Вылка Илья Константинович. Картины тыко вылка
Вылка Илья Константинович - GrandKid
Тыко Вылка (русское имя — Илья Константинович Вылка) — ненецкий художник, сказитель, общественно-политический деятель. Стоял у истоков ненецкой литературы. Автор эпических сказаний. Тыко Вылка родился 27 февраля 1886 года в становище Белушья Губа на Новой Земле, рос среди ненецких охотников. Имя «Тыко» означает «олененок», «олешек», родители так назвали его за любознательность. Отец — известный на острове охотник на морского зверя Ханец Вылка, был одним из немногих грамотных жителей Новой Земли. Рисовать Тыко начал в 1904 году, копировал картинки из отрывного календаря, оставленного зимовавшим промышленником, чайные обертки. В 1901 году на Новую Землю прибывает известный полярный художник Александр Борисов. В путешествие по Новой Земле Борисов взял молодого Вылку. Путешественники прошли и проехали на собаках почти 400 км. Во время этой поездки по Новой Земле художник делал зарисовки, в результате чего молодой Тыко заинтересовался живописью. Заметив талант юного ненца, всю последующую зиму и весну Борисов обучал Тыко Вылку живописи. В 1903 году на Новую Землю за «неуважительное отношение к власти» был сослан художник и писатель Степан Писахов. Писахов был первым, кто подарил Вылка краски и карандаши. В 1909 году на архипелаг приезжает полярный исследователь Владимир Русанов, с Вылкай они обследовали всю Новую Землю и составили ее точное картографическое описание. В этом же году Вылка уезжает в Москву, где учится живописи у Архипова и Переплётчикова.
После Октябрьской революции 1917 года был председателем поселкового (1918—1934) и Новоземельского островного (1924—1956) советов депутатов трудящихся. Кроме того, он возглавлял промысловую артель и занимался охотничьим промыслом. В 1950-х годах на Новой Земле началось возведение ядерного полигона, всё ненецкое население выселялось с острова. Тыко Вылка с семьей по распоряжению партии одним из первых перебрался в Архангельск, чтобы стать примером для несогласных к переселению. Он с грустью покидал Новую Землю и до последних дней мечтал увидеть родные места. Тыко Вылка умер в Архангельске в 1960 году в возрасте семидесяти четырех лет.
Дополнительная информация
Картины Тыко Вылка
Публикации в СМИ
grandkid.ru
Архангельский некрополь - Вылка
Вылка Илья Константинович (Тыко Вылка) (1886-1960)
Художник, сказитель, один из основоположников ненецкой литературы
Родился 28 февраля 1886 г. на Новой Земле и рос среди охотников. Его назвали ненецким именем Тыко, что означает олененок, олешек. Позднее, при крещении он получил православное имя Илья.
Среда, в которой рос Тыко была суровой и нацеленной на выживание, она совсем не располагала к занятиям искусством. Тем не менее, он довольно рано начал проявлять интерес к живописи. Первым художником, которого увидел Вылка, был Александр Борисов. Именно он помогал начинающему художнику найти свой путь в искусстве. Решающим же в жизни Ильи Константиновича стало его знакомство со знаменитым полярным путешественником Владимиром Русановым и участие в его экспедициях в качестве проводника.
В 1910 г. в Архангельске организовали выставку "Русский Север", на которой Вылка впервые представил свои работы. Они получили высокую оценку уже известных мастеров и несколько картин были отправлены в подарок императору Николаю II. Владимир Русанов, считая, что молодому художнику необходимо учиться, привез его в Москву, где с ним занимались известные живописцы А. Е. Архипов и В. В. Переплетчиков. Однако, их уроки не повлияли на творчество Вылки. Он интуитивно оставался верен тому видению мира, которое получил от природы.
Октябрьская революция круто изменила жизнь художника. Его назначили председателем островного Совета. Кроме того, он возглавлял промысловую артель и занимался охотничьим промыслом. Не только в силу своих должностных обязанностей, но и благодаря выдающимся личностным качествам он был самым уважаемым человеком на Новой Земле.
В работах Тыко Вылки последних лет, представленных в основном в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств, на первый план выходит стремление художника через свои картины познакомить людей с необыкновенной красотой Новой Земли, передать собственное любовное и благоговейное отношение к ней ("Пейзаж с птицами", "Новая Земля. Ледник", "Птичий базар", "Скалы"). Был избран действительным членом Географического общества СССР.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1956), Красной Звезды (1945), медалями.
Скончался 29 сентября 1960 г. Похоронен в Архангельске на Кузнечевском (Вологодском) кладбище.
Именем Вылки названы улицы в Нарьян-Маре и Архангельске, бухта на Южном острове Новой Земли.
arh-necropol.narod.ru
Илья Константинович Вылка, Ненецкий автономный округ.
Каждому народу дано иметь значимую личность, по которой судят о нации. Такой личностью для ненецкого народа стал Илья (Тыко) Константинович Вылка. Он родился в становище Белушье на острове Новая Земля. Родители дали ему имя Тыко, что значит на русском языке Олешек. По преданиям, которые слышал И.Вылка от отца Ханеца Вылки, предки его пришли в тундру из-за Саянских гор. Дед Тыко из рода Яров, звали его Ямбо, ушел дальше на Ямал, пас стада оленей богатых людей, но потом, в поисках лучшей жизни, перебрался к реке Каре. Здесь кочевали семьи рода Вылки. Ямбо породнился с одной из семей и принял её родовое имя. У Ямбо и его жены Анны родился сын Ханец. После смерти отца Ханец с матерью ушёл с Кары к Югорскому Шару. С промысловиками печорцами перебрались они на Новую Землю, где в период 1875-1882 гг. были основаны 4 посёлка. Первую зимовку новые переселенцы провели в губе Чёрной, затем поставили чум в Белушьей губе, Ханец женился. Здесь в Белушьей, и родился Тыко. Через три года семья перебралась в становище Маточкин Шар, позднее поставила зимовья на Северной реке и в Крестовой губе, ближе к другим становищам. Отец всегда был на промысле, мать с утра до вечера заготовляла топливо, обрабатывала шкуры, шила одежду. За шитьём она часто пела и сказывала сказки. Много сказаний о богатырях слышали дети и от отца.
Семи лет Тыко пошёл на промысел. Отец учил его ловить рыбу, бить гусей, собирать птичьи яйца. Через год Тыко получил от отца собаку Нохо и охотничий лук с жильной тетивой - он должен был промышлять зверя для семьи. Отец учил сына не только охотиться, но рано научил его грамоте. Букваря не было, учил по листкам отрывного календаря.
Не только необходимость промышлять зверя, но и неуёмная любознательность заставляли Тыко пускаться без карт и компаса в дальние походы. Он вёл записи в дневнике, делал зарисовки. Всё это позднее пригодилось ему и полярному исследователю В.А. Русанову в походах, плаваниях и при составлении карт. В.А. Русанов был на Новой Земле 5 раз. В трёх экспедициях его сопровождал Тыко Вылка. Как участник экспедиции В.Русанова позже Т.Вылка был награждён золотой медалью "За усердие".
До встречи с полярным исследователем В.Русановым биография Тыко Вылки представляла собой свод общих правил поведения, идеально воплощенных в поступках его отца Ханеца Вылки. Встречи с русскими художниками А.Борисовым, С.Писаховым, поездка в Москву с В.Русановым зимой 1910-1911 гг., где он учился живописи у художников В.В. Переплётчикова и А.Е. Архипова ("Как будто земной шар в руках подержал…"), повернули жизнь молодого ненца от охоты к познанию мира жизни и искусства. В 1910г. в Архангельске состоялась первая выставка картин Тыко Вылки, вторая прошла в Москве весной 1911г. За альбом рисунков Николай II прислал Тыко Вылке в подарок винчестер. Но ненецкое искусство воспринимается в центре России как экзотика. Географический и исследовательский интерес к Новой Земле был весомее искусствоведческого, и тем важнее роль Тыко Вылки в развитии национальной культуры как истинного ее носителя.
Возвратившись весной 1911г. из Москвы, Вылка закончил в Архангельске курсы мотористов. Затем вернулся на Новую Землю - погибает двоюродный брат и, в силу родовой традиции, Вылка должен был жениться на вдове, оставшейся с шестью ребятишками.
В 1912г. Вылка со всей многочисленной семьёй переселился в Белушье, поставил свой чум. Но в 1914г. из-за преследования царских чиновников он вынужден был переехать на карскую сторону. Вернулся Вылка в Белушье лишь в 1917г., когда в тундру пришла новая жизнь. Через год ненцы избрали его председателем поселкового Совета (1918-1934), затем - в 1924г. - председателем Новоземельского островного Совета депутатов трудящихся (1924-1956). В 1929г. состоялась поездка Тыко Вылки в Москву и встреча с М.Калининым, где он получил неофициальное звание "Президент Новой Земли". Слова М.Калинина "ты должен работать для своего народа" Вылка воспринял как завет. Его забота о своем народе сквозит во всем: это организация артели и обучения детей, сохранение традиционного промысла и национальной культуры.
История любой литературы начинается с фольклора. Впервые в материалах по исследованию Новой Земли 1910 года под редакцией И.В. Сосновского в Санкт - Петербурге были опубликованы "Сказки Новоземельских самоедов (Со слов самоеда Ильи Вылко)" в записи К.А. Лоренца. Три сказки "Остяк и смерть", "Вай мальчик", "Сказка-песня о смерти" - это представление о том, что такое смерть. Просто и обыденно отношение ненцев к страшному для европейского человека явлению смерти. В жизни ненцев она так близка, что присутствие ее естественно как сама природа. В 30-е годы ХХ века записи ненецких сказок и легенд появились в журналах "Звезда Севера", "Социалистический Север", выходит сборник "Ненецкие сказки", составленный В.А. Тонковым. Среди сказителей был и Тыко Вылка.
Всегда важен взгляд на человека изнутри, писательские дневники обычно дают эту возможность. По рукописным дневникам Тыко Вылки 1926-28 года познаем философию жизни на Новой Земле. Эти записи отражают детскость души его народа. В них нет развернутых поэтических размышлений, есть точные данные об удачной охоте, погодных изменениях, происходящих событях. В дневниковых записях Тыко Вылки мало прилагательных, но одно встречается часто - "сильный ветер", "сильная погода", "сильная хорошая погода", "сильно болен". А если природа воздействует с такой силой, то какой силы должен быть человек, чтобы справиться и жить в ней. Она же требует и бдительности от человека, ведь жизнь в тундре - жизнь в постоянной опасности. И Тыко Вылка искренне признается: "Я никогда так не испугался" или "я испугался".
Жизнь на острове неразрывно связана с работой, но объясняется это не характером времени, а природой местообитания ненцев. Лень, неумелость грозят в тундре смертью. Для западной культуры труд является чем-то вынужденным, навязанным обстоятельствами. Т.Вылка работу рассматривает как источник жизненного роста, укрепления сил, в дневнике пишет "взял собой три сына - приучаю промыслять". Удачный промысел возвышает ненца, является источником уверенности в жизни, радости. Поэтому в отличие от вселенского пессимистического умонастроения европейца мировосприятие Т.Вылки спокойно оптимистично. Бытие человека как непрерывная забота формирует в картине мира ненцев ситуацию совместности, неразделенности жизни. Для Т.Вылки жизнь есть изначальное неодиночество. В западной философии жизни человек, наоборот, со всеми своими заботами остается в одиночестве.
Житейский взгляд Тыко Вылки постоянно устремлен в небо. Крещенный, но не исповедующий веру неистово, он смотрит и верит небу, понимает его. "Облака тучами ходят по небу", "утром совершенно тихо стало", "ясно мороз", "пасмурно", "небо ясно", "туманно", "прошло местами облако". Однажды он потерял с санок мешок с продуктами, в дневнике пишет: "Ночь лунная, светлая …( и тут хочется найти поэтическое описание ), а он продолжает - и нашел мешок". В дневнике Т.Вылки много ветра: северный и южный, чистый север, сильный, легкий и слабый, противный, ветер ясный и полуясный. От этого зависит весь день, вся жизнь человека огромного пространства - тундры. Есть записи ожидания тишины, покоя - "ветер потихло, было тихо, утром совершенно тихо". Мир природы разнообразен - "один неснакомый рыба, который ни разу не попадал", песец, нерпа, тюлень, рассказ о медведе, который был так близко. Рядом, на фоне природы идет человеческая жизнь: свадьба сестры Т.Вылки заканчивается описанием спасения двух карбасов, выброшенных вечером на берег ( а потом "всю ночь было тихо"), а в другой записи найдем "ветер сильный задул, выпало снегу много - девочка родилась, назвали Зарницей - ветер потихло, ясный мороз", а рядом болезнь и смерть "31 октября Павел Немчинов умер после полудня. Он очень долго страдал легкими. Мы хоронили после полудни, туман прошел…". "Зуб больной … Но живем хорошо" - эти последние слова являются лейтмотивом его творчества. В дневниковых записях Тыко Вылки нет стремления художественно воссоздать жизнь ненцев, а рисунками он подтверждает реальность описания промысла, быта, мира природы. Лаконичность стиля отражает особенность национального эмоционального мироощущения: "…меня сжало печаль…". За перечислением количества добытого зверья чувствуется уверенность в жизни, трудовые будни без героизма, но проявляется двойная человеческая сила, если нет удачи в промысле. А в имени ненецкого божества Нум есть триединое - погода, небо и Бог. Дневники Т.Вылки интересны и тем, что в них не участвует переводчик, все ошибки и стилевые особенности дают представление о внутреннем мире человека - художника, промысловика, общественного деятеля, который в повестке дня одного из собраний записывает вопросы "как учить детей и сколько раз в день", "починка валенок и малиц учеников". Трудно назвать его писателем в полном смысле. Дневники появились, когда у его родного народа не было письменности, а он волею отцовской и своей обречен нести свет знания и понимания новой жизни ХХ века на самый край земли. Долгое существование устной словесной культуры нарушается, а письменное слово живет по своим строгим законам. Библиографический указатель "Тыко Вылка" 1984 года содержит перечень произведений, записанных со слов Т. Вылки, в жанрах "Воспоминания и песни", "Легенды", "Сказки", "Эпические сказания". Собственно из этого и состоит творческое наследие Тыко Вылки как сказителя.
Эпические сказания и легенды ненцев - это лучшая история ненецкого народа. Тыко Вылка не просто пересказывает, а воссоздает жизнь в тех лексических и синтаксических формах, в каких бытует сама жизнь ненцев. Скупое, общее, бедное - всякая национальная литература выражает и изображает лицо народа, стихию его бытия, национальный характер. Но описывая внешнее, не нужно нагнетать и смаковать его. Сложнее увидеть общечеловеческую сущность, которая затмевается национальным колоритом. Позиция сказителя - это воспроизведение текста, но не сторонним человеком, а сыном народа. Сложнее позиция писателя - это отражение общечеловеческого с сохранением национального. Категория национальная насколько важная, настолько и сложная. Нужно обладать абсолютным слухом, безукоризненным вкусом, чтобы пройдя между экзотикой и общелитературной манерой письма, не уйти в сторону, раскрыть психологию народа в событиях. Позиция Тыко Вылки особенная и здесь, уникум носителя культуры, который определяется как феномен сказительского искусства. В записи сохраняются только родовые сказания, он не нарушает традицию рода и запрет на рассказывание чужих сюжетов. Главный герой эпических сказаний носит родовое имя Вылка - Сильный, Тонкий, Бегун. Такое именование реальным родовым именем в устной традиции как жизненная необходимость сохранения памяти рода, как воспитание уверенности и в своих необыкновенных качествах, силы и стойкости. В эпических сказаниях важна не просто победа добра, а категория силы духа человека. И вновь звучат слова: "Тогда хорошо жить стали, нужды не имели, врагов не боялись".
Излюбленная поэтическая форма - песня-импровизация рождалась из впечатлений, связанных с природой, с привычным восприятием охотника и рыбака, "ненцы всегда поют", сказать им сложнее, чем спеть. В силу традиции, первую личную песню человек получает ребенком, в подарок от матери или отца, в пору совершеннолетия сочиняет ее уже сам, а в предчувствии смерти исполняет иногда похоронную личную песню - своего рода "реквием" самому себе. Иными словами, песни функционируют в культуре в качестве своего рода звукового "автопортрета" конкретного лица, служат средством выражения его духовной неповторимости, индивидуальности. Эта мелодия составляла такую же принадлежность человека, как его мысли, его дыхание, одежда.
Записанные со слов Тыко Вылки легенды о Бессмертной земле, о первом человеке, о подводном царстве и летающих оленях, говорят о том, что и в фольклоре ненцев традиционно раскрывается архаические представления об устройстве мира. Подводный мир как рай, но герой рвется на землю "работать хочу", есть мудрая сестра и волшебное кольцо, летящие над водой олени, другой вариант - добрый шаман Урер, летящий на олене в Бессмертную землю. Румяная девушка, оставшись одна, ищет теплую землю. Волшебный камень деда помогает ей находить путь к людям. Легенда о создании первого человека рассказывает о том, как вмешался злой дух в дело Нума, человек и собака покрылись шерстью, пришлось Нуму создавать нового человека и двух жен для него. В том же библиографическом указателе названы сказки, записанные от Т.Вылки, их всего 13. Среди них сказки о животных ("Олень и мышь", "Как медведь хвост потерял", "Орлица"), сказки с превращением ("Покинутая мать"), бытовые ("Жена-Ижемка"). В сборнике ненецких сказок 1984 года приведены еще два текста "Дурачок-рыбак", "Белые ларцы, красные ларцы" (запись 1959 года - Щербакова А.М.). Финал сказок, где героем является человек, часто звучит так - "стали хорошо жить" - это главное желание Тыко Вылки для своего народа.
В целом, по наличию опубликованных сюжетов трудно сказать, что Тыко Вылка целенаправленно занимался собиранием фольклора. Но важно то, что он показал существование ненецкого (родового) фольклора, продемонстрировал пример исполнения и при этом не нарушил запрета на исполнение личных песен, сказаний с родовым именем. Имя Тыко Вылки как сказителя не упоминается в академических изданиях ненецкого фольклора. Его переводы произведений фольклора на русский язык носят элемент писательского творчества. В записи языковые особенности песен, отмеченные фольклористами в более поздних исследованиях, нивелированы, нет эвфонических элементов: растягивание звуков, асемантических слогов.
Сказки и сказания, легенды и песни - эти жанры традиционны для народного искусства. Но личная история Тыко Вылки отражала судьбу народа, помогала вскрыть типические черты эпохи, поэтому очень значимо биографическое начало в его записях о полярнике В.Русанове, об отце по имени Вылка Ханец (записаны самим автором), опубликованных А.М. Щербаковой в 1965 году. Т.Вылка любил и ценил своего русского друга В.Русанова, часто рассказывал и пел о нем: "Две головы было у нас, но сердце одно".
Описание жизни самого Президента Новой Земли могло бы стать удивительным романом, но о себе он просто пел яробц. Это последняя его личная песня: "У берега Карского моря, на высоком холму стоит старая избушка, травой поросло все вокруг, а в траве белеют оленьи кости, и рога белеют. Забытые детские санки заросли травой. Здесь жил Тыко Вылка, скрывался от царских жандармов. Много видел он горя, много страдал. В те времени не думал я, что буду жить счастливой, светлой жизнью. Теперь я живу в городе, в своем новом доме. Живу хорошо - хоть совсем не умирай…".
Как писатель Тыко Вылка заявлен в сборнике "Голубые горы. Рассказы писателей Севера" (1985), в котором опубликован рассказ "Про цингу" (перевод В.Ледкова). И.Смольников во вступительной статье пишет, что впервые в истории своих народов обратились к созданию художественной литературы и положили начало становлению малых жанров Тыко Вылка и Антон Пырерко. Рассказы не ласкают глаз яркими описаниями, но исходит из них сила и стойкость, безунывное восприятие мира. При этом сама литература живет по законам фольклора. Неписательский опыт придает их произведениям особую образную систему, чувствуется стремление показать общечеловеческое в жизни малого народа, а не воплотить свое авторское мироощущение, но при этом сохраняется все национальное. Тематика первых произведений - сопротивление силам природы - характерна для начального этапа развития литературы малого народа.
Перед самой смертью Тыко Вылка перевел на ненецкий язык стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус" и А.С. Пушкина "Памятник". Сохранилась запись о писательском замысле фантастического романа о том, как отогреть тундру, лето сделать длиннее, чтобы вырастить картошку и помидоры. Тыко Вылки удивительным образом сочетал в себе традиции и современность и привносил это в жизнь маленького народа.
Ненецкая тема в литературе появилась в творчестве многих русских писателей и поэтов ХХ века: И.Меньшиков, Е.Коковин, С.Марков, В.Беднов, Ю.Казаков, Е.Евтушенко, П.Пунух, Г.Суфтин. Поэтическое наследие В.Ледкова, П.Явтысого, А.Пичкова придает особый колорит всей северной литературе. И надо отдать должное Т.Вылке, что он, узнав русскую культуру, не стремился слепо копировать и спешно ее перенимать (свидетельство тому, в частности, его картины). Еще в 1910 году в Москве, когда на него приходили смотреть как на экзотическую диковину, принцип обратной перспективы помогает Тыко Вылке: это он начинает рассматривать всех (любопытствующих как показывающихся) и не торопится менять свой взгляд на жизнь и искусство живописи. Он меняется лишь внешне - плащ черный, шляпа котелком и пенсне. Тыко Вылка видит русскую культуру, но при этом достойно несет в себе другое понимание мира, и нет у него желания всё смешать, растворится в мировой культуре: на палитре всегда много красок - и каждая важна.
И Тыко Вылка стал первым ненецким художником и общественным деятелем, сказителем и сказочником, писателем.
Г.А. Неверович
writers.aonb.ru
Художник-самоед Тыко Вылко | Центр Льва Гумилёва
Осенью 1910 года, как-то утром пришли ко мне два незнакомых человека: один высокий, блондин, свежий, энергичный, живой, другой низенький, коренастый, с лицом монгольского типа. Это были: начальник новоземельской экспедиции, обошедшей летом 1910 года северный остров Новой Земли, Владимир Александрович Русанов (*), другой самоед Тыко Вылка. Тыко – языческое имя Вылки, его христианское имя Илья.
Тыко Вылка приехал в Москву учиться живописи. Он никогда не видел города, и вся его прежняя жизнь проходила среди северных ледяных пустынь Новой Земли.Пока мы разговариваем с Русановым, обсуждаем план жизни и обучения Тыко Вылки в Москве, он самым благовоспитанным образом пьет чай; его манера держать себя совсем не показывает, что это дикарь. Одет он в пиджак, от него пахнет новыми сапогами, и только когда он ходит, то стучит по полу ногами, как лошадь на театральной сцене. Ему приходилось в своей жизни больше ходить по камням, по снегу, по ледникам, чем по полу.
— Он читает книгу природы, – говорить мне Русанов – так же, как мы с вами читаем книги и газеты; в экспедищях он незаменим как помощник и проводник; это “живая карта Новой Земли”. Человек он смелый, отважный, решительный, отличный охотник – бьет гуся пулей на лету.
Было решено, что он будет учиться живописи у меня и у А.Е.Архипова, и кроме того решили мы с Русановым до-стать Вылке учителей русского языка, географии, топографической съемки и арифметики – конечно бесплатных.
Вечером этого дня я уехал на заседание, Вылка остался ночевать у меня в мастерской на диване. 3аседание кончилось рано, я возвращался домой. Подъезжая к своему переулку, я увидел на дворе, против того дома, где я жил, пожар. Пожар уже кончался, ярко догорал дровяной сарай.
В моей мастерской на диване, свернувшись калачиком, лежал Тыко Вылка. Он не спал. Рядом с диваном лежали его вещи, связанная предусмотрительно в узелок. на тот случай, если бы дом, где он был, загорелся. На улице играли сигнальные рожки пожарных, гремели проезжающие пожарные трубы, и вся мастерская была освещена зловещим красным заревом пожара.
— Ну, что? Страшно? – спрашиваю я Вылку.— Страшно! У нас на Новой Земле этого не бывает!Вылка живет в Москве. Он быстро освоился с трамваями. Ездит на уроки и много работает. Московская жизнь его очень интересует.— Сто такое? Селовек (человек) с меском (мешком) ходить по улице, глядит на окна и крисит (кричит)? Сто такое? – спрашивает меня Вылка как-то утром.— Это татарин продает и покупает старое платье.— Сегодня опять на улице купец кричал, – говорит мне на другой день Вылка, – и на другой улице тоже кричал.
Рядом с впечатленьями от новой, загадочной, любопытной для него московской жизни живут у Вылки в душе впечатления родины. Иногда он, видимо, скучает, тогда он рисует избу своего отца, рисует снеговые горы за избой, красный кирпич, сложенный у крыльца, отца и брата.
Мне слышны в соседней с моей мастерской комнате, где работает Вылка, странные, тягучие, печальные звуки – это Вылка, за работой поет самоедские песни: песнь войны, песнь охоты, песнь смерти; эти необычные звуки переносят своей своеобразной тягучестью в далекие снеговые пустыни, в бесконечные полярные ночи, эти звуки тоски прекрасны и музыкальны.
Он откуда-то достал маленькую металлическую дудку и старается наигрывать на ней свои самоедские мотивы.
Он страстный любитель музыки и с величайшим удовольствием ходить в оперу и на концерты. Драматического театра он не признает. В Архангельске Вылка видел “Дядю Ваню”; пьеса ему не понравилась, единственное место в пьесе, на которое он обратил внимание – это стрельба, стрельба ему понравилась.
Проходит зима… Вылка совершенно освоился с московской жизнью. Он усердно занимается живописью, науками. Учителя им довольны. Он прошел четыре правила арифметики, познакомился с географией, изучает русский язык, топографическую съемку, набивку чучел.
Ему страстно хочется походить на европейца, он сшил себе модный пиджак, носит высокие крахмальные воротнички, пестрый галстук, завел себе плащ.
Художник Архипов подарил ему котелок, в руках у Вылки тросточка. В этом наряде Вылка по воскресеньям важно гуляет по Сухаревской площади и рассматривает старинные вещи.
Он часто ходит в Третьяковскую галерею и теперь ему все больше и больше нравятся те картины, которых он раньше не понимал. Он купил себе игрушечный пистолет и пробкой стреляет мух у себя в комнате, этим он удовлетворяет свой охотничий инстинкт. Мух он раньше называл птичками, ибо на самоедском языке слова “муха” нет, потому что нет мух на Новой Земле. И только тут, в Москве, он узнал, что есть насекомые, которые называются мухами.
Пришла весна. Пора ехать в Архангельск, а потом дальше, на Новую Землю. Курс ученья Вылки в этом году окончен. Ему не хочется уезжать из Москвы.
— Люди хорошие здесь в Москве – говорить он мне, очень хорошие, добрые! Ты мне как отец был, заботился, и хозяйка, где я жил в комнате, заботилась, и учителя заботились и учительницы заботились. К Москве теперь привык, все здесь знаю, как на Новой Земле. Театр люблю, музыку люблю, кинематограф люблю.
Вылка несомненно талантливый человек. Он не только талантливый художник, он талантлив вообще. У него хороший музыкальный слух и память. Он знает массу самоедских сказок. Интересуется механикой. Умеет управлять бензинным мотором на лодке и знает его механизм. Очень интересуется электричеством и раз, когда никого не было в комнате, развинтил горящую электрическую лампочку. Он знает жизнь птиц и зверей на Новой Земле, и знает это не из книг, а по собственным наблюдениям; он интересуется ботаникой, в экспедициях познакомился с геологией и знает названия камней. За экспедицию 1910 г. Вылка получил золотую медаль. (Обход кругом северной части Новой Земли). Летом 1911 года И. Вылка в экспедиции В.А.Русанова обошел кругом южную часть Новой Земли.Он чуток и наблюдателен и всегда сумеет тонко подметить свойства и характер того человека, с которым имеет дело, и часто наблюдая его, это дитя природы, я видел, что он помалкивает, замечает и мотает кой-что себе на ус. В его определениях нашей жизни было всегда много юмора и наблюдательности. Как-то Вылка был в магазине “Мюр и Мерилиз”
— Понравился тебе магазин?— Птичий базар! – отвечает Вылка, при чем его монгольской глазок иронически прищуривается. Птичьим базаром в полярных странах называгот скалы, где гнездятся тысячи птиц и шум от голосов этих птиц слышен за семь верст.— У вас в одном трамвай больше народу, чем у нас в целом становище, – говорит Вылка, когда его спрашивают о густоте населения Новой Земли.
Какая судьба ждет этого талантливого человека? Возможно ли совместить такие две крайности, как европейский склад жизни, со всеми ее знаниями, удовольствиями, ядом волнений и впечатлений с жизнью в далеких полярных пустынях, где ночь тянется три месяца при свете северных сияний, где иногда дует “сток” при 50-тиградусном морозе и камни летят по воздуху от ветра, где тюлени выходят на берег послушать, если кто поет песню на берегу, так любят они музыку, и по ночам перекликаются во тьме человеческими голосами; человеческими голосами кричат и плачут, когда их убивают самоеды-охотники; где природа цельная, гармоническая и не тронутая, как в первые дни мироздания; где маленькая горсть людей отрезана от всего мира в течение 9 месяцев; где почти нет инфекционных болезней; где люди, благодаря чистому полярному воздуху, живут долго-долго на белом свете.Архангельский губернатор, Иван Васильевич Сосновский, принял живое и горячее участие в судьбе Вылки; благодаря ему Вылка мог учиться в Москве целую зиму 1910- 1911 года, не зная материальных забот.
Зиму 1911-1912 года Илья Вылка провел на Новой Земле, он был должен использовать те знания, которые получил в Москве. Он должен был заниматься живописью, собрать зоологические и ботанические коллекции, а потом опять вернуться в Москву и снова продолжать свое образование. Но его жизнь сложилась иначе. Осенью 1911 года по возвращении Вылки из Москвы на Новую Землю, я получил от него письмо следующего содержания: “Его Высокородию Василий Васильевич. Дорогой мой приятель! Ты учил меня, очень помню тебя. Жил с тобой, жил дружно. Желаю тебе быть здоровым, когда-нибудь еще приеду к вам в Москву. Я ездил по Карскому морю, по Ледовитому океану. Когда я пришел на Новую Землю, мне показалось скучно. Туман, холодно. Плывут снега в горах. Отец, братья все живы. Один двоюродный брат застрелился – попал патрон на огонь и убил его. Жена, дети остались – были все девушки и мать”.
Женился он на вдове потому, что решительно некому было кормить вдову и ее шестерых детей. Теперь он занят звериными промыслами, но успевает заниматься живописью, что видно из присланных им в Москву работ. Он прислал осенью 1912 года Зоологическому музею Императорского Московскаго Университета коллекцию убитых им птиц на Новой Земле, а также прислал в Москву собранный там гербарий.
В одном из своих писем он сообщает мне, что зимой делится своими знаниями с самоедами. “Теперь я очень много понял” – пишет он. “Так как образованный – зимой много рассказываю о всем земном шаре, все рассказываю про Москву, как живут культурные люди”.
А ему самому теперь многого недостает в его теперешней жизни. Как-то уходил в сентябре последний пароход с Новой Земли и до июля следующего года прерывалось сообщение со всем миром, с пароходом уезжали русские, знакомые Вылки. Глаза Вылки были полны слез и последние его слова были: “Эту зиму Вылка не пойдет слушать музыку в опере”.
Василий Переплетчиков.
www.gumilev-center.ru
Тыко Вылка - WikiVisually
1. Белушья Губа – Its population was reported as 1, 972 , a decline of more than 20% from 2, 622 . It is the permanent settlement of the island territory of Novaya Zemlya. A large proportion of its population is made up of personnel associated with the nuclear test sites located on the island. The whole Novaya Zemlya archipelago, including Belushya Guba, is an area of restricted access, about 9 kilometers northeast of Belushya Guba is the settlement of Rogachevo, the second largest in the archipelago, along with the Rogachevo airbase. Upon visiting Novaya Zemlya in 1894, Arkhangelsk Governor Aleksandr Engelgardt decided to create a new encampment, in 1896, an expedition conducted a survey of the west coast of Novaya Zemlya. The following year Belushya Guba was founded, during World War II, Belushya Guba was a focus of both German and Soviet attention. German U-boats used Belushya Bay as an area in 1941. The German military contemplated establishing a station or other land-based facilities nearby. On July 27,1942, German submarine U-601 shelled Malye Karmakuly near Belushia Bay, damaging seaplanes, living huts, U-601 torpedoed and sank Soviet merchant ship Krestianin, carrying coal, as it neared Belushya Guba. On August 19, German submarine U-209 tried to enter Belushya Guba, U-209 departed when Soviet coast guard ship and icebreaker SKR-18 approached from Belushuya Guba. Belushya Guba was used as an anchorage by Russian convoys between the Barents Sea and Archangelsk, a Soviet naval base was established in Belushya Guba in 1944. The settlement started to flourish in 1954, when Novaya Zemlya became established as a nuclear test site, in 1956, the whole indigenous population of Novaya Zemlya, mostly Nenets, were resettled from the islands. Belushya Guba is located in a bay with the same name. The natural conditions allow year-round sailing of all types and classes of vessels with minimal cost for icebreaking support, the bay is well protected from high surf and drifting ice. The temperature in Belushya Guba ranges from −12 °C to +10 °C in the summer months, in the long term, Belushya Guba may become an important transport hub. There is currently a project for a major oil port, for the transshipment of oil. In developing the nearby manganese and polymetallic deposits, the port will also handle ore shipments and it is expected that the prospective port will reduce the cost of hydrocarbon shipments. There are two flights weekly from Arkhangelsk to Rogachevo Airport, located 9 kilometres north-east of the settlement
2. Новая Земля – Administratively, it is incorporated as Novaya Zemlya District, one of the twenty-one in Arkhangelsk Oblast, Russia. Municipally, it is incorporated as Novaya Zemlya Urban Okrug and its population as of the 2010 Census was 2,429, of which 1,972 resided in Belushya Guba, an urban-type settlement that is the administrative center of Novaya Zemlya District. The population in 2002 was 2, 716 , the indigenous population consisted of about 50–300 Nenetses who subsisted mainly on fishing, trapping, reindeer herding, polar bear hunting and seal hunting. Natural resources include copper, lead, and zinc, Novaya Zemlya was a sensitive military area during the Cold War years and it is still used today. The Soviet Air Force maintained a presence at Rogachevo on the part of the island. It was used primarily for aircraft operations but also provided logistical support for the nearby nuclear test area. Novaya Zemlya is an extension of the Northern part of the Ural Mountains, and it is separated from the mainland by the Kara Strait. Novaya Zemlya consists of two islands, separated by the narrow Matochkin Strait, as well as a number of smaller islands. The two main islands are, Severny —which has an ice cap, the Severny Island ice cap. Yuzhny, which is largely unglaciated and has a tundra landscape, the coast of Novaya Zemlya is very indented, and it is the area with the largest number of fjords in the Russian Federation. Novaya Zemlya separates the Barents Sea from the Kara Sea, the total area is about 90,650 square kilometers. The highest mountain is located on the Northern island and is 1,547 meters high, the ecology of Novaya Zemlya is influenced by its severe climate, but the region nevertheless supports a diversity of biota. One of the most notable species present is the polar bear, the Russians knew of Novaya Zemlya from the 11th century, when hunters from Novgorod visited the area. For western Europeans, the search for the Northern Sea Route in the 16th century led to its exploration, the first visit from a west European was by Hugh Willoughby in 1553, and he met Russian ships from the already established hunting trade. Dutch explorer Willem Barentsz reached the west coast of Novaya Zemlya in 1594, during a later voyage by Fyodor Litke in 1821–1824, the west coast was mapped. Henry Hudson was another explorer who passed through Novaya Zemlya while searching for the Northeast Passage, the island was systematically surveyed by Pyotr Pakhtusov and Avgust Tsivolko in the early 1830s. The first permanent settlement was established in 1870 at Malye Karmakuly, later the administrative center was transferred to Belushya Guba, in 1935 to Lagernoe, but then returned to Belushya Guba. Small numbers of Nenets were resettled to Novaya Zemlya in the 1870s in a bid by Russia to keep out the Norwegians and this population, then numbering 298, was removed to the mainland in 1957 before nuclear testing began
3. Архангельская губерния – Arkhangelsk Governorate was an administrative division of the Russian Empire, which existed from 1796 until 1929. In the north, the governorate was limited by the White, the area of the governorate is currently split between Arkhangelsk and Murmansk Oblasts, the Komi Republic, the Republic of Karelia, and the Nenets Autonomous Okrug. In 1780, the Archangelgorod Governorate, with its center in Arkhangelsk, was abolished and transformed into the Vologda Viceroyalty, the viceroyalty was subdivided into three oblasts, Vologda, Veliky Ustyug, and Arkhangelsk. On 26 March 1784, the Arkhangelsk Oblast was split off, tsar Paul I on 12 December 1796 issued a decree remaining Arkhangelsk Viceroyalty into Arkhangelsk Governorate. Simultaneously, the Olonets Viceroyalty was abolished, and the Kemsky Uyezd, in 1801, portions of the Povenetsky Uyezd were transferred to the Olonets Governorate, while the Kemsky Uyezd, with its center in Kem, was left to remain in the Arkhangelsk Governorate. In 1854, the town of Kola was destroyed during the Crimean War, in 1883, the Kolsky Uyezd was restored, but in 1899, the uyezds ceter was transferred to Aleksandrovsk, and the uyezd was renamed to become the Aleksandrovsky Uyezd. In 1891, Pechorsky Uyezd with its center in Ust-Tsilma was split off from the Mezensky Uyezd, the governorates structure remained in place after the 1917 revolution. In 1917, the governorate thus comprised nine uyezds, on 2 March 1918, the Ust-Vashsky Uyezd with its center in Ust-Vashka was split off from the Mezensky Uyezd. Also in 1918, the part of the Aleksandrovsky Uyezd was transferred to Finland, which became independent. In 1920, the Kemsky Uyezd was transferred to the Karel Labour Commune, in 1922, the major part of the Pechorsky District was moved to the newly established Komi-Zyryan Autonomous Oblast. On 15 March 1922, the Kholmogorsky Uyezd was renamed into the Yemetsky Uyezd, in the following period, administrative changes in the governorate occurred almost on the yearly basis. In 1928, the governorate consisted of five uyezds, Arkhangelsky, Mezensky, Onezhsky, Pechorsky, on 14 January 1929, by the order of the All-Russian Central Executive Committee, three governorates and Komi-Zyryan Autonomous Oblast were merged into Northern Krai. Sometimes a governor general was appointed, after February 1917, the highest authority in the governorate belonged to the Comissar of the Governorate, and after November 1917 – to the Governorate Executive Committee. The governors were not appointed any more, the following governors general were appointed, 1820–1823 Alexey Fedotovich Klokachyov, 1823–1830 Stepan Ivanovich Minitsky, 1836–1842 Iosif Ivanovich Sulima, 1862–. Konstantin Ivanovich Istomin,1915 Arkady Mikhaylovich Valuyev, acting governor general, by the Imperial census of 1897. The First General Census of the Russian Empire of 1897, breakdown of population by mother tongue and districts in 50 Governorates of the European Russia
4. Российская империя – The Russian Empire was a state that existed from 1721 until it was overthrown by the short-lived February Revolution in 1917. One of the largest empires in history, stretching over three continents, the Russian Empire was surpassed in landmass only by the British and Mongol empires. The rise of the Russian Empire happened in association with the decline of neighboring powers, the Swedish Empire, the Polish–Lithuanian Commonwealth, Persia. It played a role in 1812–14 in defeating Napoleons ambitions to control Europe. The House of Romanov ruled the Russian Empire from 1721 until 1762, and its German-descended cadet branch, with 125.6 million subjects registered by the 1897 census, it had the third-largest population in the world at the time, after Qing China and India. Like all empires, it included a large disparity in terms of economics, ethnicity, there were numerous dissident elements, who launched numerous rebellions and assassination attempts, they were closely watched by the secret police, with thousands exiled to Siberia. Economically, the empire had an agricultural base, with low productivity on large estates worked by serfs. The economy slowly industrialized with the help of foreign investments in railways, the land was ruled by a nobility from the 10th through the 17th centuries, and subsequently by an emperor. Tsar Ivan III laid the groundwork for the empire that later emerged and he tripled the territory of his state, ended the dominance of the Golden Horde, renovated the Moscow Kremlin, and laid the foundations of the Russian state. Tsar Peter the Great fought numerous wars and expanded an already huge empire into a major European power, Catherine the Great presided over a golden age. She expanded the state by conquest, colonization and diplomacy, continuing Peter the Greats policy of modernisation along West European lines, Tsar Alexander II promoted numerous reforms, most dramatically the emancipation of all 23 million serfs in 1861. His policy in Eastern Europe involved protecting the Orthodox Christians under the rule of the Ottoman Empire and that connection by 1914 led to Russias entry into the First World War on the side of France, Britain, and Serbia, against the German, Austrian and Ottoman empires. The Russian Empire functioned as a monarchy until the Revolution of 1905. The empire collapsed during the February Revolution of 1917, largely as a result of failures in its participation in the First World War. Perhaps the latter was done to make Europe recognize Russia as more of a European country, Poland was divided in the 1790-1815 era, with much of the land and population going to Russia. Most of the 19th century growth came from adding territory in Asia, Peter I the Great introduced autocracy in Russia and played a major role in introducing his country to the European state system. However, this vast land had a population of 14 million, grain yields trailed behind those of agriculture in the West, compelling nearly the entire population to farm. Only a small percentage lived in towns, the class of kholops, close to the one of slavery, remained a major institution in Russia until 1723, when Peter I converted household kholops into house serfs, thus including them in poll taxation
5. Архангельск – Arkhangelsk, also known in English as Archangel and Archangelsk, is a city and the administrative center of Arkhangelsk Oblast, in the north of European Russia. It lies on both banks of the Northern Dvina River near its exit into the White Sea, the city spreads for over 40 kilometers along the banks of the river and numerous islands of its delta. Arkhangelsk was the seaport of medieval and early modern Russia until 1703. A1, 133-kilometer-long railway runs from Arkhangelsk to Moscow via Vologda and Yaroslavl, and air travel is served by the Talagi Airport and a smaller Vaskovo Airport. As of the 2010 Census, the population was 348,783, down from 356,051 recorded in the 2002 Census. The arms of the city display the Archangel Michael in the act of slaying the Devil, legend states that this victory took place near where the city stands, hence its name, and that Michael still stands watch over the city to prevent the Devils return. Vikings knew the area around Arkhangelsk as Bjarmaland, ohthere of Hålogaland told circa 890 of his travels in an area by a river and the White Sea with many buildings. This was probably the later known as Arkhangelsk. According to Snorri Sturluson, Vikings led by Thorir Hund raided this area in 1027, in 1989, an unusually impressive silver treasure was found by the mouth of Dvina, right next to present-day Arkhangelsk. It was probably buried in the beginning of the 12th century, most of the findings comprised a total of 1.6 kilograms of silver, largely in the form of coins. Jewelry and pieces of jewelry come from Russia or neighboring areas, the majority of the coins were German, but the hoard also included a smaller number of Kufan, English, Bohemian, Hungarian, Danish, Swedish and Norwegian coins. It is hard to place this find historically until further research is completed, there are at least two possible interpretations. It may be a treasure belonging to the society outlined by the Norse source material, generally such finds, whether from Scandinavia, the Baltic area, or Russia, are closely tied to well-established agricultural societies with considerable trade activity. Alternatively, like the Russian scientists who published the find in 1992, in the 12th century, the Novgorodians established the Archangel Michael Monastery in the estuary of the Northern Dvina River. Written sources indicate that Kholmogory existed early in the 12th century and it is not known whether the origin of this settlement was Russian, or if it goes back to pre-Russian times. In the center of the town that is there today is a large mound of building remains and river sand. The area of Arkhangelsk came to be important in the rivalry between Norwegian and Russian interests in the northern areas, from Novgorod, the spectrum of Russian interest was extended far north to the Kola Peninsula in the 12th century. However, here Norway enforced taxes and rights to the fur trade, a compromise agreement entered in 1251 was soon broken
6. Союз Советских Социалистических Республик – The Soviet Union, officially the Union of Soviet Socialist Republics was a socialist state in Eurasia that existed from 1922 to 1991. It was nominally a union of national republics, but its government. The Soviet Union had its roots in the October Revolution of 1917 and this established the Russian Socialist Federative Soviet Republic and started the Russian Civil War between the revolutionary Reds and the counter-revolutionary Whites. In 1922, the communists were victorious, forming the Soviet Union with the unification of the Russian, Transcaucasian, Ukrainian, following Lenins death in 1924, a collective leadership and a brief power struggle, Joseph Stalin came to power in the mid-1920s. Stalin suppressed all opposition to his rule, committed the state ideology to Marxism–Leninism. As a result, the country underwent a period of rapid industrialization and collectivization which laid the foundation for its victory in World War II and postwar dominance of Eastern Europe. Shortly before World War II, Stalin signed the Molotov–Ribbentrop Pact agreeing to non-aggression with Nazi Germany, in June 1941, the Germans invaded the Soviet Union, opening the largest and bloodiest theater of war in history. Soviet war casualties accounted for the highest proportion of the conflict in the effort of acquiring the upper hand over Axis forces at battles such as Stalingrad. Soviet forces eventually captured Berlin in 1945, the territory overtaken by the Red Army became satellite states of the Eastern Bloc. The Cold War emerged by 1947 as the Soviet bloc confronted the Western states that united in the North Atlantic Treaty Organization in 1949. Following Stalins death in 1953, a period of political and economic liberalization, known as de-Stalinization and Khrushchevs Thaw, the country developed rapidly, as millions of peasants were moved into industrialized cities. The USSR took a lead in the Space Race with Sputnik 1, the first ever satellite, and Vostok 1. In the 1970s, there was a brief détente of relations with the United States, the war drained economic resources and was matched by an escalation of American military aid to Mujahideen fighters. In the mid-1980s, the last Soviet leader, Mikhail Gorbachev, sought to reform and liberalize the economy through his policies of glasnost. The goal was to preserve the Communist Party while reversing the economic stagnation, the Cold War ended during his tenure, and in 1989 Soviet satellite countries in Eastern Europe overthrew their respective communist regimes. This led to the rise of strong nationalist and separatist movements inside the USSR as well, in August 1991, a coup détat was attempted by Communist Party hardliners. It failed, with Russian President Boris Yeltsin playing a role in facing down the coup. On 25 December 1991, Gorbachev resigned and the twelve constituent republics emerged from the dissolution of the Soviet Union as independent post-Soviet states
7. Орден Трудового Красного Знамени – It is the labour counterpart of the military Order of the Red Banner. A few institutions and factories, being the pride of Soviet Union, the Order of the Red Banner of Labour began solely as an award of the Russian SFSR on December 28,1920. The all-Union equivalent was established by Decree of the Presidium of the Supreme Soviet on September 7,1928, the Order of the Red Banner of Labour could be awarded multiple times to the same recipient for successive deeds and long time merit. The Order of the Red Banner of Labour was worn on the side of the chest. If worn in the presence of Orders or medals of the Russian Federation, the design of the Order of the Red Banner of Labour evolved over the years. Its original design, called type 1 was amended in 1936, the type 1 Order consisted of a 38 mm wide by 43 mm high silver badge in the shape of a cogwheel, at center, a disc bordered along its entire outer diameter by panicles of wheat. Protruding from under the half of the central disc, a red enamelled triangle pointing downwards. On the central disc in the background, an electric dam, at center, a gilded hammer and sickle, at the top. At the very bottom of the cogwheel, the relief inscription USSR on a stylised horizontal shield bisected by a smaller cogwheel meshing into the larger one, the Order was secured to clothing with a threaded screw and nut arrangement. The earlier nuts were 28 mm in diameter, later ones measured 32 mm, the type 2 Order also consisted of a silver badge in the shape of a cogwheel, it measured 38 mm wide by 44 mm high. On the lower circumference of the cogwheel, the relief inscription Proletarians of the World, below the cogwheel, a red enamelled relief five pointed star superimposed on a shield from which four short panicles of wheat protrude left and right. Along the outer circumference of the central wreath, white enamelled slots spaced equally on the cogwheel. The individuals listed below were recipients of the Order of the Red Banner of Labour, the first recipient of the Order of the Red Banner of Labour of the RSFSR was Nikita Menchukov for saving an important bridge from being destroyed by flowing ice. Order of the Red Banner of Labour of the USSR number 1 was presented to the Putilov Works in Leningrad, the first individual awardees were V. Fedetov, A. Shelagin and M. Kyatkovsky for the rescue of a polar expedition. Mikhail Gorbachev received the Order of the Red Banner of Labour for harvesting a crop on his familys collective farm in 1949 at age 17. He is one of the Orders youngest recipients
8. Ненцы – The Nenets, also known as Samoyeds, are an indigenous people in northern arctic Russia. According to the latest census in 2010, there are 44,857 Nenets in the Russian Federation, most of them living in the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug and they speak either the Tundra or Forest varieties of Nenets. 9th century, they were called Самоядь, Самодь, which was transliterated into English as Samodi. The literal morphs samo and yed in Russian convey the meaning self-eater, therefore, the name Samoyed quickly went out of usage in the 20th century, and the people bear the name of Nenets, which means man. Currently, the term Samoyedic peoples applies to the group of different peoples. It is the term which includes the Nenets, Enets, Selkup. The Nenets language is on the Samoyedic branch of the Uralic language family, between 26,500 and 27,000 people in Siberia speak the language. Ethnologue cites that in Siberia, Russian Federation, most young people are fluent in Nenets. Overall, the majority of speakers are from older generations, UNESCO classifies it as an endangered language. Some believe that the use of Russian and Komi is due to inter ethnic marriages, there are two distinct groups of Nenets stricto sensu based on their economy, the Tundra Nenets and the Khandeyar or Forest Nenets. A distinct third group of Nenets has emerged as a result of intermarriages between Nenets and Izhma Komi people, the Samoyedic languages form a branch of the Uralic language family. They moved from south in Siberia to the northernmost part of what later became Russia sometime before the 12th century. They ended up between the Kanin and Taymyr peninsulas, around the Ob and Yenisey rivers, with only a few of them settling into small communities like Kolva and their main subsistence comes from hunting and reindeer herding. Using reindeer as a draft animal throughout the year enables them to great distances. Large-scale reindeer herding emerged in the 18th century, Tundra wolves can be a source of considerable economic loss, as they prey on the reindeer herds which are the livelihood of some Nenets families. Along with reindeer meat, fish is a component in the Nenets diet. They have a shamanistic and animistic belief system which stresses respect for the land and they had a clan-based social structure. The Nenets shaman is called a Tadibya, after the Russian Revolution, their culture suffered due to Soviet collectivisation policy
9. Охота – Hunting is the practice of killing or trapping animals, or pursuing or tracking them with the intent of doing so. Hunting wildlife or feral animals is most commonly done by humans for food, recreation, to predators that are dangerous to humans or domestic animals. Lawful hunting is distinguished from poaching, which is the killing, trapping or capture of the hunted species. The species that are hunted are referred to as game or prey and are usually mammals, Hunting can also be a means of pest control. However, hunting has also contributed to the endangerment, extirpation and extinction of many animals. The pursuit, capture and release, or capture for food of fish is called fishing, the practice of foraging or gathering materials from plants and mushrooms is also considered separate from hunting. The word hunt serves as both a noun and a verb, the noun has been dated to the early 12th century, act of chasing game, from the verb hunt. The meaning of a body of persons associated for the purpose of hunting with a pack of hounds is first recorded in the 1570s, meaning the act of searching for someone or something is from about 1600. The verb, Old English huntian to chase game, perhaps developed from hunta hunter, is related to hentan to seize, from Proto-Germanic huntojan, the general sense of search diligently is first recorded c. Hunting has a history and may well pre-date the rise of the species Homo sapiens. Evidence from western Kenya suggests that hunting has been occurring for more two million years. Furthermore, evidence exists that hunting may have one of the multiple environmental factors leading to the Holocene extinction of megafauna. North American megafauna extinction was coincidental with the Younger Dryas impact event, however, in other locations such as Australia, humans are thought to have played a very significant role in the extinction of the Australian megafauna that was widespread prior to human occupation. The closest surviving relatives of the species are the two species of Pan, the common chimpanzee and bonobos. Common chimpanzees have a diet that includes troop hunting behaviour based on beta males being led by an alpha male. Bonobos have also observed to occasionally engage in group hunting. With the establishment of language, culture, and religion, hunting became a theme of stories and myths, as well as such as dance. Hunting was a component of hunter-gatherer societies before the domestication of livestock
10. Борисов, Александр Алексеевич – Aleksandr Alekseyevich Borisov was a Russian painter notable for his Arctic landscapes. Borisov was born in the village of Gluboky Ruchey in the north of Russia and he was one of four children in the peasant family of Aleksey Yegorovich Borisov and Matryona Nazarovna Borisova. He spent his adolescence in the Solovetsky Monastery in the White Sea where he studied icon painting, in 1886 he obtained a fellowship to continue his studies at the art school in Saint Petersburg. In 1888 he enrolled as a student into the Imperial Academy of Arts, Borisov studied there under landscape painters Ivan Shishkin and Arkhip Kuindzhi and graduated in 1892. In the Academy, he decided to devote his career to painting Arctic landscapes, for the Russian Arctic, Borisov was the pioneer of the genre. In 1894, he accompanied the minister, Sergei Witte. In 1896, Borisov travelled to the coasts of the White Sea and the Barents Sea, in 1887, he held an exhibition of his works painted during these travels. In 1900, Borisov organized his third and last Arctic expedition, during which he spent a winter in Novaya Zemlya, in particular, he made a topographic map of Novaya Zemlya, performed meteorogical observation, and collected samples of minerals, plants and animals. In 1901 he returned to mainland Russia, the paintings by Borisov created during the expedition have been exhibited in Saint-Petersburg between 1900 and 1905. The artist also travelled to Europe with his exhibitions, and in 1908 he travelled to the US, in 1909, Borisov bought a house in the village of Gorodishchenskaya, close to Krasnoborsk. He spent most of his time in the house until his death in 1934, in 1910s, Borisov produced a series of landscapes of areas close to the Northern Dvina. These paintings were shown at his exhibition in Saint-Petersburg in 1914 and were generally praised by the art critics. In 1900s and 1910s he published books which included his accounts on the Arctic travels. Borisov died in 1934 in his house in Gorodishchenskaya, a peninsula in the east coast of the Severny Island of Novaya Zemlya is called Borisov Peninsula. Streets in Arkhangelsk, Veliky Ustyug, and Krasnoborsk, and the Arctic Museum in Arkhangelsk have been named after him
wikivisually.com
Переплетчиков В.В. Художник самоед Тыко Вылка. / Писахов С.Г. Илья Вылка.
Переплетчиков В.В. Художник самоед Тыко Вылка
Осенью 1910 года, как-то утром пришли ко мне два незнакомых человека: один высокий, блондин, свежий, энергичный, живой, другой низенький, коренастый, с лицом монгольского типа. Это были: начальник новоземельской экспедиции, обошедшей летом 1910 года северный остров Новой Земли, Владимир Александрович Русанов, другой самоед Тыко Вылка.* /* Тыко - языческое имя, его христианское имя Илья/ Тыко Вылка приехал в Москву учиться живописи. Он никогда не видел города, и вся его прежняя жизнь проходила среди северных ледяных пустынь Новой Земли. Пока мы разговариваем с Русановым, обсуждаем план жизни и обучения Тыко Вылки в Москве, он самым благовоспитанным образом пьет чай; его манера держать себя совсем не показывает, что это дикарь. Одет он в пиджак, от него пахнет новыми сапогами, и только когда он ходит, то стучит по полу ногами, как лошадь на театральной сцене. Ему приходилось в своей жизни больше ходить по камням, по снегу, по ледникам, чем по полу. - Он читает книгу природы, - говорить мне Русанов - так же, как мы с вами читаем книги и газеты; в экспедищях он незаменим как помощник и проводник; это "живая карта Новой Земли". Человек он смелый, отважный, решительный, отличный охотник - бьет гуся пулей на лету.
Было решено, что он будет учиться живописи у меня и у А.Е. Архипова, и кроме того решили мы с Русановым до-стать Вылке учителей русского языка, географии, топографической съемки и арифметики - конечно бесплатных. Вечером этого дня я уехал на заседание, Вылка остался ночевать у меня в мастерской на диване. 3аседание кончилось рано, я возвращался домой. Подъезжая к своему переулку, я увидел на дворе, против того дома, где я жил, пожар. Пожар уже кончался, ярко догорал дровяной сарай. В моей мастерской на диване, свернувшись калачиком, лежал Тыко Вылка . Он не спал. Рядом с диваном лежали его вещи, связанная предусмотрительно в узелок. На тот случай, если бы дом, где он был, загорелся. На улице играли сигнальные рожки пожарных, гремели проезжающие пожарные трубы, и вся мастерская была освещена зловещим красным заревом пожара. - Ну, что? Страшно? - спрашиваю я Вылку. - Страшно! У нас на Новой Земле этого не бывает!Вылка живет в Москве. Он быстро освоился с трамваями, ездит на уроки и много работает. Московская жизнь его очень интересует. - Сто такое? Селовек (человек) с меском (мешком) ходить по улице, глядит на окна и крисит (кричит)? Сто такое? - спрашивает меня Вылка как-то утром. - Это татарин продает и покупает старое платье. - Сегодня опять на улице купец кричал, - говорит мне на другой день Вылка, - и на другой улице тоже кричал. - А сто (что) такой сарай большой, поросний (порожний) длинный, каменный? - Где? - А против Университет! - Это манеж. - А сто такое больсая труба стеклянная, - в ней купцы торгуют? - Где ты это видел? - А окол Кузнецкий мост, окол театр. Я догадываюсь, что это пассаж. Но рядом с впечатленьями от новой, загадочной, любопытной для него московской жизни живут у Вылки в душе впечатления родины. Иногда он, видимо, скучает, тогда он рисует избу своего отца, рисует снеговые горы за избой, красный кирпич, сложенный у крыльца, отца и брата. Мне слышны в соседней с моей мастерской комнате, где работает Вылка, странные, тягучие, печальные звуки - это Вылка, за работой поет самоедские песни: песнь войны, песнь охоты, песнь смерти; эти необычные звуки переносят своей своеобразной тягучестью в далекие снеговые пустыни, в бесконечные полярные ночи, эти звуки тоски прекрасны и музыкальны. Во сне он часто видит старого отца, братьев, и должно быть, у него самого мелькает мысль о смерти: доживет ли он, Вылка, до возвращения на Новую Землю, и ему ночью снятся сны, которые он рассказывает мне потом по утрам. - Видел во сне что сам помер - испугался, жалко стало. Вижу, по лестнице народ на небо лезет: начальники лезут, дети лезут, бабы лезут, долез и я до верху, а мне и говорят: "куда лезешь, ты ещё не помер, после полезешь". Я обрадовался, назад полез, насилу до земли добрался, народ шибко лезет - не пускает. Очень рад был, что не помер. Он откуда-то достал маленькую металлическую дудку и старается наигрывать на ней свои самоедские мотивы. Он страстный любитель музыки и с величайшим удовольствием ходить в оперу и на концерты. Драматического театра он не признает. В Архангельске Вылка видел "Дядю Ваню"; пьеса ему не понравилась, единственное место в пьесе, на которое он обратил внимание - это стрельба, стрельба ему понравилась.
Проходит зима... Вылка совершенно освоился с московской жизнью. Он усердно занимается живописью, науками. Учителя им довольны. Он прошел четыре правила арифметики, познакомился с географией, изучает русский язык, топографическую съемку, набивку чучел. Когда он приходит на урок географии, а учительницы ещё нет, он ложится на её постель и сладко засыпает, и она, возвращаясь, находит Вылку спящим сном ребенка на своей чистой, белой подушке. Ему страстно хочется походить на европейца, он сшил себе модный пиджак, носит высокие крахмальные воротнички, пестрый галстук, завел себе плащ. Архипов подарил ему котелок, в руках у Вылки тросточка. В этом наряде Вылка по воскресеньям важно гуляет по Сухаревской площади и рассматривает старинные вещи. Он часто ходит в Третьяковскую галерею и теперь ему все больше и больше нравятся те картины, которых он раньше не понимал. Он купил себе игрушечный пистолет и пробкой стреляет мух у себя в комнате, этим он удовлетворяет свой охотничий инстинкт. Мух он раньше называл птичками, ибо на самоедском языке слова "муха" нет, потому что нет мух на Новой Земле. И только тут, в Москве, он узнал, что есть насекомые, которые называются мухами. Он был как-то на Воробьевых горах и застрелил там воробья. В одной газете было сообщено, что он тут же съел его вместе с перьями. Когда я сообщил об этом Вылке, он очень негодовал на это неверное сообщение. - Я его не ел! Я его домой принес и на дворе бросил! Пришла весна. Пора ехать в Архангельск, а потом дальше, на Новую Землю. Курс ученья Вылки в этом году окончен. Ему не хочется уезжать из Москвы. - Люди хорошие здесь в Москве, - говорить он мне, - очень хорошие, добрые! Ты мне как отец был, заботился, и хозяйка, где я жил в комнате, заботилась, и учителя заботились, и учительницы заботились. К Москве теперь привык, все здесь знаю, как на Новой Земле. Театр люблю, музыку люблю, кинематограф люблю.
Вылка несомненно талантливый человек. Он не только талантливый художник, он талантлив вообще. У него хороший музыкальный слух и память. Он знает массу самоедских сказок. Интересуется механикой. Умеет управлять бензинным мотором на лодке и знает его механизм. Очень интересуется электричеством и раз, когда никого не было в комнате, развинтил горящую электрическую лампочку. Он знает жизнь птиц и зверей на Новой Земле, и знает это не из книг, а по собственным наблюдениям; он интересуется ботаникой, в экспедициях познакомился с геологией и знает названия камней. За экспедицию 1910 г. Вылка получил золотую медаль. (Обход кругом северной части Новой Земли). Летом 1911 года И. Вылка в экспедиции В.А.Русанова обошел кругом южную часть Новой Земли. Он чуток и наблюдателен и всегда сумеет тонко подметить свойства и характер того человека, с которым имеет дело, и часто наблюдая его, это дитя природы, я видел, что он помалкивает, замечает и мотает кой-что себе на ус. В его определениях нашей жизни было всегда много юмора и наблюдательности. Как-то Вылка был в магазине “Мюр и Мерилиз". - Понравился тебе магазин? - Птичий базар! - отвечает Вылка, при чем его монгольской глазок иронически прищуривается. Птичьим базаром в полярных странах называгот скалы, где гнездятся тысячи птиц и шум от голосов этих птиц слышен за семь верст. - У вас в одном трамвае больше народу, чем у нас в целом становище, - говорит Вылка, когда его спрашивают о густоте населения Новой Земли. Этот "дикарь" обладает большим запасом душевной деликатности. Как-то в одном домашнем концерте, Вылка, сидя важно в первом ряду, внимательно слушал музыку и пение. Начал читать комические рассказы Чехова известный актер. Вдруг Вылка быстро встал и вышел в соседнюю комнату. - Ты что это? Почему ушел и не слушаешь? - спрашиваю я его. - Да толстый музык (мужик) очень смесно читает, я стал смеяться, а потом подумал, как бы толстый музык не обиделся, я и ушел.
Какая судьба ждет этого талантливого человека? Возможно ли совместить такие две крайности, как европейский склад жизни, со всеми ее знаниями, удовольствиями, ядом волнений и впечатлений с жизнью в далеких полярных пустынях, где ночь тянется три месяца при свете северных сияний, где иногда дует "сток" при 50-тиградусном морозе и камни летят по воздуху от ветра, где тюлени выходят на берег послушать, если кто поет песню на берегу, так любят они музыку, и по ночам перекликаются во тьме человеческими голосами; человеческими голосами кричат и плачут, когда их убивают самоеды-охотники; где природа цельная, гармоническая и не тронутая, как в первые дни мироздания; где маленькая горсть людей отрезана от всего мира в течение 9 месяцев; где почти нет инфекционных болезней; где люди, благодаря чистому полярному воздуху, живут долго-долго на белом свете. Архангельский губернатор, Иван Васильевич Сосновский, принял живое и горячее участие в судьбе Вылки; благодаря ему Вылка мог учиться в Москве целую зиму 1910-1911 года, не зная материальных забот.
Зиму 1911-1912 года Илья Вылка провел на Новой Земле, он был должен использовать те знания, которые получил в Москве. Он должен был заниматься живописью, собрать зоологические и ботанические коллекции, а потом опять вернуться в Москву и снова продолжать свое образование. Но его жизнь сложилась иначе. Осенью 1911 года по возвращении Вылки из Москвы на Новую Землю, я получил от него письмо следующего содержания: "Его Высокородию Василий Васильевич. Дорогой мой приятель! Ты учил меня, очень помню тебя. Жил с тобой, жил дружно. Желаю тебе быть здоровым, когда-нибудь еще приеду к вам в Москву. Я ездил по Карскому морю, по Ледовитому океану. Когда я пришел на Новую Землю, мне показалось скучно. Туман, холодно. Плывут снега в горах. Отец, братья все живы. Один двоюродный брат застрелился - попал патрон на огонь и убил его. Жена, дети остались - были все девушки и мать". Илья Вылка женился он на вдове своего двоюродного брата, и это коренным образом изменило его жизнь, теперь он не может приехать опять учиться в Москву - нет средств, нужно кормить семью. Женился он на вдове потому, что решительно некому было кормить вдову и её шестерых детей. Теперь он занят звериными промыслами, но успевает заниматься живописью, что видно из присланных им в Москву работ. Он прислал осенью 1912 года Зоологическому музею Императорского Московского Университета коллекцию убитых им птиц на Новой Земле, а также прислал в Москву собранные там гербарии. В одном из своих писем он сообщает мне, что зимой делится своими знаниями с самоедами. "Теперь я очень много понял" - пишет он. "Так как образованный - зимой много рассказываю о всем земном шаре, все рассказываю про Москву, как живут культурные люди”. А ему самому теперь многого недостает в его теперешней жизни. Как-то уходил в сентябре последний пароход с Новой Земли и до июля следующего года прерывалось сообщение со всем миром, с пароходом уезжали русские, знакомые Вылки. Глаза Вылки были полны слез и последние его слова были: "Эту зиму Вылка не пойдет слушать музыку в опере".
Переплетчиков В.В. Север. Очерки русской действительности. М.: Книгоизд-во писателей в Москве,1917. с.173-180. Публикация фрагмента из книги Переплетчикова, встречающаяся в интернете, например, http://www.peoples-rights.info/2010/09/xudozhnik-samoed-tyko-vylko/ - дана с неоговоренными сокращениями и без указания на источник. Мелкие изменения, а также опечатки, мной исправлены. Пропуски восстановлены.
***
Писахов И.Г. Илья Константинович Вылка
Или просто Тыко Вылка. Познакомился с ним в 1905 г. на Новой Земле. Показал мне Тыко свои работы. Уже тогда это был большой мастер. Работы Вылки поражали неровностью: то детски неумелые, то сильные, полнозвучные, как работы культурнейшего европейца, в тонком рисунке, легких и прозрачных тонах. Но все это было. Большим мастером был Вылка до поездки в Москву. Оставил я Вылке краски. А на просьбу «научить» – как мог, убеждал не учиться. Слишком самобытен он, и верным природным чутьем сам находил свою дорогу. Говорил я Вылке, что мы, приезжие, не знаем Новой Земли так, как он знает, и без наших указаний он лучше сделает. Но захотелось нашим меценатам вывезти в Москву Вылку, показать как чудо… Увезли на целую зиму. С Новой Земли, от скал, льдов, штормов, от зимы ночи с северным сиянием, от лета дня с солнечными ночами. Увезли в сутолоку так называемой культурной жизни. Все поражало Тыко Вылку, впрочем, тут уж он стал Илья Константинович. Увидав впервые леса и кусты на берегу, Вылка приуныл: «Ой, какой земля лохматый!» В Москве, став центром внимания, а чаще просто любопытства, Вылка сразу взял верный тон и любопытствующих рассматривал, как показывающихся. Самое большое впечатление произвела на него опера: «Как скаска, луцсе сем сон видишь!». Кино тогда не понравилось. Узнав, что «жизненность» кино происходит от быстрой смены картин, заявил: «Обман один». Много курьезов было. Не пощадили Вылку «культурные люди». Какая то барышня или вдова хотела замуж за него выйти (временно). Посмотрел Илья Константинович на перетянутую в корсете фигуру и просто заявил: «Не хосю, ты ненастоящая зенсцина. Тут тонко, тут сыроко». А обученье? Тут очень неладное случилось. Заняться серьезно, внимательно отнестись к Вылке было некому или не было времени. Стали учить по общему рецепту. Для Вылки этот рецепт оказался убийственным. С одной стороны – выставка рисунков и «картин», и успех, и шум в печати, с другой – его же учат как совсем неумеющего. Неохотно показывал Вылка свои московские работы. – Ну сто, тут больсе хозяин делал. Да и худо это. Хозяином он звал учителя.
Из Москвы вернулся Илья Константинович просто великолепным: черный плащ с золотыми пряжками, на голове котелок и в пенсне (это, как многие, для «умного вида»)! …Вместо непосредственного творчества занялся Вылка писанием «картинок»… Покупают, попросту берут, кто увидит из приезжих, – платят табаком, консервами. Хочется Вылке устроить выставку своих работ, хочется собрать их побольше – да как соберешь, как не отдашь? Прошлым летом встретился с Вылкой в Белушьей Губе. Все тот же Тыко Вылка, так же топорщатся усы. Одет во френч, на карманах френча налеплены пряжки от черного плаща. Показал Вылка свои работы – лучшие уже были отобраны у него. – Я все спрасывал про тебя, зыв – говорили. А последние годы уз громко слысно стало. Все здал, а ты и приехал! В разговоре Вылка спросил: – Стоит ли продолжать рисовать? Вопрос большой, вызванный беспощадной самокритикой. В таких случаях всегда легко убедить не бросать работу. За рисунки дают табак, молоко… А еще лучше собрать побольше рисунков да послать в краеведческое общество. Быть может, устроят выставку, или пошлют на выставку, или смогут продать. Понадобился Вылка кинооператорам для съемок. Разом сообразил, что надо делать, и очень хорошо разыграл сборы на охоту: запряг собак, собрал все нужное, выехал на большой припай снега у берега и «помчался на охоту». Потом проделал все как на охоте: высматривал зверя, стрелял и т.д. И наконец – «возвращение с охоты». Играл Вылка с увлечением, знал, что его увидят в Москве и за границей…
http://www.modernlib.ru/books/pisahov_stepan_grigorevich/ya_ves_otdalsya_severu_sbornik_ocherkov/read_1/Писахов С.Г. Я весь отдался Северу (сборник очерков)
Если вас заинтересовал Тыко Вылка, советую прочесть, в дополнение к двум приведенным старым текстам, статью И. Ханзеровой "Нелегкая судьба "великого самоеда" (2006) http://www.nvinder.ru/archive/2006/mar/02/01p.html
drevniy-daos.livejournal.com
Тыко Вылка — WiKi
Тыко Вылка родился 28 февраля 1886 года в становище Белушья Губа на Новой Земле, рос среди ненецких охотников. Имя «Тыко» означает «оленёнок», «олешек», родители так назвали его за любознательность. Фамилия Вылка происходит от ненецкого слова вы — «тундра» («житель тундры», «тундровик»)[1]. Отец Тыко Вылки — известный на острове охотник на морского зверя Ханец Вылка, был одним из немногих грамотных жителей Новой Земли.
Рисовать Тыко начал в 1904 году, копировал картинки из отрывного календаря, оставленного зимовавшим промышленником, чайные обертки.
В 1901 году на Новую Землю прибывает известный полярный художник Александр Борисов. В путешествие по Новой Земле Борисов взял молодого Вылку. Путешественники прошли и проехали на собаках почти 400 км. Во время этой поездки по Новой Земле художник делал зарисовки, в результате чего молодой Тыко заинтересовался живописью. Заметив талант юного ненца, всю последующую зиму и весну Борисов обучал Тыко Вылку живописи. В 1903 году на Новую Землю за «неуважительное отношение к власти» был сослан художник и писатель Степан Писахов. В дневнике Писахов написал:
Работы Вылки поразили меня своей «неровностью», в них удивительно сочетается детская неумелость и сила, полнозвучие и утонченность европейских мастеров. Откуда у него это!… Он слишком самобытен, своим природным чутьем Тыко сам найдет свою дорогу. Он сможет показать Новую Землю такой, какой мы, приезжие, её никогда не увидим…
— http://www.nvinder.ru/archive/2006/mar/02/01.html
Писахов был первым, кто подарил Вылке краски и карандаши.
В 1904 году Вылка совершил первую сделку в качестве художника — обменял свою картину на компас и термометр у двух английских путешественников[2].
В 1909 году на архипелаг приезжает полярный исследователь Владимир Русанов, с Вылкой они обследовали всю Новую Землю и составили её точное картографическое описание.
В этом же году Вылка уезжает в Москву, где учится живописи у Архипова и Переплётчикова. В 1910 году в Архангельске состоялась выставка «Русский Север», где Вылка впервые представил свои работы. В 1911 году умирает старший брат Вылки Андрей, по ненецким традициям Тыко должен был содержать жену и шесть детей своего брата. В связи с этим его обучение в Москве завершилось.
Помимо живописи Вылка интересовался также местным фольклором, в 1914 году он выпускает сборник «Записки о Новой Земле».
После Октябрьской революции 1917 года был председателем поселкового (1918—1934) и Новоземельского островного (1924—1956) советов депутатов трудящихся. Кроме того, он возглавлял промысловую артель и занимался охотничьим промыслом. В 1950-х годах на Новой Земле началось возведение ядерного полигона, всё ненецкое население выселялось с острова. Тыко Вылка с семьей по распоряжению партии одним из первых перебрался в Архангельск, чтобы стать примером для несогласных к переселению. Он с грустью покидал Новую Землю и до последних дней мечтал увидеть родные места. Тыко Вылка умер в Архангельске в 1960 году в возрасте семидесяти четырех лет, похоронен на Вологодском кладбище.
Племянник — Вылка, Николай Семёнович (1911—1942) — ненецкий писатель, основоположник ненецкой художественной прозы. Художник и поэт, собиратель фольклора, иллюстратор собственных произведений.
ru-wiki.org