ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст (часть 1). Контрастные картины


Цветовой контраст в живописи. Материал John Lovett

Фев 22, 2014

in Полезные статьи по рисованию by Марина Трушникова

Цветовой контраст в живописи

Слово “контраст” постоянно присутствует в нашей жизни.  Особенности человеческого глаза таковы, что в зависимости от окружения один и тот же оттенок цвета может выглядеть по разному. Цветовой контраст — это разница между оттенками цвета.

Сегодня речь пойдет об акценте в живописи, который достигается именно посредством контрастов.

Статья и иллюстрации – John Lovett

Цвет является одним из самых мощных имеющихся у нас инструментов для создания художественного образа в живописи.

Существует ряд теорий, описывающих различные подходы к гармоничному сочетанию цветов, но самое простое правило, которое нужно помнить – это использование силы дополнительных цветов.

Чтобы цветовые акценты, основанные на дополнительных цветах, давали необходимое воздействие, вся картина должна быть построена на нюансных цветах (с помощью группы соседних цветов в цветовом круге). Цветовой акцент при этом будет являться дополнением к группе этих соседних цветов.

Выбирая настроение и образ, которое вы хотите передать в вашей картине, выберите группу доминирующих цветов.

Например, для изображения старых обветшавших стен домов подойдут доминирующие цвета: теплый красный / оранжевый / желтый, а для изображения вечернего пейзажа с флотом рыболовецких судов более всего подойдут сочетания холодного синего и зеленого.

Это простая система, и она всегда дает хорошие результаты.

Цветовой круг

Цветовой круг смесей из цветов Quinacridone Gold, Phthalo Blue, Ultramarine Blue, Permanent Rose and Alizarin Crimson (Охра золотистая, Голубая ФЦ, Ультрамарин, Алая и Краплак – близкие цвета в русском варианте)

Цветовой круг

Ряд нюансных зеленых, контрастирующих с небольшим количеством холодного красного

Цветовой контраст: примеры использования

Наш первый пример акцентирования цветом использует группу нюансных цветов, которая включает в себя все оттенки зеленого от синего-зеленого до желто-зеленого.

Они контрастируют с взаимодополняющим их холодным красным:

Цветовой контраст, пример Джона Ловетта

Облака Dunedin

Картина “Облака Dunedin” использует ряд зеленых цветов, уходящих в синий, и сопоставляет их с небольшим красным пятном в композиционном центре.

Цветовой контраст, Джон Ловетт

Через залив

Подобная же система цвета используется и в этой картине “Через залив”.

Крыши зданий на набережной – это яркий розовый, сильно контрастирующий с окружающими массами синего и зелёного.

Цветовой круг в цветоведении

Теплые желтые, коричневые и оранжевые, контрастирующие с небольшим количеством дополнительного синего

Мастер-классы John Lovett:

Теплая группа нюансных цветов от красного до желтого и оранжевого была выбрана, чтобы изобразить ржавый вид этого старого грузовика. Небольшой участок синего над передним колесом и знак за кабиной разбивает общую теплоту и создает визуальный центр.

Цветовой контраст в живописи, John Lovett

Эвакуатор

Цветовой круг, цветоведение

Нюансная группа от холодного красного до оранжевого противопоставляется здесь небольшому количеству зеленого

Здесь вы видите нюансную группу теплых цветов от ализарина розового до грязно-оранжевого.

Наш цветовой круг показывает насыщенные цвета, но составные цвета с белилами и черным здесь тоже могут быть использованы.

  • Насыщенные цвета – это все чистые цвета цветового круга. Это либо основные цвета спектра, либо их смешение: например, красный + оранжевый дают красно- оранжевый и т.д.
  • Составные цвета представляют собой смесь, содержащую все три основных цвета – это все коричневые, охра, хаки и т.д.
  • Нюансные цвета – любые группы цветов рядом друг с другом в цветовом круге – красный, красно-оранжевый, оранжевый.
  • Дополнительные цвета – цвета, расположенные цветовом круге друг напротив друга – красный и зеленый или синий и оранжевый цвета.

цветоведение в акварели

  • Какими принципами изображения руководствоваться при работе акварелью?
  • Как избежать грязи?
  • Как получать оттенки разными способами?
  • В чем плюс и минус смешения дополнительных цветов?

Узнайте ответы на эти и другие вопросы из семинара “Основы цветоведения в акварели”

ПРИОБРЕСТИ ЗАПИСЬ

 

Цветовой контраст в живописи, акварель Джон Ловетт

Розовые Жалюзи

Теплые розовые, красные и оранжевые цвета этой старой двери и стен контрастируют с небольшим количеством ФЦ синего / зеленого на стеклах окна.

Стены и дверь представляют собой сочетание составных и насыщенные цветов в нашей нюансной группе.

Цветовой круг, цвет, цветоведение

Синий от Ультрамарина до ФЦ с дополнительным оранжевым

Наша нюансная группа здесь варьируются от ультрамарина через кобальт до голубой ФЦ. Контрастная группа теплых оранжевых цветов представляет собой смесь охры и ализарина розового с заливками краплака.

Цветовой контраст, John Lovett

Отдыхающие траулеры

В следующей картине, которую вы будете рисовать, постарайтесь не зависеть от цвета ваших объектов.

Вместо этого, найдите нюансную группу цветов, которые подходят для объекта, а затем вводите небольшое количество контрастного цвета, чтобы создать акцент.

Это простая формула, дающая отличные результаты.

Автор статьи и иллюстраций – John Lovett Перевод – Марина Трушникова с разрешения автора

Копирование данной статьи без разрешения авторов запрещено.

Поделитесь материалом в лентах своих соцсетей!

 

izo-life.ru

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст - PhotoDzen.com

29 Июля 2015

Основная цель правил композиции - привлечь внимание зрителя и выделить смысловой элемент на фотографии. Человеческий глаз инстинктивно ищет на снимке самый яркий и резкий элемент.

Контраст - это, прежде всего, различие между участками изображения во всевозможных их характеристиках. Оно может быть выражено в большей или в меньшей степени и придает фотографии эмоциональное звучание. Различают несколько типов контраста в фотографии:

ТОНОВЫЙ (ИЛИ ТОНАЛЬНЫЙ) КОНТРАСТ

Он представляет собой разницу от наиболее светлого к наиболее темному. Тоновый контраст характерен для ахроматических цветов. Ахроматические цвета  - это оттенки серого в диапазоне от белого к черному. Наиболее ярким (светлым) является белый цвет, а наиболее темным – черный.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст - PhotoDzen.com

Эмоциональная выразительность ахроматической композиции зависит от шкалы использованных тонов. Композиция, построенная в светло-серых тонах, будет выглядеть легкой, воздушной, умиротворенной.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст - PhotoDzen.com

Колорит композиции, решенной в темно-серых тонах, выглядит мрачноватым, суровым, даже трагичным. Наиболее сильный, динамичный и жесткий контраст – контраст черного и белого. Черный с белым – это классика, не требующая дополнений. Белый с серым, серый с серым, серый с черным – идеальный фон для ярких цветовых акцентов.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст - PhotoDzen.com

Под тональным контрастом понимается также намеренное затемнение переднего плана и  высветление, подсвечивание заднего. Или наоборот. Таким образом светлые и темные участки изображения на фотографии сопоставляются между собой так, что картинка начинает передавать глубину пространства, его объем. На фотографии создается так называемая тональная перспектива. Тональная перспектива это изменение цвета и контраста объектов при их удалении вглубь пространства фотоснимка. Ощущение иллюзии пространства ещё больше усиливается, когда объекты переднего плана переданы в естественном цвете, а те, что на дальнем плане фотографии, переданы в оттенках синего.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст - PhotoDzen.com

При помощи тонального контраста принято изображать силуэты людей, которые расположены на переднем плане картинки. Основной объект в кадре изображается темным на ярком, хорошо освещенном фоне. Внимание зрителя всегда привлекает объект, освещенность которого заметно отличается от освещенности фона, или остальных объектов в кадре. Причем, как в одну, так и в другую сторону (светлее или темнее). Силуэт на фотографии получается, если есть достаточно большая разница в освещенности фона и снимаемого объекта. Например, съемка портрета на фоне ярко освещенного окна или против ярких источников света (съемка в контражуре).

В своих фотографиях Карлоса Готея из Пуэрто-Рико очень органично сочетает и интересный фон, и «силуэтно-сюжетную» линию.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст - PhotoDzen.com

ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ

Он подразумевает наличие на фотографии противоположных (конкурирующих) цветов. Этот вид контраста использовать несколько сложнее, чем тот, который мы описали выше. Но если он применен грамотно и правильно, то снимок сразу бросается в глаза зрителю. Так уж устроен наш мозг, что человек сразу выделяет из множества других изображений изображение контрастное по цветам.

Конкурирующие цвета легко определить, используя цветовой круг. Если линейный спектр луча света, состоящий из 7 основных (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и 5 переходных цветов  расположить по окружности, мы получим цветовой круг. Впервые это сделал Исаак Ньютон.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст - PhotoDzen.com

Первое сочетание – диаметрально удаленная пара. 

Например, желтый и синий, красный и зеленый. Эти сочетающиеся цвета находятся на концах диаметра цветового круга. Но данное сочетание таит в себе много подводных камней. При использовании этих цветов рядом и в равном количестве они даже на небольшом расстоянии сольются в серое пятно. Чтобы смягчить контраст, нужно один из них использовать как отдельные вкрапления на фоне другого, так как цветовой контраст работает лучше с меньшими и большими цветовыми массами.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст - PhotoDzen.com

Классическая триада - цвета, которые расположены на вершинах треугольника с равными сторонами, вписанного в цветовой круг. Сочетание трех основных тонов (желтый, красный, синий) считается очень жестким. Три дополнительных цвета (оранжевый, сиреневый, зеленый) считаются более уравновешенными, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно.

