Елена Киселева: возвращение воронежской художницы. Киселева картины
Елена Киселева - биография художника
40 лет художник Елена Андреевна Киселева на родине была забытой. И это при том, что в начале ХХ века ее работы коллекционеры брали нарасхват, Академия художеств выделила ей «пенсион» на обучение в Париже, а знаменитый Илья Репин считал ее лучшей своей ученицей! И только благодаря Маргарите Луневой, искусствоведу Воронежского музея имени Крамского, работы мастера и память о ней вернулись на родину.
В конце прошлого года в Москве была организована большая выставка работ Киселевой. Под сильным впечатлением оказались не только рядовые посетители, но и профессионалы-искусствоведы – оказалось, что существовала выдающаяся русская художница, о которой им ничего не известно!
Хорошее начало
Андрей Петрович Киселев, отец художницы. 1906 г. (фрагмент картины)Непросто складывалась биография художника. Елена Киселева родилась в 1878 году в Воронеже в семье ученого-математика, преподававшего эту науку. Отец был достаточно обеспеченным человеком, так что всем своим детям (их было трое) смог дать хорошее образование.
Елена училась в Мариинской гимназии (и получила по окончании ее золотую медаль). Одновременно она, поскольку уже в детстве у девочки обнаружились художественные задатки. Обучалась у Л.Г.Соловьева в рисовальной школе.
Мариинская женская гимназия, ВоронежПосле окончания гимназии девушка попробовала было изучать математику на Бестужевских курсах, но это оказалось явно не ее занятие. Кроме того, она заболела тифом, и после выздоровления врачи не рекомендовали большие умственные нагрузки. Тогда в 1898 году она стала заниматься в классе Репина в Академии художеств.
Мастер был очень доволен ученицей. Он даже привлек ее к выполнению заказа на художественные панно, посвященные 200-летию Петербурга. Киселева работала над сюжетом «Ассамблея во времена Петра I».
Еще во время учебы Елена побывала в Париже (благо, средства позволяли), училась там у довольно известного графика и живописца Эжена Каррьера. Еще в студенческие годы она начала выставлять свои работы, в 1908 году даже получила Первую премию на выставке Академии.
В 1907 году Киселева закончила учебу. Ее «Невесты» (групповой портрет девушек-крестьянок в парадных одеждах, представленный в качестве дипломной работы) были оценены столь высоко, что молодой художнице присудили «пенсионерство» (как сказали бы сейчас, стипендию) для стажировки за границей – первой среди девушек. На эти средства в 1908 году она вновь поехала в Париж. Отец тоже помогал деньгами, так что Елена Киселева, художник, только начинающий творческий путь, могла иметь мастерскую, какой не было и у признанных парижских мэтров – просторную, со всем необходимым.
Елена Киселева. На балконе, 1910 г. (фрагмент)Но произошла революция, затем гражданская война, а в 1920 году Елена Киселева с мужем и сыном выехала в Югославию (тогда Королевство сербов, хорватов и словенцев), и на долгие 40 лет была забыта дома. При этом ее родители остались в России (только из Воронежа переехали в Ленинград).
Дела супружеские
Отъезд за границу был инициативой супруга Елены Андреевны, А.Д.Билимовича, профессора, ректора Новороссийского университета. Это был второй муж художницы. Первым браком она была замужем за Н.Черным-Перевертанным, своим земляком-воронежцем, сыном председателя суда. Это был типичный провинциальный сердцеед, привлекательный внешне и добродушный, но ограниченный и туповатый. Брак продлился всего три года.
А.Д.Билимович же был достоин своей избранницы. Это был крупный ученый и уважаемый преподаватель. Перед самой революцией в семье родился сын, названный Арсением. Хотя существует «политизированное» объяснение эмиграции Билимовича, более распространена версия, что профессора просто пригласили в Белград на работу, и он предпочел этот вариант существованию в разоренной гражданкой войной стране.
Елена Киселева. Портрет сына, 1925 г. (фрагмент)Жизнь семьи в Белграде сложилась удачно. В 1926 году все получили подданство, профессор Билимович занимал важные должности, много сделал для развития сербской науки, семья жила в хорошем особняке. Вот только времени на живопись у Елены Андреевны стало гораздо меньше – семейные хлопоты требовали много сил, да и мало кто слышал в Белграде о художнице Киселевой.
Но все же она работала, запечатлевая свою новую родину и ее типажи. Работы ее регулярно выставлялись, правда, в основном русскими эмигрантами «для своих». Елена Андреевна поддерживала связи с русскими художниками, оказавшимися в Сербии (таких было немало) и местной художественной общественностью. Однако эти дела занимали уже второе место после забот о семье.
Елена Андреевна Киселева. Женский портрет, 1930 г. (фрагмент)Трагический конец
А потом была война, и она положила конец карьере художницы. Поначалу, несмотря на оккупацию, все шло относительно гладко. Профессор Билимович не пожелал работать на оккупантов и подал в отставку, но семья осталась жить в Белграде и особой нужды не испытывала.
Но в 1942 году немцы арестовали и отправили в концлагерь Арсения Билимовича, единственного сына Елены Андреевны, и его жену. Оба выжили и в 1944 году вернулись домой, но Арсений оказался тяжело болен и вскоре умер. «Портрет сына на смертном одре» стал последней художественной работой Киселевой. Увидеть рисунок нельзя – он был сожжен при кремации вместе с ее телом.
Елена Андреевна Киселева. Ревность, 1945 г.Возвращение домой
Но жизнь продолжилась и после войны, и однажды Елена Андреевна получила письмо из Воронежа. Писала Маргарита Лунева, разыскавшая художницу с помощью обнаруженного в архиве ее письма к Репину. Так возобновилась связь с родиной, и переписка продолжалась до самой смерти Киселевой в 1974 году. Роскошное наследство от своей землячки получил Воронеж. Елена Киселева подарила родному городу все сохранившиеся у нее полотна. Она охотно вспоминала родину, особенно родную улицу (ныне Карла Маркса) и муниципальный каток, где ее отец оборудовал сверхмодную штуку – электрическое освещение.
Теперь музей Крамского владеет 42 работами художницы, это самая большая коллекция, собранная в одном месте. До исследований Луневой в экспозиции была лишь одна картина – «Маруся», которую сама Киселева считала самой удачной своей работой. Эту картину музею подарила Мария Киселева, мать Елены, в 1929 году.
Киселева Е.А. Маруся, 1913 г. (фрагмент)И вот в Москве прошла большая выставка «Элегантный век». Музей Крамского предоставил столице все имеющиеся у него работы Киселевой, также свою лепту внесли другие музеи и частные коллекционеры. В конце марта подобная экспозиция открылась в музее Крамского.
Сочетание тщательности русского реализма и свободы французских импрессионистов – вот что такое художник Елена Киселева. Картины ее напоминают манерой В.Серова, но есть в них что-то от Поля Гогена, и даже от раннего Пикассо (реалистического периода). Елена Андреевна всем жанрам предпочитала портрет (хотя в Югославии начала интересоваться и пейзажем), и образы людей прошлого сохранены ею живыми и выразительными. Она не боялась свободных линий и ярких красок, поскольку их не боится жизнь.
Автор: Мария Гончарова
2vrn.ru
Profile Name: sergej_manit Latest Month
Entry Tags 1000 псто :), 1917, hopper, livejournal, livre d'artiste, nemgosisdat, pin-up, А, Абрамцево, Аверин, Аврора, Австралия, Австрия, Азбука, Аземша, Айвазовский, Алексеев, Алелекова, Алиса, Алиса в стране чудес, Алтай, Алфеевский, Алые паруса, Алянский, Америка, Англия, Андерсен, Андреев, Андриевич, Анисфельд, Антарктида, Антоненков, Аралова, Аржекаев, Артюшенко, Архипов, Арцеулов, Астафьев, Астрель, Афанасьев, Афанасьева Е., Африка, Б, БУМ, Бабиков, Бажов, Байкал, Бакст, Барбье, Барвинок, Барто, Басманова, Басов, Баумволь, Бах, Беломлинский, Бем, Бенвенути, Бенуа, Бергамаско, Берестов, Бернар, Библиотека приключений, Библия, Билибин, Битный, Блок, Блюм, Богаевская, Богдеско, Боим, Бордзиловский, Брак, Брей, Брейгель, Брехт, Бриллиант, Бродский, Брок, Брукс, Бруни, Брюханов, Бубнов, Будный, Булатов, Булгаков, Булла, Бунин, Бурдель, Бушен, Быков, Быльев, Бычков, Бёклин, ВК, Васенко, Василенко, Васильковский, Васин, Васнецов, Васнецов В., Ватагин, Ваулин, Венеция, Венкова, Вергилий, Верейский, Верещагин, Веркин, Вертинский, Веселов, Веселье, Византия, Винокур, Вита Нова, Владимиров, Владимирский, Вламинк, Власов, Власова, Волков, Волкова, Воллар, Вологда, Волошин, Волянская-Уханова, Воробьёв, Врубель, Выборг, Высоцкий, Вятка, ГМИИ, ГРМ, ГТГ, Галей, Галич, Галле, Гальба, Гальдяев, Ганф, Гауди, Гейслер, Герасимова, Герман, Германия, Гершкович, Гнедич, Гоголь, Голландия, Головинская, Гольц, Гончарова, Горбатов, Гориславцев, Горлов, Горький, Горяев, Горячева, Греция, Григорьев, Григорьевы, Гудзенко, Гумилев, Гуревич, Гурченко, Гусев, Гюго, ДДТ, ДЕТГИЗ, Давыдова А, Дали, Данько, Дейнека, Декамерон, Демидов, Демурова, Дени, День Победы, Депардье, Дерен, Детмольд, Детский мир, Дехтерев, Диво Остров, Диккенс, Динотопия, Диньимо, Диодоров, Дмитрюк, Добужинский, Доре, Достоевский, Дошо, Драгунский, Дрезден, Дубинский, Дувидов, Дулево, Дюлак, Дюфи, Евган, Евдокименко, Езучевский, Елагин, Елинсон, Елисеев, Емельянов, Епишин, Ермолаев, Ерёмина, Ефимов, Ефремов, ЖЖ, Жозефина, Жуков, Журнал, Забила, Загадка, Зайчик, Закржевская, Заходер, Зверев, Златоуст, Зусман, ИДМ, Иванов, Ильинский, Инбер, Индия, Испания, Италия, Иткин, Кабаков, Кабинет книги художника, Кавказ, Кайботт, Калаушин, Калевала, Календарь, Калинина, Калиновский, Калинычева, Калмаков, Кандинский, Каневский, Капустина, Караффа-Корбут, Карлов, Касаткин, Катаев, Квитко, Кедрин, Кемпион, Кеш, Кибрик, Киев, Ким, Кино, Киселев, Киселева, Китаев, Клаве, Климт, Клодель, Клузо, Клушанцев, Кнебель, Книга знаний, Книжка-игрушка, Ковенчук, Ковчег, Кокорин, Колобок, Колокол, Коломенское, Кольцова, Комильфо, Компас Гид, КомпасГид, Конашевич, Кононов, Конёк-горбунок, Копейко, Копылков, Корж-Радько, Коровин, Костер, Костров, Котовский, Кочергин, Кранах, Красаускас, Крейн, Крейцер, Криммер, Крокодил, Кронштадт, Круглый год, Крылов, Кубашта, Кудашева, Кузнецов, Кузьмин, Культура, Купка, Куприянов, Курдов, Курёхин, Кусково, Кустодиев, ЛФЗ, Лабас, Лаврова, Лаврухин, Лагерлёф, Ладонщиков, Лазаревская, Ланской, Лаптев, Лебедев, Левитан, Левицкий, Лейхтенбергская, Лемкуль, Ленинград, Лермонтов, Лесков, Лизочек, Литвиненко, Лифшиц, Ломаев, Лондон, Лоренс, Лосин, Луганский, Лурье, Любарский, Маврина, Магомаев, Мазрухо, Мазурин, Майоль, Майорова, Макаревич, Малевич, Малютин, Манизер, Марайя, Маримба, Маркарян, Марсо, Маршак, Массон, Мастрояни, Матисс, Матюх, Маугли, Маяковский, Медведев, Межелайтис, Мейсен, Мелик-Пашаев, Мешков, Мигунов, Мир искусства, Митрофанов, Митрохин, Митурич, Михалков, Михаэлис, Моне, Монин, Моро, Москва, Москвоведение, Мочалов, Мошковская, Мук, Мунц, Мурзилка, Муха, Набоков, Наполеон, Нарбут, Неаполь, Незнайка, Некрасов, Немгосиздат, Нестеров, Нивинский, Нигма, Николаев, Николаенко, Никольский, Нобель, Новая школа, Новгород, Новожилов, Новый год, Норнштейн, Носкович, Носов, О, О Коннелль, Облака, Озон, Окуджава, Олег Попов, Олимпиада, Орлова, Островой, Остроумова, Открытки, Оцуп, П, Павлишин, Павловск, Пажу, Пан пресс, Панов, Париж, Пахомов, Первая мировая, Перцов, Петербург, Петергоф, Петров, Петров-Водкин, Петрова, Петроградская сторона, Петропавловская крепость, Петропавловский собор, Пиаф, Пикар, Пикассо, Пилецкая, Пименов, Пиранези, Питер, Пластов, Погани, Погодин, Пожарский, Покровский, Поленова, Полетика, Полунин, Попов, Порет, Порхов, Почтовая карточка, Прагер, Приозерск, Прокудин-Горский, Проспект, Прутков, Псков, Пух, Пушкин, Р, РГДБ, РОСМЭН, Радаков, Радиге, Радлов, Рафаэль, Рачёв, Рейпольский, Рекхем, Рембрандт, Ренуар, Репин, Репкин, Рерих, Речь, Рига, Рид, Рим, Рипол, Робинзон, Родари, Роден, Родченко, Рожанковский, Роквел, Роскин, Россия, Россия жжет, Ротов, Рубинштейн, Рублев, Рудаков, Румянцев, Руо, Рыбченкова, Рябушкин, С. Петербург, СССР, Савченко, Салиенко, Салтыков, Самокат, Самокиш, Самохвалов, Сандлер, Сапгир, Сахарнов, Сверстники, Свирин, Свое издательство, Семенов, Семёнова, Серебрякова, Серов, Сибирь, Синани, Сингапур, Слепков, Слуцкая, Смеляков, Смирнов, Смольников, Сморгон, Снежная королева, Солнечный луч, Сомов, Сотников, Союз художников, Старасте, Старое фото, Стацинский, Стивенсон, Стругацкие, Стыка, Суворов, Суриков, Сутеев, Талашкино, Тамби, Тарасенко, Таубер, Твардовский, Тиссо, Токмаков, Толкин, Толстой, Траугот, Тризна, Троице-Сергиева лавра, Трофимов, Трухина жжет, Туве Янссон, Турция, Тырса, Уайет, Узбяков, Украина, Уорхол, Успенская, Устинов, Фаберже, Фаворский, Фарджон, Фейерабенд, Фейнберг, Фелиш, Филипповский, Фини, Фитингоф, Флинт, Форд, Фордевинд, Фраерман, Франция, Фролов, Хайкин, Хармс, Хоббит, Хогард, Ходлер, Холин, Холмс, Храпковский, Художники детской книги СССР, Царицыно, Царское Село, Цветы, Цейтлин, Центомирский, Цигаль, Цирк, Чарли Харпер, Чарушин, Челищев, Челушкин, Черемных., Чехов, Чехонин, Чешка, Чижиков, Чиполлино, Чуковский, Чухлома, Шагал, Шаляпин, Шварц, Швеция, Шевченко, Шекли, Шекспир, Шепард, Шехтель, Шиле, Шишкин, Шишмарева, Шорр, Штейнберг, Штиглиц, Шубов, Эвенбах, Эйснер, Эксмо, Экстер, Энас книга, Эппле, Эрмитаж, Эрни, Эроль, Эрте, Эстляндская губерния, Эстония, Этерна, Юлий Ким, Юркин, Я, Якобсон, Яковлев, Япония, Яхнин, а просто, авангард, автограф, азбука, азулежу, академия наук, академия художеств, акварель, актер, алиса, алхимия, альбом, анималист, анимация, антиквариат, антики, арт-бизнес, арт-деко, арт-проект, археология, архитектура, аукцион, афиша, балет, баловство, беда, библиография, библиотека, биографии, битва, блокада, верстка, веселье, вид сверху, витраж, вкусняшки, во дают, военное, возрождение, война, враги напали ночью, всякое, высота, выставка, гауди, география, геология, гифка, город, готика, гравюра, графика, грустное, дагеротип, дарственная, дачное, дети, диафильм, для осмысления, довоенное, док. кино, домашнее, древнее, древние книги, друзья, дурь, душевное, еда, живность, живопись, журнал, жуть, завод, загадка, замок, запад, записи в книгах, зверики, зима, злобное, зоопарк, и понимать нечего, игра, игрушка, игрушки, издательство, иллюстратор, импрессионизм, индейцы, интерьер, инфа, искусство книги, историческая серия, история, история искусства, история кино, история книги, италия, их нравы, как делать, карнавал, картинки, карты, керамика, кино, кино про книги, кладбище, книга, книга авторская, книга детская, книги, книги довоенные, книги заграничные, книги новые, книжка-игрушка, книжка-картинка, книжная выставка, книжная графика, книжные запчасти, коллекция, колыбельная, комикс, конкурсы, конструктивизм, космос, костюм, котэ, крейсер, крепость, критика, кто в теме - тот знает, кто виноват, кубизм, кухня, лекция, литография, локомотив, любовь, майдан, макет, марки, мебель, метро, минерал, мода, модерн, море, мост, мракобесие, музей, музыка, мульт, навеяло, наконец то мне повезло, настольные игры, наука, новые взгляды, нон фикшн, нонконформизм, ночное, ночь, нужное, няшное, обложка, обмен, обсуждение, одежда, окрестности С. Пб., оно нада?, оригинал, оригинал иллюстрации, оружие, остров, открытки, памятник, память, панорама, пантеон, папуга, парк, паровоз, переплет, песня, печатная графика, печать, пионер, писатели, плавание, плакат, пластинки, по делу, по литературным местам, погода, подарки, полет, полиграфия, политика, польза, понять бы, поход, почта, поэзия, праздник, превращения, пригород, прикладная графика, прикладное, приключения, природа, про жизнь, про хороших, провинция, проги, работа, рабочее, радио, растения, революция, реклама, реконструкция, реставрация, реформа, ролик, рунет, русская живопись, руферы, |
sergej-manit.livejournal.com
«Элегантный век» Елены Киселевой в Музее русского импрессионизма / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни
«Розовый зонтик», 1910 г.
Подготовка выставки сопровождалась почти детективным расследованием обстоятельств жизни и творчества Елены Киселевой,
которые вполне могли бы стать фактурой для остросюжетного фильма или романа, рассказала Posta-Magazine директор музея Юлия Петрова.
Ее работы легко представить в собрании музея Орсе или Метрополитен. В живописи Елены Киселевой — умной, эстетской и в то же время полной жизни — чувствуется дух времени с его утонченной богемностью, литературными и художественными салонами, поэтическими турнирами и поисками новых форм. Яркий, насыщенный колорит и крупные мазки роднят картины Киселевой с живописью постимпрессионистов и группы «Наби», а подчеркнутый психологизм портретов связывает их с русской реалистической традицией.
Сегодня самая крупная коллекция живописи Елены Киселевой находится в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского, а остальные работы рассеяны по нескольким российским и зарубежным собраниям. Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова рассказала нам о своем знакомстве с Еленой Киселевой и предстоящей выставке «Элегантный век», которая, возможно, откроет новую страницу в истории русского искусства XX века.
Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова: |
Искусствоведческий детектив«Когда я увидела картины Киселевой на сайте Воронежского областного художественного музея, первое впечатление было бескрайнее изумление, что живопись такого качества мне совершенно неизвестна. Все-таки у меня серьезное университетское образование. Я искусствовед, закончила Санкт-Петербургский университет и привыкла думать, что первые имена русского искусства мне знакомы. И вдруг столкнулась лицом к лицу с автором, о котором никогда не слышала. После поездки в Воронеж я начала собственное расследование — искала любую информацию о Елене Киселевой и ее картинах. Это страшно интересная, бесконечно увлекательная искусствоведческая работа. Узнав, что три вещи хранятся в фондах Русского музея, я отправилась туда. В ответ на мой запрос хранитель коллекции даже переспросила: „Вам точно нужна Елена Киселева? Может, Александр Киселев? Ее сорок лет никто не спрашивал“. Идея выставки уже вырисовывалась у меня в голове, и этот эпизод только подстегнул мое любопытство. Продолжив поиски, я нашла косвенных наследников художницы — прямых не осталось, Киселева на тридцать лет пережила своего единственного сына. Кого-то обнаружила в Петербурге, кого-то в Москве, кого-то за рубежом. |
Портрет сына, 1925 г.
Я искала вещи, перечитывала воспоминания самых разных людей. Ее имя возникает в мемуарах Корнея Чуковского. Писатель с нежностью рассказывает об их ярком романе, на память о котором у него остался написанный ею портрет, всю жизнь висевший в его рабочем кабинете. В России следы картины потерялись, но нам удалось обнаружить их в Бостоне».
Любимая ученица Репина
«Елена Андреевна родилась в Воронеже в очень образованной семье: ее отец, Андрей Петрович Киселев, был крупным математиком, чьи учебники еще помнит старшее поколение. Киселевы были одним из самых передовых семейств города, много путешествовали, интересовались новыми изобретениями.
Намереваясь по примеру отца посвятить себя науке, она отправилась в Петербург на Высшие женские курсы для подготовки к поступлению на математический факультет университета. Но заболела тифом и была вынуждена прервать обучение. А на следующий год поступила в Академию художеств в мастерскую Ильи Репина, став, по его собственным словам, одной из любимых учениц. Сама художница вспоминала, что Илья Ефимович ее как будто бы выделял и даже ухаживал. Возможно, так оно и было, а может, просто женское кокетство — Елена Андреевна была натурой увлекающейся.
За свою дипломную работу „Невесты. Троицын день“ Елена Киселева получила оплаченное академией пенсионерство в Париже. В этот город впоследствии она возвращалась не раз, по нескольку месяцев работая в открытых художественных мастерских.
«Невесты», 1910 г.
Киселева быстро приобрела известность в московских и петербургских художественных кругах. Она много выставлялась как в России, так и в Европе. Ее картины были представлены на крупнейших выставках начала прошлого века».
Дачницы, 1915 г.
«На балконе», 1910 г.
«Конец прекрасной эпохи»
«Но Октябрьская революция и эмиграция круто изменили ее жизнь. Со своим вторым мужем Антоном Билимовичем они перебрались в Королевство сербов, хорватов и словенцев. В житейском плане все было хорошо: муж получил достойное место профессора математики Белградского университета, у семьи был свой дом с садом, они были вхожи в культурное общество города, принимали гостей. И все же Киселева была из тех людей, кто не смог перейти рубеж эмиграции безболезненно. Об этом ярко свидетельствует одно из ее писем Репину. В ответ на не сохранившееся письмо Ильи Ефимовича, в котором он, видимо, спрашивал, почему она оставила живопись, она с грустью замечает: „Живопись — это удовольствие. А о каком удовольствии теперь можем мы, оплеванные, думать?“ „Вы так близко от Петербурга, — пишет она, — а я даже не знаю, что с моими братьями и сестрами, живы ли они“. Очевидно, что для нее отъезд был большой драмой.
«Дома», 1908 г.
Можно объяснить ее исчезновение с художественного горизонта и тем, что, став матерью, она полностью посвятила себя семье. Как вспоминала одна из наследниц, живопись для нее была столь серьезным делом, что она не могла заниматься им „в полруки“, а отдавать себя всю, занимаясь ребенком, тоже не могла.
Уже в старости она писала одной из своих двоюродных внучек: „Здесь в Белграде все знают жену профессора Билимовича и никто не знает меня как художницу Елену Киселеву“. Видимо, жалела.
Одним словом, невероятно интересная история жизни и творчества, по которой можно было бы снять насыщенный сериал. И практически у каждой картины, которые мы показываем, есть дополнительная история, которая добавляет кинематографичности общему сюжету ее жизни».
«Художница с зеленой вазой». Автопортрет, 1910 г.
«Маруся», 1913 г.
Женский портрет (Портрет Татьяны Платоновой-Поздняк), 1907-1908 гг.
«Ревность», 1907-1910 гг.
«Мать и дочь», 1911 г.
Детали от Posta-Magazine:Выставка открыта с 17 декабря по 12 мартаМузей русского импрессионизма, Ленинградский пр-т, 15, стр. 11
http://www.rusimp.su/
posta-magazine.ru
КИСЕЛЕВА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА - мир прекрасен и удивителен
Киселева Елена Андрееевна (1878 – 1974)Русская художница. Уроженка Воронежа. Дочь математика Андрея Петровича Киселева, автора школьных учебников по математике. Участница выставок Нового общества художников (1906—1912), журнала «Апполон» (1910), «Союза русских художников» (1910—1917).
Первые десятилетия ХХ века, пожалуй, до сих пор остаются единственным периодом в истории русского изобразительного искусства, который так и не получил однозначной оценки. Время, "обласканное" вниманием многих исследователей, и поныне будит самые противоречивые чувства. Для одних оно – печальный закат многовековой русской художественной традиции, для других же – пора притока "свежей крови", столь необходимой современной художественной школе. Бурное время, лишённое единого художественного камертона, объединило самых разных по духу мастеров, чьи имена – от утончённых эстетов, художников-"мирискусников" до грубоватых пионеров русского авангарда – занимают немало плотных строк в каждом издании, посвящённом истории отечественного искусства. Однако эта женская фамилия среди них никогда не встречается…
Между тем имя художницы эпохи модерна Елены Киселёвой, мастера европейского уровня, несомненно, должно находиться в том же ряду славных имён, обогативших отечественную культуру начала ХХ столетия.
"Маруся", 1913"На балконе", 1910"Девушка в красном", 1907
"Художница с зеленой вазой". Автопортрет. 1910
"Прекрасные дамы", 1927
"Портрет Андрея Константиновича Федяевского", 1910
"Портрет Лизы" (Елизаветы Константиновны Карякиной, рожденной Федяевской), 1909
"Портрет А.П. Киселева" (Андрея Петровича Киселева, отца художника), 1906
"Портрет неизвестной в шали", 1910
"Прогулка", 1910
"Базар в Которе (Черногория)", 1925
"Черногорка", 1920 "Коновланка", 1920
fleur-marie.livejournal.com
Удивительные картины Елены Киселевой. – Ярмарка Мастеров
Елена Киселёва родилась в Воронеже, в семье педагога и математика Андрея Петровича Киселёва, который преподавал в Воронежском институте народного образования. Это его учебники математики установили рекорд долговечности, оставаясь свыше 60 лет самыми стабильными учебниками в школе XX века, и это они определили уровень математической подготовки нескольких поколений в нашей стране. Его жена, Мария Эдуардовна, помимо воспитания троих детей, занималась благотворительностью, совместно с мужем открыла в собственной усадьбе Отрадное школу для крестьянских детей, которая после революции была превращена в детский дом.Первые частные уроки рисования Елена Киселёва получила у Михаила Пономарёва, известного воронежского фотографа и художника. Затем обучалась в Воронежской рисовальной школе под руководством художника Льва Соловьёва, по окончанию которой поступила в Мариинскую женскую гимназию. Закончив гимназию с золотой медалью, Киселёва продолжила обучение на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге, на математическом факультете.Но в 1898 году, после перенесённого тифа, Киселёва осознала, что её больше привлекает творчество и поступила в Высшее художественное училище при Академии художеств. Двумя годами позже она уже училась в Академии, в мастерской Ильи Репина и была одной из его любимых учениц. В 1903 году Репин поручил Елене и и еще одной своей талантливой ученице, Евгении Малешевской, работу над серией диорам к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга.За свою дипломную картину "Невесты. Троицын день" Елена Киселёва первой из женщин-выпускниц Академии получила возможность продолжить учёбу в Париже.
Первый раз Елена Андреевна вышла замуж в 1905 году ещё будучи студенткой, за красавца-мужчину Н.А. Черного-Перевертанного, сына председателя Воронежского суда. Брак оказался неудачным и продолжался всего три года.
Для картины "Ревность" позировали сестра художницы Мария с мужем Дмитрием Комиссаровым.
Ревность, 1907. Собрание Олега Арюхина, Санкт-Петербург
В 1909 году на Весенней выставке в Академии художеств портрет "Дома", где Киселёва изобразила себя в интерьере своего парижского ателье, был удостоен премии имени А.И. Куинджи. На стенах мастерской висят, возможно, её собственные работы.
Санди (Портрет художника Александра Стюарта-Хилла), 1910
Художница с зелёной вазой. Автопортрет, 1910
Следующая картина написана в родительском имении Плясово-Юрасово под Воронежем. Позировала Виктория Федяевская, близкая знакомая семьи Киселёвых.
В 1911 году художница вернулась в Россию. Лучшим периодом в творчестве Елены Киселёвой стали 1910-е годы. Художнице сопутствовал неизменных успех на многочисленных выставках, о ней много писала пресса, она пользовалась уважением и поддержкой со стороны Ильи Репина, часто бывала в усадьбе своего учителя в финском Куоккале. Критики были благосклонны, отмечая в творчестве художницы соединение классической школы и постимпрессионизма. Картины покупали охотно. Известно, что несколько полотен приобрел для собственной коллекции Максим Горький.
На дачах в Куоккале Елена Киселева встречала много интересных людей.
В Европе Киселёва училась в знаменитой Академии Эжена Каррьера и Академии Рудольфа Жюлиана, участвовала в международных выставках в Мюнхене и Риме. Живя и работая в Европе, Елена Киселева принимала активное участие в выставках: она демонстрировала свои работы в экспозициях Нового общества и Союза русских художников.
Розовый зонтик, 1910
Художница Елена Киселёва не раз подчёркивала, что ей очень нравится писать портреты красивых женщин и что для нее живописные задачи важнее психологизма.
В 1917 году Елена Киселёва переехала в Одессу. Здесь она встретила Антона Билимовича, с которым познакомилась еще в 1914 году во Франции. Профессор механики, позже ректор Новороссийского университета, Антон Билимович стал постоянным спутником жизни художницы. В мае 1917 года у них родился сын Арсений.
В январе 1920 года Антон Билимович, Елена Киселёва и их маленький 2-х летний сын Арсений эмигрировали в Королевство сербов, хорватов и словенцев и поселились в Белграде, где профессор Билимович получил работу в университете. Жизнь семьи была обеспеченной, был свой дом, думать о куске хлеба Елене Андреевне не приходилось. Но вот творчества в ее жизни стало меньше, о чём она постоянно сожалела.На картине изображен Арсений Антонович Билимович (1918-1944), его судьба оказалась трагичной.
Портрет сына, 1925
Елена Киселёва постепенно отошла от художественной деятельности и полностью посвятила себя семье. В начале 30-х Киселёва ещё приняла участие в нескольких групповых выставках русских живописцев-эмигрантов. Но она так и не влилась в художественное сообщество Сербии.
В своих воспоминаниях Елена Киселева писала: "Мой муж был слишком большим учёным, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Всё было на мне. У нас много людей бывало, жили, что называется, „открыто“, но никто не интересовался художницей Киселевой".
Окончательную точку в своём творчестве Елена Киселёва поставила после кончины сына. Находясь на оккупированной немцами территории, Арсений вместе с женой в 1942 году попал в концлагерь. Два года спустя, после их возвращения в 1944 году, Арсений тяжело заболел и вскоре скончался.В 1970 году Елена Андреевна похоронила своего мужа, Антона Билимовича, и оставшиеся годы провела в одиночестве, дав обет молчания и много времени посвящая цветам и любимому саду. Художница ушла из жизни в возрасте 95 лет.
С уважением, Светлана Акулова.
www.livemaster.ru
ЖЗЛ (ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА КИСЕЛЕВА. Часть II - Эмиграция.)
Окончание. Начало здесьЭмиграция
Историки выдвигают две причины отъезда семьи Билимовичей из страны. По одной из них, Антон Дмитриевич был вынужден покинуть Россию, боясь репрессий со стороны новой власти, поскольку его родной брат – известный ученый-экономист, профессор Киевского университета Александр Дмитриевич Билимович, был тесно связан с Белым движением. По другой версии, эмиграция совпала с приглашением ученного-математика на преподавательскую работу в Белградский университет. В результате, в январе-феврале 1920 года Билимовичи эмигрировали в Королевство СХС (Королевство сербов, хорватов и словенцев).
Елена Андреевна и Антон Дмитриевич Билимовичи
Для справки: государство с официальным названием Королевство СХС возникло 1 декабря 1918 в результате объединения югославянских земель, принадлежавших распавшейся осенью 1918 года Австро-Венгерской империи (Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Далмации, Воеводины), с королевствами Сербией и Черногорией. Только в 1929 году Королевство СХС было переименовано в Югославию.Итак, в 1920 году Билимович с женой, сыном и братом приехали в Сербию. С 20 апреля 1920 года Антон Дмитриевич стал работать по контракту в Белградском университете. В 1926 году Билимовичи получили югославское подданство, и уже 3 ноября 1926 года русский математик был назначен профессором прикладной математики на философском, а позднее математико-естественном факультете университета.
Надо отметить, что карьера Антона Дмитриевича в Сербии сложилась очень удачно. В 1927 году он был избран членом-корреспондентом, а в 1936 году - действительным членом Сербской академии наук и искусств. Профессор был одним из инициаторов создания Математического института Сербской Академии наук при философском факультете университета, стал его директором и оставался на этой должности вплоть до второй мировой войны. Он принимал активное участие в работе Русской академической группы и Русского научного института в Белграде, публиковал там свои статьи, с 1929 по 1936 год преподавал в русско-сербской гимназии, обучая математике детей русских эмигрантов. В 1932 году профессор основал «Клуб математиков Белградского университета» и математический журнал на французском языке. В 1936-1940 годах Билимович был секретарем Отделения естественно-математических наук Академии, участвовал и в съездах Русских академических организаций за рубежом и Международных конгрессах математиков, встречаясь там с советскими коллегами.
Спад творчества
А что же Елена Андреевна? В 1920-1930-е годы, как пишут исследователи, Киселева занималась живописью все реже. Нет, безусловно, она продолжала писать портреты, увлеклась пейзажи, создавала декоративные панно и иконы. Художницу привлекали климат «новой родины» и архитектура, интересовала народная жизнь и быт сербов, восхищали национальные костюмы. Свой интерес к Югославии Киселева выразила в таких своих работах, как «Базар в Которе», «Ярмарка в Типчедере», «Город Будва», в многочисленных акварелях и рисунках, среди которых «Базар в Будве», «Черногорка», «Копавласка», «Далматинка» и др.
Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Базар в Будве. 1920 г.
Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Коновланка 1920 г.Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Черногорка 1920 г.
4 сентября 1923 года после развода с первым мужем, Елена Черная-Перевертанная венчалась и взяла второй фамилией к своей девичьей фамилию мужа, став Киселевой-Билимович. Отныне она некоторые свои работы подписывала «Билимович», словно запутывая искусствоведов. 25 сентября 1923 года в этой же белградской церкви священник Петр Беловидов и дьякон Владислав Неклюдов крестили их сына Арсения.Историки утверждают, да и сама художница в своих письмах подтверждает, что времени для занятий любимой живописи становилось всё меньше. Она постепенно стала просто женой профессора университета, академика Антона Билимовича, хозяйкой дома, в котором бывало много гостей – университетских коллег и ученых, но ни одного художника. Елена Андреевна вспоминала: «Мой муж был слишком большим ученым, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Все было на мне. У нас много людей бывало, жили, что называется, «открыто», но никто не интересовался художницей Киселевой».
Елена Андреевна Билимович Киселёва (1878-1974) Прекрасные дамы. 1927 г.
Есть сведения, что педагог Елены, великий Илья Репин, с которым она продолжала переписываться, обеспокоенный творческой судьбой своей ученицы, писал ей: «А Вы, неужели бросили живопись? Вот не верю. Вы слишком огромный талант, чтобы бросить. Еще обрадуете, надеюсь». В письмах Киселевой разных лет сквозят тоскливые мысли, словно ответ на то письмо Репина: «Я согласна, что я была очень одаренная художница в свое время, но это как-то стерлось, заглохло». «Писать – счастье, наслаждение, а о каком наслаждении можем мы теперь думать».«Жизнь давно забрала меня всю целиком и художницей я была как-то сбоку, в стороне». «Временами, когда было легче, когда жизнь успокаивалась, возвращалась возможность мне вспомнить, что я могу взять кисть в руки. Но все это урывками».
Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Коновланка. 1920 г.
Эту «урывочность» художница оправдывает тем, что она, воспитанная на традициях академической школы Репина, чувствовала себя чужой среди сербских коллег, которые были поклонниками новых тенденций в живописи, в частности, авангарда.В письме Луневой в Воронеж Елена Андреевна писала: «В эмиграции сначала было очень трудно и не до живописи. А когда мы стали на ноги, было уже поздно. Восторжествовало новое направление в живописи, и я стала не нужна, или, по крайней мере, я так чувствовала для себя». Тем не менее, стоит заметить, что Киселева все же принимала участие в художественной жизни Сербии, по крайней мере, до второй мировой войны, правда, экспонировала свои работы, в основном, только на выставках русского искусства.
Елена Андреевна Билимович-Киселёва (1878-1974) Базар в Которе (Черногория). 1925 г.
Она принимала участие в выставках Общества русских художников в Королевстве СХС (1928), Большой выставке русского искусства (1930), выставке Русского художественного общества (1933), I Периодической русской выставке (1937), которые проводились в Белграде, а также в ретроспективной выставке русской живописи в Праге (1935). Биографы нашли заметку из газеты «Новое время» о выставке в мае 1928 года, где упоминается и картина художницы: «Очаровательны «Крестьянские девушки» Киселевой. Русский Север смотрит с картины во всей свежести своего колорита. Сидят на скамье в ряд деревенские красавицы в красных юбках, и у каждой - свое лицо и движение. Что-то «малявинское», но смягченные, умиротворенные и выписанные». Кроме выставочной деятельности, Киселева по примеру некоторых коллег-соотечественников, пыталась заниматься и иконописью, создав образ Иисуса Христа на фоне русского пейзажа, написанный в манере Михаила Нестерова. Как всегда, «сильным коньком» творчества Киселевой были портреты, которые она представляла на выставках. Среди них – «Портрет госпожи Ковалевской», «Портрет поэтессы Журавской», «Портрет Петра Струве» и др.
Елена Андреевна Билимович-Киселёва (1878-1974) Женский портрет. 1930 г.
Русские художники в Белграде
А сейчас отвлекусь на некоторое время, чтобы мысленно поспорить с Еленой Андреевной по поводу ее не востребованности в Сербии и сложной судьбе русских эмигрантов. Готовя этот материал, я прочел статью историка В.И. Косика «Очерки о русской эмиграции в Белграде (1920-1950-е годы)», где автор, упоминая и имя Киселевой, естественно, называет несколько десятков имен русских художников-эмигрантов и пишет о том, как они активно продолжили заниматься творчеством вдали от родины.Во-первых, все эти художники группировались вокруг «Общества русских художников в Югославии», которое было создано 12 июня 1928 года. До этого, еще в 1922 году была образована «Студия русских художников», которая работала в здании Русского офицерского собрания в Белграде. В мае 1928 года эта студия шефа кабинета военного министерства полковника С. Тодоровича организовала первую художественную выставку, в которой участвовало 28 русских художников, скульпторов, архитекторов, представивших около 300 работ. В этом же году было создано Общество, которое уже в сентябре устроило выставку под названием «Югославия в изображении русских художников». Параллельно восемь художников, среди которых были и женщины, организовали группу «К.Р.У.Г.» (как расшифровывается эта аббревиатура, не знаю), и в 1930 и 1931 годах с успехом провели свои первые выставки. Киселева-Билимович, как я понимаю, ни в одну из этих организаций не входила, большую часть своего времени посвящая дому и семье…В.И. Косик в своем очерке называет имена русских художников, которые были очень востребованы в Сербии. Например, Степан Федорович Колесников (11 июля 1879-1955), тоже, кстати, ученик Репина, прибывший в Сербию в том же 1920 году.
Степан Федорович Колесников
Правда, он к тому времени был уже шесть лет академиком живописи, членом парижского международного художественного общества «Леонардо да Винчи». Поэтому художник быстро снискал известность, уже в январе 1922 года провел персональную выставку и, как пишут историки, «вошел в моду». Говорят, что за два года жизни в Сербии Колесников написал около 100 картин и 20 из них продал во время работы выставки. Картины художника украшали дворец короля, столичный отель «Палас», Городскую больницу, помещение Экспортного банка и потолок Народного театра в Белграде. В ноябре 1925 года Колесников провел вторую «персоналку», и за право обладать его работами боролись лучшие белградские дома. Но, ладно, Колесников – модный художник, имевший обширную клиентуру!Можно назвать и замечательных иконописцев, украшавших русские украинские, болгарские, сербские и греческие храмы. Среди известных изографов – Пимен Максимович Софронов (9 сентября 1898 – 16 мая 1973), Иван Петрович Дикий (Дикой) (8 февраля 1896 – 18 июля 1990) и Андрей Георгиевич Бартошевич (1910 – 2 октября 1993), будущий архиепископ Женевский Антоний. Софронова, кстати, приглашали в Ватикан для создания 56 икон для пятиярусного иконостаса для часовни на Всемирной выставке в 1942 года, но планам помешала война.Пишу о них, поскольку Елена Киселева-Билимович тоже пыталась заняться иконописью.Русские художники, рассеянные по городам Сербии, зарабатывали, как могли, организовывали выставки-базары и передвижные выставки, искали заказчиков и предлагали свои услуги организациям. Активно работали Николай Дмитриевич Кузнецов (1850-1929), Всеволод Константинович Гулевич (1903-1964), Афанасий Иванович Шелоумов (Шелумов) (1892-1983), Павел Кравченко, Сергей Обрезков, братья Виктор и Борис Пастуховы. Многие эти имена еще ждут искусствоведческих исследований. Были среди них и импрессионисты, и авангардисты, но были также и реалисты-академисты, как Киселева.
Репин Илья Ефимович (1844-1930) Портрет Николая Дмитриевича Кузнецова (1850-1929). 1884 г Национальный музей в Белграде, СербияАфанасий Иванович Шелоумов в своей мастерской.
Отдельно стоит сказать и о русских художницах, волею судеб оказавшихся в Сербии, кто в эмиграции, а кто, выйдя замуж. Активно творили и экспонировались внучка известного баталиста, академика Павла Осиповича Ковалевского и жена архитектора Ивана Афанасьевича Рыка (1888 – 14 августа 1970) – Людмила Николаевна Рык-Ковалевская (1893 – 31 мая 1977), супруга художника Алексея Алексеевича Васильева (1901-1991) – Валентина Васильева (1904-1990), чье творческое наследие, увы, было утрачено во время второй мировой войны. А еще жена сербского дипломата Милана Ненадича, одна из основательниц Русского дома для престарелых деятелей царской России Мария Адольфовна Ненадич (урожд. графиня Нирод) (?-10 ноября 1930), жена сербского офицера Евгения Петровна Андрич-Самонова (1903-1943), Ольга Колба-Селецкая, Евгения Варун-Секрет, Стоянович-Сахарова, жена художника Арсения Петровича Сосновского (20 августа 1895 – 23 марта 1967), черногорка Галина Сосновская-Бояджиева, которая создавала необычные картины из цветных лоскутков. Как видите, в своеобразной изоляции от какого общества жила героиня моего рассказа. Да что там говорить о профессиональных живописцах, если В.И. Косик в своем очерке рассказывает о живописце-любителе, генерале-майоре, ставшем в 1895 году членом-корреспондентом императорской Академии художеств Борисе Ниловиче Литвинове (18 октября 1872 – сентябрь 1951), который в эмиграции писал иконы и картины гуашью, устраивал выставки, а когда понял, что живописью он не заработает достаточно средств на жизнь, 5 июля 1930 года открыл «Курсы живописи генерала Литвинова», в объявлении о которых значилось – «для русских льготы». Известно, что в 1945 г. семидесятидвухлетний «белогвардеец» Литвинов был выдан СССР, где и погиб в ГУЛАГе.Так что, думаю, Елена Андреевна могла состояться, как известная сербская художница русского происхождения, если бы поставила себе целью – заниматься творчеством. Но, видимо, академику Билимовичу было удобней видеть ее в роли хозяйки дома, профессорской заботливой жены, а не в качестве постоянно пропадающей за мольбертом, разъезжающей в творческие командировки и на выставки супруги-художницы.
Война
К концу 1930-х, как писала сама Киселева, «семья стала на ноги»: муж пользовался почетом, его труды имели награды, сын женился. Можно было, наверное, вновь заняться творчеством.
Елена Андреевна Билимович-Киселёва (1878-1974) Ревность 1945 г.
Эту картину искусствоведы и аукционисты датировали 1945 годом, что, в общем-то, неверно, поскольку к этому времени художница уже не занималась живописью. Почему, вы поймете, продолжив чтение. Предполагаю, что картина написана в середине-конце 1930 годов. И хотя название работы предполагает шекспировский сюжет, историю семейной пары, построенную на ревности, недоверии мужа жене, возьму на себя смелость предположить, что Елена Андреевна изобразила на картине своего сына и невестку, а название имеет и второй смысл - ревность к женщине, забравшей у нее единственного сына. Это, конечно, может быть моей фантазией, но не лишено смысла - сын-то был единственный и любимый! Хотя здесь же замечу то, что среди имеющихся в интернетном обозрении работ Киселевой я не встретил ни одного портрета Арсения в детстве, в школьные годы, в образе возмужавшего юноши. В общем-то это странно, поскольку множество живописцев изображало своих чад и неоднократно. Но это к слову...А тем временем, в 1939 году началась вторая мировая война. Профессор Билимович, не желая сотрудничать с оккупантами, вышел в отставку. Семья осталась жить в оккупированном Белграде.Замечу, что художественная жизнь в Белграде продолжалась, несмотря на оккупацию, проводились выставки, причем, с участием русских художников. В 1942 году прошла персональная выставка Степана Колесникова, в июне 1943 года – коллективная выставка русских художников в художественном павильоне на Калемегдане, где около 20 авторов представили более двухсот картин. 15 декабря 1943 года именно русские художники устроили вечер, сбор от которого пошел на помощь нуждающимся русским людям.В жизни же семьи Билимович произошла огромная трагедия. В 1942 году единственный сын художницы Арсений вместе с женой был арестован и отправлен в немецкий концлагерь. Спасти семью сына от отправки в Германию не удалось. В 1944 году сын и невестка вернулись домой живыми, но здоровье Арсения было абсолютно подорвано. Вскоре после возвращения из лагеря в этом же 1944 году он умер. Елена Андреевна в те трагические дни написала «Портрет сына на смертном одре». Это был последний рисунок художницы, после смерти сына она больше никогда не занималась живописью. До самой своей смерти Елена Андреевна держала этот рисунок у себя в комнате, а после смерти, по ее завещанию, во время кремации он был сожжен.
Последние годы
Война закончилась, после освобождения Белграда Антон Дмитриевич снова был принят на прежнюю должность профессора естественно-математического факультета Белградского университета. Он занялся организацией библиотеки Математического семинара, созданием Математического института Сербской Академии наук, открытого в мае 1946 года, и Югославского общества механиков, на съезде которого в 1964 году Билимович был избран почетным председателем. 15 февраля 1955 года Билимович ушел на пенсию, но до глубокой старости продолжал работать – занимался научными исследованиями, опубликовал более 30 работ и 6 учебников по геометрии, участвовал в подготовке 5-язычного (сербско-русско-французско-англо-немецкого) словаря математических терминов.
А.Д.Билимович
Последние 15 лет жизни, после выхода на пенсию профессора, супруги прожили уединенно. Внук с семьей своей матери, жены сына, уехал в Канаду. В 1967 году Киселева писала в Воронеж М.И. Луневой: «Теперь нам по 89 лет. Оба больны, совершенно одиноки. Жизнь наша кончается».
Антон Дмитриевич Билимович и Елена Андреевна Киселева во дворе собственного дома. Белград. май 1938 г.
В 1969 году художница передала в дар Воронежскому музею изобразительных искусств им. И.Н. Крамского портрет мужа, написанный в 1925 году.В 1970 году Антон Дмитриевич скончался. Елена Андреевна пыталась найти утешение, копаясь в своем саду с розами, она дала обет молчания и через несколько лет, 8 июля 1974 года, ушла из жизни вслед за любимым супругом.
Возвращение на родину
Возвращение части творческого наследия художницы и ее имени в историю русской живописи произошло, повторюсь, благодаря исследованиям воронежского искусствоведа Луневой. Маргарита Ивановна в своих статьях подробно описывает весь этот долгий процесс поисков. Как обнаружила в ленинградских архивах письмо художницы к Репину, написанное в 1921 году, с обратным сербским адресом и «на удачу» написала коллегам в музеи Белграда. Как сотрудник Белградского музея национального искусства Вера Ристич в сентябре 1967 года сообщила, что художница жива и помогла списаться с Еленой Андреевной. Уже 25 октября 1967 года Лунева получила письмо от самой Киселевой, и переписка между ними продолжалась семь лет до последних дней жизни Елены Андреевны. В одном из первых писем она писала: «Большое спасибо Вам за Вашу необыкновенную заинтересованность моей судьбой, моей жизнью, за то, что Вы меня, так сказать, «вытащили на свет». Благодаря Вам, я нашла своих родных – оказалось, что у меня много племянниц и их детей еще. А я считала, что у меня никого в России нет».В последние годы жизни Елена Андреевна часто думала о судьбе картин, которые хранились у нее дома, ведь наследников у художницы не было. Она писала Луневой: «У меня дома есть несколько домашних портретов, кое-что писанное в Далмации. Рисунки из Далмации. Все, что у меня есть, конечно, не представляет никакой особой ценности, но все же жалко выбросить в печку. Скоро меня и моего мужа не будет на свете, родных здесь у нас никого нет, все, что осталось от моих «произведений» - часть разберут знакомые, часть просто пропадет».Поэтому она и решила завещать сохранившуюся у нее часть своих картин музею родного Воронежа.
Елена Андреевна Билимович-Киселёва (1878-1974) Портрет Андрея Константиновича Федяевского 1910 г.
В июне 1969 года в Воронежском музее изобразительных искусств была открыта первая персональная выставка Киселевой, приуроченная к 90-летию художницы. Были представлены 50 ее работ, найденные сотрудниками музея в коллекциях других музеев страны, в частных коллекциях Ленинграда и Москвы и у родственников художницы в Ленинграде. Вошли в экспозицию и присланные Киселевой картины из Сербии.
Елена Андреевна Билимович-Киселёва (1878-1974) Портрет Лизы (Елизаветы Константиновны Карякиной, рожденной Федяевской). 1909 г.
После выставки музей приобрел ряд работ из частных собраний и несколько картин получил от художницы в дар. При переговорах о передаче картин в дар и о пересылке коллекции из Белграда в Воронеж случился казус, глупый по своей нелепости и достойный возмущения непрофессиональным отношением к делу некоторых профессионалов (пардон за каламбур!). Маргарита Лунева об этом пишет так: «В решении вопроса содействие нашему музею оказывали сотрудники Министерства культуры СССР и Советского посольства в Югославии. Елена Андреевна приготовила все работы, что у нее были. Однако, к великому сожалению, не обошлось без досадной бестактности по отношению к дарительнице. В последний момент две картины «Дама в голубом» и «Ангорские кошки» были отклонены сотрудниками посольства по совету научного сотрудника Эрмитажа Всеволжской, которая сочла их неподходящими для музея. Такая нелепость очень обидела Елену Андреевну, и она решила ничего не отдавать, но муж ее, Антон Дмитриевич, посоветовал все же послать. Мы были несказанно удивлены и более чем огорчены. В нелегком моем поиске рассеявшихся по частным собраниям произведений Киселевой огромную радость доставляли каждый обнаруженный эскиз, этюд, рисунок, набросок, тем более, если их удавалось приобщить к коллекции нашего музея. А здесь оказались отвергнутыми законченные, выполненные с любовью картины художницы. Но так случилось. Не попавшие в Воронежский музей «Дама в голубом» и «Ангорские кошки» после смерти Елены Андреевны перешли к знакомой семье Билимовичей, унаследовавшей дом, и украсили устроенный друзьями уголок памяти Елены Андреевны».Тем не менее, повторюсь, Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского – единственный хранитель самой большой коллекции работ Елены Киселевой.
Елена Андреевна Билимович-Киселёва (1878-1974) Девушка в красном. 1907 г.
Еще в 1974 году, к 95-летию со дня рождения художницы, в музее был организован отдельный зал, где экспонируется около 30 работ Елены Андреевны. Есть также картины художницы в коллекциях Русского музея, Музея Академии художеств и Пушкинского дома в Петербурге. Одна из последних выставок художницы в Воронежской областной картинной галерее под названием «География души» была проведена весной 2010 года.
Источники – Википедия, электронные энциклопедии, сайты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 , 12 и др.
parashutov.livejournal.com
«Маруся» - Медиапроект s-t-o-l.com
Бывает, что картины становятся известными только из-за имени художника. Но случай с «Марусей» уникален: эта картина сама вернула имя своему творцу – всеми позабытой художнице Елене Киселёвой из Воронежа
Провинциальные музеи порой таят в себе массу сокровищ. Вот, например, Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского. Мало кто знает, что значительной частью коллекции музея является собрание Музея древностей и изящных искусств Императорского Юрьевского университета, эвакуированного из Тарту после начала Первой мировой войны. Богаты и запасники музея. Большое количество картин в фонды музея проступило из Рамонского имения принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. Также у семьи воронежского художника Ивана Николаевича Крамского были приобретены некоторые его картины.
Собственно, история, о которой мы собираемся вам рассказать, началась именно в запасниках Воронежского художественного музея.
В 1960 году искусствовед музея Маргарита Лунёва нашла в запасниках яркую картину «Маруся» – портрет красивой неизвестной женщины. На обороте холста значилась только дата и имя художника – Елена Киселёва, 1913 год. В архиве музея удалось выяснить, что данное полотно передала из Ленинграда в Воронеж мать художницы Мария Киселёва в 1929 году.
Елена Киселёва. Маруся
Маргарита Лунёва заинтересовалась художницей – каждому воронежскому краеведу известно, что в те годы в Воронеже жил и работал известный математик Андрей Петрович Киселёв – автор знаменитого учебника по геометрии, на котором выросли все поколения советских школьников.
Искусствовед проверила архивы – и точно, Елена Киселёва оказалась родной дочерью математика Киселёва, но более ничего о художнице не было известно.
Что ж, Лунёва решила разыскать следы пропавшей художницы в Ленинграде. И в архивах Академии художеств нашлись сведения, что в 1898 году Киселёва стала студенткой Высшего художественного училища при Академии, а с 1900 года она стала учиться в самой Академии, причем в мастерской самого Ильи Репина. И не просто учиться – девушка из Воронежа стала одной из любимейших учениц известного живописца-профессора.
Елена Киселёва
Более того, в архивах Академии нашлось и письмо, написанное в 1921 году Киселёвой к Репину. Правда, обратного адреса в письме не было указано, зато на конверте стоял огромный лиловый штамп «Пошта Србије» – национальной почтовой службы Сербии.
Лунёва обратилось к коллегам-музейщикам из Белграда, и через несколько лет они сообщили сенсационную новость – оказывается, Елена Киселёва, которой исполнилось уже почти 89 лет, до сих пор жива. И живет она с мужем в Белграде – правда, старики почти ни с кем не общаются, но зато Елена Андреевна готова ответит на все вопросы в письмах.
И между женщинами завязалась переписка, которая длилась семь лет – до 1974 года, до последних дней жизни Елены Киселёвой.
Так из небытия вдруг возникла непростая и изломанная человеческая судьба – типичная для страшного ХХ века.
Елена Киселёва родилась 15 октября 1878 года в Воронеже – в те годы ее отец, Андрей Петрович Киселёв преподавал механику и черчение в Воронежском реальном училище, затем в Воронежском кадетском корпусе, а также принимал активное участие в общественной жизни города – он 7 раз избирался в городскую думу. У Елены, которая была в семье старшей, были еще брат Владимир и сестра Надежда.
В Воронеже семья Киселёвых жила в самом центре. Уже в преклонном возрасте Елена Андреевна вспоминала о городе детства: «Помню нашу Садовую, помню театр, каток в городском саду, где мой отец устраивал когда-то электрическое освещение, а я раскатывала на коньках по большому кругу со своими поклонниками-гимназистами. А там где-то внизу был знаменитый монастырь, куда я бегала во время экзаменов помолиться за благополучное сдавание экзаменов. И базар, куда я бежала после катка, чтобы купить каленых орехов. А спуск вниз к реке, наш Яхт-клуб, деревянный мост к острову и там Петровский Яхт-клуб с ботиком Петра Великого. Там были купальни, там брали лодки, чтобы ехать кататься на шлюз. До сих пор помню запах этой реки Воронеж».
ариинская женская гимназия, г. Воронеж
С ранних лет она мечтала научиться рисовать, и тогда отец нанял ей педагога – известного воронежского художника Михаила Пономарева, который в качестве вольноприходящего ученика учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Вернувшись в Воронеж, Пономарев организовал в городе Кружок любителей рисования и Воронежское фотографическое общество. Между прочим, художника избрали гласным городской Думы, а в 1910 году Пономарев свой капитал и двухэтажный каменный дом пожертвовал на открытие собственной рисовальной школы. Так что нет ничего удивительного в том, что после уроков Пономарева, влюбленного в искусство, Елена стала мечтать о поступлении в Академию художеств.
И вот, окончив с золотой медалью Мариинскую женскую гимназию, Елена уехала в Санкт-Петербург, где поступила на математический факультет Бестужевских курсов и в Высшее художественное училище. Вскоре она окончательно определилась с выбором жизненного пути и набилась в ученицы к самому Илье Репину.
И началась богемная жизнь – занятия, студенческие вечеринки, салоны, митинги суфражисток…
По примеру многих художников она едет подышать «воздухом свободы» в Париж, где она буквально заболевает импрессионизмом. Именно тогда она рисует «Марусю» – портрет сестры какого-то художника, чье имя навсегда кануло в Лету. И набросок картины «Парижское кафе» – эскиз своей дипломной работы, которая удостоилась разноса от Репина. «Молодая художница, попав за границу, вместо изучения действительно художественных произведений, – негодовал академик, – стала подражать крикунам-пачкунам, стремящимся хоть чем-нибудь обратить на себя внимание».
В итоге дипломной работой Елены стало полотно «Невесты. Троицын день» – групповой портрет крестьянок Воронежской губернии.
Елена Киселёва. Невесты. Троицын день
За эту картину Елена Киселёва – первой из русских женщин-выпускниц Академии – получила Золотую медаль Академии и официальное пенсионерство, то есть возможность продолжить учебу за границей. Журнал «Огонек» тогда писал: «Пенсионерство, данное Киселёвой, можно только приветствовать. В ее лице Академия впервые венчает лаврами ученицу и по заслугам».
Впрочем, из стен Академии художница вышла не только с дипломом, но и с новой звучной фамилией – Черная-Перевертанная. Дело в том, что на последнем курсе она вышла замуж за Николая Черного-Перевертанного – давнего поклонника и сына председателя Воронежского городского суда. Однако замужество было недолгим – когда супруг понял, что его знаменитая жена вовсе не собирается сидеть дома и готовить ему борщи, он завел любовницу – балерину Большого театра. Дальнейшие его следы теряются, но от замужества осталась красивая подпись: Елена Черная-Перевертанная. Может быть, именно поэтому в Воронежском художественном музее ничего и не знали о творчестве Елены Киселёвой, потому что своей девичьей фамилией она практически и не подписывала свои работы?
Развод же с супругом она оформила без участия мужа – произошло это уже в 1923 году в Сербии, когда у Елены давно уже была вторая семья.
Итак, несколько лет Киселёва провела в Париже, посещая известную Академию Родольфо Жюлиана – для любимой дочери отец, получавший приличные гонорары за учебники, купил в Париже приличную квартиру с мастерской. Затем она путешествовала по Италии, принимала участие в выставках Союза русских художников в Мюнхене и в Риме.
За границей она познакомилась и со своим вторым мужем – математиком Антоном Билимовичем, который проходил стажировку в Гетингенском университете и в Париже. Вместе они вернулись в Россию. Как писала сама художница, эти «десятые» годы она считала лучшим временем в своем творчестве – ей сопутствовал успех на выставках в России и за рубежом, она была полна творческих сил, ее высоко оценивали известные живописцы, и в первую очередь, конечно, Репин. Несколько её картин приобрел для своей частной коллекции и Максим Горький.
Накануне Первой мировой войны Елена Андреевна вместе с профессором Билимовичем переехала в Одессу, где в 1917 году у них родился сын Арсений.
В 1920 году в связи с приближением к городу большевиков Билимович с женой и сыном бежали за границу – его родной брат, профессор Киевского университета Александр Дмитриевич Билимович, был тесно связан с Белым движением. В России, охваченной огнем гражданской войны, остались ее родители и брат с сестрой, которых ей больше не суждено было увидеть.
Впрочем, они иногда писала отцу и матери – именно по ее просьбе Мария Эдуардовна и передала «Марусю» в открывшийся в родном Воронеже Художественный музей.
Новой родиной для них стала братская Сербия – вернее, тогда на месте будущей Югославии находилось Королевство сербов, хорватов и словенцев. И, надо отметить, что карьера Антона Дмитриевича в Сербии сложилась весьма удачно: он стал работать по контракту в Белградском университете и даже был избран членом Сербской академии наук и искусств. Также профессор Билимович принимал участие и в работе Русского научного института в Белграде, преподавал в русско-сербской гимназии, обучая математике детей русских эмигрантов.
Елена Киселёва На балконе
А вот Елена Андреевна постепенно стала домохозяйкой – все силы отнимало воспитание сына и поддержание порядка в доме, в котором почти каждый день собиралось много гостей – университетских коллег и ученых.
В письме Лунёвой в Воронеж Елена Андреевна вспоминала: «В эмиграции сначала было очень трудно и не до живописи. А когда мы стали на ноги, было уже поздно. Восторжествовало новое направление в живописи, и я стала не нужна, или, по крайней мере, я так чувствовала для себя… К тому же мой муж был слишком большим ученым, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Все было на мне. У нас много людей бывало, жили, что называется, “открыто”, но никто не интересовался художницей Киселёвой… ».
Елена Киселёва. Портрет неизвестной в шали.
Потом началась война. Профессор Билимович, не желая сотрудничать с оккупантами, вышел в отставку. Семья осталась жить в оккупированном Белграде.
В 1942 году единственный сын художницы Арсений вместе с женой был арестован и отправлен в немецкий концлагерь Црвени Крст, построенный нацистами возле сербского города Ниш.
Арестовали его как заложника – немецкие власти установили таксу: за одного погибшего от рук партизан немецкого солдата расстреливали 100 заложников. И расстрелы шли два раза в неделю – причем в один день нацисты убивали только цыган и евреев, которые у них не считались заложниками, в другой день – только заложников. Таков был немецкий порядок.
Всего же за три года работы «лагеря смерти» через него прошли около 30 тысяч заключённых, из которых каждый второй узник был казнен.
В 1944 году концлагерь Црвени Крст был взят югославскими партизанами.
И смертельно больной Арсений с женой вернулся домой. Но здоровье сына было абсолютно подорвано. Вскоре после возвращения из лагеря в этом же 1944 году он умер.
После этого внутри у Елены Андреевны как будто что-то оборвалось – она больше так никогда и не смогла заниматься живописью.
Антон Дмитриевич Билимович и Елена Андреевна Киселева во дворе собственного дома. Белград. 1938 год
После войны Антон Дмитриевич снова был принят на прежнюю должность профессора Белградского университета. В 1955 году он ушел на пенсию, но до глубокой старости продолжал работать – словно стараясь затмить славу именитого тестя, он написал 6 учебников по геометрии.
В 1970 году Антон Билимович скончался.
Елена Андреевна после его смерти дала обет молчания и ушла в себя, проводя все время в своем саду с розами. Да ей и не с кем было общаться: жена Арсения вместе с сыном уехала в Канаду и оборвала все связи, коллеги мужа тоже все скончались.
Единственным человеком, с кем тогда разговаривала Киселёва, была искусствовед Лунёва.
В одном из писем она писала: «Большое спасибо Вам за Вашу необыкновенную заинтересованность моей судьбой, моей жизнью, за то, что Вы меня, так сказать, “вытащили на свет”. Благодаря Вам, я нашла своих родных – оказалось, что у меня много племянниц и их детей еще. А я считала, что у меня никого в России нет…»
Также она приняла решение передать в Воронеж все свои картины.
Елена Киселёва. Портрет сына. 1925 год
Она писала Лунёвой: «Жизнь кончается… Родных здесь у нас никого нет, все, что осталось от моих “произведений” – просто пропадет. Конечно, все, что у меня есть, не представляет никакой особой ценности, но все же жалко выбросить в печку…»
Она передала в Воронеж все картины и рисунки, кроме одного – своего самого последнего рисунка. «Портрет сына на смертном одре» был написан в день смерти Арсения.
До самой своей смерти в 1974 году Елена Андреевна держала этот рисунок у себя в комнате, а после смерти, по ее завещанию, во время кремации он был сожжен вместе с ней.
P.S. В этом году в Музее русского импрессионизма в Москве прошла первая в столице за минувшее столетие персональная выставка Елены Киселёвой.
P.P.S. При подготовке материала были использованы материалы Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского, статьи Маргариты Лунёвой и Анатолия Краснопивцева (Парашутов).
s-t-o-l.com