Падение французского Карфагена. Как парижане на самом деле взяли Бастилию. Взятие бастилии картина
Взятие Бастилии
12 июля 1789 года Камиль Демулен произнёс в Пале-Рояле свою речь, 13 июля был разграблен Арсенал, Дом Инвалидов и городская мэрия, а 14-го вооруженная многочисленная толпа подступила к Бастилии. Начальниками наступления были избраны Гюлен и Эли, оба офицеры королевских войск. Гарнизон крепости состоял из 82 инвалидов и 32 швейцарцев при тринадцати пушках, но главной её защитой были подъёмные мосты и толстые стены. В крепости находилось всего семь узников — четверо фальшивомонетчиков, двое психически больных и один убийца. После отрицательного ответа коменданта Бастилии маркиза де Лонэ на сделанное ему предложение добровольной сдачи, народ, около часу дня, двинулся вперёд. Легко проникнув в первый наружный двор и разрубив топорами цепи разводного моста, он ринулся во второй двор, где помещались квартиры коменданта и службы. С обеих сторон началась ожесточённая пальба; чтобы защитить себя от выстрелов сверху, народ притащил три огромных воза соломы и поджёг их; густой дым спрятал их.
Лонэ, зная отлично, что рассчитывать на помощь из Версаля нечего, и что ему долго не устоять против этой осады, решился взорвать Бастилию. Но в то самое время, когда он с зажжённым фитилём в руках хотел спуститься в пороховой погреб, два унтер-офицера Беккар и Ферран бросились на него, и, отняв фитиль, заставили созвать военный совет. Почти единогласно было решено сдаться. Был поднят белый флаг, и спустя несколько минут по опущенному подъёмному мосту Гюлен и Эли, а за ними огромная толпа, проникли во внутренний двор Бастилии.
Несколько офицеров и солдат были повешены; что касается Лонэ, то Гюлен и Эли хотели спасти его, но по дороге в городскую мэрию толпа отбила его у них и, обезглавив, воткнула голову несчастного на пику, с которой затем обошла весь город.
Вопреки расхожему мнению, маркиз де Сад не содержался в Бастилии во время штурма, ещё 2-го июля его перевели в приют для умалишённых близ Парижа. Сразу после освобождения он произнёс речь. Крайне интересный архив Бастилии подвёргся разграблению, и только часть его сохранилась до наших времён.
После 14 июля парижский муниципалитет принял решение о сносе Бастилии, а на пустыре поставили табличку с надписью «Désormais ici dansent», что значит «Отныне здесь танцуют». В течение двух месяцев крепость была разрушена общими усилиями горожан. В 1790 году из ее камней достроили мост Людовика XVI (позже мост Революции, а ныне мост Согласия). В настоящее время на её месте и восточнее неё находится площадь Бастилии, в центре которой возвышается Июльская колонна, воздвигнутая в 1840 году.
diletant.media
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ (5): maysuryan
5. Сравнительная характеристика трёх революций. Двоевластие (Жиронда). "Штурм Бастилии"(из письма автора блога — политзаключённому Илье Романову)Предыдущие серии:1. О "периодической системе исторических элементов"2. "Хотел бы лес покоя, да ветер не даёт" (Мао)3. Группы исторических элементов4. Сравнительная характеристика трёх революций. "Революционная ситуация"Исторический элемент "революционная ситуация" весьма неустойчив и естественным образом превращается в следующий исторический элемент — двоевластие. По-русски этот элемент можно было бы назвать "керенщиной". Во Франции день наступления этой эпохи — 14 июля 1789 года, день взятия Бастилии — c 1880 года является главным национальным праздником. В СССР день Февральской революции 1917 года также был официальным праздником всё первое десятилетие после 1917 года, да и потом отмечался в календаре, хотя выходным днём уже не являлся.Главное, что происходит в этот день — понаблюдав какое-то время за растущей и ширящейся трещиной в былом монолите власть имущих, приходит в движение народ. И возникает второй центр власти, противостоящий "старому режиму". Тут надо отметить, что "мотор" революционного двоевластия эпохи 1789-1993 годов действовал не в собрании депутатов, не в Зале для игры в мяч, а в кварталах и толпах парижского простонародья, готового с оружием в руках выйти на защиту революции.Точно так же и в России в 1917 году центр революционной власти находился вовсе не в Таврическом дворце, где заседала Государственная Дума, и даже не в кабинетах министров Временного правительства. Нет, он находился на улице, в вооружённой солдатской и рабочей толпе, в грузовиках, заполненных революционным народом, возможно, в Петросовете, который мог непосредственно опереться на эту толпу и на эти ощетиненные штыками и красными флагами грузовики.Разумеется, и в Английской революции отнюдь не сами депутаты парламента были её мотором, этот "мотор" находился в народной гуще, потом — в гуще революционной "армии нового образца".Во Франции объект для революционной атаки 14 июля 1789 года был выбран народом безошибочно. Крепость-тюрьма Бастилия имела зловещую репутацию в глазах всех сословий, дворяне ненавидели её ничуть не меньше, а возможно, и больше простых людей, как символ королевского всевластия и угнетения. Ведь любой аристократ тоже мог быть бессрочно заточён в стенах Бастилии простым Lettre de cachet (королевским приказом на арест и заключение под стражу без объяснения причин). Кстати, согласно Lettre de cachet оказался в Бастилии один из её последних узников, аристократ маркиз де Сад, который, по легенде, и спровоцировал штурм, выкрикнув через окошко толпе, что тюремщики избивают заключённых. (Правда, его самого за эту выходку из тюрьмы перевели, так что среди семерых последних арестантов Бастилии, освобождённых восставшим народом 14 июля, его имени нет). В итоге крепость-тюрьма пала под натиском разношерстной революционной толпы, комендант маркиз де Лоне, приказавший стрелять в штурмующих и пытавшийся взорвать пороховой погреб крепости вместе с собой и всем её гарнизоном, был казнён восставшим народом. (Забавно отметить, что известный советский диссидент Вадим Делоне вёл свой род от этого самого коменданта и даже гордился таким родством: "Моим далёким предком был комендант Бастилии. За верность присяге королю ему отрубили голову в порыве «народного гнева» и торжественно носили её на пиках восставших по улицам Парижа... И зачем же было голову его на пику водружать и по всему Парижу носить! Это ж, согласитесь, хамство и низость!").
Жан-Батист Лаллеманд (Jean-Baptiste Lallemand, 1716–1803). Арест коменданта Бастилии. 1790
Жан-Пьер-Луи-Лоран Уэль (Jean Pierre Louis Laurent Hoüel, 1735—1813). Взятие Бастилии 14 июля 1789 года. 1789
[Раскрыть еще много картинок взятия Бастилии]Жан-Батист Лаллеманд (Jean-Baptiste Lallemand, 1716–1803). Взятие Бастилии 14 июля 1789 года. (Musee Carnavalet)
Jean-Francois Janinet (1752–1814). Штурм Бастилии 14 июля 1789
Неизвестный художник. Штурм Бастилии 14 июля 1789
Жан-Пьер-Луи-Лоран Уэль (Jean Pierre Louis Laurent Hoüel, 1735—1813). Начало разрушения Бастилии. 16 июля 1789 года
Начало разрушения Бастилии Как известно, на месте бывшей крепости написали: "Отныне здесь танцуют"
Начало разрушения Бастилии. 1790
В России наступление двоевластия в Феврале 1917 года тесно связано с позабытым ныне словосочетанием "вооружённые грузовики". У монархиста Шульгина читаем о днях Февраля: "Минутами толпу прорезали кошмарные огромные животные, ощетиненные и оглушительно рычащие… Это были автомобили-грузовики, набитые до отказа революционными борцами… Штыки торчали во все стороны, огромные красные флаги вились над ними. Какое отвращение…"А вот революционная открытка Февраля 1917 года, наоборот, прославлявшая эти самые грузовики ("Вооружённый грузовик готов в любой момент прийти на помощь борцам за свободу", — гласит подпись):
Художественное изображение того же самого "февральского" грузовика:Луи де Робьен. Петроград, 1917 год
И запечатлевшая его облик бесстрастная фотография:
На картине Ивана Владимирова на такой февральский грузовик сажают арестованных революцией царских генералов:
Февральские штыки. Революционная армия — опора революции (открытка 1917 года). Однако заметим, что наряду с красными бантиками и флагом солдаты держат вполне старорежимный лозунг "Война до полной победы". Очень характерно для исторического элемента "двоевластие" (керенщина, Жиронда) — совмещение старых и новых лозунгов и символов:
Другая открытка 1917 года, отразившая осуществление революционной власти (как и "Арест генералов"):
Иногда в эпоху двоевластия революционный и антиреволюционный центры власти сталкиваются, так сказать, лицом к лицу, вот как на этой картине, изображающей вторжение революционной толпы во дворец Тюильри в 1792 году. Справа — королева Мария-Антуанетта и её дети. Тоже весьма характерно, что головные уборы и королевы, и "смутьянок" украшает одна и та же революционная эмблема. И защитники революции, и её враги в эпоху двоевластия принимают или маскируются под один и тот же "революционный" цвет.
Кстати, у этой картины есть и "продолжение" — те же две социальные и классовые силы, опять лицом к лицу друг с другом, только уже в якобинскую эпоху (тут мы немного вышли за пределы рассматриваемого исторического элемента). Нетрудно угадать исторические предпочтения художника:Джордж Гамильтон. Мария-Антуанетта перед казнью
Похожие сцены противостояния представителей старого режима и новой революционной власти мы видим и в других революциях. Вот, например:Солдаты Кромвеля врываются в дом роялиста (by J.Williamson for the book "More Pictures of British History by E.L.Hoskyn", London, 1914)
Или здесь:Уильям Фредерик Йемс (William Frederick Yeames, 1835–1918). "Когда ты в последний раз видел своего отца?", 1878. Считается, что картина изображает допрос младшего представителя роялистской семьи сторонниками парламента в эпоху Английской революции. Как же любят монархисты и вообще противники революций изображать представителей контрреволюции в образе невинных страдающих малюток...
Конечно, на этом характеристика исторического элемента "Двоевластие" далеко не закончена, а скорее, только начата. Продолжение — в следующем письме...P. S. Напомню, как на данный момент выглядит таблица исторических элементов (вернее, её левая часть, полностью см здесь):
maysuryan.livejournal.com
Чайлд Хассам «День взятия Бастилии, Париж». Описание картины
Чайлд Хассам «День взятия Бастилии, Париж». Описание картины
День взятия Бастилии, неизменно ассоциирующийся с Великой революцией, дорог сердцу каждого француза, и не удивительно, что Хассам, который некоторое время жил в Париже, решил посвятить событию одну из своих работ. Картина написана яркими чистыми красками, уверенными широкими мазками. На фоне суетящихся жителей и массивных тесно прижатых друг к другу зданий ярким акцентным пятном выступает государственный флаг. Этот триколор, как символ свободы, не раз становился главным действующим героем картин подобной тематики. Достаточно вспомнить Делакруа.
Парижские работы Хассама – это, чаще всего, городские сцены. Вот и представленная картина – это изображение города с неспешно прогуливающимися людьми, фигуры которых не имеют чётко прописанных линий, небольшие торговые лавки и гладкие мостовые. Искусствоведы считают эту работу «предвосхитительницей» знаменитой серии Флагов, которая будет написана в начале 1910 –х.
В картине привлекает внимание неповторимая гармония, которая так свойственна работам автора – оживлённая улица, написанная пастельными тонами с вставками контрастно жёлтого и красного, логично дополнена развивающимся флагом, который мгновенно сосредотачивает на себе внимание, трансформируясь в главного героя, олицетворяя основную тему картины. Удивляет сам городской пейзаж – мастер не пошёл за традиционным изображением французских улиц, выбрав свой путь. Сам Хассам стремился увидеть на парижских улицах черты Нового Света, заявляя, что Париж нынче стал совсем американским.
1889 г. Масло, панель. Частная коллекция.
gorodkrasota2016-01-27T21:30:52+00:00Поделиться ссылкой, выберите способ!
www.hudojnik-impressionist.ru
Падение французского Карфагена. Как парижане на самом деле взяли Бастилию :: NoNaMe
День взятия Бастилии стал национальным праздником во Франции лишь спустя сто лет после самого взятия.
Великие события, меняющие жизнь стран, а порой и целого мира, неизбежно обрастают мифами. Великая Октябрьская социалистическая революция неотделима от мифа о штурме Зимнего дворца, увековеченного гением Сергея Эйзенштейна. Великая Французская революция немыслима без мифа о взятии Бастилии. Миф этот оказался настолько прочен, что и сегодня День взятия Бастилии — 14 июля — отмечается как главный национальный праздник Франции.----------------------<cut>----------------------
Ветхий символ
Как часто бывает, воспетая в веках история штурма главной цитадели французского абсолютизма на деле была значительно прозаичнее.
Укреплённый замок, построенный во второй половине XIV века, заслужил недобрую славу самого мрачного места во Франции во многом благодаря деятельности кардинала Ришелье.
До той поры Бастилия чаще служила прямо противоположным целям — в замке укрывались члены королевской семьи во время периодически вспыхивавших в стране бунтов.
При Людовике XIV Бастилия пережила свою «минуту славы». Именно тогда в её казематы стали отправлять «государственных преступников» без суда и следствия, по одной лишь записке короля.
Через эти застенки прошло немало известных персон, включая загадочную «Железную маску», философа Вольтера, министра финансов Николя Фуке, известного авантюриста графа Калиостро и многих-многих других.
Однако ко времени начала Великой Французской революции Бастилия, чей возраст перевалил за 400 лет, превратилась из стратегического объекта в обременительную проблему, от которой власти очень хотели избавиться.
Содержание обветшавшего замка требовало немалых денег, которых в казне не было. За несколько лет до начала революции началось рассмотрение плана сноса Бастилии и размещения на этом месте нового городского квартала.
План реконструкции рассматривался медленно, и к моменту начала революции решения по нему так и не приняли.
Упрямый маркиз
12 июля 1789 года парижский адвокат Камиль Демулен в Пале-Рояле произнёс пламенную речь в связи с отставкой популярного в народе министра финансов Жака Неккера. Демулен призывал возмущённых парижан взяться за оружие и силой заставить короля прислушаться к мнению народа.
Призыв нашёл живой отклик, и Париж стал ареной уличных столкновений между революционерами и верными королю отрядами. При этом на сторону повстанцев стали переходить офицеры королевской армии, что значительно укрепило их силы.
Утром 14 июля повстанцы захватили оружейные склады в Доме инвалидов, захватив несколько десятков тысяч ружей. Вооружённые революционеры двинулись по направлению к Бастилии.
У похода на Бастилию было несколько причин. Наиболее практичные предполагали получить там порох и боеприпасы для вновь созданной революционной милиции. Другие считали необходимым освободить содержавшихся там «узников короля». Третьи видели в Бастилии оплот королевской власти и стремились путём захвата замка пошатнуть французскую монархию.
В том, что произошло дальше, важную роль сыграла личность последнего коменданта замка. Маркиз де Лонэ был верным сторонником короля и поборником жёстких тюремных правил. Он отлично подошёл бы Бастилии времён её расцвета, однако в 1789 году упрямство маркиза самым губительным образом сказалось и на его судьбе, и на судьбе самой Бастилии.
В первой половине дня к де Лонэ прибыли две делегации восставших, просивших пороха и пуль из арсеналов замка. Переговоры прошли мирно, но комендант передавать боеприпасы отказался категорически.
«Мы хотим Бастилию!»
Между тем к Бастилии стали стягиваться тысячи повстанцев, настроенных отнюдь не мирно. Вскоре под стенами замка собралось около 50 тысяч человек. В толпе кричали: «Мы хотим Бастилию!»
В распоряжении коменданта Бастилии были 82 инвалида (так называли тогда вышедших в отставку ветеранов военной службы, вне зависимости от наличия у них рук и ног), 32 швейцарских гвардейца и 13 пушек.
Отстоять обветшалую крепость с таким отрядом не представлялось возможным, однако, когда повстанцы попытались проникнуть внутрь, маркиз де Лонэ приказал открыть по ним огонь из пушек. От залпов Бастилии погибло несколько десятков человек, что никак не повлияло на намерения остальных, а напротив, придало им ярости.
Вскоре повстанцы подтянули к Бастилии пушки, захваченные в Доме инвалидов. Одновременно с этим повстанцы ворвались внутрь крепости, заняв так называемый наружный двор.
Надо отдать должное де Лонэ — в своём упрямстве он был последователен. Поняв, что удержать Бастилию не получится, он решил взорвать её! Взяв факел, он спустился в подземелье, чтобы поджечь пороховой погреб.
Однако гарнизон Бастилии не желал умирать вместе со своим комендантом во славу короля, потому де Лонэ скрутили собственные подчинённые и заставили провести военный совет, на котором было принято решение сдаться в обмен на сохранение жизни.
И по камешку, по кирпичику…
Около пяти вечера Бастилия перешла в руки повстанцев, которых ждало разочарование. В камерах Бастилии обнаружили всего семерых, ни один из которых не тянул на титул «жертв режима» — четыре фальшивомонетчика, два психически больных и один убийца-уголовник. Даже легендарного маркиза де Сада к тому моменту из Бастилии перевели в психиатрическую клинику.
Тем не менее всех узников Бастилии, найденных в камерах, революционеры освободили.
После этого замок подвергся грабежу. Историки по сей день сожалеют о богатейшем архиве документов Бастилии, который по большей части был уничтожен во время захвата крепости.
Революционные массы — хозяева своих слов. Обещание сохранить жизнь гарнизону Бастилии так и осталось обещанием: несчастного маркиза де Лонэ обезглавили, а его голову надели на пику, с которой прошлись по Парижу, распевая победные песни. Были убиты ещё несколько солдат и офицеров, находившихся в Бастилии.
Дальше с Бастилией случилось то, что ровно два столетия спустя произошло с Берлинской стеной. Парижский муниципалитет постановил немедленно её разрушить на общественных началах, и уже на следующий день парижане с подручными инструментами и радостью на лицах вышли громить памятник архитектуры XIV века. Поскольку в то время в Париже не было движения «Архнадзор», помешать вандализму было некому.
Процесс разрушения растянулся на два года, но дело было сделано — от Бастилии не осталось и следа. Битый кирпич от стен замка пошёл на сувениры, которые ещё долго продавали всем желающим.
Сто лет на размышление
На месте Бастилии долгое время находился пустырь, колорита которому добавляла лишь надпись «Здесь танцуют». Впрочем, сотрясаемой революционными потрясениями Франции ещё долго было не до танцев.
Падение Бастилии убедило короля Людовика XVI в серьёзности намерений восставших, но не заставило признать их. Политическая борьба только набирала обороты, и монарх не предполагал, что с головой распрощается не только смелый, но глупый де Лонэ, но и он сам.
Отношение к взятию Бастилии во Франции менялось вместе со сменой режимов. Полвека спустя на площади Бастилии появился монумент в честь революции — Июльская колонна. Но дело в том, что этот 80-метровый памятник был посвящён не взятию Бастилии, а июльской революции 1830 года.
Потрясения конца XVIII – начала XIX века Франция «переваривала» почти сто лет, пытаясь расставить всех участников исторической драмы по местам.
В итоге в июле 1880 года День взятия Бастилии был объявлен национальным праздником, а сам штурм — днём свержения абсолютизма во Франции.
В этом статусе День взятия Бастилии существует более 130 лет, и отказываться от него французы не собираются.
Возможно, другим странам, продолжающим воевать с собственным прошлым, стоит взять с них пример.
txapela.ru
День взятия Бастилии - Три Марианны - Весь мир
14 июля - День взятия Бастилии - национальный праздник ФранцииЭжен Делакруа - "Свобода, ведущая народ" (1830) - Лувр, Париж
В 1789 году восставшие парижане штурмом взяли крепость-тюрьму Бастилию - символ монархического деспотизма и освободили аж семерых заключенных.Первоначальное значение слова Бастилия то же, что и "бастида" и, действительно, еще в первой половине XIV столетия Бастилия была только одной из многочисленных башен, окружавших Париж и называлась bastide ou bastille Saint-Antoine. С этого времени собственно и начинается история Бастилии.
Телепередача "Семь дней истории". История Европы Нового времени. Взятие Бастилии и начало Великой революции
Причиной осады Бастилии стали слухи о решении короля разогнать Учредительное собрание. Возмущенные парижане вышли на улицы. 11 июля стало известно и о концентрации королевских войск под Парижем. Горожане, решившие оказать сопротивление войскам, двинулись к Бастилии в надежде завладеть хранившимся там оружием. Никто из восставших не думал о штурме Бастилии как о символическом событии.14-го июля 1789 года вооруженная многочисленная толпа подступила к Бастилии. Руководителями наступления были избраны Гюлен и Эли, оба офицеры королевских войск. Гарнизон крепости состоял из 82 инвалидов и 32 швейцарцев при тринадцати пушках, но главной ее защитой были подъемные мосты и толстые стены. После отрицательного ответа коменданта Бастилии маркиза де Лонэ на сделанное ему предложение добровольной сдачи, народ, около часу дня, двинулся вперед. Легко проникнув в первый наружный двор и разрубив топорами цепи разводного моста, он ринулся во второй двор, где помещались квартиры коменданта и службы. С обеих сторон началась ожесточенная пальба. Чтобы защитить себя от выстрелов сверху, народ притащил три огромных воза соломы и поджег их - густой дым спрятал их.Лонэ, отлично понимая, что рассчитывать на помощь из Версаля нечего, и что ему долго не продержаться против этой осады, решился взорвать Бастилию. Но в то самое время, когда он с зажженным фитилем в руках хотел спуститься в пороховой погреб, два унтер-офицера, Беккар и Ферран, бросились на него, и,
отняв фитиль, заставили созвать военный совет. Почти единогласно было решено сдаться. Был поднят белый флаг, и спустя несколько минут по опущенному подъёмному мосту Гюлен и Эли, а за ними огромная толпа, проникли во внутренний двор Бастилии.Дело не обошлось без зверств, и несколько офицеров и солдат были тут же повешены. Что касается Лонэ, то Гюлен и Эли хотели спасти его, но по дороге в городскую мэрию чернь отбила его у них и, обезглавив, воткнула голову несчастного на пику, с которой затем обошла весь город. Семь узников Бастилии были выпущены на волю, между ними был граф де Лорж, который содержался здесь в заключении более сорока лет. Крайне интересный архив Бастилии подвергся разграблению, и только часть его сохранилась до наших времён.
После взятия Бастилии её уничтожили, а на пустыре поставили табличку с надписью "Désormais ici dansent", что означает "Отныне здесь танцуют". В настоящее время на месте снесённой крепости находится площадь - место пересечения более чем десяти улиц и бульваров. Название Bastille также носит узел парижского метрополитена, пересечение трёх линий.
Начиная с 1880 года, день взятия Бастилии стал национальным праздником во Франции. Сегодня люди уже не относятся к этому празднику как к революционному. Это просто светлый и радостный праздник. В барах, ночных клубах, домах и просто на улицах проходят вечеринки. Официальная программа празднования предусматривает серию балов, парад, фейерверки, карнавалы. 14 июля во французских посольствах в разных странах мира устраиваются торжественные приемы.
Франция празднует День взятия Бастилии
Короткий сюжет, посвящённый праздничному параду в честь Дня взятия Бастилии (2011)
Фрагмент парада в честь Дня взятия Бастилии (2010)
Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в пригороде Парижа - французский живописец и график, глава романтического направления в европейской живописи.Официально его отцом считался Шарль Делакруа, чиновник среднего ранга, однако молва упорно приписывала отцовство всесильному Шарлю Талейрану, наполеоновскому министру иностранных дел, который впоследствии был главой французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814-1815 годов. Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма, вспоминал, что "...к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился". К этой фразе требуется добавить: Эжен едва не "повесился", нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; "горел", когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; "тонул" во время купания в Бордо; "травился" наглотавшись краски-медянки.
В 1816-1822 - Эжен учился в Париже в мастерской классициста Пьера Нарсиса Герена, где сблизился с художником Теодором Жерико. 1818 - позирует Жерико для его картины "Плот "Медузы"".
Делакруа изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно Питера Пауля Рубенса), увлекался современной английской живописью, в первую очередь работами пейзажиста Джона Констебла.
Эжен Делакруа посетил Великобританию (1825), Алжир (1831-1832), Марокко, Испанию, Бельгию. Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности великим, изменяющим лицо мира историческим событиям породило гражданский пафос и драматический накал произведений Делакруа, сделало его в дальнейшем ярчайшим выразителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве.
В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его "Свободе, ведущей народ" (у нас это произведение известно также под названием "Свобода на баррикадах"). Центральная фигура этой картины - молодая женщина, олицетворяющая собой Францию, зовущая за собой в борьбе за свободу. Выставленное в Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять ее, слишком уж опасным казался ее пафос.
В 1832 году художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко.
По возвращении во Францию его положение упрочилось. Последовали официальные заказы. Первой монументальной работой такого рода стали росписи, выполненные в Бурбонском дворце (1833-1847). После этого Делакруа работал над украшением Люксембургского дворца (1840-1847) и росписью потолков в Лувре (1850-1851). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис (1849-1861).
В 1850-е годы его признание Делакруа стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855-м наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа - в рамках Всемирной парижской выставки. Сам художник немало огорчался, видя, что публика знает его по старым работам, и лишь они вызывают ее неизменный интерес. Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года, и законченные в 1861 фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.
Это охлаждение интереса публики омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.
Многие картины Эжена Делакруа хранятся в Лувре, главном музее Франции.
Марианна - национальный символ, а также прозвище Франции с 1792 года (времён Великой Французской революции).
Изображается молодой женщиной во фригийском колпаке. Она является олицетворением национального девиза Франции "Свобода, Равенство, Братство". Скульптурные изображения Марианны являются обязательным атрибутом учреждений органов власти, судов, муниципалитетов и так далее. Её профиль размещён на государственной печати Франции; она изображена на французских стандартных почтовых марках. До введения евро изображения Марианны размещались на монетах, соответственно на сантимах и франках. В настоящее время изображение Марианны можно увидеть на евроцентах (1, 2, 5) французской чеканки.
Национальное собрание Франции в сентябре 1792 года постановило, что новой печатью государства должно стать изображение стоящей женщины с копьём, на голове которой надет фригийский колпак. Этот головной убор известен со времён Римской империи, носили его освобождённые рабы-вольноотпущенники. С тех пор фригийский колпак стал символом свободы.
Таким образом, Марианна во фригийском колпаке стала также символом свободной Франции. Многие французские художники и скульпторы изображали её в своих произведениях. Одним из известнейших произведений является картина Делакруа "Свобода на баррикадах", написанная под впечатлением революции 1830 года.В 1848 году министерство внутренних дел объявило конкурс на лучший символ Франции. В этом конкурсе победили два изображения "Марианна борющаяся" и "Марианна мудрая". В 1849 году была выпущена почтовая марка с изображением Марианны.
В период Второй Империи изображения Марианны были запрещены (1852 - 1870).
Примерно с 1875 года изображения Марианны стали широко распространяться в официальных учреждениях: департаментах, муниципалитетах, судах.
Вначале это были бюсты, изображавшие некий собирательный образ, но с 1970 года была введена новая традиция. Комитетом мэров французских городов прототипом Марианны стала избираться одна из известных красивых женщин страны. Так моделями для скульптурных изображений Марианны стали:
1968 - киноартистка Бриджит Бардо. Стать прототипом Марианны ей предложил президент Франции Шарль де Голль1978 - певица Мирей Матьё1985 - киноартистка Катрин Денёв
Собственно, если бы не то, что эти три необыкновенно талантливые и столь же красивые женщины, которые снискали себе мировую славу, стали прототипами государственного символа Франции, то и французский национальный праздник - День взятия Бастилии не был бы для меня настолько интересен, чтобы я отдавала ему дань и посвящала запись в своём музыкально-художественном блоге.
Бриджит Бардо, Мирей Матье, Катрин ДенёвКроме этих трёх Марианн на сегодняшний день есть ещё четыре женщины, которые стали моделями для скульптур государственного символа Франции. Это:
1989 - манекенщица Инес де ла Фрессанж2000 - топ-модель Летиция Каста2003 - телевизионная ведущая Эвелин Тома2010 - модель и Мисс Франция 2010 Малика МенарВот они на фотографиях в соответствующем порядке:Инес де ла Фрессанж, Летиция Каста, Эвелин Тома, Малика МенарБезусловно, очень красивые женщины и всё же... - не тот уровень таланта и известности в мире. Ну, что поделаешь, такие времена.
И вот что ещё хочется добавить в качестве резюме: мне, безусловно, гораздо больше по душе бюсты этих красивых женщин в экзотических колпачках, которые стоят во всех государственных учреждениях Франции, нежели унылые портреты президентов, висящие на стенах и стоящие на столах, почти, как иконы, и у нас на Украине, и в России, и в других странах.Клод Жозеф Руже де Лиль - МарсельезаПоёт - Мирей Матье
Марсельеза - национальный гимн Французской республики. Песня написана в ритме марша, написал её военный инженер Руже де Лиль в ночь на 25 апреля 1792-го года, а уже 30 июля того же года с этой песней в Париж вошёл Марсельский добровольческий батальон.24 ноября 1793 года Конвент выбрал Марсельезу в качестве государственного гимна Франции. Во времена реакции в XIX-ом веке (1852 - 1870) и во время оккупации Франции гитлеровцами Марсельеза была запрещена.С 1944-го года, после освобождения Франции, Марсельеза вновь стала национальным гимном.Есть у Марсельезы и своя русская история: под названием "Рабочая Марсельеза" и со своим оригинальным текстом, который не был переводом французского текста, после февральской революции 1917-го года в России, эта песня, наряду с Интернационалом, была гимном России. Наблюдалась такая двойственность: буржуазные партии предпочитали "Марсельезу", а партии, ориентированные на рабочих, - "Интернационал".
katani08.livejournal.com
Взятие Бастилии. Как все было на самом деле
Миф и реальность о взятии Бастилии
Взятие Бастилии — 1789 год, 14 июля — штурм крепости-тюрьмы Бастилия во времена Великой французской революции. Крепость возведена в 1382 году. Для французов была олицетворением тирании королевской власти.
Что известно о взятии Бастилии
Для Франции 14 июля – главный государственный праздник. Глава государства принимает парад, французы поют и танцуют на улицах и площадях. В прессе выходит множество статей о том далеком 14 июля 1789 г. – дне взятия Бастилии, королевской тюрьмы, в которой содержались несчастные узники монархического режима. Тем днем революционный народ двинулся на зловещую тюрьму штурмом, уничтожил ее, разбив на камни и заплатив за это кровью. 15 пушек Бастилии постоянно палили в огромную людскую толпу, было убито около сотни человек, в последствии столько же умерло от ран.
Однако толпа парижан не дрогнув смела защитников Бастилии. И сломленная тюрьма, которая была олицетворением тирании королевской власти, стала главной вехой начавшейся Великой французской буржуазной революции. А день взятия Бастилии – днем свободы, равенства и братства.
Сколько было героев этого исторического штурма – точно неизвестно. Чуть не все парижане вышли тогда на улицы. Но нашлись и те, кто смог доказать со временем, что принимал участие в разрушении символа тирании. 863 парижанина были названы «почетными участниками штурма» или просто «людьми Бастилии» и на протяжении многих лет выплачивали им государственный пенсион за особые заслуги перед революцией. Еще бы – они ведь рискуя своей жизнью, шагали под залпами пушек, стрелявших с тюремных стен.
Как все было в действительности
Однако как быть с записями короля Людовика XVI, которые он вел практически в течении всей жизни, – почему на странице дневника за 14 июля 1789 г. монарх написал лишь одно слово: «Ничего»? То есть ничего не произошло?! Но как же так? Взятие Бастилии – событие знаковое для революции, охватившей Париж. Уж король-то это знал! Сотни погибших, столько же раненых, в течении всего дня стрельба из пушек и взрывы снарядов, потом грохот от рушившихся каменных стен – неужто этого можно было не заметить?!
Увы, такое возможно. В особенности если ничего этого не было. А вот, что написал в мемуарах унтер-офицер Гийо де Флевиль, один из военных, которому по статусу следовало защищать Бастилию? «Бастилию никогда не брали штурмом». Еще один офицер, Ф. Эли из «полка королевы», который тем днем как раз нес караул в стенах тюрьмы, выразился еще конкретней: «Бастилию не брали приступом; она капитулировала до того, как на нее напали». Ну а архитектор Ж. Пийо, писал: «Бастилия, которая была возведена как военный бастион где-то в 1370-х годах, в эпоху Столетней войны, ко временам революции давно уже обветшала, имела всего-лишь с десяток узников. Да ее вообще давно хотели снести, только остерегались делать это, боясь, что от первого же толчка старая развалина попросту рухнет».
Получается, никакого символа тирании мрачная темница уже давно не представляла. Но ведь толпа зачем-то ринулась к ней? Как это произошло, легко восстановить из описаний очевидцев.
Описание очевидцев
В ночь на 14 июля по городу поползли слухи, что гарнизон Бастилии, выступавший, разумеется, на стороне короля, готов начать стрелять в восставший народ. Тюрио де ла Росье, депутат от округа Сен-Луи-де-ла-Куртюр, собрав толпу утром, повел ее к ненавистной тюрьме, где, по его словам, «томились сотни невиновных». Конечно, никто не собирался говорить народу, что ныне в стенах темницы лишь 7 узников: из них трое серийных убийц, двоих из которых признали душевнобольными, и четверо злостных мошенников, подделывавшие вексели.
И вот возбужденная от собственной «революционной значимости» толпа двинулась к темнице. Но депутат де Росье с возмущением узнал, что его миссию свободы опередили соперники – три других депутата с толпой собственных сторонников уже вошли в ворота Бастилии. Оставив народ во дворе, депутаты пошли к коменданту тюрьму, маркизу Делоне, и уселись с ним завтракать. В гневе Росье влетел в след за ними и… присоединился к завтраку.
Кухня была отменной, спешить, собственно, было некуда. Комендант, оценивая обстановку, сказал, что готов открыть ворота тюрьмы, что бы решить дело мирным путем. Но – увы – толпа, ждавшая депутатов, не знала, что те попросту уселись завтракать. Люди волновались. Народ, вооруженный ружьями, крючьями, топорами, кричал, угрожая: «Долой Бастилию! Долой гарнизон!» Кто-то из умельцев смог залесть на поднятый мост, разбить его цепи. Старый мост, заскрежетав, опустился, и толпа хлынула во двор.
Разумеется, гарнизон ответил оружейным залпом. Но не в людей, а поверх голов. Никто из толпы даже не был ранен, однако часть людей, испугавшись грома пушек, бросилась за подмогой к городской ратуше, крича: «Убийство! Предательство! Отомстим гарнизону Бастилии!» В ратуше заседало Учредительное собрание. Однако до темницы ему дела не было. Власти-то отлично было известно, что «зловещая тюрьма» – всего лишь развалюха. Но простому обывателю это не было известно, и на фоне криков и общей истерии к стенам Бастилии кинулся чуть не весь Париж.
Словом, пока депутаты занимались дегустацией завтрака, а члены Учредительного собрания решали свои дела, революционно настроенные парижане устремились в тюремный двор. Там находились подсобные строения: кузни, конюшни, сараи, дом коменданта, военные казармы. В мгновение ока возбужденная толпа разрушила, что смогла. Строения подожгли. Выбежавший комендант Бастилии, маркиз Делоне, был зверски убит – походя ему отрезали голову мясницким ножом. Солдаты еще пытались выстрелить из легендарных пушек Бастилии. Однако удалось дать всего лишь один залп. А мятежники уже подкатили собственные пушки и начали палить без разбора по тюремным стенам. Стены, как известно, были старые и ветхие. Они пали сами, и разрушать их не пришлось. Гарнизон капитулировал.
Узников, которых освободили, торжественно провели по городским улицам. Во главе процессии «человеколюбивые революционеры» гордо несли комендантскую голову, насаженную на пику. Это был апофеоз. На крышах домов собрались тысячи любопытных – все ликовали. На следующий день завалы бастиона деспотизма стали разбирать. Нагнали строителей. Ну а парижане, ликуя, кружились вокруг, танцуя и напевая. Взятие Бастилии описали в газетах как подвиг революционного народа. Ну а после, как водится, начались приписки – легендарные события, провозглашение героев, погибших за правое дело. А чтобы в героях в действительности оказались погибшие, взяли списки городских воришек, бездомных клошаров, умерших в городе еще прошедшей снежной зимой.
Красивая легенда
Почти 150 лет, вплоть до конца 30-х годов XX века, легенда о взятии Бастилии, геройстве народа и прочих революционных «справедливостях» прочно бытовала и во Франции, и во всем мире. И только ХХ век решился сказать, что штурм тюрьмы народов не более чем красивая легенда. Не говоря уже о погибших во время этого штурма «верных сынах Отечества». Попросту легенда была необходима – революции всегда питаются такого рода легендами. Не то же разве происходило и во время Октябрьской революции в России? Сколько нам рассказывали о массовом героизме при взятии Зимнего дворца, о матросах и солдатах, погибших от руки подлых наймитов Временного правительства, от пуль оголтелых солдат женского батальона под командованием Бочкаревой! И лишь через столетие узнали правдивые факты. При взятии Зимнего дворца, как отмечается историками, погибли единицы – и то по собственной неосторожности, а не от пуль обороняющихся.
Помнится, как мой дед, бывший в те времена одним из тех матросов, кому было приказано взять Зимний, рассказывал тихонько (дело было в советское время), что сам видел, как погибли матрос и солдат: оба пьяные упали с лестницы, сломав шею. А пьяные они были оттого, что в первую очередь взяли не дворец, а его винные погреба, где выпили и перебили все содержимое. Ну а Марии Бочкаревой вообще не было в то время в городе.
ред. shtorm777.ru
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
shtorm777.ru
Падение французского Карфагена. Как парижане на самом деле взяли Бастилию | История | Общество
Ветхий символ
Великие события, меняющие жизнь стран, а порой и целого мира, неизбежно обрастают мифами. Великая Октябрьская социалистическая революция неотделима от мифа о штурме Зимнего дворца, увековеченного гением Сергея Эйзенштейна. Великая Французская революция немыслима без мифа о взятии Бастилии. Миф этот оказался настолько прочен, что и сегодня День взятия Бастилии — 14 июля — отмечается как главный национальный праздник Франции.
Как часто бывает, воспетая в веках история штурма главной цитадели французского абсолютизма на деле была значительно прозаичнее.
Укреплённый замок, построенный во второй половине XIV века, заслужил недобрую славу самого мрачного места во Франции во многом благодаря деятельности кардинала Ришелье.
До той поры Бастилия чаще служила прямо противоположным целям — в замке укрывались члены королевской семьи во время периодически вспыхивавших в стране бунтов.
При Людовике XIV Бастилия пережила свою «минуту славы». Именно тогда в её казематы стали отправлять «государственных преступников» без суда и следствия, по одной лишь записке короля.
Через эти застенки прошло немало известных персон, включая загадочную «Железную маску», философа Вольтера, министра финансов Николя Фуке, известного авантюриста графа Калиостро и многих-многих других.
Однако ко времени начала Великой Французской революции Бастилия, чей возраст перевалил за 400 лет, превратилась из стратегического объекта в обременительную проблему, от которой власти очень хотели избавиться.
Содержание обветшавшего замка требовало немалых денег, которых в казне не было. За несколько лет до начала революции началось рассмотрение плана сноса Бастилии и размещения на этом месте нового городского квартала.
План реконструкции рассматривался медленно, и к моменту начала революции решения по нему так и не приняли.
Взятие Бастилии. 1793, Шарль Тевенен. Фото: Commons.wikimedia.orgУпрямый маркиз
12 июля 1789 года парижский адвокат Камиль Демулен в Пале-Рояле произнёс пламенную речь в связи с отставкой популярного в народе министра финансов Жака Неккера. Демулен призывал возмущённых парижан взяться за оружие и силой заставить короля прислушаться к мнению народа.
Призыв нашёл живой отклик, и Париж стал ареной уличных столкновений между революционерами и верными королю отрядами. При этом на сторону повстанцев стали переходить офицеры королевской армии, что значительно укрепило их силы.
Утром 14 июля повстанцы захватили оружейные склады в Доме инвалидов, захватив несколько десятков тысяч ружей. Вооружённые революционеры двинулись по направлению к Бастилии.
У похода на Бастилию было несколько причин. Наиболее практичные предполагали получить там порох и боеприпасы для вновь созданной революционной милиции. Другие считали необходимым освободить содержавшихся там «узников короля». Третьи видели в Бастилии оплот королевской власти и стремились путём захвата замка пошатнуть французскую монархию.
В том, что произошло дальше, важную роль сыграла личность последнего коменданта замка. Маркиз де Лонэ был верным сторонником короля и поборником жёстких тюремных правил. Он отлично подошёл бы Бастилии времён её расцвета, однако в 1789 году упрямство маркиза самым губительным образом сказалось и на его судьбе, и на судьбе самой Бастилии.
В первой половине дня к де Лонэ прибыли две делегации восставших, просивших пороха и пуль из арсеналов замка. Переговоры прошли мирно, но комендант передавать боеприпасы отказался категорически.
Взятие Бастилии. 1928, Генри Пол Перро. Фото: Commons.wikimedia.org«Мы хотим Бастилию!»
Между тем к Бастилии стали стягиваться тысячи повстанцев, настроенных отнюдь не мирно. Вскоре под стенами замка собралось около 50 тысяч человек. В толпе кричали: «Мы хотим Бастилию!»
В распоряжении коменданта Бастилии были 82 инвалида (так называли тогда вышедших в отставку ветеранов военной службы, вне зависимости от наличия у них рук и ног), 32 швейцарских гвардейца и 13 пушек.
Отстоять обветшалую крепость с таким отрядом не представлялось возможным, однако, когда повстанцы попытались проникнуть внутрь, маркиз де Лонэ приказал открыть по ним огонь из пушек. От залпов Бастилии погибло несколько десятков человек, что никак не повлияло на намерения остальных, а напротив, придало им ярости.
Вскоре повстанцы подтянули к Бастилии пушки, захваченные в Доме инвалидов. Одновременно с этим повстанцы ворвались внутрь крепости, заняв так называемый наружный двор.
Надо отдать должное де Лонэ — в своём упрямстве он был последователен. Поняв, что удержать Бастилию не получится, он решил взорвать её! Взяв факел, он спустился в подземелье, чтобы поджечь пороховой погреб.
Однако гарнизон Бастилии не желал умирать вместе со своим комендантом во славу короля, потому де Лонэ скрутили собственные подчинённые и заставили провести военный совет, на котором было принято решение сдаться в обмен на сохранение жизни.
Взятие Бастилии. Фото: Commons.wikimedia.orgИ по камешку, по кирпичику…
Около пяти вечера Бастилия перешла в руки повстанцев, которых ждало разочарование. В камерах Бастилии обнаружили всего семерых, ни один из которых не тянул на титул «жертв режима» — четыре фальшивомонетчика, два психически больных и один убийца-уголовник. Даже легендарного маркиза де Сада к тому моменту из Бастилии перевели в психиатрическую клинику.
Тем не менее всех узников Бастилии, найденных в камерах, революционеры освободили.
После этого замок подвергся грабежу. Историки по сей день сожалеют о богатейшем архиве документов Бастилии, который по большей части был уничтожен во время захвата крепости.
Революционные массы — хозяева своих слов. Обещание сохранить жизнь гарнизону Бастилии так и осталось обещанием: несчастного маркиза де Лонэ обезглавили, а его голову надели на пику, с которой прошлись по Парижу, распевая победные песни. Были убиты ещё несколько солдат и офицеров, находившихся в Бастилии.
Дальше с Бастилией случилось то, что ровно два столетия спустя произошло с Берлинской стеной. Парижский муниципалитет постановил немедленно её разрушить на общественных началах, и уже на следующий день парижане с подручными инструментами и радостью на лицах вышли громить памятник архитектуры XIV века. Поскольку в то время в Париже не было движения «Архнадзор», помешать вандализму было некому.
Процесс разрушения растянулся на два года, но дело было сделано — от Бастилии не осталось и следа. Битый кирпич от стен замка пошёл на сувениры, которые ещё долго продавали всем желающим.
Сто лет на размышление
На месте Бастилии долгое время находился пустырь, колорита которому добавляла лишь надпись «Здесь танцуют». Впрочем, сотрясаемой революционными потрясениями Франции ещё долго было не до танцев.
Падение Бастилии убедило короля Людовика XVI в серьёзности намерений восставших, но не заставило признать их. Политическая борьба только набирала обороты, и монарх не предполагал, что с головой распрощается не только смелый, но глупый де Лонэ, но и он сам.
Отношение к взятию Бастилии во Франции менялось вместе со сменой режимов. Полвека спустя на площади Бастилии появился монумент в честь революции — Июльская колонна. Но дело в том, что этот 80-метровый памятник был посвящён не взятию Бастилии, а июльской революции 1830 года.
Потрясения конца XVIII – начала XIX века Франция «переваривала» почти сто лет, пытаясь расставить всех участников исторической драмы по местам.
В итоге в июле 1880 года День взятия Бастилии был объявлен национальным праздником, а сам штурм — днём свержения абсолютизма во Франции.
В этом статусе День взятия Бастилии существует более 130 лет, и отказываться от него французы не собираются.
Возможно, другим странам, продолжающим воевать с собственным прошлым, стоит взять с них пример.
Станция метро «Бастилия» в Париже. Фото: Commons.wikimedia.org / Al Silonovwww.aif.ru