СОВЕТ: Краски, входящие в три основных цвета, не должны браться в равном количестве. Их насыщенность тоже должна быть различна. Тогда вы получите гармоничную картину, радующую глаз и не раздражающую.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст - PhotoDzen.com

Аналогичная триада. Цвета, которые размещены по соседству друг с другом  в цветовом круге в пределах одной четверти, образуют аналогичную триаду. Они очень замечательно смотрятся вместе, потому что имеют общий главный цвет в своем составе (например, желтый), но не создают никакого контраста.

Если вы хотите, чтобы ваша работа вызвала у человека ощущение комфорта и умиротворения, используйте цвета, которые находятся по соседству друг с другом. Сама природа создала такую гармонию. Приятные глазу градиенты создают общую радужную картину.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст - PhotoDzen.com

Теплые и холодные цвета. Стоит помнить еще об одной особенности. Все цвета делятся на теплые и холодные. К теплым можно отнести оттенки красного, желтого, зеленого, а к холодным – оттенки фиолетового, синего, голубого.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст - PhotoDzen.com

Работа участника Ivan777 (Иван Седловский), занявшая призовое место в конкурсе на нашем сайте.

Вам, как фотографу, остается посмотреть на ситуацию и определить, какой из видов контраста в данной конкретной композиции более уместен. И проследить за тем, чтобы контрастные элементы изображения перекликались с его сюжетной составляющей.

Больше фотографируйте и экспериментируйте.

Удачи!

 

Другие статьи о композиции в фотографии:

Золотое сечение в фотографии

Сила линий в фотографии

Формат кадра в фотографии

Контраст в фотографии (Часть 2)

Точка съёмки и выбор плана

Ракурс

Геометрия в фотографии

Равновесие в фотографии (Часть 1)

photodzen.com

Цветовые палитры Густава Климта – Ярмарка Мастеров

Более ста пятидесяти лет прошло с тех пор, как известный художник Густав Климт покинул этот мир, скончавшись от инсульта на руках у своей лучшей подруги Эмилии Флегэ. Густава Климта не просто любят и помнят! Его обожают и боготворят, цитируют и тиражируют. Европейцы просто свихнулись от Климта, повсюду рисуют спирали и прямоугольники.

На Ярмарке Мастеров тоже очень много работ и коллекций, которые так или иначе выполнены по мотивам картин Климта.

И нам крупно повезло, что мы имеем возможность пользоваться мотивами. А все потому, что по международным законам, работы художника являются достоянием человечества и не преследуются как плагиат по прошествии ста лет после смерти.

Так что по поводу плагиата работ Густава Климта никто не может нам ничего предъявить, потому что все сроки вышли.

А теперь попробуем разобраться, что же такое есть в его работах, что так сильно трогает за душу зрителя?

Мне кажется, первое — это тематика его работ, так называемого Золотого Периода. Любовь, материнство, жажда жизни. В этот период художник был знаменит, любим женщинами, путешествовал и жил на широкую ногу.

Второе — это цветовая палитра, которую использовал великий художник для написания картин. Это теплые, чувственные краски, в основном охристо-золотистая гамма.

Взять, например, шедевр всех времен и народов картину «Поцелуй».

климт

Основная палитра — золотисто коричневая, с добавлением оливкового и небольшим количеством верблюжьего рыжего, графитового и кофе с молоком.

Шикарное сочетание!

густав климт

С этой же картины можно сделать и другую палитру, которая будет тоже довольно гармонична.

картины климта

Или другая не менее известная картина «Водяные Змеи».

золотая адель

Эта картина просто кладезь гармоничных сочетаний цветов. Бежевый, серо-оливковый, приглушенно-терракотовый, кофе с молоком, ежевичный и оливковый — вот основная цветовая гамма, которую предпочитают европейцы. Я имею в виду уличную моду, а не подиумную.

золотая адель климта

С этой же картины можно взять и другую палитру, несколько ярче. Эта цветовая гамма выглядит более насыщенно из-за добавления кирпично-красного цвета и золотисто желтого. Этот великолепный красный, то ли бургундский, то ли каштановый, то ли терракотовый цвет присутствует только в одном месте картины — над головами женщин, но таким образом художник гениально уравновешивает зеленые треугольники водорослей и всю остальную картину.

палитра сочетания цветов

Иногда цветовые сочетания на своих картинах Густав Климт строил на гармонии контрастных цветов и их оттенках.

Например, на картине «Девушки», 1911 год.

сочетание цветов таблица

Синий и желтый, зеленый и красный являются контрастными цветами, то есть находятся на противоположных сторонах цветового круга.

