, но все-таки дирижабль Лабаса, несмотря на экспрессионистскую манеру письма художника, узнаваем. Снизу — застекленная гондола, по бокам — маленькие отдельные мотогондолы, напоминающие торпеды. Тип каркаса, судя по тому, как играет солнце на гранях корпуса дирижабля, — полужесткий или жесткий.

Но реальный самый первый советский дирижабль — «Красная звезда» 1920 года — имел мягкий корпус и другой силуэт. Равно как и второй — «VI Октябрь» 1923 года, и третий — «Московский химик-резинщик» 1924 года... Дирижабль, действительно похожий на изображение Лабаса, был построен в СССР только в 1934 году (СССР-В6 «Осоавиахим»), на три года позже официальной даты создания картины. За рубежом, правда, такие корабли появились раньше — например, «Граф Цеппелин» 1928 года. Возможно, именно он в 1931 году и «позировал» Лабасу.

Так что название картины из Третьяковской галереи «Первый советский дирижабль» не соответствует изображению на ней, зато отлично выражает интерес автора к достижениям прогресса. Кстати, вариант этого полотна из Русского музея называется просто «Дирижабль» — не так поэтично, зато правдиво.

Серый жесткий дирижабльночь на туче пролежабль,плыл корабльсреди капельи на север курс держабль.Он плывет в большом дымуразных зарев перержавленных,кричит Золушка ему:— Диризяблик! Дирижаворонок!Он, забравшись в небовысь,дирижяблоком повис!

Первый паровоз на турксибе

Первые дирижабль, паровоз и эскалатор на картинах Александра Лабаса. Галерея 2. Паровоз

Александр Лабас. Первый паровоз на Турксибе. 1931. Государственная Третьяковская галерея

Первые дирижабль, паровоз и эскалатор на картинах Александра Лабаса. Галерея 2. Паровоз

Александр Лабас. Луганск. На заводе. 1935. Государственная Третьяковская галерея

В том же 1931 году художник создал полотно «Первый паровоз на Турксибе», посвященное великой стройке первой пятилетки. Время социалистического реализма еще не настало, и экспрессионист Лабас пишет на эту скучную, казалось бы, тему, используя эмоциональный язык авангарда. Он нарочно упрощает форму, делает контуры расплывчатыми, а краски ирреальными.

Вдохновило Лабаса на написание этой картины открытие Туркестано-Сибирской магистрали. Первый запуск на ней состоялся в 1927 году — по рельсам прошел паровоз серии Ов, он проехал через арку-юрту, возведенную над путями (по казахскому обычаю новорожденного проносят через новую юрту, чтобы он вырос сильным). А настоящее торжественное открытие Турксиба праздновали уже в 1930 году: по готовой дороге промчался паровоз Э-1441.

Однако поезд, изображенный на полотне «Первый паровоз на Турксибе», это не Ов и не Э-1441: не совпадает ни размер, ни силуэт труб. Лабас, не присутствовавший ни на одном из запусков, вдохновлялся многочисленными репортажами, среди авторов которых были даже советские писатели Ильф и Петров. А «позировал» для его картины паровоз серии С или старый СВ. Как и в случае с дирижаблем, название «Первый паровоз на Турксибе» не отражает документальной правды — зато целиком соответствует обобщенному поэтическому видению художника, желавшему передать скорость металлического чудовища и жар степей Средней Азии.

И вот замолкает обозный скрип;Сквозь ветер степей, через залежи леса,Прислушавшись чутко к сиренам Тельбеса,Огни над собой поднимает Турксиб.Полярным сияньем и глыбами льда,Пургой сожжены и застужены ночи,Но всё ж по дремучим снегам прогрохочутНа Фрунзе отправленные поезда.

Первый эскалатор в метро

Первые дирижабль, паровоз и эскалатор на картинах Александра Лабаса. Галерея 3. Метро

Александр Лабас. Метро. 1935. Государственная Третьяковская галерея

Первые дирижабль, паровоз и эскалатор на картинах Александра Лабаса. Галерея 3. Метро

Александр Лабас. В метро. 1940-е. Частное собрание

Первые дирижабль, паровоз и эскалатор на картинах Александра Лабаса. Галерея 3. Метро

Александр Лабас. В метро. 1972. Государственная Третьяковская галерея

Следующая техническая новинка, попавшая на полотно художника, — один из первых советских эскалаторов. Несмотря на то что действие происходит под землей, картина получилась легкой, воздушной — благодаря эффекту изображения движения, который так хорошо удавался Лабасу. В отличие от двух предыдущих, эта картина честно могла бы называться «Первый советский эскалатор», но она носит более простое имя — «В метро».

Метро в Москве начали строить в 1931 году, а торжественное открытие состоялось 15 мая 1935 года — тогда же была создана картина. К тому времени пассажиров принимали только 13 станций, причем эскалаторы были установлены лишь на четырех из них. В том числе и на «Лубянке», недалеко от которой, в знаменитом доме ВХУТЕМАСа на Мясницкой, 21, как раз и жил художник.

Изображенная Лабасом новинка — из первого поколения, выпускавшегося в 1935–1949 годах на заводе «Красный металлист» в Ленинграде и на Перовском машиностроительном заводе. До наших дней такие эскалаторы, разумеется, не сохранились — последние демонтировали на «Бауманской» во время ее капитального ремонта. Однако традиции, заложенные советскими архитекторами, живут: на эскалаторах станции «Парк Победы», запущенной в 2003 году, мы видим такие же молочно-белые круглые фонари на высоких ножках, какие можно разглядеть на картинах Лабаса.

…вторая Москва       вскипает и строится.Великая стройка        уже начата.И в небо    лесами идуттам  почтамт,здесь   Ленинский институт.Дыры   метровые       по́том поли́ты,чтоб ветра быстрей         под землей полетел,из-под покоев митрополитовсюда чтоб     вылез        метрополитен.

www.culture.ru

Александр Аркадьевич Лабас - Биография художника, известные произведения, выставки

(1900, Смоленск — 1983, Москва).

Известный советский художник, один из наиболее узнаваемых мастеров ОСТовского круга. Его стиль — своеобразный постфутуристический экспрессионизм, остро реагирующий на то новое, что внесла в мир современная техника. Особая манера, придающая масляным краскам прозрачную легкость акварели вносит в его образы живое ощущение полета («В кабине аэроплана», 1928, ГТГ; «Дирижабль и детдом», 1930, ГРМ). Родился в Смоленске, в семье редактора-издателя. В 1910 семья переехала в Ригу, а в 1912 — в Москву. В 1912—1917 занимался в Строгановском художественно-промышленном училище. Посещал студию Ильи Машкова (1916) и Свободные художественные мастерские (1917), где учился у Петра Кончаловского. С 1919 служил в Красной Армии на Восточном фронте; демобилизовавшись, продолжил обучение во Вхутемасе (1921−1924). Был одним из учредителей «Общества художников-станковистов» (ОСТ; 1925). Ранние опыты беспредметного искусства, конструктивизм, органически усвоенный в годы учебы, а также преподавания (1924−1929) во Вхутемасе придают творчеству Лабаса отчетливый привкус авангарда. Работы представлены в музеях: ГМИИ, ГТГ, Политехнический, (Москва), ГРМ (С.-Петербург).

«У Лабаса глаз чуток к необычному», — написал о нем один из критиков. В самом деле это очень точное определение сути его творчества. Не только увидеть необычное, чаще всего новое, небывалое раньше в жизни, но и заставить зрителя пережить его как чудо, прочувствовать на себе. Именно это стремление привело совсем еще молодого художника в группу живописцев-новаторов, основавших в 1925 г. OCT. Большинство из них только что окончило Вхутемас — художественный институт нового, тоже новаторского характера. Председателем был избран учитель многих из них — Д. П. Штеренберг. Лабас тоже учился после СХПУ (1912−17) в ГСХМ (1918−19) и выросшем из них Вхутемасе (1921−24), где был затем оставлен преподавать живопись. Слово «станковисты» в названии общества и означало стремление заниматься изобразительным искусством, в частности — живописью, а не уходить в «производство вещей» (к чему призывали тогда художников конструктивисты). Но живопись эта, не внешне, а изнутри отражая меняющуюся на глазах жизнь, должна была решительно обновиться, найти новый, острый язык, соответствующий духу и смыслу этих изменений. Движение, скорость… Как передать это впечатление в неподвижной живописи? Как выразить ощущение полета, высоты, зыбкой пустоты за тонкими стенами кабины аэроплана? Лабас едва намечает эту повисшую в бесконечности кабину, будто в разрезе, — с пассажирами, спокойно сидящими на почти невидимой опоре; чуть угадываются и крылья, растаявшие в золотистом мареве («В кабине аэроплана», 1928). Художник изображает не механику, но чудо полета. Он ищет точный ритм движения поезда среди смазанного скоростью расплывающегося пейзажа, и опять — с цветными пятнышками пассажиров в смело разрезанном поперек вагоне («Едут», 1928). Он пишет без конца паровозы, самолеты, дирижабли, пренебрегая техническими подробностями, но ловя ощущения новизны, подвижности, непривычных точек зрения на вещи — снизу вверх или сверху, с высоты полета. Как мир, который он изображает, сама его живопись легка, подвижна, порой неопределенна, обращена не к предмету, а к чувствам, которые он возбуждает. Он пишет город, уходящий в небеса этажами домов, оживленный людьми, мчащимися в разные стороны трамваями, извозчиками, автомобилями («Городская площадь», 1926). Пишет бесконечно струящиеся вверх и вниз сквозь гигантскую трубу полосы эскалаторов… Конец 1920-х — начало 1930-х гг. — взлет творчества Лабаса, когда это ощущение пестроты и стремительности жизни было у него наиболее органичным. Потом многое сгладилось. Но ощущение нарядной и радостной легкости, красоты жизни художник донес до поздних своих лет, воплотив его в светлых и ярких акварелях, написанных в Крыму, в Прибалтике, в Подмосковье.

artchive.ru

Александр Лабас. Октябрь. Путеводитель по выставке

Текст: Ольга Бескина-Лабас, Елена Коваленко19.10.2017   4524

До 10 декабря 2017 года в Институте русского реалистического искусства открыта выставка «Александр Лабас. Октябрь». Куратор Анастасия Сиренко и председатель Фонда содействия сохранению творческого наследия художника Александра Лабаса Ольга Бескина-Лабас представили работы, посвященные революционным событиям 1917 года из серии, над которой художник работал на протяжении всей жизни. В экспозиции, где живопись сопровождается запечатлевшими события революции фотографиями и архивными материалами, Ольга Бескина-Лабас и сотрудник ИРРИ, искусствовед Елена Коваленко, специально для «Артгида» выбрали десять ключевых произведений.

Александр Лабас. Автопортрет на фоне картины «Октябрь» 1928 года. 1978. Холст, масло. Фрагмент. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Рассказывает Ольга Бескина-Лабас, председатель Фонда содействия сохранению творческого наследия художника Александра Лабаса, наследница авторского права художника:

Прежде чем начать разговор об отдельных представленных здесь картинах Лабаса, я бы хотела, во-первых, обратиться к зрителям, которые придут на выставку: не ищите в этой серии ни политических, ни исторических выводов. Их здесь нет. Художник чувствует эпоху, состояние исторического момента. И стремится передать эмоциональный накал того времени, образы которого преследовали его всю жизнь. Во-вторых, я хочу рассказать тем, кто не знает, что Лабас прошел очень хорошую живописную школу — от академизма (он окончил Императорское Строгановское художественно-промышленное училище) до авангарда (он учился во Вхутемасе). Студентом он бывал в Музее нового западного искусства, где хранились коллекции Щукина и Морозова, и импрессионисты, Сезанн, Ван Гог, Дерен, Пикассо, Матисс, по его словам, «произвели огромное впечатление», тем более что рассказывали о картинах сами коллекционеры.

В 1924 году в Москву привезли выставку немецких экспрессионистов. Лабас познакомился с Георгом Гроссом и в своих работах, безусловно, использовал присущие немецкому экспрессионизму напряженную суровость, изломанность рисунка, отражающую неустойчивость душевного состояния, создание какой-то зыбкой предметности, балансирующей на грани реального и ирреального. Но даже в изображении такого исторического момента, как события Октября 1917 года, его краски не кричат. Я помню, как он говорил, что всегда считал немецкую школу жесткой и сам стремился к поиску гармонии цветовых сочетаний, живописной трактовке образного строя картины. И здесь он близок Дерену, Руо, Браку, Вламинку. Пользуясь достижениями художников-новаторов, Лабас создал абсолютно свою, «лабасовскую» живописную манеру. В которой сочетались и экспрессивность, и гармония композиции и цвета, и музыкальность. На этой выставке, мне кажется, музыка и ритмы Октября звучат в полную силу.

Container imageContainer image

Композиция этой картины построена динамично, по диагонали. Броневик буквально несется на зрителя по диагональным линиям дороги. Здесь всё в движении, даже земля на переднем плане «скатывается» на зрителя. Перед броневиком выстроилась шеренга стреляющих солдат. В движении находится сама атмосфера. Она вибрирует множеством оттенков серо-коричнево-фиолетовой гаммы с вкраплениями красного и зеленого. Вот как писал Лабас в дневниках: «Пошел броневик. Гремит — прет вперед. Штыки. Штыки. Революция наступает. Разворачивается. Взвивается. Вспыхивает красными флагами. Острия штыков. Штыки. Штыки. Сталь бликует в глазах»

Эта картина имела и другое название — «Октябрь в Петрограде». Лабас не был в эти дни в Петрограде — он был в Москве. Но разве это имело для него значение? Он писал эмоциональный накал этих событий. На заднем плане — символ Петрограда, военный корабль на Неве. Ограничивая композицию массой солдат и матросов на переднем плане и кораблем на заднем, художник не дает земле «уйти из-под ног».

Эта картина, как и некоторые другие из серии «Октябрь», участвовала в Венецианской биеннале в 1932 году, была показана в Балтиморе, Питсбурге и на других международных выставках.

Container imageContainer image

Здесь хорошо видно, что Лабас представляет революцию не как светлое и радостное событие, а как драматический, наполненный тревогой, иногда ужасом момент истории. Вновь броневик с солдатами. Победа красных обозначена красными знаменами. У Лабаса очень важно смотреть и видеть детали, задние и боковые планы композиции. Вот справа — виселица. Повешенные тела. На перекладине — вороны. Ждут своего часа. Кто эти люди? Белые, которых казнили красные? Или красные, которых казнили белые, и теперь отряд красных мстит за товарищей? Слева — группа людей, которых расстреливают. Будучи во время Гражданской войны художником 3-й Армии Восточного фронта, Лабас осознавал, насколько это страшно. Темный вибрирующий фон подчеркивает этот момент человеческой трагедии.

Приезд Ленина в Петроград. 1930. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. © Ольга Бескина-Лабас

В центре на броневике стоит Ленин в той характерной призывающей позе, которая впоследствии стала канонической для его изображений. Вокруг него — масса солдат с винтовками. На заднем плане тающие в дымке не то сумерек, не то дыма заводы и дома. Колористическая гамма однородна и сурова. Лабас сознательно нарушает академические правила построения пространства. Броневик с Лениным, находящийся на втором плане, выписан гораздо более четко, нежели первый и боковые планы. Задача — показать умение, талант Ленина управлять массами, толпой, готовой, по его зову, к решительным действиям. А это действительно толпа — она обезличена: затылки в касках, непрописанные лица, повернутые к нам, очерченные лишь контуром профили. Но эта толпа, если долго смотреть на полотно, начинает казаться качающейся, движущейся массой — эти обезличенные люди готовы на все.

Наш переулок утром. 1929. Бумага на холсте, масло. Государственная Третьяковская галерея. © Ольга Бескина-Лабас

Здесь явно ощущаются отсылки к искусству великого романтика Уильяма Тернера. Но если туманные видения этого художника были подсказаны особым климатом Лондона, то восприятие Лабаса диктует конкретный момент осеннего утра. Лабас жил в переулке на Сретенке. Услышал выстрел. Подошел к окну. И вот это несоответствие тишины туманной осени и трагизма происходящих событий потрясло его. Все тает в лиловой дымке. Предметы почти не читаются, а только угадываются по всплескам темных пятен — неясность изображения передает неясность самой эпохи. В мареве рассвета виднеются маленькие фигурки, стреляющие друг в друга. Красота природы, еще спящего города и смерть — художник воспринимал это как трагедию. На этом несоответствии он в дальнейшем будет строить серию работ «Москва и Подмосковье в дни войны». Прекрасный город и смерть, которая разрывает и уничтожает ЖИЗНЬ!

Container imageContainer image

На этом полотне город показан с необычного ракурса — сверху: нагромождение крыш, чередующихся с провалами дворов и переулков. Картина воспринимается как нечто фантастическое, страшное.

Композиция построена почти геометрически. На крышах друг против друга стоят фигуры людей, видны вспышки выстрелов. На стенах и крышах домов — пятна крови. «Стекла выбиты, как будто их и не было, окна как глазницы черепа. А внизу все закрашено, как яркой краской, кровью, и стены забрызганы. На земле лежат убитые. Еще не успели убрать», — пишет Лабас в воспоминаниях. Картина называется «Утро после боя». И действительно, ощущается томительное ожидание рассвета. По центру картины, над домами уже появилось розоватое пятно восходящего солнца. Левая часть домов светлее, чем правая. Может быть, рассвет принесет избавление от этих страшных картин, этого трагического момента…

Автопортрет на фоне картины «Октябрь» 1928 года. 1978. Холст, масло. Фрагмент. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. © Ольга Бескина-Лабас

Рассказывает искусствовед Елена Коваленко (Институт русского реалистического искусства):

Серия Александра Лабаса «Октябрь» — одна из важнейших в творчестве художника. Лабас работал со своими воспоминаниями о событиях революции 1917 года, как с архивом, к которому он постоянно обращался на протяжении всей своей жизни. Так многие картины получили несколько воплощений. Автопортрет на фоне картины «Октябрь», созданной в 1978 году, Лабас написал спустя пятьдесят лет. Это одна из немногих «сочиненных» картин Лабаса — обычно он писал по наитию, основываясь на своих впечатлениях.

С 1930-х годов Лабас находился в опале как формалист — его работы не экспонировались и не покупались, у него не было больших заказов. Возвращение искусства Лабаса зрителю состоялось в 1966 году на групповой выставке в Доме художника на Кузнецком мосту, там же в 1976 году состоялась его первая за прошедшие сорок лет персональная выставка. Автопортрет подводит итог серии «Октябрь», над которой Лабас работал всю жизнь. Мы не случайно расположили его в зале, посвященном биографии художника — экспозиция начинается и заканчивается осмотром этой картины. Кстати, выставка в ИРРИ стала для этой работы дебютной: после передачи в Костромской музей-заповедник она никогда не покидала его запасников.

У стен Кремля. Из серии «Октябрь». 1960. Бумага, вощение, тушь, процарапывание, белила. Коллекция Ольги Бескиной-Лабас. © Ольга Бескина-Лабас

Главный эпизод Октябрьского восстания в Москве — взятие рабочими и солдатами Никольской башни Кремля — Лабас изобразил в нескольких вариантах с подробностью раскадровок к фильму. Художник работал над ними в самых разных техниках. Вместе они напоминают детальный разбор процесса создания картины от карандашного наброска и гризайли до законченной работы в цвете.

Бои за Кремль продолжались около недели. В начале сражений он был занят юнкерами, после чего большевики начали артиллерийский обстрел Кремля. В результате пострадали колокольня Ивана Великого, Спасская башня, Успенский и Благовещенский соборы, а Никольские ворота были разрушены. Нарком просвещения Анатолий Луначарский подал в отставку, узнав о нанесенных Кремлю повреждениях, но быстро отозвал ее после разговора с Лениным. В статье «Ленин и литературоведение» Луначарский рассказал об этих событиях так: «Пишущий эти строки был напуган разрушениями ценных художественных зданий, имевшими место во время боев революционного пролетариата Москвы с войсками Временного правительства, и подвергся по этому поводу весьма серьезной “обработке” со стороны великого вождя. Между прочим, ему были сказаны тогда такие слова: “Как вы можете придавать такое значение тому или другому старому зданию, как бы оно ни было хорошо, когда дело идет об открытии дверей перед таким общественным строем, который способен создать красоту, безмерно превосходящую все, о чем могли только мечтать в прошлом?”».

Армия мира. Фрагмент занавеса для спектакля театра имени М.Н. Ермоловой. 1932. Бумага, темпера, пастель, белила. Коллекция Ольги Бескиной-Лабас. © Ольга Бескина-Лабас

В 1930-е годы, после начала кампании борьбы с формализмом, Александр Лабас, не имея крупных заказов и возможности экспонироваться на выставках, начинает работать в театре. Лабас часто признавался, что быть художником-постановщиком ему никогда не нравилось, но так он мог продолжать писать, без чего просто не представлял свою жизнь. Спектакль «Армия мира» в Московском драматическом театре имени Ермоловой был посвящен одной из любимых тем Лабаса — транспорту, конкретно — дирижаблестроению. Он вызвал у художника восторг: «Я много времени провел в конструкторских бюро, изучал дирижабли, снаружи и внутри». Лабас был одним из самых бесстрашных людей своего времени — он одним из первых отправился в путешествие на пассажирском самолете и попал в авиакатастрофу, но при этом не бросил летать.

Матрос. 1930. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. © Ольга Бескина-Лабас

Целый зал выставки посвящен портретам людей революции. В них Лабас использует сдержанную, порой почти монохромную гамму. Выдержанная в темно-синих тонах картина «Матрос» — романтический образ революционной гвардии. Размытый, как на сделанной в спешке фотографии, этот собирательный образ можно считать портретом целого революционного поколения. Работа выполнена в 1930 году, когда воспоминания о событиях Октября были яркими, а молодой художник еще не успел разочароваться в революции. Однако эта «размытость» многозначна: обратите внимание на персонажей других картин из серии «Октябрь» — практически ни у кого не прописаны черты лица. По прошествии лет для художника обе стороны стали в равной степени виновными в разрушительных погромах и убийствах — в любой войне люди перестают быть людьми.

Под арку на штурм. Эскиз. 1932. Бумага, акварель, гуашь. Собрание Александра Балашова. © Ольга Бескина-Лабас

Во время революции 1917 года Лабас был студентом Императорского Строгановского училища и жил в Москве. Однако многочисленные работы, изображающие революционный Петроград, настолько живо передают пространство города, что вполне могут ввести зрителя в заблуждение. В работе «Под арку на штурм» Лабас изобразил события 25 октября, а именно — начало штурма Зимнего дворца, в котором заседало Временное правительство. Художник выбирает для этой работы крайне эффектную композицию. На штурм зритель смотрит со стороны арки Генерального Штаба — хотя Лабас и не любил театр, с этой точки обзора Дворцовая площадь больше всего напоминает сцену с занавесом-аркой и роскошными декорациями, роль которых исполняет Зимний дворец (в тот период его стены были не привычного бирюзового, а красного цвета). Позади Зимнего в сером мареве виднеются мачты знаменитого крейсера «Аврора», из пушек которого был произведен выстрел, послуживший сигналом к началу штурма Зимнего.

artguide.com

Хиты аукционов ARTinvestment.RU. Александр Лабас. Цены, спрос, инвестиции

Романтик, ОСТовец, выдающийся мастер. Сегодня имя Лабаса ассоциируется не только с новаторством в русском искусстве, но и с образцовым управлением творческим наследием художника

Имя Александра Лабаса (1900–1983) прочно ассоциируется с возникновением и расцветом легендарного Общества станковистов (ОСТа), с романтикой научно-технического прогресса, с дирижаблями в небе, самолетами в воздухе, несущимися паровозами, с мечтами о городах будущего и встречах с жителями далеких планет.

До революции Лабас учился в императорской Строгановке, потом во ВХУТЕМАСе. Участвовал в Гражданской войне (в 1919 году ушел на Восточный фронт художником). Вернулся во ВХУТЕМАС, учился у Кончаловского, Малевича, Кандинского. Потом там же сам преподавал. В середине 1930-х Лабас, как и многие его коллеги, попал под каток борьбы с «формалистами» в искусстве. Почти 30 лет художник не имел возможности участвовать в выставках и зарабатывал на жизнь созданием панно и диорам для отраслевых экспозиций. Полноценный доступ к зрителю уже пожилому художнику был возвращен лишь в середине 1960-х годов. С этого времени началось его триумфальное возвращение.

Художник выдающийся — что тут говорить. Но для участников рынка сегодня его имя связано еще и с редким в наших широтах примером образцового управления творческим наследием. Всё было сделано по уму: систематизация наследия и архива, мобилизация движущих сил, подготовка каталогов и монографий, привлечение спонсоров, образцовая организация выставок в лучших музеях страны, а также организация фонда художника. О последнем стоит поговорить подробнее.

Какая польза коллекционерам и продавцам от существования фонда художника? Самая непосредственная. Работа фонда объективно делает рынок работ художника чище, безопаснее и цивилизованнее. Если фонд этот не фикция для сбора денег, а структура, ведущая полноценную исследовательскую и экспертную деятельность, то он способен стать универсальным арбитром, принимающим решение и выдающим документ о подлинности, не оспариваемый рынком. Лабас-Фонд в этом смысле устанавливает высокую планку. Его создала законный наследник авторского права Ольга Бескина-Лабас — племянница Александра Лабаса. Еще до юридического оформления этой организации (Фонд содействия сохранению творческого наследия Александра Лабаса был зарегистрирован министерством юстиции в 2010 году) был сформирован авторитетный попечительский совет, в который вошли эксперты, историки искусства и даже директора музеев. Накануне важной персональной выставки Лабаса в Третьяковской галерее был запущен весьма информативный сайт labasfond.ru, содержащий каталог работ, публикации и архивные материалы. А еще через некоторое время было объявлено о выдаче Фондом официальных сертификатов подлинности для произведений художника. С такой бумагой заключение крупных сделок стало гораздо безопаснее.

  • Сертификат Фонда Александра Лабаса

Наибольший инвестиционный потенциал, конечно, имеют работы 1920–30-х годов. Особенную ценность представляют сюжеты с дирижаблями, самолетами, поездами. Техническая романтика и мысли о будущем были любимым мотивом Лабаса. Надо ли говорить, что такие работы крайне редко встречаются на рынке и стоят уже очень дорого. Где б их только взять? Но тут, как говорится, кто ищет, тот найдет. Посмотрите, например, какой красавец-дирижабль был показан в коллекции Бориса Суриса.

Вообще, самая дорогая работа Лабаса с дирижаблем была продана на аукционе в Лондоне в 2006 году за 116 тысяч долларов. Это был живописный «Цепеллин» 1934 года, ценного периода, да еще и довольно большой: 65 × 80. Это второй по величине аукционный результат Лабаса. А на первом месте по стоимости почему-то «Вид на Кремль» 1946 года, за который на лондонском аукционе в 2012 году заплатили 360 000 долларов.

На нашем аукционе, увы, дирижаблей пока не было. В основном на аукционном рынке, и у нас в частности, представлена куда более доступная пейзажная графика и живопись 1950–60-х годов. Виды Ленинграда, Москвы, Коктебеля. Стоят такие работы в диапазоне 70 000–155 000 рублей. Причем сюжет важнее техники. В частности, за 155 000 рублей мы продали этим летом именно графику, акварель «Ленинград. Мойка» (1963). Правда, довольно большую — 35 × 53. И наоборот, «Лодки на Москве-реке» за 71 000 рублей — это была как раз живопись, небольшое масло на картоне. Интерес к работам Лабаса на наших аукционах практически всегда большой: просмотров много и торгуются активно. Количество ставок за лот порой превышает 50–60.

Чем еще приятна покупка Лабаса? Коллекционеры, приобретающие его работы, попадают в достаточно комфортную информационную среду. Литература доступна в изобилии как старая, так и новая1. В частности, на ozon.ru даже сейчас можно приобрести монографию «Александр Лабас» Евгении Буториной, выпущенную в 1979 году; букинистическое издание стоит около полутора тысяч рублей. Там же можно приобрести совсем новое исследование Натальи Семёновой. Ее «Лабас» в серии ЖЗЛ издан в 2013 году. Интерес к творчеству художника на внутреннем рынке не снижается, и наши продажи это подтверждают.

Владимир Богданов AI

1Альбомы Лабаса выходили в 2004 и 2012 годах (самый роскошный — 200-страничный каталог выставки в ГТГ 2011 года «Александр Лабас. На скорости XX века»). В 2006-м — «Личный Лабас. Александр Лабас в частных собраниях». Среди других изданий можно отметить книгу сына художника Юлия Лабаса «Когда я был большим» 2008 года.

artinvestment.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта