Куприн Александр Васильевич (1880-1960). Куприн художник картины
Куприн Александр Васильевич
(1880-1960)
Русский художник-живописец из круга «Бубнового валета». Посещал студии Л.Е. Дмитриева-Кавказского (1902–1910) в Петербурге и К.Ф. Юона (1904–1906) в Москве, занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910).
В 1913–1914 гг. путешествовал по Италии и Франции. Испытал глубокое воздействие искусства П.Сезанна. Был членом и одним из организаторов объединения «Бубновый валет» (с 1910), находился под влиянием живописи И.И. Машкова. Выступал одним из наиболее последовательных русских сезаннистов. Состоял в объединениях «Московские живописцы» и «Общество московских художников». Во второй половине 1910-х – 1920-х гг. в произведениях художника становятся ощутимы кубистические тенденции. Начиная с 1930-х гг. Куприн работает преимущественно в жанре пейзажа, пишет виды Крыма, индустриальные пейзажи.
Преподавал в Свободных художественных мастерских Москвы, Нижнего Новгорода и Сормово (1918–1922), во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, в Московском Высшем Художественно-промышленном Училище и других институтах до 1952 г.
Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, во многих региональных музеях и частных собраниях.
Название: Крымский пейзажТехника: холст, маслоРазмер: 62 х 89,2 смАтрибуция: НИНЭ им. П.М. ТретьяковаГод: нач. 20 векаЦена: 1 400 000 руб. Название: Летний день. ОкаТехника: холст, маслоРазмер: 15,5 х 25,5 смАтрибуция: естьГод: 1940-е гг.Цена: 595 000 руб.
В воображаемом групповом портрете членов общества "Бубновый валет" (1910) место А, В. Куприна - во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком. В первом ряду окажутся "богатыри" - И. И. Машков, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, - а живопись Куприна ни в коей мере не громогласна и даже не вдохновлена свежим материалом народного примитива.
Он чистый сезаннист, среди своих друзей самый нервный и драматичный; но его натюрморты сохраняли мощь цветового и пластического строя и тогда, когда бывшие "валеты", приглушая свой природный темперамент, переименовывались в "Московских живописцев" (1925) и в Общество московских художников (1928).
Куприн учился в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1902-04), в студии К. Ф. Юона в Москве (1904-06) и в МУЖВЗ (1906-10). Став членом "Бубнового валета", он разделил общее увлечение Сезанном, но в его трактовке сезаннистские композиции обретают усиленную ракурсность, формы - колючесть, цвет - контрастность и напряженность ("Натюрморт с синим подносом", 1914; "Натюрморт со статуэткой", 1919; "Осенний букет", 1925, и др.).
Менее непосредственный, чем большинство его товарищей, он использует в постановках культурно-значимые предметы - скульптуру, трубки, лошадиный череп; вообще, он предпочитает искусственную, неизменную натуру, и живые цветы во множестве появляются в его натюрмортах лишь к 1930-м гг. Зато природа, живая и изменчивая, осязаемая и полная движения, предстает в его крымских пейзажах, созданных в 1930-50-е гг. ("Тополя", 1927; "Беасальская долина", 1937; "Пейзаж с луной", 1944, и др.). Тонально сближенный их колорит все же сохраняет декоративную насыщенность. И даже в серии индустриальных видов металлургических заводов и нефтяных промыслов художник не теряет культуры цельного видения. Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. - во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952 г.). С 1954 г. - член-корреспондент АХ.
Картины художника
художник Куприн Александр Васильевич , русский художник Куприн Александр Васильевич , биография художника Куприн Александр Васильевич , информация о художнике Куприн Александр Васильевич
petroart.ru
Куприн Александр Васильевич - Биография :: Артпоиск
Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния) 10 (22) марта 1880 в семье преподавателя уездного училища. Учился в Воронежских вечерних классах рисования при Обществе любителей живописи (1899-1901) у Л.Г. Соловьева и М.И. Пономарева, затем в Санкт-Петербурге (1902-1904) в студии Л.Е. Дмитриева-Кавказского и в Москве (1904-1906) в школе живописи и рисования К.Ф. Юона
Юон Константин Федорович [1875—1958] Русский и советский живописец. Действительный член Академии художеств СССР (с 1947). Народный художник СССР (с 1950). Пожизненный член Осеннего Салона, член Союза русских художников (с 1903), Ассоциации художников революционной России (с 1925). Участник... и И.О. Дудина, затем в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1906-1910) у Н.А. Касаткина, С.Д. Милорадовича, А.Е. Архипова Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович [1862—1930] Русский живописеж. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1883), 1886-1887 у , И.М. Пряшникова, А.К. Саврасова, В.Е. Маковского и В.Д. Поленова, в Петербургской Академии художеств (1884-1886) у Б.П. Виллевальде,... и К.А. Коровина Коровин Константин Алексеевич [1861—1939] Великий русский художник. Живописец, график, художник театра, пейзажист, портретист. В 1886 году получил звание неклассного художника, с 1905 — академик.
Участник выставок Товарищества передвижников (1889 - 1899), "Мир искусства".... В 1913–1914 посетил Италию и Францию. Испытал глубокое воздействие искусства П.Сезанна. Был членом объединений «Бубновый валет» (с 1910), «Московские живописцы» и «Общество московских художников».
«Сезаннизм», ставший направляющим творческим руслом всех типических «бубновалетцев», получил у Куприна наиболее четко определенное и в то же время наиболее умеренное выражение. Понимая мир как большой натюрморт, как сочетание ощутимо-материальных красочных фактур, он не обращался ни к радикальным формам авангарда — остановившись как бы на пороге кубизма, — ни к лубочно-фольклорному примитиву. В работах его раннего периода доминируют напряженные красочные контрасты, натура воспринимается как бы осязательно-предметно и в то же время достаточно отчужденно (Натюрморт с синим подносом, 1914; Завод, 1915; обе — в Третьяковской галерее; Натюрморт с воблой, 1918, Русский музей).
Преподавал в Московском Высшем художественно-техническом институте (1922-1930), Московском текстильном институте (1931-1939), Московском высшем художественно-промышленном училище (1946-1952).
С годами в творчестве мастера верх берет задумчиво-созерцательное начало, композиции развертываются вдаль, краски смягчаются, сохраняя, однако, острую предметно-фактурную экспрессию. Среди поздних работ Куприна наиболее известны полные внутренней гармонии крымские пейзажи (Бахчисарай. Вечер. Река Чурук-Су, 1930; Беасальская долина, 1937; обе — в Третьяковской галерее), а также величавые, далекие от поверхностной «репортажности» индустриальные мотивы (Баку. Нефтяные промыслы Биби-Эйбат, 1931, там же). Активно работал как педагог: преподавал в Свободных художественных мастерских Москвы, Нижнего Новгорода и Сормово (1918–1922) и других училищах. Умер в Москве.