Великие портретисты. Художники-портретисты. Картины жанра портрет
Жанр портрета в культуре разных времен и народов :: SYL.ru
Жанр портрета в культуре разных времен и народов остается одним из любимых в ярком мире изобразительного искусства. В портрете художник проявляет интерес к свойствам человеческого характера, умение эмоционально настроиться на волну своего персонажа. В лучших образцах портретного жанра можно разглядеть внутренний облик человека, трепетные мгновения его душевной жизни.
Жанровое своеобразие
В культуре разных времен жанр портрета – один из главных в графике, живописи и скульптуре. Каждая эпоха диктовала художнику определенные принципы в изображении людей сообразно тому, какой была цель создания художественного произведения. Были картины, изображавшие характеры или обобщенные типы, портреты-символы и рисунки-настроения.
Египетские ритуальные изображения
Портретный жанр возник в глубокой древности как попытка запечатлеть личность в глубине и разнообразии ее проявлений. В Египте бюст или статуя, изображавшая конкретного человека, имели магическое ритуальное значение – так отправляли в загробный мир душу усопшего. Портреты египетской знати, дошедшие до наших времен, интересны тем, что отображают неповторимую внешность и характер.
Во времена античности
В Древней Греции жанр портрета отражал значимые идеалы, владевшие умами людей. Красота, соразмерность, ориентир на эталонность присутствуют в скульптуре, мозаике, чеканке и фресках греков.
Древний Рим, подхвативший эстафетную палочку традиций античного искусства, добавил достоверности в передаче человеческой натуры. Портреты суровых императоров, волевых полководцев, проницательных философов и остроумных поэтов в бюстах и рельефных изображениях и сегодня поражают предельным правдоподобием. Одной из причин такой достоверности стало то, что искусство портрета в Риме тесно связано с изготовлением посмертных восковых масок. Их снимали с умерших и хранили в пределах домашнего алтаря.
Лучшим образцом портретной живописи являются удивительно реалистичные фаюмские погребальные портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи).
Портретный жанр в скульптуре развивался параллельно его эволюции в живописи.
Средневековые портреты
Во времена Средневековья изобразительное искусство в Европе переживало упадок, поскольку господствовало религиозное мировоззрение, согласно которому интеллектуальное и душевное существование человека было подчинено высшим силам и растворено в ощущении себя частицей божьего мира. Главной фигурой духовной жизни был бог, а изображать лик господа, согласно библейскому предостережению, было запрещено.
На Востоке с портретным жанром дела обстояли лучше. Китайский и японский средневековые портреты, несмотря на строгие каноны, воссоздают индивидуализированные образы представителей придворной знати. Жанр портретной миниатюры достиг совершенства в работах мастеров Средней Азии, Индии, Афганистана.
Говоря о жанре портрета в культуре разных времен и народов, нельзя не упомянуть о произведениях перуанских индейцев мочика. Изображения людей в них достоверно передают анатомические особенности строения человеческого тела и неповторимые специфические черты людей разных возрастов и социальных групп.
Гении Возрождения
В эпоху Ренессанса портретный жанр переживает новый взлет. Царствуют ценности гуманизма – вера в красоту человеческой личности, человек, как и в античные времена, считается мерой всех вещей. Центром расцвета живописи стала Италия. Из-под кисти гениев Возрождения - Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Тинторетто, Джорджоне - рождаются портреты, герои которых сознают собственную духовную свободу и переживают глубоко драматичную внутреннюю жизнь. Зарождаются традиции аллегорического портрета. Позднее Европейское Возрождение в лице Эль Греко, Пантормо, Бронзино дарит истории портреты, в которых душевное напряжение персонажей достигает огромного накала.
Портрет барокко
В 17 веке в ряде стран произошли изменения титанического масштаба, они коснулись науки и идеологии, социальной жизни людей и, разумеется, отразились в искусстве. Портретный жанр в живописи развивается в сторону воплощения насыщенного поиска смысла жизни и самопознания человека. На первые позиции выдвинулись голландские и фламандские художники, образовались две соответствующие школы. Техника живописи стремительно совершенствовалась, приобретали популярность групповые портреты, в основе композиции которых была динамика.
Европейский портрет 18 века переживает кризис: заказчики-аристократы не заинтересованы в изображении душевных бурь, они хотят быть на картине идеализированными. В портретах появляется либо напыщенная театральность, либо чрезмерная чувствительность. Лишь во времена позднего Просвещения в работах Фрагонара, Ватто, Шардена в изображение человека возвращается аналитизм, искренность и простота.
В поединке с фотографией
Хотя жанр портрета в разные эпохи переживал взлеты и падения, 19 век стал в его развитии своеобразным прорывом. Расширяется географический охват, совершенствуются и оттачиваются приемы, появляется обилие художественных стилей. Распространение фотографии становится своеобразным вызовом мастерам живописи. Новым словом в портретистике становятся открытия импрессионистов, стремившихся в портрете отразить динамику и текучесть каждого мгновения жизни.
Век двадцатый, отмеченный дыханием модернизма в искусстве, увел портрет в сторону условности и намеренного отказа от реализма. Тем не менее поиски в рамках реалистического наследия продолжились в творчестве американских, итальянских, польских, финских, русских художников.
В разное время жанр портрета в культуре того или иного народа живет по законам поиска новых форм и одновременно продолжает сохранять традицию. Так происходит и в 21 веке. Современное портретное искусство пользуется многообразной палитрой самых неожиданных средств и приемов.
Жанр портрета в искусстве России
В отличие от стран Востока и Западной Европы, портретное искусство на Руси появилось лишь в 17 веке с возникновением парсуны – портрета, написанного в стиле иконы. По-настоящему портретный жанр стал развиваться в России лишь в 18 веке. Первыми русскими портретистами историки живописи считают Ивана Никитина, Ивана Аргунова, Алексея Антропова. На вторую половину столетия, которое принято назвать «веком портрета», пришлось творчество Дмитрия Левицкого, Федора Рокотова, Владимира Боровиковского, которые могли составить конкуренцию любому прославленному художнику Европы.
Традиция психологизма, заложенная во времена романтизма, достигла невероятного расцвета в работах мастеров второй половины 19-го и начала 20 века. Портреты кисти Ильи Репина и Ивана Крамского, Василия Перова и Валентина Серова – это признанные шедевры жанра. В исканиях художников наметились попытки уловить и воплотить ассоциативный знаковый подтекст в изобразительном «отпечатке» человеческой личности.
www.syl.ru
История портретной живописи
Портреты
Вы когда-нибудь задавались вопросом «Откуда берет свое начало живопись?». Конечно, наскальные рисунки — вот первые доказательства потребности человека в искусстве. Однако есть и другие версии. Например, существует легенда, что живопись произошла от девушки, которая на стене изобразила тень любимого мужчины. В этой красивой сказке можно уловить глубокий смысл: началу живописи послужила потребность человека в портрете.
Таким образом, портрет чуть ли ни самый древний жанр в искусстве. Но вернемся к истории и фактам.
Древние портреты
Первая попытка изображения портрета насчитывает уже, по мнению ученых, ни много ни мало 27 тысяч лет. Обнаруженный во Франции, в пещере Вильоннер «Портрет» сделан мелом, но совершенно четко видны очертания лица: глаза, нос, рот.
«Портрет», возраст которого 27 тысяч лет
Большой интерес представляют также портреты античной живописи. Так, на острове Крит среди фресок Кносского дворца при раскопках найдена целая коллекция женских портретов. Самый знаменитый из низ -«Парижанка». Молодая женщина, изображенная в профиль (в традициях искусства того времени), скорее всего была одна из жриц, придворных дам или богинь.
«Парижанка», фреска из Кносского дворца, XVI век до н.э.
Средневековье
Можно смело утверждать, что именно в средневековье происходит упадок портретного жанра. В эту эпоху все было подчинено церкви. Ограниченные строгими религиозными канонами, художники редко обращались к портрету, а если и приходилось, то ни о каком реалистичном изображении речи идти не могло.
Однако уже в X-XII веках портретный жанр начинает развиваться. Уже можно заметить реалистичные черты в лицах святых, ясность и определенность во взгляде и т.д. Ярким примером такого реалистичного портрета служит работа Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе.
Джотто, портрет Энрике Скровеньи, 1304-1306
Примерно в то же время начинают развиваться автопортреты, портреты в станковой живописи.
Эпоха Возрождения
Возрождение – расцвет портретного жанра. Человек – центр Вселенной, способный изменить этот мир. Эта новая идеология и дала толчок древнейшему жанру, освободив ее от церковных оков. Появились портреты в анфас, возникла техника масляной живописи. Изменилась сама структура портрета: теперь художник помещал своего героя не в условный фон, как это было в Средневековье, а в реалистичный интерьер или пейзаж.
Боттичелли, Рафаэль, Тициан, Леонардо да Винчи – величайшие мастера Высокого Возрождения – создали новые средства художественной выразительности, при помощи которых портреты стали более психологическими. Так, самый знаменитый мужской портрет того времени – работа Рафаэля «Бальдассаре Кастильоне».
Рафаэль Санти, «Бальдассаре Кастильоне», 1515г
Появились разновидности портрета. Так, стали различать парадный и интимный портрет. Парадные портреты заказывали у художников царские семьи, знать, церковные служители. Дамы для позирования наряжались в свои лучшие наряды, украшения, фоном для таких портретов служили величественные здания, с арками, колоннами и т.д. Очевидно, что цель парадного портрета была в прославлении, наделении людей лучшими чертами.
Одним из самых популярных мастеров парадного портрета был П.П. Рубенс. Его современники мечтали заказать у него портрет. Работы Рубенса виртуозны, красочны и неповторимы.
Рубенс Петер Пауль, «Портрет герцога Лерма», 1603
Интимные портреты не были так «холодны», как парадные. Они были особенно популярны XVII веке. Их главная особенность – отражение эмоций, чувств, духовного состояния людей. Крупным мастером таких портретов был Рембрандт. Его модели – обыкновенные люди, не имеющие ни богатства, ни знатных покровителей. Художник стремился передать истинные качества человека – его внутреннюю сущность.
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет старика в красном», 1654г
Портреты XIX века
Эпоха романтизма диктует свои правила искусству. Портреты перестают быть пышными, какими являлись в XVIII веке, становятся более строгими и холодными. Стоит отметить появление реалистичных ноток в живописи в целом. Жак Луи Давид, Франсуа Жерар, Франсиско Гойя и многие другие вносят в искусство критические линии.
Тенденции романтизма можно найти в творчестве ярчайшего выразителя французской живописи Эжана Делакруа. Так, в портрете Паганини художник передал главное – страсть человека к музыке. Нет точностей в изображении лица, фигуры, однако от этого только сильнее ощущается сила музыки, захватившая все тело и душу музыканта.
Эжен Делакруа, «Портрет Паганини», 1832г
Импрессионисты по-своему подошли к портретной живописи. Они отказались от правдоподобия, тем самым сконцентрировавшись на непостоянстве человека и окружающей среды.
Эдуард Мане, «Женщина перед зеркалом», 1877г
Современная портретная живопись
Кризис человеческой личности в XX веке не мог не отразиться на искусстве. В этот период портретная живопись переживает очередной упадок. Поиски новых идей, появление новых течений, тенденций – все это приводит к возникновению новых портретов, лишенных былой специфики. В работах Пикассо, Модильяни, Грос и многих других мастеров этого времени ощущается противоречие идейно-художественных тенденций.
Хуан Грис, «Портрет Пикассо», 1912г
Несмотря на то, что продолжаются поиски новых реалистичных средств, в целом интерес к портрету падает. Оживление в портретной живописи происходит в 1970-х годах прошлого столетия, когда такие художники, как Энди Уорхол, Алекс Катц, Чак Клоуз делают человеческое лицо главным в своих произведениях.
Энди Уорхол, «Мэрилин Монро»
Как же художник пишет портрет? В первую очередь, современный живописец пытается уловить в человеке то, что увидеть обычным взглядом сложнее всего – его человечность. Здесь мастер использует все: жесты, полуповороты тела, акценты поз, штрихи одежды, а главное – художник сохраняет незавершенность портрета, давая зрителю возможность самому осмыслить его творчество.
Так, в портрете «Девочка с кроликом», Сергей Минасян передал атмосферу спокойствия и умиротворения, наполненную душевной теплотой и искренностью.
Сергей Минасян, «Девочка с кроликом», 2009г
Быть объектами восхищения достойны многие портреты. Древнейший жанр по сей день продолжается развиваться, открывая перед нами все новые и новые этапы в искусстве портрета.
Рекомендуем к ознакомлению:
Портреты в галерее САР
А так же можно прочитать биографию, и ознакомится с картинами — Сергея Минасяна
sar-gallery.ru
Великие портретисты. Художники-портретисты
Портрет - искусство воспроизведения изображения человека или группы лиц с абсолютной точностью. Как правило, это художественный рисунок, подчиняющийся определенному стилю. Художник, написавший портрет, может принадлежать к той или иной школе живописи. И его работы узнаваемы благодаря индивидуальности и стилю, которому следует живописец.
Прошлое и настоящее
Художники-портретисты изображают реально существующих людей, рисуя с натуры, или воспроизводят образы из прошлого по памяти. В любом случае портрет на чем-то основан и несет в себе информацию о конкретной личности. Зачастую на такой картине отражается какая-то эпоха, будь то современность или прошлое. В этом случае художники-портретисты вместо обычного фона изображают несколько сопутствующих условных признаков, таких как архитектура того времени, обозначенная на втором плане, или другие характерные объекты.
Рембрандт
Изобразительное искусство разнообразно, и его отдельные жанры могут существовать независимо друг от друга, а могут синтезироваться. Так и в портрете соединяются в одно целое разные сюжеты, но при этом всегда доминирует лицо человека. Великие портретисты прошлого владели искусством художественного изображения в совершенстве. К таким мастерам можно отнести голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606-1669), который написал множество портретов. И каждый из них признан шедевром живописи. Истинное искусство бессмертно, ведь полотнам Рембрандта ван Рейна уже более пятисот лет.
Гравюра - тонкое искусство
Великие портретисты прошлого - это национальное достояние тех стран, в которых они родились, жили и создавали свои картины. Заметный след в истории живописи оставил немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528), работавший в жанре гравюры. Его полотна выставлены в самых престижных музеях мира. Картины, написанные художником в разное время, такие как "Портрет молодой венецианки", "Портрет императора Максимилиана", "Портрет молодого человека" и другие, являются непревзойденными шедеврами. Великие портретисты отличаются от всех прочих художников высоким уровнем самовыражения. Их полотна являются примером для подражания.
Женская тема
Джованни Болдини (1842-1931), итальянский художник, занимает одно из первых мест в списке "Великие портретисты мира". Он признан непревзойденным мастером женского портрета. Его полотна можно рассматривать часами, настолько точны и живописны изображения. Сочные краски, преимущественно холодных оттенков, контрастные штрихи, игра полутонов - все собрано в его картинах. Художнику удается передать характер дамы, изображенной на холсте, и даже ее настроение.
Известные художники-портретисты России
На Руси во все времена были великие художники. Портретное искусство зародилось в 14-м веке нашей эры, когда появились талантливые живописцы, такие как Андрей Рублев и Феофан Грек. Их творчество не в полной мере соотносилось с жанром портрета, поскольку эти художники писали иконы, однако общие принципы создания изображений совпадали.
В тот же период творил известный художник Дионисий (1440-1502), ставленник Ивана III, царя Московского. Монарх поручал художнику роспись собора или церкви, а затем наблюдал, как тот создает свои шедевры. Царю нравилось участвовать в таком богоугодном деле.
Одним из первых мастеров русского портретного искусства был Иван Никитин (1680-1742), прошедший обучение в Европе. Он пользовался благоволением императора Петра Первого. Наиболее известными работами Никитина являются портреты Августа Второго, короля польского и герцога Мекленбургского.
Зубов Алексей (1682-1750), выдающийся мастер портретного искусства. Он был фаворитом Петра Первого. Совместно с отцом, известным художником-иконописцем Федором Зубовым, участвовал в оформлении Оружейной палаты Московского Кремля.
Великие портретисты 18 века в России, как правило, писали на заказ.
Василий Тропинин (1776-1857), известный русский художник, по-настоящему прославился в 1827 году. Он создал поясной портрет Пушкина Александра Сергеевича, ярчайшего представителя русской поэзии. Заказ был сделан самим поэтом. А предназначалась картина для друга Александра Сергеевича, Соболевского. Портрет стал самым известным творением из всех, на которых когда-либо изображался Пушкин. Картина "Александр Пушкин" Тропинина навсегда стала классикой жанра.
Орест Кипренский (1782-1836) начал писать в 22 года. Первый портрет был создан Кипренским в стиле Рембрандта, на полотне изображался А. К. Вальбе. Наиболее известной работой художника считается "Портрет Е. В. Давыдова", написанный в 1809 году. Несколько картин Ореста Кипренского находятся в Третьяковской галерее.
Алексей Венецианов (1780-1847) - русский художник, который считается основоположником сюжетного стиля в портретном искусстве. Он был учеником маститого живописца Владимира Боровиковского. Молодой художник Венецианов приобрел широкую известность благодаря картине "Портрет матери", созданной в 1801 году.
Боровиковский Владимир (1757-1825), уроженец Миргорода, стал известным и знаменитым после встречи с Екатериной Второй, путешествующей в рамках своего турне 1787 года. Живописец создал серию художественных росписей во дворце, который находился на пути императрицы. Екатерина была восхищена работой Боровиковского и наградила его крупной суммой денег.
Список "Великие портретисты России 19 века" возглавляет Иван Николаевич Крамской (1837-1887), выдающийся живописец, мастер настенных росписей религиозного характера. Портретное искусство Крамского позволило ему создать целый ряд изображений известных людей, среди которых П. М. Третьяков, С. П. Боткин, И. И. Шишкин, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой и другие.
Самые известные портретисты России современной
Игорь Белковский (род. 1962), член-корреспондент Российской художественной Академии, член Союза художников России, лауреат премии "За светлое будущее", учрежденной губернатором Челябинской области.
Александр Шилов (род. 1943), Народный художник СССР, член президентского совета по культуре и искусству. Автор многочисленных портретов своих современников.
fb.ru