Киселев Александр Александрович - все картины художника. Картины киселева
Дом - музей художника Киселёва А.А.
Дом - музей художника Киселёва
Город Туапсе – второй, после Новороссийска, Черноморский порт. Небольшой город на побережье, жизнь которого, яркая и бурная в летний период, впадает в спячку в зимнюю пору. Такие города называют провинцией. Да, город Туапсе – это провинция. Провинция со спокойной размеренной жизнью, в окружении гор и моря. Но провинцией духа этот город назвать нельзя, потому что здесь есть удивительный музей, ставший одним из центров культурной жизни Туапсе. Это мемориальный дом – музей художника Киселева Александра Александровича (1838 – 1911 гг), настоящая достопримечательность города и всего Черноморского побережья.
А начиналось все в далеком XIX веке, когда в 1887 г. художник Киселёв впервые приехал на Кавказ за новыми впечатлениями, в поисках новой натуры. Здесь следует сказать несколько слов об этом удивительном человеке.
Имея юридическое образование, будучи отцом большого семейства и работая в банке в Харькове, он круто меняет свою жизнь, отдавшись живописи. Такое изменение было непростым и для художника, и для всей его семьи. Ведь финансовое положение семейства резко ухудшилось. Надо отдать должное супруге художника, которая поддерживала своего мужа, стойко перенося безденежье и трудности быта.
Упорство художника и вера в него его семьи были вознаграждены. Переехав в Москву, Киселёв получает признание в художественной среде, становится активным участником общества художников – передвижников, выставляя свои работы. Происходит формирование особого стиля в изображении пейзажей художника. Являясь глубоко реалистичными, эти пейзажи проникнуты необычайной лиричностью и искренностью. В творческой обстановке столицы талант художника расцветает, проявляя свои новые грани.
Портрет академика живописи А.А.Киселева. Василий Золотцев
С 1895 года художник живет в Петербурге. Здесь, в 1897 году он руководит пейзажным классом Академии художеств, а в 1899 году его избирают академиком.
Путешествие по Кавказу обогатило художника новыми впечатлениями. Белоснежные шапки снегов на вершине Эльбруса, бескрайнее Черное море, необычная природа побережья стали темой для новых полотен художника.
Киселёв А. А. Горный пейзаж. 1901 г.
Однажды, совершая морское путешествие из Новороссийска вдоль побережья, А.А.Киселев обратил внимание на живописную скалу Кадош недалеко от приморского посада Туапсе, известную сегодня как «Скала Киселева». Эта скала произвела на художника неизгладимое впечатление. Очарованный красотой маленького уютного посада, художник решает построить здесь дачу.
В это время царское правительство поддерживало стремление россиян строить на Черноморском побережье дачи. Цены на землю были невысокие, а почти пустынное побережье позволяло выбирать любой участок для строительства. Однако дачник был обязан на приобретенном участке построить дом и заложить сад.
Художник Киселёв купил участок, расположенный вблизи от очаровавшей его скалы Кадош. На 60-м году жизни художник начинает строительство дачного домика. Выбранный участок представлял собой узкую полоску земли, ограниченную двумя оврагами, которая тянулась до самого моря, упираясь в скалу Кадош. Участок, густо покрытый лесом и кустарником, был не приспособлен для ведения культурного хозяйства. Но соседство скалы, запавшей в душу художника, делало этот участок необычайно ценным в глазах Киселева А.А.
На этом участке и был построен первый дом художника, куда он приезжал со своей семьей из Петербурга отдыхать летом и, конечно, писать картины. Дача была, как положено даче, простой легкой постройкой, с четырьмя комнатами и небольшой кухней. На вершине скалы была сооружена беседка, в которой любил работать художник, вдохновлявшийся искрящимся морем, которое переливалось различными цветами и оттенками синего, зеленого, золотистого.
Семья художника называла дачу «Дом у Скалы». Однако расположение дома вдали от города, без удобных в то время дорог, было весьма невыгодно. Да и для работы художника не было в доме мастерской. И тогда художник покупает новый участок земли на окраине посада для строительства нового дома.
В 1902 году дом был возведен. Это был уже капитальный дом на прочном фундаменте с просторными комнатами и двумя верандами. Изначально была запланирована и построена в нем мастерская, в которой художник много работал. Однако любовь к живописным окрестностям скалы Кадош неоднократно уводила его из мастерской на скалу и на берег моря, где он делал наброски для будущих картин. Здесь художник написал свою знаменитую картину «Кадошские скалы» (1902), после которой скалу стали называть «Скала Киселёва». Было забыто адыгское называние скалы Кадош, «Скала Киселева» стало официальным географическим называнием этой скалы.
А. А. Киселев. "Кадошские скалы", 1902 г
Работы художника прославил Туапсе и его окрестности. «Горная дорога» (1910), «Тихая вода» (1900), «Ночь на море» (1900), «Черноморское побережье Кавказа» (1900) - более 30 туапсинских пейзажей были написаны А.А.Киселевым.
Картины художника на выставках привлекали к себе внимание красотой изображенных мест и невольно служили рекламой Черноморского побережья. К Киселевым в гости приезжали друзья и знакомые из Петербурга и Москвы. На даче живописца бывали М. Горький, И.Айвазовский, А. Серафимович и другие известные деятели культуры.
Дом и сегодня стоит на тихой тенистой улице Туапсе. Стоит уже больше 100 лет. Некогда находясь на окраине, сегодня дом художника расположен в центре города. В этом здании и находится мемориальный дом-музей художника. Музей начал свою работу в 1994 году. В экспозиции музея представлены подлинные материалы семьи художника: семейные фотографии, документы, письма, личные вещи художника и, конечно, его картины. Так же в экспозиции представлены картины сына художника – Николая Александровича Киселёва, который один из большой семьи пошел по стопам отца.
Атмосфера дома – музея пропитана творческим духом художника. Предметы начала XX века передают обстановку дачной жизни семьи писателя. Кажется, что он вышел прогуляться к своей любимой скале и вскоре должен вернуться.
Всего в течение жизни А. А. Киселёв создал около 800 картин. Его работы при жизни покупал для своей Галереи П.М. Третьяков. Они есть Русском музее, во многих музеях страны и за рубежом, в частных коллекциях.
Дом - музей художника Киселёва А.А. Мемориальная экспозиция
Дом – музей художника Киселёва А.А. в Туапсе, единственный в России. К 170-летию художника были проведены реставрационные работы, которые вдохнули новую жизнь в старые стены дома. А в 2011 году, в год 100 - летия со дня смерти писателя, недалеко от дома – музея, был открыт памятник художнику и облагорожена прилегающая территория. Автором двухметрового монумента академику живописи, установленного в сквере, стал московский скульптор Виталий Шанов. Таким образом, воплотилась мечта сотрудников музея и горожан о создании культурно-исторического парка художника Киселёва Александра Александровича.
Памятник художнику Киселёву А.А.
На главную
К списку статей
Возможно, эти статьи вам будут тоже интересны:
excursovod-web.ru
Художница Елена Киселева считала «Марусю» лучшей своей работой — УМБРА
Илья Репин называл ее любимой ученицей, Максим Горький покупал ее картины, ее работы выставлялись в Риме и Париже. И все это о воронежской художнице Елене Киселевой. В музее им. И. Н. Крамского находится самая большая коллекция ее работ в стране – более 40 произведений. А картина Елены Киселевой «Маруся», созданная в Париже, уже стала визитной карточкой музея. Эту работу и сама художница называла лучшей. Именно о «Марусе» пойдет речь в нашем спецпроекте «Шедевры художественного музея им. И. Н. Крамского».
Елена Киселева родилась в Воронеже 15 октября 1878 года. Но судьба художницы сложилась так, что после успеха в искусстве ее имя было забыто не только в нашем городе, но и в России. Елена окончила Мариинскую гимназию (сейчас это Дом офицеров на проспекте Революции), училась в местной художественной школе. В 1896 году она уехала в Санкт-Петербург, сначала она поступила на математический факультет Бестужевских курсов. Но через два года решила пойти на курсы в Академию художеств. Елена попала в мастерскую Ильи Репина, который считал ее одной из лучших своих учениц.
Киселева трижды была в Париже, училась в Академиях Жюлиана и Карьера. У Елены Андреевны была зажиточная семья, отец — известный учёный, математик Андрей Киселёв. Он смог купить для дочери мастерскую в Париже, что многим художникам было не по карману. Например, Пабло Пикассо в то же время снимал мастерскую в старом здании без электричества.
В 1907 Елена Киселева представила картину «Невесты. Троицын день» с беспроигрышным крестьянским сюжетом. За эту работу Академия наградила художницу пенсионерской поездкой (то есть за счет Академии), и Киселева снова отправилась в Париж. Кстати, Елена Андреевна стала первой женщиной-ученицей Академии, кто получил эту награду.
Елена Киселева «Невесты. Троицын день», 1907
Художница говорила: «Композиция или пейзаж мне были мало интересны. Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых интересных женщин». В Париже в 1913 году она написала, пожалуй, одну из своих лучших работ – портрет «Маруся». Предполагают, что девушка, ставшая моделью для картины, это сестра русского художника, имя которого осталось неизвестно. В «Марусе» классически правильный академический рисунок соединился с яркой декоративностью, плавными линиями модерна и колористической свободой фовистов. Позже Елена Андреевна писала: «… когда что-нибудь исключительное меня воодушевляло, я снова бралась за кисть, таким образом, получилось несколько хороших портретов, но уступающих «Марусе»».
Елена Киселева «Маруся», 1913
В 1929 году «Марусю» передала из Санкт-Петербурга в дар воронежскому краеведческому музею мать Елены Киселевой (позже картина перешла в коллекцию областного художественного музея). Сама художница на тот момент уже жила в Сербии вместе со своим мужем профессором Антоном Билимовичем и сыном. После революции художнице пришлось эмигрировать – брат ее мужа служил в штабе Антона Деникина.
— Конечно, тогда было непростое время, мать Киселевой беспокоилась о сохранении творческого наследия дочери, возможно, и хранить картины семье в Петербурге было проблематично, — рассказывает заведующая экспозиционным отделом музея им. И. Н. Крамского Ольга Рябчикова. – Елене Киселевой нельзя было даже переписываться с отцом из-за того, что брат ее мужа был связан с белым движением.
Со временем портрет «Маруся» стал визитной карточкой музея им. И. Н. Крамского и даже его своеобразным брендом. Как рассказала Ольга Рябчикова, часто в музей приходят художники, которым заказали сделать копии с «Маруси». Правда, долгое время на родине о художнице почти ничего не знали, было даже неизвестно, что она уехала в Сербию. О том, куда «исчезла» Киселева в Воронеже узнали только в середине 60-х. Еленой Андреевной заинтересовалась искусствовед музея имени Крамского Маргарита Лунёва. В архивных материалах в Ленинграде ей удалось обнаружить письмо Киселёвой к Репину, написанное в 1921 году, с сербским штампом. Через музейных работников в Белграде Лунёва разыскала и саму художницу. Между ними завязалась переписка, которая длилась семь лет — до последних дней жизни Елены Киселёвой.
Елена Киселева
В своих письмах художница часто делилась воспоминаниями о Воронеже и была очень рада, что в её родном городе к ней проявили интерес. В Воронеже Елена Андреевна жила на Садовой улице (сейчас Карла Маркса). Художница вспоминала: «…улица была такая красивая, вся в садах, в зелени и чистая — тротуары были посыпаны таким приятным жёлтым песком…», «Помню нашу Садовую, помню театр, Дворянскую улицу, каток (в городском саду), где мой отец устраивал когда-то электрическое освещение, а я раскатывала на коньках со своими поклонниками-гимназистами. И базар, куда я бежала после катка, чтобы купить калёных орехов».
В 60-х годах художница решила передать свои картины и рисунки в Воронеж, среди них было много работ, созданных в Сербии и Черногории. Кроме того музей вел работу по приобретению произведений Киселевой из частных коллекций. Сейчас в фонде музея более 40 работ художницы.
В 1969 году в воронежском музее открылась первая персональная выставка работ Киселёвой. Выставка была приурочена к 90-летию художницы. В письме она писала, что для неё это стало большим подарком. Через пять лет, в июле 1974 года, Елены Киселёвой не стало. Ей было 96 лет. Художница была кремирована, её останки захоронены на Новом кладбище в Белграде.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Первым мужем Елены Киселевой был сын председателя Воронежского городского суда Николай Чёрный-Перевертанный. Как писал о нём в своих дневниках Корней Чуковский, который был знаком с Еленой Андреевной, «красавец, с удивительным пробором, живущий на средства своей жены, — человек самовлюблённый, неинтересный, тупой, но как будто добродушный». Их брак продлился всего три года, с 1905 по 1908 год.
Елена Киселева «Автопортрет с зеленой вазой», 1910
В 1917 году она вышла замуж второй раз — за профессора математики Антона Билимовича. За полгода до Октябрьской революции у них родился сын Арсений. А в 1920 году Елена вместе с семьёй эмигрировала в Сербию. Судьба единственного сына художницы была трагична. В 1942 году Арсений попал в немецкий концлагерь. В 1944 году он вернулся оттуда и вскоре умер. Это событие так потрясло Киселёву, что она, написав «Портрет сына на смертном одре», навсегда бросила живопись.
СПРАВКА
В Воронеже есть свой маленький Эрмитаж. Так можно назвать областной художественный музей им. И. Н. Крамского, где собрана уникальная коллекция произведений искусства. Здесь есть шедевры древнеегипетского, античного, западно-европейского и русского искусства. В стенах музея можно увидеть работы практически всех знаковых российских художников: Ивана Айвазовского, Валентина Серова, Ильи Репина, Николая Рериха и других. В совместном проекте портала «Умбра Медиа» и музея «Шедевры музея им. И. Н. Крамского» мы будем рассказывать о работах именитых мастеров и других произведениях искусства.
umbra.media
Необыкновенные пейзажи русского художника - странники и пришельцы мы на этой земле
Александр Александрович Киселёв (18.6.1838–20.2.1911) родился в небольшом городке Свеаборг в Финляндии, где его отец, русский офицер, возглавлял местный гарнизон. После рождения сына отец оставил военную службу и переехал с семьей в Россию, где под Казанью получил место лесничего. В 1852 году как внук участника Отечественной войны 1812 года майора С. И. Киселёва Александр был зачислен на казенный счет во 2-й Петербургский кадетский корпус. Увлекаясь рисованием и писанием стихов, юноша, к сожалению, проявлял нерадивость в учебе, а к продолжению военной службы относился и вовсе отрицательно.
В 1858 году, преодолев трудности – кадеты после окончания корпуса обязаны были остаться на военной службе, – будущий художник поступил в Петербургский университет на филологический факультет. В университете молодой человек проучился всего три года – в 1861 году он был исключен за участие в студенческих волнениях. В том же 1861 году Киселёв по ходатайству петербургского губернатора А.А. Суворова был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, а в 1862 году был переведен в число учеников Академии и получил малую серебряную медаль за пейзаж с натуры, а затем и большую серебряную медаль (1863) за картину «Вид в Новгородской губернии». В 1865 году Киселев выходит из Академии со званием классного художника 3-й степени.
Существовать в одиночку молодому художнику было очень тяжело, и Киселёв уехал вместе с товарищем по университету в Харьков – «познакомиться с природой Малороссии». Город Харьков хотя и был губернским центром, в то время представлял собой «зимой – чернильницу, а летом – песочницу», как шутили горожане. Зимой – непроходимая грязь, а летом – сплошная пыль. На окраинах же город утопал в зелени. В одном из домов на окраине Киселёв с товарищем сняли комнату. По утрам художник писал этюды, днем писал иконы, давал уроки рисования, писал статьи в журналы, а вечерами ухаживал за соседской барышней, дочерью харьковского профессора Протопопова.
Наконец Киселёв получил должность секретаря Земельного банка и «почти на десять лет дезертировал из области искусства в среду банковских операций». К этому времени Киселёв был женат и имел троих детей. Служба в банке обеспечивала стабильный доход и позволяла в свободное время заниматься живописью. Сослуживцы, заставая Киселёва за мольбертом, снисходительно посмеивались над его страстью.
Однажды вечером, придя со службы домой, Киселёв нашел на своем столе записку, в которой художник Мясоедов извещал о приезде в Харьков передвижной выставки и просил заехать к нему. Все решилось в одночасье, и Киселев выбирает живопись, решаясь посвятить ей всю жизнь. Это был отчаянный шаг, и поначалу художник ни у кого не находил сочувствия такому решению. В 1875 году Киселёв послал на суд жюри Товарищества передвижников картину Вид в окрестностях Харькова — пейзаж, в котором можно было найти все: и горы, и леса, и постройки, и воду, и солнце, и огненный свет. По замечанию одного из маститых пейзажистов, здесь «разом совмещались все времена года и все часы дня».
Забытая мельница 1891холст масло
72 х 122 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Передвижники тепло отнеслись к художнику, его принимают экспонентом, а затем и полноправным участником передвижных выставок. 7 марта 1876 года Киселёв был единогласно избран членом Товарищества, и с этого года он являлся постоянным участником ежегодных выставок передвижников.Украинская хата. 1883Холст, масло. 55 x 45 смКисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко
В 1877 году художник переселился с семьей в Москву, оставив службу в Земельном банке. Поначалу ему приходилось туго: накопленные средства быстро таяли, а заработка не было. Семейство росло – у Киселёвых было уже семеро детей. Чтобы как-то свести концы с концами, живописец начинает заниматься педагогической деятельностью – преподает рисование в женских гимназиях, а также дает частные уроки живописи (в 1880 году А. А. Киселёв давал уроки живописи детям Саввы Мамонтова).
Возвращение стада. Вечер 1882 холст масло Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
В московский период (1877–1895) художник много и упорно работал над пейзажем с натуры, в летние месяцы с семьей выезжал в деревни, расположенные в окрестностях Москвы, делая за лето по сорок – пятьдесят этюдов. Летом 1891 года в имении помещика Былим-Колосовского вместе с семьей Киселевых поселилась семья Чеховых. Антон Павлович подружился с Александром Александровичем и его домочадцами. Дети Киселёва, которых все ласково называли «киселята», разыгрывали представления для гостей хозяина имения. Об этих вечерах тепло отзывался Антон Павлович в своих воспоминаниях. Иногда владельцы «дворянских гнезд» просили художника запечатлеть дорогие сердцу виды в усадьбе и окрестностях.
Дружба с В.М. Максимовым и И.Е. Репиным, общение с художниками-передвижниками, совместное рисование на «вечерах» окончательно формируют творческую индивидуальность Киселёва. На XI Передвижной выставке (1883) картина «Забытая мельница» была представлена на суд зрителя и тогда же куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. Пейзажи Александра Александровича охотно раскупались коллекционерами Москвы, Петербурга, Киева, Одессы, украшали особняки русской знати и членов императорской семьи.
Пейзаж с гусями 1889
В те годы на Кавказском побережье правительством России по невысокой цене раздавались участки земли с условием, чтобы на них были построены жилища. Киселёв выбрал участок недалеко от Туапсе, на высоком берегу у скалы Кадош. У моря в те времена не селились – боялись малярии. С большими затруднениями, войдя в долги, художник построил одноэтажный домик-дачу и, путешествуя по всему Кавказу, стал бывать там каждое лето. Целая серия этюдов и картин его посвящена Туапсе и окрестностям.
Перед грозой, 1888
Несколько раз художник выезжал за границу, посетил Германию и Францию, был в Венеции и Риме.
В 1890 году Александр Александрович был удостоен звания академика, а в 1893 он стал действительным членом Академии художеств. В 1897 году, после ухода из Академии профессора А. И. Куинджи, Киселёв был избран и утвержден в звании профессора-руководителя пейзажной мастерской и оставался на этой должности до последних дней своей жизни.
Скончался Александр Александрович внезапно, от сердечного приступа 20 января 1911 года. Смерть застигла его за письменным столом.
На берегу реки, 1879
Байдарская долина 1902.
Вниз по течению
Горная река 1894холст масло122 х 174 смМузей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
Горный пейзаж (кавказские вершины)холст масло120 х 150 смМемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко, Кисловодск
Горный пейзаж. Вершины Эльбруса 1901картон масло41 х 33 смОмский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля
Дача в Крымухолст маслоКраснодарский краевой художественный музей
Деревня 1893холст масло27 х 44.5 смВольский краеведческий музей
Деревня 1897
Деревня на берегу реки 1893холст масло82 х 135 смЗапорожский областной художественный музей
Зимний пейзаж 1878холст масло24 х 41 смПлесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Каменоломня на берегу Черного моря 1901холст масло88 х 155 смБурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ.
Крымский пейзаж. Вид Ялты. 1876
Коханово 1855холст масло101 х 140 смБрянский областной художественный музей
Летний пейзаж 1895.
На большой реке 1904холст масло25.5 х 43 смОмский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля
На Волге. Пристань у Казани 1897Частное собрание
На пруду
Осень в лесу 1908холст масло144 х 210 смОмский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля.
Осень. Ветреный день. 1903холст масло58 х 89 смСумской областной художественный музей
Пейзаж с телегой холст масло ГТГ
Река Кура 1892холст масло74.6 х 124 смГосударственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Река.холст масло45 х 68 смОдесский художественный музей
С горы 1886 ГТГ
Сенокос 1894холст масло60 х 107 смСочинский художественный музей.
Солнечный день 1900
Стадо у пруда 1910холст масло ГРМ
Стадо у ручья 1888холст масло27 х 44.5 смКозьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева
Старый Сурамский перевал 1891холст масло127 х 210 см ГТГ
У постройки лодок. 1906 г.Холст, масло.26 х 44,5 см
Украинский пейзаж
Украинский пейзаж
Южный пейзаж 1881холст масло43 х 67 смГосударственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
«Лес в горах»Последняя треть XIX в.холст, масло
«Фабрика»
yura-turist.livejournal.com
Художник Киселёв Николай Иванович
Страна проживания: РоссияГород: Самара
Родился 6 августа 1953г. Учился в художественной школе, закончил ЗНУИ факультет изобразительного искусства отделение станковой живописи и графики.С 1990года занимаюсь только живописью ,выставках не участвую в союзах не состою.Живу и работаю в Самаре.
2007 г. / 40x60 см
20 000 Руб
2014 г. / 40x80 см
Договорная
2014 г. / 40x80 см
Договорная
2005 г. / 30x50 см
Договорная
2014 г. / 60x100 см
Договорная
2011 г. / 40x80 см
Договорная
2011 г. / 50x85 см
Договорная
2008 г. / 40x60 см
Договорная
2003 г. / 40x30 см
Договорная
2009 г. / 40x60 см
Договорная
2013 г. / 35x50 см
Договорная
2013 г. / 35x55 см
Договорная
2014 г. / 40x80 см
Договорная
2014 г. / 40x80 см
Договорная
2014 г. / 40x80 см
Договорная
2014 г. / 40x80 см
Договорная
2011 г. / 70x50 см
Договорная
2011 г. / 50x40 см
Договорная
2011 г. / 70x50 см
Договорная
2012 г. / 50x80 см
Договорная
2007 г. / 40x80 см
Договорная
2009 г. / 35x50 см
Договорная
2012 г. / 40x80 см
Договорная
2012 г. / 50x80 см
Договорная
2012 г. / 50x40 см
Договорная
2007 г. / 40x80 см
Договорная
2008 г. / 40x60 см
Договорная
2006 г. / 40x60 см
Договорная
2008 г. / 40x60 см
Договорная
2013 г. / 40x60 см
Договорная
www.picture-russia.ru
Элегантный век. Первая в Москве выставка картин Елены Андреевны Киселёвой
Как мир хорош в своей красе нежданной -Контрастов мир, с улыбкой неземной,Загадочный под дымкою туманной.Константин Бальмонт. из Сонета. 1894
Музей Русского Импрессионизма продолжает знакомить публику с незаслуженно забытыми, выпавшими из истории русского искусства замечательными мастерами.
Елена Киселёва «Художница с зеленой вазой. Автопортрет» 1910Музей представляет первую в Москве персональную выставку Елены Андреевны Киселёвой (1878-1974), одной из самых ярких и загадочных художниц Серебряного века. До 12 марта 2017 года в залах Музея можно будет увидеть более 50 произведений художницы из частных собраний и коллекций ведущих государственных музеев.
Портрет Андрея Петровича Киселева
Елена Киселёва, как и её отец, известный математик Андрей Петрович Кисёлев, собиралась посвятить свою жизнь науке. Но выбрала Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где попала в мастерскую Ильи Репина и стала впоследствии его любимой ученицей.
Елена Киселёва «Невесты. Троицын день» 1910
За свою дипломную картину «Невесты. Троицын день» Елена Киселёва первой из женщин-выпускниц Академии получила возможность продолжить учёбу в Париже, городе, в котором жили и творили её ровесники Пабло Пикассо, Анри Матисс и Амедео Модильяни.
Елена Киселёва «Маруся» 1913
В Европе Киселёва училась в знаменитой Академии Эжена Каррьера и Академии Рудольфа Жюлиана, участвовала в международных выставках в Мюнхене и Риме.
Елена Киселёва «Этюд. Натурщица» 1911
Елена Андреевна работала в разных техниках, но её истинной страстью всегда был один жанр:
«Меня всегда увлекал женский портрет. Когда я встречала красивую женщину, я так и хотела её писать».
Елена Киселёва «На балконе» 1910
После возвращения в Россию её карьера переживает взлёт. В 1910 году Киселёва первой из женщин становится членом Общества архитекторов-художников, получает многочисленные премии Общества имени Архипа Куинджи.
Елена Киселёва «Натурщица с зеленой вазой» 1910
Её картины печатаются в журналах «Аполлон» и «Огонёк», несколько работ приобретает для своей частной коллекции Максим Горький, а сама Киселёва ставится в один ряд с Зинаидой Серебряковой, Александром Бенуа и Львом Бакстом.
Елена Киселёва «Женский портрет (Портрет Татьяны Платоновой-Поздняк)» 1907-1908
«Идея провести у нас в музее выставку Елены Киселёвой жила во мне с того самого момента, как я впервые познакомилась с её полотнами. Эта живопись столь хороша, что её малая известность сложно объяснима», - рассказывает директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.
Елена Киселёва «Ревность» 1907-1910
К сожалению, XX век не всегда был «элегантным» - после Октябрьской революции Елена Андреевна Киселёва, спасаясь от голода и разрухи, покидает родную страну и вслед за мужем, профессором математики, отправляется в эмиграцию в Сербию.
Елена Киселёва «Дома» 1908
После переезда времени для занятий живописью становится всё меньше. Имя художницы на родине было забыто, её творческое наследие рассеяно по частным собраниям, а сама она стала хранительницей профессорского дома в Белграде.
Елена Киселёва «Портрет сына» 1925
После смерти единственного сына в 1944 году она навсегда оставила живопись. Елена Киселёва умерла в возрасте 96 лет, завершив свой «элегантный век».
Елена Киселёва «Портрет Лизы» 1909
Художник Елена Киселёва принадлежит к той плеяде русских женщин, имена и творчество которых украсили отечественное искусство начала XX века. Она занимает достойное место, среди таких мастеров, работавших в портретном жанре, как Зинаида Серебрякова, Ольга Делла-Вос-Кардовская, Елизавета Кругликова, Анна Остроумова-Лебедева.
Елена Киселёва «Мать и дочь» 1911
Основное место в творчестве Киселёвой принадлежит женскому портрету. Как писала сама художница: «Композиция или пейзаж мне были мало интересны. Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых, интересных женщин».
Елена Киселёва «Женский портрет. Blange» 1912
Ей удалось создать целую плеяду удивительных женских образов. Характерное для Елены Киселевой искреннее увлечение цветом, наслаждение живописью, делают портреты художницы неотразимо притягательными.
Елена Киселёва «Дачницы» 1915
Своими яркими полотнами Елене Киселёвой удалось запечатлеть живой облик своих современниц, создать правдивое ощущение погружения в атмосферу Серебряного века. Зритель смотрит на женское общество первых двух десятилетий XX века не спустя столетие, а как очевидец событий.
Елена Киселёва «Прекрасные дамы» 1927
Выставка произведений Елены Киселевой, созданная совместно с Воронежским художественным музеем имени И.Н. Крамского, главным хранителем творческого наследия Елены Киселёвой, позволит получить целостное представление о творчестве заново открытой русской художницы.
Елена Киселёва «Санди» 1910
В рамках выставки запланирована обширная программа: лекции, тематические дискуссии и экскурсии. К открытию выставки научный отдел Музея русского импрессионизма выпускает первый в мире каталог Елены Киселёвой, где будут представлены 60 работ художницы.
«Портрет молодой дамы». Елена Киселёва
Елена Киселёва «Девушка в красном» 1907
Елена Киселёва «Розовый зонтик» 1910
«Портрет неизвестной в шали». Елена Киселёва 1910
«Базар в Которе (Черногория)». Елена Киселёва 1925
«Завтрак. Портрет П.Е.Щеголева». Елена Киселёва 1911
«Портрет А.Д. Билимовича». Елена Киселёва 1913
«Прогулка». Елена Киселёва 1910
Музыка: Игорь Крутой «Сон, Увиденный Во Сне»
lyarder.livejournal.com
Киселев Александр Александрович - все картины художника
Алфавитный указатель живописцев:
- а
- Аа Питер Ван дер
- Абрахамссон Эрик
- Абстракция фото
- Аверкамп Хендрик
- Агард Карл Фредерик
- Адамс Джон Клейтон
- Адриансен, Александер
- Адрион Люсьен
- Айвазовский Иван Константинович
- Алексеев Федор Яковлевич
- Аллом Томас
- Алотт Роберт
- Алслот Денис ван
- Алст Виллем ван
- Алтамурас Иоаннис
- Альберт Эрнест
- Альт Якоб
- Альтенкопф Йозеф
- Амен и Леон Хуан Ван дер
- Анвиль Жан Батист Бургиньон де
- Андерссон Нильс
- Анеси Паоло
- Апол Луи
- Арельяно Хуан де
- Арнегер Алоис
- Арнтениус Флорис
- Артсен Питер
- Архоманди Бесад
- Аскеволд Андерс
- Асселин Ян
- Аст Бальтазар ван дер
- Ахенбах Андреас
- Ахенбах Освальд
- Аш Анри Ван
- б
- Бааде Кнут Андреессен
- Бабюрен Дирк ван
- Бакхейзен Жерардина Джакоба из Санде
- Бакхейзен Людольф
- Баннистер Эдвард Митчелл
- Барбарини Густав
- Барбарини Франс
- Барбарини Эмиль
- Барбьери Паоло Антонио
- Баркер Томас
- Баррет Джордж
- Барро Ейми
- Баскенис Эваристо
- Баттаглиоли Франческо
- Баттем Геррит
- Баттерсворт Джеймс Эдвард
- Баттерсворт Томас
- Бауер Николас
- Башинджагян Геворк Захарович
- Бега Корнелис Питерс
- Беггров Александр Карлович
- Бегейен Абрахам
- Беерен Абрахам ван
- Беерстратен Ян Абрахамс
- Бейкелар Иоахим
- Беклин Арнольд
- Белли Давид
- Беллин Жак-Николас
- Беллотто Бернардо
- Бельведер Андреа
- Бельвью Джейкоб Адрианесс
- Белэнджер Луи
- Бем Эдуард
- Бемер Генрих
- Бенеденсен Йенс Кристиан
- Бентам-Динсдейл Джон
- Бенуа Альберт Николаевич
- Берг Гиллис Гиллиш Де
- Берг Иоганн Эдуард
- Берггольц Ричард Александрович
- Берге Кристоффель ван ден
- Беренц Кристиан
- Беркос Михаил Андреевич
- Беркхейде Геррит
- Бернаскони Лаура
- Беро Жан
- Берт Осиас
- Бертиус Петрус
- Бертри Николя Анри Жура де
- Берхем Николас Питерс
- Берч Сэмюэл
- Бессонов Борис Васильевич
- Беттера Бартоломео
- Бива Анри
- Биду Жан Жозеф Ксавье
- Биенвету Гюстав
- Бирштадт Альберт
- Бичи Ричард Бриджес
- Блаклок Ральф Альберт
- Бланшар Антуан
- Блау Ян
- Блехен Карл
- Блинов Леонид Демьянович
- Бломфилд Чарльз
- Блот Питер де
- Блумарт Абрахам
- Блумен Ян Франс ван
- Блумерс Арнольдус
- Бо Сэм
- Богаевский Константин Федорович
- Богет Николас-Дидье
- Боголюбов Алексей Петрович
- Боддингтон Генри Джон
- Бодеман Уильям
- Боем Эдуард
- Бозелли Феличе
- Бойс Томас Шоттер
- Бок Адольф
- Болоньер Ханс
- Болтон Хью Джонс
- Боммел Элиас Питер ван
- Бонавия Карло
- Бонвен Франсуа
- Бонингтон Ричард Паркс
- Бонне Ригобер
- Бонсиньори Стефано
- Боплан Гийом Левассер де
- Борман Йоханнес
- Борселен Ян Виллем ван
- Боссоли Карло
- Боссюет Франсуа-Антуан
- Босхарт Амброзиус Старший
- Босхарт Ян Баптист
- Бот Андрис
- Бот Ян
- Бохмер Генрих
- Брайт Генри
- Бракелер Фердинанд де
- Бракенбург Рихард
- Брандес Генрих Георг
- Брандт Альберт Йонас
- Брандт Карл
- Браувер Адриан
- Браун Уильям Мейсон
- Бреански Альфред де
- Бредаль Ян Франс ван
- Брей Дирк де
- Брей Йозеф де
- Брейгель Абрахам
- Брейгель Авраам
- Брейгель Питер младший
- Брейгель Питер старший
- Брейгель Ян старший
- Брекеленкам Квирин ван
- Бреретон Джеймс
- Бретт Джон
- Бричер Альфред Томпсон
- Броун Георг Лоринг
- Брук Элиас ван ден
- Брукинг Чарльз
- Брэдфорд Уильям
- Брэндеис Антониэтта
- Брюссель Пол Теодор ван
- Бувар Антуан
- Бувар Ноэль Жорж
- Буден Эжен
- Буланже Луи
- Бургарицки Йозеф
- Бусири Джованни Баттиста
- Бухнер Ханс
- Буше Франсуа
- Бюркел Генрих
- в
- Вагеманс Питер
- Вагнер Фриц
- Вайент Александр Хельвиг
- Вакк Жерар
- Валайе-Костер Анна
- Валансьен Пьер-Анри де
- Валкенборх Фредерик ван
- Валскапелл Якоб ван
- Вальдмюллер Фердинанд Георг
- Васильев Федор Александрович
- Васильковский Сергей Иванович
- Вауверман Питер
- Вауверман Филипс
- Вауверман Ян
- Везерол Джорж
- Вейнантс Ян
- Вейнгарт Антони Якобус ван
- Вейсенбрух Иохан Хендрик
- Вейсенбрух Ян
- Вельде Адриан ван де
- Вельде Виллем ван де младший
- Вельде Виллем ван де старший
- Вельде Эсайас ван де
- Вельде Ян ван де
- Вельц Иван Августович
- Веникс Ян Баптист
- Венн Адольф ван дер
- Вербрюгген Гаспар Пеетер Младший
- Вербукховен Шарль-Луи
- Вербум Адриан Хендрикс
- Вервир Саломон
- Вервлоет Франс
- Верендаль Николас ван
- Верещагин Петр Петрович
- Вермеер Ян
- Вермюлен Андрис
- Верндл Эдмунд фон
- Верне Клод Жозеф
- Верне Орас
- Вернер Карл
- Вертин Питер Герардус
- Веруш-Ковальски Альфред фон
holsta.net
Белые пятна «Элегантного века» | Colta.ru
Выставки открывшегося меньше года назад Музея русского импрессионизма лучше и вызывающей недоумение самой концепции этого учреждения, и подтверждающей это недоумение постоянной экспозиции с работами из коллекции Бориса Минца. И хотя героев временных показов тоже не причислить к русским импрессионистам (вообще довольно странному определению), но одно из направлений деятельности новой институции — открытие малоизвестных публике имен — по крайней мере, любопытно. «Элегантный век» Елены Киселевой на примере полусотни работ — пополам живописи и графики — старается рассказать о художнице Серебряного века, родившейся в Воронеже, эмигрировавшей в Белград, подзабытой и в свое время возвращенной в воронежскую художественную жизнь стараниями сотрудницы местного Областного художественного музея имени Крамского.
Первая московская выставка Елены Киселевой (1878—1974), составленная при помощи Воронежского музея имени Крамского, Русского музея (в Третьяковке киселевских работ нет), Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Института русской литературы (Пушкинского Дома) и частных собраний, небольшая. Этого, впрочем, вполне достаточно, чтобы показать художественный уровень Киселевой, судьба которой, пожалуй, временами интереснее ее картин и рисунков. С другой стороны, если уж «открывать» эту художницу, про нее еще есть что выяснить.
От первой женщины-пенсионера до «домашницы»К счастью, у Киселевой, кажется, не было особых амбиций остаться на высокой позиции в художественной иерархии. В связи с выставкой не раз вспоминают слова из переписки художницы — что ей нравилось писать портреты эффектных женщин («Композиция или пейзаж мне были мало интересны. Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых интересных женщин»). Судя по автопортретам и фотографиям, сама Киселева любила элегантно одеваться в жизни и стремилась, чтобы и ее картины — тоже вещи — выглядели красиво. Она писала картины, которые приятно смотрятся в интерьере, к тому же могут привлечь внимание не только миловидностью моделей, но еще декоративизмом в изображении одежды и обстановки и чаще всего ярким колоритом.
Здесь трудно избежать штампа «женское искусство» (как, к примеру, и в связи с Зинаидой Серебряковой), хотя в киселевских работах видно влияние многих художников, которых история искусства, в отличие от нее, запомнила хорошо. К ее работам появляется больше интереса, когда читаешь биографию художницы.
Елена Киселева© Фото предоставлено Воронежским областным художественным музеем имени И.Н. КрамскогоРодившись в Воронеже (пока имение Плясово-Юрасово за городом семья не продала, чтобы в 1910-м купить доходный дом на 2-й линии Васильевского острова в Петербурге, Елена Киселева любила туда приезжать и писать родных) в семье математика Андрея Киселева, она поступила на математическое отделение Бестужевских курсов в Петербурге. Но после тифа отстала и решила не возвращаться, а пошла в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств, где попала в мастерскую к Илье Репину (в каталоге нынешнего показа сообщается, что тот считал Киселеву одной из самых одаренных воспитанниц). После парижского вояжа 1903-го Киселева представила на суд профессоров-академиков конкурсный эскиз «Парижское кафе» (он не сохранился), «провалилась», как рассказывает сотрудница Музея русского импрессионизма Анастасия Винокурова, из-за обвинений в подражательстве и следовании современным тенденциям, восприняла это тяжело и взяла отсрочку — собраться с мыслями.
Для чего отправилась в Париж, где успела поучиться в Академиях Жюлиана и затем Карьера. В результате, впечатлившись Троицыным днем в Плясове-Юрасове, для новой попытки в АХ выбрала крестьянскую тему — сюжет, беспроигрышный настолько, что в 1907 году она не только получила звание художника, но еще стала первой женщиной, отправившейся от Академии художеств в пенсионерскую поездку все в тот же Париж.
В 1911-м работы Киселевой были на Всемирной выставке в Риме, в России она выставлялась с участниками Союза русских художников и Нового общества художников, в 1910-м на выставке «Современные женские портреты» в редакции журнала «Аполлон» ее «Прекрасная Гортензия» 1908-го (сейчас ее тоже привезли) соседствовала с произведениями Серова, Бакста, Сомова, Головина и Судейкина. Репродукции ее картин печатали на обложках журнала «Столица и усадьба».
В 1915-м Киселева переехала в Одессу к будущему второму мужу — математику Антону Билимовичу, а пять лет спустя они втроем с маленьким сыном Арсением эмигрировали в Белград, куда Билимовича пригласили преподавать в университет. Там она писала, в частности, иконы (на теперешнем показе их нет), но самый интенсивный творческий период остался позади, а тут она звала себя «домашницей».
Через 22 года, во время Второй мировой войны, Арсений был арестован и отправлен в концлагерь, а когда в 1944-м вернулся, вскоре умер. Киселева написала его посмертный портрет (который завещала сжечь после своей кончины) и больше к живописи не возвращалась.
«Все началось с “Маруси”»Как математика «вернулась» к Киселевой со вторым замужеством, так интерес к ее творчеству в родном Воронеже успел «нагнать» ее в Белграде. «Все началось с “Маруси”», — рассказывает Анастасия Винокурова.
Елена Киселева. Маруся, 1913© Музей русского импрессионизмаВ начале 1960-х старший научный сотрудник Воронежского художественного музея Маргарита Лунёва (1925—2013) нашла в музее киселевскую «Марусю» (из показанного на выставке этот портрет 1913-го — лучшая работа), заинтересовалась и отыскала в конце концов письмо Киселевой Репину, отправленное из Белграда, — с обратным адресом. Завязалась переписка с художницей, исследование продолжилось.
У Воронежского музея имени Крамского самое большое собрание киселевских произведений, в том числе чуть больше 30 в 1969-м подарила сама художница, их музей продемонстрировал на ее первой персональной выставке того же года в Воронеже. Эта же институция устраивала экспозиции Киселевой в 1974, 1980 и 2008 годах. И планирует сделать еще одну после возвращения работ из Москвы.
По следам многихОт передвижников вкупе с салонным искусством до мирискусников, отчасти до группы НАБИ и в чем-то даже до фовистов (Киселева регулярно ездила в Париж) — такие сравнения напрашиваются, когда идешь по выставке. Хотя это не всё. К примеру, «Девушка в красном», один из нескольких эскизов к тому самому конкурсному «Троицыну дню» (сегодня судить об итоговой картине можно только по черно-белой репродукции в журнале «Нива» за 1908 год), — так вот эскиз этот гладким письмом лица, жестом напоминает еще крестьян Венецианова. В частности, его печальную и нежную «Крестьянку с васильками». Другой эскиз к тому же конкурсному полотну — «Невесты» с сидящими рядком девушками в красных юбках и платках, с явным любованием яркими красками, с «нарядностью» холста — отчасти перекликается, с одной стороны, с крестьянками передвижника и одного из основателей Союза русских художников (в выставках которого Елена Киселева участвовала) Абрама Архипова, с другой — с крестьянским же «Вихрем» Филиппа Малявина (тоже состоявшего в СРХ). Но ближе Киселева все-таки к первому — ей неинтересна динамика, стихийность движения (и подачи цвета), которая есть у Малявина. А глядя на репродукцию итоговой работы с меланхоличными березками и молчаливостью пейзажа, вспоминаешь и картины Михаила Нестерова.
Учитель Репин писал Киселевой: «Вы попали на настоящую национальную струю живописи народной. Держитесь ее и бросьте всю бутафорщину цеховой заурядности — фокусы виртуозности… Меня особенно порадовало, что в формах у ваших фигур появилось больше правды и пластики, оттого больше смысла и души. В предметах вы очень много отдали мазку — это уже осточертело».
Елена Киселева. Портрет сына, 1925© Музей русского импрессионизмаВ том же 1907-м Киселева написала «Ревность», тяготеющую к академической живописи сцену со своей сестрой и ее мужем (Киселева вообще чаще всего писала родственников или друзей), колористически — «задачку» на передачу темных тонов. Но больше всего на выставке портретов, женских портретов, оглядывающихся на модерн. В рисунках с тягучими линиями, напоминающими разом и афиши той поры, и маски с женскими головками с модерновых доходных домов. Героиня сценки 1911-го «В ресторане. Париж», где двое в черном сидят за столом с белой скатертью, просто изящной фигуркой в черном наряде напомнит композицию мирискусника Льва Бакста «Ужин» 1902-го. Впрочем, как может напомнить многих посетителей кафе. У Киселевой это всего-навсего наблюдение, разговор, один из типичных моментов, изображенный в стилистике афиш и плакатов. Бакст «рассказал» другую историю: жену Бенуа он превратил не в одну из посетительниц, а в единственную героиню холста, подчеркнув и даже отчасти утрировав контрасты черного с белым, намеченного — вроде бы изображенного и недосказанного.
В живописи Киселеву занимает не та «правда», о которой хлопотал Репин, а все-таки больше орнаментальность, увлечение соседством цветов на поверхности холста, контрастами тканей и тона кожи. Поза, жест и взгляд не дают психологической характеристики, а намечают общий силуэт и общее лирическое, умиротворенное и томное настроение. Будь то девушки «В парке» (1908), композиционно адресующие к Борисову-Мусатову, но написанные плотнее и грубее, будь то портрет жены художника Исаака Бродского (1916) на «пьедестале» ее платья с оборками и на фоне цветастых шалей (орнаментальность, напоминающая картины Александра Головина). Будь то «Художница с зеленой вазой. Автопортрет» (1910), где огромное горло вазы, накрахмаленный воротничок, копна волос и яркий ковер на стене — часть общего «узора». Тут, правда, появилась необычная «кадрированная» композиция — из-за вылезающей на зрителя пузатой вазы, «обрезанной» краем картины.
Елена Киселева. Автопортрет. Художница с зеленой вазой, 1910© Музей русского импрессионизмаВо время подготовки теперешней экспозиции удалось определить модель одной из картин. Прежде считалось, что «Санди» (1910) с декадентским лицом с тонкими, нервными чертами — женский портрет. Но в брюках. Это иногда смущало. Анастасия Винокурова говорит, что их редактор Елизавета Новикова взялась разыскивать сведения об изображенном. Им оказался шотландский художник Александр Стюарт-Хилл, что подтвердилось, когда в музее связались с живущими сейчас в Штатах родственниками Хилла и по присланным оттуда фотографиям 1920-х убедились, что изображен он.
Но самое выразительное тут произведение — та самая «Маруся» 1913-го, с которой началось «открытие» художницы в Воронеже. По поводу этой-то работы и можно, хотя и с разными оговорками, говорить об оглядке на фовизм — судя по колористической насыщенности, по тому, что и контуры художница пишет синим. И даже брови модели иссиня-черные буквально — написаны синей краской. Это самая смелая киселевская работа, но не только по цветовой гамме: в пестроту Киселева сумела по контрасту вписать бледное задумчивое лицо, которое, в отличие от многих лиц на ее работах, здесь — не часть общего орнамента, а смысловой акцент.
В целом художественная роль Киселевой — быть современницей. Небесталанной, но отнюдь не из первых рядов, к чему она, видимо, и не стремилась, оставив главным своим творческим периодом 1910-е. Там промелькнет сравнение с одним, здесь — с другим, но когда спрашиваешь, есть ли в ее переписке упоминания, например, Головина, или Серова, или Малявина, говорят, что пока их не находили. Не все еще известно: архив Маргариты Лунёвой после ее смерти хранится у родственников, там есть не только переписка Киселевой с Репиным, но и публикации, в том числе краеведческие, самой Лунёвой — полностью он еще не разобран. Если бы сотрудники Воронежского музея имени Крамского смогли с ним поработать, наверняка и о Елене Киселевой появились бы дополнительные сведения.
Понравился материал?помоги сайту!www.colta.ru