Алексей Саврасов: жизнь и творчество художника. Картины саврасова


Alexey Savrasov. Painting - the best pictures | Biography, creativity

  Именной указатель • Artist Index   • • • • • • • russian version • • • • • • • Айвазовский, Иван Бенуа, Александр Бенуа, Альберт Богаевский, Константин Борисов-Мусатов, Виктор Брюллов, Карл Васильев, Константин Васильев, Федор Васнецов, Виктор Венецианов, Алексей Верещагин, Василий Врубель, Михаил Высоцкий, Олег Ге, Николай Глазунов, Илья Грабарь, Игорь Григорьев, Борис Иваненко, Михаил Иванов, Александр Кандинский, Василий Кипренский, Орест Клодт, Михаил К. Клодт, Михаил П. Коровин, Константин Крамской, Иван Клевер, Юлий Куинджи, Архип Кустанович, Дмитрий Кустодиев, Борис Левитан, Исаак Маковский, Константин Малевич, Казимир Маранов, Александр Мясоедов, Григорий Нестеров, Михаил Перов, Василий Поленов, Василий Репин, Илья Рерих, Николай Рерих, Святослав Рублев, Андрей Русская икона Рылов, Аркадий Саврасов, Алексей Сафронов, Никас Серов, Валентин Смирнов-Русецкий,Борис Суриков, Василий Тропинин, Василий Филонов, Павел Черноволенко, Виктор Шагал, Марк Шилов, Александр Шишкин, Иван Ярошенко, Николай • • • • • • • english version • • • • • • • Aivazovsky, Ivan Benois, Albert Benois, Alexander Bogaevsky, Konstantin Borisov-Musatov, Victor Brulloff, Karl Chagall, Marc Chernovolenko, Victor Clodt, Mikhail K. Clodt, Mikhail P. Filonov, Pavel Gay, Nikolay Glazunov, Ilya Grabar, Igor Grigoriev, Boris Ivanenko, Mikhail Ivanov, Alexander Kandinsky, Wassily Kiprensky, Orest Klever, Julius Korovin, Konstantin Kramskoy, Ivan Kuindzhi, Arkhip Kustanovich, Dmitry Kustodiev, Boris Levitan, Isaac Makovsky, Konstantin Malevich, Kazimir Мaranov, Alexander Myasoyedov, Grigory Nesterov, Mikhail Perov, Vasily Petrov-Vodkin, Kuzma Polenov, Vasiliy Repin, Ilya Roerich, Nicholas Roerich, Svetoslav Rublev, Andrei Russian icon Rylov, Arkady Safronov, Nikas Savrasov, Alexey Serov, Valentin Shilov, Alexander Shishkin, Ivan Smirnov-Rusetsky, Boris Surikov, Vasily Tropinin, Vasily Vasilyev, Feodor Vasilyev, Konstantín Vasnetsov, Victor Venetsianov, Alexey Vereshchagin, Vasily Vrubel, Mikhail Vysotski, Oleg Yaroshenko, Nikolay

www.tanais.info

История гениального, но невезучего художника Саврасова: igorinna

Под конец жизни художник, получивший в 24 года звание академика, торговал своими рисунками на развалах. Авторские копии «Грачей» шли по трёшке за штуку.

 

 

185 лет назад 24 мая в семье небогатого купца родился сын. Он очень хотел стать художником, но отец был против и в воспитательных целях запирал его на чердаке. Но сын добился своего и стал пейзажистом. Потом спился и умер, успев сотворить шедевр - картину «Грачи прилетели». Имя его - Алексей Саврасов.

 

 

 

 

Все еще интересно? Тогда Voila! ...">

 

Неизвестный Саврасов

 

При имени Саврасов все вспоминают хрестоматийную «Грачи прилетели», наиболее просвещенные – ещё два – три пейзажа: «Лосиный остров в Сокольниках», «Проселок», «Радуга», а также расхожие штампы – художник одной картины, спился, умер в нищете, царская действительность загубила большой талант. Но так ли уж это верно?

 

 

 

Отец будущего художника – Кондратий Соврасов (так писалась фамилия в XIX веке) – был человеком зажиточным, купцом. Торговал шерстяными изделиями неподалеку от Красной площади. Приобрел свой дом, нажил небольшой капитал. Склонности сына к рисованию противился, считал её несерьёзной. Алексей целыми днями перерисовывал гуашью картинки из толстых иллюстрированных журналов. А однажды отнес их на Ильинку, где торговали лубками, старыми книгами и гравюрами, и, к своему удивлению, продал одному из торговцев – по шесть рублей за дюжину рисунков. В 14 лет мальчик поступает в училище живописи, что располагалось на Мясницкой улице. Даже деньги на обучение – около двух рублей в месяц – он мог уже заработать сам.

 

 

 

В училище Саврасов встретил людей, определивших его жизнь – и профессиональную, и личную. Это его учитель, известный живописец Карл Иванович Рабус и товарищ по классу Константин Герц, друг и будущий родственник. Двухэтажный особняк Герцев в Архангельском переулке, наполненный старинной мебелью и картинами, покажется Алексею роскошным дворцом. А образованные и воспитанные сестры Герц – Софья Эрнестина и Аделаида (семья имела шведские корни) – существами из иного, утонченного и возвышенного мира. Старшая, Софья, была особенно любезна и обходительна…

 

 

Любимец преподавателей, Саврасов окончил училище в 20 лет, но связи с ним не порывает. Занимается в классах, выставляет свои картины и этюды – виды окрестностей Москвы, работы, привезенные из двух поездок по Малороссии. В журналах появляются положительные рецензии. В 1854 году «Москвитянин» назовет Саврасова «первым среди пейзажистов». В этом же году училище посетила сестра императора, великая княжна Мария Николаевна, любительница искусств. Из семи, купленных ею на выставке картин – две саврасовские. Художнику Саврасову передали приказ прибыть в Санкт-Петербург, на дачу великой княжны с тем, чтобы написать несколько видов.

 

 

 

 

Благоволение великой княжны – это ли не удача! Удивился и зауважал сына старик Саврасов. Алексей отправился в путь. Больше месяца провел он на даче в Сергиевке на пустынном берегу Финского залива. Бродил с альбомом по окрестностям, рисовал. Мария Николаевна удостоила своим посещением лишь однажды. Посмотрела рисунки, похвалила. Спросила о планах на будущее.

 

 

 

Остаться в Петербурге, просить о покровительстве, об Академии – заветной мечте всех художников? Приближенность ко двору, возможно, стажировка в Италии. Что ж, милостивый государь? Саврасов растерян, медлит с ответом. Наконец говорит, что хочет вернуться в Москву. Холеная княгиня пожала плечами – как угодно.

 

 

Написанные в Сергиевке картины были выставлены в Академии Художеств, и за «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов – в 24 года – получает звание академика живописи. Позднее картину приобрёл П.М.Третьяков. Что бы там ни было, карьера складывалась блестяще – молодость, признание, заказы князей и коллекционеров (правда, это не любимые им виды среднерусской природы, а эффектные романтические пейзажи с горами, водопадами и морем в духе популярного тогда швейцарца Калама), материальная обеспеченность.

 

 

Вот тут-то и обратила внимание на молодого академика Софья Карловна Герц. Ей уже тридцать, она на четыре года старше Саврасова, учительствует в пансионе при лютеранской церкви. Алексей Кондратьевич застенчив, малообщителен, многим представляется даже суровым. Да и чего Софье ещё ждать? В январе 1857 года умирает Карл Иванович Рабус, и Саврасову предложили место учителя – вести класс ландшафтной и перспективной живописи. Твердое жалованье (500 рублей в год серебром), чин – титулярный советник, с годами выслуга лет, награды, повышение. В сентябре состоялась свадьба. Рождаются две дочери (первая умирает младенцем). Саврасов получает во дворе училища бесплатную казенную квартиру, не нужно платить даже за отопление.

 

 

 

В 1862 году Саврасова и скульптора Сергея Иванова посылают за границу. Средства были собраны продажей билетов на выставку училища и лотереей.

 

Оставив годовалую малютку Веру на попечение родственников, Саврасов с женой и её сестрой Эрнестиной отправляются в путь. Прежде всего – в Лондон, на всемирную выставку. Саврасов целыми днями пропадает в художественном отделе, совершенно игнорируя последние достижения техники и комфорта. Потом – Франция, Швейцария, Германия. Музеи, выставки, знакомства с художниками. Знаменитый немец Вильгельм Каульбах, увидев швейцарские этюды Саврасова, восхищен: «Это же чудесно, это нечто величественное… с такими сокровищами можно вернуться на родину».

 

 

 

У честолюбивой Софьи были все основания гордиться мужем и ожидать в дальнейшем прочного положения в обществе, своего дома, гувернантки, заграничных вояжей.

 

И вдруг благополучие начинает рушиться. Рождаются дети – ещё две девочки и долгожданный мальчик. Выживает только одна Евгения, Женни. В августе 1870 года Саврасова лишают казенной квартиры – «мало учеников». Семья оказывается практически на улице. Надо нанимать, да ещё дрова – недешево. Обиженный Саврасов уезжает с семьей на Волгу, в Ярославль. Живут там зиму.

 

 

 

Беременная Софья Карловна простужается и рожает недоношенного, последнего (ей уже 44 года) ребёнка. Девочка очень слаба и не выживает. Хоронят её на высоком берегу Волги. Саврасов делает рисунок – обрыв, даль реки, маленький крест. Через три года он создаст картину, пожалуй, единственную, напрямую связанную с личными переживаниями. А ученик Саврасова Исаак Левитан повторит этот мотив в знаменитой картине «Над вечным покоем».

 

 

 

Там же, на Волге, Саврасов создает полотно, обессмертившее его имя – «Грачи прилетели». Показанная на Первой выставке передвижников (к которым принадлежал и сам художник) сразу стала знаменитой и была куплена П.М.Третьяковым ещё в мастерской за 600 рублей.

 

 

 

Во второй половине 1870-х годов растет непонимание и одиночество Саврасова в семье. Софья Карловна постоянно раздражается из-за недостатка денежных средств – она любит комфорт, да и дочери подрастают, нужны деньги на обучение. Появляются отрицательные рецензии на картины.

 

Художник начинает выпивать и попадает в замкнутый порочный круг, лишается некоторых выгодных уроков. Делает попытки выбраться: хлопочет о возвращении казенной квартиры (у него 15 учеников) – но получает отказы. Просит разрешить ему преподавание в училище пейзажной живописи акварелью – опять отказ. Болезненные удары по самолюбию академик Саврасов сносит молча. Но что делать женщине, жене в такой ситуации? Софья Карловна уезжает с детьми в Санкт-Петербург, к своей замужней и состоятельной сестре Адели (третья сестра Эрнестина, осталось старой девой) Несомненно, подучивает детей писать отцу письма с просьбой о деньгах «на башмаки и жизнь на даче». Впрочем, была и попытка воссоединения семьи, но – неудачная.

 

 

 

Одиночество этих лет скрашивали Саврасову его ученики, многие из которых стали известными художниками. Константин Коровин, Исаак Левитан, 14-15-летние романтики, были особенно близки ему по духу.

 

Несмотря на громкий успех некоторых картин Саврасова в 1870-е годы, общество в целом было не готово оценить его талант. Для прогрессивной интеллигенции его пейзажи были слишком безыдейными, он не бичевал, не обличал пороки, что было в духе 60-70-х годов XIX века. И европеизированная знать его не принимала.

 

 

 

В 1882 году за пьянство и постоянные пропуски занятий Саврасова увольняют из училища. Он получает небольшое месячное содержание в 25 рублей и перебивается случайными заработками.

 

 

 

Среди написанного в последние годы встречаются и сильные работы, где видна рука прежнего мастера (например, «Ночка»). Однако и за них он уже получает в десятки раз меньше, чем раньше, а предприимчивые торговцы перепродают его полотна с большой выгодой для себя. Сам же Саврасов постоянно обращается то в общество любителей художеств, то в училище, то к П.М.Третьякову с просьбами о денежной помощи. Ему помогают, но распрямиться душевно, он уже не в состоянии.

 

 

Он бросил пить. После пятидесяти лет пытается создать новую семью – с мещанкой Евдокией Моргуновой. Рождаются дети – мальчик и девочка, Алексей и Наташа. Но работать не может, почти ослеп. Последние три года практически не выходит из дома.

 

Одна из последних радостей – в 1894 году в Киеве к пятидесятилетию его творческой деятельности выходит роскошный альбом литографий с двадцатью его рисунками.

 

26 сентября 1897 г. Саврасов умирает в больнице для бедных.

 

 

 

И мы, зрители, глядя на великолепные полотна и рисунки Саврасова, чувствуем исходящую от них огромную светлую энергию. Художник был счастлив – в своем творчестве и вечен – в нем. Он оставил нам тонкое понимание красоты природы, жизнеутверждающий лиризм, способность выразить в пейзаже самые разные оттенки человеческих переживаний (нет только отчаяния, даже печаль у него та самая, о которой А.С.Пушкин гениально сказал «светла…»).

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

igorinna.livejournal.com

Саврасов Алексей Кондратьевич. Биография, картины художника

12 мая (24 июня по новому стилю) 1830 год, Москва – 26 сентября (8 октября) 1897 год, Москва

Портрет Саврасова Алексея Кондратьевича Пейзажист-лирик. Создатель первых истинно национальных пейзажей в России. Обучал многих художников того времени. Он писал «пейзаж настроения».

Отец его, Кондратий Артемьевич Соврасов (так писал свою фамилию отец художника), был мещанином. Благодаря долгому и кропотливому труду Кондратий Артемьевич получил «звание» купца третьей гильдии. Саврасов получил от отца суровое воспитание, предполагалось, что он пойдёт по стопам отца. Однако с детства художник был наделён талантом, его рисунки пользовались большим спросом и их сбывали на Никольской и у Ильинских ворот.

Дважды Саврасов поступал на учёбу в Московское училище живописи и ваяния. Первый раз в 1844 году, учёбу пришлось оставить из-за болезни матери, её сразила чахотка. В 1848 году он вновь поступает в Училище. Отец не разделял интересов сына к живописи, он даже выселил сына с картинами на чердак. Тут вмешался московский обер-полицмейстер генерала И. Лужина. В итоге Саврасов успешно сдаёт  экзамены и поступает в Училище. Наставником юного живописца был замечательный педагог пейзажного класса Карл Рабус (его имя было забыто). Карл Рабус был известной фигурой в мире искусства в те времена. Его одноклассником был Брюллов, его другом был немецкий романист Л. Тик, А Иванов, Н. Гоголь, А Венецианов. Благодаря своему наставнику Саврасов из дилетанта превратился в художника.

В 1850 году Саврасов пишет две картины – «Вид  Московского Кремля при луне» и «Камень в лесу у “Разлива”. Вид в имении И.Д. Лужина близ станции Влахернская». За эти полотна Саврасов получил официальное звание художника. Художнику сопутствовал ошеломительный успех. На него обратила внимание в 1854 году великая княгиня Мария Николаевна. Саврасов стал писать пейзажи на её даче, расположенной между Петергофом и Ораниенбаумом. Тогда же, в 24 года, он стал академиком.

Конец 1850-х годов полон успехов в творчестве молодого живописца.  В 1857 году, после смерти Рабуса, Саврасову  предлагают возглавить пейзажный класс в Московском училище живописи и ваяния. Четверть века Саврасов обучает юных художников. Известными стали его ученики  К. Коровин и И. Левитан, продолживший дело своего учителя.

В 1857 году Саврасов женится на Софье Карловне Герц, сестре своего приятеля и одноклассника, Константина Герца. Другой её брат Карл Герц, основатель кафедры истории и искусств в Московском университете, он также был известным археологом и секретарём Общества любителей художеств. Саврасов состоял в этом Обществе и за счёт Общества съездил на лондонскую Всемирную выставку в 1862 году. В 1860-х годах вёл активный образ жизни в мире искусства, в различных источниках упоминается его имя. Он был ответственным за перевозку шедевра А. Иванова «Явление Христа народу» из Петербурга в Москву в 1862 году; в 1862 году общался на равных с известным по всей Европе швейцарским художником А. Каламом; в 1867-м году был на парижской Всемирной выставке; в 1869, совместно с художником В. Пукиревым, выпустил учебник «Курс рисования»; в 1860-х годах участвовал в открытии Товарищества передвижных художественных выставок и после был членом его правления.

Близким другом Саврасова был живописец В. Перов. Они вместе обучали молодые дарования и вместе работали. Саврасов доверял Перову и тот вносил последние штрихи в картины художника – «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». Считается, например, что Саврасов написал пейзаж для картин Перова «Птицелов» и «Охотники на привале».

Самым большим и ошеломительным успехом Саврасова были «Грачи». Эту картину он показал на I выставке передвижников. История этой картины связана с поездками русского художника на Волгу (в начале 1870-х годов), художник много ездил по Волге и написал целую серию пейзажей.

Жизнь художника в дальнейшем складывалась  трагически. У него не было  собственного жилья (он жил на казенной квартире от Училища), он испытывал большие материальные трудности. Четверо его детей умерли в младенчестве. О картинах публика отзывается не однозначно, картины получают негативные оценки. Так с 1881 года русский художник больше не участвует в выставках. Левитан писал о том, что великий русский художник чужд и в своей семье.

Саврасов пристрастился к алкоголю, у него начинают болеть глаза. В 1876 году от него ушла жена с детьми. В заключение его уволили из Училища, отобрав казенную квартиру. Началось «хождение по мукам» художника, он ночевал в ночлежках. В таких условиях Саврасов завёл новую семью. Гражданская жена, Е.М. Моргунова, родила двоих детей. Саврасов опускался всё ниже. Однако он не оставил живопись. Отдавал свои картины чуть не задаром. И несмотря не на что он оставался великим живописцем, о чём свидетельствует изданный в 1894 году альбом саврасовских рисунков. Умер он в отделении для бедных 2-й городской больницы.

Известные произведения Саврасова  Алексея Кондратьевича

Картину «Лосиный остров в Сокольниках» Саврасов написал в 1869 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.  Этой картиной заканчивается творческий период жизни русского художника 1860-х годов. Картина отличается эмоциональностью и религиозным утверждением «земли» и «неба». Это воплощение реализма и метафизики, а не просто любование природой. Саврасов написал целую «энциклопедию» Подмосковья, дошедшую до наших дней. Картина «Лосиный остров» принесла первую премию русскому художнику на конкурсе Общества любителей художеств, в 1870 году, и была куплена П. Третьяковым.

Основной символ картины сосновый лес, делающий картину монументальной и соединяющий небо и землю в одно целое. Мастерски выполнена голубоватая дымка, курящаяся над влажной низиной, что было достигнуто приёмом лессировки. Реалистичность картине придают тщательно выписанные детали – сонные коровы, лесная растительность.  Набегающие тучи придают тревожный образ пейзажу.

Картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871), Нижегородский государственный художественный музей. Этой картиной была открыта «волжская» серия картин художника, созданной в самый плодотворный период его творчества. Тема Волги была продолжена, одним из лучших учеников Саврасова, Левитаном. Картина исполнена в жанре «лирического» пейзажа, которому свойственны одухотворённость, щемящее настроение.  На заднем плане картины открывается Волга – с её голубой водой, островами, широкими песчаными отмелями и берегами. Композиционный центр картины – колокольня и голубые купола белокаменного монастыря. Картина полна жизни, тут и скворечники, и развешенное на верёвках бельё, вьющийся дымок из трубы. Изображённая Саврасовым слобода приглашает зрителя к сопричастности, кажется, будто возможно сбежать с косогора, ведущего к монастырю.

Ещё одна известная картина Саврасова «Просёлок», её художник написал в 1873 году. Является новаторским произведением живописи 1870-х годов. Художник запечатлел одно мгновенье – мгновенье между только что закончившимся ливнем и солнцем, которое вот-вот должно вспыхнуть в небе. В этой картине русский художник мастерски написал воздух, что вообще присуще стилю саврасовских работ. Сам художник не был очень доволен своей работой. Её он выполнил в духе импрессионизма. Работа была подарена другу И. Прянишникову, одному из участников Товарищества передвижных выставок. Так картину зритель увидел уже в 1893 году.

Картина как будто светится и переливается. Краски в ней тёплые и тона плавно переходят из одного цвета в другой. Топкий и грязный просёлок превращается в некий эстетический эталон, создаёт художественный сюжет. Деревья тянутся к небу в предчувствие появления солнца, очертания их слегка размыты.

Картину «Радуга» А.К. Саврасов исполнил в 1875 году, находится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Это одна из картин, представляющих серию саврасовских «радуг». Глубокая тишина отражена в картине, умытый мир как будто застыл и задумался. Здесь виден поиск идеала в обыденном. Приглушен колорит, радуга еле заметна, однако сюжет картины полон очарования. На заднем плане изображены бедные селения.  Скудная лестница, перед которой остановилась крестьянка, делается лестницей в небо. Во всех картинах Саврасов пишет птиц.

Природа вечно дышит. Всегда поёт и песнь её торжественнаА.К. Саврасов

Шедевр Саврасова А.К.– картина «Грачи прилетели»

Картина исполнена в 1871 году и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.  Интерес к «национальному» пейзажу проявился уже на I Передвижнической выставке в 1871 году. «Грачи прилетели» стали откровением для посетителей нашумевшей выставки. Шедевр Саврасова стал символом целой эпохи в русском изобразительном искусстве.

Пейзаж “Грачи прилетели” есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но всё это – деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в “Грачах”И. Крамской

В этой картине искусно выстроена перспектива, высветленные тона, взгляд утопает в просторах русской весны. В картине нет заброшенности, манера Саврасова сближать следы деятельности человека с природой – тёплый вьющийся дымок указывает на то, что где-то рядом живут люди.  В центре изображена заурядная, с облупившейся краской колокольня. Верба – символ воскресенья, бессмертия жизни. Поэтизируются берёзы, неказистые, в ветвях которых прилетевшие грачи вьют гнёзда. По определению Б. Асафьева, художнику в этой работе свойственна «тончайшая и глубоко-мелодическая чуткость».

Вид в Швейцарских Альпах (гора Малый Рухен
  • Вид в Швейцарских Альпах (гора Малый Рухен
Камень в лесу у
  • Камень в лесу у "разлива"
Лосиный остров в Сокольниках
  • Лосиный остров в Сокольниках
Печорский монастырь под Нижним Новгородом
  • Печорский монастырь под Нижним Новгородом
Просёлок Радуга Грачи прилетели
  • Грачи прилетели
Оттепель. Ярославль
  • Оттепель. Ярославль
Просека в сосновом лесу
  • Просека в сосновом лесу
Рожь Разлив Волги под Ярославлем
  • Разлив Волги под Ярославлем
У ворот монастыря
  • У ворот монастыря
Волга близ городца
  • Волга близ городца

rus-artist.ru

Алексей Саврасов: жизнь и творчество художника

Алексей Саврасов (1830—1897) — русский художник-пейзажист.

Содержание

Биография Алексея Саврасова

Творчество Саврасова

Работы художника

Картины Алексея Саврасова

Библиография

Биография Алексея Саврасова

Художник родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» — Соврасов (в частности, А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850-х годов).

Осенью 1857 года 27 летний Алексей Саврасов женился на 31 летней Софье Карловне Герц (1826—1895) — сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца. В браке родилось четыре дочери и один сын. Одна умерла в детском возрасте от скарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие — Вера (род. 1861) и Евгения (род. 1867). В конце 1876 года брак распался. Жена уехала от него с дочерьми Верой и Евгенией в Санкт-Петербург к родной сестре Аделаиде Герц.

В 1887—1888 гг. Алексей Саврасов жил в Москве — с Верой Ивановной Киндяковой; написал в её квартире несколько картин.

С 1893 года до конца жизни Саврасов жил в Дорогомилово-Тишинском переулке, возле Плющихи, — с Екатериной Матвеевной Моргуновой (ок. 1856 — ок. 1920). У них родились двое детей — сын Алексей и дочь Надежда.

Творчество Саврасова

Ещё в ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса.

Во время обучения, в 1850 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» он был удостоен звания неклассного художника.

На средства И. В. Лихачева, мецената, члена Совета Московского художественного общества, Саврасов в числе учащихся летом 1849 года едет на юг России и пишет виды Одессы и Малороссии. За программные работы этого года художника награждают похвальным листом.

Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической школы. В академической пейзажной живописи 40-50-х годов преобладало романтическое направление, к нему был близок и учитель Саврасова.

В юношеских произведениях Саврасова — «Вид Москвы с Воробьевых гор» (1848, ГТГ), «Вид Кремля в ненастную погоду» (1851, ГТГ) — сказалось внешнее влияние романтизма. Однако пейзажи Саврасова отличались живыми наблюдениями, искренностью чувств.

Летом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г.) привлекли внимание две его картины: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые художнику присваивается звание академика.

Обе картины значительно отличаются от его прежних работ. Избрав традиционный романтический мотив, художник ищет поэтичность не во внешних эффектах, а в лирическом воспроизведении природы. С любовью он передает очарование летнего вечера на взморье, влажность морского воздуха в тени вековых валунов, сумрак под широко раскинувшимися ветвями деревьев.

В Москве Саврасов снова участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а после смерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного класса. Преподавание идет успешно, Саврасова окружают любящие друзья и ученики.

Значительный этап в творческом развитии художника представляет картина «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859, Гос.. художественный музей Латвийской ССР). Здесь нет ни борьбы стихий, ни поражающих контрастов освещения. Спокойные линии берега, плавный силуэт купы деревьев, мягкий солнечный свет, озаряющий подмосковную долину.

Многие произведения художника, которые появлялись на выставках передвижников, были написаны в Поволжье. Саврасов бывал под Нижним Новгородом и под Казанью, но больше всего любил места между Ярославлем и Костромой. Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств. В пейзаже «Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, «разливы рек, подобные морям».

В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения, и среди них — «Рожь» (1881, ГТГ), «Зимний пейзаж» (частное собрание), «Северная деревня», «Весна. Огороды» (1883, Пермская гос. художественная галерея).

Работы художника

  • Грачи прилетели. 1871
  • Грачи прилетели. 1879
  • Повеяло весной. 1890-е
  • Ранняя весна. 1880-е
  • Радуга. 1875-е
  • Зимний пейзаж. Оттепель. 1890-е
  • Ночное. 1871
  • Разлив Волги под Ярославлем.  1871
  • Ледоход. Пейзаж с фабрикой. 1880-1890-е
  • Распутица. 1894
  • Украинский пейзаж, 1849
  • Лесистый берег  реки Москвы, 1859
  • Рожь, 1881
  • Лунная ночь. Пейзаж с костром, 1880-1890-е
  • Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру, 1852

Библиография

  • Добровольский О. М. Саврасов. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 271 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, hrono.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Алексей Саврасов: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Алексей Саврасов: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

allpainters.ru

Алексей Саврасов художник. Краткое описание творчества

Алексей Саврасов родился в Москве в семье купца 1830 г. 24 мая. Еще в ранней молодости у Алексея Саврасова заметили тягу к рисованию и живописи, желание его отца было конечно противоположное, так как, сам отец был купцом 3-й гильдии и хотел устроить жизнь сына в коммерческом направлении. Тем не менее желание молодого художника было поступить учиться на художника и он поступает в Москве в училище живописи, выбрав пейзажную тему под учительством Рабуса К. И.

Развивая способности пейзажиста Алексей Саврасов постоянно находился в поисках новых решений написания пейзажей с особой палитрой красок, до селе не использованной другими художниками. Талант молодого пейзажиста был замечен меценатами, которые выделив некоторые средства, помогли деньгами для поездки в Украину, где Алексей Саврасов создает несколько пейзажей, среди его работ выделяются вид Одессы и Малороссии, картины были восторженно приняты широкой публикой и художника награждают похвальной грамотой.

в 1854 году художник переезжает под Санкт Петербург и плодотворно работает в окрестностях Финского залива, создавая новые романтические пейзажные произведения - картины Вид в окрестностях Ораниенбаума и Морской берег в окрестностях Ораниенбаума, чем привлекает на себя внимание общества, как классный мастер пейзажа.

В1857 году умирает его любимый учитель Рабус, поэтому случаю Саврасовупредлагают возглавить обучение пейзажу в училище. В это же время закрепившийся в славе художник решает жениться, его избранницей оказывается Софья Герц, которая была сестрой его коллеги по учебе.

В их доме часто собираются художники и известные личности, частым гостем бывает Третьяков П. М. Хорошую дружбу Саврасов заводит с художником Василием Перовым, скооперировшись они помогают друг другу в совместном творчестве.

В 1862 году по приглашению союза любителей искусства, Алексей Саврасов посещает Весенний деньоткрывшуюсявыставку художников в Лондоне и заодно побывал в других европейских странах изучая искусство заграничных художников и удивляя их своим мастерством.

В 1869 году художник создает свое знаменитое произведение, картина Лосиный остров, за что ему присуждается 1-я премия от общества любителей изобразительного искусства.

Некоторое время мастер работает в Ярославле, в окрестностях Нижнего Новгорода и Казанью. создавая ряд полотен под названием Волга под Юрьевцем, Разлив Волги под Ярославлем.

Создает одну из самых популярных картин Грачи прилетели, которую Саврасов будучи членом передвижных выставок, выставил на всеобщее обозрение на 1-й передвижной выставке художников передвижников.

Лесная дорогакартина Грачи прилетелиВ семидесятые годы созданы его работы Лунная ночь. Болото, Закат над болотом, Лесная дорога в сосновом лесу.

В 1871 году умирает его дочь, опечаленный горем художник долго находится в унынии. в 1874 году создает картину с драматически печальным видом Могилы над Волгой.

Некоторый спад его творчества заметен к концу 70-х годов, тем не менее в 80-е годы художник создает трогающие взгляд зрителя своим поэтизмом произведения, из которых выделяются картины Лунная ночь над озером, и картина Вечер. Поле с воронами, Сумерки. Сосны на берегу озера и картина Оттепель.

К концу жизни художник Саврасов живет в нужде, испытывая финансовые трудности, одинокий и не кому не нужный он умер в 1897 году

www.art-portrets.ru

Описание картины Алексея Саврасова «Вечер»

Описание картины Алексея Саврасова «Вечер»

Невероятная по своей красоте и технике выполнения картина, великого художника Саврасова, под названием «Вечер». Картина выполнена маслом на холсте и поражает взгляд зрителя своим поэтическим исполнением и передачи энергетического настроения картины.

Художник выбирает идеальный момент для прорисовки заката, как можно наблюдать, природа и все живое вокруг уже готовится ко сну, тогда как небо переливается великолепными, практически всеми цветами радуги цветами. Полотно условно разделяется на три части, нижняя полностью отдана темно-коричневым и темно-зеленым тонам, которые прекрасно показывают почву и траву.

Также видна некая тропа, которая уходит вглубь полотна. Что касается середины, картины, то лишь верхушки деревьев немного мешают зрителю, чтобы в полной мере насладиться великолепными переливами тонов и тонкими переходами красок, благодаря чему мастеру удалось идеально передать состояние природы, цвета и краски именно такими, которые они и являлись в момент написания.

Отличная проработка света и тени позволила художнику сделать небольшой акцент на то, что листья играют относительно заката, таким образом, становится понятно, почему для своей картины, мастер выбрал именно этот угол и место обзора. Верхняя часть полотна полностью отдана невозмутимому небу, которое исключительно контрастно дополняет весь образ на картине, небо со своими тучами является в данной картине идеальным противовесом земле.

Если с низом картины понятно, это безусловная основа, которая является недвижимой, то небо совершенно наоборот выполнено настолько динамично, что иной раз кажется, что видно, как движутся тучи по небу. Таким образом, от картины очень трудно оторвать глаз, она полностью пленит своей ненавязчивостью.

opisanie-kartin.com

Русская живопись. Художник Саврасов Алексей Кондратьевич. Биография. Картины

Саврасов Алексей Кондратьевич

Известный русский художник-пейзажист. Сын купца Третьей гильдии. Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества, где позднее преподавал. Совершал поездку по югу России, путешествовал по Европе. Экспонировался на выставках Товарищества Передвижников, Всемирных выставках в Вене, Париже, Всероссийской выставке в Москве. Просмотреть картины Саврасова

Биография и творческая деятельность

Алексей Кондратьевич Саврасов, известный русский художник-пейзажист, родился в 12 (24) мая 1830 года в Москве. Его отец, Кондратий Артемьевич Саврасов, был купцом третьей гильдии, мечтал приобщить сына к «коммерческим делам». Однако Алексей, еще будучи ребенком, увлекся рисованием. Уже в раннем возрасте он писал удачные акварели, которые торговцы скупали как ходкий товар. В 1844 году, вопреки желанию отца, Алексей Саврасов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в пейзажный класс, где преподавателем у него был К.И. Рабус. Из-за этого юноша был вынужден переселиться из родительского дома к художнику А. Зыкову. В 1849 году, еще являясь студентом, Саврасов совершил путешествие на юг России. Несколько работ, написанных им во время поездки, были экспонированы на выставке 1853 года. В 1850 году Алексей исполняет для Великой княгини Марии Александровны несколько картин и рисунков, изображающих виды Петергофа и Сергиевского. За эти работы он получает от Академии художеств звание неклассного художника. Окончил Училище Саврасов в 1854 году.

Летом 1854 года Саврасов отправляется в Петербург, где работает у берегов Финского залива. А на осенней выставке в Академии художеств того же года художник представляет две картины, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые он был удостоен звания академика. Вторую картину для своей коллекции приобрел П.М. Третьяков. Осенью 1857 года Алексей Кондратьевич женится на сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца и известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца - Софье Карловне Герц. В этом браке у Саврасова родились четыре дочери, две из которых умерли в детском возрасте. В это время живописец сблизился с сосредоточившем в 1860-е годы наиболее живые культурные силы Москвы Обществом любителей художеств, секретарем которого был ставший ему родственником и близким другом искусствовед Карл Герц. В 1862 году Саврасову за счет Общества была предоставлена возможность поехать на открывшуюся в Лондоне Всемирную выставку и посетить другие европейские страны: Данию, Францию и Швейцарию. Его европейские пейзажи – «Вид в Швейцарских Альпах» (1862), «Озеро в горах Швейцарии» (1866). Из произведений этого периода творчества Саврасова, который биографы характеризуют как «период поиска своего языка», следует также отметить картины «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859) и «Сельский вид»(1867).

С конца 1860-х годов начинается новый этап творчества художника. Произведения, созданные в этот период, написаны рукой зрелого мастера. Это «Лосиный остров» (1869), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871). Вообще, семидесятые годы являются периодом расцвета таланта Саврасова. В 1871-75 годах, художник большую часть времени живет и работает в Москве. Он экспонирует свои работы на выставках Товарищества передвижников (1871-81). В 1871 году на Первой передвижной выставке демонстрировалась его картина «Грачи прилетели». Это полотно принесло живописцу всероссийскую славу и известность. Впоследствии это произведение Саврасов много раз повторял. В этот период художник совершает ежегодные творческие поездки на Волгу. Наиболее яркими из произведений, написанных на Волге, являются «Волга близ Городца» (1870), «На Волге» (1870-е), «Волга под Юрьевцем» (1871). В 1873−78 годах работы Алексея Кондратьевича появляются на выставках в Академии художеств. Также его картины экспонируются на всемирных выставках, в частности на Венской 1873 года и Парижской 1878 года, а также на всероссийской выставке в Москве в 1882 году.

Помимо творческой деятельности, Алексей Кондратьевич с 1857 по 1882 год преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где руководил пейзажным классом. В начале 1880-х художник женится во второй раз. На этот раз его избранницей становится Евдокия Матвеевна Моргунова, с которой живописец прожил до конца жизни. В этом браке у Саврасова родились ещё двое детей - сын Алексей и дочь Надежда. Начиная с конца 1880-х годов материальное положение художника значительно ухудшилось. Саврасов вместе со своей новой семьей сменил немало временных пристанищ. Он жил в самых дешевых меблированных комнатах, гостиницах и даже чуть ли не в трущобах. Денег не всегда хватало даже на еду. Иногда Саврасову помогали старые друзья, в частности П.М. Третьяков.

Начиная с 1880-х художник боролся с мучительным недугом - алкоголизмом. Умер Саврасов 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве, в больнице для бедных.

Картины Саврасова  

art19.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта