Пейзаж. Жанр в изобразительном искусстве. Картины жанра пейзаж


Пейзаж. Жанр в изобразительном искусстве

Термин «пейзаж» в русском языке происходит от французского «paysage» — «pays» — «страна», «местность». Например, в английском языке термин «landscape» происходит от голландского слова «landschap», которое первоначально означало «область», «участок земли», но приобрело значение как «картина с изображением природного ландшафта» в начале 1500-х гг. Развитие этого термина в Нидерландах было логично, потому что эта страна стала одним из первых мест, где пейзаж стал популярным жанром для живописцев. В это время растет протестантский средний класс, представители его предъявляли новые требования к предметам искусства. Именно пейзаж помог удовлетворить эти потребности.

Но этому жанру еще нужно было получить признание авторитетных художественных академий Италии и Франции. Историческая живопись на классические, религиозные, мифологические и аллегорические темы преобладала над всеми другими. Портреты же, жанровые картины, натюрморты, пейзажи находились на более низкой ступени «иерархии» жанров. Даже когда пейзаж стал более или менее самостоятельным жанром в XVII в., он все так же использовался в качестве второстепенного объекта для библейских, мифологических или исторических сцен.

XVII в. считается периодом рождения классического пейзажа. В картинах этого периода видится влияние античности и стремление изобразить идеальный пейзаж, напоминающий Аркадию — легендарное место в Древней Греции, известное своей тихой пасторальной красотой, о которой писал еще римский поэт Вергилий.

В классическом пейзаже все объекты должны находиться на таких позициях, где каждое дерево, камень или животное должны создавать гармоничное, сбалансированное и вневременное впечатление. Классический пейзаж был усовершенствован французскими художниками Николя Пуссеном и Клодом Лорреном. Оба художника провели большую часть своей творческой жизни в Риме, черпая вдохновение в видах римской сельской местности. Италия в то время был любимым местом работы для многих художников. Пуссен, который с ранних лет посвятил свое творчество исторической живописи, позже пришел к выводу, что пейзаж может вызвать такие же сильные эмоции, как человеческая драма в исторической живописи. С этого момента он работал, чтобы придать жанру пейзажа более высокий статус.

Якоб ван Рёйсдал. Речной берег (1649 г.)

 

Николя Пуссен. Пейзаж с двумя нимфами и змеей (около 1659 г.)

 

Клод Лоррен. Пейзаж с похищением Европы Юпитером (между 1615 и 1682 гг.)

 

В XVIII в. Италия по-прежнему оставалась источником вдохновения для пейзажистов, в то время как Франция и Англия стали новыми центрами садово-паркового искусства. Но идеалы XVII в. классических голландских и итальянских пейзажей сохранялись. Хотя пейзажи приобретали популярность, европейские академии все так же не придавали большого значения этому жанру. В частности Королевская Академии во Франции — невероятно мощная организация, устанавливающая стандарты для обучения живописцев и выбора тем для их творчества.

Переломить ситуацию смог Пьер-Анри де Валансьен в конце XVIII в. Как и Николя Пуссен, он работал, чтобы убедить Академию и своих современников в достоинстве пейзажной живописи. В 1800 г. он опубликовал книгу на тему пейзажной живописи «Eléments de perspective practique» (дословно «Основы перспективной практики»). Книга подчеркивала значение «исторического ландшафта», который должен быть основан на изучении реальной природы. Последующее поколение французских пейзажистов ощутили пользу от усилий Валансьена. Среди них был Жан-Батист Камиль Коро, его становление как художника в значительной степени произошло под влиянием исторических ландшафтов Валансьена и путешествий по Италии.

Пьер-Анри де Валансьен. Улисс умоляет о помощи Навсикаю (1790 г.)

 

Жан-Батист Камиль Коро. Воспоминание о Мортфонтене (1864 г.)

 

XIX в. стал новым этапом в развитии садово-паркового искусства. Промышленная революция изменила традиции сельской жизни. По всей Европе и Северной Америке пейзаж приобрел новый статус. Представители Барбизонской школы, такие как Теодор Руссо, Шарль-Франсуа Добиньи и другие, отошли от идеализированных, классических пейзажей и сосредоточились на живописи с натуры, известная как пленэрная живопись. В XIX в. родилась пейзажная фотография, которая существенно повлияла на выбор пейзажных композиций.

 

Теодор Руссо. Рынок в Нормандии (1845-1848 гг.)

 

Шарль-Франсуа Добиньи. Жатва (1851 г.)

 

 Французский живописец Гюстав Курбе отодвинул границы пейзажной живописи еще дальше. Радикальные методы живописи и независимый дух Гюстава Курбе проложил путь для следующего поколения художников — импрессионистов. Такие художники как Клод Оскар Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и многие другие посвятят большую часть своего творчества пленэрной живописи. Живопись Гюстава Курбе, его краски и структура пейзажа значительно повлияла на работы Поля Сезанна и Винсента ван Гога, а также на многих художников XX в.

 

Гюстав Курбе. Штормовая волна (1869 г.)

 

Клод Оскар Моне. Бульвар капуцинок (1873 г.)

 

Камиль Писсарро. Цаетение сливового дерева. Эрагни (1894 г.)

 

Огюст Ренуар. Пальмовое дерево (1902 г.)

 

Альфред Сислей. Мост в Вильнев-ла-Гаренн (1872 г.)

 

Поль Сезанн. Бассейн в Жа де Буффане (1876 г.)

 

Винсент ван Гог. Розовое персиковое дерево. Арль (1888 г.)

 

В начале XX в. пейзаж перестал быть только жанром в изобразительном искусстве. Как только фотография получила признание как вид искусства, художники не замедлили воспользоваться этим. Также художники в своей концептуальной манере смогли передать опасности индустриализации, угрозы глобального уничтожения и экологических катастроф. Во второй половине XX в. определение пейзажа включило в себя понятие городского, культурного, индустриального пейзажей и ландшафтной архитектуры. Пейзажная фотография продолжает развиваться. Сегодня пейзаж является способом передать отношение к природе, которая нас окружает, к тому месту, где мы живем, и человеческому влиянию на планету.

 

Роберт Адамс. Ель. Государственный парк Кабо-Бланко, округ Карри, штат Орегон, США (1999-2003 гг.)

 

Нита Энгл

 

Нита Энгл

 

Нита Энгл

 

Нита Энгл

 

Нита Энгл

 

Нита Энгл

Давно мечтаете сбросить лишний вес, но не знаете как это сделать правильно? Диеты для похудения, которые вы можете найти на сайте Gorockop помогут вам обзавестись красивой фигурой быстро и без лишних осложнений. Диета Елены Малышевой, Кремлёвская диета, белковая, рисовая, кефирно-фруктовая и другие самые эффективные способы похудения.

art-assorty.ru

1.1 Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Виды пейзажа. Пейзаж как жанр изобразительного искусства

Похожие главы из других работ:

Венецианская живопись

2.1 ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Графика - искусство рисунка. Графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек и так далее. По своей природе графическое изображение условное живописного...

Виды и техники изобразительного искусства

1. Виды изобразительного искусства и их особенности

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей...

Виды и техники изобразительного искусства

2. Техники изобразительного искусства

Техника живописи - совокупность приемов использования художественных материалов и средств. Традиционные техники живописи: энкаустика, темперная, настенная (известковая), клеевая и других типов...

Виды современного искусства

3. Вид изобразительного искусства - графика

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография)...

Графическая композиция урбанистического пейзажа

1. Жанр пейзаж

В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого -- воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Кроме того...

Живописная тематическая композиция "Предчувствие весны"

3.2. Методические основы организации тематического рисования по теме «Пейзаж - настроение» на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

В параграфе «Анализ программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе» автор знакомится с программами: выявляет особенности, содержание, а также исследует, в какой из них наиболее полно и интересно изучается тема пейзажа...

Кубанский пейзаж

2.1 Пейзаж как жанр

В переводе с французского слово "пейзаж" (paysage) означает "природа". Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого - воспроизведение естественной или измененной человеком природы...

Пейзаж в визуальных видах искусства

2. Пейзаж как жанр пространственного вида искусств

Жанр - категория историческая, общность признаков складывается на протяжении всей истории развития искусства. Способы представления природных образов в художественной культуре многообразны. Пейзаж (фр. Paysage, от pays -- страна...

Пейзаж в визуальных видах искусства

2.1 Виды пейзажа

В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный и ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - марина и речной пейзаж...

Портрет в изобразительном искусстве

2. Портрет как жанр изобразительного искусства

Портрет не случайно считается одним из самых трудных и значительных жанров изобразительного искусства. «Прогресс живописи, - утверждал Гегель, - начиная с ее несовершенных опытов, заключается в том, чтобы доработаться до портрета...

Процесс создания книжной иллюстрации

1.2 Книжная иллюстрация как жанр графического искусства. Ее виды и функции

Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида: 1. монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны; 2...

Современные направления искусства

1.1.2 Вид изобразительного искусства - графика

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография)...

Стилистический анализ произведения А.П. Боголюбова "Бой русского брига с двумя турецкими кораблями" из фонда Государственного художественного музея Алтайского края

1.2 Пейзаж, как жанр искусства

В искусстве живописи жанр пейзажа считается одним из самых популярных. Пейзаж - (франц. paysage, от pays местность), вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение)...

Технологические особенности выполнения натюрморта в графике

1. Графика как вид изобразительного искусства

...

Художественный анализ картины В.Д. Поленова "Московский дворик"

2. Жанр урбанистического пейзажа

Жанр городского пейзажа включает художественное представление и описание городов больших и маленьких, с современными небоскрёбами и узкими улочками. Картины с изображение урбанистического пейзажа разнообразны как города...

cult.bobrodobro.ru

Пейзаж

Изобразительное искусство – это жанр, который создан для того, чтобы услаждать взор. Естественно, что живописцы в первую очередь стремились изобразить то, что восхищало их самих.  Так появился пейзаж – красоты природы, перенесенные на холст с помощью кистей  и красок.

Изображать природу художники начали еще до наступления эпохи Возрождения. Однако в те времена такое изображение служило фоном, или частью картины. Учитывая, что большинство работ было привязано к религиозной тематике,  то и изображение природы было довольно схематичным.

Пейзаж зародился в творчестве голландских живописцев. Природа их страны была весьма своеобразной – болотистые берега, нависающие небеса, скудная растительность. Однако голландцы смогли разглядеть в этом неповторимый колорит, и передать это на холсте. Первые пейзажи были небольшими, и предназначались для украшения стен деревенских домов.

В процессе становления живописи, продолжал свое развитие и пейзаж. Со временем художники придумали массу необычных техник, которые помогали изобразить растения и ландшафты в деталях, передать необычные сочетания света и тени, достичь необычных колористических решений.

Появились различные виды пейзажа. Среди них самые яркие – это городской и сельский пейзаж, архитектурный пейзаж и «марина» – полотна, на которых изображалось море.  

"Океан" - И.К. Айвазовский ( вид пейзажа "марина")   Возникло несколько направлений пейзажной живописи. Реализм – где природа изображалась с максимальной точностью и реалистичностью. Романтизм – попытка художников выразить свои чувства через изображение природных красот.  Импрессионизм – «воздушная» живопись, где природа слово оживает.

Техники, лучше всего зарекомендовавшие себя в этом виде живописи – это акварель и масляные краски.

Несмотря на то, что художники научились рисовать окружающий мир с максимальной точностью, суть пейзажа заключалась совершенно в другом. Этот жанр – отражение внутреннего мира художника, попытка выразить свое видение мира через образы природы, нарисованной на холсте. Именно поэтому пейзажи так разнообразны.  

А.К. Саврасов  

В пейзажной живописи существовало множество различных школ. Среди них ярко выделяются русские мастера пейзажа, работы которых прославились на весь мир. Это А.К. Саврасов, И.В. Левитан, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов и многие другие. В разные времена эти художники черпали вдохновение в необычайных красотах русской природы, и достигли совершенства в изображении ее на холсте.

www.letopis.info


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта