Французская портретистка Виже-Лебрен Элизабет в России. Картины виже лебрен
|
classic-art-ru.livejournal.com
Без заголовка - Журнал обо всём
Французская художница, мастер портретного жанра, представительница сентименталистского направления в классицизме. Элизабет Виже-Лебрен родилась 16 апреля 1755 года в Париже в семье малоизвестного художника. Училась у отца, писавшего пастельные портреты, а также у Г.Бриара, занималась в луврской галерее копированием картин известных художников и пользовалась советами Дуайена, Грёза и Жозефа Верне. В 1776 году Виже вышла замуж за Жана Батиста Пьера Лебрена, художника, гравера и торговца картинами. Дела мужа, на вид блестящие, в действительности оказались расстроенными, и Жан Лебрен повел за счет жены-портретистки открытую жизнь, отбирая у нее все ее заработки и предоставляя Элизабет Виже-Лебрен взамен полную свободу поведения.В отсутствии супружеского счастья, художница искала утешения в кругу образованных и светских людей, старалась совершенствоваться в искусстве и вскоре приобрела достаточную известность в парижских аристократических кругах. В конечном итоге Виже-Лебрен была приглашена в Версаль писать королеву. Мария-Антуанетта очень высоко оценила работу художницы и засыпала ее дополнительными заказами. Кроме того, Мария-Антуанетта присвоила Виже-Лебрен титул своей первой портретистки, часто брала художницу с собой на прогулки, исполняла с ней дуэты, и стала практически ее другом. В 1783 году королева оказала, со своей стороны, определенное давление на французские художественные круги с тем, чтобы Виже-Лебрен была благополучно избрана в члены Королевской Академии искусства. Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Виже-Лебрен покинуть Францию. Портретистка отправилась в Италию, где ее встречали повсюду с триумфом, а болонская и пармская академии живописи избрали Виже-Лебрен в свои члены. Из Италии Виже-Лебрен перебралась в Вену и пробыла там с 1793 по 1795 год, а затем,через Прагу, Дрезден и Берлин, направилась в Петербург, куда и прибыла летом 1795 года. Во время поездки в Россию Виже-Лебрен везде принимали с таким же энтузиазмом, как и в Италии: государи, члены их фамилий, знать, богатые любители искусства окружали привлекательную портретистку всевозможным вниманием и спешили заказывать ей портреты, вознаграждая Виже-Лебрен за них щедрой рукой, а академии художеств вручали художнице членские дипломы. Madame Perregaux 1789
В Петербурге Виже-Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. В России художницей написаны портреты императрицы Марии Федоровны, цесаревны Елизаветы Алексеевны, великих княжен, дочерей Павла I, Александры и Елены, Станислава Понятовского, графа Толстого, представителей семьи Строгановых и многих других лиц. В 1800 году Виже-Лебрен была принята в качестве почетного «вольника» в члены Российской Академии художеств. Автопортрет.Художница Marie Louise Elisabeth Vigee-Lebrun.Autoportrait au chapeau, Elisabeth Vigée-Lebrun
В 1801 Виже-Лебрен возвратилась в Париж, но ненадолго, и, пустившись снова в путешествие, посетила Англию, Голландию и дважды Швейцарию. Окончательно вернувшись во Францию в 1809 году, Виже-Лебрен поселилась в Марли, где, окруженная довольством и почетом, продолжала заниматься живописью до глубочайшей старости. (1755-1842) French Elisabeth Louise Vigee Lebrun Galleries
Виже-Лебрен оставила пространные мемуары под названием: «Souvenirs de ma vie», опубликованные во Франции в 1835—1837 годах, российская часть которых «Воспоминания госпожи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве в 1795—1801 годах с приложением ее писем к княгине Куракиной» в дальнейшем была переведена и опубликована в России. Madame Dubarry (Elisabeth Louise Vigée-Lebrun).
Любимая портретистка европейского дворянства, член многих академий художеств, Виже-Лебрен умело сочетала классицистскую идеализацию с сентиментальной чувствительностью, «поэзией сердца», смягчающей даже наиболее парадные из ее образов. Louise-Elisabeth Vigee-Lebrun. Madame du Barry, 1782 von Élisabeth Vigée-Lebrun.Автопортрет.Художница Marie Louise Elisabeth Vigee-Lebrun.Elisabeth Vigee-Lebrun.Elisabeth Vigee-Lebrun, Portretul contesei Tolstoi.Marie Antoinette, by Élisabeth Vigée-Lebrun (1788.)
По списку, составленному самой художницей, из-под ее кисти вышло 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей. Сдержанная, чуть приукрашенная манера портретирования заслуженно принесла Виже-Лебрен европейскую популярность. Достоинства произведений Виже-Лебрен, в особенности портретных, составляют изящный и вполне правильный рисунок, приятный и гармоничный колорит и ловкий, свободный прием письма. 1755-1842. Elisabeth Vigee-Lebrun.Louise-Elisabeth Vigee-Lebrun. Elisabeth Vigee-Lebrun reproductions.1779 Marie Antoinette by Elisabeth Vigee Lebrun...Louise-Elisabeth Vigee-Lebrun. Vigée-Lebrun Marie Elisabeth-Louise - Self-portrait.Картина Мари-Луизы Элизабет Виже-Лебрен "Автопортрет с палитрой".Художница с кистью в руке сидит перед холстом, работая над одним из тех портретов, которые сделали ее знаменитой; в другой руке она держит несколько кисточек и палитру. На общем нейтральном фоне выделяется лицо художницы, словно излучающее свет, а также ярко-красный пояс, охватывающий талию, звучный красный цвет окрашивает также кончик одной из кистей. Виже-Лебрен славилась своей красотой и остроумием. Спокойный взор и обворожительная улыбка дают некоторое представление о незаурядной индивидуальности художницы. Хотя во время написания портрета Виже-Лебрен было тридцать пять лет, она несколько идеализирует свой облик, представляя себя в расцвете юности.
Elisabeth Louise Vigee-lebrun Posters.Marie Antoinette - Elisabeth Louise Vigee Lebrun.Louise-Elisabeth Vigee-LebrunLouise-Elisabeth Vigée Lebrun - 1787. Yolande Gabrielle Martine.Louise-Elisabeth Vigee-Lebrun.Louise-Elisabeth Vigee-LebrunPicture: Vigee-Lebrun, Elisabeth-Louise - Portrait of Prince...Mme Grant, par Mme Vigée-Lebrun (1783.
Скончалась Элизабет Виже-Лебрен 30 марта 1842 года в Лувесьене.
Живопись Элизабет Виже-Лебрен.Портреты | Клуб интеллектуалов
Элизабет Виже-Лебрен (Vigée-Lebrun) (1755–1842) - французская художница, представительница сентименталистского направления в классицизме, мастер портрета.
Автопортрет, 1782
Автопортрет, 1781Портрет герцогини де Полиньяк, 1782
Портрет Марии-Антуанетты, 1776-1777
Портрет дочери, 1786
Вакханка, 1785
Портрет Эммы Гамильтон в образе вакханки. 1790 г.Да, та самая леди Гамильтон - любовница адмирала Нельсона.
Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны, 1795
Портрет княгини Юсуповой, 1797
Портрет Варвары Ивановны Ладомирской, 1800
Портрет Жюли Лебрен, 1799
Портрет графини Головиной, 1797-1800
Автопортрет с дочерью, 1799
Автопортрет, 1800
Портрет Елизаветы Алексеевны, российской императрицы. 1801 г.
Портрет Анжелики Каталани, 1806Чем-то похожа на Наташу Ростову. :)
Портрет Грассини в роли Заиры. Около 1805 г.Знаменитая итальянская певица Джузеппина Грассини была в числе любовниц Наполеона.
Портрет мадам де Сталь в образе Коринны. 1808 г.
Портрет лорда Байрона, 1802 (?)Возможно, ошибка в дате. На 14-летнего подростка он мало похож.
Портрет молодой леди в образе Флоры. 1811 г. (?)
Купальщица, 1792
Портрет мальчика, 1817
Елизабет Луиз Лебрен (de Lebrun, 1755-1842, урожденная Виже) - французская портретистка, дочь незначительного живописца; родилась в Париже; в раннем детстве начала учиться рисованию у своего отца, а после его смерти, когда ей еще не минуло девяти лет, брала уроки живописи у Г. Бриара, занималась в луврской галерее копированием и пользовалась советами Дойена, Грёза и Ж. Верне. При всем том она не имела возможности довершить свое художественное образование надлежащим образом, будучи принуждена трудиться из-за денег. Ее мать, женщина пустая и расточительная, в 1776 году выдала ее замуж за живописца, гравера и торговца картинами Лебрена, дела которого, на вид блестящие, оказались расстроенными, и который повел за счет жены-артистки открытую жизнь, отбирал у нее все ее заработки, предоставляя ей за то полную свободу поведения и сношения с людьми. Не пользуясь супружеским счастьем, художница искала утешения в кругу образованных и светских людей, старалась совершенствоваться в искусстве и вскоре приобрела обширную практику среди аристократов. В 1783 году, за написанный ею с самой себя портрет, парижская академия приняла ее в свои члены. Она попала в большую милость к королеве, которая дала ей титул своей первой портретистки, пела с ней дуэты, брала ее с собой на прогулки, сделалась почти ее другом. Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Лебрен покинуть Францию. Она отправилась в Италию, где встречали ее повсюду с триумфом, а болонская и пармская академии избрали ее в свои члены. Из Италии она перебралась в Вену и пробыла тут около трех лет, а затем, через Прагу, Дрезден и Берлин, направилась в Петербург, куда и прибыла летом 1795 года. Везде принимали ее с таким же энтузиазмом, как и в Италии: государи, члены их фамилий, знать, богатые любители художеств окружали привлекательную артистку всевозможным вниманием и спешили заказывать ей портреты, вознаграждая ее за них щедрой рукой, а академии подносили ей членские дипломы. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам. Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих дрих. По случаю принятия своего, в 1800 году, в почетные вольные общники нашей академии, она принесла ей в дар свой портрет собственной работы, находящийся доныне в зале заседаний академического совета. В 1801 году Лебрен возвратилась в Париж, но ненадолго, и, пустившись снова в путешествие, посетила Англию, Голландию и дважды Швейцарию. Окончательно вернувшись во Францию в 1809 году, она поселилась в Марли, где, окруженная довольством и почетом, продолжала заниматься живописью до глубочайшей старости. По списку, составленному ею самой, из-под ее кисти вышло 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей. Достоинства ее произведений, в особенности портретных, составляют изящный и вообще исправный, хотя нестрогий рисунок, несильный, но приятный и гармоничный колорит и ловкий, свободный прием письма. Чрезвычайно любопытны ее мемуары, вышедшие впервые в свет в 1835 году под заглавием: "Souvenirs de ma vie", и перепечатанные потом несколько раз.
Галерея портретов Виже-Лебрен: http://www.batguano.com/Vigeegallery.htmlmaxpark.com
Culture and art
Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет. 1800
Элизабет Виже-Лебрен
Известная портретистка Элизабет Виже-Лебрен родилась в Париже 16 апреля 1755 года. В том же году появился на свет ее будущий король Людовик XVI. а в следующем обожаемая покровительница — королева Франции Мария-Антуанетта. Сближенностью дат определилась вся дальнейшая судьба художницы — ее зрелые годы пали на время Французской революции, и вся дальнейшая жизнь прошла на дорогах эмиграции, почти повторяя переменчивость судьбы любимой Франции — бегство. возвращение, снова отъезд и снова возвращение.
Баронесса А.С. Строганова. (урожденная Трубецкая с сыном)
Ее отец, Луи Ниже, был художником, «работавшим пастелью и пробовавшим писать маслом в духе Ватто». О детстве Виже-Лебрен имеется достаточно сведений, грешащих лишь одним недостатком все они исходят из уст самой художницы, которая, как многие французы той эпохи, выброшенные революционными событиями на перекрестки Европы и испытавшие на себе все перипетии переломного времени, решила в старости запечатлеть эту богатую событиями жизнь в литературной форме. В соответствии с законами времени, все прожитое подводилось ею под определенное амплуа, а именно амплуа «творца, артист, художника».Известность Ниже-Лебреи, сопровождавшая ее везде, куда бы ни заносила жизнь, а также огромное число созданных ею работ подтверждают, что слова ее отца были не пустой фразой — «Я рассказываю это затем. — продолжает она. — чтобы доказать, что моя страсть к живописи родилась вместе со мной. Эта страсть никогда не ослабевала. Думаю даже, что наоборот, она только росла со временем, так что даже сейчас я испытываю очарование от работы, которое исчезнет, надеюсь, только с моей смертью».Это не было одержимостью открывателя нового в искусстве, страстью творца, созидавшего свой мир. Позже Лебрей стала салонной шцггретисткой. не только жившей но законам своего времени, но и писавшей согласно его вкусам и отражавшей его в своих портретах. В возрасте четырнадцати лет она начинает серьезно заниматься живописью. не только по внутреннему влечению. но и из необходимости зарабатывать на жизнь. Она посещает мастерскую академика живописи Габриеля Вриара, знаменитого своими плафонами. делает копии с его работ и рисует античные бюсты, которые он ей предоставляет. Начинающая художница старательно копирует Рубенса, Рембрандта, Ван-Дейка, а также Рафаэля. которого считала величайшим из художников, и Греза, по полотнам которого изучала искусство полутонов. В это время закладывается ее вкус и эстетическое кредо, и эти имена останутся для Виже-Лебрен образцом, по которому она будет мерить искусство своих современников.
Элизабет Виже-Лебрен. Князь А.Б. Куракин. 1797
Сама художница всегда отказывала себе в какой-либо школе и учителях. В это время она знакомится с Жозефом Верне, который советует ей «не следовать никакой школе, но лишь советам, которые можно найти в работах великих итальянцев и фламандцев. Но прежде всего следуйте природе: природа первый из наших учителей. Старательно изучайте ее — и это помешает вам застыть навсегда в одной и той же манере». Цитируя эти слова в своих воспоминаниях, Виже-Лебрен называет свои художественные ориентиры — в завете Жозефа Верне слышится голос классицисткой, доромантической эпохи с ее стремлением к естественности. «натуральности».Ее удостаивает визитом знаменитая мадам Жофферен, а одной из первых моделей становится герцогиня Шартрская. С этого момента карьера художницы стремительно летит вверх, в ее мастерской появляются все более именитые модели и «одна за другой все дамы двора и Сен-Жерменского предместья».Не только правы и быт версальского двора задавали тогда тон всем дворам Европы, но и частная жизнь Парижа, его знаменитые салоны. Виже-Лебрен, как истая парижанка, тоже собирает свой «маленький кружок». В ее доме, где, по моде того времени, устраивались домашние спектакли, импровизированные концерты, читались только что написанные стихи, рождались фразы, затем повторявшиеся Парижем. в этом ломе собирался весь артистический мир и вся знать столицы. «В го время, когда я устраивала у себя концерты, умели развлекаться и умели находить для этого времени, пишет Виже-Лебрен. Среди прочих ее постоянными гостями были комначиторы Гретри и Глюк, поэты Жак Дел иль и Лебрен-Пиндар, актеры Тальма и госпожа Дюгазон и многие другие — «самые любезные люди». Вместе с профессионалами на этих домашних концертах играли и пели любители. Сама хозяйка отличалась красивым голосом и приятной внешностью, ей часто доставались первые роли.
Элизабет Виже-Лебрен. Великая княгиня Елизавета Алексеевна
«Невозможно судить о том. что представляло собой хорошее общество во Франции, тем. кто не застал тех времен. Все дела окончены. и двенадцать-пятнадцать любезнейших друзей собираются на вечер у хозяйки дома. Па этих легких ужинах царили непринужденность и легкое веселье, придававшие нм очарование. Доверительность и дружба устанавливались между гостями, и поскольку людям хорошего тона всегда удается без труда избежать излишней скованности, то именно на таких ужинах можно было видеть превосходство парижского общества над всей Европой».Это изысканное общество посещало также окрестности Парижа, прекрасные сады и парки его старинных поместий, в которых еще жили их хозяева. Виже-Лебрен восхищается красотами Марли и Мулен-Жолн, посещает в Эр- ыенонвиле могилу Руссо, знакомится в Лувесьенне с мадам Дюбарри, фавориткой Людовика XV.В Морфонтене она вместе с графом де Водейлем, близким другом будущего короля Карла X, и художником Гюбером Робером забавляется игрой в шарады, в именин де Водрейля Жсневиллье разыгрывает вместе со всеми комические оперы. Там же актеры Комеди-Франсез представляют в присутствии Бомарше и членов королевской семьи «Женитьбу Фигаро», полную колкостей и намеков в сторону двора. Приближается революция.Все чаще и сама Виже-Лебрен, и ее друзья слышат угрозы на улицах, а вскоре в жизнь кружка входят тюрьмы и эшафоты.Заливаясь слезами при известии об очередном аресте, Виже-Лебрен начинает опасаться за свою жизнь. Незадолго до начала революционных событий она выставила в салоне портрет Марии-Антуанетты с детьми. Для него было оставлено лучшее место, но портрет запаздывал, и зрители, глядя на дыру в развеске, язвительно говорили: «Вот он, дефицит», намекая на бюджетные проблемы монархии. Вскоре революционные власти запрещают художнице выезжать из города, и на следующий день после ареста королевской семьи в Версале Виже-Лебрен в костюме простой работницы бежит из страны. С собой она увозит маленькую дочь и двадцать экю в кармане.С этих дней для Виже-Лебрен, как и для многих ее знакомых, начинаются долгое годы эмиграции, но гораздо более спокойные и счастливые, чем для большинства французов. Виже-Лебрен имела в руках престижное ремесло, на нее падал отблеск славы несчастной Марин-Антуанетты и погибших друзей. Носительницу нравов «прежней» Франции охотно принимали не только соотечественники, но и сочувствовавшая местная знать, талант и работоспособность приносили все новые и новые заказы на портреты, а легкий характер помогал применяться к обстоятельствам, без труда войти в новое общество.
Э. Виже-Лебрен. Граф И. И. Шувалов. 1775. Париж или 1795. Петербург. Х.м. ГМИН им Пушкина. Фрагмент.Э. Виже-Лебрен. Е. И. Голенищева-Кутузова. 179 5— 1801. Х.м. ГМИН им. Пушкина. Фрагмент.Э .Виже-Лебрен. Князь И. И. Барятинский. Пастель.ГМ И И им. Пушкина.Э. Виже-Лебрен. Графиня В. Н. Головина (урожденная Голицына). Около 1798
Лишившись привычного куртуазного быта, художница стремится к тем очагам аристократизма, которые существуют за пределами Франции. Сначала судьба приводит ее в Италию. Не желая уезжать слишком далеко от родины и надеясь на скорое крушение революции, она решает переждать смуту там, куда ее давно манили шедевры живописи и архитектуры, в Италии. Турин. Флоренция. Рим. Неаполь. Венеция. Милан — везде Виже-Лебрен находит ласковый прием и работу. Здесь она пишет портреты королевы Сардинии, дам из рода Бурбонов, королеву Неаполя. здесь написана знаменитая «Сивилла» — портрет леди Гамильтон. который она считала своей лучшей работой и всюду возила с собой. Но вскоре, потеряв надежду на быстрое возвращение, Виже-Лебрен уезжает в Вену. Встретившись в Австрии со многими старыми друзьями, художница дополняет список знакомых знаменитостей именами князя Кауннца. которого называли кучером Европы. Меттерниха и множеством других, оставивших свой след в европейской истории. Здесь расширяется и круг ее русских знакомств.Русские вельможи начинают появляться в мастерской Виже-Лебрен еще в ее ранней юности, в 1770-х годах. Среди первых, заказавших ей портреты, она называла графов Шувалова и Орлова, а также графа Строганова, ставшего затем одним из ее ближайших друзей в Петербурге. Затем в Италии она встречается с графиней Потоцкой. пишет портрет Скавронской, жены русского посла в Неаполе, которая рассказывает ей о своем дяде, Потемкине. Скоро среди ее друзей появляются Юсуповы, Любомирские и другие представители русской и польской знати. В Вене она встречает герцога Ришелье и графа Ланжерона, французских эмигрантов, перешедших на русскую службу, а также князя де Линя, в свое время заметную фигуру при русском дворе. Де Линь прожил в России несколько лет, был близок к императрице, хорошо знал Потемкина и прекрасно разбирался в обычаях и нравах русского двора. Его рассказы. по свидетельству художницы, были и интересны, и заманчивы. Де Линь советует Виже-Лебрен ехать в Россию, уверяя, что она там хорошо известна. Это мнение поддерживают и все русские, живущие в Вене, в частности барон и баронесса Строгановы. Наконец, приглашение посла Разумовского решает дело. Несмотря на устоявшуюся уже в Австрии счастливую и спокойную жизнь и упрочнявшееся материальное положение, в 1795 году Виже-Лебрен выезжает в Россию. Ню движет не только любопытство путешественницы. не изменявшее ей до конца жизни, но и желание еще более укрепить свои денежные дела. — русские вельможи славились щедростью и роскошеством.В России Виже-Лебрен не понравилась Екатерине Великой. Первый же заказанный императрицей портрет вызвал негодующий отзыв, услышав который из третьих уст, художница отнесла его на счет придворных козней.Неудача, связанная с императорским домом, полностью восполнялась признанием, которым художница пользовалась со стороны петербургской и московской знати.Заказы на портреты следуют один за другим, так же как и приглашения на балы и ужины. Блестящий круг, принявший в себя художницу. тем более приятен ей. что напоминает незабвенные старые времена и любимый Париж. Многие русские, с которыми она близко сходится в Петербурге, прежде подолгу живали во Франции, находятся и курсе ее новостей и имеют с Виже-Лебрен общих знакомых.
Э. Виже-Лебрен. Леди Гранвиль в виде Гебы. Х.м. ГЭЭ. Виже-Лебрен. Г.А. Строганов. 1793. Х.м. ГЭЭ. Виже -Лебрен . Г .4 .Чернышев с маской в руке. 1791. Картон ГЭЭ. Виже-Лебрен. Гений Александра I. Картина переделана ил портрета князя Любомирского в связи с вступлением русских войск в Париж в 1811 году. Х.м. ГЭ
Кроме того, здесь — французы- эмигранты и цвет петербургского дипломатического мира известные всей Европе люди. Привлекают ее и интерес к «версальским» нравам, и распространенный в обществе французский язык.Сама Виже-Лебрен пользовалась в этом кругу популярностью.Она завоевала «дамский» Петербург не только рассказами о королек-мученице и парижских салонах. не только очаровательными портретами, льстившими моделям, но и новыми модами, привезенными ею из столицы мод. И это время и женский, и мужской костюмы претерпевают изменения, становясь более естественными, приближаясь к очертаниям человеческого тела. Мужчины лишаются париков. женщины фижм. Виже-Лебрен еще в Париже опережала эти нововведения, старалась распространить их повсеместно. «Наряды, что носили тогда наши дамы, меня ужасали, и прилагала все усилия, чтобы сделать их более живописными, и если мои модели доверяли мне одеть их, следуя моей собственной фантазии, бывала счастлива.В России Виже-Лебрен начинает экспериментировать с татями и тюрбанами, и русские дамы с восторгом принимают эти нововведения.Виже-Лебрен привезла в Россию моды не только на наряды, по и на иные светские удовольствия. Домашние спектакли уже тогда были достаточно распространены в Петербурге, а художница впервые представила русским зрителям живые картины, забаву, прочно и надолго вошедшую в «программу» всех светских вечеров.Вместе с ней приехала в Россию и коллекция полотен старых мастеров. И «Московских ведомостях» того времени можно встретить данное Виже-Лебрен объявление о распродаже ее картин.С тех пор, в какой бы стране она ни оказывалась, вокруг нее всегда собирается русский кружок. Уже в Дрездене она вновь встречает Демидова и Долгорукую. до Парижа едет вместе с семьей Дивовых, в Англии постоянными посетителями ее мастерской становятся князь Барятинский и знакомый по России лорд Уитворт, в Швейцарии она проводит время с госпожой де Стать, связанной е Россией многими нитями и оставившей воспоминания о ней в книге «Десять лет в изгнании». Поселившись в Париже, она старается принимать у себя больше русских, чтобы отплатить им той же доброжелательностью, с которой они прннимали ее у себя. Княгини Долгорукая и Куракина становятся ее постоянными гостьями, и благодаря старым связям, Виже-Лебрен вводит своих нетербургскнх знакомых в парижский артистический мир.Наполеон, тогда еще Первый консул, благожелательно отнесся к художнице и заказал ей портрет своей матери. В это время Виже-Лебрен посещает новые знаменитые салоны — мадам Рекамьс, матам Тальен — и постепенно вновь начинает собирать вечер. на которых как встарь появляются аббат Дел иль и другие. Однако многих уже нет в живых, иные — продолжают находиться в эмиграции. Страдая от постоянных напоминаний о невосполнимых потерях н раздражаясь к тому же несносными манерами новой знати, в 1802 году Лебрен снова уезжает из Франции — на этот раз в Англию.Этот отъезд вызвал резкий отзыв Наполеона «Госпожа Лебрен поехала навестить своих друзей». В Англии в это время находились французские принцы. Встрече с ними художница, никогда не скрывавшая своего роялизма, и вправду была рада больше, чем покровительству Первого консула. Ее мастерскую посещают герцог де Беррн. герцог Орлеанский, другие эмигранты, в это время она пишет портрет будущего короля Георга IV.Верпувшнсь в Париж уже во времена Империи и написав портрет сестры Наполеона госпожи Мюрат, выведшей художнику из себя своими претензиями выскочки. Виже-Лебрен окончательно разочаровывается в новой власти и уезжает путешествовать в Швейцарию, где в обществе Жермены де Стать встречает писателей нового, романтического поколения Шлегеля и Бенжаме на Констана.Последние годы жизни Виже-Лебрен проводит между Парижем и Лувссьепком. где покупает себе небольшой лом из прежней любви к прекрасным паркам окрестностей столицы н в память о прошедших временах, когда она писала здесь портрет матам Дюбарри. На склоне лет судьба еще отнимет у нее близких мужа. дочь, брата — и еще подарит ей Реставрацию, милостивое внимание графа д’Лртуа и короля Лун-Фнлиппа. новые знакомства, в том числе с певицей Каталаии. счастливую старость на руках двух любящих племянниц и еще одну поездку, последнюю. в Бордо.Дожив до восьмидесяти семи лет и до последних дней не выпустив из рук кисть. Виже Лебрсн умерла 29 мая 1812 года в Париже — городе, определившем ее творчество и судьбу.После нес, согласно составленному самой художницей списку, далеко не полному, осталось около семисот портретов, а также множество пейзажных рисунков. Равноценной частью ее культурного наследия можно считать мемуары, написанные в последние годы жизни по старым дневниковым записям.Откроем эти воспоминания. Это двенадцать писем княгине Куракиной, посвященных дореволюционной жизни в Париже, затем основной корпус мемуаров, описывающий всю жизнь художницы вплоть до ее поселения в Лувесьенне. небольшое эссе «Советы но написанию портретов» и приложение под названием «Portraits a la plume», представляющие собой небольшие очерки о всех знаменитостях, встреченных художницей на жизненном пути.Это, конечно, прежде всего воспоминания живописца: большинство персонажей появляются на их страницах в качестве моделей для портретов. Однако мы не встретим здесь ни теоретических размышлений о живописи, ни творческих манифестов, которые составляют литературное наследие большинства художников. Перед нами мемуары салонной портретистки, отразившие стиль жизни своего века. Из всех бытовых подробностей, которые часто встречаются и в воспоминаниях многих современников Виже-Лебрен, она невольно отбирает именно те. что ярко характеризуют стилистический образ эпохи. Не описания изобилуют множеством имен, и можно утверждать, что даже те из них. что упомянуты вскользья, — в связи с удачно сказанной фразой или просто по родству с другим персонажем, упомянуты неслучайно это всегда европейские знаменитости, задававшие тон художественной. литературной и политической жизни второй половины XVIII века.Переносить свои воспоминания на бумагу Виже-Лебрен начала в преклонном возрасте, когда ей было далеко за семьдесят. Русская часть мемуаров составляет одиннадцать глав — примерно четверть книги. Прибыв в Россию, художница влилась в мощный поток французов эмигрантов, путешественников, ученых — издавна посещавших страну. Многие из них и до сих пор после Виже-Лебрен описывали русское общество. В XVI-XVII веках это были преимущественно этнографические описания климата, народностей, обычаев. С началом царствования Елизаветы им на смену приходят рассказы о придворной жизни и времяпровождении русской знати, анекдоты российского двора. Во времена правления Екатерины II этот жанр россики вытесняет все другие. Именно на него и ориентируется Виже-Лебрен, беря себе за образцы блестящие сочинения графа де Сепора и князя де Линя. После Лебрен в Россию приедут еще французы — Александр Дюма, Теофиль Готье, Астольф де Кюстин. но это будет уже эпоха «писательской» россики. литературных описаний и знакомства с достопримечательностями.Своими воспоминаниями Виже-Лебрен закрывает последнюю страницу, написанную иностранцами о жизни высшего света в России. Всего несколько лет отделяют ее отъезд из страны от приезда в нее сестер Вильмот, однако разница между ее воспоминаниями и их письмами очевидна. Одна видит в салонных развлечениях единственный достойный предмет описания, другие — скучные обязанности, одна повествует об «учтивости и приятности манер», другие — об удаленных от двора усадебных трудах и общении «без церемоний».Н.Врангель, отведя Виже-Лебрен значительное место в своей статье об иностранцах в России, помещенной в 1911 году в журнале «Старые годы», посчитал этот взгляд слишком дамским и в связи с этим отказал ей не только в таланте мемуаристки, но и в таланте художницы. Однако поверхностность, которую он ставит ей в вину не отсутствие глубины, а та самая «легкость», которую сама Виже-Лебрен считала главной светской добродетелью и, соответственно. достичь которой старалась в своих описаниях. Эта легкость не отсутствие содержания, а само содержание, с равняющимися по нему стилем и способом существования. В скрупулезных описаниях мод. нарядов, интерьеров, домашних спектаклей, которыми изобилуют мемуары. чувствуются и внимательный глаз профессионального живописца, и опытная оценка знатока этой стороны жизни.Это счастливое сочетание позволило Виже-Лебрен вписать свою, ни на кого не похожую страницу во французскую россику. Графа де Сегтора волнуют нюансы дипломатической игры, определяющие ход европейских политических процессов, князя де Линя устройство русской армии и способ ведения войн, маркиза де Рюльера — анекдоты двора, и всех троих — крепостное право. Виже-Лебрен крепостное право интересует только как русская экзотика, например, оркестры роговой музыки, а представители дипломатического мира и военные как учтивейшие завсегдатаи салонов. На портретах она изображает своих друзей с книгой, корзинкой цветов, музыкальным инструментом. — такими же предстают они и на страницах воспоминаний. Мы не почерпнем из них подробностей отношений русского двора и главы французской эмиграции графа д’Артуа, но точно узнаем, когда в русские дома вошла мода на диванные комнаты.У воспоминаний Виже-Лебрен есть и еще одна особенность. Пожалуй, единственная из ее соотечественников она написала о России доброжелательно, назвав ее своей второй родиной. Начиная с аббата Шаппа л’Отрош. чье «Путешествие в Сибирь» вызвало гневный «Антидот» Екатерины, или маркиза де Рюльера, чьи «Истории или анекдоты о перевороте в России в 1702 году» были запрещены к ввозу в страну. — вплоть до маркиза де Кюстина, все французы видели в Российской Империи оплот рабства. варварства, невежества и политической несвободы. Соответственно, их сочинения почти не переводились, а если и выходили в свет, то жестоко цензурировались.Виже-Лебрен, осматривая галереи русских вельмож и наслаждаясь музыкальными вечерами, не заметила очевидных пороков русского строя. Перевод русской части ее мемуаров появился в журнале «Древняя и новая Россия» в 1876 году, тоже, однако, с купюрами. Первому переводчику этой части воспоминаний восторженное отношение Лебрен к Петербургу и его жителям позволило заметить в предисловии: «В путевых заметках иностранцев о России так редко приходится встречать подобное выражение сочувствия к ней, что отзывы госпожи Виже-Лебрен составляют любопытное исключение в своем роде, и заподозревать необыкновенную искренность ее симпатий мы не имеем права никакого. Напротив того, если мы сами часто поддаемся влиянию тех неблагожелательных суждений о русской жизни, которые мы находим у иностранцев, то точно так же можем доверчиво принять рассказы госпожи Виже-Лебрен в доказательство того, что не все в старинной русской жизни было дурно».
culture-art.ru
Французская портретистка Виже-Лебрен Элизабет в России: ace1962
. Это цитата
Французская портретистка Виже-Лебрен Элизабет в РоссииАвтопортрет с палитрой, 1790
Элизабет Луиз Лебрен (1755-1842, урожденная Виже) - родилась в Париже. Училась живописи у своего отца портретиста Л. Виже, затем у Бриара и Дуайена, занималась в луврской галерее копированием. С 1783 стала членом Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. До 1789 года работала во Франции, затем в эмиграции в Италии, Германии, России (с 1795 по 1801), Великобритании, Швеции. В 1809 вернулась во Францию. Виже-Лебрен писала преимущественно светские женские портреты, для которых характерны идеализация и чувственность. К наиболее удачным полотнам относятся автопортреты, портреты Марии Антуанетты, мадам де Сталь, мадам Дюбарри, короля Станислава-Августа Понятовского.
В 1775 Луиза вышла замуж за Жан-Батиста Пьера Лебрена, живописца, гравера и торговца картинами. Известно, что инициатором этого замужества стала ее мать, а Луиза лишь покорилась ее воле, но о счастье в супружеской жизни речи не шло. Впрочем, влияние мужа помогло ей войти в аристократические дома. Она много работала, помогая мужу, дела которого шли не блестяще, но талантливая Луиза была рада иметь побольше работы, которая отвлекала ее от жизненных неудач.
Вскоре последовал судьбоносный заказ. Молодую художницу пригласили в Версаль рисовать портрет королевы. Мария Антуанетта портретом осталась чрезвычайно довольна, и наградой художнице стало принятие ее в 1783 в члены Королевской академии живописи и скульптуры. Мария-Антуанетта оказала художнице множество любезностей: она приблизила ее к себе, наградила титулом первой портретистки. Луиза пела дуэты с королевой, выходила с ней на прогулки.
"Автопортрет с дочерью", 1786
12 февраля 1780 года Лебрен родила дочь, которую назвали Жанна Джули Луис.
Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Виже-Лебрен покинуть Францию. Она с дочерью отправилась в Италию, где встречали ее повсюду с триумфом, а болонская и пармская академии избрали ее в свои члены. Из Италии она перебралась в Вену и пробыла тут около трех лет, а затем, через Прагу, Дрезден и Берлин, направилась в Петербург, куда и прибыла летом 1795 года.
Слава любимой придворной портретистки Марии-Антуанетты была столь велика, что Екатерина II пожелала ее видеть уже на второй день после приезда. Поскольку Двор летом находились в Царском Селе, отсюда и началось знакомство художницы с Россией. Она оставила воспоминания о великой княгини Елизавете и императрице. Любопытно проследить, каксловесный портрет корреспондирует с живописным. Виже-Лебрён, несомненно, владела не только кистью, но и пером, и ее описание содержит тонко подмеченные детали, верно передающие психологию.
Портрет Анны Питт в виде Гебы
Приглашение к императрице через сутки после приезда, застало Элизабет врасплох, так как она не имела парадного платья для представления. Виже-Лебрён решилась отправиться в Царскосельский дворец в простом муслиновом платье, за что получила замечание от графини Эстергази, супруги посла. Перед представлением Екатерине II Виже-Лебрён вспоминала все, что она слышала о русской государыне от принца де Линя, а также разговаривала о ней с графом Шуазель-Гуфье. Разные сведения сливаются в восприятии художницы в целостный образ императрицы, включающий такие качества, как «любезность и простота» обращения, но не определение «добрая женщина». Она не верит графу Шуазель-Гуфье, который утверждал: «...Вы будете поражены ее благожелательностью, она ведь воистину добрая женщина».
В беспокойстве от предстоящей встречи Виже-Лебрён неожиданно встречает в Царском Селе незнакомку, которая покоряет ее своей сердечностью. Она воплощает идеал, который художница стремилась запечатлеть. Виже-Лебрён дала словесный портрет молодой женщины - великой княгини Елизаветы, жены Александра:
«...Я заметила у окна... молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками. Ей было не более семнадцати лет, правильные и тонкие черты дополнялись идеальным овалом; приятный цвет кожи бледностью безупречно гармонировал с выражением ангельской кротостилица, которое обрамлялось потоком пепельных волос. На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы талии. Юная особа столь изящно выглядела на фоне комнаты с задрапированной серебристо-розовой тканью колоннами, что я невольно воскликнула: „Вот истинная Психея!"».
Портрет графини Варвары Головиной, 1798
Первое впечатление оказалось безошибочным. Елизавета Алексеевна, урожденная принцесса Луиза-Мария-Августа, дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла-Людвига, получила прекрасное образование, редкое в Германии, и считалась выдающейся личностью «не только по внешности, но и по умственным душевным качествам». По отзывам современников, Елизавета Алексеевна отличалась мечтательностью, много читала и занималась благотворительностью. Она выучила русский язык и была впоследствии другом Карамзина. Молодой Пушкин посвятил ей стихи. Елизавета пригласила художницу к себе, произнесла «много лестных слов» и, среди прочего, призналась: «Сударыня, мы уже давно хотели видеть вас здесь и даже во сне я не раз видела ваш приезд». Виже-Лебрён заключает, что рассталась с нею «с сожалением» и «навсегда сохранила память об этой очаровательной встрече».
Пред императрицей Элизабет предстала «с некоторым страхом», она сокрушалась, что нарушила церемониал, забыв поцеловать у Екатерины руку, хотя та «сняла одну перчатку для исполнения сего традиционного обряда». Это объясняется особым волнением: «...Ведь уже один только вид сей знаменитой женщины произвел на меня такое впечатление, что я всецело отдалась ее созерцанию». Острый взгляд портретистки отметил: «Меня крайне удивил весьма малый ее рост, ведь я представляла ее столь же большой, как и слава. К тому же она была очень полной, но лицо еще сохраняло следы красоты, и высокая прическа из седых волос прекрасно его обрамляла. По высокому и широкому лбу в ней сразу угадывалось присутствие гения. Глаза ее были мягкими и весьма изящной формы, нос совершенно греческий, лицо цвета весьма яркого, а его выражение чрезвычайно подвижное».
Портрет дочери Джули Лебрен в образе Флоры, 1799
В облике великой Екатерины Виже-Лебрён пытается подметить сердечное, интимное. Она подчеркивает ее «мягкий, но довольно глубокий голос», «доброжелательность» и терпимость к ее простому туалету. «...Я отнюдь не заметила, чтобы она обратила на него хоть малейшее внимание, а быть может она вообще не столь строга в этом отношении, как, например, госпожа посольша». К этим явно положительным чертам характера русской императрицы художница добавляет еще одну. Возвращаясь назад через сад, она обращает внимание на «особую террасу», соединенную с покоями Екатерины, «где содержалось множество птиц». «Мне рассказывали,что она каждое утро кормит их, находя в этом величайшее для себя удовольствие» и «Я прошлась по царскосельским садам, которые являют собой истинную феерию».
Итак, знакомство Виже-Лебрён с Екатериной и Елизаветой произошло в Царском Селе, и первое впечатление оказалось очень верным, устойчивым. Французская художница написала несколько портретов, в которых отразилось восприятие императрицы и цесаревны. встреча с Елизаветой Алексеевной. Виже-Лебрён написала несколько портретов этой молодой женщины, олицетворяющей для нее идеал прекрасного, в котором запечатлены высокие нравственные качества.
Первый парадный портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны написан в 1795.
Наряд Елизаветы дополнен драгоценными украшениями с крупными сапфирами и жемчугом. Это не просто украшения, это подарки Екатерины II на тезоименитства великой княгини. Украшения, подаренные царствующими особами, обычно демонстрировались на парадных портретах. Однако, несмотря на требования жанра и воспроизведенные на полотне атрибуты принадлежности к царской фамилии (горностаевая мантия, лента), Елизавета выглядит на портрете нежной, наивной, непосредственной, слегка растерянной, не вполне «вписывающейся» в величественный антураж.
Виже-Лебрён подчеркнула ее естественность, окружив цветами: они в венке на голове молодой женщины и рядом в жардиньерке, Елизавета в задумчивости касается одной из роз самого нежного оттенка. Художница писала, что когда она работала над портретом, великая княгиня вновь предстала перед ней как «истинная Психея». Известно, что имя Психея (Псише) переводится с древнегреческого как «душа», «дыхание». Дыхание, в свою очередь, сближалось в античной мифологии «с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью»(б. Поэтому настойчивые отсылки Виже-Лебрён к этому мифологическому образу призваны подчеркнуть доминанту духовного, поэтического начала в образе Елизаветы.
В 1798 Виже-Лебрён написала более камерный портрет Елизаветы Алексеевны.
В нем с еще большей очевидностью проявлены такие черты внутреннего мира, как мягкость, ангельская кротость, душевная красота. Внимание художницы сосредоточено на лице, прекрасном своей гармоничностью. Фигура лишь слегка намечена, высокий воротник блузы закрывает всю шею до подбородка, грудь и плечи задрапированы легким шарфом, так что создается впечатление бестелесности. Третий портрет Елизаветы написан Виже-Лебрён уже в 1801, когда Александр вступает на престол и молодая женщина становится императрицей. В отличие от предыдущего изображения, в котором доминировали сдержанность, смирение и робость, в этом портрете подчеркнута юность, детскость и даже задорность, как бы вступающие в противоречие с высоким саном. В царскосельском сюжете из мемуаров встреча с Екатериной II, вызывающая страх, опасения, скованность художницы, противостоит встрече с Елизаветой, несущей только радостные чувства. В сентименталисткой парадигме величие Екатерины можно представить как фон для апофеоза сердечности и чувствительности. В первом парадном портрете Елизаветы этот фон выражен мраморным бюстом Екатерины, ассоциирующимся с чем-то монументальным, статичным и холодным. Этот фон нужен для более яркого контраста, подчеркивающего живость и непосредственность молодой женщины.
Тот же самый прием Виже-Лебрён использует и в портрете двух дочерей Павла I, Александры и Елены. Очаровательные девушки с цветами в волосах держат в руке и как бы показывают зрителю медальон с изображением Екатерины. Великая императрица, становится знаком эпохи, фоном жизни нового поколения, но сама как модель не привлекает внимания портретистки.
Таким образом, Царское Село явилось местом первого знакомства французской художницы с Россией в лице императрицы века уходящего и в лице будущей императрицы века грядущего. Полученные впечатления Виже-Лебрён мастерски выразила на языке живописи, а затем и художественного слова, стремясь утвердить при этом свой идеал прекрасного.
Виже-Лебрен принимали с энтузиазмом: знать, богатые любители художеств окружали её вниманием и спешили заказывать ей портреты, вознаграждая ее за них щедрой рукой, а академии подносили ей членские дипломы. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву.
Портрет императрицы Марии Фёдоровны
Следами пребывания Виже-Лебрен в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам. Она написала портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого. По случаю её принятия в 1800 в почетные вольные общники нашей академии, Виже-Лебрен принесла ей в дар свой портрет, находящийся доныне в зале заседаний академического совета
tsarselo.ru›Царская семья и высшее общество›…-m-ye-l-vizhe-lebrn.html
Портрет княгини Белозерской, 1898
ace1962.livejournal.com
Элизабет Виже-Лебрен - восьмикратный академик живописи
элизабет виже-лебрен биография французская живопись
Имя Элизабет Виже-Лебрен, сегодня известно немногим, хотя послe Рубенса более плодовитого художника в истории не было. Она написала более 600 портретов королей, королев и влиятельных особ конца ХVIII - начала ХIХ века. Чудом живописи Элизабет, да и ее самой не коснулась та кровавая эпоха войн и революций, в которой ей довелось жить...Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет в соломенной шляпке, 1782.
Лондонская Национальная галерея.
Казалось, родившейся в 1755 году Мари-Луиз-Элизабет Виже суждена счастливая жизнь. Ее окружал Париж «галантного века» - столица моды, роскоши и развлечений, где творческому человеку было легче преуспеть и прославиться, чем в любом другом городе мира. Примером тому был ее отец Луи Виже, сын простого обойщика, ставший известным портретистом.Девочка запомнила его добрым, веселым и чрезвычайно рассеянным. Однажды, собираясь на званый ужин, он вместо шляпы натянул ночной колпак. В его доме часто собирались гости - с раннего детства Элизабет довелось видеть и слышать Вольтера, Дидро, художника Греза, великого актера Тальма.
Мать, Жанна Мессен, не одобряла этих шумных посиделок, воспитывая дочь и ее младшего брата Этьена в строгости и благочестии. В шесть лет Элизабет отдали в католический пансион, где ею были недовольны - на уроках она рассеянно глядела в окно и рисовала в тетрадке все, что приходило в голову. Мать ругала ее, а отец был доволен: дочка унаследовала его талант!В восемь лет она так похоже нарисовала зашедшего к ним с товаром булочника, что Луи твердо решил сделать из нее художницу. Неважно, что эта профессия считалась мужской - все больше француженок брали в свои нежные ручки кисть: кто ради моды, а кто и для заработка. Отец забрал Элизабет из пансиона и стал давать ей уроки мастерства.
Но продлилось это недолго: тяжелая болезнь унесла месье Виже в могилу, когда его дочери было всего двенадцать. Накоплений у семьи не осталось, и мать поспешила снова выйти замуж. Ее избранником стал придворный ювелир Лесевр, человек богатый, но чрезвычайно скупой. Даже самую скромную сумму Элизабет приходилось у него выпрашивать - а ей нужны были не только наряды и украшения, как всякой девушке, но и краски с холстами.
Вдобавок отчим не желал тратить деньги на такое «баловство», как занятия живописью. Друзья покойного отца Бриар и Дуайен согласились учить Элизабет бесплатно, а потом начали пристраивать ее работы на выставки. Скоро она уже рисовала вполне профессионально, а вдобавок ярко и празднично - ее картины как будто излучали свет.
Молва о «чудо-ребенке» облетела Париж, вельможи и их жены засыпали девочку заказами. Скоро на пороге ее дома появился королевский чиновник: пятнадцатилетняя художница не имела патента, поэтому на дверь ее мастерской торжественно навесили сургучную печать. Элизабет пришлось перебраться с мольбертом на чердак.
Элизабет Виже-ЛебренТеперь ювелир не возражал против увлечения падчерицы, неожиданно оказавшегося доходным, тем более когда она в 19 лет стала самым молодым членом Академии живописи. Он часто наблюдал за ее работой, не упуская случая поощрительно потрепать подросшую девушку по щечке или приобнять за талию.
К тому времени Элизабет, прежде тощая и нескладная, превратилась в настоящую красавицу: прекрасная фигура, круглое румяное лицо, каштановые кудри, которые она вопреки моде не желала прятать под париком. Заигрывания пожилого отчима были ей противны, хотелось избавиться от его надоевшей опеки и уехать в другие страны, к новым впечатлениям, богатству, славе.
Это можно было сделать, только выйдя замуж, что Элизабет и сделала, едва достигнув совершеннолетия. Ее избранником стал Жан-Батист Пьер Лебрен, посредственный художник, больше преуспевший в роли торговца картинами. Нет, она не влюбилась в него - скорее, почувствовала душевную близость с этим немолодым человеком, обожавшим живопись и путешествия.
При этом он был слабоволен, охотно поддаваясь любому пороку, будь то вино, женщины или карточная игра. Знакомые предостерегали Элизабет, а ювелир Эбер проворчал: «Лучше тебе повесить жернов на шею и прыгнуть в Сену, чем обвенчаться с Лебреном». Она ничего не слушала: главное - вырваться из родительского дома, а там посмотрим...
В 1776 году они обвенчались - тайно, ничего не сказав родителям девушки. Свадебным путешествием стала долгая поездка в Нидерланды, где Элизабет, носившая теперь фамилию Виже-Лебрен, не только любовалась сокровищами местных музеев, но и писала портреты местных богачей и даже будущего короля Виллема I.
По возвращении она пережила самое счастливое событие в своей личной жизни - рождение дочери Жюли. Вопреки тогдашнему обычаю, она старалась проводить с ребенком как можно больше времени, без устали рисовала ее и себя вместе с ней. Девочка, миловидная и ласковая как котенок, дарила ей то душевное тепло, которого она не видела ни в семье, ни в доме мужа.
Как только Элизабет стала получать за картины приличную плату, Лебрен бросил работу. Да, заказами ее обеспечили его связи, но ведь это она стояла за мольбертом по 10-12 часов в день, пока он проводил время в кабаках и игорных домах! Жан-Батист называл ее своей Галатеей, но в кругу собутыльников употреблял другой эпитет - «дойная корова».
Отношения супругов становились все более прохладными, и после пяти лет брака Виже-Лебрен с дочкой поселилась отдельно. К тому времени она стала любимицей парижской знати, обойдя по популярности своих наставников. Вычурные изломы рококо уступили место сельской простоте в духе Руссо, и картины Виже-Лебрен с их здоровой красотой «попали в струю».
Написав портреты нескольких министров, она удостоилась приглашения от самой Марии Антуанетты. Молодая королева, ровесница Элизабет, обожала развлечения и новые знакомства, и художница стала ее очередной игрушкой. Став личной портретисткой Антуанетты, она изображала свою покровительницу в самых разных обличьях, а кроме того играла с ней в четыре руки на клавесине, путешествовала и чуть ли не спала в одной постели.
В то время это не считалось чем-то неприличным, но молва поспешила обвинить их в порочной связи. Анонимные памфлеты изображали весь Версаль царством порока, а королеву - новой Мессалиной, хотя она свято хранила верность мужу Людовику XVI. В своих мемуарах Виже-Лебрен с восхищением отзывалась не только о красоте коронованной подруги, но и о ее моральных качествах.
Впрочем, она, в отличие от многих современников, хвалила почти всех, с кем ей доводилось общаться. Конечно, ей можно поставить в вину использование дружбы с королевой в личных целях. В 1783 году Элизабет стала академиком Королевской академии художеств, что дало ей возможность продать многие работы Версальскому дворцу.
Коллеги-завистники негодовали; особенно старалась некая Аделаида Лабиль-Гийяр, считавшая, что Виже-Лебрен нахально отобрала у нее место лучшей художницы Франции. Ее стараниями по Парижу распространялись сплетни о романе Элизабет с министром финансов графом Калонном. В 1789 году была предана гласности фальшивая переписка любовников, в которой они всячески издевались над королевской семьей.
В результате скандала Калонну пришлось покинуть свой пост, а Мария Антуанетта отказалась видеть свою любимицу. Пока художница страдала от людского коварства, восставшие парижане взяли штурмом Бастилию. Поначалу революция не слишком напугала Элизабет, но ей до боли хотелось развеяться где-нибудь в далеких краях, и она приняла приглашение французского посла в Риме посетить достопримечательности Вечного города.
В день, когда она пересекла границу, толпа захватила в Версале короля и королеву. Виже-Лебрен больше никогда не увидела свою покровительницу, сложившую голову на гильотине, а ее заграничное турне затянулось на долгих 12 лет. Из Рима художница отправилась в Неаполь, где в нее влюбился английский граф Бристоль.
Он заказал ей свой портрет, а потом попытался купить и художницу. Элизабет отшутилась - похоже, она так и осталась равнодушна к мужской любви. Устав от итальянских красот, она собиралась вернуться домой, но узнала, что ее имя внесено в списки контр-революционеров, которые в случае появления во Франции подлежали аресту и суду. Муж, оставшийся в Париже, ничего не сделал для ее оправдания, зато регулярно просил у нее денег.
В конце концов она возмутилась: «Продавая картины, я заработала миллион, а за границу уехала с двадцатью франками в кармане - все остальное он проиграл!» Столкнувшись с отказом прежде покорной жены, Лебрен подал на развод и тут же женился на молоденькой любовнице. А Элизабет отправилась через Вену в Петербург, где осели многие французские эмигранты.
В июле 1795 года она прибыла в русскую столицу. Россия, где ей предстояло провести целых шесть лет, сразу произвела на нее большое впечатление. Верная своей привычке находить в людях хорошее, она писала в мемуарах:
«Простые люди в России добросердечны, но ведут себя с достоинством. Я никогда не видела здесь пьяных... Большинство русских питаются картошкой с хлебом и чесноком, поэтому ужасно воняют, хотя каждую субботу ходят в баню. Они умны и сообразительны, легко учатся все ремеслам и даже добиваются успехов в искусстве... Русский народ в целом честен и порядочен по натуре. В Петербурге или Москве не знают не только тяжких преступлений, но и воровства. Эта особенность удивительна для людей, едва вышедших за грань варварства, и многие приписывают ее влиянию крепостного права. Я же более склонна объяснять ее крайней религиозностью русских».
Подобные пассажи говорят об одном: с русским народом мадам Виже-Лебрен не общалась. Ей вполне хватало представителей аристократии, среди которых она завела много друзей. Она с восторгом писала об «открытых обедах», на которые русские аристократы приглашали всех желающих: это позволяло небогатому иностранцу месяцами не тратиться на еду.
Среди ее новых знакомых были граф Александр Строганов, ученый и меценат, и молодая княгиня Екатерина Долгорукая, которую Элизабет назвала «женщиной с самой идеальной фигурой из всех, виденных мной». Другой подругой художницы стала жена царевича Александра Елизавета Алексеевна.
Общение с «молодым двором» вызвало ревность стареющей императрицы Екатерины II, подогретую ее фаворитом Платоном Зубовым. Как-то он насплетничал ей: «Вот, государыня, у госпожи Лебрен тоже свой двор, к ней побольше народу ездит, чем к вам...» После таких слов Екатерина приняла иностранку с холодной вежливостью и позаботилась скорее удалить ее из Царского Села.
Виже-Лебрен писала: «Она, похоже, не могла понять, что люди посещают художника, чтобы позировать ему». К ней и правда выстроилась очередь знатнейших русских вельмож: Строгановы, Куракины, Трубецкие. Особенно тесно она общалась с последним польским королем Станиславом Понятовским, жившим в изгнании в Петербурге.
Он так часто приезжал к ней, что однажды она, занятая с другим заказчиком, не выдержала: «Скажите ему, что меня нет дома!» Услышав эту фразу, король в негодовании уехал, но потом простил художницу. Однажды она заметила, что он плохо выглядит, и посоветовала ему поберечь здоровье. «Ах, бросьте!» - отмахнулся Понятовский и потянулся к бокалу с шампанским, до которого был большим охотником.
На другой день с ним случился апоплексический удар. Конечно, Виже-Лебрен приписывали роман и с ним, но она держалась стойко: «Мы просто друзья». Скрывая свои сердечные увлечения, Элизабет заботилась прежде всего о репутации обожаемой дочери - ничто не должно помешать удачному замужеству Жюли!
Но судьба сыграла с ней злую шутку: однажды дочка, которой уже исполнилось двадцать, сбежала из дома с нищим и безродным секретарем театрального комитета Гаэтаном Нигрисом. Художница собиралась заявить в полицию, но потом вспомнила, что когда-то сама поступила также, и простила молодых. Теперь ее расходы возросли вдвое - пришлось содержать не только дочь, но и зятя.
Сменивший Екатерину Павел I посулил Элизбет большую сумму за написание громадной панорамы Москвы с Воробьевых гор. Художница никогда не писала таких больших полотен, да и вообще пейзажи ей не слишком удавались, но она храбро взялась за работу. Окончить ее не удалось - Павел был убит заговорщиками, на трон взошел Александр.
«Я никогда не поверю участию императора в таком ужасном деле, как убийство отца!» - писала она, опять думая о людях лучше, чем они есть. В 1802 году она решила вернуться на родину, где к власти пришел Наполеон. По дороге домой в Берлине она остановилась у прусского короля Фридриха Вильгельма, заказавшего ей портрет и в благодарность за него сделавшего ее членом очередной Академии (всего она была членом восьми академий, включая Российскую Академию художеств).
В Париже прием был более прохладным: император не жаловал гостью из враждебной России, позабывшие ее «столпы общества» не спешили заказывать портреты. Вдобавок муж прибрал к рукам ее дом, где и разместился с новой семьей. Помыкавшись без денег, Виже-Лебрен снова уехала за границу - на этот раз в Англию.
Эта страна, в отличие от прочих, не очень понравилась ей. Она похвалила богатство английских музеев и вкусный чай, но отрицательно отозвалась о грубости англичан, грязи лондонских улиц и отвратительном климате. портрет мадам де СтальТем не менее заказов у нее было достаточно, и в Париж она вернулась только семь лет спустя.
К тому времени Наполеон уже стал императором и начал вместе со своими придворными окружать себя роскошью. Вспомнив про Элизабет, он лично пригласил ее в Париж и поселил в загородном дворце Марли. Художнице уже перевалило за пятьдесят, и она не могла работать также активно, как прежде, но создала еще немало портретов - среди ее моделей были сестра Наполеона Каролина и знаменитая мадам де Сталь, рисовать которую она специально ездила в Швейцарию.
Последней ее работой стал портрет некоей мадам де Ривьер, написанный в 1822 году. В мемуарах она дотошно перечислила свои произведения: 662 портрета, 200 пейзажей и 15 картин исторического содержания. Мало кто из живописцев со времен Рубенса мог похвастаться такой плодовитостью.
Ее медленное угасание было долгим и печальным. Картины принесли ей маленькое имение недалеко от столицы, куда по-прежнему приезжали гости - уже не позировать, а послушать воспоминания хозяйки о казавшемся уже древней историей «галантном веке». Там же поселились вернувшиеся из России дочь с зятем.
Заходил в гости Этьен, ставший известным актером. Приезжал и бывший муж - Элизабет по доброте простила его и даже заплатила его немалые долги, получив взамен родительский дом в Париже на улице Сен-Мари-Роз. В1813 году Лебрен умер, а шесть лет спустя художницу покинул самый дорогой человек - Жюли.
Чтобы постоянно навещать ее могилу, Элизабет перебралась в столицу. Кругом бурлила жизнь, одна революция следовала за другой, а высокой старухе, закутанной в черную шаль, не было до этого никакого дела. Ее маршруты были неизменными: церковь, кладбище, пара-тройка торговцев картинами. А потом - домой, где ее окружали призраки прошлого, блестящие кавалеры и дамы.
За ней ухаживала молодая служанка, которую она пыталась научить рисовать - но кисть так дрожала в ее руке, что уроки пришлось прекратить. Ее утешали только визиты гостей из далекой России - там, в отличие от Франции, ее по-прежнему помнили и любили. Одна из русских гостей уговорила Виже-Лебрен написать мемуары, чтобы драгоценные детали прошлого не исчезли с ее смертью.
Художница взялась за дело также добросовестно, как прежде за создание картин. Объемистая книга вышла в свет в 1837 году и вызвала большой интерес читателей. Совсем недавно часть ее, касающаяся России, издана по-русски, и теперь все желающие могут убедиться, каким зорким, пытливым и, главное, доброжелательным наблюдателем была Элизабет. Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам.
Она умерла 30 марта 1842 года от атеросклероза. За гробом шли служанка, племянница и несколько пожилых поклонников ее творчества. Прошло еще немало лет, прежде чем Виже-Лебрен отвели достойное место в истории живописи. Но место в ряду тех, кто своим искусством внушал людям добрые чувства, оставалось за ней всегда.
rupo.ru
Художники мира. Виже-Лебрен в России.
Продолжаем рассказ о знаменитой французской художнице Мари Элизабет Луизе Виже-Лебрен.
Среди известных художников мира ее имя — одно из самых известных.
А ее судьба художника и женщины, сумевшей достичь небывалых высот и признания своего творчества, до сих пор привлекает пристальное внимание.
Начало рассказа о судьбе этой художницы ЗДЕСЬ.
Мы с Вами остановились на том моменте, когда Луиза Виже-Лебрен, покинула Францию. С собой она взяла дочь Жюли и небольшие сбережения.
Все имущество было оставлено мужу, который не замедлил тут же проиграть его в карты.
Художники мира. Луиза Виже-Лебрен в России
—————————————————————————————
Пейзаж. Итальянские Альпы
Виже-Лебрен часть 1.
Вначале Виже-Лебрен с дочерью поселилась в Италии (1789-1793).
Красота Апеннинского полуострова не оставила Луизу равнодушной. В этот период ею было написано много пейзажей.
В Италии мадам Лебрен была радостно встречена знатоками и поклонниками ее искусства.
Знаменитая художница стала членом Пармской и Болонской академий.
Она продолжает писать портреты местной знати.
Особенно ей удаются детские портреты. Этой художнице всегда удавалось в портретах передать детскую нежность, хрупкость, ранимость и необыкновенно свечение детских лиц.
Автопортрет для галереи Уффици
В 1790 году знаменитая картинная галерея Уффици делает ей заказ на ее автопортрет.
Это — триумф! Мало кто из художников удостаивался такой чести.
Со временем мадам Лебрен покидает гостеприимную Италию и обосновывается в Австрии на три года.
Так же, как и в солнечной Италии, здесь награждали ее дипломами, окружали вниманием и заботой.
Везде она была желанным гостем.
В Вене ее настигла удручающая весть о казни ее подруги Марии-Антуанетты, королевы Франции.
В личной жизни Мари-Луизы тоже произошли изменения.
В 1794 муж подает во Франции на развод и получает его.
Портрет дочери Жюли
Для мадам Лебрен это настоящее освобождение.
Живя своим трудом, она постоянно получала от мужа слезливые, душераздирающие письма, где он постоянно клянчил деньги у жены, содержащей не только себя, но и дочь.
Как не прекрасна бала жизнь в Австрии, но, поддавшись уговорам своих русских поклонников, Мари-Луиза покидает Вену и в 1795 году переезжает в Петербург, где проводит целых шесть, а по некоторым источникам — семь лет насыщенной и очень плодотворной жизни.
Для нас, россиян, очень интересен период творчества художницы у нас в стране.
Поэтому постараемся рассмотреть его более подробно, насколько это возможно.
Детский портрет
Как я уже сказала, слава Луизы Виже-Лебрен уже докатилась до Петербурга.
Заказы сыпались один за другим. Она не успевала за прыткой знатью, изрядно наседающей на нее.
Каждый норовил захватить и перевести внимание художницы на себя.
Этот период знаменателен не только тем, что она встретила в России многих своих друзей и пишет портреты придворных и знаменитых людей России (более 50 портретов), но и тем, что ее единственная дочь выходит здесь замуж.
Императорская Академия художеств не проходит мимо таланта известной художницы.
Ее избирают почетным членом этой Академии.
Многие из работ мадам Лебрен этого периода остаются в русских музеях.
Великая княгиня Елизавета, супруга Александра I
У Луизы завязывается дружба с Елизаветой Алексеевной, женой великого князя и наследника престола, будущего императора Александра Павловича.
Помимо того, что Мари-Луиза написала несколько портретов великой княжны, она еще и создала несколько новых фасонов платьев для нее.
К слову сказать, Императрица не одобрила нового модного платья Елизаветы, и резко при этом обошлась с ней, назвав новомодное платье – ночной сорочкой.
Не смотря на это этот период жизни художнице запомнился радушием, добротой и щедростью русского народа.
Она могла жить в дворянских семьях, не тратя своих средств, благодаря гостеприимству последних.
Петербург оставил неизгладимое впечатление на французскую художницу, и она искренне полюбила российскую столицу.
Екатерина II
Но, увы, все гладко не бывает, стареющая императрица Екатерина II неохотно дарила свое внимание красивой и элегантной француженке.
При каждом очередном портрете она брюзжала, проявляя свое недовольство, и как могла, старалась задеть ее самолюбие.
Возможно, таким образом, императрица пыталась скрыть свою ревность к успешной красавице, покорившей всю Европу.
К сожалению даже кисть такого превосходного мастера портрета, как Мари-Луиза Лебрен, не смогли остановить увядание, а попросту старение Екатерины.
Так же при первой встречи, которая произошла на второй день после приезда художницы, императрица (видимо она была заинтригована), пообещала, что предоставит француженке, апартаменты во дворце в Царском селе, где сама в это время проживала.
Но свое слово императрица не сдержала и мадам Виже-Лебрен вернулась в Петербург.
Портрет графини Анны Сергеевны Строгановой с сыном, Эрмитаж
Екатерина, увидев Мари-Луизу, не пожелала иметь рядом такую очаровательную и красивую женщину, постоянно окруженную поклонниками.
Ведь фавориту императрицы было едва за двадцать.
Но госпожу Лебрен эта встреча, как и все последующие высказывания и издевки императрицы, не огорчила.
Она умела находить общий язык как с королями, князьями и министрами, так и с людьми более низкого происхождения, купцами, торговцами.
О простом народе художница не знала ничего.
Евдокия Ивановна Голицына -Флора- — 1799, Юта музей
Один раз она выезжала в Москву, где гостила около полугода, есть версия, что побывала она там с поручением от императора Павла, нарисовать панораму Москвы с высоты Воробьевых гор.
Но, к сожалению, панорама художницей не была написана.
После убийства Павла Лебрен вернулась в Северную столицу. Госпожа Лебрен не поверила участию наследника Александра в этом страшном покушении.
Эта удивительная женщина попала в Россию (сбежав из Франции) на смену эпох, а именно эпох Екатерины Великой, которую сменила эпоха Павла I, а последнего эпоха Александра I.
Ей удалось увидеть трех государей России всего за шесть лет.
Портрет Варвары Головиной
Как уже я писала ранее, дочь Мари-Луизы вышла замуж, против воли матери за секретаря директора Императорских театров, Гаэтана Бернара Нигриса.
В знак протеста, обиженная мать покинула страну в 1801 году.
В Петербурге художница работала очень плодотворно, с настроением. Как я уже говорила, в этот период ею написано 50 портретов: императрицы Марии Федоровны, Екатерины II, великих княжон (дочерей императора Павла) Александры и Елены, графа Толстого и многие другие.
В 1802 году Виже-Лебрен вернулась в Париж. Но приезд на Родину был очень кратким.
Начался ее длительное путешествие. Англия (1802-1805), Швейцария (1808-1809).
Во Францию Лебрен вернулась лишь в 1814. А по некоторым источникам — в 1809 году по приглашению Наполеона.
Жила в поместье Лувесьене, пока не переселилась в Париж, где продолжала плодотворно работать.
Но со временем Мари-Луиза отошла от живописи и в 1835-1837 написала мемуары, в которых не мало страниц посвятила своей поездке в Северную столицу. «Воспоминания госпожи Виже-Лебрен о ее пребывании в Санкт-Петербурге и Москве 1795 -1801 года».
Умерла художница в возрасте 86 лет, 30 марта 1842 года.
Ею написано более шестисот портретов, пятнадцать картин исторического жанра и двести пейзажей. Так же считается, что благодаря Мари Элизабет Луизе Виже-Лебрен в моду вошел матросский костюм, первые выкройки которого она сделала сама.
Память о госпоже Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен осталась на века.
Она — одна из самых плодотворных, талантливых, знаменитых и красивейших женщин своего времени.
Виже-Лебрен часть 1.
tkalez.com