цветовая палитра

теплые оттенки

С этой картины я бы предложила вот такую цветовую палитру. Она, конечно, получилась очень пестрая, почти клоунская, но если взять эти цвета как декор к какому-либо одному нейтральному цвету с этой же картины...

холодные оттенки

...то получится очень хорошо.

климт поцелуй

Или вот такой вариант. Более сдержанный.

таблица сочетания цветов

На некоторых картинах Густава Климта присутствуют цвета из одной цветовой гаммы, очень близкие, но разных оттенков. По всем правилам колористики красный с розовым не сочетается. Но в том то и гений великого художника, чтобы сочетать несочетаемое!

Картина «Подруги».

цветовая гамма

К этой картине я предлагаю такую палитру:

палитра цветов

Художник не так часто использует синий цвет в своих работах, чаще всего очень дозированно в каких-нибудь фрагментах. Но иногда на картинах Климта синий цвет смотрится очень неожиданно.

Например, секция фриза Бетховена.

сочетающиеся цвета

К этой картине можно предложить такую цветовую палитру:

наталия рыкова

Есть еще одна картина, которая может очень вдохновить. Цветовая гамма этой картины построена также на гармонии контрастов. «Эмилия Флегэ», 1902 год. Ее портреты Климт писал несколько раз.

natalyrykova

Если взять желтый, чуть приглушенный, получается вот такая цветовая палитра:

Либо такой вариант. Если взять желтый более насыщенный, его желательно приглушить более темной гаммой.

Иногда палитры получаются неожиданно пастельных цветов.

Очень часто на картинах встречается ежевичный или пурпурно-красный цвет, оливковый, фисташковый и многие другие любимые мною цвета.

В заключении публикации предлагаю небольшую подборку из моих коллекций палитр, цветовых схем.

Эти цветовые таблицы не имеют единого калибра, потому что сделаны мной вручную. Их очень удобно использовать для работы, если распечатать на фотобумаге. Они являются отличной подсказкой, если есть сомнения в выборе цвета для той или иной работы. Учиться у Гения — это прекрасная возможность стать лучше, пропуская его творчество через свою душу. Подражая Гению, можно научиться творить, оставаясь собой. Также как дети учатся ходить, подражая взрослым. А приобретая опыт, со временем, смогут не только ходить, но и бегать.

Более ста пятидесяти лет прошло с тех пор, как известный художник Густав Климт покинул этот мир.

«Человек умирает, его душа, не подвластная разрушению, ускользает и живет иной жизнью. Но если  этот человек был художник, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, — душа его, все та же, жива и для земли, для человечества…»

В.Я. Брюсов

С Уважением, Наталия Рыкова

www.livemaster.ru

Абсолютный контраст на фото (20 фото) » Триникси

Порой на одной фотографии можно встретить совершенно противоположные вещи, которые являются противопоставлением друг другу. Подобные фото отражают разнообразность окружающих нас вещей и контрастность нашего общества. Подборка таких фото ждет вас далее.

Московский колорит. Москва - город контрастов.

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

Встреча двух культур

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

Шторм, обрушившийся на северо-западную часть штата Вашингтон в США. Очень интересно, как шторм разделил фотографию напополам.

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

В буквальном смысле, пересечение двух миров...

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

Выглядит, будто грань между добром и злом. На самом же деле на фото черный лебедь - довольно редкая птица!

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

Граница двух царств природных.

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

Край Света. Самая северная точка Дании, место, где встречаются два моря – Северное и Балтийское. Воды не сливаются, так как имеют разную плотность.

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

Блеск и нищета Мексики. Почти 46% населения Мексики живет в бедности.

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

Здесь один из самых высоких показателей классового неравенства.

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

Во многих нищих районах Мексики нет даже водопровода, потому дома бедняков частенько оказываются затопленными нечистотами.

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

Весна пришла, но зима не сдается.

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

Теория относительности в действии.

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

Когда в доме два хозяина.

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

и каждый видит свою половину отличной от другого.

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

Извержение на Гавайях: вода и пламя.

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

Две женщины, две разных жизни, два разных мира...

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

Граница между Северной и Юной Кореей. Две абсолютно разные страны и даже граница между ними выглядит как-то особенно

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

Туристы и коренное население. В нашем мире, полном технологий, увидеть таких женщин - все равно, что побывать в историческом музее.

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

Принц и нищий.

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

Социальные слои во всей красе.

Абсолютный контраст на фото (20 фото)

trinixy.ru

Цветовые контрасты по Иттену. Часть 3: t_nadja

5.Контраст по насыщенности.Слова «контраст насыщения» фиксируют противоположность между цветами насыщенными, яркими и блёклыми, затемнёнными.Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою яркость. itten_assign2Рисунки 38-41 дают представление о тончайших возможностях контраста по насыщенности в хроматических модуляциях.

Цвета могут быть осветлены или затемнены четырьмя способами, причём они весьма различно реагируют на средства, которые используются в этих целях:1.Чистый цвет может быть смешан с белым, что придаёт ему несколько более холодный характер.2.Чистый цвет можно смешать с чёрным.3.Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря добавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета. Едва только к насыщенному цвету добавляется серый, то получаются светлые, более светлые или более тёмные, но во всяком случае, более блёклые тона, чем тон первоначального цвета.4.Чистые цвета могут быть изменены путём добавления соответствующих дополнительных цветов.

Примеры, указанные у Иттена:

Georges_de_La_Tour_020Жорж де ла Тур "Новорождённый", Музей г.Ренн

1 (2)Анри Матисс "Пион", Музей современного искусства Нью-Йорк

38246_Klee4Поль Клее "Волшебная рыба", Филадельфия, Музеё искусств

6.Контраст по площади цветовых пятен.Контраст цветового распространения характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми плоскостями. Его сущность — противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький».Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, его яркость и, во-вторых, размер его цветовой плоскости.Для того, чтобы определить яркость или светлоту того или иного цвета, необходимо сравнить их между собой на нейтрально-сером фоне средней светлоты.По Гёте световую насыщенность различных цветов можно представить системой следующих соотношений:жёлтый: 9оранжевый: 8красный: 6фиолетовый: 3синий: 4зелёный: 6

Гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями:жёлтый: 3оранжевый: 4красный: 6фиолетовый: 9синий: 8зелёный: 6

Или:жёлтый:оранжевый = 3:4жёлтый:красный = 3:6жёлтый:фиолетовый = 3:9жёлтый:синий = 3:8жёлтый:красный:синий = 3:6:8оранжевый:фиолетовый:зелёный = 4:9:6

" />Как показано на рисунке 42-44, для гармоничных соотношений плоскостей, заполненных дополнительными цветами, характерны следующие пропорции:

жёлтый:фиолетовый = 1/4:3/4оранжевый:синий = 1/3:2/3красный:зелёный = 1/2:1/2

На рисунке 45 представлен круг гармоничного соотношения основных и дополнительных цветов в их пространственных характеристиках. Представленная здесь система количественных соотношений имеет силу только при использовании цветов в максимальной их яркости. При её изменении меняются и соответствующие размеры цветовых площадей. Оба фактора — и яркость, и размер цветовой плоскости самым тесным образом связаны между собой.

На рисунке 46 красный и зелёный цвет даны в равных пространственных соотношениях. Красный и зелёный как комплиментарные (дополнительные) цвета, обладая равными пространствами своего цветового поля, создают ощущение устойчивой, прочной гармонии. Но в том случае, когда эти пространственные соотношения нарушены, возникает иррациональное беспокойство.

На рисунке 47 красный цвет представлен в предельно минимальном количестве. Зелёный по отношению к нему занимает огромную площадь, в связи с чем по закону симультанного контраста красный, наоборот, начинает звучать очень ярко.

Примеры, указанные у Иттена:Если в композиции, основанной на контрасте светлого и тёмного, большая тёмная часть контрастирует с меньшей светлой, то благодаря этому противопоставлению произведение может приобрести особо углубленный смысл. Так, например, в картине Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом» контрастное сопоставление совсем небольшого яркого пятна на его плече с общим объёмом головы мужчины невольно заставляет проникнуться ощущением особой значительности образа.

рембрандт мужчина с золотым шлемомРембрандт "Мужчина с золотым шлемом"

В работах Мондриана композиционные структуры из полос красного, жёлтого и синего цвета держат общие размеры полотен.

composition-a-1923Пит Мондриан. Композиция А

А у Брейгеля, в его картине «Падение Икара», контрастное сопоставление сине-зелёноватого-коричневого колорита пейзажа и вкрапленных в него небольших красно-оранжевых пятен рукава и воротника пахаря, выполняет уже иную роль, обеспечивая изобразительную целостность картины.

piter-breygel-ikarПитер Брейгель "Пейзаж с падением Икара"

Согласование размеров цветовых плоскостей по меньшей мере столь же важно в работе над живописным произведением, сколь и сам выбор цветовой гаммы, поскольку каждая цветовая композиция должна исходить и развиваться из соотношений цветовых пятен между собой. Формы, размеры и очертания цветовых плоскостей должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться собственно рисунком.Соблюдение этого правила особенно важно для определения цветовых масс. Размеры цветовых пятен ни в коем случае не могут быть установлены с помощью линейных контуров, ибо эти размеры определяются лишь интенсивностью красок, характером цвета, его яркостью и силой воздействия, которая во многом зависит от контрастного сопоставления цветов.

t-nadja.livejournal.com

Контрасты | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

« Условный и обусловленный цвет | Главная | Несобственные свойства цвета »

Автор: admin | 10 мая 2015

Цвет в природе всегда находится в соседстве или в окружении других цветов. В результате цвета взаимно влияют друг на друга, изменяются по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности. Это явление называется контрастом. Обязательное условие возникновения контраста – расположение контрастирующих цветов непосредственно друг около друга. Контрасты делятся на два вида: ахроматический (световой) и хроматический (цветовой). В каждом из названных контрастов в свою очередь различаются контрасты: одновременный, пограничный и последовательный.

Чем ближе друг к другу расположены разноокрашенные предметы, тем яснее и определеннее их взаимное влияние. Так, любой цвет в окружении более светлых – темнеет, а в окружении более темных – светлеет. Это явление называется одновременным световым контрастом или контрастом по светлоте. Если, например, на палитре темного тона подбирать смеси цветов, то они в окружении темного тона фона могут казаться достаточно светлыми. Если же полученные смеси красок перенести на белый фон бумаги, то они «потемнеют» по сравнению с тем, как смотрелись на палитре. Чем больше цвет какого-либо предмета отличается от цветов окружающих предметов по светлоте, тем в большем мере его тон изменяется в сторону посветления или потемнения.

1 Светлотный (ахроматический) контраст

Светлотный (ахроматический) контраст

Данное явление в равной мере характерно для хроматических и ахроматических цветов. Явление светового контраста наблюдается и тогда, когда оба поля имеют одинаковый цветовой тон, но различаются по светлоте. В этом случае изменяется не только светлота, но и насыщенность. В сущности, с одновременным световым контрастом мы имеем дело и при сочетании хроматических и ахроматических цветов.

2 Светлотный (монохромный) контраст

Светлотный (монохромный) контраст

На эффект контраста влияет величина площадей фона и лежащего на нем цветового пятна. Контраст будет более заметным, если окружающий фон по площади больше, чем расположенное на нем цветовое пятно. Контрастное влияние фона будет возрастать по мере увеличения его насыщенности. На эффект контраста также влияет форма цветового пятна. Круг или кольцо, квадрат или буква на одном и том же фоне в равных условиях будут сопровождаться различной силы контрастом. Явление одновременного светового контраста сопровождается не только потемнением или посветлением цветового пятна, но и кажущимся изменением размеров. Светлое пятно на темном фоне кажется больше, чем оно есть на самом деле, и, наоборот, темное пятно как бы уменьшается в своих размерах.

4 Эффективность контраста в зависимости от величины и формы реагирующего поля.jpg

3 Эффективность контраста в зависимости от величины и формы реагирующего поля

Эффективность контраста в зависимости от величины и формы реагирующего поля

Эффект одновременного цветового контраста возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или при сопоставлении ахроматического и хроматического цвета. Это более сложное явление, чем световой контраст, так как изменения по цветовому тону сопровождаются одновременными изменениями по светлоте и насыщенности, причем последние могут быть более заметными, чем собственно цветовой контраст. Яркая стронциановая желтая на фоне темного ультрамарина в большей мере вызывает явление светового контраста, чем цветового, а ярко-красный тон на коричневом фоне представляется нам более всего в насыщенности. Если требуется определить действие контраста по цветовому тону, то необходимо, чтобы контрастирующие тона были приблизительно равными по светлоте и насыщенности. Тогда будет нетрудно заметить, что сопоставление различных цветов вызывает в них различные дополнительные оттенки и качества. Если говорить только об изменении цветового тона, то следует указать на тенденцию цветов в контрасте более отдаляться друг от друга в их положении по цветовому кругу. Например, желтый на оранжевом фоне будет более бледным, чуть-чуть зеленоватым, оранжевый на желтом фоне будет более оранжевым и иметь небольшой красноватый оттенок.

5 Контраст по цветовому тону

Контраст по цветовому тону

Несколько особого рода представляет контраст взаимодополнительных цветов. Если цвет находится в соседстве или на фоне своего дополнительного цвета или близкого к нему, то он воспринимается более насыщенным. Если на цветовую плоскость положить небольшое пятно того же цвета, но меньшей насыщенности, то последний еще больше потеряет насыщенность. Чем больше насыщен по цвету окружающий фон, тем большее влияние он оказывает на расположенный в его окружении цвет. Особенно это заметно в тех случаях, когда оба цвета имеют приблизительно одинаковую светлоту.

6 Контраст взаимнодополнительных цветов

Контраст взаимнодополнительных цветов

Чтобы наблюдать контраст по насыщенности, нужно взять два цветовых пятна, одинаковых по светлоте и по цветовому тону и разных по насыщенности. К такому контрасту художники прибегают всегда, когда нужно повысить чистоту того или иного цвета. Менее насыщенные цвета, как светлые, так и темные, дают больший эффект контраста, чем насыщенные. Контраст по насыщенности также особенно заметен при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. При этом, на черном или темно-сером фоне цвет понижает свою насыщенность а на белом или светло-сером – повышает.

7 Контраст ахроматического (черного, белого) с ахроматическими тонами

Контраст ахроматического (черного, белого) с ахроматическими тонами

Пограничный (или краевой) контраст возникает на границе двух смежных окрашенных поверхностей. Наиболее отчетливо пограничный контраст проявляется, когда рядом расположены две полосы, разные по светлоте (пограничный световой контраст) или по цвету (пограничный цветовой контраст). В первом случае часть светлого участка, которая находится ближе к темному, будет светлее, чем дальняя. Создается впечатление неровности, неравномерной окрашенности того и другого поля, получается как бы пространственная вибрация и возникает эффект объемности. Если это впечатление художнику нежелательно и не соответствует поставленной им задаче, то нужно выполнить подравнивание светлот путем нанесения легкого полутона на края соприкасающихся поверхностей, чтобы погасить действие пограничного контраста. Действие краевого контраста будет ослаблено, а предмет будет восприниматься более объемным, пространственным.

При хроматическом пограничном контрасте соседние цвета изменяются в том же направлении, что и при одновременном контрасте, то есть желтое пятно около красного будет немного зеленее, но, чем дальше оно будет от красного, тем более будет этот эффект ослабевать. Практически пограничный и одновременный контрасты выступают всегда вместе, только в одном случае более заметен один, в другом – другой. Если пятно на фоне имеет небольшой размер, то пограничный контраст почти отсутствует, если пятно достаточно велико по отношению в фону, то и возникает явление пограничного контраста. Действие пограничного контраста может быть нейтрализовано, если между цветами расположить полоску белого или черного цвета (прорисовку).

8 Пограничный контраст

Пограничный контраст

Эти закономерности должны быть известны каждому художнику и использоваться им как средство достижения выразительности и цветового единства произведения. Явления контрастов обязывают художника находить гармонию между соседними цветами, усиливая или ослабляя контрастное взаимодействие (например, за счет увеличения или уменьшения площади взаимно-контрастных поверхностей, расположения рядом с тепло-окрашенными предметами предметов с холодной окраской; удаления предметов друг от друга или, напротив, расположения их рядом, освещения их и т. д.)

Если посмотреть на солнце, а затем перевести глаз на белую стену, то некоторое время видится темное пятно, представляющее размытое изображение солнца на сетчатке. Если после длительного смотрения на яркий свет закрыть глаза, можно отчетливо видеть образ светящегося тела, интенсивность которого будет постепенно ослабевать. Это явление носит название последовательного контраста. Последовательный контраст заключается также в том, что при переводе взгляда с одного красочного пятна на другое мы наблюдаем на последнем оттенок цвета, несвойственный ему. Например, когда мы переводим взгляд с ярко-красной поверхности на серую бумагу, то можем заметить зеленоватый оттенок в сером. Таким образом, каждый предметный цвет после продолжительного его рассматривания оставляет в глазу след дополнительного цвета. Изображение дополнительного цвета возникает после того, как предмет непосредственно перестает воздействовать на наш глаз. Последовательный контраст выражается также в том, что воспроизводится и форма предыдущего цветового пятна. Малонасыщенные цвета не создают последовательного контраста.

Последовательный контраст является результатом цветового утомления глаз от воздействующего на него цвета и света. Это явление носит название адаптация. В целом явление адаптации связано с приспособлением зрительного аппарата к различным условиям освещения. Например, в условиях слабого освещения видимая светлота всех предметов, кроме черных, как бы повышается. При этом, чем светлее окраска предметов, тем более повышается его видимая светлота. В условиях сильного освещения, предметы, особенно с темной окраской, воспринимаются еще более темными. Таким образом, в результате приспособления глаза к свету или к темноте чувствительность глаз то понижается, то возрастает. Чувствительность глаза понижается при восприятии не только ахроматических цветов, но и хроматических. Если, например, часть синей драпировки закрыть черным картоном и некоторое время смотреть на драпировку, а затем убрать черный картон, то на том месте, где драпировка была закрыта картоном, она покажется насыщеннее по цвету, чем часть, которая не закрывалась. Следовательно, если цветовой раздражитель определенное время воздействует на наш глаз, то чувствительность глаза к этому цвету начинает понижаться. Возникает ощущение, что цвета потускнели, стали сближенными. Цветовое утомление тем сильнее, чем ярче и насыщеннее действующий на зрение цвет. Действие последовательного контраста имеет значение при наблюдении художником натуры и в наблюдении зрителем картины.

Читать далее Несобственные свойства цвета

Темы: Цветоведение | Ваш отзыв »

Отзывы

nnosova.ru

Одновременный (цветовой) контраст

Цвет в природе всегда находится в сосед­стве или в окружении других цветов. В ре­зультате цвета взаимно влияют друг на друга, изменяются по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности. Это явление называется одновременным (цветовым) контрастом.

 

 

 

Рисунок 15 – Серое пятно на цветном фоне

 

Если цвет находится в окружении хроматических цветов, то к нему как бы приме­шивается (по закону оптического смеше­ния) цвет, близкий к дополнительному цве­ту окружения. Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хро­матическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет заметный оттенок красного цвета. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеленому лугу, всегда воспри­нимается как сиренево-розоватая.

Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающего хроматического оттенка на сером называются контрастными. В цветовом круге они помещаются почти друг против друга, немного не совпадая с дополнительными. Их отличие от до­полнительных мало ощутимо, и практически им можно пренебречь.

Например, в ок­ружении красного серый цвет кажется не­сколько позеленевшим, в окру­жении желтого – синеватым и т. д. Создается впечатление, будто к серому тону каждый раз подмешиваются соответствующие краски, т.е. у ахроматических цветов возникает цветовой оттенок. В приведенных примерах се­рые тона приобрели противоположные (до­полнительные) оттенки тех фонов, на кото­рых они находились. Это свойство контрастов служит для объемной моделировки формы. Например, в живописной постановке на поверхности белого чайника рядом с отраженным цветом от соседних предметов или драпировок возникает по закону контрастов противоположный по тону цвет.

 

 

Рисунок 16 – Значение контрастов для объемной моделировки формы

 

Аналогичные явления можно наблюдать и у хроматических цветов. Если желтый цвет находится, например, в ок­ружении красного, то он воспринимается не­сколько позеленевшим, лимонно-желтым, на зеленом фоне он смотрится красноватым или имеющим оранжевый оттенок, на синем – более насыщенным, так как синий является противоположным цветом желтому.

Если цвет находится в соседстве или на фоне своего дополнительного цвета или близкого к нему, то он воспринимается бо­лее насыщенным.

Свойство контрастных цветов вызывать свою противоположность, взаимно усиливая насыщенность цвета, имеет большое значение для понимания влияния одного цвета на другой и используется в композиционных решениях произведений живописи и прикладного искусства.

Если на цветовую плоскость положить не­большое пятно того же цвета, но меньшей насыщенности, то последний еще более те­ряет насыщенность.

Чем больше насыщен по цвету окружаю­щий фон, тем большее влияние оказывает он на расположенный в его окружении цвет.

Краевой контраст

Более сложной разновидностью иллюзии является краевой контраст (или его называ­ют пограничный эффект), возникающий местах, где светлое поле соприкасается с бо­лее темным.

Светлое поле у границы с темным кажется еще светлее, а темное – тем­нее. Создается впечатление неравномерной окрашенности того и другого поля.

 

Рисунок 17 – Явление краевого контраста

 

С явле­нием краевого светлотного контраста сту­денты сталкиваются практически в каждой работе: в рисунке и живописи предметов многогранной формы (куба, шара), а также головы человека.

В местах соприкосновения с фоном теневая сторона головы кажется из­лишне темной, а фон, напротив, светлым; освещенная же часть лица по отношению к фону кажется излишне светлой, а фон на границе со светлым – очень темным. Иногда студенты начинают разбеливать теневую часть, делать темнее фон за головой или свет на лице. Работа теряет контрастную вырази­тельность, делается «вялой». Чаще всего в та­ких случаях нужно утемнить край светлого на предмете, нанести легкий полутон. Дей­ствие краевого контраста будет ослаблено. Предмет будет восприниматься более объемным, пространственным (здесь имеются в виду в первую очередь предметы, имеющие круглую, цилиндрическую, конусовидную, яйцевидную и другие аналогичные формы).

В орнаментальных композициях (напри­мер, на тканях, коврах, обоях и т. д.), где не­сколько плоскостей, различных по цвету, светлоте, примыкают друг к другу, они обво­дятся, как правило, черным, белым или се­рым контуром.

 

Рисунок 18 – Нивелировка краевого контраста

 

Эти тонкие промежуточные полоски, мешающие действию краевого кон­траста, называют прорисовками.

Пример рекламного проекта: логотип кондитерской фирмы «Форне» - желтые буквы на красном фоне отделены глянцевой полоской более светлого желтого цвета.

Контраст будет более заметным, ес­ли окружающий фон по площади больше, чем расположенное на нем цветовое пятно или предмет (например, фон и фигура, предмет в натюрморте и окружающий его фон). Кон­трастное влияние фона будет возрастать по мере увеличения его насыщенности.

Эти закономерности должны быть извест­ны каждому живописцу и использоваться как средство для достижения выразительно­сти и цветового единства произведения.

Яв­ления краевого и одновременного контрас­тов обязывают художника находить гармо­нию между соседними цветами, усиливая или ослабляя их контрастное взаимодейст­вие (например, за счет увеличения или уменьшения площади взаимно контрастных поверхностей; расположения рядом с тепло-окрашенными предметами предметов с хо­лодной окраской; удаления предметов друг от друга или, напротив, расположения их рядом; различного освещения их и т. д.).

Похожие статьи:

poznayka.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта