Музей-мастерская Геннадия Райшева. Геннадий райшев картины


Райшев. Маститый хантыйский художник отмечает юбилей

80 лет назад родился член Союза художников России, заслуженный деятель культуры, Почетный гражданин Югры Геннадий Райшев. Им созданы монументальные циклы картин и графических серий, посвященных России, угорским этносам, многочисленные иллюстрации по мотивам мировой и русской литературной классики.

Он появился на свет 1 ноября 1933 года в деревне Сивохрап в семье охотника-ханты Степана Мироновича Райшева и жены его чалдонки (русской коренной сибирячки) Евгении Федоровны, урожденной Коневой. В 1937 году отец был репрессирован и вскоре погиб. Воспитание Геннадия, его младших сестры и брата выпало на долю бабушки по материнской линии Афанасеи Михайловны. Во время войны пришлось оставить школу и заняться охотничьим промыслом. Именно гармоничная основа сельской жизни стала питательной почвой для его творчества.

Сегодня мы знаем Райшева  как лауреата премии «Звезда Утренней Зари» Депутатской ассамблеи народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Почётного академика Екатеринбургской Академии искусств и художественных ремёсел имени Демидовых, хантыйского художника.

С самого детства Геннадий Степанович любил рисовать. Больше всего  — природу югорского края, коренных жителей Югры, русских сибирских людей. Многие темы нашли отражение в экспозициях, развёрнутых в 1996-2003 годах в Галерее-мастерской. В своих поисках Райшев опирается на традиции народного искусства обских угров, других этнических общностей, проживающих в Сибири. Творчество художника демонстрирует родство с мифологией его народа, и это проявляется не только на уровне сюжета, но и в манере представления, в ощущении пространства, в ритмике, формах.

Феномен Геннадия Райшева –  это результат редчайшего сплава древнего фольклора, близости с природой и русской художественной культуры, обогащенный опытом и изысканиями современной европейской изобразительности.

 Персональные выставки Геннадия Райшева проводились также в Екатеринбурге, Тюмени, Сургуте, Карпинске, Тобольске, Москве. А также в Венгрии и Финляндии. Кроме Галереи-мастерской Г.С. Райшева, ещё одна постоянно действующая экспозиция работ художника находится в Тюменском областном музее изобразительных искусств.

Фото из архива Галереи-мастерской Г.С. Райшева

ugranow.ru

К 80-летию автора. Чем покорил Геннадий Райшев любителей живописи

05.11.2014 19:03

#Общество

Автор: Лиана Жаткина, Рашид Латыпов.

Сургутян приглашают на «Зимние забавы». Так называется выставка картин о самом холодном времени года в художественном музее. Автор представленных полотен - заслуженный художник России Геннадий Райшев, который в этом месяце отметит свое 80-летие. Примечательно, что мастер сотрудничает с галереей со дня ее основания. Именно с вернисажа его картин начал свою историю Сургутский художественный музей.

Полотна словно собраны из разных частей, как пазл или лоскутное одеяло. У каждой - свой собственный, почти всегда мифический сюжет. И все вместе они образуют нечто неповторимое - причудливый и неизменно яркий мир.

Екатерина Лосева, заведующая отделом Сургутского художественного музея: «Всегда у него присутствуют яркие пятна в работах. Мы можем заметить, что здесь и желтый цвет, и зеленый, красные какие-то вкрапления».

Из разных частей собрана и сама выставка. Картины предоставили частные фонды, фонды Сургутского художественного и государственного художественного музея Ханты-Мансийска.

Здесь полсотни картин Геннадия Райшева. Каждая - изображение зимы. На ранних полотнах - жизнь земли, на поздних - автор возвышается над птицами. Выставку открыли накануне 80-летия Геннадия Степановича. Впрочем, в Сургутском художественном его знают давно. С тех пор, когда Райшев был еще молодым, начинающим автором.

Светлана Круглова, директор Сургутского художественного музея: «Он всегда говорит, что мы вернули его на родину. Потому что он действительно из Сургута, он действительно здесь учился. Первые картины, которые мы купили в нашу коллекцию - это были картины Геннадия Райшева».

Они яркие, но не вычурные. Художник мастерски маневрирует экспрессивными средствами выразительности, - говорит эксперт по живописи, глядя на картины Райшева. Они одухотворенные. Они подталкивают на философские рассуждения. А еще автор никогда не пишет портреты. Он пишет характеры.

Илюшка - друг детства мастера. Вроде бы ребенок, и вроде бы старик. Райшев не просто художник, он - иллюзионист, - говорят почитатели его таланта.

София Силивончик, жительница г. Сургута: «Есть полотна, которые посмотрел – и тошел. А здесь необходимо просто остановиться и вглядываться в эти образы. И, заглядывая в каждый уголочек картины, возникают новые образы».

Плодотворности Геннадия Райшева можно позавидовать. Сколько картин он написал за годы своего творческого пути - неизвестно. Полотна не берется считать даже сам автор. Только в галерее-мастерской художника хранится больше 20 тысяч работ. Чтобы увидеть их все, нужно, по меньшей мере, 400 таких же выставок.

ugra-tv.ru

ЖИВОЙ ПУШКИН ГЕННАДИЯ РАЙШЕВА,: yugeneonil

И НЕ ТОЛЬКО...

Геннадий РАЙШЕВ - Пушкин. Портрет.1996 г

Геннадий Райшев - Портрет А.С.Пушкина. 1996

                                                 Минсалиму Тимергазееву посвящается...

Геннадий Райшев – хантейский художник планитарного масштаба. Человек последовательного Возрождения. Человек внутреннего Ренессанса. Языческие боги далёких предков, духи ландшафтов и местностей где он проживал, великая русская и европейская культуры причудливо соединяются на его холстах, в его непритязательных, на первый взгляд, рисунках… Геннадий Райшев – не только тонко чувствующий, но и думающий художник, каковых, на самом деле, не много… Когда-то, у истоков его профессионального взлёта стоял мой Отец. По крайней мере, он был одним из первооткрывателей Райшева. Сейчас, в Ханты-Мансийске функционирует «Галерея-мастерская художника Г.С.Райшева», в общем-то прижизненный музей. Работы его хранятся в Третьяковской галерее и некоторых других российских музеях, в частности в Тюменском музее изобразительных искусств – несколько постоянных залов работ Геннадия Райшева. Как-то он с грустью заметил (в частном разговоре с кем-то из моих знакомых), что если бы не принадлежал этнически к малым народам Севера ничего этого не было бы… Наверное, да. Не было бы. Но, хорошо, что есть… Представляю, на мой взгляд, удивительный цикл рисунков к произведению Александра Сергеевича Пушкина из альбома с дарственной надписью, который несколько лет назад он подарил моему брату Роману – «Геннадий Райшев «Графика». Екатеринбург. Издательский дом «Пакрус». 2004 год.

Геннадий РАЙШЕВ - Пушкин. Метель. 1996 гГеннадий Райшев - 1) Портрет А.С.Пушкина 2) Метельная мгла, 3) Отпуск армейского прапорщика. (рисунки к повести "Метель". 1996

Ну и одно из любимых стихотворений Геннадия Шпаликова…

* * *

Я шагаю по Москве,Как шагают по доске.Что такое - сквер направоИ налево тоже сквер.

Здесь когда-то Пушкин жил,Пушкин с Вяземским дружил,Горевал, лежал в постели,Говорил, что он простыл.

Кто он, я не знаю - кто,А скорей всего никто,У подъезда, на скамейкеЧеловек сидит в пальто.

Человек он пожилой,На Арбате дом жилой,-В доме летняя еда,А на улице - средаПереходит в понедельникБезо всякого труда.

Голова моя пуста,Как пустынные места,Я куда-то улетаюСловно дерево с листа.

1963

Геннадий РАЙШЕВ - Пушкин. Воспоминание. 1996 гГеннадий Райшев - 1) Воспоминание. 2) Ясная ночь. 3) Пушкин с няней. 1996 (А.С.Пушкин "Метель)

И Давида Самойлова…

ПЕСТЕЛЬ, ПОЭТ И АННА

Там Анна пела с самого утраИ что-то шила или вышивала.И песня, долетая со двора,Ему невольно сердце волновала.

А Пестель думал: "Ах, как он рассеян!Как на иголках! Мог бы хоть присесть!Но, впрочем, что-то есть в нем, что-то есть.И молод. И не станет фарисеем".Он думал: "И, конечно, расцвететЕго талант, при должном направленьи,Когда себе Россия обрететСвободу и достойное правленье".

– Позвольте мне чубук, я закурю.– Пожалуйте огня.– Благодарю.

А Пушкин думал: "Он весьма уменИ крепок духом. Видно, метит в Бруты.Но времена для брутов слишком круты.И не из брутов ли Наполеон?"

Шел разговор о равенстве сословий.– Как всех равнять? Народы так бедны, –Заметил Пушкин, – что и в наши дниДля равенства достойных нет сословий.И потому дворянства назначенье –Хранить народа честь и просвещенье.– О, да, – ответил Пестель, – если тронНаходится в стране в руках деспота,Тогда дворянства первая заботаСменить основы власти и закон.– Увы, – ответил Пушкин, – тех основНе пожалеет разве Пугачев...– Мужицкий бунт бессмыслен... –За окномНе умолкая распевала Анна.И пахнул двор соседа-молдаванаБараньей шкурой, хлевом и вином.День наполнялся нежной синевой,Как ведра из бездонного колодца.И голос был высок: вот-вот сорвется.А Пушкин думал: "Анна! Боже мой!"

– Но, не борясь, мы потакаем злу, –Заметил Пестель, – бережем тиранство.– Ах, русское тиранство-дилетантство,Я бы учил тиранов ремеслу, –Ответил Пушкин."Что за резвый ум, –Подумал Пестель, – столько наблюденийИ мало основательных идей".– Но тупость рабства сокрушает гений!– На гения отыщется злодей, –Ответил Пушкин.Впрочем, разговорБыл славный. Говорили о Ликурге,И о Солоне, и о Петербурге,И что Россия рвется на простор.Об Азии, Кавказе и о Данте,И о движенье князя Ипсиланти.

Заговорили о любви.– Она, –Заметил Пушкин, – с вашей точки зреньяПолезна лишь для граждан умноженьяИ, значит, тоже в рамки введена. –Тут Пестель улыбнулся.– Я душойМатерьялист, но протестует разум. –С улыбкой он казался светлоглазым.И Пушкин вдруг подумал: "В этом соль!"

Они простились. Пестель уходилПо улице разъезженной и грязной,И Александр, разнеженный и праздный,Рассеянно в окно за ним следил.Шел русский Брут. Глядел вослед емуРоссийский гений с грустью без причины.

Деревья, как зеленые кувшины,Хранили утра хлад и синеву.Он эту фразу записал в дневник –О разуме и сердце. Лоб наморщив,Сказал себе: "Он тоже заговорщик.И некуда податься, кроме них".

В соседний двор вползла каруца цугом,Залаял пес. На воздухе упругомКачались ветки, полные листвой.Стоял апрель. И жизнь была желанна.Он вновь услышал – распевает Анна.И задохнулся:"Анна! Боже мой!"

1965

Геннадий РАЙШЕВ - Пушкин. Здравствуй племя, молодое.... 2002 гГеннадий Райшев - Иллюстрация к стихотворению А.С.Пушкина "Здравствуй, племя молодое..." 2002

И в стихах этих, и в рисунках – живой Пушкин. Каковым он и является, на самом деле…

* * *

Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем,у каждой эпохи свои подрастают леса...А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичемпоужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.

Теперь нам не надо по улицам мыкаться ощупью.Машины нас ждут, и ракеты уносят нас вдаль...А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,хотя б одного, и не будет отныне... А жаль.

Я кланяюсь низко познания морю безбрежному,разумный свой век, многоопытный век свой любя...А все-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнемуи мы до сих пор все холопами числим себя.

Победы свои мы ковали не зря и вынашивали,мы все обрели: и надежную пристань, и свет...А все-таки жаль — иногда над победами нашимивстают пьедесталы, которые выше побед.

Москва, ты не веришь слезам — это время проверило.Железное мужество, сила и стойкость во всем...Но если бы ты в наши слезы однажды поверила,ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом.

Былое нельзя воротить... Выхожу я на улицу.И вдруг замечаю: у самых Арбатских воротизвозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается...Ах, нынче, наверное, что-нибудь произойдет.

/Булат Окуджава.Избранное. Стихотворения."Московский Рабочий", 1989/

yugeneonil.livejournal.com

Музей-мастерская Геннадия Райшева: hranitel_drev

Есть в городе Ханты-Мансийске музей-мастерская Геннадия Степановича Райшева. Года полтора – два назад он открылся в новом современном здании.

Здание напоминает облас – лодку-долблёнку, традиционное средство передвижение хантов и манси по северным рекам. На фасаде здания изображён один из райшевских сюжетов.Музей Райшева

Райшев Геннадий Степанович - хантыйский художник, член Союза художников России, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа.Родился 1 ноября 1933 года (в паспорте - 18 ноября 1934 года) в п. Сивохребт Самаровского района Остяко-Вогульского (Ханты-Мансийского) автономного округа. Среднюю школу закончил в 1954 году в Сургуте. В 1954-1959 годах учился на филологическом факультете Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Параллельно осваивал мировое изобразительное искусство, занимался в изостудии под руководством графика В.П. Ефимова и на вечернем отделении художественно-графического факультета. В 1962 году вместе с семьёй переезжает в г. Карпинск Свердловской области, где работает до 1975 года художником-оформителем в местном кинотеатре. В 1974 году Г.С. Райшев был принят в Союз художников СССР за циклы графических работ. С 1998 года проживает в городе Ханты-Мансийске.

Диапазон творческих интересов Г.С Райшева весьма широк. Он не только художник в общепринятом смысле этого слова, то есть человек, занимающийся живописью и графикой, но и теоретик изобразительного искусства, размышляющий о философских, социологических и психологических вопросах творчества, подтверждением чему является написанная им книга «Отчего мучается художник: вопросы творчества».

Изобразительная манера Г.С. Райшева на рубеже 60-70-х годов претерпела радикальную трансформацию. Он отошёл от реализма «сурового стиля» и перешёл к символизму обобщённо-знаковой модели мира.В своих поисках Г.С. Райшев опирается на традиции народного искусства обских угров, других этнических общностей, проживающих в Сибири.Тематика творчества Г.С. Райшева разнообразна. Можно выделить несколько основных направлений. Больше всего художник любит изображать природу югорского края, коренных жителей Югры, русских сибирских людей. Многие темы нашли отражение в экспозициях, развёрнутых в 1996-2003 годах в Галерее-мастерской.

Не знаю много ли таких музеев в России и мире, которые открыты при жизни художника, растут и развиваются вместе с его творчеством. В Ханты-Мансийске таких музее два: музей Райшева и музей художника Игошева. Второй музей был построен при жизни художника, посвятившего 50 лет творчества Северу, как музей-мастерская, но, к сожалению, Владимир Александрович Игошев умер, не успев поработать в заботливо созданной для него мастерской.

Посетил музей в составе делегации. Нам неожиданно повезло. Мы встретились с в холле с Геннадием Степановичем и он любезно вызвался провести для нас экскурсию.Райшев

Афиша выставки.афиша

Мастер объясняет свой творческий замыселIMG_8782м

IMG_8777 мЗдание музея впечатляет и изнутри. Это настоящее хранилище в стиле хай-тек, оснащённое современными техническими средствами.IMG_8775м

IMG_8781м

Диптих "Богатырь Салыма", "Кодский богатырь".IMG_8779м

В мастерской художника, неоконченные картины.Мастерская

Райшев занимается и графикой. Недавно закончил работу над иллюстрациями к хантыйским и мансийским сказкам и мифам.графика

hranitel-drev.livejournal.com

Лучший подарок - картина. Геннадий Райшев открыл две выставки-дарения

В Ханты-Мансийске открылись сразу две выставки-дарения - это проект Геннадия Райшева. Приносить в дар музейным фондам свои  работы стало для знаменитого югорского художника доброй традицией.

Нынешние выставки отличаются особым размахом. Одна из них включает работы 80-90-х годов, которые югорчане увидят впервые. Картины вернулись на Родину из Тюмени и Екатеринбурга, где они временно хранились. А в состав второй выставки вошли произведения, созданные за последние два года. Всего в галерее-мастерской представлено сто работ художника.

Стоит отметить, что выставочный проект приурочен к Дню основания округа.

Геннадий Райшев, заслуженный художник России: «Картины 90-х годов - это тот период, когда я имел какие-то определённые представления об этом мире. Но человек меняет эти представления. Поменялось практически моё отношение к пространству. Если бы я в литературе работал, то меньше слов и образы более ёмкие и простые. Если бы я был музыкантом - это было бы концентрированное состояние изобразительности звуком».

 

Наталья Фёдорова, искусствовед, куратор проекта «Геннадий Райшев. Выставка-дарение»: «Работ новых очень много. Он каждый день работает, создает. Отобрано лучшее, которое может идти в альбомы. Какие-то вещи вообще только этим летом созданы. В частности после поездки в Сивохребт, где Геннадий Степанович не был 20 лет. Его родные места - междуречье Большой и Малой Оби - место, из которого вышла вся пространственность Райшева. Гениальное место, которое родило гениального художника».

ugra-tv.ru

Первые картины хантыйского художника Райшева | № 1 (3397)

12 декабря в Галерее-мастерской хантыйского художника Геннадия Райшева состоялась очередная презентация выставки, представляющей ранние работы мастера, выполненные в 60-70-е годы прошлого века.

Открывая выставку, Геннадий Степанович отметил, что на всех его картинах видно время, а в целом они представляют историю развития художника. Для точности искусствовед Наталья Федорова даже обозначила даты их создания. «Мне казалось, я далеко ушёл от себя прежнего. А поставил одну из последних картин, сравнил её с прошлыми работами, как оказалось, что не так уж и далеко ушёл», – подвел итог своим наблюдениям художник.

Председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Еремей Айпин поздравил собравшихся с 83-й годовщиной автономного округа. Особые слова благодарности он высказал в адрес Геннадия Степановича за его вклад в становление культуры Югры. Вспомнил Е.Д. Айпин и о совместных поездках с художником по р. Юган, пригласил его в путешествие по р. Аган, чтобы художник своими штрихами увековечил красоты природы.

Организатор выставки, кандидат искусствоведения Наталья Фёдорова рассказала гостям о процессе подготовки этой выставки. Для экспозиции были выбраны самые разнообразные работы художника. Они должны, по задумке организаторов, показать не только раннюю живопись Геннадия Степановича, но и отразить стремительное становление художника, как мастера кисти. Ранние работы отличаются стилем, что порой у посетителей могут возникнуть сложности в определении автора картин. Н.Н. Фёдорова обозначила композиционную направленность выставки: «В одном ряду представлены картины 60-х гг., во втором ряду – 70-х гг. Этот противовес не может не впечатлять. Здесь виден переход мастера из реалистического направления в авангард».

Искусствовед поведала о проведенных восстановительных работах. Например, картина «На сенокосе» была привезена скрученной из Карпинска, её отреставрировали, натянули на подрамник. Полотно заиграло новой жизнью.

Следует отметить, что за последние два года организаторы успешно реализовали передвижные выставки под единым названием «Графика Райшева».

Наталья Федорова поделилась планами на 2014 год, в юбилейный для Геннадия Степановича год будут организованы различные выставки по его творчеству.

Людмила СПИРЯКОВА

www.khanty-yasang.ru

Чтобы увидеть все картины Геннадия Райшева, нужно организовать 400 вернисажей. Свой 80 день рождения мастер встречает за мольбертом

18.11.2014 13:03

#Культура

Автор: Демури Апаликов, Александр Шимолин, Флюр Загиров.

Сегодня юбилей отмечает самый известный югорский художник. Геннадию Райшеву исполнилось 80 лет. Он написал более 20 тысяч картин. Искусствоведы отмечают, что главная особенность его работ - сплав русских художественных традиций и культурного багажа аборигенов Севера. Геннадий Степанович наполовину ханты. Живописец говорит, что помогают ему высшие силы, а землю и её обитателей он видит в целом, как бы из космоса. Свой юбилей заслуженный художник России и член-корреспондент Российской академии художеств встречает на рабочем месте - в галерее-мастерской.

Мастер-классы от художника - скорее исключение, чем правило. На своём рабочем месте, в галерее-мастерской, Геннадий Райшев любит творить в тишине, наедине с самим собой. А на таких уроках заслуженный художник России заряжается энергией от молодых. Несмотря на почтенный возраст, Геннадий Степанович каждый день приходит на работу в одно и тоже время.

Геннадий Райшев, заслуженный художник России: «Я в рабочем состоянии. Я думаю, что когда Пикассо все бабочки выбросил и начал в своём драном свитере работать, тогда он и сделал то, что нужно сделать. Художник всегда как бы неопрятен, всегда в работе, в состоянии. Я думаю, что это состояние и должно быть».

Его материальное состояние – это картины. В галерее-мастерской Геннадия Райшева хранится более 20 тысяч произведений. Чтобы югорчане увидели их все, нужно будет организовать свыше четырёхсот авторских вернисажей - по самым скромным подсчётам. Сколько картин еще осело в частных коллекциях и музеях, никто не считал. Не берётся за это и сам автор.

Впрочем, есть в галерее произведение, на которое у автора ушло десятилетие - диптих, картина сразу из двух трёхметровых полотен. Это символическое изображение Югры, полсотни портретов русских жителей, столько же хантов и манси. Искусствоведы говорят, что в этом и есть особенность Райшева - сплав русской художественной культуры и культуры аборигенов. И, конечно, как выражается художник, влияние высших сил.

Юлия Шамшаева, заведующая филиалом «Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева»: «Возможно, и есть какие-то высшие силы, которые помогают Геннадию Степановичу. С другой стороны, это его работоспособность. Высшие силы ему её дают, или наоборот - его работоспособность помогает достигать состояния - кому как нравится, тот так и воспринимает».

Об удивительной работоспособности мастера ходят легенды. Многие его произведения ещё даже не выставлялись и хранятся в фондах музея. Есть картины, которые уже успели побывать в руках реставратора. Панно «Моя земля» художник нарисовал почти полвека назад. Для его восстановления специально пригласили мастера из Санкт-Петербурга, так что реставрацией произведений художника занялись ещё при его жизни. Кстати, сам мастер считает, что художник вообще живёт вне времени.

Прижизненным памятником мастеру стала его галерея-мастерская - одновременно и павильон, и рабочая студия. Здесь даже офортный станок - и тот выставочный экспонат. На нём, кстати, отпечатано большинство линогравюр из коллекции. Станок долго был в нерабочем состоянии, теперь на нём занимаются дети. Сегодня в галерее подумывают и о постоянных мастер-классах. Хотя бы раз в полгода к маэстро будут приводить начинающих учиться живописи и графике.

Геннадий Райшев, заслуженный художник России: «Маленькие художники - они настоящие гении, потому что они проявляют своё генетическое «Я», они живут самой жизнью и не заморачиваются сложностями».

ugra-tv.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта