Все краски счастья: 7 знаменитых шедевров Константина Коровина. Коровин импрессионист картины


Русский импрессионизм. Константин Коровин : Daily Culture

«Я твердо заявляю, что пишу не для себя, а для всех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм цветов, кто не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени» 

Цитата, которая как нельзя лучше характеризует импрессионизм, принадлежит одному из замечательнейших русских художников конца XIX – начала XX века, ярчайшему представителю импрессионизма в России – Константину Алексеевичу Коровину. Картины Коровина, наполненные светом, воздухом, самой жизнью оказались чем-то совсем новым, где-то непонятным, особенно в контексте творчества передвижников. Характерные для них идеи народничества, социальная направленность, реализм несколько оттесняли понятия красоты, света, яркости. То есть как раз всего того, что на протяжении всей жизни так занимало Коровина, колориста и, поистине, поэта в живописи.

Константин Коровин

Будущий классик родился в 1861 году в состоятельной купеческой семье, которая к моменту поступления его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества почти полностью разорилась. Молодой художник сильно нуждался и вынужден был зарабатывать себе на хлеб уроками рисования. В училище Коровин учился в классе у А. Саврасова, чье влияние так заметно в ранних работах. Так, картина «Ранняя весна» явно перекликается и как бы продолжает тему знаменитых саврасовских грачей. Именно под его влиянием Коровин начал интересоваться пейзажем, стараясь воплотить мельчайшие нюансы колебания воздуха и света. 

Когда Саврасов покинул училище, пейзажный класс принял у него В. Поленов, чье появление Коровин сравнивал со свежей струей.  Именно во время обучения у Поленова Коровину удалось создать полотно, которое во многом превосходило созданное учителями и современниками – «Портрет хористки».  Уже в этой ранней работе видно влияние импрессионистов, о которых рассказывал учащимся Поленов.  В имении Поленова Жуковке летом 1887 и 1888 написан ряд полотен, некоторые из которых вызывают в памяти картины Ренуара – «В лодке», «За чайным столом», «Настурции». Именно Поленов познакомил Коровина и его товарища по училищу И. Левитана с предпринимателем и меценатом С. И. Мамонтовым. С этого момента начинается работа Коровина в театре в качестве декоратора. Он выполняет декорации и эскизы костюмов к операм Верди, Бизе, Римского-Корсакова. В это же время Коровин совершает первую поездку за границу – в Испании и Францию, где более подробно знакомится с искусством импрессионистов. Впечатления от Испании наиболее полно воплотились в работе художника «У балкона. Испанки Леонора и Ампара». 

Важное место в творчестве Коровина занимает природа севера. Неяркая, где-то суровая красота северных пейзажей очаровала художника и нашла свое отражение в картинах «Гавань в Норвегии», «Зима в Лапландии», «Мурманский берег». 

Константин Коровин "Мурманский берег"

Благодаря кропотливой работе с оттенками серого цвета художнику удалось воплотить на своих полотнах характерные для северной природы прозрачность воздуха, легкое дыхание ранних сумерек, мягкую рассеянность солнечного света. Уже вернувшись в Москву, под впечатлением от поездки Коровин создает одно из самых выразительных «северных» произведений – «Гаммерфест. Северное сияние». Необычное по форме, выполненное в виде панно, полотно удивительно точно передает все своеобразие этого природного явления.  Ночь, узкий канал, рыбачьи лодки, почти осязаемая тишина и холод  и над всем этим – некое волшебное сияние. Форма панно выбрана художником не случайно: по приглашению Мамонтова Коровин приступает к оформлению Северного павильона на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Коровин работал увлеченно, стараясь «создать в просторном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое […] испытал там на Севере».  

В конце 1890-х художник снова приезжает в Париж, где создает этюды «Парижское кафе», в которых наиболее близко подходит к принципам импрессионизма. Неясность очертаний, яркость красок, переходящих одна в другую, сама жизнь в качестве сюжета – художник, несомненно, черпает вдохновение  у французских импрессионистов. 

Константин Коровин "Парижское кафе"

В 1900 году Коровин оформляет для Всемирной выставки в Париже тридцать панно. Эта его работа была удостоена множеством наград, в числе которых наиболее важная во Франции – Орден Почетного легиона. Картины Коровина выставляют во многих городах Европы. В начале XX века Коровин продолжает свое сотрудничество с императорскими театрами. В частности, оформляет декорации и создает костюмы к опере Ц. Пуни «Конек-Горбунок». Коровин особенно любил работать над спектаклями со сказочным сюжетом, это давало больший простор для фантазии. Под влиянием работы в театре декоративность начинает проявляться и в станковой живописи. Однако и в работе над театральными декорациями и над полотнами по-прежнему главное действующее лицо – цвет. Красочность полотен усиливается, Коровин пишет более размашисто, более свободно. 

В 1910-е годы среди пейзажных работ – средоточии воздуха и солнечного света – начинают появляться вечерние интерьеры, написанные в полумраке женские  силуэты – Коровин старается придать этим работам романтическую ноту. Трагические события в России, болезнь единственного сына вынуждают художника в 1923 году вновь приехать в Париж, где он останется  навсегда. В Париже Коровин много работает, однако, большого успеха его работы не имеют.  Художник продолжает свою дореволюционную серию городских пейзажей, особенно  выразительно он пишет Париж ночью. Эти его работы наиболее импрессионистичны. Коровину удается схватить мгновения жизни большего города, его яркость и переменчивость. 

Константин Коровин

Константин Коровин скончался в Париже от сердечного приступа в 1939 году. Последней его работой стал «Автопортрет». Настороженный, внимательный и вместе с тем какой-то печальный взгляд ускользает от зрителя - автопортрет удивителен по своей выразительности.Значение творчества Коровина огромно. Именно он привнес в русскую живопись магию света и тени, эмоциональную ноту, непосредственность, кажущуюся неподготовленность.  Коровин отошел от классических канонов живописи и писал то, что видел – саму жизнь во всей её красоте и переменчивости.  

Наталья Сивкова



www.dailyculture.ru

Коровин - первый импрессионист в России

 “Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира”.

К. Ф. Юон

Имя Константина Алексеевича Коровина (1861-1939) неразрывно связано со становление импрессионизма в России. В своём творчестве он воплотил некоторые характерные черты этого художественного направления, а именно: стремление передать ощущение от мгновенного состояния природы или человека, игру света и тени, и жизнерадостное восприятие жизни.

К.А.Коровин "Цветы. Гурзуф"

К.А.Коровин «Цветы. Гурзуф»

В тот период времени, когда художник начинал свой творческий путь, в России господствовало реалистическое направление в живописи ( главный принцип которого было повышенное внимание к сюжету произведения, чем к его живописному воплощению) был чужд мастеру. Всё что излучало красоту, притягивало взгляд молодого художника. Передвижники, постоянно поглощённые исканиями социальной правды, признав со временем талант Коровина, всё-таки отказывались принять его в ряды товарищества, считая, что всё своё время он тратит на чепуху.

Коровин продолжал начатую его учителями Саврасовым А.К. и Поленовым В.Д. линию лирического пейзажа, пришёл к импрессионистическому восприятию натуры: использовал технику сфумато и писал с натуры, ещё до того как увидел произведения французских импрессионистов. Палитра молодого художника была лаконична и чиста, он часто использовал серебристые тона, придавая краскам светоносность и воздушность, создавая единую цветовую гармонию.

К.А.Коровин "Осень"

К.А.Коровин «Осень»

“Краски и форма в своих сочетаниях дают гармонию красоты…, — писал Коровин. —

Краски, могут быть праздником глаза… Глаза говорят Вашей душе — радость, наслаждение… Краски, аккорды цветов, форм — вот эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы”.

Современники не сразу приняли художественный язык молодого художника, его грубая, небрежная, живописная техника, казалось им неумением писать.

К.А.Коровин "Хористка"

К.А.Коровин «Портрет хористки»

В работах, выполненных в 80-х годах, чувствуется стремление решать, прежде всего, живописные задачи. Первым импрессионистическим произведением в русском искусстве является этюд «Портрет хористки» (1883), ставший крупным достижением русского искусства. Художник при помощи игры света на лице, платье, шляпке, пытался передать обаяние молодой, привлекательной, но не красивой женщины.

Немаловажное место в творчестве художника занимала театрально-декорационное искусство. Он создавал декорации для оперных, балетных и драматических спектаклей. Его, как и Бенуа А.Н., Головина А.Я., Бакста Л.С. и Малютина С.В. относят к реформаторам театральной живописи. Он относился к спектаклю, как к единому сценическому пространству, где было важно всё от игры актёров, до их костюмов и декораций. Его талант театрального художника проявился в работах в частном театре Мамонтова. Впоследствии он возглавлял театрально-декорационную мастерскую Императорских театров. За двадцать лет он оформил около 80 балетных, оперных и драматических спектаклей, создавал сценические образы для актёров: Шаляпина Ф.И., Неждановой А.В., Гельцер Е.В., Фёдоровой С.В., Ермолаевой М.Н. и других.

В 1890-х годах мастер работал в разных областях искусства. В станковой живописи этот период отмечен тяготением к этюдизму, вызывавший много критики. В этих небольших по размеру полотнах заключено всё очарование натуры и раскрываются впечатления художника от увиденного и любовь к жизни. В это же время появляется его склонность к декоративизму, выражавшийся в яркости красок и широких мазках. В это же время у него начинается увлечение писать городской пейзаж. Синтез природы и города – мотив, который интересует Коровина. На своих полотнах он часто изображает силуэты кораблей, стоящих в гаванях.

Париж. Кафе де ля Пэ

К.А.Коровин. Париж. Кафе де ля Пэ

Но наиболее полно тема города была затронута им в изображениях Парижа.

Интересно, что Париж у художника, в отличие от французских импрессионистов, изображен в вечернее или ночное время. Ни Моне, ни Писарро никогда не писали свой город ночью, а у Коровина «мировая столица искусств» изображена в огнях рекламы, уличных фонарей. Настроению толпы на улицах Парижа в картинах мастера придано ощущение театральности и зрелищности.

К.А.Коровин "Зимой"

К.А.Коровин «Зимой»

Живописец также часто прибегал к написанию русской сельской местности, но в этих работах звучат мотивы, которые были свойственны художнику в раннем творчестве. На них мы видим всё тех же лошадей у дома, сараи, мостики и т.д.

В 1894 году Коровин участвовал в экспедиции на Север, снаряжённой Мамонтовым, а 1896 году он поручает живописцу декорирование Северного павильона для Всероссийской Нижегородской промышленной выставки. Художник изобразил жизнь и природу русского севера на 10 декоративных панно, которые украшали внутреннее пространство павильона. В 1900-м году Коровина назначают главным руководителем по художественному оформлению русских павильонов для Всемирной Парижской выставки. Для них он выполнил несколько больших декоративных, в отношении цвета, панно. За эту работу художник был отмечен 11 наградами и орденом Почётного легиона.

К.А.Коровин "Портрет Шаляпина"

К.А.Коровин «Портрет Шаляпина»

Большинство коровинских портретов отличаются отсутствием психологизма. Но есть несколько работ, которые можно причислить к шедеврам портретного искусства, это портрет итальянского тенора Мазини, портрет Чичигова и портреты Шаляпина, написанные с большим артистизмом. Шаляпин был другом художника, Коровин часто писал его портреты, он изображал его в позе собеседника, продолжавшего разговор.

Особым периодом в творческой жизни художника стало его пребывание в Охотине, здесь выработался особый жанр пейзажа – ноктюрн.

С 1910 у художника появляется интерес к написанию натюрмортов, и как в других жанрах живописи он остаётся верен «декоративному импрессионизму». Натюрморты были всегда написаны насыщенными, глубокими цветами, Коровин часто их включал в пространство пейзажа и интерьера. Он часто писал цветы, рыбу, фрукты. В натюрмортах Коровин часто экспериментировал над цветом и формой.

После дождя. Париж

К.А.Коровин «После дождя. Париж»

Он был талантливым педагогом, из его школы вышли будущие участники объединений «Голубая роза» и «Бубновый валет», не смотря на то, что все художники этих объединений творили в разных направлениях, но все они были отменными колористами.

В 1923 году он эмигрирует в Париж, где продолжает писать пейзажи и натюрморты, работать в европейских театрах. А в 1939 году он скончался.

Серов называл Коровина «Моцартом живописи». Живописное наследие Коровина оказало огромное влияние на последующее течение русского искусства. Он стал большой фигурой русского изобразительного искусства начала XX века, наравне с Врубелем и Левитаном.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

velikayakultura.ru

Константин Коровин – пионер в русском импрессионизме

Талантливый во всем, чем бы он ни занимался, Константин Коровин, прежде всего, известен как прекрасный живописец. Его полотна выставлены в лучших музеях – в Третьяковской галерее, в Эрмитаже, в Лувре. Коровин заслуженно считается одним из самых лучших импрессионистов в мире. Не зря в свое время он был удостоен ордена Почетного Легиона во Франции – родине импрессионизма.
Konstantin-KorovinКонстантин Коровин. Париж, 1893

Константин Алексеевич Коровин вырос в обеспеченной семье купцов-старообрядцев. От матери, писавшей акварелью, мальчик получил любовь к искусству, которая и определила всю его дальнейшую судьбу. Коровин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Там преподавали знаменитые мастера А. Саврасов и В. Поленов. В 1883 году, в 22 года, молодой художник впервые заявил о себе, и громко заявил.

Portret-horistkiПортрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Произведение под названием «Портрет хористки» позже назовут «первой ласточкой» импрессионизма в России. Великий Репин был впечатлен необыкновенно яркой и самобытной работой Коровина настолько, что воскликнул: «Покажите мне, кто создал это?! Кто!»

Но большинство художников и критиков не приняли новый стиль, в котором работал Коровин. Впрочем, не избежал этой же участи и другой выдающийся русский живописец, товарищ Коровина по училищу  И. Левитан. Обычная история – новаторам приходится нелегко! Но жизнь подарила обоим художникам возможность реализовать себя и в этой непростой обстановке. В 1884 году их учитель Поленов свел Коровина и Левитана со знаменитым меценатом С. Мамонтовым. В его кружке, куда входили многие деятели культуры тех лет, Коровин заявил о себе как о необычайно талантливом театральном декораторе.

I.-Repin-V.-Surikov-S.-Mamontov-K.-Korovin-V.-Serov-M.-Antokolskij-1880-e-ggИ. Репин, В. Суриков, С. Мамонтов, К. Коровин, В. Серов, М. Антокольский, 1880-е гг

В частной опере Мамонтова художнику больше всего нравилось оформлять представления, поставленные по сказкам. Ведь именно там особенно буйно могла разыграться неуемная фантазия Коровина, именно в этих театральных работах он мог по максимуму проявить свой дар великолепного колориста. Сам Коровин определял это так:

Искание гармонии цветов, колористические впечатления, краски и цвета – сами по себе дают высокое наслаждение зрителю театра.

Eskiz-dekoratsii-k-opere-Vindzorskie-kumushkiЭскиз декорации к опере О.Николаи «Виндзорские кумушки» (выполнен совместно с М.А.Врубелем). 1888. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва

Большую роль в жизни Константина Коровина сыграл Париж. Здесь родились знаменитые этюды «Парижского кафе», ярко-красочная картина «Бумажные фонари» (в которой художник изобразил свою будущую жену — Анну Яковлевну Фидлер), «Парижская Терраса». Все эти шедевры — особая гордость Третьяковской галереи.

Parizhskoe-kafe.-1890-eПарижское кафе. 1890-е. Государственная Третьяковская галерея, МоскваParizhskoe-kafe.-Vtoraya-polovina-1890-hПарижское кафе. Вторая половина 1890-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Из воспоминаний художника: 

«Я был поражен Парижем, когда двадцати шести лет приехал в первый раз сюда. Пювис де Шаванн – как это красиво! И импрессионисты – у них я нашел все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве».

Bumazhnye-fonari.-1898Бумажные фонари. 1898. Государственная Третьяковская галерея, МоскваTerrasa.-Parizh.-1908Терраса. Париж. 1908. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Еще не раз побывает Коровин во Франции, но, при всей своей любви к этой стране, он останется глубоко русским по духу. Меценат князь С.А.Щербатов вспоминал:

«Невозможно себе представить более русского человека, чем Коровин, со всеми русскими прелестями, очарованиями и недостатками…Коровин был одним из наиболее “красочных”, ярких людей, которых мне приходилось встречать».

Za-chajnym-stolom.-1888За чайным столом. 1888. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова, Тульская обл.Severnaya-idilliya.-1886Северная идиллия. 1886. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Коровин очень любил русскую литературу, особенно впечатляли его произведения Пушкина и Лермонтова. Доскональному знанию отечественной литературы поспособствовало и личное знакомство живописца с Чеховым, Буниным, Куприным, Горьким. Он очень любил читать наизусть стихи… Вообще, нужно отметить, что с юных лет Коровин владел даром отличного оратора, умеющим надолго удерживать восхищенное внимание окружающих. Например, художественный критик и историк А. Бенуа так отзывался о нем:

«А каким рассказчиком был этот красивый и пленительный человек… У Коровина быль и небылица сплетались в чудесную неразрывную ткань, и его слушатели не столько «любовались талантом» рассказчика, сколько поддавались какому-то гипнозу».

V-lodke.-1888В лодке. 1888. Изображены Константин Алексеевич Коровин и художница Мария Васильевна Якунчикова. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Однако, несмотря на всю свою любовь к литературе, в живописи Константин Коровин исповедовал совсем другие принципы.

«Прежде всего, надо избегать литературности в живописи… Сама красота зависит (и сила впечатления) от правды в живописи … Нужно не только скопировать натуру, нужно ее передать ловко, любя, не долго тратя время, сразу, просто рассказать. Искусство должно быть легко…» – писал он в своих заметках.

Gammerfest.-Severnoe-siyanieГаммерфест. Северное сияние. 1894-1895. Государственная Третьяковская галерея, МоскваNa-beregu-morya-v-Krymu.-1909На берегу моря в Крыму. 1909. Этюд. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Коровин и жить умел легко. Можно сказать, что он был одаренным человеком даже в дружбе. Недаром его друзьями были такие неординарные личности, как И. Левитан, В. Серов, М. Врубель, Ф. Шаляпин.

Portret-F.I.SHalyapina.-1911Портрет Ф.И.Шаляпина. 1911. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Но, несмотря на умение быть легким, Коровин не был легкомысленным человеком. Иначе из него не получился бы лидер целой художественной школы «Союз русских художников». Именно благодаря этому творческому объединению сформировались прекрасные живописцы А. Архипов, К. Юон, С. Виноградов и др., продолжившие путь Коровина, пионера в русском импрессионизме. Необычайно было и трудолюбие художника – за свою жизнь он написал очень большое количество картин (более 300).

U-balkona.-Ispanki-Leonora-i-Ampara.-1888-1889У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Резко изменилась жизнь Коровина после Революции 1917 года. Он не подвергся гонениям, напротив, в 1918 году художник был принят в состав Отдела пластических искусств и нескольких других советских организаций. Тем не менее, новые порядки его тяготили — «Боже, как надоела политика!», — жалуется он в одном из писем. «Волк в печальной стране моей лучше нас, озлобленных людей. Волк лучше нас и свободнее…». И в 1922 году, уже на седьмом десятке лет, по совету Наркома просвещения А.В. Луначарского Коровин эмигрировал во Францию.

K.A.Korovin-1939-godК.А.Коровин, 1939 год

К сожалению, его живопись не пользовалась большим успехом, поэтому жил Коровин очень скромно. А в последние годы художник практически совсем лишился зрения, что заставило его прекратить писать картины. И здесь ему пригодилось еще одно качество – талант писателя. Коровин оставил после себя рассказы и заметки об искусстве, о друзьях и путешествиях. Его очерки-воспоминания о России публиковались в русских газетах во Франции, в Советской России они были под запретом.

По России художник скучал. Франция была чужой страной. Единственной мечте художника — «вернуться на Родину, хочу умереть в России» — не суждено было сбыться.

11 сентября 1939 года замечательный русский художник Константин Алексеевич Коровин внезапно скончался на улице от сердечного приступа… Был погребен на кладбище Бийанкур около Парижа. Похоронен скромно и без почестей. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены были перенесены на православное кладбище в Сен-Жене-вьев де Буа.

***

Из воспоминаний ученика Н. М. Чернышёва:

«Деньги — г…., — не раз ввёртывал он крепкое словцо. — Никогда не думайте о деньгах. Они сами к вам придут… Пишите больше вот, что здесь, на улице, у вас перед глазами, — говорил он, указывая на окно и обводя взглядом комнату. — Живите в своей комнате, окружённый красками, акварелью, пастелью. …Всем пишите, пробуйте себя во всём. Больше ешьте, будьте здоровым, весёлым, но всё для искусства. Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством… Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три. Если одну из них забыл — погиб».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

это круто!: Первый русский импрессионист Константин Коровин

   Коровин Константин Алексеевич (1861-1939), русский живописец и театральный художник. Родился в состоятельной старообрядческой купеческой семье. В 14 лет поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, после двух лет обучения перешёл на отделение живописи. Учился у художника А.К. Саврасова и всю жизнь помнил его наставления:"Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное - чувствуйте..." Появляются его пейзажи.    Коровин был необычайно разносторонним художником. Он писал портреты, пейзажи, бытовые сцены, сказочные картины, натюрморты, придумывал костюмы и декорации для театра. Художник любил яркие краски, свет, цветы, улыбающиеся лица. Он умел показать в своих произведениях и игру солнечных лучей, и красоту человека, и жизнь природы во всём её богатстве. Картины Коровина написаны живо и легко, они похожи на драгоценные камни. Такой "лучезарный" живописный стиль, передающий впечатления изменчивой жизни, называется "импрессионизм". Коровин - первый русский импрессионист.    Одна из самых известных его картин - портрет артистки Татьяны Любатович. Молодая жизнерадостная женщина в розовом платье сидит на подоконнике с книгой в руках. Она улыбается, глаза сияют. В распахнутое окно видна густая зелень сада. Скользящие блики солнечного света на платье придают фигуре необычайную лёгкость и воздушность. радость, весна жизни - главная тема портрета.    Одной из любимых тем художника был Париж. На протяжении всего творческого пути Коровин выставлялся на выставках передвижников, "Мира искусства", "Союза 36", Союза русских художников. 5 декабря исполнилось 150 лет со дня рождения художника.Константин Коровин: Биография, галерея картинВыставка картин К. Коровина: видеосюжет

chitatetocruto.blogspot.com

Русский импрессионист художник Константин Алексеевич Коровин

http://www.liveinternet.ru/users/ashatan46/post251040802/

художник Константин Коровин - 01

 

Сегодня я хочу рассказать вам  о действительно великом русском художнике Константине Коровине.

 

 

Задача, скажу честно, совсем не простая. Всё дело в том, что сайт о живописи я веду уже не первый год и у меня есть все основания утверждать, что из огромного числа посетителей этого сайта (а в год это более 1 миллиона человек) такие «мелочи», как биография художника для большинства – это скучно и не важно.

 

Поэтому всегда перед оформлением поста стоит вопрос: Как писать? Подробно и с расстановками или общими мазками, в два – три предложения. Вот и с биографией Константина Коровина та же самая история… Я постараюсь изложить только самые интересные и значимые события, которые случились в жизни художника, и опущу подробности, которые (по моему мнению) будут интересны только тем, кто желает изучить биографию и творчество художника уже не в качестве любителя живописи.

 

Биография Константина Алексеевича Коровина

 

Константин Коровин родился в 1861 году в купеческой семье. Я ещё расскажу о его родителях, но прежде хочется вспомнить ещё об одном человеке, роль которого в судьбе будущего художника сложно оценить в полной мере. Это дедушка Михаил Емельянович. Человек совсем не простой. С одной стороны – старообрядец, владелец ямского извоза, купец первой гильдии. Чувствуете, как это звучит. Но есть ещё и другая сторона – в своё время Михаил Емельянович очень сильно помог будущему известному русскому пейзажисту Льву Каменеву. В дедушкином доме частым гостем был Илларион Прянишников.

 

Однако, в первую голову, он был купцом и главой своей семьи – своего сына (отца Константина) он определил в университет, пристроил к коммерции. Но у сына не было деловой хватки отца и после смерти Михаила Емельяновича отец Константина очень быстро привел дело к банкротству, и семья была вынуждена перебраться в подмосковную деревню Большие Мытищи.

 

С этого момента воспитанием детей (Кости и его старшего брата Сергея, который впоследствии тоже стал художником) занималась мама Аполлинария Ивановна, которая достаточно прилично рисовала, много музицировала.

 

В 1875 году Константин идет по стопам своего старшего брата и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако, поступает на факультет архитектуры. Почему он вдруг решил заняться архитектурой? Нужно сказать, что в этот период времени семья возвращается в Москву. Живут они дружно, но практически в полной нищете. Возможно, это обстоятельство и побудило будущего художника избрать более перспективную, в материальном плане, профессию.

 

Целый год Константин боролся с судьбой, а в 1876 году твердо решил, что хочет заниматься только и исключительно живописью, и перевелся на отделение живописи.

 

Его учителями стали Алексей Саврасов, а в последствии – Василий Поленов. Именно эти два мастера живописи оказали на формирование будущего художника наибольшее влияние.

 

Нужно сказать, что в это же период в училище трудились не менее серьезные мастера живописи:  Павел и Евграф Сорокины, Василий Петров, Илларион Прянишников. В своих воспоминаниях для этих педагогов Коровин не пожалел добрых слов, но… Вот что он пишет:

 

Они были художники и думали, что и мы будем такими же их продолжателями и продолжим все то, что делали они… Но они не думали, не знали, не поняли, что у нас-то своя любовь, свой глаз, и сердце искало правды в самом себе, своей красоты, своей радости». Вот мастерская Саврасова — другое дело. Саврасов, этот был отдельно.

 

В 1882 году Саврасов из-за тяжелой болезни оставляет училище. Можно предположить, что именно это событие стало причиной поступления Константина в Петербургскую Академию художеств. Однако, в академии он учится всего несколько месяцев. Вот как вспоминает этот период своей жизни сам художник:

 

В этой чудной Академии дух искусства был так мне чужд: условность и серьезничанье по поводу несерьезного — работы каких-то театральных бутафорий.

 

Коровин возвращается в московское училище и попадает в класс Поленова, который заменил ушедшего Саврасова.

 

Поленов так заинтересовал школу и внес свежую струю в нее, как весной открывают окно душного помещения. Он первый стал говорить о чистой живописи, как написано, говорил о разнообразии красок, — так запомнил его преподавание Коровин.

 

И это Поленов рассказал своим ученикам о импрессионизме. Это он «заразил» Коровина искусством импрессионизма.

 

А в 1883 году Константин пишет картину «Портрет хористки», которая впоследствии будет названа «первой ласточкой импрессионизма в России».

 

Администрация училища отмечает премиями работы Константина, выполненные по заданным темам, дважды награждает работы художника серебряными медалями, но… Ему не простили попыток писать иначе. В 1884 году Коровин получает звание «неклассного художника». Ещё два года упорного труда в стенах училища не помогли достигнуть высшего звания – «классный художник». Педагоги были непреклонны и примерно наказали выскочку. Справедливости ради скажу, что таким выскочкой был не один Коровин – со званием «неклассного художника» покинул стены училища и Левитан.

 

И тут на выручку несправедливо наказанным художникам пришел Поленов – он познакомил своих выпускников с Саввой Мамонтовым. Молодежь понравилась Савве Ивановичу и он взял их под свою опеку. С этого момента Коровин много работает, как театральный декоратор. Увы, практически не сохранилось эскизов декораций, но современники отмечали особую воздушность произведений автора. Вот что говорит о этом этапе своего творчества Коровин:

 

Искание гармонии цветов, колористические впечатления, краски и цвета — сами по себе дают высокое наслаждение зрителю театра…

 

Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора… Его обязанность по отношению к исполнителю — это выделить меру последнего на фоне цвета.

 

В 1887 году Коровин выезжает в Париж. Великий город ошеломляет и вдохновляет:

 

Я был поражен Парижем, когда двадцати шести лет приехал в первый раз сюда.

Пювис де Шаванн — как это красиво! И импрессионисты… — у них я нашел все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве.

 

Сейчас я должен был бы написать не столько про душевные порывы художника, сколько про обретение им нового видения своего творчества, о «групповой композиции наполненной светом и воздухом», «чистоту красок и серебряные рефлексы», «светоносность и одновременно воздушность». Вы не подумайте – я не ерничаю. Это очень важно, но для глубокого понимания творческого становления художника лучше обратиться к его воспоминаниям, а не к моей биографической справке. Я не смогу в двух-трех предложениях всё это описать, а мы договорились, что биография будет максимально краткой.

 

В 1892 году художник снова посещает Францию, живет и работает в стране целый год. Эта поездка – ещё один этап в творчестве Коровина. Он самым скрупулезным образом изучает современную французскую живопись:

 

Чувствовать красоту краски, света — вот в чем художество выражается; немного, но правдиво верно брать, наслаждаться свободно, отношения тонов. Тона, тона правдивей и трезвей — они содержание. Надо сюжет искать для тона. У меня плохо оттого, что я его не чувствую.

 

А вот, что он пишет Аполлинарию Васнецову:

 

Писал мало, почти ничего, учился, ей богу, учился. Хорошо пишут французы. Молодцы, черти! Все ново, но пока в сторону логики правды. Искусство какое-то постоянное, не надоедает. Добропорядочностью не торгуют, какие-то смельчаки. Больно уж техника ядовита — ничего после написать не можешь.

 

Коровин возвращается в Россию и готовится к путешествию на русский Север. Эту поездку организовал Савва Мамонтов, который решил прокладывать Северную железную дорогу. А для популяризации Русского Севера он решил отправить в творческую экспедицию Коровина и Серова – художники должны были заинтересовать своими произведениями русскую общественность, что могло стать своеобразным толчком для более активного освоения северных земель.

 

Можно подумать, что Савва Мамонтов был приличным кровососом – взять художника из Парижа и отправить его на север. Нет, Савва Иванович отлично разбирался в людях. Вот что написал сам Коровин о своем путешествии (из воспоминаний Серова):

 

Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, подумай, и какая красота!.. Тоша, я бы хотел остаться здесь навсегда.

 

Работы, написанные художником на севере поразили публику и навсегда отбили у критиков охоту говорить о «легкомыслии коровинского письма». Более того, эти работы были настолько хороши, что и Серов, работавший рядом с Коровиным, попал под влияние «серебряных гамм».

 

Впоследствии Игорь Грабарь писал:

 

Это, несомненно, идет от Коровина, вывезшего свои приемы из Парижа и заразившего всех своих московских друзей.

 

Последнее десятилетие девятнадцатого века Константин Коровин работает в самых разных областях: оформляет выставочные павильоны, готовит декорации для Частной оперы, и в этот же период сближается с Федором Шаляпиным, для которого создает костюм Ивана Грозного, и пишет.

 

Я не буду перечислять все этюды, картины, декорации, выставочные павильоны, эскизы театральных костюмов – только на простое перечисление всего созданного в этот период уйдет очень много времени, а ещё нужно рассказать о достоинствах, о отзывах критиков и т.д., и т.п. Поэтому, с вашего позволения и по достигнутой ранее с вами договоренности, я этот перечень публиковать не буду. Много было сделано. Да, с 1901 году Коровин начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

 

Наконец к художнику приходит официальное признание – в 1905 году его избирают академиком. Он много работает, но его личная жизнь просто разваливается. Брак оказался неудачным. Умер первый ребенок Коровина, а младший сын, которого художник любил просто самозабвенно, в 1913 году попал под трамвай и лишился ног. В этот же период умирает старший брат Сергей Коровин.

 

Публика ничего этого не знает. Не желает делиться своей болью и сам художник, у него свой особый взгляд на творчество:

 

Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я… У меня нет направления и нет моды — нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого изма. Это я, это мое пение за жизнь, за радость — это язычество. Оттого-то я люблю… искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму.

 

Он много и плодотворно работает. За окнами проходят революции, а он продолжает писать. Я не хочу описывать период жизни Константина Коровина от революций и до его иммиграции в 1922 году – это безумие и мерзость.

 

Однако, жизнь в Париже оказалась только немногим лучше жизни в постреволюционной России – картины покупали за малые деньги, авторские гонорары были мизерными. У французов сменилась мода на живопись, а у русской эмиграции просто не было денег на картины и литературные труды художника.

 

В 1939 году русский художник Константин Коровин скончался прямо на улице от внезапного сердечного приступа.

 

Вот и закончил я биографию художника. А теперь, если вы ещё не устали, давайте перейдем к работам художника.

 

Картины Константина Коровина

Россия. Праздничное гулянье. 1930-е - Коровин Константин Алексеевич

 

Зимой. 1894 - Коровин Константин Алексеевич

художник Константин Коровин - 02

художник Константин Коровин - 03

художник Константин Коровин - 04

художник Константин Коровин - 05

художник Константин Коровин - 06

художник Константин Коровин - 07

художник Константин Коровин - 08

художник Константин Коровин - 09

художник Константин Коровин - 10

художник Константин Коровин - 11

художник Константин Коровин - 12

художник Константин Коровин - 13

художник Константин Коровин - 14

художник Константин Коровин - 15

художник Константин Коровин - 16

художник Константин Коровин - 17

художник Константин Коровин - 18

 

maxpark.com

Константин Коровин — один из основоположников русского импрессионизма

Хочу напомнить о творчестве одного из первых русских импрессионистов — Константина  Алексеевича Коровина (1861-1939). Это не только известный русский живописец, но еще и педагог, и театральный художник, состоявшийся в последние годы жизни писатель, когда ослабло зрения для живописи.

Рассматривая тему импрессионизма в живописи России, нельзя обойти вниманием творчество Константина Алексеевича.

Родился будущий известный художник в состоятельной семье старообрядцев. Его родители были просвещенные образованные люди. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где он учился с 14 лет на отделении живописи, его учителями были А. К. Саврасов и В. Д. Поленов. Затем он поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств, которую спустя несколько месяцев бросил, не удовлетворившись преподавательскими методами. Много работает в театре, путешествует, результатом поездки на Север стало создание павильона «Крайний Север» на нижегородской ярмарке.

В 1880-90-е годы в Париже он знакомится с импрессионизмом, в разные годы пишет множество картин под влиянием французских импрессионистов. В годы Первой мировой войны служит консультантом по маскировке в штабе русской армии.

С 1901 года вместе с Серовым В. А. преподает в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. После революции занимается непростыми вопросами спасения памятников и культурного российского наследия, в 1922 году уехал из России и поселился в Париже (по совету Луначарского А.В.).

коровин

художник коровин

импрессионизм

русский импрессионизм

живопись

www.livemaster.ru

Все краски счастья: 7 знаменитых шедевров Константина Коровина

Ценителям искусства Коровин известен не только как тонкий колорист, писавший прекрасные северные и южные пейзажи, романтичные виды Парижа, интересные натюрморты и отличные портреты, но и как театральный художник, профессиональный декоратор, мастер промышленного рисунка, а также просто жизнерадостный и лучезарный творец, мечтающий передать всю красоту и радость окружающего мира.

Будущий художник родился в Москве, в зажиточной купеческой семье старообрядцев, впоследствии обедневшей и перешедшей в мещанское сословие. С детства он рос в окружении художников, часто гостивших в доме отца, Алексея Михайловича. Это повлияло на выбор будущего призвания Константина и его брата Сергея. В 1875 году 14-летний Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но через год перешёл на отделение живописи, где учился у таких великих мастеров, как Алексей Саврасов и Василий Поленов. К тому времени семья уже жила в нужде, и мальчику пришлось зарабатывать уроками рисования. Под влиянием Саврасова молодой художник пристрастился к пейзажу. Его первые работы - "Село" (1878), "Ранняя весна " (1870-е), "Мостик" (1880-е) – сочетают наблюдение за природой и её восприятие.

В 1886 году, после завершения училища, Коровин направился в Петербург и стал студентом Академии художеств. Вскоре он разочаровался в тамошних методах преподавания – его яркая колористика, "радостная" манера живописи, условность деталей шли вразрез с академической чёткостью. Через три месяца художник покинул Академию.

В 1885 году Коровин начал оформлять декорации и костюмы для Частной оперы известного мецената Саввы Мамонтова: "Аиду" Джузеппе Верди, "Лакме" Л. Делиба, "Кармен" Ж. Бизе, "Псковитянку" Н. А. Римского-Корсакова. Тогда же, в середине 1880-х годов Коровин влился в Мамонтовский (Абрамцевский) художественный кружок и стал активным его участником. Одним из членов кружка был и будущий ближайший друг художника Валентин Серов. Там же он познакомился с будущей женой - Анной Яковлевной Фидлер — хористкой Частной оперы. В 1897 году у них родился сын Алексей, также ставший художником.

В конце 80-х-начале 90-х годов на накопленные деньги Коровин много путешествовал, результатом чего всегда являлись прекрасные картины. Так, поездка в Париж принесла увлечение импрессионизмом и символизмом, путешествие в Испанию нашло воплощение в лучшей из ранних жанровых картин Коровина "У балкона. Испанки Леонора и Ампара" (1889). В 1894 году Коровин и Серов совершили путешествие на Север в составе экспедиции, снаряженной Саввой Мамонтовым. В результате художником была создана серия известных пейзажей: "Берега Норвегии", "Северное море", "Гавань в Норвегии", "Ручей святого Трифона в Печенге", "Геммерфест. Северное сияние", "Мурманский берег".

В 1896 году Коровину поручили оформление построенного по его проекту в Нижнем Новгороде павильона "Крайний Север". Результат был настолько удачен, что художника пригласили руководить постройкой и устройством русского кустарного отдела на Парижской всемирной выставке 1900 года, а также декорирование сибирского и среднеазиатского павильонов на выставке. В 1900-е годы Константин Алексеевич работал в театральной среде, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, операм и балетам. Так, он оформил спектакли "Фауст", "Конёк-горбунок", "Садко", "Золотой петушок", "Дон Кихот", "Лебединое Озеро", "Руслан и Людмила" и многие другие, а также спектакли Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане. С 1901 года он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, параллельно принимая участие во многих выставках разных направлений и объединений — передвижников, журнала "Мир искусства" и "Союза 36".

Значительное место в творчестве Коровина занимает Париж, куда художник возвращался вновь и вновь. Один из любимых городов художника показан с удивительным восторгом и трепетом человека, очарованного его эстетикой. Такие картины, как "Ночной карнавал" (1901), "Париж. Бульвар Капуцинок" (1902, 1906 и 1911), "Париж утром" (1906), "Париж вечером" (1907), "Париж ночью. Итальянский бульвар" (1908), замечательно передают жизнь французской столицы в различное время суток при помощи импрессионистских цветовых созвучий. Париж значительно повлиял на поздний стиль Коровина. С 1910-х годов усилилась красочность его полотен, появилась особая размашистость, свобода живописной манеры. Артистизм художника достиг вершины. Это хорошо видно в картинах "Пристань в Гурзуфе" (1914) и "Базар" (1916). Тогда же он написал множество натюрмортов: "Розы и фиалки" (1912), "Рыбы" (1916) и другие.

Во время Первой мировой войны Константин Алексеевич служил консультантом по маскировке в штабе русской армии. После октябрьской революции художник активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовывал аукционы и выставки, продолжал сотрудничать с театром. Однако по совету А. В. Луначарского в 1922 году художник эмигрировал во Францию. Последующие годы он провёл в плодотворном сотрудничестве с крупнейшими театрами Европы, Америки, Азии и Австралии. Интересно, что помимо таланта живописца у Константина Алексеевича был ещё и талант литератора. На старости лет художник, зрение которого значительно ослабло, чтобы рисовать, не мог отказаться от творчества и писал рассказы.

Константин Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 года, в возрасте 77 лет. О его творчестве прекрасно сказал К. Ф. Юон: "Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира".

"Вечерняя Москва" вспоминает 7 самых известных картин Константина Коровина. На данный момент все они являются частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

1. "В лодке" (1888)

Картина была написана летом 1888 года, когда молодой Коровин гостил на даче в Жуковке у своего учителя Василия Поленова и его жены, которые позировали для картины. Однако герои картины – сам Коровин и молодая Мария Якунчикова, свояченица Поленова. Одна из ранних значительных работ художника близка к теме французского импрессионизма: она изображает связь человека и природы, духовное погружение в неё. Во многом художник вдохновлялся одноименной картиной Эдуарда Мане 1874 года.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

2. "У балкона. Испанки Леонора и Ампара" (1888—1889)

Картина была начата в 1888 году в Валенсии, во время путешествия Коровина в Испанию, а закончена в 1889 году в Москве. В награду позировавшим молодым девушкам Ампаре и Леоноре, чтобы хоть как-то отблагодарить их, художник подарил понравившуюся им обувь и платки из китайского шёлка. В 1889 году Коровин дебютировал с "Испанками" на выставке передвижников, а в 1900 году удостоился золотой медали в рамках русской экспозиции на Всемирной выставке в Париже. Это способствовало европейской и мировой известности художника. "Испанки" важны тем, что здесь проявляется цветовое мироощущение живописца – тёплые, "согревающие" тона. Лёгкие, скользящие импрессионистские мазки сочетаются здесь с декоративностью модерна.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

3. "Парижское кафе" (вторая половина 1890-х)

В картинах, вдохновлённых Парижем, импрессионизм Коровина наиболее силён. Уютные уголки парижских кафе с открывающимися видами на бульвар переданы с помощью прекрасных изобразительных средств. Тончайшие тональные градации передают мельчайшие детали световоздушных эффектов: влажность воздуха, лёгкий туман, световые ореолы солнечных лучей, сгущения и разреженность атмосферы. Картина полна жизнерадостного и счастливого настроения, отличающего большинство полотен художника.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

4. "Северная идиллия" (1892)

Замысел картины зародился у Коровина в процессе работы над оформлением оперы "Снегурочка" по мотивам пьесы А.Н.Островского. Тогда художник много работал в театре и часто обращался к фольклорной теме. В картине отчётливо видны новаторские приёмы Коровина в сфере театрально-декорационного искусства. Мощный контраст ярких, насыщенных цветов в национальном костюме девушек, в сочетании с мрачными тонами вечереющего неба, эклектика детального изображения пейзажа и обобщенных цветовых пятен фигур – это было, несомненно, ново для театра. Картина отражает поэтическую связь между человеком и природой, несёт в себе национальный русский колорит.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

5. "Геммерфест. Северное сияние" (1894—1895)

Картина, написанная под впечатлением от путешествия в Скандинавские страны вместе с лучшим другом Серовым, считается своеобразным обобщением северных этюдов Коровина и наиболее значительным произведением северного цикла его работ. На картине изображена гавань самого северного города Норвегии и всей Европы – Хаммерфеста. Необычный вытянутый формат холста перекликается с вытянутыми шпилями построек и мачт, с тёмными вертикальными полосами неба, что создаёт мистическое ощущение "двоемирия", свойственного для символизма. Резко холодный свет северного сияния перекликается с отражением тёплых огоньков в воде. Картина полна внутренней - загадочной, тревожной, "северной" - ритмики.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

6. "Кафе де ла Пэ" (1906)

Полотно, принадлежащее к серии картин на тему парижских бульваров, изображает вечернюю жизнь Парижа, с его красивым, театральным освещением, кипящей суетой и нескончаемой праздничностью. Café de la Paix — знаменитое кафе в IX округе Парижа, расположенное неподалёку от Оперы Гарнье. Здесь устраивались киносеансы, собиравшие большое количество знаменитостей. Бурную и кипящую атмосферу ночного Парижа Коровин отлично передаёт с помощью яркой художественной ритмики мазков: пятна, росчерки, точечные удары кисти передают пульсацию атмосферы, напоённой гулом парижских бульваров.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

7. "Пристань в Гурзуфе" (1914)

В начале XX века Южный берег Крыма был местом паломничества русской аристократии и творческой богемы. Южные красоты Гурзуфа и его природы стали важной темой творчества Константина Коровина. В 1910-1917 годах он подолгу жил на своей гурзуфской даче "Саламбо", названной в память о удачно оконченной работе над декорациями к одноимённому балету по роману Г. Флобера. "Пристань в Гурзуфе" вся проникнута радостным и красочным настроением летнего южного города. Художник использует излюбленные мотивы импрессионизма – фигура в залитом светом пейзажном "интерьере", узор разноцветных обобщающих пятен света и теней, активная колористика.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Похищение Европы: 10 знаменитых шедевров Валентина Серова

vm.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта