Рудольф Тюрин и благодарность красоте. Картины тюрина


Художник Тюрин Александр Иванович

Страна проживания: УзбекистанГород: Ташкент

Художник Александр Тюрин

Родился в 1959 году в Средней Азии в горах Тянь-Шаня в семье геолога и метеоролога.Активная творческая деятельность, неутомимая работа над собой – извечный поиск настоящей творческой личностью средств предельного самовыражения, огромный художественный и личностный потенциал Александра Тюрина позволили занять ему место в почетном ряду наиболее известных и ярких художников, не только в Узбекистане, но и за его пределами.Художник получил фундаментальное художественное образование. Сначала в Республиканском художественном училище им. П.П.Бенькова в Ташкенте (1977-1981) на живописном отделении в мастерской Правдюка В.И. и Моисеева Г.В. За отличную учебу в училище получил направление и продолжил учебу в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. В 1983 году продолжил учебу в Ташкентском театрально-художественном институте им. А.Н.Островского на отделении монументальной живописи. В 1984-86г.г. проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР, в «Особом батальоне специального назначения КТуркВО», 40-й Армии Афганистана в Штабе КТуркВО, В 1986г. продолжил учебу в институте в мастерской заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора Жмакина В.И., который закончил с отличием в 1988 году. В 1990-1991 году продолжил учебу в ассистентуре в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е Репина на кафедре рисунка и живописи. Учителями были: профессор, Заслуженный деятель искусств России М.М. Девятов; кандидат искусствоведения, Заслуженный художник РСФСР, Народный художник РСФСР Б.М.Лавренко; профессор М.М.Герасимов.Творчество Александра Тюрина на столько многогранно, что на его выставках можно увидеть и академические работы, преимущественно портреты, демонстрирующие прекрасную академическую школу в начале творческого пути, до последних, характеризующих его уже, как сложившегося мастера со своей особой и ярко выраженной художественной манерой, широким мировоззрением и богатейшим интеллектуальным багажом знаний. В 90-е годы Александр живет и работает в Москве. Сотрудничество с ведущими московскими галереями и участие в крупнейших международных художественных проектах детонировал стремительный рост и формирование личности художника.Глубоко изучая лучшие мировые традиции - древнерусского, классического европейского, реалистического и современного искусства - художник отдает им дань и создает работы, к примеру, на библейские темы, «итальянскую» серию, современные концептуальные произведения и др. Приоритетными жанрами для художника являются картина, пейзаж, натюрморт. Однако резкой границы между ними он не делает. Порой пейзаж сочетается с натюрмортом, и тогда возникают композиции, полные внутренней жизни, с целым рядом эмоциональных и художественных ассоциаций. Художник умело стилизует формы, чаще всего через кубистические объемы, мастерски разрабатывая контрастность цветовых отношений. И тогда они либо сдержанно деликатны, либо откровенно декоративны в использовании ярких и насыщенных цветов - например, теплого или знойного желтого, выдавая в нем также присутствие и восточной ментальности. Все работы художника отличает художественная законченность, внутренняя личностная и изобразительная эстетика, высокий художественный вкус.1990-1991 гг. член Молодежного объединения художников Союза художников СССР. 1992-1997 – член Союза художников Узбекистана. 1993 – член Международной федерации художников ЮНЕСКО. Москва. 1997 – член творческого объединение художников Академии художеств Узбекистана. 2009 – член Профессионального союза художников России, член Ассоциации художников, искусствоведов и народных мастеров Фонда Форума культуры и искусства Узбекистана. Работы А. Тюрина находятся в частных собраниях: Узбекистана, России, США, Японии, Израиля, Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Турции, Кореи, Казахстана, Киргизстана и др.Академия художеств Узбекистана. Награды, звания, поощрения:

1986 - Благодарность ЦК ВЛКСМ Вооруженных сил СССР - за создание Почетного нагрудного знака « За самоотверженный ратный труд. Краснознаменный Туркестанский Военный Округ» для награждения военнослужащих 40-й Армии Афганистана. 1986 - Благодарность Политуправления Штаба Округа КТуркВО - за создание серии наградных вымпелов для награждения военнослужащих 40-й Армии Афганистана. 1986 - Благодарность Политуправления Штаба Округа КТуркВО - за активное участие всоздании медали « От благодарного афганского народа» и других почетны знаков для награждения военнослужащих 40-й Армии Афганистана.1987 - Диплом Академии художеств СССР - за серию графических работ. 1987 - Диплом Советского фонда Мира - за активное участие в деятельности Советского фонда мира. 1989 - Диплом Академии художеств СССР -- за серию графических работ «Образы времени». 1994 - Благодарность Федерального Собрания Государственной Думы Р. Ф. – за проведенные персональные выставки в Общественно-политическом центре Р.Ф. и Федеральном Собрании Государственной Думы Р.Ф. 1995 - Благодарность Посольства Р.Ф. в Р.Узбекистан – за активное участие в организации выставок и укрепление связей между культурами России и Узбекистана. 2001 - Диплом Академии художеств Узбекистана – за участие «Tashkent international Biennale of Contemporary ART 2001». 2004 – Благодарность Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве Иностранных Дел Р.Ф. – за активное сотрудничество в деле поддержки и развития русской культуры в Узбекистане. 2004 - Диплом Фонда Форума культуры и искусства Узбекистана - за активную творческую деятельность. 2007 - Диплом Академии художеств Узбекистана – за участие «Tashkent international Biennale of Contemporary ART 2007». 2009 - Диплом Академии художеств Узбекистана – за участие «Tashkent international Biennale of Contemporary ART 2009». 2010 – Благодарность Международной Конфедерации Союзов Художников – за активную творческую деятельность, творчество, соединяющее в себе традиции и современные веяния, культуры России и Узбекистана. 2010 – Благодарность Ассоциации художников, искусствоведов и народных мастеров Узбекистана – за вклад в развитие искусства Узбекистана. 2010 - Серебряная медаль Академии художеств Узбекистана – за активную творческую деятельность и создание произведений: «Безмолвие», «Вечность», «Красный джаз».2010 - Лауреат Национальной премии «Человек года» ТОП-АРТ 2010. Диплом Кабинета Министров Республики Узбекистан в номинации «Выставка года».

www.picture-russia.ru

В гостях у художника. Красота мира от Александра Тюрина — Письма о Ташкенте

Творческая группа блоггеров и интернет-журналистов «Лангар» побывала в гостях у Александра Тюрина. Настолько сильные и яркие впечатления, что сразу не знал как подступиться, за сутки вроде устоялось… Еще посмотрел свои фотки, захотелось дать мгновенные портреты художника, они, надеюсь, не менее  красноречивы чем слова.

Официальная информация о художнике в Сети к сожалению сводится к двум абзацам, которые процитирую чтобы не выдумывать.

Александра Тюрина по праву можно назвать одним из самых заметных и наиболее ярких художников современного изобразительного искусства Узбекистана. Произведения этого автора хорошо известны не только узбекскому зрителю, но и далеко за пределами республики. Его имя за последнее десятилетие можно нередко встретить на страницах прессы, арт-альбомов и международных арт-каталогов. Александр прошел три ступени профессионального обучения, все, окончив с отличием, из них две высшие, последняя в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Имея академический багаж знаний, он удивительным образом применил, переработал и нашел ему достойное развитие в своем творчестве.

За плечами автора двадцатипятилетний опыт выставочной деятельности. Особенно плодотворными оказались для художника 90-е годы. Восьмилетний опыт проживания в Москве, сотрудничество с ведущими московскими галереями и участие в крупнейших международных художественных проектах детонировал стремительный рост и формирование личности художника. Много путешествуя, Александр всегда возвращается в Ташкент, называя его цитаделью своего творческого полета, средой, с которой связаны все самые яркие и лучшие воспоминания детства и юности. Недаром все самые лучшие работы созданы автором именно в Ташкенте. Кто бы мог подумать, что почти полвека назад, маленький мальчик, родившийся в семье геолога и метеоролога, в горах Тянь-Шаня станет столь известной личностью в современном искусстве.

Конец цитаты. Еще есть перечень выставок художника, заканчивающийся 2008 годов, далее не обновлялся.

Самое главное — состоялся праздник! Среди суеты и мельтешения мы вдруг услышали рассуждения о роли искусства, о  взаимоотношениях художника и общества в разные исторические эпохи,  о том, как меняется восприятие и значение цвета на глазах одного поколения… Это я скудными словами пытаюсь очертить круг тем,которые обсуждал с нами Тюрин.

Причем, он не «снисходил» до нас, неподготовленных, говорил довольно сложные вещи, не вещал, а приглашал к разговору…

Показывал картины… Каждая из которых открывалась как философская притча, неоднозначная и эмоциональная.

Особый разговор о цветах… Пояснил, почему именно Рахим Ахмедов, на чью выставку мы недавно ходили, считается первооткрывателем новых ярких цветов в узбекской школе живописи. Подробно рассказал Александр о «рамочке» картины, увязав ее с ковчегом т окладом икон, усиливающими воздействие изображения.

Ответил и на вопрос о необычной перспективе того мира, на картинах… И снова о цветах, пронзительный желтый (который предлагается сделать символом художественного восприятия всей Средней Азии)  невозможно передать цифровым фото и в полиграфии…

Портрет дочери… в том, что не показаны нос и рот своеобразная эстетика, посыл зрителю, думайте, ощущайте эмоции.

С супругой Миленой. О ней надо делать отдельную публикацию: увлекается гобеленами, ткет их на станке, изучала искусство скифов по остаткам ковров, найденным в курганах на Алтае, восстановила и воссоздала рисунки той эпохи на гобеленах, ее продукция на выставках и в частных коллекциях. Еще и «тянет» семью, все уютно, красиво и вкусно, две дочки-отличницы, старшая преподает на художественных курсах.

Еще разговор о степени абстракции и эмоциональном воздействии цветов картины на зрителя.

Одна из любимых работ «Въезд Иисуса в Иерусалим» Он знает, что его ждет смерть  и готов принять ее, предвидя потоки крови в будущем, отражающиеся алым цветом в луже, на небе, на одеждах…

Отдельный разговор о предчувствии художника, триптих передает напряжение в обществе последних лет жизн СССР…

Как смог рассказал о встрече, ясно, что это мизерная часть увиденного, услышанного, усвоенного и попыток подумать обо всем этом… Запомните: Александр Тюрин и  следите за выставками.

Посмотрите обязательно как описала встречу Лилия Николенко: «Ковчег Александра Тюрина»

Что ещё почитать на схожие темы

mytashkent.uz

Ковчег Александра Тюрина - Блог питания Azu.uz

Накрытый стол. Он излучает свет. И свету не дано подняться, оторваться от стола. Свет медленно оседает на дно бокала. Свет растворяется в виноградинах, заставляя их томно светиться, как светятся пальцы женщины прикрывающей рукой свечу. И замерло в пустоте то, чему уготовано было падать.И обыденность преломляется, словно сталь в стакане воды. И там, за стаканом с расплавленным светом, еще многое скрыто. Реальны только свет и стол.

«Предвкушение»Давным-давно, в Москве, некто решил украсить встречу известных поэтов картинами молодого ташкентского художника. Поэты много высекали искры словом и образом. А старый художник подошел к его картине и сказал поэтам, чтобы не напрягались они более. Ибо это тщетно. Потому что художник в картине сказал все тоже самое, только значительно глубже. «Здесь все это уже есть. Но оно лучше…»

Александр Тюрин. Мэтр отечественной живописи. Его картины украшают лучшие музеи и частные коллекции. А то самое, очаровавшее меня когда-то полотно, встречало меня в прихожей дома художника. Это было невероятно. Это было потрясением.

Я помню момент, когда я впервые увидела «Предвкушение» на выставке. Мне не хотелось смотреть больше ничего. Страшно было рассыпать, растерять пришедшее чувство, истоки которого не получалось уловить. Но осталась фраза-мантра: «Накрытый стол излучает свет»

Мы пришли в дом художника, чтобы увидеть многие знаменитые его работы. Удачно сложилось так, что эти картины собрались здесь, чтобы на следующей неделе вновь покинуть родные стены.

Из раннего. «Въезд в Иерусалим»

Знаменитый «Новый Вавилон»

«Силентина»

«Изумруд». Величественный, цветущий, изумрудный Самарканд.

У Александра Тюрина есть своя теория о происхождении названия города. Смарагд… Самарканд. На латыни слово «изумруд» звучит как «смарагд». Обилие изумрудного цвета в самаркандских мозаичных панно натолкнули на эту мысль.

Глядя на изумрудный Самарканд Александра Тюрина, вспомнились собственные ассоциации «город-камень»: «Я вновь и вновь перебираю свою коллекцию драгоценных камней. У меня их уже пять. Наш Ташкент – это сверкающий алмаз, Самарканд – таинственный изумруд, Бухара – старинный рубин, Ферганская долина – нежная жемчужина...»

«Монолог»И вновь стол. Вновь свет в бокале.

Александр и Милена.

Милена – ангел-хранитель мастера. Она всегда где-то рядом, за плечом. Как и положено доброму ангелу - за правым.Милена Тюрина. Любимая женщина, всепонимающий друг, заботливая мать, прекрасная хозяйка, умелый кулинар. А еще известный мастер гобеленов, член Академии художеств Узбекистана, старший преподаватель кафедры дизайна Ташкентского Архитектурного института.

Александр и Милена – пример столь редкого союза двух талантливых людей, удивительно дополняющих друг друга. В этом доме художников легко и радостно дышится. То ли от чудесных картин, то ли от домашнего уюта, то ли от роскошного вида за окном. А скорее всего потому, что в этом доме любят друг друга. Талантливые люди талантливы во всем. В том числе и в любви…

… Дом художника. Любимая женщина художника накрывает стол. Она никому не позволяет вмешаться в свое священнодействие. И свету не дано было подняться от стола. Притяжение. Свет растворился янтарем в пиале чая. Он прошел сквозь невидимые глиняные поры касы и заискрился в золотой шурпе… Капли крема на милом домашнем торте светились. Так светится воск на руках женщины, прикрывающей рукой свечу.Женщины, берегущей свечу, не было за столом. Она стояла, как и положено ангелу -справа.А стол излучал свет…

iqmena.livejournal.com

И.А.Тюрин. Портрет неизвестного. - История красоты

Эту статью-пост я размещаю в нашем сообществе по просьбе историка искусства Вардуи Халпахчьян. Надеюсь, вам, как и мне, понравится этот интересный и профессиональный рассказ о замечательном художнике XIX века и о судьбе одного его портрета.Хочу рассказать об одном замечательном русском портрете, который находится в Италии и который и по сей день известен только узкому кругу европейских коллекционеров. Я опубликовала его несколько лет назад, но с тех пор так и не нашлось мецената, готового подарить его одному из ведущих музеев России, увы! Портрет уже несколько раз менял владельца, неуклонно возрастая в цене, и я опасаюсь, что в скором времени он станет украшением одного из многих частных собраний, хранимых за семью печатями - недоступен и непоказуем. Пока можно, хочу показать его, в сопровождении своего текста. Вардуи Халпахчьян

Неизвестный портрет 1894 года работы И.А.Тюрина из частного собрания в Италии(опубликовано в научном журнале историков искусства «Собранiе» в 2009 г., № 4)

В Северной Италии, в Падуе, в собрании маститого коллекционера, увлеченного европейской портретной живописью XIX века, хранится ценный русский портрет кисти петербургского живописца Ивана Алексеевича Тюрина (1824 - 1904), подписанный и датированный 1894 годом. Иван Алексеевич Тюрин был весьма известным художником в своем отрезке истории и географии. Необычайно востребованный портретист, он постоянно выставлял свои работы на академических выставках, а также писал иконы по официальным государственным и церковным заказам. Его имя упомянуто во всех, посвященных художникам, русских справочных изданиях, выпускавшихся, с самыми разнообразными целями, во 2 половине XIX – начале ХХ века. Согласно словарю 1890 года «Наши художники», составленному Ф.И.Булгаковым, И.А.Тюрин родился в с. Галядкино Нижегородской губернии, учился в гимназии в Москве, а затем отправился в Петербург, где с 1845 по 1850 год посещал Академию Художеств вольноприходящим учеником. Начинал он с пейзажей и жанровых картин, но особенно ему удавалось и потому быстро полюбилось портретирование. Уже в 1859 году Тюрин получил звание «академика портретной живописи» за «Портрет г-жи Княжевич» и «Портрет архимандрита Григория» .Заказные портреты государственных деятелей, чиновников высокого ранга, представителей духовенства, военных, профессоров, инженеров, судейских, купцов и промышленников работы И.А.Тюрина, счет которым шел на сотни, висели на стенах присутственных мест разного назначения и административного уровня. Большинство же тюринских портретов оседало в приватных интерьерах – не во дворцах, но во вполне стабильных семейных гнездах, со своей традицией или с намерением таковую иметь. В эпоху, когда воспроизведение облика и фиксация ускользающего мгновения времени личной жизни еще не были монополизованы фотографией, семейные портреты подтверждали незыблемость домашних стен, на которых висели. Их количество, размер и выделка многообразно варьировались, но традиция принадлежала всем образованным слоям общества и была интернациональной.

Портрет неизвестной

На рубеже XIX-ХХ веков с «семейными» портретами, главным назначением которых была максимально правдивая передача облика изображенного человека, начали соседствовать, зачастую на одной стене, портреты другого типа, в которых, кроме изображенного персонажа, ощущалось и присутствие личности художника вместе с его собственным мнением об этой модели. Из всего многообразия, приведем в качестве примера, среди русских портретов - портреты Михаила Врубеля, в которых предвещалась трансформация модели во времени и даже ее судьба, или Валентина Серова, столь популярного у представителей аристократии, несмотря на невыигрышную, а часто и просто нелестную композицию, в которой они пребывали в его картинах: например, Великий князь Павел Александрович (на портрете 1897 года), изображенный рядом со своей лошадью, представлен «вписанным» в корпус благородного животного, и соседство на полотне лошадиной морды с человеческим лицом – явно не в пользу последнего.

Количественно обильная живопись Тюрина, насколько я могу судить по виденным ее образцам, не была ровной по художественному уровню: некоторые его портреты суть не более чем профессиональные поделки от художества, в то время как некоторые другие являются образцами настоящей портретной живописи. Несомненно, Тюрин был отличным академическим рисовальщиком, свободно владевшим также навыком передавать на полотне объем человеческого тела и окружающую его воздушную среду, фактуру живой и рукотворной материи. Он умело размещал модель в картинном пространстве - и как-то сразу понятно, что все его портреты, без всякого сомнения, точно передают черты лица изображенных на них людей. Живописная поверхность картин Тюрина удивительно ровная, мазок неуловим, один цвет сменяет другой незаметно для глаза.

Может быть, именно в ответ на упреки за «слишком» прочную анатомию и «слишком» ясную композицию своих картин, Тюрин всегда называл себя художником преимущественно церковной живописи: так он фигурирует в основных справочных изданиях эпохи, данные о себе для которых предоставляли сами художники. Конечно, есть все основания считать его религиозным живописцем: он регулярно писал иконы, и в 1850-е – 1890-е гг. создал более 200 образов для храмов как Санкт-Петербурга (например - наружный образ Казанской Божией Матери на апсиде Казанского собора, образа для иконостаса Собора Пресвятой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, иконы для Церкви Апостолов Петра и Павла при Детской больнице принца П. Г. Ольденбургского, большой образ Скорбящей для Церкви Божией Матери „Всех Скорбящих Радости“ и многие другие), так и провинции (например, образа для всего Благовещенского собора Воронежа).

Портрет Алексия (Ржаницына), архиепископа Рязанского и Зарайского. 1867 год (?). И.А. Тюрин. Холст, масло. 89х71 см. http://www.mpda.ru/cak/collections/88425.html

Поговаривали, что Тюрин – владелец одного из первых петербургских светописных заведений – пишет портреты не с натуры, а просто перерисовывает с фотографий. Эти слухи материализовал в печатной форме (под псевдонимом «Кистин») хранитель эрмитажных коллекций, а также искусствовед и известный художественный критик А.И.Сомов, поместивший в 1869 году заметку об этом в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» (№ 278). В ответ Тюрин продемонстрировал сеанс написания портрета с натуры на публике, и Сомов охотно признал свою неправоту и сам же написал опровержение на свою предыдущую публикацию («Поправка», в той же газете, в № 285). Этот инцидент приведен в книге Татьяны Львовны Карповой «Смысл лица. Русский портрет второй половины XIX века» (Спб., «Алетейя», 2000).

Портрет цесаревны Марии Федоровны. 1869 г.

Сегодня, когда соотношение фотографических и портретных изображений человека имеет совсем иные, нежели в конце XIX века, пропорции и взаимоотношения, лучшие тюринские портреты действительно напоминают фотографии: так искренне и единодушно и модель, и художник «делают позу» и «соблюдают приличия». Модель декларирует, что она вся тут, а художник – что ему этого достаточно, и никакого подтекста от себя вносить он не намерен. Скорее всего, интерес Тюрина к фотографии исходил именно от практикуемого им принципа портретирования: фотография могла воплотить зримый облик гораздо точнее, чем живопись как ее понимал и умел создавать Тюрин. Но за художником оставались все же такие преимущества, как качество «ручной работы» и цветное изображение.

Портрет пожилой женщины

Художник Иван Алексеевич Тюрин умер в последний день 1904 года, 80-ти лет от роду, успев, конечно, заметить появление новых тенденций в мире отечественной живописи, но цифры тюринского наследия (уже в 1890-е годы было известно более 800-а портретов его авторства) не оставляют сомнения в том, что в России рубежа XIX-ХХ веков еще считался ценностью портрет, который честно воспроизводит реальность, общую для художника и его модели.«Портрет неизвестного», хранящийся сегодня в Падуе – как раз один из таких портретов. Он написан маслом на холсте, имеет 80 см в ширину и 105 в высоту. На нем представлен русоволосый господин средних лет, тщательно одетый и причесанный, с благородными чертами лица.

В XIX веке семейное прошлое человека было и детерминантой его будущего, принадлежность к определенной социальной среде была явлена во внешнем облике - в одежде, прическе и осанке, в речи и в манерах.

Персонаж нашего портрета без сомнения - образованный человек. Судя по одежде, это не аристократ, к тому же в позе аристократа присутствовал бы и эффект непринужденности. Это и не военный: тот ни за что не стал бы портретироваться без мундира, даже для «приватного» портрета.Возможно, это инженер, или администратор, или судейский: они также носили мундир – но только «при исполнении» - не жили в нем, как военные. Если это купец – то из тех негоциантов, что получали с младых ногтей все блага и хорошее образование. Это может быть и врач, и профессор, и промышленник, и даже – художник, такой же приверженец традиции и честного профессионализма, как сам Иван Алексеевич Тюрин. В портретах Тюрина отсутствует, как правило, даже намек на интерьер (не случайно любимым его форматом был овал) – модель явлена в условиях максимальной объективности: вне всякой временной и пространственной конкретности. В данном же портрете не все совсем «по-тюрински»: и поза не совсем надежно-стандартная, и ракурс необычный, и добавлена такая деталь, как спинка стула, и передано настроение, что ограничивает временной момент, выводит модель из безвременного пребывания паспортной фотографии. На пальце левой руки - на первом плане, хоть и не в центре композиции - обручальное кольцо. Значимая ли эта деталь? Возможно, изображенный – католик? Если же он православный, тогда это – вдовец. Незамысловатая (то есть прямая) психологическая характеристика, важным компонентом которой является темноватый и почти монохромный общий колорит с жемчужным отливом, передает то ли намек на секрет, то ли просто состояние грусти. Изображенный человек не просто являет свой облик – он смотрит, причем во внешнее (по отношению к картинному) пространство, но не на зрителя, а подчеркнуто мимо него. Разворот фигуры направо наводит на мысль о том, что этот портрет – часть парной группы супружеских портретов (мужской половине диптиха полагалось висеть справа). «Чтение» содержания и зрительские предположения на основе сообщенного в художественном произведении (в нашем случае – на картине) – составная часть художественного замысла русского реалистического искусства. Сегодня не так просто встретиться с портретами Тюрина, они незаметны: в наших главных художественных музеях их единицы, к тому же они никогда не присутствовали в постоянной экспозиции. Например, в каталоге петербургского Русского Музея (Государственный Русский Музей. Живопись XVIII – начала ХХ вв. Л., «Аврора» - «Искусство», 1980, стр.324) числится всего 5 портретов Тюрина и 2 его больших образа из иконостасов. Один портрет (А.А.Суворова-Рымникского) хранится в московском Музее А.С.Пушкина, некоторые другие наверняка можно встретить в фондах музеев российской провинции (но до их идентификации и учета дело пока нигде не дошло).

Тюрин И.А. Портрет гр. А.А.Суворова-Рымникского.1882. Холст, масло http://www.pushkinmuseum.ru/

Портреты авторства Тюрина появляются иногда и в паутине Интернета.

Екатерина Владимировна Родзянко, ур. Квашнина-Самарина (1794-1877), жена М.П.Родзянко, фрейлина, начальница Училища ордена св. Екатерины в С.-Петербурге.

Представленный здесь «итальянский Тюрин» - это не только лучший из неполного десятка известных мне «Тюриных», доживших до наших дней. На мой взгляд - это вообще один из лучших портретов этого художника.Возможно, что это также единственный «Тюрин», находящийся вне России (в первую эмиграцию фамильные ценности такого рода не увозили – габариты не те и польза от них не того типа; советское правительство такого не предлагала в обмен на валюту – слишком «домашний», просто русский товар, но не икона, и не поделка из драгоценного материала).О происхождении этого портрета известно следующее. Он был куплен у итальянских наследников исчезнувшей семьи русского происхождения, жившей в Италии еще до 1917 года. По их неуверенным воспоминаниям, имя персонажа, нигде не записанное, звучало как «Makhotin» (Махотин?). Бывает, что имя человека переживает его облик, а здесь вышло по-другому: облик человека пережил его самого, его имя, и весь его мир. Первая (и единственная до сего дня) публикация этого портрета имела место в 2000 году: я написала о нем в итальянском журнале «Padova e il suo territorio» («Падуя и ее территория». N° 85). В России он до сих пор не известен, но я рассказала о нем сотрудникам Государственной Третьяковской Галереи, которые также высказались в пользу того, что это – одно из лучших произведений Тюрина.

Сейчас нынешний владелец предполагает выставить его на продажу, поскольку намерен ограничить тематику своей разросшейся коллекции портретами XIX века школ Северной Италии. Пополнит ли этот портрет - «Портрет неизвестного» - собрание Третьяковской галереи или Русского Музея, где ему было бы самое место? Найдется ли в России меценат, готовый пожертвовать на картину, которая вряд ли попадет, снабженная табличкой «Дар Имярек», в постоянную экспозицию, где не хватает места для традиционных шедевров? Какой-то будет новая страница биографии этого портрета, единственного Тюрина, известного за пределами России? Поживем – и (есть надежда!) увидим...

bellezza-storia.livejournal.com

Тюрин Иван Алексеевич — русский художник

Русский художник Тюрин Иван Алексеевич . Автор картин: Портрет Н.Х.Бунге; Портрет неизвестной; Портрет пожилой женщины; и многих других.

Тюрин Иван Алексеевич (1824-1904)

Перечислим всего лишь небольшую часть из более чем восьмисот портретных работ, принадлежащих кисти Ивана Алексеевича Тюрина (и экспонировавшихся на академических выставках в различные годы. Портреты: 1867 год — В.И. Мятлева, Т.Б. Потемкиной, К.Ф. Шульца, вице-адмирала Нордмана, светлейшего князя Голицына, П.И. Мятлева; 1868 год — князя Голицына, Прозоровского, г. Набилкина, генерала Баранцова; 1869 год — генерала гр. Баранова, г-жи Барановой, г. Соколова; 1879 год — генерал-адъютанта Кауфмана, А.А. Краевского, князя Абашидзе-Горленко; графа Н.П. Игнатьева, П.С. Ванновского, П.В. Жуковского, генерала Адельсона, Е.И. Зориной.

 Большинство из написанных художником портретов фиксируют лица государственных чиновников высокого ранга. Наверное, многие из них написаны без участия души или попросту являются ремесленными поделками мастера.

Но многие — подлинные образцы высокой портретной живописи. Так, звание академика И.А. Тюрин получил за «Портрет профессора санкт-петербургской Духовной академии архимандрита Григория».

Родился художник в селе Галядкино Нижегородской губернии. Учился в Академии художеств в мастерской известного педагога А.Т. Маркова. Свое самостоятельное творчество начинал с пейзажей и жанровых картин. Посвятил же себя портретам и церковной живописи. Его религиозное художество также впечатляет. Иконы и росписи И.А. Тюрина украшали многие из провинциальных церквей того времени, среди них, например, образы для всего воронежского собора. Общее число исполненных художником икон приближалось к двумстам. Сколько россиян благоговейно крестились перед образами И.А. Тюрина — кто ж даст ответ?  

Картины художника

Портрет Н.Х.Бунге — Тюрин Иван Алексеевич

Портрет Н.Х.Бунге

Портрет неизвестной — Тюрин Иван Алексеевич

Портрет неизвестной

Портрет пожилой женщины — Тюрин Иван Алексеевич

Портрет пожилой женщины

wearts.ru

Рудольф Евгеньевич Тюрин - Биография художника, известные произведения, выставки

Родился в городе Кизеле Пермской области в 1939 году. Рудольф Евгеньевич — участник многочисленных всесоюзных, областных выставок. Дважды был лауреатом. Его персональные выставки состоялись в Перми. В середине 70-ых годов в прессе о нём заговорили как о художнике ярком, нашедшем своё творческое лицо, свой стиль, свою манеру в жанре наивного искусства. Живопись стала для художника способом утверждения себя, дала радость общения с интересными людьми. Искусство Тюрина — о людях и для людей. Умер в 2008 году.

(р. 24.05.1939, г. Кизел Перм. обл.). В 1963 г. окончил Перм. государственный мед. ин-т. После ин-та направлен на работу в с. Ильинское Перм. обл., где до 1998 г. работал врачем-рентгенологом в районной больнице. В 1960-е гг. начал заниматься живописью, участвовал в творческих поездках художников. В 1975 г. награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР за серию портретов ветеранов («Портрет ветерана Опутина», «Старый солдат», «Дед неунывающий», «Друзья-ветераны»). Награжден Дипломом II степени за участие в выставке I Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества (г. Москва, 1977). Имеет почетный знак Министерства культуры РФ «За достижения в культуре"(1999). Лауреат премии Перм. обл. в сфере культуры и искусства (2000). Художник работает в жанрах портрета, бытовой картины, натюрморта, пейзажа. Его можно назвать летописцем родного края: главные герои его полотен жители с. Ильинского. Это и его неунывающие старики, и его юные красавицы: «Подружки» (1973), «Сельская девушка» (1973), «Ильинская мадонна» (1972). Художник изображает и праздничные гуляния: «Гулянье. Сев окончен» (1974), «Сельские бабушки на концерте в День комсомола», и повседневные заботы крестьян «Отдых на меже» (1975), «Пилка дров» (1972). Многие пейзажи художника написаны в окрестностях родного села «Последний снег. Река Масляна» (1971), «После дождя» (1972), «Вид на поселок с берега», (1972). Самостоятельное значение в его творчестве имеет графика: пастель, акварель, рисунки карандашом и фломастером. Образы Тюрина полны яркой индивидуальности, непосредственности, колористическая гамма, рисунок, манера письма передают экспрессивный характер восприятия мира. Выставки: 30-летию Победы в Великой Отечественной войне (Пермь, 1975), региональная выставка любительского искусства «Салют Победы» (г. Екатеринбург, 2000), «Пермские жители и другие обитатели Земли» (выставка примитива из музеев Перм. обл.) пос. Ильинский, 2004), Всероссийская выставка любительского искусства, посвященная 60-летию Победы «Славные сыны Отечества» (г. Москва, 2005).

Персональные выставки: Ильинский краевед. музей (1976), Пермская государственная художественная галерея, Центральный выставочный зал (г. Пермь, 1999), Пермский обл. краевед. музей (г. Пермь, 2006).

Работы хранятся в Перм. государственной художественной галерее, Перм. обл. краевед. музее, Березниковском муниципальном историко-художественном музее им. И. Ф. Коновалова, Ильинском муниципальном краевед. музее, Кунгурском краевед. музее, Чердынском муниципальном краевед. музее им. А. С. Пушкина, Чермозском историко-краевед. музее, Чусовском муниципальном музее. О художнике снято 2 документальных фильма: реж. А. П. Заякин «Наивный Тюрин» (20 мин.) «Пермьтелефильм», реж. П. А. Печенкин «История Тюрина — художника и жертвы» (30 мин.) студия «Новый курс».

Лит.: Черняк А. А. Персональная выставка произведений Ильинского художника-любителя Рудольфа Евгеньевича Тюрина: каталог. Ильинское; Пермь., 1976.; Федотова И. П. Художник-любитель Рудольф Евгеньевич Тюрин. Пермь, 1985.; Шматенок Т. Д. «Закрутки» Рудольфа Тюрина // Народное творчество. 1997. № 2.

(Источник: Энциклопедия «Пермский край»)

artchive.ru

Рудольф Тюрин и благодарность красоте

2-4 сентября в Перми состоится фестиваль We-fest, о котором мы уже немало написали и ещё больше напишем. Откроется он выставкой работ Рудольфа Тюрина из коллекции «Музея советского наива», и вот об этой выставке мне хотелось бы рассказать подробнее.

Идея провести выставку известного наивного художника Рудольфа Тюрина в рамках фестиваля We-Fest, который позиционируется как «фестиваль о женщинах, открытый для мужчин», изначально показалась мне если не сомнительной, то уж точно парадоксальной. Гораздо более логичным ходом могла бы стать, скажем, выставка женского наивного искусства — благо, есть же в коллекции и Нина Горланова, и Анна Аборкина, и много кто ещё.

Впоследствии я ругал себя за эту бесхитростную идею первого порядка, но от этого идея с Рудольфом Тюриным не казалась мне более приемлемой. Вообще говоря, трудно представить себе более «антифеминистского» наивного художника, чем Тюрин. Так, во всяком случае, кажется при беглом и поверхностном взгляде на его работы, отобранные для выставки. Пышные формы, вызывающе, иногда вплоть до порнографичности, откровенные позы — в моём понимании, всё это скорее вызвало бы недоумение у аудитории женского фестиваля.

Но, рассуждая так, я совершил стыдную, ученическую ошибку — я совершенно забыл о том, что творчество наивных художников (хотя для Тюрина, образованного и интеллигентного знатока искусств а с высшим образованием, определение «наивный» всё же становится некоторой условностью) неотделимо от их личности. Для того, чтобы понимать, как выставка «Дверь в пространство свободы» затесалась в программу женского фестиваля и почему она здесь уместна, нужно понять многое про самого Рудольфа Тюрина.

Фото: Картина Рудольфа Тюрина из коллекции «Музея советского наива»

Художник, судьба которого часто складывалась драматически, а физическое существование было отягощено целым рядом недугов, относился к жизни — к жизни конкретного человека и к общей жизни, бурлившей вокруг него — как к абсолютной ценности, которую стоит фиксировать хотя бы из уважения и трепетного интереса к ней. В своих дневниках он писал: «Бывает, как толчок в сердце, остановившая на бегу мысль: время уходит, и невозвратны люди, составлявшие его богатство. Однажды в краеведческом музее, стоя перед фотографиями ветеранов, я вдруг понял, как много ярких лиц прошло в жизни мимо меня. Надо торопиться видеть их, живущих и творящих, надо, не уставая, говорить о тех, кто красив неброской красотой своих дел. Это я и пытаюсь, в меру сил, делать своими работами».

Поскольку речь идёт о наивном художнике, зрителю предлагается рассматривать не столько картины как таковые, сколько включить в своё поле зрения автора и взглянуть со стороны уже на нечто другое — на ту модель взаимоотношений, которая выстраивается между автором и его героинями, независимо от того, реальны эти героини или воображаемы. Конечно, от зрителя при этом требуется определённое усилие, но результат этих мысленных экспериментов многое прояснит.

В интервью «Звезде» Вера Жуйкова-Смирнова, команда которой в начале девяностых снимала документальный фильм о Рудольфе Тюрине, рассказывает случай с картиной «Съёмочная группа в подводном царстве». Когда киношники, к которым Тюрин очень привязался, в процессе съёмок на несколько дней уехали в Пермь, художник подготовил к их возвращению сюрприз: создал масштабное полотно, на котором абсолютно всех членов съёмочной группы — и мужчин, и женщин — изобразил голыми. Многих эта картина смутила, но больше, конечно, понравилась: впоследствии Вера даже просила у Тюрина подарить или продать эту картину, но тот не согласился. Сказал, что все герои картины, как и она сама, слишком ему дороги. На мой взгляд, эта история многое проясняет в том, какое значение в творчестве Тюрина имели эротические образы. Здесь не видно ни пошлости, ни попытки отношения к телу как к некоему объекту. Создание картин с обнажёнными натурами в этом смысле становится лишь одним из способов выразить миру и живущим в нём людям благодарность — ни за что, просто за их неотъемлемую неразрушимую красоту.

city.zvzda.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта